Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дизайн российских журналов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Дизайн представляет собой некий «язык», на котором выражается идея в послании получателю и с помощью которого получатель «расшифровывает сообщение», реализуя его смысл и функцию. В прессе этот «язык» эволюционировал с развитием технической базы (способов печати) и уровня ожиданий потребителя (подготовленности к восприятию той или иной формы сообщения). Сегодня дизайн… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ
    • 1. 1. Возникновение и развитие журналов в России
    • 1. 2. Дизайн журналов в XX веке
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕЧАТНОГО ДИЗАЙНА
    • 2. 1. Информационный подход к пониманию дизайна
    • 2. 2. Типология и дизайн
  • ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ И ДИЗАЙН СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ. но
    • 3. 1. Запуск нового журнала и редизайн. m
    • 3. 2. Тенденции оформления журналов разного типа

Дизайн российских журналов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диапазон определений дизайна широк, и в некоторой степени это связано с английским происхождением понятия. В русском языке термин «дизайн» все чаще заменяет термины «оформление», «моделирование», «проектирование», и это не случайно: дизайн предполагает нечто большее, чем просто работа с вещью, — это также и работа с идеей.

Если обратиться к первым газетам и журналам или более поздним изданиям, выходившим в конце XIX — начале XX вв., то можно предположить, что люди в то время действительно получали огромное удовольствие от чтения. Периодическую печать выписывали или покупали потому, что она в то время была единственным (кроме слухов) источником актуальной информации. Дизайн же выполнял прежде всего свою чисто утилитарную функцию — визуализировал информацию.

Сегодня, в эпоху активной информационной конкуренции, у дизайна появляются новые задачи: не только привлечь внимание к изданию, облегчить процесс восприятия его содержания, но и закрепить полученные сведения в сознании читателя.

С появлением телевидения реципиент стал отдавать предпочтение аудиовизуальному восприятию, что усилило конкурентную борьбу между электронными СМИ и прессой и что, в свою очередь, стало дополнительным стимулом для изменения дизайна газет и журналов в сторону большей наглядности. Сегодня за оперативной информацией обращаются в первую очередь в Интернет. И это — новая проблема для прессы. Правда, журнальная информация не предполагает обязательной оперативности — даже еженедельный журнал рассчитан либо на глубокое вдумчивое чтение, либо на просмотр крупных цветных иллюстраций (что в большинстве случаев делать с печатным вариантом намного предпочтительнее, чем с цифровым)1. К тому же журналы обычно собираются в подшивки, к которым можно обратиться в любой момент. Хранить же информацию в цифровом виде так же долго, как на бумаге, пока не позволяют ресурсы (долговечные цифровые носители находятся на стадии разработки), хотя процесс самого создания печатной продукции уже практически полностью «оцифровался».

Степень разработанности темы. В России оформлению периодики как объекту исследования стали уделять особое внимание в начале XX века. Одними из первых отечественных авторов книг по технике газетного дела были П. Керженцев2 и С. Срединскийз. Эта тема периодически возникала на страницах профессионального журнала «Журналист», издававшегося с 1914 года4. В 1930;е гг. практики, ратовавшие за применение форм-стандартов при выпуске газет, были обвинены в формализме^. Тем не менее, с появлением нового интереса к дизайну в 1950;1960;х гг., 6 идея применения профессиональных стандартов в процессе оформления периодики получила новое развитие.

Процесс формообразования печатного издания стал рассматриваться с позиций художественного конструирования (В. Ляхов), возникла идея композиционно-графического моделирования газет и журналов (В. Бакшин, С. Галкин, Д. Георгиев,.

1Лишь последние компьютерные устройства (такие, как сенсорные планшеты), позволяющие прикасаться к информации, можно рассматривать как серьезных конкурентов печатной периодике.

2 Керженцев П. М. Газета. Ее организация и техника / П. М. Керженцев. — М.: Изд-во Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р., С., К. и К. Депутатов, 1919. -158 е.- Керженцев П. М. Газета. Организация и техника газетного дела. — 4-е изд., доп. / П. М. Керженцев. — М.-/1.: Гос. изд-во., 1925.178 с.

3 Срединский С. Н. Основы газетного дела. / С. Н. Срединский. — Пг.: Изд-во Петрогр. Совета раб. и красноарм. депутатов, 1918. — 75 с.

4 Срединский С. Газета в Америке / С. Срединский // Журналист. -1926. — № 11. — С.27−23. Срединский С. Симметрия и асимметрия в газетной верстке / С. Срединский // Журналист. -1929. — № 21. — С. 671−672.

