Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое значение сегодня приобретает приобщение учащихся к творческому наследию гениальных поэтов и писателей, как древних времен, так и современных. Эстетическое воспитание учащихся с использованием творческого наследияРасула Гамзатова находится в непосредственной связи, с возвышением духовного и культурного потенциала общества. Яркий художест- -венный, литературно-поэтический язык произведений… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА. !
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Теоретико-методологические и психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к творчеству Расула Гамзатова
    • 1. 2. Приобщение учащихся школ к художественной культуре посредством изучения творчества Расула Гамзатова
    • 1. 3. Значение творчества Р. Гамзатова, как важное средство эстетического воспитания школьников.V.-.'. V."-.-.-I
  • Выводы
  • ГЛАВА II.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА РАСУЛА ГАМЗАТОВА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИ КПП и ' гм * м" -. К р ччлПА- *. -, 1 <�Г5 Гч<Ч* 1> 55 р.' Г7−1 -.

2.1 Содержание и: формышриобщения учащихся к ¡-творчеству Р: Гамзатова в учебно-воспитательной работе... .71

2.2 Жизненные и творческие уроки.Гамзатова в. эстетическом воспитании школьников * >* ¦ ¦ >1 * ¦ I1! «¦ к к, а > 1 ¦ ¦ 1 » * ¦"

2.3 Изучение и анализ- произведений-Расула Гамзатова в эстетическом воспитании школьников.'.-. .1. .ч".. .-.,. 109^

2.4 Реализация творческого-потенциал, а Р. Гамзатова, — в эстетическом воспитании учащихся 5−7 классов.-.-.-.-.- -. 137

Выводы.-.155

V г? л" м *: у* * - у, $ ^ }: т. — у Т* з «' % /

3 1ЮЧЕ X> а." * 15Т

1. Программа мероприятий’по провёдению’республиканскосо фестиваля детского и-юношеского творчества «Дети! Талант! Мастерство!». ,.:.176

2. Примерные разработки. уроков".?.¦}: '.'.V:I'.'¿¿¡-у* 'Л.'. Г80

3. Сводные таблицы, критериев и уровней оценки работ-учащихся.202

4. Серия учебно-методических^ наглядных пособий Л — л.'.. .←.'. ?': .209

5. Работы: учащихся, выполненные в ходе экспериментов. -.-. .236

6. Образ Р. Гамзатова1 в’творческих пройзйедениях мастеров’изобразительного искусства'. г.-'.1. ¦.">,.-.ч ¦.-.-. .259

7. Кроссворд- «Что-в-имени-тебемоем». -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-««4…-.-.>265

8. Надписи — загадки .-.:.л.<.¦.--.'.-.:.-.'.*.:.'.-.267

Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня обществом все более отчетливо осознается необходимость внедрения духовных, культурных ценностей в. социально-образовательную и личностную практику, осуществляя при этом воспитательную функцию в процессе становления и развития личности. Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся сегодня является их эстетическое воспитание, которое можно определить как формирование определенного отношения человека к прекрасному.

Особое значение сегодня приобретает приобщение учащихся к творческому наследию гениальных поэтов и писателей, как древних времен, так и современных. Эстетическое воспитание учащихся с использованием творческого наследияРасула Гамзатова находится в непосредственной связи, с возвышением духовного и культурного потенциала общества. Яркий художест- -венный, литературно-поэтический язык произведений Расула Гамзатова' воспитывает в подрастающем поколении уважение к традициям, способствуетэстетическому воспитанию школьников, активному изучению и познанию художественной культуры народа. ' • ¦ 1 .'.

При этом важно отметить, что’творческое наследие Р. Гамзатова представляет для эстетического воспитания учащихся широкие. возможности, так как поэзия Расула Гамзатова высоко эстетична и нравственно выдержана в плане выражения общечеловеческих ценностей и представляет большой простор для развития личности и эстетического воспитания школьников.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется и необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и. методов преодоления, и корректировки недостаточной степени обращения учащихся к национальной художественной культуре, а также важностью создания необходимых педагогических условий для эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к творчеству Расула Гамзатова.

Особую значимость для нашего исследования составили теоретические положения Л. Н. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности, А П. Чехова об утверждении прекрасного в человеке, Н. Г. Чернышевского об эстетическом отношении искусства к действительности, Ф. М. Достоевского о неисчерпаемом богатстве действительности как основного источника художественного творчества.

Теорию эстетического воспитания успешно развивали в своих трудах ведущие исследователи, представители эстетики: Ю. Б. Бореев, М. С. Каган, В. К. Скатерщиков и др., а также прогрессивные отечественные педагоги, психологи, искусствоведы: В. В. Ванслов, Д. Б. Кабалевский, B.C. Кузин, Б. Т. Лихачев, A.C. Макаренко, Б. Н. Неменский, В. А. Сухомлинский, Бабанский Ю. К., Лер-нер И.Я., Скаткин М. Л., Сластенин В. А. и др., кто рассматривал искусство как важный компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство.

Широко в отечественной науке рассмотрены категории эстетического: эстетические потребности (И.И.Джидарьян, В.Н.Банников) — эстетическое восприятие (В.Н.Самохин, О. Н. Органова, К.С.Островский* А.А.Мелик-Пашаев, A.B.Запорожец, П. М. Якобсон, В. В. Давыдов, Е. П. Крупник, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Н.Д.Мордовская).

В своих трудах, направленных на формирование нравственно-эстетических чувств, гуманизма, бережного отношения к наследию своей.

N ", страны, уважения к результатам человеческой деятельности, художественному, эстетическому созиданию указывали такие ученые, как: В. В. Алексеева, Н. К. Гаврюшин, А. Ф. Гольдштейн, А. В. Иконников, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. И. Плужников.

Ч I '.

Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания изобразительного искусства внесли труды Байрамбекова М. М., Комаровой Т. С., Кузина B.C., Неменского Б. М., Ростовцева H.H., Раджабова И. М., Сокольниковой Н. М., Хворостова A.C., Шорохова Е. В., Шпикаловой Т.Я.

Воспитание подрастающего поколения на этнокультурном потенциале народных традиций развивали в своих трудах исследователи: Абдулатипова Э. А., Исхаков ИХ, Камбулатов М. Г., Магомедов A.M., Магомедов Д. Б., Мир-зоев Ш. А. и др.

Однако при всей активизации изучения историко-педагогического наследия гениальных поэтов, писателей и художников, важно отметить, что педагогических исследований, посвященных конкретно значению творчества Расула Гамзатова в эстетическом воспитании учащихся в школах, до сих пор нет. В то же время анализ деятельности и обобщение результатов экспериментальной работы в школах Республики Дагестан свидетельствует о том, что в региональной системе художественно-педагогического образования, в частности эстетическом воспитании школьников, недостаточно используется творческий и педагогический потенциал выдающегося поэта «аула и планеты» Ра-сулаТамзатова.

Таким образом, актуальность и значимость работы, недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы исследования — «Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова».

Проблема исследования. Каковы:педагогические условия эффективного использования творческого потенциала Р. Гамзатова в эстетическом воспитании школьников?

Объект исследования — эстетическое воспитание, школьников средствами творчества Расула Гамзатова.

Предмет исследования -. содержание, условия, методы исредства эстетического воспитания школьников в процессе изучения творчества Р. Гамзатова.

Цель исследования — выявить и научно обосновать, экспериментально проверить условия, формы и методы эстетического воспитания школьников посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова.

Гипотеза исследования — эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к творчеству Р. Гамзатова будет наиболее эффективным, если:

— дать объективный анализ творческой деятельности Р. Гамзатова, который позволит формировать эстетические отношения учащихся наследию предков, определить этнокультурные приоритеты для развития художественного образования и эстетического воспитания школьников.

— изучить творчество Р. Гамзатова, учитывая его педагогический потенциал в развитии эстетической культуры школьников;

— выявить педагогические условия, определить содержание занятий, рассматривающих творчество Расула Гамзатова, как важный компонент эстетического воспитания школьников;

— использовать в процессе обучения изобразительному искусству произведения Р. Гамзатова, способствующие эстетическому воспитанию школьников.

Задачи исследования.

1. Изучить и обобщить теоретический аспект проблемы исследования, дать оценку и соответствующий анализ современного состояния эстетического воспитания школьников посредством приобщения к творчеству Р.Гамзатова.

2. Выявить нравственно-эстетические мировоззренческие взгляды представленные в творческих произведениях Р. Гамзатова, способствующие формированию эстетических чувств сознания и поведения учащихся школ.

3. Определить реальные возможности, методы и средства сохранения творческого потенциала Р. Гамзатова, как средства эстетического воспитания школьников.

4. Выявить и обосновать необходимые условия, определить содержание системы занятий, критерии и уровни, способствующие эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения к творчеству Р.Гамзатова.

5. Разработать и внедрить в учебный процесс систему занятий, серию учебно-методических наглядных пособий, план мероприятий, с учетом творческих произведений Р. Гамзатова, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых философов (В.К. Скатерщиков, М. С. Каган, Ю. Б. Бореев, В.И. Разумный), по проблеме переосмысления духовных, нравственно-эстетических ценностей личности школьника (Б.Т. Лихачев, Д. С. Лихачев, В. В. Ванслов, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Е. Щуркова, Д. Б. Кабалевский, Б. Н. Неменский, В.С.Кузин), представляющих базисную основу эстетического постижения окружающей действительности, определяющие художественную природу, эстетическую ценность и место изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников.

Теоретическую основу исследования составили: философско-психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А.Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, И. А. Ильин, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

— психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития детей школьного возраста (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.) — идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах видных ученых (Е.В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, E.H. Ильин, М. С. Каган, Н. И. Кияшенко, В. И. Разумный, И. Б. Котова, Т. П. Малькова, В.Я. Нечаев): подходы и принципы культуросо-образного образования.

Методы исследования:

— анализ теоретической, методологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, а также соответствующих научных исследований в области эстетического воспитания школьников на основе изучения творчества выдающихся поэтов и писателей;

— выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта использования творчества Расула Гамзатова в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ;

— опытно-исследовательская работа, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками народного образования, апробация методических рекомендаций и наглядных учебно-методических пособий;

— педагогический эксперимент, состоящий из поискового, констатирующего и формирующего этапов;

— самоанализ результатов творческой деятельности учащихся.

Научная новизна исследования:

— выявлены и определены роль и значение творчества Р. Гамзатова в качестве одного из важных компонентов приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

— разработаны и определены содержание, условия, оптимальные пути, формы и методы приобщения учащихся к творчеству Р. Гамзатова как средству эстетического воспитания школьников;

— разработана система занятий, серия учебно-методических наглядных пособий с учетом творческих произведений Расула Гамзатова, способствующих эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре и эстетическому воспитанию;

— составлена программа мероприятий по подготовке и проведению республиканского фестиваля детского юношеского творчества «Дети! Талант! Мастерство!», посвященная дню рождения Расула Гамзатова.

Теоретическая значимость исследования:

— обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами произведений Расула Гамзатова.

— созданы, обоснованы и апробированы условия, критерии и уровни, оптимально обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников в учебном процессе посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова, раскрывающего смысл и значение эстетических свойств его произведений.

Практическая значимость исследования состоит в:

— внедрении педагогических условий и системы занятий по эстетическому воспитанию школьников, в которой творчество Расула Гамзатова выступает, как важная сфера приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

— выявлении условий, форм и методов эстетического воспитания учащихся посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательных школах Республики Дагестан;

— возможности использования материалов данного исследования в соответствии с программами и методическими пособиями, принятыми в других регионах России.

База исследования:

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных городских и сельских школ Республики Дагестан.

В ходе эксперимента было охвачено более 350 учащихся 5−7 классов школ № 1, № 5 г. Махачкалы и сельских общеобразовательных школ с. Батла-ич и с. Гоцатль Хунзахского района. Экспериментальная работа проводилась также на художественно-графическом факультете в школе искусств, где дети I и студенты более углубленно изучают традиционные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства и наследие предков.

Этапы исследования:

1 этап (2006;2007) — подготовительный. Анализ литературы по проблеме исследования, изучение источников, накопление материала, постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности объекта, предмета, рабочей гипотезы.

2 этап (2007;2008) — опытно-экспериментальный. Подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные педагогические условия, система занятий, анкетирование, способствующие эстетическому воспитанию учащихся на основе изучения творчества Расула Гамзатова.

3 этап (2008;2010) — формирующий. Апробация дидактических условий, разработанных в течение педагогического эксперимента, обобщение и уточнение накопленного опытасистематизация материала, полученного в результате экспериментавыводы и рекомендации.

Основные положения, выносимые на защиту: роль и значение творчества Расула Гамзатова в эстетическом воспитании школьников, как важного средства приобщения учащихся школ к национальной художественной культуресозданные и обоснованные условия, пути и методы изучения творчества Расула Гамзатова, как эффективные средства эстетического воспитания^ школьниковтеоретически обоснованные и экспериментально проверенные планы-конспекты уроков, рекомендации с учетом интересов^ учащихся, способствующие формированию эстетических чувств и художественного вкуса* учащихся при изучении произведений Р.Гамзатова. определение сущности и особенности педагогического потенциала творчества Расула Гамзатова, как составной части эстетического воспитания школьниковкритерии и уровни, оптимально обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к творчеству Расула Гамзатова, раскрывающие художественно-эстетический смысл и значение произведений поэта.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация художественно-педагогического образования: региональный подход», посвященный 15-летию научной школы профессора Раджабова И. М. (г. Махачкала, 2010), в материалах Республиканской научно-практической конференции «Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы» (г. Махачкала, 2006). Автор с докладами и сообщениями выступал на научных конференциях, посвященных проблемам обучения и воспитания школьников, а также на кафедре методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета. Основные положения исследования апробировались и внедрялись в практику обучения изобразительному искусству в школах с. Батлаич и с. Гоцатль Хунзахского района и в школах № 1, № 5 г. Махачкалы.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе:

Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения творчеству Расула Гамзатова к учебному процессу общеобразовательной школы позволяет делать следующие выводы:

1. Сегодня уровень эстетической воспитанности школьников художественными средствами не в полной мере отвечает потребностям современного общества.

2. Анализ деятельности школ показывает, что многие учителя изобразительного искусства недооценивают потенциал творчества Расула Гамзатова, как средство эстетического воспитания школьников. При этом большинство учащихся школ недостаточно хорошо знают творчество Р. Гамзатова и имеют поверхностное представление о художественном наследии выдающегося поэта.

3. Основной целью педагогического эксперимента является изучение и определение закономерностей проявления интереса учащихся к творческому наследию Расула Гамзатова в процессе художественной деятельности, а также экспериментальная проверка эффективности форм и методов эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к творчеству Расула Гамзатова.

Во второй главе нашего исследования мы комплексно рассматриваем разработанные педагогические условия, раскрывается содержание, формы и методы эстетического воспитания школьников посредством творчества Расула Гамзатова, подробно внедряется методика реализации основных этапов, критерии и уровни, и результаты экспериментального исследования в школе.

Разработанные нами в ходе педагогического эксперимента критерии:

1. Развитие чувства художественного образа с помощью творческих произведений Р.Гамзатова.

2. Понимание значения творчества Р. Гамзатова в эстетическом воспитании школьников.

3. Способность к восприятию культурных ценностей в процессе анализа произведений Р.Гамзатова.

4. Сформированность эстетической воспитанности на основе творческих произведений Р.Гамзатова.

5. Усвоение нравственных понятий на основе анализа творческих произведений Р.Гамзатова.

4. Анализ деятельности школ, изучение имеющихся достоинств и недостатков в процессе обучения изобразительному искусству позволяют сделать вывод о том, что необходимо разработать экспериментальную методику реализации педагогического потенциала творчества Расула Гамзатова для эстетического воспитания школьников.

5. Нами разработаны, научно обоснованы и внедрены в учебный процесс эффективные педагогические условия, системы занятий, способствующие эстетическому воспитанию учащихся посредством творческих произведений Расула Гамзатова.

Суть предлагаемой методики экспериментального обучения заключается в том, что творчество Расула Гамзатова, активно воздействуя на воспитательный, духовный мир, нравственно-эмоциональную сферу учащихся, естественным образом способствует эстетическому воспитанию школьников.

Сравнительный анализ выполненных работ, как в экспериментальных, так и в контрольных классах до и после проведения обучающего эксперимента наглядно показывает, что учащиеся экспериментальных классов по всем предложенным критериям превзошли школьников из контрольных классов, здесь также выявлена достаточно полная картина сформированности художественных знаний, способствующих развитию эстетического воспитания школьников с помощью творческих произведений Расула Гамзатова.

Таким образом, изучение творчества Расула Гамзатова в системе дисциплин эстетического цикла, в частности, на уроках изобразительного искусства в значительной степени повысит интерес учащихся к национальной культуре, способствует эстетическому воспитанию школьников средствами литературных произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Усвоение художественных ценностей мирового и отечественного искусства в процессе художественно-педагогического образования школьников представляет собой многогранный, целенаправленный процесс, приобретающий в современных условиях большое значение.

Процесс обучения в школе состоит из следующих функций: образовательной, развивающей и воспитательной. Связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью.

Из всех учебных предметов для эстетического воспитания учащихся наибольшие возможности имеют предметы эстетического циклалитература, музыка, изобразительное искусство. Воспитательное значение этих предметов трудно переоценить, так как Дагестан богат и знаменит талантами, особенно поэтическими.

Расул Гамзатов из поколения послевоенных дагестанских поэтов не только не дал угаснуть огню поэзии, но и продолжил и развил традиции поэзии, обогатил ее. «Вас любят за то, что вы так искренне и так изысканно учите нас общечеловеческим ценностям — как дружба, любовь, верность» — отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, награждая Расула Гамзатова Орденом Святого апостола Андрея Первозванного.

В произведениях Расула Гамзатова отражается истинное лицо горцев, истинных хранителей эстетических ценностей, и духовно-нравственных норм. Творчество Расула Гамзатова представляет собой неиссякаемый источник народной мудрости и служит прекрасным средством духовного обогащения и эстетического воспитания школьников.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Произведения Расула Гамзатова являются важным средством эстетического воспитания школьников, приобщения их к традиционной художественной культуре и общечеловеческим культурным ценностям.

I, 1.

2. Произведения Расула Гамзатова — это важнейший фактор активизации процесса формирования личности учащихся на уроках изобразительного искусства, закладывающий основы гуманистического мировоззрения и эстетического воспитания школьников.

3. Сосредоточение в произведениях колоссального систематизированного, педагогически ценного материала способствует превращению их в подлинные очаги худоэ/сественной культуры народа.

4. Внедрение в педагогический процесс педагогических условий, форм и методов эстетического воспитания школьников посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова, бесспорно, является эффективным факто.

1 ром эстетического воспитания учащихся школ.

5. Нами определена целостная, экспериментально проверенная система изучения творчества Расула Гамзатова, повышающая эффективность использования как разнообразных форм проведения урочных и внеурочных занятий с четким направлением на эстетическое воспитание учащихся.

6. Прогресс эстетического воспитания школьников на творческих произведениях Расула Гамзатова проходит более эффективно, если учесть их художественно-эстетический, педагогический, творческий потенциал.

7. Работа по эстетическому воспитанию учащихся должна проходить с учетом эстетических особенностей изучаемого произведения, спецификой возрастных особенностей учащихся, их интересов.

8. Эффективность эстетического воспитания на разных этапах усвоения произведений Р. Гамзатова зависит от целостной методической системы, в понятие которой входит преемственность обучения, выбор оптимальных путей, методов и приемов обучения, взаимосвязь всех этапов усвоения произведения, а также единства классных и внеклассных форм работы.

9. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к творчеству Расула Гамзатова будет наиболее эффективным, если выявить педагогические уеловия, определить содержание занятий рассматривающих его творчество, учитывая педагогический потенциал в развитии эстетической культуры и эстетического сознания школьников.

Значительную роль среди методов эстетического воспитания в отечественной педагогике отводится художественному воспитанию, воздействию на учащихся средствами литературных произведений. Осуществление эстетического воспитания средствами литературного творчества, в частности творчества Р. Гамзатова, на уроках изобразительного искусства происходит различными путями, методами и приемами. Творчество Р. Гамзатова представляет собой воспитательный фактор высокой силы воздействия на формирование эстетической воспитанности подрастающего поколения. Произведения Р. Гамзатова содержат основные идеи, методы для воспитания человека, понимающего красоту. Их усвоение и актуализация подрастающим поколением — это воспитательный процесс.

В процессе обучения изобразительному искусству учитель с помощью произведений Р. Гамзатова должен добиться формирования у школьников основ целостной эстетической культуры, приобщать их к творческим произведениям Р. Гамзатова, дать представление об эстетических оценочных критериях и категориях.

Воспитательный «заряд» урока усиливает средства изобразительного искусства, а если их связать с поэзией, лирикой всем творчеством гениального поэта XX века Р. Гамзатова, то этот заряд удесятеряется. Они расширяют возможности познания изучаемых явлений, и служит для школьников дополнительным источником эстетической информации. Показ на уроках изобразительного искусства, биологии и географии произведений пейзажной живописи, картин горной природы с чтением стихов Расула Гамзатова, размышления о красоте гамзатовского творчества на уроках русского языка и литературы, чтение исторических поэм Расула Гамзатова на уроках истории обогащает учащихся не только эстетически, но и этически, расширяет их кругозор.

В руках неподготовленного учителя произведение искусства, как и творчество великого поэта, не дает ожидаемого результата, препятствует развитию эстетического вкуса, так как они игнорируют художественные достоинства и выразительность средств искусства.

Мы так же рекомендуем проводить целую программу мероприятий, систематическую внеклассную и внешкольную работу, организовать литературные вечера, конкурсы, посетить музей Гамзата Цадасы и Расула Гамзатова на родине поэта с. Цада Хунзахского района.

Изучив и проанализировав деятельность школ по рассматриваемой проблеме, предлагаем примерные разработки уроков для эстетического воспитания учащихся школ посредством приобщения к творчеству Р.Гамзатова.

В примерных разработках уроков мы старались четко формулировать цель и задачи каждого занятия, доступно излагать тему урока, план и ход проведения урока.

Целью предложенного нами педагогического эксперимента является изучение и определение закономерностей проявления интереса учащихся к творческому наследию Расула Гамзатова в процессе художественной деятельности, а также экспериментальная проверка эффективности форм и методов эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к творчеству Расула Гамзатова.

Изучение и анализ накопленного нами фактического материала свидетельствует о том, что на сегодняшний день в региональной системе образования недостаточно реализуется педагогический потенциал произведений литературного творчества, практически недостаточно изучено и использовано творческое наследие Расула Гамзатова в эстетическом воспитании школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.И. Мне отдельного счастья не надо/ К. И. Абуков. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005. — 352с.
  2. , К.И. Представляя державу в целом. Творчество Расула Гамзатова: анализ, попытка обобщений/ К. И. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2003.- 87с.
  3. , Э.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова: Дис.. канд.пед.наук. Махачкала, 2008. — 194с.
  4. , Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармонического развития. М.: Политиздат, 1989. — 333с.
  5. , Ч. В них землю с небом породнишь. В сб.: Мастерство Расула Гамзатова. Махачкала: ДНЦ РАН, 1995. — 164с.
  6. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя, 1994. — 198с.
  7. , В.В. Изобразительное искусство и школа / В. В. Алексеева -М.: Сов. Художник, 1968. 286с.
  8. , В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа/В.В.Алексеева-М.: Сов. художник, 1995. 15с.
  9. , А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа / А. Д. Алехин М: Просвещение, 1984. — 160с.
  10. , А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека / А. Алиев Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. — 174с.
  11. , Б.Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев М.: Наука, 1970.-486с.13
Заполнить форму текущей работой