Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование региональных морских корпораций в условиях глобализации мировой экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Державность — категория комплексная, это мировоззрение, которое должно стать не только стержнем национальной морской политики, но и основой общественного поведения, критерием оценки социально-экономического развития страны, залогом экономической независимости и процветания России. Идея морской державности, прежде всего, должна укрепиться в умах россиян, стать ориентиром в деле возрождения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические подходы к организации морских корпоративных образований
    • 1. 1. Геоэкономические основы построения систем морского хозяйства
    • 1. 2. Организация экономической морской деятельности в условиях глобализации
    • 1. 3. Теория и практика организации корпораций в морской экономике: отечественный и зарубежный опыт
  • Глава 2. Динамика и тенденции промышленного развития морской экономики Европейской Арктики
    • 2. 1. Динамика промышленного освоения и морских месторождений нефти и газа
    • 2. 2. Влияние эксплуатационного состояния флота на развитие экономической морской деятельности в Арктике
    • 2. 3. Определение инвестиционного потенциала морской экономики
  • Арктического побережья
  • Глава 3. Морская стратегия России — основа развития производительных сил в Арктике
    • 3. 1. Стратегические направления экономического развития корпораций в системе регионального морского хозяйства
    • 3. 2. Приоритеты морской экономики Арктики в концепции обновления флота
    • 3. 3. Перспективы социально- экономического освоения Арктики при реализации целей Морской стратегии России

Формирование региональных морских корпораций в условиях глобализации мировой экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конфликт цивилизаций, который из предполагаемого становится очевидным, способствует возникновению блока региональных конфликтов с охватом все большего пространства. При этом глобализация оказывает синерге-тическое воздействие на расширение конфликтной зоны не только в геополитическом, но что особенно важно в геоэкономическом аспекте.

Возникающее противостояние цивилизаций на глобальном и региональном уровне оказывает негативное влияние на динамику экономического развития, создает атмосферу нестабильности на всех уровнях хозяйственной иерархии, включая крупные, средние и даже малые предприятия, при этом нужно четко осознавать, что ключевую ответственность за противодействие всем этим угрозам, за обеспечение глобальной стабильности будут нести ведущие мировые державы — державы, обладающие ядерным оружием, мощными рычагами военно-политического влияния.1.

Значимость Арктики в современном экономическом развитии России подчеркнул Президента России В. В. Путина на IX Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (июнь, 2005): «Для России развитие обширных северных территорий — это крайне значимый фактор. И своей миссией мы считаем формирование сбалансированного подхода к решению задач устойчивого развития этого региона».

Мировой океан и морские ресурсы играют постоянно возрастающую роль в экономической и политической жизни России. На шельфе российских морей, особенно северных, сосредоточены основные запасы углеводородного сырья и рудные месторождения.

Арктические моря являются важнейшей ареной, где решаются вопросы обеспечения национальной безопасности страны, защиты ее экономических, политических и военных интересов.

1 Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ 10 мая 2006 года.

Поэтому в современных условиях исследования в области формирования интегрированных и корпоративных образований в сфере морской экономики являются актуальными и своевременными, поскольку проблемы освоения морского пространства решались в России выборочно (в лучшем случае на отраслевом уровне), а потому не полно, поэтому по существу отсутствует методологическое и организационно-методическое обеспечение рациональной организации как систем морепользования, так и морской экономики в целом.

Актуальность работы состоит в том, что в исследовании предлагаются методологическая основа и основные направления развития морской экономики Арктики для реализации положений «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года» и подготовки региональных элементов Морской стратегии РФ с целью интенсификации экономической морской деятельности на Арктическом и Североатлантическом региональных направлениях национальной морской политики для обеспечения экономического присутствия России в Мировом океане.

Актуальность темы

определяет цель исследования.

Целью работы является решение научной проблемы рациональной организации функционального и пространственного взаимодействия региональных морских корпораций для экономического и промышленного освоения Арктики в условиях глобализации мировой экономики при реализации целей Морской стратегии России.

Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:

— определить геоэкономические основы построения систем морского хозяйства;

— обосновать основные научные подходы к развитию экономической морской деятельности под влиянием процесса глобализации с учетом отечественного и зарубежного опыта организации корпораций в морской экономике;

— выявить особенности экономического оборота морских ресурсов и степень влияния эксплуатационного состояния флота на динамику развития экономической морской деятельности для определения инвестиционного потенциала морской экономики Арктического побережья;

— определить стратегические направления экономического развития корпораций в системе регионального морского хозяйства;

— на основе специфики функционирования флота в системе регионального морского хозяйства определить приоритеты морской экономики в концепции обновления флота и морской техники;

— обосновать перспективы социально-экономического освоения Арктики при реализации целей Морской стратегии России.

Объектом исследования является система морского хозяйства Европейской Арктики, включающая отраслевые производственные комплексы морской экономики региона, которая функционирует под влиянием процесса глобализации мировой экономики.

Предметом исследования является региональная организация морской экономики на основе развития корпоративных отношений в системе морского хозяйства для реализации целей Морской стратегии России в Европейской Арктике.

Исследование выполнено в соответствии с п. 15.3. Паспорта специальностей ВАК «Механизмы формирования корпоративных образований в российской экономике с учетом глобализации мировой экономики».

Степень разработанности проблемы. Первые попытки научного обоснования отношений по поводу владения морем (и морскими ресурсами) относятся к началу XVII века (Гуго Гроций де Гроот), в последующий период фундаментальные научные исследования в области развития морской деятельности, по-видимому, не проводились в виду относительной фрагментарности главным образом военно-политических операций на море. Экономические проблемы освоения морского пространства получили научное обоснование только к середине XX века, причем только в отраслевом разрезе, то есть не комплексно.

К концу XIX века совокупные знания по проблемам морепользования сформировались в концепцию маринизма. Идеи маринизма легли в основу теории владения морем Ф. Коломба и теории морской силы А.-Т. Мэхэна.

Труды А.-Т. Мэхэна и Ф. Коломба оказались востребованными в I половине XX века не только в США и Великобритании, но также в Германии и СССР, где теория морской силы получила дальнейшее развитие в работах H. J1. Кладо, Б. Б. Жерве, С. Г. Горшкова, а также в исследованиях современных морских и военно-морских теоретиков (В.В.Масорин, И. М. Капитанец, Ю. П. Гладышев, В. А. Попов, Е. В. Васильев и др.), относящейся к геополитической традиции владения морем.

Импульс к дальнейшему развитию фундаментальных научных исследований был получен с принятием «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года» (2001 г.), где в начале XXI века впервые сформировалось понимание необходимости утверждения России как морской державы. Причем на современном этапе приоритет экономической составляющей морской деятельности является общепризнанным.

Это позволяет, опираясь на фундаментальные положения геоэкономики (Э.Люттвак, К. Жан, П. Савонна, Э. Г Кочетов, А.И. Неклесса), сформулировать основные положения концепции экономического обладания морем применительно к морской цивилизации современной России (О.В. Бурцев, Г. И. Полюхович, С.Ю. Козьменко).

Следует выделить значимые научные разработки по отраслям морского хозяйства: морскому транспорту (В.И. Краев, B.C. Селин, А.В. Истомин), рыбному хозяйству (Г.Г. Матишов, A.M. Ершов, В. В. Денисов, А.И. Кибит-кин), освоению морских месторождений углеводородов (А.Н. Дмитриевский, П. Б. Никитин, Б. К. Остистый, О.С. Мнацаканян).

Научная база организации морских корпораций основана на общеизвестных разработках в области менеджмента и теории организации (например, И. Ансофф, П. Друкер, М. Кестенбаум) с учетом специфики формирования корпоративных образований на море.

Обоснование региональной организации морского пространства базируется на фундаментальных научных исследованиях в области организации территориальных (А.Г. Гранберг, О.П. Литовка) и именно морских экологических (Дж. Кларк, К. Шерман, В.В. Денисов) и экономических систем (B.C. Селин, С. Б. Савельева, А. Г. Столбов и др.).

Проблема отношений собственности на море может быть частично решена на основании научных исследований в области земельной собственности (Г. Гроций, Н. Д. Кондратьев, Ю. В. Яковец, В.И. Лоскутов).

Методология исследования основывается на базовых принципах системного подхода к исследованию процессов регионального развития и формированию морской экономики в эпоху глобализации.

Теоретические исследования посвящены проблемам обеспечения экономического присутствия России на Арктическом региональном направлении национальной морской политики на основе организации морских корпораций в целях формирования рациональной системы морепользования в акватории Арктических морей с учетом глобализации мировой экономики в концепции экономического обладания морем.

Аналитические разработки диссертации основываются на принципах экономического, управленческого и статистического анализа, экспресс-анализа и экспертного прогнозирования.

К защите предлагаются следующие научные положения, составляющие стратегическую идею диссертации.

1. Конкурентоспособность на мировых рынках обеспечивается обладанием морской корпорацией хотя бы одной критической макротехнологией и устойчивой динамикой инновационного развития, что является базовым экономическим критерием при выборе приоритетных направлений экономической морской деятельности в процессе реализации целевых установок национальной морской политики и Морской стратегии РФ.

2. Формирование морских корпораций основывается на комплиментарном сочетании функциональных и пространственных составляющих системы морского хозяйства, при этом предназначение (миссия) корпоративного образования дополняется функцией не только экономического освоения акватории, но и обеспечения безопасности морской деятельности. Это позволит морским корпорациям интегрироваться в региональную систему морепользо-вания в целях создания «мозаичной» структуры национальной экономики для преодоления негативных воздействий глобализации.

3. Модальность основных (социальной, транспортной, ресурсной и оборонной) направлений экономической морской деятельности определяет качественные характеристики мобилизационной морской экономики, которая формируется в функциональных и пространственных зонах сопряжения двух и более составляющих системы морского хозяйства. Мобилизационная экономика является основой хозяйственной деятельности и средством обеспечения национальной безопасности России в акватории Арктических морей.

4. Особые экономические зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типов являются центрами реализации целей Морской стратегии РФ, при этом содержат инструментарий обеспечения экономического и военно-политического присутствия России в акватории арктических морей, сохранения ресурсного потенциала и активизации военно-морской деятельности в целях противодействия вызовам и угрозам с морских и океанских направлений.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами теоретического и прикладного характера:

— обосновано условие явного обеспечения конкурентоспособности морских корпораций на мировых рынках в условиях глобализации, которое выполняется в случае развития экономики по инновационному типу и обладанию хотя бы одной критической макротехнологией, причем при наличии последней в сфере военно-промышленного комплекса (стратегические ядерные силы) обеспечивается преимущество (лидерство) России не только на геоэкономическом, но и геополитическом атласе современного мира;

— понятие комплиментарное&tradeусловий и факторов экономического развития адаптировано к реалиям морских корпораций и условиям глобализации как в функциональном, так и в пространственном аспектах. Выполнение свойства комплиментарности в этих аспектах одновременно позволит морским корпорациям интегрироваться в региональную систему морепользова-ния в целях создания «мозаичной» структуры национальной экономики для преодоления негативных воздействий глобализации;

— предложено авторское определение понятие модальности применительно к основным (социальной, транспортной, ресурсной и оборонной) направлениям экономической морской деятельностиэкономическое содержание свойства модальности состоит во взаимообусловленности экономической деятельности структурных элементов морского хозяйства, что определяет качественные характеристики мобилизационной (то есть функционирующей постоянно независимо от уровня вызовов и угроз) морской экономики, которая формируется в функциональных и пространственных координатах сопряжения двух и более составляющих системы морского хозяйства.

— выявлена определяющая характеристика особых экономических зон, то есть достаточным условием определения такой зоны является присутствие модального функционального и/или пространственного сопряжения двух и/или более составляющих системы морского хозяйства. Такие (модальные, сопряженные) особые экономические зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типов являются центрами реализации целей Морской стратегии РФ;

Элементы новизны содержатся в обосновании базовых подходов к организации морской экономики в системе целей Морской стратегии России как основы развития производительных сил в Арктике и состоят в формировании ситуации модальности всех составляющих (ресурсы, флот и т. п.) для обеспечения экономического обладания морем.

Апробация работы и практическая значимость исследования.

Результаты исследования были представлены на международных и российских научно-практических конференциях «Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера» (Апатиты, 2005), «Национальная морская политика и экономическая деятельность в Арктике» (Мурманск, 2006), на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Мурманского государственного технического университета (Мурманск, 2005, 2006), а также использовались в лекциях на предприятиях и в организациях.

Основные положения и выводы диссертации докладывались в Администрациях Мурманской области и г. Мурманска, в Мурманской Областной Думе и в исследовательских подразделениях Кольского научного центра РАН.

Предложенные в работе методы и оценки нашли при подготовке нормативных документов по обеспечению экономической политики в части реализации стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.

Практические рекомендации автора использованы в ФГУП «Арктик-морнефтегазразведка» при обосновании согласованной экономической морской деятельности предприятия и структурных подразделений отраслевых (военно-морского флота, прибрежно-портовой инфраструктуры и морского транспорта) комплексов морского хозяйства в процессе комплексного и освоения Медынско-Варандейского, Колоколморско-го и Поморского участков дна Баренцева моря.

По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ с авторским участием 2,5 п.л., четыре работы опубликованы в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 150 наименований, 10 приложений, содержит 140 страниц, в том числе 7 рисунков и 11 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Лейтмотивом дальнейшего социально-экономического развития России в эпоху глобализации может служить положительное утверждение Послания Президента России Федеральному собранию 26 мая 2004 года о том, что «сегодня — чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции — мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это — вопрос нашего экономического выживания, вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях».

Поэтому для обеспечения «опережающего развития» на геополитическом и геоэкономическом атласе современного мира стратегической целью построения морской цивилизации в координатах концепции экономического обладания морем является формирование конкурентоспособной морской экономики региона, представляющей собой систему морских корпораций, которая владеет хотя бы одной критической макротехнологией при сохранении устойчивой динамики инновационного развития. Такая конструкция способствует адаптации морской экономики к процессу глобализации и противодействию негативным тенденциям последней.

