Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конструкторско-технологическое повышение долговечности сферических подшипников скольжения сухого трения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались: на международном юбилейном симпозиуме АПНО-2003, Пенза, 2003 г.- VII Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в машиностроении», Пенза, 2003 г.- Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки в России, Кузнецк, 2004 г.- IV-ой межрегиональной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Выбор объекта исследования
    • 1. 2. Причины отказов сферических подшипников скольжения
    • 1. 3. Анализ существующих закономерностей изнашивания сферических подшипников скольжения
    • 1. 4. Направления повышения долговечности сферических подшипников скольжения
    • 1. 5. Цель и задачи исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ СФЕРИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
    • 2. 1. Закономерности внутреннего трения в полимерном вкладыше сферических подшипников скольжения
    • 2. 2. Модель многослойного корпуса сферического подшипника скольжения
    • 2. 3. Методика определения деформаций, контактного давления и напряжений в локальной зоне корпуса сферического подшипника скольжения
    • 2. 4. Моделирование модифицированной композиционной подложки вкладыша
    • 2. 5. Долговечность сферических подшипников скольжения сухого трения по критерию износа
    • 2. 6. Сущность предлагаемого решения повышения долговечности сферического подшипника скольжения
    • 2. 7. Выводы
  • 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СФЕРИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ СУХОГО ТРЕНИЯ
    • 3. 1. Обследование демонтированных шаровых опор, достигших предельного состояния
    • 3. 2. Исследование сферических подшипников скольжения сухого трения методом голографической интерферометрии
    • 3. 3. Стендовые испытания сферических подшипников скольжения сухого трения
    • 3. 4. Результаты стендовых исследований сферических подшипников скольжения
    • 3. 5. Регрессионная модель изменения зазора в сферическом подшипнике скольжения
    • 3. 6. Выводы
  • 4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ СФЕРИЧЕСКОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ СУХОГО ТРЕНИЯ
    • 4. 1. Структура технологического процесса изготовления сферических подшипников скольжения сухого трения
    • 4. 2. Повышение долговечности сферических подшипников скольжения сухого трения конструкторско-технологическими методами
    • 4. 3. Технико-экономическое обоснование технологического процесса модифицирования композиционной подложки вкладыша сферического подшипника скольжения
    • 4. 4. Выводы

Конструкторско-технологическое повышение долговечности сферических подшипников скольжения сухого трения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конкурентоспособность машиностроительной продукции во многом определяется долговечностью, основным показателем которой является ресурс. Это в полной мере относится к сферическим подшипникам скольжения сухого трения.

Характерным примером сферического подшипника скольжения сухого трения (СПС) может служить шаровая опора (ШО) подвески легкового автомобиля. Предельное состояние ШО определяется по величине зазора в сопряжении палец-корпус, который по ГОСТ Р 52 433−2005 «Шарниры шаровые» не должен превышать 0,7 мм.

ШО состоит из шарового пальца, охваченного вкладышем из твердосмазочного материала УПА 6/15, заключенного в стальной корпус. Свободное пространство между корпусом и вкладышем заполняет композиционная подложка вкладыша (КПВ).

Нагрузка и реакции, воспринимаемые ШО вызывают упруго-пластические деформации КПВ и вкладыша, а также упругие деформации пальца и корпуса.

Низкий модуль упругости композиционных элементов, которыми являются вкладыш и КПВ, способствует увеличению остаточных деформаций, величины зазора и снижению ресурса сферического подшипника скольжения.

Во многих случаях ресурс СПС оказывается существенно меньше, чем у других узлов и агрегатов машин. Отказы, приходящиеся на ШО, превышают 30% от общего числа отказов передней подвески легкового автомобиля. Затраты на устранение отказов передних подвесок составляют свыше 35% от общих затрат по всем узлам и агрегатам.

Опыт эксплуатации машин и агрегатов показывает, что долговечность СПС в подавляющем большинстве случаев (более 90%) определяется износостойкостью контактирующих поверхностей его деталей и зависит от ряда конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.

Поэтому повышение долговечности сферического подшипника скольжения сухого трения за счет комплекса конструкторско-технологических решений, которые гарантировали бы физико-механические свойства композиционной подложки вкладыша СПС, обеспечивающие заданный ресурс, является актуальной задачей.

Научная новизна работы.

1. Предложено новое техническое решение на основе модифицирования композиционной подложки вкладыша, позволяющее повысить прочность и долговечность сферического подшипника скольжения.

2. Разработана и обоснована структура технологии модифицирования композиционной подложки вкладыша металлическими гранулами сферического подшипника скольжения.

3. Получена зависимость величины зазора между «пальцем и корпусом» от пробега автомобиля, позволяющая количественно оценить долговечность существующего и модифицированного сферических подшипников скольжения.

4. Установлены закономерности изменения напряженно-деформированного состояния корпуса сферического подшипника скольжения в процессе работы под нагрузкой и определена степень влияния упругости модифицированной композиционной подложки вкладыша на ресурс его работы.

5. Разработана математическая модель изнашивания сферического подшипника скольжения, которая дает возможность прогнозировать его ресурс.

Практическая значимость работы.

1. Обоснована возможность и целесообразность использования сферических подшипников скольжения с композиционными подложками вкладыша, модифицированными металлическими гранулами.

2. Разработаны научно-обоснованные рекомендации по выбору гранулометрического состава модификатора, а так же разработан технологический процесс смешивания ингредиентов композиционной подложки вкладыша в заданной пропорции.

3. Разработан и изготовлен стенд, позволяющий проводить испытания шаровых опор и других узлов и элементов подвески легкового автомобиля на долговечность в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации.

Основные положения выносимые на защиту.

1. Технология модифицирования композиционной подложки вкладыша металлическими гранулами, повышающая долговечность сферического подшипника скольжения.

2. Математическая модель, устанавливающая связь упругости композиционной подложки вкладыша, модифицированной металлическими гранулами, с долговечностью сферического подшипника скольжения.

3. Рекомендации по выбору гранулометрического состава композиционных составляющих подложки вкладыша, обеспечивающие повышение долговечности сферического подшипника скольжения.

4. Конструкция специального стенда для испытаний шаровых опор на долговечность.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались: на международном юбилейном симпозиуме АПНО-2003, Пенза, 2003 г.- VII Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в машиностроении», Пенза, 2003 г.- Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки в России, Кузнецк, 2004 г.- IV-ой межрегиональной научно-практической конференции «Техническая эксплуатация и технический сервис: технология, организация, экономика и управление», Кострома, 2004 г.- IX-ой Международной научно-технической конференции «Современные тенденции развития транспортного машиностроения и материалов», Пенза, 2004 г.- Х-ой Международной научно-технической конференции «Современные тенденции развития транспортного машиностроения и материалов», Пенза, 2005 г.;

XVI региональной научно-практической конференции вузов Поволжья и Предуралья, Пенза, 2005 г.- Международной научно-практической конференции «Прогресс транспортных средств и систем», Волгоград, 2005 г.- VII-ой Российской научно-практической конференции «Прогрессивные технологии в транспортных системах», Оренбург, 2005 г.- Международной научно-технической конференции, посвященной 70-летию кафедры «Автомобили и тракторы».

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Теоретически и экспериментально установлено, что заполнение полимерной подложки СПС металлическим гранулами вследствие уменьшения нагрузки, приходящейся на полимер, приводит к повышению его прочности и долговечности.

2. Исследование напряженно-деформированного состояния деталей сферического подшипника скольжения в зоне контакта, выполненное на основе замены гетерогенной структуры подложки эквивалентной ей гомогенной, показало, что максимальные главные напряжения в радиальном и окружном направлениях, действующие в плоскости, перпендикулярной оси пальца составляют примерно 80%, а максимальные касательные -30% от максимального давления по оси пальца. На эксплуатационных режимах указанные напряжения меньше предельных для всех типов полимеров, применяемых в машиностроении для изготовления КПВ, что подтверждает вывод о предотвращении разрушений полимера в модифицированной КПВ.

