Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Антикризисная политика в системе обеспечения экономической безопасности мезоуровневых систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из причин, оказывающих негативное влияние на темпы развития российской экономики, является недооценка территориального фактора, что приводит к отсутствию сопряженности управленческих функций федерального, регионального и местного уровней как важнейшей предпосылки достижения траектории устойчивого развития. Существующие программы и концепции социально-экономического развития территорий… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы формирования и реализации антикризисной политики в системе обеспечения экономической безопасности
    • 1. 1. Структурные составляющие мезоуровневых систем в контексте обеспечения экономической безопасности
    • 1. 2. Антикризисный инструментарий повышения уровня экономической безопасности мезоуровневых систем
    • 1. 3. Методология формирования государственной политики по обеспечению экономической безопасности
  • 2. Состояние и тенденции развития мезоуровневых систем
    • 2. 1. Анализ и основные тенденции социально-экономического развития регионов ЮФО
    • 2. 2. Оценка влияния кризисных явлений на уровень экономической безопасности мезоуровневых систем
    • 2. 3. Территориально-отраслевые составляющие экономической безопасности регионов
  • 3. Оптимизация механизмов повышения экономической 101 безопасности
    • 3. 1. Совершенствование антикризисной политики по обеспечению 101 экономической безопасности мезоуровневых систем
    • 3. 2. Оценка качества государственного управления в системе обеспечения экономической безопасности
    • 3. 3. Организационно-экономические механизмы содействия устойчивому развитию территориально-отраслевых комплексов

Антикризисная политика в системе обеспечения экономической безопасности мезоуровневых систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обеспечение устойчивого экономического развития в условиях резкого ухудшения финансового климата обусловило необходимость более эффективного использования внутренних ресурсов экономических систем. Качество построения системы государственного управления и способности органов государственной власти своевременно и адекватно реагировать на изменение внешних условий является необходимым условием формирования благоприятной среды, обеспечивающей устойчивость и высокую эффективность функционирования экономических агентов.

Одной из причин, оказывающих негативное влияние на темпы развития российской экономики, является недооценка территориального фактора, что приводит к отсутствию сопряженности управленческих функций федерального, регионального и местного уровней как важнейшей предпосылки достижения траектории устойчивого развития. Существующие программы и концепции социально-экономического развития территорий не увязаны с проблемами обеспечения их экономической безопасности, которая является важнейшей характеристикой экономической системы и определяет ее способность реализовывать жизненно важные функции региона, а также нивелировать влияние факторов, оказывающих негативное влияние на устойчивость и темпы социально-экономического развития регионов.

В этих условиях изменение парадигмы государственной антикризисной политики от фрагментарного влияния на комплексное поддержание развития территориальных социально-экономических систем требует разработки направлений и механизмов ее качественного улучшения посредством минимизации рисков снижения уровня экономической безопасности на мезои микроуровнях.

Степень изученности проблемы. Влияние совокупности негативных факторов на устойчивое развитие отдельных территорий нельзя рассматривать вне решения проблемы укрепления экономической безопасности. Среди отечественных экономистов, занимающихся данными вопросами, следует выделить труды ведущих отечественных ученых: Л. И. Абалкина, A.B. Архипова, О. С. Белокрыловой, В. А. Богомолова, Г. С. Вечканова,.

A.Е. Городецкого, А. Г. Гранберга, В. В. Кузнецова, В. И. Кушлина, Д. С. Львова, A.A. Пороховского, Е. Г. Ясина и др. Зарубежные исследователи: Р. Акофф, А. Гобсон, С. Джевонс, Дж. М. Кейнс, В. Парето, М. Фрид-мен, Э. Хансен, Ч. Хитч также занимались изучением отдельных аспектов предотвращения экономических угроз.

У истоков современной концепции устойчивости находились представители теорий воспроизводства и экономического роста: Дж.С. Милль,.

B. Леонтьев, С. Кузнец, Р. Харрорд, Е. Домар, Дж. Робинсон, Р. Солоу, У. Джевонс, В. Митчел, М. Фридман, П. Самуэльсон и др. Среди российских ученых стратегии устойчивого развития посвящены работы: В. И. Вернадского, Н. Ф. Газизуллина, B.C. Голубева, В.И. Данилов-Данильяна, Н. Д. Кондратьева, В. А. Коптюга, H.H. Моисеева, О. С. Пчелинцева, Е. В. Рюминой, А. Д. Урсула. Проблема формирования механизмов государственного управления в общем, теоретическом и прикладном аспектах изучалась в трудах отечественных ученых: В. М. Агеева, Б. Я. Гершковича, Г. Е. Глезермана, Г. В. Голо-сова, A.B. Здравомыслова, В. П. Каманкина, В. И. Лившица, В. В. Радаева, П. Э. Эхина и ряда других отечественных исследователей.

В этих работах сформулированы и обоснованы важнейшие понятия экономической безопасности, устойчивого роста, терминологический аппарат структурирования существующих проблем. Вместе с тем, отдельные методические аспекты оценки качества государственного и муниципального управления не являются обоснованными. Отсутствуют системные представления относительно принципов и методологических подходов к формированию рациональной государственной антикризисной политики. Организационно-экономические механизмы содействия устойчивому росту территориально-отраслевых комплексов не имеют должной инструментальной детализации. Вышеуказанное предопределило выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасность, п. 11.12. — «Механизмы возникновения кризисных ситуаций, снижающих уровень экономической безопасности, и меры по их преодолению», п. 11.25. «Рационализация инфраструктуры системы государственного управления и экономическая безопасность».

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является обоснование рациональных инструментов совершенствования антикризисной политики органов государственной власти в системе обеспечения экономической безопасности мезоуровневых систем.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

— рассмотреть в теоретическом аспекте структурные особенности мезоуровневых систем, влияющие на уровень устойчивости их развития;

— проанализировать методологию формирования и реализации государственной антикризисной политики, и оценить степень ее влияния на уровень экономической безопасности территорий;

— дать количественную и качественную оценку влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие мезоуровневых систем;

— проанализировать влияние региональных структурных трансформаций на изменение уровня экономической безопасности хозяйствующих субъектов;

— предложить методику оценки эффективности функционирования системы государственного управления, направленной на устранение кризисных проявлений мезоэкономической динамики;

— разработать модель формирования и реализации антикризисной политики региональных органов власти в системе обеспечения экономической безопасности;

— разработать комплекс организационно-экономических инструментов, позволяющих повысить устойчивость функционирования территориально-отраслевых комплексов.

Предметом исследования являются базовые направления формирования антикризисной политики, обеспечивающие необходимый уровень экономической безопасности региона.

Объектом исследования выступает территориальная социально-экономическая система и ее структурные составляющие.

Информационно-эмпирической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, разработки научно-исследовательских учреждений, материалы научных конференций и личные наблюдения автора.

Источниками исходной информации послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики России, ее территориального органа в Ставропольском крае, отраслевых и региональных органов управления, Министерства экономического развития Ставропольского края, аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, научно-исследовательских учреждений, авторские расчеты.

Теоретической и методологической основой исследований явились экономические законы и категории, а также разработанные экономистами-классиками и современными учеными теоретические положения по повышению уровня экономической безопасности мезоуровневых систем и разработке инструментов эффективной реализации регулирующих воздействий антикризисного характера. Использованы законодательные и нормативные документы, решения правительства России, концепции и программы социально-экономического развития страны и отдельных ее субъектов.

В процессе выполнения работы применялись следующие методы: аналитический, абстрактно-логический, экономико-статистический, ситуационного анализа, монографический, графический, экономико-математического моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в определении приоритетов обеспечения экономической безопасности мезо-уровневых систем на основе формирования взаимно скоординированной политики органов государственной власти и местного самоуправления, позволяющей достичь устойчивого социально-экономического развития территорий и реализовать механизм минимизации рисков возникновения кризисных ситуаций. Конкретное приращение научных знаний состоит в следующем:

— конкретизированы научные представления о структурных составляющих мезоуровневых систем, являющихся предметом обеспечения экономической безопасности, к которым относится производственно-хозяйственная, финансово-экономическая, социально-демографическая, территориально-инфраструктурная, природно-экологическая и административно-правовая;

— уточнены роль и место антикризисного управления, как одной из составляющих производственного менеджмента, в совокупности инструментов обеспечения экономической безопасности территорий, которая дает возможность устранить обострение противоречий в социально-экономической системе посредством реализации комплекса организационных мероприятий превентивного характера;

— структурированы факторы структурированы факторы сохранения экономической устойчивости хозяйствующих субъектов в группы организационных, финансово-экономических, производственно-технологических и маркетинговых бизнес-процессов, что дает возможность определить важнейшие элементы механизмов саморегулирования этих систем в условиях возникающих воздействий внешней среды;

— обоснована типология инструментов управления рисками и реализующих их мероприятий в системе обеспечения экономической безопасности территорий, среди которых методы отклонения принятых решений, локализации опасностей и угроз, диверсификации ответственности и нейтрализации негативных воздействий позволяют обеспечить стабильное функционирование региональных воспроизводственных комплексов;

— разработана методика количественного измерения степени защищенности социально-экономической системы от негативного влияния различного рода внешних факторов, основу которой составляет определение и сопоставление с эталонным заключением двух сводных индексов — экономической безопасности хозяйствующих субъектов и институционального развития территории;

— предложено оценивать качество процессов государственного управления на территориальном уровне согласно трем основным составляющимориентированности системы регулирования на положительный результат внутренней упорядоченности организационной деятельности и информационной открытости взаимодействия с потребителями социально-значимых услуг;

— сформирована модель реализации антикризисной политики в системе обеспечения экономической безопасности региона, основные блоки которой сочетают в себе стратегические направления восстановления экономического потенциала территориально-отраслевых комплексов, развития социальной сферы и совершенствования государственного и муниципального управления.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы в ходе дальнейшего совершенствования форм и методов реализации антикризисной политики в территориальных социально-экономических системах. Обоснованные в ходе исследования подходы, положения и методические рекомендации по повышению уровня экономической безопасности мезоуровневых образований за счет роста резистентности их структурных составляющих могут быть полезны в практической деятельности соответствующих органов государственного управления, а также хозяйствующих субъектов крупного и среднего бизнеса. Отдельные разделы работы могут найти применение в ВУЗах для преподавания дисциплин «Антикризисное управление», «Региональная экономика».

Апробация результатов исследования. Основные методические положения диссертационной работы и предложения по практической их реализации докладывались автором и получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях по результатам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Северо-Кавказского государственного технического университета (г. Ставрополь, 2008;2010 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста» (г. Ставрополь, 2009 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономического развития региона в период мирового финансового кризиса» (г. Ставрополь, 2009 г.) — VIII региональной межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука: из настоящего в будущее» (г. Кисловодск, 2007 г.) — IX научно-практической конференции «Вузовская наука: из настоящего в будущее» (г. Кисловодск, 2007 г.).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 2,9 п. л. (в т.ч. авт. 2,6).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы (143 наименования), изложена на 155 страницах, включает 22 таблицы, 14 рисунков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой