Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-методические аспекты управления ресурсами МВД России как института обеспечения экономической безопасности страны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При обеспечении экономической безопасности в контексте деятельности органов внутренних дел важное место занимает оценка требуемого уровня ресурсов ОВД (цены правоохранительной услуги), соответствующего реальному уровню преступности. Ошибка в данном вопросе может привести либо к неспособности правоохранительной системы снизить или сдерживать преступность в безопасных границах (низкому качеству… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МВД России как институт обеспечения экономической безопасности страны
    • 1. Понятие и содержание экономической безопасности страны в контексте деятельности органов внутренних дел
    • 2. Виды и оценка угроз экономической безопасности страны в контексте деятельности органов внутренних дел
    • 3. Оценка места подразделений МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны
  • Глава 2. Организация и методы управления ресурсами МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны
    • 1. Ресурсы МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны
    • 2. Организация и методы управления финансовыми ресурсами подразделений МВД России как института обеспечения экономической безопасности страны
    • 3. Организация и методы управления кадровыми ресурсами подразделений МВД России как института обеспечения экономической безопасности страны
  • Глава 3. Методы оптимизации управления ресурсами органов внутренних дел МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны
    • 1. Подходы к определению оптимального уровня ресурсной обеспеченности органов внутренних дел МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны
    • 2. Методы определения оптимального уровня ресурсной обеспеченности органов внутренних
    • 3. Оптимизация организационных структур органов внутренних дел

Организационно-методические аспекты управления ресурсами МВД России как института обеспечения экономической безопасности страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Особенности социально-экономического развития РФ в 90-е гг. прошлого века привели к ситуации, при которой государство, несмотря на утрату некоторых рычагов управления экономическими процессами, сохранило за собой всю полноту ответственности за безопасность функционирования экономической системы. Одной из таких сфер ответственности государства, в которой в лице правоохранительных органов оно действует как монополист, является сфера оказания услуг обществу по противодействию криминализации, защите жизни, здоровья, собственности и иных законных интересов граждан и юридических лиц от противоправных посягательств, охране общественного порядка и т. п.

При этом именно в сфере обеспечения правопорядка и безопасности в настоящее время наблюдается острое противоречие между общественными потребностями в безопасности и фактическими результатами деятельности специально созданных для оказания правоохранительной услуги государственных институтов, к числу которых, в первую очередь, относятся органы внутренних дел (ОВД) МВД России.

В этой связи, следует признать, что решение проблемы повышения результативности подразделений МВД России, несмотря на его частичное нахождение в сфере управления ресурсами ОВД, выходит далеко за рамки экстенсивного наращивания объемов финансирования и численности подразделений МВД России. Задача заключается в поиске и разработке новых методов и подходов к управлению ресурсами ОВД, которые, с одной стороны, позволяли бы обеспечить результат — безопасность экономической системы от криминальных угроз, а с другойотвлекали бы для этого необходимый минимум ограниченных общественных ресурсов.

Исходя из вышесказанного, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена: несоответствием качественно-количественных параметров ресурсной базы МВД России требованиям эффективного функционирования в системе обеспечения экономической безопасности (ЭБ), что привело к недостаточной эффективности ОВД, выраженной в несоответствующем критериям ЭБ уровне преступности на фоне роста государственных затрат на правоохранительную функциюпротиворечием между общим признанием руководством страны, МВД России, обществом необходимости реформирования системы ОВД и отсутствием 3 во-первых, следует отметить, что теоретико-методические аспекты управления ресурсами МВД России как института ЭБ страны на уровне самостоятельных диссертационных исследований не прорабатывались, что в контексте современных процессов реформирования ОВД является недостатком, требующим решенияво-вторых, обширный перечень авторов и соответствующих им работ, тем или иным образом затрагивающих тему управления ресурсами ОВД, является важным фактором актуальности и важности темы диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании существующих и разработке новых подходов к управлению ресурсами МВД России с учетом требовании ЭБ страны.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач: провести анализ и уточнить понятие ЭБ страны в контексте деятельности ОВД с учетом современных реалий и ограниченности возможностей правоохранительных органов в противодействии преступности и ограниченности экономических ресурсов обществаопределить угрозы ЭБ страны в контексте деятельности ОВДпровести оценку места подразделений МВД России в системе обеспечения ЭБ страныдать характеристику ресурсам ОВД МВД России, используемым при обеспечении ЭБисследовать организацию и методы управления финансовыми ресурсами подразделений МВД Россииисследовать организацию и методы управления кадровыми ресурсами подразделений МВД Россиисформировать подходы к определению оптимального уровня ресурсной обеспеченности ОВД МВД России в системе ЭБ страныразработать методы определения оптимального уровня ресурсной обеспеченности ОВД МВД Россииопределить основные направления оптимизации действующих организационных структур ОВД.

Объектом диссертационного исследования является экономическая система страны под воздействием выделяемых для МВД России экономических ресурсов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1 .Учтены ограниченные возможности правоохранительных органов в противодействии преступности и необходимость обеспечения количественно-качественного соответствия ресурсов, выделяемых для функционирования органов внутренних дел, параметрам безопасного состояния экономической системы относительно угроз, отличных от преступности и криминализации, при уточнении определения экономической безопасности страны в контексте деятельности органов внутренних дел;

2. Показатели «цена» и «качество правоохранительной услуги» — в отличие от их традиционного анализа как характеристик результатов и затрат деятельности правоохранительных органов — рассмотрены в качестве факторов возникновения угроз экономической безопасности страны в контексте деятельности органов внутренних дел МВД России;

3. Соотнесены субъекты, организационные мероприятия и методы управления ресурсами в системе управления ресурсами органов внутренних дел с этапами управления (планирование, обеспечение, использование, учет, контроль) при разработке системы управления ресурсами органов внутренних дел МВД России как института обеспечения экономической безопасности страны;

4. Учтен принцип соответствия «уровня преступности» «уровню ресурсной обеспеченности ОВД» и вариация целевых (таргетируемых) параметров деятельности ОВД при разработке пяти подходов к определению оптимального результата деятельности и уровня ресурсной обеспеченности ОВД МВД России, а также соответствующие им стратегии управления ресурсами ОВД МВД России, что позволило расширить существующие взгляды на определение результата деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности страны;

5. Выявлены характеристики связей между показателями ресурсной обеспеченности («удельный вес расходов консолидированного бюджета РФ на ОВД в расчете на 1 жителя», «удельный вес расходов консолидированного бюджета РФ на ОВД в расчете на 1 сотрудника ОВД», «удельный вес сотрудников ОВД на 1 жителя») и результативности («уровень преступности на 100 тыс. чел.», «% раскрываемости преступлений») ОВД;

6. Использованы критерии «соответствие фактических показателей результативности и ресурсной обеспеченности подразделения оптимальным» и «соотношение численности основных и обслуживающих подразделений» для классификации подразделений ОВД и их организационных структур.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработано определение экономической безопасности страны в контексте деятельности ОВД, под которой понимается состояние защищенности личности, общества и экономики страны от противоправных посягательств, обеспечиваемое ОВД посредством сдерживания уровня преступности в стране в пределах пороговых значений, определяющих безопасное состояние экономической системы, в условиях развивающегося в соответствии с общественными потребностями законодательства, за счет ресурсов, количество и содержание которых приемлемы для общества и позволяют экономической системе находится в безопасном состоянии;

2. Определены угрозы экономической безопасности страны, факторами возникновения которых являются «цена» и «качество правоохранительной услуги», оказываемой ОВД, что обосновывает необходимость разработки эффективного управления ресурсами ОВД;

3. Разработана система управления финансовыми и кадровыми ресурсами органов внутренних дел МВД России как института обеспечения экономической безопасности страны на основе соотнесения субъектов, организационных мероприятий и методов управления ресурсами ОВД МВД России с этапами управления (планирование, обеспечение, использование, учет, контроль);

4. Разработаны подходы к определению оптимального результата деятельности органов внутренних дел и соответствующие им стратегии управления ресурсами (ресурсного таргетирования, криминального таргетирования, экономической эффективности, экономической справедливости, социальной справедливости), на основе учета соответствия показателей «уровень преступности» показателям «уровня ресурсной обеспеченности ОВД» и вариации целевых (таргетируе-мых) параметров деятельности органов внутренних дел.