3. Установлено, что повышение плотности заполнения полости корпуса металлическим гранулами увеличивает долговечность СПС. Разработаны рекомендации по выбору гранулометрического состава модификатора, обеспечивающего наиболее плотное заполнение. По результатам испытаний рекомендуется модифицировать композиционную подложку вкладыша шаровой опоры металлическими гранулами размером 0,5. 1,5 мм со средним диаметром dcр до 1,38 мм в количестве 37,5% от общего объема полости корпуса, что повышает ресурс сферического подшипника скольжения с подложкой на основе серфента, наполненного чугунно-литьевой дробью, примерно в 1,1 раза, а стальными гранулами в 1,3 раза.

4. Разработан технологический процесс смешивания ингредиентов композиционной подложки вкладыша в заданной пропорции, что позволяет снизить время отверждения термореакшпласта в корпусе сферического подшипника скольжения и увеличить производительность процесса литья под давлением.

5. Разработана математическая модель изнашивания сферического подшипника скольжения, которая позволяет прогнозировать его ресурс при различных физико-механических характеристиках модификатора. Сравнение прогнозируемых значений ресурса с экспериментально-установленными для сферических подшипников скольжения с модифицированными и существующими композиционными подложками вкладыша показало максимальные расхождения до 20%.

6. Результаты моделирования и стендовых испытаний шаровых опор ООО «СПРИНТ-АВТО» и шаровых опор с композиционной подложкой вкладыша, модифицированной металлическими гранулами, показали, что износ может быть описан экспоненциальной зависимостью, определены её параметры для существующего и модифицированного сферических подшипников скольжения, которые можно использовать при прогнозировании ресурса.

7. Обосновано включение процесса модифицирования шмпозиционной подложки вкладыша металлическими гранулами в существующую технологию с использованием литья под давлением без нарушения последовательности операций по изготовлению сферического подшипника скольжения.

