Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические условия совершенствования стиля руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В образовательных учреждениях МВД России при проведении психологического отбора кандидатов на учебу психологам подразделений психологического обеспечения образовательного процесса необходимо оценивать профессионально важные качества и индивидуально-личностные особенности кандидатов на учебу с точки зрения их пригодности к исполнению обязанностей командира отделения или заместителя командира… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
    • 1. Проблема стиля руководства в психологической науке
    • 2. Обоснование направления собственного психологического исследования стиля руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД ^ России
  • Выводы по главе. ^
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА
    • 1. Методика организации, проведения и результаты экспериментального исследования
    • 2. Психологические особенности стиля руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА
    • 1. Понятие и значение личностно-ориентированного тренинга для повышения профессионально важных качеств младшего начальствующего состава
    • 2. Содержание личностно-ориентированного тренинга как метода повышения профессионально важных качеств младшего начальствующего состава
  • Выводы по главе

Психологические условия совершенствования стиля руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и степень разработанности темы исследования. Ответственность и сложность профессиональных обязанностей младшего начальствующего состава образовательных учреждениях МВД России выдвигают повышенные требования к индивидуальным качествам кандидатов на эти должности, поэтому формирование эффективного стиля руководства выступает в настоящее время одним из направлений в эффективном обеспечении учебно-воспитательного процесса.

О необходимости профессионального психологического отбора курсантов на должности младшего начальствующего состава и последующей психолого-коррекционной работы с ними свидетельствуют следующие данные. Подавляющей части курсантов, назначенных на должности командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов, не удается в оптимальные сроки научиться в полном объеме эффективно выполнять свои функциональные обязанности.

По мнению опрошенного начальствующего состава университета звена факультет-курс, даже при полугодичном сроке нахождения в должности только примерно треть курсантов более — менее соответствуют существующим требованиям. Двадцать процентов командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов сняты с должностей как не справившиеся со своими обязанностями в 2002 г. в Московском университете МВД России.

Существующие сроки обучения не позволяют осуществлять предварительную проверку будущих командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов. Исходя из этого, руководящему составу факультета-курса приходится назначать командиров на основе способности последних командовать равными себе. Данный подход к кадровой расстановке личного состава не учитывает объективных особенностей руководства учебным взводом. В этих условиях ставится задача проведения более качественного отбора уже в ходе профотбора. Эта проблема детально прорабатывалась психологическими службами Вооруженных Сил.

В ряде исследований военных психологов, посвященных вопросам профессионального отбора младшего начальствующего состава, осуществлен анализ их профессиональной деятельности, на основе которой выделены профессионально важные качества и разработаны методики прогноза профессиональной пригодности к должностям младшего начальствующего состава, включая вузы.

В разработанных для Вооруженных Сил подходах задана жесткая схема прогноза профессиональной пригодности, которая ориентирована на однозначную связь специфического для данной специальности набора профессионально важных качеств с успешностью деятельности и не позволяет в достаточной степени учитывать индивидуальные возможности оптимальной организации профессиональной деятельности в условиях МВД.

В то же время индивидуализация профессионального психологического отбора, предполагающая выбор одной из нескольких прогностических моделей в зависимости от психологических особенностей кандидатов, позволит повысить надежность прогноза за счет более полного целостного соотношения психологических качеств.

В системе МВД России подобных методик нет. По ряду причин (различия в признаках контингента, процедурные отличия профотбора) существующие в Вооруженных Силах методические подходы не могут быть напрямую использованы для отбора младшего начальствующего состава в системе МВД.

Анализ состояния проблемы отбора кандидатов на командирские должности, степень ее разработанности свидетельствуют о необходимости проведения специальных исследований факторов успешности деятельности командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов, оценки пригодности к этим специальностям, более полного и строгого учета при прогнозировании личностных особенностей курсантов.

Использование личностной детерминации стилевых характеристик деятельности и их различной эффективности для руководства коллективами позволяют по-новому подойти к решению проблемы профессионального отбора курсантов: возникает возможность опосредованной оценки профессиональной пригодности, основанной на прогнозировании формирования комбинированного стилей руководства. Такой подход позволяет отойти от линейной схемы прогноза пригодности и посредством индивидуализации профотбора сделать его методику более точным инструментом оценки возможности претендента занимать определенную должность.

В разработку проблем эффективного стиля руководства, методик профотбора на руководящие должности внесли весомый вклад Б. Б. Коссов, Е. П. Клубов, Б. Г. Бовин, Е. А. Киселева, A.JI. Журавлев, Т. Ю. Базаров, К. М. Гуревич, В. А. Бодров, К. К. Платонов, В.JI. Марищук, В. Н. Машков, В. Е. Петров и многие Др.

Вместе с тем ряд, проблем, исследуемых в диссертации, еще не получили должного научного обоснования и нуждаются в изучении.

Объект исследования — младший начальствующий состав образовательных учреждений МВД России.

Предметом исследования являются психологические условия совершенствования индивидуального стиля руководства учебными взводами образовательных учреждений МВД России.

В качестве основной рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что стиль руководства младшего начальствующего состава является комбинированной формой психической деятельности, базирующейся на умелом сочетании демократического и авторитарного компонентов стиля руководства. В процессе обучения в образовательных учреждениях МВД России у младшего начальствующего состава должна существовать тенденция к устойчивой динамике замещения авторитарного стиля управления на младших курсах комбинированным стилем управления на старших курсах. Отсутствие сформированной способности младшего начальствующего состава использовать в управлении учебным взводом комбинированный стиль руководства, как правило, приводит к потере эффективности управления на старших курсах. Одним из вероятностных способов оптимизации управления учебным взводом для командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов является специально организованный личностно-ориентированный социально-психологический тренинг.

Целью диссертационного исследования является разработка психологических условий совершенствования стиля руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России.

Указанная цель определила задачи диссертационного исследования: выявить комплексы индивидуально-психологических особенностей личности, характерные для комбинированного стиля руководстваразработать методические рекомендации по совершенствованию профессионального отбора младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России;

— разработать личностно-ориентированный тренинг как метод повышения профессионально важных качеств младшего начальствующего состава;

— теоретически и экспериментально обосновать возможность использования индивидуально-психологических особенностей личности, формирующих комбинированный стиль руководства, для профессионального отбора и коррекционной работы с младшим начальствующим составом;

Методология, теоретические основы н методики исследования. Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи в развитии теории и практики, системный подход к изучению личности командира отделения и заместителя командира учебного взвода образовательного учреждения МВД России. Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), системно-стилевой концепции личности (Б.Б. Коссов), теории «черт» (B.C. Мерлин), а также методологические принципы дифференциальной психодиагностики (К.М. Гуревич, В. А. Бодров, К. К. Платонов, B.JI. Марищук, В.Н. Машков).

Кроме того, методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— принципы системного анализа психологических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, С. Д. Смирнов, В.А. Якунин);

— представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — современные подходы и направления в области психологических технологий контроля профессионализма (B.C. Артамонов, И. А. Скопылатов, И. Б. Лебедев, В. Е. Петров, А.Н. Печников) — принципы и теоретические основы организации психологической службы в ОВД (В.М. Бурыкин, М. И. Марьин, В.Ю. Рыбников);

— нормативные документы различных уровней в области профотбора и прохождения службы в ОВД.

Для достижения цели и задач исследования, проверки гипотезы использовались: конкретно-социологический метод, анкетирование младшего начальствующего состава, психологическое тестирование с применением тестов изучающих познавательную и интеллектуальную сферы личности, оценивающих нервно-психическое напряжение, коммуникативно-организаторские способности и общую физическую подготовку.

Эмпирическая база научного исследования при общем объеме выборки в 1620 человек представлена анкетированием (1380 человек), психологическим тестированием, проведенными среди командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов (240 человек) в Московском университете МВД России.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных эмпирических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании младшего начальствующего состава, общая численность которого составляет 240 человек.

На основе проведенного исследования сформулирован ряд выводов и предложений, из которых выносятся на защиту следующие положения:

1. Успешная деятельность младшего начальствующего состава по исполнению своих управленческих обязанностей на всем протяжении обучения в образовательном учреждении зависит от способности перейти от жесткого авторитарного стиля управления на младших курсах к более мягкому комбинированному стилю управления на старших курсах. Использование предложенной нами процедуры оценки индивидуально-психологических характеристик стиля руководства при профессиональном психологическом отборе младшего начальствующего состава позволяет повысить надежность прогноза профессиональной пригодности.

2. В целях оптимизации профессиональной адаптации младшего начальствующего состава целесообразно использовать специально организованный личностно-ориентированный социально-психологический тренинг. Это сделает управленческую деятельность курсантов, прошедших тренинг, более эффективной, что отразится в умении применять различные компоненту комбинированного стиля руководства в зависимости от сложившейся ситуации.

3. Применение разработанной нами методики профотбора младшего начальствующего состава в сочетании с личностно-ориентированным социально-психологическим тренингом ведет к снижению процента курсантов, снятых с должности в связи с профессиональным несоответствием.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В диссертации и опубликованных работах на методологическом уровне:

1. Раскрыта характеристика стиля руководства младшего начальствующего состава образовательных учреждений системы МВД и определен детерминирующий ее комплекс индивидуально-психологических особенностей личности курсантов.

2. Обоснована возможность прогнозирования профессиональной пригодности к командирским специальностям курсантов на основе учета индивидуально-психологических особенностей, формирующих эффективность стиля руководства, определены профессионально важные качества командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов на основе анализа литературных источников и экспертного опроса, исследована связь стилевых характеристик руководящей деятельности с ее успешностью.

3. Описано содержание факторов преднамеренных изменений психологических феноменов, происходящих в личностно-ориентированном тренинге:

• раскрыта специфика проведения личностноориентированного тренинга в интересах совершенствования стиля руководства младшего начальствующего состава;

• доказано, что адекватное специфике профессиональной реальности изменение профессионально важных качеств личности, знаний, навыков и умений, установок и отношений позволяет изменить собственно психологический механизм деятельности, так как именно личностные черты определяют успешность не только обучения, но и последующей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования:

1. На основе анализа состояния проблемы выявлены перспективные направления совершенствования способов оценки профессионально важных качеств младшего начальствующего состава с использованием методов психологической диагностики.

2. Эмпирически обоснована типология индивидуально-стилевых особенностей управленческой деятельности командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов, базирующаяся на психодиагностических данных об их профессионально важных качествах.

3. Разработана тренинговая программа по развитию профессионально важных личностных качеств младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Исследование проводилось на базе Московского университета МВД России.

Результаты диссертационного исследования легли в основу предложений по совершенствованию процедуры профотбора абитуриентов Московского университета МВД России (2000 г.) и последующего психологического сопровождения профессиональной деятельности младшего начальствующего состава путем проведения социально-психологического личностно-ориентированного тренинга. Кроме того, основные выводы и практические рекомендации использовались в учебном процессе на кафедрах психологии и педагогики в курсах «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Основы воспитательной работы», на занятиях, проводимых с младшим начальствующим составом Московского университета МВД России и на факультете повышения квалификации сотрудников практических органов.

Выводы по главе:

1. Нами разработана методика, которая позволяет прогнозировать пригодность курсантов к командирским специальностям по уровню развития профессионально важных для младшего начальствующего состава качеств, но данная разработка не учитывает необходимость смены стиля руководства в деятельности младшего начальствующего состава на разных годах обучения.

2. Как продолжение работы с младшим начальствующим составом мы предлагаем оригинальную разработку психологического тренинга личностного роста, который поможет адаптироваться младший начальствующий состав к различным этапам их профессиональной деятельности в качестве руководителей.

3. Задача тренинга — помочь курсанту изменить стереотип поведения, в том числе умение правильно общаться с подчиненными, т. е. вмешательство в гештальт-подходе состоит в устранении «заученных» отношений, убеждений и поведений, которые приходят в противоречие с природными возможностями человека удовлетворять свои потребности и эффективно функционировать в своем окружении.

4. Вышеописанный тренинг предположительно является действенным средством повышения профессионально важных качеств младшего начальствующего состава. Об этом свидетельствуют данные экспертного опроса руководителей курсов — непосредственных начальников младшего начальствующего состава, прошедших тренинг.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности процесса профотбора и последующей деятельности младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России предлагается реализовывать следующие научно-обоснованные в диссертационной работе рекомендации:

1. В образовательных учреждениях МВД России при проведении психологического отбора кандидатов на учебу психологам подразделений психологического обеспечения образовательного процесса необходимо оценивать профессионально важные качества и индивидуально-личностные особенности кандидатов на учебу с точки зрения их пригодности к исполнению обязанностей командира отделения или заместителя командира учебного взвода. Для этого в ходе профотбора кандидатов на учебу целесообразно использовать следующие методики: «Профессионально-личностный опросник», «Ориентировочная анкета», «Опросник Айзенка», «Прогноз», «Психодиагностический опросник»,.

Коммуникативные и организаторские склонности", «Амтхаур», «Аналогии», «Социометрический опросник».

2. При формировании профессиональной пригодности к должности командира отделения или заместителя командира учебного взвода целесообразно проводить с учетом психологических механизмов реализации руководящей деятельности социально-психологический личностно-ориентированный тренинг. Этот тренинг необходимо проводить в период прохождения курсантами курса первоначальной подготовки и введения в специальность.

3. Как показали результаты нашего исследования, проблема стиля руководства учебным коллективом в образовательных учреждениях МВД России в современных условиях требует для своего решения серьезных и глубоко продуманных, основанных на научном знании:

• по отбору из числа абитуриентов кандидатов на должности командиров отделений или заместителей командиров учебных взводов (с использованием рассмотренных в диссертации апробированных и достоверных методик);

• по обеспечению психологического сопровождения деятельности младшего начальствующего состава на всем протяжении их обучения в образовательном учреждении МВД России.

4. В целях реализации всех вышеизложенных предложений, по-нашему мнению, необходимо создание нового «Наставления для сотрудников подразделений психологического обеспечения учебного процесса», в котором, по возможности наиболее полно, следует учесть разработанные в диссертации положения.

5. Нам представляется целесообразным передать контрольные функции по назначению и смещению курсантов на командирские должности личному составу подразделений психологического обеспечения, в связи с чем было бы рациональным нормативное утверждение служебной профессиональной нагрузки инспекторов-психологов, которая, как представляется, не должна превышать 15 командиров отделений и 5 заместителей командиров учебных взводов (т.е. младшего начальствующего состава одного курса).

6. Уже сейчас без особых затрат можно ввести в действие курс практических занятий для командиров отделений и заместителей командиров учебных взводов, целью которого будет обучение приемам эффективного управления учебным взводом и создание психологических условий формирования комбинированного стиля руководства у младшего начальствующего состава образовательных учреждений МВД России.

Конечно все эти меры, предложенные нами в заключении диссертационного исследования, — еще не решение проблемы, но они помогут оптимизировать деятельность младшего начальствующего состава по непосредственному руководству учебным процессом в образовательных учреждениях МВД России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Функция Я-концепции в управленческой деятельности//Ежегодник РПО. 1998. Т. 4. Вып. 1. 210 с.
  2. Т.М. Социально-психологические особенности личности мастера и стиля руководства производственным коллективом: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1986. 16 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993. 291 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
  5. А. Психологическое тестирование. Кн. 1,2. М., 1982. 336 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1994. -196 с.
  7. Г. С. Теоретико-методические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: ЛГУ, 1982. -411 с.
  8. А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.
  9. О.Я. Социально-психологические особенности эффективного руководства командиров учебных подразделений: Дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 198 с.
  10. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996. 336 с.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. -420 с.
  12. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
  13. А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.- 89 с.
  14. А.А. Психология общения: Избр. психолог, тр. М., Воронеж, 1996. — 256 с.
  15. В.А. Профессиональный психологический отбор. М., 2003. 330 с.
  16. В.П., Боровиков И.П. STATISTIKA: Статистический анализ и обработка данных в среде Windovs. М.: Информ.-издат. дом «Филлин», 1997. 608 с.
  17. JI.B. Исследование уровня притязаний. М.: МГУ, 1985. 103 с.
  18. . Гештальт-терапия. СПб., 1996. 38 с.
  19. И.Е. Психологические последствия компьютеризации личностной психодиагностики: Дис.. канд. психол. наук. М., 1993. 201 с.
  20. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. 422 с.
  21. Гештальт 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98. Ежегодный журнал МГИ /Под. ред. Д. Н. Хломова. М.: МГИ, 1992 и послед.
  22. Гештальт-подход и психодрама в образовании/Под ред. Н. Б. Долгополова. М.: МГИ., 1997, 69 с.
  23. С. Гештальт-терапия контакта. СПб., 1999. Париж, 1987. 287 с.
  24. С. Что такое Гештальт? СПб., 1996. 41 с.
  25. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов (социально-психологическое исследование на материалах военных училищ МВД СССР): Дис.. канд. психол. наук. М., 1991. 173 с.
  26. Г. А., Самсонова Е. Ю. Личность руководителя и стили руководства //Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 11−12.
  27. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Статистика, 1977. 480 с.
  28. В.А. Совершенствование подбора и расстановки актива воинского подразделения (психологическое исследование): Дис.. канд. психол. наук. М., 1990. 185 с.
  29. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис.. канд. психол. наук. М., 1990. 193 с.
  30. Директива Министра внутренних дел Российской Федерации от 19.06.1996 г. № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  31. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997.
  32. Ю.А. Психологические основы повышения эффективности профессионального психологического отбора в высших военно-учебных заведениях: Дис.. канд. психол. наук. М., 1991. 167 с.
  33. И.Д. Диагностика интеллектуальных способностей при отборе кандидатов на учебу в военные училища (на материалах ВВПУ): Дис.. канд. психол. наук. М., 1990. 178 с.
  34. Ю.М., Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. 104 с.
  35. A.JI. Влияние личности руководителя на стиль руководства коллективом //Социально-психологические и нравственные аспекты личности. М.: ИП АН СССР, 1988. -116 с.
  36. A.JI. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом //Психологический журнал. 1983. № 1. С. 57−67.
  37. A.JI. Методика экспериментальной оценки личностных качеств руководителя производственного коллектива //Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М.: ИПАН СССР, 1990. 107 с.
  38. A.JI. Методика экспериментальной оценки эффективности руководства коллективом //Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М.: ИПАН СССР, 1990. 68 с.
  39. A.JI. Роль общительности личности в руководстве коллективом //Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. 182 с.
  40. А.Л. Социально-психологические проблемы управления //Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука. 1983. 189 с.
  41. A.JI., Рубахин В. Ф., Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М.: ИУНХ, 1976. 119 с.
  42. В.В. Психологическая подготовка курсантов высших военных командных училищ МВД СССР к деятельности командира взвода во внутренних войсках: Дис.. канд. психол. наук. М., 1990.
  43. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л.: ЛГУ, 1990. 55 с.
  44. Игры: обучение, тренинг, досуг /Под. ред. Петрусинского. М., 1994. -368 с.
  45. Как изучать общественное мнение //Морской сборник. 1992. № 12. С. 65−67.
  46. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей ВУЗов МВД России: Дис.. докт. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1998. 412 с.
  47. М.В., Солнцева Г. Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности //Вестник Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1999. № 4. С. 112−127.
  48. Н.В., Свистун М. А. Программа социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992. 68 с.
  49. Н.И. Искусство общения и психология межличностных отношений. М., 1989. 128 с.
  50. Д.В. Управление персоналом и стиль руководства в социальных организациях. Дис.. канд. психол. наук. М.-1999.
  51. А.А., Томбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения //Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 62−69.
  52. .Б. Профессиональная психодиагностика и методы исследования личности руководителя //Психологический журнал. 1981. № 2. С. 43−58.
  53. Краткий отборочный тест для оценки уровня интеллекта кандидатов на службу в органы внутренних дел и учебу вобразовательные учреждения МВД России: Метод, рекомендации. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. 32 с.
  54. .В., Сергеев С. Т. Типологический подход к исследованию проблемы профотбора//Психологический журнал. 1989. № 1. С. 62−70.
  55. А.Р., Эпштеин B.JI., Ямпольский Л. Т. Компьютерная психодиагностическая система //Вопросы психологии. 1987.№ 6. С. 132−138.
  56. Ю.Ф. Психологические особенности подбора руководителей учебных групп курсантов на разных этапах обучения: Дис. канд. психол. наук. Л., 1990. 183 с.
  57. В.И. Психология и управление. М., 1990.
  58. И.Б. Психика. Сознание. Бессознательное: Монография. М.: Московская академия МВД России, 2000. — 150 с.
  59. И.П., Марьин М. И., Панков Ю. И. Социально-психологическая диагностика компетентности руководителей подразделений органов внутренних дел: Метод, пос. М.: ВНИИПО, 1999. 56 с.
  60. В.В. Психологическое содержание, происхождения и эффективность индивидуального стиля руководства: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1981. 24 с.
  61. Н. Государь. М., 1990. 26 с.
  62. М.В. К вопросу об исследовании мышления в процессе основания деятельности по управлению //Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Ярославль: ЯГУ, 1988. 131 с.
  63. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
  64. В.Л. Психологические основы оценки профессиональной пригодности военнослужащих. Л.: ВИФК, 1990. 32 с.
  65. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 320 с.
  66. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Знание, 1986. 254 с.
  67. Методические указания «Организация профессионального отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках. МВД России (утв. 01.10.1999 г.)».
  68. В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995.356 с.
  69. К. Гештальт-терапия. М., 1995. 303 с.
  70. В., Петров В. Возродить интерес к службе //Красная звезда. № 5. 1991. 25 с.
  71. A.M. Руководитель: Размышление о стиле управления в организациях. М., 1987. — 42 с.
  72. Организация и проведение тренинга /Под. ред. А. Л. Федотова. М., 1991. 65 с.
  73. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях государственной пожарной службы: Метод, пос. /М.И. Марьин, С. И. Ловчан, И. В. Иванихина и др.- Под ред. Е. А. Мешалкина М.: ВНИИПО, 1998.
  74. Оценка управления компетентности руководящих кадров ГПС /Марьин М.И., Ловчан С. И., Иванихина И. В. и др.- Методическое пособие М.: ВНИИПО, 1998.
  75. А.В. Деятельность мастера как системное образование //Мышление. Общение. Опыт. Ярославль: ЯГУ, 1983. 43 с.
  76. Ф. Внутри и вне помойного ведра: Практикум по гештальт-терапии. СПб, 1997. 445 с.
  77. Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М., 1996, 1975. 273 с.
  78. Ф. Гештальт-семинары. М., 1998. 311 с.
  79. В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей ОВД на основе компьютерных технологий. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001. 24 с.
  80. А.В. Теория деятельности опосредования и проблемы лидерства //Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 29−41.
  81. С.В. Психологические критерии количественной оценки профессионально важных качеств: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1996. 179 с.
  82. Ю.В. Психологические особенности становления сержантов в воинских частях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. 21 с.
  83. И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. М., 1997. 272 с.
  84. Приказ МВД России от 11.01.1999 г. № 12, приложение 1 к решению коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № 6км/1 «Концепция кадровой политике Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  85. Приказ МВД России от 02.06.1003 г. № 375 «О совершенствование работы подразделений психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России».
  86. Приказ МВД России от 06.11.2003 г. № 829 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. № 5 км/2 «Об совершенствовании профессиональной подготовки кадров в ОВД Российской Федерации».
  87. Приказ МВД России от 10.02. 1997 г. № 74 «Об утверждении нормативов штатной численности и Перечня должностей начальствующего состава, соответствующих им специальных знаний в образовательных учреждениях МВД России».
  88. Приказ МВД России от 25.05.1999 г. № 391 «Программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения».
  89. Приказ МВД России от 26.06.2000 г. № 690 «Об утверждении Положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
  90. Приказ МВД России от 30.12ю 1997 г. № 862 «Об утверждении Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России».
  91. Применение математических методик в задачах профессионального отбора и распределение кадров. М.: МО СССР, 1987. -140 с.
  92. С.В. Система эффективного профессионального психологического отбора в ВВУЗах РВСН: Дис.. канд. психол. наук. М., 2000. 198 с.
  93. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Юнивента», 1999.-256 с.
  94. Психологические аспекты управления //Под ред. Ф. М. Русинова, В. И. Антонюка. М.: Экономика, 1984. С. 80−85.
  95. Психологический словарь. М.: Политиздат, 1990. 348с.
  96. Н.В. Социально-психологический анализ стиля руководства: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1980. С. 18.
  97. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 479 с.
  98. К. Могу ли я быть фасилитатором в группе? М., 1990. 152 с.
  99. К. О групповой психотерапии. М., 1993. 224 с.
  100. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер1. Ком, 1998. 688 с.
  101. А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом //Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.: ЛГУ, 1980. —113 с.
  102. В.М. Новый вариант адаптации личностного текста EPI //Психологический журнал. 1987. № 1. С. 113−127.
  103. Н.А., Мехтиханова Н. Н. Опыт создания системы деловых качеств руководителей //Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль: ЯГУ, 1980. С. 120 130.
  104. А.Л. Руководитель: слово и дело. Л.: ЛГУ. 1983. 160 с.
  105. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. 176 с.
  106. .Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. — 24 с.
  107. А.Э. Оптимизация оценки интеллектуальных способностей военнослужащих (на опыте военнослужащих, проходящих военную службу по контракту): Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. 187 с.
  108. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практическая психодиагностика. М.: Ин-т прикладной психологии, 1998. -512 с.
  109. И.Н., Владимиров О. А. и др. Профессиональный отбор кандидатов в ВВУзы Сухопутных войск. М.: МО СССР, 1988. — 304 с.
  110. И.Р., Романова Н. Р. Программа психологической диагностики личности руководителей производственных коллективов //Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М.: ИП АН СССР, 1990. С. 73−85.
  111. С.Н. Совершенствование системы профессионального психологического отбора операторов сенсорного профиля: Дис.. канд. психол. наук. Тверь, 1994. -189 с.
  112. К. Наши внутренние конфликты. СПб., 1997. 237 с.
  113. К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М., 1990,1993. -478 с.
  114. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: Игра и упражнения. Изд. 2-е, доп. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  115. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.
  116. А.Г. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дис.. докт. психол. наук. СПб., 1997. 37 с.
  117. Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей //Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 72−81.
  118. Abraham Maslow, Motivation and Personality, New York: Harper & Row, 1954, p. 106- 2001
  119. Bennet R. Organizational Behavior. L.- Hong Kong- Johannesburg- Melbourne- Singapore- Washington, 2002. 160.
  120. David J. Cherrington. Organizational behavior the management of individual and organizational performance. Allyn and Bacon, 1994.
  121. Diane Brady, «Insurers Step Gingerly Into Cyberspace», Business Week, 2002? p. 162.
  122. Doston beer Reports barrelageb down? But Net Sales Stable, modern Brewery Age? March 1. 1999.
  123. Fidler F.E. The contingency approach to leadership training //Organizational Dynamics /Winter? 1976. p. 122−151
  124. Evan Ramstad, Dall Fights PC Wars by Emphasizing Cbstomer Service, Wall Street Journal, 15 August 1997.
  125. Fairfield Inn by Marriott to be Positioned in Lower-Moderate Lodging Segment, PR Newswire, 2000.
  126. Geoffrey Brewer, Selling Intangible, Sales & Marketing Management, 1998, p. 52−58.
  127. International: Old Wine in New Bottles, The Economist, February 21, 1998, p.45.
  128. Michael J. Lanning, delivering Profitable Value, Oxford, UK: Capstone, 1998.
Заполнить форму текущей работой