Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типологизация основных образовательных программ с 1965 года по 2015 год

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программу «Ленинский университет миллионов» создали в 1970 году для того, чтобы у зрителей, особенно у детей и подростков, формировались правильные коммунистические взгляды. Аудитории последовательно рассказывалось об основах марксистко-ленинской философии, политэкономии, а также истории партии. Ведущий оставался за кадром, зрители слышали лишь его голос и наблюдали за соответствующим видеорядом… Читать ещё >

Типологизация основных образовательных программ с 1965 года по 2015 год (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из задач исследования является построение новых типологий образовательных передач. В их основе лежит жанровое деление, поэтому мы рассматриваем классификации, которые были ранее описаны несколькими учеными.

Самарцев выделяет три жанровые группы образовательных программ. Первая из них включает телевизионную демонстрацию и информацию. Эти жанры объединяет низкая степень обобщения, они используются как правило в качестве дидактического материала на занятиях в школах и институтах. После просмотра обычно следует включенное обсуждение уже непосредственно среди аудитории.

Ко второй группе исследователь относит обозрение (программы «Знание», «В мире книг»), телеурок и экскурсию (профориентационные программы «Звездочет», «Технодром», где зритель мог заглянуть в лаборатории ученых, посмотреть как они создают свои изобретения). Все эти жанры лежат на границе информационной публицистики и документалистики.

Третья группа включает художественно-публицистические жанры, для которых характерны глубинное обобщение, анализ и интерпретация материала. Например: устный рассказ (программы Ираклия Андронникова, Эдварда Радзинского), реконструкция, викторина («Великолепная семерка», «Что? Где? Когда?», a также «Амико Веритас» — старшеклассники и студенты инсценировали судебные процессы, кто-то выступал в роли адвоката, кто-то — в роли прокурора, при этом для победы важно было использовать свои знания с уроков истории и обществознания, большое значение играла и общая эрудиция). Жанр викторины служит платформой для пропаганды знаний, и охватывает при этом максимально широкую аудиторию. Развлекательный формат подталкивает зрителей активно включаться в образовательный процесс: вспоминать забытые знания и запоминать новые, стараться давать ответы одновременно с участниками шоу и т. д.

Жанровая классификация Самарцева и А. А. Степанова схожи, но последний ученый разделяет понятия викторины (игры) и конкурса. Также Степанов говорит о том, что передачи редко можно отнести к одному-единственному жанру, намного более распространенной практикой является мультижанровость. Таким образом создатели комбинируют способы представления материала и удерживают внимание аудитории. Кроме того, он выделяет следующий формат: демонстрацию опытов с последующим объяснением их сущности. Зародившись еще в 1970;е годы в СССР, подобные программы затем исчезли с экранов, появились снова лишь в 2009 году как часть программы «Галилео». И c того момента началось возрождение жанра, создавались передачи-эксперименты для детей на канале «Карусель».

Далее в работе приводится комплексный анализ 22 образовательных программ, которые транслировались на отечественном телевидении с 1965 по 2015 год. Одной из главных задач исследования является построение новой типологии обучающих передач на основе ранее обозначенных жанровых классификаций.

Группа передач № 1.

В 1960;х годах создали «Телевизионный лекторий для старшеклассников». Идейно-политическое воспитание молодого поколения нашло свое отражение даже в передачах по физике, астрономии и математике. Там проводилась параллель с деятельностью партии, обсуждались выдвигаемые перед народом задачи, оценивались масштабы производственной деятельности государства. В гуманитарных дисциплинах анализировались сущность и причины революционных и освободительных движений, определялась роль рабочего класса в жизни страны и т. д. Наравне с этим выдвигались идеи о патриотизме, зрителей с детства знакомили с великими достижениями советских ученых и изобретателей. Передачи строились на общем обзоре темы, затем давалась теоретическая база, куда включались дополнительные материалы: документальные записи, схемы и таблицы. В последнем информационном блоке как правило говорилось о заслугах того или иного ученого, например, К. Э. Циолковского. Если о подобных учебных областях говорилось на съездах, a идеи об их развитии были прописаны в планах партии, то эти факты освещались и в телевизионных программах (в те времена за редким исключением с экранов не звучало имя В.И. Ленина). В анализируемом нами выпуске программы от 1979 года был продемонстрирован опыт Джоуля и Томсона. Данная передача служит ярким примером того, как посредством телевидения абстрактные понятия обретают визуальную форму. Перед нами на экране формулы, затем видеозаписи опытов, увеличенные под микроскопом процессы движения газов. Лектор рассказывает об устройстве приборов и о способах использования жидких газов — зритель при этом видит ученых в лабораториях и кадры с производств. Если говорить о роли ведущего, то лишь на протяжении небольшого промежутка времени мы наблюдаем, как он стоит за трибуной в аудитории, остальная часть выстроена на демонстрации видеоряда, который сопровождается закадровым голосом.

