Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Шаманизм: традиции и новации в культуре Якутии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертация, посвященная культурологическому исследованию традиций и новаций шаманизма в Якутии, соответствует п. 3. «Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры», п. 6. «Культура и цивилизация в их историческом развитии», п. 7. «Культура и религия», п. 9. «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЯКУТСКОГО ШАМАНИЗМА
    • 1. 1. Социокультурный феномен шаманизма
    • 2. 2. История изучения якутского шаманизма
    • 3. 3. Религиозно-мифологическая картина традиционного мира якутов и феномен черного шамана
  • ГЛАВА II. ИНСТИТУТ ШАМАНОВ В ХХ-ХХ1 вв. (культурологический анализ)
    • 2. 1. Последние традиционные шаманы
    • 2. 2. Неошаманизм в Якутии
    • 2. 3. Общее и особенное в традиционном шаманизме и неошаманизме

Шаманизм: традиции и новации в культуре Якутии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры. На ранних этапах эволюции человеческого общества формируется сознание родоплеменного единства, которое, развиваясь, перерастает до этнического самосознания.

Этническое самосознание имеет материальную и духовную базу, при этом, в силу синкретичности самой традиционной культуры, ни одна из сфер культуры здесь не играет доминирующую роль. Духовная сфера подкрепляет, дополняет и подчеркивает материальные отличия одного этноса от другого. Любая культурная, социальная общность является продуктом времени, и во все времена стремилась к самовоспроизводству во времени, то есть трансляции самой себя. В этом отношении линейное историческое время выступает как трансляция через внутренние средства культуры исторического опыта поколений.

Эволюция этнического сознания приводит к самоидентификации народности, которая стремится к самосохранению и самоорганизации во времени. Само воспроизводство этноса, в этом отношении, это результат до конца неосознанного функционирования этнической культуры, взаимодействие вне этнического окружения и этнического микромира.

Современный мир резко отличается от предыдущих эпох. Это обусловлено быстрым развитием новых средств коммуникации, что, в свою очередь, обусловило развитие инновационно-интегративных процессов на основе общечеловеческих ценностей. Отсюда, интегративные процессы породили проблему «уплотнения содержания времени», то есть общечеловеческую проблему отчуждения человека от процесса выработки морально-этических, эстетических ценностей. Особо остро эта проблема стоит для обществ, переживающих переломные периоды. Так, Российское государство и общество за последнее столетие трижды переживает смену основных духовных ориентиров.

В современных условиях самосознание этносов и народностей начинает размываться и не получает исторически сложившейся духовной базы. В этих условиях особо остро стоит проблема трансляции морально-этических, эстетических ценностей, выработанных в историческом прошлом во времени. Другими словами, актуальными становятся проблемы формирования ценностных ориентиров, отвечающих требованиям быстроменяющегося мира и общества.

Вне сомнения, историко-культурные традиции это не враз сложившаяся и застывшая система, она получает свое новое выражение во вновь слагающихся социокультурных, политических, экономических условиях.

Традиционный шаманизм в Якутии в своем большинстве изучался как историко-этнографический феномен и как явление религиозно-мировоззренческого порядка.

Между тем такой узкодисциплинарный подход сужает круг вопросов при исследовании явления культуры. В этой связи актуальными становятся проблемы исследования явления традиционной культуры в общем контексте самой культуры. Тем более, что в современном обществе Якутии возрос интерес к религиозно-мировоззренческим традициям народов.

Таким образом, исследование эволюции традиционной религии якутов в новых условиях является актуальной научной проблемой.

Степень научной разработанности проблемы. В прошлом все государственные институты и религиозные системы всегда видели в шаманизме нечто враждебное и относились к нему, как правило, лишь с позиций преследования и запрета. Но особенно жестко это проявлялось в годы советской власти, когда шаманы нередко репрессировались, заключались в тюрьмы, уничтожались. В 30−50-е гг. у нас в стране защищались даже диссертации, раскрывавшие «реакционную сущность шаманизма». В последние годы отношение к шаманизму изменилось. Мистицизм шаманизма сегодня оказался востребованным, техники связи со сверхъестественными силами вызывают огромный интерес [131].