8. Разработан и изготовлен стенд, который позволяет проводить ускоренные испытания шаровых опор, узлов и элементов подвески легкового автомобиля, с частотой от 30 до 134 Гц и нагрузкой до 8 кН. Конструкция стенда защищена патентом РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.Я. Проектирование деталей из пластмасс.: Справочник / И. Я. Алыпиц, Б. Н. Благов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1977.-215 е.: ил.
  2. И.И. Повышение ресурса гидродинамического подшипника скольжения с самоустанавливающимися графитовыми элементами / И. И. Артёмов, В. Я. Савицкий, С. А. Сорокин / Новые промышленные технологии. Вып. 5−6. — М.: Минатом, 2002. — С. 11−14.
  3. А.св. 525 815 Сферический шарнир, В. Т. Полунин, 23.08.76. Бюл. № 31.
  4. Автомобиль ВАЗ-2120 и его модификации. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт. Косарев С. Н., Волгин С. Н. Руководство по эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт. М.: «РусьАвтокнига», 2003,208 с.
  5. Анализ долговечности автомобилей семейства МАЗ и технологические методы её повышения, Сер. XIII, «Технология машиностроения», М.:МИНАВТОПРОМ, 1981. 67 с.
  6. , И.И. Повышение долговечности шаровых опор легковых автомобилей / И. И. Артёмов, А. А. Войнов // «Известия вузов. Машиностроение», 2007 № 9. С. 43.51
  7. А.С. Молекулярная физика граничного трения. Изд-во М.: Гос. изд-во Физ.-мат. лит. 1963. 472 с.
  8. В.Е. Безразборное восстановление трущихся соединений автомобиля. Методы и средства. М.: ООО «Издательство Астрель» ООО «Издательство ACT». 2002. 62 с. 17 ил.
  9. , Н.И. Расчёт и конструирование оборудования для производства и переработки полимерных материалов. Учеб. Для вузов. М.: Химия, 1986. — 488 е., ил.
  10. , Ш. М. Износостойкость пластмасс при реверсивном трении и малых скоростях скольжения в отсутствии смазки / Ш. М Белик, Р. Н. Протасова // Трение, изнашивание и качество поверхности. М.: Наука 1973.-С. 140−146.
  11. , В.А. Трение и износ деталей на основе полимеров / В. А. Белый, А. И. Свириденок, А. И. Петраковец и др. Минск: Наука и техника. 1976. -432 с.
  12. , А.К. Технологические режимы литья под давлением. 2-е изд., и доп. М.: Машиностроение, 1985, — 272 с.
  13. , B.JI. Механика тонкостенных конструкций. Статика М.: Машиностроение, 1977. 488 е.: ил.
  14. , И.А. Прочность, устойчивость, колебания.: Справочник в 3-х томах. Под ред. д-ра техн. наук проф. И. А. Биргера и чл. кор. АН Латвийской ССР Я. Г. Пановко. Т.1. 1968. 831 с.
  15. И.Н. Упрочнение деталей композиционными покрытиями. М.: Машиностроение, 1982. 141 е., ил.
  16. , Ф.П. Трение и смазка твёрдых тел. / Ф. П. Боуден, Тейбор Д.// пер. англ. Под ред. И. В. Крагельского, 1968,. 543 с.
  17. Буря, А.И.,. Разработка математической модели влияния режимов эксплуатации на трение и изнашивание углепластиков на основе полиамида 6 / А .Я. Буря, А. Д. Деркач, В. И. Шемавнев / Трение и износ, 1, т.27, с. 98.103 январь-февраль 2006.
  18. А. С. Направленное формирование свойств изделий машиностроения /А.М. Дальский, Ю. М. Золотарёвский, А. И. Кондаков // Под ред. д-ра техн. наук А. И. Кондакова. М.: Машиностроение, 2005. 352 е.: ил.
  19. Взаимозаменяемость, точность и техника измерения в машиностроении. Ленатомаш, кн. 21, Машгиз, 1951. 580 с.
  20. Предуралья конференции 2005с. 153. 156
  21. , А.А. Повышение долговечности шаровых опор автомобилей сельскохозяйственного назначения / А. А. Войнов // Нива Поволжья -2007. № 2 (3)-С.24.27
  22. , А.А. Проблема шаровой опоры / «Прогресс транспортных средств и систем». Материалы международной научно-практической конференции. (20 23 сентября 2005 г.) Сб. в 2-х частях, 4.1 с 73. Изд-во Волгоград: ВолгГТУ, 2005. — С. 73.76.