Программу «Ленинский университет миллионов» создали в 1970 году для того, чтобы у зрителей, особенно у детей и подростков, формировались правильные коммунистические взгляды. Аудитории последовательно рассказывалось об основах марксистко-ленинской философии, политэкономии, а также истории партии. Ведущий оставался за кадром, зрители слышали лишь его голос и наблюдали за соответствующим видеорядом. Двадцати пяти минутный выпуск передачи от 1982 года начинался следующими словами: «Владимир Ильич Ленин — это имя бесконечно дорого сотням миллионов людей». Следом мы видим документальные кадры огромной очереди к мавзолею и затем переносимся на экскурсию в музей В. И. Ленина. Первоочередной задачей партии было воспитание молодого поколения, их обучение коммунизму. В основу передачи легли архивные кадры выступлений В. И. Ленина, фотографии и кинохроника, которая подтверждала важнейшую роль партии в жизни страны и благополучии ее народа. телевидение советский образование российский Цикл «Ираклий Андроников рассказывает…» зрители впервые увидели в 1972 году. Наряду с лекцией, новаторским для телевидения времен СССР был жанр рассказа. Автор передачи используя речевые приемы, и лишь за редким исключением демонстративный материал, вызывал у зрителя эмоциональную отдачу, при этом знакомил каждого с жизнью писателя, его тайными замыслами и мотивировал к глубокому прочтению произведений М. Ю. Лермонтова. На протяжении всей программы на экране был лишь литературовед Андроников, сидевший на столе с книгой. При этом его рассказы были не менее образными, чем передачи, где был и видеоряд, и фотографии, и репортажи. Ведущий настолько хорошо разбирался в творчестве Лермонтова, что мог с помощью слов воссоздать любую картину из его жизни или фрагмент из его сочинений. Данный цикл передач «Ираклий Андроников рассказывает…» подтверждает теорию о том, что формула успешной передачи — это гармоничное сочетание замысла и формы его воплощения. И внимание аудитории можно привлечь без дополнительных средств, a лишь сидя за партой и ведя увлекательную беседу. Удивительно, что несмотря на всю монологичность высказываний, у зрителей поддерживается контакт с «лектором» и на визуальном, и на эмоциональном уровне. В качестве недостатков телевидения как образовательной платформы часто называют именно отсутствие этого взаимодействия. Но в передачах известного исследователя использовались драматургические приемы (выдвигались проблемные темы, обсуждались конфликты мнений), с помощью которых сценаристы вызывали у аудитории чувства сопричастности и сопереживания. Например, профессор говорит о неоднозначности характера Печорина из романа «Герой нашего времени». Популярность программы во многом была связана с удивительной личностью Андроникова. Таких харизматичных, и главное, естественных в своем поведении людей, немного. И, безусловно, сегодня создателям образовательных передач непросто найти ведущего — человека знающего, разбирающегося в науке и способного передать окружающим свою искреннюю любовь к предмету.

Программа «История России. Лекции» вышла в эфир в 2008 году на канале «Бибигон» (на основе которого в 2010 году создали «Карусель»). Проект является несвойственным данному каналу и по формату (академическая лекция) и по аудитории — это учащиеся старших классов, абитуриенты (ранее большая часть передач создавалась для младших школьников). Лекторами были известные историки, доктора наук, они выступали перед школьниками, которые сидели за партами и вели конспекты. В одном из 25-минутных выпусков речь шла о князе «Михаиле Тверском», основные моменты из рассказа профессора выводились внизу экрана, также видео оператор довольно часто акцентировал внимание аудитории на записи на доске. Ведущий при объяснении темы использовал приемы визуализации: показывал фрагменты карт с границами княжеств и древние фрески с изображениями Михаила Тверского. В состав также входит заранее записанное видео-интервью с экспертом на обозначенную тему, благодаря которому перед зрителями открывается еще одна точка зрения на исторические процессы и таким образом воссоздается более полная картина мира. Однако ученики, находящиеся в студии, не принимают активного участия в образовательном процессе, они выполняют роль слушателей. Данный цикл представляет собой классический формат телелекции, заметно отличающийся от рассказов Ираклия Андроникова, и похожий на проект «ACADEMIA», о котором речь пойдет ниже.

На канале «Культура» эта передача была создана в 2010 году. Программа возрождает формат телевизионных лекций, которые были неотъемлемой частью образовательного канала в 1960;х — 1970;х годах. Тематика передач весьма разнообразна: от физики до литературы и географии, лекторами выступают выдающиеся ученые нашей страны и даже нобелевские лауреаты (физик Жорес Алферов, директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров, профессор Сергей Капица и другие). Продюсер Аркадий Бедеров отмечал, что их команда преследует амбициозную цель: расширить круг людей, нуждающихся в знаниях. Сверхзадача проекта — всеобщее просвещение граждан, повышение уровня их образования. Телелекции, несмотря на академический формат, напоминающий занятия в университетах, построены по принципам драматургии. В них поднимаются актуальные проблемы науки, обсуждаются различные взгляды профессоров на одни и те же явления, a также выделяются возможные перспективы развития направлений. Студия оформлена, как и в проекте «История России. Лекции» в виде учебного класса: зрители — студенты ведущих вузов, которые сидят за партами, лектор выступает за кафедрой. Программа сочетает в себе формат лекции и беседы, так как ученики имеют возможность напрямую задавать вопросы известным ученым. Если рассматривать визуализацию проекта, то внимание телеаудитории удерживается благодаря смене видео ракурсов: лектор, студенты, демонстрационные материалы на проекторе и т. д. В рассматриваемом нами выпуске «Океан и изменения климата» член-корреспондент РАН С. К. Гулиев для достижения эффекта зрелищности при объяснении темы опирается не только на статистику и графики, но и на художественные произведения. В качестве примера он приводит картины прошлых столетий, на которых изображались разные времена года и которые являются подтверждением того, как менялся климат.

Отличается от ранее описанных программ, в первую очередь по тематике, передача «Спорт — это наука», вышедшая на телеканале «Карусель» в 2013 году. Она является познавательно-развлекательной, но при этом по своему формату напоминает «Телевизионный лекторий для старшеклассников», так как в ней базовым элементом является видеоряд (документальные записи) и комментарии преподавателя. С другой стороны, современная программа более интерактивна и контакт ведущего с аудиторией становится более явным. Выпуск о каноэ длится всего 13 минут, актер Григорий Данцинер обращается к историческим фактам, на примере этого вида спорта объясняет зрителям законы Ньютона и знакомит всех с разновидностями гребли и ее основными техниками. Ведущий из студии переносится в гребной центр, где тренируются спортсмены, он на практике демонстрирует действия физических явлений.

Таким образом, группа № 1 включает 6 программ, которые мы отнесли к одному жанру — лекции (или беседы). Отличительными особенностями данных передач является: минимальное участие в них зрителей студии и низкая степень взаимодействия ведущего с аудиторией.

Группа передач № 2.

Д.Б. Кабалевский вел уроки музыки (с 1973 года) в 209-й школе города Москвы, затем было принято решение записывать их на пленку и использовать в дальнейшем в качестве дидактических материалов, показывая по телевидению. Ведущий был одаренным и авторитетным композитором, обладающим талантами оратора. Телеуроки всегда были живыми, так как Кабалевский владел приемами импровизации, умел заполучить внимание класса и вовлечь каждого ученика в процесс постижения смысла музыкального произведения. На протяжении 40 минут учитель постоянно поддерживал контакт со школьниками, спрашивал о музыкальных впечатлениях за неделю, рассказывал об известных композиторах, играл их произведения для фортепиано, a затем дети должны были определить их названия на слух. Важной частью урока было исполнение учениками песен под аккомпанемент учителя. Композитор был настоящим педагогом, ему принадлежит авторство оригинальной методики музыкального воспитания с раннего детства. Исследователи отмечают и воспитательную функцию этой программы, музыкант был истинным патриотом и делился своим мировоззрением с молодым поколением. Речь не шла о политических взглядах и указах партии, он передавал школьникам идеи о трудолюбии, справедливости, ответственности и гуманизме.

«Funny English» — передача для дошкольников и младших школьников, выходящая на канале «Карусель» с 2010 года. В ней используется методика преподавания иностранных языков, созданная еще в советские годы авторами «АБВГДейки». Ведущий инсценирует для детей реальные жизненные ситуации, погружает их в языковую среду. Учитель — носитель английского языка, он является непосредственным участником событий, a его помощниками-переводчиками выступают мультипликационные герои. Передача длится всего 12 минут и напоминает по формату представление, состоящее из нескольких сценок. В каждой из них участвуют разные герои и обсуждают один из тематических разделов. Например, в 293 выпуске от 2010 года детям рассказывали на английском языке о Мексике: о достопримечательностях, климате, национальных блюдах. В конце передачи содержится специальный блок для телезрителей, где каждый может закрепить в своей памяти пройденный материал. На экране демонстрируются карточки с изображениями предметов, ведущий произносит вслух слова, затем их перевод, следом ученикам предлагается повторить все, что сказал преподаватель. На протяжении всей программы поддерживается контакт с телеаудиторией, учитель дает небольшие задания, таким образом у детей вырабатываются навыки самостоятельности: они совершенствуют свое произношение и запоминают слова. На сайте телеканала опубликована памятка для родителей, в которой говорится о том, что детям не нужно давать дополнительный перевод слов, так как обучение в программе происходит с помощью ассоциативного видеоряда, и каждый ребенок должен сам погрузиться в английский язык.

