Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нейтрализация негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка и трансляции этого опасного влияния на других детей (агрессивность, сквернословие, несформированность культурно-гигиенических навыков) выходит на первый план среди задач ДОУ и воспитателей. Педагогическая организация процесса нейтрализации опирается на соблюдение таких педагогических условий как: изучение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Неблагополучная семья как фактор деформации поведения старшего дошкольника Ы. Современная семья — социальный институт формирования личности ребенка
    • 1. 2. Социально-педагогическая характеристика неблагополучной семьи
    • 1. 3. Характеристика ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. Опытно — экспериментальная работа по нейтрализации влияния неблагополучной семьи на старшего дошкольника
    • 2. 1. Организация и методика нейтрализации негативного влияния семьи в условиях ДОУ
    • 2. 2. Подготовка воспитателя к работе с неблагополучной семьей
  • Выводы по 2 главе

Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества.

В таких условиях активизируется, прежде всего, защитная функция семьи — функция материальной защиты. И эту функцию при росте потребностей современной семье выполнять становится все труднее [191].

При этом уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи — воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей.

Одним из важнейших аспектов данной проблемы является процесс структурно-функциональной трансформации семьи как социального института и, как следствие, деформация ее влияния на ребенка, растущего в ней, под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации.

Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

Исследования и наши наблюдения свидетельствуют, что социальная дезадаптация чаще всего берет начало в дошкольном возрасте, когда закладываются основы социальной адаптации «трудного дошкольника», эмоциональных и поведенческих расстройств.

Государство стоит перед необходимостью защищать права современной семьи и права детей. Доктрина национальной безопасности, направленная на защиту прав ребенка, заботу о его жизни, развитии, образовании и воспитании находит отражение в таких документах, как: «Семейный кодекс» и «Конвенция о правах ребенка», в которых ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Это ставит вопрос об обязанности государства и общества взять на себя воспитание детей через дошкольные учреждения, социальные центры и приюты, детские дома и интернаты.

Перед педагогической теорией и практикой стоит задача разработать пути и средства включения «трудного дошкольника» в систему полноценных детско-взрослых отношений, нейтрализации негативных переживаний ребенка, оказать содействие семье в преодолении собственных трудностей. В современных ДОУ данный процесс носит зачастую чисто формальный характер и не предусматривает специальной целенаправленной работы непосредственно с неблагополучной семьей.

В научном плане проблема исследования выступает как междисциплинарная, в которой взаимосвязаны педагогический, социологический, криминологический, психологический и медицинский аспекты. Синтез межнаучных идей и подходов позволит найти необходимое решение практических и теоретических задач воспитания дошкольников из неблагополучных семей в условиях общественных дошкольных образовательных учреждений.

Проблемам семьи и брака посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. В большинстве исследований нашли отражение мотивы, вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии (JI. Анзорг, А. Я. Варга, Е. Григорьева, С. И. Голод, И. Ф. Дементьева, Б. Н. Кочубей, Г. Навайтис, В, Сатир, Д. Скиннер, В. А. Сысенко, А. Г. Харчев, Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.). Изучением эволюции семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских занимались такие ученые как: Д. Аккерман, Ю. В. Алешина, И.В. Бестужев-Лада, В. В. Бойко, Л. Я. Газман, В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, C.B. Ковалев, В. М. Медков, С. А. Спиваковская, А. Г. Харчев и др). Проблемы воспитания ребенка в семье, в том числе и в неблагополучной, нашли отражение в работах таких ученых, как: Ю. П. Азаров, Т. А. Александрова, JI. Анзорг, A.A. Аркин, A.M. Бардиан, И. В. Гребенников, Е. Григорьева, Т. А. Маркова, В. И. Нефедов, A.C. Спиваковская, Ю. Ю. Щербань и др.

Предметом изучения ученых и практиков становятся отклонения в поведении дошкольников, обусловленные неблагополучными факторами семейного воспитания или отсутствием такового (М. Безруких, М. И. Буянов, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Г. М. Иващенко, И. С. Константинова, В. А. Леви, Е. Смирнова, A.C. Спиваковская и др.). Выделяются такие тенденции как рост психических, личностных, эмоциональных отклонений, рост числа неврологических заболеваний. Это, несомненно, делает актуальным системный социально-педагогический анализ проблемы.

Междисциплинарный анализ современной литературы свидетельствует о недостаточном внимании представителей различных наук к вопросам коррекции поведения и развития дошкольников из неблагополучных семей. В' современных условиях возникло серьезное противоречие между необходимостью такой работы и невозможностью педагогами детского сада ее осуществлять. Как правило, в ДОУ решением данной проблемы занимаются практические психологи, если таковые имеются, но их деятельность является координирующей и не позволяет решить ее полностью. Основная часть работы возлагается на воспитателя, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей, может использовать в этом процессе воспитательное воздействие социума — общества сверстников.

Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: воспитание ребенка старшего дошкольного возраста в неблагополучной семье.

Предмет исследования: пути, средства, формы, методы нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

В ходе работы над диссертационным исследованием была выдвинута рабочая гипотеза: процесс нейтрализации влияния неблагополучной семьи у старших дошкольников может протекать успешно, если:

• своевременно и целенаправленно изучаются условия воспитания ребенка в семье и причины негативного влияния;

• воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в условиях личностно-ориентированного подхода;

• создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми;

• приняты возможные социальные и педагогические меры.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы следовало решить следующие задачи:

1. Изучить социально-педагогические факторы и причины неблагополучия современной семьи и ее негативного влияния на воспитание и развитие личности ребенка-дошкольника.

2. Исследовать особенности организации деятельности различных типов образовательных учреждений по воспитанию «трудного дошкольника», по нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить опытно — экспериментальную работу по нейтрализации последствий негативного семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать программу активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с целью предотвращения и преодоления негативного влияния на ребенка.

5. Разработать систему подготовки будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения к работе с неблагополучной семьей и «трудными» дошкольниками.

Методологическую основу исследования составляют: социально-педагогические концептуальные подходы к воспитанию ребенка в семье (A.A. Аркин, A.M. Бардиан, И. В. Гребенников, O.JI. Зверева, А. Г. Ковалев, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова, A.C. Спиваковская) — идеи личностно-ориентированного подхода и совместной деятельности с ребенкомтеория семьи и семейных отношений (Ю.П. Азаров, М. Арутюнян, И.В. Бестужев-Лада, В. В. Бойко, А. Варга, С. И. Голод, И. Ф. Дементьева, В. И. Дружинин, О. Здравомыслов, С. В, Ковалев, A.B. Мудрик, В. Сатир, А. Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер) — теоретические знания в области отклонений в поведении ребенка, вызванных деструктивным развитием семьи (М.И. Буянов, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, A.M. Свядощ) — педагогика взаимодействия ДОУ с семьей (Е.П. Арнаутова, Е. Волкова-Гаспарова, В. И. Иванова, Л.Ф. Островская) — социология семьи (А.И. Антонов, Т. А. Вахмянина, Л. Я. Газман, И. С. Майдиков, М. С. Мацковский, В.М. Медков).

Требует разъяснения понятийно-терминологический аппарат исследования. Центральными понятиями исследования являются понятия:

1. «Нейтрализация влияния неблагополучной семьи на ребенка», под которым мы понимаем комплекс психолого-педагогических и социально-педагогических воздействий, направленных, с одной стороны, на предупреждение, преодоление, изменение негативных или «безразличных» отношений в неблагополучной семье к проблемам жизни, образования и воспитания детей дошкольного возраста и, с другой стороны, ориентированных на педагогическое обеспечение позитивной социализации, инкультурации и социальной адаптации детей из таких семей и их личностного развития.

2. «Неблагополучная семья» — семья, в которой имеет место нарушение или распад нравственно-этических норм и традиций общества и семейного укладапостоянно проявляются серьезные нарушения в межличностных, внутрисемейных отношениях, порождающие ошибки и просчеты в воспитании детейгде проявляется непедагогическое деструктивное отношение к детям.

3. «Трудный дошкольник» — ребенок с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферахс ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс.

Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. Для решения задач использован следующий комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы, который позволил определить ведущие теоретические и практические подходы к решению проблемы. В исследовании использовались также: метод изучения и обобщения передового опыта, психолого-педагогический эксперимент, включающий организацию опытно-экспериментальной работы, наблюдения, беседы, анкетирования, диагностические методы.

Основные этапы исследования:

Первый этап, эмпирический (1986;1998 гг.) — накопление практического опыта во время работы в качестве воспитателя и в процессе сотрудничества с дошкольными образовательными учреждениями города Арзамаса.

Второй этап (1998;1999 гг.) — включал теоретический анализ состояния проблемы в педагогической, психологической и социологической литературе, определение исходных позиций исследования, уточнение его предмета и гипотезы, научного аппарата и базы исследованияобобщение полученного материала, разработку методики опытно-экспериментального исследования.

Третий этап (1999;2001 гг.) опытно-экспериментальный — предусматривал разработку комплекса организационно-педагогических мероприятий по выявлению системы работы по нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка-дошкольника в ДОУ и проверку методики опытно-экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.

Четвертый этап (2001;2003 гг.) — заключительно обобщающий — посвящен обработке результатов исследования, их интерпретации и систематизации, подведению итогов, уточнению теоретических и методических подходов, определены дальнейшие направления работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста исследована на принципиально новой основе, составляемой взаимодействием междисциплинарных представлений о личности «трудного ребенка» и его семьей. Такой подход позволил разработать концепцию нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста: дано определение основополагающих понятии — «трудный дошкольник», «неблагополучная семья» и «нейтрализация негативного влияния семьи на ребенка" — проанализированы условия социально-педагогической нейтрализации негативного семейного влияния на старшего дошкольникаразработана программа работы с «трудным дошкольником» и его семьей в условиях образовательного учрежденияразработана и обоснована система подготовки будущего воспитателя к работе с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником» в рамках профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования: углублены представления о влиянии деструктивных процессов в современной семье на поведение старшего дошкольникавыявлен круг социально-педагогических возможностей воздействия на семью с целью преодоления деструктивного воздействия на ребенкаопределены формы и методы нейтрализации и коррекции семьи и ребенка.

Практическая значимость исследования: разработана программа нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающая программу правового просвещения дошкольников, методику регулирования эмоционального состояния и снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста, проект, направленный на активное включение родителей в педагогический процесс ДОУразработаны программы дисциплин, направленных на подготовку будущих воспитателей ДОУ к работе с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником». Разработанный материал может использоваться в системе повышения квалификации работников дошкольного образования, в работе научно-методического семинара работников ДОУ, в системе подготовки воспитателей в рамках профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным междисциплинарным выбором методологических оснований, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, рациональным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, а также практическим подтверждением основных теоретических положений, результатами экспериментальной работы, основанных на изучении массового и передового опыта ДОУ по проблеме исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее существенными симптомами кризиса, которому подвержены большинство современных семей, являются не затруднения материального порядка, а проблемы, приводящие к ослаблению роли позитивной социализации ребенка. Среди них: невротизация детей, одиночество, разобщенность, отсутствие понимания между детьми и родителями, смещение детей на одно из последних мест в системе ценностей взрослых. Все это приводит к ослаблению и утрате семьей воспитательной функции и рост потенциала негативного влияния на личностное развитие старшего дошкольника, стимулирует его деструктивное поведение, деформируя процесс его личностного развития.

2. В современных условиях возник новый социально-педагогический и психологический феномен — социально и педагогически запущенный ребенок дошкольного возраста — «трудный дошкольник», с проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах, с различного рода отклонениями в психическом развитии, с ярко выраженной негативной позицией, которая осложняет процесс социализации и затрудняет воспитательно-образовательный процесс. Задача современной дошкольной педагогики выработать четкое положение о прямой зависимости отклонений в личностном развитии ребенка от условий воспитания в семье или отсутствия таковых и, изучив социально-психологические особенности различных типов неблагополучных семей мнимо-благополучные, хронически-неблагополучные, временно-неблагополучные и относительно-неблагополучные), выработать стратегию и тактику педагогической работы с нею.

3. Нейтрализация негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка и трансляции этого опасного влияния на других детей (агрессивность, сквернословие, несформированность культурно-гигиенических навыков) выходит на первый план среди задач ДОУ и воспитателей. Педагогическая организация процесса нейтрализации опирается на соблюдение таких педагогических условий как: изучение индивидуально-психологических особенностей трудного ребенка и условий семейного воспитанияпостоянный контроль за эмоциональным состоянием и поведением каждого воспитанника и актуализацией им своего социального опыта, демонстрируемого в группесистематическая работа и методическое обеспечение процесса нейтрализациисоздание доброжелательной интеллектуально-эмоциональной, трудовой и бытовой атмосферы в группеорганизация совместной продуктивной деятельности и детского сотрудничества. Процесс нейтрализации осуществляется параллельно в трех направлениях: работа с ребенком, с родителями и с педагогами.. ^.

4. Одним из условий эффективной работы с неблагополучной семьей и детьми, воспитывающимися в ней, является система подготовки будущих воспитателей к этому роду социально-педагогической деятельности, которая включает: изучение правовых основ семейного воспитания, особенности воспитания в различных по типу семьях, изучение технологии работы с неблагополучной семьей и «трудным дошкольником». Своевременная подготовка в рамках профессионального образования выступает в качестве важного фактора результативности процесса нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось и осуществляется на базе ДОУ (№ 52, 46, 51) г. Арзамаса, со студентами дошкольного отделения психолого-педагогического факультета Арзамасского государственного пединститута. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и конференциях молодых ученых (1999;2003 гг), на заседаниях научно-методического семинара работников ДОУ, на семинарах и курсах повышения квалификации работников ДОУ, в выступлениях перед воспитателями ДОУ г. Арзамаса.

Выводы по 2-й главе.

В результате опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Работа по нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста в условиях социально — реабилитационных учреждений и дошкольных образовательных учреждений не всегда осуществляется в полной мере, часто носит спонтанный, хаотичный характер. В основном это объясняется отсутствием программно-методического обеспечения процесса нейтрализации, отсутствием необходимых социально-педагогических условий, недостаточной подготовленностью педагогов к данному виду деятельности.

2. Педагог, вооруженный определенной системой знаний и умений, получающий поддержку со стороны различных органов (социальных, правоохранительных, медицинских) в состоянии в процессе повседневной деятельности оказывать позитивное влияние на ребенка и его семью при помощи специально разработанной программы, направленной на нейтрализацию негативного влияния и на социальную адаптацию.

3. Одним из решающих факторов нейтрализации негативного влияния семьи является подготовка педагога к данному виду работы. Дополнение учебных планов по подготовке будущих воспитателей дополнительными курсами позволяет подготовить их к работе с ребенком из неблагополучной семьи и непосредственно с его семьей в рамках профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования проблемы нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста показал, что современная семья находится в критической ситуации и требует привлечения к ней внимания не только теоретиков, но и практиков. А именно педагогов дошкольных образовательных учреждений, деятельность которых должна быть направлена на нейтрализацию негативного влияния семьи, на социальную адаптацию ребенка. В ситуации, когда педагог берется за решение данной задачи, возникает реальная возможность избежать дезадаптации уже в дошкольном детстве и способствовать формированию полноценных членов нашего общества.

Причины сбоя воспитательного механизма в современной семье различны: экономического, ценностного, психологического, педагогического порядка. Достаточно часто все эти последствия, оказывая влияние на семью, не позволяют полноценно реализовывать одну из основных ее функций — воспитательную.

Исследованию проблемы современной семьи и ее влияния на ребенка посвящено значительное количество научных работ, но, несмотря на это, вопрос нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка остается малоисследованным. Недостаточно полно раскрыто содержание понятий «неблагополучная семья», ребенок из неблагополучной семьи" и соответственно структура и условия процесса нейтрализации негативного влияния семьи.

Итоги проведенного теоретико-экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В результате экспериментального педагогического исследования была, подтверждена гипотеза, согласно которой процесс нейтрализации влияния неблагополучной семьи на старших дошкольников может протекать успешно, если: своевременно и целенаправленно изучаются условия воспитания ребенка в семьевоспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в условиях личностно-ориентированного подходасоздано единое образовательно-коррекционное пространство и осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.

2. На основе интеграции социологических и психолого-педагогических подходов обоснована сущность понятия «неблагополучная семья», которая представляет собой сложную систему взаимоотношений родителей и детей, выделены особенности нарушения этой микросистемы, т. е. обозначены основные проблемы современной семьи как воспитательного института.

3. Семья является неотъемлемой средой социализации. Социализация ребенка в семье осуществляется: в процессе восприятия им норм и ценностей, господствующих в семье, самореализации в ней в тех аспектах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой.

4. В процессе исследования выявлено, что само благополучие — понятие относительное, в качестве критерия благополучия семьи может выступать и материальное положение, и социальный статус, и жилищный фактор и многое другое. Благополучие, в то же время, может быть хроническим и временным или ситуативным. Причинами неблагополучия семьи могут быть причины микросоциального характера, психолого-педагогического свойства и даже биологического (тяжелые заболевания родителей или самого ребенка). Результатом исследования данного процесса явилась разработанная нами классификация неблагополучных семей.

5. В результате исследования подтверждено предположение, что неблагополучная семья негативно влияет на развитие эмоциональной и волевой сферы, речи ребенка, сужает круг его познавательных интересов. Дети из таких семей оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а их браки распадаются значительно чаще, чем у выходцев из гармоничных семей. Ребенку из неблагополучной семьи свойственны: повышенная тревожность, неадекватно заниженная самооценка, отставание в развитии, наличие различного рода нервных расстройств, соматические и психические заболевания. Такой ребенок, в свою очередь нуждается в своевременной квалифицированной помощи по нейтрализации негативного влияния семьи, а иногда и в изоляции от родителей.

6. Изучение деятельности дошкольных образовательных учреждений показал, что работа по нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста не всегда осуществляется в полной мере и носит системный характер. Причинами этому служат: отсутствие активности со стороны педагога, методическая неграмотность педагога, отсутствие помощи со стороны администрации.

7. Проблема методической неподготовленности может решаться путем повышения квалификации педагогов на специальных курсах и методических объединениях. Подготовка педагога к данному виду работы является одним из решающих факторов нейтрализации негативного влияния семьи. Расширение учебных планов по подготовке будущих воспитателей специальными курсами позволяет подготовить их к работе с семьей и ребенком из неблагополучной семьи в условиях педагогического вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. — М., 1993.-608 с.
  2. Д. Любовь в истории. Ларю Дж. Секс в библии. М, 1995. 135 с.
  3. Т.А. Родительский дом. М., 1987. 96 с.
  4. Ю.В. Цикл развития семьи: исследования и проблемы// Вестник МГУ. Психология, сер. 14. 1987. № 2.
  5. Аллан Фромм. Азбука для родителей. Л: Лениздат, 1999. — 319с.
  6. Л. Дети и семейный конфликт- Григорьева Е. Дети после развода. Семья и школа, 1998, № 5. С. 18−19.
  7. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. — С. 127- 130.
  8. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996. 226с.
  9. Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992. 173с.
  10. A.A. Родителям о воспитании. М., 1957. — С. 12.
  11. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1978. С. 36−63.
  12. Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. -Дошкольное воспитание, 2002, № 9.
  13. Е. Самоанализ опыта общения с родителями. Дошкольное воспитание, 2002, № 4- - С.45−57.
  14. Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.-180с.
  15. Е.П., Иванова В. М. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. -204с.
  16. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб заведений /Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248с.
  17. Ф.Я. Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье. Л.: Лениздат, 1983. — 135с.
  18. A.M. Воспитание детей в семье. М., 1972. 204с.
  19. М. Дети, которых не понимают взрослые. Дошкольное воспитание, 2002, № 5.
  20. В.Н., Васильева H.H., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998. 167с.
  21. JI.E. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста /Под ред. Б. Б. Финкельштейн. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128с.
  22. Бенджамин Спок. Ребенок и уход за ним. Ленинград: Машиностроение, 1998.-397с.
  23. H.A. Размышление об эросе.- М.: Мысль, 1983. 226с.
  24. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей: Разговор с молодым поколением. М., 1988. — 234с.
  25. Бестужев- Лада И. В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. — 176с.
  26. Бестужев- Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. М., 1979. 186с.
  27. И.К., Морозов Г. В. Основы трезвенческой политики государства в условиях глобального кризиса экологии человека./ Экология личности: материалы научно- практической конференции. Санкт — Петербург, 1997.- 182с.
  28. A.A., Столин В. В. О задачах в области научного психологического обеспечения службы семьи Л Семья и формирование личности Под ред. Бодалева. М., 1988. 214с.
  29. В.В. Малодетная семья: Социально психологическое исследование. М, 1980. — 240с.
  30. Л.С. Музыкотерапия: Руководство по < психотерапии/ Под. ред. В. Е. Рожнова.- М., 1985. 186с.
  31. В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. Вопросы психологии, 1997, № 6. — С. 38−46.
  32. В.И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., Хамитова И. Ю. Семейные факторы девиантного материнства.//Семейная психология и семейная терапия. 1999, № 3. С. 14−3 5.
  33. В.И., Ениколопов С. Н. и др. Раннее социальное сиротство. -М., 1994.- 182с.
  34. В.И., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей. Вопросы психологии, 1994, № 4.
  35. М.Е. О клинической психотерапии творчеством// 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. М., 1981. — Т.З.
  36. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. — 208с.
  37. М.Ч., Ребенку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984. -255с.
  38. А., Спиваковская A.C. Бабушки и внуки: (О проблемах отношений в семье)// Семья и школа. 1983, № 1. — С.23−25.
  39. А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения./ Психолого- педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М., 1985. 167с.
  40. А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144с.
  41. Г. С., Решетняк Ю. А. Любовь, брак, сексуальное партнерство. М., 1990. 193с.
  42. Т.А. Социальная зашита семьи, женщин и детей в Нижегородской области: из опыта работы комитета по делам семьи, женщин и детей. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. — 1999. — 64с.
  43. Введение в практическую соц. психологию: Учеб. пособие для вузов. -М.: Наука, 1994. 254с.
  44. H.A. Художественное творчество и ребенок. М., 1974. -255с.
  45. Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. 144с.
  46. Д.В. Разговор с родителями. М., 1994. 168с.
  47. Л.Я., Данилова Е. А. Пьют родители страдают дети. М., 1977.-С.9.
  48. К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. 138с.
  49. В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988. 194с.
  50. В. Все начинается с детства. Минск, 1989. 188с.
  51. А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений//Вопросы психологии 1985. — № 5. — С.110−116.
  52. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы ДОУ с трудными детьми и их родителями. Дошкольное воспитание, 1999, № 3,8, 11,12.
  53. И.Е. Психотерапия. Л., 1972. — 268с.
  54. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./ Общ. ред. и после-слов. Н. М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. 232с.
  55. Воспитание детей в семье: Рек. библиогр. указ./Сост. Н.В. Жилина/ -М.: Педагогика, 1990. 246с.
  56. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — С. 103.
  57. В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. — 176с.
  58. В.И. От младенчества до отрочества. М., 1991. 214с.
  59. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1996. 238с.
  60. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 212с.
  61. Л.Я., Алешина Ю. Е. социально- психологические исследования семьи: проблемы и перспективы.// Психологический журнал. 1991, № 4.
  62. Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи// Вопросы психологии 1985. — № 2. — С. 186 — 187.
  63. С. И. Молодая семья: молодежь и современность. Л, 1975. 184с.
  64. С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологический анализ). //Социально- политический журнал. 1995. № 6. С.74−87.
  65. С.И. Стабильность семьи. Л.: Наука, 1984^ - 136с.
  66. И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание, 1976 — 40с.
  67. И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1999. -246с.
  68. Е. Дети после развода. //Семья и школа, 1998, № 5. С.18−19.
  69. А.Л., Росляков А. Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993. — 184с.
  70. Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер да здравствует брак! СПб., 1997. -164с.
  71. Ф. На стороне ребенка. СПб, 1997. 224с.
  72. Декларация прав ребенка (1959). Гуманитарная сфера и права человека: (Сб. документов): Кн. для учителя. Сост. В. А. Корнилов и др. М. Просвещение, 1992. — 159с.
  73. И.Ф. Современная Российская семья: трудности и надежды, Педагогика, 1996, № 6.
  74. X. Родители и дети. М., 1986. 198с.
  75. М. Брак и любовь. М., 1985. 214с.
  76. Доклад Администрации города «Социально- экономическое положение г. Арзамаса в 1999 году». 24с.
  77. Т. Право на защиту и помощь. Дошкольное воспитание, 2001, № 11.- С.2−7.
  78. Т. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье. Дошкольное воспитание, 2001, № 12. — С.3−10.
  79. В.И. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. — 160 с.
  80. В.С., Семиченко В. А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение?//Кн. для родителей. М. Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — С.7.
  81. А.И. Детские неврозы. РЕСПЕКС, Санкт Петербург, 1995. -С.35.
  82. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. — М. г Просвещение, 1993. — 192с.
  83. А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986. 168с.
  84. А.И. Мама на работе. (Об эмоциональных отношениях в семье) //Семья и школа, 1987, № 8. С.23−25.
  85. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия «Психология ребенка». СПб.: Издательство «Союз», «Лениздат». — 2000. — 336с.
  86. А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье.// Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 58−68.
  87. А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. 222с.
  88. О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 157с.
  89. О., Арутюнян М. Российская семья на Европейском фоне. М., 1999. — 198с.
  90. В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918.-С.67.
  91. Г. М., Константинова Н. С., Глоткин М. М. и др. Социальная реабилитация несовершеннолетних дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях соц. реабилитации несовершеннолетних.- М., 1996 .- 200 с.
  92. Информационный бюллетень управления соц. защиты населения г. Арзамаса «Итоги работы за 1998г». 45с.,
  93. Искусство быть родителем. Материалы научно- практической конференции. Под ред. Е. В. Шимшаковой. Благовещенск 2000. — 268с.
  94. М.С. Мир общения: Политиздат. Проблемы межсубъект, отношений-М., 1988. -319с.
  95. П.Ф. Избранные, педагогические сочинения. М., 1982. -С. 155−156.
  96. П.Ф. О нравственном закаливании: Избр. пед.- соч. М., 1982. -С. 155−156.
  97. O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М., 1997.- 187с.
  98. Карел Витек. Проблемы супружеского благополучия., М., Прогресс, 1988 (перевод с чешского). 138с.
  99. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304с.
  100. П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми.// Вопросы психологии. 1990. № 1.-С. 103−109.
  101. ЮЗ.Кленицкая И. Учителя об этом знают. (Против физического наказания в семье)//Семья и школа, 1987, № 10. С. 14−16.
  102. А.Г. Психология семейного воспитания. Минск: Народ, ас-вет., 1980.-260 с.
  103. C.B. Психология семейных отношений, М., 1987. 207с.
  104. C.B. Психология современной семьи. М., 1988. — С.40.
  105. Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. -М.: ПРЕСС, 1999. 480с.
  106. C.B., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов сред. Педагог. Учеб. Заведений. М: Издательский центр «Академия», 1998. — 432с.
  107. Н. Развитие эмоционально- нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. — Дошкольное воспитание, 1999, № 10. С.41−44.
  108. Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. — 175с.
  109. И.Кон И. С. Ребенок и общество. М, 1988. 246с.
  110. Конституция (Основной закон) Российской федерации. М., 1999.
  111. Концепция развития семьи. Разработчик: Центр социально- психологической помощи семье г. Арзамаса. Арзамас, 2002. — 35с.
  112. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов пед. училищ, дошкольных факультетов и фак. нач. обучения пед. институтов. -М.: Академия, 1997. 236с.
  113. Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М., 1990.- 184с.
  114. А. Дети беды и благополучия. Заметки о воспита-нии.//3везда, 1978, № 5. С.177−184.
  115. С. Психотерапия семейно- сексуальных дисгармоний. М., 1991.- 189с.
  116. A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1994. 134с.
  117. H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997. — 208с.
  118. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., «Академия», 1999. — 232с.
  119. Р. Как на самом деле любить детей. М., 1990. -190с.
  120. Jle Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. Пер. с англ. М., Педагогика, 1990.-272с.
  121. В.А. Нестандартный ребенок. 3-е изд. — М: Знание, 1989. — 265с.
  122. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.- 187с.
  123. М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М., 1980. 213с.
  124. В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. М., 1995.- 194с.
  125. И.М. Основы социологии. М., 1999. С. 321.
  126. A.C. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. — 214с.
  127. Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1999. -168с.
  128. Т.А. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1979. — 214с.
  129. Матейова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. Киев, 1984. — 248с.
  130. ГЛ. Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи. Минск, 1990. 213с.
  131. М.С. Тенденции развития брачно семейных отношений в СССР.//Молодожены. М., 1981.- 187с.
  132. В.В. Помощь молодой семье, М., 1987. 164с.
  133. Мид М. Мир и культура детства. М., 1983. 198с.
  134. A.M. Некоторые принципы психотерапевтического использования средств искусства в комплексе санкурлечения/ Тезисы докладов Всесоюз. науч. практ. конф. — Харьков, 1979. — 186с.
  135. В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.:. АРКТИ, 1999. — 48с.
  136. В.Д. Если папа пьет., — М., Знание, 1992. 127с.
  137. А. В. Социализация и смутное время- М., Знание, 1991. 80с.
  138. A.B. Общение как фактор воспитания школьников, М., 1984. 123с.
  139. A.B. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Вузов/Под ред. В. А. Сластенина. №-е изд., испр. и допол. — М. г Издательский центр «Академия», 2000. — 200с.
  140. НЗ.Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. -Вопросы психологии, 1994, № 6. С. 16−25.
  141. Г. Семья в психологической консультации. М., В., 1999. -234с.
  142. Г. Тайны семейного (не) счастья. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 1998. — 176с.
  143. Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996. 224с.
  144. Настольная книга родителей: Хрестоматия по семейному воспитанию (Сост. В. В. Чечет, Сермяжко Е.И.), М.: Нар. асвет, 1987. 173с.
  145. Национальный доклад о положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994—1998 годах, М., 1999. С. 6, 7, 14, 24.
  146. Несомненное условие счастья, сост. Е. Ю. Чепенас, М., Педагогика, 1990.-222с.
  147. В.И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. Минск, 1971.-226с.
  148. H.H. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1979. -198с.
  149. H.H. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. -234с.153.0вчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 144с.
  150. Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семьей/Психологический журнал. 1986. № 2.
  151. Л.Ф. Пед. знания родителям. Пособие для воспитателя дошкольн. учрежд.- М., Просвещение, 1983. — 176с.
  152. Л.Ф. Почему ребенок не слушается Пособие для воспитателя детского сада 2-е изд., доп. — M.: Просвещение, 1982. — 111с.
  153. От Я до Мы: Азбука семейной жизни/Сост. C.B. Ковалев- М., Педагогика, 1989.-334с.
  154. Г. В. Семейное воспитание:/ Взаимоотношения родителей с детьми. Знание, Л., 1976. 244с.
  155. Э.А. Нравственно-психологический климат семьи. М., 1983. -167с.
  156. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. — 288с.
  157. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого, М., Российское педагогическое агентство, 1996. С. 442.
  158. Первые итоги: Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков. Под. ред. Г. М. Иващенко- М.: НИИ семьи, 1997. 160 с.
  159. В.И. Воспроизводство населения и семья.// Социологические исследования. 1992. С. 82−85.
  160. В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М., 1999. — 164с.
  161. В.И. Музыкальная терапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 178с.
  162. Популярная психология для родителей: Сборник сост. A.C. Спиваков-ская, Г. А. Ковалев/ Под ред. A.A. Бодалева М.: Педагогика, 1988. -253с.
  163. Проблемы социального сиротства и пути их решения. Информационный вестник. Москва, сентябрь, 1997. 31с.
  164. Психологические аспекты помощи людям, употребляющим наркотики (в том числе алкоголь)./ Материалы городского «Телефона доверия"/. 2003. 45с.
  165. Психологический словарь для родителей М., изд. центр «Академия»,! 996. — 212с.
  166. М. Помощь трудным детям: Пер. с английского М., 1987. — 432с.
  167. Pay М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха. М., 1989. — 163с.
  168. Ф. Основные формы страха. М., 1998. 154с.
  169. Р.У. Силы семейных уз. СПб., 1994. 187с.
  170. В.М. Судьба молодой семьи. М., 1990. 112с.
  171. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1999. С. 162,237−239.
  172. СЛ. Человек и мир. Проблемы общей психологии, М., 1976. 235с.
  173. Н. Дом на полпути// Семья и школа, 1993, № 4. С. 17−20.
  174. Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. М., 1993. 125с.
  175. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. 187с.
  176. Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи. «Речь», СПб., 2000. — 178с.
  177. Т.Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л. Я. Реабилитация детей в приюте. М.: 1995. С.26−28.
  178. А.М. Неврозы и их лечение. М., 1971. — 246с.
  179. Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей нар. ун.-тов./Под ред. Д. И. Водзинского, «2-е изд. перераб. и доп. Минск: Нар. Асвета, 1987. 254с.
  180. Семейное воспитание. Словарь (Ред. сост. В.В. Кумарин), М.: Педагогика, 1972.-313с.
  181. Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост. И. В. Гребенников, JI.B. Ковитько М., Политиздат, 1990. — 319с.
  182. Семья и время (статьи по социологии семьи)//Вестник МГУ, сер. 18, социология и политология. 1996, № 3. С.60−88.
  183. Семья, как объект философского и социологического исследования.-Москва, 1974. С. 142.
  184. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. М., 1991. 214с.
  185. Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. 184с.
  186. Е. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Поволж. фил. Рос. Учеб. центр. Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, 1999. -С. 58, 69,70, 75.
  187. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития./ Материалы международного семинара. Институт молодежи, 1992. — 224с.
  188. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях соц. реабилитации несовершеннолетних. (Г.М. Иващенко, Н. С. Канстантинов М.М. Глоткин и др.)-М., 1996. 200с.
  189. Социально- психологический тренинг по ненасилию под ред. доктора пед. наук, проф. В. А. Ситарова., часть1, Москва, 1994. 223с.
  190. Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие под ред. Либаракиной М.И.- М.: ЗАО «Редакционно издательский комплекс Русанов», 1999. — 144с.
  191. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. Пособие/ Е. А. Стреблева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.- Под Ред. Е. А. Стреблевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 312с.
  192. A.C. Как быть родителями. (О психологии родительской любви) — М.: Педагогика, 1986. 160с.
  193. A.C. Профилактика неврозов. М., 1988. — 374с.
  194. Н.П. Хроника семейного общения. М., Знание, 1987. — 186с.
  195. . Разговор с матерью: книга о воспитании. М., 1990. 394с.
  196. В.А. Об умственном воспитании. — Киев, 1983. -С.158−159.
  197. В.А. Рождение гражданина. М., 1971, С.16−17.
  198. В.А. Молодежь вступает в брак. М., 1986. 154с.
  199. В.А. Супружеские конфликты. Финансы и статистика, 1983.- 175с.
  200. В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.- 184с.
  201. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.-352с.
  202. A.B. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988.- 125с.
  203. B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996. -218с.
  204. В.П. Избранные философские труды. Ленинград, 1988. -246с.
  205. Л.Ф. Современная молодая семья. М., 1993. 176с.
  206. Флэйк Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993. — 214с.
  207. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. М., 1925. — 225с.
  208. Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1993. 234с.
  209. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Политиздат, 1979. — 222с.
  210. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. Социально- демографическое исследование. М., 1978. 217с.
  211. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений.// Вопросы психологии, 1986, № 1.
  212. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке: Автореферат канд. дисс. М, 1985. — 22с.
  213. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989 -154с.
  214. Хрестоматия по соц. психологии./ Сост. и автор вводных очерков Т. В. Кутасов. — 2-е изд.- М., Междунар. пед. академия, 1995. 220с. (статья Андреева В. И).
  215. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М., 1993. 110с.
  216. М.И. Психогимнастика. М., 1990. 157с.
  217. А.З. Психолого- гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений.// Вопросы психологии. 1994. № 4. С.45−46.
  218. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544с.
  219. П.А., Воронина Г. А. Методика и технология социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 61−62.
  220. Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997. — 187с.
  221. Л.М., Защиринская О. В., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и со сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 1998. — 384с.
  222. C.B. Здоровье по нотам. М., 1994. — 154с.
  223. А.Г. Острые углы семейного круга. М., 1986. 186с.
  224. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 512с.
  225. C.B. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.- 164с.
  226. Эволюция семьи и семейная политика в СССР. М., 1992. 155с.
  227. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996. — 48с.
  228. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -3-е изд. СПб.: Питер, 2001.- 656с.
  229. Энциклопедия домашнего психолога.// Автор- составитель О. Нагор-кина. Саратов: Софит — Принт- М., Олма — Пресс, 2000. — 540с.
  230. Г. Я., Соколова В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире. М, 1993.-212с.
  231. Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение.// Конфликты детской души. М., 1995.- 121с
  232. В.В. Семья и несовершеннолетний правонарушитель // Актуальные проблемы семьи и воспитания/ Под ред. Н. Я. Соловьева. -Вильнюс: Минтис, 1981.-С.58−68.183
Заполнить форму текущей работой