Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование тепловых двигателей и энергетических установок в среде базы знаний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточным уровнем решения вопросов создания и практического использования информационных систем, предназначенных для обработки большого количества разнородной распределенной информации в области проектирования авиационных двигателей с использованием возможностей технологий удаленного доступа. 3. Потребностью накопления и систематизации информации в области проектирования авиационных… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Информационные ресурсы при проектировании авиационных двигателей
    • 1. 2. Обзор существующих систем представления знаний в области проектирования авиационных двигателей и энергетических установок
    • 1. 3. Обзор универсальных подходов и технологий формирования структуры информационных систем
    • 1. 4. Постановка задачи исследования
  • 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Принципы формирования информационной структуры базы знаний в области авиационных двигателей
    • 2. 2. Принципы организации доступа к информационным ресурсам базы знаний в области проектирования авиационных двигателей
    • 2. 3. Принципы выбора инструментальных средств использования базы знаний, программной и аппаратной платформы ее функционирования
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 3. 1. Структуры базы знаний
    • 3. 2. Информационные взаимосвязи между отдельными подсистемами базы знаний
    • 3. 3. Иерархия элементов и подсистем базы знаний
    • 3. 4. Методика использования базы знаний при проектировании авиационных двигателей и энергетических установок
  • 4. ОПИСАНИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И
  • ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
    • 4. 1. Подсистемы входящие в базу знаний в области авиационных двигателей и энергетических установок
    • 4. 2. Информационные взаимосвязи между подсистемами
    • 4. 3. Организация доступа к информации в базе знаний
  • 5. ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Проектирование тепловых двигателей и энергетических установок в среде базы знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение конструктивной сложности и уровня параметров тепловых двигателей и энергетических установок, ужесточение требований по сокращению сроков и повышению качества их проектирования и производства обусловливает разработку и внедрение новых информационных технологий в двигателестроение. На современном этапе эффективность эксплуатируемых в двигателестроении информационных систем перестает удовлетворять потребности проектировщиков, так как происходит значительное повышение сложности задач, которые приходится решать при создании новых изделий.

Одним из аспектов решения данной проблемы является создание качественно новых информационных систем, позволяющих проектировщику авиационных двигателей в процессе работы оперировать с достаточно большим количеством структурированной и систематизированной разнородной информации, представляющей собой информационную модель проектируемого изделия и знания, накапливаемые в двигателестроении.

Речь идет о создании предметных баз знаний, представляющих собой интегрированные многофункциональные информационные системы коллективного доступа, объединяющие в себе в качестве подсистем информационно — справочные и инструментальные системы, которые при совместном использовании обеспечивают эффективное решение всего спектра задач, стоящих перед проектировщиками. Подобные системы могут эффективно применятся не только в области проектирования и производства тепловых двигателей и энергетических установок, но и в области научных исследований, образования, подготовки кадров. Поскольку процессы разработки всех видов тепловых двигателей и энергетических установок на их базе методологически похожи и характеризуются одними и теми же этапами и стадиями, то в данной работе рассматривается решение вопроса использования базы знаний при проектировании авиационных двигателей. Цель работы.

Повышение эффективности проектирования авиационных двигателей и энергетических установок на основе применения базы знаний.

Цель работы достигается решением следующих задач:

• проведение структурного анализа и построение модели процесса проектирования авиационных двигателей и энергетических установок;

• разработка логической схемы проектирования авиационных двигателей в среде базы знаний;

• разработка методики проектирования авиационных двигателей в среде базы знаний;

• разработка структуры базы знаний в области проектирования авиационных двигателей и энергетических установок;

• разработка технологии использования, наполнения и развития базы знаний.

Актуальность темы

определена:

1. Практической потребностью развития методов и форм информационного обеспечения процесса проектирования авиационных двигателей.

2. Недостаточным уровнем решения вопросов создания и практического использования информационных систем, предназначенных для обработки большого количества разнородной распределенной информации в области проектирования авиационных двигателей с использованием возможностей технологий удаленного доступа. 3. Потребностью накопления и систематизации информации в области проектирования авиационных двигателей и энергетических установок, с целью предотвращения потери накопленных знаний и опыта.

Методы исследования базируются на системном анализе и объектно-ориентированном подходе к формализации предметной области в структуру базы знаний и на методах объединения локальных представлений специалистов отдельных направлений предметной области (термодинамика, газовая динамика, прочность и др.) в единую модель предметной области.

