Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление конфигурацией ГТД для обеспечения поддержания летной годности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу предлагаемой системы управления конфигурации для обеспечения летной годности положена методика классификации составных частей двигателя по принципу ключевого и не ключевого качества, базирующаяся на численных оценках риска, являющегося произведением частных коэффициентов критичности, рассчитываемых путем последовательного применения таблиц Фармера, представляющих собой соотношение между… Читать ещё >

Содержание

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТЬЮ АВИАЦИОННЫХ ГТД. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Летная годность авиационных ГТД и ее взаимосвязь с надежностью и безопасностью
    • 1. 2. Сохранение функциональных свойств авиационных ГТД при решении задачи поддержания летной годности
    • 1. 3. Структурно — параметрические методы исследования функциональных параметров авиационных ГТД
    • 1. 4. Цель работы. Постановка задач исследования
  • 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФИГУРАЦИЕЙ АВИАЦИОННЫХ ГТД
    • 2. 1. Основные принципы поддержания летной годности авиационных ГТД
    • 2. 2. Теоретические основы методологии управления конфигурацией ГТД и классификации его деталей
    • 2. 3. Инженерное обеспечение методологии управления конфигурацией авиационных ГТД
      • 2. 3. 1. Оценка коэффициента жесткости условий эксплуатации
      • 2. 3. 2. Оценка коэффициента жесткости допусков на функциональные параметры ГТД
      • 2. 3. 3. Оценка коэффициента жесткости допусков на детали и сборочные единицы
      • 2. 3. 4. Оценка влияния надежности ГТД на его безопасность
  • Выводы к разделу
  • 3. АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОНЫХ ГТД
    • 3. 1. Теоретические основы оценки безопасности ГТД методом анализа «дерева отказов»
    • 3. 2. Анализ безопасности на примере нелокализованного пожара и разрыва кинематической связи между свободной турбиной и нагрузкой турбовального ГТД
    • 3. 3. Оценка начальных вероятностей событий, используемых для анализа безопасности, методом «дерева отказов»
    • 3. 4. Влияние на летную годность разброса функциональных параметров ГТД
  • Выводы к разделу
  • 4. СТРУКТУРНО-ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ АВИАЦИОННЫХ ГТД
    • 4. 1. Структурно-параметрическая модель управления разбросом характеристик качества ГТД
    • 4. 2. Структурный анализ качества изготовления элементов проточной части серийных ГТД
    • 4. 3. Исследование методами структурного анализа влияния неравномерности решеток лопаточных венцов на рассеивание параметров ГТД
    • 4. 4. Поиск рациональной комплектовки двигателя на основе имитационной модели его сборки
    • 4. 5. Управление рассеиванием параметров ГТД путем рационального выбора допусков
  • Выводы к разделу
  • АКТЫ ВНЕДРЕНИЯ

Управление конфигурацией ГТД для обеспечения поддержания летной годности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности технического развития авиационной техники выдвигают на первый план задачу обеспечения высокого уровня летной годности авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) гражданского назначения и достижения высоких показателей эффективности двигателей военного назначения. Под летной годностью понимается характеристика двигателя, определяемая предусмотренными и реализованными в его конструкции принципами, отвечающими нормативным требованиям безопасности в установленных условиях эксплуатации.

Технико-экономическая эффективность двигателя определяется достигнутым уровнем характеристик и параметров, отражающих его функциональное назначение. Высокие значения показателей технико-экономической эффективности могут быть достигнуты только при оптимальном сочетании первоначально высокой надежности, с одной стороны, и сохранением функциональных параметров в нормах, регламентируемых техническими условиями (ТУ) с другой. Естественно, что такие цели имеют смысл только при безусловном выполнении требований норм летной годности (НЛГ), изложенных в отечественных авиационных правилах АП-33 и зарубежных, CS-E, FAR-33, а также при соблюдении стандартов МЭК (международной энергетической комиссии). Выполнение указанных условий необходимо также для достижения высокой конкурентоспособности и поставок разрабатываемых двигателей за рубеж.

Важнейшим звеном обеспечения летной годности (ЛГ) авиационных ГТД гражданского назначения является система сертификации, а военных — процедура Государственных испытаний, подтверждающие соответствие конструкции двигателя установленным нормативно — правовым требованиям. Однако система сертификации носит более глобальный характер, особенно в части просле-живаемости за основными деталями на всех этапах жизненного цикла. Поэтому сертификация военной техники практикуется в ряде стран, в том числе и в Германии. В РФ также созданы центры по сертификации продукции военного назначения такие, например, как «Оборонсертифика», «Военный Регистр».

Сравнение отечественных и зарубежных норм, авиационных правил и директивных материалов показало на существенное их различие в части поддержания летной годности. Для преодоления разрыва в системах управления поддержанием летной годности требуется совершенствование методологии управления конфигурацией ГТД, инженерных методик по ее обеспечению, таких как анализ безопасности с учетом не только внезапных, но и постепенных отказов, анализ надежности, выбор рациональных допусков, сохранения функциональных параметров двигателя в нормах ТУ с учетом специфики объекта исследования. Под конфигурацией понимается очертание, форма, взаимное расположение, компоновка, сочетание положений элементов двигателя, определяющих качество его функционирования.

Особенностью объекта исследования является малая номенклатура функциональных параметров, сложный характер взаимодействия узлов двигателя, недостаточный для оценки надежности объем информации на начальном этапе эксплуатации, слабая изученность вопросов безопасности и надежности.

Учитывая вышесказанное, а также аналогичную направленность исследований в области безопасности и надежности за рубежом, можно сделать вывод о целесообразности исследований по разработке системы управления конфигурацией авиационных ГТД для обеспечения поддержания летной годности.

Таким образом, целью настоящей диссертационной работы является разработка системы управления конфигурацией ГТД для обеспечения поддержания летной годности.

Автор выражает глубокую и искрению признательность разработчику метода структурно — параметрического анализа, к.т.н., доценту Шишкину В. Н за постоянную поддержку и помощь в реализации идей изложенных в настоящей диссертационной работе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность. Разнообразие условий применения авиационных ГТД, предельный уровень нагрузок усложняют решение задачи обеспечения высоких показателей безопасности и надежности. Безопасность — это состояние объекта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан и окружающей среде.

Обеспечение безопасности является составной и важнейшей задачей управления летной годностью авиационных ГТД. Летная годность — это характеристика двигателя, определяемая предусмотренными и реализованными в его конструкции принципами, отвечающими нормативным требованиям безопасности в установленных условиях эксплуатации. Одним из важнейших элементов системы поддержания летной годности двигателя является управление его конфигурацией. Под конфигурацией понимается очертание, форма, взаимное расположение, компоновка, сочетание положений элементов двигателя, определяющих качество его функционирования.

Для авиационного двигателя поддержание летной годности определяется комплексом требований, которые необходимо выполнить при конструировании двигателя, его агрегатов и систем и продемонстрировать их соответствие установленным нормативным требованиям государственными или сертификационными испытаниями.

Проблема поддержания на заданном уровне летной годности носит комплексный характер на всех стадиях жизненного цикла двигателя. Для ее решения необходима модель системы управления ЛГ, охватывающая все элементы жизненного цикла, опирающаяся на систему управления конфигурацией двигателя и средства объективной оценки уровня безопасности, включая подсистему обеспечения соответствия функциональных параметров заданным.

Объектом исследования является типовая конструкция двигателя, система управления его конфигурацией, характер протекания функциональных параметров. В данной работе ГТД рассматривается как сложное изделие со сложным характером взаимодействия элементов и узлов, динамика изменения функциональных параметров и характеристик которого носит стохастический характер, из-за влияния большого количества малых отклонений, свойственных процессу изготовления и сборки, а также значительного влияния условий эксплуатации. Характерной особенностью объекта исследования являются ограниченные номенклатура контролируемых функциональных параметров и объем информации по надежности на начальном этапе эксплуатации, а также недостаточная изученность вопросов обеспечения безопасности и надежности.

Учитывая вышеизложенное, а также аналогичную направленность исследований в области управления ЛГ за рубежом, можно сделать вывод о целесообразности исследований по управлению конфигурацией авиационных ГТД.

Цель работы — разработка системы управления конфигурацией ГТД для обеспечения поддержания летной годности.

Для достижения данной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи.

1 Исследовать существующие системы управления летной годностью.

2 Разработать схему системы управления конфигурацией двигателя и его элементов на основе использования кривых Фармера.

3 Разработать методику численной оценки риска отказов с опасными последствиями на основе метода анализа «дерева отказов» с учетом обеспечения параметрической надежности.

4 Разработать модель информационной технологии выбора рациональной сборочной комплектовки.

Методы исследования базируются на теории авиационных двигателей, теории надежности авиационных двигателей, теории вероятностей и математической статистики, теории качества.

Научная новизна.

1 Разработана схема системы управления конфигурацией ГТД для поддержания его летной годности, с учетом нормативных требований АП-33, FAR-33, CS-E, позволяющая квалифицировать детали по принципу ключевого и неключевого качества на основе численной оценки риска, характеризующего степень серьезности воздействий на двигатель и его элементы конструкторских, технологических и эксплуатационных факторов.

2 Адаптирован метод анализа «дерева отказов» к задаче управления конфигурацией авиационных ГТД с учетом их специфики, что позволяет дать численную оценку вероятностей отказов с опасными последствиями.

3 На основе структурно-параметрических методов разработана модель информационной технологии процесса комплектования, позволяющая определить рациональный вариант сборки и тем самым обеспечить с высокой вероятностью получение у собираемого двигателя требуемых функциональных параметров в заданных допусках.

На защиту выносятся следующие материалы:

1 Схема системы управления конфигурацией ГТД по принципу ключевого или неключевого качества и элементы обеспечения ее реализации с учетом требований АП-33, FAR-33, CS-E.

2 Методика анализа безопасности ГТД на основе анализа «дерева отказов».

3 Модель информационной технологии выбора рациональной сборочной комплектовки и управляемых допусков для серийного и мелкосерийного производств ГТД.

Достоверность полученных результатов подтверждена успешным опытом применения в процессе доводки, производства и эксплуатационного сопровождения ряда авиационных ГТД разработки ОАО «НПО «Сатурн», высокой точностью прогноза характеристик серийных двигателей, успешным опытом отработки их по показателям надежности на основе предложенных соискателем подходов и созданных на их основе методик.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют повысить летную годность двигателя, снизить стоимость жизненного цикла, стабилизировать параметрическую надежность, а при сертификации авиационных двигателей является основой для подготовки доказательной документации по п.п. 33.27, 33.75 (АП-33, FAR-33), п.п. 33.91 (а) 17) (АП-33), п.п. Е510 (CS-E).

Результаты исследования реализованы.

1 В практике создания и эксплуатационного сопровождения ряда ГТД ОАО «НПО «Сатурн», что нашло отражение в 12 опытно-конструкторских разработках и 7 авторских свидетельствах, подчеркивающих новизну технических решений.

2 В разделе отраслевого «Руководства по контролю запасов газодинамической устойчивости серийных компрессоров».

3 В практике работы лаборатории компрессоростроения (СПбГТУ).

4 При сертификации двигателей ТВД-1500Б, РД-600 В, ГТЭ-6РМ, ГТЭ-2.5РМ, ГТД-4РМ.

5 В учебном процессе РГАТА им. П. А. Соловьева при подготовке инженеров по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки».

Апробация результатов работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на кафедре «Авиационные двигатели» РГАТА им. П. А. Соловьева, в ЦИАМ им. П. А. Баранова, на третьем Международном совещании по проблемам энергоаккумулирования и экологии в машиностроении, энергетике и на транспорте.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ, получено 7 авторских свидетельств на разработанные под руководством соискателя конструктивные схемы двигателей, конструкции их отдельных узлов, систем, направленные на совершенствование и доводку ГТД.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, списка использованной литературы. Она содержит 190 страниц машинописного текста, 60 рисунков, 30 таблиц и список литературы из 151 наименования.

Выводы к разделу 4:

1 Показано, что весь спектр методов, необходимых для применения метода структурного — параметрического анализа, объединяется традиционной вычислительной схемой, основанной на применении метода наименьших квадратов.

2 Показано, что получить замкнутую систему уравнений, связывающих отклонения геометрии сложнопрофильных элементов с функциональными параметрами, можно путем перехода к структурным параметрам, а компактность описания моделей получить путем перехода к главным компонентам. хд — X. т •.

4.47).

3 На основе структурно-параметрического метода разработана информационная технология процесса комплектования при серийном производстве, позволяющая определить рациональный вариант сборки, и тем самым, обеспечить с высокой вероятностью достижение требуемых параметров в заданных допусках.

4 Для мелкосерийного и опытного производства предложена методология управляемого допуска. Получены расчетные соотношения, связывающие допуск с потерями от брака при различных уровнях технологического разброса функциональных параметров и погрешностей измерения.

5 Методом структурного анализа и синтеза результатов координатных измерений и паспортных данных найдены количественные соотношения между функциональными параметрами и производственными отклонениями и определено их оптимальное соотношение.

6 Показано, что в процессе экспериментальной доводки двигателя, при его сборке необходимо учитывать не только требования допусков, но и определенные соотношения между геометрическими параметрами деталей и узлов.

7 Показано, что минимизация потерь от ошибок первого и второго рода при производстве авиационных ГТД может быть достигнута на основе оптимизации точностных параметров технологического оборудования и рациональном выборе производственных допусков. Допуск должен классифицироваться как «жесткий» только в случае если потери от появления ошибок второго рода будут превышать выигрыш от ошибок первого рода.

8 Показано, что структурно — параметрический подход позволяет формировать управленческие решения в задаче, как прогнозирования функциональных параметров, так и подбора рациональной сборочной комплектовки и тем, самым, обеспечить требуемые характеристики качества.

Заключение

.

1 Показано, что существующая в отечественном авиадвигателестроении система управления летной годностью авиационных ГТД не в полной мере удовлетворяет требованиям безопасности, регламентируемым АП-33, поскольку не предусматривает численной оценки риска отказов с опасными последствиями, не учитывает параметрическую надежность, не обеспечивает в полной мере глобальную прослеживаемость за ключевыми характеристиками качества двигателя и его элементов на основных этапах его жизненного цикла.

2 В основу предлагаемой системы управления конфигурации для обеспечения летной годности положена методика классификации составных частей двигателя по принципу ключевого и не ключевого качества, базирующаяся на численных оценках риска, являющегося произведением частных коэффициентов критичности, рассчитываемых путем последовательного применения таблиц Фармера, представляющих собой соотношение между степенью серьезности отказа и вероятностью его возникновения для эксплутационных, технологических и конструкционных факторов, дополненная анализом критичности по отношению к запасам работоспособности по функциональным параметрам. Разработаны элементы обеспечения реализации этой методики, такие как анализ безопасности, оценки коэффициента жесткости условий эксплуатации и допусков. Главным преимуществом предлагаемого подхода является объединение в одной схеме управления конфигурацией требований надежности и безопасности.

