Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной культуры курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научные и прикладные положения о формировании профессиональной культуры в ходе изучения иностранного языка способствуют повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе и подготовке курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют более предметно формировать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и прикладные основы процесса формирования профессиональной культуры курсантов военных вузов в ходе изучения иностранного языка
    • 1. Проблема формирования профессиональной культуры в педагогической науке
    • 2. Сущность, структура и содержание формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка
    • 3. Анализ педагогической практики формирования профессиональной культуры курсантов военных вузов в процессе изучения иностранного языка в современных условиях
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка
    • 1. Содержание, организация и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. Обоснование критериев и показателей оценки эффективности формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка
    • 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по оценке и анализу эффективности формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка
  • Глава III. Пути повышения эффективности процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка
    • 1. Обеспечение системности и целостности в содержании процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка
    • 2. Оптимизация организации и методики формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка
    • 3. Совершенствование педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в процессе формирования профессиональной культуры курсантов

Формирование профессиональной культуры курсантов высших военно-учебных заведений в процессе изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время роль и значение профессионализма в жизни общества заметно возросло. Его качество становится одним из определяющих факторов развития государства и его граждан. В условиях политических и социально-экономических реформ в России к системе образования предъявляются новые требования, которые следует реализовывать в профессиональной подготовке специалистов.

Глубинные изменения всех сфер жизни общества, кардинальная реформа военной организации государства и вооруженных сил с необходимостью требуют перестройки работы военных вузов, совершенствования системы образования и воспитания военных кадров.

Деятельность военных учреждений в современных условиях направлена на повышение качества военно-профессиональной подготовки будущих офицеров, развитие их общей и профессиональной культуры. Практика свидетельствует, что невозможно подготовить высококлассных офицеров, нестандартно мыслящих и действующих, готовых безупречно выполнять свой гражданский и воинский долг, без творческого отношения к делу каждого преподавателя вуза. Не являются исключением и преподаватели иностранных языков, доля педагогического воздействия которых на курсантов составляет 220 часов.

Современным военным специалистам помимо глубоких знаний по специальным и военным дисциплинам необходим опыт работы на компьютере, развитые коммуникативные навыки, высокий уровень владения иностранными языками. Реализация образовательной функции иностранного языка в высшей военной школе позволяет будущим офицерам изучать возможности потенциального противника, его сильные и слабые стороны, а также получать нужную информацию не только из отечественных, но и зарубежных источников, что особенно важно в миротворческих миссиях. Воспитательная функция проявляется в формировании у курсантов патриотического мировоззрения, долга, чести и личного достоинства, нравственного самосознания, навыков и умений высококультурного и дисциплинированного поведения. Значительными возможностями обладает иностранный язык и для развития у обучающихся процессов восприятия, памяти, воли, мышления и др.

Идеи обновления содержания обучения, его интенсификации и эффективности, совершенствование существующих и поиск новых методик находятся в центре внимания проводимых педагогических и методических исследований, так как требования к практическим знаниям иностранных языков в настоящее время сильно возросли. Важно не только иметь навыки перевода специальной литературы, но и владеть иноязычной профессиональной коммуникативной компетентностью.

При этом богатый потенциал средств иностранного языка в формировании профессиональной культуры у курсантов до настоящего времени не получил должной реализации в практической деятельности вузов. Анкетирование в ходе исследования свидетельствует, что значительная часть курсантов (более 90%) ориентирована на повышение своего профессионально-культурного уровня посредством изучения иностранного языка, но не имеют в полной мере такой возможности в условиях военного вуза (около 46%), а основной причиной противоречия называют недостаточное количество времени на изучение иностранного языка (около 54%).

Формирование, развитие и совершенствование профессиональной культуры представляет собой сложное комплексное образование, определяющееся целым рядом факторов и условий. При этом изучение иностранных языков в образовательном процессе играет немаловажное значение. Это обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, постоянно усложняющимися задачами подготовки курсантов. Современные требования к офицерским кадрам предполагают знания и умения работы с компьютерной техникой, постоянно обновляющимися информационными технологиями, предусматривающими знания иностранных языков.

Во-вторых, акцентом на целесообразность повышения языковой подготовки курсантов в военных вузах в требованиях Государственных образовательных стандартов. Необходимость повышения профессиональной культуры будущих офицеров посредством иностранных языков и ухудшающаяся качественная характеристика поступающих в военные вузы, а также недостаточная учебная мотивация обучающихся предполагают необходимость роста педагогических умений в области подготовки к занятиям, в сфере профессионального совершенствования педагогов и самосовершенствования курсантов. В ходе проведенного опроса и целенаправленных бесед было выявлено, что около 10% курсантов в каждой группе не имели в школе английского языка вообще и не имеют навыков чтения, а 40% - занимались иностранным языком всего лишь один раз в неделю.

В-третьих, наличием имеющихся в ходе изучения иностранных языков противоречий между имеющейся системой знаний о профессиональной культуре и низким уровнем понимания содержания процесса ее формирования преподавателями и курсантамимежду объективной необходимостью формирования профессиональной культуры будущих офицеров и невысокой мотивацией • курсантов в этой областимежду стремлением педагогов формировать профессиональную культуру и низкой активностью объектов образовательного процессамежду, наличным и необходимым уровнем материально-технического обеспечения процесса формирования профессиональной культуры. В вузах сохраняется тенденция недостаточно высокой мотивации курсантов к формированию профессиональной культуры посредством изучения иностранного языка. Это проявляется в том, что доминирующими мотивами поступления курсантов в вузы выступают скорее эгоистичные, чем социальные ориентации: 22% курсантов посредством поступления в ввуз решили проблему уклонения от призыва в ряды Вооруженных Сил РФ в качестве военнослужащих по призыву- 39% опрошенных основным мотивом назвали получение в принципе бесплатного высшего образованиятолько 28% осознанно и целенаправленно выбрали профессию офицера.

В-четвертых, необходимостью постоянного совершенствования профессиональной культуры потребностями современных офицеров в умении работать с иностранными источниками и общении с зарубежными военнослужащими.

Врпросы формирования профессиональной культуры офицеров анализировались в педагогическом аспекте — А. В. Барабанщиковым, П. Н. Городовым, А. И. Лобачем, С. С. Муцыновым, В. А. Сластениным и др. V в культурологическом — А. И. Арнольдовым, Н. К. Баклановой, В. Ф. Ковалевским, Л.А.Лебедевой2- в философском — Г. М. Кочетовым, B.C. Комбаровым, В. И. Козлачковым, О.А.Черницким3- в социологическом — Л. Н. Коганом, В. А. Лапшовым, Г. Н.Соколовой4 .

1 См.: Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. — М., ВПА. 1985; Городов П. Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов (на материале высших военно-морских училищ): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: ВПА., 1972; Лобач А. И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: Автореф. дисканд. пед. наук. — М.:ТА ВС,

1992, Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976.

2 См.: Арнольдов А. И. Человек и мир культуры.

Введение

в культурологию. — М: Изд-во МГИК. 1992. Лебедева Л. А. и др. К изучению уровня культуры личности // Исследования культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. Свердловск, 1979; Ковалевский В. Ф. Профессионализация — закономерность развития воинской деятельности //Военная мысль. — 1988. — № 4.

3 См.: Кочетов Г. М. Воспроизводство профессиональной культуры. Концептуальная постановка задачи: Автореф. дис.. д-ра филос.наук.- Томск. 1975; Комбаров B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук.-Томск, 1985; Козлачков В. И. Освоение профессиональной культуры в современных условия: Автореф. дис.. д-ра филос.наук. — М., 1991; Черницкий О. А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук. — М.: ВУ, 2001.

4 См.: Лапшов В. А. Профессиональная культура офицера российской армии: Монография. М., 1999; Коган Л. Н. Социологический аспект изучения культуры. // Социологические ис

В профессиологии проблемы профессиональной культуры исследовались учеными Г. Н. Александровым, М. А. Кобзевым, Л. А. Петровской, В.Д.Шадриковым1.

Разработкой профессиональных качеств, профессиональной компетентности, профессиональной направленности, профессионального мастерства занимались В. Б. Капустин, В. З. Колесников, Ю. А. Ленев, Н. В. Митяш, Ю.Н.Хряпин2

Проблематике оптимизации процесса обучения иностранным языкам посвящены труды отечественных дидактов А. В. Алферова, Н. Д. Галльской, И. И. Ильясова, Т. А. Китайгородской, Е. И. Пассова, В. В. Петрусинского, Г. В. Роговой, Т. В. Рябова, Н. М. Симоновой, Л. С. Щербы и др3.

Вопросы, связанные с формированием различных аспектов культуры, профессионализма средствами иностранного языка, нашли свое отражение в исследованиях Ю. И. Балаховской, О. В. Дроновой, Е. И. Кочневой, Н. И. Соколовой, Е. В. Тимофеевой, О. Ю. Харламовой и др4. следования. — 1976 № 1- Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. -Минск, 1984.

1 См.: Александров Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста. — М.: Знание, 1984; Кобзев М. А. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста. Советская педагогика. 1983. № 3. С. 90−93- Шад-риков В. Д. Деятельность и способности. — М: 1994.

2 См.: Ленев Ю. А. Формирование профессиональных качеств у курсантов: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1993; Хряпин Ю. Н. Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов вузов войск связи: Автореф. дис.канд. пед. наук. — М.: ВУ. 1998; Митяш Н. В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — БГПИ. 1994; Капустин В. Б. Профессиональная компетентность советских военных кадров. — М.: ВАД, 1992.

3 См.: ИГалльская Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: Аркти

Глосса, 2002. Ильясова И. И., Рябова Т. В. Концепция управления усвоением и обучения иностранному языку. — В кн.: Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. — М., 1970; Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, 1986; Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики иноязычного обучения. — М.: Русский язык, 1989; Симонова Н. М. Экспериментальное исследование мотивации при усвоении иностранного языка в вузе. Автореф. дисс. канд. пед наук.-М., 1982; Щерба JI.C. Как надо изучать иностранные языки. — M.-JL, 1929.

4 См.: Балаховская Ю. И. Формирование самооценки курсантов вуза (педагогическое исследование на материалах преподавания иностранного языка): Дис. канд. пед. наук. — М.: ВУ,

Вместе с тем, перечисленные исследования отражают лишь отдельные аспекты формирования профессиональной культуры, специальных исследований, посвященных проблеме формирования профессиональной культуры курсантов средствами иностранного языка еще не было.

Как показал анализ литературы, существует противоречие между необходимостью подготовки высокопрофессиональных офицеров и возможностями педагогической практики в области формирования профессиональной культуры будущих военных профессионалов. Работа по формированию профессиональной культуры у курсантов в ходе обучения иностранным языкам затрудняется отсталостью учебно-материальной базы от современного уровня языковой подготовки, недостаточной мотивированностью преподавателей иностранного языка к росту своих педагогических навыков и умений и низким уровнем мотивации самих курсантов.

Совокупность перечисленных причин, теоретическая и практическая значимость проблемы, явно выраженная актуальность и недостаточная научная разработанность стали основой для выбора темы диссертационного исследования, определения его объекта и предмета, замысла, цели и задач. Объектом диссертационного исследования избрана профессиональная культура курсантов в образовательном процессе высших военно-учебных заведений, а его предметом — сущность, содержание и пути формирования профессиональной культуры курсантов военных вузов в процессе изучения иностранного языка.

1999; Тимофеева Е. В. Динамика формирования коммуникативной культуры у обучающихся средствами иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Рязань, 1998; Дронова О. В. Формирование профессиональных умений будущих экономистов средствами иностранного языка: Автореф. дис. канд пед. наук. — Нижний Новгород, 2002; Кочнева Е. И. Личност-но ориентированное обучение курсантов высших военно-учебных заведений (на материалах курса иностранного языка): Дис. канд. пед наук. — М.: ВУ, 2001; Соколова Н. И. Формирование экологической культуры у студентов педагогических вузов средствами изучения иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Рязань. 2002; Харламова О. Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку: Дис. .канд. пед. наук. — СПб.: 2004.

Цель исследования — обосновать сущность и содержание формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка, выявить пути повышения его эффективности.

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретические и прикладные основы формирования профессиональной культуры курсантов военных вузов в ходе изучения иностранного языка.

2. Разработать и опытно-экпериментальным путем проверить модель процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка.

3. Выявить основные пути повышения эффективности процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка и педагогические условия их реализации.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы было выдвинуто положение о том, что в условиях постоянно возрастающих требований к качеству процесса формирования профессиональной культуры курсантов средствами иностранного языка его реальное состояние характеризуется не только позитивными, но и негативными показателями.

Существующее противоречие между требуемым и имеющимся уровнем профессиональной культуры офицеров предусматривает поиск путей, способов, средств его разрешения, в том числе в ходе изучения иностранного языка. Предполагается, что разрешение данного противоречия возможно на основе разработанной модели процесса формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка при использовании следующих путей повышения эффективности данного процесса: а) обеспечения системности и целостности в содержании процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языкаб) оптимизации организации и методики формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языкав) совершенствования педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в процессе формирования профессиональной культуры курсантов.

Методологической основой исследования явились философские диалектические положения о всеобщей связи и развитии явлений и процессов действительности, их взаимообусловленности и целостности, общенаучные подходы (социокультурный, логико-исторический, функциональный, комплексный, процессуальный, системный). Важное значение в определении научных позиций занимали теоретические положения Военной доктрины Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 гг.».

В исследовании нашли применение идеи и труды ученых по педагогике высшей военной школы (И.А.Алехин А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, А. М. Герасимов, П. Н. Городов, В. П. Давыдов, Э. Н. Коротков, А. И. Лобач, М. А. Лямзин и др.)1, положения и выводы общей теории обучения (Ю.К.Бабанский, В. В. Краевский и др.), идеи о самообразовании и самовоспитании^. А. Волковицкий, А. И. Донцов, А. А. Кобенко, И. К. Радченко и др.)

