Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные направления и перспективы развития мирового и российского рынка высоких технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние десятилетия роль мирового рынка высоких технологий становится определяющей в выборе направлений экономического развития лидеров мировой экономики. К основным особенностям рынка высокотехнологичной продукции относятся: сохранение доминирующего положения СШАснижение роли Японии, возрастание роли КНР и Южной Кореи. Темпы роста производства в высокотехнологичных отраслях за период… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. 1. Определение и значимость мирового рынка высоких технологий
    • 1. 2. Организационная структура инновационного сектора в мире
    • 1. 3. Тенденции развития мирового рынка высоких технологий
    • 1. 4. Правовая база международной торговли интеллектуальной собственностью
    • 1. 5. Перспективы развития инновационных процессов в мире
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ
    • 2. 1. Организационная структура инновационной системы России
    • 2. 2. Финансирование сферы исследований и разработок в России
    • 2. 3. Место России на мировом рынке высоких технологий
    • 2. 4. Интеграция России в глобальные процессы инновационной сферы
    • 2. 5. Становление информационного общества в России
    • 2. 6. Правовое регулирование инновационной деятельности в России
  • ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 3. 1. Государственная политика Российской Федерации в области научно-технологической и инновационной деятельности
    • 3. 2. Проблемы охраны прав интеллектуальной собственности в аспекте присоединения России к ВТО
    • 3. 3. Перспективы развития информационно-коммуникационной сферы РФ

Основные направления и перспективы развития мирового и российского рынка высоких технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. XXI век знаменуется вступлением цивилизации в новую — информационную эпоху своего развития. Идет формирование новой глобальной экономики, основанной на знаниях. Ее фундаментом является прогресс высоких технологий, в первую очередь информационных. Высокие технологии — это один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их воздействие касается образа жизни людей, их образования и профессиональной деятельности, а также взаимодействия государства и общества. Стало экономически более выгодно развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но «сегодняшней» техники.

Российская экономика во второй половине XX в. развивалась преимущественно на основе экстенсивных факторов (за счет эксплуатации сырьевой базы и технологий низкого уровня). Высокому уровню фундаментальной науки сопутствовало недостаточное развитие ее прикладных аспектов. Внедрение новых научных разработок было сопряжено со значительными трудностями. Это послужило одной из причин образования разрыва между Россией и промышленно развитыми государствами в технологическом плане, особенно в информационной сфере.

К началу нового тысячелетия Россия оказалась в сложной ситуации выбора пути дальнейшего экономического развития и становления страны, как одного из равноправных членов мирового сообщества.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что выявление и обоснование современных направлений и перспектив развития мирового и российского рынка высоких технологий имеет определяющее значение на современном этапе развития экономики. Именно разработка и внедрение новых технологий определит прогресс промышленности, финансовую стабильность предприятий, что является базисными элементами эффективного функционирования экономики.

Перспективы экономического роста России в первую очередь связаны с развитием научной и технологической базы и выходом на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, усилением степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, налаживанием системы правового регулирования инновационной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Проблема изучения инновационной сферы в экономике достаточно нова. В связи с этим, в отечественной и зарубежной литературе она стала освещаться сравнительно недавно. Отдельные вопросы, касающиеся исследуемой проблемы, рассмотрены в работах отечественных ученых: Багриновского К.А.- Белорусова А.С.- Глазьева С.Ю.- Голичен-ко О.Г.- Гохберга Л.М.- Дынкина А.А.- Ивановой Н.И.- Карцева Д.А.- Кузьми-нова Я.- Макарова В.Л.- Орешкина В.А.- Рыбалкина В.Е.- Сагиевой Г. С.- Тов-стых Л.Е.- Циренщикова B.C.- Шамраева А. В. В диссертационной работе использовались также труды зарубежных исследователей — Bagnara G. L.- van Beuzekom В.- Carayannis E.G. et al.- Colecchia A. et alDalhman C. et al.- Jorgenson D.W. et al.- Link A.N.- Litan R.E. et al.- Mann C. A. et al.- Metcalfe S.- Mothe J. et al. Среди информационных материалов широко использовались отчеты таких организаций, как ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО, ННФ США. К трудности исследования проблемы относится то обстоятельство, что многие статистические материалы, касающиеся производства и торговли высокотехнологичной продукцией, не публикуются в открытой печати.

