Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходящее в последние годы активное проникновение технологий открытого и дистанционного образования в различные сферы обучения не вызывает сомнений. Современное образование преподавателей высшей школы показывает, что сегодня необходима детализация условий организации личностно ориентированного процесса обучения с использованием новых информационных сетей, выстраиваемых на принципе виртуальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОТКРЫТОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты вузовской системы открытого профессионального образования
    • 1. 2. Парадигмальный подход к проектированию информационных технологий обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования
    • 1. 3. Дидактические особенности информационной технологизации подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Теоретические предпосылки проектирования информационных технологий обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования
    • 2. 2. Методико-технологические аспекты дополнительной подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования
    • 2. 3. Содержание технологии дополнительного обучения преподавателей высшей школы в системе открытого. профессионального образования
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Создание учебных мультимедийных комплексов в проектировании технологии подготовки преподавателей высшей школы
    • 3. 2. Методика реализации информационной технологии обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования
    • 3. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации технологии подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования
  • Выводы по третьей главе
  • Основные результаты работы

Проектирование обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Происходящее в последние годы активное проникновение технологий открытого и дистанционного образования в различные сферы обучения не вызывает сомнений. Современное образование преподавателей высшей школы показывает, что сегодня необходима детализация условий организации личностно ориентированного процесса обучения с использованием новых информационных сетей, выстраиваемых на принципе виртуальной реальности. Теория непрерывного образования и концепция личностно ориентированного подхода в педагогике (Е.В.Бондаревская, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, Е. А. Климов, Н. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Э. М. Никитин, В. В. Сериков, В.А.Сластенин) нуждается в адаптации к условиям открытого профессионального дополнительного образования преподавателей высшей школы.

Происходящее в настоящее время столкновение традиционной парадигмы образования с формирующейся на технологической основе дистанционного обучения новой парадигмой выражает усиление значимости информатизации общества и вскрывает зависимость этой новой парадигмы от модели информатизации общества. В отечественной педагогической науке в вопросах подготовки преподавателей высшей школы принимаются во внимание особенности информатизации России в исследованиях по теории и практике открытого образования школьников и студентов (С.А. Щенников, A.A. Андреев, М. И. Нежурина, В. И. Солдаткин, В.П. Тихомиров).

Очевидно, что обучение преподавателей высшей школы востребует проектирование специфической технологии, основанной на выборе соответствующих условий и средств. Научные подходы к определению сущности методики проектирования и реализации педагогической технологии исследованы в работах О. С. Анисимова, Л. В. Байбородовой, В. П. Беспалько, Д. Г. Левитес, Л. И. Маленковой, Е. В. Титовой, Н. Е. Щурковой. Взаимосвязь личностно ориентированной и профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в вузе средствами Интернет-ориентированных технологий наиболее эффективно реализуется в условиях открытого профессионального образования.

Целевые, содержательные, процессуальные характеристики обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования должны при этом соответствовать сущностным чертам личностно ориентированной парадигмы современного образования, обоснованной в' трудах H.A. Алексеева, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, И. С. Якиманской.

Психолого-педагогические аспекты вузовской системы открытого профессионального образования применительно к подготовке преподавателей высшей школы определяются необходимостью моделирования психолого-педагогической поддержки проектируемой технологии: изучение коммуникативной среды как совокупности личностных особенностей обучаемых определяет реальные психологические ресурсы дистанционного обучения преподавателей высшей школыизучение особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения определяет эффективность проектируемой технологиисоздание условий для профессионального развития обучаемых обеспечивает адаптацию их к условиям дистанционного обученияучет индивидуальных психологических особенностей каждого обучаемого должен обеспечивает профессионально-личностный подход в дистанционном обучении.

Таким образом, проблема подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования как важнейшего элемента повышения квалификации преподавателя разработана недостаточно полно. Данная проблематика обуславливает комплекс взаимосвязанных противоречий:

— между возросшей в современных условиях развития общества социальной значимостью владения преподавателем высшей школы информационными ресурсами современного общества и отсутствием научно обоснованных форм и технологий интерактивного обучения преподавателей;

— между ориентацией высшей школы на идеи и технологии открытого профессионального образования и отсутствием научно-обоснованных путей их реализации;

— между резко возросшей потребностью регионов в подготовке творческого, высокопрофессионального преподавателя высшей школы и фактически традиционными условиями их переподготовки в системах повышения квалификации;

— между изученностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих традиционную подготовку преподавателя высшей школы в соответствующих учебных заведениях и недостаточной сформированностью организационно-педагогических основ реализации дополнительного освоения информационных технологий в системе открытого профессионального образования.

Необходимость разрешения выделенных противоречий, научно-теоретическое осмысление практики функционирования отдельных элементов системы открытого профессионального образования и проектирования технологии обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования определили актуальность темы исследования.

В исследовании предпринимается попытка решения следующей проблемы: каковы методы разрешения противоречий между законодательно оформленными требованиями к содержанию профессиональной подготовки преподавателя высшей школы, важнейшей частью которой является периодическое повышение квалификации и владение современными информационными технологиями, и традиционным (без учета личностной сферы) обеспечением обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования.

В качестве подхода к решению данной проблемы предлагается проектирование условий и средств обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования в вузе.

Средствами обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования определяются коммуникативно-содержательные (в соотношении личностно ориентированного и профессионального компонентов), и смысловые (в рефлексивном отношении обучаемых — преподавателей и студентов) возможности педагогической технологии.

В связи с вышеизложенным, обучение преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования является актуальной задачей, в рамках которой сформулирована тема данного исследования: «Проектирование обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования» .

Работа выполнена в рамках Федеральной программы «Создание системы открытого образования», приказа Министерства образования РФ от 27.06.2000 № 1924 и соответствует одному из основных научных направлений ВГТУ «Проблемно-ориентированные системы управления» .

Цель исследования — теоретическое обоснование и практическая реализация информационных технологий в процессе обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования.

Объект исследования — процесс обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования.

Предмет исследования — проектирование педагогической технологии обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования.

Гипотеза исследования: обучение преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования будет более эффективно, если:

— определены психолого-педагогические аспекты вузовской системы открытого профессионального образования;

— уточнены дидактические особенности информационной технологизации подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования;

— обучение преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования осуществляется на основе проектирования информационной технологии;

— разработана методика реализации информационной технологии обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования;

— обучение преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования будет осуществляться на диагностической основе.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования предполагается решение следующих задач.

1. Определение психолого-педагогических аспектов вузовской системы открытого профессионального образования.

2. Уточнение дидактических особенностей информационной технологизации подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования.

3. Разработка, экспериментальная апробация и оценка эффективности методики реализации информационной технологии обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования.

4. Разработка и экспериментальная апробация системы диагностики успешного усвоения знаний в обучении преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г.Ананьев, Э. Берн, Л. С. Выготский, Т. С. Злотникова, А. Н. Леонтьев,.

A.В.Петровский, К. Роджерс, К. Д. Ушинский и др.) — теория непрерывного образования и концепция личностно ориентированного подхода к подготовке и повышению квалификации учителей (А.П.Владиславлев, Б. С. Гершунский, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Э. М. Никитин,.

B.А.Сластенин) — теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин) — научные подходы к определению сущности методики и технологии (О.С.Анисимов, Л. В. Байбородова, В. П. Беспалько, Д. Г. Левитес, Л. И. Маленкова, Е. В. Титова, Н.Е.Щуркова) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — теория личностного подхода в образовании (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — исследования по теории и практики открытого образования школьников и студентов (С.А. Щен-ников, A.A. Андреев, М. И. Нежурина, В. И. Солдаткин, В.П. Тихомиров).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании используются следующие методы: теоретический анализ и систематизация выводов социологических, психологических и педагогических трудов по проблеме формирования деятельности преподавателя высшей школыметоды моделирования, системно-структурного анализа фундаментальных понятий, используемых в исследовании, теоретическое моделирование педагогических процессов, изучение, анализ и обобщение передового педагогического опытаанализ педагогической деятельности в условиях инновационных образовательных технологий, реализующих профессионально-личностный подход в образованиипроведение опытно-экспериментальной работы в целях апробации и определения эффективности функционирования созданной педагогической технологий дополнительного обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образованияматематические методы обработки данных эксперимента.