Научная новизна работы включает в себя:

1. Методику проектирования авиационных двигателей в среде базы знаний.

2. Структуру представления знаний в области авиационных двигателей в информационной системе, представляющей собой базу знаний.

3. Применение принципов объектно-ориентированного подхода при формализованном представлении информационной структуры предметной области «Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок» в структуре базы знаний.

4. Структуру информационных взаимосвязей между отдельными элементами базы знаний.

5. Технологию наполнения и развития базы знаний при использовании в проектировании, производстве и научных исследованиях, а также в учебном процессе.

Практическая значимость работы обусловлена:

1. Повышением качества и сокращением сроков и других затрат при разработке авиационных двигателей за счет использования в процессе проектирования комплекса взаимосвязанных подсистем.

2. Повышением качества подготовки специалистов за счет комплексного использования в процессе обучения различных, взаимодействующих между собой информационных систем, объединенных в рамках базы знаний, и дающих пользователю наиболее полное и разностороннее представление об авиадвигателестроении.

На защиту выносятся:

1. Методика проектирования авиационных двигателей в среде базы знаний.

2. Структура базы знаний в области проектирования авиационных двигателей и энергетических установок.

3. Использование принципов объектного подхода при формализации предметной области «Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок» в структуру базы знаний.

4. Технология использования, наполнения и развития базы знаний в процессе эксплуатации.

Апробация работы:

Результаты работы докладывались на международных конференциях:

1. «EAST — WEST International Conference Information Technology in Design — 96» («Автоматизация проектирования^», Москва, МЦНТИ, 1996 г.);

2. международной конференции «Информационные технологии в проектировании», Москва, 1996 г.;

3. международной научно-методической конференции «Проблемы создания национальных академических сетей баз данных и баз знаний», Уфа, 1995 г.;

4. международной научно-технической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании», Новосибирск, НИИ МИОО, НГУ, 1996 г.;

5. международной научно-технической конференции к 55-летию СГАУ «Проблемы и перспективы развития двигателестроения в Поволжском регионе», Самара, 1997 г.;

6. «Second international conference on the distance education in Russia. Open and distance learning as a development strategy. Moscow. Russia 1996 (ICDED-96)» (2-я Международная конференция «Восток-Запад» по открытому и дистанционному образованию, Москва, Совинцентр, 1996);

• на всероссийских конференциях:

1. всероссийской научно — технической конференции «Управление и контроль технологических процессов изготовления деталей в машиностроении», Уфа, 1995 г.;

2. всероссийском совещании «Проблемы создания национальной академической системы баз данных и баз знаний», Уфа, 1995 г.;

Кроме того, компоненты базы знаний апробированы в работе моторного.

ОКБ — ГНПП «Мотор», г. Уфа, при доводке газотурбинной энергоустановки ГТЭУ.

10/95, при выполнении совместных научных работ Института Механики УНЦ РАН и УГАТУ (по проекту «Разработка высокоэффективных технологий и систем использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии») и при ее использовании в учебном процессе по специальностям «Авиационные двигатели», «Авиаи ракетостроение», «Теплоэнергетика» в УГАТУ.

Публикации:

По теме диссертации опубликовано 10 работ. Структура и объем работы:

Диссертация состоит из введения, пяти глав, результатов и выводов, списка литературных источников. Общий объем работы 135 стр., 30 рисунков, 19 таблиц, 75 наименований списка литературы.

Основные результаты и выводы.

1. На основе развития традиционных методов разработки АД и ЭУ предложена методика проектирования авиационных двигателей и энергетических установок в среде базы знаний, отличающаяся применением на всех этапах и стадиях проектирования единой многоуровневой информационной модели проектируемого изделия, обеспечивающей коллективный доступ в рамках интеллектуальной САПР, построенной на принципах базы знаний и средств поддержки принятия решений, использующих разнородную структурированную информацию в области двигателестроения, что позволяет сэкономить временные, материальные и др. ресурсы, затрачиваемые на проектирование АД и ЭУ, и повысить качество проектируемых изделий за счет использования оптимальной структуры с точки зрения информационного обеспечения процесса проектирования АД и ЭУ, интегрированности информационной системы и наличия интеллектуального ядра.

2. С использованием методов системного и структурного анализа, объектно-ориентированного подхода разработаны принципы формирования структуры базы знаний в области авиационных двигателей и энергетических установок, заключающиеся в объединении локальных представлений специалистов по отдельным аспектам проектирования (термодинамика, прочность, конструирование и т. д.) и по структуре объекта проектирования (компрессор, камера сгорания, турбина, .). В сочетании с технологией структурного анализа (ЭАРТ) при построении единой модели предметной областиавиационные двигатели и энергоустановки эти принципы позволяют создать структуру БЗ, достаточно полно соответствующую представлению о предметной области.

3. На основе сформулированных принципов разработана структура базы знаний, отражающая обобщенную структуру авиационных двигателей и энергоустановок, структуру процесса их проектирования, структуру используемых моделей (по, аспектам, степени детализации, учету фактороввремени, размерности,.). При ее разработке использованы современные эффективные технологии структурного анализа, проектирования и непрерывной информационной поддержки жизненного цикла (SADT и CALS).

4. Наличие в базе знаний интеллектуального ядра в составе системы поддержки принятия решений и прикладных моделирующих систем позволяет на всех этапах проектирования, опираясь на обширную справочную информацию информационно-справочных систем и баз данных, повысить эффективность проектирования авиационных двигателей и энергетических установок.

5. На основе предложенной методики проектирования и разработанной структуры реализована база знаний в области авиационных двигателей и энергических установок. Учебная версия внедрена в УГАТУ и включена в каталог РосНИИ ИС. Промышленная версия использована в ГНПП «Мотор» при разработке ГТЭУ 10/95 и при выполнении совместных научных работ Института Механики УНЦ РАН и УГАТУ (по проекту «Разработка высокоэффективных технологий и систем использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии»),.

6. Разработана технология использования базы знаний при проектировании авиационных двигателей и энергетических установок, а также технология ее наполнения и развития в процессе эксплуатации, заключающаяся в последовательности и характере использования подсистем базы знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированная система проектирования авиационных двигателей (АСПАД 88): Проспект, — Уфа, УАИ, 1988. — 34 с.
  2. Адриан Кинг. Windows 95 изнутри: Пер. с англ. Спб: Питер. 1995. — 512 с.
  3. Ахмедзянов А. М, Кривошеев И. А., Маликов В. М., Христолюбов В. Л. Структура базы знаний с удаленным доступом. // Всероссийск. совещ. «Проблеммы создания нац. академич. системы баз данных и баз знаний»: Тезисы докладов. Уфа. 1995. с. 24
  4. A.M., Алаторцев В. П., Аксельрод С. Е., Дружинин Л. Н., Сахабетдинов М. А. Термогазодинамические расчеты авиационных ГТД.: Учебное пособие. Уфа. УАИ. 1982. 256 с.
  5. A.M., Алаторцев В. П., Гумеров Х. С., Рыжов A.A., Сахабетдинов М. А., Проектирование авиационных двигателей: Учебное пособие. Уфа. УАИ. — 225 с.
  6. A.M., Кожинов Д. Г. Система конструирования САПР сложных технических объектов САМСТО: учебное пособие. Уфа. УГАТУ. 1991. 34 с.
  7. A.M., Кожинов Д. Г. Система конструирования среды для математического моделирования сложных технических систем. // Известия вузов, Авиационная техника 1994. № 1. -с.54−58.
  8. A.M., Кожинов Д. Г., Христолюбов В. Л., Пузеева Е. Г., Ноготков А. О. Термогазодинамические расчеты двигателей и лопаточных машин.: Методические указания. Уфа. УГАТУ. 43 с.
  9. A.M., Кривошеев И. А., Жернаков C.B. Базы знаний, средства телекоммуникаций и их использование в САПР. // Информационныетехнологии в проектировании: Тезисы докладов международной конференции. Москва. 1996. с. 56.
  10. A.M., Кривошеев И. А., Христолюбов В. Л. Технология накопления, систематизации и использования знаний в авиадвигателестроении. // Известия вузов, Авиационная техника 1997. -№ 4.- с. З 5.
  11. Бери Нанс. Компьютерные сети. М.: Бином. 1995. -400 с.
  12. Р.Т. Разработка автоматизированного банка данных «Основные данные ГТД» на стадии эскизного проектирования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Уфа, УАИ. 1995. -123 с.
  13. В.П. Методическое обеспечение САПР в машиностроении. П.: Машиностроение. 1989. 250 с.
  14. Т., Коов М., Перкманн М. и др. ЭкспертПРИЗ. Таллинн, ИК АН Эстонии, 1991.-185 с.
  15. А.Б., Мац Э.В., Морозов С. А., Тунаков А. П. Программный комплекс ГРАД для расчета газотурбинных двигателей. // Известия вузов Авиационная техника. -1985. № 1. — с. 83 — 85.
  16. ГОСТ 22 487–77. Проектирование автоматизированное. Термины и определения. М.: ГК СССР по стандартам 1977. 56 с.
  17. А.Ю. Введение в SQL. // Сети 1995. №№ 3−6.
  18. И. А. Петухов B.C. Шибанов B.C. Информационная технология в промышленности. Л.: Машиностроение. 1988. 279 с.
  19. П., Марков Е. Delphi среда визуального программирования. Спб. BHV. 1996. — 350 с.
  20. A.B. Андриенко С. Н. Средства компьютеризированной поддержки STEP ориентированной CALS — технологии проектирования производственных систем. // М.: Машиностроение, Информационные технологии. — 1996. — № 3.
  21. Ю.М. Передовые информационные технологии при создании компьютеризированных интегрированных логистических систем. // М:. Машиностроение, Информационные технологии. -1995. № 0. — с. 57−67.
  22. , Ю. М. Макаренков А.Н. Аналитический обзор международных стандартов STEP, PUB, MANDATE. // M.: Машиностроение, Информационные технологии. -1996. № 1.
  23. Л.Н., Швец Л. И., Ланшин А. И. Математическое моделирование ГТД на ЭВМ при решении типичных задач исследования параметров характеристик авиационных двигателей: техн. отчет. ЦИАМ, № 5 8365. 1977. -11с.
  24. А. Марка, Клемент МакГоуен. Методология структурного анализа и проектирования SADT. McGraw — Hill Book Company. — 209 с.
  25. С.М., Лисейцев H.К., Самойлович О С. Основы автоматизированного проектирования самолетов. М.: Машиностроение. 1986. -230 с.
  26. Жермен-Лакур П., Жорж П. Л., Пистр Ф., Безье П. Математика и САПР: В 2-х кн. Кн. 2. Пер. с франц.: М.: Мир. 1989. 264 е., ил.
  27. C.B., Кривошеев И. А., Кожинов Д. Г. Диалоговая подсистема моделирования авиационного двигателя. // Диалоговые средства распределенной обработки данных в комплексах и сетях ЭВМ: Тез. докл. Всесоюзного МНС. Москва. 1990. с. 150.
  28. C.B. Разработка интеллектуальных систем моделирования на современных программно- технических комплексах.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Уфа, УГАТУ. 1995. -138с.
  29. C.B., Кривошеев И. А. Об одном подходе к построению диалоговой интегрированной учебно-исследовательской системы «Двигатель». // Диалог человек-ЭВМ: Тез. докл. Всесоюзной НТК. Свердловск. 1989. с.99−101.
  30. В.И., Бочкарев В. Ф., Ахмедзянов A.M., Матковская H.A. Языковая подсистема формирования математических моделей ГТД «ПАРАД». //
  31. Автоматизация разработки авиационных двигателей, Уфимский авиационный институт. 1989. с 8.
  32. ЗБ.Йорге Штеффен. Интернет.: Перевод с немецкого, Спб.: BHV. 1996. 304 с.
  33. А.И., Демидов В. П. Расчет автомобильных И тракторных двигателей. М.: «Высшая школа». 1980. 410 с.
  34. Д. Г. Об одном подходе к построению оболочки расчетных подсистем. // Известия вузов, Авиационная техника. -1994. № 2. — с. 25
  35. Д. Г. Компьютерная среда для компиляции математических моделей авиационных ГТД различных схем.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Уфа. 1995. -153 с.
  36. Р.И. Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей полета. М. Машиностроение. 1989. -264 с.
  37. В. Н. Брыль А.К. Базовая система представления знаний о проблемной среде. // М.: Машиностроение. Информационные технологии. -1996. № 1.
  38. Г. М., Адельсон Вельский В.А. Дискретная математика для инженера. М.: «Энергия». 1980.-344 с.
  39. П. К. Кузьмин В.Б. Системы автоматизированного проектирования : В 9 кн. Под ред. И. П. Норенкова. М.: Высш. шк. 1986. -144 с. ил.
  40. , Ю. И. Смоляков Ю.И. Логистика. М.: Машиностроение. 1996. 246 с.
  41. H.A. Разработка средо-ориентированной компьютерной технологии термогазодинамического анализа авиационных ГТД.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Уфа. УАИ. 1990.-167 с.
  42. Моделирование двигателей с использованием ЭВМ. // Новое в зарубежном авиадвигателестроении. -1981. № 5. — с.5−10.
  43. Ю.Н., Кобельков В. Н., Полев A.C. Авиационные турбореактивные двигатели с изменяемым рабочим процессом для многорежимных самолетов. М.: Машиностроение. 1988. -180 с.
  44. Программный продукт «ГРАД «, версия 15.85: Руководство программиста. КАИ 37−15.33.2, 1986.
  45. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. Москва, Высшая школа. 1989. 367 с.
  46. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика. 1992. 534 с.
  47. .А. Настоящее и будущее авиационных двигателей. М.: Воениздат. 1982. 240 с.
  48. Разработка автоматизированной системы проектирования ГТД. // Межвузовский сборник. -1990. N2 Уфа. УАИ. — 147 с.
  49. Д.А., Самохвалов Э. Н., Чистов В. В. Базы и банки данных и знаний. М.: Высшая школа. 1992 .- 367с.
  50. Рей Д., Макмайкп Д. Тепловые насосы. М.: Энергоиздат 1982. 224с.
  51. М.А. Автоматизированное проектирование авиационных ГТД (Основы построения САПР ГТД): Учебное пособие. Уфа. УАИ. 1983. — 63 с.
  52. М.А., Жернаков C.B. Экспертная система по основам теории ВРД. // Новые информационные технологии в высшей школе: Тез. докл. Всесоюзной выставки-семинара. Гурзуф. 1991. с. 39.
  53. В.А. Машинное проектирование двигательных установок на этапах предварительной разработки. В кн.: Авистроение. т.4. (Итоги науки и техники). — ВИНИТИ. 1977. — с. 10−99.
  54. Системы автоматизированного проектирования.: Под ред. Дж. Аллана. Пер. с англ. М.: Наука. 1985. — 376 с.
  55. Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. М.: Машиностроение, 1981. 520 с.
  56. О.Л., Падалко С. Н., Пиявский С. А. САПР: Формирование и функционирование проектных модулей. М.: Машиностроение. 1987. -272 с.
  57. В.А. Применение методов автоматизированного проектирования при исследованиях и разработках авиационных ГТД. // Автоматизированное проектирование авиационных двигателей. Тез докл. II отраслевой конференции ЦИАМ. 1979. с. 5−6.
  58. В.А. Применение методов автоматизированного проектирования при исследованиях и разработках авиационных ГТД. // Автоматизированное проектирование авиационных двигателей. Тез. докл. II отраслевой конференции. ЦИАМ. 1979. с. 5−6.
  59. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. Под ред.С. М. Шляхтенко. М.: Машиностроение. 1987. — 568 с.
  60. A.A. Системные программные средства ПЭВМ.: Справочник. М.: Финансы и статистика, СП Параграф. 1990. — 415 с.
  61. ЭВМ в проектировании и в производстве.: Выпуск 3 под редакцией Г. В. Орлова Л.: Машиностроение. 1987. 258 с.
  62. Электронный учебник 94.: Официальный каталог выставки семинара организованной УГАТУ и РосНИИИС. Уфа. УГАТУ. 1994. — 42 с.
  63. A. Akhmedzianov, I. Krivosheev, S. Zshernakov, V. Malikov, V. Khristolubov Knowledge Bases Telecommunication Aids and their usage in CAD. «EAST -WEST International Conference Information Technology in Design'96», Volume 2, p. 303.
  64. Paradox for Windows.: Практический курс. ч1 под редакцией Осипищева Д. А. М.: Алевар. 1993.-224 с.
  65. Paradox for Windows.: Практический курс. ч2 под редакцией Осипищева Д. А. М.: Алевар. 1993. 464 с.
  66. Turbo Pascal 6.0. The complete reference. Stephen O’Brien, New York- London: Osborne McGraw-Hill, 1991, 690 p.
Заполнить форму текущей работой