Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность: На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений
По мнению И. Субетто, в центре идеала гуманизации образовательной теории и практики нового тысячилетия должен находиться Неклассический гуманизм. Формирование новой неклассической картины мира, расширяет пространство Критский Б. Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. — М., 2000. — С.8. личности, порождает новые смыслы, способствует преодолению… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Категория традиции: теоретический аспект
- 1. 1. Философско-эстетическая категория традиции
- 1. 2. Философско-эстетические основы романтической традиции
- 1. 3. Категория традиции в сфере музыкального исполнительства
- Глава II. Шопеновская художественно-педагогическая традиция и русская фортепианная педагогика ^ 2.1. Шопен — родоначальник фортепианной романтической традиции в исполнительстве и педагогике
- 2. 2. Развитие шопеновской педагогической традиции в практике отечественных педагогов XIX—XX вв.еков
- Глава III. Экспериментальное исследование эффективности методической модели фортепианного обучения (на материале изучения произведений композиторов-романтиков)
- 3. 1. Основные положения методической модели фортепианного обучения
- 3. 2. Опытно-экспериментальная проверка основных положений методической модели обучения
- Выводы
Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность: На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
В условиях социального и экономического кризиса общества, резких перемен, связанных с утратой одних и дискредитацией других нравственных и духовных ценностей необходимость гуманизации всех сфер человеческой деятельности стала общепризнанной. Это в первую очередь относится к сфере образования, поскольку она является основным социогенетическим механизмом, в системе которого воспроизводится общественный интеллект, духовные основы личности. Необходимо отметить, что несмотря на многолетнюю декларацию идей гуманизма, они до сих пор не получили широкой интеграции в педагогическую реальность, образование по-прежнему недостаточно ориентировано на личность (Е.ШНиянов). Одна из причин этого явления заключается в «технократической перегрузке образования» (Ю.В.Сенько).
Вузовская дидактика в целом опирается на принципы классической науки (рационализм, детерминизм, редукционизм, механицизм), что способствует реализации «функциональных отношений к человеку» (Б.Д. Критский), усилению стандартизации, поощрению исполнительства, но не творчества. Образование, преследующее функциональные цели «стремится устранить из результата познания всё многообразие субъективно-личностного подхода, «очистить» полученное таким образом знание от духовно-нравственной, художественно-эстетической основы"*. Закономерным следствием этого выступают различные формы отчуждения человека, в первую очередь от духовности.
По мнению И. Субетто, в центре идеала гуманизации образовательной теории и практики нового тысячилетия должен находиться Неклассический гуманизм. Формирование новой неклассической картины мира, расширяет пространство Критский Б. Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. — М., 2000. — С.8. личности, порождает новые смыслы, способствует преодолению «капсулированного субъективизма» (А.В. Торопова). Роль гуманистического потенциала романтизма в этом процессе трудно переоценить. Большие продуктивные возможности романтизма применительно к педагогическим задачам заложены в самой его обращенности к внутренним основаниям жизни человека. Романтизм справедливо называют одним из самых рефлексирующих типов сознания, стремящихся дойти до последних ответов прежде всего в сфере Духа. Философская антропология романтизма рассматривала человеческую личность как самоценное образование, духовно-познавательную структуру, равную Богу и Природе.
Актуальность настоящего исследования определяется потребностями современного педагогического процесса, в котором важное место занимают вопросы нравственной самостоятельности и высокой духовности личности. Высшим проявлением названной педагогической интенции служит деятельность великого польского музыканта Ф. Шопена. Следует отметить, что в то время как различные аспекты композиторской и исполнительской деятельности Шопена получили глубокое и разностороннее освещение в отечественном и зарубежном шопеноведении, его педагогика осталась на периферии исследовательского внимания, несмотря на её подлинно новаторский характер. Существующие работы выдающихся исследователей педагогики Ф. Шопена осуществлены преимущественно с позиций искусствоведения, а не педагогики, что затрудняет их применение в условиях практики обучения музыкально-исполнительскому искусству. Помимо этого остаётся неизученным аспект преемственности шопеновского художественно-педагогического наследия в творческой практике русских пианистов-педагогов XIX — XX веков, а также степень влияния его на современный образовательных процесс.
Всё это свидетельствует об актуальности исследования, проблема которого заключается в разрешении противоречия между высокой значимостью шопеновской педагогической традиции в музыкально-педагогической науке и практике и отсутствием научно-педагогических основ, затрудняющих её трансляцию.
Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в изучении различных форм проявления шопеновской традиции в отечественной фортепианной педагогике XIX—XX вв.еков на концептуальном, образно-эмоциональном и технологическом уровнях, а также раскрытии педагогического потенциала традиции в условиях современной вузовской музыкально-педагогической практики. В соответствии с целью исследования был поставлен ряд основных задач:
— изучить философско-эстетические положения романтизма, лежащие в основе шопеновской художественно-педагогической традиции;
— исследовать формы трансляции шопеновской традиции в русскую фортепианную педагогику;
— изучить шопеновскую традицию в аспекте основных положений гуманистической парадигмы отечественного образования;
— разработать методику обучения музыке в исполнительских классах педагогического ВУЗа, основанную на положениях шопеновской педагогической традиции;
— экспериментально проверить теоретические и методические выводы исследования.
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в исполнительских классах педагогического вуза.
Предмет исследования — роль и место шопеновской традиции в современных отечественных теории и практике фортепианного обучения.
Гипотеза исследования заключается в следующих положениях:
1. Традиция шопеновской педагогики находит многообразные проявления в практике ведущих отечественных педагогов-пианистов.
2. Шопеновская педагогическая традиция — это целостная многоуровневая система.
3. Внедрение системы дидактических принципов, генетически связанных с традицией шопеновской педагогики, в современную практику инструментально-исполнительской подготовки студентов педагогических вузов способствует повышению эффективности учебного процесса.
Методологическую основу исследования составляют: —важнейшие философские постулаты о целостности и диалектической природе явлений окружающего мира и человека, о взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социокультурной детерминации образовательных процессов и систем- -идеи феноменологии (Э.Гуссерль, Г. Г.Шпет);
— фундаментальные положения общей теории традиции, получившие освещение с философско-эстетических позиций в трудахБ. МБернштейна, В. В. Ван слова, В. Б. Власовой, Г.-Г.Гадамера, Ю. Н. Давыдова, Э. С. Маркаряна и др. проблема музыкально-педагогической традициираскрытая в исследовании Т. Г. Мариупольской;
— проблема традиции, исследованная в русле исполнительского традициеведения в трудах А. Д. Алексеева, JI.A. Баренбойма, Я. И. Мильштейна, Г. М. Цыпинаположения романтической философии и эстетики, исследованные в работах Н. А. Гуляева, А. С. Дмитриева, В. М. Жирмунского, А. С. Лосева, А. В. Михайлова;
— идеи гуманизации образования, личностно ориентированного обучения и воспитания, нашедшие свое отражение в работах Е. В. Бондаревской, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др.- теоретические положения феноменологической психологии и педагогики (Р.А.Куренкова, КРоджерс, И. Смит, А.-Т.Тименецки, Л. Феррара и др.);
— общедидактические принципы, обусловившие специфику учебной деятельности в современных условиях (Ю.К.Бабанский, Б. Т. Лихачев, М. Н. Скаткин, ВЛ. Сластенин и др.).
Существенное место в методологии диссертационного исследования занимают обобщающие фортепианно-методические установки, содержащиеся в трудах музыкантов-исследователей Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, А. В. Малинковской, Г. М. Цыпина, В. П. Чинаева и др.
При исследовании музыковедческих аспектов проблемы традиции автор диссертации опирается на положения отечественного исторического и теоретического музыкознания, сформулированные в трудах Б. В. Асафьева, М. К. Михайлова, Л. А. Мазеля, К. В. Зенкина, В. Цуккермана, С. С. Скребкова.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования, взаимосвязанных, взаимодополняющих: метод теоретического анализа с целью обобщения работ по теме исследования в областях — педагогики, музыкознания, философии, эстетики, культурологии и др.- обобщение передового отечественного опыта в сфере преподавания музыкально-исполнительских дисциплинметоды педагогической диагностики (анкетирование, педагогическое наблюдение) — анализ и обобщение личного педагогического опыта автора диссертацииспециальный обучающий экспериментметоды статистической обработки данных, полученных в результате эксперимента.
Теоретическая обоснованность и достоверность результатов диссертации обеспечена:
— опорой на фундаментальные научные исследования различных областей гуманитарного знания;
— использованием обширной источниковой базы, образованной трудами российских и зарубежных музыковедов, исследователей творчества Ф. Шопена;
— применением в ходе исследования комплекса методов как теоретического, так и эмпирического уровней, адекватного целям и задачам диссертационного исследования;
— внедрением результатов исследования в практическую деятельность.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые проблема традиции шопеновской педагогики рассматривается в широком социокультурном контексте на уровне методологического и теоретического анализа, а также опыта ее практической реализации в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования определяется следующим. Разработанные теоретические положения позволяют оптимизировать занятия в исполнительских классах, качественно улучшить профессиональную подготовку будущих педагогов-музыкантов. Материалы исследования могут также найти применение в рамках лекционных курсов по методике фортепианного обучения и истории фортепианно-исполнительского искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Шопеновская педагогическая традиция, оказавшая большое влияние на педагогическую практику отечественных пианистов-педагогов XIX—XX вв.еков, проявившись в ней многопланово, на нескольких уровнях — от концептуального до операционально-практического.
2. Основные положения шопеновской педагогической традиции созвучны положениям гуманистической традиции в педагогике, в контексте личностно-ориентированного образования.
3. Теоретико-методологическое наследие Ф. Шопена, основные положения его педагогической концепции могут и должны войти органичной частью в современную теорию и практику преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Анализ, обобщение и структурирование опыта отечественных педагогов-пианистов, преломляющих шопеновскую педагогическую традицию, послужили основой построения методической модели обучения, направленной на: 1) формирование духовно-нравственных качеств личности- 2) повышение творческой активности и самостоятельности студентов- 3) развитие комплекса профессиональных качеств будущего педагога-музыканта. Центральным компонентом разработанной методики является анализ музыкального произведения, представленный в двух его видах: историко-стилевой (М.К.Михайлов) и феноменологический. Использование методической модели, базирующейся на положениях шопеновской педагогической традиции, в современной музыкально-педагогической практике способствует повышению качественного уровня учебно-воспитательного процесса.
Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, через опубликование научных материалов по теме исследования (Москва, 2000; Москва, 2001; Москва, 2002), в выступлениях автора на научно-практических конференциях, а также в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов Mill У.
Выводы.
1. Деятельность Ф. Шопена — образец синтеза творчески переосмысленных традиционных установок предшествующей художественной эпохи и новаторства, приведших к созданию нового фортепианного стиля и открывших новые горизонты педагогической мысли.
2. Шопеновская художественно-педагогическая традиция генетически связана с ментальными основаниями романтической культуры XIX столетия, поэтому ее фундаментальные положения — принципы индивидуализации обучения, сознательности, приоритета художественно-образного начала в исполнительской деятельности, свободы пианистического аппарата, вокальной трактовки фортепиано могут и должны рассматриваться сквозь призму романтического художественного инварианта, имманентно биполярного, представленного в исследовании двумя категориями романтической эстетики — «субъективное» и «бесконечное».
3. Шопеновская художественно-педагогическая традиция рассматриваемая в исследовании в качестве структурно организованного явления (матрицы) для последующей деятельности, обязательно предполагает четкую иерархию, взаимопроникновение и взаимодействие всех ее уровнейконцептуального, образно-эмоционального, технологического.
4. Настоящее исследование показало, что относительно незначительные модификации в практике русских педагогов-пианистов XIX—XX вв.еков претерпели верхние уровни шопеновской художественно-педагогической традиции — принципы индивидуализации обучения, сознательности, приоритета художественно-образного начала в исполнительской деятельности, свободы пианистического аппарата, вокальной трактовки фортепиано. Их трансформация была обусловлена особенностями ментальных оснований русской культуры, новой эстетической доминанты, индивидуальностью педагога-пианиста, своеобразно преломившего традиционные установки. Наибольшим изменениям оказался подвержен операционально-практический уровень шопеновской традиции. Каждый выдающийся русский педагог-новатор, из числа рассмотренных в диссертации, значительно обогатил комплекс шопеновских методов и конкретных приемов педагогического воздействия, способствовал дальнейшему развитию заложенных в традиции потенций.
5. Ф. Шопена и представителей русской фортепианной культуры XIX-первой половины XX вв. объединяет их принадлежность к гуманистической традиции, стержневым моментом которой выступает личностное начало. Внимание к личности является также краеугольным камнем личностно-ориентированного образования, актуализированного в отечественной педагогике последнего десятилетия.
6. Целостный музыкально-педагогический процесс позволяет реализовать богатый духовный потенциал творчества композиторов-романтиков с помощью специально разработанной автором диссертации методической модели фортепианного обучения, основанной на положениях шопеновской педагогической традиции.
Список литературы
- Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века). —М.:ГМПИ им. Гнесиных, 1984.-91с.
- Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев: Музична Украша, 1974.-163 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: в 3-х ч. М.: Музыка. Чч. 1 и 2−1988.-415 с.
- Алексеев А.Д. О пианистических принципах С.Е.Фейнберга. //Мастера советской пианистической школы: Сб. статей. /Под ред. А. А. Николаева — М.:Музгиз, 1961.-С.204−237.