Организация исследования. Основной базой исследований в рамках опытно-экспериментальной работы по обучению преподавателей высшей школы информационным технологиям в системе открытого профессионального образования явилось муниципальное образовательное учреждение «Воронежский экономико-правовой институт». Исследованием было охвачено более шестисот пятидесяти преподавателей и студентов.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2003 год.

Первый этап (1999;2000 гг.) — поисково-теоретический — был направлен на изучение философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературыпроводился ее сравнительный анализ, осуществлялось изучение передового опыта, соответствующего проблеме исследования, происходила первичная апробация дидактических средств, выполнялся констатирующий эксперимент, определялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы, научный аппарат. Одновременно осуществлялась техническая подготовка — оснащение компьютерной техникой и информационно-телекоммуникационными компонентами.

Второй этап (2001;2002 гг.) — экспериментальный — характеризовался проведением формирующего эксперимента, в ходе которого осуществлялись проверка достоверности и научной обоснованности и проверялись показатели педагогической технологии дополнительного обучения преподавателя высшей школы в системе открытого профессионального образования, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, сопровождавшаяся регулярной фиксацией и анализом полученных фактов.

Третий этап (2002;2003 гг.) — завершающий — отмечен массовым проведением эксперимента, заключительной оценкой всех данных, полученных в ходе экспериментальной работы, его итоговой математической обработкой, анализом, систематизацией и обобщением результатов исследования, сравнением с данными массового опыта, формированием выводов исследования, литературным оформление диссертации. Осуществлялся анализ складывающегося опыта, проводилась оценка эффективности процесса разработанной педагогической технологии, коррекция системы, уточнялись выводы.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обусловлена использованием методов исследования, адекватных его предмету и задачам, а также методологической обоснованностью теоретических положений и использованием надежного математического аппарата для оценки результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту. психолого-педагогические аспекты вузовской системы открытого профессионального образования как единства информационного и образовательного процессов могут быть представлены в виде проектируемой технологии адаптации информационных ресурсов дополнительного обучения преподавателей к коммуникативной среде системы открытого образованиядидактические особенности информационной технологизации подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования представляют собой взамодействие книжной и мультимедийно-интерактивной информационной культур, обеспечивающее интенсификацию обучения с использованием интерактивных приложений в адаптивно-классифицируемом режимепроектирование информационной технологии обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования в виде совмещенных познавательно-обучающих и эмоционально-мотивационных функций обеспечивает учет индивидуальных психологических особенностей преподавателей и, как следствие, реализацию профессионально-личностного подхода к обучениюметодика реализации информационной технологии дополнительного обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования основывается на выявленных дидактических особенностях и обеспечивается адекватными методами, способами и приемами: индивидуально-тематической организацией учебной деятельности с автоматизированной классификацией уровня обучаемого и выбором режима обученияситуативно-личностным целеполаганиемпрофессионально ориентированной информационной коммуникациейконкретизацией учебного материала с приоритетом на специфику использования в системе открытого образования, автоматизированным тестированием и самотестированием в форме профессионально-ориентированных интерактивных сеансовсистема диагностики успешного усвоения знаний при обучении преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования обеспечивает учет индивидуальной траектории обучаемых средствами системы открытого образования.

Научная новизна результатов исследования заключается в уточнении дидактических особенностей информационной технологизации дополнительной подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования. В частности:

• определены психолого-педагогические аспекты вузовской системы открытого профессионального образования, отличающиеся адаптацией информационных технологий дополнительного обучения преподавателей к коммуникативной среде самой системы;

• уточнены дидактические особенности информационной технологизации дополнительной подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования, основанные на неразрывном взаимодействии книжной и мультимедийно-интерактивной информационной культур;

• создана информационная технология дополнительного обучения преподавателей в системе открытого профессионального образования, учитывающая индивидуальных психологических особенностей в рамках профессионально-личностного подхода к обучению путем совмещения познавательно-обучающих и эмоционально-мотивационных функций;

• представлена и экспериментальным путем доказана значимость психолого-педагогической модели в проектировании технологии открытого профессионального образования преподавателей высшей школы.

