Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование государственного управления качеством и конкурентоспособностью продукции российских предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В переходный период, т. е. со дня введения в действие Федерального закона до дня принятия соответствующего технического регламента предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность является реальным средством защиты российского рынка от выпуска в обращение недоброкачественных, опасных для жизни, здоровья, имущества… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Стр
  • Глава 1. Роль государственного управления качеством продукции в условиях глобализации
    • 1. 1. Сущность государственного управления качеством и 10 конкурентоспособностью продукции в условиях современной глобализации
    • 1. 2. Концепция национальной политики России в области качества 36 продукции
    • 1. 3. Особенности российской модели государственного управления 61 качеством и конкурентоспособностью продукции Российских предприятий
  • Глава 2. Анализ влияния государственного регулирования ответственности за качество выпускаемой продукции на деятельность предприятий
    • 2. 1. Анализ экономико-правового поля государственного 82 регулирования качеством и конкурентоспособностью продукции
    • 2. 2. Анализ состояния системы государственного управления 111 качеством и конкурентоспособностью продукции Российских предприятий
  • Глава 3. Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях
    • 3. 1. Формирование системы менеджмента качества промышленного 132 предприятия учитывающей интересы государственных органов
    • 3. 2. Оценка результативности систем менеджмента качества в 163 процессе сертификации

Совершенствование государственного управления качеством и конкурентоспособностью продукции российских предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В принятой Правительством РФ концепции промышленной политики до 2010 г. поставлена цель повышения эффективности и конкурентоспособности российской промышленности. В настоящее время экономика России находится на этапе перехода от экономического подъема, вызванного процессами импортозамещения и благоприятной внешней конъюнктуры, к периоду устойчивого экономического роста. Из общей «сверхзадачи» повышения качества жизни, которая стала основой государственной политики большинства промышленно развитых стран, логически вытекает государственная политика в области качества товаров и услуг. Вместе с тем отсутствие обязательных требований производства (технических регламентов), соответствующих мировым стандартам, не только сдерживает развитие отечественных промышленных предприятий, но и является тормозом для их успешного выхода на международный рынок. Закон о техническом регулировании в РФ вступил в действие в июле 2003 года, и в течение 7 лет, к 1 июля 2010 года от государственных стандартов необходимо перейти к обязательным техническим регламентам.

В настоящее время национальная система технического регулирования приводится в соответствие с мировой практикой, что является одним из условий вступления России в ВТО. С этих позиций всесторонний анализ проблем, связанных с формированием и обеспечением эффективного функционирования системы управления качеством и конкурентоспособностью со стороны государства является одной из наиболее актуальных проблем для отечественной экономической науки и практики хозяйствования.

В целом, актуальность настоящего исследования определяется потребностями разработки теории и совершенствования практики государственного управления качеством и конкурентоспособностью предприятия.

Степень разработанности проблемы. В настоящей работе сделана попытка использования идей и методологические основы теории конкурентоспособности, которые были заложены в трудах ведущих зарубежных авторов: М. Портера, Ж.-Ж. Ламбена, И. Ансоффа, Г. Саймона, Ф. Котлера, А. Томпсона, А. Стрикленда и др.

В последние годы проблемы конкурентоспособности предприятия и продукции стали предметом исследования и многих отечественных исследователей. Среди авторов, в чьих работах рассматриваются различные аспекты конкурентоспособности, следует отметить Г. А. Азоева, Ю. П. Анискина, H.B. Н. В. Войтоловского, Н. И. Герчикову, Е. А. Горбашко, А. П. Градова, М. Г. Долинскую, И. В. Липсица, А. Н. Литвиненко, Т. А. Салимову, P.M. Тихонова, P.A. Фатхутдинова, А. Ю. Юданова, Н. С. Яшина и др. Различные аспекты конкурентоспособности региональных и национальных экономики рассматриваются в трудах В. Е. Андреева, М. И. Гельвановского, И. П. Данилова, М. Портера, К. В. Швандера.

Однако, анализ современной литературы по изучаемой проблеме позволяет сделать вывод, что теоретико-методические основы и обобщение отечественного и зарубежного опыта управления качеством и конкурентоспособностью предприятий находятся на этапе становления. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью работы является разработка наиболее значимых для предприятий промышленности России организационно-методических основ формирования государственного механизма управления качеством и конкурентоспособностью, направленной на развитие и повышение эффективности отечественного производства.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: ¦ определена сущность и содержание государственного управления качеством и конкурентоспособностью продукции в современных условиях глобализации экономикирассмотрена концепция национальной политики России в области обеспечения качества продукции.

Выделены особенности российской модели государственного управления качеством и конкурентоспособностью продукции Российских предприятий. сделан анализ экономико-правового поля государственного регулирования качеством и конкурентоспособностью продукции выполнена оценка современного состояния системы государственного управления качеством и конкурентоспособностью продукции Российских предприятий разработаны основные направления государственной поддержки качества и конкурентоспособности продукции промышленных предприятийрассмотрены основные проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятияхразработан алгоритм формирования системы менеджмента качества промышленного предприятия, учитывающий интересы государственных органовпредложен механизм оценки результативности систем менеджмента качества в процессе ее сертификации.

