Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Менталитет как выражение специфики этнической картины мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре нашего анализа находится изучение специфики менталитета чувашского этноса — древнего народа со сложной исторической судьбой и самобытной культурой. В целях оптимизации нашего исследования мы были вынуждены упростить представления о формировании мировоззренческой матрицы чувашского этноса, сведя её к влиянию двух факторов: внутреннего и внешнего. Под факторами воздействия внутреннего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-культурологические аспекты исследования менталитета этноса
    • 1. 1. Менталитет: генезис, сущность, структура
    • 1. 2. Менталитет этноса как отражение его бытия
    • 1. 3. Картина мира как квинтэссенция менталитета этноса
  • Глава 2. Эволюция и факторы формирования менталитета и картины мира чувашского этноса
    • 2. 1. Менталитет чувашей как культурно-историческая целостность и мировоззренческая матрица
    • 2. 2. Мифологическая и религиозная картины мира чувашей
    • 2. 3. Художественно-эстетическая картина мира чувашей

Менталитет как выражение специфики этнической картины мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования связана с тем, что изучение менталитета как глубинного и труднорефлексируемого источника мышления, лежащего в основе сознательного и бессознательного в культуре, сравнительно новое направление в гуманитарных науках. Обращение к понятию «менталитет» помогает раскрыть сложность и многозначность природы человека, его сознания и поведения. Выявление сущности и специфики этнического менталитета ставит необходимость обращения к глубинным основам бытия народа в истории и культуре.

Несмотря на многообразие исследовательских взглядов, проблема теоретического осмысления понятия «менталитет» до сих пор актуальна, о чем свидетельствуют научные дискуссии, разворачивающиеся вокруг него. Этнические и национальные процессы неизменно являются актуальными для современных исследователей, но ввиду их сложности и противоречивости до сих пор даже такие основные понятия, как «этнический менталитет», «этническая картина мира», носят дискуссионный характер. Поэтому исследование традиционной культуры и специфики этнического менталитета приобретает особенно большое значение.

Вопросы, касающиеся специфики этнокультурного сознания, остры на сегодняшний момент как никогда, особенно в современных условиях глобализации и общемировой нестабильности. Интерес к культурному разнообразию подталкивает исследователей к изучению этнических культур различных народов, а также менталитета ее носителей.

Изучение специфики менталитета чувашей, одного из крупнейших этносов России, в традиционной культуре которого хорошо сохранились древние языческие элементы культуры в синкретизме с мусульманскими и христианскими элементами, представляется нам в этом контексте весьма перспективным и значимым.

Особое внимание в работе уделено выявлению связи менталитета с этнической картиной мира, что нашло отражение в древних космогонических представлениях, в художественных особенностях народного костюма, жилища, предметов быта и др. Обращение к традиционной культуре чувашей, связанной с развитием культур тюркоязычных народов, имеет глубокий смысл и может дать новые результаты, раскрывающие особенности менталитета и картины мира чувашей, специфику их взаимодействий с другими народами и культурами.

Более глубокое изучение этих пластов с учетом влияния культур народов, во взаимодействии с которыми проходило сложение чувашского этноса, позволит глубже понять скрытый смысл, заключенный в отдельных деталях и орнаментах, поможет восстановить сложную систему образов, зашифрованную в культуре предками.

Поэтому изучение менталитета и этнической картины мира чувашей представляется нам весьма актуальным, способствующим приращению культурологического знания.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследования менталитета имеют свою предысторию, к понятию «менталитет» обращались исследователи в рамках самых различных дисциплин: философии, антропологии, истории, психологии, культурологии и др. Уже в античности возникли представления о различиях мировоззрений, нравов и обычаев у народов. Этнопсихологические знания в несистематизированном элементарном виде можно найти в трудах философов, историков, географов античности (Геродот, Тацит, Плиний Старший, Страбон). Известный врач и основатель медицинской географии Гиппократ высказывал идеи о влиянии природной среды на развитие определенных психологических особенностей людей, о связи характера народа с природными и климатическими различиями.

Не менее существенны для нашего исследования идеи античных философов о феномене эманации. Предположение о том, что эманационная энергия напрямую связана с «психе», иначе говоря, с ментальностью человека, находит своё подтверждение как у стихийных материалистов, так и у идеалистов античности. Уже у Гераклита огненный Логос эманирует из себя мир и душу человека. Огненная эманация определяет космосу и психике их состояние: меру, период, ритм, гармонию. Атомисты Левкипп и Демокрит полагали, что в основании мира лежат атомы, истечения из которых вызывают воздействия на человеческие чувства, благодаря чему и происходит процесс познания мира. Поэтому атомы и их «истечение» выступают формой ментального восприятия. У Платона это учение представлено в мифологической форме о Благе, а также как эманация сверхразумного и сверхсущего Единого, излучающего из себя все бытие (Государство. VI. 508а — 509с1). Аристотель развил учение об эманации как об энергии (Метафизика. IX, 6−9) и как о пер-водвигателе (Метафизика. XII, 6−10), который движет всем миром, а значит и душой человека энергийно.

Внимание к проблемам коллективного сознания и общественной психологии усиливается в XVIIXVIII веках. Ш. Монтескье, К. Линней, Ж. Бюффон и другие исследователи поднимали вопросы, связанные с изучением этнопсихологии и этноменталитета. Философы Нового времени не раз задавались вопросом о сущности сознания, высказывая предположения о существовании врожденного знания (Р. Декарт, Г. Лейбниц) или отвергая его (Дж. Локк).

На волне роста национального самосознания немецкие философы И. Кант, И. Гердер, Г. Гегель, И. Фихте и другие внесли большой вклад в создание первых теорий наций, послуживших основой для исследований менталитета. Учение Гегеля о «народном духе» оказало влияние на работы последователей, в частности, на «психологию народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя.

А В. Вундт и В. Дильтей исследовали проблемы «духа народа», рассматривали психологические особенности и различия между народами.

Большой вклад в изучение этнического разнообразия и особенностей культуры различных народов внесли антропологи Г. Морган, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, А. Бастиан и др., а социологи О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер изучали различные феномены общественного сознания.

Принято считать, что в научный оборот термин «ментальность» введен французским философом, психологом и социальным антропологом Люсье-ном Леви-Брюлем. А уже с 1906 года Марсель Мосс употребил понятие «ментальность» в одной из работ. В трудах Л. Леви-Брюля, ставших классическими, широко известна интерпретация мифологического мышления как примитивной ментальности. Менталитет в исследованиях Э. Дюркгейма интерпретировался в качестве «коллективных представлений».

Исследования индивидуального и коллективного бессознательного предпринимались в рамках психоаналитической концепции 3. Фрейда и К. Юнга. Ментальность как «социальный характер» изучал Э. Фромм. Проблему коллективного сознания и общественного поведения пытались решить Г. Тард, Г. Лебон и др.

В исторической науке исследования менталитета велись с 30-х годов XX столетия и были представлены, прежде всего, французской историографией, с которой и связывается появление понятия менталитета. Это обусловлено стремлением историков по-новому взглянуть на исторический процесс, попытаться выявить в нем роль субъективного. Исторический подход в исследованиях менталитета интерпретирует его как исторически подвижную, социально обусловленную мировоззренческую модель. Она относительно стабильна, а ее изменения связаны с историческими, социальными, экономическими и другими факторами. Менталитет интерпретируется как некое ядро, вокруг которого разворачивается историческая жизнь общества и определяется его развитие. Понятие «менталитет» использовали М. Блок и Л. Февр, ментальный инструментарий" - JL Февр. Проблематика ментальной истории поднималась Ф. Броделем. Проблемы менталитета исследовали Ж. Jle Гофф, Э. Ле Руа Ладюри, М. Ферро, Ж. Дюби, П. Шоню, Ф. Лебрен. Для историков характерно создание феноменологических описаний ментальности той или иной эпохи с опорой на выявление культурных и психологических составляющих исторического процесса.

Исследование механизмов взаимодействия личности и культуры проводили американские антропологи Р. Бенедикт, Ф. Боас, А. Инкельс, А. Кар-динер, Д. Левинсон, М. Мид. Межкультурные различия исследовались в рамках ценностного подхода антропологами К. Клакхоном, Ф. Стродбеком и др. Л. Витгенштейн исследовал связь языка и картины мира. В психологической антропологии считается, что на основе социального опыта народа происходит формирование тех или иных бессознательных комплексов, которые влияют на представления народа о действительности и на их реальное поведение. Антропологи также ставят вопросы о причинах формирования тех или иных комплексов.

В России наиболее глубоко разрабатывал проблему ментальности известный медиевист А. Я. Гуревич. Он также является историографом Школы «Анналов». В его статьях анализируются достижения французских ученых в области разработки проблем ментальности на материале истории Нового времени (XVI-XVIII веков). Исследования менталитета в российской науке начались в 80-х годах XX столетия и были связаны также с такими учеными, как A.A. Бессмертных, A.A. Сванидзе, которые переосмыслили представления об односторонней детерминированности сознания материальными факторами жизни.

Менталитет как интегративную характеристику жизни народа (этноса), нации исследует этнология, в которой он интерпретируется как глубинная структура национального сознания (C.B. Лурье). Отечественная историография ментального подхода представлена московской школой культурноисторической психологии (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) — историческими исследованиями первобытного мышления (Б.Ф. Поршнев) — исследованиями социально-психологических явлений (Б.А. Романов, Л.М. Баткин) — семиотическим (представители московско-тартуской школы Ю. М. Лотман, Б.А. Успенский) и литературоведческим направлениями (Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин).

В современной научной литературе понятия «менталитет» и «менталь-ность» все чаще используются при культурфилософском анализе социальной действительности, цивилизационных процессов, культуры в целом. Истори-ко-культурологический подход к изучению культуры ментальностей представлен такими российскими учеными, как Ю. Л. Бессмертный, А.Л. Вассое-вич, А. Я. Гуревич, В. Б. Даркевич, К. Касьянова, А. Л. Ястребицкая. Этнона-циональный подход к изучению менталитета разрабатывали отечественные исследователи C.B. Лурье, К.А. Абульханова-Славская, Г. Д. Гачев, Я.В. Чес-нов. В психологическом подходе менталитет рассматривается как специфическое проявление психической жизни людей, детерминированное экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте (И.Г. Дубов и др.).

Картину мира как миропредставление, наглядный образ бытия природы и общества, освоенные в практической деятельности человеком исследовали в отечественной философии еще в 60−70-е годы прошлого столетия (В.А. Амбарцумян, П. С. Дышлевой, И .Я. Лойерман, С. Т. Мелюхин, М. В. Мостепаненко, В. Т. Соловин, В.Ф. Черноваленко). Важнейшей заслугой данных исследований стало доказательство самого факта существования феномена картины мира.

Отечественные и зарубежные ученые (например, М. Д. Ахундов, Л. Б. Баженов, М. Бунге, Н. Бор, П. Вайнгартнер, Л. Василенко, Е.В. Золотухина-Аболина, Р. Карнар, Г. В. Колшанский, Л. В. Кузнецова, Ю. И. Кулакова, Т. Кун, И. Лакотос, Л. А. Микешина, Л. Планк, М. Полани,.

К. Поппер, Б. Рассел, М. Рьюза, B.C. Степин, П. Фейрабенд, JI.B. Яценко и др.) посвятили свои работы исследованию общей и частных картин мира. Значимой для нас была концепция «картины мира» Р. Редфилда, который понимал ее как совокупность ценностных и когнитивных ориентаций данного народа.

Адаптивную функцию картины мира подчеркивали Ш. Надирашвили, С. Лурье, А. Сухарев. Трансформацию картины мира в связи с кризисными процессами изучали А. Швейцер, В. Хесле, Р. Штейнер, Ф. Шварцкопф, П. Гуревич, JI. Кузнецова и некоторые другие. Лурье, например, полагает, что картина мира детерминирует наиболее удобный способ действия и его цель как на сознательном, так и на бессознательном уровне. А В. Швырев считает, что она является функционально априорным регулятивом культуры.

В ходе изучения ключевых проблем традиционной культуры и коллективного сознания, этнических и национальных процессов, специфики менталитета и мифологической картины мира, народного художественного творчества мы обращались к трудам российских исследователей: Р.Г. Абдулатипо-ва, A.A. Аронова, О. Н. Астафьевой, Л. Н. Воеводиной, С. Н. Гаврова, Г. В. Гриненко, Л. Г. Ионина, A.B. Костиной, Э. С. Маркаряна, И. В. Малыгиной, Ф. М. Мухаметшина, Н. И. Неженца, A.A. Пелипенко, В. А. Ремизова, Т. Н. Суминовой, В. А. Тихоновой, А. Я. Флиера, В. М. Чижикова, М. М. Шибаевой и др.

Что касается культуры чувашского народа, то ее вопросам посвящен большой массив этнографических, исторических, географических, экономических, историко-культурологических и искусствоведческих материалов. Отрывочные сведения о чувашах сначала появляются у иностранных авто-ров: Ахмеда Ибн Фадлана (X в.), в XVI—XVII вв.еках — у Альвеция Кампензе, Си-гизмунда Герберштейна, Дженкенсона, Дж. Герея, Исаака Масса, Ричарда Джеймса. В XVIII веке о культуре чувашей писал географ Ф. И. Страленберг. Этнографические, исторические, экономические сведения о чувашах собирал.

В.Н. Татищев — составитель генеральной карты России (1737 г.) — этнографические сведения о культуре чувашей собирал Г. Ф. Миллер, зафиксировав информацию о народной одежде, нравах, верованиях, укладе жизни. Культуре чувашей и народному костюму посвятили свои работы И. Г. Георги, И. И. Лепехин, П. С. Паллас.

В 1804 году появился в России третий университет — Казанский, ставший научным и образовательным центром огромной территории Казанского учебного округа, включавшего Поволжье, Урал, Сибирь и среднеазиатские области. В 1878 году при университете создаются Общество археологии, истории и этнографии, затем Общество естествоиспытателей, Археологическая комиссия и т. п. В их штате работали такие известные ученые — исследователи культуры чувашей, как Н. И. Ашмарин, И. Я. Зайцев, Н. И. Золотницкий, В. К. Магницкий, Н. В. Никольский и др.

В первой половине XIX века большой вклад в изучение народного искусства, обрядов, быта, образа жизни и верований чувашей внесли работы В. А. Сбоева, A.A. Фукс, И. Ф. Эрдмана. При поддержке русских этнографов и фольклористов во второй половине XIX века и среди чувашей появляются исследователи родной культуры — Н. И. Юркин, М. Ф. Федоров, Н. М. Охотников, A.B. Ракеев, Г. Т. Тимофеев и др.

Исследования, посвященные происхождению чувашского этноса, не представляются единым корпусом, а распадаются на ряд теорий. Предками чувашей одни считали хазар (A.A. Фукс, С.П. Хунхалви), другие — буртасов и гуннов (А. Риттих, В. А. Сбоев, В.Б. Бартольд), третьи представляли финно-угров (Н.М. Карамзин и И.А. Фирсов), М. Г. Худяков — древних аваров, ряд исследователей (В.Н. Татищев, Н. И. Ашмарин, 3. Гомбоц) — волжских булгар. И, наконец, академиком Н. Я. Марром была высказана теория о том, что предками чувашей были шумеры.

В XX веке появляются серьезные исследования чувашской культуры и искусства, в частности по семантике чувашского орнамента — A.A. Трофимои ва, A.K. Салмина — по чувашскому обрядоведению. Вопросы этнического сат мосознания затрагивали в своих работах этнографы, лингвисты, культурологи, историки, педагоги (И.Н. Афанасьев, Г. Н. Волков, В. Д. Димитриев, Н. И. Егоров, В. П. Иванов, A.B. Изоркин, С. Р. Милютин, С. М. Михайлов, В. П. Никитин, Г. А. Николаев, В. Г. Родионов и др.).

Проблемы народного творчества и искусства чувашей рассматривали П. Г. Богатырев, Г. К. Вагнер, Н. С. Воронов, A.C. Канцедикас, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, А. Б. Салтыков, Т. В. Соловьева. Изучением менталитета и картины мира чувашей занимались такие исследователи, как Г. Б. Матвеев, Э. В. Никитина и др.

Все вышеприведённые исследования не сняли главную проблему, которая, на наш взгляд, заключается в том, что никто из авторов предложенных концепций менталитета не осуществил полного перехода от фрагментарного его понимания к систематическому объяснению его природы, не дал обобщающего определения, отражающего его сущность, не раскрыл всю полноту его содержания. В отличие от других исследований, в данной работе предпринята попытка комплексного исследования менталитета чувашей в связи с мифологическими и религиозными верованиями, их отражением в художественно-эстетической картине мира и укладе жизни с привлечением данных по философии, истории, этнографии, филологии, искусствознанию.

Объект исследования: менталитет как культурфилософский феномен.

Предмет исследования: менталитет чувашей и его репрезентация в этнической картине мира.

Цель исследования: культурфилософский анализ менталитета и картины мира чувашского этноса.

Задачи исследования:

— проанализировать сложение понятия «менталитет», его феномен, рассмотреть его генезис, сущность, структуру;

— выявить специфику этнического менталитета и его роль в традиционной культуре;

— проанализировать картину мира как образное выражение специфики менталитета;

— выявить факторы формирования и специфику содержания менталитета чувашского этноса;

— выявить сущность и проанализировать мифологическую и религиозную картину мира чувашей;

— исследовать художественно-эстетическую картину мира чувашей на примере изучения образно-семантических составляющих традиционного костюма, жилища, интерьера, предметов народного быта (инструментария и домашней утвари).

Теоретико-методологические основы исследования. Методология исследования является комплексной и определяется спецификой предмета исследования, его целью и задачами, а также междисциплинарным подходом, предполагающим синтез ряда гуманитарных и социальных дисциплин: философии, культурологии, этнологии, психологии, социологии, искусствоведения, при главенствующей роли культурологии и философии.

До сих пор ни в российской, ни в мировой гуманитарной науке практически не существует целостной, системной культурологической концепции менталитета. Каждая наука выдвигает свою собственную теорию менталитета исходя из предмета научного познания, специфических задач и целей. Так, например, в философии менталитет рассматривается как глубинный и труднорефлексируемый источник мышления, лежащий в основе сознательного и бессознательного в культуре. Психологи исследуют менталитет как явление человеческой психики, выявляют структуру менталитета, подчеркивают наличие сознательного и бессознательного в нем, выявляют взаимосвязи рационального, эмоционального и интуитивного. Социологи выявляют наличие в менталитете личностного и социального, индивидуального и коллективного.

Выявляя специфику и структуру менталитета, мы обращались к куль-турфилософским концепциям менталитета, сформированным в философии античности (Платон, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платин), к идеям философов Ренессанса и Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Юм), к культурфилософским концепциям менталитета ученых XIX—XX вв.еков (Р. Бенедикт, М. Блок, Ш. Бродель, А. Я. Гуревич, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Ле Гофф, Ф. Ницше, Л. Февр, 3. Фрейд, Э. Шилз, К. Юнг).

Для нас также методологически значимыми были труды российских философов В. А. Асмуса, А. Ф. Лосева, A.A. Столярова, посвященные античной философии. В работе показывается влияние менталитета и картины мира на поведение человека, посредством регуляции набора типовых требований (М.М. Бахтин, НА. Бердяев, М. Вебер, А. Я. Гуревич, А. Ф. Лосев, Ю.М. Лот-ман и др.).

Методы исследования. В диссертационном исследовании применялись следующие методы: герменевтический (для анализа источников), эволюционный (для изучения как этногенеза чувашского этноса, так и концепций менталитета), компаративный (для сравнения менталитета чувашей и русских, их ценностных ориентаций и других наборов культурных параметров), системно-структурный подход (для анализа понятий «менталитет», «этнический менталитет», «этническая картина мира», что позволило выделить логическую и контекстуальную нагрузку этих понятий, их структуру, сущность, функции). В работе использовались общефилософские методы индукции и дедукции, а также методы анализа и междисциплинарного синтеза, поскольку были задействованы знания, накопленные философией, культурологией, этнологией, социологией, психологией и искусствознанием для формирования культурфилософского представления о картине мира и менталитете чувашей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— менталитет рассматривается как универсальная эманационная энергия мира, которая иерархически структурирует универсум, и сам менталитет также иерархичен как космос;

— выявлена специфика этнического менталитета, которая заключается в осмыслении разных форм космического бытия этноса: духовной, интеллектуальной, физической, моральной;

— проведен анализ картины мира как образного выражения специфики этнического менталитета, система мировосприятия и мировоззрения явно или латентно присутствующая в сознании членов этноса и определяющая их социальное поведение;

— выявлено, что специфика менталитета чувашского этноса включает в себя отражение различных форм космического бытия, что нашло яркое отражение в учении «Сардаш»;

— определено, что языческая картина мира древних чувашей выступает остовом, ядром космогенного этнического менталитета и той главной внутренней силой, которая детерминирует внешний уклад жизни народа;

— исследована художественно-эстетическая картина мира чувашей на примере изучения образно-семантических составляющих традиционного костюма, жилища, интерьера, предметов народного быта (инструментария и домашней утвари).

Практическая значимость исследования. Основные результаты исследования могут использоваться как в области культурологической науки, так и в учебном процессе при чтении лекций по философии, культурологии, истории культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов в области народной художественной культуры чувашей.

Материалы исследования найдут применение в краеведческой работе, окажут помощь работникам культуры и образования, руководителям фольклорных коллективов, специалистам, занимающимся проблемой сохранения традиционных культур.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное вопросам изучения менталитета как выражения специфики этнической картины мира на примере традиционной культуры чувашей, соответствует п. 2.7 «Представления о культуре в Древности, Античности и Средневековье», п. 2.13 «Кантовская философия как „критика разума“. Моральная ценность культуры. Культура как развитие природных человеческих задатков в способности. От обучения и воспитания к образованию (к творческим способностям и моральному совершенствованию человека). Полемика с Руссо — антинатурализм и утопизм кантовской трактовки культуры», п. 2.19 «Символическая философия культуры Э. Кассирера», п. 2.23 «Психоаналитическая и неофрейдистская философия культуры (3. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм)», п. 2.25 «Структуралистская и постструктуралистская философия культуры», п. 2.34 «Неокантианская и религиозно-метафизические концепции в российской философии культуры первой половины XX века (А.И. Введенский, Б. П. Вышеславцев, Г. И. Челпанов, И. И. Лапшин, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Д. С. Мережковский, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, В.Ф. Эрн)», п. 2.36 «Культурологическая философия культуры (М.М. Бахтин и др.)» специальности 24.00.01 — теория и история культуры (философские науки).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для определения феномена менталитета мы обратились к истокам, «колыбели» европейской культуры — философии Древней Греции. Греческие философы первостепенное значение придавали поиску универсального начала всех вещей и явлений, именуемого впоследствии термином «субстанция». Таким началом становится эманация как энергия — «истечение», «исхожде-ние», «вытекание». Она символизировала исхождение низших областей бытия из высших, благодаря которому формируется иерархическая структура мира и сознания человека.

Предположение о том, что эманационная энергия напрямую связана с психе, иначе говоря, с ментальностью человека, находит своё подтверждение в идее единства макрои микромира, которые обязаны своему существованию эманации. Последняя обнаруживает себя в мире через природные законы, а в человеке и в народе — через ментальную способность воспринимать реальность. Таким образом, благодаря эманации, менталитет человека и народа в целом включает в себя в крайне «сжатой» психической форме не только содержание, но и структуру космоса, устройство мира.

2. Менталитет так же иерархичен, как космос. Необходимость его иерархичности эксплицируется тем, что разные уровни сознания человека должны воспринимать и осмыслять разные формы космического бытия этноса: духовную, интеллектуальную, физическую, моральную. Ибо подобное познаётся только подобным. Это значит, что иерархично устроенная мен-тальность содержит в себе «лестницу» степеней познания бытия: иррационализм, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, обуславливающих собой как универсальные, так и уникальные аспекты менталитета. Так, например, духовную сферу бытия призвана постичь созерцательная интуиция человека, рождающая иррациональную форму познания. Интеллектуальную сферу бытия призван познать его рассудок, которому соответствуют рациональные формы познания. Физическая сфера бытия познаётся опытным путём, тесно связанным с бессознательными инстинктами и его архетипами: эта эмпирическая форма. И, наконец, социально-моральная сфера открыта для телесных чувств человека, она определяет сенсуалистическую форму познания и тип реагирования внешнего мира. Источники ментального программирования лежат в той социальной среде, в которой человек вырос и набрался жизненного опыта. Сколько социальных сред столько и ментальных программ. Изживать их, менять — достаточно болезненный процесс. Для решения общечеловеческих проблем (экологическая катастрофа, угроза ядерной войны, борьба со СПИДом и др.) необходимо сотрудничество, которое может быть построено только на диалоге культур и учете ментальностей.

3. Картина мира является квинтэссенцией менталитета этноса. В ней находят своё полное воплощение как явления, принадлежащие исторической, социально-политической и культурной деятельности данного народа, так духовно-экстатические переживания предков, для которых мистические образы и видения превратились в религиозно-мифологические формы ценностного отношения к миру и бытию. Последние, генетическим способом предаваясь от поколения к поколению в виде архетипов, формировали уникальную матрицу этнической ментальности, представляющую собой сложное ин-тегративное образование, каждая ячейка которой заполнялась специфической образно-символической «картинкой пережитого опыта», остающейся фрагментом единой и целостной картины мира.

4. Менталитет чувашского этноса в динамике складывался из исторически различных элементов, в частности, наряду с булгаро-тюркским (мусульманским) наследием, имеются языческие (отчасти, зороастрийские) элементы, реализовавшиеся в народной культуре и искусстве чувашей с наибольшей полнотой, а также христианские и советские.

Менталитет чувашского этноса включает в себя отражение различных форм космического бытия: духовной, интеллектуальной, физической и моральной, поскольку космос рассматривается нами как состоящий из четырех сфер: духовного Блага, интеллектуального Нуса-Ума, физических флоры и фауны, и моральных ценностей общества. Содержание менталитета чувашей составляют группы коллективных представлений о природе и географических, климатических особенностях среды обитания, об особенностях исторического пути, пройденного этносом, и общественном устройстве, представления о своем народе и о соседях, о воспитании детей и отношении к старикам и женщинам, отношение к труду, хозяйственной деятельности и богатству.

5. Языческая картина мира древних чувашей, связанная с учением «Сардаш», выступает ядром этнического менталитета и той главной внутренней силой, которая детерминирует внешний уклад жизни народа. Космо-генная сущность ментальной матрицы была подвержена усиленному влиянию внешних факторов, связанных с попытками насильственной христианизации этноса. Это привело к искусственному синтезу глубинных мифологических оснований менталитета с поверхностным принятием христианского учения и обрядов. Подобное наслоение на архетипический пласт ментально-сти чужеродных идей и установок породила специфическую иерархическую организацию мировоззрения чувашей, самобытность которой состоит в том, что доминантные образы картины мира принадлежат языческой мифологии, в то время как христианский пласт культуры остаётся в периферийных слоях чувашского мировосприятия.

6. В основе моделирования и эстетизации конкретных предметов бытовой сферы находится мифологический принцип подобия, который через знаки, символы и образы кодировал сакральные знания об устройстве космосажилища богов и душ предков. В основу принципа художественного украшения вещей легли представления чувашей о мире, космосе и, конечно, богах. Чувашский народный костюм максимально включает в себя эстетические идеи, связанные пониманием красоты мироздания, находящего своё отражение в ограниченных формах своего воплощённого в иерархии бытия. Подчиняясь универсальному эманационному процессу, архитектурные особенности строений, внутреннее их убранство, инструментарий и утварь, а также специфика декора праздничной одежды выступали своеобразным модулем художественного решения, отражали метафизические принципы устройства, как мироздания, так и менталитета субъекта культурной деятельности: что наверху — то и внизунизшее подчиняется высшему- «тайная» гармония определяет характер «явной» гармонии. Подобное положение ярко демонстрировало иерархическую, а, следовательно, дружественную зависимость частного от общего, где украшение своего быта отражало структуру или матрицу менталитета, который, в свою очередь, являлся коррелятом пространственного уклада мира.

Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликовано 7 статей (в том числе — 2 в журнале, входящем в перечень ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).

Основные положения диссертационного исследования представлены на различных научных конференциях, например, «Февральские чтения» МГУКИ (25 февраля 2010 г.) и др.

Материалы исследования получили внедрение в авторские курсы «Исторические ментальности» и «Социология культуры» кафедры теории культуры, этики и эстетики Института культурологии и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Института культурологии и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 12 от 30 марта 2012 г.).

Заключение

.

Обращение к изучению этнического менталитета и картины мира чувашей эксплицируется объективными тенденциями возрастания интереса к традиционным культурам народов России и проблемой их сохранения в современном глобальном мире, поскольку в настоящее время наметилась тенденция к утрате культурного многообразия, забвению собственных традиций, самобытности и оригинальности на фоне глобализационных процессов. В рамках нашей работы предпринята попытка совместить культурфило-софские обобщения и конкретный историко-культурный материал исследования, касающийся этнической культуры чувашей. При этом нами использовался онтологический, гносеологический и эстетический опыт, накопленный в рамках работ зарубежных и отечественных исследователей.

Мы исходим из положения о том, что мировоззрение и мироощущение общества характеризуются не только экономическими и политическими факторами, но, как нам видится, выработанными представлениями о себе самих. Поведение членов социума обусловлено не только внешними проявлениями, связанными с социальной реальностью и соответствующими условиями жизни, но и теми внутренними образами и представлениями, которые они о себе составили, не обращаясь к эмпирическому опыту или обращаясь к нему весьма опосредованно. Специфическое восприятие и осмысление этносом окружающей картины мира эксплицируется в раскрытии феномена природы этнического менталитета, изучение которого способствует тому, чтобы избежать утраты самоидентификации этноса, связанной с постепенным искажением, а затем, и с полным растворением его в других культурах.

Менталитет является интегральной характеристикой людей, живущих в определенной культуре, позволяющей описать их своеобразное видение окружающего мира и объяснить специфику реагирования на него. Феномен менталитета раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях, верованиях, традициях. Он задаёт, вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного, характерные для нации убеждения, идеалы, склонности, интересы, отличающие один этнос от другого.

В работе была предпринята попытка не только поиска последних оснований, субстанции менталитета этноса, но и разграничения глубинных и неизменных пластов его существования от изменчивых и наносных, роль которых эксплицируется адаптацией и интеграцией данного этноса среди других народов.

Автор работы, обращаясь к «колыбели» европейской культуры — философии Древней Греции, находит и обосновывает субстанцию менталитета любого народа, которая связана, а точнее сказать, является модусом одной из форм существования энергии космоса, получившей название эманация. Феномен эманации объясняет нам ряд важнейших моментов, связанных не только с генезисом менталитета, но, что для нас не менее важно, иллюминирует единство его с миром и причину проявления его множественных форм.

Оставаясь метафизическим гарантом тождества макромира космоса и микромира человека, эманация одновременно выступает структурообразующим «геном», выстраивающим всеобщий порядок бытия, как Вселенной, так и менталитета человека и этноса. Таким порядком становится универсальная иерархия, системообразующая или матричная функция которой связана с выстраиванием разномасштабных пластов менталитета по степени их важности для идентификации. Иначе говоря, согласно принципу тождества, каждый пласт ментальности этноса не только сформирован соответствующей сферой мироздания, но и начинает проявлять аналогичный ей модус своего существования. Совокупность упорядоченных модусов или пластов менталь-ности образует так называемую матрицу, которая группирует — систематизирует любое впечатление, подгоняя её под свою структуру — иерархию.

В мифологической картине мира осуществлена первичная систематизация совокупности чувственных впечатлений, символических представлений о пространственно-временном континиуме на основе парцептивно-эмоциональных механизмов восприятия реальности, окружающей субъекта мифологического мышления. В мифе представлено тождество макро — и микрокосмоса, объекта и субъекта, сознания и материи.

Все это происходило на фоне формирования рационального знания в его зачаточной форме на основе практической жизнедеятельности древнего человека, но все-таки оно было настолько слабо и перемешано с различными мифологическими представлениями, что не могло играть существенной роли и отступало на задний план. Таким образом, древние мифы представляют собой выражение синкретического единства сверхъестественных духовных представлений и верований и первых неразвитых форм донаучных представлений об окружающем мире, которые субъектом мифа воспринимаются в качестве безусловно реальных, истинных, не подлежащих сомнению. Более того, мифы регулировали поведение и всю жизнедеятельность человека в отсутствие каких-либо правовых или политических институтов, с их помощью осуществлялась консолидация и интеграция этноса, закреплялись социальные функции и статусное позиционирование.

Картина мира базируется на соответствующих типах мировоззрения, которые первичны и служат для неё основой. Но справедливо и то, что мировоззрение является одновременно и результатом процесса познания, и неким духовным образованием, парадоксально первичным по отношению к познавательному процессу. Мировоззрение появляется уже в древности как некая единая универсальная мирообъясняющая система, которая проявлялась во всех сферах жизнедеятельности, мифах и верованиях, в обрядово-риту-альной практике как отдельного индивида, так и в этнических общностях. Если рассматривать мировоззрение с позиции социокультурного подхода, а не гносеологического, то необходимо отметить, в первую очередь, не только связь мировоззрения с человеческим познанием, но и с общественно-исторической практикой, с культурой данной эпохи в целом.