Практическая ценность и реализация результатов работы состоит в разработке и внедрении информационных технологий открытого образования в учебный процесс вузасоздании системы диагностики успешного усвоения знаний в обучении преподавателей высшей школы средствами системы открытого образования.

В работе предложена экспериментально проверенная педагогическая технология дополнительного обучения преподавателей работе в среде отрытого образования на основе интерактивных Интернет-ориентированных средств. Инвариантность местоположения обучаемого при использовании Интернет-ориентированных средств обеспечивает расширяемость педагогической технологии на ряд областей знания. Обоснована методология создания учебного фрагмента, способствующая активизации познавательной деятельности обучаемых и развитию творческого мышления.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Качество образования на современном этапе развития: концепции и практика» (Орел, 2002) — межвузовской научно-технической конференции «Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования» (Воронеж, 2002) — международной научно-практической конференции «Региональная экономика: современное состояние и перспективы развития» (Воронеж, 2002) — II Международной научно-практической конференции «Моделирование: теория, методы и средства» (Новочеркасск, 2002) — VII Международной открытой научной конференции «Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике» (Воронеж, 2002) — VIII Международной открытой научной конференции «Современные проблемы информатизации в технике и технологиях» (Воронеж, 2003) — Региональной научно-технической конференции «Новые технологии в научных исследованиях, проектировании, управлении, производстве» (Воронеж, 2003), а также на научных семинарах кафедры связей с общественностью и педагогики Воронежского государственного технического университета (2000;2004).

Публикации. Всего по теме диссертационной работы опубликовано 18 научных работ, в том числе 2 без соавторов, учебное пособие, статья в центральном журнале. В работах, опубликованных в соавторстве, лично предложены: в [42, 43, 53, 96] - элементы парадигмального подхода к проектированию информационных технологий обучения преподавателейв [46, 48, 49, 52] - компоненты информационных технологий обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образованияв [40, 41, 44, 45, 54] - методы информационного мониторинга процесса управления переподготовкой преподавателей в системе открытого профессионального образования и анализа его результатовв [47, 50, 51] — элементы методики реализации информационной технологии дополнительного обучения преподавателей вуза в системе открытого профессионального образования.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений. Основная часть работы изложена на 135 страницах машинописного текста, содержит 8 рисунков, 8 таблиц, список литературы из 169 наименований.

Основные результаты работы.

1. Дидактические особенности информационной технологизации подготовки преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования представляют собой взамодействие книжной и мультимедийно-интерактивной информационной культур, обеспечивающее интенсификацию обучения с использованием интерактивных приложений в адаптивно-классифицируемом режиме.

2. Проектирование информационной технологии обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования в виде совмещенных познавательно-обучающих и эмоционально-мотивационных функций обеспечивает учет индивидуальных психологических особенностей преподавателей и, как следствие, реализацию профессионально-личностного подхода к обучению.

3. Методика реализации информационной технологии дополнительного обучения преподавателей высшей школы в системе открытого профессионального образования основывается на выявленных дидактических особенностях и обеспечивается адекватными методами, способами и приемами: индивидуально-тематической организацией учебной деятельности с автоматизированной классификацией уровня обучаемого и выбором режима обученияситуативно-личностным целеполаганиемпрофессионально ориентированной информационной коммуникациейконкретизацией учебного материала с приоритетом на специфику использования в системе открытого образования, автоматизированным тестированием и самотестированием в форме профессионально-ориентированных интерактивных сеансов.

4. Научное обоснование основных методик применения интерактивных Интернет-ориентированных средств в процессе обучения информатике преподавателей высшей школы обеспечивает достижение интенсифицирующего эффект, поскольку интерактивное приложение совмещает в себе познавательно-обучающую и эмоционально-мотивационную функции.

5. Разработанная методология создания учебного фрагмента для применения в интерактивных Интернет-ориентированных обучающе-контролирующих средствах и алгоритмы их применения обеспечивают учет особенностей и учебного материала, и индивидуальных способов усвоения (запоминания), способствует активной деятельности всех студентов и развитию их творческого мышления при обучении. Наиболее перспективным является организация обучения в адаптивно-классифицируемом режиме, позволяющим предъявлять материал разными средствами с возможностью их чередования, изменять способы и объемы представления информации, реали-зовывать управление умственной деятельностью студентов с элементами обратной связи, организовывать обучение для разного уровня подготовки и любого контингента студентов.

6. По результатам эксперимента в среднем успеваемость студентов младших курсов, обучающихся у преподавателей, прошедших подготовку по информационным технологиям в системе открытого образования по дистанционной форме, совпадает с успеваемостью у студентов, обучающихся традиционно. Картина существенно меняется уже к третьему курсу, когда успеваемость у студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий, выше, чем у тех, кто обучается традиционно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин: Аспект использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе. Автореф. д-ра пед.наук. Ташкент, 1990.
  2. ОМ., Швец BJL, Вербицкий АА, Реализуется системно-контекстный подход // Вестник высшей школы. 1987. № 12.
  3. М.Н. Логика и педагогика. М.: Связь, 1966, с. 4−21.
  4. .А. О классификации учебных фильмов. В сб.: Учебный фильм. — М.: Искусство, 1961, с.68−77.
  5. М., Танака Ю. Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект. М.: Мир, 1993. — 400 с.
  6. В.А. Психология восприятия. Докт. дис., М.: 1971. 34 с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
  8. С.И. Учебное кино. М.: Учпедгиз, 1959, 264 с.
  9. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. М.: Мир, 1979. — 536 с.
  10. Ю.Балашов Е. П., Григорьев В. Л., Петров Г. А. Микро и мини-ЭВМ. -Л.:Энергоатомиздат, 1984, 376 с.
  11. Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. 4.1. М.: Мир, 1990. — 336 е.- 4.2. — М.: Мир, 1990. — 423 с.
  12. Ю.В. О принципах построения автоматизированных обучающих систем // Педагогическая информатика. 2001. № 1. С. 49.
  13. А. Еще одна парадигма образования // Высшее образование в России. 2000. № 1 и др.
  14. Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. 106 с.
  15. В. Конкурс на учебник информатики // Информатика и образование, 1988,1, с.98−107.
  16. Л.Ю. Графы и их применение. М.: Просвещение, 1979.143 с.
  17. С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика, 1993,2, с.5−10.
  18. Бжовска Эва. Эффективное использование аудиовизуальных средств при дифференцированном подходе к обучению. Канд. дис., М.: 1993. 150 с.
  19. Болыиой энциклопедический словарь. М., 1998.
  20. Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики// Дидактические основы компьютерного обучения. Межвуз. сб. научных трудов. JL: ЛГПИ, 1989, с.3−33.
  21. X.JI. Оправдание вечности. М., 1994.
  22. И.Л., Марусева И. В., Казаков А. Ю. Теория и практика автоматизации учебного процесса. 4.1. Искусственный интеллект в обучении. СПб.: Образование, 1993. — 52 с.
  23. Г. М., Павловский А. И. О теоретических основах курсов информатики в педвузе. // Проблемы образования в области информатики, вычислительной техники и автоматизации. Тезисы докладов IV Ленинградской научно-мет. конф. Л., 1991, с. 32.
  24. В.Б., Дубовской С. В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность. 2000. № 1.
  25. П.Г. Создание учебных книг для вузов. М.: МГУ, 1987. — 61 с.
  26. В., Дулимова Ю., Куликовская А. Психологическая культура в педагогике // Высшее образование в России. 1999. № 4.
  27. В., Дулимова Ю., Куликовская А. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России. 2000. № 2.
  28. B.C. У времени в плену. Российские реалии и теория Г. Беккура// США: Экономика, политика, идеология. 1996. № 4.
  29. Вербицкий.АА. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  30. О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество. 1999. № 3.
