Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические основы формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Противоречивость становления нравственной сферы личности ребенка это не только результат объективных и субъективных недостатков, негативных случайных, ошибочных поступков, а основное содержание нравственной жизни, требующей сосредоточения сил на умелом разрешении нравственных противоречий. Нравственное развитие личности осуществляется в бесконечном потоке нравственных выборов между свободой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты развития индивидуального нравственного сознания
    • 1. Структуры, особенности, взаимообусловленность общественного и индивидуального нравственного сознания
    • 2. Психолого-педагогические особенности развития индивидуального нравственного сознания
    • 3. Специфика развития нравственного сознания младших школьников
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию индивидуального нравственного сознания младших школьников
    • 1. Образовательные средства как фактор формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников
    • 2. Сравнительный анализ результатов развития индивидуального нравственного сознания младших школьников

Педагогические основы формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нравственное становление личности — воспитательная ценность, значимость которой сохраняется во все времена.

Еще в XIX веке педагоги отмечали, что «здравое учение нравственности должно превосходить по своим началам, тонким и высоким истинам. требует особенного искусства, опытности и времени, дабы довести его до возможной степени совершенства» [69,106].

Актуальность нравственного воспитания обусловлена объективной необходимостью подготовки учащихся к жизни в современных социокультурных условиях. С тенденцией общей демократизации жизни закономерно возрастает роль нравственной регуляции поведения, так как процессы развития демократии сопровождаются увеличением меры свободы личностных проявлений, что в свою очередь усиливает ответственность за поведение.

Образование как органическая часть всей совокупности жизни общества интенсивно насыщается негативными влияниями обостренных социальных болезней. Воспитание на современном этапе реализуется в сложной противоречивой внешней ситуации затянувшегося социально-политического и экономического кризиса, усиливающейся дезинтеграции общества. Ребенок оказывается в тисках противоречий, возникающих между декларированием в обществе идеалов свободы, необходимости продолжения реформ и реально тяжелыми материальными и моральными условиями, усложнением реальных перспектив социального продвижения, что вызывает пассивность, инфантильность и нравственное равнодушие. Наряду с потребностью в творческом и духовном росте личности отмечается снижение общей культуры, уровня образованности в обществе.

В то же время существует противоречие между процессом нравственного развития личности и традиционной системой обучения и воспитания, нацеленной на единые стандарты ее формирования. Поиск средств решения школьных проблем затрудняется в силу отсутствия механизмов управления ими.

Резкий отказ от единой концепции воспитания, просуществовавшей не одно десятилетие и прочно утвердившей четко определенный стереотип мышления и деятельность педагога, в целом не готового к столь же резкому переходу к сознанию демократическому, к равноправному сотрудничеству и общению с детьми.

На становление нравственной позиции личности оказывают влияние противоречия самой сферы морали: между нравственной свободой и ответственностьюпропагандой духовности, вечных нравственных ценностей и моральным разложениематеизмом в воспитании и возрождением, усилением влияния религии на сознание ребенка.

Противоречивость становления нравственной сферы личности ребенка это не только результат объективных и субъективных недостатков, негативных случайных, ошибочных поступков, а основное содержание нравственной жизни, требующей сосредоточения сил на умелом разрешении нравственных противоречий. Нравственное развитие личности осуществляется в бесконечном потоке нравственных выборов между свободой и необходимостью, желанием и долгом, дисциплиной и неорганизованностью, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, эгоизмом и коллективизмом, открытостью и лицемерием. Оно представляет собой процесс постоянных и систематических решений, выборов, самоопределения и самоуправления, что и составляет процессуальную основу нравственного развития личности. С потребностью в развитии нравственной культуры личности, определяющей отношения человека с миром, актуализируются задачи нравственного воспитания как специфического явления в образовательном процессе. Нравственное воспитание осуществляется как система взаимодействий в объективном «нравственном пространстве» в результате включенности человека в систему общественных отношений, деятельности, общения, преодоления противоречий между личным и общественным, так и в педагогически целесообразных воспитательных воздействиях, формирующих у субъекта способность к устойчивым нравственным волеизъявлениям, самостоятельности, организованности поведения на основе общечеловеческих ценностей.

Целостная система нравственного воспитания, научно и практически разработанная, существовала до середины 80-х годов: Н. И. Болдырев, О. С. Богданова, Д. И. Водзинский, Т. Н. Куриленко, И. С. Марьенко, Г. Н. Филонов, И. В. Харламов.

Ретроспективный анализ научной литературы показывает, что в 60−80-е годы проблема формирования нравственного сознания школьников превратилась в объект самостоятельных педагогических исследований (Н.И.Болдырев, Е. В. Бондаревская, Э. П. Козлов, В. С. Ханчин, Ю. А. Шаров и др.), где нравственное сознание рассматривалось как основной и определяющий критерий для оценки нравственного развития человека.

Особое внимание уделялось воспитанию нравственных убеждений как важнейшего элемента нравственного сознания детей (М.И.Боришевский, Т. Е. Конникова, О.И.Рута). Систематизированы, уточнены основные факторы, влияющие на развитие нравственного сознания, методы и средства эффективного воздействия на него (О.С.Богданова, Л. А. Высотина, Э. П. Козлов, Н.Д.Левитова), исследованы возрастные особенности данного процесса в общем развитии личности (Т.Е.Алмазова, М. Н. Волокитина, А. П. Гуркина, В. Е. Гурин, И. С. Каменградский, И. М. Краснобаева, М.Н.Шардакова). При этом педагогическая теория опиралась на концептуальные философские положения, разработанные в области этики Л. М. Архангельским, Г. С.Батище-вым, В. С. Библером, А. А. Гусейновым, О. Г. Дробницким, А. И. Титаренко, О. П. Целиковой, Е. В. Шороховой.

Однако, в современной школе созданная система нравственного воспитания утратила свойства целостности и системности, поскольку основополагающим ее элементом, содержательным, целеполагающим стержнем была коммунистическая идеология, а идейно-политическое воспитание трактовалось как основа нравственного развития. В связи с разрушением единой государственной коммунистической идеологической системы, с введением в нашем обществе плюрализма, многообразия форм собственности, социальным расслоением произошла деформация общественного сознания и как следствие этого оказались несформулированными реальные цели воспитания и задачи развития личности на разных нормативно-возрастных этапах и ступенях образования, возросла потребность поиска специфических педагогических средств воздействия (содержания, методов, форм) на нравственное сознание.

В связи с этим требуют исследования педагогические аспекты структур нравственного сознания личности, способы трансформации абстрактных принципов морали в потребности личности, особенности нравственной интеллектуальной деятельности, специфика развития индивидуального нравственного сознания на разных возрастных этапах.

Психологические основы нравственного воспитания, позволяющие осмыслить диалектику общественной и индивидуальных форм нравственного сознания и становления личностных смыслов, рассматривались Л. Г. Асмоловым, Л. И. Божович, Б. Братусем, Л. С. Выготским, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, А. В. Петровским. Психологические предпосылки формирования нравственного сознания освещались в трудах зарубежных ученых (Д.Кольберг, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, В. Франкл).

В психологии, как и в педагогике, проблема нравственной сферы личности остается недостаточно разработанной. Психология, как наука о закономерностях функционирования внутреннего мира человека, о конкретных путях и механизмах его развития, при недостаточной разработанности задач нравственного развития личности, может привести к попытке выведения всех, в том числе и моральных устремлений человека, из одной его природы, из самих по себе психологических закономерностей и механизмов. Поэтому анализ проблемы нравственного сознания приобретает в психологической и педагогической науке особую актуальность.

Остаются до конца невыясненными основные тенденции и направления формирования индивидуального нравственного сознания в образовательном процессе, хотя необходимость систематического педагогического влияния на индивидуальное нравственное сознание особо подчеркивалась в работах, посвященных нравственному воспитанию детей. В теоретических исследованиях и практических рекомендациях неоднократно делались выводы, что профилактику в деле формирования нравственных основ личности необходимо начинать как можно раньше, с младшего школьного возраста, по специально сконструированной программе (Л.И.Валиева, В. Е. Гурин, М. Н. Скоморохова, А.И.Шемшурина).

Исследования, проведенные в начальной школе (автор), результаты наших пилотажных опросов показывают: 70% учителей убеждены, что младшие школьники интересуются «вечными вопросами» высшего духовного плана, могут адекватно воспринимать подобную информацию, а учителю следует только пойти навстречу запросам учащихся, что несомненно принесет пользу и каждому ученику, и обществу в целом. Наряду с этим, лишь 5% опрошенных учителей подтвердили профессиональную готовность к духовному образованию детей, 50% предпринимали попытки в решении этих задач, из них успеха достигали лишь 14,5% учителей. Большинством исследователей возрастных аспектов развития индивидуального нравственного сознания уделяется значительное внимание подростковому и юношескому возрасту, при этом остается неразработанным вопрос значимости младшего школьного возраста в нравственном становлении личности.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования «Педагогические основы формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников» обусловлена: запросом педагогической науки, для которой задачи нравственного развития личности в современных социальных условиях в процессе воспитания в полной мере не решаютсянедостаточной разработанностью в теории сущности процесса освоения школьниками основных понятий моралиосновным противоречием между установкой педагога на приобщение учащихся к высшим нравственным ценностям и отсутствием реальных механизмов ее реализации.

Выделенные основания и определили проблему нашего исследования: в теоретическом плане это обоснование значимости формирования индивидуального нравственного сознания на раннем этапе школьного обученияв практическом плане — определение средств педагогического руководства становлением личностного нравственного смысла.

Объект исследования: целенаправленный процесс развития индивидуального нравственного сознания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать систему нравственного образования младших школьников.

Гипотеза исследования. В исследовании мы исходим из предположения, что если процесс целенаправленного развития младших школьников приобщает их к системе нравственных ценностей, то формирование индивидуального нравственного сознания становится возможным тогда, когда в деятельности учителя соблюдаются следующие педагогические условия:

— педагогическое взаимодействие учителя и ребенка базируется на личностно-ориентированном подходе;

— единство содержательного, деятельностного и субъектного компонентов системы нравственного образования реализуется в рамках педагогического руководства воспитательными воздействия.

— учет специфики развития индивидуального нравственного сознания младших школьников становится нормой педагогической деятельности;

— педагогическая деятельность, ориентированная на формирование индивидуального нравственного сознания детей, включает в себя рефлексивный анализ достигнутых образовательных целей с точки зрения становления («приращения») субъектного нравственного опыта ребенка.

Выдвинутые предположения и цель исследования определили следующие задачи:

1. Конкретизировать теоретические основания процесса развития индивидуального нравственного сознания в младшем школьном возрасте.

2. Раскрыть содержание понятия «индивидуальное нравственное сознание» и охарактеризовать его особенности.

3. Разработать концептуальные положения и процессуальные основы нравственного образования младших школьников.

4. Выявить специфику педагогического руководства формированием индивидуального нравственного сознания младших школьников.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности мирового культурного пространствадиалектическая концепция нравственного развития, личностно-деятельностный подход к пониманию сущности и взаимосвязи обучения и воспитания. Источниками исследования являются идеи: об интегральных характеристиках человека как индивида, личности, субъекта деятельности (К.А.Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, И.В.Бестужев-Лада, А.А.Бо-дылев, М. С. Каган, В.Н.Мясищев) — развития смысловых образований (Б.С.Братусь, Л. С. Выготский, С. И. Голенков, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — об особенностях нравственного сознания и его структуры (Л.М.Архангельский, В. С. Библер, О. Г. Дробницкий, М. К. Мамардашвили,.

A.И.Титаренко) — о сущности целостного педагогического процесса (Ю.П.Азаров, Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев,.

B.А.Сластенин, И.Ф.Харламов) — теории педагогических систем (С.И.Архангельский, В. П. Беспалько, Г. А. Ильина, Н. А. Селиванова,.

Н.В.Кузьмина) — личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании (Д.А.Белухин, Е. В. Бондаревская, А. Б. Орлов, И.С.Якиманская).

В качестве исходных положений в исследовании процесса формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников были использованы системный, комплексный и средовый подходы к анализу педагогических явлений.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ, в том числе сравнительно-сопоставительный и ретроспективный философской, психологической и педагогической литературыизучение педагогического опытаэмпирические методы (анкетирование, длительное включенное наблюдение, беседа, изучение документации, обобщение независимых характеристик, тестирование, контент-анализ, социометрия) — моделированиеформирующий эксперимент.

Выборочную совокупность составили 108 человек: учащиеся и учителя школы «Дневной пансион» г. Самары, студенты психологического факультета Самарского педагогического государственного университета.

Этапы исследования.

Первый этап (1992;1993) — знакомство с отечественными и зарубежными исследованиями по проблемам развития нравственного сознания, сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ психолого-педагогической и философской литературы с целью определения методологических позиций в области исследуемой проблемы, выработка гипотезы, определение задач исследования, сбор и систематизация теоретического материала. Анализ и обобщение продуктивного педагогического опыта.

Второй этап (1994;1995) — осмысление системы понятий для построения концептуальной логики проблем нравственного образованияразработка принципов построения образовательного философско-этического курса для младших школьников «Духовные учения человечества», уточнение его содержаниявыявление наиболее эффективных методов и форм по формированию индивидуального нравственного сознания.

Третий этап (1996;1999) — экспериментальная проверка выдвинутых гипотетических предположений в ходе опытно-экспериментальной работы на базе школы «Дневной пансион» (г.Самара) — внедрение системы нравственного образованияанализ и обобщение результатов формирующего экспериментаапробация полученных в ходе исследования выводовподготовка методических рекомендацийоформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

— теоретически углублен педагогический аспект проблемы развития индивидуального нравственного сознания младших школьников;

— сформулировано и содержательно представлено ключевое понятие «нравственное образование» (личностно-ориентированная, полиструктурная система целенаправленного педагогического влияния на становление индивидуального нравственного сознания);

— разработаны принципы отбора, организации содержания учебного материала и на их основе разработана, методически оснащена система нравственного образования в начальной школе;

— выявлена специфика деятельности учителя по формированию индивидуального нравственного сознания младших школьников. г.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать решению задач формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников. Открывается возможность нового подхода к решению общих проблем нравственного воспитания, к разработке теоретической модели и связанной с нею педагогической системы нравственного образования, стимулирующей развитие индивидуального нравственного сознания младших школьников.

Практическая значимость исследования. На основе созданной системы нравственного образования возможна разработка вариативных программ нравственного воспитания, этического просвещения младших школьников. Полученные результаты исследования предоставляют дополнительные возможности для эффективного решения задач нравственного воспитания учащихся начальной школы, на основе предлагаемых критериев сформированности индивидуального нравственного сознания младших школьников.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечены исходными методологическими позициями, соответствующими поставленной проблеме, его осуществлением на теоретическом и практическом уровнеприменением комплекса методов, адекватных его предметудлительностью экспериментальной работы и возможностью ее повторенияличным участием автора в экспериментевнедрением полученных результатов в педагогическую практику и их доведением до уровня методических рекомендаций.

Положения, выносимые на защиту.

Формирование индивидуального нравственного сознания (системы личностных нравственных смыслов, которая регулирует и определяет отношение личности к миру, людям, самому себе) обусловлено личностно-ориентированным нравственным обучением и воспитанием, слитыми в целостный образовательный процесс.

2. Важнейшим фактором формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников является образовательный материал, транслирующий общечеловеческие ценности, отобранный в соответствии с принципами личностной и высшей духовной поликультурной значимости и организованный в логически законченные и самостоятельные учебные блоки.

3. Формы и методы, инициирующие субъектную позицию ученика, в рефлексивном взаимодействии участников образовательного процесса, способствуют усвоению образовательного материала и формированию смысловых образований индивидуального нравственного сознания младших школьников.