5. Определены параметры оптимальной ресурсной обеспеченности органов внутренних дел МВД России на основе выявленных характеристик связей между показателями ресурсной обеспеченности и результативности ОВД и построенных корреляционно-регрессионных моделей, позволяющих для современных социально-экономических и политических условий определять: требуемый оптимальный размер ресурсного обеспечения ОВД для заданного уровня преступностиминимальный уровень преступности, соответствующий заданному уровню ресурсного обеспечения ОВДуровень преступности, соответствующий минимальному совокупному экономическому ущербу от преступности, и необходимые для его достижения параметры ресурсной обеспеченности ОВД.

6. Проведена классификация подразделений ОВД МВД России на основе критериев «соответствие фактических показателей результативности и ресурсной обеспеченности подразделения оптимальным» и «соотношение численности основных и обслуживающих подразделений», позволяющая проводить оценку эффективности деятельности подразделений ОВД МВД России.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии теоретических аспектов экономической безопасности и экономического подхода к управлению правоохранительными системами на базе методов управления ресурсами ОВД, позволяющих обеспечивать баланс экономических и социальных интересов общества и государства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в исследовании методы управления ресурсами МВД России применимы для организации управления деятельностью подразделений ОВД по реализации возложенных на них задач и функций в системе обеспечения ЭБ страны.

Результаты диссертации могут быть использованы федеральными и региональными органами власти, подразделениями Центрального аппарата МВД России МВД России: при реализации требований Указа Президента РФ № 1468 от 24.12.2009 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" — при составлении проектов федерального и региональных бюджетов РФ и при разработке различных социально-экономических программ по обеспечению ЭБ на этапе планирования и определения количественно-качественных потребностей ОВД в кадровых и финансовых ресурсах, а также при проведении оценю! и анализа фактических результатов реализации данных программ.

Материалы диссертации также могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке учебного материала по курсам «Криминализация экономических отношений» и «Экономическая безопасность».

Тема, объект, предмет, содержание и основные научные результаты диссертации свидетельствуют о соответствии исследования следующим пунктам Паспорта специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность): п. 12.20. — «Функция государства по защите национальных интересов страны в области экономики в рыночных условиях» — в части рассмотрения деятельности ОВД как реализации государством правоохранительной функции — функции по защите законных интересов личности, хозяйствующих субъектов, общества и государства в сфере экономики от противоправных посягательствп. 12.24. — «Организационно-методологические и методические аспекты обеспечения экономической безопасности» — в части анализа существующих организационных основ и методов управления ресурсами ОВД, а также в части разработки стратегий управления ресурсами, направленных на достижение эффективных результатов деятельности ОВД МВД России как института обеспечения ЭБ страны.

Основные положения и результаты исследования апробированы на научно-практических конференциях: Межвузовская научно-практическая конференция «Механизмы обеспечения экономической безопасности государства и крупных финансово-экономических проектов» (Москва, АЭБ МВД России, апрель 2010) — Межвузовский круглый стол «Внутриведомственный контроль в системе управления экономической безопасностью». (СПб, СПбУ МВД России, апрель 2011) — Международная научно-теоретическая конференция адъюнктов и докторантов «Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований» (СПб, СПбУ МВД России, июнь 2010, май 2011);

Результаты исследования внедрены в деятельность ФЭД МВД России и в учебный процесс при чтении курсов «Криминализация экономических отношений», «Экономическая безопасность», в СПбУ МВД России.

Основные положения, изложенные в диссертации, опубликованы в 8 работах общим объемом 3,5 п.л. (из них принадлежит автору: 3,1 п.л.), в том числе в ведущих рецензируемых изданиях (список ВАК) опубликованы 4 статьи объемом 2,7 п.л. (из них принадлежит автору: 2,2 пл.).

Структура работы обусловлена ее целями, задачами, логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 169 источников, 24 приложения.

Заключение

.

В ходе написания диссертационного исследования были решены поставленные перед ним задачи. В результате можно сделать следующие выводы.

1. Проведенный анализ определений понятия экономическая безопасность страны позволил классифицировать подходы к ее определению с точки зрения места в нем свойства защищенности.

Так часть авторов с защищенностью связывают сущность экономической безопасности, другие наделяют защищенность определенным приоритетом по отношению к другим свойствам экономической безопасности, третьи — рассматривают защищенность среди прочих равных по значимости свойств экономической безопасности, и, наконец, четвертая группа авторов не включают свойство защищенности в определение экономической безопасности.

Из определений понятия экономической безопасности можно не только определить взгляды авторов на сущность данной категории, но и понять их видение системы обеспечения экономической безопасности, места в нем специальных защитных инструментов, к которым мы относим и инструменты органов внутренних дел.

2. Экономическая безопасность как явление объективной действительности не может возникнуть и существовать само по себе, а является результатом согласованной деятельности различных субъектов. В этой связи речь должна идти об экономической безопасности в сферах деятельности конкретных субъектов системы обеспечения экономической безопасности.

Исходя из анализа задач, реальных возможностей и условий функционирования органов внутренних дел определено, что экономическая безопасность страны в контексте деятельности органов внутренних дел — это состояние защищенности личности, общества и экономики страны от противоправных посягательств, обеспечиваемое органами внутренних дел посредством сдерживания уровня преступности в стране в пределах пороговых значений, определяющих безопасное состояние экономической системы, в условиях развивающегося в соответствии с общественными потребностям законодательства, за счет ресурсов, количество и содержание которых приемлемы для общества и позволяют экономической системе находится в безопасном состоянии.

Предлагаемое определение экономической безопасности страны в контексте деятельности органов внутренних дел обладает следующими преимуществами:

168 наиболее точно отражает результат и цель деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности страны за счет ухода от абсолютизации защищенности личности, общества и экономики страны от противоправных посягательств и ограничения роли органов внутренних дел возможностью сдерживания уровня преступности в стране в пределах пороговых значений, определяющих безопасное состояние экономической системызатрагивает проблему ограниченности общественных ресурсов и необходимости их распределения в экономической системе вообще и среди субъектов обеспечения безопасности, в частностиотражает проблему необходимости разработки правовых норм, соответствующих общественным потребностям, без решения которой деятельность органов внутренних дел будет носить деструктивный характер для экономической безопасности страны.

3. Основной угрозой экономической безопасности страны в контексте деятельности органов внутренних дел является преступность — основная детерминанта и форма реализации криминализации. Задача органов внутренних дел — снижение преступности в стране по количественным и качественным показателям до социально-приемлемого и соответствующего требованиям экономической безопасности уровня.

В системе обеспечения безопасности важное место занимает управление общественным восприятием преступности (ее масштабов и степени опасности) обществом и отдельными гражданами — потребителями правоохранительной услуги. В противном случае могут возникать противоречия между реальным уровнем преступности и чувством защищенности граждан, что в конечном итоге привод ит к выделению неадекватного количества ресурсов для противодействия данной угрозе.

Ущерб от угроз экономической безопасности состоит из двух основных составляющих — ущерб наносимой непосредственно угрозой, ее актуальной формой, и ущерб, связанный с созданием и функционированием защитных механизмов для противодействия угрозе. Аналогично следует рассматривать ущерб от преступности.

При обеспечении экономической безопасности в контексте деятельности органов внутренних дел важное место занимает оценка требуемого уровня ресурсов ОВД (цены правоохранительной услуги), соответствующего реальному уровню преступности. Ошибка в данном вопросе может привести либо к неспособности правоохранительной системы снизить или сдерживать преступность в безопасных границах (низкому качеству правоохранительной услуги), либо к повышению цены правоохранительной услуги. Факторы цена и качество правоохранительной услуги — самостоятельные факторы возникновения угроз экономической безопасности страны. Управление данными факторами — важнейшая задача государства для сохранения своего монопольного положения на рынке правоохранительных услуг и в системе обеспечения экономической безопасности страны.

4. В работе предложен подход, при котором оценка места субъектов в системе обеспечения экономической безопасности осуществляется через сравнение ресурсной базы, имеющейся в распоряжении субъектов обеспечения экономической безопасности.

Этот подход позволяет получить числовые значения, отражающие место того или иного субъекта в системе обеспечения экономической безопасности. Сопоставление же числовых значений ресурсов субъектов экономической безопасности с угрозами, для противодействия которых они созданы, даст возможность провести ранжирование угроз по степени опасности с позиций государственного видения проблемы.

Основную долю расходов государственного бюджета в разделе «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в 2005;2009 гг. составляют расходы на МВД России (30%). Соответственно, если весь раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — это полная цена правоохранительной услуги, то расходы МВД России — основная составляющая в ней.

5. В работе удалось уйти от узкого понимания МВД России как института обеспечения экономической безопасности страны, который традиционно отождествляют с органами внутренних дел.

Произведено уточнение элементов системы экономической безопасности (субъект, объект, нормативная база, угрозы, ресурсы) для основных подразделений МВД России (органов внутренних дел (с их подразделением на милицию общественной безопасности и криминальную милицию), внутренних войск и федеральной миграционной службы).

В тоже время в ходе дальнейшего исследования основным объектом выступают именно органы внутренних дел, что объясняется, тем, что: во-первых, ресурсы органов внутренних дел (как кадровые, так и финансовые) составляют более 80% в общей структуре МВД России, а следовательно, выражаясь терминами ценообразования, оказание правоохранительной услуги является «милицейскоемким». Соответственно, и повышение эффективности в управлении ресурсами органов внутренних дел будет играть ключевую роль для цены правоохранительной услугиво-вторых, деятельность подразделений внутренних войск и федеральной миграционной службы хоть и оказывает влияние на уровень экономической безопасности, однако носит специальный характер, который обусловлен соответственно непостоянством угроз и ограниченностью сферы обеспечения правопорядка. Поэтому деятельность данных субъектов должна исследоваться в рамках самостоятельных научных работ. Деятельность органов внутренних дел, напротив, носит достаточно общий характер, неограниченный ни сферами деятельности, ни наличием или отсутствием чрезвычайных положений в стране. Учитывая это, а также масштаб угрозы, для противодействия которой созданы органы внутренних дел, именно их деятельность играет ключевое значение для экономической безопасности, а, следовательно, и сосредоточение внимания на управлении ресурсами именно органов внутренних дел, будет иметь решающее значение для качества правоохранительной услуги.

6. Управление органами внутренних дел МВД России — процесс, который заключается не только и не столько в непосредственной каждодневной отдаче приказов вышестоящими начальниками исполнителям. Управление органами внутренних дел — это, прежде всего, управление ресурсами органов внутренних дел, которое можно рассматривать на макро- (в масштабах всей страны или региона) и микро- (в масштабах одного конкретного подразделения) уровнях.

К ресурсам органов внутренних дел МВД России следует отнести: правовые, кадровые, финансовые, материально-технические, информационные ресурсы.

Состояние ресурсной обеспеченности органов внутренних дел свидетельствует о наличии серьезных проблем по всем видам экономических ресурсов: кадровых, материально-технических, финансовых, информационных. Несмотря на постоянный ежегодный рост финансовых ресурсов органов внутренних дел, они не позволяют решить актуальные проблемы привлечения в правоохранительную систему высококвалифицированных специалистов на основе установления справедливых норм денежного довольствия, современных технических средств и использования всего потенциала имеющихся информационных ресурсов из-за остаточных принципов финансирования статей расходов несоциального характера.

Простой анализ видов имеющихся в распоряжении органов внутренних дел МВД России ресурсов и их величины, проведенный в работе, пусть даже, с использованием методов научной классификации, не позволяет определить настоящие причины выявленных в работе проблем — важнейших факторов недостаточной эффективности деятельности системы правоохранительных органов. Для этих целей необходим анализ действующей системы организации и методов управления ресурсами органов внутренних дел МВД России.

Такой анализ позволил уточнить структуру управления ресурсами органов внутренних дел в разрезе этапов (планирование, обеспечение, использование, учет, контроль), субъектов, организационных мероприятий и методов управления ресурсами органов внутренних дел МВД России.

7. Основная проблема в управлении ресурсами органов внутренних дел МВД России заключается в неэффективной организации ресурсного обеспечения подразделений органов внутренних дел в системе отношений «государство — МВД России», несовершенстве практики использования и ограниченности задействованных методов управления ресурсами органов внутренних дел, особенно на этапе планирования потребностей органов внутренних дел в ресурсах — при разработке норм денежного довольствия, материально-технического обеспечения, штатной численности и территориально-функциональной дислокации подразделений органов внутренних дел.

