Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти НРД обладают очень большим, в некоторых случаях почти что безграничным потенциалом внутренней трансформации, и способны найти отклик на запросы наших современников, предоставив им свой «спиритуальный товар» в том виде, который будет наиболее приемлем для «потребителя». Не столь уж редкими являются, как мы могли убедиться, и случаи, когда какое-либо НРД, возникнув как оппозиционное… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Стр
  • ГЛАВА 1. НРД В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УРБАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Проблемы типологии НРД. Миропринимающие и мироотрицающие движения. Стр
    • 1. 2. НРД и традиционные религии в социальном контексте: сравнительный анализ. Стр
  • ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ВНУТРЕННИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ И ИНТЕГРАЦИЯ НРД В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
    • 2. 1. Внутренние трансформации НРД как показатель возможностей интеграции в современное общество. Стр
    • 2. 2. Сложности и пределы социальной интеграции НРД. Стр
  • ГЛАВА 3. ОТВЕТ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ НА ВЫЗОВ НРД
    • 3. 1. Традиционные религии в поисках ответа на вызов НРД. Стр
    • 3. 2. Изменения в традиционных религиях: современность и перспективы. Стр

Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

На рубеже шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века в западных странах начинается бурное распространение новых религиозных движений (НРД). Спустя примерно двадцать лет, после отказа от политики государственного атеизма и предоставления свободы религиозным объединениям, этот процесс затронул и Россию. В конце восьмидесятыхначале девяностых годов в нашей стране появляются сотни новых религиозных групп, а общее число их последователей достигает, по приблизительным оценкам, нескольких сотен тысяч человек. Число последователей различных НРД достигло в нашей стране своего пика к середине девяностых годов, затем начало стабильно сокращаться, и к настоящему времени стабилизировалось на уровне всего нескольких десятков тысяч человек, если исключить из их числа Свидетелей Иеговы и Церковь.

Иисуса Христа святых последних дней. Но и включение последователей этих религиозных организаций в число НРД тоже дает суммарно не очень большую цифру в масштабах нашей страны: ориентировочно около 300 тысяч человек.1.

В это же время, то есть на рубеже восьмидесятых-девяностых годов, в России начинается динамичный рост протестантизма. Наряду с протестантскими объединениями, существовавшими в нашей стране еще в советские времена, появляется много новых общин, преимущественно пятидесятнического и харизматического толка. Но, в отличие от НРД, протестантские церкви в нашей стране не сталкивались со снижением числа приверженцев, и продолжают стабильный рост. В настоящее время число.

1 См.: Филатов С., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. http://w,'w.staг!ightsite.co.uk/keston/russia/articles/june2005/09Statistics.html наших сограждан, исповедующих протестантизм различных толков и направлений, составляет около 1,5 миллионов человек.

Таким образом, в течение последних двух десятилетий религиозная палитра нашей страны претерпела значительные качественные изменения. Наряду с последователями традиционных религий, также очень сильно пополнившими свои ряды, появилось и заметное число приверженцев полностью или частично новых для нашей страны вероучений. Для сравнения: общая численность активных, а не номинальных, последователей Русской православной церкви, регулярно посещающих богослужения и исполняющих все предписания своего вероучения, составляет у нас не более 7−8 миллионов человек. Это — совершенно новая ситуация, требующая осмысления. Нам представляется существенным то, что, в отличие от православия, для которого опорой и самой многочисленной прослойкой верующих на протяжении многих столетий было сельское население России, и сохраняющего даже в настоящее время в своем укладе некоторые черты «сельской» религии, новые общины чаще всего являются подчеркнуто «городскими». Они создаются горожанами, довольно часто неплохо образованными, они обращаются со своей проповедью к жителям городов, и нередко сконцентрированы в мегаполисах. Их вероучения, культовая практика, моральные нормы, образ жизни, предписываемый последователям, соответствует специфическому жизненному укладу обитателя современного мегаполиса. В современных российских городах за последние двадцать лет сложились специфические новообразования, которые можно назвать новыми религиозными субкультурами. Эти субкультуры оказываются втянутыми в разнообразные социальные и политические процессы, а также играют роль в культурной жизни современного российского города. Следует отметить, что значение новых религиозных движений в этих процессах не следует недооценивать. Порой они оказываются в эпицентре острой общественной дискуссии, как это произошло, например, не так давно с проектом создания нового обширного храмового комплекса и культурного центра Общества сознания Кришны в Москве.

В силу всего сказанного мы считаем актуальной и своевременной работу, посвященную изучению специфике новых религиозных движений, и месту и роли в условиях современного урбанистического общества.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступают новые религиозные движения. Предметом исследования является взаимодействие НРД с окружающим обществом в сравнении с традиционными религиями.