Объектом исследования выступают промышленные предприятия и государственные органы, влияющие на их деятельность.

Предметом исследования являются взаимоотношения государственных органов власти и промышленных предприятий в процессе управления качеством и конкурентоспособностью продукции.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой диссертационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области теории качества, систем менеджмента качества, стандартизации и сертификации, а также опубликованные автором материалы и рекомендации.

В процессе работы применялся значительный спектр приемов экономического анализа. В качестве инструментов исследования использованы методы экспертных оценок, элементы статистического анализа, моделирование.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные документы, международные и отечественные стандарты, результаты хозяйственной деятельности предприятий машиностроения, а также публикации периодической печати по проблемам, относящимся к теме диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования.

Данная диссертация является самостоятельной научно-исследовательской работой соискателя по выдвинутой проблеме диссертационного исследования. В диссертационном исследовании впервые получены следующие результаты:

• сформулированы основные принципы национальной политики в области качества продукции и услуг (осознания роли качества в решении экономических, социальных и иных проблем как национальной идеиовладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней, исходя из того, что менеджмент качества является специальной отраслью знанийсоздания общих правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечивающих предприятиям и организациям возможность успешно решать задачи в области качествареформирования технического регулирования, сбалансировано обеспечивающего защиту потребителей), реализация которых нацелена на формирование общей культуры качества в стране и на повышение качества продукции и услуг во всех отраслях экономики;

• определено, что стандартизация как способ государственного управления качеством жизни реализуется параллельно с глобализацией, а современный этап глобализации характеризуется установлением стандартов качества жизни, здоровья, экологии. Доказано, что успешность и конкурентоспособность стран зависит от скорости внедрения этих стандартов и занятия лидирующих позиций на различных рынках;

• предложена авторская методика создания системы постоянного улучшения на принципах управления изменениями, которая является основой построения эффективной системы менеджмента качества интегрированных диверсифицированных структур (ИДС). Подход к системе постоянного совершенствования как к системе управления изменениями, по мнению автора, наиболее адекватен задачам проектирования адаптивных систем, адекватных концепции государственной политики в области качества;

• определены основные принципы оценки результативности СМК организации в процессе ее сертификации: зависимость оценки от свойств СМК, связанных с реализацией запланированной деятельности и достижением запланированных в СМК результатовзависимость оценки от выполнения требований стандарта соответствия в области результативности СМКинвариантность оценки как от различий, обусловленных временем целеполагания в СМК одной организации, так и от различий, обусловленных планированием различных целей по качеству в разных организацияхприспособленность показателей оценки для принятия решения о сертификации СМК;

• проведенный анализ влияния государственного регулирования на деятельность предприятий позволил выявить основные позитивные и негативные факторы, в том числе построение правовой базы, обеспечивающей привлекательность инвестиционной и инновационной деятельности через принятие соответствующих областных законов и формирование значительной части государственных заказов на продукцию местных производителей не на региональном, а на федеральном уровне;

• выявлен достаточно высокий уровень влияния государственных органов власти на обеспечение качества и развитие конкурентоспособности промышленных предприятий, что актуализирует приоритетность задачи формирования системы менеджмента качества промышленного предприятия, учитывающей интересы государственных органов, а так же совершенствование механизма оценки их результативности;

• разработаны качественные и количественные показатели оценки результативности СМК организации, используемые при сертификации. В соответствии с уровнем оценки результативности СМК, определяемым критериями оценивания выделены 4 зоны состояния СМК организации. Отнесение в ту или иную зону обусловлено наличием в СМК больших, малых и значимых несоответствий требованиям стандарта соответствия к результативности;

• предложены конкретные подходы к построению системы оценки результативности СМК организации при ее сертификации, заключающуюся в использовании самооценки результативности СМК организации в качестве составляющей наряду с показателями, характеризующими степень достижения конкретных целей, которые были заложены в плановых документах этой организации, что позволит оценить готовность СМК к сертификации, соответствие СМК организации требованиям стандарта соответствия в области результативности.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на научных семинарах, международных, всероссийских и вузовских конференциях, проводившихся в городах Саратов, Пенза, Саранск в 2003 — 2006 гг.

Разработанные методические положения и рекомендации по совершенствованию управления качеством и конкурентоспособностью продукции предприятия нашли практическое применение, что подтверждено соответствующими актами о внедрении.

Отдельные положения диссертационной работы были внедрены в учебный процесс и используются при подготовке специалистов по курсам.

Управление качеством", «Метрология, стандартизация и сертификация», «Стратегия конкурентоспособности предприятий» .

Публикации. По результатам диссертационной работы опубликовано 1 брошюра и 1 статья общим объемом 4,4 п.л.

Состав и структура работы. Диссертация объемом 201 страница основного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 183 наименования. Работа содержит 10 таблиц, 16 рисунков, 2 приложения.

Заключение

.

Выполненные в диссертационной работе исследования позволяют автору получить научные и практические результаты, основное содержание которых заключается в следующем.

1. Из общей «сверхзадачи» повышения качества жизни, которая стала основой государственной политики большинства промышленно развитых стран, логически вытекает государственная политика в области качества товаров и услуг.

Одновременно с требованием по созданию высокого единого уровня качества продукции и услуг необходимо достичь еще двух целей: • улучшение конкурентоспособности в промышленности, особенно с точки зрения требований международного рынка-и создания базы доверия во всей Европе в отношениях «изготовитель — потребитель» .

2. Особенный интерес для России в настоящее время представляет задача по созданию базы доверия в отношениях «изготовительпотребитель», ведь не секрет, что за последние годы такое доверие оказалось достаточно подорванным. Для ее решения необходимо соблюдение следующих условий:

• наличия системы качества у поставщика товаров и услуг;

• оценки качества товаров и услуг организацией, не зависимой ни от поставщика, ни от потребителя, но которой могли бы доверять и поставщик, и потребитель (независимая третья сторона);

• единой оценки соответствия качества товаров и услуг и уровня систем качества у поставщиков (сертификации) — такая сертификация также производится независимой третьей стороной, которой могли бы доверять и поставщик, и потребитель.

3. Стандартизация как способ государственного управления качеством жизни идет параллельно с глобализацией. Она стремительно углубляется, происходит переход от стандартов на продукты к стандартам на детали и инфраструктуры. Современный этап глобализации состоит в установлении стандартов качества жизни, здоровья, экологии. Успешность и конкурентоспособность стран зависит от скорости внедрения этих стандартов и занятия лидирующих позиций на различных рынках.

На глобальном поле Россия может проводить такие заимствования, которые не противоречат ее культурно-историческим основаниям, но следующим шагом должна стать выработка собственных стандартов уровня и качества жизни.

4. Технические регламенты обеспечивают только необходимый уровень безопасности. Стандарты — сосредотачиваются только на конкурентоспособности. Степень положительного воздействия стандарта на рынок зависит от качества самой разработки. В этом смысле любой вид стандарта — национальный или корпоративный может оказывать влияние на внедрение инноваций. Самое главное, чтобы он учитывал перспективное направление эволюции отрасли или решал проблемы более широкого использования данного товара.

Оценка соответствия создается таким образом, чтобы с одной стороны, быть максимально эффективной как проверка выполнения обязательных требований и минимально затратной для государства. А, с другой стороны — экономически возможной для производителя, понятной и прозрачной, не являющейся административным барьером для деятельности предприятий.

5. Перед сферой технического регулирования сегодня стоят неотложные задачи:

• снижения административного давления на производителя и устранение избыточного ведомственного регулирования.

• снижение барьеров в торговле.

• создание эффективной защиты потребительского рынка от опасной продукции.

• повышение конкурентоспособности российской продукции.

Для решения этих задач и был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который отменил два закона «О стандартизации» и «О сертификации» и определил новые основы регулирования через технические регламенты и стандарты.

Поскольку содержание технического регламента прямо влияет на конкурентоспособность, необходимо проработать все действующие ГОСТы, ОСТы и обновить их, гармонизировать с международными, выявить и отсеять совсем устаревшие. То есть сформировать понятную и прозрачную систему обязательных современных норм. При этом обязательными становятся только те ключевые требования, по которым фиксируется планка безопасности.

6. Основные проблемы сегодняшней стандартизации состоят в том, что:

• темпы обновления и актуализации фонда стандартов за последние 10−15 лет значительно снизились;

• снизилась активность технических комитетов по стандартизации в связи со слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями;

• интерес и активность бизнес — сообщества к национальной и международной стандартизации после придания стандартам добровольного статуса снижены.

7. Политика государства в области качества должна стать частью его экономической политики и быть направленной на создание условий, благоприятных для обеспечения производителями конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках, в которой должны участвовать фактически все федеральные органы управления. Эта деятельность должна быть конкретизирована в Программе в виде мер государственного регулирования качества, а также приведена в соответствие с действующим законодательством.

Успешное развитие страны должно осуществляться с решением всего комплекса проблем, связанных с реализацией политики качества, и особенно в структуре государственного управления. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг — система официальных взглядов на:

• роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;

• цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;

• основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.

Национальная политика в области качества в международной сфере должна быть нацелена на:

• закрепление лидирующего положения России в развитии научно-производственного потенциала стран СНГ;

• восстановление и развитие научно-производственной кооперации предприятий этих стран;

• ускорение темпов экономического развития России и других стран СНГ;

• расширение присутствия России на привлекательных для нее мировых рынках и усиление ее конкурентного статуса на этих рынках;

• расширение научно-производственной кооперации отечественных предприятий с ведущими зарубежными фирмами в интересах осуществления крупных международных проектов в целях завоевания Россией лидирующего положения в ряде секторов мирового рынка.

Необходима гармонизация системы технического регулирования в России с международной практикой, нормами и правилами ВТО. Следует разделить организационно и по категориям документов нормирование обязательных требований к продукции и услугам, направленных на обеспечение безопасности (через технические регламенты), и нормирование требований, которые предприятия вправе применять на добровольной основе в целях повышения качества и конкурентоспособности своей продукции и услуг (через добровольные стандарты).

8. В сложившихся в России условиях сокращения объемов финансирования госзаказа и одновременно необходимости сохранения требуемого числа специалистов в целях обеспечения полного технологического цикла разработки и производства, стратегия развития предприятий состоит в поддержании их структуры для создания продукции мирового уровня с возможностью динамичного перераспределения внутренних ресурсов предприятия в зависимости от изменения потребностей общества. Политика государства в этой области направлена на поддержание интегрированных структур этих предприятий — холдинговых компаний.

Эти группы формируются на основе общности целей и задач, стоящих перед компаниями группы, а также координации методов и средств их достижения. Таким образом, речь идет о группах предприятий, охваченных единым управлением по всем (или некоторым) направлениям их деятельности. По этим направлениям органы управления входящих в группы компаний (общее собрание, совет директоров, исполнительный орган) должны вырабатывать согласованные управленческие решения.

9. В переходный период, т. е. со дня введения в действие Федерального закона до дня принятия соответствующего технического регламента предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность является реальным средством защиты российского рынка от выпуска в обращение недоброкачественных, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей товаров (работ, услуг) как в настоящий, так и в переходный период после введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании». Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрены переходные положения, которые относятся к обязательному подтверждению соответствия, то есть обязательной сертификации и принятию декларации о соответствии.

10. Для проведения анализа влияния государственного управления на качество и конкурентоспособность продукции автором было проведено обследование состояния деятельности Правительства Саратовской области по исполнению законодательства, направленного на развитие производительных сил реального сектора экономики.

На долю промышленности приходится 21,5% стоимости всех основных фондов области. Стоимость основных фондов промышленных предприятий на конец 2005 года составила 110 млрд руб., увеличившись за 3 последних года в сопоставимых ценах на 11%.

Доля промышленно-производственных основных фондов в общей стоимости основных фондов промышленности составила более 98%.

11. За последние годы в отраслевой структуре промышленного производства отчетливо проявляется тенденция роста доли машиностроения и металлообработки и пищевой промышленности, отраслей, ориентированных в основном на внутренний рынок и сохранивших свою конкурентоспособность. Анализ структуры собственности, проведенный в целом по предприятиям, свидетельствует, что около 50−55% акций приватизированных предприятий принадлежат работникам этих предприятий (в основном высшему управленческому составу), около 30−35% акций принадлежат частным внешним российским инвесторам, около 10−20% закреплено в федеральной, областной и муниципальной собственности, на долю иностранных инвесторов приходится около 5%.

За последние годы отчетливо прослеживается тенденция снижения предприятий с государственной формой собственности.

Проведенный анализ наглядно показывает достаточно высокий уровень влияния государственных органов власти на обеспечение качества и развитие конкурентоспособности промышленных предприятий и выявляет приоритетность задачи формирования системы менеджмента качества промышленного предприятия учитывающей интересы государственных органов, а так же совершенствование механизма оценки их результативности.

12. Формирование системы менеджмента качества, как правило, обычно начинается с описания существующей деятельности предприятия в формате стандартной организационно-функциональной модели. В результате построения бизнес-модели предприятия можно создать документацию СМК, позволяющую выполнять установленную деятельность.

Система менеджмента качества интегрированной структуры в целом не создается как СМК одной «сложной» организации, а учитывает ряд требований и принципов стандартов ИСО серии 9000:2000 и включает СМК ядра ИДС и СМК организаций с относительно автономным характером управления в ИДС.

13. Разработка корпоративных стандартов обычно позволяет сократить время, затрачиваемое менеджментом на приведение данных о деятельности каждой из подконтрольных компаний к единому знаменателю — некоему консолидированному представлению о состоянии дел по холдингу в целом.

МС ИСО 9001 требует не системы документов, а документированное&tradeСМК. Следует иметь в виду, что документация СМК — часть информационной системы организации, и согласно МС ИСО 9000 (п. 2.7.1), разработка документации системы — не самоцель, она должна добавлять ценность организации, т. е. повышать результативность и эффективность деятельности в системе.

С учетом этих требований целесообразно использовать метод документирования процессов с максимальным использованием графических форм, например карты процесса, содержащей его основные характеристики, или алгоритма процесса, описывающего его течение с сугубо управленческих позиций. Построенная таким образом документированная система менеджмента качества отвечает принципам государственной политики в области качества.

14. Оценка результативности, в совокупности с оценкой соответствия СМК установленным требованиям должны позволить решить вопрос о возможности выдачи организации сертификата соответствия. Для того чтобы синтезировать такую оценку результативности СМК организации необходимо:

— четко определить требования стандарта соответствия и СМК в области результативности;

— определить требования стандарта соответствия к необходимости планирования в СМК результатов и деятельности;

— определить классификацию несоответствий в зависимости от значимости требований стандарта соответствия и СМК в области результативности.

Такой подход позволяет органически объединить анализ результативности с анализом соответствия СМК установленным требованиям, в процессе принятия решения о сертификации СМК.

15. Так как невыполнение запланированных в СМК организации результатов, как и невыполнение планируемой деятельности, являются несоответствиями требованиям СМК, то оценку результативности СМК организации в процессе сертификации целесообразно представить в виде зависимости от несоответствий СМК в области результативности (в области реализации запланированных в СМК результатов и деятельности).

Принятие решения о выполнении в СМК требований в области результативности в процессе сертификации, как и классификация несоответствий в области результативности по степени их значимости проводятся по общей методике принятия решения о выполнении в СМК установленных требований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. № 184 ФЗ «О техническом регулировании».
  2. ГОСТ Р ИСО 9001 96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
  3. ГОСТ Р ИСО 9002 96 Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
  4. ГОСТ Р ИСО 9003 96 Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.
  5. ГОСТ Р ИСО 9000 2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  6. ГОСТ Р ИСО 9001 2001 Системы менеджмента качества. Требования.
  7. ГОСТ Р ИСО 9004 2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  8. ГОСТ Р 40 001−95 Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации.
  9. ИСО 9004−4-1993 Управление качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества.
  10. ИСО 10 005 95 Менеджмента качества. Руководящие указания по программам качества.
  11. ИСО 10 011−2-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов.
  12. ИСО 10 013 95 Руководящие указания по разработке руководств по качеству.
  13. МС ИСО 8402−95 Система качества. Словарь.
  14. СТП СМК 7.5/5 22 — 2002 Сохранение соответствия продукции.
  15. СТП СМК 8.5/2−10−2002 Корректирующие и предупреждающие действия.
  16. СТП СМК 8.3/2−08−2002 Порядок рассмотрения рекламаций и претензий на продукцию.
  17. Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир //Стандарты и качество. 2001. № 5−6.- с. 49−61.
  18. Ю.П., Щепетова С. Процессное описание бизнеса -основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. -2002.-№ 2.-с. 70−15.
  19. Ю.П. Мотивация в системах качества. // Стандарты и качество. № 5. — 1999. — с. 5−9.
  20. Г. Г. Потребительная стоимость и ее измерение. -М.: 1971.
  21. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.
  22. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 1997.- 248 с.
  23. JI. Менеджмент качества и сертификация: опыт и проблемы // Стандарты и качество. 2001. — № 3. — с.62 — 65.
  24. Альперин JI. MC ИСО серии 9000 версии 2000: процветание через качество // Стандарты и качество. 2001. — № 7−8. — с.66 -73.
  25. A.B., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  26. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.- 519с.
  27. Ю. Интеграция управления качеством с новаторской структурой управления бизнесом // Стандарты и качество. — 1999. № 7. -с.58 -61.
  28. B.C. и др. Системный анализ в управлении. -М: Финансы и статистика, 2002.
  29. A.M., Гасюк Д. П. Основы управления качеством продукции. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
  30. JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством. -М.: ИНФРА М.: 2002.
  31. В. Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 631 С.
  32. Бир С. Мозг фирмы.//Пер. с англ.- М.: Радио и связь, 1993.
  33. Д.Н. Основные категории теории управления. — М.: АНХСМ СССР, 1986.
  34. Ю.А., Полховская Т. М., Филиппов М. Н. Основы метрологии. М.: МИСИС, 2000.
  35. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. М.: Машиностроение, 1993.
  36. К. Основы стратегического менеджмента. /Пер. с анг. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.- М.:Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.-175с.
  37. В.В. Оценка риска и последствий отказов комплексной системы, конструкций, процессов. — Ярославль, 1997.
  38. Ю.М., Кормилицин С. И., Солодков В. А. Основы квалиметрии. Волгоград, 1998.
  39. С.А. Управление качеством продукции. М.: ИНФРА-М, 2001.
  40. П. Искусство менеджмента. М.: 1993.
  41. В.Г., Чайка И. И. Системы управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1988.
