Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего учителя информатики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую основу исследования составили: теория содержания образования (B.C. Леднев), теоретические основы профессионального образования и профессиональной деятельности (Э Ф Зеер, В. С Леднев, В.П. Косырев) — концепция личностного подхода (Л.С. Выготский, Н В Талызина), концепция о природе деятельности (С.Л Рубинштейн, А Г Асмолов и др.) — исследования, направленные на использование активных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основания оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего учителя информатики
    • 1. 1 Профессиональная подготовка будущего учителя информатики как педагогическая проблема
      • 1. 2. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя информатики в образовательной деятельности
      • 1. 3. Проектирование содержания процесса профессиональной подготовки учителя информатики в контексте аксиологического подхода
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Реализация комплекса организационно-педагогических условий оптимизации процесса профессиональной подготовки учителя информатики
    • 21. Управление процессом профессиональной подготовки учителя информатики
      • 2. 2. Модель профессиональной подготовки будущего учителя информатики
    • 2. 3 Методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки учителя информатики
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего учителя информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки учителя нового типа, способного работать в изменившихся условиях. Педагогу сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе.

Овладение творчеством как видом и компонентом современной педагогической деятельности позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса, целенаправленно вносить своевременные коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций, формировать цели обучения и воспитания учащихся с учетом образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности, результатов применения различных методов, приемов, средств учебно-воспитательного процесса, реализовать личностно-ориентированный подход к школьникам на основе оценки его потенциальных возможностей: личностно-деловых качеств, умственных способностей, поведенияпланировать дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность Исходя из этого развитие творческой индивидуальности будущего педагога способствует повышению его компетентности и профессионализма.

Многие современные исследователи (Т. Аликберов, Е Н Голубкова, В И Горовая, В М Данильченко, Н, А Коваленко, Т Е. Климова, А. Ю. Козырева, Л. Д Лебедева, З. С. Левчук, Н. Ю. Посталюк, Л. О. Романова, Н. Г. Руденко и др.) указывают в своих работах на острую потребность школы в педагоге-исследователе, педагоге-творце, готовом к тем принципиальным изменениям, которые происходят в характере его труда, способного к самостоятельному поиску путей и способов повышения его эффективности, созданию неповторимой педагогической технологии.

Несмотря на разнообразное теоретическое освещение в литературе вопросов подготовки студентов к педагогическому творчеству и накопленный опыт их практического решения, нарождающиеся тенденции в развитии общества, науки и образования высветили в них новые грани и тем самым еще более актуализировали данную проблему и потребовали переосмысления ее с точки зрения создания условий для обогащения индивидуального творческого опыта личности в максимально возможных пределах.

Иными словами, перед высшей школой стоят сегодня новые задачи, решение которых связано с принципиальным переосмыслением всех традиционных средств воздействия на личность студента в учебно-воспитательном процессе вуза, в котором субъективная позиция будущего специалиста составляет основу развития его творческой индивидуальности Именно это обстоятельство не учитывает функционирующая в настоящее время система профессиональной подготовки будущего специалиста. Его личность по-прежнему не является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, так как до сих пор в подготовке специалиста сохраняется репродуктивно-массо-вый принцип обучения, приводящий к унификации учительского корпуса и как следствие — отсутствию творческого начала в профессиональной деятельности. Как показало наше исследование, в вузе практически отсутствуют условия для самораскрытия, самореализации и дальнейшего развития творческого потенциала студентов, поскольку в работе вузовских преподавателей по-прежнему ведущее место занимает информативная функция, тогда как диагностическая, управленческая, мотивационная, воспитательная проявляются незначительнопо-прежнему преобладают традиционные формы, методы и приемы деятельности, в результате чего значительные резервы, содержащиеся в индивидуальном потенциале личности, остаются неиспользованными.

В системе образования проходят процессы совершенствования ее организации, структуры и содержания национальных учебных планов и программ, развиваются новые формы дистанционного обучения, усиливаются тенденции к формированию открытого образования. Особенно существенны перемены в средствах и технологиях обучения.

Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно ускоряющейся скоростью появления новых знаний. По этой причине в систему образования привлекают современные инфокоммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях. Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях.

Бурное развитие информатики и информационных технологий ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик.

Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального педагогического образования по различным специальностям показывает, что, несмотря на актуализацию в связи с проявлением новых информационных технологий таких особенностей современного научного познания, как усиление тенденций к синтезу знаний, формализация знаний в аспекте сближения естественных и гуманитарных дисциплин, общекультурной подготовки будущих учителей еще не нашло своего должного отражения и в образовательных стандартах, и в образовательной практике.

Современные образовательные стандарты и практика преподавания курса информатики в педагогических вузах фактически не учитывают такие же особенности педагогической деятельности, как ее мно-гоаспектность и многоплановость, обусловливаемые междисциплинарным характером информатики как науки и как учебного предмета.

Современное состояние общества ставит перед учеными и педагогами задачу оптимизации объективного процесса его информатизации. В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определен один из основных механизмов реформирования системы образования — ее информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях На суд научной общественности в последнее время выносится ряд новых проектов Концепции информатизации образования Одна из основных задач информатизации, согласно этим проектам Концепции, заключается в том, что обучаемому становятся доступны гигантские объемы информации в базах данных, в экспертных системах и т. д.

Это обусловливает вступление системы образования в третий этап информатизации образования, целью которого является осуществление подготовленного всем предыдущим развитием перехода к изучению общеобразовательных дисциплин по новым программам, предусматривающим использование инфокоммуникационных технологий в процессе их освоения.

В последнее время происходят изменения в концепциях и программах информатизации страны, регионов.

Значительным изменениям подверглись курсы информатики по номенклатуре, структуре и содержанию Длительные дискуссии о месте и роли школьного курса информатики, путях совершенствования информационной подготовки и переподготовки учителя далеко не исчерпали себя, а на рубеже веков приобрели остроту и кризисный статус.

В основном проблемы связаны с противоречием между существующими формами организации учебного процесса и потенциальными возможностями педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации, стремительным устареванием учебно-методических средств, тенденцией увеличения затрат на информатизацию образования.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации уделено большое внимание вопросам обеспечения и контроля качества образования. Предложено использовать имеющиеся значительные организованные резервы обеспечения качества образования, в частности, путем совершенствования организации учебного процесса, внедрения новых педагогических и информационных технологий. Предстоит большая работа по внедрению в образовательный процесс новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные возможности, предусматривающие более активное участие студентов в учебном процессе.

Мировой опыт в организации науки в университетах показывает также, что мы обязаны обеспечить резкое увеличение использования инновационного потенциала науки высшей школы, как в отраслях, так и в регионах Без его внедрения в практику профессионального образования она из передовых рискует оказаться на обочине истории. Серьезной проблемой подготовки научных работников является угроза разрыва научных связей, замыкание научных школ из-за снижения академической мобильности ученых, аспирантов на региональном уровне.

Создание проекта специалиста, каким мы хотим видеть выпускника школы, должно стать первым этапом исследования проблем педагогического образования.

Атрибуты всестороннего развития личности еще достаточно не изучены в психологии, педагогике, социологии и философии, а перспективы поиска можно ожидать в пограничных областях единства, интеграции, целостности и структурированности личности.

Отсутствие научно-обоснованной модели личности с определением конкретной интегральной характеристики мешает педагогике и педагогической практике построить целостный учебно-воспитательный процесс. Для этого необходима педагогическая модель личности, отражающая механизмы взаимодействия энергетической активности учащихся, студентов, слушателей и социальных требований к ним, предъявляемым в работе преподавателя или через содержание, структуру системы образования.

С появлением педагогических университетов возникает необходимость рассматривать педагогическую профессию как область, создающую наиболее благоприятные условия понимания человека, воздействие на него и совершенствование его натуры, природы и деятельности В этих условиях более важным в работе преподавателя педагогического вуза становится его отношение к ценностям науки и культуры, его позиция и неординарность Только показывая, высказывая и оценивая свое отношение к педагогическим ценностям, постоянно усиливая свои поиски в области научных знаний, ориентируя в них студентов, может успешно работать преподаватель в современном вузе.

Существующее в нашей стране предметное обучение и узкоспециальная подготовка учителей-предметников на отдельных факультетах недостаточно ориентируют преподавателя высшей школы на необходимость подготовки студента к нестандартным, сложным и непредсказуемым ситуациям в образовании, воспитании и организации свободной и творческой жизни студентов Однако вновь вводимое многоуровневое образование почти вытесняет систематическую и целенаправленную подготовку специалиста, начиная с первых лет его адаптации к условиям обучения в вузе, вносит неопределенность в общее высшее образование, которое должно быть не просто высоким, а закладывающим основы будущей профессии студента.

Этих противоречий можно было бы избежать, если бы в любых практических реформах специалисты, ученые вначале изучали предстоящие проблемы, определяли и оценивали цели и возможности последствия планируемых перемен.

Процесс информатизации образования существенно зависит от уровня компетентности учителя в области использования инфоком-муникационных технологий, поскольку реальная информатизация осуществляется только тогда, когда каждая дисциплина будет преподаваться специалистом, владеющим средствами инфокоммуникационных технологий в соответствующей предметной области.

Необходимость введения специальности «Информатика» возникла в связи с быстро нарастающей потребностью общества в квалификационных пользователях компьютерными средствами обработки информации.

Особую актуальность проблеме подготовки современного учителя, на должном уровне владеющего инфокоммуникационными технологиями, и, в первую очередь — учителя информатики, придает то обстоятельство, что информатизации образования отводится важнейшая роль в обеспечении качества образования, которое отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, на основе сохранения его фундаментальности Отметим, что в последнее время в работах многих авторов ставится вопрос о необходимости фундаментализации высшего профессионального образования, которая составляет одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики и научно-педагогических исследований (М П. Лапчик, B.C. Леднев, В. Г. Кинелев, А. Г. Мордкович, М. В. Швецкий, Н И. Рыжова и др.). Сегодня все более распространяется убеждение, что специалист, обладающий узкой специализацией, не сможет гармонично жить в современном обществе с быстро меняющимися условиями профессиональной деятельности, что необходима, в первую очередь, фундаментальная подготовка в данной предметной области.

Анализ состояния данной проблемы в России и более глубокое ее изучение в республике Дагестан показывает, что учителя информатики испытывают значительные трудности в использовании средств инфокоммуникационных технологий, поскольку их подготовка в данной области как в педагогическом университете, так и в институте повышения квалификации педагогических кадров остается во многом фрагментной и не охватывает всех видов педагогической деятельности.

Учеными-экспериментаторами признано, что сейчас в число 12 ведущих дискуссионных тем, определяющих судьбы высшего образования в России, входит проблема перехода от традиционного опыта к виртуальному процессу освоения знаний и новых инфокоммуникационных технологий, а также исследование с точки зрения самих студентов значимости высшего образования в новом обществе Ясно, что современное высшее образование невозможно реформировать без инновационных педагогических технологий, обновляя только лишь содержание образования.

Успешность соответствующей подготовки в области информатики специалистов любого профиля зависит, в первую очередь, от содержания и организации обучения этой дисциплине в школе. В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной Министерством общего и профессионального образования 10 июля 1998 года, в качестве одного из концептуальных вопросов информатизации сферы образования выступает необходимость «.обеспечить в безусловном порядке непрерывность и преемственность компьютерного образования на всех уровнях обучения (дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское).».

В последние годы в российской системе образования наметился новый подход к изучению информатики как общеобразовательной дисциплине, которая находит все большее понимание и поддержку среди преподавателей высшей и средней школы Он уже активно проникает в государственные образовательные стандарты России.

В последнее время многие авторы связывают вопросы оптимизации процесса обучения с использованием в нем компьютерных технологий. К К Бойкачев, Б. С Гершунский, Э. Г. Малиночка, Е. И Машбиц, А Я. Савельев, Г К Селевко и др

Проблеме применения электронных учебников, средств мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых систем в обучении посвящены работы многих авторов: А. И Архиповой, В. Н. Агеева, Ю С Брановского, А. И. Тихонова, А В. Смольянинова и др

Однако проблема совершенствования научно-методической и практической подготовки будущего учителя информатики, направленная на изучение и использование средств инфокоммуникационных технологий, недостаточно разработана и является актуальной.

В последнее время многте авторы связывают вопросы оптимизации процесса обучения с использованием в нем компьютерных технологий: К К. Бойкачев, Б. С Гершунский, Э Г. Малиночка, Е. И Машбиц, А Я Савельев, Г. К. Селевко и др.

Для успешного применения компьютерной технологии обучения нужно четко представлять основные принципы и технические приемы, способствующие усилению интеллектуальных возможностей человека.

Необходимо начать фундаментальные исследования по подготовке будущих учителей информатики к применению инфокоммуникационных технологий. Построение целостной модели учителя информатики с дополнительной специализацией по иностранному языку, базирующейся на точном прогнозе тенденций развития системы образования вообще и информатики в частности, -проблема глобальная, и актуальность ее очевидна.

Практика использования инфокоммуникационных технологий в профессиональном образовании свидетельствует о наличии противоречий между.

— традиционными видами учебно-методического обеспечения и потребностью практики в инновационных формах представления и обработки информационных материалов;

— процессом информатизации образования и отсутствием общего подхода к конструированию новых программных средств обучения, интегрирующих современные педагогические и информационные технологии.

Структура и содержание профессиональной подготовки будущих учителей информатики претерпевают сегодня значительные изменения. Социальный заказ обучения в современной профессиональной школе ориентирован на развитие мышления, творческих задатков студентов, вовлечение их в самостоятельную поисковую деятельность, приобщение к методам научного познания, формирование способности применять знания в новых условиях. Одним из путей реализации этого направления является организация продуктивно-творческой деятельности студентов, которая, в свою очередь, выступает условием формирования их профессионализма.

Одним из важнейших условий успешного профессионального и личностного становления будущего педагога в современном вариативном образовательном пространстве является его творческая позиция.

Модернизация сферы отечественного образования влечет за собой рассмотрение теоретических и методических проблем, связанных с разработкой и внедрением в учебный процесс инфокоммуникацион-ных технологий, открывающих обучаемым широкие возможности по использованию разнообразных источников информации, повышающих эффективность самостоятельной работы, создающих условия творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяющих реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Вместе с тем, проведенный анализ широкого спектра научно-практических и теоретико-методологических источников показывает, что данная проблема исследована не в полной мере в контексте поиска путей повышения эффективности формирования профессиональной подготовки будущего учителя информатики Это и определило тему исследования- «Организационно — педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего учителя информатики».

Проблема нашего исследования сформулирована следующим образом, в чем состоит сущность оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей информатики, а также какие организационно-педагогические условия будут максимально полно детерминировать данную оптимизацию в рамках образовательного процесса высшего профессионально-педагогического заведения Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих учителей информатики в условиях высшего образования.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей информатики.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом, процесс оптимизации профессиональной подготовки будущих учителей информатики будет эффективным при выполнении следующих условий:

• на научно-теоретическом уровне будет выявлена сущность и содержание процесса оптимизации профессиональной подготовки будущих учителей информатики;

• оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих специалистов будет ориентироваться на теоретическую модель личности учителя информатики, которая в контексте современных достижений научно-технического прогресса, перспектив развития общества и системы образования будет отражать в себе соответствующие требования к подготовке специалистов названного профиля;

• адекватно сущностным характеристикам понятия оптимизации процесса профессиональной подготовки учителей информатики и разработанной теоретической модели специалиста будут определены и обоснованы организационно-педагогические условия обеспечения названной оптимизации в рамках образовательного процесса педагогического вуза в необходимой системной целостности,.

• опытно-экспериментальная работа будет осуществлена в строгом соответствии с требованиями системы организационно-педагогических условий оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей информатики.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.

• на научно-теоретическом уровне выявить сущность и содержание процесса оптимизации профессиональной подготовки будущих учителей информатики,.

• разработать теоретическую модель личности учителя информатики, которая в контексте современных достижений научно-технического прогресса, перспектив развития общества и системы образования будет отражать в себе соответствующие требования к подготовке специалистов названного профиля,.

• определить и обосновать организационно-педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки учителей информатики в рамках образовательного процесса педагогического вуза в необходимой системной целостности,.

• осуществить опытно-экспериментальный этап работы, проанализировать полученные результаты, разработать соответствующие практические рекомендации в области, исследуемой проблемы.

Методологическую основу исследования составили аксиологический и личностно-деятельностный подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность будущего специалиста в контексте субъект-субъектных отношениймеждисциплинарный и системный подходы, способствующие построению образовательного процесса на принципах необходимой целостности и системностиосновополагающие идеи отечественных и зарубежных авторов, определяющие роль и место инфокомму-никационных технологий в культуре, научно-техническом прогрессе и системе образования.

Теоретическую основу исследования составили: теория содержания образования (B.C. Леднев), теоретические основы профессионального образования и профессиональной деятельности (Э Ф Зеер, В. С Леднев, В.П. Косырев) — концепция личностного подхода (Л.С. Выготский, Н В Талызина), концепция о природе деятельности (С.Л Рубинштейн, А Г Асмолов и др.) — исследования, направленные на использование активных форм и методов обучения (А.А. Вербицкий, Л Д. Столяренко, Б. Т. Лихачев и др.) — материалы по проектированию учебной деятельности (Л.Д. Столяренко, B.C. Кукушкин, В Е. Родионов) — дидактические основы использования новых инфокоммуни-кационных технологий в профессиональном образовании (В П Бес-палько, Ю С Брановский, С. А Бешенков, Т. Г. Везиров, Ю. П. Ветров, А Г Гейн, С Г. Григорьев, А. П. Ершов, А. А. Кузнецов, Е И. Машбиц, В М Монахов, Е. С. Полат, Т. Л. Шапошникова и др.) — методическая система интегрированного обучения в вузе (Ю С Брановский, С, А Бешенков, Я, А Ваграменко, С. Г. Григорьев, А Г. Гейн, Т. Б. Захарова, М П. Лапчик, Е К. Хеннер и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем.

— осуществлен качественный анализ профессиональной деятельности учителя информатики в ее содержательном и функциональном аспектах,.

— уточнены сущностные и содержательные характеристики оптимизации образовательного процесса применительно к профессиональной подготовке будущих учителей информатики;

— разработана теоретическая модель личности специалистаучителя информатики.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем1.

— определены и обоснованы организационно-педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей информатики;

— в контексте требований оптимизации процесса профессиональной подготовки учителей информатики разработаны информационная образовательная технология и соответствующая автоматизированная обучающая система, имеющие выраженное образовательное прикладное значение,.

— разработаны педагогические рекомендации теоретического характера по обеспечению оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей информатики.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанный курс «Основы объектно-ориентированного проектирования и программирования» и предложенная его организация, доведенная до практической реализации, позволяет повысить уровень информационной культуры будущего учителя информатики, адаптировать его к условиям информатизации образования и развивать системно-логическое мышление будущих учителей информатики в своей профессиональной деятельности.

Разработан учебный курс, позволяющий интенсифицировать процесс формирования организационно-педагогических условий у будущих учителей информатики.

Для проверки гипотезы и реализации задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, материалов по информатизации образования, специальной литературы с целью выявления современных особенностей и тенденций использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов-информатиков, анализ стандартов, программ, учебных пособий, методических материалов школьного и вузовского курсов информатикинаблюдение за ходом учебного процесса, за деятельностью студентов, беседы с преподавателями, анкетирование учителей, тестирование учащихсяпроведение педагогического эксперимента, анализ и обобщение опытно — экспериментальной работы, метод групповых экспертных оценок.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обусловлена выбором методов исследования, адекватных его предмету, задачам и логике, методологической обоснованностью теоретических положений, связанных с концептуальными позициями информатизации высших учебных заведений, репрезентативностью экспериментальных данных, использованием математического аппарата для оценки результатов педагогического исследования, сопоставлением результатов исследования с массовым опытом.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования были обсуждены и апробированы на научно-методических семинарах кафедры технологии и методики обучения математике и информатике Дагестанского государственного педагогического университета, представлялись на совещаниях и конференциях. Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Нижний Новгород, 2003 г.), Научно-практической конференции (Ставрополь, 2003 г.), Научно-практические конференции (Махачкала, 2004, 2005; Карачаевск 2006) — Педагогический процесс, проблемы и перспективы (Москва, 2006), Вестник Астраханского государственного технического университета (2006).

Издано 1 методическое пособие.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Дагестанского государственного педагогического университета, используются в системе переподготовки учителей информатики в институте повышения квалификации педагогических кадров Республики Дагестан.

На защиту выносятся следующие положения:

• под оптимизацией процесса профессиональной подготовки будущих учителей информатики следует понимать осуществление мер организационно-образовательного характера для приведения названного процесса в оптимальное состояние. При этом оптимальным состоянием процесса профессиональной подготовки студентов — будущих учителей является максимально возможное соответствие данного процесса современным требованиям к подготовке специалистов к обозначенной профессиональной деятельности;

• оптимизация процесса профессиональной подготовки будущих специалистов ориентируется на теоретическую модель личности учителя информатики, которая в контексте современных достижений научно-технического прогресса, перспектив развития общества и системы образования отражает в себе соответствующие требования к подготовке специалистов названного профиля, а в структурном отношении в контексте нормативных требований профессии представлена когнитивным, мотивационным, ценностно-смысловым и деятельностным компонентами;

• при этом когнитивный компонент представлен системой знаний в области функционирования информации, информационных технологий, теории и методики обучения информатикемотивацион-ный компонент — устойчивой мотивацией достижения в сфере своего профессионального развитияценностно-смысловой компонент был обусловлен личностными идеалами, убеждениями, взглядами, позициями и т. д. в сфере будущей профессиональной деятельности в качестве учителя информатикиа деятельностный компонент соответственно — первичными умениями и навыками в сфере информационных технологий и обучения информатике, ответственным отношением студентов к своим учебным обязанностям;

• организационно-педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей информатики в системном единстве представлены следующими блоками1 организационно-регламентирующими условиямиусловиями образовательно-принципиального характераорганизационно-образовательными и соответственно, процессуально-образовательными условиями.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 171 стр Работа содержит 7 таблиц, 11 рисунков Список литературы включает 135 источника.

Выводы по второй главе.

Теоретический анализ проблемы позволил разработать комплекс организационно-педагогических условий профессиональной подготовки учителя информатики, в основе которой находились специальный учебный курс «Основы объектно-ориентированного проектирования и программирования» и курс по выбору «Геоинформатика».

Рассмотренные аспекты профессиональной подготовки будущего учителя информатики позволили выделить структурную схему информационной образовательной технологии.

Выделены принципы формирования требований к информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учителя и ее структура.

На основе метода учебных исследовательских курсовых работ обучение будущих учителей информатики реализовано на трех уровнях: проблемное изложение процесса выполнения курсовых работ, выполнение курсовой работы студентами по руководством преподавателя и самостоятельное выполнение студентами учебного проекта.

Усиление педагогической деятельности учителя информатики рассматривается за счет влияния дидактических возможностей Webтехнологий.

Рассмотрена модель специалиста с позиции личностной составляющей, как наиболее сложной и трудно диагностируемой характеристики, которая позволила рассмотреть и обосновать систему организационно-педагогических условий формирования профессионально значимых качеств будущего учителя информатики. Эта модель реализована в виде автоматизированной обучающей системы, которая используется в курсе «Теория и методика обучения информатике».

Для фундаментализации учебного процесса разработан и введен курс по выбору «Геоинформатика», в основе которого лежит модель профессиональной подготовки студентов с использованием геоинформационных систем (ГИС).

В ходе проведения формирующего эксперимента, позволивший выявить качество методической подготовки в ходе педагогической практики показал эффективность системно-технологического подхода.

Студенты экспериментальной группы проявили большую активность, показали лучшие методические умения.

Эффективность курсов «Основы объектно-ориентированного проектирования и программирования» и «Геоинформатика» обусловлена результатами, полученными в ходе заключительного диагностического среза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование процесса подготовки будущего учителя информатики на основе организационно-педагогических условий подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

Результаты теоретического анализа и эмпирического изучения профессиональной подготовки будущего учителя информатики как педагогическая проблема позволило принять тезис о том, что проблема формирования профессиональных качеств будущего учителя информатики требует деятельности специалиста, которая отличается сложностью и многообразием решаемых задач.

На основе анализа определений понятия профессиональная деятельность, нами выделена структура профессиональной деятельности учителя информатики, включающаяэксплуатационная, организационно-управленческая, поисковая, конструктивная, проектировочная, аналитическая, коммуникативная, социальная, мыслительная и технологическая деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по вопросам классификации умений специалиста, нами выделены следующие группы умений, присущих учителю информатики: гностические, конструктивно-технические, общепедагогические, технологические, производственно-операционные и специальные.

Виды деятельности, умения и совокупность решаемых задач определили содержание деятельности будущего учителя информатики.

Модель профессиональной деятельности будущего учителя информатики представлена в виде сложной иерархической системы с прямыми и обратными связями.

Предлагается схема организации системы внеаудиторной деятельности студентов как неотъемлемый компонент системы профессионального образования в целом и методической подготовки в частности, которая обеспечивает глубокое и творческое усвоение теоретических знаний, практических навыков и способов деятельности, способствует развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, формированию индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.

Информатизации образования отводится важнейшая роль в обеспечении качества образования, где актуальна проблема подготовки будущего учителя информатики. В этой связи нами проведен анализ содержания ГОС ВПО по специальности 30 100 -«Информатика».

При разработке содержания и учебного плана по данной специальности мы использовали модульный подход, который приводит к изменению организации учебного процесса, т е создается личностно-ориентированная образовательная траектория.

Основными модулями, предлагаемые нами, являются, аппратное обеспечение ЭВМ, основы работы пользователя в операционных средах, использование прикладного программного обеспечениявведение в компьютерную графику, работа пользователя в локальной сети и глобальной сети Интернет, знакомство с принципами защиты информации.

В проектировании курса «Теория и методика обучения информатике» использовали семантический подход, включающий в себя тезаурус основных понятий, категорий, которые определяют ядро содержания учебной дисциплины.

На основе выделенных аспектов профессиональной подготовки будущего учителя информатики в условиях информационного общества нами разработана структурная схема информационной образовательной технологии, состоящая из четырех структурных элементов: цели и содержание, методы и формы, средства, диагностика.

Формирование информационно — коммуникационной компетентности (ИКК) учителя является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования.

Выделены семь принципов формирования требований к ИКК учителя, которые позволили нам детализировать структуру и состав требований к ИКК учителя информатики.

Одним из наиболее продуктивных методов в обучении является метод учебных исследовательских курсовых работ, с помощью которых обучение может быть реализовано на трех уровнях: проблемное изложение процесса выполнения курсовых работвыполнение курсовой работы студентами по руководством преподавателя и самостоятельное выполнение студентами учебного проекта.

Для усиления педагогической деятельности учителя информатики мы предлагали рассмотреть дидактические возможности Webтехнологий.

В результате выделенных организационно-педагогических условий нами была создана модель профессиональной подготовки будущего учителя информатики.

Разработанная и апробированная структурно-функциональная модель комплексного использования средств ИКТ в педагогической деятельности представлена пятью блоками: конструктивная, гностическая, проектировочная, коммуникативная и организаторская деятельности.

Данную модель рассматриваем в виде автоматизированной обучающей системы, включающая практикум по решению задач, электронный учебник и лабораторный практикум.

В разработанном нами курсе по выбору «Геоинформатика» используются ИКТ во взаимодействии с педагогическими технологиями. К таким педагогическим технологиям относятся модульный подход к организации обученияпроектный методпроблемное обучение, групповое и парное обучение.

Данные технологии нами применялись в курсе «Основы объектно-ориентированного проектирования и программирования».

Анализ полученных данных в ходе проведения опытно-экспериментальной работы, позволил сформулировать следующие выводы:

1 Дополнительное обучение, которое проводилось в виде спецкурса и курса по выбору оказывает заметное позитивное влияние на уровень информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя информатики в использовании средств ИКТ в педагогическом процессе.

2. Качество методической подготовки, осуществляемое при изучении курса «Теория и методика обучения информатике», в ходе педагогической практики показал эффективность системно-технологического подхода.

3. Результаты заключительного диагностического среза показали эффективность курсов «основы объектно-ориентированного проектирования и программирования» и «Геоинформатика».

Таким образом, можно констатировать, что поставленные в исследовании задачи решены, в процессе их решения выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение, что отражено в положениях, вынесенных на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллина О. А Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для педагогических специальностей высших учебных заведений. — М: Просвещение, 1990.-141 с
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М: Наука, 1980 — 335 с.
  3. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. // Под ред ЗИ Равкина.-М., 1994.-287 с.
  4. .Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) Ананьев Б. Г. Избр. психол труды. В 2 т. Т 1 -М.: Педагогика, 1980.-С 10−25
  5. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения, // Вопросы психологии, 1984, № 1. С. 51 57
  6. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М.- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 296 с.
  7. К.У. Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалиста. Диссертация доктора педагогических наук. СПб, 1997.-432 с.
  8. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки -М ¦ Педагогика, 1989 -208 с
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М, 1989
  10. Бим Бад Б М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации//Педагогика, 1995, № 3
  11. Бим Бад Б. М Педагогическая антропология. — М.: Изд-во УРАО, 1998.-576 с
  12. Бим Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика, 1996 — № 1 — с. 3.
  13. Богуславский М В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. II Педагогика, 1996. № 3. С 7287.
  14. Бодалев, А А. Психология и личность. М: изд-во Москов. Университета, 1988 -188с
  15. Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д, 1995. С 11 — 26.
  16. Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания. // педагогика, 1995. № 4 С. 29 — 36
  17. Булыгина, А И. Психологические аспекты взаимодействия «преподаватель студент» при индивидуально -дифференцированном подходе в обучении. Диссертация кандидата психологических наук. Казань, 1999.
  18. В.В. Формирование личности учителя в системе базового педагогического образования теория и практика (1960 -1990гг.)-Минск: БГНИ, 1993.- 157 с
  19. Ваграменко Я. А, Богданова С В., Рыжов В. А., Жданов С. А, Каракозов С Д Основные направления информатизации педагогического образования // Педагогическая информатика, 2002, № 1. С. 19−30.
  20. Волкова Е. Н Субъективность педагога- теория и практика Диссертация доктора психологических наук М., 1998. — 304 с.
  21. Т.Н. Философские проблемы образования и информационном обществе. Диссертация доктора философских наук -М&bdquo- 1995.-353 с.
  22. Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета: Диссертация доктора педагогических наук М., 1999. -539с
  23. Л.С. Педагогическая психология. М Педагогика — пресс 1996.-536с.
  24. Газман О С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов н/Д 1993.- 19с.
  25. .С. Философия образования XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М. Совершенство, 1998.-608с.
  26. .С. Философско-методолгические основания развития образования в России. М. Просвещение, 1993. — 195с
  27. Н.В. Преемственность допрофессиональной подготовки учащихся старших классов в системе «школа вуз». Диссертация кандидата педагогических наук Новосибирск, 2000 -204с
  28. Голубева О Н, Суханов, А Д. Проблема целостности в современном образовании В кн.: Философия образования. — М, 1996.
  29. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 30 100 -«Информатика». М, 2000.
  30. Горшков, А К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России, 1999 № 5 — с 10−12.
  31. Горюнов В П. Методология построения модели специалиста // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Труды международной конференции СПб.: СПБГТУ, 2001 г С 19 — 24.
  32. Грачев В В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования. Диссертация кандидата педагогических наук М., 1998. — 179с.
  33. Греков, А А., Бондаревская Е. В Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов // Сов. педагогика. -1982 № 8. С. 83−87
  34. Громкова М Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993 — 164с
  35. В.В. Проблемы развивающегося обучения. М. Просвещение, 1994.-204с
  36. В.В. Теория развивающегося обучения. М. Интор, 1996 -544с
  37. Л.С. Система организации самостоятельной работы студентов на основе диагностики типа учебной деятельности. Ав дис кан пед. наук., -Л., 1989. -20с
  38. О. Образование в России: сегодня, вчера и завтра. II Alma mater, 1992. № 4 6. С. 24 — 32
  39. Донцов И, А Самовоспитание личности. Философско -этнические проблемы. М.: Политиздат, 1984 -285с
  40. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дисс докт пед. наук. М., 1983. — 387с.
  41. М.И., Кандыбович Л, А Психология высшей школы / Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза/. Мн. Изд-во БГУ, 1978 -320с
  42. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя М : Просвещение, 1989. — 189с.
  43. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя М. Просвещение, 1986. — 160с.
  44. В.И. Российское образование, проблемы и перспективы развития. М.' Изд-во МГСУ «Союз», 1998. -327с
  45. Задорожнюк И Философия образования сегодня // Высшее образование в России. -1997. № 2. С. 152 155.
  46. Захарова И Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений М.- Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
  47. Зимняя ИД Педагогическая психология- Учеб. пособие. -Ростов н/Д- Изд-во «Феникс», 1997 -480с.
  48. В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. Диссертация доктора педагогических наук Казань, 1997.-341
  49. А. В. Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузов России, середина XIX начало XX веков Диссертация кандидата педагогических наук. — М., 1998 — 133с
  50. Исаев И Ф. Теория и практика профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы М -Белгород, 1993. -217с.
  51. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Автореф. дисс. докт психол наук. М., 1981 -31с.
  52. Кан-Калик В, А Учителю о педагогическом общении. М.-Просвещение, 1987. — 190с.
  53. Кан-Калик В.А., Никандров Н Д Педагогическое творчество М. Педагогика, 1990. — 144с
  54. М.В. Личностно-ориентированное обучение. / Педагогика. 1996 — № 2. — С. 14−21
  55. Козлова С Н. Педагогические основы формирования мотивов профессиональной деятельности у студентов технических вузов Диссертация кандидата педагогических наук. Самара, 1995. -184с.
  56. В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета. Диссертация доктора педагогических наук. СПб, 1999. — 346с
  57. Колин К К. Информатизация образования' новые приоритеты II Вестник высшей школы, 2002, № 2. С. 16 — 23.
  58. Концепция информатизации сферы образования в Российской Федерации. Бюллетени Высшей школы 3, 4 1998.
  59. Комисарова ГА Образование как социокультурная ценность Диссертация доктора философских наук М., 1999. — 312с.
  60. В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе Диссертация доктора педагогических наук М, 2000.- 195с
  61. Кузьмина Н. В Методы исследования педагогической деятельности Л. Изд-во ЛГУ, 1970. — 116с
  62. Кузьмина Н. В Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 189с
  63. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя -Л. Знание, 1985. -32с.
  64. Кухарев Н В На пути к профессиональному совершенству. М.' Просвещение, 1990. — 187с
  65. Левина М. М Сущность и структура методов обучения. М. Пед., 1978.-280с
  66. М.В. Психологические особенности готовности абитуриентов в обучению в педвузе. Диссертация кандидата психологических наук Киев, 1986 — 177с
  67. B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. М, В.Ш., 1991. — 223с.
  68. B.C., Кузнецов, А А., Бешенков С, А О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // ИНФО, 2000, № 2, С. 13 16.
  69. О.М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 2000 — 205с.
  70. В.Т. Формирование личности современного студента. Диссертация доктора социологических наук Л, 1976 -376с.
  71. Лурье И К. Обучающие ГИС для наук о Земле // Информационный бюллетень ГИС Ассоциация 1998 № 1(13). С. -86 — 89.
  72. НА. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Диссертация доктора философских наук Томск, 1997.-313с
  73. Магомедов Б М. Философский анализ развития образования М., 1999.-261с.
  74. Маркова, А К. Психологические критерии и ступени профессионализация учителя // педагогика 1995. № 6 С.55−63.
  75. В.Л. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. М.: МПГУ, 2001. — 100 с.
  76. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.- Педагогика, 1972 -208с
  77. Методы активизации процесса обучения / Сост.: Бобрышев С В., Рабчевская А. К., Костенко Л. А., Белая О. П. Ставрополь- СКСИ, 2000.- 127с
  78. О., Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России, 2000 № 5 — с 19−25
  79. Н. И. Модель практического занятия как системы массового обслуживания/ /Тезисы докладов X юбилейной конференции выставки «Информационные технологии в образовании» Ч. 2. М. МИФИ, 2000. С. 96−97.
  80. М. Л. Система высшего образования в Российской Федерации, проблемы реформирования. Диссертация кандидата социальных наук. М., 1999 -153с.
  81. Михеев В И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике, М.: В. Ш., 1987. — 200с.
  82. Мищенко, А И. Введение в педагогическую профессию,-Новосибирск- НГПИ, 1991, — 103с
  83. В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся/ /Вопросы психологии. 1985. NQ 3 С. 14−22.
  84. С. Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности. Диссертация кандидата педагогических наук Томск, 1997, — 240с
  85. О. М Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению. Диссертация кандидата педагогических наук.- Волгоград, 1999, — 214с.
  86. Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже III- его тысячелетия: Сб. научных трудов СПб, ПГУПС, 1995,-258с.
  87. Нестеренко В М. Проектирование учебно-технической среды профессионально-личностного саморазвития студентов технических вузов Диссертация доктора педагогических наук Тольятти, 2000
  88. Т. Н. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля деятельности студентов Диссертация доктора педагогических наук Челябинск, 1998.- 314с.
  89. П. Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования. Диссертация доктора педагогических наук. М., 1997, — 418с
  90. Новиков, А М. Российского образования в новой эпохе Парадоксы наследия, векторы развития. М. Эгвес, 2000.- 270 с
  91. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001 -272 с
  92. И. Т. Повышение эффективности урока М, Знание, 1960−30с
  93. Ю. М. Потребностно мотивационные факторы учебной деятельности студентов вуза: Автореф Дисс. докт. лсихол. наук -М, 1993 — 32с
  94. Л. Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъектной активности студентов. Диссертация кандидата педагогических наук Красноярск, 2000.- 198с.
  95. Панюкова С В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.
  96. Педагогика и психология высшей школы Ростов-на-Дону Феникс, 1998.- 330с
  97. Персианов В В., Сорокина Н. В. Основы моделирования образовательной области «Информатика» / Педагогическая информатика 2003. № 2. — С. 11 — 21.
  98. А. В. Психология межличностных взаимоотношений в группах и коллективах // Советская педагогика, 1974- № 4.
  99. С. Переворот в сознании- Дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пер. с фр. М.: Педагогика, 1998
  100. И. Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века. Диссертация доктора педагогических наук. М., 1997.
  101. Т.М., Лобова Н. И., Николае ВО, Суслов Д С. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа // Приборы и системы управления. -1998. № 2. — С. 15.
  102. Проблемы гуманизации образования в вузе. Материалы межрегиональной научной конференции 24 апреля 1997 г./ Под ред Черткова, -М., 1997.-326с.
  103. Проблемы гуманитаризации высшего образования. / Под ред Копылова и др. Новосибирск, 1990.-230с.
  104. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика». II Информатика и образование. 1997. — № 1. — С.З.
  105. В. А Формирование готовности студентов к изучению нового материала. Диссертация кандидата педагогических наук Красноярск, 1990 130с
  106. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М Школа Пресс, 1994. — 205 с.
  107. И. В Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учебно-методическое пособие. Раздел 1. Информация, информационная деятельность, информационное взаимодействие. М: Изд-во УРАО, 2001.
  108. С. А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза Диссертация кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2000.-200с.
  109. Савельев. Романова Л. О будущей доктрине высшего образования II Высшее образование в России, 1998 № 3 — с. 9−12
  110. Сигов И И. О методике разработки и модели специалиста // Проблемы высшего образования. Л., 1974- с 63−73
  111. В. В. Образование и личность.- Л. Логос, 1999−272с
  112. Т. Г Психологические вопросы учебного процесса в высшей школе В кн. «Педагогика высшей школы» Воронеж, 1975-с 5.
  113. В. А., Шиянов Е Н. Гуманизация педагогического образования, теоретическая концепция исследование //теория и практика высшего педагогического образования М, 1990
  114. Софронова Н В. Теория и методика обучения информатике. Учеб. пособие М.: Высш шк., 2004. — 223 с.
  115. Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М' Знание — 1986.
  116. Талызина Н Ф Проблемы обучения в высшей школе и пути их решения // Современная высшая школа, 1972- № 3
  117. Торокин. Высшее образование, системный подход // Высшее образование в России, 1999 № 4 -с. 41−49.
  118. Унг И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения М — Педагогика, 1990. -186с
  119. Федоров И Качество образования категория фундаментальная // Высшее образование в России, 2000 — № 2 — с 3−8.
  120. Философия образования- состояние, проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1995 № 11. с 3−34.
  121. В.М., Тихомиров В. П. Открытое образование -стратегия XXI века для России. М. 2000. 355 с.
  122. Е. К. Формирование готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации. Диссертация кандидата психологических наук. 19.00.07 Казань, 146с.
  123. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Труды международной научно-практической конференции СПб. СПБГТУ-2001г. -450с.
  124. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред В Я. Ляудис М/. МГУ, 1989.- 240с.
  125. Ходякова Н. В Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вуза. Волгоград, 1996, — 182с
  126. В. Д Качество образования и образовательные стандарты // Н Новгород НГУ, 1995.- с 5−7
  127. В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.- 215с.
  128. Шарифов Джума. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Диссертация доктора педагогических наук Душанбе, 1997 319с.
  129. Шиянов Е Н Гуманизация педагогического образования состояние и перспективы (монография).- Ставрополь, 1991.
  130. Шиянов Е Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования Автореф. Дисс.. док пед. наук. М., 1991.-33с
  131. Е. Н, Котова И. Б Развитие личности в обучении (учебное пособие).- М., 1999
  132. В. А Современные проблемы методологии научного познания. Л, 1975−175с.
Заполнить форму текущей работой