Степень разработанности проблемы.

Исследованию феномена новых религиозных движений посвящена обширная зарубежная и отечественная научная литература. Наиболее значительные работы по новым религиям принадлежат перу таких зарубежных ученых, как А. Баркер, М. Интровиньо, Д. Хадден, Д. Мелтон, Д. Ричардсон. Среди отечественных ученых выделяются имена Л. Н. Митрохина, Е. Г. Балагушкина, И. Я. Кантерова, Б. 3. Фаликова, М. 3. Штерина. Этой проблематике также посвятили свои публикации и многие другие авторы. Однако, несмотря на изобилие научных публикаций, множество вопросов в настоящее время еще далеки от решения. К числу наиболее важных из нерешенных проблем следовало бы отнести проблему построения типологии НРД, проблему сравнительного анализа сущностных черт НРД и традиционных религий, а также ряд проблем, относящихся к различным вариантам взаимодействия НРД с окружающим социумом, как то: динамика интеграции НРД в общество, проблемы, возникающие при этом, причины разрыва части НРД с обществом, и ряд других. з.

Методологические основы исследования.

Методологической основой анализа взаимодействия НРД с окружающим социумом являются принципы типологизации и выделения сущностных черт различных групп новых религий, предложенные Е. Г. Балагушкиным. Большое эвристическое значение для данной работы имеют категории «вызов» и «ответ», введенные А. Тойнби. Также в работе используется метод компаративного анализа и общенаучные методы исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является изучение взаимодействия НРД с обществом, взятое в сравнении с традиционными религиями. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть проблемы построения типологии НРД, проанализировать их сравнительные достоинства и недостатки, а также эвристические возможности.

2. Рассмотреть динамику трансформации отношения к обществу НРД разных типов.

3. Проанализировать характер взаимоотношений с обществом НРД, принадлежащих к разным типам.

4. Оценить возможности и перспективы интеграции в современное общество НРД, принадлежащих к разным типам.

5. Оценить НРД, принадлежащие к разным типам, с точки зрения перспектив их успешной интеграции в современное общество.

6. Рассмотреть те трудности, с которыми сталкиваются НРД при попытках интеграции в современное общество.

7. Провести сравнительный анализ потенциала НРД и традиционных религий в условиях, когда они оказываются соперниками.

8. Проанализировать причины соперничества ЕРД и традиционных религий, на первый взгляд, неоправданного острого вследствие незначительной численности НРД.

9. Проанализировать возможные варианты ответа традиционных религий на присутствие НРД, оцениваемое традиционными религиями как вызов.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Рассмотрены проблемы построения типологии НРД, проанализированы их достоинства и недостатки, предложен авторский вариант типологии НРД, основанный на типологии, разработанной Е. Г. Балагушкиным.

2. Проанализированы возможности изменения отношения НРД к окружающему обществу под влиянием различных факторов, а также возможные результаты этих изменений.

3. Проанализирован характер взаимоотношений с обществом НРД, принадлежащих к разным типологическим группам.

4. Рассмотрены возможности и перспективы интеграции в современное общество НРД, принадлежащих к разным типам, проанализирован потенциал интеграции, которым обладают НРД.

5. Рассмотрены объективные трудности, стоящие на пути интеграции НРД в современное общество.

6. Оценен сравнительный потенциал и возможности НРД и традиционных религий в условиях их соперничества за верующих, рассмотрены реальные и мнимые преимущества традиционных и нетрадиционных религий.

7. Проанализированы причины, вследствие которых традиционные религии оценивают даже незначительное присутствие в обществе НРД как крайне серьезный вызов.

8. Рассмотрены возможные варианты ответа традиционных религий на вызов со стороны НРД.

Тезисы, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Типологии НРД, предлагаемые исследователями этого феномена, являются ограниченными по своим возможностям, строятся с использованием различных типологических критериев, и могут варьироваться в зависимости от целей и задач исследования. Для анализа роли и места НРД в современном обществе большие эвристические возможности открывает типология НРД, в основу которой полагается признак отношения НРД к социальной действительности. В таком случае две основные типологические группы будут включать: 1) НРД, нацеленные на преобразование мира (обновленческие), и 2) НРД, отрицающие социальную действительность (оппозиционные).

2. Позиция НРД по отношению к окружающему обществу под влиянием различных факторов может меняться на противоположную: от отрицания к принятию, или наоборот, что приводит к интеграции НРД в общество либо к его маргинализации. Таким образом, возможна как трансформация обновленческих НРД в оппозиционные, так и оппозиционных НРД — в обновленческие.

3. НРД обладают крайне значительным потенциалом интеграции в общество, что связано с присущими им возможностями достаточно 6 радикальных изменений на кратком отрезке времени. Наиболее значительным потенциалом обладают НРД, изначально возникающие как обновленческие. НРД этого типа в настоящее время являются наиболее глубоко интегрированными в современное общество. Оппозиционные НРД приобретают такой потенциал в случае трансформации в движения обновленческого типа. НРД этого типа являются наиболее проблемными. В предельном варианте их неприятие общества выливается либо в самоуничтожение, либо в попытки разрушить общество.

4. НРД, будучи неукорененными в обществе, не могут существовать, не занимаясь крайне активной миссионерской деятельностью, что вызывает отторжение и неприятие со стороны окружающих. Таким образом, на пути интеграции в общество НРД сталкиваются с объективными трудностями, обусловленными самой природой этих религий.

5. Потенциал внутренних изменений, которым обладают НРД, намного превосходит аналогичный потенциал традиционных религий, что, казалось бы, должно давать НРД серьезные преимущества в соперничестве. Однако в действительности это преимущество является, по большей части, мнимым: традиционные религии, укорененные в национальных культурах, сохраняют подавляющее преимущество в численности своих последователей по сравнению с НРД, не укорененными в культурной традиции.

6. Несмотря на крайне незначительную численность НРД, традиционные религии обоснованно рассматривают их деятельность как очень серьезный вызов. НРД, будучи изначально «городскими» религиями, способны успешно осваивать новые формы презентации своих учений, адаптированные к запросам жителя современного мегаполиса, особенно принадлежащего к младшему поколению. Это привлекает в ряды НРД часть молодежи, а с притоком молодых 7 верующих любая религиозная организация связывает свои надежды на будущее.

7. Наиболее перспективным ответом традиционных религий на вызов со стороны НРД является частичная модернизация традиционных религий, не затрагивающая, однако, основ вероучения и сложившейся веками культовой практики. Политика «очернения» НРД в глазах общества, или призывов к административным запретам является бесперспективной и чреватой нежелательными для общества в целом последствиями.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе, а также при разработке религиоведческих курсов для высших и средних учебных заведений. Они также могут найти практическое применение в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликовано 2 статьи и тезисы для научно-практической конференции.

Структура работы.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка литературы, состоящего из 117 названий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, мы рассмотрели положение новых религий в современном урбанистическом обществе, уделив особое внимание тому, каким образом взаимодействуют со своим социальным окружением НРД, относящиеся к двум разным типам, то есть к обновленческому и к оппозиционному, или мироотрицающему. Обновленческие НРД — наиболее динамичны, они лучше любых других приспособлены к условиям современного урбанистического социума. Некоторые из них готовы предложить свои рецепты улучшения мира, входя при этом буквально во все аспекты современной жизни: от экологических проблем до банковского дела.

Эти НРД обладают очень большим, в некоторых случаях почти что безграничным потенциалом внутренней трансформации, и способны найти отклик на запросы наших современников, предоставив им свой «спиритуальный товар» в том виде, который будет наиболее приемлем для «потребителя». Не столь уж редкими являются, как мы могли убедиться, и случаи, когда какое-либо НРД, возникнув как оппозиционное, со временем трансформируется, приобретая все характерные черты и качества обновленческого движения. Причем, что крайне существенно, эти трансформации могут происходить стремительно, на протяжении одного-двух десятилетий, так что в начале этого пути мы имеем замкнутую эскапистскую секту, а в конце — открытое миру объединение.

Напротив, мироотрицающие религии практически всегда оказываются на обочине современного мира. Поистине, можно считать большой удачей, если эти группы оказываются способны существовать более-менее стабильно, сохраняя свой ревниво оберегаемый от посторонних.

110 искусственный мирок. Давление извне, или внутренняя неблагоприятная динамика могут подтолкнуть членов подобных общин к радикальным отчаянным действиям, выражающимся или в самоуничтожении, или в попытке спровоцировать апокалипсис (последнее в данном случае означает не что иное, как преступление, теракт, который должен стать «запалом» ко всеобщему уничтожению).

Мы также отметили, что, если мироотрицающие религии способны, при определенных условиях, трансформироваться в обновленческие, то справедливо и обратное утверждение: некоторые движения, начинавшиеся как обновленческие, и потерпевшие фиаско в своих усилиях, со временем превращались в отгородившиеся от мира эскапистские группы, то есть становились мироотрицающими. Таким образом, мы можем констатировать диалектику отношений НРД к социуму, в котором они находятся, что заставляет нас, при оценке того или другого конкретного НРД, рассматривать его в динамике, а не мыслить его как некое статичное образование. Однако здесь прогностическая оценка возможной направленности вектора трансформации НРД представляет собою чрезвычайно сложную задачу со множеством неизвестных. Здесь играют роль множество факторов, о которых невозможно сказать без детальной оценки, насколько они могут оказаться значимы. Подробное рассмотрение типичных факторов, обуславливающих трансформацию новых религий в том или ином направлении — задача будущего исследования.

Мы также установили: несмотря на то, что наибольшую обеспокоенность общественности и традиционных религий вызывают мироотрицающие эскапистские группы, некоторые из которых «прославились» громкими преступлениями и массовыми самоубийствами, наиболее серьезный вызов традиционным религиям исходит все-таки от обновленческих НРД. Гибкость и приспособляемость обновленческих движений ведет к тому, что традиционные религии теряют часть наиболее активных и перспективных потенциальных верующих, особенно из числа.

111 молодых людей. Эти потери не столь уж и велики в количественном, отношении, но они воспринимаются, что неудивительно, крайне болезненно. Адекватным ответом на вызов со стороны НРД может быть только некоторая модернизация традиционных религий, которая, однако, не может, и не должна затрагивать основы вероучения и культовой практики традиционных религиозных организаций. Гибкость традиционных религий, в отличие от безграничной приспособляемости обновленческих НРД, имеет очень четко очерченные пределы, определяемые фундаментальными вероучительными положениями. И это — ни в коем случае не недостаток традиционных религий. Напротив — это их достоинство и в глазах самих верующих, и, как правило, в глазах общества в целом. Общественной критике обычно подвергаются те стороны1 жизни традиционных религий, которые не имеют прямого и непосредственного отношения к фундаментальным положениям вероучения, то есть косность в реагировании на важные социальные проблемы, неготовность вести диалог с различными общественными силами, и так далее. Но твердость в отстаивании того, что считается традиционными религиями неизменными божественными истинами, естественно, не вызывает, и не может вызвать массового неприятия со стороны людей современного общества, воспитываемых в духе уважения к чужим убеждениям. Скорее, безмерная гибкость, демонстрируемая частью НРД, вызовет со стороны окружающих если не неприятие, то, по крайней мере, иронию.

В то время как традиционные религии, даже в ущерб собственной популярности, отстаивают положения и принципы, принимаемые ими как истины свехчеловеческого происхождения, обновленческие НРД, изменяясь так, чтобы наиболее «уютным» образом встроиться в современную городскую жизнь, приспосабливают себя к человеку — то есть к потенциальному неофиту. И здесь будет уместно вспомнить знаменитую и многократно цитировавшуюся характеристику нашего современника, данную.

Харви Коксом: «Два лейтмотива особенно характерны для стиля мирского.

112 града. Мы назовем их «прагматизмом» и «профанностью».. Под прагматизмом" мы понимаем заинтересованность секулярного человека вопросом «будет ли это работать?». Секулярный человек не слишком озабочен тайнами. Его мало интересует то, что представляется непригодным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. сектантов в деревне Погановка ждут под землей конца света. Российское информационное агентство «Новый Регион». Версия 2.0. http://www.nr2.ru/incidents/149 748.html
  2. Aum Shinrikyo. http://religiousmovements.lib.virginia.edu/nrms/aums.html
  3. Beit-Hallahmi В. Scientology Religion or racket, http://www.uni-mai^urg.de/religionswissenschaiVjoumal/mjr/beit.html
  4. Branch Davidians. http://religiousmovements.Hb.virginia.edu/nrms/bran.html
  5. Goerman P. Heaven’s Gate: Sociological Perspective. http://religiousmovements.lib.virginia.edu/iirms/heavensgate/Goerman.html
  6. Mind Control in New Religious Movements. АРА Memo to DIMPAC http://www.rickross.com/reference/apologist/apologistl 1 .html
  7. The Anti-Cult Movement, http://www.religioustolerance.org/acml .htm -http://www.religioustolerance.org/acm4.htm
  8. The Counter Cult Movement.9. http://www.religioustolerance.org/ccm.htm -http ://www.religioustolerance.org/ccm3 .htm
  9. The Family (Charles Manson). http://www.religioustolerance.org/dccharl.htm
  10. The Family (Children of God). http://religiousmovements.lib.virginia.edu/nrms/Family.html
  11. The Family (The Children of God) http://religiousmovements.lib.virginia.edu/nrms/Family.html13. Jonestown. http://religiousmovements.lib.virgmia.edu/m*ms/Jonestwn.html
  12. Августин (Никитин). Саентологическая церковь. Миссионерское обозрение, № 11,1198.15.
Заполнить форму текущей работой