  42. В.Р. Основы менеджмента. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада. Лтд», 1996.
  43. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.- 160 с.
  44. X. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
  45. Вопросы изучения экономических аспектов конкурентоспособности товара (на примере машинотехнической продукции) Приложение БИКИ. 1984. -№ 12.
  46. Г. Освоение систем качества путь на мировой рынок // Стандарты и качество. — 2001. — № 5−6. — с.44 — 47.
  47. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. /Пер. с датского А. Н. Чеканскоао. О. В. Рождественского М.: Высш. шк., 1994, 272с.
  48. Всеобщее управление качеством./ Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.
  49. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.
  50. Р. Преодоление парадокса процессов // Стандарты и качество.- 2002. № 1.- с. 10−15.
  51. Гегель Энциклопедия философских наук, § 90. М., 1974.
  52. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1994.
  53. В. И. Управление качеством продукции. Ростов н/Д: Феникс.- 2000.
  54. А. В. Основы управления качеством продукции. -М.: Издательство АМИ, 1998.
  55. A.B., Панов В. П., Азгальдов Г. Г. Что такое качество?-М.: 1968.
  56. Е.И., Ковалева Т. М. Сертификация продукции и стандарты качества на ОАО «ОЭМК» // Производство проката.-2000. № 1. с.43−46.
  57. Э.Н., Круглов Е. Д. Статистические методы контроля качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1983.
  58. Гроув Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент /Пер. с анг. -М.: «Филинъ», 1996. 280с.
  59. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. -М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.
  60. П.Ф. Рынок: Как выйти в лидеры М.: Москва, 1992.
  61. Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  62. Л.И. Вступительная статья к книге М. Мескона и др. «Основы менеджмента». М., 1992.
  63. С.А. Основы теории экономического управления предприятием: М.: Издательство «Финпресс», 2000.
  64. JI.A. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. — 165 с.
  65. О.О., Толстопятенко А. В., Черепных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1998.
  66. В.М. Методы анализа качества продукции. М.:1985.
  67. А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций.-М.: Филонь, 1996, 272 с.
  68. И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993.
  69. Исикава Каору Японские методы управления качеством.-Пер с англ. М.: Экономика.- 1988.
  70. Р. Практическое введение в управление качеством. М.: Издательство стандартов. — 1975.
  71. . Деловая стратегия.//Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  72. Э.А., Масалытина О. В. Качество образования -главное услогтле экономической конкурентоспособности России / Непрерывное техническое образование: школа-колледж-вуз: Тезисы докладов. Старый Оскол, 2002. -с. 30−31.
  73. Э.А., Масалытина О.В., В.А. Карпова, Е. А. Ченцова К вопросу экономической диагностики системы качества предприятия / Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Матер, конф./ Пенза.- 2003. — с. 141−143.
  74. Э.А., Масалытина О. В. Моделирование развития систем качества предприятия / Проблемы машиностроения и технологии материалов на рубеже веков: Матер, конф./ Пенза.- 2003. — с. 132−134.
  75. Э.А., Масалытина О. В. Статистическое управление качеством продукции / Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: Матер, конф./ Пенза.- 2003. — с. 162−164.
  76. Кац Я.Л. ОЭМК- лидер качественной металлургии // Металлург.- 1999.-№ 3. -с. 15−20.
  77. В. «Изюминки» систем качества предприятий России и Ближнего зарубежья по ИСО 9001−1994 // Стандарты и качество. -2001.-№ 7−8.-C.180- 186.
  78. В.Д. Управление организационной культурой. М.: Изд-воМГУ, 1991.
  79. Конкуренция и принципы обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции // Вестник машиностроения. -1999.- № 12.- с.3−12.
  80. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг // Стандарты и качество. 2001. — № 4. — с.4 — 10.
  81. Ю. Два взгляда на качество товара. // Стандарты и качество. 2002.- № 1. — с.58 — 59.
  82. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 1997.
  83. А., Хил Алуха X. Введение теории нечетких множеств в управлении предприятиями / Пер. с исп. Мн: Выш. шк., 1992. — 224 с.
  84. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент.1. М.: 1993.
  85. Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000: Пер. с немец. /Под ред. В Л. Рождественского. -Киссинг (Германия): Форум Ферлаг, 1996.
  86. Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 5. М.: ИНФРА — М, 2000.
  87. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. — М.: Издательство стандартов. 1992.
  88. КС УКП, ИСО 9000 и TQM вехи мирового опыта управления качеством продукции // Стандарты и качество. — 2001. — № 5−6. -с.80 — 86.
  89. В.А. На что потрачен век? // Методы менеджмента качества. 2000. — № 6. — с.4 — 8.
  90. В.А. Статистический приемочный контроль и международные стандарты ИСО. Вчера, сегодня, завтра. Н Новгород: СМЦ «Приоритет».- 1993.- 101 с.
  91. .Г. Управленческие решения. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998. -248с.
  92. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.
  93. Х.М., Бедлес H.A., Карпентер Д. Б. Компонента человеческих ресурсов в TQM // Стандарты и качество. 2000. — № 10. — с.66 -68.
  94. . П. Управление переходными процессами на предприятиях машиностроения. — М.: Машиностроение.- 1995.-144с.
  95. . П., Мишин В. М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. — М.: ЗАО «Информ-Знанив», 1998, 178 с.
  96. П.Э. Менеджмент искусство управлять: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1995.
  97. А., Нусенкис Р. Интеграционный подход к управлению качеством продукции // Экономика и управление. 2000. — № 6. — с. 44 — 49.
  98. Масалытина О.В. CALS технологии — поддержка эффективной системы управления качеством на предприятии / Современные сложные системы управления: Матер, конф. / - Старый Оскол, 2002. — с. 380 — 382.
  99. О.В., Карпова В. А. Применение нечетких моделей для решения задач управления качеством продукции / Современные сложные системы управления: Матер, конф. / Старый Оскол, 2002. — с. 383 -384.
  100. Г. П. Основы терминоведения. М.: Изд-во Унта дружбы народов, 1991.
  101. Менеджмент систем качества: Учебное пособие/ М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1997.
  102. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.// Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  103. Метод FMEA: анализ видов потенциальных дефектов и их влияния. В сб. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы./Под ред. В. Л. Рождественского и В. А. Качалова. — М.: ЗАО ТКБ «Интерсертифика», 1997, выпуск II. u
  104. Миттаг Х.-И. и др. Статистические методы обеспечения качества. Пер. с нем. — М.: Машиностроение, 1995, 616 с.
  105. Е.А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом. -2001. № 1. — с. 134- 139.
  106. Е.А. Основы бенчмаркинга: эволюция концепций качества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 2. — с. 114−121.
  107. В. М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000.
  108. Н.К. Выбор технических решений при создании новых изделий. — М.: Машиностроение, 1980, 181 с.
  109. Наставники по качеству. Арманд Фейгенбаум // Стандарты и качество. 1999. — № 10. — с.28 — 29.
  110. Наставники по качеству. Джозеф Джуран // Стандарты и качество. 1999. — № 7. — с.86 — 87.
  111. Наставники по качеству. Каору Исикава // Стандарты и качество. 1999. -№ 11.- с. 90 — 92.
  112. Наставники по качеству. Уильям Эдварде Деминг // Стандарты и качество. — 1999. — № 6. — с.84 — 86.
  113. Наставники по качеству. Филип Кросби // Стандарты и качество. 1999. — № 9. — с.74 — 75.
  114. Национальная премия США в области качества // Сертификация. 1998. — № 4. — с. 34 — 37.
  115. В.М. Российская черная металлургия на современном этапе // Сталь. 2003. — № 5. — с. 79−84.
  116. В.Ю. Анализ основных терминов стандарта ИСО 8402. Качество. Словарь //Стандарты и качество. 1992. — № 3.
  117. В.Ю. Модель качества //Стандарты и качество. -1991.-№ 11. с. 17−22.
  118. В.Ю. О подготовке специалистов по управлению качеством //Развитие системы высшего экономического образования/СПб ГИЭА. СПб. 1992.
  119. В.Ю. Об уточнении методической основы и терминологии стандартов ИСО 9000 и ИСО 8402 // Стандарты и качество. -1993.-№ 11. с. 20−24.
  120. В.Ю. Управление качеством и менеджментом //Стандарты и качество.- 1993.- № 9. с. 14−18.
  121. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.
  122. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.
  123. Организационные структуры управления производством. / Под общ. Ред. Б. З. Мильнера. -М.: Мысль, 1975.
  124. И. Сущность понятия «качество». // Стандарты и качество. 2002. — № 8. — с. 62 — 63.
  125. Т.М., Воробьева Г. Н., Ртищева Г. А. Стандартизация. Часть 1: Организационно-правовое регулирование работ по стандартизации. -М.: МИСИС, 1999.
  126. М. Конкуренция: Пер. с англ. Под ред. Я. В. Заблоцкого. М.: Издательский дом «Вильяме». — 2001. — 495 с.
  127. В. Определение качества. // Стандарты и качество. -2001.-№ 3.-с. 50−53.
  128. .А., Пекарский JI.C. Качество планово-управленческой работы. М.: Экономика, 1987.
  129. K.M., Скрипко JI.E. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество. 1998. — № 8. — с. 51 — 55.
  130. Робертсон Боб Лекции об аудите качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.
  131. М.И. Как научиться смотреть вперед? Внедрение FMEA методологии // Методы менеджмента качества. — 2000. — № 6. — с.25 -28.
  132. Н.К. Управление качеством. СПб: Питер, 2002.
  133. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация системы: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.
  134. В. Стратегическое планирование цель или средство. // Маркетинг. 1999. № 1. — с.42−47.
  135. М. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации //Стандарты и качество.- 2002.- № 3.
  136. Дж. Десять аргументов против стандартов ИСО серии 9000 // Европейское качество. 2001. — № 2.
  137. Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  138. Сертификация продукции и услуг: Информ.-аналит. сб. -М.: Изд-во В НИЖИ Госстандарта, 1992.
  139. Сертификация системы качества и производств // Стандарты и качество. 1998. — № 10.- с.8−11.
  140. Системы управления. Инжиниринг качества / Под ред. А. Г. Варжапетяна. М.: Вузовская книга, 2001.
  141. Г. Н., Зверев С. М., Ямпольская Н. Ю. Стратегия повышения качества и конкурентоспособности продукции // Методы менеджмента качества. 2000. -№ 11.-с. 26- 31.
  142. Стандартизация и управление качеством продукции./Под ред. Проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999.
  143. Д. Э. Как рассчитать эффективность инвестиций. — М.: АО Финстатинформ, 1996, 92 с.
  144. Статистические методы повышения качества // Под ред. X. Кумэ. М.: Финансы и статистика.- 1990. (Главы из книги — в журнале «Стандарты и качество».- 1992.- № 4, 6, 7, 9−11- 1993.- № 1−5, 7, 9).
  145. Е.И. Экспертный метод потребительской оценки качества продукции // Стандарты и качество. 1998. — № 11.-е. 44−46.
  146. Управление качеством продукции / Под ред. Н. И. Новицкого. Мн.: Новое знание, 2002.
  147. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998.
  148. Э.А. Стратегический менеджмент: Способыц выживания российских банков. М.: Фонд экономического просвещения, 1996.-180с.
  149. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление -это наука и искусство. М.: Республика, 1992.
  150. P.A. Вузы России должны готовить специалистов по управлению конкурентоспособностью // Стандарты и качество.-1999.-№ 6.
  151. P.A. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.-352с.
  152. В. К., Дурнев В. Д., Лебедев В. Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. М.: Информационно — издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000.
  153. А. Контроль качества продукции М.:1. Экономика, 1986.
  154. М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации. / С. Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета. 1997.
  155. P.M., Яковлева Е. Ю. О закономерности снижения эффективности работы эксперта с ростом числа экспертной группыщ II Методы менеджмента качества. 2000. -12.-е. 19−22.
  156. Р., Хойер Б. Что такое качество? // Стандарты и качество. 2002. — № 3. — с.97 — 103.
  157. И. Проповедь о качестве // Стандарты и качество. -2001. № 7−8. — с.58 — 61.
  158. Н.М. Товарные критерии, определяющие конкурентоспособность // Методы менеджмента качества. 1999. — № 4.
  159. У., Александ Г., Байли Д. Ж. Инвестиции -М.:ИНФРА-М., 1997 г., 1024С.
  160. Ф 165. Швец В. Е. Дорога к качеству и преодоление барьеров. //
  161. Стандарты и качество. 2001. — № 5 — 6. — с. 74 — 79.
  162. В.Е. Измерение процессов в современной системе менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 2001. № 1.
  163. В.Е. Об управлении конкурентоспособностью продукции на предприятиях. Д.: ЛДНТП, 1990.
  164. В.Е. Самооценка и ее роль в развитии систем качества // Сертификация. 1998. — № 3. — с. 20 — 22.
  165. А. Особенности национального менеджмента.
  166. Смертельные болезни» по Демингу и ошибки российских предприятий //
  167. Стандарты и качество. -1999. № 10. — с. 40 — 46.
  168. А. Процессный подход //Стандарты и качество.-№ 11.- 2002. с. 52−58.
  169. Шим Дж. Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализ затрат. —М.: «Филинъ», 1996, 344 с.
  170. Ю. Психологические аспекты внедрения стандартов ИСС серии 9000 // Стандарты и качество. 2001. — № 2. — с.55 — 57.
  171. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс,-1982. — с. 164.
  172. М., Стенфилд Р. Методы принятия решений. /Пер. с англ., Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
  173. О.В. Анализ конкурентоспособности продукции черной металлургии // Сталь. 1999. — № 4. — с.79−83.
  174. Яккока Ли Карьера менеджера. Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. С. Ю. Медведкова. -М.: Прогресс, 1991.
  175. A.M. Качество остается с нами, когда о цене уже давно забыто // Машиностроитель. 1999. — № 5−6. — с. 42−44.
  176. Adler Yu., Shchepetova S. Cost of quality, cost of poor quality or cost management? Proceedings of the Millenium International Conference of the Israel Society for Qualiti — Jerusalem, November, 2000. — Vol. 1.
  177. Deming W Edwards The new economics for industry government education Cambridge Published by the Massachusetts Institute of Technology USA 1993.
  178. Imai M. Kaizen: The key to Japan’s competitive success. New York: Random House. 1986.
  179. Juran J.M. A history of managing for quality. The evolution, trends and future directions of managing for quality. ASQC.- Milwaukee, Wisconsin: Quality press, 1995.
  180. Ogvozdin V. Revisions leave basic ISO series terms unclear. European Quality, EOQ, vol.2, number 4, 1995, p.64.
Заполнить форму текущей работой