Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лексико-семантические и стилистические особенности современного газетного заголовка: На материале газеты «Комсомольская правда» за 1994-1998 годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционный интерес ученых к газетному заголовку объясняется тем, что он занимает стилистически сильную позицию и несет большую функциональную нагрузку С одной стороны, заголовок — ориентир для читателя, поскольку в компрессированной, сжатой форме он выражает содержание материала. С другой стороны, газетный заголовок принадлежит к тому типу речевых единиц, которые обладают силой прагматического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Газетный заголовок как объект лингвистического анализа
    • 1. 1. Актуальные проблемы изучения газетного заголовка
    • 1. 2. Функции газетного заголовка
  • Глава II. Лексико-семантический и стилистический аспекты изучения газетного заголовка
    • 2. 1. Онимы
    • 2. 2. Окказионализмы
    • 2. 3. Антонимы
    • 2. 4. Лексические повторы

Лексико-семантические и стилистические особенности современного газетного заголовка: На материале газеты «Комсомольская правда» за 1994-1998 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционный интерес ученых к газетному заголовку объясняется тем, что он занимает стилистически сильную позицию и несет большую функциональную нагрузку С одной стороны, заголовок — ориентир для читателя, поскольку в компрессированной, сжатой форме он выражает содержание материала. С другой стороны, газетный заголовок принадлежит к тому типу речевых единиц, которые обладают силой прагматического воздействия, и поэтому прагматическая функция является для него одной из важнейших.

Будучи первым сигналом, побуждающим обратиться к тексту (или отвергнуть его), заголовок призван привлечь внимание читателя, установить с ним контакт и настроить на восприятие содержания газетного материала.

Коренные изменения в политической и социально-экономической жизни нашей страны, начавшиеся во второй половине 80-х годов, привели российские средства массовой информации к новой речевой тактике общения с читательской аудиторией. Журналисты стремятся убедить в своей правоте, а не навязать собственную точку зрения, при этом они обращаются не только к эмоциям читателя, но и к интеллекту. В связи с демократизацией печати усиливается адресность информации, активно развивается полемическое начало.

Идеологическая перестройка обусловила отказ от стереотипного мышления, риторического многословия и сухого, казенного языка, который делал газетные материалы безликими, а их названияунифицированными. Штампованные, «окаменевшие» заголовки были неотъемлемой частью газетной публицистики тоталитарного временине вызывая ответной реакции адресата, они притупляли интерес даже к острым проблемам.

С началом перестройки на страницах российских газет разворачивается борьба за читательское внимание и интерес. «При этом главным оружием, как правило, становится газетный заголовок» (Бобунова, 1992: 58).

Сегодня ученые относят заголовок к одному из газетных жанров, имеющих самостоятельную ценность. «Вчера по большей части безликие, кондовые, теперь они, безусловно, производят впечатление, являясь продуктом раскрепощенного творчества» (Чечилов, 1993: 10).

В современных газетных заголовках отражается творческий настрой авторов, их стремление к обновлению языковых средств, фокусируется поиск новых приемов и способов привлечения читательского внимания. Яркий, броский, интригующий заголовок расценивается как кульминация высокого журналистского мастерства. «Хороший заголовок — предмет газетного искусства» (Шостак, 1998: 61).

Актуальность диссертации определяется необходимостью изучения современного заголовка, который представляет новый этап развития газетно-публицистического стиля.

Формальная сторона газетного заголовка имеет важное стилеобра-зующее значение, поэтому анализ лексического наполнения современных заголовков позволяет описать их стилистические особенности. Исследование заголовков в лексико-семантическом и стилистическом аспектах дает возможность выявить тенденции обновления языка и стиля газетной публицистики.

Цель работы — анализ лексико-семантических и стилистических особенностей современных газетных заголовков. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) описать лингвистическую сущность газетного заголовка;

2) определить функции современного газетного заголовка как самостоятельной коммуникативной единицы;

3) проанализировать лексико-семантические и стилистические особенности заголовков современной прессы.

Решение поставленных задач позволило вынести на защиту следующие положения:

1. Газетный заголовок — особый элемент текста, имеющий двойственную природу, что позволяет рассматривать его не только синсе-мантично, но и автосемантично — в качестве самостоятельного сообщения.

2. Прагматическая функция является ведущей функцией современного газетного заголовка. Рекламная функция выступает как составляющая прагматической функции.

3. Экспрессивность современного газетного заголовка обусловлена его стилистическими особенностями. Стиль современного заголовка характеризуется высокой насыщенностью стилистическими приемами и риторическими фигурами.

4. Современный газетный заголовок отражает новый этап развития га-зетно-публицистического стиля.

Материалом исследования послужили заголовки газеты «Комсомольская правда» за 1994 — 1998 годы. Выбор материала исследования представляется репрезентативным, поскольку «Комсомольская правда» является общенациональной газетой, отражающей характерные особенности современного газетного языка. Объем собранного материала составляет более 1000 заголовков.

Методы исследования. Основным методом исследования является метод лингвистического описания, позволяющий проанализировать лек-сико-семантические и стилистические особенности современных газетных заголовков. В процессе работы над диссертацией использовались и другие методы научного анализа: метод наблюдениясравнения и обобщениястатистический метод, а также метод лингвистического эксперимента, результаты которого дают возможность сделать вывод о том, какие заголовки привлекают внимание молодежного читателя — основного адресата газеты «Комсомольская правда» .

Научная новизна диссертации заключается в том, что в научный оборот введен большой пласт нового лингвистического материалавыявлены особенности развития газетной лексики и тенденции обновления стиля заголовка, которые свидетельствуют об усилении личностного начала в современной газетной публицистике.

Теоретическая значимость диссертации состоит в применении новых подходов к изучению стилистических особенностей газетного заголовка. Практическая ценность работы определяется возможностью использования материалов диссертации при чтении курсов: «Современный русский язык» — «Стилистика современного русского языка» — «Лингвистический анализ текста». Результаты исследования актуальны для спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам современной газетной публицистики. Выборочно материалы диссертации могут быть использованы при составлении словарей.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русского языка Адыгейского государственного университета. Проблематика исследования излагалась в докладах на Всероссийских научных конференциях — в Пятигорске (1995 г.) — Ростове-на-Дону (1996, 1997, 1998 гг.) — на межвузовской на7 учной конференции в Майкопе (1998 г.), а также на научных конференциях аспирантов и соискателей Адыгейского государственного университета (1996, 1997 гг.).

Результаты исследования отражены в 10 публикациях. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Результаты исследования показали, что на страницах современных газет доминируют экспрессивные заголовки, захватывающие читателя эффектом первоначального восприятия.

Если в газетной публицистике тоталитарного времени заголовок отождествлялся с лозунгом, призывом, то теперь он рассматривается как самостоятельный газетный жанр, требующий высокого профессионального мастерства.

Экспрессивные заголовки, выражая авторскую оценку, активизируют интеллектуальную и эмоциональную стороны восприятия. Яркие и смелые, интригующие и броские, остроумные и ироничные, они имеют рекламный характер, что пробуждает интерес к содержанию материала, призывает прочесть статью или заметку.

Экспрессивность газетного заголовка обусловлена его стилистическими особенностями. Стиль современного газетного заголовка характеризуется высокой насыщенностью стилистическими приемами и риторическими фигурами, в построении которых принимают участие как традиционные лексические средства, так и нетрадиционные, ранее не свойственные российской прессе. Среди последних следует выделить имена собственные и окказиональные слова.

В результате комплексного использования стилистических приемов или риторических фигур экспрессивность заголовка значительно повышается.

Материал исследования позволяет сделать вывод об усилении роли личностного начала в журналистском творчестве.

Активное использование имен собственных в заголовках с целью решения тех или иных стилистических задач — убедительное свидетельство демократизации языка и стиля современной газетной публицистики.

Усиление личностного начала проявляется и в словотворчестве журналистов, которое имеет ярко выраженный антропоцентрический характер. В качестве базовых основ используются имена современных политиков, экономистов, журналистов, деятельность которых получает негативную оценку.

Материал исследования свидетельствует о повышении роли оценочного фактора в современной газетной публицистике. Авторы не только «регистрируют» факты, но и открыто заявляют о своей позиции и тем самым оказывают непосредственное воздействие на читателя.

Диапазон заглавий, рассматриваемых в качестве оценочных, достаточно широк — от имплицитно-оценочных до эксплицитно-оценочных.

Продуктивным приемом создания оценочной семантики является трансформация речевых клише, и особенно — клише новояза. В создании оценочной семантики принимают участие и графические средства.

Оценочность современных газетных заголовков характеризуется семантической одноплановостью: оценка, как правило, негативная, ироничная. Таким образом, ирония стала типичной манерой речевого поведения журналистов.

Материал исследования позволяет сделать вывод о широком распространении «игрового» начала в журналистском творчестве.

В современной газетной практике активно используются различные виды каламбура, но наиболее продуктивным является каламбур, построенный на сходстве звучания слов. В контексте заголовка между созвучными словами устанавливаются особые семантические отношения, тяготеющие, как правило, к «синонимическому» полюсу.

Результаты анализа показали, что парономазия — характерная черта стиля современной газетной публицистики.

Целенаправленная установка на создание комического эффекта в заголовке обусловлена стремлением авторов заинтриговать читателя, создать у него определенное настроение. Легкая непритязательная шутка подчеркивает непринужденность общения журналиста с читательской аудиторией.

Однако чрезмерное увлечение «игровыми» заголовками приводит к тому, что каламбур используется вопреки этическим нормам. Поэтому актуальным является вопрос об уместности использования стилистических приемов.

Материал исследования показал, что авторы при создании заголовков ориентируются на культурный опыт читателя, интеллект и эрудицию. Такие стилистические приемы, как аллюзия, антономасия, трансформация клише, активизируют читательское мышление, вызывают различного рода ассоциации.

Литературные цитаты, имена героев художественных произве.

145 дений повышают информативность заголовка, который является связующим звеном между текстом-источником и содержанием газетного материала.

Таким образом, цитирование — яркая примета стиля современной газетной публицистики. Это свидетельствует о том, что литературный пласт национального языка оказывает значительное влияние на язык современных газет.

Однако отсутствие чувства меры при цитировании приводит к тому, что одна и та же цитата эксплуатируется неоднократно, что снижает действенность газетной публикации и способствует появлению штампов «журналистского авангардизма».

Материал исследования также позволяет сделать вывод об изменении пропорций использования стилистически сниженной лексики в современной газетной речи, что является результатом влияния языкового вкуса общества, который прежде всего настроен на разговорную экспрессию.

Таким образом, результаты исследования лексико-семантических и стилистических особенностей газетного заголовка свидетельствуют о том, что современный газетный заголовок отражает новый этап развития газетно-пуб-лицистического стиля.

Заключение

.

Проанализированный материал позволяет решить поставленные во введении задачи и сформулировать следующие выводы.

В системе функций современного газетного заголовка преобладает прагматическая функция, которая выступает как стилеобразующая. Рекламная и эмотивная функции, будучи специфичным проявлением прагматической функции, оказывают значительное влияние на лексико-семантические и стилистические особенности современного газетного заголовка. Тесное взаимодействие рекламной и эмотивной функций повышает силу прагматического воздействия заголовка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбдаловаМ.В. Лексический повтор в поэме А. Твардовского «Страна Муравия» // Русский язык в школе. 1990. — № 3. — С. 67−71.
  2. А.И. Употребление однокоренных слов в предложении. -М., 1965.-100с.
  3. И.В. Стилистика современного английского языка. -Л., 1981.-295с.
  4. Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М., 1976. — 384с.
  5. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М., 1988.-341с.
  6. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. — 607с.
  7. Ш. Французская стилистика. М., 1961.
  8. Бернацкая, А А Приемы прагматизации заглавия // Логико-семантические и прагматические проблемы текста. Красноярск, 1990. — С. 38−46.
  9. Л.Ф. Вопросительные предложения на газетной полосе // Русская речь. 1983. — № 3. — С.60−64.
  10. АН. Лексико-семантические особенности заголовков ТВ-передач. Автореф. дис.. канд. филол.наук. Таганрог, 1997. -22с.
  11. А.П. Газетный заголовок. М., 1958. — 62с.
  12. М.А. «Не вырубишь топором» (о заголовках в «Комсомольской правде») //Русская речь. 1992. -№ 5. — С.58−60.
  13. О.И., Гузачева Л. И. Парцелляция в структуре газетного заголовка// Стилистика текста в коммуникативном аспекте. Пермь, 1987. -С.110−122.
  14. О.И., Махнева Н. Р. К вопросу о рекламности газетных заголовков // Проблема функционирования языка и специфики речевых разновидностей.-Пермь, 1985.-С. 104−113.
  15. О.П., Полтавская Е. А. К проблеме соотношения газетного заголовка и жанра // Функциональная стилистика: Теория стилей и их языковая реализация. Пермь, 1986.-С. 111−119.
  16. О.И., ЧилигинаИ.И. Газетный заголовок в коммуникативном аспекте (экспериментальное исследование) // Типология текста в функционально-стилистическом аспекте.-Пермь, 1990.-С. 86−94.
  17. В.В. Негативные конструкции в роли заголовков. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1993.
  18. Л.Б. О прогнозировании по заглавию художественного текста // Семантическая структура текста и ее компоненты. Калининград, 1989. -С. 22−26.
  19. В.И. Актуализация антропонимов в речи. Автореферат дис.. канд. филол. наук. -М., 1971.
  20. В.Д. Русская ономастика. М., 1983. — 224с.
  21. JI.A. Введение в языкознание. М., 1953.4. II. — 177с.
  22. Ф.И. Преподавание отечественного языка. -М., 1992. 512с.
  23. Н. Осторожно стандарт! // Журналист. — 1980. — № 8. -С.28−29.
  24. Н. Комментарий к письму «Допускается брак» // Журналист. 1986. -№ 4. — С. 54−56.
  25. ВакуровВ.Н. Основы стилистики фразеологических единиц. -М., 1983.
  26. В.Н. Словотворчество журналистов // Русский язык за рубежом. 1991.-№ 4. — С. 30−35.
  27. В.Н. Фразеологический каламбур в современной публицистике // Русская речь. 1994. — № 6. — С. 40−47.
  28. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. — 312с.
  29. В. М. Образное значение как средство реализации прагматической установки // Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. — С. 17−19.
  30. Василевская Т. А, РуновВ.В., ФакторовичАЛ. Особенности реализации семантических отношений в негибком дотекстовом единстве // Семантические основы языковых реализаций. -Краснодар. -1995. -С. 123−129.
  31. АН. Газетно-ггублицистический стиль речи: Курс лекций по стилистике русского языка для филологов. М., 1982. — 198с.
  32. Л.А., Колесников Н. П. Народная этимология и смежные с ней явления // Новое в лексике русского языка. Куйбышев, 1983. -С. 65−80.
  33. Л.А. Этюды о мастерстве М.Стуруа. Ростов-на-Дону, 1988.-144с.
  34. Л.А., Колесников Н. П. От названий к именам // Ростов-на-Дону, 1995.-544 с.
  35. Л.А. Словарь антонимов // Ростов-на-Дону, 1995. 544с.
  36. Л.А. Из истории названий российских газет // Вестник МГУ Сер. 10. Журналистика. 1995. — № 5. — С. 3−11.
  37. Вежбицкая, А Язык. Культура. Познание. М., 1996. — 416с.
  38. И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка//Вестник МГУ Сер. 9. Филология. 1992. -№ 1.-С. 21−30.
  39. С.Н. Выразительные средства текста. М., 1989. — 136с.
  40. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М&bdquo- 1963.-255с.
  41. В.В. О теории художественной речи. -М., 1971. -240с.
  42. Виноградов В! В. Проблемы русской стилистики. М-Л., 1981. — 320с.
  43. В.Н. Стилистический аспект русского словообразования.-М., 1984. 184с.
  44. Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980. — 187с.
  45. О.В. Паронимия в русском языке. М., 1974- 189с.
  46. Д.П. Трансформация фразеологизмов как способ создания экспрессии // Проблемы функционирования языка и специфики речевых разновидностей. Пермь, 1985.-С. 114−121.
  47. В.П. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка // Искусство публицистики: Тез. докл. Алма-Ата, 1966. — 98с.
  48. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.-140с.
  49. Н.И. Узуальное и окказиональное использование в заголовках слов с дифференцирующими написаниями // Узуальное и окказиональное в тексте художественного произведения. -Л., 1986.-С. 134−143.
  50. В.М. А.П. Чехов о качествах языка художественного произведения//Русский язык в школе. 1988. -№ 6. — С. 53−56.
  51. В.П. Поэтика слова. -М., 1979. 344с.
  52. И.А. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (типология и функция повторов) // Русский язык в школе. 1996. — № 2. — С. 54−62.
  53. Н.П. Лексика русского языка и принципы ее описания. -М., 1993.-245с.
  54. ДжанджаковаЕ.В. О поэтике заглавий//Лингвистика и поэтика.-М., 1979.
  55. ДжанджаковаЕ.В. Об использовании цитат в заглавиях художественных произведений // Структура и семантика текста. Воронеж, 1988. — С.30−37.
  56. А.П. Антонимы в поэзии A.A. Ахматовой. // Русский язык в школе. 1981. -№ 3. — С. 73−78.
  57. К. А. Стилистика французского языка. М., 1978. — 344с.
  58. Л.И. Фразеологизмы средство газетной выразительности // Русская речь. — 1984. — № 5. — С. 69−73.
  59. Л.И. Ориентиры газетного номера // Русская речь. -1984. -№ 3. С. 70−77.
  60. Журналистика и перестройка. M., 1989.
  61. Журналистика конца 80-х: смена приоритетов. Екатеринбург, 1991.- 139с.
  62. Е.А. Словообразование и текст // Вопросы языкознания. -1990, — № 6. -С. 17−30.
  63. Земская Е. А Словообразование как деятельность. M., 1992. — 221 с.
  64. Е. А. Активные процессы современного словопроизводства / /Русский язык конца XX столетия. (1985−1995).-M., 1996.-С. 90−141.
  65. Е.А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопросы языкознания. 1996а. — № 3. — С. 23−31.
  66. Еремина В. И, Повтор как основа построения лирической песни // Исследования по поэтике и стилистике. JL, 972. — 37−65.
  67. О. Философия грамматики. M., 1958.
  68. А.И. Стилистика художественной речи. М., 1957. — 448с.
  69. А.И. Стилистика русского языка. М., 1969. — 262с.
  70. Е.А. Лексический повтор как экспрессивный прием синтаксического распространения // Мысли о современном русском языке. -М., 1969.-С. 126−139.
  71. C.B. Инновации в функции заголовка (на материале современной публицистики). // Функционирование языка в различных речевых жанрах: Мат.Всерос. науч. конференции. Ростов-на-Дону. — Вып.З. -1997. — С.14−16.
  72. C.B. Гайдаризация, чубайсизация, немцовизация. (реалии конца XX века и их отражение в языке). // Филология и журналистика в контексте кулыуры: Мат.Всерос.науч.конференции. Ростов-на-Дону. Вып.2.- 1998. — С. 11−13.
  73. C.B. Отономастическая лексика на газетной полосе (на материале новообразований 90-х годов XX века) // Проблемы региональной ономастики: Мат. межвуз. науч.концеренции. -Майкоп, 1998. -С.60−63.
  74. Имплицитность в языке и речи. М., 1999. — 200с.
  75. JI. А. Художественный текст: скрытые смыслы и способы их представления. Краснодар, 1996. — 251с.
  76. Т.Х. Словообразовательный потенциал суффиксальных типов русских существительных. Майкоп, 1993, — 166с.
  77. Т.Х. Проблема потенциала русского языка // Потенциал русского языка: проблемы и решения. Краснодар, 1997. — С.5−30.
  78. Л.Г. Эффективность публицистического текста. -М., 1989.- 183с.
  79. А.В. Лексика русского языка. -М., 1971. -231 с.
  80. Кара-Мурза Е. С. Язык мой-враг мой//Вестник МГУ Сер.10. Журналистика. 1998. -№ 4. — С. 23−33.
  81. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. — 264с.
  82. АН. Лексический повтор в стихотворных текстах А.Блока / / Образное слово АБлока. М., 1980. — С. 56−88.
  83. Н.П. Лексические повторы в языке брошюры В.И. Ленина «К деревенской бедноте» // Русский язык в школе. -1970. № 1. — С. 73−77.
  84. Н.П. Парономазия как стилистическая фигура // Русский язык в школе. 1973. — № 3. — С. 86−87.
  85. Н.П. Синтаксическая омонимия в простом предложении. -Ростов-на-Дону, 1981, — 145с.
  86. Н.П. Словарь неологизмов В.В.Маяковского. Тбилиси, 1991.-353с.
  87. Л .А. О семантике газетного заголовка // Иностранная филология. -Алма-Ата, 1975. -Вып.6. С. 28−40.
  88. JI.А. Газетный заголовок и информация текста // Текстооб-разующие свойства языковых единиц. Алма-Ата, 1987. — С. 28−30.
  89. Е. Контакт детей с проезжей частью, или как мы дош-кандыбали до фени //Журналист. 1998. -№ 8. — С. 50−52.
  90. М. Л. Опыт экспериментального исследования роли заголовка и ключевых слов в построении проекции текста читателем // Слово и текст в психолингвистическом аспекте. -Тверь, 1992. С. 118−122.
  91. М. Л. Некоторые проблемы исследования роли заголовка в понимании текста // Проблемы психолингвистики: Слово и текст. Тверь, 1993.-С. 97−102.
  92. В.Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки // Из опыта преподавания русского языка нерусским. М., 1965. — С. 162−185.
  93. В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971. -268с.сл
  94. В.Г. Перестройка и русский язык // Русская речь. 1987. -№ 6. -С. 3−11.
  95. В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс медиа. М., 1994. — 248с.
  96. В.М. Об одной разновидности индивидуально-авторских слов // Русский язык в школе. 1986. — № 4. — С. 93−97.
  97. В.М. Гибридные слова средство комического // Русская речь. — 1987. — № 6. — С. 55−57.
  98. Т.В. Современная газетная речь: образец культуры или ее нарушения //Вопросы стилистики. Вып. 25. Саратов. -1993. — С. 114−123.
  99. .В. Фразеология и газетная речь. // Русская речь. 1993. -№ 3,-С. 44−49.
  100. .В. Из жизни окказионализмов // Русская речь. 1994. — № 3. — С. 122−124.
  101. С. Д. Поэтика заглавий // Никитинские субботники.-М., 1931.
  102. КронгаузМ.А. Речевые клише: энергия разрыва// Лики языка: К 45-летию научной деятельности Е. А. Земской. -М., 1998. С. 185−195.
  103. Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.
  104. В.А. Интерпретация текста. М., 1988. — 190с.
  105. Э.А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989. — 96с.
  106. Э.А., Писарева И. В. Газетный заголовок и текст: композиционные ресурсы выразительности // Эффективность прессы: Вопросы методологии, теории и практики. Свердловск, 1989а. — С. 132−136.
  107. Э.А. Заглавие и начало текста // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. Свердловск, 19 896.-С. 121−132.
  108. Э.А. Типологические характеристики газетного заглавия //Вопросы стилистики. Саратов, 1989 В.-С. 145−157.
  109. Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. -Екатеринбург, 1993. 166с.
  110. Л.В. Высказывания с имплицитной семантикой. Ростов-на-Дону, 1992. — 160 с.
  111. АН. «Воскрешение» слова (язык перестройки) // Русская речь. 1991. — № 6. — С. 55−58.
  112. В.В. Рождение слова. -М., 1973. 152с.
  113. В.В. Русская словообразовательная морфемика. М., 1977. -316с.
  114. А.Г. Можно ли окказиональное слово назвать неологизмом? // Русский язык в школе. 1972. — № 2. — С. 85−89.
  115. А.Г. Современная русская лексикология (русское окказао-нальное слово). М., 1976. — 120с.
  116. А.Г. Окказионализм и языковая норма // Грамматика и норма. -М., 1977.-С. 62−83.
  117. И.П. Стиль рубрик, заголовка, жанра как факта типовой газеты модели // Вестник. Ленингр. ун-та. Сер. 2. Ист., яз., лит. 1982. Вып.З. -С. 77−83.
  118. И.П. Социолингвистические исследования и совершенствование газетной пропаганды // Вестник. Ленингр. ун-та. Сер.2. Ист., яз., лит. 1986. Вып.4. С. 54−58.
  119. И.П. Социолингвистический анализ рубрик и заголовков как метод изучения ориентации газеты на разную аудиторию // Печать в системе идейно политического воспитания и экономического образования. Л., 1987. Вып. 18.-С. 59−80.
  120. М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1984. — 384с.
  121. Л.М. Очерки по практической стилистике. Свердловск, 1987.-184с.
  122. A.A. Лицо газеты. Л., 1970. — 72с.
  123. H.H. Об экспрессивности заглавий научно-популярных произведений // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов-на-Дону, 1992. Вып.2.-С.85−90.
  124. Л.А. О стилистическом использовании антонимов в лирике и поэмах М.Ю.Лермонтова // Русский язык в школе. 1974. — № 2. — С. 66−73.
  125. Л.А. Контраст и антитеза (на материале произведений М.Ю. Лермонтова) // Русский язык в школе. 1978. — № 5.
  126. Л.А. Оксюморон в творчестве М.Ю. Лермонтова // Русский язык в школе. 1979. — № 4. — С.64−68.
  127. Ал. Я знаю силу слов: Традиции Маяковского вчера и сегодня. — М., 1983. — 174с.
  128. В. М. Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. -Спб., 1998.-704с.
  129. А., Монахов А., Кармаза О. Муки первого абзаца // Журналист. 1991. — № 11. — С. 28−32.
  130. Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов-на-Дону. — 1986. — 160с.
  131. Р.Ю. Окказиональная ономастика и отономастичес-кие окказионализмы // Эволюция семантических и функциональных свойств русской лексики: Межвуз. сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987.-С. 119−128.
  132. Р.Ю. Способы собственно окказионального словообразования // Актуальные проблемы русского словобразования: Тезисы V республиканской научно-теоретической конференции. 4.1. Самарканд., — 1988. -С. 259−263.
  133. Р.Ю. Влияние антонимии на создание окказионального слова // Актуальные проблемы русского словобразования: Тезисы V республиканской научно-теоретической конференции. 4.1. Самарканд., — 1988. -С. 255−259.
  134. Р.Ю. Авторские новообразования: структура и функционирование (на материале современной поэзии). Дис. д-ра филол. наук. -М., 1989.-364с.
  135. Р.Ю. Отономастичекая лексика на газетной полосе: традиции и новаторство // Функционирование языка в различных речевых жанрах: Мат. Всерос. науч. конф. Ростов-на-Дону, 1997. Вып.З., — С. 7−9.
  136. Р.Ю., Абрегов А. Н. В мире имен собственных: Методические рекомендации к факультативному курсу Пособие для учителей. -Майкоп, 1998.-116с.
  137. Г. П. Прагматика метаязыка. Киев, 1993. — 148 с.
  138. И. А. Графика как средство окказионального словообразования в языке публицистики // Филология. Краснодар. — 1996. — № 10. -С. 22−23.
  139. И. А Новообразования в газетно-публицистическом стиле: системно-функциональный анализ / на материале 1991−1997 годов/. Дис. канд. филол. наук. Майкоп, 1998. -227с.
  140. Никабадзе Л. У Функции падежа и числа существительного в именном газетном заголовке (на материале прессы 80−90-х гг.) Автореф. дис.. канд. фил. наук. -М., 1995. -20с.
  141. М.В. Лексическое значение слова-М., 1983 127с.
  142. Л.А. Антонимия в русском языке. М, 1973. — 290с.
  143. Л. А. Семантика русского языка. М, 1982. — 272с.
  144. НоздринаН.А. Заглавие текста//Грамматика и смысловые категории текста. -М., 1982.-С. 183−200.
  145. Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. — 240с.
  146. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. — 368с.
  147. Остин Дж. Л'. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. -М., 1986. Вып. 17. -С. 22−129.
  148. М.В. Из наблюдений над стилем сегодняшней периодики // Язык современной публицистики. М., 1988.
  149. З.С. О мастерстве Маяковского. М., 1957. — 454с.
  150. Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. -М., 1984.-221с.
  151. А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. -501с.
  152. H.B. Словарь русской ономастической терминологии. -М., 1978.- 198с.
  153. A.C. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. -М., 1966.-С. 85−126.
  154. Потебня, А А Из записок по русской грамматике. -М., 1968. Т.З. 551с.
  155. А. А Эстетика и поэтика. -М., 1976. 614с.
  156. С.А. Тавтология как средство выразительности // Русская речь. 1986. -№ 1. — С. 69−74.
  157. С. А. К семантике газетного заголовка // Очерки по исторической лексикологии. -Белгород, 1995. С. 32−38.
  158. A.A. Введение в языкознание. М., 1996 — 536с.
  159. Ю.В. Общая филология. M., 1996. — 243с.
  160. В.М. Семантическая структура газетных заголовков и проблема их актуализации // Проблемы лексической и категориальной семантики. -Симферополь, 1982. Вып. 2. С. 121−128.
  161. Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. -М., 1983.-239с.
  162. В.З. Каламбур как семантический феномен // Вопросы языкознания. 1995. -№ 3. — С. 56−70.
  163. Санников В. З Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999. 544с.
  164. A.A. Стилистика газетных заголовков // Стилистика газетных жанров. -М., 1981. С. 25−40.
  165. Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. -М., 1986. Вып. 17.-С. 151−169.
  166. H.H. К вопросу о функциях газетного заголовка (на материале газетных заголовков с многоточием) // Вопросы стилистики русского языка. Самарканд, 1981. — С. 37−44.
  167. О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974,-144с.
  168. JI. И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. 1994.-№ 1. С. 81−86
  169. СкребневЮ.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975. — 175с.
  170. Г. П. Поклонная гора // Русская речь. 1987. — № 4. -С. 35−38.
  171. СолганикГ.Я. Лексика газеты. -М., 1981. 112с.
  172. И.С. Экспрессивный газетный заголовок и его взаимодействие с текстом. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1982. — 22с.
  173. И.С. Газетный заголовок: соотношение логического и эмоционального в свете социальной психологии (на материале советских центральных газет) // Вопросы стилистики. Саратов, 1982а. Вып. 18.
  174. И.С. Об использовании пословиц и поговорок в газетных заголовках // Вопросы стилистики. М., 1983. — С. 17−29.
  175. СуперанскаяАВ. Общая теория имени собственного.-М., 1973.-366с.
  176. А.В. Апеллятив онома // Имя нарицательное и собственное. -М., 1978. — С. 5−33.
  177. A.B. Журналистика и культура русской речи // Русская речь. 1997.-№ 6.-С. 101−106.
  178. Т.И. Язык журналистики-97: обзор направлений исследования//Вестник МГУ Сер. 10. Журналистика. 1999. -№ 1. -С.93−98.
  179. В.Н. Типы языковых значений: Связанное значение слова в языке.- М., 1981.-270с.
  180. JI.В. Эволюция оценочной лексики в газетных заглавиях // Новое в лексике русского языка. Куйбышев, 1983. — С. 80−89.
  181. Л.В. Лексико-грамматический состав газетных заглавий с оценочной функцией // Вопросы русского языка. Синтаксис. Куйбышев, 1987.-С. 84−90.
  182. Л.В. Вопросительные конструкции в газетных заголовках как средство выражения имплицитной оценки // Значение и функционирование языковых единиц. Саратов, 1993. — С. 65−72.
  183. Л.И. Специфика семантики собственных имен // Семасиологические исследования. Ростов-на-Дону, 1983. — С. 11−17.
  184. В.В. Язык поэта и время: Поэтический язык Маяковского.-М.-Л., 1962.-318с.
  185. Толковый словарь русского языка конца XX века: Языковые изменения. -Спб., 1998.-700с.
  186. Ю.Н. Архаисты и новаторы. М., 1929.
  187. И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы //Вопросы языкознания. -1984. -№ 1. -С. 44−45.
  188. И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. -М., 1996. 221с.
  189. A.A. Слово в лексико-семантической системе языка. -М., 1968.
  190. АЛ. О функциях парадоксов в современном публицистическом тексте // Выразительность художественного и публицистического текста: Мат. Всерос. науч. конф. -Ростов-на-Дону, 1993. 4. IV-С. 14−15.
  191. A. JT. Семантико-стилистическая характеристика статусных установок: общие принципы и специфика установки на равноправие // Филология. Краснодар, 1996. — № 10. — С. 18−20.
  192. А. Л. Стратегия оценочного выделения и реализация стилистического потенциала: к обоснованию проблемы // Филология. Краснодар, 1996. -№ 10. — С. 25−26.
  193. В.И. Синтаксическая структура заглавия // Учен. зап. МГПИ им. Ленина, 1960.-Т. 148.-С. 153−173.
  194. Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам «Комсомольской правды»). Дис. канд. филол. наук. Ростов на-Дону, 1984. — 157 с.
  195. Эр. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании // Развитие словообразования современного русского языка. -М., 1966.
  196. Эр. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. -М., 1972.
  197. Н.П. Заглавия, их функция и структура. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1968. -21с.
  198. Н.Е. Лексический повтор в стихотворной речи // Русский язык в школе. 1986. — № 1. — С. 63−67.
  199. П.В. Слово и соответствующая ему единица мышления. -М. 1967.
  200. О. Всего лишь слова, которые мы продаем и покупаем // Журналист. 1993. -№ 10. — С. 8−11.
  201. К.И. От двух до пяти // К. И. Чуковский. Сочинения в двух томах. М., 1990. — С. 73−404.
  202. М.А. Функционально-стилистические и лексико-грамматические особенности газетных заголовков. Автореф. дис. канд. фи-лол. наук. М., 1982. — 22с.
  203. В.Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. М., 1998. — 243с.
  204. A.A. Синтаксис русского языка. Л., 1941.
  205. Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964.- 244с.
  206. Д.Н. Слово и образ. М., 1964 — 120с.
  207. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. -М., 1977.-168с.
  208. ШостакМ. Сочиняем заголовок//Журналист. -1998.-№ 3,-С. 61−64.
  209. ШостакМ. Ироничный журналист//Журналист. 1999. -№ 56. -С. 59−62.
  210. Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста // Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. — С. 96−99.
  211. Л.М. Слова, имена, вещи. Ростов-на-Дону, 1966. -220с.
  212. Л.В. Спорные вопросы русской грамматики // Русский язык в школе. 1939. -№ 1.
  213. Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «про тив». -М., 1965.
  214. Янко-Триницкая H.A. Продуктивные способы и образцы окказио нального словообразования // Актуальные проблемы русского словообразо вания,-Ташкент, 1975. Т. 143. С. 413−418.
  215. Янко-Триницкая H.A. Междусловное наложение // Развитие совре менного русского языка. 1972. Словообразование. Членимость слова. М. 1975.
Заполнить форму текущей работой