8. Реформирование системы органов внутренних дел — это объективная необходимость, как для самого государства, безопасность власти и монопольное положение на рынке правоохранительных услуг которого напрямую зависят от эффективности органов внутренних дел, так и для граждан и хозяйствующих субъектов, интересы которых быть защищенными от противоправных посягательств реализуют правоохранительные органы.

Считаем, что задача модернизации деятельности органов внутренних дел, поставленная Президентом РФ перед Правительством РФ и руководством МВД России, учитывая ее направления, определенные Указом Президента РФ от 24.12.2009 № 1468', наиболее точно может быть обозначена термином «оптимизация». Оптимизация непосредственно связана с управлением ресурсами органов внутренних дел — получением наилучшего результата за счет рационального использования финансовых, кадровых, материально-технических и иных видов ресурсов.

Однако основная проблема в данном случае заключается в определении оптимального результата деятельности органов внутренних дел. Именно от того, что требуется от органов внутренних дел, могут и должны быть определены параметры их ресурсного обеспечения.

В работе выделено пять возможных подходов к определению оптимального результата деятельности органов внутренних дел и соответствующие им стратегии управления ресурсами: стратегия ресурсного таргетированиястратегия криминального таргетированиястратегия экономической эффективностистратегия экономической справедливостистратегия социальной справедливости.

Вопрос о выборе той или иной стратегии — прерогатива государства. Государство, руководствуясь общественными потребностями и своими ресурсными возможностями, должно определить, что на данном этапе развития лучше: обеспечить более низкий уровень преступности за счет увеличения издержек на правоохранительную деятельность («жесткая» правоохранительная политика с социальными целями) или допустить более высокий уровень преступности за счет экономии бюджетных средств («мягкая» политика с чисто экономическими целями). При этом государство должно руководствоваться не только общественным мнением, но и оценкой влияния величины расходов на правоохранительную деятельность и уровня преступности на экономическую безопасность страны в конкретный период времени.

В условиях социальной напряженности и высокой степени дифференциации населения как по уровню доходов, так и по уровню криминального риска целесообразнее использовать стратегии экономической и социальной справедливости в ущерб чисто экономическим и антикриминальным целям.

9. С использованием стохастических методов корреляционно-регессионного анализа определена весьма высокая тесная связь между результативностью и уровнем ресурсной обеспеченности органов внутренних дел.

При этом решающее значение на показатели результативности органов внутренних дел оказывает уровень обеспеченности органов внутренних дел финансовыми ресурсами, что является важным обоснованием низкой результативности стратегии экстенсивного расширения штатной численности органов внутренних дел без соответствующего увеличения финансовых ресурсов в расчете на одного сотрудника органов внутренних дел.

На основе полученных регрессионных моделей определены условия оптимизационных стратегий ресурсного и криминального таргетирования — рассчитаны оптимальные уровни преступности и ресурсной обеспеченности органов внутренних дел на основе заданных параметров ресурсной обеспеченности и уровня преступности, соответственно.

Путем соотнесения фактических показателей результативности и ресурсной обеспеченности органов внутренних дел с их оптимальными параметрами проведена классификация МВД-ГУВД-УВД субъектов РФ на четыре типа: результативные и экономичные — 40 подразделенийнерезультативные, но экономичные — 7 подразделенийрезультативные, но затратные — 6 подразделенийнерезультативные и затратные — 29 подразделений.

Также рассчитан оптимальный уровень преступности в России, соответствующий минимальному совокупному экономическому ущербу от преступности -1927 преступлений на 100 тыс. человек — и параметры ресурсов органов внутренних дел, соответствующие достижению данного уровня преступности.

Проведен анализ распределения кадровых и финансовых ресурсов органов внутренних дел на предмет их соответствия требованиям стратегий социальной и экономической справедливости, который показал, что:

Фактическое распределение ресурсов органов внутренних дел соответствует требованиям стратегий социальной и экономической справедливости, однако результаты деятельности органов внутренних дел им не отвечают, что выражается в высокой степени дифференциации российских регионов как по общему уровню преступности, так и по величине экономического ущерба от преступности.

10. В работе предлагаются направления решения задачи функциональной оптимизации ресурсов органов внутренних дел, для чего необходимо найти эффективное соотношение ресурсов: используемых для противодействия различным преступленияммежду предупреждением правонарушений и раскрытием уже совершенных правонарушениймежду основными и обслуживающими основные функции органов внутренних делмежду текущими и капитальными.

11. Организационные структуры горрайорганов внутренних дел предлагается классифицировать на основе следующих критерия «соотношение численности обеспечивающих и основных подразделений органа внутренних дел».

В результате выделено три типа действующих организационных структур горрайорганов внутренних дел: неэффективные структуры — в которых доминируют обеспечивающие подразделения. Это горрайорганы, обслуживающие территории с населением менее 25 тысяч человек (27−80 штатных единиц) — оптимальные структуры — в которых доля основных подразделений превышает долю обеспечивающих подразделений. К ним относятся горрайорганы, обслуживающие территории с населением от 25 до 30 тысяч человек (100−150 штатных единиц) — эффективные структуры — в которых доминируют основные подразделения. Это горрайорганы, обслуживающие территории с населением более 30 тысяч человек (свыше 150 штатных единиц).

Проведение такой типологизации действующих структур органов внутренних дел позволяет определить приоритетные направления проведения реорганизации действующего территориального распределения подразделений органов внутренних дел. Так, опыт зарубежной и отечественной практики полицейского устройства свидетельствует, что формирование территориального органа является оправданным, когда затраты на выполнение основных задач в два раза превышают содержание структур управления и обеспечения. А эффективной является организационная структура, в которой непрофильные затраты не превышают 10 — 12% от общих затрат.

Расчеты свидетельствуют, что финансовые затраты на содержание органа внутренних дел соотносятся с затратами на выполнение основных функций при численности постоянно проживающего населения на обслуживаемой территории -25−30 тысяч человек в сельской местности, 50 и более тысяч человек в городах.

Исходя из данного показателя, из общего количества горрайорганов в настоящее время реформированию подлежат порядка 41% (1054). Основным звеном реформирования является районный отдел внутренних дел с низкой плотностью основе реальных потребностей органов внутренних дел субъектов РФ, а не на основе установленного Минфином «лимита». При этом Минфин РФ предлагается наделить правом корректировки потребностей органов внутренних дел в финансовых ресурсах на основе представленных в работе стохастических методов корреляционно-регрессионного анализа;

При реформировании действующей системы органов внутренних дел, основные направления которого определены Указом Президента РФ № 1468 от 24.12.2009 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» необходимо определить стратегию оптимизации деятельности органов внутренних дел, пять вариантов которой представлены в настоящей работе.

При проведении мероприятий реформирования важную роль должна иметь: оценка эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел с точки зрения соответствия фактических показателей результативности и ресурсной обеспеченности органов внутренних дел их оптимальным параметрам. Возможная методика такой оценки представлена в работеоценка эффективности организационных структур горрайорганов внутренних дел на основе соотношения численности сотрудников основных и обслуживающих подразделений.

Несмотря на значимость и важность деятельности органов внутренних дел, считаем, что проблема декриминализации экономической системы не может быть решена только посредством борьбы с преступностью. Как в случае с экономически более эффективной для правоохранительной системы тактикой превенции преступности органами внутренних дел, позволяющей избежать возникновение затрат судебных органов и органов прокуратуры, так и государственная стратегия декриминализации, направленная на искоренение причинных факторов преступности экономически более эффективна, чем стратегия, связанная с усилением роли правоохранительной системы.

В итоге на государственном уровне основным принципом эффективности правоохранительных органов должен стать принцип минимизации силовых подходов при решении проблем экономической и общественной безопасности — сведение данных мер до необход имого минимума. условиях институционализации теневой экономики России: Дисс.к.экон.н.: 08.00.05.-СПб, 2004.

86. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дисс.д.ю.н.: 12.00.14. -М., 2006.

87. Касьян В. Ю. Оценка организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел (вопросы методологии): Автореф. дисс.к.ю.н.: 12.00.11. — М., 2007.

88. Квитчук М. А. Методы мониторинга масштабов теневой экономики как угрозы экономической безопасности государства: Автореф. дисс. к.экон.н.: 08.00.05. -СПб, 2009.

89. Кирсанов В. Ю. Борьба с теневой экономикой как фактор обеспечения экономической безопасности страны (Макроэкономические аспекты): Дис.. к. экон. Н. :08.00.05.-М., 2002.

90. Клеменкова Н. П. Система подбора кадров для подразделений экономической безопасности органов внутренних дел: Автореф. дисс.к.экон.н.: 08.00.05. — М., 2009.

91. Клычников В. М. Организационные технологии в системе управления правоохранительными органами: теоретико-методологический аспект: Дис.. к.ю.н.: 12.00.11: Москва, 2003.

92. Манаенков А. М Инстшуциональные основы обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономике: Дис. к.экон.н.: 08.00.01, 08.00.05.-М&bdquo- 2004.

93. Мику A.A. Методические основы мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности Российской Федерации: Дисс. .к.экон.н.: 08.00.05. — СПб, 2009.

94. Наливайко С. В. Органы внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России: Дис. канд. экон. наук. 08.00.05. — М., 2006.

95. Опальский А. П. Бюджетное финансирование МВД России (теоретические и прикладные проблемы): Дисс. д.экон.н.: 08.00.10. -М., 2003.

96. Перова С. Н. Управленческие аспекты налоговых отношений в системе обеспечения экономической безопасности государства: Автореф. дис. к.экон.н.: 08.00.05-СПб, 2005.

97. Русецкая Э. А. Страхование как механизм повышения эффективности системы обеспечения экономической безопасности России: Дисс.д.экон.н.: 08.00.05. -Ставрополь, 2010.

98. Серебрякова Т. Ю. Концептуальные модели сквозного внутреннего контроля: Автореф. дисс.д.экон.н.: 08.00.10. — Йошкар-Ола, 2010.

99. Сокол A.B. Экономическая безопасность в страховой сфере и ее обеспечение органами внутренних дел: Автореф. дисс.к.экон.н.: 08.00.05. -М., 2007.

100. Тропин С. А. Государственное управление в правоохранительной сфере в механизме обеспечения экономической безопасности России: Дис.. д-раюрид. наук: 12.00.11: Рязань, 2004 народного хозяйства.

42 Федотова Е. А1. важнейшая качественная характеристика функционирования национальной экономики, определяющая стабильное, устойчивое экономическое и социальное развитие, обеспечивающая защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, нейтрализующая действующие социально-экономические факторы опасности и угрозы роста благосостояния населения и экономики России.

43 Цуканов В.Х.2 важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать при помощи специальных мер нормальные условия жизнедеятельности всех составляющих ее элементов, стабильное, независимое, конкурентоспособное существование, при устойчивом прогрессивном развитии.

44 Чернова В.В.3 состояние многоуровневой системы экономических отношений, выступающее результатом внутренней сбалансированности экономических интересов хозяйствующих субъектов на микро-, мезои макроуровнях национального хозяйства и обеспечивающее самодостаточность (не отрицающую участие в глобализационных процессах) хозяйственной системы на макроуровне и построение динамичной системы сбалансированной реализации экономических интересов регионов на мезоуровне (условие развития интеграционных процессов, снижения уровня дифференциации регионов и формирования единого экономического пространства страны).

45 Шкварок В.М.4 состояние экономической системы государства, при котором обеспечивается ее оптимальное функционирование, защищенность жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства, включая духовные ценности и образ жизни.

1 Федотова Е. А. Социально-экономические фаторы экономической безопасности России: Автореф. дис. к.экон.н.: 08.00.05.-М., 2010, с. 6.

2 Цуканов В. Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения. Монография. Челябинск, С. 30.

3 Чернова В В. Многополярная модель реализации экономических интересов регионов — концепт экономической безопасности национального хозяйства: Дисс. д.экон.н.: 08.00.01, 08.00.05: Тамбов, 2009.

4 Шкварок В. М. Теоретические основы классификации угроз экономической безопасности России: Автореф. дисс. к.экон.н.: 08.00.05. — СПб, 2009, с. 7.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой