Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность: На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению И. Субетто, в центре идеала гуманизации образовательной теории и практики нового тысячилетия должен находиться Неклассический гуманизм. Формирование новой неклассической картины мира, расширяет пространство Критский Б. Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. — М., 2000. — С.8. личности, порождает новые смыслы, способствует преодолению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Категория традиции: теоретический аспект
    • 1. 1. Философско-эстетическая категория традиции
    • 1. 2. Философско-эстетические основы романтической традиции
    • 1. 3. Категория традиции в сфере музыкального исполнительства
  • Глава II. Шопеновская художественно-педагогическая традиция и русская фортепианная педагогика ^ 2.1. Шопен — родоначальник фортепианной романтической традиции в исполнительстве и педагогике
    • 2. 2. Развитие шопеновской педагогической традиции в практике отечественных педагогов XIX—XX вв.еков
  • Глава III. Экспериментальное исследование эффективности методической модели фортепианного обучения (на материале изучения произведений композиторов-романтиков)
    • 3. 1. Основные положения методической модели фортепианного обучения
    • 3. 2. Опытно-экспериментальная проверка основных положений методической модели обучения
  • Выводы

Педагогические взгляды Ф. Шопена и современность: На материале работы в музыкально-исполнительских классах педагогических учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В условиях социального и экономического кризиса общества, резких перемен, связанных с утратой одних и дискредитацией других нравственных и духовных ценностей необходимость гуманизации всех сфер человеческой деятельности стала общепризнанной. Это в первую очередь относится к сфере образования, поскольку она является основным социогенетическим механизмом, в системе которого воспроизводится общественный интеллект, духовные основы личности. Необходимо отметить, что несмотря на многолетнюю декларацию идей гуманизма, они до сих пор не получили широкой интеграции в педагогическую реальность, образование по-прежнему недостаточно ориентировано на личность (Е.ШНиянов). Одна из причин этого явления заключается в «технократической перегрузке образования» (Ю.В.Сенько).

Вузовская дидактика в целом опирается на принципы классической науки (рационализм, детерминизм, редукционизм, механицизм), что способствует реализации «функциональных отношений к человеку» (Б.Д. Критский), усилению стандартизации, поощрению исполнительства, но не творчества. Образование, преследующее функциональные цели «стремится устранить из результата познания всё многообразие субъективно-личностного подхода, «очистить» полученное таким образом знание от духовно-нравственной, художественно-эстетической основы"*. Закономерным следствием этого выступают различные формы отчуждения человека, в первую очередь от духовности.

По мнению И. Субетто, в центре идеала гуманизации образовательной теории и практики нового тысячилетия должен находиться Неклассический гуманизм. Формирование новой неклассической картины мира, расширяет пространство Критский Б. Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. — М., 2000. — С.8. личности, порождает новые смыслы, способствует преодолению «капсулированного субъективизма» (А.В. Торопова). Роль гуманистического потенциала романтизма в этом процессе трудно переоценить. Большие продуктивные возможности романтизма применительно к педагогическим задачам заложены в самой его обращенности к внутренним основаниям жизни человека. Романтизм справедливо называют одним из самых рефлексирующих типов сознания, стремящихся дойти до последних ответов прежде всего в сфере Духа. Философская антропология романтизма рассматривала человеческую личность как самоценное образование, духовно-познавательную структуру, равную Богу и Природе.

Актуальность настоящего исследования определяется потребностями современного педагогического процесса, в котором важное место занимают вопросы нравственной самостоятельности и высокой духовности личности. Высшим проявлением названной педагогической интенции служит деятельность великого польского музыканта Ф. Шопена. Следует отметить, что в то время как различные аспекты композиторской и исполнительской деятельности Шопена получили глубокое и разностороннее освещение в отечественном и зарубежном шопеноведении, его педагогика осталась на периферии исследовательского внимания, несмотря на её подлинно новаторский характер. Существующие работы выдающихся исследователей педагогики Ф. Шопена осуществлены преимущественно с позиций искусствоведения, а не педагогики, что затрудняет их применение в условиях практики обучения музыкально-исполнительскому искусству. Помимо этого остаётся неизученным аспект преемственности шопеновского художественно-педагогического наследия в творческой практике русских пианистов-педагогов XIX — XX веков, а также степень влияния его на современный образовательных процесс.

Всё это свидетельствует об актуальности исследования, проблема которого заключается в разрешении противоречия между высокой значимостью шопеновской педагогической традиции в музыкально-педагогической науке и практике и отсутствием научно-педагогических основ, затрудняющих её трансляцию.

Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в изучении различных форм проявления шопеновской традиции в отечественной фортепианной педагогике XIX—XX вв.еков на концептуальном, образно-эмоциональном и технологическом уровнях, а также раскрытии педагогического потенциала традиции в условиях современной вузовской музыкально-педагогической практики. В соответствии с целью исследования был поставлен ряд основных задач:

— изучить философско-эстетические положения романтизма, лежащие в основе шопеновской художественно-педагогической традиции;

— исследовать формы трансляции шопеновской традиции в русскую фортепианную педагогику;

— изучить шопеновскую традицию в аспекте основных положений гуманистической парадигмы отечественного образования;

— разработать методику обучения музыке в исполнительских классах педагогического ВУЗа, основанную на положениях шопеновской педагогической традиции;

— экспериментально проверить теоретические и методические выводы исследования.

Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в исполнительских классах педагогического вуза.

Предмет исследования — роль и место шопеновской традиции в современных отечественных теории и практике фортепианного обучения.

Гипотеза исследования заключается в следующих положениях:

1. Традиция шопеновской педагогики находит многообразные проявления в практике ведущих отечественных педагогов-пианистов.

2. Шопеновская педагогическая традиция — это целостная многоуровневая система.

3. Внедрение системы дидактических принципов, генетически связанных с традицией шопеновской педагогики, в современную практику инструментально-исполнительской подготовки студентов педагогических вузов способствует повышению эффективности учебного процесса.

Методологическую основу исследования составляют: —важнейшие философские постулаты о целостности и диалектической природе явлений окружающего мира и человека, о взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социокультурной детерминации образовательных процессов и систем- -идеи феноменологии (Э.Гуссерль, Г. Г.Шпет);

— фундаментальные положения общей теории традиции, получившие освещение с философско-эстетических позиций в трудахБ. МБернштейна, В. В. Ван слова, В. Б. Власовой, Г.-Г.Гадамера, Ю. Н. Давыдова, Э. С. Маркаряна и др. проблема музыкально-педагогической традициираскрытая в исследовании Т. Г. Мариупольской;

— проблема традиции, исследованная в русле исполнительского традициеведения в трудах А. Д. Алексеева, JI.A. Баренбойма, Я. И. Мильштейна, Г. М. Цыпинаположения романтической философии и эстетики, исследованные в работах Н. А. Гуляева, А. С. Дмитриева, В. М. Жирмунского, А. С. Лосева, А. В. Михайлова;

— идеи гуманизации образования, личностно ориентированного обучения и воспитания, нашедшие свое отражение в работах Е. В. Бондаревской, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др.- теоретические положения феноменологической психологии и педагогики (Р.А.Куренкова, КРоджерс, И. Смит, А.-Т.Тименецки, Л. Феррара и др.);

— общедидактические принципы, обусловившие специфику учебной деятельности в современных условиях (Ю.К.Бабанский, Б. Т. Лихачев, М. Н. Скаткин, ВЛ. Сластенин и др.).

Существенное место в методологии диссертационного исследования занимают обобщающие фортепианно-методические установки, содержащиеся в трудах музыкантов-исследователей Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, А. В. Малинковской, Г. М. Цыпина, В. П. Чинаева и др.

При исследовании музыковедческих аспектов проблемы традиции автор диссертации опирается на положения отечественного исторического и теоретического музыкознания, сформулированные в трудах Б. В. Асафьева, М. К. Михайлова, Л. А. Мазеля, К. В. Зенкина, В. Цуккермана, С. С. Скребкова.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс методов исследования, взаимосвязанных, взаимодополняющих: метод теоретического анализа с целью обобщения работ по теме исследования в областях — педагогики, музыкознания, философии, эстетики, культурологии и др.- обобщение передового отечественного опыта в сфере преподавания музыкально-исполнительских дисциплинметоды педагогической диагностики (анкетирование, педагогическое наблюдение) — анализ и обобщение личного педагогического опыта автора диссертацииспециальный обучающий экспериментметоды статистической обработки данных, полученных в результате эксперимента.

Теоретическая обоснованность и достоверность результатов диссертации обеспечена:

— опорой на фундаментальные научные исследования различных областей гуманитарного знания;

— использованием обширной источниковой базы, образованной трудами российских и зарубежных музыковедов, исследователей творчества Ф. Шопена;

— применением в ходе исследования комплекса методов как теоретического, так и эмпирического уровней, адекватного целям и задачам диссертационного исследования;

— внедрением результатов исследования в практическую деятельность.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые проблема традиции шопеновской педагогики рассматривается в широком социокультурном контексте на уровне методологического и теоретического анализа, а также опыта ее практической реализации в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется следующим. Разработанные теоретические положения позволяют оптимизировать занятия в исполнительских классах, качественно улучшить профессиональную подготовку будущих педагогов-музыкантов. Материалы исследования могут также найти применение в рамках лекционных курсов по методике фортепианного обучения и истории фортепианно-исполнительского искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Шопеновская педагогическая традиция, оказавшая большое влияние на педагогическую практику отечественных пианистов-педагогов XIX—XX вв.еков, проявившись в ней многопланово, на нескольких уровнях — от концептуального до операционально-практического.

2. Основные положения шопеновской педагогической традиции созвучны положениям гуманистической традиции в педагогике, в контексте личностно-ориентированного образования.

3. Теоретико-методологическое наследие Ф. Шопена, основные положения его педагогической концепции могут и должны войти органичной частью в современную теорию и практику преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Анализ, обобщение и структурирование опыта отечественных педагогов-пианистов, преломляющих шопеновскую педагогическую традицию, послужили основой построения методической модели обучения, направленной на: 1) формирование духовно-нравственных качеств личности- 2) повышение творческой активности и самостоятельности студентов- 3) развитие комплекса профессиональных качеств будущего педагога-музыканта. Центральным компонентом разработанной методики является анализ музыкального произведения, представленный в двух его видах: историко-стилевой (М.К.Михайлов) и феноменологический. Использование методической модели, базирующейся на положениях шопеновской педагогической традиции, в современной музыкально-педагогической практике способствует повышению качественного уровня учебно-воспитательного процесса.

Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, через опубликование научных материалов по теме исследования (Москва, 2000; Москва, 2001; Москва, 2002), в выступлениях автора на научно-практических конференциях, а также в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов Mill У.

Выводы.

1. Деятельность Ф. Шопена — образец синтеза творчески переосмысленных традиционных установок предшествующей художественной эпохи и новаторства, приведших к созданию нового фортепианного стиля и открывших новые горизонты педагогической мысли.

2. Шопеновская художественно-педагогическая традиция генетически связана с ментальными основаниями романтической культуры XIX столетия, поэтому ее фундаментальные положения — принципы индивидуализации обучения, сознательности, приоритета художественно-образного начала в исполнительской деятельности, свободы пианистического аппарата, вокальной трактовки фортепиано могут и должны рассматриваться сквозь призму романтического художественного инварианта, имманентно биполярного, представленного в исследовании двумя категориями романтической эстетики — «субъективное» и «бесконечное».

3. Шопеновская художественно-педагогическая традиция рассматриваемая в исследовании в качестве структурно организованного явления (матрицы) для последующей деятельности, обязательно предполагает четкую иерархию, взаимопроникновение и взаимодействие всех ее уровнейконцептуального, образно-эмоционального, технологического.

4. Настоящее исследование показало, что относительно незначительные модификации в практике русских педагогов-пианистов XIX—XX вв.еков претерпели верхние уровни шопеновской художественно-педагогической традиции — принципы индивидуализации обучения, сознательности, приоритета художественно-образного начала в исполнительской деятельности, свободы пианистического аппарата, вокальной трактовки фортепиано. Их трансформация была обусловлена особенностями ментальных оснований русской культуры, новой эстетической доминанты, индивидуальностью педагога-пианиста, своеобразно преломившего традиционные установки. Наибольшим изменениям оказался подвержен операционально-практический уровень шопеновской традиции. Каждый выдающийся русский педагог-новатор, из числа рассмотренных в диссертации, значительно обогатил комплекс шопеновских методов и конкретных приемов педагогического воздействия, способствовал дальнейшему развитию заложенных в традиции потенций.

5. Ф. Шопена и представителей русской фортепианной культуры XIX-первой половины XX вв. объединяет их принадлежность к гуманистической традиции, стержневым моментом которой выступает личностное начало. Внимание к личности является также краеугольным камнем личностно-ориентированного образования, актуализированного в отечественной педагогике последнего десятилетия.

6. Целостный музыкально-педагогический процесс позволяет реализовать богатый духовный потенциал творчества композиторов-романтиков с помощью специально разработанной автором диссертации методической модели фортепианного обучения, основанной на положениях шопеновской педагогической традиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века). —М.:ГМПИ им. Гнесиных, 1984.-91с.
  2. А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев: Музична Украша, 1974.-163 с.
  3. А.Д. История фортепианного искусства: в 3-х ч. М.: Музыка. Чч. 1 и 2−1988.-415 с.
  4. А.Д. О пианистических принципах С.Е.Фейнберга. //Мастера советской пианистической школы: Сб. статей. /Под ред. А. А. Николаева — М.:Музгиз, 1961.-С.204−237.
  5. А.Д. Русские пианисты. М.-Л.:Музгиз, 1948.-314 с.
  6. Амонашвили IILA. Личности о-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское. 1990.-559 с.
  7. Антология мировой философии, в 4-х т. Т. З -М.: Мысль, 1971 .-760 с.
  8. М.Г. Романтизм и русская музыка XIX века. //Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. M.-JL: Музыка, 1965. — Вып. 4.-С.87−105.
  9. .В. Шопен: Опьгг характеристики.// Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей./ Ред. С. М. Хентова,-М, 1970.-С.46−109.
  10. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.:Наука, 1969.-294 с.
  11. Н.П. Типология романтического мышления. Киев: УМК ВО, 1992.-117 с.
  12. Баренбойм JIA. Антон Григорьевич Рубинштейн: в 2-х т. Л.:Музгиз. Т.- 1957 г.-455 е., т.2- 1962 Г.-492 с.
  13. JI.A. Книга Г.Нейгауза и принципы его школы /Сов. музыка, 1959, № 5.-С. 115−122.
  14. JI.A. Николай Григорьевич Рубинштейн. М.:Музыка, 1982.- 278 с.
  15. JI.A. Рубинштейновские традиции и наша современность // Сов. музыка, 1961,№ 12.-С. 74−81.
  16. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -М.:Прогресс: Универс: Рея, 1994.-615 с.
  17. В.Г. Сочинения А.СПуппсина. // Собр. соч. в 3-х т., т. З -М., 1948.
  18. Берковский Н~Я. Романтизм в Германии. — Л.:Художлит. 1973.-565 с.
  19. Г. Шопен в России. / Сов. музыка, 1960, — № 2.
  20. .М. Традиции и канонУ/ Сов. искусствознание 80 -2, М.:Сов. художник, 1981.-С. 112−153.
  21. .М. Традиции и социокультурные структуры // Сов.этнография. -1981,-№ 2, с. 107−109.
  22. Н.В. Лешетицкий, его художественный облик и роль в создании русской пианистической культуры. Л., 1947
  23. А. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973.- 139 с.
  24. А. Соч. в 2-х т., т. 2.- М.:Сов. писатель, 1946.-646 с.
  25. Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования.// Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-н/Д.: РГПИ, 1995.-С. 5−22.
  26. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, № 4. -С. 15−23.
  27. В.В. Педагогика СЕ.Фейнберга. М.:Музыка, 2000.- 80 с.
  28. И. Шопен. М.:Наука, 1968.- 380 с.
  29. И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки. М.: Музыка, 1985.-255 с.
  30. И.Ф. История польской музыкальной культуры: в 3-х т. Т. З -М.:Музыка, 1972.-233 с.
  31. Ван слов В.В. О традициях и новаторстве в искусстве. // Проблема наследия в теории искусства: Сб. науч. трудов./ Отв. ред. МЛиршиц. — М.:Искусство, 1981. -С. 45−71.
  32. Ван слов В. В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.- 403 с.
  33. О. На уроках К.Н.Игумнова //Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5: Сб. статей/Ред.-сост. Н. Л. Натансон, ЛВ.Рощина. — М.:Музгиз, 1984.- С. З-13.
  34. В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980, — № 4. -С. 30−40.
  35. Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. -М.:Искусство, 1988.
  36. Вопросы музыкального романтизма. /Ред. кол. Л. Г. Арчажникова и др. -М.:Музыка, 1979.- 134 с.
  37. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. научн. тр. Вып. 1−8 /Под ред. А. Н. Малюкова. М., 1997−2002.
  38. Вопросы фортепианного исполнительстваУ Общ. ред. МГ.Соколова. Вып. 3 -М.:Музыка, 1973.-230 с.
  39. Воспоминания о Московской консерватории. /Под общ. ред. Н. В. Туманиной. -М.:Музыка. 1966.-606 с.
  40. Воспоминания о Софроницкому Ред. Я. И. Милыптейн. -М.:Сов.композитор, 1970.-694 с.
  41. JI.C. Психология искусства. -М.:Лабиринт, 1997. -413 с.
  42. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве./Общ. ред. С. М. Хентовой. М.-Л.:Музыка, 1966. — 315 с.
  43. Ю. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма. //Проблемы музыкального романтизма: Сб. науч. трудов./Огв. ред. АЛПорфирьева- Л.:ЛГИТМиК, 1987.- С. 5−31.
  44. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.:Прогресс, 1988.-699 с.
  45. Г. Лекции по истории философии. //Гегель Г. В. Ф. Соч. в 14 т. Т. 9. Кн. 1.-М, 1932.
  46. Г. Эстетика: в 4-х т. Т.2. Лекции по эстетике. — М.:Искусство, 1969.
  47. Г. Лютеция: Статьи о политике, искусстве и народной жизни.// Собр. Соч. в 10-ти тт., т.8-М.:Госмузиздат, 1958.
  48. .С. Философия образования. М. Флинта, 1997.- 428 с.
  49. И. Скрябин. Опыт характеристики. -Пг.:Светозар, 1921.- 62 с.
  50. А.Б. О музыкальном искусстве. Сб. статей. -М., 1975.
  51. И. Как Рубинштейн учил меня играть. /На уроках Антона Рубинштейна /Ред. —сост. Л. А. Баренбойм. М.-Л.:Музыка, 1964.- С. 84−89.
  52. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -М.:Искусство, 1938.-132 с.
  53. Э. Т. А. Избранные произведения в 3-х т. Т.1 — М. Гослитиздат, 1962. -588 с.
  54. В.Ю. Музыкальный романтизм: сущность стиля и проблема интерпретации. // Проблемы романтизма в исполнительской искусстве: Сб. научных трудов. / Ред. сост. Тихонов С. И. — М. ПТЦ «Консерватория», 1994.-С.3−26.
  55. В.В. История стиля в фортепианном исполнительстве. -М., 2000. -148 с.
  56. Н. А. Карташева И.В. Введение в теорию романтизма. Тверь: 11 «У, 1991 91с.
  57. Гуманистическая парадигма образования и воспитания. /Под ред. З. И. Равкина. -М., 1997.
  58. АЛ. Категории средневековой культуры. М.:Искусство, 1972. — 318 с.
  59. Ю.Н. Культура — природа традиция // Традиция в истории культуры: Сб. науч. трудов. АН СССР/Ред. В. А. Карпушин.- М: Искусство, 1978.- С. 41−60.
  60. Э. Дневник: в 2-х т. — Т. 1.- М. :Акад. художеств, 1961.-451 с.
  61. В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. М.:Музьпса, 1968. — 430 с.
  62. Динамика культуры: теоретико-методологические аспектыУОтв.ред. Э. А. Орлова -М., 1989.-118 с.
  63. А.С. Проблемы иенского романтизма. -М.:Изд. Мос. ун-та, 1975.-263 с.
  64. А.Н. Истоки русского пианизма. //Сов. музыка, 1938, — № 8.
  65. М.С. К полемике о романтизме. /М.Друскин. Избранное: Монографии, статьи. М.:Сов.композитор, 1981.- 336 с.
  66. Европейский романтизм. /Ред. Неупокоева И. и Шетер И. М.: Наука, 1973.- 506 с.
  67. Т.П. Тип личности эпохи романтизма: Взгляд с позиции исторической психологии. // Романтизм: Грани и судьбыУНауч. ред. И. В. Карташова Тверь. 1998. Ч.2.- С. 108−118.
  68. М. Этюды Шопена (исполнительский анализ в классе профессора СЕ. Фейнберга) / Вопросы фортепианного исполнительстваУ Общ. ред. М. Г. Соколова. Вьгп. 3 М.:Музыка, 1973.- С.120−137.
  69. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Из-во Axioma 1996. -230 с.
  70. Д.В. Шопен и Шуман. //Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г. Эдельман М.: Госмузиздат, 1960. -С.296−322.
  71. С.А., Новикова JI. И. Искусство и цивилизация. -М.: Искусство, 1986. -272 с.
  72. Э. Кто меня сделал музыкантом (Глава из книги „Мой мир“). //Вопросы фортепианного искусства Вып. 4. М.: Музыка, 1976. — С.11−28.
  73. К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма М., 1997.-415 с.
  74. К.В. Фортепианная миниатюра Ф.Шопена М.:МГК, 1995.- 151с.
  75. К.Н. О Шопене //Сов. музыка, 1949,-№ 10.-С.52−53.
  76. А.А. О смысле художественной традиции. //Сов. искусствознание. -М., 1983.
  77. Кандинский-Рыбников А. О связи между исполнительским интонированием и мелодизмом С. Рахманинова/ Проблемы музыкознания (по материалам кандидатских диссертаций). Вып. 1, М.: МПС им. П. И. Чайковского, 1975.-С. 124 146.
  78. Кандинский-Рыбников А. Эпоха романтического пианизма и современное исполнительское искусство// Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. Сб. статей. — М., 1991.
  79. А.В. Драма немецкого романтизма М.: Медиум, 1992. — 335 с.
  80. Г. М. Заметки об интерпретации Шопена //Сов. музыка, 1959, № 6.- С. 128 135.
  81. Г. М. Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции. М.: Музгиз, 1948. 36 с.
  82. JI.B. СЕ.Фейнбрег — исполнитель и педагог. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1982.-25 с.
  83. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993.-135 с.
  84. А. О фортепианном искусстве. — М.: Музыка, 1965.- 362 с.
  85. А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.: Музыка. 1966. -108 с.
  86. В.М. Традиции и новаторство в исполнительском искусстве //Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5-М., 1969.- С.65−85.
  87. .Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. — 89 с.
  88. Ю. Избранные статьи и выступления. М.: Сов. композитор, 1976.- 229 с.
  89. Ю. О значении Шопена для нашей современности. /Избранные статьи и выступления. -М.: Сов. композитор, 1959. С.183−195.
  90. Ю. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. -М.: Музгиз, 1957. -240 с.
  91. Ю. Фридерик Шопен. Опыт характеристики. /Сов. музыка, 1938, № 7.-С.43−53.
  92. Ю.А. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества. изд. 3-е. — М.- Музыка, 1971.- 605 с.
  93. Ю.А. Эстетика Шопена. //Сов. музыка. 1949, — № 7. — С.41 -48.
  94. .Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М.: Искусство в школе, 2000.- 242 с.
  95. Куренкова Р. А Эстетика — Музыка Образование (феноменологическая целостность). — Владимир: ВГПУ, 2001. — 308 с.
  96. Э. Романтическая гармония и ее кризис в „Тристане“ Вагнера /Пер. с нем. -М.: Музыка, 1975. 550 с.
  97. Лазарев В.В., Pay И. А. Гегель и философские дискуссии его времени. М.: Наука, 1991.-155 с.
  98. Г. П. От романтизма к символизму.// Проблемы музыкального романтизма. Сб. науч. трудов. /Ред. А. Л. Порфильева Я: ЛГШМиК, 1987. -С.130−143.
  99. Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862−1962) /Гл. ред. Г. Г. Тигранов. Л: Музгиз, 1962.-415 с.
  100. Ф. Шопен. 2-е перераб. изд. М.: Музгиз, 1956. — 426 с.
  101. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996. — 463 с.
  102. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии. / Ред. В. В. Сериков. Волгоград: Перемена. 2000. -147 с.
  103. А.Ф. История античной эстетики. Истоки тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. — 603 с.
  104. Ю.М. История культуры движение в будущее. //Сов. культура — 1987, 7 мая.
  105. Ю.М. К проблеме типологии культуры. — Труды по знаковым системам. Вып. 3, Тарту, 1967.
  106. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Изд. группа „Прогресс“, 1992. — 271 с.
  107. Луначарский, А Культурное значение музыки Шопена //Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей./ Ред. С.М.Хентова- М., 1970. С.35−45.
  108. Львова Е. И Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30−50-х годов (((Московская пианистическая школа») их принципы и методы преподавания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1988. -23 с.
  109. Мазель Л. А Вопросы анализа музыки: опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. —М:Сов.композитор, 1978.-354 с.
  110. Л.А. Исследования о Шопене. — М.: Сов. композитор, 1971 .-247 с.
  111. Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982.328 с.
  112. Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. Пособие для муз. вузов. -3-е изд. М.:Музыка, 1986.-527 с.
  113. Мазель Л А. Шопен Изд. 2-е, испр. и доп. — М.:Музыка, 1960.-37 с.
  114. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Элементы анализа музыки и методика анализа малых форм: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1967.-752 с.
  115. В.В. Проблема традиции в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 1986.-19 с.
  116. А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М.:Музыка, 1990.-186 с.
  117. Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.:Прометей, 2002.-204 с.
  118. Э.С. Узловые проблемы теории культурой традиции // Сов. этнография. 1981, № 2.-С.78−96.
  119. С. А. История музыкальной эстетики: в 2-х т. т. 2. Романтизм и борьба эстетических направлений. -М.: Музгиз, 1968.- 685 с.
  120. С.А. Эстетика Ф.Шопена /История музыкальной эстетики: в 2-х т. т. 2. — М: Музгиз, 1968.-С.115−216.
  121. К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М: Музыка, 1966.-220 с.
  122. И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки. Автореф. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
  123. Мастера советской пианистической школы. /Под ред. ААНиколаева — М.:Музгиз. 1961.-238 с.
  124. А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт. М.: Лабиринт. 1993.-126 с.
  125. В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.-268 с.
  126. Микешина ЛИ. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.-143 с.
  127. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства -М.:Сов.композитор, 1983.-266 с.
  128. Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н.Игумнова //Мастера советской пианистической школы. -М.:Музгиз, 1961.-С. 41−115.
  129. К.Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики //Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминания./Ред. М. Г. Соколова. Вып. 1. -М:Музыка, 1965.-С.141−167.
  130. Я.И. Константин Николаевич Игумнов. — М.:Музыка, 1975.-471 с.
  131. Я.И. О Владимире Владимировиче Софроницком. // Воспоминания о Софроницком./ Ред. Я. И. Милыптейн. -М.:Сов.композитор, 1970.-С.З-18.
  132. Я.И. О воспитании техники пианистаУ/Методические записки по вопросам музыкального образования./ Ред.-сост. Н. Л. Фишман.-Вьт. 1 -М:Музыка, 1966.-С.181−200.
  133. Я.И. О фортепианной фактуре Шопена и Листа // Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. М.:Музыка, 1987.-С.109−119.
  134. Я.И. Очерки о Шопене. М: Музыка, 1987.-176 с.
  135. Я.И. Советы Шопена пианистам.// Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене.-М.:Музыка, 1987.-С. 19−71.
  136. А.В. Романтизм У/ Музыкальная жизнь. 1991, № 5,6.
  137. М.К. Стиль в музыке. Л. :Музыка, 1981.-262 с.
  138. Московская консерватория (1866−1966) /Ред. Л. СГинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николева, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. -М. .-Музыка. 1966.-726 с.
  139. . НС. Специфика феноменологического метода. Рига, 1976.
  140. Музыкальная эстетика Германии ХЕХ века, в 2-х тт. Т. 1. — М. Музгиз, 1981. -411с.
  141. Музыкальное исполнительство и педагогика-История и современность: Сб. статей./ Сост. Г. А.Гайдамович-М.: Музыка, 1991.- 238 с.
  142. На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. Л. А. Баренбойм. М.: Музыка, 1964. -100 с.
  143. Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев: Мистецтво, 1981. -287 с.
  144. НейгаузГ.Г. Об искусстве фортепианной игры.-М.: Музгиз, 1958.-319с.
  145. Г. Г. Поэт фортепиано И Сов. музыка, -1949, № 10. — С.54.
  146. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. М.: Искусство, 1991. — 396 с.
  147. JI.M. Художественная традиция: сущность и функционирование. Автореф. диссканд. филос. наук. Свердловск. 1987. 18 с.
  148. А.А. Взгляды Г.Г.Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М.: Музгиз, 1961. — С.113−167.
  149. А.А. Г.Г.Нейгауз и С. Е. Фейнберг о фортепианном искусстве / Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5.-М., 1969.-С.134−164.
  150. А.А. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители //Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки, статьи, воспоминанияУРед. М. Г. Соколова Вып. 1. М: Музыка, 1965. — С.11−34.
  151. А.А. Московская школа пианизма//Сов. музыка,-1947, — № 4, С.75−80.
  152. Николаев А. А Основы советской пианистической школы. /Мастера советской пианистической школы. /Под ред. А. А. Николаева. — М.:Музгиз. 1961 .-С.5−39.
  153. А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М: Музыка, 1980. — 112 с.
  154. В.А. Шопен — педагог. — М.: Музыка, 1980. — 93 с.
  155. А.И. К проблеме понимания музыкального стиля. — М.: Mill У, 1999. -61с.
  156. А.И. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина. — М.: Сов. композитор, 1983. — 104 с.
  157. А.И. Стилевой подход в фортепиано-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта. М.: Прометей, 2003. — 252 с.
  158. Н.С. Романтизм и музыкальное искусство / Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1. М., 1975.
  159. Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов С. Е. -М., 1998. 512 с.
  160. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. М.: Педагогика, 1988. — 367 с.
  161. В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  162. Проблема наследия в теории искусства. /Отв. ред. МЛившиц. М.: Искусство, 1984. -300 с.
  163. Проблемы романтизма: в 2-х т. /Сост.: Фохт У. Р., Гуревич А. Н. -Т.2.- М.: Искусство, 1971. 302 с.
  164. Рабинович Д. А Исполнитель и стиль: Избр. статьи. М.: Сов. композитор, 1979. -320 с.
  165. Д.А. Портреты пианистов. -М., 1970.
  166. Д.А. Шопен и шопенисты //Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г. Эдельман М.: Госмузиздат, 1960. -С.361−402.
  167. З.И. Образование: идеалы и ценности. М., 1995.
  168. Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4, Спб., 1997.
  169. Романтизм: Грани и судьбы. Тверь: ТГУ. 1998.4.2 -160 с.
  170. А.Г. Музыка и ее представители: Разговор о музыке. — М. 1921.
  171. С.Л. Человек и Мир. М.: Наука, 1997. — 189 с.
  172. Русские музыканты и критики о Шопене // Сов. Музыка, 1939, № 5.
  173. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Academia, 2000. — 232 с.
  174. С .С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.446 с.
  175. А. Письма./Сост., ред. А.В.Кашпертса-М.: Музыка, 1965.-720 с.
  176. М.А. Русская фортепианная музыка. М: Музыка, 1983. — 335 с.
  177. Советские пианисты о Шопене. // Сов. музыка. 1960. № 2.
  178. А.А. Фридерик Шопен. -М.: Музгиз, 1956. 324 с.
  179. А.Н. К спорам о романтизме. // Проблемы романтизма. Сб. статей/ Ред. У. Р. Фохт. Вып. 1.- М: Искусство, 1967. -С.5−40.
  180. А.Г. Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. — М.: Наука, 1978.-С.5−25.
  181. Ю. Делакруа, Шопен и романтический орфизм. // Славяне и запад. Сб. статей к 70-летию И. Бэлзы./ Ред. Б. А. Рыбаков -М.: Наука, 1975- С. 130−139.
  182. Л.Г. Педагогические принципы Н.Г.Рубиншгейна и их реализация в современной практике преподавания музыки. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997.
  183. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А. И. Пискунова. -М., 1979.
  184. Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования. Учебное пособие: В 2-х ч. СПб.: Образование, 1994.4.1. — 67 с. 4.2. -148 с.
  185. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: материалы Международной научно-практической конференции. — М., 1999.
  186. Традиция в истории культуры: Сб. науч. трудов. АН СССР/Ред. В. А. Карпушин.-М:Искусство, 1978.- 259 с.
  187. Ю. О программности в произведениях Шопена. М.:Музыка. 1968.-66 с.
  188. Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы: Сб. науч. трудов./ Отв. ред. В. И. Молчанов М.:РГГУ, 1998.-87 с.
  189. Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов. Учебное пособие. ЕкатеринбурпУрГПУ, 1998.-80 с.
  190. С.Е. Пианизм как искусство. М.:Музыка, 1965.-546 с.
  191. Фридерик Шопен: Статьи и исследования советских музыковедов. /Сост. Эдельман Г. М., 1960.
  192. А.Ф. Проблема взаимодействия композиторского и исполнительского творчества. Автореф. дисканд. искусствоведения. JL, 1987. 25 с.
  193. Т. О педагогических принципах Г.Нейгауза //Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. l.-M, 1965.-С. 167−202.
  194. В.Н. Музыка как вид искусства. М.:Б.и., 1990. -138 с.
  195. В. Виды целостного анализа. // Сов. музыка, 1965.- № 7.
  196. В.А. Заметки о музыкальном языке Шопена. // Фридерик Шопен: Ст. и исследования советских музыковедов./ Ред. Г. Эдельман М: Госмузиздат, 1960.-С.44−182.
  197. Г. М. Исполнитель и техника. M.:Academia, 1999.-185 с.
  198. Г. М. Портреты советских пианистов. — М.:Сов. композитор, 1982.-239 с.
  199. Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учеб. Пособие.- М.:МПГИ, 1975, — 106 с.
  200. Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция. М.:Музыка, 1990.- 95 с.
  201. Т.В. Музыка в истории культуры. Вып. 2 М.:Аллегро-пресс, 1994.-173 с.
  202. В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХУШ-ХХ веков: Дисс. д-ра искусствоведения. М, 1995.
  203. К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования. //Сов. этнография. 1981, -№ 2. С105−107.
  204. Н.Г. Художественная традиция в музыкальной культуре XX в. -М.ГИИС, 1997.-134 с.
  205. Е. Утопия и традиция. -М.Прогресс, 1990.-695 с.
  206. Е. Н. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Росгов-н/Д.:АО «Цветная печать», 1995.-310 с.
  207. Ф. Люцинда //Избранная проза немецких романтиков. М., 1979.
  208. Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т. 1.- М.:Искусство, 1983.-479 с.
  209. Ф. Письма: в 2-х т. /Сост. Кухарский Г. С. М.:Музыка.-Т.1- 1976 г. -462 е., т.2−1986 г.-460 с.
  210. Шопен, каким мы его слышим: Сб. статей /Сост. ред. Хентова С. М. -М.:Музыка, 1970.218. Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественныйобраз.-М.:Музыка, 1986.-124 с.
  211. Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М., 1992.
  212. И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. М.Худож. лит., 1981.-687 с.
  213. Энциклопедический словарь по культурологии. /Под ред. НРадугина. -М.:Центр, 1997.-477 с.
  214. . Романтизм: Переход к психологической эпохе. Эпоха непрерывно-психологического мышления. // Яворский Б. Избр. труды. Т. 2. Ч. 1. -М.:Сов. композитор, 1987.- С. 129−188.
  215. И.С. Разработка технологии личносгно-ориентированного обучения. // Вопросы психологии, 1995. № 2.
  216. Cortot A. Aspects de Chopin. Paris. 1949. 324 p.
  217. Hedley A Chopin. London. 1974. 214 p.
  218. Smith F. Joseph. The Experiencing of Musical Sound. // Prelude to a Phenomenology of Music. № 4, London, Paris, 1979. 256 p.
  219. Tymieniecka Anna-Teresa. Logos and Life. Book 3. London. 1988. 496 p.
Заполнить форму текущей работой