В диссертации осуществлялась широкая опора на культурологический подход к формированию профессиональной культуры (М.М.Бахтин,

1 См: Барабанщиков А. В. Дидактические проблемы высшей военной школы. — М.: ВПА, 1980 — Вдовюк В. И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы: Современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. Учеб. Пособие. — М.: ВУ, 1996; Давыдов В. П. Основы педагогической психологии высшей школы. Курс лекций — М.: Академия ФСБ, 1997; Коротков Э. Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. — М.: ВПА, 1990; Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: Дис. д-ра пед. наук. — М.: ВУ. 1997; Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987; Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). — М.: Педагогика, 1977; Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального совершенствования. — М., 1994; Кобенко А. А. Самовоспитание офицеров Советской Армии: Дис.. канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1971; Радченко И. К. Педагогические проблемы совершенствования процесса самообразования офицерского состава полка: Дис.. канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1983.

В.С.Библер и др.), психологической теории деятельности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А.Н.Леонтьев)1.

В научной работе были использованы идеи совершенствования преподавания иностранного языка (А.А.Вербицкий, Г. А. Китайгородская, М. А. Ковальчук, Е. И. Пассов, Т.В.Рогова)2.

Для решения задач, поставленных в исследовании, использовались теоретические и эмпирические методы: анализ педагогической и специальной литературы, изучение нормативных документов, регламентирующих уровень профессиональной подготовки курсантов, анализ результатов деятельности, прямое и косвенное педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, моделирование, констатирующий и формирующий эксперименты, различные методы обработки результатов исследования.

Проведение педагогического исследования планировалось и осуществлялось на базе 4 высших военно-учебных заведений (Военный Университет, Военно-технический университет Спецстроя России, Московский военный институт, Ульяновский филиал Военного университета связи).

Исследование было проведено в три взаимосвязанных этапа:

На подготовительном этапе (2001; 2002 гг.) был осуществлен предварительный анализ исследуемой проблемы, анализ литературных источников и изучение истории возникновения и развития проблемы, состояние ее решения на современном этапе развития педагогики. Определены объект и предмет, цели и задачи исследованиясформулирована рабочая гипотеза исследования;

1 См.: Выготский JI.C. Лекции по психологии. — СПб: «Союз», 1997; Леонтьев А. Н. Деятель-ность.Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.

2 См.: Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991; Китайгородская Г. А. Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1987; Ковальчук М. А. Что такое Я-концепция и какова ее роль в обучении // Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. Китайгородской Г. А. — М.: МГУ, 1988, Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991; Рогова Т. В., Верещагина И. И. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. -М., 1998. разработана теоретическая модель процесса формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языкаобоснована методика исследования, организована работа и проведен констатирующий эксперимент.

На основном этапе (2002 — 2003 гг.), который представлял собой проведение формирующего эксперимента, осуществлялось обоснование и апробация модели, основных путей повышения эффективности формирования профессиональной культуры курсантов средствами иностранного языка.

На заключительном этапе (2003 — 2004 гг.) осуществлялся анализ и обработка данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы. В ходе него были сформулированы основные выводы и разработаны практические рекомендации по формированию профессиональной культуры у курсантов в процессе изучения иностранного языка, которые получили внедрение в практической деятельности субъектов образовательного процесса вузов. Были опубликованы статьи по результатам проведенного эксперимента.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано более 220 литературных источников по проблеме исследования (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и т. д.), свыше 40 нормативных документов (законов, приказов, директив, учебных планов, организационно-методических указаний по организации образовательного процесса, индивидуальных планов работ преподавателей на учебный год и др.). Осуществлено целенаправленное наблюдение за содержанием, организацией и методикой проведения процесса формирования профессиональной культуры при изучении иностранного языка в ходе занятий на кафедрах иностранных языков экспериментальных вузов. Проанализированы результаты рассмотрения путей совершенствования формирования профессиональной культуры на 4 заседаниях кафедр иностранных языков различных вузов В процессе экспериментальной работы проведено более 60 индивидуальных и 9 групповых бесед с представителями кафедр. Опрошено более 90 преподавателей и 280 курсантов, проведен анализ практических занятий более 30 преподавателей различных вузов и процесса самообразования более 130 курсантов. Исследованием охвачено более 300 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснованы теоретические и прикладные основы формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка, базирующиеся на интегративном преломлении в исследуемом явлении характеристик социокультурного, процессуального, функционального и личностно-деятельностного научных подходов;

— разработана и опытно-экспериментальным путем проверена модель процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка, включающая в себя процессуально взаимосвязанную совокупность модулей (целеполагания, субъектно-объектных связей, содержательного, технологического и оценочно-результативного);

— выявлены основные пути совершенствования процесса формирования профессиональной культуры курсантов военных вузов в ходе изучения иностранного языка (обеспечение системности и целостности в содержании процесса, оптимизация организации и методики формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка, совершенствование педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в процессе формирования профессиональной культуры курсантов) и педагогические условия их успешной реализации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность формирования профессиональной культуры курсантов, представляющая собой целостный педагогический процесс, реализующий последовательную совокупность целей и результатов, изучаемого содержания иностранного языка, образовательных языковых технологий в целях формирования у будущих офицеров необходимых знаний, умений, навыков и качеств для эффективного выполнения военно-профессиональных обязанностей. Рассматриваемый процесс охватывает основные сущностные детерминанты профессиональной культуры курсанта, понимаемой как комплексное, личностно-творческое образование его личности, отражающее уровень развития социокультурных, военно-профессиональных и специальных знаний, навыков, умений и качеств, потенциально продуцирующее надежную личностно-профессиональную базу для успешного выполнения будущих офицерских обязанностей в войсках.

Содержание процесса формирования профессиональной культуры курсантов средствами иностранного языка включает в себя реализацию функций обучения (вооружение системой знаний, навыков и умений по военно-профессиональной, общественно-политической и специальной терминологии, овладение навыками понимания и правильного построения иноязычного высказывания, умение реализовывать коммуникативно-диалоговые задачи, развитие навыков чтения) — воспитания (формирование профессиональных качеств и профессионального мышления на основе изучения опыта отечественной и зарубежной практики обучения военных профессионалов) — развития (социально-личностное, военно-профессиональное, нравственное, интеллектуальное, общекультурное, эстетическое, лингвистическое и коммуникативное) — психологической подготовки (подготовка к профессиональной деятельности военного специалиста — социолога, психолога, журналиста, специалиста в области куль-турно-досуговой и социальной работы, — а также снятие психологического барьера в иноязычной коммуникации в возможной языковой среде).

Функции формирования профессиональной культуры курсантов: мировоззренческая, преобразующая, развивающая, регулятивная, прогностическая.

Принципы формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка: профессиональная направленность образовательного процесса, включающая в себя общий, военно-профессиональный и специальный компоненты профессиональной культурыформирование профессиональной культуры во взаимосвязи всех видов образовательной деятельностиоптимальное сочетание форм, средств и методов формирования профессиональной культуры в образовательном процессепринцип природосообраз-ности, учитывающий индивидуально-психологические особенности курсантовпринцип продуктивности учебных занятий.

2. Разработанная и опытно-экспериментальным путем проверенная модель процесса формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка, включающая в себя: а) модуль целеполагания (объективные и субъективные факторы целевого кадрового военного заказа в сфере высшего профессионального образования, педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса и уровень развития учебно-материальной базы) — б) модуль субъектно-объектных связей (офицеры-руководители, педагоги, курсанты учебных групп) — в) содержательный модуль (выраженность военной направленности в тематике учебной программы изучения иностранного языка) — г) технологический модуль (методы, средства и формы обучения, воспитания, развития и психологической подготовки курсантов) — д) оценочно-результативный модуль (критерии и методика оценки сформированное&tradeпрофессиональной культуры у курсантов в процессе изучения иностранного языка).

3. Основные факторы, воздействующие на процесс формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка: объективные (уровень социально-экономического и политического развития общества и культурный потенциал странытребования государственных органов и общественных организаций к профессиональной культуре офицера и курсантаобъективно заданные государственными образовательными стандартами требования к содержанию и технологии изучения курса «Иностранный язык" — состояние учебно-материальной базы преподавания иностранного языка и др.) и субъективные (уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава в реализации социокультурного подхода к обучению курсантов средствами иностранного языкаобеспечение педагогического взаимодействия в звене «преподаватель-курсант» на гуманных и демократических принципахэффективность управленческих механизмов и реализации педагогических технологий формирования профессиональной культуры курсантов субъектами образовательного процесса вузовуровень культурной развитости курсантов и их мотивации к языковому самосовершенствованию и др.).

4. Динамика процесса формирования профессиональной культуры у курсантов характеризуется протеканием трех взаимосвязанных этапов, подразделяющихся на первых двух этапах на ряд стадий: подготовительный этап — на мотивационную и ориентировочную стадииэтап становления — на стадии усвоения и закрепления профессионально значимых знаний и качествэтап саморазвития — на перманентно проявляющуюся актуализацию требований профессионального развития.

5. Процесс формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка качественно проявляется в системе взаимосвязанных критериев и показателей. Критериями процесса выступают аксиологический, технологический и личностно-творческийинтегративным критерием эффективности протекания процесса является степень сформированное&tradeпрофессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка.

6. Выявленные основные пути повышения эффективности процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка. Первый путь — обеспечение системности и целостности в содержании процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка — выступает действенным при соблюдении ведущих педагогических условий: а) оптимальном соотношении языкового и военно-профессионального компонентов в структуре языковой подготовки курсантовб) единстве фонетического, грамматического и лексического компонентов при психологической готовности курсантов к изучению иностранного языка. Второй путь — оптимизация организации и методики формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языкапредполагает приоритетное выполнение следующих условий: а) системное использование традиционных и инновационных форм и средств проведения занятий по иностранному языкуб) внедрение в военно-педагогическую практику методов и методик, применяемых в процессе формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка с учетом индивидуального подхода, интересов и потребностей обучаемых. При реализации третьего пути — совершенствования педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в процессе формирования профессиональной культуры курсантов — основными условиями его эффективности выступают: а) информационная и компьютерная подготовленность преподавателей к использованию в учебном процессе современных информационных технологий обучения иностранному языкуб) постоянная работа преподавателей по совершенствованию своего педагогического мастерства, самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи формирования профессиональной культуры у курсантов военных вузов в процессе изучения иностранного языка. Полученные данные могут быть использованы в развитии теории и практики педагогики высшей военной школы применительно к совершенствованию содержания и методики преподавания иностранного языка в процессе формирования профессиональной культуры будущих офицеров. Раскрытые в диссертации сущность и содержание процесса формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка в высших военно-учебных заведениях адекватны современным представлениям о данном процессе с комплексных позиций социокультурного, процессуального, функционального и личностно-деятельностного научных подходов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научные и прикладные положения о формировании профессиональной культуры в ходе изучения иностранного языка способствуют повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе и подготовке курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют более предметно формировать профессионально важные качества курсантов и их военно-профессиональную направленность в ходе изучения иностранного языка. Материалы исследования процесса формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы на междисциплинарном уровне при преподавании других учебных дисциплин в военно-учебных заведениях. Учебно-методическое пособие для курсантов 1 курса по английскому языку, тексты для различных видов чтения и другие исследовательские разработки выборочно находят практическое применение в образовательном процессе кафедр иностранных языков военных вузов.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования, реализацией модели формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка, применением комплексной методики исследования, соответствующей его объекту, задачам и логике научного поиска, репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных, анализом результатов опытно-экспериментальной работы, которая подтверждена практикой работы военных вузов.

Апробация результатов исследования проводилась на протяжении всего периода исследования и в ходе педагогического эксперимента, проводимого в

4 учебных заведениях. Апробация осуществлялась путем внедрения разработанной в ходе исследования модели процесса формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка в деятельность будущих офицеров (акты о внедрении прилагаются).

Теоретические положения, итоги результатов исследования, практические выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедр иностранных языков Военного университета, Ульяновского филиала военного университета связи, Военно-технического университета Спецстроя России, излагались диссертантом на межвузовском теоретико-методологическом семинаре «Проблемы образования и профессиональной культуры» (г. Балашиха), межвузовских научно-практических конференциях «Современные дидактические технологии в учебном процессе вузов МВД России» 18.06. 2003 г. в Академии управления МВД России- «Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний» 16.04. 2004 г. в Российском новом университете, отражены в публикациях общим объемом 5,2 п.л. Апробация результатов исследования осуществлялась также в ходе проведения занятий с курсантами, через участие в создании учебных программ и тематических планов, написании учебного пособия для курсантов .1 курса «Вводно-корректировочный курс» Английский язык.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Глава I. Теоретические и прикладные основы процесса формирования профессиональной культуры курсантов военных вузов в ходе изучения иностранного языка. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка. Глава III. Пути повышения эффективности процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка.

Основные выводы и положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Климова С. Г., Полянская Г. И. Вводно-корректировочный курс. Английский язык. Учебное пособие для курсантов. М.: ВУ. — 2003. — 50 с.

2. Климова С. Г. Формирование профессиональной культуры у курсантов вузов в процессе изучения иностранных языков. — М.: МФТИ, 2003. — 24 с.

3. Климова С. Г. Некоторые вопросы формирования профессиональной культуры курсантов. — Балашиха: Военно-технический университет Федеральной службы специального строительства РФ, «Гуманитарный сборник». — 2004. — № 6. — С. 27−31.

4. Климова С. Г. О педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в реализации профессионально-культурных аспектов обучения курсантов военных вузов // Педагогические науки. — 2004. — № 6(10). -С. 130−133.

Общий объем — 5,2 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка показало актуальность проблемы, ее сложность и многоплановость, позволило сделать вывод о состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы.

1. Глубинные изменения всех сфер жизни общества, кардинальная реформа военной организации государства и вооруженных сил требуют перестройки работы военных вузов, совершенствования системы образования и воспитания военных кадров. В современных условиях работа военных учреждений должна быть направлена на повышение качества военно-профессиональной подготовки будущих офицеров, подъем их общей и профессиональной культуры.

Формирование, развитие и совершенствование профессиональной культуры представляет собой сложное комплексное образование, определяющееся целым рядом факторов и условий. При этом немаловажное значение в образовательном процессе играет изучение иностранных языков.