Крайней формой обобщения менталитета и его визуализацией становится этническая картина мира, выступающая парадигмальным началом, которое сознательно, но чаще бессознательно регулирует духовные, интеллектуальные, физические и моральные формы жизнедеятельности этноса. По сути, менталитет становится мировоззренческой матрицей картины мира, генетическим кодом, отличающим один этнос от другого.

В центре нашего анализа находится изучение специфики менталитета чувашского этноса — древнего народа со сложной исторической судьбой и самобытной культурой. В целях оптимизации нашего исследования мы были вынуждены упростить представления о формировании мировоззренческой матрицы чувашского этноса, сведя её к влиянию двух факторов: внутреннего и внешнего. Под факторами воздействия внутреннего порядка на мен-тальность этноса подразумевались как религиозные установки и положения, так и богатый генетический опыт, который тесно переплетён с географическими и климатическими особенностями среды обитания. Под факторами воздействия внешнего порядка на ментальность этноса имелась в виду специфика культурного, экономического и политического устройства общества. Гарантом идентичных представлений одного этноса о себе и мире выступают внутренние факторы воздействия на ментальность, которые со временем, как правило, не меняются. Причиной изменчивых со временем представлений менталитета являются привходящие обстоятельства внешней среды, перманентность социальной сферы. Как мы видим, картина мира становится образцом художественной организации практически всех материальных предметов, образующих «концентрическую систему» бытового окружения человека.

Одним из центральных компонентов в менталитете чувашей является учение «Сардаш», которое связано с религиозно-мифологическим мировоззрением, но выходит за его рамки. «Сардаш» — это мировоззренческая система чувашей, она включает их взгляды на морально-этические, хозяйственно-экономические, общественно-политические установления, а также распорядок семейной, родовой, сельской жизни, систему календарных ритуалов, трудовых и праздничных обрядов.

Пространственное освоение реальности этносом нашло своё отражение в эстетическом оформлении чувашами своего быта: жилища, одежды, утвари. Эманационная природа менталитета, через познание подобного подобным, позволяла увидеть в частном структуру общего. Поэтому система декорирования, форма, орнамент и другие элементы украшений хранили в закодированном виде всю информационную картину мироздания, интерпретированную менталитетом чувашей.

Архитектурные особенности строений, внутреннее их убранство, инструментарий и утварь, а также специфика формы и декора праздничной одежды выступали не только своеобразным модулем художественного решения, но, главным образом, отражали метафизические принципы устройства как мироздания, так и менталитета субъекта культурной деятельности: что наверху — то и внизунизшее подчиняется высшемутайная гармония определяет характер явной. Подобное положение ярко демонстрирует иерархическую, а, следовательно, дружественную зависимость частного от общего, где украшение вещей отражает структуру или матрицу менталитета, который, в свою очередь, является коррелятом пространственного уклада мира.

В работе показано, что иногда осознанно, а иногда и интуитивно чувашский этнос стремился через художественно-эстетическое оформление своего быта добиться гармонизации личной и общественной жизни с «требованиями» космоса, душ предков, богов и, наконец, самих законов природы. Ибо подобная «включённость» в мир сулила продолжительную и счастливую жизнь не только отдельному человеку, но и этносу в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Г. Заговор против нации: Национальное и националистическое в судьбах народов / Р. Г. Абдулатипов. СПб.: Лениздат, 1992. -192 с.
  2. , Н.С. Рассудок, разум, рациональность / Н. С. Автономова. -М.: Наука, 1988.-286 с.
  3. , Ю.М. Миф и вечность / Ю. М. Анонян. М.: Логос, 2001. — 350 с.
  4. , Ю.Е. Ментальность в средние века: методологические и содержательные проблемы / Ю. Е. Арнаутова // Культура и общество в средние века М.: ИНИОН РАН, 1990. — С. 17 — 24.
  5. , Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 516 с.
  6. , A.A. Вклад в мировую культуру: биог. энцикл. слов / A.A. Аронов- Междунар. пед. акад.- Мое. гос. ун-т культуры и искусств М.: Профиздат, 2002.- 446 с.
  7. , A.A. Творчество как порождение мифов: курс лекций / A.A. Аронов. М.: МГУКИ, 2006. — 121 с.
  8. , Ф. История ментальностеи / Ф. Арьес // История ментальностей, историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. — С. 26−29.
  9. Ю.Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М., 1976. — 400 с. 11 .Астафьева, О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы / О. Н. Астафьева. М.: Моск. гос. ин-т делового администрирования, 2002. — 295 с.
  10. , О.Н. Семейные ценности в контексте изменений современной культуры / О. Н. Астафьева // Библиотечное дело XXI век: науч.- практ. сб.: Вып.1 (17) -М: Рос. гос. б-ка, 2009. — С.108−120.
  11. З.Астафьева, О. Н. Культурология: 4.1: учебно-метод. Комплекс по специальности «Теория и история культуры» / О. Н. Астафьева, А. П. Садохин, Е. А. Сайко. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 179 с.
  12. , Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русского менталитета: социально-философский анализ, дис.. канд. филос. наук / Ф. Т. Аутлева. -М., 1996. 137 с.
  13. , И.Н. Эпоха и личность: формирование и изменение этнического характера: Монография / И. Н. Афанасьев. Москва — Чебоксары, 2004.-216 с.
  14. , Ю.Н. Вчера и сегодня французской «Новой исторической науки»/ И. Н. Афанасьев // Вопросы истории. 1984. — № 8. — С. 32 — 50.
  15. , Н.И. Болгары и чуваши / Н. И. Ашмарин. Казань, 1902- Болгары и чуваши. Сб.статей. — Чебоксары, 1984.
  16. , Н.И. Очерк народной поэзии у чуваш / Н. И. Ашмарин. // Этнографическое обозрение. М., 1892. — № 2−3. — С. 49.
  17. , Н.И. Сборник чувашских пословиц / Н. И. Ашмарин. Чебоксары, 1925.-20 с.
  18. , Н.И. Словарь чувашского языка / Н. И. Ашмарин. Чебоксары, 1929. — Вып. З.-С. 35.
  19. , А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин. Л.: Наука, 1983. — 191 с.
  20. , A.A. Этнокультурная идентичность как социально-философская проблема: дис.. канд. филос. наук / A.A. Балыкова. Улан-Удэ, 2001, — 191 с.
  21. Баткин, JIM. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / JI.M. Баткин. -М.: РГГУ, 2000.-1004 с.
  22. , А.П. Человек средневековья. Проблемы менталитета: учебное пособие / А. П. Батурин. Кемерово: Кемеровск. гос. ун-т, 2001. — 156 с.
  23. , М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М., 1965. — 541 с.
  24. , П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Московский философский фонд и др., 1995.-322 с.
  25. , H.A. О власти пространства над русской душой. Судьбы России / H.A. Бердяев. М., 1990. — 65 с.
  26. , П. Сила и слабости ментальностей / П. Берк //История ментально-стей, историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. — С. 46−56.
  27. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования, Т. 1. Под общ. ред. A.C. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Басейна. Тбилиси: Мецние-реба, 1978. — 876 с.
  28. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Т. 4. Под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. С. Шерозия, Ф. В. Бассика. Тбилиси: Мецниере-ба, 1985. — 462 с.
  29. Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977.
  30. , Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена / Н. Я. Бичурин, — Т. 1−3. М. — Л., 1950 — 1953.
  31. , М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок. М.: Наука, 1986.-286 с.
  32. , В.Х. Этнопсихологические теории в России / В. Х. Болотков, З. Х. Суниев. Нальчик: Кабардино-Балкарский научный центр РАН НИИ ПМА, 1997.
  33. , Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты / Дж. Браун. М.: Рефл-бук- К.: Ваклер, 1997.
  34. , Ю.В. Очерки теории этноса/ Ю. В. Бромлей. М., 1983. — 412с.
  35. , С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков. М., 2001.- 198 с.
  36. , В.М. Психология этнических различий: Проблемы менталитета, отношений, понимания: дис.филос. наук / В. М. Вызова. СПб., 1998.
  37. , К. Теория языка. Репрезентативная функция языка / К. Бюлер. -М.: Прогресс, 1998. 528 с.
  38. , К.К. Менталитет, онто-этнологическое измерение (На примере бурятского этноса): дис.. д-ра филос. наук / К. К. Васильева: 09.00.11: Москва, 2003. 306 с.
  39. , М. Избранное. Образ общества /М. Вебер. М: Юрист, 1994.- 704 с.
  40. , М. Избранные произведения /М. Вебер.- М.:Прогресс, 1990. 808 с.
  41. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
  42. , Н.Я. Российская ментальность и современность: учеб. пособие / Н.Я. Веретенников- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 72 с.
  43. , JT. Логико-философский трактат / JI. Витгенштейн //Философские работы. Ч. 1. / пер. с нем., — М., 1994. 233 с.
  44. , JI.H. Социальная мифология / Л. Н. Воеводина. М., 2008.
  45. , Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. М.: Пресс-сервис, 1997.-441 с.
  46. , О.Д. Этническая идентификация русских, или Искушение национализмом / О. Д. Волкогонова, И. В. Титаренко. Уфа, 2002.
  47. Вялых, В. А. Субстанциональный уровень этнического менталитета и проблемы его исследования / В. А. Вялых, Ю. Ш. Стрелец //Российский менталитет в системе российского образования: сб.ст. Ч. 1.- Оренбург, 1996.-С.6−12.
  48. Гаген-Торн, Н. И. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу / Н.И. Гаген-Торн. Чебоксары, 1960.
  49. , Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г. Д. Гачев. -М.: Прогресс, 1995.
  50. , К. О человеке / К. Гельвеций // Соч. в 2 т. -Т. 2.- М., 1974.
  51. Геродот. История / Геродот. М, 2001. — 740 с.
  52. , Б.С. Менталитет и образование / Б. С. Гершунский. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 144 с.
  53. , С.И. Культура, смысл, сознание: Сознание в предмете философии культуры / С. И. Голенков. Самара: Самар. ун-т, 1996.
  54. , A.A. Предисловие // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.) / A.A. Горский, JI.H. Пушкарев. М., 1994. — С. 3.
  55. , СВ. Менталитет и ментальность современной России: монографии /C.B. Гринева. Невинномысск, 2003. — 176 с.
  56. , С.Н. Национальная культура и модернизация общества : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / С. Н. Гавров. М: МГУКИ, 2003.-86 с.
  57. , С.Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие: Теоретические аспекты: дис.. канд. философ. Наук / С. Н. Гавров: 24.00.01. -М., МГУКИ, 2001.- 130 с.
  58. , A.A. Предисловие / A.A. Горский, Л. Н. Пушкарев // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). М., 1994. — 248 с.
  59. , Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учеб пособие для студентов вузов / Г. В. Гриненко. М.: Юрайт, 1999. — 672 с
  60. , Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация : Логико-семиотический анализ вербальной магии / Г. В. Гриненко. М.: Новый век, 2000. — 446 с.
  61. , Г. В. История философии: учебник по дисциплине «Философия» для студентов высших учебных заведений / Г. В. Гриненко М.: Юрайт, 2010.-689 с.
  62. , А.И. Философский анализ ментальности: содержание и методы исследования: дис. канд. филос. наук / А. И. Грищук. М., 2002. — 157 с.
  63. , Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
  64. Гумбольдт, Вильгельм фон. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985.- 452 с.
  65. , Л.Н. Биография научной теории, или Автонекролог / Л. Н. Гумилев //Знамя. 1988. — № 4. — С. 212.
  66. , Л.Н. Хунну. Троецарствие в Китае. Хунну в Китае. / Л. Н. Гумилев. М.: Айрис-Пресс 2008. — 621 с.
  67. , А .Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры / А. Я. Гуревич // Одессей. М., Наука, 1990. — 85 с.
  68. , А.Я. Жак Ле Гофф и «новая историческая наука» //Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / А. Я. Гуревич. М., 1992. — С. 356.
  69. , А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А. Я. Гуревич. -М.: Индрик, 1993. 328 с.
  70. А .Я. К читателю / А. Я. Гуревич // Одессей. 1989. — М.: Наука, 1989. — С. 7.
  71. , А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1984.-504 с.
  72. , А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 395 с.
  73. , А.Я. Уроки Люсьена Февра / А. Я. Гуревич //Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. — С. 501−541.
  74. , В.Д. Национально-колониальная политика Московского правительства в Среднем Поволжье во второй половине XVI—XVII вв.. / В. Д. Димитриев //Вестник Чувашского университета, Чебоксары, 1995. № 2. -С.10.
  75. , В.Д. Политика царского правительства в отношении нерусских крестьян Казанской земли во второй половине XVI-начала XVII веков/ В. Д. Димитриев // Чувашия в эпоху феодализма (XVI начало XIX вв.). — Чебоксары, 1986. — С.49.
  76. , И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И. Г. Дубов //Вопросы психологии. 1993, № 4. — С. 20−29.
  77. , Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания / Д. И. Дубровский //Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 15−27.
  78. , Б.А. Психология типов личности, народов и эпох / Б. А. Душков. -Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 736 с.
  79. .А. Психосоциология человекознания / Б. А. Душков. М.: Per Se, 2003.-477 с.
  80. , П.С. Что такое общая картин мира / П. С. Дышлевой, Л. В. Яценко. М.: Знание, 1984.