Следует подчеркнуть, что вопросы, касающиеся формирования мирового рынка высоких технологий и участия России в этом процессе в литературе практически не освещены. Имеющиеся информационные источники носят частный характерданные, представленные в них, недостаточно современны. Комплексный подход к рассматриваемой проблеме в современной литературе практически отсутствует.

Анализ информационных источников показал, что, несмотря на актуальность, проблема основных направлений и перспектив развития мирового и российского рынка высоких технологий в настоящее время исследована недостаточно. Это касается таких вопросов, как глобальные тенденции на мировом рынке высоких технологий, перспективы становления информационного общества, правовое регулирование инновационной деятельности и охраны интеллектуальной собственности в России и за рубежом. В то же время исследование потенциала инновационной сферы России и перспектив ее выхода на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией представляет значительный практический и теоретический интерес.

Цель и задачи исследования

Целью работы является исследование направлений и перспектив развития российского рынка высоких технологий с учетом мирового опыта.

В связи с этим в диссертационном исследовании автор поставил перед собой следующие задачи:

— исследовать особенности мирового рынка высоких технологий;

— охарактеризовать нормативную базу интеллектуальной собственности в мире;

— охарактеризовать правовое регулирование инновационной деятельности в России;

— рассмотреть проблемы и перспективы становления информационного общества в России;

— определить перспективные направления инновационного развития России;

— наметить перспективы участия России на мировом рынке высоких технологий.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 80-х гг. XX столетия до сего дня. Методологической и теоретической основой являются труды крупных отечественных и зарубежных ученых, аналитические разработки научных коллективов. В исследовании применялся метод сравнительного анализа и использовался аппарат математической статистики.

Объект исследования. Объектом исследования служит высокотехнологичный сектор мировой и российской экономики.

Предмет исследования. Предметом диссертационной работы является изучение закономерностей, обеспечивающих прогрессивное развитие экономики высоких технологий в России и в мире.

Научная новизна. На основе подробного анализа большого числа статистических и литературных данных в работе выявлены особенности функционирования мирового и российского рынка высоких технологий в начале XXI века.

Проведено исследование современного состояния мирового и российского рынка высоких технологий. Определено место России на мировом рынке высоких технологий. Уточнены показатели, характеризующие влияние информационно-коммуникационных технологий на темпы роста и структуру промышленного производства на примере развитых стран. На базе статистических данных обоснован вывод о том, что кооперация компаний разных стран в сфере исследований и научных разработок является значимой тенденцией развития мирового рынка высоких технологий. В этой связи проведен анализ и сделано заключение о расширении участия России в мировых инновационных связях. Предложена система льготного налогообложения инновационно-активных организаций в РФ. Разработана концептуально обоснованная схема национальной инновационной системы России с учетом рыночного фактора.

В ходе исследования получены следующие основные результаты:

— уточнены основные особенности и перспективы развития мирового рынка высоких технологий;

— определены пути дальнейшего совершенствования нормативной базы интеллектуальной собственности;

— освещены особенности развития высоких технологий в экономике России;

— уточнена ниша России на мировом рынке высоких технологий;

— конкретизированы проблемы и перспективы развития инновационных процессов в России;

— определены проблемы правового регулирования инновационной деятельности и сферы информационно-коммуникационных технологий в РФ.

Практическая значимость. Результаты работы дают возможность прогнозировать дальнейшее развитие мирового рынка высоких технологий и участие России в этом процессе.

Сформулированные в диссертации предложения могут быть использованы органами государственной власти, ответственными за формирование эффективной структуры производства и экспорта России. Результаты работы могут также использоваться в учебном процессе и в научных исследованиях, способствуя формированию производства на основе высоких, в первую очередь, информационных технологий. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в виде предложений при прогнозировании деятельности по закупкам и продажам в области информационных систем.

Положения, выносимые на защиту.

— Развитие инновационных процессов в мире проходит через кооперацию компаний разных стран и интеграцию науки и образования с сохранением индивидуальных особенностей каждого государства.

— Уточнена ниша России на мировом рынке высоких технологий и показаны перспективные направления участия страны на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

— Разработана и предложена схема развития и управления инновационной системой РФ с учетом рыночного спроса.

— С использованием опыта развитых стран предложена система льготного налогообложения с целью ускорения инновационных процессов в экономике РФ.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 170 страницах машинописного текста, проиллюстрирована 25 таблицами и 12 рисунками. Состоит из введения, трех глав, посвященных собственным исследованиям и их обсуждению, выводов и предложений, списка литературы, включающего 153 источника, из них 118 отечественных и 34 зарубежных авторов и 8 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В последние десятилетия роль мирового рынка высоких технологий становится определяющей в выборе направлений экономического развития лидеров мировой экономики. К основным особенностям рынка высокотехнологичной продукции относятся: сохранение доминирующего положения СШАснижение роли Японии, возрастание роли КНР и Южной Кореи. Темпы роста производства в высокотехнологичных отраслях за период 1990;2001 гг. составили в США — 59%, в Японии — 25%, в ЕС — 41%, в Китае — 103%, в Южной Корее — 195%. Наблюдается явная тенденция к увеличению ассигнований в НИОКР в развитых странах. Так, США увеличили инвестиции в исследования и разработки за период 1990;2001 гг. на 46%, Япония — на 27%, ЕС — на 28%. Высокие темпы роста капиталовложений в НИОКР демонстрируют некоторые развивающиеся страны и развитые государства с небольшими относительными объемами средств, выделяемых на науку и инновации (Греция, Израиль, Венгрия). Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет заметно увеличивать темпы роста промышленного производства. Например, в США в период с 1990;1995 гг. по 1995;2000 гг. вклад ИКТ в рост производства оценивался в 0,44%. Для достижения конкурентоспособности на мировом рынке широко используются кооперация и интернационализация в области разработки и внедрения новых технологий на уровне независимых фирм и корпораций. При этом прогресс мирового рынка высоких технологий может иметь место только при налаженной и эффективной системе взаимодействия всех его элементов. В этих условиях прогрессивную роль играет Всемирная торговая организация, которая дает возможность дальнейшего согласованного совершенствования правил функционирования и регулирования мирового рынка высоких технологий.

2. К условиям прогресса в сфере распространения высоких технологий относится совершенствование правовой базы, в первую очередь использование исключительных прав на знания и ценные идеи — интеллектуальную собственность. Такой вид собственности становится ресурсом, который во многом предопределяет экономический рост предприятий. Рынок интеллектуальной собственности стал в последние десятилетия одной из важнейших сфер экономики не только отдельных стран, но и мировой экономики в целом. Важнейшее значение в формировании эффективной, адекватной современным условиям нормативной базы в сфере интеллектуальной собственности имеет постоянное совершенствование системы регулирования международного обмена таким видом собственности. Этот процесс находит отражение в Соглашении Всемирной торговой организации о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). При этом интеллектуальная собственность может давать какой-либо экономический эффект только если обеспечивается ее правовая защищенность. В начале XXI века ТРИПС является наиболее совершенным регулятором сферы интеллектуальной собственности, вносящим существенный вклад в совершенствование ее нормативной базы во всем мире.

Развитие прогрессивных направлений инновационных процессов и функционирование мирового рынка высоких технологий нуждается в регулировании со стороны национальных государственных структур и международных организаций как путем совершенствования правовой базы интеллектуальной собственности и информационного законодательства, так и путем создания специальных программ содействия нововведениям, направленных на разрешение глобальных проблем мировой экономики, в том числе освоения космоса, мирового океана, решение экологических проблем, ресурсного обеспечения и т. д.

Эффективное функционирование инновационной системы России возможно только через создание единой общей концепции нового российского законодательства в научно-технической сфере.

3. Структура инновационной системы Российской Федерации имеет свою специфику. Характерной ее особенностью является то, что начальный этап инновационного процесса, в отличие от промышленно развитых государств, проходит, преимущественно, в специализированных научно-исследовательских организациях. При этом необходимо отметить наличие в стране традиционно фундаментального образования и культуры научных школ. Однако промышленное внедрение высокотехнологичных продуктов в производство до сих пор проходит недостаточно эффективно, что является наследием Советского Союза и особенностями переходной экономики. Основной чертой финансирования инновационной деятельности в современной России является его осуществление преимущественно из бюджетных источников и явная недостаточность участия в нем частного капитала.

В России важнейшим условием для ускоренного развития и стабилизации национального рынка высоких технологий является действенная государственная политика. Она должна быть в первую очередь направлена на поддержку науки и образования, с привлечением средств частного бизнеса. Результаты диссертационного исследования позволяют утверждать, что развитие инновационного сектора российской экономики зависит от степени государственной поддержки наукоемких сфер национальной экономики, состояния нормативной базы и средств, выделяемых предпринимательским сектором на НИОКР.

Для прогнозирования развития сектора высоких технологий необходима научная концептуальная база. Ее основой может служить модель, сформированная на идеях кибернетических основ управления и синергетики — теории самоорганизации открытых систем. Комплексы межсистемных обратных связей участвуют в оптимизации деятельности государства по регулированию формирования новой экономики. Особого внимания заслуживает роль рынка. Он делает инновационную систему открытой и способной к самоорганизации.

4. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции к 2004 году составила 0,2% (около 6 млрд долл. в абсолютном выражении), приближая нашу страну по этому показателю к государствам третьего мира. В современной структуре участия России на мировом рынке высоких технологий доминируют: авиационная и космическая техника — 47,4%- неэлектрические машины и оборудование, связанное с ядерными технологиями, реактивные двигатели, станки для сложной обработки различных материалов — 23,4%- вооружение — 20,3%. Основными импортерами российской высокотехнологичной продукции на мировом рынке выступают: КНР, страны СНГ, Европейский Союз. В общем объеме экспорта из РФ доля высокотехнологичных товаров равна 4,5%, что говорит о крайне низкой ориентированности российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок и конкурентном несоответствии производимой продукции современной конъюнктуре мирового рынка. Отсюда выход с высокотехнологичной продукцией, в том числе информационного сектора экономики России на мировой рынок, является важнейшей стратегической задачей для нашей страны. Внешнеэкономическая и налоговая политика нашего государства должна быть направлена на создание адекватных современной экономической ситуации условий для того, чтобы продукты отечественной информационной сферы выходили на мировой рынок не в виде «утечки мозгов», а путем экспорта готового конкурентоспособного продукта, включая продажи программного обеспечения иностранным компаниям (оффшорное программирование).

Как показывает зарубежный опыт, одним из важнейших стимулирующих факторов инновационной деятельности является особый режим налогообложения. Основной проблемой существующей системы льготного финансирования является отсутствие достаточного внимания к налоговому стимулированию инновационной деятельности частных компаний. По сравнению с налоговыми системами развитых в технологическом плане стран в России отсутствуют такие льготы, как выгодный налоговый кредит, налоговые скидки на инвестиции, связанные с инновационной деятельностью, для частных промышленных предприятий, отсрочка налоговых платежей (налоговые каникулы). Кроме того, целесообразно рассмотрение вопроса о льготах при налогообложении прибыли, получаемой как частными, так и государственными структурами от внедрения и использования нововведений. Другим направлением совершенствования системы льготного налогообложения может стать предоставление преференций по уплате НДС не только для государственных структур, но и для частных инновационно-активных предприятий.

В силу того, что базой развития мирового и национального рынка высоких технологий являются наука и образование, для прогресса экономики необходимо развивать фундаментальные и прикладные направления современной науки и модернизировать образование. Процессы глобализации постиндустриальной экономики сопровождаются формированием единого рынка труда, когда к работникам предъявляются высокие квалификационные требования. В этой ситуации возникает потребность выработать единые требования к унификации и модернизации высшего профессионального образования, при сохранении преимуществ национальной высшей школы в каждом государстве.

5. При формировании государственной инновационной политики в РФ целесообразной представляется детальная проработка следующих направлений.

В рамках сферы управления — интеграция науки и образования, развитие вузовского сектора науки, создание динамичных инновационных центров на базе НИИ и КБформирование системы непрерывного образования с целью постоянного повышения квалификации кадров в стране, целевая подготовка кадров по инновационному менеджментуорганизация эффективного взаимодействия между всеми элементами национальной инновационной системыразвитие инновационной инфраструктурыразработка и организационная поддержка программ, проектов в области высоких технологийподдержка международного научно-технического сотрудничества. Особое внимание следует уделить созданию и поддержке технопарков, как одного из наиболее прогрессивных элементов национальной инновационной системы.

В экономической и финансовой сферах — не обойтись без увеличения расходов бюджета, направленных на развитие инновационной деятельности, науки и образования в РФ, повышение эффективности использования направляемых в эти сектора средствпредоставление льгот (в том числе в сфере налогообложения) для повышения заинтересованности частных инвесторов и прямое государственное инвестирование при осуществлении инновационной деятельности и практическом внедрении продуктов интеллектуального труда в промышленностьведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на поддержку отечественных высокотехнологичных отраслей и выведение их на конкурентноспособный уровень на мировом рынке.

Анализ предложенных отечественными экономистами вариантов стратегического развития России позволяет утверждать, что наиболее перспективным из трех вероятных (инерционного развития, экспортно-ориентированного развития, инновационно-активного) является сценарий инновационно-активного развития. Только в случае осуществления этого сценария, очевидно, будут созданы условия для наращивания научно-технического потенциала России. Возрастут как возможности государственной поддержки науки (прежде всего фундаментальной), так и спрос на исследования и разработки со стороны частных промышленных предприятий. Прогнозные расчеты специалистов в данной области показывают, что реализация инновационно-активного сценария может обеспечить в среднесрочной перспективе высокий рост ВВП. Появится возможность уже к 2010 г. повысить долю России на мировых рынках высокотехнологичной продукции в 1,5−2,0 раза. Однако, это будет возможно только благодаря резкому увеличению объемов капиталовложений в высокотехнологичный сектор экономики, фундаментальную науку и образование, проведение концептуально обоснованной и четко направленной на инновационный путь развития государственной экономической политики.

6. К началу XXI века Россия уже достаточно глубоко интегрирована в мировую информационно-коммуникационную отрасль. Характерной особенностью является то, что, отставая в практическом внедрении ИКТ, наша страна превосходит многие развитые государства в интеллектуальном ресурсе. Залогом формирования информационного общества в России выступают некоторые эффективно функционирующие российские компании с хорошо налаженными международными связями (CBOSS, 1С, Cognitive Technologies, Abbyy и т. д.). Успешная интеграция России в мировое информационное пространство может быть обеспечена не только технической совместимостью применяемых средств ИКТ (интерфейсов, протоколов, стандартов передачи данных), но и правовой совместимостью. Это связано прежде всего с необходимостью гармонизации национального законодательства с международными соглашениями в области практического использования ИКТ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. Официальное издание. М.: Юрид. Лит. 1996. 320 с.
  2. РФ. -М.: Вершина, 2003. -48 с.
  3. Налоговый кодекс РФ. -М.: Эксмо, 2004. -528 с.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р. Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 8.
  5. Федеральный Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ // «Российская газета». 03.09.1996 г.
  6. Федеральный Закон Российской Федерации «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7.04.1999 г. № 70-ФЗ.
  7. Монографии, учебники и учебные пособия.
  8. К.А. и др. Наукоемкий сектор экономики России: состояние и особенности развития. М.: ЦЭМИ РАН, 2001. -120 с.
  9. К.А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Механизмы технологического развития экономики России: Макро и мезоэкономические аспекты. -М.: Наука, 2003. -376 с.
  10. Белорусов А. С, Международный менеджмент. -М.: Юристъ, 2000. -224 с.
  11. К. К экспертизе «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». -Новосибирск, 2000. -74 с.
  12. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М.: Наука, 1983.-341 с.
  13. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития (ред. Ситарян С.А.). -М.: Наука, 2003. -252 с.
  14. Л., Миндели Л. Наука и технологии в России: прогноз до 2010 года -М.: Центр исследований и статистики науки, 2000. -119 с.
  15. JI.M. Статистика науки. -М.: ТЕИС, 2003. -478 с.
  16. И.И. Всемирная торговая организация. -М.: Экономика, 2003. -271 с.
  17. В.Б. Синергетическая экономика. -М.: Мир, 1999. -246 с.
  18. Н.И. Национальные инновационные системы. -М.: Наука, 2002.-244 с.
  19. Инновации и экономический рост. -М.: Наука, 2002. -377 с.
  20. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып. 2. -М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003. -293 с.
  21. Инновационная экономика (ред. Дынкин А. А., Иванова Н.И.). -М.: Наука, 2004. -352 с.
  22. О.В. Международные договоры и основные понятия в области охраны прав промышленной собственности: Терминолог. слов. / О.В. Ионова- Роспатент. -М., 2001. -52 с.
  23. Кара-Мурза С. Г. Белая книга. Экономические реформы в России 1991−2001. -М.: Алгоритм-книга, 2002. -432 с.
  24. Концепции современного естествознания. -М.: Юнити, 1999. -303 с.
  25. В. JI., Варшавский А. Е. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Социально-экономические аспекты развития. -М.: Наука, 2001. -636 с.
  26. Н.В. Информатика. -М.: Финансы и статистика, 1997. -768 с.
  27. Наука России в цифрах: 2003. Статистический сборник. -М.: ЦИСН, 2003. -199 с.
  28. В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. -М.: ИМЭМО РАН, 2002. -265 с.
  29. Россия в цифрах 2004. Краткий статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики. -М., 2004. -431 с.
  30. В.Е., Щербанин Ю. А., Балдин А. В. Международные экономические отношения. 5-е изд. -М.: Юнита-Дана, 2005. -605 с.
  31. Г. С., Чаусова JI.C. Законодательство в научно-технической сфере: состояние и проблемы. -М.: ЦИСН, 2000. -173 с.
  32. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации 2003. Государственных таможенный комитет Российской Федерации. -М., 2004.
  33. B.C. Европа: Тенденции инновационного развития. -М.: Огни, 2004. -152 с.
  34. Шамраев А. В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). М.: «Статут», «Интертех», «БДЦ-пресс», 2003.-1013 с.
  35. А. В. Проблемы и перспективы государственного регулирования инновационной деятельности в России. -Ростов Н/Д, 2002.-91 с.
  36. Материалы научных исследований.
  37. Доклад о мировых инвестициях, 2004 год. Переориетация на сектор услуг. ООН. Нью-Йорк и Женева, 2004.
  38. Д.А. Технополисы и технопарки в мировом хозяйстве и особенности их развития в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -М., 2000. -230 с.
  39. Концепции развития венчурной индустрии в России. 2002. http://www.mpnt.gov.ru.
  40. Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества. М.: ЦИСН, 2000. -25 с.
  41. Концепция правового регулирования применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации. 2003. http://www.parkmedia.ru.41.42,43,44,45,46,47,48,49,50,51
Заполнить форму текущей работой