2. В ходе историко-педагогического анализа исследуемой проблемы было установлено, что существует множество подходов к изучению профессиональной культуры. На философском уровне профессиональная культура понимается как мера реализации сущностных сил личности в процессе профессиональной деятельностив социологическом аспекте — как показатель зрелости профессиив культурологическом смысле — как особая культура в совокупности ценностей (организационных, технических, психологических, духовных), обеспечивающих воинскую деятельностьэтнографический аспект рассматривает профессиональную культуру как совокупность специальных знаний и опыта в процессе профессиональной деятельности.

Большинство педагогов-исследователей акцентируют внимание на рассмотрение процессов профессиональной подготовки, формирование профессиональных качеств, профессиональной компетентности, профессиональной направленности. Профессиональная культура будущего офицера понимается как комплексное, личностно-творческое образование, отражающее уровень развития социокультурных, военно-профессиональных и специальных знаний, навыков, умений и качеств, потенциально продуцирующее надежную личностно-профессиональную базу для успешного выполнения будущих офицерских обязанностей в войсках.

Теоретико-методологическую основу формирования профессиональной культуры курсантов составляет синтез личностного, социокультурного, процессуального, функционального, системно-деятельностного и культурологического подходов, направленных на приобретение глубоких знаний, навыков, умений, их эффективное применение в ходе решения профессиональных задач, а также всестороннее развитие личности будущего офицера.

Сущностью формирования профессиональной культуры курсантов является целостный педагогический процесс, реализующий последовательную совокупность целей и результатов, изучаемого содержания иностранного языка, образовательных языковых технологий для формирования у будущих офицеров необходимых знаний, умений, навыков и качеств в целях эффективного выполнения военно-профессиональных обязанностей.

Содержание процесса формирования профессиональной культуры курсантов средствами иностранного языка включает в себя реализацию задач обучения (вооружение системой знаний, навыков и умений по военно-профессиональной, общественно-политической и специальной терминологии, овладение навыками понимания и правильного построения иноязычного высказывания, умение реализовывать коммуникативно-диалоговые задачи, развитие навыков чтения) — воспитания (формирование профессиональных качеств и профессионального мышления на основе изучения опыта отечественной и зарубежной практики обучения военных профессионалов) — развития (социально-личностное, военно-профессиональное, нравственное, интеллектуальное, общекультурное, эстетическое, лингвистическое и коммуникативное) — психологической подготовки (подготовка к профессиональной деятельности военного специалиста — социолога, психолога, журналиста, специалиста в области культурно-досуговой и социальной работы, — а также снятие психологического барьера в иноязычной коммуникации в возможной языковой среде).

Основными функциями процесса формирования профессиональной культуры являются: мировоззренческая, преобразующая, регулятивная, прогностическая. Мировоззренческая функция предполагает формирование совокупности взглядов курсантов на социальную действительность и свое место в военно-профессиональной деятельностипреобразующая направлена на повышение эффективности решения военно-профессиональных задач, активного, прогрессивно-творческого изменения различных сторон военно-профессиональной жизнирегулятивная означает выработку качеств поведения, деятельности и общения, которые вписывают будущего офицера в военно-профессиональную средупрогностическая — это формирование в процессе изучения иностранного языка знаний, направленных на моделирование на основе имеющихся навыков и умений будущей военно-профессиональной деятельности. Реализация этих функций обеспечивает подготовку будущих специалистов со сформированной профессиональной культурой.

Принципы формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка: профессиональная направленность образовательного процесса, включающая в себя общий, военно-профессиональный и специальный компоненты профессиональной культурыформирование профессиональной культуры во взаимосвязи всех видов образовательной деятельностиоптимальное сочетание форм, средств и методов формирования профессиональной культуры в образовательном процессепринцип природосообразности, учитывающий индивидуально-психологические особенности курсантовпринцип продуктивности учебных занятий, нацеливающий на продуктивную творческую (а не только на воспроизводящую) деятельность, на создание реальных продуктов обученияразных речевых произведений (аннотаций, рефератов, информационных сообщений).

Закономерностями формирования профессиональной культуры курсантов в процессе изучения иностранного языка являются: зависимость целей и задач формирования профессиональной культуры от служебного функционала будущей военно-профессиональной деятельности офицерацелостность формирования профессиональной культуры во взаимообусловленности всех ее структурных элементовзависимость эффективности формирования профессиональной культуры от уровня педагогической культуры преподавателей иностранного языка и знания ими особенностей военной службыведущая роль военно-профессиональной составляющей в формировании профессиональной культуры будущих офицеров в сравнении с общекультурной и специальной.

4. Анализ практики обучения курсантов военных вузов показывает, что все большее число педагогов приходит к пониманию необходимости формирования профессионально значимых знаний, навыков, умений, качеств личности в деле подготовки военного профессионала. Вместе с тем, сохраняется тенденция проведения занятий по иностранному языку без ясного представления о специфике профессиональной подготовки будущих офицеров.

Проведенный анализ практики формирования профессиональной культуры позволил выявить и сформулировать следующие противоречия: между имеющейся системой знаний о профессиональной культуре и низким уровнем понимания содержания процесса ее формирования преподавателями и курсантамимежду значительной теоретической разработанностью данной проблемы и отсутствием технологии ее реализации в педагогическом процессе военного вузамежду объективной необходимостью формирования профессиональной культуры будущих офицеров и невысокой мотивацией курсантов в этой областимежду стремлением педагогов формировать профессиональную культуру и низкой активностью объектов образовательного процессамежду наличным и необходимым уровнем материально-технического обеспечения процесса формирования профессиональной культуры.

Преодоление выявленных противоречий стало организующим началом в ходе опытно-экспериментальной работы, которая предполагала разработку и апробирование модели процесса формирования профессиональной культуры у курсантов в ходе изучения иностранного языка, основных критериев и показателей для определения сформированности профессиональной культуры у курсантовопределения тенденций, проявляющихся в процессе формирования профессиональной культуры в ходе изучения иностранного языкавыявления посредством анализа динамики процесса формирования профессиональной культуры.

Процесс формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка предполагает единство целеполагания, учебно-воспитательных задач, педагогических средств, форм и методов с учетом выявленных в ходе исследования противоречий, объектно-субъктных связей, принципов, закономерностей и результатов, выраженных в военно-профессиональной направленности курсантов и уровнем сформированности у них профессионально важных качеств.

Системообразующим признаком данного процесса, обусловливающим взаимосвязь его элементов и связей между ними, выступает целеполагание. Оно заключается в формировании у курсантов профессионально важных качеств, учитывающих требования прогностического и перспективного характера их профессиональной деятельности.

Процесс формирования профессиональной культуры включает в себя решение учебно-воспитательных задач, вытекающих из его содержания: обучения, воспитания, развития и психологической подготовки курсантов. Объектно-субъектные связи педагогического процесса характеризуются различными уровнями управления профессиональной подготовкой курсантов.

Средствами формирования профессиональной культуры курсантов выступают вербальные, невербальные, печатные, электронные и аудиовизуальные носители информации, воздействующие на развитие профессионального сознания курсантов.

Коллективные и индивидуальные формы формирования профессиональной культуры курсантов, а также различные методы обучения и воспитания отражают специфику конкретной педагогической ситуации образовательного процесса изучения иностранного язык а.

Результатом процесса являются сформированные компоненты профессиональной культуры курсанта: аксиологический (ценности-цели, ценности-средства, ценности-качества, ценности-знания), технологический (аналитические, коммуникативные, организационные и оценочно-регулирующие умения и навыки), личностно-творческий (военно-профессиональная направленность, творческое мышление, интеллигентность, верность воинскому долгу и др.).

Психолого-педагогический механизм процесса формирования профессиональной культуры у курсантов включает в себя три взаимосвязанных этапа.

1 -й этап (подготовительный) включает мотивационную и ориентировочную стадии. Мотивация овладения иностранным языком базируется на познавательном интересе, который активизируется у курсантов с помощью методик проблемно-деятельностного обучения. Если обучающийся со сложившимся мотивом не требует специальной работы на этом этапе, то отсутствие мотивации у курсанта вызывает необходимость включения обучающегося в совместную деятельность с преподавателем с помощью активизации внешних или внутренних мотивов. Ориентировочная стадия включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом здесь является понимание важности формирования профессиональной культуры в процессе изучения иностранного языка.

2-й этап (становления) включает стадию усвоения и стадию закрепления в сознании обучаемого профессионально значимых образов воинской деятельности. Ассоциативно-рефлекторная концепция рассматривает процесс усвоения как постепенное образование в сознании обучаемого новых связей, ассоциаций по признаку сходства или различия изучаемых явлений. В ходе этого этапа применяется следующая логика процесса овладения знаниями: постановка и осознание познавательной задачи, восприятие учебного материала, его осмысление и запоминание. Прочное запоминание учебного материала в условиях высшей военной школы обусловлено: глубоким проникновением в сущность изучаемых проблем, наращивания получаемой информации, ее творческой переработкисистематичностью в работе обучаемых.

3-й этап (саморазвития) основан на постоянно актуализирующемся требовании профессионального развития — проявлять будущему офицеру самостоятельность, инициативу и творчество при выработке и принятии решений, а также при их реализации в ходе военной службы. Умение самостоятельно мыслить и действовать формируется и совершенствуется в процессе самостоятельной деятельности, связанной с профессиональным самообразованием.

5. Исследование практики формирования профессиональной культуры у курсантов в процессе изучения иностранного языка в военных вузах позволило выявить следующие критерии эффективности формирования их профессиональной культуры: аксиологический, учитывающий уровень готовности и понимания целесообразности изучения иностранного языка для повышения своего профессионального уровнятехнологический, отражающий степень приобретения курсантами полученных в ходе занятий по иностранному языку умений, необходимых для формирования профессиональной культурыличностно-творческий, определяющий конкретные проявления сформированных профессиональных качеств в ходе повседневной деятельности, показывающий формирование нравственного отношения курсантов к профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные критерии в совокупности представляют собой проверенный вариант решения задачи формирования профессиональной культуры будущих офицеров в ходе изучения иностранного языка.

6. В результате исследования было установлено, что основными путями повышения эффективности формирования профессиональной культуры у курсантов являются: обеспечение системности и целостности в содержании процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языкаоптимизация организации и методики формирования профессиональной культуры у курсантов в процессе изучения иностранного языкасовершенствование педагогической деятельности преподавателей иностранного языка в процессе формирования профессиональной культуры курсантов. Основными условиями повышения эффективности процесса формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка является: оптимальное соотношение языкового и военно-профессионального компонентов в структуре языковой подготовки курсантовединство фонетического, грамматического и лексического компонентов при психологической готовности курсантов к изучению иностранного языкаусиление общекультурной, военно-профессиональной и специальной направленности текстовсистемное использование традиционных и инновационных форм (тестирование, языковые тренинги, диалоговая, монологическая работа) и средств (печатных, аудио-, видеои электронных) проведения занятий по иностранному языкувнедрение в военно-педагогическую практику методов (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, контекстного, проблемного, коммуникативного, игрового моделирования), применяемых в процессе формирования профессиональной культуры курсантов в ходе изучения иностранного языка с учетом индивидуального подхода, интересов и потребностей обучаемыхиспользование разработанных диссертантом методик (обучения чтению иноязычных текстов, обучения аннотированию и реферированию текстов по специальности, работы с аудиои видеоматериалами на уроках иностранного языка) — информационная и компьютерная подготовленность преподавателей к использованию в учебном процессе современных информационных технологий обучения иностранному языкупостоянная работа преподавателей по совершенствованию своего педагогического мастерства, самообразованию, самовоспитанию, саморазвитиюрегулярный обмен опытом педагогической деятельности преподавателей кафедр гуманитарного, социально-экономического цикла и специальных военных дисциплин по формированию профессиональной культуры у курсантов в ходе проведения занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки //Высш. образование в России, 1998. -№ 3. С.35−39.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 335 с.
  3. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под ред. АВ.Барабанщикова. М.: ВПА, 1980. — 280 с.
  4. И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII — начала XX века: Дис.. д-ра пед. наук. — М.: ВУ, 2004.
  5. А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М: Изд-во МГИК. 1992. 240 с.
  6. А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917−1939): культурологический аспект: Дис.. д-ра культурол. наук. -М., 1999.
  7. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 198 с.
  8. О.А. Активизация познавательной деятельности студентов вуза при обучении иностранным языкам на основе ролевых игр. — Тамбов: ТГУ, 1997.-120 с.
  9. С.А. Этнографическая наука и культурная динамика /Исследование по общей этнографии. — Минск: изд-во БГУ. 1983.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980.- 368 с.
  11. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980, — 368 с.
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.
  13. Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М., 1998.
  14. Ю.И. Формирование самооценки курсантов вуза (педагогическое исследование на материалах преподавания иностранного языка): Дис. канд. пед. наук. М.: ВУ, 1999.
  15. А.В. Проблемное обучение: итоги подведены проблемы остаются //Вестник высшей школы. — 1985. -№ 11.
  16. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. А., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. -М.: ВПА, 1986. 136 с.
  17. А.В. Вопросы педагогики: Теория обучения советских воинов. М: ВПА, 1968. — 111 с.
  18. А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и методические вопросы разработки профессиограммы выпускников академии. М.: ВПА, 1982. -42 с.
  19. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М.: ВПА, 1985. — 174 с.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. С. 5.
  21. О.Д. Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами театральных технологий: Автореф. дис .канд. пед наук. Оренбург, 2000.
  22. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  23. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. — М., 1965.-156 с.
  24. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. С-Пб., 1997.- 225 с.
  25. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986. 227 с.
  26. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Высш. школа, 1995.- 412 с.
  27. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.- 412 с.
  28. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  29. А.В. Становление ценностного отношения студентов социально-педагогического колледжа к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. КГПУ. 2000.
  30. Н.В. Формирование профессионально важных навыков и качеств в условиях модульного практико-ориентированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль. 1999.
  31. А.А. Личность и общение. М.: МПА, 1995, — 272 с.
  32. С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX — начала XX века: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1992.
  33. Ю.В. Очерки теории этноса. М: Наука, 1983. 137 с.
  34. Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М., 1984.
  35. Д. Психология познания /Пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  36. А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Дис.. д-ра пед. наук. — М.: ВУ, 2000.
  37. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. — 44 с.
  38. В.И. Формирование и развитие педагогического такта у советских офицеров: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1970.
  39. В.И. Военно-педагогическая этика в совершенствовании профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис.. д-ра пед наук. ВПА, 1984.
  40. JI. Гуманитарное образование в современной России //Высш. образов в России. 1996. — № 1.- С.79−84.
  41. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  42. А.А. Деловая игра как метод активного обучения //Современная высшая школа, 1982. № 3. — С. 41−45.
  43. А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. М.: Знание, 1980. — 63 с.
  44. Военный энциклопедический словарь. Пред. гл. ред. комиссии Н. В. Огарков. -М: Воениздат, 1983. 863 с.
  45. Г. А. Мотивация военно-профессионального совершенствования. — М., 1994.
  46. JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, — 480 с.
  47. Галь екая Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти-Глосса, 2002.- 165 с.
  48. Гез Н И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М., 1982.-274 с.
  49. А.М. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров в части: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1985.
  50. В.Н. Педагогика высшей военной школы: Учебник. М., 2001.
  51. С.Н., Козлова О. Н. Природа, культура, человек: естественность и культурность. ЭКО. 2000. № 1. С.7−9.
  52. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990. — 128 с.
  53. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей школе. М.: ВПА, 1983. — 125 с.
  54. П.Н. Педагогические основы оценки, учета результатов воспитания курсантов. Дис.. канд. пед. паук. -М.: ВПА, 1972.
  55. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.- 28 с.
  56. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1977.
  57. В.П. Педагогика высшей школы Федеральной пограничнойслужбы Российской Федерации: Учебник. М.: Академия ФПС России, 2002. — 302 с.
  58. В.И. О некоторых факторах улучшения преподавания иностранных языков в военной школе // Пути повышения военно-профессиональной направленности и интенсификации учебного процесса. -М.: Педагогика, 1991. — 65с.
  59. Деловые игры в учебном процессе: Сб. статей /Ред. И. А. Чернов. Мн.: Выща школа, 1982.- 120 с.
  60. А.А., Шербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991.- 219 с.
  61. О.В. Формирование профессиональных умений будущих экономистов средствами иностранного языка: Автореф. дис. канд пед. наук. Нижний Новгород, 2002.
  62. С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования //"Сибирь. Философия. Образование". Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001, (выпуск 5).
  63. С.И. Человек в мире ценностей, ценности в мире человека //Вестник Ленигр. Ун-та. Сер. 7 1989. -№ 2. С. 116−118
  64. С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: Дис.. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1992.
  65. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, — 112 с.
  66. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. -М.: ВПА, 1979. 141 с.
  67. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982, — 159 с.
  68. Закон РФ «Об образовании». М., 1996.- 58 с.
  69. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  70. Законы России: Военный пакет. М: Красная звезда, 1993. 12 с. (Библиотечка «Красной звезды, № 4).
  71. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986, — 221 с.
  72. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985, — 160 с.
  73. И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Русский язык, 1989.- 219 с.
  74. В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века: Сб. статей М., 1992. — С. 207.
  75. Н.С. Культура и общественный прогресс. — М. 1980. 128 с.
  76. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987.229 с.
  77. Игры для интенсивного обучения / Сост. М. Ф. Видерман. М.: Прометей, 1991.-218 с.
  78. Г. А. Структурно-системный подход к организации обучения. — М., 1971.
  79. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. — 58 с.
  80. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1995.
  81. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991,-384с.
  82. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
  83. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.- 328 с.
  84. А.И. История подготовки офицерских кадров в России: Учеб. пособие. М.: ВПА. — 1985 с.
  85. В.Б. Профессиональная компетентность советских военных кадров. -М.: ВАД, 1992.
  86. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 254 с.
  87. Г. А. Особенности взаимодействия преподавателя и учебной группы в условиях интенсивного обучения //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: НИИ ОП, 1980. С.76−85.
  88. Г. А. Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1987.
  89. Е.А. Психология профессионализма. М-Воронеж: Изд-во «Совершенство», 1996.-400 с.
  90. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д, 1996. — С.139−144.
  91. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983.- 207 с.
  92. Е.В. Речевая коммуникация. М, 1998.- 224 с.
  93. М.А. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста. Советская педагогика. 1983. № 3. — С. 90−93.
  94. А.А. Самовоспитание офицеров Советской Армии: Автореф. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1971.
  95. В.Ф. Профессиональная культура офицера. //Военная мысль. 1990. — Коб.-С. 52.
  96. В.Ф. Философско-социологический анализ проблем военной профессиологии. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1983.
  97. М.А. Что такое Я-концепция и какова ее роль в обучении // Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Под ред. Китайгородской Г. А. М.: МГУ, 1988.
  98. JI.H. Профессиональная этика в системе культуры / Социальное творчество и ускорение общественного прогресса. Свердловск.: Изд-во Уральск, ун-та, 1988 с. 92- 103.
  99. JI.H. Социологический аспект изучения культуры. // Социологические исследования. — 1976, 1, — С. 53−61.
  100. JI.H., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. -Свердловск, 1972.
  101. В.И. Освоение профессиональной культуры в современных условиях: Автореф.дис. д-ра филос. наук.- М., 1991.
  102. В.И. Этническая демография. М: Статистика, 1977. 240 с.
  103. В.З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академии: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
  104. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии С-Пб. — Изд-во «Детство-Пресс», 2001. — с. 106−107.
  105. Юб.Комбаров B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности: автореф. дис. канд. филос. наук. — Томск, 1985.
  106. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства //Вопросы философии. 1996. — № 10. — с. 47.
  107. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  108. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М.: ВПА, 1999. 170 с.
  109. Н.В., Оссовский B.JI. Ценности профессиональной деятельности. АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наукова думка. 1986.- 149 с.
  110. Г. М. Воспроизводство профессиональной культуры концептуальная постановка задачи: Автореф. дис.. докт. филос. наук. -Томск, 1975.
  111. Г. М. Механизмы процесса профессионализации. Томск, 1975. -77 с.
  112. ПЗ.Кочнева Е. И. Личностно ориентированное обучение курсантов высших военно-учебных заведений (на материалах курса иностранного языка): Дис.. канд. пед. наук. М.: ВУ, 2001.
  113. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). — М.: Педагогика, 1977.
  114. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Автореф. .дис. канд. пед. наук. М.: ВУ, 1996.
  115. Пб.Лазукин А. Д. и др. Совершенствование профессиональной подготовки преподавателей высших военно-учебных заведений в условиях непрерывного образования. М.: ВАФ, 1992. — 75 с.
  116. Н.И., Беляева Л. А., Здравомыслов А. Г., Наумова Н. Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
  117. В.А. Профессиональная культура офицера российской армии: Монография. М., 1999.
  118. Л.А., Сухорукова Г. А., Меньшикова Н. В. К изучению уровня культуры личности. //Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. — Свердловск, 1979. С. 8488.
  119. Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993.
  120. А.А. Обучающие функции языковой среды и проблемы интенсификации включенного обучения. Русский язык за рубежом. — 1983 -№ 4. -С.38.
  121. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.214 с.
  122. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996 № 4 — С. 15−26. Максимов А. Н. Философия ценностей. — М., 1997.
  123. А.П. Культурологическая составляющая интернационального мирового образования. Рязань: Изд-во РГПУ, 1996. — С.31.
  124. .Т. Педагогика. Курс лекций.- М.: Прометей, 1993.- 528 с.
  125. Д. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет.- Л.: Сов. Писатель, 1989. 553 с.
  126. А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: Дис.. канд. пед. наук. М.: ГА ВС, 1992. — 211с.
  127. А.С. Сочинения: В 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958.
  128. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 306 с.
  129. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.-180 с.
  130. В.И., Герасимов В. Н., Алехин И. А. Педагогиака. М.: ВУ, 2002.- 192 с.
  131. Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавателей ВУЗов МВД РФ: Дис. канд. пед. наук. М.: ВУ, 2001.
  132. В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации. Военная мысль. 1993, — № 2. С.22−26.
  133. Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской, — М.: Педагогика, 1981.- 207 с.
  134. И.М. Профессиональная культура (общесоциологический аспект): Автореф. дис. кан. филос. наук. Свердловск, 1983.
  135. JI.JI. Культура профессионально-педагогической деятельности. -Мн.гРИПО, 1999.-95 с.
  136. Н.В.Матяш Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя. Дис. .канд. пед. наук. — БГПИ, 1994.
  137. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ, пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабаинская, А. Ф. Будько и др. Мн.: Выш. Шк., 1996. -522с.
  138. В.П. Развитие у курсантов командных училищ качеств руководителя воинского коллектива. Дис. .канд. пед. наук. — М., 1988.
  139. Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века. Материалы VI междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. 3−4 апреля 2003 года / Сост. Фанькина Н. В. М.: АПК и ПРО, 2003. — 304 с.
  140. Н.Н. Профессиональное сознание как центральная проблема педагогики и психологии высшей школы. — М.: Знание, 1988.
  141. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М: Воениздат, 1994.
  142. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. Яз., 1991. — 917 с.
  143. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь. М.: «Азъ», 1996. — 827с
  144. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М., 1984.
  145. Н.М. Формирование командно-организаторских навыков у выпускников вузов: Дис. .канд. пед. наук, 1974.
  146. Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 1998.- 158 с.
  147. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -2-е изд.- М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  148. .С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся: Курс лекций. С-Пб., 1994. — С.7.
  149. П.В. Духовные ценности российского общества и армия. М.: ВУ, 2001.-216 с.
  150. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Изд-во МПУ, Роспедагентство, 1996, — 270 с.
  151. И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. — М., 1999. — 432 с.
  152. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  153. В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993. Ч. I. С. 12.
  154. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. ГЛаптева, В. А. Сластенина. М., 1998. -143с
  155. Т.В., Верещагина И. И. Методика обучения английскому языку на начальном этапе средней школы. — М., 1998.
  156. И.К. Педагогические проблемы совершенствования процесса самообразования офицерского состава полка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1983.
  157. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т.1.- 608 е.- М., 1998. Т.2.-672с.
  158. СЛ. Бытие и сознание. -М.: 1978. С. 14.
  159. СЛ. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 1999.- 720 с.
  160. И.М. Психолингвистические механизмы и методы формирования речи (на мат. обучения ин. яз.). М.: Педагогика, 2000.
  161. JI.JI. Жизненные ценности женщин //Соц. иссл. 1997. № 10. — С. 26−29.
  162. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. А. Лобачевского, 1994. 164 с.
  163. С. Л. Совершенствование профессионального воспитания военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.: ВУ, 2003.
  164. В.Г. Методологические основы образования. Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 2000. — 192 с.
  165. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М., 1996.-126 с.
  166. В.Н. Во славу Отечества (история, традиции отечественного офицерства). Кстово: Изд-во Кстовской типографии, 1992. — 273 с.
  167. Сафонова В. В, Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
  168. В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. — Воронеж, 1987.
  169. В.Д. О педагогическом взаимодействии учителя и учащихся: Методологический аспект // Магистр, 1992. Ноябрь. С. 16−19.
  170. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Изд-во «Перемена», 1994. 152 с.
  171. С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах // Педагогика. 2001. — № 7. с. 49.
  172. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, АПН СССР, 1971.- 206 с.
  173. В.П. О роли педагогического взаимодействия //Вестник высшей школы, 1987. № 6. — С.29−33.
  174. В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования / Педагогическое образование и наука. 2004.- № 1 — С. 43−49.
  175. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995.- 271 с.
  176. А.М. Методы активного обучения. М., 1991.
  177. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева. М., 1988.- 232с
  178. В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.- 192 с.
  179. Г. Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования).-Минск, 1980.
  180. Н.И. Формирование экологической культуры у студентов педагогических вузов средствами изучения иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 2002.
  181. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  182. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. т.1. -М., 1988.
  183. Социологический словарь. — 2-е изд., Минск, 1991. 96 с.
  184. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: РПА, 1997.- 174 с.
  185. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль, 1976.- 82 с.
  186. Н.Ф. Природа, технология, культура (философско-мировоззркнческий анализ). Киев, 1985. — 160 с.
  187. Н.Д. Психология управления общением личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1992.
  188. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.- 624 с.
  189. Е.В. Динамика формирования коммуникативной культуры у обучающихся средствами иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. Рязань, 1998.
  190. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. — 573 с.
  191. Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество». -М., 2002. 826 с.
  192. Э. Первобытная культура. М. 1989. — 236 с.
  193. Н.Л. Лингвообразовательный процесс в профессиональной подготовке государственных служащих. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998. — 183с.
  194. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М., 1987. — 207 с.
  195. М.В. Вопросы высшего военного образования // Избр. Произв. -М.: Воениздат, 1984.
  196. О.Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку: Дис. .канд. пед. наук. С-Пб.: 2004.
  197. Ю.Н. Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов вузов войск связи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: ВУ, 1998.
  198. М.Т. Изб. Сочинения. М., 1975. — 252 с.
  199. О.А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук. М.: ВУ, 2001.
  200. В.Е. Инновационное образование // Высш. образование в России. 1994. — № 2. — С. 13−28.
  201. А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. — М., 1981.- 128 с.
  202. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986, — 144 с.
  203. Энциклопедия профессионального образования. В 3 тт. /Под ред. С. Я. Батышева. М., 1999. Т.1.- 568 е.- Т.2.- 440 е.- Т.З.- 488 с.
  204. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1981.
  205. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.392
  206. Brumfit S., Johnson К. The Communicative Approach to Language Teaching. — Oxford, 1981/-234 p.
  207. Contrastive Linguistics and the Language Teacher. Oxford, 1981/ - 284 p.
  208. Granger C. Play games with English. London, 1983. — 74 p.
  209. Maslyko E.A. Communicative English for Intensive Learning. Minsk, 1989. -240 p.
  210. Penny Ur. Grammar Practice Activities. A practice guide to teachers. -Cambridge University Press, 1992.
  211. Hutchinson M., Waters A. English for Special purposes. L.: CUP, 1990
  212. Computers in English Language Teaching and Research / Ed. G/Leech, C. N. Candlin. London, 1986. — 230 p.
  213. O’Neill, R. 1993. Longman English Works 1. Harlow: Longman.
  214. Klippel F. Keep Talking. Cambriage, 1986. 202 p.
  215. Ur, P. 1996. A Course in Language Teaching. Cambridge: CUP.
Заполнить форму текущей работой