- Алексеев А.Д. Русские пианисты. М.-Л.:Музгиз, 1948.-314 с.
- Амонашвили IILA. Личности о-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское. 1990.-559 с.
- Антология мировой философии, в 4-х т. Т. З -М.: Мысль, 1971 .-760 с.
- Арановский М.Г. Романтизм и русская музыка XIX века. //Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. M.-JL: Музыка, 1965. — Вып. 4.-С.87−105.
- Асафьев Б.В. Шопен: Опьгг характеристики.// Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей./ Ред. С. М. Хентова,-М, 1970.-С.46−109.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.:Наука, 1969.-294 с.
- Банковская Н.П. Типология романтического мышления. Киев: УМК ВО, 1992.-117 с.
- Баренбойм JIA. Антон Григорьевич Рубинштейн: в 2-х т. Л.:Музгиз. Т.- 1957 г.-455 е., т.2- 1962 Г.-492 с.
- Баренбойм JI.A. Книга Г.Нейгауза и принципы его школы /Сов. музыка, 1959, № 5.-С. 115−122.
- Баренбойм JI.A. Николай Григорьевич Рубинштейн. М.:Музыка, 1982.- 278 с.
- Баренбойм JI.A. Рубинштейновские традиции и наша современность // Сов. музыка, 1961,№ 12.-С. 74−81.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -М.:Прогресс: Универс: Рея, 1994.-615 с.
- Белинский В.Г. Сочинения А.СПуппсина. // Собр. соч. в 3-х т., т. З -М., 1948.
- Берковский Н~Я. Романтизм в Германии. — Л.:Художлит. 1973.-565 с.
- Бернандт Г. Шопен в России. / Сов. музыка, 1960, — № 2.
- Бернштейн Б.М. Традиции и канонУ/ Сов. искусствознание 80 -2, М.:Сов. художник, 1981.-С. 112−153.
- Бернштейн Б.М. Традиции и социокультурные структуры // Сов.этнография. -1981,-№ 2, с. 107−109.
- Бертенсон Н.В. Лешетицкий, его художественный облик и роль в создании русской пианистической культуры. Л., 1947
- Бирмак А. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973.- 139 с.
- Блок А. Соч. в 2-х т., т. 2.- М.:Сов. писатель, 1946.-646 с.
- Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования.// Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-н/Д.: РГПИ, 1995.-С. 5−22.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, № 4. -С. 15−23.
- Бунин В.В. Педагогика СЕ.Фейнберга. М.:Музыка, 2000.- 80 с.
- Бэлза И. Шопен. М.:Наука, 1968.- 380 с.
- Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки. М.: Музыка, 1985.-255 с.
- Бэлза И.Ф. История польской музыкальной культуры: в 3-х т. Т. З -М.:Музыка, 1972.-233 с.
- Ван слов В.В. О традициях и новаторстве в искусстве. // Проблема наследия в теории искусства: Сб. науч. трудов./ Отв. ред. МЛиршиц. — М.:Искусство, 1981. -С. 45−71.
- Ван слов В. В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.- 403 с.
- Виноградова О. На уроках К.Н.Игумнова //Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5: Сб. статей/Ред.-сост. Н. Л. Натансон, ЛВ.Рощина. — М.:Музгиз, 1984.- С. З-13.
- Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980, — № 4. -С. 30−40.
- Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. -М.:Искусство, 1988.
- Вопросы музыкального романтизма. /Ред. кол. Л. Г. Арчажникова и др. -М.:Музыка, 1979.- 134 с.
- Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. научн. тр. Вып. 1−8 /Под ред. А. Н. Малюкова. М., 1997−2002.
- Вопросы фортепианного исполнительстваУ Общ. ред. МГ.Соколова. Вып. 3 -М.:Музыка, 1973.-230 с.
- Воспоминания о Московской консерватории. /Под общ. ред. Н. В. Туманиной. -М.:Музыка. 1966.-606 с.
- Воспоминания о Софроницкому Ред. Я. И. Милыптейн. -М.:Сов.композитор, 1970.-694 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. -М.:Лабиринт, 1997. -413 с.
- Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве./Общ. ред. С. М. Хентовой. М.-Л.:Музыка, 1966. — 315 с.
- Габай Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма. //Проблемы музыкального романтизма: Сб. науч. трудов./Огв. ред. АЛПорфирьева- Л.:ЛГИТМиК, 1987.- С. 5−31.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.:Прогресс, 1988.-699 с.
- Гегель Г. Лекции по истории философии. //Гегель Г. В. Ф. Соч. в 14 т. Т. 9. Кн. 1.-М, 1932.
- Гегель Г. Эстетика: в 4-х т. Т.2. Лекции по эстетике. — М.:Искусство, 1969.
- Гейне Г. Лютеция: Статьи о политике, искусстве и народной жизни.// Собр. Соч. в 10-ти тт., т.8-М.:Госмузиздат, 1958.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М. Флинта, 1997.- 428 с.
- Глебов И. Скрябин. Опыт характеристики. -Пг.:Светозар, 1921.- 62 с.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Сб. статей. -М., 1975.
- Гофман И. Как Рубинштейн учил меня играть. /На уроках Антона Рубинштейна /Ред. —сост. Л. А. Баренбойм. М.-Л.:Музыка, 1964.- С. 84−89.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -М.:Искусство, 1938.-132 с.
- Гофман Э. Т. А. Избранные произведения в 3-х т. Т.1 — М. Гослитиздат, 1962. -588 с.
- Григорьев В.Ю. Музыкальный романтизм: сущность стиля и проблема интерпретации. // Проблемы романтизма в исполнительской искусстве: Сб. научных трудов. / Ред. сост. Тихонов С. И. — М. ПТЦ «Консерватория», 1994.-С.3−26.
- Грицевич В.В. История стиля в фортепианном исполнительстве. -М., 2000. -148 с.
- Гуляев Н. А. Карташева И.В. Введение в теорию романтизма. Тверь: 11 «У, 1991 91с.
- Гуманистическая парадигма образования и воспитания. /Под ред. З. И. Равкина. -М., 1997.
- Гуревич АЛ. Категории средневековой культуры. М.:Искусство, 1972. — 318 с.
- Давыдов Ю.Н. Культура — природа традиция // Традиция в истории культуры: Сб. науч. трудов. АН СССР/Ред. В. А. Карпушин.- М: Искусство, 1978.- С. 41−60.
- Делакруа Э. Дневник: в 2-х т. — Т. 1.- М. :Акад. художеств, 1961.-451 с.
- Дельсон В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. М.:Музьпса, 1968. — 430 с.
- Динамика культуры: теоретико-методологические аспектыУОтв.ред. Э. А. Орлова -М., 1989.-118 с.
- Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. -М.:Изд. Мос. ун-та, 1975.-263 с.
- Дроздов А.Н. Истоки русского пианизма. //Сов. музыка, 1938, — № 8.
- Друскин М.С. К полемике о романтизме. /М.Друскин. Избранное: Монографии, статьи. М.:Сов.композитор, 1981.- 336 с.
- Европейский романтизм. /Ред. Неупокоева И. и Шетер И. М.: Наука, 1973.- 506 с.
- Емельянова Т.П. Тип личности эпохи романтизма: Взгляд с позиции исторической психологии. // Романтизм: Грани и судьбыУНауч. ред. И. В. Карташова Тверь. 1998. Ч.2.- С. 108−118.
- Ещенко М. Этюды Шопена (исполнительский анализ в классе профессора СЕ. Фейнберга) / Вопросы фортепианного исполнительстваУ Общ. ред. М. Г. Соколова. Вьгп. 3 М.:Музыка, 1973.- С.120−137.
- Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Из-во Axioma 1996. -230 с.
- Житомирский Д.В. Шопен и Шуман. //Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г. Эдельман М.: Госмузиздат, 1960. -С.296−322.
- Завадский С.А., Новикова JI. И. Искусство и цивилизация. -М.: Искусство, 1986. -272 с.
- Зауэр Э. Кто меня сделал музыкантом (Глава из книги „Мой мир“). //Вопросы фортепианного искусства Вып. 4. М.: Музыка, 1976. — С.11−28.
- Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма М., 1997.-415 с.
- Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Ф.Шопена М.:МГК, 1995.- 151с.
- Игумнов К.Н. О Шопене //Сов. музыка, 1949,-№ 10.-С.52−53.
- Каменский А.А. О смысле художественной традиции. //Сов. искусствознание. -М., 1983.
- Кандинский-Рыбников А. О связи между исполнительским интонированием и мелодизмом С. Рахманинова/ Проблемы музыкознания (по материалам кандидатских диссертаций). Вып. 1, М.: МПС им. П. И. Чайковского, 1975.-С. 124 146.
- Кандинский-Рыбников А. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство// Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. Сб. статей. — М., 1991.
- Карельский А.В. Драма немецкого романтизма М.: Медиум, 1992. — 335 с.
- Коган Г. М. Заметки об интерпретации Шопена //Сов. музыка, 1959, № 6.- С. 128 135.
- Коган Г. М. Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции. М.: Музгиз, 1948. 36 с.
- Когтева JI.B. СЕ.Фейнбрег — исполнитель и педагог. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1982.-25 с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993.-135 с.
- Корто А. О фортепианном искусстве. — М.: Музыка, 1965.- 362 с.
- Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.: Музыка. 1966. -108 с.
- Крастинь В.М. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве //Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5-М., 1969.- С.65−85.
- Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. — 89 с.
- Кремлев Ю. Избранные статьи и выступления. М.: Сов. композитор, 1976.- 229 с.
- Кремлев Ю. О значении Шопена для нашей современности. /Избранные статьи и выступления. -М.: Сов. композитор, 1959. С.183−195.
- Кремлев Ю. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. -М.: Музгиз, 1957. -240 с.
- Кремлев Ю. Фридерик Шопен. Опыт характеристики. /Сов. музыка, 1938, № 7.-С.43−53.
- Кремлев Ю.А. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества. изд. 3-е. — М.- Музыка, 1971.- 605 с.
- Кремлев Ю.А. Эстетика Шопена. //Сов. музыка. 1949, — № 7. — С.41 -48.
- Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М.: Искусство в школе, 2000.- 242 с.
- Куренкова Р. А Эстетика — Музыка Образование (феноменологическая целостность). — Владимир: ВГПУ, 2001. — 308 с.
- Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в „Тристане“ Вагнера /Пер. с нем. -М.: Музыка, 1975. 550 с.
- Лазарев В.В., Pay И. А. Гегель и философские дискуссии его времени. М.: Наука, 1991.-155 с.
- Левая Г. П. От романтизма к символизму.// Проблемы музыкального романтизма. Сб. науч. трудов. /Ред. А. Л. Порфильева Я: ЛГШМиК, 1987. -С.130−143.
- Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862−1962) /Гл. ред. Г. Г. Тигранов. Л: Музгиз, 1962.-415 с.
- Лист Ф. Шопен. 2-е перераб. изд. М.: Музгиз, 1956. — 426 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996. — 463 с.
- Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии. / Ред. В. В. Сериков. Волгоград: Перемена. 2000. -147 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Истоки тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. — 603 с.
- Лотман Ю.М. История культуры движение в будущее. //Сов. культура — 1987, 7 мая.
- Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры. — Труды по знаковым системам. Вып. 3, Тарту, 1967.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Изд. группа „Прогресс“, 1992. — 271 с.
- Луначарский, А Культурное значение музыки Шопена //Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей./ Ред. С.М.Хентова- М., 1970. С.35−45.
- Львова Е. И Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30−50-х годов (((Московская пианистическая школа») их принципы и методы преподавания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1988. -23 с.
- Мазель Л. А Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. —М:Сов.композитор, 1978.-354 с.
- Мазель Л.А. Исследования о Шопене. — М.: Сов. композитор, 1971 .-247 с.
- Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982.328 с.
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. Пособие для муз. вузов. -3-е изд. М.:Музыка, 1986.-527 с.
- Мазель Л А. Шопен Изд. 2-е, испр. и доп. — М.:Музыка, 1960.-37 с.
- Мазель Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Элементы анализа музыки и методика анализа малых форм: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1967.-752 с.
- Малахов В.В. Проблема традиции в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1986.-19 с.
- Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М.:Музыка, 1990.-186 с.
- Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.:Прометей, 2002.-204 с.
- Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурой традиции // Сов. этнография. 1981, № 2.-С.78−96.
- Маркус С. А. История музыкальной эстетики: в 2-х т. т. 2. Романтизм и борьба эстетических направлений. -М.: Музгиз, 1968.- 685 с.
- Маркус С.А. Эстетика Ф.Шопена /История музыкальной эстетики: в 2-х т. т. 2. — М: Музгиз, 1968.-С.115−216.
- Маршнссен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М: Музыка, 1966.-220 с.
- Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки. Автореф. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
- Мастера советской пианистической школы. /Под ред. ААНиколаева — М.:Музгиз. 1961.-238 с.
- Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт. М.: Лабиринт. 1993.-126 с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.-268 с.
- Микешина ЛИ. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.-143 с.
- Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства -М.:Сов.композитор, 1983.-266 с.
- Милыптейн Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н.Игумнова //Мастера советской пианистической школы. -М.:Музгиз, 1961.-С. 41−115.
- К.Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики //Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминания./Ред. М. Г. Соколова. Вып. 1. -М:Музыка, 1965.-С.141−167.
- Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. — М.:Музыка, 1975.-471 с.
- Мильпггейн Я.И. О Владимире Владимировиче Софроницком. // Воспоминания о Софроницком./ Ред. Я. И. Милыптейн. -М.:Сов.композитор, 1970.-С.З-18.
- Мильштейн Я.И. О воспитании техники пианистаУ/Методические записки по вопросам музыкального образования./ Ред.-сост. Н. Л. Фишман.-Вьт. 1 -М:Музыка, 1966.-С.181−200.
- Мильштейн Я.И. О фортепианной фактуре Шопена и Листа // Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. М.:Музыка, 1987.-С.109−119.
- Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М: Музыка, 1987.-176 с.
- Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам.// Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене.-М.:Музыка, 1987.-С. 19−71.
- Михайлов А.В. Романтизм У/ Музыкальная жизнь. 1991, № 5,6.
- Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л. :Музыка, 1981.-262 с.
- Московская консерватория (1866−1966) /Ред. Л. СГинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николева, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. -М. .-Музыка. 1966.-726 с.
- Мотрошилова. НС. Специфика феноменологического метода. Рига, 1976.
- Музыкальная эстетика Германии ХЕХ века, в 2-х тт. Т. 1. — М. Музгиз, 1981. -411с.
- Музыкальное исполнительство и педагогика-История и современность: Сб. статей./ Сост. Г. А.Гайдамович-М.: Музыка, 1991.- 238 с.
- На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. Л. А. Баренбойм. М.: Музыка, 1964. -100 с.
- Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев: Мистецтво, 1981. -287 с.
- НейгаузГ.Г. Об искусстве фортепианной игры.-М.: Музгиз, 1958.-319с.
- Нейгауз Г. Г. Поэт фортепиано И Сов. музыка, -1949, № 10. — С.54.
- Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. М.: Искусство, 1991. — 396 с.
- Немченко JI.M. Художественная традиция: сущность и функционирование. Автореф. диссканд. филос. наук. Свердловск. 1987. 18 с.
- Николаев А.А. Взгляды Г.Г.Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М.: Музгиз, 1961. — С.113−167.
- Николаев А.А. Г.Г.Нейгауз и С. Е. Фейнберг о фортепианном искусстве / Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5.-М., 1969.-С.134−164.
- Николаев А.А. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители //Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминанияУРед. М. Г. Соколова Вып. 1. М: Музыка, 1965. — С.11−34.
- Николаев А.А. Московская школа пианизма//Сов. музыка,-1947, — № 4, С.75−80.
- Николаев А. А Основы советской пианистической школы. /Мастера советской пианистической школы. /Под ред. А. А. Николаева. — М.:Музгиз. 1961 .-С.5−39.
- Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М: Музыка, 1980. — 112 с.
- Николаев В.А. Шопен — педагог. — М.: Музыка, 1980. — 93 с.
- Николаева А.И. К проблеме понимания музыкального стиля. — М.: Mill У, 1999. -61с.
- Николаева А.И. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина. — М.: Сов. композитор, 1983. — 104 с.
- Николаева А.И. Стилевой подход в фортепиано-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. М.: Прометей, 2003. — 252 с.
- Николаева Н.С. Романтизм и музыкальное искусство / Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1. М., 1975.
- Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов С. Е. -М., 1998. 512 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. М.: Педагогика, 1988. — 367 с.
- Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
- Проблема наследия в теории искусства. /Отв. ред. МЛившиц. М.: Искусство, 1984. -300 с.
- Проблемы романтизма: в 2-х т. /Сост.: Фохт У. Р., Гуревич А. Н. -Т.2.- М.: Искусство, 1971. 302 с.
- Рабинович Д. А Исполнитель и стиль: Избр. статьи. М.: Сов. композитор, 1979. -320 с.
- Рабинович Д.А. Портреты пианистов. -М., 1970.
- Рабинович Д.А. Шопен и шопенисты //Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г. Эдельман М.: Госмузиздат, 1960. -С.361−402.
- Равкин З.И. Образование: идеалы и ценности. М., 1995.
- Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4, Спб., 1997.
- Романтизм: Грани и судьбы. Тверь: ТГУ. 1998.4.2 -160 с.
- Рубинштейн А.Г. Музыка и ее представители: Разговор о музыке. — М. 1921.
- Рубинштейн С.Л. Человек и Мир. М.: Наука, 1997. — 189 с.
- Русские музыканты и критики о Шопене // Сов. Музыка, 1939, № 5.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Academia, 2000. — 232 с.
- Скребков С .С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.446 с.
- Скрябин А. Письма./Сост., ред. А.В.Кашпертса-М.: Музыка, 1965.-720 с.
- Смирнов М.А. Русская фортепианная музыка. М: Музыка, 1983. — 335 с.
- Советские пианисты о Шопене. // Сов. музыка. 1960. № 2.
- Соловцов А.А. Фридерик Шопен. -М.: Музгиз, 1956. 324 с.
- Соколов А.Н. К спорам о романтизме. // Проблемы романтизма. Сб. статей/ Ред. У. Р. Фохт. Вып. 1.- М: Искусство, 1967. -С.5−40.
- Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. — М.: Наука, 1978.-С.5−25.
- Стажиньский Ю. Делакруа, Шопен и романтический орфизм. // Славяне и запад. Сб. статей к 70-летию И. Бэлзы./ Ред. Б. А. Рыбаков -М.: Наука, 1975- С. 130−139.
- Сухова Л.Г. Педагогические принципы Н.Г.Рубиншгейна и их реализация в современной практике преподавания музыки. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997.
- Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова. -М., 1979.
- Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования. Учебное пособие: В 2-х ч. СПб.: Образование, 1994.4.1. — 67 с. 4.2. -148 с.
- Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: материалы Международной научно-практической конференции. — М., 1999.
- Традиция в истории культуры: Сб. науч. трудов. АН СССР/Ред. В. А. Карпушин.-М:Искусство, 1978.- 259 с.
- Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. М.:Музыка. 1968.-66 с.
- Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы: Сб. науч. трудов./ Отв. ред. В. И. Молчанов М.:РГГУ, 1998.-87 с.
- Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов. Учебное пособие. ЕкатеринбурпУрГПУ, 1998.-80 с.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.:Музыка, 1965.-546 с.
- Фридерик Шопен: Статьи и исследования советских музыковедов. /Сост. Эдельман Г. М., 1960.
- Хитрук А.Ф. Проблема взаимодействия композиторского и исполнительского творчества. Автореф. дисканд. искусствоведения. JL, 1987. 25 с.
- Хлудрва Т. О педагогических принципах Г.Нейгауза //Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. l.-M, 1965.-С. 167−202.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.:Б.и., 1990. -138 с.
- Цуккерман В. Виды целостного анализа. // Сов. музыка, 1965.- № 7.
- Цуккерман В.А. Заметки о музыкальном языке Шопена. // Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г. Эдельман М: Госмузиздат, 1960.-С.44−182.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. M.:Academia, 1999.-185 с.
- Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. — М.:Сов. композитор, 1982.-239 с.
- Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учеб. Пособие.- М.:МПГИ, 1975, — 106 с.
- Цыпин Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.:Музыка, 1990.- 95 с.
- Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 2 М.:Аллегро-пресс, 1994.-173 с.
- Чинаев В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХУШ-ХХ веков: Дисс. д-ра искусствоведения. М, 1995.
- Чистов К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования. //Сов. этнография. 1981, -№ 2. С105−107.
- Шахназарова Н.Г. Художественная традиция в музыкальной культуре XX в. -М.ГИИС, 1997.-134 с.
- Шацкий Е. Утопия и традиция. -М.Прогресс, 1990.-695 с.
- Шиянов Е. Н. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Росгов-н/Д.:АО «Цветная печать», 1995.-310 с.
- Шлегель Ф. Люцинда //Избранная проза немецких романтиков. М., 1979.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1.- М.:Искусство, 1983.-479 с.
- Шопен Ф. Письма: в 2-х т. /Сост. Кухарский Г. С. М.:Музыка.-Т.1- 1976 г. -462 е., т.2−1986 г.-460 с.
- Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей /Сост. ред. Хентова С. М. -М.:Музыка, 1970.218. Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественныйобраз.-М.:Музыка, 1986.-124 с.
- Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М., 1992.
- Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.Худож. лит., 1981.-687 с.
- Энциклопедический словарь по культурологии. /Под ред. НРадугина. -М.:Центр, 1997.-477 с.
- Яворский Б. Романтизм: Переход к психологической эпохе. Эпоха непрерывно-психологического мышления. // Яворский Б. Избр. труды. Т. 2. Ч. 1. -М.:Сов. композитор, 1987.- С. 129−188.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личносгно-ориентированного обучения. // Вопросы психологии, 1995. № 2.
- Cortot A. Aspects de Chopin. Paris. 1949. 324 p.
- Hedley A Chopin. London. 1974. 214 p.
- Smith F. Joseph. The Experiencing of Musical Sound. // Prelude to a Phenomenology of Music. № 4, London, Paris, 1979. 256 p.
- Tymieniecka Anna-Teresa. Logos and Life. Book 3. London. 1988. 496 p.