Наличие критических макротехнологий является экономическим критерием при выборе приоритетных направлений экономической морской деятельности в процессе реализации целевых установок национальной морской политики и Морской стратегии РФ, причем реализация таких технологий в сфере ВПК (стратегические ядерные силы) обеспечивается преимущество (лидерство) России не только на геоэкономическом, но и геополитическом атласе современного мира.

Это достижимо при наиболее полном рациональном использовании комплексного военно-экономического потенциала морского региона, поскольку экономическая и военно-политическая составляющие системы морского хозяйства взаимозаменяемы: экономическая слабость при определенных условиях компенсируется морской силой и наоборот. В этом заключается сущность национальной морской политики и организации освоения морского пространства. Следует подчеркнуть, что военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности России на море, относится к категории высших государственных приоритетов.

В нынешних условиях не стоит вводить самих себя в заблуждение по поводу большинства государств и регионов, где основным источником доходов является эксплуатация природных ресурсов, так как они являются богатыми, но не являются развитыми. Критическое значение для социально-экономического прогресса имеют возможности общества (государства, региона) мобилизовать ресурсы, позволяющие инициировать экономическое развитие, а также способность этого общества самостоятельно создавать новые технологии, что только и может служить показателем развитости, то есть в основе развития лежит единство (в крайнем случае, непротиворечивость) ресурсных, технологических, инновационных, то есть функциональных, и пространственных составляющих экономической системы. В этом состоит экономическое содержание комплиментарности.

Применение системного свойства комплиментарности функциональных и пространственных составляющих системы морского хозяйства к формированию морских корпораций позволяет последним интегрироваться в региональную систему морепользования в целях создания «мозаичной» структуры национальной экономики для преодоления негативных воздействий глобализации.

Приоритеты национальной морской политики (интенсификация деятельности флота и экономическая мобилизация освоения и сохранения морских ресурсов) обусловливают формирование «мозаичной» структуры морской экономики региона, причем целевой функцией последней в эпоху глобализации является обеспечение страны ресурсами и услугами в соответствии со значимыми национальными ориентирами.

Так же следует подчеркнуть, что, учитывая возрастающие угрозы России со стороны ведущих морских держав и нарастающую тенденцию трансформации противостояния (главным образом экономического) на море из блокового состояния в региональное, а в отдельных случаях — в глобальное, обеспечение живучести морской экономики, в частности, на Арктическом региональном направлении, как структурной мозаики экономики России является первостепенной задачей национальной морской политики на региональном уровне.

В этих условиях следует определить качественные характеристики мобилизационной морской экономики как основой хозяйственной деятельности и средства обеспечения национальной безопасности России в акватории Арктических морей. Мобилизационная экономика функционирует постоянно независимо от уровня вызовов и угроз и определяется модальностью, то есть обусловленностью (сопряжением) основных направлений экономической морской деятельности в функциональных и пространственных координатах.

Следовательно, оценив мобилизационные возможности морской экономики, не говоря уже о площади прилегающих акваторий и протяженности морских границ, следует понять, что Россия не столько континентальное, сколько морское государство.

В этом смысле можно говорить о возникновении нового регионализма как шага на пути к установлению нового мирового соглашения.

Экономическое содержание концепции нового регионализма (неорегионализма) состоит в том, что направление регионального социально-экономического развития не всегда совпадает с национальным. То есть на геоэкономическом атласе в целом континентальной России можно и должно выделять регионы, в хозяйстве которых морская деятельность будет приоритетной, а морская экономика — преобладающей.

Развитие подобных корпоративных образований морского типа позволит сформировать «мозаики» на территории и акватории, в частности Арктики, как средство противодействия негативным тенденциям глобализации.

В системе приоритетов национальной морской политики на Арктическом региональном направлении особо выделена и научно обоснована проблема обновления флота, включая морскую технику и оборудование для освоения морского пространства, как средства обеспечения экономического и военно-политического присутствия России в акватории арктических морей, сохранения ресурсного потенциала и активизации военно-морской деятельности в целях противодействия вызовам и угрозам с морских и океанских направлений.

В этих условиях ресурсы арктических морей ввиду ограниченности и сложности разработки являются стратегическим государственным резервом страны и могут быть использованы в значимых для национальной безопасности целях. Одним из значимых национальных ориентиров является обеспечение энергетической безопасности страны. При этом следует понимать, что экономика России имеет ярко выраженную сырьевую направленность, поэтому и сравнение по запасам углеводородов следует проводить с основными нефтедобывающими странами.

