Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие связной речи в норме и при моторной алалии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделяют две формы связной речи: диалогическую и монологическую. Диалогическая речь (диалог) — яркое проявление коммуникативной функции языка. Это чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Такая форма речи протекает в конкретной ситуации и сопровождается мимикой, жестами, интонацией. В отличие от монолога, в такой форме речи высказывания могут… Читать ещё >

Развитие связной речи в норме и при моторной алалии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Связная речь — это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Изучением связной речи занимались такие специалисты, как Глухов В. П., Сохин Ф. А., Ушакова О. С., Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие.

В формировании связной речи большую роль играет связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Для связного рассказа о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет), уметь анализировать предмет, отбирать его основные свойства и качества, устанавливать причинноследственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Для достижения связности речи необходимо уметь использовать необходимые языковые средства. Нужно правильно использовать интонацию, логическое ударение, правильно подбирать слова для выражения мысли, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.

Связная речь, накапливая все достижения ребенка, является конечной целью речевого воспитания. Для ее формирования важно овладеть языком.

Выделяют две формы связной речи: диалогическую и монологическую. Диалогическая речь (диалог) — яркое проявление коммуникативной функции языка. Это чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Такая форма речи протекает в конкретной ситуации и сопровождается мимикой, жестами, интонацией. В отличие от монолога, в такой форме речи высказывания могут быть неполными и сокращенными. Характерными чертами диалогической речи являются: разговорная лексика, краткость, обрывистость, недоговоренность, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. Диалогическая речь предшествует становлению монологической.

Монологическая речь (монолог) — это связное высказывание одного человека, которое не требует немедленной реакции от слушателя. По времени высказывания монолог длится дольше и имеет более сложное строение, чем диалог. Монологическая речь передает мысли человека, в связи с чем имеет более полную формулировку информации. Монолог требует длительное предварительное обдумывание высказывания. Характерными чертами монологической речи являются: литературная лексика, развернутое высказывание, логическая завершенность, синтаксическая оформленность, связность, обеспечивающаяся одним говорящим. В данной форме речи неречевые средства уходят на второе место.

Диалогическая и монологическая речь имеют существенное различие. Диалогическая речь стимулируется внутренними и внешними мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами и по своему содержанию зависит от самого говорящего. Но при этом диалог и монолог связаны друг с другом. При общении в форме диалога могут употребляться монологические вставки, что является беседой. Беседа имеет медленный темп обмена репликам, достаточно большой их объем, а также произвольность речи.

Так же связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых формах и связана с конкретной наглядной ситуацией. Контекстная речь требует построения высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В процессе речевого развития ребенка ведущую роль играет развитие обеих форм связной речи, и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Необходимым условием развития связной речи является освоение разных ее сторон. В то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов, а так же синтаксических конструкций.

Связная речь выполняет важные социальные функции: устанавливает связь с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что влияет на развитие личности ребенка.

На первом году жизни ребенка происходит подготовка к овладению связной речью. В это время развиваются предречевые голосовые реакции: крик > гуление > лепет > слова-понятия. Улучшается физический слух. К концу первого года жизни ребенок различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов.

В конце первого года жизни у ребенка возникает общение со взрослым не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи. Происходит становление коммуникативной речи.

На втором году жизни начинают накапливать активный словарь. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы. Начинают строить простые предложения. Речь аграмматична.

Третий год жизни характеризуется значительным скачком в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Аграмматизмы почти полностью отсутствуют в речи трехлетнего ребенка. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются основные части речи. Словарный запас пополняется словами оценочного значения и словами-обобщениям.

Словарный запас четырехлетнего ребенка достигает 2000 слов. В том возрасте появляется «словотворчество», что говорит о наличие усвоения словообразовательных моделей. В четыре года дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт как со знакомыми, так и с посторонними людьми. Он сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Такой интерес нужно поддерживать, т.к. он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.

В пять лет ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Формируется внутренняя речь, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. Словарный запас значительно обогащается. Нет грубых аграмматизмов в речи, но возможны ошибки в построении сложных предложений. Могут произвольно менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации.

После 6 лет ребенок может самостоятельно придумать рассказ и сказку, при этом объяснить их различие. Так же, используя образец ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который получается логичным и развернутым.

Связная речь ребенка совершенствуется постепенно: синтаксический строй предложения > морфологическая оформленность слов > звуковой состав слова.

Так к школьному возрасту ребенок должен овладеть всей сложной системой практической грамматики.

Формирование связной речи моторных алаликов грубо нарушено, в связи с недоразвитием лексических, грамматических и фонетических операций.

У таких детей не формируются «знания» о том, каким набором фонем обозначается то или иное понятие.

Большинство детей с моторной алалией до 2−3 лет либо вовсе не употребляют словесной речи, либо в их речи отмечается ограниченное количество дефектных слов по звуковой и слоговой структуре, не вступающие в синтаксическую связь между собой. Иногда такое состояние затягивается до возраста 4−5 лет.

У детей алаликов отсутствует потребность общения в связной форме на начальных этапах формирования речи. Такое явление обусловлено нарушением общей и речевой активности. Поэтому ребенок активно пользуется паралингвистическими средствами: жестами, мимикой, пантомимой, интонацией.

Часто из-за нечеткости звукового восприятия дети с моторной алалией улавливают только отдельные элементы фразы, в связи с чем не могут их связать в единую смысловую структуру. При наличии крайне бедного активного словаря, дети обладают достаточным пассивным словарем, который состоит, в основном, из обиходно-бытовой тематики. Дети понимают обращенную к ним речь, но могут возникать проблемы при понимании усложненных вариантов речи.

Ковшиков В.А. писал, что одной из характерных особенностей фонематической системы у детей является относительная полнота набора составляющих ее фонем и одновременно — разлаженное функционирование их в языковом процессе. Потенциально дети могут произносить все или большинство звуков, но не могут реализовать эту способность вследствие нарушений «выбора» нужных фонем и установления их порядка.

У детей с моторной алалией отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. В их рассказах нарушена связность и последовательность изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.

Дети не могут описать предметы или составить описательный рассказ. Они отдельно перечисляют предметы и их части. Возникают трудности при описании предмета или игрушки по примеру.

При моторной алалии дети не имеют возможности самостоятельно придумать рассказ. Им тяжело выбрать тему рассказа, последовательность событий выбранного сюжета и его языковую реализацию.

При составлении рассказа по картинке или по серии сюжетных картинок затрудняются выделить главную мысль, не могут выстроить последовательность событий.

При пересказе чаще всего не понимают смысл прочитанного, опускают существенные детали, нарушают последовательность, допускаю повторы, пытаются найти нужное слово. Дети осознают возникающие у них трудности поиска слов, что подтверждают попытки исправить неверные ответы. Ошибочный поиск слов в основном производится по семантическим признакам. Дети адресуясь в различные семантические поля, ограничены в выборе необходимых путей и поэтому нужное слово не появляется или заменяется другим.

Недоразвитие речи отрицательно влияет на развитие памяти. У таких детей страдает вербальная память и продуктивность запоминания. При прослушивании сложных инструкций не могут их запомнить, опускают их элементы, меняют их последовательность.

Ребенок долго овладевает словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что тормозит своевременный переход от ситуативной формы речи к контекстной.

По мере развития речевых возможностей монологическое высказывание становится более развернутым и правильным, растет и усложняется словарь, улучшается звуко-слоговая структура слова и предложений, появляются более сложные предложения.

Итак, дети с моторной алалией медленно овладевают речью, в следствии чего различные звенья речевой системы долго не формируются. Такие дети имеют трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем. Из-за особенностей восприятия обращенной речи и невозможностью выражать собственные мысли, у ребенка ограничиваются речевые контакты со взрослыми и сверстниками, что препятствует осуществлению полноценной деятельности общения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой