Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение интерактивных, кооперативных методов обучения, погружение в искусственную языковую среду, усвоение речевых паттернов с помощью ролевых игр, безоценочность и безусловность принятия любой точки зрения, просмотры видеофильмов, организация, встреч с носителями языка, знакомство с культурными нормами других народов, творческий подход к изучению грамматического и лексического материала… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки развития профессиональной культуры будущего учителя
    • 1. 1. Философско-психологические вопросы развития профессиональной культуры будущего учителя
    • 1. 2. Теоретические основы педагогической поддержки развития профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка
    • 1. 3. Пути и средства эффективности развития педагогической культуры будущего учителя средствами предмета «иностранный язык»
  • Глава 2. Создание педагогических условий развития профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка
    • 2. 1. Педагогическая поддержка с учётом стимулирующих факторов предмета «иностранный язык»
    • 2. 2. Организация творческой деятельности в аудиторной и внеаудиторной работе
    • 2. 3. Осуществление межпредметных, межкультурных связей в процессе обучения иностранному языку

Педагогические условия развития профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения социально-экономической среды в нашей стране предъявляют новые требования к системе образования. Обществу сегодня нужен учитель-профессионал, обладающий не только профессиональной компетентностью, но и развитыми внутренними регуляторами — совестью, нравственностью, честью, человеческой и профессиональной ответственностью. В связи с этим принципиально изменяется понимание целей высшего педагогического образования: ориентация на подготовку учителя с высоким уровнем педагогической культуры, т. е. прежде всего человека во всей полноте его личностного, духовного богатства и индивидуального своеобразия, способного воспитывать подрастающее поколение гуманными и деятельными людьми, участвуя тем самым в демократизации общества.

Педагогическая культура, как внутренний, работающий компонент и неотъемлемое условие успешной профессиональной деятельности позволит будущему специалисту выполнить своё предназначение педагога-гуманиста, фасилитатора, способного к профессиональному творчеству, свободному выбору собственного решения, профессиональному самосовершенствованию. От уровня развития педагогической культуры учителя во многом зависит, какие духовные и материальные ценности станет продуцировать наше общество в 21 веке, так как «живя в настоящем, учитель формирует будущее».

Гуманизация образовательного процесса в педагогическом вузе не ограничивается внедрением гуманистических идей, прежде всего это развертывание гуманистических отношений на всех уровнях (методическом, административном, межличностном), что является важным фактором личностно-профессионального становления будущего учителя, развития его педагогической культуры.

Осуществление педагогического процесса в вузе, направленного на развитие педагогической культуры, способствует сущностному преобразованию обучающегося в нем человека, обладает ни с чем не сравнимыми возможностями взращивания творческих личностей высокой духовной культуры, пробуждения творческого самостроительства.

Для решения стоящих перед педагогическим вузом задач необходимо обнаружить педагогически значимые резервы в подготовке учителя-профессионала, обладающего высоким уровнем педагогической культуры. Один из таких резервов — это максимальное использование возможностей предмета «иностранный язык», изучение которого является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса, способствующего развитию педагогической культуры будущего учителя.

Осознание необходимости использования потенциала этой учебной дисциплины в развитии педагогической культуры будущего учителя заставило нас обратиться к философской, психолого-педагогической, методической литературе, к диссертационным исследованиям последних лет, посвященным вопросам развития педагогической культуры. Теоретический анализ этих работ показал, что в науке наработана существенная теоретическая основа для исследования проблемы развития педагогической культуры, которая позволила нам разработать свою концепцию развития профессиональной культуры будущего учителя средствами предмета «иностранный язык».

Так теоретико-методологическую основу данного исследования составили философские идеи об экзистенциальной сущности человека широко представленные в трудах Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, В. В. Зеньковского, М. К. Мамардашвили, B.C. Соловьева, обращенные к природной сущности человека, к его «феномену самоустремленности», к «данным ему от рождения» истокам саморазвития, «автору самого себя».

Глубинное осмысление сущности гуманистического подхода в образовании — «от индивида к культурной личности», как движение к «освобождению ребёнка», как «путь к раскрытию ему самого себя» мы нашли в трудах великих педагогов Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Руссо, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, И. Г. Песталоцци, корнями своими уходящие в христианские традиции и в идеологию эпохи Просвещения, в философских трудах М. М. Бахтина, В. С. Библера, Н. А. Бердяева, М. К. Мамардашвили, Н. С. Розова.

Проблемы гуманизации образования в условиях социально-экономического преобразования нашего общества рассматриваются в работах Л. Н. Куликовой, Л. А. Степашко, Б. А. Сутыркина, Е. Н. Шиянова, О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, Т. Ф. Яркиной, Григорьевой Н. Г., идеи развития и саморазвития личности в контексте гуманизации образования в работах В. И. Андреева, О. С. Газмана, Л. Н. Куликовой, в диссертационных исследованиях Н. Г. Григорьевой, Т. В. Колонтаевской, О. П. Ни, Е. Л. Федотовой.

Философские взгляды на природу культуры как на «способ саморазвития человека, развертывания и реализации его сущностных сил» представлены в работах М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, М. К. Мамардашвили, В. М. Межуева.

Тесная взаимосвязь культуры и образования, их взаимопроникновение рассмотрены в работах Е. Ю. Захарченко, В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова, Н. С. Злобина, Л. А. Коган, Н. С. Розова, В. С. Семёнова. У О. С. Газмана образование рассматривается как «путь овладения культурой и условие её созидания».

Теоретической основой для раскрытия сущности личности, общих закономерностей и особенностей развития её внутриличностных механизмов, способствующих организации и саморегуляции, психологических механизмов глубинного воздействия на развитие личности, а также определение юношеского возраста как наиболее сензитивного для интенсивного самосозидания, как в силу природных, так и социальных причин явились работы А. Адлера, А. Г. Асмолова, Л. И. Анцыферовой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Э. Н. Гусинского,.

B.С.Мухиной, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, В. А. Петровского,.

C.Л.Рубинштейна, К. Роджерса, Д. Б. Эльконина.

Идеи развития личности на основе «глубинного общения» у Г. С. Батищева, развитие гуманистического коммуникативного ядра у А. А. Бодалёва, влияния речевой деятельности на практическое сознание в работах А. А. Леонтьева, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, Р. П. Мильруд, Ю. А. Сорокиной, W. Apelt, развития личности в деятельности у А. Г. Асмолова, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе легли в основу теоретического обоснования педагогической поддержки развития педагогической культуры.

Базовыми в понимании сущности и содержания педагогической культуры явились работы В. Л. Бенина, Е. В. Бондаревской, А. В. Барабанщикова, В. А. Сластёнина, Л. Н. Толстого, а также диссертационные исследования З. Ф. Абросимовой, Н. Е. Воробьевой, Е. Д. Жуковой, Т. В. Ивановой, Е. И. Козыревой, Н. А. Комар.

Важными для нашего исследования являются теоретические выводы о личностноразвивающих возможностях иностранного языка в работах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, И. А. Зимней, W. Apelt, в диссертационных исследованиях Ю. В. Еремина, О. Н. Гурьяновой, И. М. Кондюрина, Н. Л. Кучеренко, Т. В. Колонтаевской, О. П. Ни, Н. А. Петровой, Н. В. Ященко и др.

Теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы показал, что в науке наработана существенная теоретическая основа для исследования проблемы развития педагогической культуры будущего учителя средствами предмета «иностранный язык».

Глубокое осмысление задач, стоящих перед педагогическим вузом в новых исторических условиях-позволило нам выявить противоречия:

• между острой потребностью общества в учителе-профессионале как целостной личности и отсутствием системного подхода к составлению учебных программ, планов, недостаточным использованием личностноразвивающего потенциала всех учебных дисциплин;

• между необходимостью подготовки молодого человека к жизни в многокультурном обществе и игнорированием принципа многокультурности в учебном процессе;

• между потребностью общества в творческой личности, с активной жизненной позицией и недостаточным использованием внеаудиторного образовательного пространства для развития творческого потенциала будущих учителей.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: выявление и теоретическое обоснование личностноразвивающих возможностей предмета «иностранный язык», а также педагогических условий, способствующих эффективному развитию профессиональной культуры будущего учителя, готовому в дальнейшем к успешной профессиональной деятельности в новых исторических условиях.

Научная и практическая актуальность проблемы, личная заинтересованность автора обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка».

Объектом нашего исследования является личностно-профессиональное становление будущего учителя.

Предмет исследования — педагогические условия развития профессиональной культуры будущего учителя средствами предмета «иностранный язык».

Цель исследования — теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих развитию профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка и создание адекватных научно-методических рекомендаций по соответствующей практике.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

• исследовать сущность феномена педагогической культуры, определить философско-психологические основы и педагогические условия её развития в процессе изучения иностранного языка;

• разработать и методически обосновать комплекс педагогических условий, влияющих на эффективность развития всех структурных компонентов педагогической культуры в процессе изучения иностранного языка;

• определить критерии эффективности педагогической поддержки развития профессиональной культуры.

В соответствии с объектом, предметом, поставленными целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза:

Педагогическая культура является неотъемлемой характеристикой личностно-профессиональной готовности учителя к успешной педагогической деятельности. Развитие педагогической культуры будущего учителя должно осуществляться в процессе изучения всех вузовских дисциплин, так как студенческий возраст является высоко сензитивным для личностно-профессионального развития. В процессе изучения иностранного языка происходит усвоение духовных ценностей, овладение новыми способами учебной деятельности, развитие профессионально-значимых личностных качеств, знакомство с культурными нормами других народов и готовность использовать полученные знания в межкультурной коммуникации. Развитие педагогической культуры будущего учителя будет эффективным, если в процессе изучения иностранного языка будут обеспечены следующие педагогические условия:

• осуществление педагогической поддержки с учётом стимулирующих факторов предмета;

• включение студентов в творческую деятельность в аудиторной и внеаудиторной работе;

• актуализация межпредметных, межкультурных связей в учебном процессе.

Методологическую основу нашего исследования составляют теоретические исследования в области философии, психологии, педагогики, социологии, культурологи, психолингвистики. В них раскрывается:

• природная сущность человека, его феномен «самоустремлённости», «данной ему от рождения», уникальность человеческой природы, принцип диалектики внешнего через внутреннее, философские размышления о сущности феномена культуры, взаимосозидающая связь человека и культуры, где человек и творец культуры и её творение одновременно;

• теория развития личности в деятельности, на основе «глубинного общения», сензитивность юношеского возраста для интенсивного самосозидания, влияние речевой деятельности на практическое сознание, развитие и саморазвитие личности,.

• теория педагогического взаимодействия, основанного на равенстве отношений, безоценочном принятии Другого, основные положения теории педагогической поддержки саморазвития личности, концепция личностно-ориентированной образовательной деятельности, теория развивающего обучения, а также совокупность идей Национальнаой доктрины образования в Российской Федерации.

Для осуществления опытно-экспериментального исследования нами были использованы различные методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по данной проблеме, обобщение опыта педагогической деятельности, педагогическое наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, тестирование, контент — анализ, шкалирование, ранжирование, метод незаконченных предложений, метод независимых экспертных оценок, ретроспективный анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в раскрытии и теоретическом обосновании личностноразвивающих возможностей предмета «иностранный язык» как дополнительного педагогически значимого резерва в подготовке учителя, обладающего высоким уровнем педагогической культуры, способного к дальнейшему профессиональному саморазвитию, к успешной педагогической деятельности в новых исторических условиях. В диссертационном исследовании определена сущность педагогической культуры, как динамической системы педагогических ценностей, способов педагогической деятельности и педагогического общения, которая эволюционирует адекватно общественным отношениям. Это позволило нам дополнить содержание педагогической культуры и определить межкультурную компетенцию как важную составляющую профессиональной культуры учителя в новых исторических условиях развития общественных отношений. Разработаны и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие эффективности развития педагогами профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка: педагогическая поддержка с учётом стимулирующих факторов предмета «иностранный язык" — включение студентов в творческую деятельность в аудиторной и внеаудиторной работеактуализация межпредметных, межкультурных связей в учебном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами определен и разработан для практики комплекс педагогических условий развития профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка. Представлены научно-обоснованные методические рекомендации использования личностноразвивающих возможностей предмета «иностранный язык», разработаны критерии и диагностические методики, определены предпосылки, принципы и закономерности развития педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка. Разработана и апробирована программа включения учебной дисциплины «иностранный язык» в процесс целостной и системной подготовки учителя-профессионала, способного к дальнейшему профессиональному «самостроительству».

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в процессе изучения иностранного языка в педагогических вузах, колледжах.

Достоверность представленных выводов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью, педагогической валидностью методов исследования, подтверждается анализом результатов многолетнего практического опыта автора в педагогическом вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая культура как динамическая система педагогических ценностей, способов педагогической деятельности и педагогического общения является интегральной характеристикой личности учителя, представляет собой синтез профессиональной компетентности и творческой преобразовательной деятельности педагога, регулирующим фактором которой являются его личностные качества, общая культура, межкультурная компетенция.

2. Важными факторами развития педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка являются: ориентация педагогического процесса на культуру как образовательную ценностьсовместная профессионально-ориентированная деятельность студента и преподавателя вуза, которая осуществляется через приобщение студента к научно-исследовательской работе, используя полученные знания иностранного языкакультурно-образовательная среда вуза, способствующая активизации личностно-профессионального развития и саморазвития будущего учителя.

3. Предпосылками, обеспечивающими эффективность педагогической поддержки развития педагогической культуры, являются: положительный эмоциональный фон в группе, стимулирующий развитие интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферыотношение к студенту как к уникальной личности, способствующее максимальному раскрытию личностного, творческого потенциала будущего учителяновизна и актуальность содержания учебного материала.

4. Эффективность развития педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка связана с созданием адекватных педагогических условий: педагогическая поддержка с учётом стимулирующих факторов предмета «иностранный язык" — организация творческой деятельности в аудиторной и внеаудиторной работеактуализация межпредметных, межкультурных связей в учебном процессе.

5. Использование педагогических условий развития профессиональной культуры в процессе изучения иностранного языка имеет свои частные закономерности: чем более соответствует содержание учебного материала интересам и будущей специальности студентов, тем выше их познавательная и творческая активностьчем чаще на уроках используются творческие задания, требующие активного взаимодействия студентов и преподавателя, тем интенсивнее осуществляется рост коммуникативной компетентности, их готовности к педагогическому общениючем продуктивнее организация внеаудиторной деятельности студентов, тем выше готовность будущего учителя к дальнейшему самосовершенствованию.

6. Эффективность педагогической поддержки развития педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка обеспечивается принципами: безоценочного принятия студента, способствующего реализации внутреннего потенциала будущего учителяравнопартнёрского взаимодействия студентов и преподавателя, способствующего личностно-профессиональному становлению будущего учителятворчества и самотворчества, способствующего раскрытию творческого потенциала будущего учителя.

Апробация и внедрение результатов исследования по развитию педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка проводилась с 1998 по 2002 год на базе кафедры иностранных языков Хабаровского государственного педагогического университета. Результаты и выводы исследования регулярно публиковались в сборниках аспирантских работ XI11У (2000, 2001, 2002 г. г.), в межвузовских сборниках научных работ (ХГПУ, ХГТУ), докладывались на заседаниях кафедры, научно-практических межвузовских, международных семинарах и конференциях: на межвузовском научном семинаре «Психолого-педагогические аспекты иностранных языков в высшей школе» (г. Хабаровск, 1998 г.) по проблеме гуманистических подходов к исследованию проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов на занятиях иностранным языкомна региональном научно-методическом семинаре высшей школы «Вопросы совершенствования технологии обучения» (г. Хабаровск, 1999 г.) по проблеме формирования профессионально-познавательных интересов у студентов педагогического вуза в процессе преподавания иностранного языкана международной научной конференция «Запад-Восток: образование и наука на пороге 21 века» (г.Хабаровск, 2000 г.) по проблеме развития профессиональной культуры у студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языкана межвузовской научно-практической конференции по проблемам педагогики высшей школы (ХГПУ, 2001 г) с докладом о развитии профессиональной компетентности будущего учителя в процессе обучения иностранному языкуна международной научной конференции «Лингвистика и межкультурная коммуникация: история, современность, перспективы» (г. Хабаровск, 2003 г.) по вопросам ориентации на принцип многокультурности на уроках иностранного языка.

Организация исследования:

Основной опытно-экспериментальной базой явился Хабаровский государственный педагогический университет. Исследование проводилось с 1998 по 2003 год и включало следующие этапы:

Первый этап (1998 — 2000 гг.). Изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемам развития педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка, определение объекта, предмета, гипотезы и научного аппарата исследования, разработка программы, выбор опытно-экспериментальной базы, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2000 — 2001 гг.). Создание научно-обоснованных педагогических условий в экспериментальной группе согласно опытно-экспериментальной программе, реализация определённых путей и средств, обеспечивающих эффективность педагогической поддержки, получение конкретных результатов, их первичный анализ, оценка эффективности педагогической поддержки, уточнение научной концепции исследования.

Третий этап (2001 — 2003 гг.). Завершение экспериментального исследования. Анализ полученных данных, их систематизация, описание инновационной практики, подведение итогов опытно-экспериментальной работы, написание выводов диссертационного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Заключение

.

В данной работе предпринята попытка решить актуальную на сегодняшний день задачу профессиональной подготовки учителя в условиях смены образовательной парадигмы, ориентации образования на гуманизацию и гуманитаризацию педагогического процесса.

Осознание высших смыслов педагогического образования как фактора внутреннего содействия духовному возрождению общества, позволило нам обратиться к внутренним резервам педагогического процесса в вузе: любая учебная деятельность в процессе подготовки учителя должна быть наполнена внутренним смыслом, позволяющим максимально реализовать личностноразвивающие возможности всех учебных дисциплин, как в аудиторной, так и внеаудиторной работе, способствовать развитию педагогической культуры — внутреннего регулятора педагогической деятельности.

Использование философских подходов (эволюционного, аксиологического, деятельностного, личностного) позволило нам выявить сущность педагогической культуры, определить её как работающий компонент педагогического процесса, неотъемлемое условие успешной профессиональной деятельности педагога. Педагогическая культура должна стать той непреходящей ценностью, которая позволит будущему учителю выполнить своё предназначение педагога — гуманиста, способного к профессиональному творчеству и самотворчеству «через всю жизнь», готового стать духовным центром социума.

Определение педагогической культуры как методологической категории философами-культурологами, анализ научных исследований феномена педагогической культуры последних лет позволил нам рассматривать педагогическую культуру как динамическую систему педагогических ценностей, способов педагогической деятельности и педагогического общения в данных исторических условиях и сделать вывод, педагогическая культура эволюционирует адекватно динамике общественных отношений.

Сегодня в основе педагогической культуры должны лежать гуманистические идеи, призванные возродить духовно-нравственный климат в нашем обществе. Её сисемообразующими компонентами на данном этапе исторического развития являются: личностные качества, основой которых являются общечеловеческие ценности, профессиональная компетентность, педагогическое творчество, общая культура и межкультурная компетенция.

Ведущим дидактическим принципом педагогики эпохи постиндустриализма является принцип многокультурности, поэтому межкультурная компетенция является неотъемлемой характеристикой современного учителя. При определении педагогических условий развития профессиональной культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка мы руководствовались этим принципом.

Успешная деятельность по развитию педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка обусловлена определенными факторами, предпосылками, принципами, которые были выявлены в результате теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы.

Факторами, способствующими эффективности процесса развития педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка являются: ориентация педагогического процесса на культуру как образовательную средусовместная профессионально-ориентированная деятельность студента и педагогакультурно-образовательная среда вуза, способствующая активизации личностно-профессионального развития и саморазвития будущего учителя.

Наличие данных факторов способствовало эффективности процесса развития педагогической культуры будущего учителя, активизации его личностного «самостроительства», самосовершенствования.

Важными предпосылками развития педагогической культуры будущего учителя средствами предмета «иностранный язык» мы считаем: положительный эмоциональный фон в группе, стимулирующий развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферыотношение к студенту как к уникальной личности, способствующее максимальному раскрытию его личностного, творческого потенциалановизна и актуальность содержания учебного материала.

Согласно нашей научной гипотезе, развитие педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка осуществляется при создании следующих педагогических условий:

1. Педагогическая поддержка с учётом стимулирующих факторов предмета «иностранный язык»;

2. Включение студентов в творческую деятельность в аудиторной и внеаудиторной работе;

3. Актуализация межпредметных, межкультурных связей.

В актуализации определённых нами педагогических условий развития педагогической культуры в процессе изучения иностранного языка мы руководствовались принципами: безоценочного принятия студента, способствующего реализации внутреннего потенциала будущего учителяравнопартнёрского взаимодействия студентов и преподавателя, способствующего личностно-профессиональному становлению будущего учителятворчества и самотворчества, способствующего раскрытию творческого потенциала будущего учителя.

Теоретический анализ педагогической, дидактической литературы позволил нам определить пути и средства эффективного развития педагогической культуры будущего учителя в процессе обучения иностранному языку, выявить те педагогически значимые резервы предмета «иностранный язык», которые позволили нам эффективно использовать его личностноразвивающие возможности.

Раскрытие сущности и содержания педагогической культуры учителя позволило нам определить критерии, согласно которым мы отслеживали динамику роста уровня педагогической культуры будущего учителя в процессе опытно-экспериментального исследования. Повышение уровня развития педагогической культуры мы определяли с помощью следующих критериев:

• коммуникативная компетентность;

• познавательная активность;

• общая культура.

Мы подготовили и провели опытно-экспериментальное исследование. В эксперименте приняло участие 80 человек: студенты филологического и художественно-графического факультета, имеющие одинаковое количество учебных часов по иностранному языку.

Применение интерактивных, кооперативных методов обучения, погружение в искусственную языковую среду, усвоение речевых паттернов с помощью ролевых игр, безоценочность и безусловность принятия любой точки зрения, просмотры видеофильмов, организация, встреч с носителями языка, знакомство с культурными нормами других народов, творческий подход к изучению грамматического и лексического материала, привлечение студентов к самостоятельной исследовательской работе, реферирование оригинальной литературы способствовали развитию профессиональной компетентности, познавательной активности, общей культуры будущего учителя. Осуществление межпредметных связей способствовало формированию целостного мировоззрения у студентов, способности самостоятельно систематизировать имеющиеся знания, расширению их диапазона. Актуализация межкультурных связей в учебном процессе способствовала формированию толерантного отношения к другой культуре, развитию межкультурной компетенции будущего учителя, позволяющей успешно интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Использование различных методов психолого-педагогического исследования (наблюдение, беседа, интервьюирование, тестирование, анкетирование, шкалирование, ранжирование, контент-анализ, метод независимых экспертных оценок), дальнейшая обработка полученных данных обеспечили достоверность результатов эксперимента, которые представлены в работе в таблицах, графиках, гистограммах, рисунках. Технология обработки полученных результатов, тексты анкет, тестов представлены в разделе «Приложение».

Опытно-экспериментальное исследование заявленной проблемы подтвердило нашу научную гипотезу об эффективности процесса развития педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения иностранного языка при педагогической поддержке с учётом стимулирующих факторов предмета «иностранный язык», при включении студентов в творческую деятельность, как в аудиторной, так и внеаудиторной работе, при актуализации межпредметных и межкультурных связей.

Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования обусловлена сущностью самой педагогической культуры. Как динамическая система педагогическая культура откликается на изменения, происходящие в обществе, и эволюционирует адекватно развитию общественных отношений. Смена образовательной парадигмы, социальные и экономические преобразования в стране, процессы глобализации и регионализации культуры, науки и образования не могли не отразиться на структуре и содержании педагогической культуры.

Эволюционный подход в исследовании феномена педагогической культуры позволил нам определить и дополнить содержание педагогической культуры с учетом современных процессов глобализации культуры, науки и образования и определить межкультурную компетенцию как важную составляющую профессиональной культуры современного учителя.

Следует отметить, что процесс развития педагогической культуры учителя сложен и многогранен. Без сомнения, предмет «иностранный язык» имеет свои специфические возможности совершенствования этого процесса: как конкретный иностранный язык влияет на коммуникативное поведение личности, как эффективнее использовать культурный потенциал предмета «иностранный язык» для развития духовной аксиосферы учителя, как расширить образовательное пространство средствами этого предмета. Обозначенные проблемы могут стать предметом дальнейших научных поисков и открытий.

Проведённое нами исследование позволило внести вклад в совершенствование подготовки учителя-профессионала, способного Служить демократическому обновлению страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. J. W.Goethe. национального языка этого периода.
  2. Считаете ли Вы, что знание 85 7,5 7,5 35 40 25иностранного языка необходимо для профессионального самосовершенствования.
  3. Л.А. Педагогическая этика в системе профессионально-педагогической подготовки / Л. А. Абрамова: Межвуз. сб. науч. труд. // Пути совершенствования педагогического образования:-Чебоксары, 1988. — С. 70 — 72.
  4. З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф. дис.. пед. наук / З. Ф. Абросимова. Курган, 1994.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М., 1996.
  6. Ю.П. Радость учить и учиться, — М., 1989.
  7. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. 1995.-№ 1.
  8. А. Сравнительно-типологическая фразеология разносистемных языков. Ашхабад, 1987. — С.84.
  9. Альбуханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  10. Альбуханова-Славская К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности// Психол. журнал. 1993, — № 4.
  11. Ш. А. Здравствуйте, дети!— М.: Просвещение, 1988.
  12. Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.:1. Наука, 1977.
  13. П.Андреев В. И Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.
  14. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. — 236 с.
  15. З.Андреев В. Н. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
  16. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности. М., 1991.
  17. Г. А. Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, О. А. Донских и др. Новосибирск, 1989.
  18. Антология исследования культуры: интерпретация культуры. С-П" 1997. — Т.1.
  19. Л.И. Личность в диагностике: некоторые итоги исследования// Психол. журнал, 1992. № 5. — С.12−25.
  20. Л.И. Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 365 с.
  21. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.
  22. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.
  23. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 150 с.
  24. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  25. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопр.психол., 1992. № 1−2.
  26. Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М., 2000. — 270 с.
  27. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов: к вопросу о сущности педагогической культуры // Сов. педагогика, 1981. № 1. — С.71 -78.
  28. А.В. Педагогическая культура офицера /
  29. A. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. М.: Военное изд-во, 1985. -С. 158.
  30. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопр. психол., 1990. -№ 2.
  31. Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Вопр. филос., 1995. -№ 3.
  32. С.Н. Эстетические ориентации педагога в процессе организации учебного материала // Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя: Сб.науч.тр,-Ярославль, 1989. С. 10 -14.
  33. М.М. Философская культура 20 века. С.-П., 1991.
  34. М.М. Эстетическое наследие и современность. Саранск, 1992.
  35. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 225 с.
  36. В.А. Интегрирование общегуманитарных и общенаучных дисциплин как основа педагогического профессионализма /
  37. B.А.Беляева: Тезисы докладов чтений // Интегральные процессы в подготовке специалиста на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рязань, 1997. — С. З — 4.
  38. В.Л. Методологические аспекты формирования высокой педагогической культуры в процессе подготовки педагога / В. Л. Бенин // Сб. статей: Вып. № 1. Уфа.: Башк. пед. инст., 1995. — С.7 — 28.
  39. В.Л. Педагогическая культура: её содержание и специфика. Уфа, 1994. — 190 с.
  40. B.JI. Педагогическая культура: исходные принципы изучения и формирования / В. Л. Бенин // Сб. статей: Вып.З. -Уфа.: Башк. пед. инст., 1998. 121 с.
  41. М.Н. Интеграционные процессы в образовании / М. Н. Берулава // Сб. научных статей. Бийск, 1994. — С.3−9.
  42. Н.А. Проблема человека // Ступени, 1991. № 1.
  43. Н.А. Смысл истории. М., 1990. — 176 с.
  44. Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. — М., 1986.
  45. Бестужев-Л ада И.В. К школе 21 века. Размышления социолога.-М., 1988.-256 с.
  46. B.C. Культура. Диалог культур // Вопр. филос., 1989. -№ 6. С. 31 — 42.
  47. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
  48. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  49. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. — Т.1,2.
  50. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М. И. Бобнева // Проблемы общения в психологии- Под ред. Б. Ф. Ломаф. М., 1981.
  51. И.Г. Мир через культуру. М., 1993.
  52. А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998. — 167 с.
  53. А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педаго., 1990. № 5.
  54. А.А. Психология общения. Москва — Воронеж, 1996.
  55. Л.И. Проблемы формирования личности. Москва -Воронеж, 1995.
  56. А. Творческие основы культуры или ещё раз об «учёном незнании» // Вестник высшей школы, 1990. № 3.
  57. З.М. Дидактическая модель становления профессионально-педагогической деятельности у студентов педвузов: Экспериментальное исследование. Челябинск, 1998. -61 с.
  58. Большой толковый психологический словарь. М., 2000. — Т.1. -362 с.
  59. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика, 1994. № 3. — С.37 — 43.
  60. Е.В. Уровень педагогической культуры главная основание для аттестации учителя. — Ростов/Д, 1994. — 15 с.
  61. Е.В. Введение в педагогическую культуру / Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова. Ростов / Д, 1995. — 172 с.
  62. Е.В. Диагностическая программа изучения педагогической культуры учителя / Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова. Ростов / Д, 1994. — 18 с.
  63. Е.В. Основы педагогической культуры / Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова, Т. И. Власова. Ростов / Д, 1993. — 16 с.
  64. JI. Иностранный язык в парадигме ценностей образования / JI. Босова: Матер. Всерос. Конференции. Москва, 31 мая 1 июня 1997.-М., 1999.
  65. А.В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. Минск, 1990. — 213 с.
  66. Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия // Вопр. филос., 1997. № 2. — С.12 — 18.
  67. A.M. Формирование профессиональных ценностных ориентации студентов педагогического вуза / А. М. Булынин: Метод, рекоменд. Комсомольск-на-Амуре, 1995.
  68. .Л. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Б. Л. Бульфсон, Н. М. Воскресенская. М., 1995. — 127 с.
  69. В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.
  70. И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей // Педагогика, 2003. № 3. — С. 32 — 38.
  71. С.Г. Учитель крупным планом: социально-педагогические проблемы учительской деятельности. М.: СПбГУПМ, 1994. — 132 с.
  72. И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей // Педагогика, 2003. № 3. С. 32 -38.
  73. В.Г. Социология культуры. СПб, 2000. — 60 с.
  74. Н.Е. О педагогической культуре будущего учителя / Н. Е. Воробьёв, В. К. Суханцева // Педагогика, 1992. № 1 — 2. -С.66−70.
  75. .З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. -М.: Магистр, 1995.
  76. JI.C. Психология развития как феномен культуры. -М., 1996.-512 с.
  77. Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1989.
  78. О.С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. М., 1995. — 103 с.
  79. М.М. Дороги культуры // Вопр. филос., 1992. № 3. -С.131−133.
  80. Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. М., 1992.
  81. .С. Образование и будущее: Россия во мгле.. -Бийск, 1993.
  82. .С. Философия образования для 21 века. М., 1998.
  83. С.А. Интуиция в профессиональной деятельности педагога: Дис.. канд. пед. наук / С. А. Гильманов. Тюмень, 1990.
  84. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. -М.: Логос, 1994. 212 с.
  85. И.З. Воспитание и образование // Педагогика, 1999. -№ 2. С. 110 -115.
  86. В.В. Комплексный подход к пониманию мировоззренческой культуры будущего учителя / В. В. Гогина, Б. В. Ковригина // Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя. Вологда, 1989. — С.27 — 35.
  87. И.Ф. Книга об учителе. М., 1965.
  88. Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурногоподхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Григорьева. -Хабаровск, 2000.
  89. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973.
  90. JI.M. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. М. Гура. Иркутск, 1994.
  91. О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений: Автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Гурьянова. С.-П., 2001.
  92. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.
  93. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -239 с.
  94. Ю. К идеалам мира через культуру и образование // Педагогика, 1998. № 4. — С.122−125.
  95. Ю. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы // Педагогика, 1998. № 3. — С. 122−124.
  96. О.И. Педагогические условия развития к фасилитирующему взаимодействию у будущих учителей: Автореф. дне.. канд. пед. наук / О. И. Димова. Комсомольск-на Амуре, 2002.
  97. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  98. Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика, 2000. № 10. — С.3−11.
  99. Д.О. и др. Сопоставительная фразеология. -Владимир, 1990. 80 с.
  100. В.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999. — 335 с.
  101. Е.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989.
  102. Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. О. Епихина. Екатеринбург, 1999.
  103. Ю.В. Теоретические основы профессионально-коммуникативной подготовки будущего учителя в условиях педагогического университета (предметная область иностранный язык): Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Ерёмин. С.-П., 2001.
  104. Е.И. Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей школы: Дис.. д-ра пед. наук / Е. И. Ефимова. Хабаровск, 2001.
  105. К.К. Язык как практическое сознание.- Киев, 1990.
  106. Е.Д. Формирование педагогической культуры учителя в процессе изучения мировой художественной культуры: Дис.. канд. пед. наук / Е. Д. Жукова. Оренбург, 2000.
  107. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  108. Е.Ю. Педагогическая культурно-образовательная ситуация // Педагогика, 1999. № 3. — С.69 — 73.
  109. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998. — 126 с.
  110. В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  111. В.П. Культура и духовность // Вопр. фил ос., 1996. -№ 2.
  112. В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для 21 века. М., 1992.
  113. В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое общение / Под. ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — С.90 — 102.
  114. В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994.
  115. Н.С. Культура человек — философия, к проблеме интеграции и развития // Вопр. филос., 1982. — № 1.
  116. Н.С. Культура и общественный прогресс. М., Наука, 1980.
  117. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе: Дис.. канд. пед. наук / Т. В. Иванова. Луганск, 1991.
  118. Изучение профессиональной компетентности педагогов. -Калуга: КОНУУ, 1994. 39 с.
  119. Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сб. науч. статей. Бийск, 1994. — 123 с.
  120. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Ф. Исаев. М., 1993.
  121. М.С. Философия культуры. С.-П., 1996.
  122. Кан Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М., 1990. — 140 с.
  123. М.А. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук / М. А. Кириллова. -Мурманск, 2000.
  124. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. — 190 с.
  125. А.В. Методология и методика педагогического исследования: постановка цели и задач исследования: Уч. пособ. / А. В. Клименюк. Киев, 1988. — 98 с.
  126. Е.Н. Интуиция как самодостраивание / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии, 1994. № 2. — С. 110−123.
  127. JI.A. Жизнь как бессмертие // Вопр. филос., 1994. № 12. — С.39 — 49.
  128. JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981.-64 с.
  129. Е.Ч. Педагогические условия повышения уровня педагогической кульуры сельского учителя: Дис.. канд. пед. наук / Е. Ч. Козырева. Омск, 1999.
  130. Т.В. Педагогическая поддержка личностного саморазвития студентов в процессе изучения иностранного языка: Дис.. канд. пед. наук / Т. В. Колонтаеская. Хабаровск, 2002.
  131. Н.А. Развитие педагогической культуры будущего учителя на уроках по иностранному языку: Дис.. .канд. пед. наук /Н.А.Комар. Иркутск, 1995.
  132. Я.А. Великая дидактика. М., 1935. — Т. 1.
  133. Кон И. В поисках себя. М., 1984.
  134. И.М. Дидактические условия развития педагогической коммуникации при обучении иностранному языку: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. М. Кондюрина. -Москва, 1999.
  135. Г. И. Системный подход к формированию навыков самообразовательной деятельности при изучении иностранного языка в вузе / Г. И. Коротких, Г. И. Бойко. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1990.- 11 с.
  136. Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Корсакова. Калининград, 1997.
  137. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.431 с.
  138. В.А. Образ «человека культуры». М., 1998.
  139. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Д., 1961.-98 с.
  140. С.Г. Лингвострановедение как фактор развития аксиологического потенциала личности студента университета: Автореф. дис.. канд. пед. наук/С.Г.Кулагига. Оренбург, 1997.
  141. Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск: ХГПУ, 2001. — 334 с.
  142. Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: педагогический взгляд. Хабаровск, 2003. — 323 с.
  143. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Благовещенск, 2001. 342 с.
  144. Культура, культурология и образование: Круглый стол // Вопр. философ., 1997. № 2.
  145. Ю.Н. Творческая деятельность в профессиональной деятельности учителя // Вопр. психол., 1986. № 2. — С.21 — 30.
  146. М.В. Этнокультурные аспекты изучения языков // Педагогика, 1998. № 3. — С. 74.
  147. H.JI. Педагогическая поддержка становления коммуникативной культуры у будущих учителей иностранного языка в поцессе профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Кучеренко. Благовещенск, 2002.
  148. Э.А. Эстетическая подготовка будущих учителей в связи с изучением иностранного языка: Межвуз. сб. науч. тр. / Э. А. Лауренович // Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе. Рига, 1989. — С.78 — 86.
  149. В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культурологический подход к образованию // Вопр. философ., 1997. № 2. — С.3−5.
  150. А.А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема // ИЯШ, 1972. № 1.
  151. А.А. Основы психолингвистики. М., Психология, 1997.
  152. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
  153. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 212 с.
  154. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с.
  155. В.Г. Мотивационная основа интереса к учению // Сов. педагогика., 1987. № 7. — С.130 — 131.
  156. Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н.В.Пилипенко//Вопросы психологии, 1995. № 1.
  157. И.Я. Прогностическая концепция целей и содержания образования / И. Я. Лернер, И. К. Журавлева. М., 1994.
  158. Д.С. Школа на Васильевском. М.: Просвещение, 1990.- 158 с.
  159. А.С. О воспитании. М., 1988.
  160. Л.И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки к профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук / Л. И. Малыгон. Хабаровск, 1999.
  161. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.
  162. М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
  163. .В. Философская антропология. Санкт-Петербург: Лань, 1997.
  164. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  165. А. Психология бытия. М., 1997.
  166. В.М. О понятии «культура».- М., Мысль, 1982.
  167. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин // Психология индивидуальности. Москва: Воронеж, 1996.
  168. Методология, методы и психология научного исследования. -Тверь, 1995.
  169. Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур // ИЯШ, 1997. № 4. -С.17 — 22.
  170. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психол., 1990. № 3.
  171. JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. М.: Флинт, 2001. — 191 с.
  172. И.М. Профессиональная культура учителя: Социологический очерк / И. М. Модель, Б. С. Модель. Екатеринбург, 1992.
  173. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
  174. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999.-635 с.
  175. А.В. Способности и потребности личности. М., 1983.
  176. В.Н. Психология отношений. М.: Воронеж, 1996.
  177. Национально-культурная специфика речевого поведения- Под ред. А. А. Леонтьева и др. М.: Наука, 1977.
  178. Ни О. П. Педагогические условия личностно-професионального саморазвития студентов экономического вуза в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис.. канд. пед. наук / О. П. Ни. Хабаровск, 2000.
  179. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. — 214 с.
  180. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.
  181. Е.И. Психология билингвизма. М., 1986.
  182. Педагогическая культура и её формирование при подготовке учителя: Сб. статей: Вып.1- Под ред. В. Л. Бенина. Уфа: Башк.пед.инст., 1995. — 97 с.
  183. Педагогическая мысль и образование 21 века: Россия -Германия: Матер, междунар. науч.-практ. конфер. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. — 324 с.
  184. Педагогическая этика- Под ред. Э. А. Гришина. Владимир: ВГПИ, 1975.
  185. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2000. -Т.2. — 527 с.
  186. Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики: Сб. науч. тр.- Под ред. И. Е. Шварц. Пермь, 1975.
  187. Н.А. Личностно профессиональный рост педагога. — Иркутск, 1993.
  188. Г. И. Педагогические основы межпредметных связей. -М., 1985.-77 с.
  189. Н.А. Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации: Дис.. канд. пед. наук / Н. А. Петрова. -Хабаровск, 2002.
  190. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.
  191. В.А. Личность в психологии. Ростов/Д: Феникс, 1996.
  192. А.А. Культура как система.- М., 1998.
  193. К.К. Осознанное и неосознанное в формировании личности: Сб. стат. / К. К. Платонов // Педагогическое воздействие на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики. -Пермь, 1975. -С.3−18.
  194. А.А. Мысль и язык. М., 1994.
  195. Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования (на материале изучения педагогических дисциплин): Дис.. канд. пед. наук / Е. В. Прозорова. Хабаровск, 1998.
  196. Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 1998. — С.238 -239.
  197. И.П. Диагностика педагогической компетентности. -Пятигорск, 1990. 51 с.
  198. С.З. Критерии сформированности творчески зрелой личности. Минск: Бел. НИИ образ. МО Белоруссии, 1998. -С.41.
  199. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М&bdquo- 1994.
  200. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990. № 1.
  201. Н.С. Культура, ценности и развитие образования: Исслед. центр по пробл. упр. кач-вом подгот. спец-в. М., 1992. -155 с.
  202. СЛ. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы философии, 1989. № 4.
  203. .Ж. Эмиль или о воспитании. М., 1967.
  204. Н.В. Игры, в которые играют. М., 2000.
  205. B.C. Культура и развитие человека // Вопросы философии, 1982. № 4. — С. 15 -29.
  206. Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А.Адлера. С.П., 1993.
  207. В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. -М., 1990. С. 162−163.
  208. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. М. Симонова. М., 1982. — 16 с.
  209. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.
  210. В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя. М.: Прометей, 1993.
  211. В. А. Методологическая культура учителя / В. А. Сластёнин, В. Э. Тамарин // Сов. педагогика, 1990. № 7.-С. 76−84.
  212. В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, В. И. Исаев. -М., 1995.
  213. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  214. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. -621 с.
  215. Л.Б. Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя: Дис.. докт. пед. наук / Л. Б. Соколова. Оренбург, 2000.
  216. Э. Образование путь к культуре мира и толерантности / Э. Соколова // Народное образование, 2002. — № 2. — С. 111−115.
  217. B.C. Избранное / Сост. А. В. Гулыги, С. Л. Кравца. -М.: Советская Россия, 1990.
  218. Л.А. Генезис содержания общего образования: гуманистический аспект. Хабаровск, 1994.
  219. Ю.В. Воспитание у студентов педагогического мышления средствами проблемного обучения / Ю. В. Сурков // Проблемное обучение в вузе. Саратов, 1987. — С. 25 — 32.
  220. .А. Понятие гуманизации и гуманитаризации в аспекте развития высшей школы / Б. А. Сутырин // Понятийный аппарат педагогики образования: Вып.З. Екатеринбург, 1997. -С.50−52.
  221. В.А. Избранные произведения. М., 1984.
  222. Т.В. Педагогические условия освоения будущим учителем технологий профессионального общения: Дис.. канд. пед. наук / Т. В. Татьянина. Саранск, 1998.
  223. В.И. Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Тихонова. Воронеж, 1998.
  224. Толстой J1.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 544 с.
  225. Ю.И. Обучение технике общения как средству повышения готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук / Ю. И. Турчанинова. М., 1988. — 158 с.
  226. Д.Н. Психология деятельности: Сб. «Психологические исследования». -М., 1966.
  227. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. — Т.1,2.
  228. Г. Н. О культуре межнационального общения // Педагогика, 1999. № 2. — С. 119 — 121.
  229. Философский словарь. М., 1986.
  230. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: Сб. науч. тр.- Под ред.
  231. B.А.Сластёнина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — 168 с.
  232. Формирование познавательной активности учащихся средней школы на уроке иностранного языка: Сб. науч. трудов. Рязань, 1990.
  233. Формирование профессиональных умений и воспитание личности учителя иностранного языка в процессе языковой подготовки в педагогическом вузе: Сб. науч. трудов. М., 1983.
  234. И.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии, 1993. № 1.
  235. Г. И. Лекции по педагогической психологии. -Красноярск, 1999. 147 с.
  236. В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987.
  237. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1980.-Т.1,2.
  238. А. Упадок и возрождение культуры. М.: Прометей, 1993.-511 с.
  239. С.Е. Школа: мониторинг качества образования /
  240. C.Е.Шишов, В. А. Кальней. М., 2000. — С. 3 -18.
  241. Е.Н. Гуманизация педагогического образования / Е. Н. Шиянов // Формирование профессиональной культуры учителя. -М.: Прометей, 1993. С. 17 -38.
  242. Г. П. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий, В. М. Розин, Н. Г. Алексеев и др. М., 1993. — 415 с.
  243. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1947. — 230 с.
  244. Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. М.: НИИ АПН, 1980.
  245. Энциклопедия профессионального образования. М., 1998. -Т.1.-454 с.
  246. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные. Интеллектуальные. Межличностные аспекты. М., 1997.
  247. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. М., 1994.
  248. Язык и интеллект: Сб. науч. трудов- Под ред. В. И. Герасимова.- М.: Прогресс, 1995.
  249. Язык и когнитивная деятельность: Сб. науч. статей АН СССР. -М.: Наука, 1989.
  250. Язык и культура: Сб. обзоров- Под ред. Е. О. Опарина. М., 1999.
  251. И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности. Брянск, 1997.
  252. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинт, 1997. — 224 с.
  253. Н.М. Теория и практика педагогического творчества.- Челябинск, 1987. 67 с.
  254. В.А. Эмпирические типы эмпатии учителей: Межвуз. сб. науч. тр. / В. А. Якунин, С. Б. Борисенко // Совершенствование подготовки учителя в университете. Саранск, 1991. — С. 48 — 52.
  255. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге неосферной эпохи // Педагогика, 1996. № 2.
  256. Н.В. Преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов (на материале изучения иностранного языка): Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Ященко. Барнаул, 2001.
  257. Apelt, Walter. Positionen und Probleme der Fremdsprachenpsychologie.
  258. Apelt, Walter. Lehren und lernen fremde Sprache. Berlin, 1991.
  259. Abel Fritz. Die sozialen und padagogischen Aufgaben desschulischen Franzosischunterricht in Deutschland. Augsburg, 2001.
  260. Bausch (Christ), Krumm (Hrsg.). Handbuch Fremdsprachenunterricht. 3. Auflage.- Francke Verlag Tubingen und Basel, 1995.
  261. Baumgratz-Gangl, Gisela. Personlichkeitsentwicklung und Fremdsprachenerwerb. Transnationale und transkulturelle Kommunikationsfahigkeit im Franzosischunterricht. Padeborn.-Schoningh, 1990.
  262. Brusch, Wilfried. Text und Gesprach in der fremdsprachlichen Erziehung. Hamburg: ELT-Verlag, 1986.
  263. Chott Peter O. Entwicklung von «Schulkultur» // Padagogische Welt, 1997. № 12.
  264. Finkenstadt Thomas, Schroder Konrad. Sprachenschranken statt Zollschranken? Grundlegung einer Fremdsprachenpolitik fur das Europa von morgen. Essen: Stiftenverband fur Deutsche Wissenschaft, 1990.
  265. Geoch Rona C. Mc., Jung Udo O.H. (Hrsg.). Ende oder Wende? Universitater Fremdsprachenunterricht an der Jahrtausendwende. Qualitat der Lehre Professionalitat der Lehrenden. — Bochum: AKS-Verlag, 1997.
  266. Gerighausen Josef, Sell Peter. Aspekte einer interkulturellen Didaktik. Miinchen: Geothe-Institut, 1987.
  267. Giinther, Susanne. Interkulturelle Kommunikation und Fremdsprachenunterricht. //InfoDaF, 1986. № 16.
  268. Gohring, Heinz. Interkulturelle Kommunikationsfahigkeit // Info DaF, 1976. № 6.
  269. Gohring, Heinz. Deutsch als Fremdsprache und interkulturelle Kommunikation // In Wienlacher A. (Hrsg.) DaF, 1980. № 1.
  270. Hejj, Andreas. Schulleben und -kultur // Padagogische Welt, 1997. № 12.
  271. Hinnenkamp, Volker. Wieviel und was ist «kulturell» in der interkulturellen Kommunikation? Fragen und Uberblick // DaF, 1990. -№ 1.
  272. Humboldt, Wilhelm von. Bildung und Sprache / Auswahl aus seinen Schriften. Padeborn, 1959.
  273. Ingendahl, Werner. Sprachliche Bildung im kulturellen Kontext. -Opladen, 1991.
  274. Kern, Peter. Padagogik im Atomzeitalter. Herder-Verlag, 1982.
  275. Kuhlwein Wolfgang, Radden Gunter (Hrsg.). Sprache und Kultur: Studien zur Diglossie, Gastarbeiterproblematik und kultureller Integration. Tubingen, 1978.
  276. Litters, Ulrike. Interkulturelle Kommunikation aus fremdsprachendidaktischerPerspektive. Tubingen, 1995.
  277. Luchtenberg, Sigrid. Interkulturelle kommunikative Kompetenz. -Opladen, 1999.
  278. Merten, Stephan. Fremdsprachenerwerb als Element interkultureller Bildung. Frankfurt/Main, 1995.
  279. Osgood, Ch. Alternative to war or surrender. Urbana, 1962.
  280. Piepho, Hans-Eberhard. Kommunikative Kompetenz als iibergeordnetes Ziel im Englischunterricht. Limburg, 1974.
  281. Schofthaler T. Multikulturelle und transkulturelle Erziehung- zwei Wegezu kosmopolitischen Identitaten // Internationale Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft -11 ff.
  282. Thomas Alexander, Abdallah-Pretceille Martine. Interkultureller Austausch. Baden-Baden, 1995.
  283. Wiater, Werner (Hrsg.). Kompetenzerwerb in der Schule von morgen. Donauworth, 2001.
  284. Zapp, Franz Josef. Fremdsprachen allgemeinbildend-berufsbildend. Frankfuhrt/Main, 1979.
  285. Методика «Незаконченные предложения».
  286. На уроке иностранного языка мне нравится.
  287. Когда ко мне обращается преподаватель.3. На уроке мне не нравится.
  288. Преподаватель оценивает мою работу.
  289. Преподаватель обращается с нами.
  290. Когда я иду на урок иностранного языка.
  291. Методика «предмет чувства».
  292. Дата Чувства Страх Радость Интерес Удивление Беспокойство Скука Грусть Спокойствие 1 Уверенность 1--- Неуверенность Злость Счастье
Заполнить форму текущей работой