Поэтому следует особо подчеркнуть, что основой энергетической безопасности является способность государства провести экономическую мобилизацию ресурсов в целях достижения энергетической независимости страны, как основы политического и экономического суверенитета. При этом запасы морских месторождений являются ввиду ограниченности стратегическим резервом, а плановая обеспеченность достигается распространением экономической и политической деятельности России в зарубежные нефтедобывающие регионы на основе взаимных интересов.

Следует выделить основу целереализующего комплекса Морской стратегии РФ в виде морских корпоративных образований организованных по типу особых экономических зон и по принципу модального функционального и/или пространственного сопряжения двух и/или более составляющих системы морского хозяйства. Экономическое содержание сущности организации морской экономики заключается в обеспечении модальности всех составляющих (ресурсы, флот и т. п.) для обеспечения экономического обладания морем.

У России есть реальный шанс, используя морскую силу (понимаемую скорее в политическом и экономическом, чем в чисто военном смысле), получить конкурентные преимущества на мировых рынках, и, имея конкурентоспособную морскую экономику, вплотную приблизиться к политическому, социологическому и психологическому пониманию державности собственной страны.

Державность — категория комплексная, это мировоззрение, которое должно стать не только стержнем национальной морской политики, но и основой общественного поведения, критерием оценки социально-экономического развития страны, залогом экономической независимости и процветания России. Идея морской державности, прежде всего, должна укрепиться в умах россиян, стать ориентиром в деле возрождения экономической морской деятельности страны. Для того чтобы быть великой державой по определению, то есть представлять собой государство, которое способно устоять перед мощью любой другой державы, требуется процветающая экономическая база.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Состояние разграничения морских пространств//Морской сборник, 2002, №-12
  2. И. Новая корпоративная стратегия.СПб.: Питер, 1999, -С. 414
  3. Арктика: интересы России и международные условия их реализации / Бар-сегов Ю.Г., Корзун В. А., Могилевкин И. М. и др. М.: Наука, 2002, — С. 356
  4. А.А. Перспективы освоения минеральных ресурсов шельфа морей РФ // Состояние и перспективы освоения морских нефтегазовых месторождений. М.: ООО «ВНИИГАЗ», 2003. С. 81−85.
  5. А. Второе открытие Груманта // WEB-журнал Нефть России. 2000. № 3. http://press.lukoil.ru: Сервер «Нефть России».
  6. П. Британия: взгляд с буровой платформы // WEB-журнал Нефть России. 2001. № 1. http://press.lukoil.ru: Сервер «Нефть России».
  7. А., Колганов А. «Рыночноцентрическая» экономическая теория устарела//Вопросы экономики, 2004,№-3
  8. О.В., Козьменко С. Ю., Шиян Г. Н. Современная Россия и морская цивилизация // Морской сборник, 2006, №-6
  9. У. Полеты во сне и наяву // WEB-журнал Нефть России. 2000. № http://press.lukoil.ru: Сервер «Нефть России».
  10. Е.В. К вопросу о господстве на море//Военная мысль, 2003,№-8
  11. Военная экономика: теория и актуальные проблемы. М.: Воениздат, 1999, -С. 145
  12. Военно-промышленный курьер, 2004, №-18,19−25 мая
  13. Ю.П. Военно-морская политика. М.: Изд. ВАГШ ВС РФ, 2003, -С. 362.
  14. Ю.П., Петренко И. Я. Развитие теории и практики организационного строительства ВМФ// Военная мысль, 2004, №-3.
  15. С.Г. Морская мощь государства. М.: Воениздат, 1978, -С. 398
  16. К. Г. Методы экономической оценки природных ресурсов. М., 1980,-С. 194
  17. А.Г. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего// Общество и экономика, 1999, №-3−5.
  18. А.Г. Основы региональной экономики. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004, С. 495
  19. А.Г. Морская стратегия как основа развития производительных сил в Арктике // Морской сборник, 2006, №-8
  20. В. Российские позиции в Арктике//Морской сборник, 2002, №-4
  21. В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях. Апатиты. КНЦ РАН, 2002, — С. 502
  22. Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. — С. 352.
  23. А.Н., Максимов В. М. Перспективы развития нефтяной промышленности России до 2020 года // Нефтяное хозяйство. 2003. — № 12
  24. В.Д. История военно-морского искусства, т. I. М.-СПб: Terra Fantastica, 2003, — С. 829.
  25. В.Д. История военно-морского искусства, т. II, кн. 1 М.-СПб: Terra Fantastica, 2003, — С. 826.
