Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональная подготовка будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации определен компонентный состав профессиональной подготовки, который в свой основе должен иметь четыре базовых положения: содержание образования будущего учителя в области общеобразовательной, профессионально-педагогической и специальной (предметной) подготовки должно опираться на фундаментальные научные знанияв ходе обучения у студентов должны развиваться трудолюбие… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ^
  • Глава I. Проблема профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в процессе изучения дисциплин педагогического цикла в теории и практике образования
    • 1. 1. Профессиональная подготовка студентов 2 педагогического вуза как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Педагогические дисциплины как фактор 35 профессиональной подготовки будущего педагога
    • 1. 3. Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при изучении дисциплин педагогического цикла
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Организация и результативность экспериментальной работы по профессиональной подготовке студентов в процессе изучения отдельных дисциплин педагогического цикла
    • 2. 1. Диагностика и этапы экспериментальной работы по профессиональной подготовке студентов в процессе изучении отдельных дисциплин педагогического цикла
    • 2. 2. Педагогические условия эффективной профессиональной подготовки студентов при изучении отдельных дисциплин педагогического цикла

Профессиональная подготовка будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За последние годы система высшего педагогического образования существенно обновилась. Определились главные тенденции ее развития, связанные с реализацией концепций непрерывного профессионального образованиятехнологического обеспечения психолого-педагогической подготовки будущих специалистоввариативности специализаций в программах обучениясовершенствования системы повышения квалификации педагогических кадровсоотнесения модели обучения специалиста с моделью двухуровневого профессионального педагогического образования.

В новой концепции высшего профессионально-педагогического образования акценты переносятся с узкопрофессионального подхода в подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности студента с учетом его личностных особенностей.

Появилась необходимость реализации новых подходов к организации и содержанию профессиональной подготовки будущего педагога, способного найти методы и приемы, адекватно отвечающие целям и задачам личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образовании.

Личность учителя, его профессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богатство сегодня как никогда оказываются наиболее значимыми показателями в обеспечении эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Качество профессиональной подготовки будущего педагога является основным критерием состояния и результативности деятельности современной отечественной системы образования.

Вопросы совершенствования процесса профессиональной подготовки будущего педагога, рассматриваемые в современных педагогических исследованиях, предполагают внесение существенных изменений и дополнений в действующий процесс обучения студентов педагогических вузов ввиду того, что наблюдается определенная неудовлетворенность общества именно профессиональной подготовкой учителей общеобразовательных учебных заведений.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований последних лет свидетельствует об усилении внимания к процессу повышения качества подготовки будущих педагогов на основе принципов целостности и непрерывности, создании научной и практической основы для системно — деятельностного изучения этой проблемы.

В этом отношении несомненный интерес представляют работы О. А. Абдуллиной, Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, И. А. Колесниковой, В. В. Николиной, В. В. Полукарова, Ф. В. Повшедной, А. А. Орлова, П. Н. Осипова, В. А. Сластенина, В. В. Серикова, Л. Ф. Спирина и др.

Исследования в области подготовки студентов в вузе направлены на разработку модели деятельности учителя в условиях модернизации образования, выявление профессионально значимых компетенций, функций и актуальных организационных форм обучения будущих педагогов.

Вместе с тем, не все проблемы профессиональной подготовки современного педагога достаточно разработаны. Требуют дальнейшего научно-практического обоснования различные аспекты профессиональной подготовки будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла — дидактический, методический, развивающий и воспитательныйих взаимосвязь с индивидуально личностными особенностями деятельности преподавателя, его адаптации к педагогической деятельности в первые годы работы, в период становления педагогического мастерства и переподготовки и др.

Анализ теории и практики профессиональной подготовки будущего педагога позволил выявить следующие противоречия между:

— необходимостью формирования профессиональных компетентностей педагога и существующими методиками подготовки студентов в ходе изучения ими педагогических дисциплин, недостаточно учитывающими их индивидуальные способности в этом процессе;

— повышением требований к самостоятельной учебной работе студентов и недостатком у них знаний и умений по организации данного вида деятельности в процессе изучения дисциплин педагогического цикла.

Актуальность проблемы и необходимость разрешения указанных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Профессиональная подготовка будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла».

Цель исследования — обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия эффективной профессиональной подготовки будущих педагогов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла.

Объект исследования — образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования — профессиональная подготовка будущих педагогов в ходе изучения дисциплин педагогического цикла.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка будущих педагогов при изучении дисциплин педагогического цикла будет эффективной, если:

— в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла выявляются возможности мотивационно-деятельностного, акмеологического и аксиологического подходов, осуществление которых позволяет реализовать гуманистическую концепцию ценностного взаимодействия преподавателей и студентов, направленную на формирование готовности будущих педагогов к компетентному профессиональному действию;

— изучение дисциплин педагогического цикла осуществляется на основе учебно-методических комплексов, раскрывающих структуру и содержание изучаемого предмета, технологии обучения и сущность педагогической коррекции учебной деятельности студентов, которая побуждает их к самоконтролю;

— профессиональная подготовка будущих педагогов в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла осуществляется на основе разработанной модели профессиональной подготовки, включающей в себя мотивационный, целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты;

— профессиональная подготовка студентов педагогического вуза в процессе изучения педагогических дисциплин реализуются при соблюдении следующих педагогических условий:

• обеспечение профессиональной направленности содержания дисциплин педагогического цикла в процессе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов;

• формирование у будущих педагогов установки на самостоятельность и творчество в процессе реализации профессионально значимых умений;

• формирование мотивационно-ценностной профессиональной ориентации студентов с помощью рейтингового измерения их учебных достижений;

• развитие творческой активности студентов путем включения их в научно-исследовательскую деятельность.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ проблемы профессиональной подготовки студентов в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла в современной педагогической теории и практике.

2. Выявить возможности мотивационно-деятельностного, акмеологического и аксиологического подходов в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла.

3. Разработать модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, позволяющую реализовать различные компоненты деятельности, ориентированную на субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов.

4. Разработать и экспериментально обосновать учебно-методический комплекс курса «Педагогические технологии и управление образовательными системами».