  31. O.E. Компьютер для менеджера. М.: Высш.шк., 1990.240 с.
  32. Владарски 3. Психологические черты учебы и обучения. Варшава, 1976.
  33. Д. Школа, программирование, познание // Информатика и образование, 1989, 6, с. 104−107.
  34. .М., Ванечкина И. Л. «Цветной слух»: чудо или юдо? // Человек. 2000. № 4.
  35. А., Линецкий Е., Сапир М., Шолохович В. Информатика: как решать задачи с использованием ЭВМ. // Информатика и образование, 1989, 2, с.10−16.
  36. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  37. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
  38. М.А., Кравец О. Я. Непрерывное образование руководящих работников в среде Internet// Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования/ Тр. Межвуз. Науч.-техн. конф. Воронеж: ВФ РАГС, 2002. С. 245−246.
  39. М.А., Кравец О. Я., Герасимов В. В. Проблемы управления распределенными организационными системами// М.: Машиностроитель, 2002, № 12. С. 36−41.
  40. М.А., Кравец О .Я., Герасимов В. В. Эконометрика: основные элементы. Воронеж: ВЭПИ, 2001. 82 с.
  41. М.А., Кравец О .Я., Паринова Л. В. Новые информационные технологии в дистанционном обучении// Качество образования на современном этапе развития: концепции и практика: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Орел: СГИ, 2002. С. 12−14.
  42. М.А., Кравец О. Я., Паринова Л. В. Разработка компонент Интернет-ориентированной системы дополнительного профессионального образования// Информационные технологии в проектировании, производстве и образовании: Сб. тр. Ковров: КГТА, 2002. С. 33−34.
  43. М.А., Паринова JI.B., Кравец О .Я. Компоненты подсистемы тестирования в рамках системы дистанционного обучения// Системы управления и информационные технологии: Сб. тр. Вып. 9. Воронеж: ЦентральноЧерноземное книжное издательство, 2002. С. 3−7.
  44. М.А., Паринова JI.B., Кузнецов К. В. Оптимизация мониторинга при управлении специальными образовательными учреждениями// Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах. Сб. науч. тр. — Воронеж, 2002. С. 57−58.
  45. A.A., Речкин Н. С., Зарубина Р. В. Алгоритмизация и принятие решений в трудноформализуемых предметных областях. М., 1999. С-24, 25.
  46. P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. с. 271.
  47. Д. Наука программирования. М.: Мир, 1984. — 416 с.
  48. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Наука, 1992.-336 с.
  49. Н.Г. О сущности самостоятельной работы. Народное образование, 1963, N 1, с. 29−31.
  50. Э. Жизнь в эпоху Интернета. М., 1998.
  51. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1995 год.1. Париж. 1993. С. 82.
  52. А., Зайдельман Я., Первин Ю. Роботландия // Информатика и образование, 1988, 1, с. 109−116.
  53. С.Ю., Сулима И. И. Понимание в процессе дистанционного образования //Дистанционное образование. 2000. № 5. С. 44.
  54. B.C., Соколов К. Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб., 2001.
  55. Ф. Трактат об эффективности. М.-СПб., 1999. С. 28. 67.3адача будущего образование. Интервью: Э. Бультман о задачахполитики в обществе знаний // Deutschland. Политика, культура, экономика и наука. 2001. № 1.С. 54.
  56. A.B., Венгр Л. А., Зинченко В. П. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. 323 с.
  57. М. Значение, информация, понимание. Варшава, 1981,1. ПВН.
  58. A.A. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 1991. -192 с.
  59. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя/ А. В. Авербух, В. Б. Гисин, Я. Н. Зайдельман, Г. В. Лебедев. М.: Просвещение, 1992. — 302 с.
  60. Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России. 2000. № 1.
  61. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред.шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов. М.: Просвещение, 1991. — 208 с.
  62. Иоч Э. В. Типовая структура лекции с применением технических средств пропаганды. Киев: Знание, 1977. с. 15−38.
  63. Э. Структурное проектирование и конструирование программ. М.: Мир, 1979. — 410 с.
  64. .М. Электронные вычислительные машины и системы. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 592 с.
  65. В. Дидактические алгоритмические единицы // Информатика и образование, 1991, 6, с.93−95.
  66. В. Дидактические средства в профессиональной школе.1. Варшава, 1984.
  67. В.А., Щеголев А. Г., Ерохина Е. А., Федюшин Д. П. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1989. — 272 с.
  68. В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. М.: Просвещение, 1991.- 192 с.
  69. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  70. К. О русском национальном характере. М., 1994.
  71. П. Элементы операционных систем. М.: Мир, 1985,295 с.
  72. М. Мультимедиа. С.Пб.:ВНУ — Санкт-Петербург, 1994.185 с.
  73. Клапдор-Клайнгротхаус Г. В., Цюбер К. Астрофизика элементарных частиц. М., 2000.
  74. М. Ван Ден. Образование, культура и непрерывное развитие: шкала ценностей и программа реализации. EVA'98. M., 1998. С. 9.
  75. Д.А. Курс «Построение операционных систем» в педвузе // Компьютеры в образовании: Тезисы докл. II Всероссийской конференции. -Санкт-Петербург, 1994, с. 86.
  76. Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1955.651 с.
  77. Контуры инновационного развития мировой экономки. Прогноз на 2000−2015 гг. / Под ред. A.A. Дынкина. М, 2000.
  78. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 1990, 1, с.3−9.
  79. JI.H. Микропроцессоры, микро- и мини-ЭВМ. М.: Изд-во МГУ, 1988.-213 с.
  80. Г. С. О психологических основах программированного обучения. Радяньска школа, 1964, N 5, с. 54−62.
  81. Ю.В. Как рисует машина. М.: Наука, 1988. — 224 с.
  82. О.Я., Подвальный С. Л., Солдатов Е. А., Михин Ю. А. АОС коллективного пользования на базе микроЭВМ «Электроника-60». Воронеж: ВорПИ, 1986. Деп. в ВИНИТИ, N3300-B86 от 07.05.86. 17 с.
  83. О.Я., Микерова J1.H., Кравец В. В. Алгоритмические, методологические и технические проблемы управления и обучения в распределенных системах. Воронеж: ВГПУ, 1995. Деп. в ВИНИТИ 21.04.95 г., N 4705-В95. 26 с.
  84. Д.Л., Пушков А. И. Мультимедиа своими руками: семь шагов в мир мультимедиа. СПб., 1999.
  85. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  86. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М.:Наука, 1977, 112 с.
  87. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф.дисс.. д-ра пед. наук (13.00.02). М.: 1990, — 18 с.
  88. Н.В. Методы исследований педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970, с. 95−106.
  89. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
  90. В.В., Швецкий М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика, 1994, 2, с.7−16.
  91. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование, 1, 1992, с.3−6.
  92. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  93. Лем С. Сумма технологии//Собрание сочинений. М. т 1996. Т. 13-С. 230.
  94. А.Н. Обучение как проблема психологии // Вопросы психологии, 1957, 1.
  95. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  96. И.С. Размышления об обучении программированию // Микропроцессорные средства и системы, 1985, 3, с.24−27.
  97. A.B. Ключевые ценности и культурный архетип // Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону. 1998.
  98. Г. Архитектура современных ЭВМ: В 2-х кн. Кн.1. М.: Мир, 1985.-384 с.
  99. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  100. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  101. Л.Н. Психолого-педагогические принципы построения учебных видеофильмов. Методические рекомендации для студентов физико-математического факультета и учителей информатики. Воронеж: ВГПУ, 1995. 23 с.
  102. Л.Н., Румянцев И. А. Видеокомпьютерные средства как фактор интенсификации подготовки специалистов в области информатики и вычислительной техники. Воронеж: ВГПУ, 1995. Деп. в ВИНИТИ 21.04.95 г., N4704-B95. 13 с.
  103. . Управление знаниями — вызов XXI века // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 109.
  104. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  105. Н. Информационное общество как этап новейшей истории//Свободная мысль. 1996. № 1.С. 80.
  106. М.В. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения //Дистанционное образование. 2000. № 6.
  107. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  108. Мультимедиа: Под редакцией Петренко А. И. К.: Торгово-издательское бюро BHV, 1994. — 272 с.
  109. B.C. Антология хитроумных планов // Зенгер X. Фон, Стратегемы. О китайском искусстве жить и выживать. М., 1995.
  110. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесныхсистемах. -M.: Мир, 1979. 309 с.
  111. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. B. J1. Иноземцева. М., 1999.
  112. Н. Перспективы виртуальной цивилизации //Aima mater. 1997. № 6.
  113. H.A. Виртуальная психология. М., 2000.
  114. H.A. Виртуальный человек. М., 1997.
  115. Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения. Канд. дис. М.: 1969, с. 24.
  116. Основы дидактики. Под редакцией доктора пед. наук профессора Б. П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. 472с.
  117. Педагогика школы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией члена-корреспондента АПН СССР Г. Н. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. 384 с.
  118. С.Т. На пути к информационному государству // Информационное общество. 1999. № 4. С. 65.
  119. Л.П. Методика применения технических средств обучения. Экранно-звуковые средства. М.: Просвещение, 1970, 106 с.
  120. Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках. Канд. дис., М.: 1972. с. 27.
  121. И.Б. Оружие мультимедиа. //Мир ПК, 1993,7, с. 8−13.
  122. В.М. Философия техники. М., 2001. С. 272.
  123. Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространст-ва// Социс. 2000. № 1.С. 16−17.
  124. И.А. Многоуровневое образование по информатике -новый этап подготовки педагогических кадров // Педагогическая информатика, 1993,1, с.29−36.
  125. АД. Проблемы автоматизации обучения // Вопросы психологии. 1986. № 1.
  126. Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. М, 1999. С. 347.
  127. H.A., Субетто A.M. Новое качество высшего образования в современной России //Труды исследовательского центра. М., 1995. С.
  128. Л.В. Указ. соч. С. 23.
  129. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М., 1997.
  130. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  131. В.В. Знакомьтесь multimedia// Компьюте-ры+программы, 1993.-4(5), С.22−32.
  132. Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы (круглый стол)//Вопросы психологии, 1986, 6.
  133. Э. Многоуровневая организация ЭВМ. М.: Мир, 1979. — 547 с.
  134. Дж.М., Тойч Ч. К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. М., 1995.
  135. Дж., ван Дэм А. Основы интрактивной машинной графики: В 2 кн. М.: Мир, 1985. — Кн.1. — 358 с. — Кн.2. — 368 с.
  136. Г. Д., Кузнецов Э. И. Элементы информатики. М.: Высш. шк., 1989.-304 с.
  137. И.Ф. Педагогика. Минск, 1998.
  138. Г. И. Организация познавательной деятельности школьников при использовании кинофильмов на уроках. Канд. дис. М.: 1971, с. 22.
  139. М. Сингапур станет первым в мире государством цифровых технологий // ?Business. 2000. № 1−2.
  140. Д.И. Указ. соч. С. 168−169.
  141. Н.М. Дидактические проблемы применения ТСО в средней школе. М.: Педагогика, 1973, с. 256−268.
  142. Свердловск, 1990, с.13−14.
  143. Н. Мир из знания // Deulschland. Политика, кулыура, экономика и наука. 2001. № 1.
  144. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М., 1996.
  145. B.C. Основы автоматики и электронно-вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  146. Alltn W.H. Weintrob R. The motion voriables in film presentation los Angeless 1968, Univesity of Pouthenu California Press.
  147. Barthes R. Lecon inaugurate de la chaire de semiologie literaire du College de Barthes. P., 1978.
  148. Baudrillard J. Pour une critiqe de I’economie politique du signe. P., 1972.
  149. Ben Rubinstein. The Micro Gallery at the National Gallery, Proc. of International Conference on Hepermedia and Interactiviti in Museums, Pittsburgh, October 1991.164. Business. 2000. № 1−2.
  150. Methods and Media, published by IFAP/IRI, Piazza della Republice, Roma, 1992.
  151. Multimedia in practice, Nederland: Bureau Interactive Training, 1993.
  152. Proc. of The International Conference «Computer Based Learning in Scince», Vienna, 18−21 December 1993.
  153. Wible J. R. The Economics of Science. Methodology and Epistemol-ogy as if Economics really Mattered. L., N.Y., 1998.
  154. World Construction Set-3 // Компьютер-пресс. 1998. № 7. С. 72−73.
Заполнить форму текущей работой