  26. A.M., Кибиткин А. И., Граховский B.C. Возможности использования нетрадиционных морских биологических ресурсов Арктики// Морской сборник, 2006, №-6
  27. Жан К., СавоннаП. Геоэкономика, М., 1997, — С.506
  28. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: БИЭФ, 2001, — С. 355
  29. .Б. Значение морской силы для государства. Пг., 1921, — С. 92
  30. .Б. Из дискуссии в аудитории военно-морского дела// Морской сборник, 1922, №-1−2
  31. Законодательство Норвегии по нефти и газу (Неофициальный перевод). Москва, Эпицентр. 1999. www.yabloko.ru: Сервер «Объединение Яблоко»
  32. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М.: Мир, 1999, С. 335
  33. Инвестиции на военной службе // Морской сборник, 2003, №-2
  34. В.А. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи//Вопросы философии, 1999, №-5
  35. И.М. Сильный флот сильная Россия. М.: ВЕЧЕ, 2006, — С. 536
  36. H.JI. Этюды о стратегии. Пг., 1914, — С.68
  37. С.Ю. Циклические колебания экономического и социального развития. СПб.: СПбУЭФ, 1994,-С. 106
  38. С.Ю., Семененко С. В., Кибиткин Ю. А. Экономическая мобилизация морского хозяйства в целях обеспечения военно-морской деятельности// Морской сборник, 2005, №-3
  39. Козьменко С. Ю, Шиян Г. Н. ВМФ как средство обеспечения экономических интересов России. Научное обоснование военно-морской экономики// Морской сборник, 2006, №-1.
  40. Ф. Морская война, ее основные принципы и опыт. Русский перевод Н. П. Азбелева (1894 г.). М.-СПб: Terra Fantastica, 2003, С. 670.
  41. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года /Авраменко И. М. Международное морское право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001,-С. 444.
  42. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002, — С.767
  43. В. Оборонно-промышленный комплекс России// Проблемы теории и практики управления, 2001, №-4.
  44. Э.Г. Введение во внешнеэкономическую стратегию (истоки и принципы построения национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала ее реакции). М., 1996, — С. 262
  45. Э.Г. Геоэкономика и стратегия России. Истоки и принципы построения внешнеэкономической доктрины//Сер. Научные доклады, 1997, № 44.
  46. Э.Г. Геоэкономика. М.: Изд-во БЕК, 1999, — С. 462.
  47. В.И. Экономика морского транспорта. М.: Транспорт, 1990, — С. 255
  48. В.Г. Национальные интересы России в Мировом океане// Морской сборник, 2006, №-6
  49. В.И., Московенко М. В. О национальной морской политике России// Военная мысль, 2002, №-1.
  50. О. П. Приоритетные направления региональных экономических исследований // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, 2000, № 2
  51. О.П., Столбов А. Г., Соловьева И. С. Национальные интересы России в морях Европейской Арктики// Морской сборник, 2006, №-6
  52. В.И. Экономические отношения собственности и политическое будущее России. Мурманск, Изд-во МГТУ, 2001, — С. 160
  53. Г. П., Селин B.C., Истомин А. В., Козьменко С. Ю. и др. Устойчивость и экономическая безопасность в регионах: тенденции, критерии, механизм регулирования. Апатиты, 1999. — С. 174
  54. Я.П. Основные проблемы развития морской нефтегазовой подотрасли в России // Минеральные ресурсы России. 1999. № 5
  55. В.В. ВМФ и безопасность России// Военная мысль, 2006, №-2
  56. Г. Г., Павлова Л. Г. и др. Химические процессы в экосистемах северных морей. Апатиты: КНЦ РАН, 1997, С.404
  57. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.: Изд. Пан-гея, 1994, — С. 304.
  58. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание М.: Экономика, 2000,-С.421
  59. Мировое судостроение: современное состояние и перспективы развития.-СПб.: Судостроение, 2001, — С. 490
  60. Ю.Г. Вспомогательные суда ВМФ России // Морской сборник, 2002, № 2.
  61. О.С., Столбов А. Г., Орлов М. А. Пора осваивать шельфы Арктических морей России// Морской сборник, 2006, №-10
  62. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года // Независимое военное обозрение, 2001, 3 августа.63 .Морской флот России. Реальность и перспективы // Морской сборник, 2003, №-2.
  63. Мэхэн А-Т. Влияние морской силы на французскую революцию и Империю. Русский перевод Н. Л. Кладо (1895 г.), в 2-х томах. М.-СПб: Terra Fantas-tica, 2002, С. 575 и 605.
  64. Неклесса А. И. Первая война XXI векаЮкономические стратегии, 2001, №-5−6
  65. А.И. Управляемый хаос. Движение к нестандартной системе международных отношений//Мировая экономика и международные отношения, 2002, №-9.
  66. А.И. Глобальная трансформация: сущность, генезис, прогноз/Мировая экономика и международные отношения, 2004, №-1.
  67. А.В. Прикладная стратегия. Лекции. Рукопись. 1913,-С. 166