Необходимо отметить, что специфика шаманизма в Якутии, состоящая в функционировании двух групп культовых деятелей (белые, черные шаманы), подчеркнутом разделении статусов шаманов и мирян, разнообразии ритуальных форм, была выделена в самостоятельную научную проблему еще на заре становления научно-исторической, этнографической мысли в России. Поэтому историография проблемы обширна. Исходя из вышеотмеченного степень изученности вынесена как самостоятельный раздел диссертационного исследования. Ниже дается краткий обзор этой большой, отчасти самостоятельной темы исследования.

Научная деятельность представителей политической ссылки второй половины XIX — начала XX века наложила глубокий отпечаток на развитие интеллектуальной традиции в среде Якутии. Так, на связь между функционированием двух групп шаманов в Якутии и процессом культовой сегментации обращает внимание представитель якутской национальной интеллигенции А. Е. Кулаковский. Работы якутского учёного-этнографа Г. В. Ксенофонтова стали информационной базой по шаманизму аборигенов Восточной Сибири.

Якутские фольклористы С. И. Боло [42] и Г. У. Эргис [255, 256] собрали и опубликовали фольклорные материалы по шаманизму. Эти сведения дают возможность анализа специфики шаманства в Центральной Якутии, обнаружить его отличия от шаманства северных якутов, определить социальную роль шамана в обществе Якутии, содержат ценные сведения о ритуальной практике шаманов, об их функциях, атрибутике, особом языке шаманских камланий.

В 60−70-х годах прошлого века большую работу по изучению шаманской атрибутики аборигенов Сибири, в том числе в Якутии, провела ученый-этнограф из Ленинграда Е. Д. Прокофьева. Результаты исследований она опубликовала в работе «Шаманские костюмы народов Сибири» [203]. Изучая отдельные элементы атрибутивного комплекса, автор отметила, что шаманский кафтан центральных якутов относится к группе шаманских кафтанов, характерных для тюркоязычных народов Южной Сибири, а у северных якутов встречается типично эвенкийский покрой шаманских кафтанов. Отмечается также то, что в некоторых вариантах значение шаманского костюма якутов совпадает со значением шаманского костюма у селькупов и долган. H.A. Алексеев, автор работы «Традиционные религиозные верования якутов в XIX-начале XX века» [15], отметил некоторые специфические черты якутского шаманизма, указывающие на культурные связи якутов с другими этническими группами Восточной Сибири, Дальнего Востока и сопредельных регионов.

Для проводимого исследования весьма важными оказались работы по истории и теории культуры, а также труды, посвященные отдельным областям духовной культуры: философии, истории, религиоведению, этнологии. Среди них особо хочется отметить работы таких российских и зарубежных исследователей, как Р. Г. Абдулатипов, A.A. Аронов, Т. И. Бакланова, Г. В. Лунина, М. И. Должпенкова, М. С. Жиров, О. Я. Жирова, Д. С. Лихачев, И. В. Малыгина, Л. А. Рапацкая, Т. Н. Суминова, Н. Р. Туровец, Е. Л. Христова, Г. Е. Шкалина и др.

Из вышеприведенного краткого обзора степени изученности видно, что шаманизм в Якутии в своем большинстве изучался как историко-этнографический феномен и как явление религиозно-мировоззренческого порядка, а явление неошаманизма в Якутии еще не стало предметом научного исследования.

Во всем мире шаманизм возрождается в новых формах, как неоднозначное и во многом еще непонятное явление — неошаманизм, которому на сегодня трудно дать какое-либо точное научное определение.

Уместно отметить, что часть исследователей как эквивалент термина неошаманизм в своих работах используют сложное обозначение явления как «базовый шаманизм», по их определению, он возникает в результате исследования традиционных шаманских практик и выделения сути (базы) {core англ.) и «вычитания» культурного контекста (традиционного). Таким образом, по мнению исследователей, базовый шаманизм олицетворяет шаманские техники в «чистом виде» [248].

Процесс возрождения шаманизма в новых условиях в определенной степени обусловлен как традициями культуры народа, так и изменениями социальной ситуации и смены идеологической ориентации в обществе.

Очевидно, что новые социальные условия привели к изменению форм шаманизма, частично трансформировали и функции нынешних неошаманов, породили новых оригинальных персонажей. Сама идея шамана обрела новое содержание.

Объект исследования — шаманизм в пространстве традиционной и современной якутской культуры.

Предмет исследования — традиции и новации шаманизма в культуре Якутии.

Цель исследования — определить историко-культурные основы шаманизма, его традиции и новации в культуре Якутии. Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность социокультурного феномена шаманизма и суть неошаманизма, как современной составляющей шаманизма.

2. Систематизировать историю изучения якутского шаманизма.

3. Определить особенности религиозно-мифологической картины традиционного мира якутов и феномена черного шамана.

4. Раскрыть общественно-социальную роль деятельности последних традиционных шаманов.

5. Выявить методы и формы проявления неошаманизма в Якутии.

6. Уточнить общее и особенное в традиционном шаманизме и неошаманизме.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные труды в области этнологии, социальной антропологии, философии, культурологии и религиоведения.

Ведущим принципом исследования является концептуализация, культурологический анализ, базирующийся на обобщении исторических, этнографических, социологических данных, который позволяет реализовать исследовательские задачи.

Наибольшую ценность для диссертации имели концепции о коммуникативной природе религиозных институтов в проецировании общественных установок на окружающий мир, в структуре символических образований, которые содержатся в работах К. Леви-Стросса «Первобытное мышление» [121], В. Тэрнера «Символ и ритуал» [240], Е. С. Новик «Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур» [184], Харитоновой В. И. «Феникс из пепла?: Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий» [247].

В исследовании также использованы концепции по субстанциональной характеристике шаманизма В. Г. Богораза (психологическая концепция) [41], Л. Я. Штернберга «Первобытная религия в свете этнографии» (сексуальный монизм) [253], М. Элиаде «Шаманизм: архаические техники экстаза» (техника экстаза) [254], С. А. Токарева «Ранние формы религии» (особая форма общения с духами) [235], В. Н. Басилова «Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана» (идея посредничества между человеческим коллективом и духами) [38], Е. В. Ревуненковой «Народы Малайзии и Западной Индонезии (некоторые аспекты духовной культуры)» (форма контакта с тремя мирами) [287], Т. Д. Булгаковой «Познание, ценностная ориентация и проектирование в шаманской практике» (когнитивно-аксиологический подход) [43].

В процессе исследования мифологической семантики ритуальных комплексов якутского шаманизма учитывались методологические и теоретические установки К. Леви-Стросса [121], В. Тэрнэра [240], Л. П. Потапова «Алтайский шаманизм [193], Т. М. Михайлова «Из истории бурятского шаманизма: (с древнейших времён по XVIII в.)» [138], H.A. Алексеева [16], A.B. Смоляк «Шаман: личность, функции, мировоззрение: (народы Нижнего Амура)» [226], Т. В. Жеребиной о специфике первобытного/мифологического мышления, о семантических параметрах символа, о сути и функциях ритуала [81]. Для освещения процессов институционализации шаманизма большую значимость имел опыт анализа архаичных символических структур, предложенный в работах: А. Ф. Лосева «Античная мифология в её историческом развитии» [123], К. Клакхона «Мифы и обряды: общая теория» [97], Е. А. Мелетинского «Палеоазиатский мифологический эпос: цикл ворона» [133].

Методологические основы исследования базируются на принципах историзма и объективности.

Принцип историзма позволяет рассмотреть социокультурные процессы, происходящие в якутском обществе во временном развитии и в пространственно временной внутри-и межкультурной взаимосвязи, а так же в контексте социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе в постсоветское время.

Принцип объективности дает возможность беспристрастно и всесторонне проанализировать письменноисточниковый и полевой материал и обеспечивает достоверность сделанных выводов, вне зависимости от религиозных, идеологических и личных представлений автора.

Источниковедческой базой исследования стали работы, опубликованные по теории и истории ранних форм религии, в частности шаманизма тюркоязычных народов, и прежде всего якутов. Это работы исследователей XIX в. И. А. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа» [249], В. Л. Серошевского «Якуты: опыт этнографического исследования» [222], В. Ф. Трощанского «Эволюция чёрной веры (шаманства) у якутов» [239] и других.

Эти авторы, участники политической борьбы, в Якутии в качестве политических ссыльных прожили продолжительное время. В своих исследованиях они приводят обильный фактический материал из жизненных наблюдений за реалиями бытия якутского общества того времени, пытаются проанализировать их с позиций развития науки своего времени и с европоцентристских (христианских) точек зрения. В силу этого при трактовке фактов они допускали отдельные, вольные толкования. Тем не менее, для современного исследователя важно то, что в историко-этнографических работах этого периода, времени формирования этнографической науки, описываемые факты не искажались. В силу этого работы авторов XIX в. для всех последующих поколений исследователей являются полновесными источниками.

В начале XX века в изучение традиций культуры якутского народа включились местные исследователи, такие, как А. Е. Кулаковский [119], Г. В. Ксенофонтов [117], С. И. Боло [42], A.A. Попов [], A.A. Саввин и другие, которые системно занялись сбором исторических, фольклорных и этнографических данных по истории и культуре якутов. На сегодняшний день часть материалов опубликована (Ксенофонтов Г. В., Боло С., Попов A.A.), а большая, еще не опубликованная, часть хранится в фондах архива ЯНЦ СО РАН.

К историко-культурным памятникам, собранным исследователями этого времени, необходимо отнести, прежде всего, исторические предания якутов.

По мнению Г. У. Эргиса, высказанному им в «Очерках по якутскому фольклору», исторические предания якутов носят ярко выраженный летописный характер и поэтому являются ценными источниками историко-культурных знаний.

В эпических сказаниях — олонхо в стихотворной форме излагается представление народа о мироздании. В начале XX века было записано свыше 30 полных текстов эпических сказаний, из них в настоящее время опубликован только десяток. В 2005 г. эпическое сказание якутов — Олонхо международной организацией ЮНЕСКО провозглашен Шедевром устного и нематериального наследия человечества. В это время были собраны многие легенды о шаманах, о культово-обрядовых действах. А такие исследователи, как A.A. Попов и A.A. Савин, тогда собрали большой фактографический материал по обрядовой практике якутских шаманов.

Главным, неоценимым вкладом исследователей отмеченной когорты в религиоведение являются хорошо паспортизированные полевые фактографические данные о якутских шаманах, о «шаманской» болезни, об обряде посвящения в шаманы, о культово-обрядовых действах и т. п. По этой причине эти опубликованные и неопубликованные материалы являются полновесными источниками при изучении истории, этнографии и культуры якутов.

Также полновесными источниками, по нашему мнению, являются художественные произведения классиков якутской литературы, в которых в той или иной форме получили отражение образы шаманов. Большинство писателей периода формирования основ письменной литературы якутов, по словам А. Е. Кулаковского, выросли в гуще народа «впитав жизнь народа с молоком матери». В силу вышеотмеченного в литературных произведениях отражается религиозно-мировоззренческий ряд традиционных народных воззрений.

Методы исследования: метод историзма, позволяющий рассматривать явления культуры как динамичный процесс взаимодействия практики жизнеобеспечения и идеологических установок, что дает возможность выявления синхронно-диахронных информационных связей в традиционном быту и мировоззрениисравнительно-исторический метод анализа применяется для установления отличий якутского шаманизма от шаманизма других сопредельных и родственных народоваксиологический метод исследования применен для выявления социально-ценностных установок и ориентиров сознания носителя культуры, получивших свое выражение в фольклорных и художественных текстахструктурно-семантический анализ используется при реконструкции семантических параметров ритуальных символов якутского шаманизма, выраженных в фольклорных и художественных текстахметод включенного наблюдения, погружения в обрядовую структуру использован в изучении неошаманских практиксистемный анализ применен для воссоздания комплекса культово-обрядовых действий, сопровождающих шаманские камланияструктурно-функциональный анализ применен для исследования комплекса мировоззренческого ряда, связанного с представлениями о мироздании, о действах шаманасинхронно-диахронный анализ проявлений культуры в исследовании конкретного явления шаманизма применен для выявления вновь проявляющихся нововведений, привносимых самой жизнью.

Научная новизна исследования:

1. Выявлена суть традиционного шаманизма якутов в общем контексте культуры народа, а не только как феномена религиозного явленияобосновано, что в экстатический момент шаман вступает в прямое общение с божествами и духами природы. Эта его посредническая роль во взаимоотношениях общества с трансцендентальным (потусторонним) миром ярко представлена в традиционном шаманизме якутовподчеркивается, что проблема неошаманизма, как составной части современной духовной культуры народов Якутии, ставится впервые как самостоятельная якутоведческая проблема.

2. Проанализирована история вопроса, позволяющая систематизировать материалы по данной теме, в соответствии с которой определены теоретико-методологические подходы. Исследование же самого феномена, как и связанных с ним современных процессов, осуществлено интегративно, в междисциплинарном кругу подходов и методов, способных на полидисциплинарных основах оценить и то, и другое. Обзор степени изученности якутского шаманизма позволил сделать вывод о том, что якутский шаманизм в своем большинстве изучался как историко-этнографический феномен и как явление религиозно-мировоззренческого порядка.

3. Определены особенности религиозно-мифологической картины традиционного мира якутов как трехчастной (Верхний, Средний, Нижний миры), но все же единой системы. В функциональном отношении якутский черный шаман (по другому абаасы ойууна — шаман Нижнего мира) являлся медиатором отношений между людьми и деструктивными силами потусторонних (преимущественно Нижнего) и реального миров.

4. Раскрыты образы последних якутских посвященных шаманов М. П. Кульбертиновой, К. И. Чиркова и H.A. Васильева, которые занимались практическим камланием втайне. В якутской традиции для посвященного шаманство становится образом жизни человека, все остальное уходит на второй и третий планы. Отмеченные шаманы практиковали до конца земной жизни, их образ жизни стал базой подражания для неошаманов.

5. Раскрыты проявления якутского неошаманизма в методах исцеления, в женской шаманской поэзии, в культово-обрядовой практике и т. д.

6. Уточнено, что в традиционном шаманизме якутов неофита выбирают духи, отказ приводит его к болезни или к смерти. Полный путь становленияэто инициация и долгое обучение —усуйуу. В советское время произошел разрыв традиций шаманизма. Неошаманы не прошли инициацию. Причастность большинства из них к потусторонним силам и смыслам больше выглядит как форма самоутверждения.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке новых подходов к пониманию традиций и новаций шаманизма как социокультурного явления Якутии.

Практическая значимость работы. Материалы, выводы и результаты данной работы могут быть использованы в курсах по истории культуры, истории религии, для повышения уровня квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин, в вопросах просвещения населения республики о традиционной религии якутов и воспитания молодежи в духе уважения к наследию предков.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертация, посвященная культурологическому исследованию традиций и новаций шаманизма в Якутии, соответствует п. 3. «Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры», п. 6. «Культура и цивилизация в их историческом развитии», п. 7. «Культура и религия», п. 9. «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов», п. 15. «Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества», п. 17. «Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство», п. 18. «Культура и общество», 19. «Культура и этнос», п. 22. «Культура и национальный характер», п. 23.' «Личность и культура» паспорта специальности 24.00.01 — теория и история культуры (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Шаманизм — социокультурный феномен, прошедший сложный, эволюционный путь развития. В исследовании придерживаемся концептуального положения, что шаман — специалист избранной профессии, служитель культовой религии. Шаманы общались с духами, знали молитвенные заклинания, посвященные верховным божествам, каноническую структуру обрядовой культуры, поэтику и лексику религиозной терминологии. Были врачевателями, прорицателями, артистами культовых ритуальных действий. Неошаманы в якутской социокультурной реальности представлены людьми, знающими: основы мировых религийразличные философские учениясоциальные теориипрактические научные знания.

2. Историография проблемы обширна. На основе обзора степени изученности якутского шаманизма можно сделать вывод о том, что якутский шаманизм в основном изучался как историко-этнографический феномен и как явление религиозно-мировоззренческого порядка. В большинстве работ шаманизм рассматривался в контексте описания традиционной культуры якутов либо традиционного мировоззрения. Считаем необходимым рассмотреть явление культуры в общем контексте культуры. Связи якутского шаманизма с архаичными системами обрядов и мифологии до настоящего времени не составляли темы специального исследования.

3. Анализ материалов по традиционному мировоззрению якутов показы вает, что весь явленный мир состоит из трех частей: Верхний мир преимущественно заселен божествами (айыы), во главе с Юрюнг Aap Тойон, также здесь живут нечистые силы, причиняющие людям духовные болезниСредний мир выступает как арена решения противоречий доброго и злого начал мироздания, заселен людьми, духами природных стихий и явлений, мелкими бесами и неприкаянными душами умершихНижний мир заселен творящими зло нечистыми силами (абаасылар), во главе с Арсан Дуолан Буор Мангалай Jlyo Хаан Тойон.

Признаки феномена якутского черного шамана выявляются как: наследственность шаманской профессииналичие родового дерева шамана, где воспитывается его душашаманская болезнь — форма призыва предков-шаманов в свой ряд достойного неофитаудаление кандидата в шаманы в глухие места, где он переживает момент «искушения духами» и происходит его «общение с духами разных болезней и напастей" — «рассекание» головы кандидата и «рассечение» его тела на куски на «съедение» духами различных болезней.

4. Практика черного шаманизма в Якутии продолжалась вплоть до середины XX века. Об их функциях и действах сохранились письменно зафиксированные сведения. Как показывает фактический материал, они служили информаторами для фольклористов 20−30-х годов прошлого столетия. В ходе исследования выясняется, что основы фольклорного и рукописного фондов Архива Якутского научного центра Сибирского отделения РАН записаны с их слов.

5. В исследовании придерживаемся положений что, явления неошаманизма проявляются в области народной медицины, в обрядовых ритуалах и художественной литературе. По нашему мнению, современная якутская хомусотерапия — это ныне полузабытая часть традиционной шаманской лечебной практикитак называемое явление современной якутской литературы шаманская поэзия — возрождение традиций обрядового удаганского напева, в современной поэзии поэтессы выступают перед нами в образе женщинышаманки — удаганки. В их произведениях выдерживается удаганская лексика и стиль обращения к божествам и злым духам, описываются шаманские атрибутысовременные якутские целители придерживаются традиций народной медицины и считают себя прямыми потомками известных шаманов и удаганок.

6. Общее в шаманизме и неошаманизме заключается в лечении людей и регулировании отношений между людьми и потусторонними силами разных миров. Различие — в отсутствии у неошаманов инициации и усуйууобучения.

Апробация результатов исследования.

По теме диссертационного исследования опубликованы 4 статьи, в том числе — 1 в издании, рекомендованном ВАК при Минобрнауки РФ.

Основные положения диссертационного исследования представлены на республиканской научно-практической конференции «Духовность — веление времени» (Якутск, 26 октября 2004 года) — международной научно-практической конференции «Эпическое наследие и духовная культура народов Евразии: исток и современность» (Якутск, 20−21 июня 2007 года) — на международной научной конференции «Языки как средство межкультурной коммуникации в глобальном мире» (Якутск, 17 апреля 2008 года) — на ежегодной международной конференции Европейской ассоциации изучения религии «Новые движения религии: теория и тенденции» (Будапешт, 18−22 сентября 2011 года).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 28 февраля 2012 г. (протокол № 6).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных материалов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой