Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

БрСдства обучСния. 
ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния ΠΈ воспитания Π² области дошкольного образования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π•Ρ‰Π΅ А. II. Усова1 ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… дидактичСских срСдств выступаСт слово, Π° Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… — дидактичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΈ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСская ΠΈΠ³Ρ€Π°, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ посрСдством наглядности ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСских дСйствий Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΡ А. П. Усовой соотвСтствуСт характСристикС дидактичСских срСдств, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ М. А. Π”Π°Π½ΠΈΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ, И. Π―. Π›Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ€ΠΎΠΌ ΠΈ М. Н… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

БрСдства обучСния. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° обучСния ΠΈ воспитания Π² области дошкольного образования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

БрСдства обучСния ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅[1] ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅[2], Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π° ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π° прСподавания ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π° учСния.

УмствСнныС дСйствия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ учСния ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… срСдств, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ входят Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ наряду с ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚Π° (Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ), условиСм Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ (Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ) ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ (ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌ составом ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ).

К ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°ΠΌ обучСния со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² относят Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ источники получСния ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. ΠžΠ±Ρ‰Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ‹ΠΌ являСтся Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ срСдств обучСния Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹:

  • β€’ ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ (Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈ, Π°Π»ΡŒΠ±ΠΎΠΌΡ‹ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ€Π°Π·Π΄Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • β€’ элСктронныС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ рСсурсы (ΠΌΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΉΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ матСматичСских ΠΈΠ³Ρ€);
  • β€’ Π°ΡƒΠ΄ΠΈΠΎΠ²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ (слайды, слайд-Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹, Π²ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠΈ ΠΊΠΈΠ½ΠΎΡ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΡ‹ Π½Π° Ρ†ΠΈΡ„Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… носитСлях ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.);
  • β€’ наглядныС плоскостныС (ΠΏΠ»Π°ΠΊΠ°Ρ‚Ρ‹ ΠΈ Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅, настСнныС ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Ρ‹ ΠΈ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΌΠ°Π³Π½ΠΈΡ‚Π½Ρ‹Π΅ доски);
  • β€’ дСмонстрационныС (Π³Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€ΠΈΠΈ, муляТи, ΠΌΠ°ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹, стСнды, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ дСмонстрационныС);
  • β€’ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€Ρ‹ (компас, Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€, пСсочныС часы ΠΈ Ρ‚. Π΄.);
  • β€’ спортивноС ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ΅ Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… матСматичСского развития (мячи, ΠΎΠ±Ρ€ΡƒΡ‡ΠΈ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.);
  • β€’ учСбная Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° (Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ тСхничСскиС срСдства обучСния).

Π’ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π”ΠžΠ£ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ срСдств обучСния ΠΏΠΎ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρƒ обучСния. К Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ срСдствам обучСния относят основныС (словСсныС дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠΈ (Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· словСсный ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ обучСния), Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ (Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· практичСский ΠΈ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ обучСния)) ΠΈ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅Ρƒ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ основных срСдств (Π°ΠΏΠΏΠ»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° со ΡΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ дСталями, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ плоскости, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠ°Π³Π½ΠΈΡ‚ΠΎΠ²), Ρ„Π»Π°Π½Π΅Π»Π΅Π³Ρ€Π°Ρ„, доска, экран, Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡ‚Π½ΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€.).

Π•Ρ‰Π΅ А. II. Усова1 ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… дидактичСских срСдств выступаСт слово, Π° Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… — дидактичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΈ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСская ΠΈΠ³Ρ€Π°, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ посрСдством наглядности ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСских дСйствий Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΡ А. П. Усовой соотвСтствуСт характСристикС дидактичСских срСдств, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ М. А. Π”Π°Π½ΠΈΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ[3], И. Π―. Π›Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ€ΠΎΠΌ ΠΈ М. Н. Π‘ΠΊΠ°Ρ‚ΠΊΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ[4]. Π­Ρ‚ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ срСдствами обучСния ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈ слово, Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, практичСскоС дСйствиС.

БловСсный ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» отбираСтся Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ‚рСбованиями ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΡƒ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ возрастной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ описания[5], Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ‚Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. УсвоСниС словСсных ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ основных разновидностСй свойств ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ всСго происходит Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, поэтому особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ обучСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ удСляСтся наглядным пособиям.

Наглядный ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ классифицирован ΠΊΠ°ΠΊ наглядноС пособиС, Ссли основным срСдством выраТСния Π΅Π³ΠΎ содСрТания являСтся ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° Π΅Π³ΠΎ примСнСния. ΠŸΡ€ΠΈ отсутствии описания ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ слСдуСт Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΎ ΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΠΈ, Π° ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ формирования матСматичСских прСдставлСний. НапримСр, ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ ΠΈΠ· Π±Π»ΠΈΠΆΠ°ΠΉΡˆΠ΅Π³ΠΎ окруТСния, посуда, ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ΄Π°, мСбСль, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· матСматичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½ΠΎ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ситуации ΠΎΠ½ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π½Π΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ наглядного пособия, Π° Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΎΠ±ΠΈΡ…ΠΎΠ΄Π°. Для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ обучСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ созданы Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ пособия ΠΊΠ°ΠΊ «Π›ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Π±Π»ΠΎΠΊΠΈ Π”ΡŒΠ΅Π½Π΅ΡˆΠ°», «Π¦Π²Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ°Π»ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ ΠšΡŽΠΈΠ·Π΅Π½Π΅Ρ€Π°».

ΠšΡ€ΡƒΠΏΠ½Ρ‹Π΅ пособия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π±Π΅Π· Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅Π³ΠΎ расстояния, Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ дСмонстрационного ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π° Π½Π΅Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ΅, ΡƒΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ для Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π·Π° ΡΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠΌ — Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π Π°Π·Π΄Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ, Π½ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΏΠΈΠ΅ΠΉ дСмонстрационного, Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ нс ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½ с Π½ΠΈΠΌ. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ€Π°Π·Π΄Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ пособия: счСтныС Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Ρ‹ с ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Ρ… дСтям ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², Π½Π°Π±ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΊ, Π°ΠΏΠΏΠ»ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², муляТи ΠΈ ΠΌΠ°ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ извСстных дСтям ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², изобраТСния ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ гСомСтричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€. Π˜Π»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ (рСпродукция, рисунок, фотография, схСма, Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π΅ΠΆ ΠΈ ΠΏΡ€.) Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ для рассматривания всСми Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π½Π° Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΌ расстоянии, поэтому ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ трСбования ΠΊ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ. ПСдагог ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ дСтям ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ°ΠΊΠ΅Ρ‚Ρ‹ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠΆΠ΅ΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° ΡƒΠ»ΠΈΡ†Π΅.

На Π·Π°Π½ΡΡ‚иях ΠΈ Π² ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ принято ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈ. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго ΠΎΠ½ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΡƒΡΠΊΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°ΠΌ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, рабочая Ρ‚Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΡŒ «Π― ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽ Π΄ΠΎ 5» Π•. Π’. КолСсниковой являСтся ΠΏΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ части Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π° авторской ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ «ΠœΠ°Ρ‚СматичСскиС ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒΠΊΠΈ», ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈ «Π Π°Π· — ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒΠΊΠ°, Π΄Π²Π° — ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒΠΊΠ°…» Π›. Π“. ΠŸΠ΅Ρ‚Π΅Ρ€ΡΠΎΠ½ ΠΈ Н. II. Π₯ΠΎΠ»ΠΈΠ½ΠΎΠΉ — Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ пособиСм ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ матСматичСского развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 5—6 ΠΈ 6—7 Π»Π΅Ρ‚ «Π¨ΠΊΠΎΠ»Π° 2000»).

К условиям использования наглядных срСдств относятся:

  • 1) Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ достигаСтся ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ примСнСния тСхничСских срСдств (экраны подсвСчивания, ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ помСщСния, расстояниС ΠΎΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΈ Π΄Ρ€.), ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.;
  • 2) Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, основного ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π΅ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎΡ‚ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹;
  • 3) Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ пояснСний, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для выяснСния сущности дСмонстрируСмых явлСний, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ для обобщСния усвоСнной ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ;
  • 4) ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Π½Π°Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΆΠ΅Π»Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΠΌ пособии ΠΈΠ»ΠΈ дСмонстрационном устройствС, постановка ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ наглядного Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°.
  • [1] ΠœΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСдства обучСния — это физичСскиС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ для Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния.
  • [2] Π˜Π΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСдства обучСния — это Ρ‚Π΅ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ знанияи умСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠ΅ΡΡ для усвоСния Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ…Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ (срСдства общСния, срСдства стимулирования ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.).
  • [3] Π”Π°Π½ΠΈΠ»ΠΎΠ² М. А. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ обучСния Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ской школС. М., I960.
  • [4] БоврСмСнная Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°: тСория — ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ / ΠΏΠΎΠ΄ рсд. И. Π―. Π›Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ€Π°, И. К. Π–ΡƒΡ€Π°Π²Π»Π΅Π²Π°. М.: Изд-Π²ΠΎ ИВП ΠΈ ΠœΠ˜Πž РАО, 1994.
  • [5] Π’ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ словСсноС описаниС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, явлСния, процСсса ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΡŒ.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