  68. П.Б. Современная геолого-экономическая оценка нефтегазового потенциала арктического шельфа России // Минеральные ресурсы. 1996
  69. .К., Лузин Г. П., Меркулова О. Н. Проблемы освоения углеводородных ресурсов шельфовых акваторий Западной Арктики Апатиты, изд. Кольского научного центра РАН, 1999, — С. 149
  70. Е. А. Народнохозяйственная эффективность инвестиций в нефтяной сектор Российской Федерации. М.: Современная экономика и право, 2004, — С. 128
  71. Н.Л., Гогоберидзе Г. Г. Политика действий в прибрежной зоне. -СПб.: Изд-во РГГМУ, 2003, С. 226
  72. А.И., Гребеник В. В. Теория военной экономики: необходимость новой парадигмы// Военная Мысль, 2004,№-12
  73. Г. И., Козьменко С. Ю. Теория морской силы и экономическое обладание морем//Морской сборник, 2005, №-3
  74. В.А. Военно-Морской Флот России между прошлым и будущим// Морской сборник, 2004, №-12
  75. В.А. Законодательное обеспечение национальной морской политики и экономической деятельности в Арктике // Морской сборник, 2006, №-9
  76. С.А. Экономические причины военных конфликтов//Зарубежное военное обозрение, 2001, №-12
  77. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета, 2003, 16 мая
  78. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета, 2006, 10 мая
  79. Постановление Правительства РФ от 03.07.99 № 740 «Об утверждении положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции». Собрание законодательства РФ, 19.07.99, № 29, ст. 3729.
  80. В.А. Геополитика: ее роль и влияние на строительство и применение ВМФ России//Военная мысль, 2004, №-6
  81. И. Человек перед лицом неопределенности. М. Ижевск: ИКИ, 2003, — С.ЗОЗ.
  82. Проблемы Северного морского пути/ под ред. академика А. Г. Гранберга и В. И. Пересыпкина. М.: Наука, 2006, — С. 581
  83. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. авт. колл. Д. С. Львов М.: Экономика, 1999, — С.793
  84. Российская Арктика. Справочник для государственных служащих. М.: Дрофа, 2001,-С.344
  85. С.Б. Формирование региональных хозяйственных систем на Северо-западе России в условиях интеграции. СПб.: СПбГУЭФ, 2003,-С. 179
  86. С.Б. Региональный хозяйственный комплекс в Европейской Арктике: методология организации и стратегия развития. СПб.: СПбГУЭФ, 2006-С.147
  87. B.C. Теоретические основы измерения и регулирования в территориальных экономических системах. Апатиты, КНЦ РАН, 1999. — С.87.
  88. B.C., Истомин А. В. Экономика Северного морского пути: исторические тенденции, современное состояние, перспективы. Апатиты: КНЦ РАН, 2003.-С.201
  89. B.C., Истомин А. В., Терещенко Е. Б. Проблемы и направления развития морских коммуникаций в Арктике// Морской сборник, 2006, №-6
  90. В.П., Соловьева И. С. Теория и практика определения инвестиционного потенциала морской экономики региона// Морской сборник, 2005, № 10
  91. В.П., Семененко С. В. Развитие морской экономики и проблема инвестиций// Морской сборник, 2006, №-2
  92. И. С. Глобализация и корпоративные отношения в морской экономике Севера//Морской сборник, 2006, №-11.
  93. А.Г. Совершенствования хозяйственного механизма программно-целевых территориальных комплексов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988,-С. 144
  94. А.Г., Савельева С. Б., Соловьева И. С. Теоретические и методологические проблемы формирования морехозяйственного комплекса региона/Морской сборник, 2005, №-3
  95. Стратегии макрорегионов России. Методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ под ред. Академика А. Г. Гранберга. М.:Наука, 2004,-С.720.
  96. Теория и практика морской деятельности. Факторы развития, выпуск 8 / под ред. проф. Г. К. Войтоловского .М.: СОПС, 2006-С. 288
  97. ., Анферович Б., Лившиц А. Время решений // Морская Россия, 2000. № 7.
  98. Устойчивое развитие: Обзорн. информ., №-1. М.:ВИНИТИ, 1998,-С.137
  99. Федеральная целевая программа «Мировой океан». М.: МО РФ, 2000 Ю5. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России». Головной том / Министерство транспорта РФ. Министерство путей сообщения. М., 2001.- С. 132 .
  100. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ (ред. от 10.02.99) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 04.12.95, № 49, ст. 4694.
  101. Федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями на 07.01.1999 г.). Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1
  102. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Российская газета, № 148−149 от 06.08.98 г.
  103. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изменениями от 08.08.2001 г.) // Российская газета, № 244 от 24.12.98 г
