Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие системы среднего образования в Татарстане первой половины XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ состояния изученности рассматриваемой проблемы свидетельствует о наличии интереса к ней со стороны исследователей. Однако данный опыт еще не нашел достаточного теоретического осмысления и обобщения, соответственно, и внедрения в современную практику. Правда, в работах некоторых ученых прослеживается качественный подход к анализу источников, наблюдается исследование этапов развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-теоретические предпосылки развития среднего образования в Татарстане первой половины XX века
    • 1. 1. Социально-педагогические предпосылки развития системы среднего образования в Татарстане, первой половины XX века
    • 1. 2. Периодизация развития системы среднего образования в Татарстане первой половины XX века
    • 1. 3. Государственное управление системой среднего образования в Татарстане первой половины XX века
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Перестройка содержания системы среднего образования в Татарстане первой половины XX века
    • 2. 1. Школы ликвидации безграмотности в Татарстане первой половины XX века
    • 2. 2. Развитие системы и содержания национального образования в Татарстане первой половины XX века
    • 2. 3. Просветители и педагоги в области развития системы среднего образования в Татарстане первой половины XX века
  • Выводы по второй главе

Развитие системы среднего образования в Татарстане первой половины XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В основных целях и задачах образования «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» отмечается, что оно призвано обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. В основные задачи государства в сфере образования входят: гармонизация национальных и этнокультурных отношенийсохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культурсохранение языков и культур малых народов Российской Федерации и т. д.

Обеспечение прогресса развития общества обуславливает приоритетность общечеловеческих ценностей, что порождает новые задачи, связанные с изменением парадигмы образования, обновлением его содержания, разработкой нестандартных учебных программ и учебно-методических пособий, предполагающие изучение истории образования.

Одним из оптимальных путей решения этих задач является изучение истории развития общего среднего образования. Закономерностью развития человечества на всем протяжении его истории является взаимодействие народов и их культур. В многонациональном государстве определяющим безоговорочным требованием является поиск оптимального соотношения общегосударственных и национальных интересов. Образование в многонациональном государстве призвано беречь не только язык, культуру, самобытность каждого народа, но и воспитывать гражданственность и патриотизм.

Реалии нынешнего целостного, хотя и противоречивого, мира вызвали мощные интеграционные тенденции, а также социальные, экономические и политические изменения, которые оказывают доминирующее влияние на образование. В связи с этим, особую значимость приобретает постоянный неутихающий интерес исследователей к разнообразным аспектам развития образования как в отдельных этнических регионах, так и во всем государстве в целом.

История образования устанавливает связь между процессами, происходящими в образовании и общественно-экономическим развитием, обобщая то положительное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Обращаясь к истории педагогики, следует не слепо копировать опыт, а выявлять наиболее ценные идеи с тем, чтобы при необходимости использовать их в рамках современной системы Российского образования, целью которой является обеспечение конкурентоспособности государства на мировом уровне за счет оптимального соотношения затрат и качества в сфере образования и науки.

XX в. во всем мире характеризовался крупными изменениями как в жизни в целом, так и в образовании в частности. В начале века стало понятно, что как на западе, так и в России, просвещение не соответствует новым социально-экономическим условиям. В конце XIX века начались поиски новых путей развития образования и в новом столетии они привели к обновлению содержания и методов обучения, введению его новых организационных форм, изменению взаимоотношений учителя и ученика. Приоритетными идеями в воспитании и обучении стали активность детей, их самостоятельность, демократизация системы школьного образования и культуры.

В работах российских ученых, исследовавших развитие системы образования в регионах, подробно рассмотрены тенденции, аспекты развития, а также уделено немало внимания деятельности ученых-педагогов, работавших в этой области. Среди авторов стоит отметить Д. И. Латышину, А. Н. Джуринского, Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского и М. Ф. Шабаева. К сожалению, материала в этих трудах, относящихся к развитию системы образования в Татарстане, слишком мало, чаще всего регионы рассмотрены в общем контексте.

Среди исследователей развития образования в Татарстане значимы труды Ю. А. Туишева, который сравнил данные уровня образования XIX и XX вв.- М. 3. Тутаева, который исследовал развитие образования с партийной точки зрения. Также значимое место в изучении истории педагогики и образования татарского народа занимают исследования татарских ученых, таких как Я. И. Ханбиков, Р. Ш. Маликов, А. Г. Муха-метшин, 3. Т. Шарафутдинов, Ф. Г. Ялалов, работы которых посвящены раскрытию истории развития системы образования и педагогической мысли в Татарстане.

Анализ состояния изученности рассматриваемой проблемы свидетельствует о наличии интереса к ней со стороны исследователей. Однако данный опыт еще не нашел достаточного теоретического осмысления и обобщения, соответственно, и внедрения в современную практику. Правда, в работах некоторых ученых прослеживается качественный подход к анализу источников, наблюдается исследование этапов развития образования. Большинство авторов рассматривают вопросы развития образования в целом, особенно воспитания, уделяя внимание лишь определенному ее компоненту. Вне поля зрения ученых остались вопросы, касающиеся социально-исторических условий, основных направлений и содержания процесса образования в Татарстане. Также нет обобщающих работ, раскрывающих условия, противоречия и специфику развития общего среднего образования в Татарстане первой половины XX в.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования истории образования России и регионов и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, системном и концептуальном аспектах. Это противоречие детерминировано несоответствием между:

— повышенными требованиями общества, предъявляемыми к современной системе образования, и отсутствием исследований по истории его развития;

— потребностями в теоретическом обосновании, научно-методическом обеспечении содержания истории образования и наличием пробелов в целостной системе его исследования в связи с недостаточной изученностью проблемы с современной точки зрения;

— необходимостью установки на качественно новые направления воспитания конкурентоспособной личности с учетом исторического опыта государства и недостаточной исследованностью проблемы истории образования в Татарстане.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы историко-теоретические предпосылки, условия, тенденции, вклад педагогов в теорию и практику развития среднего образования в Татарстане первой половины XX в.

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Развитие системы среднего образования в Татарстане первой половины XX в.».

Объект исследования: процесс развития системы общего среднего образования в Татарстане.

Предмет исследования: историко-теоретические предпосылки, условия и тенденции развития общего среднего образования в Татарстане первой половины XX в.

Цель исследования: раскрытие историко-теоретических предпосылок, условий, тенденций развития, вклада педагогов в теорию и практику общего среднего образования в Татарстане первой половины XX в.

В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть социально-экономические и историко-теоретические предпосылки развития образования в Татарстане первой половины XX в.

2. Определить общественно-педагогические условия развития системы среднего образования в Татарстане на основе изучения архивных материалов.

3. Обосновать тенденции развития системы среднего образования в Татарстане первой половины XX в.

4. Выявить вклад педагогов первой половины XX в. в теорию и практику общего среднего образования в Татарстане.

Методологическую основу исследования составили системный и исторический подходыгуманистические идеи о единстве и взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностейтеория о взаимосвязи логического, исторического и культурологического в педагогическом познании. Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали современные философские, социально-педагогические и историко-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектный процесс общественно-исторического, социокультурного развитияобщенаучный комплексный подход, обеспечивающий целостное представление о динамике развития отечественного образования.

Теоретической базой исследования стали концептуальные идеи историко-педагогических исследований таких ученых, как Д. И. Латы-шина, А. Н. Джуринский, Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева, Г. Б. Корнетов, Р. Ш. Маликов, А. Г. Мухаметшин, Е. Г. Осов-ский, Г. А. Петрова, А. И. Пискунов, В. Г. Пряникова, 3. И. Равкин, Ю. А. Туишев, М. 3. Тутаев, Я. И. Ханбиков, 3. Т. Шарафутдинов, Ф. Г. Ялаловисториков, таких как Б. Ф. Султанбеков, А. Г. Галямова, Ф. А. Рашитов и др.- методологов и теоретиков образования Н. М. Борытко, Л. А. Волович, Д. В. Вилькеев, В. И. Загвязинский, М. И. Махмутов и др.- таких исследователей профессионального и многоуровневого образования, как Г. И. Ибрагимов, Е. Г. Корчагин, А. М. Новиков, В. С. Романов, В. С. Сенашенко, Б. Г. Хафизов, 3. М. Шакурова.

Источниковедческой базой исследования послужили Законы об образовании РФ и РТ, программно-методические документы, правительственные постановления и решения, учебники и учебно-методический комплекс, материалы педагогической и общественной периодики, документы, хранящиеся в архивах Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова, Академии наук Республики ТатарстанНационального архива Республики Татарстан, Министерства образования (просвещения) Республики Татарстан.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ и синтез научно-педагогических, этнографических, культурно-логических и этнопедагогических источниковисто-рико-логический анализ и синтез архивных и статистических материалов, относящихся к изучаемому периодусравнительно-исторический метод в анализе традиционного опыта воспитания, обучения и развития образования в исследуемых территориальных в русле аналогичных тенденций, происходивших в истории других регионов первой половины XX в.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2008—2009 гг.) включал изучение соответствующей историко-педагогической, религиозно-философской, архивно-статистической литературы. Определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна и практическая значимость, определились основные задачи, объект, предмет и база исследования.

Второй этап (2009;2010 гг.) состоял в содержательном изучении процесса развития системы общего среднего образования в Татарстане первой половины XX в.

Третий этап (2010;2011 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыты социально-экономические и историко-теоретические предпосылки развития образования в Татарстане первой половины XX в., в частности, установление партийно-государственных органов управления образованием, способствовавших развитию всеобщего народного образования, внедрению нового стиля письменностиразвитие промышленности и экономики, строительства и производства, потребовавшего необходимость более глубокого изучения основ точных наук, политехнизации обученияизменение ценностей и целей, обусловивших распространение педагогических идей через литературные произведения, искусство и пересмотр содержания образовательных программ.

2. Определены общественно-педагогические условия развития системы среднего образования в Татарстане, к чему относятся государственная забота и контрольсближение культур разных народов за счет перехода на русский язык обучениямассовое открытие государственных образовательных школ в городской и сельской местностиподготовка учительских кадровраспространение детских и молодежных про-партийных организацийразработка программ по борьбе с безграмотностьюшефство города над селомподготовка унифицированных учебников и программ обучения.

3. Обоснованы тенденции развития системы общего среднего образования в Татарстане первой половины XX в., что обусловлено поэтапным развитием государства, экономики и образования: первый период (1917;1929 гг.) — годы восстановления народного хозяйства и выстраивание четкой структуры государственного управления образованием, разработка программ обучения и воспитания с учетом регионального характеравторой период (30-е гг. XX в.) — форсированное строительство социализма и требование трудового воспитания и политехнического обучения в связи с обширной индустриализациейтретий период (1941 -середина 50-х гг.) — военные и послевоенные годы и разработка новых программ, методических указаний и пособий, а также активная работа по восстановлению системы образования.

4. Выявлен вклад педагогов первой половины XX в. в теорию и практику общего среднего образования в Татарстане, среди которых наиболее значимы труды Г. Ибрагимова, М. Курбангалиева, М. Фазлул-лина, В. Горохова, Н. Надиева, Г. Саади, X. Бадыгова, Л. Заляй и др., активная деятельность которых была направлена на разработку учебных программ, написание учебников, развитие просвещения и национальной системы образования.

Теоретическое значение исследования заключаются в том, что осуществлена периодизация этапов развития системы общего среднего образования в Татарстане первой половины XX в. (первый период -1917;1929 гг.- второй период — 30-е гг. XX в.- третий период — 1941 -середина 50-х гг.) — внесен существенный вклад в исследование истории развития системы общего среднего образования в России целом, в Татарстане в частностирасширены представления об истории развития системы образования в регионах России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что качественно обогащено содержание курсов «История образования и педагогической мысли», «Образование в Республике Татарстан» материалом, ныне не используемым в учебно-воспитательном процессе. Материалы исследования дают возможность разработать содержание нового спецкурса для студентов вузов, средних специальных учебных заведений и учащихся педагогических классов лицеев и гимназийиспользовать забытые, но восстановленные автором передовые идеи прошлого в современной практике образования.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории образования в общеобразовательных школах, средних специальных образовательных учреждениях, вузах и курсах повышения квалификации работников образования.

В исследовании дан научный прогноз возможностей использования истории развития системы общего среднего образования в Татарстане первой половины XX в. в учебно-воспитательном процессе, например, в процессе изучения истории образования и педагогической мысли, этнопедагогики в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на межвузовских, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, проведенных в гг. Санкт-Петербург (2011), Казань (2009), Екатеринбург (2010), Шуя (2010), Набережные Челны (2009), а также опубликованы в сборниках научных трудов и научно-методических журналах, изданных в гг. Казань (2008;2011), Нижний Новгород (2009). Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе педагогической деятельности в Камской государственной инженерно-экономической академии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментарияцелостным и системным подходом к исследованию проблемыопорой на теоретические положения философских, обществоведческих, истори-ко-педагогических исследований, а также архивные материалы (ЦТAPT, НАРТ, МОиН Республики Татарстан, Института истории им. Ш. Мард-жани Академии наук Республики Татарстан, Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова, Академии наук Республики Татарстан и др.), статистические данные Госкомстата России и Татарстанацеленаправленным анализом учебно-воспитательного процесса средних учебных заведенийнаучной и практической апробацией автором основных идей и полученных результатов в практике, использованием их в научных трудах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-экономические и историко-теоретические предпосылки развития образования в Татарстане первой половины XX в., а именно становление народности и интернационализма в взаимоотношениях в обществе, переход на новый стиль письменности в связи с установлением новых государственных органов управления образованиемтребование к более глубокому изучению естественных наук и политехнизации обученияизменение ценностей и целей, обусловивших распространение педагогических идей через литературу и искусствопересмотр содержания образовательных программ в связи с обширной индустриализацией и развитием экономики.

2. Общественно-педагогические условия развития системы среднего образования в Татарстане первой половины XX в., которые позволяют дать оценку состоянию образования и грамотности населения в связи с ростом внимания и контроля со стороны государства, увеличением количества учебных заведений и пунктов ликвидации безграмотности, численности учителей в школе и учащихсяразвитием сети сельских школвоспитание учащихся и молодежи в рамках пропартийных идеологизированных организаций и т. д.

3. Тенденции развития системы общего среднего образования в Татарстане первой половины XX в. и ее периодизация: первый период -1917;1929 гг.- второй период — 30-е гг.- третий период — 1941 — середина 50-х гг.

4. Вклад теоретиков и практиков Татарстана первой половины XX в., которые имели большое влияние на развитие образования исследуемого периода.

Структура диссертации.

Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В первой половине XX в. шла активная перестройка содержания системы среднего образования в Татарстане. В борьбе за грамотность населения партийно-государственные органы в корне пересмотрели структуру воспитания и обучения, появились новые учреждения и органы управления, которые занимались распространением грамотности.

Наряду со строительством средних образовательных учреждений в первые годы образования советского государства, появились и школы ликвидации безграмотности. Во многом они нужны были для обучения грамоте взрослых, тех которые уже работали, а также для представителей разных национальностей для обучения грамоте «по-русски». В целом ликпункты сыграли положительную роль в борьбе за грамотность, многие обучающиеся научились писать и читать, таким образом, страна уже могла строить новое общество.

В рамках развития интернационализма и народного образования в регионах немаловажным было сохранение национальных особенностей в обучении и воспитании. Этими вопросами на уровне нашей республики занимались Наркомпрос Татарстана и республиканское представительство при Наркомнац СССР. Важными событиями в области национального образования в период с 1917 г. по 1953 г. можно отметить: а) переход татарского алфавита сначала с арабской графики на латинскую, а затем — на кириллицуб) уменьшение внимания к обучению на татарском языкев) уход в организации воспитания от религиозных взглядов.

Особую роль в развитии образования в Татарстане в целом, и в средней школе в частности, сыграли ученые-педагоги, как рядовые учителя, так и работники ВУЗов и Академии наук Татарстана. Их деятельность наиболее значима: а) созданием новых программ обучения и воспитанияб) написанием новых учебников по различным наукамв) проведением курсов для нового поколения педагогических кадров для советской школы.

Опыт, набранный в первой половине XX в. актуален и по сегодняшний день.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать научно-теоретическое выводы о развитии политических, социально-экономических, культурных сфер Татарстана, которые определяли состояние, уровень образования, практики обучения и воспитания в школе молодой советской республики в 1917;1953 гг.

На закрытом заседании XX съезда КПСС 1956 г. «О культе личности и его последствиях» Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев озвучил свой доклад на эту тему. Таким образом, была поставлена точка на целой эпохе, в которую входили ленинское «активное строительство коммунизма» и сталинский «культ личности». Непременно они нашли свое отображение как в политической и экономической жизни, так в образовании и культуре того времени.

В 1917;1953 гг. Татарстан пережил многое: от получения автономии, включая коллективизацию и голод, промышленный и научный бум, заканчивая началом добычи нефти и началом новой жизни в регионе.

Сущностная характеристика общего среднего образования, практика обучения и воспитания в Татарстане в первой половине XX в. определялись следующими принципиальными положениями:

На I этапе — с 1917 г. до конца 20-ых гг. — в период восстановления народного хозяйства, новой экономической политики:

— выстроилась четкая структура государственного управления образованием;

— на местах велись разработки программ обучения и воспитания с учетом национальных аспектов;

— школы пополнились за счет ранее неохваченных детей в городах и селах;

— началась подготовка новых учительских кадров.

На II этапе — 30-е гг. — в период форсированного строительства социализма наряду с развитием промышленности:

— требовалось уделить большее внимание трудовому воспитанию и политехническому обучению;

— большое внимание уделялось воспитанию в школе в рамках пионерской общественной организации;

— в Татарстане полностью установилось обучение чтению и письму на основе кириллической графики.

На III этапе — с 1941 г. до середины 50-ых гг. — в период военных и послевоенных лет развитие образования во всей стране шло «семимильными шагами»:

— с 1941 по 1945 гг. ученые педагоги много времени уделяли разработке новых программ, методических указаний и пособий;

— в послевоенные годы государство вело активную работу по восстановлению образовательных учреждений и всеобщего образования в целом;

— большое внимание в эти годы уделялось патриотическому воспитанию и обучению начальному военному делу.

В процессе исследования был получен интересный архивный и статистический материал в области культуры и образования в Татарстане, проанализировав его можно увидеть положительную динамику в развитии грамотности, а вследствие образованности и культуры населения, государственного книгопечатания и выпуска газет и журналов.

В 1917;—1919 гг. партийно-государственные органы упразднили:

— практически всю систему учебно-воспитательных заведений;

— школы отделили от церкви (мечети), церковные школы (мек-тебе и медресе) упростили, а также запретили преподавание религии;

— провозгласили право всех граждан на образование, т. е. отменили все виды классовой розни в получении образования;

— все народы России получили право на создание национальной школы;

— отменялись тендерные различия при обучении;

— общее руководство средним образованием перешло в ведение Народного комиссариата просвещения, на местах — Народного комиссариата по делам национальностей.

Несмотря на то, что более 80% жителей республики на тот момент умело читать и писать на арабском, их приписали в число безграмотных. Таким образом, началась борьба с всеобщей безграмотностью в Татарстане. Открывались ликпункты, к работе с малограмотными привлекались общественные организации и профсоюзы. Говоря о борьбе с безграмотностью в Татарстане, особенно стоить отметить процесс переобразования татарского алфавита, который проходил в два этапа: в 20-е гг. — переход с арабской письменности на латиницу — «яналиф" — в 30-е гг. — переход с латинского на кириллицу.

Многие ученые отметили как негативные, так и положительные моменты подобного решения партийно-государственных органов, среди которых стоит отметить потерю связи между поколениями у татар — как негативное явление, и обретение целостности и общности в обучении в современном на то время Татарстане — как положительное.

Начиная с нового 1930/31 учебного года вводилось всеобщее обязательное обучение для детей в возрасте 8−10 лет в школе I ступени, переростков 11−15 лет — в школах для переростков, детей рабочих — в ШКМ, ФЗС и ФЗУ. Таким образом, к середине 30-х гг. всеобщим обязательным обучением были охвачены основная масса сельской молодежи.

Всеобщее наступление на безграмотность и активная динамика развития школьного дела шло вплоть до начала Великой отечественной войны. За это время до 95% вырастает грамотность населения, в 2 раза увеличилось число образовательных и культурных учреждений, в 5 раз — число квалифицированных преподавателей и учителей и др., что позволило нам положительно оценивать работу правительства в области средней системы общего образования и борьбы с безграмотностью населения Татарстана.

Нельзя не отметить и негативную сторону работы в этой области: излишняя идеологизированность в воспитании и обучении привели к отдалению народов СССР от своих национальных традиций и культурвсе это отрицательно отразилось на развитие системы образования и государства в целом.

Сложным также оказался и период военных лет, когда школы были переоборудованы в складские помещения, а дети школьного возраста были вовлечены в работу на заводах и полях. В этот период важными событиями в области развития всеобщего среднего образования явились установление выпускных экзаменов для оканчивающих начальную и семилетнюю школу, введение экзаменов на аттестат зрелости и учреждение золотых и серебряных медалей за успехи в учебе.

В 1949 г. произошел переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию. Хотя школьное дело в этот период развивался нединамично: были сложности с охватом большого количества детей переселенных и вернувшихся в свои родные края татарстанцев и вовлечения их в школу. Но с развитием экономики страны, развивалась и активность обучающихся, для них создавались новые улучшенные условия для получения образования — на 70% увеличилось строительство школ, а число детей в школе Татарстана было доведено до 500 тыс. детей.

Развитие промышленности в стране в послевоенные годы, а в нашей республике, в частности нефтехимической отрасли, требовано от партийно-государственных органов уделения большего внимание политехническому обучению в школе. В правительственных директивах на.

1951;1955 гг. много говорилось об осуществлении политехнического обучения в средней школе и проведении мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению.

Здесь четко прослеживается система и структура просвещения, которая сформировалась в советское время: четко выделились этапы воспитания и обучения — от детского сада, включая среднее образование, до получения высшего образования. Партийно-государственные органы сыграли огромную роль в государственном управлении образованием. Директивы Министерства просвещения СССР четко выполнялись в регионах местными исполнительными органами. Также отметим Академию наук Татарстана, которая выполнила колоссальную работу по разработке новых учебников, курсов и адаптацией образовательных программ с учетом национальных особенностей.

В целом деятельность просветителей Татарстана, будь то педагогов-демократов И. Терегулова, 3. Хади, Ф. Амирхана, Г. Тукая, Г. Кама-ла, М. Гафури, Ш. Мухамедовапедагогов-джадистов И. Гаспринского, Р. Фахретдинова, Ф. Карими, А.-Х. Максудиили же ученых советского времени Г. Ибрагимова, М. Курбангалиева, М. Фазлуллина, В. Горохова, Н. Надиева, Г. Саади, X. Бадыгова, Л. Залялютдинова и др. оцениваем с положительной точки зрения. Они вели активную просветительскую работу среди населения, обучали детей и будущих учителей для татарстан-ских школ, писали пособия и учебники, разрабатывали новые программы обучения и вводили новые принципы воспитания.

Среди них особое место занимают Галимджан Ибрагимов, чье творчество имело огромное влияние не только на развитие татарской художественной литературы и педагогической мысли, но и вошло в общий фонд культуры народов нашей многонациональной страныМухут-дин Курбангалиев, основным трудом, которого является разработка дидактических основ обучения взрослыха также Мухаметхан Фазлуллин, чьи труды по теории и истории педагогики, методике преподавания языков, учебники и пособия актуальны в деле воспитания и обучения молодежи.

Таким образом, создание партийно-государственными органами системы всеобщего среднего образования и ее развитие в Татарстане в 1917;1953 гг. стало положительным скачком в жизни молодой республики. Народность в образовании, первоначальное построение обучения на демократических основах и предусматривающее обучение на родном языке имели колоссальное культурное, экономическое и политическое значение. Эта система позволила превзойти системы просвещения зарубежных стран.

За довольно короткое время были созданы новые кадры учителей, что дало возможность проводить воспитание и обучение на основе диалектико-материалистического миропонимания и коммунистической идеологии.

Дальнейшее развитие не только школьного дела, образования и культуры, но политической и общественной жизни, было уже излишне идеологизировано, впоследствии, характеризовалось ослаблением тоталитарной власти во внутриполитической жизни государства и требовало перемен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М., Амирханова P.A., Устюжанин Е. И. История ТАССР. Учебное пособие Текст. / И. М. Абдрашитова, Р. А. Амирханова. Казань, 1964. — 155 с.
  2. , Я. Г. Татарская просветительская мысль Текст. / Я. Г. Абдуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. — 320 с.
  3. , Я.Г. Мэгърифэт нуры ачар. Татар ижтимагый фикере тарихыннан. Текст. / Я. Г. Абдуллин. Казан, 1987. — 197 с.
  4. , К.П. Рост культуры советского общества Текст. / К. П. Абросенко.- М.: Наука, 1958.- 267с.
  5. , А. М. Развитие всеобщего среднего образования в сельской местности Татарской АССР (1930−1952 гг.) Текст. / А. М. Азовский. Казань, 1959. 19 с.
  6. , Д.А. Казанская школа-коммуна и её воспитанники Текст. / Д. А. Александров. Казань: Таткнигоиздат, 1973. — 208 с.
  7. , С.Х. По следам минувшего. (Об историках краеведах Казани). Текст. / С. X. Алишев Казань, 1986. — 127 с.
  8. , A.M. История Татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Текст. / А. М. Аминов. Казань, 2000. — 128 с.
  9. , A.M. Курс «Народная культура» Текст. / А. М. Аминов //Магариф.- 1998.-№ 1.-46−48 с.
  10. , A.M. Справочник по истории Татарстана. Текст. / А. М. Аминов. Казань, 1997. — 102 с.
  11. , И. и др. Первый национальный университет Текст. / И. Амирханов и др. Казань: Магариф, 1994. — 39−40 с.
  12. , Р. А. Казанские медресе в начале XX в. Текст. / Р. А. Амирханов // Совет мэктэбе № 7. Казань, 1979. — 57−58 с.
  13. , P.A. Татарская национальная идеология Текст. / Р. А. Амирханов // Панорама-Форум. 1999. — № 1. — 27−38 с.
  14. , P.A. Татарский народ и Татарстан в начале XX Текст. / Р. А. Амирханов. Казань, 2005. — 150с.
  15. , Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период Текст. / Р. У. Амирханов // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КНЦ РАН, 1992. — 22−60 с.
  16. , А. С. Крупская и культурно-просветительная работа в деревне Текст. / А. С. Андреева. М., 1968. — 267 с.
  17. , А. И. Культура развития социализма Текст. / А. И. Арнольдов. М., 1975.
  18. , А.И. Культура и современность. Диалектика процесса культ, консолидации соц. стран Текст. /А. И. Арнольдов. — М.: Мысль, 1973.- 159с.
  19. , М. Г. Татарское режиссерское искусство (1906- 1941) Текст. / М. Г. Арсланов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. — 333с.
  20. , М. И. История хазар. Текст. / М. И. Артамонов. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
  21. , А., Габидуллин, X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России Текст. / А. Аршаруни, X. Габидуллин. Лондон, 1990.-22 с.
  22. Атлас истории Татарстана и татарского народа. Текст. Москва: Изд-во ДИК, Издательский дом «Дрофа», 1999.
  23. , З.С. Из истории борьбы за светскую школу в ТАССР Текст. / 3. С. Ахмеров // Советская педагогика. 1961. — № 12. — 112−114 с.
  24. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 196 с.
  25. , Ю.К. Организация учебно-воспитательного процесса: методические основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1988. 157с.
  26. , Т. Ф. Традиции национальных культур Текст. / Т. Ф. Бабынина. Казань: Школа, 2004. — 188 с.
  27. , Р.Б. Татарская национальная культура как модель евразийской культуры Текст. / Р. Б. Бадретдинов. Казань: РИЦ «Школа», 2006.- 120с.
  28. , Е.М. Школа в российском обществе 1917−1927 гг.: Становление нового человека Текст. / Е. М. Балашов. СПб, 2003
  29. , Э.А. Преемственность в развитии культуры Текст. / Э. А. Баллер. М.: Наука, 1984. — 158с.
  30. , Г. А. Казан торкилэре. Тарихи язмалар. Текст. / Г. А. Батталов. Казан, 1996. — 192 с.
  31. , У. Женщины правительницы в мусульманских государствах. Текст. / У. Бахрие. — М.: «Наука», 1982. -14 с.
  32. , А. Мусульмане в СССР Текст. / А. Бенигсен. Париж, 1983.-45с.
  33. , Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / II. А. Бердяев. М.: Наука, 1990. — 220с.
  34. , H.A. Восток и Запад. Текст. / Н. А. Бердяев. М: Путь. — 1990.-№ 29.-43−51 с.
  35. , Т.А. Ступени образования до Сорбонны Текст. / Т. А. Биктимирова. — Казань: Алма-Лит, 2003. 184 с.
  36. , Т.А. Татар хатын-кызлары мэгърифэт юлында (Женщины-татарки на пути просветительства). Текст. / Т. А. Биктимирова. Казан: Печатный Двор, 2002. — 140 с.
  37. , Л.И. Введение всеобщего начального обучения на Средней Вол- ге Текст. / Л. И. Биргер // Ученые записки. Куйбышев, — Вып. 51.-117−121 с.
  38. Борьба КПСС за развитие народного образования и культуры Текст.: // Сб.статей. Казань: Мин-во просвещения РСФСР. Казан, гос. пед. инт, 1972. — 160 с.
  39. , С. И., Набузан, В. М. Миграция населения в России в ХУШ начале XX века (численность, структура, география) Текст. / С. И. Брук, В. М. Набузан //История СССР. 1984. — № 4. — 58−69 с.
  40. , А. С. Статьи и речи о народном образовании Текст. / А. С. Бубнов.-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.-416с.
  41. , Н. Учительство и ликвидация неграмотности / II. Бугославская // Красная Татария. Казань, 1924. — 19 августа.
  42. , A.C. Развитие политического сознания молодежи Республики Татарстан в 1985—2004 гг.: историко-социологический аспект. Текст. / А. С. Бушуев. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. 204 с.
  43. , А. А. Методика обучения истории в школе. Текст. / А. А. Вагин. М.: Просвещение, 1972. —351 с.
  44. , A.A. Методика преподавания истории в средней школе. Текст. / А. А. Вагин. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  45. , М.Ф. К вершинам науки. О развитии наук в Татарстане Текст. / М. Ф. Валеев. М., 1975. — 176с.
  46. , М.Х. Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан Текст. / М. Х. Валиев. Казань: «Татарские края». №№ 23, 24, 25, 2000 г.
  47. , Р.Н. Татарские учебники по гуманитарным дисциплинам (конец XIX начало XX века). Текст. / Р. Н. Валиуллин // Автореф. канд. фил. наук. Казань, 2001. — 28 с.
  48. , А.П. Ленин о культурно-просветительной работе Текст. / А. П. Виноградов. — Харьков, 1961.
  49. , Г. Н. Этнонедагогика: Учеб. для ст-ов сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г. П. Волков. — М.: Академия, 1999. -168 с.
  50. , Г. В. Ленинская программа атеистического воспитания вдействии (1917−1937 гг.) Текст. / Г. В. Воронцов. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. — 176 с.
  51. , Г. Ф. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан Текст. / Габдрахманова Г. Ф. Казань: Институт истории АН РТ, 2003. — 148 с.
  52. , М. Из медресе «Мухаммадия» в область просвещения Текст./ М. Галиев // Казан утлары-1983. — № 11. — 160 с. (на татар. яз.).
  53. , А.Г. История Татарстана: модернизация по-советски (вторая половина 1940-х — первая половина 1980-х гг.). Текст. / А. Г. Галлямова. Казань: Магариф, 2010. — 223 с.
  54. , З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917−1941) Текст. / З. Г. Гарипова. Казань: Магариф, 2004.- 168 с.
  55. , З.Г. Культурно-просветительная работа в Татарии в годы первой пятилетки (1928−1932) Текст. / З. Г. Гарипова. Казань: Таткнигоиздат, 1985.- 158 с.
  56. , З.Г. Осуществление политики коренизадии в Татарстане в документах. 1920−1930-е гг. Текст. / З. Г. Гарипова. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. — 272 с.
  57. , З.Г. Татары за пределами Татарстана. Текст. / З. Г. Гарипова. Казань: Институт истории АН РТ, 2008. — 124 с.
  58. , Д. Мэдрэсэлэр миллэтне яшэткэн Текст. / Д. Гарифуллин // Мэгариф. 1996. — 35−36 с.
  59. , М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985−2000 г. г.). Монография. Текст. / М. Х. Гатауллина. Казань: «Печатный двор», 2001. — 128 с.
  60. , P.M. Пути активизации общения заикающихся детей Текст. / Р. М. Гафарова. Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2003.- 112 с.
  61. , М.М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе Текст. /М. М. Гибатдинов // История и современность. Казань: Алма-Лит, 2003. -160 с.
  62. , К.Т. Национальная идеология. Текст. / К. Т. Гизатов: в 2 т. -М., 1999.-ТЛ: 199с.- Т.2:212с.
  63. , К.Т. Национальная идея и национальная идеология в России Текст. / К. Т. Гизатов // Диалог. 2001. — № 5. — 45−51 с.
  64. , К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве Текст. / К. Т. Гизатов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1982.-272 с.
  65. , Я. М. Пути развития татарской советской музыки Текст./Я. М. Гиршман.-М.: Музгиз, 1959,-215 с.
  66. , Е.Я. Методы обучения в советской школе. Текст. / Е. Я. Голант,-Л., 1955.- 56 с.
  67. , В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Текст. / В. М. Горохов. Казань, Тат. книж. изд., 1941 -261 с.
  68. , В.М., Рождественский, Б.П. Развитие народного образования в Татарской АССР Текст. / В. М. Горохов, Б. П. Рождественский. Казань: Татар, кн. изд-во, 1958. — 78 с.
  69. Государственность Республики Татарстан: история и современность. Сборник статей. Текст. — Казань: Институт истории АН РТ, 2010.-328 с.
  70. , Б. Д., Якубовский, А.Ю. Золотая Орда и ее падение. Текст. / Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1950.-478 с.
  71. , Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: Изд-во «Мысль», 1992. — 782 с.
  72. , Г. М., Хузин, Ф.Ш., Измайлов, И. Л. Рассказы по истории Татарстана. Текст. / Г. М. Давлетшин, Ф. Ш. Хузин, И. Л. Измайлов. Казань: Тат. книг, изд., 1994.
  73. , Т. Советский Татарстан. Теория и практика ленинской национальной политики Текст. / Т. Давлетшин. Лондон, 1974.-219−236 с.
  74. Двадцать лет ТАССР (1920−1940 гг.) Текст. Казань: Татгоиз-дат, 1940.- 188 с.
  75. Двадцать пять лет Татарской АССР (1920−1945) Текст. — Казань: Татгосиздат, 1945. — 104 с.
  76. , М. М. 40 лет народного образования в СССР Текст. / М. М. Дейнеко.-М, 1957.
  77. Декреты Советской власти Текст. М.: Политиздат, 1989. — 552с.
  78. , А. Н. История педагогики. Учеб. пос. для ст-ов педвузов Текст. / А. Н. Джуринский. М.: Владос, 1999. — 432 с.
  79. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании Текст. // Сборник документов за 19 171 947 гг. М.-Л., 1947. — Вып.1 -1. — 293с.
  80. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании Текст. //Сборник документов за 19 171 947 гг. М.-Л., 1947,-Вып.2−219с.
  81. , В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХШ-Х1У вв. Текст. / В. Л. Егоров. -М.: Наука, 1985.-245 с.
  82. , В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР Текст. / В. Т. Ермаков. М.: Мысль, 1968. — 151с.
  83. , А. И. Подъем экономики и культуры Татарии за сорок лет Текст. / А. И. Зайцев. Казань: Таткнигоиздат, 1957. — 155с.
  84. , М. 3. Торки-татар этногенезы Текст. / М. 3. Закиев. Казань: «Фикер», 1998. — 624с.
  85. , А. «Темные закоулки» российской истории (Преступления империи) Текст. / А. Закиров // Исхаков Д. М. Татары (популярный очерк этнической истории и демографии). Набережные Челны: Газ.-кн. изд-во «Камаз», 1993. — 51−61 с.
  86. , Ш. Ш. Милли тэрбия нигезлэре Основы национального воспитания. (Учебное пособие) Текст. / Ш. Ш. Залалиев. Казан: Мэгариф, 2003. — 150 с.
  87. , Ф. Бер гасырлык корэш Текст. / Ф. Залялов. Казань: Мэгариф. — 1996. — № 2
  88. Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века: Сб. статей. Текст. Казань: Новое Знание, 1997. — 179с.
  89. История Татарской АССР Текст. Казань, 1968 — 49 с.
  90. История Татарской АССР Текст. Казань, 1973 — 58 с.
  91. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы. Текст. Казань: ТаРИХ, 2001 — 544 с.
  92. , Д. М. Джадидизм как нациестроительство Текст. / Д. М. Исхаков // Иман нуры. 1996. — № 4. — 20 с.
  93. , Д. М. Этнография татарского народа. Учебное пособие. Текст. / Д. М. Исхаков. Казань: Магариф, 2004. — 287 с.
  94. , Д.М. Татары: (популярный очерк этнической истории и театра) Текст. /Д. М. Исхаков. Наб. Челны: Газ.-кн. изд-во «Камаз», 1993. — 64 с.
  95. , P.P. Педагогическое образование в Казанской губернии во второй половине XIX нач. XX в. Текст. / Р. Р. Исхаков. Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. — 279 с.
  96. , З.А., Зинурова, Р.И., Мусина, Р. Н. Современная этноязыковая ситуация в Республике Татарстан Текст. / З. А. Исхакова, Р.И. Зинурова, Р.Н. Мусина. Казань: Печатный Двор, 2002. -92 с.
  97. Казанская педагогическая школа во второй половине XX века Текст. Казань, 1999.
  98. , А., Светлов, П., Сайфутдинов, Ш. На пути к атеизации Текст. /А. Калаганов, П. Светлов, Ш. Сайфутдинов. Казань: Таткнигоиздат, 1967. — 162 с.
  99. , A.M. История Татарстана и татарского народа. XIX век. Учебное пособие. Текст. / А. Калимуллин. Набережные Челны. 2000.
  100. , А.Д. Народное образование в СССР Текст. / А. Д. Калинин.-М., 1972.
  101. , С.А. Против методического прожектерства. Текст. / С. А. Каменев. M-JI, 1932. — 40с.
  102. , В. П. Госкомстат Республики Татарстан Текст. / В. П. Кандилов. Казань, 2001. — 304 с.
  103. Кара-Мурза, Г. Манинуляция сознанием Текст. / С. Г. Кара-Мурза. М.: ЭксмоПресс, 2001. — 831 с.
  104. , А. Г. Становление и развитие татарской советской книги. 1917−1932. (Очерки о ведомственных, специальных и кооперативных изданиях Татарской АССР) Текст. /А. Г. Каримуллин. Казань: Таткнигоиздат. 1999. — 319 с.
  105. , Г. Г. Партия и культурная революция в СССР Текст. / Г. Г. Карпов. М.: ГосПолитиздат, 1957. — 72 с.
  106. Ким, М. П. Великий Октябрь и культурная революция. Текст. / М. П. Ким. М.: Знание, 1967. — 48 с.
  107. Ким, М. П. Коммунизм и культура Текст. / М. П. Ким. М.: Госполитиздат, 1961. — 72с.
  108. Ким, М.П. 40 лет советской культуре Текст. / М. П. Ким. М.: Госполитиздат, 1957. — 388 с.
  109. , И.М. Образование и развитие Татарской АССР (19 201 926) Текст. / И. М. Климов. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1960.-368 с.
  110. , В. А. Культурная революция и крестьянство (1921−1927 гг.) Текст. /В. А. Козлов. М: Наука, 1983. — 215 с.
  111. Коллективизация сельского хозяйства Татарской АССР. 19 271 937 гг.:Документы и материалы. Текст. Казань: Татгосиздат, 1968. -354с.114.115.116.117.118,119 120 121 122 123 132 436 480
  112. , Н. А. и др. История педагогики: Учеб. для ст-ов пед. ин-тов Текст. / Н. А. Константинов и др. М.: Просвещение, 1982.-447 с.
  113. , Н. А. Просвещение в СССР Текст./ Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. — М., 1955.
  114. , Н. А., Медынский, Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет Текст. / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. М.: Учпедгиз, 1948. — 472 с.
  115. , Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогике 1921−1931 гг. Текст. / Ф. Ф. Королев. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-508с.
  116. , Н. В. Теория и практика трудовой школы в России Текст. / Н. В. Котряхов, JI. Холмс. Киров, 1993. — 94 с. Красный Архив. — 1929. Т.4 (35). — 119 с. Красный Архив. — 1929. Т.5 (36). — 80 с. Красный Архив. — 1929.-Т.4 (35). — 107 с.
  117. , Н. К. О политико-просветительной работе: Избранные статьи и речи Текст. / Н. К. Крупская. М.: Изд-во Гос. библи-от.-библиогр. изд., 1940. — 72с.
  118. , Н. К. Трудовое воспитание и политехническое. Текст. / Н. К. Крупская, Н. К. Гончаров. М.: Изд. Ак. пед. наук 1960. Кузьмин, В.В., Синицына, K.P., Фахрутдинов, Р. Г. История Татарской АССР: Учебное пособие. [Текст] / В. В. Кузьмин, K.P.
  119. , Р.Г. Фахрутдинов. Казань: Тат.кн.изд-во., 1985. — 175 с.
  120. Культурная жизнь современного Татарстана. История Татарстана XX век. 1917−1995.: ч. IV Текст. Казань Издательство: «Хэ-тер», 1998.-844 с.
  121. Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества Текст. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1974.-605 с.
  122. Культурная революция в Татарии (1917−1937 гг.) Текст. Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. —303с.
  123. Культурное строительство в РСФСР: Стат. сборник. Текст. -М.:Госполитиздат, 1956. 267с.
  124. Культурное строительство в Татарии (1917−1941): Документы и материалы. Казань: Татгосиздат, 1971. — 357с.
  125. Культурно-просветительная работа на селе. Текст. Казань: Таткнигоиздат, 1958. — 60 с.
  126. Культурология. XX в. Текст. СПб: Университетская книга, 1997.-630с.
  127. , А. А. Революция и просвещение масс. Текст. / А. А. Куманев. М., 1973.
  128. , А. А. Социализм и всенародная грамотность Текст. / А. А. Куманев. М., 1967.
  129. , Т. С. Книгоиздательское дело в Татарии (19 171 927 гг,) Текст. /Т.С. Курбангалеева. Казань: Тат. кн, изд-во, 1977.- 135 с.
  130. , X. Татар теленец алфавит Ьэм орфография тарихы. Текст. / X. Курбатов. — Казан: Татар, кит. нэшр., 1960. 67 с.
  131. , Д. И. «По берегам Идели. Татарской народ: быт, культура, обычаи с древних времен». Текст. / Д. И. Латышина. -М., 1995.-256 с.
  132. , Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX в.): Учеб. пос. Текст. /Д. И. Латышина. — М.: Форум, 1998.-584 с.
  133. Ленин и культурная революция: Хроника событий (1917−1923 гг.) Текст. М., 1972. — 40−50 с.
  134. , В. И. Что можно сделать для народного образования Текст. / В. И. Ленин // Полит, собр. соч. Т.23. — 348−350 с.
  135. , В.И. К вопросу о политике Министерства народногопрос-вещения Текст. / В. И. Ленин // Полит, собр. соч. М.: Политиздат, 1968.-125−135 с.
  136. , А.Л., Устюжанин, Е.И., Хамитов, Г. И. Краеведение в школе (История Татарской АССР). Методическое пособие. Текст. / А. Л. Литвин, Е. И. Устюжанин, Г. И. Хамитов. Казань, 1967.-92 с.
  137. , Е. Об усилении внимания к делу подготовки работников просвещения Текст. / Е. Литкенс // Народное просвещение. — 1921.-№ 84.- 15−16 с.
  138. , Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Текст. / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1992. 528 с.
  139. , A.B. Народное образование в СССР Текст. // О воспитании и образовании. — М.: Педагогика, 2001. № 4. — 82−86 с.
  140. , А. В. Народное просвещение национальных республик Текст. / А. В. Луначарский // Красная Татария. Казань, 1924.
  141. , А. В. О народном образовании: Статьи, речи за период 1917—1929 гг. Текст. / А. В. Луначарский. М.: Изд-во Акад пед. наук РСФСР, 1958. — 559 с.
  142. , А. В. О народном образовании: Статьи, речи за период 1917—1929 гг. Текст. / А. В. Луначарский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 559 с.
  143. , A.B. Десятилетие революции и культуры Текст. / А. В. Луначарский. М.-Л.: ГИЗ, 1927. — 24 с.
  144. , А. С. Воспитание гражданина Текст. / А. С Макаренко. М.: Просвещение, 1968. 373 с.
  145. , А. С. Коллектив и воспитание личности Текст. / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1972. — 334 с.
  146. , Г. И. Этнокультурная политика федерального Центра и Республики Татарстан: стратегии интеграции Текст. / Г. И. Макарова. Казань: Институт истории АН РТ. — 2009. — 242 с.
  147. , Ш. Б. Местафадел-ахбар фи эхвали Казан вэ Болгар (Казан Ьэм болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр). Текст. / Ш. Б. Марджани. Казан, 1989. — 415 с.
  148. , А.Х. Становление светского образования у татар (борьба вокруг школьного вопроса 1861−1917) Текст. / А. Х Махмутова. Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 96 с.
  149. Милли мэктэп Иэм укытунын моЬим мэсьэлэлэре. Национальная школа и актуальные проблемы обучения // Сборник научных статей. Казань: Мастер Лайн, 2001. — 64 с.
  150. Мифтахов, 3.3., Мухамадеева, Д. Ш. История Татарстана и татарского народа. Текст. / 3. 3. Мифтахов, Д. Ш. Мифтахов. Казань, 1993.- 159 с.
  151. Мифтахов, 3.3., Мухамадеева, Д. Ш. История Татарстана и татарского народа. Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев Текст. / 3. 3. Мифтахов, Д. Ш. Мухамадеева. Казань: Магариф, 1995. — 223 с.
  152. , М. Национальные традиции народов СССР. Текст. / М. Морозов // Большевик. М., 1949. — № 7. — 35−47 с.
  153. , JI.P. Педагогический анализ деятельности ликбезов (на примере Республики Татарстан) Текст. / JI. Р. Муртазина. -Казань: «Печатный Двор», 2002. 136 с.
  154. , Р.Н. Государственные языки в школьном образовании Республики Татарстан. Иинформационно-аналитический материал по результатам этносоциологического исследования в г. Казани Текст. / Р. Н. Мусина. Казань: Институт истории АН РТ, 2006. — 72 с.
  155. , Р.Н. Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнического общества. Материалы международной научно-практической конференции. Текст. / Р. Н. Мусина. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009.-388 с.
  156. , Р.Н., Сагитова, JI.B. Этносоциологические исследования в Республике Татарстан Текст. / Р. Н. Мусина, JI.B. Сагитова. -Казань: 2008.-335 с.
  157. , Г. М., Муньков, Н. П., Свердлова, Л. М. История Татарстана XIX век. Текст. / Г. М. Мустафина, Н. П. Муньков, Л. М. Свердлова — Казань: Магариф, 2003. 255 с. 166.167.168.169,170,171 172 173 174 175 174 051 105 282 774 073 188 810 752
  158. , А.Г. Булгаро-татарская монетная система. Текст. / А. Г. Мухамадиев. -М.: Наука, 1983. 164 с.
  159. , Г. В., Пизамов, Р. А. Педагогическая культура татарского народа. Текст. / Г. В. Мухаметзянова, Р. А. Пизамов. Казань: Тан-Заря, 1994. — 114 с.
  160. , Р. А., Хабутдинов, А. Ю. Религиозная политика в 1920 -начале 1940-х гг. / Р. А. Набиев, А. Ю. Хабутдинов // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань, 2002. — 292−301 с.
  161. , P.A. На путях научного мировоззрения: история проблемы, уроки Текст. / Р. А. Набиев. Казань: Изд-во КГУ, 1991. -251 с.
  162. , P.A. У истоков массового атеизма Текст. / Р. А. Набиев. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. 185с.
  163. Народное образование в Казанской губернии. Школы и учащиесяв них. Текст. / Казань, 1905. -74 с.157:
  164. НАРТ, ф. 1, оп.4, д. 4485, л.7.
  165. НАРТ, ф. 1. оп.4, д. 1622, л. 10.
  166. НАРТ, ф. 1. оп.4, д. 5482, л.115, 135−136.
  167. НАРТ, ф. 128, оп. 1, д. 5, л. 19 об.
  168. НАРТ, ф. 160, д. 1765, л. 48−61.
  169. НАРТ, ф. 3610, оп. 1, д. 68, л. 53.
  170. НАРТ, ф. 439, оп. 1, д. 29, л. 14.1. НАРТ, ф. 92, д. 56, л.15.
  171. НАРТ, ф. 92, оп.2, д. 2246, л.76.
  172. НАРТ. ф. 420, оп. 1, д. 296, л. 15.
  173. НАРТ. ф. 420, оп. 1, д. 150, л.14.
  174. НАРТ. ф. 420., оп. 1., д. 171., л.81.
  175. НАРТ. ф. 92, оп. 1, д. 1277, л.45.
  176. , К. Избранные произведения в 2-х томах. Текст. / К. Насыйри. Казан, 1974. — 53 с.
  177. , К. Избранные произведения. Текст. / К. Насыйри. -Казань: Тат. кн. Изд, 1977. — 256с.
  178. , Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. Текст. / Р. И. Нафигов. — Казань, 1964, — 103с.
  179. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст.// «Наука и право», 2000.
  180. Национальная школа и актуальные проблемы обучения.Текст. — Казань: Изд-во МастерЛайн, 2001. 63 с.
  181. , З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков: Автореф. канд. педагог, наук Текст. / 3. Г. Нигматов. — Казань, 1980.- 24с.
  182. , А. А. Ислам и мусульмане России в условиях советского режима. Текст. / А. А. Нуруллаев. М., 1999.
  183. Образование и государственно-правовое положение ТАССР: Сборникдокументов и материалов. Текст. Казань: Ротопринт-ное изд., 1960. -173с.
  184. Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в Республике Татарстан Текст. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. — 236 с.
  185. , Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние Текст. /Ф. Г. Паначин. -М.: Педагогика, 1975. 224 с.
  186. , Ф. Г. Управление просвещением в СССР. Текст. / Ф. Г. Паначин. М.: Просвещение, 1977. — 208 с.
  187. , П.Т., Андрейчук, H.A. История ТАССР. Краеведческое пособие по истории ТАССР. Учебная книга. Текст. / П. Т. Петров, Н. А. Андрейчук. — Казань, 1963. — 32 с.
  188. , Г. А. Вопросы учителя Текст. / Г. А. Петрова. Казань: КГУ, 1976.-200 с.
  189. , А. И. История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX вв.: Учеб. пос. для пед. ун-тов Текст. / А. И. Пискунов. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 304 с.
  190. , С. А. Кочевники средневековья: Поиски исторических закономерностей. Текст. / С. А. Плетнева М.: Наука, 1982. -188 с.
  191. , B.C. Политика КПСС в области народного образования / В. С. Плясовских. М.: Мысль, 1987. — 221 с.
  192. , А.П. Власть, общество и школьные реформы в России (конец XIX начале XXI вв.) Текст. /А. П. Поздняков. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. — 264 с.
  193. Программа по истории татарского народа и Татарстана Текст. -Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2003. 52 с.
  194. , М. Я. Народное образование в СССР. Текст. / Я. М. Прокофьева. М.: Педагогика, 1985. — 448 с.
  195. , М. Я. Народное образование в СССР. 1917−1967 гг. Текст. / М. Я. Прокофьев, П. В. Зимин и др. М.: Просвещение, 1967.-543 с.
  196. , И. Из медресе — в университет Текст. / И. Рами // Казан утлары. — 1966. № 23. — 136 с. (на татар, яз.)
  197. , Ф.А. История татарского народа: С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие для национальных школ, гимназий, лицеев. Текст. / Ф. А. Рашитов. — Саратов, 2001. — 288 с.
  198. , Т.А. Культурно-просветительная работа в РСФСР в восстановительный период (1921−1925 гг.) Текст. / Т. А. Ремизова. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. — 256 с.
  199. , JI.B. Этничность в современном Татарстане Текст. / J1.B. Сагитова. Казань: Издательство «Татполиграф», 1998. -184 с.
  200. , Ф.Ф. Культурно-просветительная работа профсоюзов (октябрь 1917−1920 гг.): Методическое пособие Текст. / Ф. Ф. Саттарова. Казань, 1973.
  201. , P.P. Арабская книга в духовной культуре татарского народа. Текст. / Р. Р. Сафиуллина. Казань: Издательство «Ал-ма-Лит», 2003.-211 с.
  202. , P.P. История книгопечатания на арабском языке в России у мусульман Поволжья Текст. / Р. Р. Сафиуллин. Казань, 2003. — 113 с.
  203. Сборник руководящих материалов о школе. Текст. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 308 с.
  204. , B.C. Интеллигенция и развитие социалистической культуры. Текст. / В. С. Семенов. М., 1968. — 135с.
  205. , В. А, Исаев, И. Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М.: Школа-Пресс, 1977.-512 с.
  206. , А. П. Волжские булгары. Текст. //Тр. Гос. исторического музея. -М.: Изд. ГИМ, 1951. Вып. 19.-275 с.
  207. Советская культура. История и современность. М.: Наука, 1983. -431с.
  208. Советской Татарии 40 лет: Сб. статей. — Казань: Таткнигоиздат, 1960.-247 с.
  209. Степи Евразии в эпоху средневековья // Археология СССР. — М.: Наука, 1981.-301 с.
  210. , Б. Ф. История Татарстана. Учебное пособие. Текст. / Б. Ф. Султанбеков. Казань: ТаРИХ, 1994.
  211. , Б. Ф., Харисова Л. А., Галямова А. Г. История Татарстана. XX век.(1917 1995 гг.) IV часть: Учебное пособие для общеобразовательных заведений. Текст. / Б. Ф. Султанбеков, Л. А. Харисова, А. Г. Галямова. — Казань: Хэтер, 1998. — 416 с.
  212. , Б.Ф. История Татарстана: Страницы секретных архивов (Ист.-публицист. очерки). Текст. / Б. Ф. Султанбеков. -Казань: ТаРИХ, 1994.
  213. , И. Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Текст. / И. Р. Тагиров. Казань: Тат-книгоиздат, 2000. — 310 с.
  214. , А. Г. Великий Октябрь и культурная революция в Татарии Текст. / А. Г. Тазетдинов. Казань: Знание, 1967. — 33 с.
  215. Татар совет эдэбияты тарихы: Очерклар. Текст. Казань: Татар, кн. изд-во, 1960. — 824с.
  216. , Ю. А. Развитие народного образовании в Татарской АССР (к 30-летию ТАССР) Текст. / Ю. А. Туишев. Казань: Изд. КГПИ, 1950.-24 с.
  217. , М. 3. Октябрь и просвещение: Очерки истории просвещения в Татарии накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Текст. / М. 3. Тутаев. Казань: Таткни-гоиздат, 1970. — 256 с.
  218. , М. 3. Развитие народного образования в Татарии (19 171 940 гг.). Текст. / М. 3. Тутаев. Казань: Таткнигоиздат, 1975. — 204 с.
  219. , Г. А., Валеев, Р. К. Академический центр Татарии: 1920-е гг. Текст. / Г. А. Фаттахова, Р. К. Валеев. Казань: Таткнигоиздат, 2002. — 95 с.
  220. , Р. Г. Атлас истории Татарстана и татарского народа. Текст. / Р. Г. Фахрутдинов. Казань-Москва: Изд-во ДИК, Издательский дом «Дрофа», 1999. — 64 с.
  221. , Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, Ч. 1 Текст. / Р. Г. Фахрутдинов. Казань: Магариф, 1995.-255 с.
  222. , Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. Текст. / Р. Г. Фахретдинов. М.: Наука, 1984. — 216 с.
  223. Федоров-Давыдов, Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Текст. / Г. А. Федоров-Давыдов. М.: Изд-во «Искусство», 1976. — 227 с.
  224. , К. Казанский татары Текст. / К. Фукс. Казань, 1991.-240с.
  225. , Р. Г. На путях к советской автономии. Проведение ленинской национальной политики центральным комиссариатом в 1918—1919 гг. Текст. / Р. Г. Хайрутдинов. Казань: Изд-во КГУ, 1972.- 160 с.
  226. , Р. Г. Осуществление коммунистической партией ленинской программы по национальному вопросу в 1917—1920 гг.. (По материалам Поволжья и Приуралья) Текст. / Р. Г. Хайрутдинов. Казань: Изд-во КГУ. 1976. — 246 с.
  227. , Р. Г. Трудное возрождение (февраль 1917−1920 г.) Текст. / Р. Г. Хайрутдинов. Казань: Таткнигоиздат. — 1992. — 183 с.
  228. , Р. Россия и Татарстан у исторического перекрестка Текст. / Р. Хакимов. Казань: Панорама-Форум. — 1997. — № 1. -15−18 с.
  229. , X. Татары Среднего Поволжья и Приуралья Текст. / X. Хакимов. М.: Наука, 1967. — 538 с.
  230. , Р. История татар и Татарстана Текст. / Р. Хакимов. -Казань, 1999.-89 с.
  231. , А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. Текст. / А. X. Халиков. М.: Наука, 1969. — 395 с.
  232. , Я. И. История развития педагогической мысли татарского народа. Текст. / Я. И. Ханбиков. Казань: КГПУ, 1975. -162 с.
  233. , Я. И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. Текст. /Я. И. Ханбиков. Казань: КГПИ, 1968, — 136 с.
  234. , Я.И. Из истории педагогики Татарии Текст. / Я. И. Ханбиков. Казань, 1976. — 98 с.
  235. Ф.Ф. Школа воспитания и интеллекта дальновидность государственной политики в деле воспитания будущего поколения. Текст. / Ф. Ф. Харисов. // Образование. М.: Про-Пресс, 2002.-9−11 с.
  236. , Х.Х. Революционер-интернационалист Текст. / X. X. Хасанов. Казань: Татар, кн. изд., 1981. — 210 с.
  237. , Г. М. Просвещение и культура Текст. / Г. М. Хи-самутдинов // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. — М.: Наука, 1967.-538с.
  238. , Л. Социальная история России: 1917−1941. Текст. / Л.Холмс. Ростов-на-Дону, 1994. — 51−100 с.
  239. , Ф. Ш., Пискарев, В. И. История Татарстана. Учебное пособие. Текст. / Ф. Ш. Хузин. Казань: ТаРИХ, 2004. — 95 с.
  240. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 267, л 1−2.
  241. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 472, л. 62−64.
  242. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 2, д. 635, л. 15−16, 18.
  243. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп.2, д. 20, л.169−171.
  244. ЦГА ИПД, ф. 15, оп. 2, д. 19, л. 177.
  245. ЦГА РБ, ф. 187, оп.1., д. 467, л.150.
  246. ЦГА ТАССР, Ф.732, оп.1, д. 2, л.136.
  247. ЦГА ТАССР, Ф.732, оп.1, д. 6, л.45- Ф.3682, оп. З, д. 436, л.44.
  248. , Р. В. Крестьянские хозяйства Татарстана в 1920-х гг.: проблемы и пути развития. Текст. / Р. В. Шайдуллин. Казань: Изд-во «Фэн», 2000. — 222 с.
  249. Шайдуллин, Р. В, Аблязов, К. А. Мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917−1929 гг.). Текст. / Р. В. Шайдуллин, К. А. Аблязов. Казань: Изд-во КГУ, 2004. — 69 с.
  250. , Р.В. Крестьянство Татарстана: экономический и общественно-политический аспекты (1920−1929 гг.). Текст. / Р. В. Шайдуллин. Казань: Изд-во «Фэн», 2000. — 248 с.
  251. Шарафутдинов, 3. Т. История и педагогические традиции Казанской лингвистической школы. Текст. / 3. Т. Шарафутдинов. — Набережные Челны, 1991. 94 с.
  252. Шарафутдинов, 3. Т., Ханбиков, Я. И. История педагогики Татарстана. Текст. / 3. Т. Шарафутдинов, Я. И. Ханбиков. Казань, 1998.-306 с.
  253. , Б. X. История формирования башкирской нации. Текст. / Б. X. Юлдашев. Уфа, 1972. -250 с.
  254. , В.Т. Верования и их пережитки Текст. /В. Т. Юсупов // Татары среднего Поволжья и Приуралья. — М.: Наука, 1967. — 538 с.
  255. Язык и этнос на рубеже веков Текст. Казань: Магариф, 2002. -208 с.
  256. Ф.Г. Становление татарского национального профессионально-педагогического образования. Текст. / Ф. Г. Ялалов // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 2000-№ 4.-71−75 с.
  257. , И. Э. Педагогическое наследие видных историков Советской Татарии 20-х годов: Учебное пособие. Текст. / И. Э. Ярмакеев. Казань: Изд-во КГПИ, 1991. — 98 с.
Заполнить форму текущей работой