  81. , Ж. История ментальностей / Ж. Дюби //История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. M., 1996.-С. 18−21.
  82. , Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. / Ж. Дюби //Одиссей. Человек в истории. 1991. М.: Наука, 1991.- 340 с.
  83. , Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1990. — 575 с.
  84. , Э. Элементарные формы религиозной жизни / Э. Дюркгейм //Социология религии. Реферативный журнал, 1991. № 4 (ИНИОН РАН). -С. 45.
  85. , А.Н. Религиозное мировоззрение чувашского народа в середине XIX века / А. Н. Евдокимова // И. Я. Яковлев просветитель народов Поволжья и Приуралья.- Чебоксары: чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2009. — С. 115−122.
  86. , В.В. Исследования в области славянских древностей: Лексические фразеологические вопросы реконструкции текстов / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука — 342 е.-
  87. , В.П. Чувашский этнос / В. П. Иванов. Чебоксары, 1998- Каховский, В. Ф. Происхождение чувашского народа / В. Ф. Иванов. -Чебоксары, 1965.
  88. , A.B. Этап зарождения и развития идеи самоопределения чувашского народа / A.B. Изоркин // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сборник статей. Чебоксары, 1999. — С. 9−19.
  89. , Л.Г. Социология культуры : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Г. Ионин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 426 с.
  90. , JI.Г. Философия и методология эмпирической социологии : учеб. пособие / Л. Г. Ионин. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. — 364 с.
  91. , В.Б. О едином ядре древних цивилизаций / В. Б. Иорданский // Вопросы философии. 1998. — № 12. — С. 37−49.
  92. История ментальностей, историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. — 255 с.
  93. , О.М. Национальный менталитет в языковой картине мира : на примере сопоставления русскоязычной и англоязычной картин мира: дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / О. Казакова. Барнаул, 2007.- 184 с.
  94. , И. Сочинения в 6 т./ И. Кант. Т. 4. — Ч. 1. — М., 1965. — 499 с.
  95. Кара-Мурза, А. Российская модернизация: проблемы и перспективы / А. Кара-Мурза // Вопросы философии.- 1993.- № 7. С. 20.
  96. , К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  97. , М.В. Бессознательное и менталитет: сущность, структура и взаимодействие: дис.. канд. филос. наук / М. В. Катаев. Пермь, 2000. — 186 с.
  98. , В.Е. Национальный характер как проблема социальной философии: дис.. филос. наук / В. Е. Катаев. М., 2001. — 164 с.
  99. , Ф.Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. М., 1972. — 309 с.
  100. , Я.Д. О татаризации инородцев Поволжского края / Я. Д. Коблов. -Казань, 1910. -С.14.
  101. , В.П. Ментальность российской цивилизации: история и методология исследования / В. П. Кожевников. М.: Гуманитар, ин-т, 1998. -277 с.
  102. , Г. И. Чуваши Казанского Заволжья / Г. И. Комиссаров //Известия Общества археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ). Казань, 1911. — Т. XXVII. Вып. 5. — С.412.
  103. , A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. М.: УРСС, 2004. — 350 с.
  104. , A.B. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального / А. В. Костина, Т. М. Гудима. М., 2007. -238 с.
  105. , A.B. Национальная культура этническая культура — массовая культура : «баланс интересов» в современном обществе / А. В. Костина. -М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2008. — 214 с.
  106. , A.B. Теоретические проблемы современной культурологии : идеи, концепции, методы исследования / A.B. Костина М., 2009. — 284 с.
  107. , A.B. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики / А. В. Костина. М., 2010. — 144 с.
  108. , М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул.- М.: Когито-центр, 1997. 432 с.
  109. Краткий этнологический словарь. М.: Фонд «Социал. мониторинг», 1994.- 103 с.
  110. , В.Г. Этническая психология / В. Г. Крысько. М.: Academia, 2002.-313 с.
  111. , И.Д. О положении чувашского народа при царизме//Очерки по истории и историографии Чувашии / И. Д. Кузнецов. Чебоксары, 1960. -С. 5.
  112. , B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
  113. , В.И. Философия и российская ментальность. Учеб. Пособие / В. И. Курашов. Казань, 1999. — 307 с.
  114. , В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении / В. Г. Кусов //Социологические исследования. 2000. — № 9. — С. 132−135.
  115. , Дж. Тысячеликий герой. Миф. Архетип. Бессознательное. М.: РЕФЛ-бук: ACT- Киев: Ваклер, 1997.
  116. , B.B. Известие древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе / В. В. Латышев. СПб., 1906. — Т.2. — С.338.
  117. Ле Гофф, Ж. Ментальности: двусмысленная история / Ж. Ле Гофф // История ментальностей, историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. — 255 с.
  118. Ле Гофф, Ж. Существовала ли французская историческая школа «Annales»? / Ж. Ле Гофф // Французский ежегодник. 1968. — M., 1968.
  119. , Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию / Н. М. Лебедева. М.: Ключ, 1999. — 223 с.
  120. , Г. Психология народов и масс /Г. Лебон.- СПб. Макет, 1995, — 311 с.
  121. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление /Л. Леви-Брюль, — М., 1930.- 337 с.
  122. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 608 с.
  123. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. М: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512с.
  124. Лем, Ст. Философия случая / Ст. Лем. М.: ACT, 2005. — 767 с.
  125. , В.А. Конфликтующие структуры / В. А. Лефевр. М.: Советское радио, 1984. — 158 с.
  126. , В.А. От психофизики к моделированию души / В. А. Лефевр. //Вопросы философии. 1990. — № 7. — С. 25−31.
  127. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология, под общей ред. A.A. Велика. М: Смысл, 2001. — 555 с.
  128. , Д. Опыт о человеческом разумении / Д. Локк //Соч. в 3 т. Т. 1. М., 1985.-С. 96−97.
  129. , А.Ф. История античной эстетики : В 2 кн. / А. Ф. Лосев. Кн.1. -M.: Искусство, 1992. 656 с.
  130. , А.Ф. История античной эстетики : В 2 кн. / А. Ф. Лосев. Кн. 2. -M.: Искусство, 1994. -603 с.
  131. , Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек-текст-семиосфера-история / Ю.М. Лотман- предисл. В. В. Иванова.- Тартус. ун-т. М.: Яз. рус. культуры, 1996. — 446 с.
  132. , Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман.- СПб.: Искусство, 2000.- 704 с.
  133. , Ю.М. О семиотическом механизме культуры / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский //Избранные статьи: В 3 т.: Т. 3. Таллин: Александра, 1993. -С.326−345.
  134. , C.B. Историческая этнология / C.B. Лурье: 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1998.-448 с.
  135. , C.B. Метаморфозы традиционного сознания: Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу историч. и этнографич. материала / C.B. Лурье. СПб: Тип. им. Котлякова, 1994.
  136. , И.В. В лабиринтах самоопределения- опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности / И. В. Малыгина.- М.:МГУКИ, 2005.- 282 с.
  137. , Э.С. Инварианты самоорганизации и проблемы эколого-энергетического исследования общества: препринт / Э. С. Маркарян. -Пущино: НЦБИ АН СССР, 1981. 15 с.
  138. , Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации: Общ. постановка пробл. и ее анализ применительно к НТР. Препринт / Э. С. Маркарян. Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982. — 19 с.
  139. , Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета / Б. В. Марков. -СПб., 1993.-232 с.
  140. , Н.Я. Чуваши-яфетиды на Волге / Н. Я. Марр. Чебоксары, 1926.100 с.
  141. , Г. М. Мифоязыческая картина мира этноса: на примере чувашской мифологии и язычества: дис.. доктора филос. наук / Г. М. Матвеев. Чебоксары, 2007. — 338 с.
  142. Материалы по истории Татарии. Вып. 1.- Казань, 1948. 175 е.
  143. Менталитет россиянина: история проблемы: материалы. Семнадцатой Всерос. заоч. науч. конф. / науч. ред. С. И Шолторак. СПб.: Нестор, 2000. — 238 с.
  144. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России): монография. / под общ. ред. И. Г. Дубова. М., 1997. — 474 с.
  145. Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России. М.: РА Образования- Психологический ин-т- Имидж — Контакт, 1997.
  146. , Д. Памятники старой чувашской веры / Д. Мессарош. Будапешт, 1909. — С. 70−80.
  147. , С.Р. Этногенез чувашского народа / С. Р. Милютин. Чебоксары, 2001.
  148. , С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / С. М. Михайлов. Чебоксары, 1972. — 432 с.
  149. , Л.Я. Этническое сознание: социальное содержание и закономерности исторической эволюции / Л. Я. Михайлова: дис.. канд. филос. наук / Л. Я. Михайлова. Ульяновск, 2002. — 160 с.
  150. , Ш. Л. О духе законов / Ш. Л. Монтескье. М.: Мысль, 1999.
  151. , Ф.М. Ислам в политической жизни России: дис.. докт. полит, наук: 23.00.02 / Ф. М. Мухаметшин. М., 1998 — 460 с.
  152. Народные обряды чувашей в фотографиях // ЧГИГН. Чебоксары, 2001. -36 с.
  153. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 159. Инв. № 4717. Л. 207. Перев. на русс. яз. Г. А. Николаев.
  154. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 167. Инв. № 49 176 019. Л. 196.
  155. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 174. Инв. № 5003. Л. 260−261.
  156. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 233. Инв. № 5803. Л. 426.
  157. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 268. Инв. № 5983. Л. 441.
  158. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 276. Инв. № 6019. Л. 91.
  159. , В.В. Реальность нереального: Вероятност. модель бессознательного / В. В. Налимов, Ж. А. Дрогалина. М.: Мир идей: АО «Акрон», 1995. -431 с.
  160. , Н.И. Поэзия народных традиций / Н. И. Неженец- Отв. ред. А. Ф. Захаркин- АН СССР. М.: Наука, 1988. — 205 с.
  161. , М.А. Ансамбль как образная система // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер-архитектура-среда / М. А. Некрасова. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — С.65.
  162. , Э.В. Специфика менталитета чувашского народа (Философский аспект исследования сущности этнического менталитета): дис.канд. филос. наук / Э. В. Никитина: 09.00.11. Чебоксары, 2004. — 169 с.
  163. , Г. А. Богатство в системе социально-нравственных ценностей волжского крестьянина второй половины XIX-начала XX века / Г. А. Николаев // Вестник ЧГИГН. 2009. — № 4. — С. 25−57.
  164. , Г. А. Заметки о чувашско-русских взаимоотношениях в средне-волжской деревне на рубеже XIX-XX столетий / Г. А. Николаев // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сборник статей. — Чебоксары, 1999.-С.З 8- 52.
  165. , Б.В. Этнографический очерк Мильковича, писателя конца XVIII века, о чувашах / Б. В. Никольский. Казань, 1906.
  166. Новейший философский словарь. 2-е изд. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — 1280 с.
  167. , С. Нахи и священная история /С. Нунуев.-Ярославль, 1998, — 558 с.
  168. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Психология национальности / Д.Н. Овсяни-ко-Куликовский. Петербург: Изд-во «Время», 1922. — 40 с.
  169. , Ю.В. Природный фактор российской ментальности / Ю.В. Олейников//Философские исследования. 1999. — № 3. — С. 124−139.
  170. , Н.М. Записки чувашина о своем воспитании / Н. М. Охотников // Чувашские рассказы. М.: Советский писатель, 1961. — 308 с.
  171. , A.A. Культура как система: Структур, морфология культуры. Единство онто- и филогенеза. Изоморфизм мышления и ист.-культур. феноменологии / A.A. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.: Яз. рус. культуры- Кошелев, 1998.-271 с.
  172. , O.A. Этнический менталитет и язык фольклора / O.A. Петренко. -Курск, 1996. 118 с.
  173. Платон: Сочинения. / Платон- [общ. ред. А. Ф. Лосева и др.]- [авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев]. М.: Мысль, 1999.
  174. , Т.А. Менталитет личности как социально-культурологический феномен: дис.. канд. филос. наук / Т. А. Полякова: 24.00.01. Тамбов, 2005.- 151 с.
  175. , В.И. Национальное самосознание: социально- философский анализ: дис.. канд. филос. наук / В. И. Пономаренко. М., 1999. — 147 с.
  176. , Б.Ф. О начале человеческой истории: (Проблемы палеопсихоло-гии) / Б. Ф. Поршнев. М.: Мысль, 1974. — 634 с.
  177. , О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира / О. Г. Почепцов // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 110−122.
  178. , В.И. Российская цивилизация как социальная реальность / В. И. Пржиленский // Российская цивилизация на Северном Кавказе. -Ставрополь, 2001. С. 55−62.
  179. Пространство и время в архаических и традиционных культурах. М., 1996.-234 с.
  180. , Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального / Ж. Ревель. М.: Одиссей, 1996.
  181. , Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. / Д. Г. Редер. М., 1965.
  182. , В.А. Культурная инновация / В. А. Ремизов, М. Я. Сараф. Голи-цино, 2010.
  183. , Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история / Л. П. Репина- РАН. Ин-т всеобщ, истории. М.:ИВИ РАН, 1998. — 282 с.
  184. , А.Ф. Материалы для этнографии России / А. Ф. Риттих. Казань, 1870.-Ч. II.-С. 51.
  185. , Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / Ф. Ришар. М., 1998. — 232 с.
  186. Российский менталитет. Психология личности, сознание, социальные представления / под ред. акад. РАО К. А. Абульхановой Славской и др. -М.: Институт психологии РАН, 1996. — 132 с.
  187. , О.В. Национальная идентичность: тендерный аспект (на материале русской историософии): дис.. докт. филос. наук / О. В. Рябов. Иваново, 2000. — 300 с.
  188. , В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии (заметки о чувашах) / В. А. Сбоев. Казань, 1856. — 188 с.
  189. , К.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации / К. И. Семенов //Этнографическое обозрение. 1996. — № 1.- С. 3.
  190. Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем историч. науки вокруг франц. Школы «Анналов». М.: Наука, 1993.
  191. , B.C. Новая философская энциклопедия / B.C. Степин: В 4 т.- М.: Мысль, 2001.-Т. 3.-693 с.
  192. , Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов вузов / Т.Г. Сте-фаненко. М.: ИП РАН, Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 367 с.
  193. , A.A. Стоя и стоицизм / A.A. Столяров. М.: АО «Ками груп», 1995.-441 с.
  194. , Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии / Т. Н. Суминова. М.: Академический проект, 2005. — 448 с.
  195. , Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) / Т. Н. Суминова. М.: Академический Проект, 2006. — 383 с.
  196. , Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989.- 573 с.
  197. , JI.А. Православная церковь и христианское просвещения народов Среднего Поволжья во второй половине XIX- начале XX века / JI.A. Таймасов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004.
  198. , В.З. Геном человека /В.З. Тарантул. М., 2003. — 321 с.
  199. , Е.Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования / Е. Я. Таршис. М, 1999. — 82 с.
  200. , Г. Т. «Тахарял» (Девятиселье): этнографические очерки./ Г. Т. Тимофеев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2002. -431 с.
  201. , В. А. Социология П.А. Сорокина / В.А. Тихонова- М-во культуры Рос. Федерации. М.: МГУКИ, 1999. — 56 с.
  202. , В.А. Политическая культура российского общества: социально-философский аспект: монография / В. А. Тихонова. М.: МГУКИ, 2001. -186 с.
  203. , А. Демократия в Америке: пер. с фр. / Алексис де Токвиль. М., 1992.- 559 с.
  204. , A.A. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры / A.A. Топорков // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. — Л., 1989.
  205. , A.A. Зороастризм: суваро-болгарская и чувашская народная культура: религия, культовая архитектура, скульптура, прикладное искусство, священные Знания / A.A. Трофимов- АН. ЧГИГН, Чебоксары, 2009.- 255 с.
  206. , A.A. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки / A.A. Трофимов // Чувашское искусство: труды, вып. 70. 1976. — С. 3−52.
  207. , A.A. Чувашская народная культовая скульптура / A.A. Трофимов- Чуваш. НА НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. Респ. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. — 235 с.
  208. , JI. Бои за историю / JI. Февр. М.: Наука, 1991. — 630 с.
  209. , В.Г. Модернизация «другой» Европы / В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 1997.-253 с.
  210. Феномен человека: антология / сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. — 349 с.
  211. , А.Я. Культура между рабством обычая, рабством статуса и рабством потребления / А. Я. Флиер, A.B. Костина // Вестник МГУКИ. -2009. -№ 3. С.8−17.
  212. Фрейд, 3. Я и оно. Сочинения / 3. Фрейд. М, 2002. — 864 с.
  213. , Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Эрих Фромм. Мн.: ООО «Попурри», 2000. — 672 с.
  214. , М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -СПб.: A-Cad, 1994. 408 с.
  215. , Е.А. «Родной язык» как этнический символ / Е. А. Хабенская. -М., 2004. -С.12.
  216. , Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в веках во Франции и Нидерландах / Й. Хейзинга. М.: Изд. группа «Прогресс»: Культура, 1995. — 539 с.
  217. , Г. Культура как ментальное программирование / Г. Хофштеде // Контексты современности-I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / хрестоматия. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. — С. 117−119.
  218. , А.П. Проблема языкового существования чувашского этноса и перспективы языковой политики /А.П. Хузангай // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сборник статей. Чебоксары, 1999. -С.88−106.
  219. Человек в кругу семьи: очерки по истории част, жизни в Европе до начала Нового времени / Ю. Л. Бессмертный, М. Л. Абрамсон, В. А. Блонин и др.- Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: РГГУ, 1996. — 372 с.
  220. , Я.В. Лекции по исторической этнологии: уч. пос./ Я. В. Чеснов. -М.: Гардарики, 1998. 397 с.
  221. , Я.В. Быть чеченцем: личность и этнические идентификации народа / Я. В. Чеснов // Мир, прогресс, права человека. Публикация Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова. Выпуск 3. Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999. — 25 с.
  222. , В.М. Социокультурные коммуникации города и села: Учебное пособие. /В.М. Чижиков. М.: МГУКИ, 2010. — 290 с.
  223. Чувашские народные сказки: перевод / сост. П. Е. Эйзин- Рис. В. И. Агеева. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. 347 с.
  224. , М.М. Человеческая субъективность и культура / М. М. Шибаева // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — С. 135−167.
  225. , М.М. Темпоральные переживания в контексте культуры / М. М. Шибаева // Общественные науки и современность. 2004. — № 4. — С. 155 163.
  226. , В.А. Психика. Культура. История: (Введение в теоретико-методологич. основы историч. психологии) / В. А. Шкуратов. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1990. — 251 с.
  227. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. М.: РЕКАЛИСЕ, 1991.- 320 с.
  228. Юнг, К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-худо-жественному творчеству // Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. — 284 с.
  229. Юнг, К. Психология бессознательного / К. Юнг. М.: «Канон+», 2003. -400 с.
  230. , И.Я. Из переписки / И. Я. Яковлев- сост. Н. Г. Краснов- вступ. ст. Г. Н. Плечова, Н. Г. Краснова, с. 5−23- НИИ яз., лит. истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. Ч. 1. Чебоксары, 1989. -317 с.
  231. , И.Я. Моя жизнь: воспоминания чуваш, просветителя. / И. Я. Яковлев- [вступ. ст. JI. П. Куракова]. М., 1997. — 450 с.
  232. Darendorf, Ralf. Reflections on the Revolution in Europe / Ralf Darendorf, London: Chatto Swindus. 1990. P.98.
  233. Devereux, G. Ethnopsychoanalysis Berkley / G. Devereux. Los Angeles, 1978.
  234. Eisenstadt, S.N. Tradition, Change and Modernity. / S.N. Eisenstadt. New York, 1973. — P. 253.
  235. Lloyd, G. E.R. Demystifying Mentalities / G. E.R. Lloyd. Cambridge University Press, 1990. — P. 21.
  236. Shils, E. Centre and Periphery //Polanyi M. (ed.). The Logic of Personal Knowledge: Essays. London, 1961.
  237. Winthrop, R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology / R.H. Winthrop. P. 101.
  238. Block, M. Apologie pour le histoire / M. Block. P. 103.
Заполнить форму текущей работой