  104. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях"// Российская газета, №-150 от 29.07.05 г.
  105. Федеральный Закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации"// Российская газета, №-150 от 29.07.05 г. с дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 03.06.2006 N 76-ФЗ// Российская газета, 136 от 10.06.06
  106. Н. П. Экономические проблемы оптимизации природопользования // Экономические проблемы оптимизации природопользования. М.: Наука, 1973,-С. 372
  107. ИЗ.Хачатуров Т. С. Экономика природопользования. М.: Экономика, 1982, -С. 256
  108. Хозяйственная деятельность в Арктике и грузопотоки Северного морского пути / Отв. ред. B.C. Селин. Апатиты: КНЦ РАН, 2002, С. 147
  109. Ю.В. Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей (материалы к лекциям и семинарам) //Российский экономический журнал, 1998, №-9−10
  110. А.Я. Глобализация и догоняющее развитие// Мировая экономика и международные отношения, 2004,№-1
  111. Bosson R., Varon М. The Mining Industries and the Developing Countries. -Washington, D.C.: World Bank, 1977.
  112. Chatterjee P. Riders of the Apocalypse / Squeezing the South: 50 years is enough //New Internationalist, 1994, July
  113. Clark J. R. Coastal Zone Management. Boca Raton, Florida, USA: CRC Press, 1996, — P.694
  114. Drucker P.F. Business Objectives and Survival Needs: Notes on a Discipline of Business Enterprise// The Journal of Business, 1958, April. Vol. 31, no 2
  115. Globalization// Financial Times, 1995, November, 5
  116. Integrated coastal and ocean management: concepts and practices / Biliana Cicin-Sain and Robert W. Knecht.- Washington, D.C.: Island Press, 1998 P. 517
  117. Johnston D. The Production Sharing Concept // PetroMin Magazine Singapore, August 1992, p. 26−34.
  118. Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers. New York: Random House, 1987. C. 540
  119. Kestenbaum M. The Essential Components of Business Planning// Planning the Future Strategy of Your Business, American Management Association. N.-Y, 1956
  120. Korneyen A. Industry: Trying to Extract Reform in Oil and Gas «The Russia Journal», 24−30.05.2002.
  121. Levitt T. The globalization of Markets// Harvard Business Review. May-June, 1983
  122. Luttwak E. From Geopolitics to Geoeconomics. Logic of Conflict, Grammar of Commerce// The National Interest. Summer, 1990.
  123. Luttwak E. The Endangered American Dream. Simon and Schuster. N.-Y., 1993
  124. Luttwak E. The Coming Global War for Economic Power// The International Economy, 1993, September-October.
  125. Mahan A-T. Influence of sea Power upon History/ Illustrated Naval and Military Magasine, N-Y, 1889. Русский перевод Н. П. Азбелева (1895 г.): Мэхэн А
  126. Т. Влияние морской силы на историю М.-СПб:Тегга Fantastica, 2002, — С. 636.
  127. Norwegian Petroleum Activity. 1995 Fact Sheet. Oslo: The Royal Ministry of Petroleum and Energy, 1995.
  128. Prigogine I. From Being into Becoming: Time and Complexity in the Physical Sciences. Freeman, San Francisco, 1980. Русский перевод: Пригожин И. От существующего к возникающему М.: Наука, 1985.
  129. Prigogine I. The End of Certainty. The free press, New York-London-Toronto-Sidney-Singapore, 1997. Русский перевод: Пригожин И. Конец определенности. Москва-Ижевск: РХД, 2001, — С. 207
  130. Sherman К. Sustainability, biomass yields, and health of coastal ecosystems: an ecological perspective//Marine ecology progress series, 1994, V. 112
  131. Sherman K. Achieving regional cooperation in the management of marine ecosystems: the use of large marine ecosystem approach//Ocean, Coastal Management, 1995, V.29
  132. Sherman K., Duda A.M. An ecosystem approach to global assessment and management of coastal waters//Marine ecology progress series, 1999, V. 190
  133. Sherman K., Duda A.M. Large Marine Ecosystems: An Emerging Paradigm for Fishery Sustainability// Fisheries, — 1999, V.24, №-12
  134. Thurow L. Fortune Favors the Bold. What We Must Do to Build a New and Lasting Global Prosperity. N.-Y.: Harper Business, 2003, — P. 340.
  135. Toward Sustainable Development. Concepts, Methods, and Policy/ J.CJ.M. van den Bergh, J. van der Straatenn (Ed.).- Island Press, 1994, — P. 287
  136. Treddenick J. Globalization, International Security and NATO. Русский перевод: Треддинк Д. Глобализация, международная безопасность и НА-ТО//США Канада: экономика, политика, культура, 2004,№-3.
  137. Zhang W.B. The Complexity of Nonlinear Dynamic Economic Systems The Kaldorian Model With Government Policy of Bond Finance. J. Mathematical Sociology 15(4), 1990.
Заполнить форму текущей работой