  23. , М.А. Дифференциальные уравнения математической теории трения / М. А. Галахов, П. П. Усов. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.-280 с.
  24. Д.Н. Триботехника. 5-е изд. перераб. доп. — М.: Издательство МСХА, 2002. — 632 е., ил. 250.
  25. , Д.Н. Виды трения и износа. Эксплуатационные повреждения деталей машин. М.: Изд-во МСХА, 2003. С. 344
  26. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. Пособие для втузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., «Высш. школа», 1977. 479 е., с ил.
  27. .В. Курс теории вероятностей, изд. 4-е, перераб. Изд. М.: «Наука» 1965. 400 с. с ил.
  28. ГОСТ Р 52 433−2005 «Шарниры шаровые»
  29. , А.Г. Лазерная техника и технология /А.Г. Григорьянц, А. Н. Сафонов // В 7 кн. Методы поверхностной лазерной обработки: Учеб. Пособие для вузов / А. Г. Григорьянц, А.Ф. Сафонов- Под ред. А. Г. Григорьянца. -М.: Высш. шк., 1987. 191 е.: ил.
  30. Дж.А. Упругий контакт шероховатых сфер / Дж.А. Гринвуд, Дж.Х. Трип // Прикладная механика. 1967. № 4. — С. 7.
  31. , Г. П., Антифрикционные свойства металлов / Г. П. Гуслякова., А. Б. Корнев, Д. С. Гусляков // Прогрессивные технологии в машино- и приборостроении. 2002, с. 63. 73.
  32. , A.M. Технология конструкционных материалов / A.M. Дальский, Т. М. Барсуков, Л. Н. Бухаркин и др.- Под общ. ред. A.M. Дальского, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1993. — 448 е.: ил.
  33. Ю.Н., Артамонов В. Н. Основы расчёта долговечности сферических шарнирных подшипников по критерию износа. // Трение и износ. 1987. Т. 8. № 4. С. 597−604.
  34. Ю.Н., Коваленко Е. В. Теоретическое исследование ресурса подшипника скольжения с вкладышем // Трение и износ. 1998. Т. 19. № 5. С. 565−570.
  35. Ю. Н. Павлов В.Г. Пучков В. Н. Трение и износ в экстремальных условиях. М.: Машиностроение, 1986. 224 с.
  36. , Ю.Н. Расчёт долговечности сферических шарнирных подшипников скольжения по критерию износа / Ю. Н. Дроздов, Коваленко Е. В. // Проблемы машиностроения и надёжности машин № 6, 1999 г. с. 38.45
  37. , Ю.Н. Контактные напряжения в шарнирных соединениях с подшипниками скольжения / Дроздов, Н. М. Наумова, Б. Н. Ушаков / Проблемы машиностроения и надежности машин № 3, 1997 г. С. 52−57.
  38. , В.В. Оптимизация технологических процессов в машиностроении / В. В. Душинский,, Е. С. Пуховский, С. Г. Радченко. -Киев: Техника, 1987. 180 с.
  39. , Ю.А. Моделирование процессов трения в подшипниках скольжения при несовершенной смазке // Теория трения и износа. М.: Наука, 1965.-С. 317−323.
  40. , П. Механика сплошных сред. / Под ред. Н. Н. Моисеева. Перевод с французского-М.: «Мир». 1965. 480 с.
  41. , В.А. К вопросу о теоретическом обосновании закона Амонтона-Кулона для трения несмазанных поверхностей // Журнал технической физики. Вып. 17. 1940. — Т. 10. — С.1447.54 За рулем", № о, 2001 г. 55 За рулем", № 2, 2003 г.
  42. , В.К. Литьевые машины для термопластов и реактопластов / В. К. Загородний, Э. Л. Калинчев, Е. И. Марам. М.: Машиностроение, 1968, с. 374
  43. А.К. Основы учения о трении, износе и смазке машин: В 2-х ч. -М-Л.: Ленинградское отд-е машгиза, 1947. 256 с. — 4.1: Трение в машинах: теория, расчёт и конструкция подшипников и подпятников скольжения.
  44. Защита от водородного износа в узлах трения. М.: Машиностроение, 1980. 290 с.
  45. С.Г. Переоборудование АТС и их конструктивная безопасность. / Автомобильная промышленность. 2003. № 1. 186 с.
  46. , B.C. природа усталости металлов. М.: Металлургия, 1975, 456с.
  47. Инструкция по эксплуатации автомобиля BA3−2103. Волжское объединение по производству легковых автомобилей. Изд. 4-е. М.: Машиностроение. 1975.-е. 104
  48. , Э.Л. Свойства и переработка термопластов: Справочное пособие. Л.: Химия, 1983 — 288 е., ил.
  49. Э.Л. Выбор пластмасс для изготовления и эксплуатации изделий:/Э.Л. Калинчев, М. Б. Саковцева: Справ, изд. Л.: Химия, 1987. 416 с.
  50. К.Н. Надёжность и проектирование систем. / К. Н Капур, Л. Н Ламберсон. / Перевод с английского Е. Г. Коваленко. Под ред. д-ра техн. наук, проф. И. А. Ушакова. Изд-во «Мир». Москва. 1980.
  51. Каталог запасных частей автомобиля ВАЗ-2121 и его модификаций ВАЗ-21 211 и ВАЗ-21 212. Волжский ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени 50-летия СССР. М.: Машиностроение, 1988, 176 с.
  52. , М.Ю. Пластические массы: Свойства и применение: / М. Ю. Кацнельсон, Г. А. Балаев // Справочник. 3-е изд., перераб. — Л.: «Химия», 1978. — 384 с.
  53. , Е.В. Расчёт долговечности сферических шарнирных подшипников скольжения по критерию износа / Ю.Н., Коваленко Е. В. / Проблемы машиностроения и надёжности машин, — М.: Москва, «Наука», № 6.-1999.-С. 38.45.
  54. , В.П. Расчёты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность: Справочник / В. П. Когаев, Н. А. Махутов, А.П. Гусёнков// М.: Машиностроение, 1985. — 224 е.: ил.
  55. , Д. Механика пластических сред / Д. Коларов, А. Балтов, Н. Бончева // Под ред. Г. С. Шапиро, пер. с болгарского. Изд-во М.: «Мир», 1979, 304 с.
  56. , В.И. Влияние микроструктуры на локальные значения напряжений и деформаций в волокнистом композите / В. И Колесников, В. В. Бардушкин, А. П. Сычёв, В. Б. Яковлев //Вестник машиностроения. 2005, № 8 с. 35.38.
  57. Колу паев Б. С. Релаксационные и термические свойства наполненных полимерных систем. Практикум. Львов. Вища школа. Изд-во при Львов, ун-те. 1980. — 204 с.
  58. .И. Исследование энергетического барьера при внешнем трении металлов /Б.И. Костецкий, Ю. И. Линник // Машиноведение. 1968. № 5. С. 5.
  59. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техшка, 1970. -395 с.
  60. , Л.М. Основы механики разрушения. М. Наука, 1974. 312 с.
  61. , И.В., Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. -.480 с.
  62. М.М. Технология производства приспособлений, пресс-форм и штампов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1979. — 293 е., ил., С. 207.
  63. , И.В., Трение, изнашивание, смазка: Справочник. Т. 2 / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979. — С.230.257.
  64. , Р.В. Долговечность автомобилей. М. 1961, 320 с.
  65. , А.К. Анализ точности и контроль качества в машиностроении /
  66. A.К. Кутай, Х. Б. Кордонский М.Л.: Машгиз. 1958.. 364 с.
  67. Лихтман В. И, Щукин Е. Д., Ребиндер П. А. Физико-химическая механика металлов М.: Изд-во АН СССР. 1962, 363с.
  68. , В.А. Физические эффекты в машиностроении: Справочник /
  69. B.А. Лукьянец, И. А. Алмазова, Н. П. Бурмистров и др. М.: Машиностроение, 1993. — 224 е.: ил.
  70. Ю.К. Расчёт и повышение долговечности сферических сопряжений // Вестник машиностроения. 1976. — № 11. — С. 28- 30.
  71. , Н.П. Нанокристаллические структуры новое направление развития конструкционных материалов. Вестник Российской Академии Наук, 2003, том 73 № 5. — С. 422 — 425.
  72. Машиностроение. Энциклопедия Т1 IV. Под общ. ред. д-ра технич. наук Д. Н. Решетова. М.: Машиностроение. Изд-во М.: Машиностроение. Детали машин. — 2002. — 995 с.
  73. Машиностроение. Энциклопедия / Ред. совет: К. В. Фролов (пред.) и др. -М.: Машиностроение. Измерения, контроль, испытания и диагностика. Т.
  74. I-7 /- В. В. Клюев, Ф. Р. Соснин, В. Н. Филиппов и др., Под общ. ред. В. В. Клюева. 2-е изд., перераб. и доп., 2001, — 464 с. ил.
  75. Машиностроение. Энциклопедия / том IV-1 «Детали машин» Под ред. д-ра техн. наук Д. Н. Решетова Изд-во М.: Машиностроение, 1995. — 864 с.
  76. , Ю.К. Трение и модифицирование материалов трибосистем / Ю. К. Машков, К. Н. Полещенко, С. Н. Поворознюк, П. В. Орлов // М.: Наука, 2000. — 280 с.
  77. , Ю.К. Избирательный перенос в несмазываемых металлополимерных узлах трения // Надёжность и контроль качества. -1988. -№ 4, с. 32.44.
  78. Методика расчётной оценки износостойкости поверхностей трения деталей машин. М.: Изд-во Стандартов, 1979. — 100 с.
  79. , В.В. Микронапряжения в конструкционных материалах / В. В. Новожилов, Ю. И. Кадашевич. Л.: Машиностроение. Ленингр. Отд-ние, 1990. — 223 с. ISBN 5−217−956-Х.
  80. И.А. К вопросу о природе релаксации и ползучести металлов / Вестник машиностроения № 2, 1949 с. 17.26.
  81. И.А. Критический обзор некоторых теорий ползучести металлов / ЦНИИТМАШ, кн. 71. Вопросы металловедения котлотурбинных материалов, Машгиз, 1955 С. 26.38.
  82. Описание изобретения к патенту RU 2 148 735 С1, 10.05.2000. Савицкий В. Я., Браун Э. Д и др.
  83. Описание изобретения к патенту РФ RU 2 016 277 С1, Вкладыш шарового шарнира. Недиков В. П., 15.07.94, Бюл. № 13
  84. Описание изобретения к патенту РФ RU 2 025 589 С1, Подшипник скольжения, Савицкий В. Я., Семёнов А. А. и др. 30.12.94. Бюл. № 24
  85. Описание изобретения к патенту РФ RU 2 130 558 С1 Шаровой шарнир. Гунн И. Г., Куц В. А., Лычагин А. И., 20.05.99
  86. Орлов. Принципы конструирования. Приложение. Справочник. Инженерный журнал № 4. 2003. С. 49.58.
  87. , В.И. Надёжность и эффективность в технике. Т.5 Проектный анализ надёжности / Под ред. В. И. Патрушева. Изд.-во М.: Машиностроение, 1988, 320 с.
  88. Патент на изобретение РФ № 2 220 336, ОАО АВТОВАЗ. Способ сборки шарового шарнира. Прядильщиков Ю. П., Левин Ю. Н. 08.11.2001
  89. Полимеры в узлах трения машин и приборов: Справочник / А. В. Чичинадзе. 2-е изд., перераб и доп. М.: Машиностроение. 1988. 128 с.
  90. Г. Л., Майсснер Ф. Т. Основы теории трения и изнашивания. -М.: Машиностроение. 1984. 264 с.
  91. , Б.Н. Напряжённо-деформированное состояние универсальных шарниров с вкладышами скольжения, их оптимизация и параметрический ряд несущей способности. Машиностроитель. 2006. № 3, с. 22 — 29
  92. , А. А. Природа и границы применения избирательного переноса. /Трение и износ. 1988, т.9 -№ 3-е. 473. 480.
  93. Пономарёв С.Д., .Андреева Л. Е. Расчёт упругих элементов машин и приборов М.: Машиностроение, 1980. 326 е., ил. — (Б-ка расчётчика).
  94. , А.С. Макротрибология и её задачи. // Трение и износ. 1998, № 2, С. 155
  95. Прочность. Устойчивость. Колебания. Справочник в трёх томах. Т.2/ Под общей редакцией И. А. Биргера и Я. Г. Пановко. Изд-во М.: «Машиностроение». 1968. 464 с.
  96. Радин Ю. А, Суслов А. Г. Безызносность деталей машин при трении. Ленинградское отделение, 1989, 229с.
  97. П. А. Значение физико-химических процессов при механическом разрушении и обработке твёрдых тел в технике // Вестник АН СССР 1940. Вып. 8, 9. 363 с.
  98. П.А. Поверхностные явления в дисперсных системах. Физико-химическая механика. Избранные труды. П. А. Ребиндер. М.: Наука, 1979, стр. 384
  99. П.А., Щукин Е.Д, Поверхностные явления в твердых телах в процессе их деформации и разрушения. Усп. физ. наук, Т. 108, вып.1, 1972. с. 3−42.
  100. Румшинский, JI.3. Математическая обработка результатов эксперимента. -М.: Наука, 1987.-146 с.
  101. , JI.M., Куксёнова Л. И. О рентгеноструктурном исследовании поверхностных слоёв металла при трении в условиях избирательного переноса // Эффект безызносности в триботехнологии. 1992, № 2, с. 46.56
  102. , Л.М. Рентгенографический метод скользящего пучка лучей и его возможности при исследовании избирательного переноса и поверхностей трения твёрдых тел. // Эффект Безызносности в триботехнологии. 1999, № 1, с. 54.66
  103. В.Я., Глошанов В.М, Виноградов В. В. Ремонт и производство артиллерийского вооружения. Книга 1: технология капитального ремонта и производства артиллерийского вооружения. -М.О.СССР 1991, 326 с.
  104. В.Я. Оценка эффективности замены традиционных узлов трения на полимерные // Новые промышленные технологии. — Вып. 4−5 (291−292). М.: Минатом, 1999. — С. 65−72.
  105. , В.П. Структура тонких металлических плёнок / В. П. Северденко, Точинский Э. И. Минск: Наука и техника. 1968. — 209 с.
  106. , Дж. Композиционные материалы. Т. 2 Механика композиционных материалов / Под ред. Дж. Сендецки, перевод с англ. Изд-во М.: «Мир», 1978,. 569 с
  107. , А.И. Роль фрикционного переноса в механикесамосмазывания композиционных материалов // Трение и износ. 1987, том 8, № 5, С. 773.778
  108. , А.П. Научные основы технологии машиностроения. Машгиз. 1995. 430 с.
  109. И.А. Об одном следствии установившегося режима для изнашиваемых покрытий // Трение и износ. 1988. Т. 9. № 4. С. 636−641.
  110. , И.С. Математическая статистика. М.: Машиностроение, 1989. -237 с.
  111. , Н.Т. Состояние машиностроительного комплекса России / Вестник машиностроения № 5, 2005. С. З — 6.
  112. Статистические методы анализа и контроля качества машиностроительной продукции. Под ред. А. К. Кутай. М.: Машгиз, 1956. 380 с.
  113. Технология конструкционных материалов. Под общ. ред. д-ра техн. наук А. М. Дальского, 3-е изд. М.: Машиностроение, 1993. 386 с.
  114. , С.П. Устойчивость стержней, пластин и оболочек. Под ред.
  115. ТУ 4542−029−36 926 894−93 ООО «Спринт Авто»
  116. ТУ 4591−006−50 791 834−2005 ООО «Спринт Авто»
  117. , К.В. Инновационные технологии в машиностроении. Вестник Российской академии Наук. Т. 75 № 4. 2005. С. 289 384.
  118. , М.Е. Надёжность авиационных разъёмных соединений, / М. Е. Хаймзон, К. А. Крылов, А. И. Кораблёв, М.: Транспорт, 1970. 326 с.
  119. , В.Н. Совершенствование технологии изготовления многослойных прецизионных полусферических оболочек. Москва «Новые промышленные технологии», производственно-технический журнал, выпуск 3, 1993 С. 257.
  120. , М.М. Исследование изнашивания металлов./ М. М. Хрущов, М. А. Бабичев /. М.: Изд-во АН СССР, 1970. — 315 с.
  121. Червячная литьевая машина «ПОЛЯР ЖИВЕЦ Ф0−1400/330а». Завод литьевых машин «ПОЛЯР ЖИВЕЦ». Техно-эксплуатационная документация. Изд-во СКБТ «ПОЛЯР ЖИВЕЦ» 1980 г. 109 с.
  122. Червячный литьевой пресс, тип ФОРМОпласт-395/165 и ФОРМОпласт-Х-498/165. Фабрика литьевых прессов «ПОНАР-ЖИВЕЦ. Техническо-эксплуатационная документация. Изд-во СКТБ «ПОЛЯР ЖИВЕЦ». 1984 г. 173 с.
  123. Червячный литьевой пресс, тип ФОРМОпласт-Х-398/165. Фабрика литьевых прессов «ПОЛЯР ЖИВЕЦ». Техно-эксплуатационная документация Изд-во СКТБ «ПОЛЯР ЖИВЕЦ». 1984 г. 175 с.
  124. , А. А. Математическое моделирование при планировании экспериментов на двух уровнях факторов: учебное пособие / А. А. Чёрный. Пенза: Информационно-издательский центр ЮГУ, 2006. — 36 с.
  125. , А. А. Математическое моделирование при планировании экспериментов на трёх уровнях факторов: учебное пособие / А. А. Чёрный. Пенза: Информационно-издательский центр ПТУ, 2006. — 80 с.
  126. , Т.Д. Теория упругости микронеоднородных сред. М.: Наука, 1977. 399 с.
  127. С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. М.: ИРПО- Изд. центр «Академия», 1999. -544 с.
  128. В.В. Форма естественного износа деталей машин и инструмента. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 208 е.: ил.
  129. Archard J.F., Wear, in: Interdisciplinary Approach to Friction and Wear, Ku P.M. (Ed/) NASA SP-181, Washington, 1968. P. 267.
  130. Archard J.F., Contact and rubbing flat surfaces // J. Appl. phys. 24/ - 981 c1521953.
  131. Archard J.F., Elastic deformation the laws of friction // Proc/ Roy. Soc. -London, A243. 1957.
Заполнить форму текущей работой