4. Сформированность индивидуального нравственного сознания учащихся начальной школы характеризуется изменениями в когнитивной (рост уровня абстрактного мышления, осознанность нравственных понятий, потребность в осмыслении жизненных ситуацийэмоциональной (снижение уровня тревожности, формирование положительной «Я-концепции») — поведенческой (терпимость к себе и другим) сферах личности ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, материалы и результаты исследования ежегодно обсуждались на заседаниях районного методобъединения учителей начальной школы (Самара, 1996 — 1998 г.г.), на заседаниях и методических семинарах кафедры педагогики Самарского государственного университета (1994 -1998гг.), на методическом семинаре преподавателей Подбельского педагогического училища (Подбельск, 1997 г.), на VII всесоюзной конференции молодых ученых в НИИ семьи и воспитания (Москва, 1999 г.), на конференции «Психологическое и социально-педагогическое обеспечение развития личности ребенка в системе образования на рубеже веков» (Самара, 1999 г.).

Материалы исследования могут быть использованы учителями начальной школы, методистами, воспитателями, преподавателями высших педагогических и средних профессиональных учебных заведений при подготовке студентов к педагогической практике, а также на курсах повышения квалификации учителей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Выводы по результатам теоретического и экспериментального изучения проблемы индивидуального нравственного сознания младших школьников адресуются учителям, педагогическим работникам других образовательных учреждений, заинтересованных в создании целостной системы нравственного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема нравственного воспитания как важнейшая часть педагогической науки и практики остается одной из наиболее важных в системе школьного образования. Существенные преобразования, происходящие сегодня в российском обществе, в его политической и социально-экономической структурах, общая демократизация жизни предполагают увеличение роли нравственной регуляции поведения. С потребностью в развитии нравственной культуры личности, определяющей отношение человека с миром, сохраняют свое значение в сфере педагогики проблема нравственного воспитания как специфического процесса.

В ходе исследовательской работы подтверждена актуальность проблемы: с разрушением единой государственной коммунистической идеологической системы, определяющей основы нравственного воспитания, возникла проблема поиска единой системы нравственных ценностейостаются недостаточно изученными структура нравственного сознания, механизмы трансформации абстрактных принципов морали в потребности личности в нравственной интеллектуальной деятельностиусиление воспитывающей роли учебного процесса вызвало необходимость поиска новых подходов к решению задач нравственного воспитаниянеобходимость квалифицированных и плодотворных воспитательных воздействий, направленных на формирование у субъекта способности к устойчивым нравственным волеизъявлениям высокой степени самостоятельности, требует разработки педагогических основ развития индивидуального нравственного сознания.

В то же время имеют место острые противоречия в системе воспитания и образования, связанные с экономическими, социальнополитическими, культурными процессами. Психологическое противоречие, возникающее в современном обществе между декларированием идеалов свободы, необходимостью продолжения реформ и реально тяжелыми материальными и моральными условиями, вызывает у ребенка состояние социальной пассивности, инфантильности и нравственного равнодушия.

Возникают противоречия между процессом нравственного развития личности и системой традиционного образования, нацеленной на единые стандарты ее формирования, обусловленные различными возможностями субъектов педагогической системы в реализации образовательных и воспитательных задач и отсутствием механизмов управления ими, естественной потребностью творческого и духовного роста личности и снижением общей культуры, уровня образованности в обществе, динамизмом общественных процессов и консерватизмом содержания, форм и методов обучения и воспитания. С учетом данных противоречий были определены цель, объект, предмет, задачи исследования и разработана гипотетическая позиция.

Теоретический анализ научной литературы показал, что индивидуальное нравственное сознание следует рассматривать в контексте базовой культуры личности, открытой, динамической системы локальных культур. Было доказано, что механизмом развития нравственной культуры личности является диалектическое взаимодействие общественного и индивидуального нравственного сознания, значительная роль в котором принадлежит целостному педагогическому процессу.

Изучение проблемы сознания в отечественной педагогике и психологии позволило осмыслить диалектику общественной и индивидуальной форм нравственного сознания. Были выделены образующие нравственного сознания: значение и личностный смысл. Значение как единица анализа общественного сознания рассматривается как исторически сложившийся набор семантических связей, характеризующих то или иное явление. Значение понимается только в системе соотнесенности с другими значениями, раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормативном смысле. Значения общественного нравственного сознания, представленные в виде понятий, образуют структурные элементы морали: нравственная норма, качество, идеал, оценка, принцип, ценность.

Нами доказано, что категория смысла становится ведущей при анализе индивидуального нравственного сознания. Смысл рассматривается как значение значения для субъекта в контексте его мотиваци-онно-потребностной сферы. Смысл многомерен, иерархичен, структурирован в общую смысловую вертикаль от житейских до экзистенциальных смыслов. Личностные нравственные смыслы занимают особое положение, являясь базовыми, системообразующими элементами всей смысловой системы индивида, определяя ее функционирование и развитие.

В ходе теоретического осмысления проблемы дано определение индивидуального нравственного сознания как системы личностных нравственных смыслов, которая регулирует и определяет отношение личности к миру, людям, самому себе. Взаимообусловленность индивидуального и общественного нравственного сознания — это взаимообратимый процесс трансформации нравственных значений в личностные нравственные смыслы, в силу чего развитие индивидуального нравственного сознания рассматривается нами как проблема становления нравственных смыслов.

В результате теоретического анализа и экспериментальной работы выявлена значимость младшего школьного возраста для становления индивидуального нравственного сознания. Появление нового типа ведущей деятельности, перестройка всей системы отношений со взрослыми и сверстниками обостряет необходимость согласования личных интересов и способствует процессу смыслообразований, который закладывает основание для «классической» общественной морали.

Формирование индивидуального нравственного сознания младших школьников в учебном процессе представляет важную задачу и требует определенной педагогической стратегии.

Поиск педагогических основ нравственного образования, направленного на формирование индивидуального нравственного сознания младших школьников, был основан на закономерностях личностно-ориентированного и системно-структурного подходов к обучению и воспитанию, к анализу учебно-воспитательного процесса.

Анализ концепций педагогических систем позволил применить выделенные в них закономерности, характеристики для уяснения сущности понятия «нравственное образование» и его структуры. Было выделено ключевое понятие «нравственное образование», понимаемое как личностно-ориентированная, полиструктурная система взаимосвязанных форм, методов, процессов и специфического содержания, необходимых для организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование индивидуального нравственного сознания.

Были установлены компоненты в структуре нравственного образования: содержательный, деятельностный и субъектный. В содержательной структуре нравственного образования определены цели, задачи, дидактические принципы и уровни проектирования предметного содержания. Дидактические принципы содержательного компонента базировались на понимании познания как объективного отражения действительности, соответствующего состоянию теоретических знаний и уровню развития науки.

Учебный материал для младших школьников конструировался в соответствии с логикой научного знания и системообразующими принципами: личностная значимость, высшая духовная пол и культурная значимость, модульность.

Деятельностная структура нравственного образования содержала систему методов, форм, технологий, адекватных характеру содержания нравственного образования, и выполняла функции педагогического воздействия, заключающегося в переводе ученика в позицию субъекта образовательного процесса. Модели обучения (коммуникативно-диалоговая, традиционная, исследовательская, учебно-игровая, опосредованная) обеспечивали эффективное усвоение образовательного материала.

Специально разработанная программа ставила цель формирования и стимулирования индивидуального нравственного сознания младших школьников.

В ходе формирующего эксперимента создан и апробирован методический комплекс, подтвердивший свою значимость в достижении цели нравственного образования — максимальное раскрытие интеллектуальных, духовных и творческих сил младших школьников. Результативность системы нравственного образования проявилась в высоком уровне сформированности индивидуального нравственного сознания, что подтвердили показатели диагностики.

На основе эмпирических материалов, их теоретического осмысления сделан основной вывод.

В системе целенаправленного нравственного образования с доминированием задачи формирования личностных нравственных смыслов происходит становление индивидуального нравственного сознания младших школьников, специфичность которого вызывает необходимость соблюдения следующих педагогических условий:

1) создание личностно-ориентированной, полиструктурной системы, интегрирующей, специфическое содержание, формы и методы в целостный процесс нравственного образования;

2) профессиональная и личностная готовность учителя к активному взаимодействию с субъектным нравственным опытом ребенка;

3) за результативность нравственного образования принимается динамика личностных изменений, обусловленная уровнем становления личностных нравственных смыслов и характеризующаяся: осознанностью нравственных понятийвысоким уровнем теоретического, абстрактного мышленияумением в нравственно проблемной ситуации анализировать, улавливать тонкие различия, прогнозировать последствия, брать ответственность за решения на себяпотребностью в осмыслении жизниспособностью к рефлексиитерпимостью к себе и другимнизким уровнем тревожностиположительной «Я — концепцией».

В ходе теоретического и экспериментального исследования обнаружены специфические аспекты развития индивидуального нравственного сознания. В отличие от сферы знаний и умений личностные смыслы не поддаются непосредственному произвольному контролю. Изменение личностных смыслов всегда опосредовано изменением деятельности учащихся. Следовательно, нравственное образование не должно исчерпываться образовательной программой, а может включать в себя самые разнообразные формы учебной и воспитательной работы с учащимися. Нравственное сознание оказывает глубинное влияние на основные характеристики личности, поэтому актуален поиск возможностей системы нравственного образования по индивидуальной коррекции психического развития ребенка. Одним из возможных способов, позволяющих выделять и контролировать образующие индивидуального нравственного сознания, является изменение позиции ребенка в социальной ситуации, что вызывает необходимость поиска путей включения в систему нравственного образования всех субъектов, участвующих в процессе социализации ребенка, прежде всего родителей.

Вместе с тем требует продолжения исследование и по разработке педагогических основ в системе нравственного образования для учащихся других возрастных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. А. И. Каирова, О. С. Богдановой.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1979. -318с.
  2. Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика. Материалы VII конференции молодых ученых. / Под ред. А. Л. Бугаевой. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999.-216с.
  3. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни, — М.: Мысль, 1991.- 299с.
  4. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности.-М.: Знание, 1981, — 64с.
  5. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения. // Вопросы психологии. 1997, № 6. С.23−30.
  6. Л.М. О характере морального сознания. // Вопросы философии. 1969, № 5. С.83−87.
  7. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности." М.: Мысль, 1974, — 221с.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989, — 560с.
  9. Э.Бассин Р. В., Прангшивили А. С., Шерозия А. Е. Роль бессознательного в активности мышления и речи. / Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.Ш.- Тбилисси: Мецниереба, 1978.- 796с.
  10. Ю.Бахтин М. М. К философии поступка. / Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986.- 249с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Сов. писатель, 1979,-424с.
  12. В.П. Гуманистическая направленность учителя, — Самара, СПб: Изд-во Сам ГПУ, 1997.- 172с.
  13. В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Учебное пособие по спецкурсу. Самара, 1992, — 104с.
  14. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.: Изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 304с.
  15. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. -399с.
  16. .П. Структура процесса воспитания. Каунас: Швие-са, 1984, — 190 с.
  17. О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. / Под ред. И. А. Каирова. М.: Педагогика, 1972, — 104с.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968,-464с.
  19. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1978, № 4. С.23−35.
  20. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории.- М.: Педагогика, 1979, — 224с.
  21. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентиро-ванного воспитания. // Педагогика. 1995, № 4. С.30−31.
  22. М.И. Развитие нравственных убеждений школьников, — Киев: Радяньска школа, 1986, — 181с.
  23. .С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988, — 301с.
  24. .С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии. 1997, № 5. С. З -19.
  25. .С. Нравственное сознание личности: Психологическое исследование.- М.: Знание, 1985, — 64с.
  26. .С. Психологические основы нравственного развития личности,— М.: Знание, 1977, — 64с.
  27. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994, — 60с.
  28. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. 1997. № 5,-С.44−56.
  29. Валиева J1.И. Ориентация учащихся общеобразовательных школ на нравственные ценности, — Петрозаводск, 1997, — 25с.
  30. З.И. Нравственное воспитание в учебной деятельности. / Пособие для студентов педагогических институтов и учителей школ.-Л.: ЛГПИ, 1973, — 135с.
  31. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-воМГУ, 1990,-283с.
  32. Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. / Учебное пособие для педагог, ин-тов, — Минск: Вышэйш школа, 1982, — 176с.
  33. Д.И. Педагогические основы системы нравственного воспитания старшеклассников. Автореферат доктор. диссертации, — М., 1970,-35с.
  34. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки програмической теории. / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой.- М.: Сентябрь, 1997.- 112с.
  35. Л.С. Вопросы детской психологии, — СПб: Союз, 1977. 220с.
  36. Л.С. Педагогическая психология,— М.: Педагогика, 1991.-479с.
  37. Л.С. Проблемы сознания. Собрание сочинений. В 6-ти Т.-Т.1 М.: Педагогика, 1982,-458с.
  38. Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений. В 6-ти т.- Т.2. М.: Педагогика, 1982, — 504с.
  39. Л.С. Детская психология. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984, — 432с.
  40. Л.А. Формирование моральных качеств подростков. -Л., 1970, — 37с.
  41. Гадамер X, — Г. Истина и метод.- М.: Прогресс, 1988.- 699с.
  42. П.Я. Опыт систематического определения основных понятий психологии. // Вопросы психологии. 1973, № 2. С. 148−150
  43. Г. Система наук. Сочинения. Т.4. М.:Соцэкгиз, 1959.-440с.
  44. О.И. Упражнения в сути дела.- М.: Русский мир, 1993,-279с.
  45. .С. Менталитет и образование,— М.: Ин-т практич. психологии, 1996, — 144с.
  46. С.И. Культура. Смысл. Сознание.- Самара: Изд-во СГУ, 1996, — 120с.
  47. О.В. Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (на материале работ А.Н.Леонтьева). // Вопросы психологии. 1997. № 5. С.56−71.
  48. З.И. О нравственных идеалах старшеклассников. /Отв. ред. А. И. Бабий, — Кишинев: Штиинца, 1979, — 118с.
  49. П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М.: Знание, 1996.- 288с.бО.Гурин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников, — М.: Педагогика, 1988.-134с.
  50. А.А. Золотое правило нравственности,— М.: Мол. гвардия, 1979,-223с.
  51. А.А. Истоки нравственности,— М.: Знание, 1970, — 32с.
  52. А.А. Социальная природа нравственности,— М.: Изд-во МГУ, 1974, — 157с.
  53. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. / Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1979.- С.69−100.
  54. В. В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики. // Вопросы психологии. 1993, № 4. С.23−24.
  55. А. Избранные педагогические сочинения,— М.: Учпедгиз, 1956, — 374с.
  56. О.Г. Моральное сознание и его структура. // Вопросы философии. 1972, № 2. С.31−42
  57. О.Г. Понятие морали: Исторический критический очерк, — М.: Наука, 1974, — 388с.
  58. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.- 333с.
  59. Е.Л. Социальная справедливость. / Этическая мысль: Научно публицистические чтения, — М.: Политиздат, 1988. С.61−77.
  60. Е.Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье,— М.: Изд-во МГУ, 1989, — 188с.62.3инченко В. П. Проблема «образующих» сознания в деятельност-ной теории психики. // Вестник МГУ. Сер. 14, № 3. Психология.-М.: МГУ, 1988. С.25−34.
  61. В.Н., Лукьянов Б. Г. Духовность как компонент социальных технологий. / Информатизация и технологизация социального пространства. М., Ниж. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994. С.41−56.
  62. М.А. Историческое сознание и нравственность,— М.: Знание, 1990,-63с.
  63. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995, — 176с.
  64. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. В 2-х т.-Т. 1.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1957,-264с.
  65. Э.П. Воспитание нравственного сознания школьника. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1983, — 287с.
  66. Ю., Михайлова О. Не кричите в подушку, учитель! // Народное образование. 1989, № 11. С. 105−113.
  67. Н.Б. Развитие индивидуального нравственного сознания младших школьников как необходимое условие формирования базовой культуры личности. // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика.- М.: 1999. С. 161−165.
  68. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-400с.
  69. Краткий словарь по этике. / Под общ.ред. О. Г. Дробницкого, И. С. Кона.- М.: Политиздат, 1965, — 543с.
  70. В.К., Крючек О. В. Формирование эстетических потребностей младших школьников на основе единства и взаимосвязи их учебной и внеучебной деятельности: Метод.пособие. Волгоград, 1995.-66с.
  71. Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных школах России. // Педагогика. 1998, № 8. С.69−74.
  72. Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов.- Самара: Изд-во «Самар.университет», 1988, — 95с.
  73. Л.В. Развивающаяся школа школа инновационная.- Самара: Изд-во «Самар.университет», 1998, — 116с.
  74. В.А. Технология культуры и автодидактика. / Информатизация и технологизация социального пространства. М., Ниж. Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994, С.56−66.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, — М.: Политиздат, 1975, — 304с.
  76. А.Н. Проблема развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1981.-584с.
  77. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 228с.
  78. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа. // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. М.: МГУ, 1988. С.13−14.
  79. И.Я. Процесс обучения и его закономерности,— М.: Знание, 1980, — 96с.
  80. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей.-Самара: Изд-во СИУ, 1997, — 85с.
  81. .Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-во СИУ, 1998, — 199с.
  82. .Т. Основные категории педагогики. // Педагогика. 1999, № 1. С. 10−19.
  83. .Т. Педагогика. Курс лекций. 2-е изд. М.: Прометей, Юрсейт, 1998.-462с.
  84. Н.М. Методологические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания. Автореферат доктор. диссертация. М., 1994, — 40с.
  85. М.К. Анализ сознания в работах Маркса. // Вопросы философии. 1968, № 6. С. 14−25.
  86. К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти т.- 2-е изд.- Т.1.- М.: Госполитиздат, 1954,-699с.
  87. И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985, — 103с.
  88. ЭЗ.Матлин Е. К. Психологические основы нравственного воспитания учащихся, — Минск: Нар. асвета, 1968, — 116с.
  89. А.А. О природе индивидуального сознания.- Ереван: Айпетрат, 1959, — 24с.
  90. А.В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии, — Красноярск: Изд-во Красноярск, университета, 1985, — 143с.
  91. Эб.Михелькевич В. Н., Полушкина Л. И., Мегель В. М. Справочник по педагогическим инновациям. /- Самара: СГПУ, 1998. -172с.
  92. Ю. Теология сегодня. // Путь. 1994, № 5. С.3−81.
  93. В. Человек, мораль, воспитание. / Пер. с болг, — М.: Прогресс, 1975, — 168с.
  94. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика." М.: Педагогика, 1981.- 144с.
  95. Мораль, общество, личность. / Под.ред. Б. О. Николаичева. -М.: Изд-во МГУ, 1979, — 90с.
  96. Мораль: сознание и поведение. / Отв.ред.Н. А. Головко.-М.:Наука, 1986,-207с.
  97. Моральная регуляция и личность. / Под общ.ред.А. И. Титаренко. -М.: Изд-во МГУ, 1972,-283с.
  98. Моральное сознание: элементы, формы, особенности. / Отв. ред. Л. Б. Волченко.- М.: Изд-во МГУ, 1974.- 139с.
  99. B.C. Возрастная психология. -М.: Изд. центр «Академия», 1997,-430с.
  100. В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности, — М.: Прометей, 1984. 288с.
  101. Научное мировоззрение и духовное развитие учащихся. / Под ред.В. М. Медведева, Э. Я. Дмитриевой, — Самара: Изд-во СГАКИ, 1998.-263с.
  102. Ю7.Никандров Н. Д. Воспоминание и религия: размышления педагога. // Сов.педагогика. 1991, № 12. С.51−56.
  103. Ю8.Никандров Н. Д. Нравственные уроки православия. Размышления при чтении Библии. // Начальная школа. 1997, № 6. С.52−57.
  104. ЮЭ.Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 96с.
  105. Новое педагогическое мышление / Под ред.А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1989,-280с.
  106. Новые ценности образования. Вып.2. Содержание гуманистического образования. М.: 1995.- 103с.
  107. Новые концепции образования. Вып.З. Десять концепций и эссе.- М.: Инноватор, 1995.- 154с.
  108. Нравственная культура личности. / Ред. В. П. Андрущенко, Н.Е.Зелинс- кий и др.- Киев: Виша школа, 1986, — 190с.
  109. Нравственное воспитание: опыт и проблемы. Казань: Татар.кн. изд-во, 1979, — 359с.
  110. Нравственное воспитание: поиски новых подходов.-М.:3нание, 1989, — 63с.
  111. Нравственное развитие личности, — М.: Моск. рабочий, 1969.- 240с.
  112. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.:Тривола, 1995.- 357с.
  113. Обязательный минимум содержания начального общего образования. Приложение к приказу Минобразования России от 19.05.98 № 1235. // Вестник образования. 1998, № 9. С.4−12.
  114. Педагогика. / Под ред.Ю. К. Бабанского, — 2-е изд.доп. и перераб.-М.: Просвещение, 1988.-479с.
  115. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Ищенко.Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-пресс, 1998, — 512с.
  116. И.М., Клишо Г. К., Бенин В. П. Уроки этики в младших классах: нравственные и психологические аспекты. // Начальная школа. 1995, № 4. С.49−51.
  117. В.Ф. Лекция по психосемантике.-Самара, 1997.- 237с.
  118. А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности. // Вопросы психологии. 1987, № 4. С.30−44.
  119. Эл. Избранные психологические труды. / Пер. с фран,-М.: Просвещение, 1969,-659с.
  120. В.И. Основы педагогической технологии,— М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1997.-176с.
  121. Проблемы сознания: Материалы симпозиума. / Отв. ред. В. М. Банщиков, — М., 1966,-600с.
  122. Психологический словарь. / Под рук. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд.перераб.и доп.- М.: Педагогика, 1998, — 439с.
  123. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1987,-238с.
  124. Н.К., Рерих Е. И. Мозаика Агни- Йоги: В 2-х т. -Т.2. / Сост. А. Тер-Акопян, — Тбилиси: Хеловнеба, 1990, — 462с.
  125. Л.Н. Разум и нравственность в единстве сознания. //Вестник МГУ. Сер.7.Философия. 1996, № 3. С.13−28. № 4. С.14−27.
  126. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1976.-416с.
  127. Т.И. Педагогика профессионализма, — Самара, 1997.- 159с.
  128. Т.И., Кочеткова В. Г. Педагог дополнительного образования. Психолого-педагогические проблемы: Учеб.пособие.- Самара: Изд-во МГПУ, 1998, — 112с.
  129. О.И. Беседа о нравственном воспитании детей, — Красноярск: Кн. изд-во, 1962, — 112с.
  130. Система нравственного просвещения школьников: Сбор. науч. трудов, — М.: Изд-во АПН СССР, 1982, — 140с.
  131. П.В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. /Отв.ред. М. Г. Айрапетянц, — М.: Наука, 1984, — 161с.
  132. М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения. Автореферат кандидатской диссертации, — Иркутск, 1997.- 20с.
  133. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность,-М.:Магистр, 1997.-221с.
  134. Смысл жизни: Антология. / Под общ.ред. Н. К. Гаврюшина, — М.: Изд. группа «Прогресс» и «Культура», — 1994, — 592с.
  135. Сознание. / Под.ред. В. М. Банщикова, А. А. Меграбяна, Л. П. Рахлина, Е. В. Шороховой, — М.:1997, — 357с.
  136. Сознание, его происхождение и сущность. / Под ред. В.Н. Весе-ловского. Челябинск: Челябинский рабочий, 1975, — 30с.
  137. Сознание и действительность: Сбор.статей. / Отв. ред. А.А.Бруд- ный, — Фрунзе: Изд-во АН Киргизской ССР, 1964, — 95с.
  138. Сознание и нравственность: Сбор.статей. Иваново, 1972.-164с.
  139. Сознание, познание и нравственность: Сбор. статей, — Иваново, 1973, — 168с.
  140. Р.Л. Когнитивная психология. /Пер. в анг, — М.:Тривола, 1996, — 598с.
  141. Социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. М. Д. Горячев.- Самара: Изд-во СИУ, 1996.
  142. А.Г. Сознание и самосознание.- М. Политиздат, 1972. 303с.
  143. А., Литтл Т., Отпшген Г., Балтес П. Развитие представлений детей о школьной деятельности. // Вопросы психологии.1997, № 6. С.3−23.
  144. Сухом л и некий В. А. О воспитании совести. // Педагогика. 1995, № 4. С.49−51.
  145. Сухом л и некий В. А. Рождение гражданина. / Пер. с укр. Н.Дангуловой.- 3-е изд.- М.: Мол. гвардия, 1979, — 335с.
  146. O.K., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание. // Вестник МГУ. Сер. 14, № 2. Психология. -М.: МГУ, 1989, — С.6−16.
  147. А.И. Структура нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования, — М.: Мысль, 1974, — 278с.
  148. А.Х. Набросок истории сознания,— М.: Метафора, 1994. -29с.
  149. Е.Н. Смысл жизни,— М.: Республика, 1994,-432с.
  150. Я.С., Провоторов В. П. Диагностические основы це-леполагания в образовании,— М.: Изд-во ИТОиП, 1995, — 116с.
  151. К.Д. Вопросы воспитания. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.- Т.1.-М.: Учпедгиз, 1953, — 638с.
  152. А.В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса. // Психологический журнал. 1986, № 1. С.14−21.
  153. Г. Н. Воспитание личности школьника.- М.: Педагогика, 1985.- 223с.
  154. Философская энциклопедия. / Ред. И. И. Константинов.- М.: Сов. энциклопедия, 1970.- 740с.
  155. Философский энциклопедический словарь. / Ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. М.: Сов. Энциклопедия, 1983, — 840с.
  156. Халил И.А. И. Абед. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста.- Казань, 1996. -117с.
  157. Л.А. Библия-источник нравственности. // Начальная школа. 1996, № 5. С.67−68.
  158. И.Ф. Педагогика: Курс лекций, — Минск: Изд-во БГУ, 1979,-462с.
  159. И.Ф. Теория нравственного воспитания.- Минск: Изд-во Б ГУ, 1972, — 363с.
  160. М.Н. Мышление школьника.- М.: Учпедгиз, 1963. 255с.
  161. Ю.А. Формирование духовных потребностей школьников, — Новосибирск, 1967, — 192с.
  162. А.И. Система воспитания этической культуры школьников. Диссертация в виде науч. доклада на соискание учен. степ, доктора пед. наук, — М., 1998, — 66с.
  163. Г. Г. Введение в этническую психологию.- СПб: Изд. дом «П.Э.Т.»: Кренов, 1996, — 153с.
  164. Н.Е. Когда урок воспитывает: Нравст.аспект.- М.: Педагогика, 1982, — 128с.
  165. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения, — М.: Политиздат, 1988, — 384с.
  166. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996, — 96с.
  167. М.Г. Л.Выготский: в поисках новой психологии. СПб: Международный фонд истории науки, 1993, — 301с.
  168. Power, С., Higgins, А.,&- Kohlberg, L. Lawrence Kohlberg’s Approach to Moral Education.- N.Y., 1989.
  169. Kelly G. A theory of personality: The personality psychology of personal constructs.- N.- Y., 1963.
  170. Kerr, B. A Smart girls, gifted women: special guidance concerns. Roeper Review, 8 (1). C.30−32.
Заполнить форму текущей работой