5 Деев А. Война шаблону / А. Деев // Журналист. -1932. — № 34. — С.17−18.

6 Хатт А. Искусство оформления газеты / А. Хатт // Советская печать. -1957. — № 5. — С. 74−76. Хатт А. Об искусство оформления газеты / А. Хатт// Советская печать. -1965. № 4.-С. 51−54.

С. Гуревич, А. Киселев, И. Табашников)7. В рамках системного подхода (моделирования) теория газетно-журнального оформления стала учитывать типологический аспект. Углубленно изучаются аудиторный фактор, специфика восприятия газетно-журнальных полос (С. Васильев, В. Тулупов)8. Со второй половины 1990;х годов начинается освоение компьютерного опыта, его возможностей при выпуске печатных СМ№.

Таким образом, можно утверждать, что степень изученности темы достаточно высока. Но время не стоит на месте, и сегодня, на наш взгляд, особое внимание следует уделять тому, как новые цифровые способы распространения информации, влияющие на общее восприятие сообщений реципиентом, сказываются на дизайне печатной периодики, как учитывается оформителями современные особенности полиграфии, распространения журнальной продукции.

7 Бакшин В. В. Оформление газет разного типа: учеб.-метод. пособие / В. В. Бакшин. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981.-72 е.- Галкин С. И. Нужна ли газете модель? / С. И. Галкин //Демократический журналист. -1973. — № 1. — С.13−14. Галкин С. И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы / С. И. Галкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XI. Журналистика. -1977. — № 4. — С. 29−37. Георгиев Д. Режиссура газеты / Д. Георгиев — М.: Мысль, 1979. — 264 е.- Гуревич С. М. Оформление и выпуск районной газеты / С. М. Гуревич. — М.: Книга, 1969. — 142 е.- Киселев А. П. От содержания к форме: основные понятия и термины газетного оформления / А. П. Киселев. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974.-48 е.- Ляхов В. Н. Оформление советской книги: Суперобложка, переплет, обложка, форзац / В. Н. Ляхов. — М.: Книга, 1966. -135 е.- Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги / В. Н. Ляхов. — М.: Книга, 1971. — 91 е.- Ляхов В. Н. О художественном конструировании книги. Системное проектирование, функциональный анализ / В. Н. Ляхов. — М.: Книга, 1975. — 91 е.- Ляхов В. Н. Искусство книги / В. Н. Ляхов. — М.: Советский художник, 1978. — 244 с. Табашников И. Н. Газета делается по модели / Теория и опыт композиционно-графического моделирования. -М., 1980.-94 с.

8 Васильев С. Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий: Дис. канд. филолог, наук / С. Л. Васильев — М., 1985. — 206 л.- Васильев С. Л. Удобочитаемость газеты / С. Л. Васильев. — Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1999. — 72 е.- Тулупов В. В. Оформление молодежной газеты: теория и практика (на материале областных газет РСФСР): Дис. канд. филолог, наук / В.В. ТулуповВоронеж, 1982. -230 л.- Тулупов В. В. Основы бильдредактирования / В.В. Тулупов// Вестник МГУ. Сер. XI. Журналистика. -1993. — № 5. — С. 20−26.

9 Беляев A.A. Особенности графической модели Интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ): дис. кандидата филол. наук / A.A. Беляев. — М., 2009. -244 л.- Дизайн газеты и журнала: Учеб. пособие / под ред. В. В. Волковой — М.: Аспект-Пресс, 2003. — 224 е.- Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие / под ред. Э. А. Лазаревич — М.: Изд-во Моск. го. ун-та, 2000. -120 е.- Заковырина Н. С. Особенности развития советской фотожурналистки 1920;1930;х гг. и журнал «Советское фото»: дис. кандидата филол. наук / Н. С. Заковырина. — СПб., 2007. — 213 л.- Коровкина Е. В. Иллюстрация в английской печати XVII—XIX вв.еков: дис. кандидата филол. наук / Е. В. Коровкина. — М., 2005. — 219 л.- Ныркова Л. М. Как делается газета / Л. М. Ныркова. — М: ТОО «Гендальф», 1998. — 68 е.- Осетрова О. В. Шрифт в рекламном дизайне: На примере печатной полиграфической и пресс-рекламы: Дис. канд. филол. наук/О.В. Осетрова. — Воронеж, 2005. — 222 л.- Ситников В. П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание / В. П. Ситников. — М.: Слово, 2004. — 415 с.

Актуальность исследования. Сегодняшний уровень развития компьютерных технологий таков, что возможности дизайнера ограничиваются лишь его фантазией и вкусом. Верстая полосы, он может создавать любые композиции, смешивать различные слои, фигуры и цвета. Если говорить о печати, то современная техника гарантирует самое высокое качество воспроизведения текста и иллюстраций, а, например, при выпуске специальных номеров или для уникальных рекламных вставок можно, помимо глянцевой мелованной бумаги, использовать различные виды специальной дизайнерской бумаги. Цифровые технологии повлияли и на процесс восприятия реципиентом получаемой информации. Конвергенция СМИ, гипертекст, формирование так называемого «клипового мышления» — все это потребовало разработки новых подходов к моделированию формы периодических изданий. Пока еще не найден идеальный цифровой носитель-воспроизводитель, который объединит в себе все достоинства цифровой и аналоговой среды. Не найдена и лучшая форма подачи информации на таких устройствах (очевидно, что это должно быть не простое копирование печатного оттиска на экран и не простое слайд-шоу мультимедийного формата). А значит, печать еще будет какое-то время оставаться наиболее надежным, удобным, эстетичным, проверенным источником информации. Что же касается иллюстрированных журналов (особенно массовых глянцевых, научно-популярных, общественно-политических, делающих ставку на фоторепортаж), то, несмотря на существующие электронные версии, бумажные варианты подобных изданий — в силу именно визуальной специфики — в настоящее время наиболее востребованы.

Объектом данного исследования избраны российские журналы различных типов: наиболее значимые издания прошлогосовременные общественно-политические, научно-популярные, глянцевые издания, дифференцируемые по полу и интересам.

Предметом исследования выступает дизайн журнала как процесс и результат создания идейной стилевой концепции, рассмотренный как в ретроспекции, так и в современном его состоянии.

Гипотеза исследования. Дизайн представляет собой некий «язык», на котором выражается идея в послании получателю и с помощью которого получатель «расшифровывает сообщение», реализуя его смысл и функцию. В прессе этот «язык» эволюционировал с развитием технической базы (способов печати) и уровня ожиданий потребителя (подготовленности к восприятию той или иной формы сообщения). Сегодня дизайн журналов должен учитывать современные особенности восприятия, которые диктуют новые требования к структурированию информации. Современный журнальный дизайн — это результат коллективной деятельности. Издатель (главный редактор), формулируя стратегию (уровень всего проекта) и тактику (уровень отдельного номера), по сути, занимается дизайном. Пишущий журналист создает не просто текст с заголовком, а политекст, предполагающий деление на подзаголовки, дополнительные блоки, учитывающий характер и расположение иллюстраций, инфографики (автору также необходимо представлять, как все эти части будут взаимодействовать композиционно и логически).

Целью работы является исследование и представление журнального дизайна как ключевого связующего звена в информационной цепочке «производитель — продукт — потребитель».

Для реализации нашей цели предстоит выполнить ряд задач:

1) проследить историческое развитие дизайна журналов, отражающего главенствующий стиль эпохи;

2) проанализировать понятие дизайна при помощи информационного подхода и его положение в коммуникационной цепи «отправитель — канал связи — получатель» и сформулировать авторское определение информационного дизайна;

3) изучить типологию российских журналов и определить место дизайна в системе типологических признаков современной системы журнальных изданий;

4) на конкретных примерах выявить значение дизайна при выпуске журнала (показать, как и почему со временем меняется облик издания, какие факторы на это влияюткак сказываются на оформлении особенности восприятия, уровень ожидания и подготовленности аудитории).

Теоретическую базу исследования составили работы по истории журналистики Б. Есина, А. Западова, И. Кузнецова, Ю. Лучинского, Р. Овсепяна10- работы по типологии А. Акопова, А. Кажикина, Е. Корнилова, М. Шкондинаработы по дизайну Н. Воронова, А. Лаврентьева, Л. Новиковой11- труды по дизайну периодики В. Бакшина, С. Галкина, И. Табашникова, В. Тулупова и исследования С. Васильева, С. Головко, Г. Кнабе, В. Тулупова, в которых рассматривались аспекты восприятия печатной продукции.

Эмпирическую базу составили российские журналы и русскоязычные аналоги западных журналов. В исторической части диссертации представлены наиболее показательные отечественные журналы, выходившие на протяжении трех столетий («Ежемесячные сочинения», «Зритель», «Вокруг света», «Нива», «Огонек»,.

10 Есин Б. И. История русской журналистики (1703−1917): Учебно-методический комплект / Б. И. Есин.-М.: Флинта: Наука, 2000. — 464 е.- История русской журналистики XVIII—XIX вв.еков / под ред. A.B. Западова. — М.: Высшая школа, 1973. — 518 е.- Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917;2000) / И. В. Кузнецов — М.: Флинта: Наука, 2002. — 640 е.- Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю. В. Лучинский. — Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1996. -140 е.- Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: учеб. пособие / Р. П. Овсепян. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. — 352 с.

11 Воронов Н. В. Дизайн: русская версия / Под ред. Г. В. Вершина. М.: Тюмень, 2003. — 220 е.- Лаврентьев А. Н. История дизайна: учебное пособие — М.: Гардарики, 2007.-303 е.- Новикова Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. — М.: Политиздат, 1976. — 287с. 8.

Смена", «Техника молодежи» и другие) — в части, касающейся современной практики выпуска журналов, — наиболее характерные образцы изданий последних пяти лет разных типов («Русский репортер, «Огонек», «Вокруг света», GEO, National Geographic, Cosmopolitan, Glamour, Vogue, Maxim, Men’s Health, Esquire, Rolling Stone, Top Gear, «За рулем», «Сноб», «Хакер», Computer Bild и другие).

Методологическую базу работы составили общенаучные принципы системности и объективности. В качестве основного метода использовалось наблюдение с последующим применением системного анализа к эмпирическому материалу. Помимо этого в исследовании использовались распространенные в гуманитарных науках методы сопоставления, сравнения, классификации.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что нами осуществляется попытка применения информационного подхода к пониманию дизайна и выявления его связующей роли в коммуникации как «языка», с помощью которого создается и потребляется продукт. В типологии журналов данный подход нашел отражение в группировке признаков по трем ключевым параметрам: производитель, продукт, потребитель.

Теоретическая значимость исследования представляется в уточнении понятия дизайна, рассмотренного в информационной средев предложенном варианте классификации типологических признаков, сделанной на основе информационного подходав рассмотрении эволюции журнального дизайна.

Практическую значимость работы составляет возможность использования положений диссертационной работы при запуске нового журнала или корректировке модели уже существующего (осуществление редизайна). Кроме того, поскольку в исследовании показано, как в процессе дизайна участвует весь творческий коллектив редакции, на наш взгляд, оно будет полезно и практикующим журналистам, а также студентам, изучающим дисциплины «Техника и технология средств массовой коммуникации» и «Система СМИ».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы рассмотрели наиболее характерные приемы оформления журналов разного типа, а также выявили их фирменные приемы, и пришли к выводу, что дизайн в некоторой степени ограничивает стремления оформителей создать индивидуальное издание рамками типа. Многие типологические факторы напрямую влияют на облик журнала, будь то читательская аудитория или техническая оснащенность издателя. Самые яркие и продвинутые композиционно-графические модели свойственны богатым массовым журналам (прежде всего, женским и мужским, научно-популярным) — издания с большим количеством рекламы требуют соответствующего оформления для журналистских материалов, чтобы они не потерялись на фоне рекламных предложений.

Ознакомившись с основными концепциями типологии, мы увидели, что исследователи журналистики расходятся в представлениях об универсальных типологических признаках, и то, что для периодики характерна интерференция типов в одном издании. Это связано со специфичностью творческой деятельности журналиста. Мы имеем дело не с биологической или физической системой, в которой можно все четко классифицировать. В то же время на рынке СМИ представлены и «издания-клоны». В первую очередь это касается массовых журналов, специализирующихся на конкретной аудитории (например, женские журналы Glamour, Mini и т. п., спортивные, автомобильные, компьютерные журналы).

Изучив различные подходы к пониманию сущности дизайна, мы пришли к выводу, что он может рассматриваться как концептуальная модель в самом широком смысле, как компромисс между технологией и искусством (оформление, основанное на принципах утилитарности и эстетичности) и как проектная деятельность, охватывающая все этапы производства и учитывающая этапы потребления. Последний аспект, на наш взгляд, характеризует истинную сущность дизайна, возникшего на заре индустриализации. Анализируя понятие при информационном подходе, мы показали, что дизайн представляет собой особый «язык» в коммуникационной цепочке «производительтовар — потребитель». Он моделирует то, как вещь будет создаваться, привлекать внимание покупателя, как он ей будет пользоваться (возможно также планирование утилизации вещи). В журналистике под дизайном принято понимать именно процесс и результат формообразования, выраженный в методах художественного конструирования и композиционно-графического моделирования.

В современном журнальном деле форма играет очень важную роль. Она несет смысловую нагрузку (вот почему можно говорить о смысловом восприятии визуальной информации). Для этого дизайнеру приходится учитывать особенности психологии восприятия, активно сотрудничать с пишущими журналистами, добиваться, чтобы в процессе создания гармоничного сочетания содержания и формы все принимали участие. Это отчасти связано с усложнением, дроблением журналистских текстов. Данные тенденции обусловлены формированием новой психологии восприятия информации в условиях информационного шума.

Сегодня же формируется новый читатель, тип мышления которого называют «клиповым» (зачастую приписывая явлению отрицательную окраску), что приводит к превращению линейного текста в политекст или презентацию. Для развлекательных журналов это в большей степени выражается в пунктуации (например, «1, 2, 3.»), для научно-популярных и аналитических — в дополнительных блоках, позволяющих рассмотреть ситуацию как бы со всех сторон (исторические, терминологические пояснениястатистические данныекомментариисоветы и так далее). Также мы увидели стремление журналов стилизовать форму под тему, что способствует большему эмоциональному погружению в материал, наглядности через сопереживание.

Говоря о том, что будет с журналами завтра, мы далеки от пессимизма (в некоторых странах печать вообще переживает расцвет). При чтении журналов люди наслаждаются процессом вдумчивого поглощения информации (серендипити, ритуальность), отличным качеством полиграфии (хотя, конечно, нельзя не заметить важных тенденций при выпуске изданий, связанных с приходом цифровых технологий). Появившаяся в середине прошлого тысячелетия печать не отменила сразу рукописной книги, как не отменила письма вообще. Фактически же произошла лишь смена методов создания информационного сообщения, а методы его восприятия остались те же. Так вот, цифровые технологии предполагают именно новые методы восприятия. Какое выражение они находят в печати, мы уже разобрали, теперь следует сказать и о виртуальных журналах. Если раньше скептицизм в рассмотрении цифровых носителей, как альтернативы бумаге, объяснялся «неудобностью» контакта с персональным компьютером (читать можно только сидя за столом), то сегодня удобные электронные мобильные устройства вызывают серьезные опасения за судьбу бумажной периодики. Речь идет о цифровых книгах, которые используют технологию электронных чернил (чтение в отраженном свете), и планшетных компьютерах с сенсорными экранами. Первые пока воспроизводят монохромный текст (или изображения), происходят попытки отображения анимации и внедрения сенсорного управления. Такие устройства вытесняют традиционные простые книги (чтение которых скоро будет считаться варварством по отношению к окружающей среде). В пользу этого утверждения свидетельствуют последние статистические данные крупнейшего книжного портала Amazon.com. В 2010;м году объем продаж электронных изданий превысил объем продаж печатной продукции. Планшетные же компьютеры, хоть и предоставляют информацию в исходящем свете (больше усталость для глаз), зато уже обладают возможностями яркой цветопередачи, подключения к сети, просмотра мультимедиа сообщений, наконец, сенсорным управлением, привыкнув к которому читатель будет ощущать еще большую «ритуальность», чем при чтении книги или журнала. Некоторые современные издания (крупные представители рынка) уже обладают электронными газетами и журналами (например, GEO для iPad — см. рис. 46/1-я). Подчеркнем, это не сайт, а электронное периодическое издание в виде особого приложения.

Пока же мы наслаждаемся последними достижениями печатного оформления, подготовка которого уже полностью компьютеризирована. Многие издания сейчас выкладывают на своих сайтах pdf-версии номеров. Остается сделать следующий шаг к полной оцифровке и полноценной реализации гипертекстового дизайна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А. И. Акопов. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1985. — 96 с.
  2. А.И. Периодические издания : учеб.-метод, пособие / А. И. Акопов. Ростов-на-Дону: Изд-во Ин-та массовых коммуникаций, 1995- - 79 с.
  3. А. И. Общий курс издательского дела : учеб. пособие для студентов-журналистов / А. И. Акопов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004. — 220 с.
  4. А.И. Отечественные специальные журналы 1765—1917 / А. И. Акопов. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1986. — 83 с.
  5. В. В. Оформление газет разного типа : учеб.-метод. пособие / В. В. Бакшин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. — 72 с.
  6. B.C. Истоки газетного дизайна : учеб. пособие /В. С. Бышова. Саранск: Красс. Окт., 2004. — 100 с.
  7. С. Л. Удобочитаемость газеты / С. Л. Васильев. -Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1999. 72 с.
  8. С.Л. Удобочитаемость газеты и журнала / С. Л. Васильев. Воронеж: Кварта, 2010. — 152 с.
  9. Н.В. Дизайн: русская версия / под ред. Г. В. Вершина. М.: Тюмень, 2003. 220 с.
  10. A.B. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее / A.B. Вырковский. М.: МедиаМир, 2009. — 160 с.
  11. Газетное оформление. Теория и практика моделирования: сб. статей / под ред. И. С. Галкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 91 с.
  12. С.И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ / С. И. Галкин. -М.: Фак-т журналистики МГУ, 2010. 8о с.
  13. С. И. Оформление газеты и журнала : от элемента к системе / С. И. Галкин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. — 152 с.
  14. С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: Учеб. пособие / С. И. Галкин. М.: Аспект Пресс, 2005. — 216 с.
  15. С. И. Уроки моделирования газеты : учеб.-метод, пособие для фак. и отд. журналистики гос. ун-тов / С. И. Галкин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987. — 75 с.
  16. Д. Режиссура газеты / Д. Георгиев М.: Мысль, 1979. -264 с.
  17. В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. М.: Искусство, 1970. — 192 с.
  18. С.Б. Дизайн деловых периодических изданий : учеб. пособие / С. Б. Головко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 423 с.
  19. С.М. Оформление и выпуск районной газеты / С. М. Гуревич. М.: Книга, 1969. — 142 с.
  20. Дизайн газеты и журнала: учеб. пособие / под ред. В.В. Волковой- М.: Аспект-Пресс, 2003. 224 с.
  21. Дизайн периодических изданий: учеб. пособие / под ред. Э. А. Лазаревич М.: Изд-во Моск. го. ун-та, 2000. — 120 с.
  22. .И. История русской журналистики (1703−1917): учебно-методический комплект / Б. И. Есин. М.: Флинта: Наука, 2000. -464 с.
  23. История русской журналистики XVIII—XIX вв.еков / под ред. A.B. Западова. М.: Высшая школа, 1973. — 518 с.
  24. П.М. Газета. Ее организация и техника / П. М. Керженцев. М.: Изд-во Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р., С., К. и К. Депутатов, 1919. — 158 с.
  25. П.М. Газета. Организация и техника газетного дела.4.е изд., доп. / П. М. Керженцев. М.-Л.: Гос. изд-во., 1925.178 с.
  26. А. П. История оформления русской газеты (1702−1917) / А. П. Киселев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 192 с.
  27. А. П. От содержания к форме : основные понятия и термины газетного оформления / А. П. Киселев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974. — 48 с.
  28. Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции / Г. А. Кнабе. — М.: Диалектика, 2006. 736 с.
  29. ЕА. Типология периодической печати: основные понятия и категории / Е. А. Корнилов. Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост, ун-та, 1984. — 160 с.
  30. И.В. История отечественной журналистики (19 172 000) / И. В. Кузнецов М.: Флинта: Наука, 2002. — 640 с.
  31. В.Д. Дизайн и реклама / В. Д. Куршин. М.: ДМК Пресс, 2006. — 272 С.
  32. А.Н. История дизайна: учебное пособие / А. Н. Лаврентьев. М.: Гардарики, 2007. — 303 с.
  33. Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю. В. Лучинский. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1996. -140 с.
  34. В.Н. Оформление советской книги: суперобложка, переплет, обложка, форзац / В. Н. Ляхов. М.: Книга, 1966. — 135 с.
  35. В.Н. Очерки теории искусства книги / В. Н. Ляхов. М.: Книга, 1971. — 91 с.
  36. В.Н. О художественном конструировании книги. Системное проектирование, функциональный анализ / В. Н. Ляхов. М.: Книга, 1975. — 91 с.
  37. В.Н. Искусство книги / В. Н. Ляхов. М.: Советский художник, 1978. — 244 с.
  38. Дж. Все о журналах / Дж. Маккей. М.: Университетская книга, 2008. — 265 с.
  39. М. Галактика Гутенберга. Сотворение человекапечатной культуры / М. Маклюэн.- К.: Ника-Центр, 2004.- 432 с.
  40. М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. — 464 с.
  41. Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Вып.1. Техническая эстетика и эстетика промышленных форм / Г. Б. Минервин. М.: ВНИИТЭ, 1970. — 54 с.
  42. Д. Издание журнала. От идеи до воплощения / Д. Морриш. М.: Университетская книга, 2008. — 304 с.
  43. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция / Л. И. Новикова. М.: Политиздат, 1976. — 287с.
  44. Л.М. Как делается газета / Л. М. Ныркова. М: ТОО «Гендальф», 1998. — 68 с.
  45. Р. П. История новейшей отечественной журналистики : учеб. пособие / Р. П. Овсепян. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. — 352 с.
  46. О.В. Шрифт. Дизайн. Реклама: учеб. пособие / О. В. Осетрова. Воронеж: фак-т журналистики ВГУ, 2008. — 52 с.
  47. Оформление периодических изданий / под ред. Киселева А. П. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988. 158 с.
  48. М., Купер Р. Власть дизайна: ключ к сердцу потребителя / М. Пресс, Р. Купер. М.: Гревцов Паблишер, 2008. — 352 с.
  49. У. Недизайнерская книга о дизайне / У. Робин. — СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. — 128 с.
  50. О. И. История журнального дизайна / О. И. Рожнова. -М.: Университетская книга, 2009. 272 с.
  51. С.Н. Основы газетного дела. / С. Н. Срединский. Пг.: Изд-во Петрогр. Совета раб. и красноарм. депутатов, 1918. — 75 с.
  52. И.Н. Газета делается по модели. Теория и опыт композиционно-графического моделирования / И. Н. Табашников.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 94 с.
  53. И.Н. Газета и дизайн / И. Н. Табашников. Тюмень: Софтдизайн, 1994. — 160 с.
  54. Типология периодической печати: учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М.: Аспект-пресс, 2007. — 236 с.
  55. В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты / В. В. Тулупов. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2000. — 336 с.
  56. В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В. В. Тулупов.- Воронеж: Кварта, 2001. 320 с.
  57. В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В. В. Тулупов. Воронеж: ИНФА, 1996. — 112 с.
  58. В.В. Дизайн периодических изданий / В. В. Тулупов. -СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 224 с.
  59. В.В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий / В. В. Тулупов. Воронеж: фак-т журналистики, 2005. -200 с.
  60. Уайт Ян В. Редактируем дизайном / Ян В. Уайт. М.: Университетская книга, 2008. — 248 с.
  61. К. Дизайн газет и журналов / К. Фрост. М.: Университетская книга, 2007. — 232 с.
  62. Т. Настольная книга газетного дизайнера / Т. Харроуэр. Воронеж: Комсомольская правда-Воронеж, 1999. -222 с.
  63. Хрестоматия по дизайну / Составители Вершинин Г. В., Мелентьев Е. А. Тюмень: ГОУ ВПО «Тюменский филиал УралГАХА «Институт дизайна», 2005. — 1056 с.
  64. M.B. Организация средств массовой информации и пропаганды / М. В. Шкондин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -185 с.
  65. О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий / О. Яцюк. СПб.: БХВ Петербург, 2004. — 240 с.
  66. Диссертации и авторефераты:
  67. A.A. Особенности графической модели Интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ): дис. канд. филол. наук / A.A. Беляев. — М., 2009. — 244 л.
  68. С.Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий : дис. канд. филол. наук / С. Л. Васильев М., 1985. — 206 л.
  69. Н. С. Особенности развития советской фотожурналистки 1920−1930-х гг. и журнал «Советское фото»: дис.. канд. филол. наук / Н. С. Заковырина. СПб., 2007. — 213 л.
  70. A.A. Типология отечественной региональной прессы рубежа XX—XXI вв.еков (На примере печатной периодики Воронежской области): автореф. дис. канд. филол. наук / A.A. Кажикин. Воронеж, 2004. — 22 с.
  71. Е.В. Иллюстрация в английской печати XVII—XIX вв.еков : дис. кандидата филол. наук / Е. В. Коровкина. М., 2005. — 219 л.
  72. О.В. Шрифт в рекламном дизайне: На примере печатной полиграфической и пресс-рекламы Дис. канд. филол. наук / О. В. Осетрова. — Воронеж, 2005. — 222 л.
  73. В.В. Оформление молодежной газеты: теория и практика (на материале областных газет РСФСР): дис. канд. филол. наук / В. В. Тулупов. Воронеж, 1982. — 230 л.
  74. В. В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философскопсихологический и творческий аспекты): автореф. дис. д-ра филол. наук / В. В. Тулупов. Краснодар, 2000. — 47 с.
  75. Публикации в периодических изданиях, сборниках статей:
  76. С. Американская газета / С. Срединского // Журналист. 1927. — № 1. — С. 20−26.
  77. С.И. Нужна ли газете модель? / С. И. Галкин // Демократический журналист. 1973. — № 1. — С.13−14.
  78. С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы / С. И. Галкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Xi. Журналистика. 1977. — № 4. — С. 29−37.
  79. Д. Будущее газеты и газета будущего / Д. Георгиев // Журналист. 1972. — № 9. — С. 48−51.
  80. Д. Графическая архитектура болгарской газеты / Д. Георгиев // Interpressgrafic. Budapest. 1975. — № 4. — С. 5−7.
  81. А. Война шаблону / А. Деев // Журналист. 1932. — № 34. -С. 17−18.
  82. Е. А. Типология периодической печати: основные понятия и категории / Е. А. Корнилов // Типология периодических изданий. Ростов-н/Д., 1984. — С. 7−31.
  83. А. Информация и сообщения в медиатексте / А. Кузнецова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2010. -№ 7−8. — С. 32−3782. Срединский С. Н. Газета в Америке / С. Н. Срединский //
  84. Журналист. 1926. — № 11. — С. 27−23.
  85. С.Н. Симметрия и асимметрия в газетной верстке / С. Н. Срединский // Журналист. 1929. — № 21. — С. 671−672.
  86. В.В. Основы бильдредактирования / В. В. Тулупов // Вестник МГУ. Сер. Xi. Журналистика. 1993. — № 5. — С. 20−26.
  87. B.B. Системный подход к типологии газеты / В. В. Тулупов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2003. — С. 41~44
  88. В. В. Теоретический и практический аспекты типологии / В. В. Тулупов // Теория и практика современной российской журналистики. Воронеж, 2007. — С. 183−200.
  89. А. Искусство оформления газеты / А. Хатт // Советская печать. -1957. № 5. — С. 74−76.
  90. H.H. Новые тенденции развития журнального рынка России / H.H. Мироненко // «Медиаскоп». 03.52 007. — URL: http://mediascope.ru/node/ 1Q4 (дата обращения: 12.06.2010).
  91. Е.Л. Современный медиабизнес и фрагментирующиеся аудитории / Е. Л. Вартанова // «Медиаскоп». 23.09.2006. — URL: http://mediascope.ru/node/183 (дата обращения: 12.06.2010).
  92. Санкт-Петербург (энциклопедия). Журналы: сайт. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc sp/847/%Do%Q6%Di%8.q%Di%8o %Do%BD%Do%Bo%Do%BB%Di%8B (дата обращения: 21.04.2010).
  93. Библиотека Evarlist: сайт. URL: http: //www.evartist.narod.rn/iourn.htm (дата обращения: 17.07.2010).
  94. В. Чем привлекательны культурологические журналы / В. Скоробогатько // «Журналист. 2007. — № 11. — URL: littp://old.iournalist-virt.ru/mag.php?s=2007ii77i (дата обращения: 24.12.2009).
  95. В. Как выглядит «общий интерес»? / В. Скоробогатько // «Журналист. 2008. — № 10. — URL: littp://0ld.i0urnalist-virt.ru/mag.php?s=2Q08i07ii (дата обращения: 24.12.2009).
  96. В. Красота в дамском стиле / В. Скоробогатько // «Журналист. 2008. — № 2. — URL: http://old.journalist-virt.m/mag.php?s=200 8027Qi (дата обращения: 24.12.2009).
  97. Е. Создание индивидуального облика издания / Е. Карамашева. URL: http: / /www-compuart.ru /Archive/СА/2001 /q/я / (дата обращения: 07.08.2010).
  98. Как: журнал: сайт. http://www.kak.ru (дата обращения:0310.2009).
  99. Первый номер «Огонька». URL: http: / /www, ogoniok.com / inside/first number / (дата обращения: 14.05.2010).
  100. История журнала «Огонек». URL: http: / /www.ogoniok. com/inside /hystorv/ (дата обращения: 14.05.2010).105. «Огонек» может погаснуть / П. Гарин // «Вести». 07.02.2009. -URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2^io8Q
  101. Mercure Francois Presentation. URL: http://mercurefrancois.ehess.fr/presentation.php (дата обращения: 14.05.2010).
  102. Mercure Francois Accueil. URL: http://mercurefrancois.ehess.fr/index.phpP/categories
  103. ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  104. Сундуков Александр Сергеевич042.01 1 6 1 30 0 «
  105. Дизайн российских журналов: история, теория, практика
Заполнить форму текущей работой