5. Осуществить экспериментальную проверку педагогических условий, реализация которых способствует совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при изучении отдельных дисциплин педагогического цикла.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— положения и идеи системного анализа педагогических явлений (Б.З.Вульфов, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М. С. Каган, М. Н. Скаткин, Э. Г. Юдин, В. Я. Якунин и др.) — теоретические положения профессиональной педагогики по совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов (С.Я.Батышев, Н. С. Глуханюк, Н. М. Жукова, В. П. Косырев, Н. В. Кузьмина,.

A.Т.Маленко, А. Я. Найн, Е. В. Романов, Л. Ф. Спирин и др.);

— концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Г. И. Железовская, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, И. С. Якиманская и др.);

— исследования в области профессионально-личностного роста студентов (С.И.Архангельский, Л. М. Кустов, А. М. Новиков, Е. В. Романов и др-);

— исследования в области разработки активных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов (А.А.Вербицкий,.

B.Н.Кругликов, И. Я. Лернер и др.) — научные исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания будущих учителей (С.И.Архангельский, В. П. Беспалько, Н. М. Борытко, А. М. Новиков, ВЛЛкунин и др.);

— концепция обучения и воспитания, как диалогичной формы сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности и самодеятельности развития личности (В.В.Давыдов, Е. В. Бондаревская, АБ. Хуторской);

— идеи и теории компетентностного подхода в образовании (В.А.Болотов, Т. В. Иванова, Е. Я. Коган, Г. Н. Подчалимова, В. А. Сластенин, Б. Д. Эльконин и др-) — концепции мотивационно-ценностного, акмеологического и аксиологического подходов к профессиональной подготовке студентов (А.А.Деркач, Ф. В. Повшедная, В. А. Сластенин, И. Л. Федотенко и др.).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретико-методологический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемеизучение документов и нормативных материалов, определяющих содержание подготовки будущих педагоговмоделирование профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин педагогического циклаанкетированиебеседанаблюдениеметод экспертных оценокрейтингметоды математической статистики при обработке результатов педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего).

Экспериментальной базой исследования стал Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского.

Основные этапы исследования:

1 этап (2002;2004 гг.) — изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы, осмысления сущности профессиональной подготовки будущих педагогов в педагогическом вузе. Осуществлялась разработка теоретических основ исследуемой проблемы, научной базы, формулировка рабочей гипотезы, определение проблемы, цели, задач, объекта, предмета диссертационного исследования.

2 этап (2004;2006 гг.) — проводилась теоретическая разработка концепции исследования на основе анализа, классификации и интерпретации выявленных фактов. Был проведен констатирующий и формирующий эксперименты, анализ их результатов. Разработан учебно-методический комплекс курса «Педагогические технологии и управление образовательными системами».

3 этап (2006;2007 гг.) — анализировались и обобщались результаты исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялись апробация и оформление полученных результатов в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -раскрыты особенности профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла;

— выявлены возможности мотивационно-деятельностного, акмеологического и аксиологичекого подходов к профессиональной подготовке студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла;

— разработана модель профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла;

— выявлена, обоснована и экспериментально проверена совокупность педагогических условий эффективной профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла;

Практическая значимость исследования состоит в том, что научные положения, выводы и практические рекомендации по профессиональной подготовке будущих педагогов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла могут быть использованы в практике профессионального обучения студентов в высших и средних педагогических учебных заведенияхв процессе переподготовки педагогических кадров.

Предложен учебно-методический комплекс курса «Педагогические технологии и управление образовательными системами».

Подготовлены практические рекомендации по педагогическим дисциплинам для студентов, разработано руководство по самостоятельной работе студентов педагогического вуза.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования, отвечающих целям и задачам исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализов результатов опытно-экспериментальной работы. Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические выводы и разработанные на их основе рекомендации прошли апробацию в учебно-воспитательной работе Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, в ходе педагогической практики студентов в МОУ «Лицей № 55».

Основные положения исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в гг. Н. Новгород, Пенза, Рязань, Самара, в частности: «II межвузовская студенческая научно-практическая конференция факультетов психологии» (г. Самара), Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретико-методологические и технологические основы педагогики и психологии профессионального образования» (г. Пенза) — семинарах аспирантов и заседаниях кафедры педагогики и психологии профессионального обучения (2003;2007 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная подготовка студентов к педагогической деятельности является процессом взаимодействия преподавателя и студентов на мотивационно-деятельностной, акмеологической и аксиологической основе, побуждающая студентов к самодеятельному формированию профессионального опыта в ходе изучения дисциплин педагогического цикла.

2. Профессионально осознанное изучение дисциплин педагогического цикла эффективно осуществляется на основе разработанного учебно-методического комплекса, реализация которого способствует формированию у студентов мотивационно-ценностного, регулятивного и содержательного компонентов педагогической деятельности.

3. Модель профессиональной подготовки будущих педагогов представляет собой систему, состоящую из функционально-взаимосвязанных элементов — цель, подходы, формы, методы и средства работы со студентами, критерии оценки эффективности учебной деятельности студентов, которая способствует обеспечению профессиональной направленности изучения дисциплин педагогического цикла.

4. Критериями эффективности процесса профессиональной подготовки студентов выступают: владение профессионально-значимыми знаниямисформированность специальных уменийналичие мотивации к педагогической деятельностиготовность студентов к проявлению активности в научно-исследовательской деятельности.

5. Использование рейтинговой системы оценки уровня подготовленности студентов способствует более точному и объективному анализу успешности обучения будущих специалистов, стимулирует их познавательную активность, дает возможность дифференциации образовательного процесса.

6. Эффективность профессиональной подготовки будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла основана на реализации следующих педагогических условий:

• обеспечение профессиональной направленности содержания дисциплин педагогического цикла в процессе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов;

• формирование у будущих педагогов установки на самостоятельность и творчество в процессе реализации профессионально значимых умений;

• формирование мотивационно-ценностной профессиональной ориентации студентов с помощью рейтингового измерения их учебных достижений;

• развитие творческой активности студентов путем включения их в научно-исследовательскую деятельность.

Структура и объем работы определялись логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

Выводы по II главе:

Проведенная экспериментальная работа позволила прийти к следующим выводам:

1) Эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов при изучении дисциплин педагогического цикла напрямую зависит от соблюдения комплекса педагогических условий, которые тесно взаимосвязаны между собой.

2) Результаты констатирующего эксперимента показали, что обучение в педагогическом университете, в котором формирование у студентов мотивационной основы учебного действия не вычленяется как специальная цель, не обеспечивает эффективность профессиональной подготовки этих студентов. Следовательно, существующая система профессиональной подготовки не обеспечивает высокий уровень, что подтвердило необходимость поиска новых, более эффективных путей формирования мотивационной ориентации профессиональной подготовки студентов, особенно при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла. Такими путями в настоящем эксперименте выступили: реализация педагогических условий профессиональной подготовки студентов при изучении дисциплин педагогического цикла, учебно-методического комплекса (разработана программа учебной дисциплины), включающего балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентоввнедрение в процесс подготовки активных форм и методов обучения.

3) Экспериментальная работа показала, что эффективность профессиональной подготовки студентов зависит от соблюдения ряда педагогических условий: разработка балльно-рейтинговой профессионально-ориентированной системы оценки профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического циклацелевая профессиональная направленность в изучении дисциплин психолого-педагогического цикласистемно-содержательное обеспечение педагогических дисциплин при их изученииконструктивная профессиональная направленность в изучении дисциплин психолого-педагогического цикламотивационноценностная ориентация в изучении психолого-педагогических дисциплин;

4) Позитивные изменения в уровне профессиональной подготовки студентов (подтверждением чего выступают результаты итоговой диагностики), включение в процесс профессиональной подготовки студентов учебно-методического комплекса с разработанной рейтинговой профессионально-ориентированной системой оценки знаний и систематическое проведение занятий с помощью активных форм оказывается целесообразным в традиционном учебном процессе, что подтверждается улучшением восприятия учебного материала и облегчением процесса познания привили нас к выводу об эффективности профессиональной подготовки студентов с соблюдением выделенных педагогических условий.

5) В ходе проведения опытно-экспериментальной работы были выработаны практические рекомендации по повышению эффективности профессиональной подготовки студентов педагогического университета. Основными условиями реализации этого пути являются: приоритет самостоятельной профессиональной подготовкииндивидуализация профессиональной подготовкисистемность профессиональной подготовкиактуализация результатов профессиональной подготовкиэлективность профессиональной подготовкиразвитие образовательных потребностейосознанность профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование посвящено проблеме профессиональной подготовки студентов в процессе изучения ими педагогических дисциплин.

Сложность изучения проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза обусловлена тем, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, не выработан единый подход к осуществлению данного процесса. Довольно трудно на основе имеющейся литературы составить четкое представление о процессе профессиональной подготовки как определенной непрерывной и целостной системе. Это обусловлено фрагментарностью сведений, которые можно при этом почерпнуть, неодинаковой степенью разработанности отдельных вопросов. Значимость и своевременность выбранной проблемы были обусловлены рядом причин.

Во-первых, — потребностью практики в педагоге, способном в быстро меняющемся мире содействовать развитию не только своих воспитанников, но и ответственно относиться к проблеме собственного личностного и профессионального становления.

Во-вторых, — потребностями развивающегося педагогического образования в росте активности, самостоятельности студентов в выборе своего образовательного и профессионального пути, в повышении их ответственности за результаты своего продвижения на выбранном пути.

В-третьих, — потребностями педагогической науки в осмыслении новых подходов к качеству преподавания психолого-педагогических дисциплин и инновационным методам их проектирования, связанных с использованием Государственного образовательного стандарта.

Анализ литературы по проблеме исследования показывает наличие большого числа подходов к решению проблемы. В связи с этим, мы решение проблемы осуществляем с учетом положений мотивационно-деятельностного, акмеологического и аксиологического подходов.

В ходе исследования на основе теоретического анализа установлено, что в системе высшего педагогического образования интенсивно развёртывается процесс гуманизации, который осуществляется посредством гуманитаризации, дифференциации, интеграции содержания образования, за счёт обновления образовательных технологий, за счёт демократизации всей системы отношений в вузе.

Проведенный в диссертации анализ психолого-педагогической и научной литературы позволил уточнить понятие профессиональной подготовки студентов как непрерывный целостный процесс, основанный на системно-деятельностной, личностно-ориентированной, акмеологической и аксиологической методологии реализации, обеспечивающий освоение ими комплекса профессиональных знаний, формирование общепедагогических и профессиональных умений, развитие профессионально важных качеств, творческих способностейконечной целью которого является формирование профессиональной готовности к педагогической деятельности.

В диссертации определен компонентный состав профессиональной подготовки, который в свой основе должен иметь четыре базовых положения: содержание образования будущего учителя в области общеобразовательной, профессионально-педагогической и специальной (предметной) подготовки должно опираться на фундаментальные научные знанияв ходе обучения у студентов должны развиваться трудолюбие, самостоятельность и творческая активность, необходимые педагогу-профессионалусодержание, формы и методы профессиональной подготовки студентов должны учитывать все практические функции учителя в школепрофессиональная подготовка должна быть непрерывной на протяжении всего срока обучения студента.

В соответствии с выделенными условиями, структурными компонентами процесса профессиональной подготовки нами была разработана модель данного процесса в педагогическом университете.

При этом процесс профессиональной подготовки может осуществляться на одном из уровней — репродуктивном и творческом.

Модель процесса профессиональной подготовки ориентирована на личность студента и педагога. Из всего комплекса качеств личности мы учитывали те способности, ценностные ориентации и отношения, которые определяют уровень подготовки студентов по выбранной специальности.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что значительная часть студентов не обладает высоким уровнем подготовки. Согласно результатам проведенного анкетирования, у студентов преобладали практически полностью отсутствует опыт самостоятельного решения выбора профессии. Еще одной особенностью современного профессионального образования является ориентация молодежи на так называемые престижные специальности. При этом незначительно учитываются личностные особенности (склонности, способности и т. п.). При анкетировании студентов первых курсов по специальности «Информатика» мы получили данные о том, что более 42% студентов выбрали изучаемую профессию по принципу «престижности».

Необходимо отметить, что уже на втором курсе обучения у студентов появляются «профессиональные» мотивы, например, такие, как «стать высококвалифицированным специалистом» и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», которые являются ведущими на протяжении последующих курсов.

Результаты констатирующего эксперимента, таким образом, подтвердили необходимость поиска новых, более эффективных путей формирования мотивационной ориентации профессиональной подготовки студентов, особенно при изучении дисциплин педагогического цикла.

Экспериментальная проверка эффективности процесса профессиональной подготовки студентов ФМФ педагогического университета с учетом выделенных педагогических условий дает возможность заключить о ее достаточно высоком уровне. Этот вывод был получен нами с учетом разработанной и апробированной системы критериев и показателей эффективности процесса. Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют об эффективности предложенной нами модели процесса профессиональной подготовки студентов при изучении дисциплин педагогического цикла.

Одной из основных задач процесса исследования на основе использования балльно-рейтинговой системы являлось формирование учебной, профессионально-направленной мотивации студентов к систематической работе по изучению дисциплин педагогического цикла в течение семестра. Ее реализация позволила стимулировать познавательную активность студентов, повышать ритмичность их работыформировать ответственное отношение и своевременность выполнения заданийстимулировать к выполнению заданий более высокого уровнясоздавать заинтересованность во внеаудиторной работеснизить количество немотивированных пропусков аудиторных занятийдать возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями.

В процессе исследования выявлены педагогические условия, способствующие совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов педагогического вуза при изучении отдельных дисциплин педагогического цикла. В их число, в частности, входили следующие:

— обеспечение профессиональной направленности содержания дисциплин педагогического цикла;

— формирование у будущих педагогов установки на самостоятельность и творчество в процессе реализации профессионально значимых умений и.

— мотивационно-ценностной профессиональной ориентации студентов с помощью рейтингового измерения их учебных достижений;

— развитие творческой активности студентов путем включения их в научно-исследовательскую деятельность.

Полученные в ходе исследования данные позволили сформировать рекомендации, являющиеся необходимыми для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов (в процессе изучения дисциплин педагогического цикла).

Таким образом, решение представленных задач диссертационного исследования позволило получить существенные результаты, которые свидетельствуют об эффективности процесса профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла, а именно, в экспериментальных группах наблюдается рост среднего показателя в среднем, а коэффициент эффективности во всех экспериментальных группах больше единицы (КЭГ>1) и в ходе эксперимента возрастает. Разница результатов экспериментальных и контрольной групп свидетельствует о том, что каждое педагогическое условие повышает эффективность профессиональной подготовки студентов в процессе изучения отдельных дисциплин педагогического цикла.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:

1 .Профессиональная подготовка студентов к педагогической деятельности является процессом взаимодействия преподавателя и студентов на мотивационнодеятельностной, акмеологической и аксиологической основе, побуждающая студентов к самодеятельному формированию профессионального опыта в ходе изучения дисциплин педагогического цикла.

2. Профессионально осознанное изучение дисциплин педагогического цикла эффективно осуществляется на основе разработанного учебно-методического комплекса, реализация которого способствует формированию у студентов мотивационно-ценностного, регулятивного и содержательного компонентов педагогической деятельности.

3. Модель профессиональной подготовки будущих педагогов представляет собой систему, состоящую из функциональновзаимосвязанных элементов — цель, подходы, формы, методы и средства работы со студентами, критерии оценки эффективности учебной деятельности студентов, которая способствует обеспечению профессиональной направленности изучения дисциплин педагогического цикла.

4. Критериями эффективности процесса профессиональной подготовки студентов выступают: владение профессионально-значимыми знаниямисформированность специальных уменийналичие мотивации к педагогической деятельностиготовность студентов к проявлению активности в научно-исследовательской деятельности.

5. Использование рейтинговой системы оценки уровня подготовленности студентов способствует более точному и объективному анализу успешности обучения будущих специалистов, стимулирует их познавательную активность, дает возможность дифференциации образовательного процесса.

6. Эффективность профессиональной подготовки будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла основана на реализации следующих педагогических условий:

• обеспечение профессиональной направленности содержания дисциплин педагогического цикла в процессе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов;

• формирование у будущих педагогов установки на самостоятельность и творчество в процессе реализации профессионально значимых умений;

• формирование мотивационно-ценностной профессиональной ориентации студентов с помощью рейтингового измерения их учебных достижений;

• развитие творческой активности студентов путем включения их в научно-исследовательскую деятельность.

Полученные в ходе исследования данные позволили сформировать комплекс практических рекомендаций, являющихся необходимыми для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. Существенная часть материалов была использована при разработке учебно-методического комплекса, практических занятий по педагогическим дисциплинам для студентов Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

Диссертационное исследование ограничивалось кругом вопросов, связанных с педагогическими условиями эффективной профессиональной подготовки студентов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. Наряду с этим, не менее важным представляется изучение взаимосвязи качества профессиональной подготовки студентов с их индивидуально личностными характеристиками и влиянием совокупности факторов, обеспечивающих реализацию перспектив дальнейшего теоретического и экспериментального поиска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. М., 1984. — 207 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография Текст./ В. А. Адольф. КГУ, Красноярск, 1998. — 310 с.
  4. , И. Ю. Учитель и новые ориентиры в образовании (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем). Монография Текст. / И. 10. Алексашина. -СПб., 1997.- 153 с.
  5. , А. Б. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий Текст. / А. Б. Альмуханова. М.: Эксмо, 2007. — 542 с.
  6. , С. И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.- 368с.
  7. , А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по специальности «Психология» Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  8. Текст. / В. П. Багмутов, А. А. Белов, В. И. Водопьянов // Дополнительное профессиональное образование. 2005. — № 1. — С. 1−3. П. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии Текст] / Б. Ц. Бадмаев. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
  9. , Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М., 1998. — 183 с.
  10. , С. Я. Реформа профессиональной школы Текст. / С. Я. Батышев. М.: Высш. шк., 1987. — 343 с.
  11. Н.Батяев, А. А. Профессиональная подготовка, повышение квалификации: новое в законодательстве: договор с работодателем на переподготовку, ученический договор, оплата ученичества Текст. / А. А. Батяев. М.: Профиздат, 2007. — 96 с.
  12. , В. А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов Текст. / В. А. Беликов. -Магнитогорск, 1994.- 127 с.
  13. , Е. П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования: Автор, дис.. д-ра пед. наук Текст. / Е. П. Белозерцев. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. — 40 с.
  14. , А. Н. Перспектива развития профессиональной школы Текст. / А. Н. Беляева // Педагогика. 1994. — № 4. — С.26 — 39.
  15. , Б. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза Текст. / Б. А. Бенедиктов. Минск, 1993. -99 с.
  16. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  17. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология Текст. / Б. М. Бим-Бад. -М.: УРАО, 2003.-240 с.
  18. , Б. П., Катаева, Л. Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы Текст. / Б. П. Битина, Л. Н. Катаева // Педагогика, 1993.-№ 2.-с. 10−15.
  19. , Ф. Н. К вопросу о формировании личностибудущего учителя // Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя Текст. / Ф. Н. Благовещенская. — Алма-Ата, 1980. — с. 33—38.
  20. , И. В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности Текст. / И. В. Блауберг. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  21. , А. А. Психология и педагогика Текст. / А. А. Бодалев. Ин-т Психотерапии, 2002. — 585 с.
  22. , В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика, 2003. № 10. — с. 8−14.
  23. Болыиая российская энциклопедия. Москва, 2003 — 527 с.
  24. , С. И. Профессиональная подготовка студентов гуманитарного вуза в области математики : Автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / С. И. Бордаченко. Сходня, 2003. — 25 с.
  25. , Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания Текст. / Н. М. Борытко / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.- 214 с.
  26. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др./ Под ред. А. С. Роботовой. М.: Издат-ий центр «Академия», 2004. — 208 с.
  27. Введение в специальность: Учеб. пособие для студ-ов пед. ин-тов Текст. / Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин. М.: Просвещение, 1988. -208 с.
  28. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход: Метод, пособие Текст. / А. А. Вербицкий. М: Высшая школа, 1991.-207 с.
  29. , А. П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы Текст. / А. П. Владиславлев. М.: Молодая гвардия, 1978. -184 с.
  30. , И. А., Митина, А. М. Проблема целей обучения в современной педагогике Текст. / И. А. Володарская, А. М. Митина. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 72 с.
  31. , Д. М. Профессиональная психопедагогика Текст. / Д. М. Гандер. -М.: Воентехиниздат, 2007. 336 с.
  32. , Н. Ф. Опережающая профессиональная подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности в период обучения в вузе: Дисс.. канд. пед. наук Текст. / Н. Ф. Ганцен. -Магнитогорск, 2002. 176 с.
  33. , С. С. Статистическое обоснование программ подготовки и использования специалистов Текст. / С. С. Герасименко. Киев: Высш. шк., 1990.- 132 с.
  34. , Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования Текст. / Б. С. Гершунский // Вестник высшей школы, 1987. № 8. — с. 22−29.
  35. , Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учеб. пособие Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Флинта: Наука, 2003. — 768 с.
  36. , А. Д. Профессиональная подготовка специалиста: проблемы, перспективы, тенденции: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Курск, 2 ноября 2006 г. [Текст] / А. Д. Гонеев. Курск: Курский гос. ун-т, 2007. -291 с.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «31 300» (квалификация — учитель математики) Текст. М., 1995. — 32 с.
  38. , А. И. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / А. И. Григорьева. М., 1998. — 26 с.
  39. , В. В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996.
  40. , С. И. Рейтинг как комплексное средство контроля учебной деятельности студентов Текст. / С. И. Денисенко // Инновации в образовании. 2002. -№ 1. — С. 86−96.
  41. , О. Т. Подготовка студентов педагогических специальностей вузов к реализации личностно ориентированного подхода в обучении: Дисс.. канд. пед. наук Текст. / О. Т. Дзампаева. Владикавказ, 2004. — 175 с.
  42. , М. И., Кандыбович, А. А. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, А. А. Кандыбович. Минск, 1981.- 112 с.
  43. , И. М. Педагогическая диагностика как частный вид диагностирования Текст. / И. М. Ждамирова // Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», 2004. № 2(12). — С. 43−52.
  44. Жуйкова, J1. П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин Текст./ Л. П. Жуйкова: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998 — 169 с.
  45. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1999. — 222 с.
  46. , Е. М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системе допрофессионального и профессионального образования: Автореф. дис. д-ра пед. Наук Текст. / Е. М. Ибрагимова. Казань, 1999. — 40 с.
  47. , Е. И. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. И. Иванова. М.: МГУ, 1987. — 208 с.
  48. Игры обучения, тренинг, досуг. Текст. / Под ред. В. В. Петрусннского: В 4 кн. — М., 1994. —368 с.
  49. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст./ Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2004. — 509 с.
  50. , И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке Текст./ И. А. Ильницкая // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. — М., 1986. — № 1. — 143 с.
  51. , Е. И. Теоретические основы содержания психологического образования педагогов Текст. / Е. И. Исаев // Современные проблемы образования. Тула, 1997. — 168 с.
  52. , Е. И., Слободчиков, В. И. Психология человека Текст./ Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. М.: Изд. «Школа-пресс», 1995. — 480 с.
  53. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  54. , Б. С. Социально-экономические проблемы профессионального образования Текст. / Б. С. Кларин. Минск: МГУ, 1992. — 108 с.
  55. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М. Б. Кларин. М.: Арена, 1994. — 221 с.
  56. , М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании Текст. / М. Б. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  57. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. / Е. А. Климов. М.: МПСИ, 1995. — 224с.
  58. , Е. А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  59. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996. — 437 с.
  60. Т. Е., Хмель Н. А. Система подготовки будущего учителя к творческой профессионально-педагогической деятельности: В кн. Проблемы образования и развития личности учащихся Текст. / Т. Е. Климова, Н. А. Хмель. Магнитогорск: МГПИ, 1997.-С. 49−54.
  61. , Е. Я. Профобразование развивает экономику региона Текст. / Е. Я. Коган // Профессиональное образование, 2005. № 5. — с. 10−11.
  62. , И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Дис.. д-ра пед. наук Текст. / И. А. Колесникова. J1., 1991. — 449 с.
  63. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе Текст. / Под ред. Я. С. Турбовского. М.: АПН, НИИ Общей педагогики, 1988. — 124 с.
  64. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1989.—-255 с.
  65. , А. Е. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли: Книга для учителя / А. Е. Кондратенков. М.: Просвещение, 1989. — 208 с.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: ИПК и ПРО, 2002. — 24 с.
  67. , М. Высокое качество образования сегодня это высокоекачество жизни завтра Текст. М. Корешков // Народное образование. 2005. -№ 5.-С. 52−58.
  68. , Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях Текст. / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. 1970. — № 9. — с.103 — 115.
  69. , В. П. Философия и методология науки: Учеб. для высш. уч. зав-й Текст./ В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  70. , А. И. Педагогическое исследование Текст./ А. И. Кочетов. -Рязань, 1975.- 178 с.
  71. , А. И. Педагогические технологии. Учебное пособие Текст./ А. И. Кочетов. Славянск-на-Кубани, 2000. — 200 с.
  72. , А. И. Роль теории педагогики в подготовке студентов к практической деятельности Текст./ А. И. Кочетов // Педагогика. -1992. -№ 10. с.81−83
  73. , В. П. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя Текст./ В. П. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165с.
  74. , С. П. Управление формированием профессиональных интересов Текст./ С. П. Крегждене// Вопросы психологии, 1985. № 3. — С. 23−30.
  75. , В. А. Психология обучения и воспитания школьников Текст./
  76. B. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  77. , В. С., Кузнецова, В. А. 0 соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании Текст./ В.
  78. C. Кузнецов, В. А. Кузнецова// Высшее образование в России. 1994. — № 4. -с.38.
  79. , В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе Текст./ В. П. Кузовлев. М.: МПУ, ЕГПИД999. -131с.
  80. , В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Научно-методический и организационнопедагогический аспекты: Дисс.. д-ра. пед. наук Текст. / В. П. Кузовлев. -Москва, 1999.-454 с.
  81. , Е. Е. Профессиональная подготовка как фактор социализации личности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук Текст. / Е. Е. Кузьмина. М., 1995. — 175 с.
  82. , Н. В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования Текст./ Н. В. Кузьмина. -Л.: ЛГУ, 1979. 64 с.
  83. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1985- 112 с.
  84. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст./ Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 116 с.
  85. , В. И. Методология педагогики: как она есть? Текст. / В. И. Кутьев // Советская педагогика. 1990. — № 6. — с. 65−71.
  86. , И. А. Методика измерения качества обучения в вузе: проблемы разработки и внедрения в учебный процесс Текст. / И. А. Ламанов // Инновации в образовании. 2002. — № 2. — С. 98−107.
  87. , В. М. Аттестация учебных дисциплин. Что это такое? Текст. / В. М. Ларьков // Высшая школа. 2000. — № 6. — С.39−44.
  88. , М. М. Проблемное обучение в педагогическом вузе: Учебное пособие Текст. /М. М. Левина. — М., 1986. — 184 с.
  89. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст./ В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
  90. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. Текст./ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  91. , И. В. Профессиональная подготовка будущих учителей к осуществлению индивидуализации процесса обучения: Дисс.. канд. пед. наук Текст. / И. В. Лемешева. Сургут, 2002. — 184 с.
  92. , Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов ислушателей ИГПСиФПК. 4-е изд., перераб. и доп. Текст./ Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
  93. , Л. И. Компетеитиостная модель повышения квалификации директора Текст./ Л. И. Луценко// Педагогика, 2005. № 3- с. 61−70.
  94. , А. Т. Задачи по профессиональной подготовке Текст. / А. Т. Маленко. М.: Высш. шк., 1987.-166 с.
  95. , А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с. (Психол. наука — школе).
  96. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М., 1996 г.-308 с.
  97. , Б. М. Соотношение «академического» и «практического» подходов в психологической подготовке студентов педвуза Текст. / Б. М. Мастеров. Новосибирск, 1988. — 186 с.
  98. , Д. А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования Текст. / Д. А. Махонин // Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 1. — С. 11−21.
  99. , М. А. Профессиональная подготовка : дисс. канд.пед.наук Текст. / М. А. Меладзе. -М.: 2003. 176 с.
  100. , Б. Г. Современный психологический словарь: учеб. пособие для студентов вузов Текст. / Б. Г. Мещеряков. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006 — 489 с.
  101. , Р. П. Компетентность в изучении языка Текст./ Р.П.Мильруд// ИЯШ, 2004. № 7. — С.30−36.
  102. , Л. М. Психология профессионального развития учителя Текст./ Л. М. Митина. М.: Изд-во Флинта, Москов. психолого-социальный ин-т, 1998.- 200с.
  103. Моделирование педагогических ситуаций Текст./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М: Педагогика, 1981. — 120 с.
  104. , Н. А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для вузов Текст. / Н. А. Морева. М.: Просвещение, 2006. — 320 с.
  105. , В. М. Педагогическая техника и мастерство учителя Текст. /В.М. Мындыкану. Кишинев: КГПУ. — 1991. — 196с.
  106. , А. Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Наин. -Челябинск, 1995.-288 с.
  107. А. Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект Текст. / А. Я. Наин, Ф. Н. Клюев. -Челябинск: ЧелИРПО, 1998. 264 с.
  108. А. Я., Кустов Л. М. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант концепции, модели Текст. / А. Я. Наин, Л. М. Кустов. Челябинск: ЧГИФК, 1994.-75 с.
  109. , И. Л. Самообразование будущего учителя Текст./ И. Л. Наумченко. Мордовское книжное издательство: Саранск, 1974. — 262 с.
  110. , В. Н, Паздников М. А., Ступакевич О. В. Педагогический словарь Текст./ В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. — 669 с.
  111. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. Департамент совр. языков, Страсбург Текст./ Под ред. К. М. Ирисхановой. МГЛУ, 2003. — 256 с.
  112. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста. Пособие по спецкурсу Текст./ Л. Ф. Спирин, В. В. Сохранов, А. Ф. Ушанов, Н. А. Лупанова. ПГПУ, Пенза, 1999. — 76 с.
  113. , С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  114. , Т. А. Становление образа «Я» будущего педагогастудента университета: Автореферат дисс.. канд. пед. наук Текст./ Т. А. Ольховская. Оренбург, 1999. — 19 с.
  115. , В. Г., Кулюткин, Ю. Н. Образование взрослых как предмет исследования Текст. / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулютин // Советская педагогика. 1981. — № 6. — с. 86−94.
  116. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях: Методические рекомендации Текст./ Сост. В. А. Беликов. — Магнитогорск: МПГИ: Управление образования, 1998. —40 с.
  117. , А. А. Методологические проблемы отбора содержания и методов педагогической подготовки будущих учителей Текст./ А. А. Орлов. Калуга, КГПИ им. К. Э. Циолковского, 1993. — с. 8−10.
  118. , А. А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. вузов Текст./ А. А. Орлов, А. С. Агафонов. М.: Академия, 2004. -256 с.
  119. , А. А. Педагогика: Концепция и учебная программа курса для студентов пед. вуза Текст./ А. А. Орлов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001.-34 с.
  120. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений Текст./ Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.-302 с.
  121. , Н., Артемов, А., Сидорова, Т. Контроль знаний студентов Текст. / Н. Павлов, А. Артемов, Т. Сидорова // Высшее образование в России.-2000.-№ 1.-С. 116−121.
  122. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  123. Педагогика: Учеб. пособие для ст-ов пед. вузов и пед. колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 1998. -640с.
  124. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. длястуд. высш. и сред. учеб. заведений Текст./ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др./ Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 1999 — 512 с.
  125. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие Текст./ Отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 544 с.
  126. Педагогика: Учебник для студентов вузов. Текст./ Под ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 122 с.
  127. Перспективы развития системы непрерывного образования Текст. / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224с.
  128. , А. В. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации Текст./ Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1987. — с. 8−18.
  129. , М. У. Организация учебного труда студентов Текст. / М. У. Пискунов. Минск: Изд-во БГУ, 1982. — 142 с.
  130. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов / Отв. ред. А. Д. Глоточкин- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1986.-254 с.
  131. Понятийный аппарат педагогики и образования Текст./ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — 224 с.
  132. , В. М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  133. , А. В. Профессиональная подготовка учителей как одно из условий профессионального самоопределения учащихся. В кн.: Проблемы образования и развития личности учащихся Текст. / А. В. Поминов. -Магнитогорск: МГПИ, 1996. 157 с.
  134. Проблема совершенствования системы психолого-педагогическойподготовки учителя / Под ред. А. И. Щербакова Текст. JL, 1980. — 114 с.
  135. Программа профессиональной подготовки учителей / О. JI. Захарова, А. Б. Сорокин, Е. Э. Сысоева, Г. В. Яцковская Текст./ Под ред. Г. В. Яцковской. МГПУ (г. Москва), У ГПУ (г. Екатеринбург), ПГУ (г. Архангельск). — М., 2002. — 71с.
  136. , Н. С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дис.. д-ра пед. наук Текст. / Н. С. Пряжников. Екатеринбург, 1995. — 340 с.
  137. Психология. Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Текст. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  138. Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: Научно-методические рекомендации Текст. / Под ред Г. Н. Серикова / сост. С. А. Репин, В. В. Давиденко, В. Д. Гунченко. Челябинск: ЧИПКРО, 1996.- 188 с.
  139. , Н. JI. Подготовка будущего педагога-воспитателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности : дис. канд. пед. наук Текст. / H. J1. Романова. Бийск, 2006. -202 с.
  140. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд. БРЭ, 1993. — 1340 с.
  141. , С. JI. Основы общей психологии Текст./ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  142. , В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография Текст. / В. Г. Рындак М.: «Педагогический вестник», 1997. — 244 с.
  143. , Б. С. Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшей педагогической школе: Автореферат дисс.. докт. пед. наук Текст. / Б. С. Рябушкин. Санкт-Петербург, 2000. — 42 с.
  144. , Е. И. Формирование у студентов интереса кпедагогической профессии в процессе изучения педагогики Текст. / Е. И. Сахарчук // Личностно-ориентированное обучение и воспитание. -Волгоград, 1994. С. 12−14.
  145. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие Текст./ Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  146. , П. С. Разработка модели специалиста Текст. / П. С. Семашко//Специалист. 1994. -N26.-с. 11−13.
  147. , Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография Текст. /Н.К. Сергеев. СПб.- Волгоград, 1997. — 166 с.
  148. , Н. К., Арнаутов, В. В. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педаогического комплекса (мотивационный аспект) Текст. / Н. К. Сергеев, В. В. Арнаутов. -Волгоград: «Перемена», 1997.-322с.
  149. , В. В. Образование и личность. Теория и практика образовательных систем Текст./ В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  150. , В. В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования Текст./ В. В. Сериков// Среднее профессиональное образование, 2000. № 7. — с. 5−10.
  151. , Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов Текст./ Г. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. -232с.
  152. , В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвуза, учителей и слушателей ФПК Текст. / В. П. Симонов. М: Межд. пед. акад., 1995. — 192 с.
  153. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст. / М. Н. Скаткин. М.:Педагогика, 1986. — 152 с.
  154. , В. А. Формирование личности учителя советской школы впроцессе профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 159 с.
  155. , В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки Текст. / В. А. Сластенин. М.: МГПИ, 1985. -164 с.
  156. , В. А., Подымова, Л. С. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JI. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. -с. 170−187.
  157. Словарь-справочник по педагогике. Сост. В. А. Мижериков/ Под общей ред. П. И. Пидкасистого. Текст. М.: ТЦ сфера, 2004. — 448 с.
  158. Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей: Методические рекомендации Текст. / Сост. С. Г. Вершловский и др. JI., 1989. — 99 с.
  159. , JI. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя Текст. / JI. Ф. Спирин. Ярославль, 1976. — 82с.
  160. , Л.Ф. Курс «Педагогические теории, системы, технологии» как основа общепедагогической подготовки будущих учителей (авторская программа и методические рекомендации) Текст. / Л. Ф. Спирин. -Кострома, 1997. 36 с.
  161. Спирин, J1. Ф., Фрумкин, М. JL, Степинский, М. А. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач Текст./ Под ред. В. А. Сластенина. Ярославль. ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1974. — 130 с.
  162. , Т. А. Педагогика: наука и искусство Текст. / Т. А. Стефановская. -М.: Совершенство, 1998. с. 335−347.
  163. , Т. А. Система и методика преподавания педагогических дисциплин в вузе Текст. / Т. А. Стефановская. Иркутск: ИГУ, 1992. — 380с.
  164. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст./ Под ред. А. А. Пинского. М.: Мир книги, 2001. — 95 с.
  165. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 343 с.
  166. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. Текст. М., 1983. — 352 с.
  167. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации. Постановление Правительства РФ Текст. // Известия. — 27 июня 1993 г.
  168. , А. П. Инновационные процессы в образовании Текст. / А. П. Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. -СПб.: РГПИ, 1987.-с. 3−21.
  169. , Я. С. Передовой педагогический опыт: от формализма к технологии Текст. / Я. С. Турбовской // Народное образование. 1990. — № 7. -с. 38−47.
  170. , Т. В. Профессиональная подготовка студентов к осуществлению педагогического контроля в процессе обучения : Дис.. канд. пед. наук Текст. / Т. В. Тюняева. М., 1998 — 232 с.
  171. , К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч. в 11 т. Т.9 Текст. / К. Д. Ушинский. М, 1950. — 628с.
  172. Федеральная программа развития образования в России. М.: МО РФ, 1993. — 83 с.
  173. Формирование у студентов профессиональных умений: Методические рекомендации для преподавателей, аспирантов и соискателей Текст./ Сост. В. В. Сохранов, О. В. Варникова, Н. А. Лупанова (ПГГТУ им. В. Г. Белинского). Пенза, 1999. — 45 с.
  174. , И. Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Юрист, 1997.- 512 с.
  175. , X. Мотивация и деятельность Текст. /X. Хекхаузен. М., Педагогика, 1986. т1. — 407 с.
  176. , В. В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков Текст. / В. В. Чебышев. М.: Высш. шк., 1980.- 197 с.
  177. , В. Д. Проблемы профессиональных способностей Текст. / В. Д. Шадриков //Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 5. — с. 13−46.
  178. , И. А. Педагогическая оценка и мастерство учителя Текст. / И.А. Шадрикова//Советская педагогика.-1991.- № 10.- с.45−48.
  179. , Н. А. Формирование творческой личности учителя в учебном процессе педагогического вуза: (Монография) Текст. / Н. А. Шайденко. М.: Прометей, 1992. — 96 с.
  180. , Г. П. Проблемы методологии системного исследования Текст. / Г. П. Щедровицкий. М., 1964. — 48 с.
  181. , А. И. Современные системы психолого-педагогического образования будущего учителя Текст. / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. 1981. — № 5.-с. 13−21.
  182. , Е. Н. Многоуровневая модель высшего образования какфактор гуманизации профессиональной подготовки учителя /Непрерывное педагогическое образование Текст. / Е. Н. Шиянов. -Ставрополь: СГПИ. Вьш.:6.-с. 19−27
  183. , Н. Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина Текст. / Н. Е. Щуркова // Педагогика. 1993. — № 2. — с.66−70.
  184. , Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения// Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию Текст. Красноярск, 2002.
  185. , Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки Текст./ Отв. ред. В. С. Швырев- АН СССР, Ин-т истории естествознания и и техники. -М.: Наука, 1986. 260 с.
  186. , И. С. Обработка данных психолого-педагогического эксперимента: Учебное пособие Текст. / И. С. Якиманская. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. — 72 с.
  187. , Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) Текст. / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1997.- 346 с.
  188. , Ф. Технология обучения в системе высшего образования Текст. / Ф. Янушкевич. М.: Высш. шк., 1986. — 135 с.
  189. Anderson, L.W. Increasing Teacher Effectiveness Text. / L.W. Anderson. Paris, 1991. -p.217.
  190. Anderson L., M. Bird, T. Pedagogical Balancing Acts: Attempts to Influence Prospective Teachers' Beliefs Text. / L.W. Anderson, T. Bird // Teaching and Teacher Education. V. 9 (3). 1993. — P. 253 — 256.
  191. Como, L., Edelstein, M. Information Processing Models Text. / L. Como, M. Edelstein // The International Encyclopedia Of Teaching And Teacher Education. Oxford, 1988.-p. 640.
  192. De Charms, R. Motivation enhancement in education seting. In Ames C, Ames R. (Eds.) Reserch on motivation in education Text./ R. De
  193. Charms/ V. 1. — N.Y.: Academic Press, 1984. — P. 275−310.
  194. Keiny S. Constructivism and teachers' professional development in Teaching and teacher education. V. 10 (2). 1994. P. 157 165.
  195. Peterson, P.L., Clark, Ch.M., Dickson, W.P. Educational pedagogy as a foundation in teacher education: Reforming an old notion Text./ P.L. Peterson, Ch.M. Clark, W.P. Dickson. // Teachers college record.- 1990.- Vol.91, N 3.-p.322 3461. Прнложенне1
  196. Квалификационная характеристика специалиста (Учитель математики)
  197. Специальность 50 201 «Математика».
  198. Квалификация выпускника учитель математики.
  199. Квалификационная характеристика
  200. Общая характеристика сферы деятельности
  201. Требования к профессиональной, компетенции специалиста
  202. Учитель математики по специальности 50 201 «Математика» может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательная- социально-педагогическая- культурно-просветительная- научно-методическая- организационно-управленческая.
  203. Выпускник, получивший квалификацию учителя математики, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя математики, решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) образования.
  204. Содержательные характеристики отдельных функций в общей структуре деятельности учителя математики.
  205. Поэтому вполне естественно, что первым требованием к будущему учителю должно быть глубокое и активное знание им своего предмета, обеспечивающее своеобразный «запас информации».
  206. Информация реализуется в речевой деятельности учителя. В связи с этим особое внимание должно быть уделено культуре речи будущего учителя.
  207. Мобилизационная функция. Эта функция проявляется в деятельности учителя, направленной на приложение к практике знаний, полученных учениками. Она связана с выработкой навыков и умений, способствующих развитию учащихся. Отсюда ее название мобилизационная.
  208. Коммуникативная функция состоит в установлении правильных взаимоотношений: а) с отдельными учениками, группами учеников-б) с родителями учеников-в) с отдельными учителями, администрацией и со всем школьнымколлективом.
  209. Коммуникативная деятельность должная способствовать эффективному решению образовательных и воспитательных задач.
  210. Индивидуальные свойства личности
  211. А так же необходимо наличие таких профессионально значимых свойств и качеств, как смелость, решительность, уверенность в себе, сильная воля, высокий уровень саморегуляции- умственная активность.
  212. Специалист должен обладать устойчивой мотивацией на изучение и творческое применение инновационного опыта в образовательной сфере- развитой интуицией и способностью выполнять функции, связанные с организацией межличностных отношений.
  213. Профессиональные компетентности специалиста:
  214. Компетентности специалиста Содержание компетентностей профессиограммы специалиста, выпускника педагогического вуза
  215. Предметно Иметь и практически реализовывать: знаниевые 1. Выраженное позитивное отношение к своей учебной дисциплине, своей компетентности специальности-
  216. Осознанное владение специальной терминологией в необходимом объеме во взаимосвязи с содержанием учебного материала-
  217. Умение интерпретировать и систематизировать научную информацию-
  218. Умение адаптировать содержание учебного курса к возможностям учащихся
  219. Умение интегрировать знания в своей научной области в целостные курсы.
  220. Представленная профессиограмма специалиста является глобальной целью его профессиональной подготовки.
Заполнить форму текущей работой