3 Для задачи управления конфигурацией двигателя проведена адаптация метода «дерева отказов», показавшая необходимость введения в анализ безопасности оценки работоспособности двигателя, численно характеризующейся параметрической надежностью, а также необходимость при оценке вероятностей первичных отказов, если они происходят в нерасчетных условиях функционирования, корректировать последние на основе использования коэффициента жесткости условий эксплуатации, условных вероятностей событий, технического совершенства системы диагностирования.

4 Анализ методов управления параметрической надежностью показал, что необходимые для этого оценки отклонений геометрических размеров затруднительно получить из-за недостаточности информации для формирования математического описания модели, связывающей функциональные параметры с производственными отклонениями сложнопрофильных элементов.

5 Выполненное исследование влияния отклонений геометрических параметров сложнопрофильных элементов ГТД, входящих в сборочную комплектовку, на формирование рассеивания начальных значений функциональных параметров показало, что информационную неопределенность можно преодолеть путем структурного представления параметров, а компактность описания достичь использованием главных компонент.

6 На основе структурно-параметрических методов разработана модель информационной технологии процесса комплектования при серийном производстве ГТД, позволяющая определить рациональный вариант сборки и, тем самым, обеспечить с высокой вероятностью, получение у собираемого двигателя требуемых функциональных параметров в заданных допусках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиация. Энциклопедия Текст. / Гл. ред. Г. П. Свищева. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», ЦАГИ им. проф. Н. Е. Жуковского, 1994. — 736 с.
  2. Теория воздушно-реактивных двигателей Текст. — под ред. проф. С. М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1975. — 568 с.
  3. Основы технологии создания газотурбинных двигателей для магистральных самолетов Текст. / Кол. авт.- под общ. ред. А. Г. Братухина, Ю. Е. Решетникова, А. А. Иноземцева. М.: Авиатехинформ, 1999. — 554 с.
  4. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей Текст. — под общей ред. проф. Д. В. Хронина. М.: Машиностроение, 1989.-368 с.
  5. , В. В. Теория газотурбинных двигателей Текст. / В. В. Кулагин. М.: Изд-во. МАИ, 1994. — 264 с.
  6. , Ю. А. Осевые и центробежные компрессоры двигателей летательных аппаратов. Теория, конструкция и расчет Текст. / Ю. А. Ржавин. -М.: Изд-во МАИ, 1995. 334 с.
  7. , Ю. М. Камеры сгорания газотурбинных двигателей Текст. / Ю. А. Пчелкин. М.: Машиностроение, 1984. — 289 с.
  8. , К. В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин Текст. / К. В. Холщевников, О. Н. Емин, В. Т. Митрохин. М.: Машиностроение, 1986.-432 с.
  9. Перспективы развития авиационной техники к 2000г//Экспресс-информация. Сер. Авиастроение. М.: ВИНИТИ. — 1985. — № 45. — С. 1−25.
  10. Формирование облика перспективных авиационных двигателей Текст. // Новости зарубежной науки и техники. Сер. Двигатели для авиации и космонавтики. — М.: ЦИАМ, 1992. — № 9−10. — С. 25−28.
  11. Научный вклад в создание авиационных двигателей Текст.: в 2-х кн. / Кол. авт.- под общ. науч. ред. В. А. Скобина и В. И. Солонина. М.: Машиностроение, 2000. — Кн. 1 — 725 е., Кн. 2 — 616 с.
  12. Конструкция и прочность авиационных газотурбинных двигателей Текст. — под общ. ред. проф. JI. П. Лозицкого. М.: Транспорт, 1992. — 534 с.
  13. , В. М. Основы надежности газотурбинных двигателей Текст. / В. М. Акимов. М.: Машиностроение, 1981. — 207 с.
  14. , В. В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок Текст. / В. В. Косточкин. М.: Машиностроение, 1976. — 247 с.
  15. Надежность в технике. Основные понятия, термины и определения Текст.: ГОСТ 27.002−89. Введ. 1990−07−01. — М.: Госстандарт СССР: Изд-во стандартов, 1990. — 37 с.
  16. , Г. В. Безопасность полетов самолета. Концепция и технология Текст. / Г. В. Новожилов, М. С. Неймарк, Л. Г. Цесарский. М.: Машиностроение, 2003. — 144 с.
  17. , М. Поддержание летной годности: от элементов к системе Текст. / М. Неймарк, Л. Цесарский //Авиатраспортное обозрение. 2002. -Март/апрель. — С. 23−25.
  18. , В. Г. Технические средства и методы обеспечения безопасности полетов Текст. / В. Г. Воробьев, Б. В. Зубков, Б. Д. Уриновский. М.: Транспорт, 1989 — 152 с.
  19. , Б. В. Основы безопасности полетов Текст. / Б. В. Зубков, Е. Р. Минаев. М.: Транспорт, 1987. — 143 с.
  20. , В. И. Безопасность полетов летательных аппаратов Текст. / В. И. Жулев, В. С. Иванов. М.: Транспорт, 1986. — 224 с.
  21. Техническая эксплуатация летательных аппаратов Текст. — под ред. Н. Н. Смирнова. М.: Транспорт, 1990. — 423 с.
  22. , В. М. Экономическая эффективность повышения ресурса и надежности газотурбинных двигателей Текст. / В. М. Акимов, Д. Э. Старик,
  23. A. А. Морозов. М.: Машиностроение, 1992. — 172 с.
  24. Стандарт МЭК 300−3-1 (1991). Обзор методов анализа надежности. Управление надежностью.
  25. , К. В. Проблемы безопасности сложных технических систем Текст. / К. В. Фролов, Н. А. Махутов // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1992. — № 5. — С. 3−11.
  26. , А. Н. Вопросы безопасности сложных технических систем Текст. / А. Н. Северцев // Проблемы машиностроения и надежности машин. -1992.-№ 6.-С. 35−43.
  27. , В. Т. Надежность, диагностика, контроль авиационных ГТД Текст. / В. Т. Шепель, М. JI. Кузменко, С. В. Сарычев [и др.] - под. ред.
  28. B. Т. Шепеля. Рыбинск: РГАТА. 2001.-351 с.
  29. Авиационные правила. Часть 33. Нормы летной годности двигателей воздушных судов Текст. М.: МАК, 2003. — 54 с.
  30. Приемлемые методы подтверждения соответствия Текст. // Сертификационная спецификация для двигателей CS-E: в 2-х кн.- пер. с англ. EASA. -2004.-Кн. 1.-С. 76−174.
  31. Federal Aviation Regulatijns (FAR) Part-33 Text. 1990. — 157 c.
  32. Военная спецификация MIL-E-5007D Text. / Тех. перевод № 91 024, -1995.- 148 c.
  33. Стандарт МЭК 1025−90. Анализ деревьев отказов.
  34. Стандарт МЭК 1078−91. Метод анализа надежности. Метод расчета безотказности с использованием блок-схем.
  35. , Б. Инженерные методы обеспечения надежности систем Текст. / Б. Диллон, Ч. Сингх. М.: Мир, 1984. — 318 с.
  36. , Э. Дж. Надежность технических систем и оценка степени риска Текст. / Э. Дж. Хенкли, X. Кумамото. М.: Машиностроение, 1984. — 528 с.
  37. , В. Ф. Авиадвигателестроение. Качество, сертификация и лицензирование. Текст.: учеб. пособие/ В. Ф. Безъязычный, А. Ю. Замятин, В. Ю. Замятин [ и др.]- под общ. ред. В. Ф. Безъязычного. М.: Машиностроение, 2003. — 840 с.
  38. , Ю. А. Сертификация авиационных двигателей Текст. / Ю. А. Ножницкий, В. К. Куевда, М. Ф. Мокроус // ЦИАМ 1980−2000. Научный вклад в создание авиационных двигателей. Кн. 1. М.: Машиностроение, 2000. — С. 669−674.
  39. Летная годность и сертификация авиационных газотурбинных двигателей Текст.: сб. статей. Сер. Авиационное двигателестроение. — М.: ЦИАМ, 1991. — Вып. 2 (1290). — 92 с.
  40. Летная годность и сертификация авиационных газотурбинных двигателей Текст.: сб. статей. Сер. Авиационное двигателестроение. — М.: ЦИАМ, 1994. — Вып. 3 (1298). — 192 с.
  41. , Г. К. Надежность технологических процессов Текст. / Г. К. Мартынов, А. Н. Печенкин. М.: ЦНИИ «Электроника», 1979. — 87 с.
  42. , Н. Д. Взаимодействие конструкторов и технологов при создании новых машин Текст. / Н. Д. Кузнецов // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1991. — № 3. — С. 4−12.
  43. Технологическое обеспечение проектирования и производства газотурбинных двигателей Текст. / Б. Н. Леонов, А. С. Новиков, Е. Н. Богомолов, [ и др.]- под ред. Б. Н. Леонова, А. С. Новикова. Рыбинск, 2002. — 408 с.
  44. , В. Ф. Обеспечение показателей качества поверхностного слоя деталей ГТД и их влияние на эксплуатационные свойства Текст.: учеб. мет. Пособие / В. Ф. Безъязычный. Рыбинск: ОАО «НПО «Сатурн», 2003. -232 с.
  45. , В. Ф. Технические методы обеспечения надежности и длительной работоспособности авиационных двигателей и газотурбинных установок Текст.: учеб. пособие / В. Ф. Безъязычный, Ю. К. Чарковский, В. Н. Крылов. Рыбинск: РГАТА, 2001. — 79 с.
  46. Nelson, W. Accelerated life testing-step-stress Models and data analyses Text. / W. Nelson // IEEE Transaction Of Reliability. 1980. — Vol. R-29, N 2, June.-P. 103−108.
  47. С. В. Прогнозирование характеристик надежности авиационных ГТД с использованием байесовского подхода Текст.: тр. ГосНИИ ГА / С. В. Сарычев, В. Т. Шепель. М., 1991. — С. 34−42.
  48. , В. П. Методы оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей Текст. / В. П. Тунаков. М.: Машиностроение, 1979.- 184 с.
  49. Положение о порядке перевода и эксплуатации газотурбинных двигателей гражданской авиации, их агрегатов и комплектующих изделий по техническому состоянию Текст. / М.: МАП-МГА, 1980. — 8 с.
  50. Методика количественной оценки безотказности авиационных двигателей по результатам эксплуатации Текст. М.: ЦИАМ- в/ч 75 360, 1991.- 29 с.
  51. , В. К. Основные вопросы эксплуатации сложных систем Текст. / В. К. Дедков, Н. А. Северцев. М.: Высшая школа, 1976. — 406 с.
  52. , Н. Н. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию Текст. / Н. Н. Смирнов, А. А. Ицкович. М.: Транспорт, 1987. -272 с.
  53. , Н. Н. Техническое обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию Текст. / Н. Н. Смирнов. М.: ВИНИТИ, 1983. — 162 с.
  54. , В. В. К проблеме прогнозирования индивидуального ресурса Текст. / В. В. Болотин // Актуальные проблемы авиационной науки и техники. М.: Машиностроение, 1984. С. 44−58.
  55. , В. В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций Текст. / В. В. Болотин. М.: Машиностроение, 1984. — 312 с.
  56. Положение об установлении и увеличении ресурсов и сроков службы газотурбинных двигателей военной авиации, их агрегатов и комплектующих агрегатов Текст. М.: ЦИАМ- 30 ЦНИИ МО- в/ч 14 161, 2000. — 57с.
  57. Положение об установлении и увеличении ресурсов и сроков службы газотурбинных двигателей гражданской авиации, их агрегатов и комплектующих агрегатов Текст. Изд. 3. — М.: ЦИАМ- ГосНИИ ГА, 1994. — 68 с.
  58. , К. Надежность и проектирование систем Текст. / К. Капур, Ламберсон. М.: Мир, 1980. — 604 с.
  59. , Р., Ф. Математическая теория надежности Текст. / Р. Барлоу, Ф. Прошан. М.: Сов. радио, 1969. — 488 с.
  60. , К. Модели надежности и чувствительности систем Текст. / К. Райншке. М.: Мир, 1979. — 448 с.
  61. Надежность технических систем Текст.: справочник- под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1985. — 608 с.
  62. , Б. В. Математические методы в теории надежности (основные характеристики надежности и их статистический анализ) Текст. / Б. В. Гнеденко, Ю. К. Беляев, А. Д. Соловьев М.: Наука, 1965. — 524 с.
  63. Надежность и эффективность в технике: Математические методы в теории надежности и эффективности. Справочник. В Ют./Ред. совет B.C. Авду-евского (пред.) и др. Том.2. М.: Машиностроение, 1987. — 280 с.
  64. , Б. Ф. Справочник по расчету надежности машин на стадии проектирования Текст. / Б. В. Хазов, Б. А. Дидусев. М.: Машиностроение, 1986. — 224 с.
  65. , Ф. Надежность и техническое обслуживание. Математический подход Текст. / Ф. Байхельт, П. Франкен. М.: Радио и связь, 1988. -392 с.
  66. Хан, Г. Статистические модели в инженерных задачах текст. / Г. Хан, С. Шапиро. М.: Мир, 1969. — 395 с.
  67. Справочник по надежности Текст.: в 3-х т.- под ред. Б. Р. Левина- пер. с англ. М.: Мир, 1969.
  68. Надежность и эффективность в технике: Эффективность технических систем. Справочник. В Ют./Ред. совет B.C. Авдуевского (пред.) и др. Том 3. -М.: Машиностроение, 1988. 328 с.
  69. Надежность и эффективность в технике: Эксплуатация и ремонт. Справочник. В Ют./Ред. совет B.C. Авдуевского (пред.) и др. Том 8. М.: Машиностроение, 1990. — 320 с.
  70. Надежность и эффективность в технике: Методы подобия в надежности, том. № 4. Справочник. В Ют./Ред. совет B.C. Авдуевского (пред.) и др. Том 4. М.: Машиностроение, 1987. — 280 с.
  71. , И. А. Техническая диагностика Текст. / И. А. Биргер. М.: Машиностроение, 1978. — 240 с.
  72. , И. А. Вероятность разрушения, запасы прочности и диагностика Текст. / И. А. Биргер // Проблемы механики твердого деформируемого тела. J1. «Судостроение», 1970. — С. 34−43.
  73. , И. А. Расчет на прочность деталей машин Текст. / И. А. Биргер, Б. Ф. Шорр, Р. М. Шнейдерович. М.: Машиностроение, 1966. — 546 с.
  74. , Ю. М. Вероятностная оценка вибрационной прочности деталей турбомашин Текст. / Ю. М. Халатов, Б. В. Шорр, Е. А. Локштанов // Динамика и прочность авиационных двигателей. М.: Машиностроение, 1970, № 7. С. 28−39.
  75. РД 50−476−84. Надежность в технике. Интервальная оценка надежности технического объекта по результатам испытаний составных частей. Общие положения Текст.
  76. Стандарт МЭК 863−86. Представление результатов прогнозирования безотказности, ремонтопригодности и готовности Текст.
  77. ГОСТ 27.310−95.Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения Текст. Введ. 1997−01−01. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996. — 20 с.
  78. РД 50−518−84. Надежность в технике. Общие требования к содержанию и формам представления справочных данных о надежности комплектующих изделий межотраслевого применения. Методические указания Текст.
  79. MP 159−85. Надежность в технике. Выбор видов распределений случайных величин. Методические рекомендации Текст.
  80. MP 252−87. Надежность в технике. Расчет показателей ремонтопригодности при разработке изделия. Методические рекомендации Текст.
  81. Р 50−54−82−88. Надежность в технике. Выбор способов и методов резервирования. Методические рекомендации Текст.
  82. Военный стандарт США MIL-STD-756A. Моделирование и прогнозирование безотказности Текст.
  83. Военный справочник по стандартизации США MIL-HDBK-472. Прогнозирование ремонтопригодности Текст.
  84. ГОСТ 20 440–75. Установки газотурбинные. Методы испытаний Текст. Введ. 1976−01−01. — М.: Госстандарт СССР: Изд-во стандартов, 1976.- 15 с.
  85. ГОСТ Р 51 852−2001. Установки газотурбинные. Термины и определения Текст. Введ. 2003−01−01. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002. — 10 с.
  86. , А. С. Параметрическая надежность машин Текст. / А. С. Проников. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002 г. — 559 с.
  87. , А. С. Параметрическая надежность машин и технологического оборудования Текст. / А. С. Проников // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1990. -№ 2. — С. 50−59.
  88. Методы оценки параметрической надежности по функции нескольких показателей. Методические рекомендации Текст. М.: ВНИИМАШ, 1981. -66 с.
  89. , И. В. Основы расчетов на трение и износ Текст. / И. В. Крагельский, М. Н. Добычин, В. С. Комбалов. М.: Машиностроение, 1977.-526 с.
  90. , Ю. Н. Трение и износ в экстремальных условиях Текст. / Ю. Н. Дроздов. М.: Машиностроение, 1983. — 224 с.
  91. , В. Г. Система эксплуатационного контроля и контролепригодности самолетов и вертолетов Текст.: учеб. пособие / В. Г. Учамприн, Л. Л. Шичко. М.: Изд-во МАИ, 1994. — 64 с.
  92. , А. М. Диагностика состояния ВРД по термогазодинамическим параметрам Текст. / А. М. Ахмедзянов, Н. Г. Дубравский, А. П. Туна-ков. М.: Машиностроение, 1983. — 206 с.
  93. , В. Н. Алгоритм оценки свойств линейной диагностической модели ГТД Текст. / В. Н. Коршенко // Науч. вест. МГТУ ГА. Сер. Эксплуатация ВТ и ремонт AT. — М., 2000. — № 29. -С. 86−96.
  94. , Н. Н. Техническая диагностика газотурбинных двигателей Текст. / Н. Н. Сиротин, Ю. М. Коровкин. М.: Машиностроение, 1979. -272 с.
  95. , И. В. Диагностика авиационных газотурбинных двигателей Текст. / И. В. Кеба. М.: Транспорт, 1989. — 192 с.
  96. , М. Л. Повышение надежности ГТД средствами технической диагностики Текст. / М. Л. Кузменко, А. Л. Михайлов. Рыбинск, 2002. -130 с.
  97. , М. Л. Техническая диагностика в технологии освоения серийного производства и сопровождения эксплуатации изделий ОАО «НПО «Сатурн» Текст. / М. Л. Кузменко, В. В. Червонюк // Научно-технический сборник. 2001. — № 4. — С. 9−19.
  98. Nojack, К. Lagerschaden-Fruherkennung mit der Kurtosis-Methode Text. / К. Nojack // Elekronik. 1981. -№ 17. — P. 55−58.
  99. , В. Г. Решение научных, инженерных и экономических задач с помощью ППП STATS GRAPHIC S Текст. / В. Г. Нейман. М: МП «Память», 1993. — 88 с.
  100. , А. С. Структурный анализ элементов конструкции в авиа-двигателестроении Текст.: учеб. пособие / А. С. Новиков, И. И. Ицкович, В. И. Шишкин- под ред. А. С. Новикова. Рыбинск, 1999. — 141 с.
  101. , В. С. Стохастические и дифференцальные системы Текст. / В. С. Пугачев М. .Наука, 1985. — 559 с.
  102. , В. С. Статистические методы в технической кибернетик Текст. / В. С. Пугачев М. :Советское радио, 1971. — 192с.
  103. , М. А., Метод потенциальных функций в теории обучения машин Текст. / М. А. Айзерман, Э. М. Браверман, JI. И. Розноэр М.: Наука, 1970. — 384 с.
  104. , А. Г. Самообучающиеся системы распознавания и автоматического управления Текст. / А. Г. Ивахненко. Киев: Техшка, 1969. -392 с.
  105. , Н. Г. Методы распознавания и их применение Текст. / Н. Г. Загоруйко. М.: Советское радио, 1972. — 208 с.
  106. , А. Г. Предсказание случайных процессов Текст. / А. Г. Ивахненко, В. Г. Лапа. Киев: Наукова думка, 1971. — 420 с.
  107. , Э. М. Структурные методы обработки эмпирических данных Текст. / Э. М. Браверман, И. Б. Мучник. М.: Наука, 1982. — 464 с.
  108. , В. И. Распознающие системы Текст.: справочник / В. И. Васильев. Киев: Наукова думка, 1969. -292 с.
  109. , А. Л. Построение систем распознавания Текст. / А. Л. Горелик, В. А. Скрипкин. М.: Советское радио, 1974. — 222 с.
  110. , Д., А. Факторный анализ как статистический метод Текст. / Д. Лоули, А. Максвелл. М.: Мир, 1967. — 114 с.
  111. , А. М. Обработка статистических данных методом главных компонент Текст. / А. М. Дубов. М.: Статистика, 1978. — 136 с.
  112. , Г. Современный факторный анализ как статистический метод Текст. / Г. Харман. М.: Статистика, 1972. -486 с.
  113. , Т. Введение в многомерный статистический анализ Текст. / Т. Андерсон. М.: Физматгиз, 1963. — 463 с.
  114. , Дж. Линейный регриссионный анализ Текст. / Дж. Себер. -М.: Мир, 1980, 456с.
  115. , Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений Текст. / Ю. В. Линник. М.: Физматгиз, 1962. — 333 с.
  116. , М. Стохастическая аппроксимация Текст. / М. Вазан. М.: Мир, 1972. — 321 с.
  117. , А. Г. Информативность коррелированной системы признаков Текст. / А. Г. Француз // Бионика. М.: Наука, 1966. — С. 5−12.
  118. , С. Теория информации Текст. / С. Гольдман. М.: Наука, 1957.-446с.
  119. , Е. С. Теория вероятности Текст. / Е. С. Вентцель. М.: Наука, 1964.-576 с.
  120. , Е. С. Прикладные задачи теории вероятностей Текст. / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. М.: Радио и связь, 1983. — 453 с.
  121. , С. Матричная алгебра в экономике Текст. / С. Сирл, У. Гос-ман. М.: Статистика, 1974. — 374 с.
  122. Apostolakis, G. Date specialization for plant specific risk studies Text./ G. Apostolakis, S. Rfhlan, D. Garrick, R. Duphily // Nuclear Engineering and Design. 1985 -№ 56.-P. 180−186.
  123. , Ф. P. Теория матриц Текст. / Ф. Р. Гантмахер. М.: Наука, 1967, — 575с.
  124. , И. М. Численные методы Монте-Карло Текст. / И. М. Соболь. М.: Наука, 1973. — 311 с.
  125. , И. К. Псевдообратная матрица Текст.: учеб. пособие / И. К. Волков, Е. А. Загоруйко, И. Д. Фалинова. М.: МВТУ, 1979. — 27 с.
  126. , JI. А. Применение экстраполяции при оптимальном проектировании сложных систем Текст. / JI. А. Растригин, В. С. Трахтенберг // Методы статистической оптимизации. Рига: Зинатне, 1968. — С. 43−58.
  127. , В. В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов Текст. / В. В. Налимов, Н. А. Чернова. М.: Наука, 1965.-338 с.
  128. , С. П. Доводка маслосистемы подъемных двигателей Текст. / С. П. Кузнецов, Н. И. Колесов, В. В. Бурмистров, [ и др.] // Вопросы авиационной науки и техники. Сер. Авиационное двигателестроение». — М.: ЦИАМ, 1987. — Вып. 1. — С. 97−108.
  129. , С. П., Волченков Г. А., Бурмистров В. В. Испытания подъемного двигателя с циркуляционной системой смазки Текст. / Тех. отчет 3807−84−053.КБМ. 1984.
  130. , С. П. Одновальный ТРДД для учебно-тренировочного самолета Текст. / С. П. Кузнецов, В. И. Богданов, Б. А. Пономарев [ и др.] // Сб. док. Международной конф. Самара, 2001. — С. 26−27.
  131. А.с. № 146 672. Конструктивная схема ГТД с изменяемым рабочим процессом / С. П. Кузнецов, П. А. Колесов, Г. В. Сабаев, В. И. Серков. 1980.
  132. А.с. № 963 343. Переключатель потоков для турбокомпрессора / С. П. Кузнецов, П. А. Колесов, Г. В. Сабаев, В. И. Серков. 1982.
  133. А.с. № 995 549. Конструктивная схема ГТД / С. П. Кузнецов, П. А. Колесов, Г. В. Сабаев, В. И. Серков. 1982.
  134. А.с. № 192 235. Конструктивная схема ГТД / С. П. Кузнецов, П. А. Колесов, Г. В. Сабаев, В. И. Серков. 1983.
  135. А.с. № 1 023 745. Выхлопное устройство ГТД / С. П. Кузнецов, П. А. Колесов, Г. В. Сабаев, Ю. В. Коршунов, В. И. Серков. 1983.
  136. А.с. № 1 127 360. Плоское регулируемое сопло ТРД / С. П. Кузнецов, П. А. Колесов, Г. В. Сабаев, Ф. X. Бикташев, В. И. Серков. 1984.
  137. А.с. № 240 075. Циркуляционная система смазки подъемного ТРД / С. П. Кузнецов, П. А. Колесов, Г. А. Волченков. 1986.
Заполнить форму текущей работой