Программа «Полиглот» впервые была показана на канале «Культура» в 2012 году. До этого времени на российском телевидении не было передачи с помощью которой любой желающий, вне зависимости от возраста мог освоить базовые навыки общения на иностранном языке. Аналоги были лишь на советском телевидении, но значительно отличались по формату. В начале XXI века создавались проекты для детей (как проект, описанный выше), где они учили алфавит, числа, цвета и самые простые слова. В свою очередь «Полиглот» — это интенсивный курс из 16 занятий, каждое из которых длится 45 минут. Ведущий программы — переводчик и психолингвист Д. Ю. Петров, способный читать на 50 языках и свободно говорить на 8 из них. Студия представляет собой школьный класс, 8 учеников (медийные личности) сидят полукругом за партами и перед ними, рядом с доской, стоит преподаватель. По словам ведущего, «начав заниматься с нами… зрители избавлялись от психологических блоков и получали набор алгоритмов, объем информации, который не превышает объем таблицы умножения». Методика преподавания строится на объяснении ученикам от 5 до 10 базовых схем построения слов и предложений, с помощью которых они и накапливают запас языка. Для удобства телезрителей все записи на доске дублируются с переводом внизу экрана. За 8 сезонов «Полиглота» были разработаны курсы не только популярных языков (английский, французский, немецкий, испанский и итальянский), но и достаточно уникальных (китайский, хинди/урду, португальский).

«Бериляка учится читать» — еще один детский проект телеканала «Карусель», созданный в 2012 году. Ведущий является одновременно и преподавателем и учеником, поэтому между ним и телезрителями создается дружеская атмосфера: они вместе изучают правила чтения и правописания, допускают ошибки и исправляют их. Подобный формат является некой противоположностью школьной системы, где в классе царит строгая дисциплина и за опечатки ставят плохие оценки. Телевизионный экран становится тетрадным разворотом и дети могут наблюдать за тем, что пишет Бериляка, и пытаться находить неточности раньше, чем о них скажут сказочные персонажи (говорящие буквы, животные и т. д.), созданные с помощью компьютерной графики. Для телезрителей по такому же принципу, что и в программе «Funny English», в конце выпуска приводится контрольное задание на изученное правило орфографии.

«В гостях у Витаминки» — это телеурок, на котором детям доступным языком рассказывают об основах анатомии. На российском телевидении есть несколько программ о здоровье, но подобных проектов, рассчитанных на юную аудиторию, до 2010 года не существовало. Создатели передачи на канале «Карусель» отмечали, что они разрабатывали специальную обучающую методику совместно с детскими педиатрами и психологами. Формат «В гостях у Витаминки» напоминает интерактивный школьный урок, где теоретическая информация чередуется с физическими упражнениями и играми, таким образом сохраняется концентрация внимания детей на разных информационных блоках. Авторы поставили перед собой задачу за короткий промежуток времени в 20 минут не только передать телезрителям новые знания о строении тела, но и показать им способы профилактики распространенных заболеваний (сколиоз, нарушение зрения, плоскостопие). В конце каждого телеурока зрителям задают домашнее задание по мотивам пройденного материала.

Шоу «МастерШеф. Дети» на канале «СТС» является аналогом передачи «Junior MasterChef», которую разработали в Великобритании еще в 1994 году. Данный проект для детского российского телевидения уникален как по тематике, так и по формату. Несмотря на то, что в 2014 году на канале «Карусель» появилась программа «Секреты маленького шефа», профессиональному кулинарному мастерству детей обучали впервые. Уровень подготовки большинства участников достаточной высокий, и проект для них является своеобразным курсом повышения квалификации. Формат передачи сочетает в себе соревнование и телеурок: герои на протяжении проекта получают ценные советы от ведущих поваров, только вместо школьной парты им предоставляются кухонные поверхности со всей необходимой техникой. Происходящее в студии можно назвать своеобразным вариантом проведения урока технологии в школе будущего. Развитие действия построено, с одной стороны, на наблюдении за тем, как дети в рамках строго ограниченного промежутка времени применяют свой багаж знаний, приобретенный вне проекта. Но в итоге победителем становится тот, кто сумел прислушаться к замечаниям преподавателей и не побоялся использовать новые кулинарные техники. Именно поэтому программу безусловно можно отнести к категории образовательных. Формат конкурса востребован у телезрителей, так как они являются непосредственными наблюдателями, у них есть возможность оценить работу участников, предугадать комментарии жюри и, как следствие, улучшить свои кулинарные навыки, записав рецепты.

Группа № 2 объединяет 6 программ в формате телеурока. При создании передач использовались различные способы преподнесения материала, от строго академического до игрового. Но их объединяет высокий уровень контакта ведущего с аудиторией, вовлеченность телезрителей в образовательный процесс и включение элементов школьного урока (домашнее задание, контрольные вопросы, система оценивания и т. д.).

Группа передач № 3.

Первый выпуск передачи «Что? Где? Когда?» советский зритель увидел в 1975 году. Аудитория весьма широка и разнообразна, но в ее число безусловно входят старшеклассники и студенты. Режиссер программы В. Я. Ворошилов среди основных целей игры выделял подготовку зрителей к непростым жизненным ситуациям, когда необходимо быстро принимать решения, учитывая при этом различные факторы. Формат передачи позволяет аудитории принимать непосредственное участие в умственном процессе, происходящем на экране: можно наблюдать за обсуждениями «знатоков» и при этом самому выдвигать возможные версии ответов, затем тут же проверять, верны ли были догадки или нет. Также любой желающий может прислать в телестудию свой вопрос, даже если он не попадет на стол к игрокам, путем составления формулировки, поиска интересных материалов, развивается логическое и творческое мышление. Среди главных черт программы важно отметить импровизационность, непредсказуемость и зрелищность. Музыкальные и чайные паузы продуманно включены в игру, так как во время интеллектуальной деятельности необходимо делать перерывы, чтобы мозг переключился и затем вновь стал усиленно работать. В советские годы после выхода в эфир «Что? Где? Когда?» заметно увеличился спрос на научно-популярные журналы и энциклопедии в библиотеках. Это говорит о том, что создатели и участники передачи смогли не только развлечь зрителей, но и пробудить в них желание стать разносторонне развитыми и образованными людьми.

«Умницы и умники» — это первая и единственная по своему формату всероссийская телевизионная гуманитарная олимпиада. Она появилась в 1992 году и пользуется популярностью среди зрителей и по сей день. Программа состоит из 3 конкурсов. По итогам двух из них: русского языка (где необходимо исправить ошибки в тексте, написать диктант) и красноречия (за 40 секунд высказать свое мнение на предложенную тему, на подготовку дается 15 минут) игроки выбирают одну из трех «дорожек». Им предстоит ответить на 2, 3 или 4 вопроса (есть 30 секунд на обдумывание). В случае, если звучит неправильный ответ — ведущий дает право высказаться игрокам на трибунах (теоретикам). Именно этот элемент передачи придает оживленность ходу игры и вызывает у зрителей дополнительный интерес. Для того, чтобы победить в игре, необходимы хорошие знания дипломатии, истории, литературы и политологии. Оценивают ответы участников профессора МГИМО. Передача отличается от других телевизионных викторин в первую очередь вопросами, их формулировки достаточно необычны и похожи по формату на задания из игры «Что? Где? Когда?». Например: «Я — герцог на троне, а ты — мой вассал, приносящий мне клятву верности. Как ты это сделаешь?» Важно отметить, что в телевизионной олимпиаде школьникам дается общая тема и месяц на подготовку к туру, то есть для успешного прохождения этапа необходимо прочитать как можно больше материалов и книг и запомнить массу деталей. При этом участники вырабатывают ценные навыки поиска информации в открытых источниках, что безусловно пригодится им и во время учебы в университете, и в дальнейшей работе. A в «Что? Где? Когда?» не поднимаются узкопрофильные темы, вопросы должны быть непростыми, но такими, чтобы «знатоки» могли на них ответить, основываясь на своем логическом мышлении и общей эрудиции. Точные ответы школьников в передаче «Умницы и умники» вдохновляют и мотивируют телезрителей, особенно выпускников, которым предстоит сдача экзаменов и поступление в университеты. Можно сказать, что эта программа является пропагандой образования (в позитивной коннотации этого слова). Кроме того, аудитория видит практическое применение полученной информации — все озвученное в студии может помочь в подготовке к вступительным испытания в вузе и дальнейшей успешной учебе. Сам ведущий и автор олимпиады Ю. П. Вяземский говорил: несмотря на то, что участниками являются старшеклассники, общая аудитория программы весьма разнообразна: это люди от 5 до 90 лет.

Необычной по своему формату является программа «За семью печатями», которая транслировалась с 2001 по 2013 год. Это интеллектуальная викторина, в ходе которой старшеклассники должны разгадать имя известной исторической личности. Новшеством передачи по сравнению с другими образовательными аналогами является то, что сценарий составлен таким образом, что интрига сохраняется вплоть до последнего седьмого тура. Ведущий на каждом этапе сообщает новые факты о герое, например, он говорит об историческом контексте, художественных произведениях, связанных с ним. Подсказки каждый раз преподносятся в новых формах — это и фрагменты из спектаклей, и документальные материалы, и танцевальные номера, и фотографии. Благодаря подобной игровой методике создатели увеличивают охват телевизионной аудитории: согласно статистике, передачу смотрят не только абитуриенты, но и младшие школьники. В подсказках содержится достаточно большой объем информации, с помощью которой одаренные участники становятся ближе к разгадке исторической личности, a зрители открывают новые для себя знания. Вопросы начинаются от общих («В каком веке родился герой?» «Выберите из представленных дисциплины, которые входили в цикл семи свободных искусств») до тех, которые требовали углубленных познаний («Назовите имя ученого древности, автора концепции геометрической системы мира», «Как звали великого итальянского ученого, который разделял идеи нашего героя и за это был подвергнут серьезным преследованиям?») Участникам игры дается несколько секунд на обдумывание ответа, и телезрители могут наблюдать за тем, какие версии они вписывают в свои бланки ответов, различия во мнениях добавляют в передачу дополнительную интригу. В случае, если никто из них не дает ответа, ведущий адресует вопрос зрителям студии. В финале года четверо лучших игроков сезона борются за право стать студентами Российского Университета Дружбы Народов вне общего конкурса и без прохождения вступительных испытаний (как победители программы «Умницы и умники» зачисляются в Московский государственный институт международных отношений).

«Самый умный» — еще одна интеллектуальная викторина для детей, выходящая в эфир с 2003 по 2013 год. Программа, как и многие другие шоу современности, является адаптацией британского телепроекта. В ней принимали участие школьники с 6 по 11 классы, соответственно, каждый соревновался в своей возрастной группе (также были специальные выпуски со знатоками, актерами и другими медиа личностями). Телеигра состоит из трех этапов. В первом из них участникам задается 18 вопросов на общие знания (на обдумывание дается 5 секунд). Во втором раунде 6 лучших игроков выбирают одну из двенадцати тем и их задача — за 1 минуту дать как можно больше правильных ответов. Здесь важна скорость реакции, умение моментально переключаться с одного вопроса на другой. В финал проходят 3 школьников и им задают вопросы на подготовленные темы (каждый заранее изучал одну из них), но они располагаются на табло в произвольном порядке и затем скрываются. Чтобы отвечать на вопросы лишь из своей темы, необходимо иметь хорошую зрительную память и запомнить все номера. С другой стороны, можно набрать большее количество баллов, если правильно ответить на задания соперников и продемонстрировать свою общую эрудицию. Между конкурсами Тина Канделаки беседует с игроками, таким образом мы узнаем об их увлечениях, взглядах на жизнь, и они становятся для телезрителей ближе: теперь они не недосягаемые эрудиты, a обычные сверстники, трудолюбивые и любознательные. Наблюдая за ходом игры, юная аудитория не перестает восхищаться знаниями участников и их скоростью мышления (ведущая получала ответы раньше, чем озвучивала вопрос). Именно это мотивирует телезрителей к старательной учебе, к дополнительному самообразованию вне школы.

На канале «Карусель» тоже выходят несколько викторин. Одна из них называется «Вопрос на засыпку», и ее участниками являются дошкольники и младшие школьники. Программу можно назвать общеобразовательной, так как в ней поднимаются самые разные вопросы: о природе, искусстве, географии и строении человека. Передача строится на соревновании двух команд из 5 человек, ведущий задает вопросы с тремя варианта ответа. Одним из важнейших жизненных навыков, который участники приобретают во время игры, является умение работать в команде. Психологами доказано, что в раннем детстве детям непросто долго концентрироваться на одном виде деятельности, поэтому 35-минутную передачу разделили на несколько блоков: стандартные вопросы, спортивные и творческие конкурсы.

К группе № 3 мы отнесли 5 программ в жанре викторины. Среди основных характеристик передач следует выделить следующие: получение знаний в формате вопрос — ответ, непосредственное общение ведущего с участниками, совпадение роли ведущего и судьи соревнований, основа действия — соперничество и противостояние.

Группа передач № 4.

Передача «АБВГДемйка» выходит в эфир с 1975 года. Она была создана для подготовки малышей к школе, детей обучали базовым навыкам письма и счета. Но благодаря развлекательному формату и сочетанию различных рубрик она была интересна и младшим школьникам. Создатели «АБВГДемйки» преследовали следующую цель: они стремились показать, что процесс получения знаний может быть увлекательным и интересным, главное подходить ко всему с хорошим настроением и не бояться допускать ошибки. На примере анализируемого выпуска программы 1983 года следует выделить несколько специфических характеристик: постоянное присутствие одной ведущей Т. К. Черняевой и вместе с ней нескольких учеников (взрослых), их костюмированность (они предстают в виде животных и клоунов), наличие музыкальных отступлений (напоминающих по формату мюзиклы), съемки за пределами студии (в школе, на улице) и привлечение к этому процессу детей. В выпуске говорилось о популярных в тот период времени организациях пионеров и октябрят, таким образом затрагивалась тема патриотизма и гуманизма. В конце передачи ведущая задала домашнее задание: повторить числа второго десятка и посадить дерево, как это сделали клоуны-ученики.

В 1989 году на советском телевидении появилась программа «Детский час». Новаторство передачи заключалось в том, что она включала уроки по изучению не только английского языка, но и немецкого и французского. Важно, что для изучения каждого языка был выбран свой оригинальный формат (спектакль, путешествие, мультфильм). Выпуск от 1992 года с уроком английского языка начинался с показа 5-минутного анимационного фильма на языке оригинала, и только потом действие переносилось в студию. Два преподавателя разбирали содержание эпизода и объясняли новые слова, повторяли конструкции предложений несколько раз и, таким образом, предоставляли телезрителям возможность воспроизвести их вслед за ними. Для визуализации и лучшего запоминания на экране показывали фрагмент из мультфильма с субтитрами. Еще одним блоком программы было телепутешествие по Шотландии, где сначала на английском, a затем на русском языке рассказывали о культуре и традициях страны (звучал закадровый голос и зрители наблюдали за видеорядом на соответствующую тему). Тема анализируемого выпуска звучала так: «Кем быть?», поэтому между законченными смысловыми элементами передачи содержались небольшие интервью ведущего с людьми разных профессий (телеоператор, лингвист, писатель, актер). Заключительным эпизодом стал рассказ об устройстве театра XXI века, где декорации моделируются с помощью проекторов. В других выпусках «Детского часа» показывали выступления детских коллективов и фрагменты спектаклей, a также знакомили школьников с основами кулинарного мастерства.

Спустя 3 года в эфир вышла интеллектуальная игра «Звездный час», которая тут же завоевала популярность среди аудитории. В ней принимали участие школьники от 12 до 18 лет. В сохранившихся отзывах телезрители называли передачу дополнительным школьным уроком, но таким увлекательным, что его не хотелось пропускать. Говоря о «Звездном часе», следует обратить внимание на личность ведущего — Сергея Супонева. Его талант, харизму и чувство юмора отмечали как зрители, так и исследователи отечественного телевидения. Ведущий и поддерживал детей в трудные моменты, и подшучивал над ними, чтобы разрядить обстановку в зале, всегда вел с ними непринужденную и живую беседу. Игра состояла из 4 этапов, в которых участники демонстрировали свою логику и общую эрудицию. В первом туре школьникам задавались вопросы, ответами на которые были предметы, изображенные на экране (например, давно восемь драгоценных камней, и необходимо указать, о каком из них говорится в романе Коллинза «Лунный камень»). Во втором этапе необходимо было составить наиболее длинное слово из букв, размещенных на гранях кубов. A в третьем — найти лишний предмет или понятие из четырех предложенных. В финале два участника должны были составить как можно больше коротких слов из одного длинного. Передача отличалась своей интерактивностью, так как зрители студии и родители участников также принимали участие в игре, для них даже создавались отдельные конкурсы, за победу в которых вручали призы.

«Дорожная азбука» — одна из образовательных программ на телеканале «Карусель», которая была создана в 2013 году. В роли ведущих выступает так называемый инспектор Пешеходов и его ученица Помеха. В основе развития действия передачи лежит игра — соревнование двух команд младших школьников. Они выполняют различные задания, связанные с правилами дорожного движения. Например, детям необходимо аккуратно преодолеть дистанцию за рулем электромобиля, разгадать ребусы и головоломки, объяснить функции знаков и нарисовать их. За конкурсной борьбой участников следят действующие сотрудники ДПС, что придает программе статус не столько развлекательной игры, сколько серьезного соревнования.

В группе № 4 были выделены 4 программы в жанре игры. В основе этих передач лежит сочетание развлекательного и образовательного контента. Теоретические блоки сменяются спортивными и творческими конкурсами, выступлениями самих участников игры или приглашенных коллективов. Формат программы напоминает образовательную версию «веселых стартов» (любимая многими детьми подвижная игра, которая проводилась в школах). Ведущий сочетает в себе две функции: наставника и актера, так как часто перевоплощается в различные образы и принимает непосредственное участие в ходе передачи.

Группа передач № 5.

«Галилео» — познавательно-развлекательная передача об окружающем мире на канале «СТС». Это лицензионная версия немецкого шоу, поэтому часто в выпуски включали сюжеты, снятые в Германии и переведенные на русский язык. «Галилео» является уникальным мультижанровым проектом на российском телевидении, так как одновременно включает в структуру репортаж, лекцию, эксперимент, интервью. Анализируемая программа (11-й сезон, 717 выпуск) по хронометражу соответствует школьному уроку и длится 45 минут. Ведущий Александр Пушной, что немаловажно — физик по образованию, начинает и заканчивает передачу рассказами об ученых и их открытиях, выбирая при этом интересные и не общеизвестные факты. Нельзя не отметить непринужденный стиль общения ведущего с телезрителями, во многом благодаря этому программа обрела популярность среди молодого поколения. В школе они привыкли к академическому стилю преподавания, соблюдению дисциплины и правил поведения, a здесь им предоставляют не менее важные знания и навыки, но в принципиально другом виде — развлекательном. Из рубрики «Вскрытие покажет» зрители узнали секреты профессии каскадера, основные меры предосторожности для начинающих спортсменов. Затем следовал популярный раздел «Экспериментов», где на примере такого прибора как уровень Пушной объяснял действие закона сообщающихся сосудов. Также ведущий из бытовых предметов создал конструкцию, демонстрирующую такое изобретение как Фонтан Герона, работающий без энергетических затрат. Подобное устройство может иметь применение в быту, например, быть использовано в качестве декоративного украшения на дачных участках. Еще одна рубрика — «Кушать подано», это развлекательных репортаж из самых необычных ресторанов мира. После него следует «Техносмотр» — совершенно противоположный предыдущему раздел о роботах, их устройстве и применении. В каждом выпуске «Галилео» чередовались различные рубрики, неизменным, начиная со второго сезона, оставался раздел «Эксперименты». В основном в передаче делался акцент на сооружении приборов, которые могут пригодиться в быту, на демонстрации технических приемов, процессов приготовления продуктов на производствах и т. д.

В группу № 5 вошла лишь одна из двадцати двух передач, содержащихся в эмпирической базе работы. «Галилео» заметно выделяется среди других программ по форме изложения материала, она относится к уникальному для образовательного телевидения жанру эксперимента. Стоит отметить, что все рубрики объединены общей драматургической идеей — постижение мира через опыты и исследования. В связи с тем, что в последние годы на российском телевидении стали появляться передачи-аналоги, мы выделяем эту отдельную категорию.

В результате приведенного анализа видеоматериалов, образовательные программы можно типологизировать по 5 жанрам:

  • 1. Эксперимент («Галилео»);
  • 2. Беседа (лекция) («Ираклий Андроников рассказывает…», «Телевизионный лекторий для старшеклассников», «История России», «ACADEMIA», «Ленинский университет миллионов», «Спорт — это наука»);
  • 3. Викторина («Умницы и умники», «Самый умный», «Что? Где? Когда?», «Вопрос на засыпку», «За семью печатями»);
  • 4. Игра («Детский час», «Звездный час», «АБВГДемйка», «Дорожная азбука»);
  • 5. Телеурок (Уроки музыки Д. Б. Кабалевского, «Полиглот», «Funny English», «Бериляка учится читать», «В гостях у Витаминки», «МастерШеф дети»).
Типологизация основных образовательных программ с 1965 года по 2015 год.

Мы видим, что все жанры, за исключением эксперимента, представлены на отечественном образовательном телевидении практически в равных долях. Что немаловажно, 12 из 22 передач — это телеуроки и лекции, однако 4 из них перестали выходить в эфир еще во времена СССР.

Более того, мы разделяем программы на 4 тематических области:

  • 1. Общеобразовательные («Ленинский университет миллионов», «Спорт — это наука», «Вопрос на засыпку», «АБВГДемйка», «Детский час», «Звездный час», Уроки музыки Д. Б. Кабалевского, «Полиглот», «Funny English», «Бериляка учится читать», «В гостях у Витаминки»);
  • 2. Интеллектуальные («Умницы и умники», «Самый умный», «Что? Где? Когда?», «За семью печатями»);
  • 3. Бытовые («Галилео», «МастерШеф. Дети», «Дорожная азбука»);
  • 4. Научные («Ираклий Андроников рассказывает…», «История России», «ACADEMIA», «Телевизионный лекторий для старшеклассников»).
Типологизация основных образовательных программ с 1965 года по 2015 год.

При этом, выделенные группы не соответствуют ранее описанному жанровому распределению, поскольку тематика программ не связана напрямую с их форматами. Так, ровно половина анализируемых передач — общеобразовательные. В научный блок вошли лекции и беседы, a в бытовой — три программы совершенно разных жанров (эксперимент, игра, телеурок).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой