Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребёнка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение личности человека не исчерпывается рамками общей психологии. Особый интерес представляют работы, связанные с проблематикой пограничных с нормой и здоровьем человека особенностей личности и характера. Традиционно такие пограничные явления понимались как аномалии характера и деформации личности человека (Э.Кречмер, К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. К. Ушаков). В них важное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения семьи и детско-родительских 10 отношений
    • 1. 1. Семья как особая форма жизни человека
    • 1. 2. Роль личностных свойств и поведения родителя в проявлении типа родительского отношения
    • 1. 3. Типы воспитания в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 4. Проблема развития личности характера человека
  • Выводы первой главы
  • Глава 2. Эмпирическое изучение семьи и детско-родительских отношений
    • 2. 1. Программа и методы исследования семьи и детско-родительских отношений
    • 2. 2. Образ жизни семьи и условия воспитания ребёнка в ней
    • 2. 3. Валидизация ОРО (А.Я.Варга, В.В.Солин)
    • 2. 4. Изучение связи типов родительского отношения и личностных 103 свойств родителя
    • 2. 5. Изучение связи типа родительского отношения с особенностями 125 личности и характера ребёнка
    • 2. 6. Влияние особенностей экстраверсии-интроверсии родителя на 131 развитие и формирование общительности ребёнка
    • 2. 7. Особенности характера и личности родителя
    • 2. 8. Рекомендации психологам, родителям и педагогам в практической 145 работе с детско-родительскими отношениями
    • 2. 9. Общее обсуждение полученных результатов
  • Выводы
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребёнка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исследованиях, посвященных изучению семьи показано многообразие особенностей родительского отношения к ребенку и описаны варианты типов воспитания, а также типы семей (В.А.Гурьева, Ю. Б. Тарнавский, В. Я. Гиндикин, А. В. Толстых, Т. М. Титаренко, С. Л. Соловейчик, А. Е. Личко, В. П. Петрунек, Л. Н. Таран, В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович, Г. Г. Филиппова, О. А. Карабанова, Е.И.Захарова). Исследователи детско-родительских отношений указывают на роль взрослого, а также значение прародительской семьи для развития личности ребёнка (А.И.Захаров, А. Б. Добрович, В. Сатир).

В литературе обосновывается патогенность отдельных типов воспитания для нервно-психического здоровья ребёнка, а также для формирования некоторых индивидуально-личностных особенностей ребёнка (А.И.Захаров, В. И. Гарбузов, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, Д. Н. Исаев, М. И. Буянов, Л. Б. Гаккель, Э. Фромм, А. Адлер, З. Матейчик). В большинстве работ говорится, что «эмоциональное отвержение» родителя, жестокое обращение с ребёнком, так называемое «халатное» воспитание, ситуация безнадзорности или недостаток заботы о ребёнке особенно способствуют эмоциональному неблагополучию ребёнка и поведенческим нарушениям.

Обозначена проблема соотношения типа воспитания и семейной атмосферы для формирования здоровой и проблемной личности ребёнка (С.В.Ковалёв, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская, А. Б. Добрович, Е. Волкова, Э. Шефер, Энн У. Смит, З. Холл, О. Бах). При этом рассматривается значение «неполного дома», особенностей семейного положения и семейных обстоятельств, характер преобладающих отношений, конфликтов в семье, а также роль условий жизни и быта семьи для формирования особенностей личности ребёнка (В.Н.Мясищев, Г. К.Ушаков).

В целом при рассмотрении вопроса детско-родительских отношений существует традиция изучения типа воспитания как условия формирования личностных особенностей ребёнка (А.Е.Личко, Р. А. Зачепицкий, Е. К. Яковлева, А. Я. Варга, В. В. Столин, Б. Ф. Райский, Е. Т. Соколова, А. Н. Елизаров, З. Холл, Э. Шефер, А. Болдуин, О. Бах).

В исследованиях также уделяется внимание личности родителя в связи с особенностями его воспитания. На современном этапе одной из актуальных вопросов психологии становится изучение личности и характера человека не только в норме, но и в случае формирования аномалий характера и деформаций его личности.

Изучение личности человека не исчерпывается рамками общей психологии. Особый интерес представляют работы, связанные с проблематикой пограничных с нормой и здоровьем человека особенностей личности и характера. Традиционно такие пограничные явления понимались как аномалии характера и деформации личности человека (Э.Кречмер, К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. К.Ушаков). В них важное место занимает вопрос о том, как возникают аномалии характера и деформации личности человека. Отсюда многие ученые обращаются к изучению внутрисемейных факторов, так как формирование и развитие личности человека происходит в семье.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающими требованиями к изучению роли семьи, необходимостью уточнения теоретических вопросов изучения личности и характера человека, недостаточной изученностью проявлений роли личности и характера родителя в сфере детско-родительских отношений. Отсюда были определены следующие цели и задачи исследования.

Целью нашего исследования явилось изучение семьи и индивидуально-личностных особенностей родителя и ребёнка, проявляющихся в связи с типом родительского отношения.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

Провести теоретический анализ понятий личность и характер человека;

Разработать методический аппарат для изучения личностных свойств родителя и ребёнка, типа родительского отношения и характеристики семьи;

IJ Описать особенности проявления личностных свойств родителя в характерном для него типе РО;

I I Определить выраженность акцентуаций характера родителя, тенденций к акцентуациям характера родителей и нормы проявлений характера родителей и их связь с особенностями воспитанияU Раскрыть влияние конкретного типа родительского отношения в проявлении личностных черт ребёнка-? Дать комплексную характеристику изучаемым семьям, выделить типы семей в связи с образом жизни семьи и уровнем её жизнедеятельности, супружескими и детско-родительскими отношениями в ней. Предмет исследования: изучение связи индивидуально-личностных особенностей родителя и ребёнка и семейной ситуации в целом и существующего в семье типа родительского отношения.

Объект исследования: детско-родительские отношения. Гипотезы исследования:

1. Тип родительского отношения к ребёнку зависит от типа акцентуаций и особенностей выраженности индивидуально-личностных свойств родителяпредпосылок конкретного проявления родительского отношения.

2. В проявлении личностных черт ребёнка играет роль тип родительского отношения, включая такие его аспекты, как эмоциональная дистанция, принятие/отвержение, качество заботы и удовлетворение основных потребностей ребёнка, четкая система требований к ребёнку.

3. Детско-родительские отношения обусловливаются образом жизни семьи: чем выше уровень жизни семьи, тем в большей степени родитель проявляет демократичные установки в воспитании и стремится к «мягкому» обращению с ребёнком.

Методы исследования. Методы сбора информации — анализ научной литературы, тестирование, анкетирование и интервьюирование. Методы обработки информации корреляционный и факторный анализ, метод экспертного оценивания, контент-анализ и качественный анализ. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей психологической интерпретацией.

Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания, ведущие принципы научной психологии — принцип развития, системности, комплексности, положения о структуре и динамике формирования и развития личности.

Теоретико-методологической основой стали основополагающие исследования семьи и детско-родительских отношений (С.В.Ковалёв, А. С. Спиваковская,.

A.Б.Добрович, А. Я. Варга, В. В. Столин, Б. Ф. Райский, Е. Т. Соколова, А. Н. Елизаров,.

B.И.Гарбузов, Д. Н. Исаев, М. И. Буянов, О. А. Карабанова, Е. И. Захарова, З. Холл, Э. Шефер, А. Болдуин, В. Сатир), подходы отечественных психологов по возрастной психологии (Л.С.Выготский, Д. Б. Эльконин, Л.Ф.Обухова), исследования посвященные изучению личности и характера человека (С.Л.Рубинштейн, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, А. В. Петровский, П.Я.Гальперин) — научные работы по изучению акцентуаций и аномалий характера человека (Э.Кречмер, П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. К. Ушаков, К. Леонгард, А.Е.Личко).

Эмпирическая база исследования: эмпирическое исследование осуществлялось на базе средней общеобразовательной школы № 84 юго-восточного административного округа г. Москвы. Всего в исследовании приняло участие 72 родителя и 72 ребёнка младшего школьного возраста (всего 144 респондента).

Научная новизна. Впервые проведена валидизация ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин), предложено дополнение и развитие этой методики, более точная типология родительского отношения. Предложена новая типология семьи на основе представления об образе жизни семьи. Предложена новая классификация основных типов воспитания и описаны такие редкие в литературе типы воспитания и типы родительского отношения, как «устойчивость», «сдерживающее» воспитание, «сексуальные злоупотребления», типы родительского отношения: «чрезмерное оберегание и одновременное запугивание», «чрезмерное оберегание в атмосфере суеверий».

Теоретическая значимость. В данной работе проводится разработка вопросов комплексного изучения семьи и детско-родительских отношений, роль индивидуально-личностных свойств родителя в его родительском отношении. Показаны конкретные условия становления и развития родительского отношения, выделены особенности типичных детско-родительских отношений. Практическая значимость. Расширено представление о причинах искаженных воспитательных позиций в семье. На основе обобщения полученных результатов сформулированы практические рекомендации по учету того, что каждый из искаженных типов родительского отношения обусловливается характерными причинами: в случае «симбиоза» важную роль приобретают: положение ребёнка в семье (поздний, единственный), характерологические и личностные свойства родителя (застревание и тревожность, потребность в обретении смысла жизни и пр.), социально-психологическая роль матери, бабушки (мать-домохозяйка, вдовство). В случае «эмоционального отвержения» играют роль: характерологические свойства родителя (главным образом дистимность, субдепрессивные состояния и пр.), нежеланность рождения ребёнка, тяжелые дефекты нервно-психического и соматического здоровья ребёнка, низкий интеллект и некоторые индивидуальные особенности ребёнка. В случае родительского отношения «маленький неудачник» имеет место искаженное представление родителя о личностных и возрастных особенностях ребёнка. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебно-воспитательной деятельности педагогических учебных заведений и семейном консультировании. Положения, выносимые на защиту:

1 .Индивидуально-личностные свойства родителя есть предпосылка типа родительского отношения, которая реализуется в зависимости от конкретных условий. Существуют типичные сочетания акцентуированных характерологических свойств родителя и типа родительского отношения: дистимно-тревожное свойство и эмоциональное отвержение, педантичность и «опекающий» тип родительского отношения, застревание и «симбиоз».

2.Различаются типы семьи по образу жизни и уровню её жизни, включающему такие основные параметры, как культурный и образовательный уровень, материальный уровень, наличие/отсутствие зависимостей. В зависимости от образа жизни семьи различаются тенденции в специфике детско-родительских и супружеских отношений.

3.Существуют различия между основными типами родительского воспитания, включая их крайние варианты: «гиперопека» (по эмоциональной дистанции «опека» — «симбиоз») — «эмоциональное отвержение» (крайний вариант — равнодушие, безразличие) — «авторитарный» тип (крайний вариант — диктат, деспотизм, тиранство) — «гипоопека» (крайний вариант — безнадзорность) — «маятникообразный» тип (крайний вариант — противоречивое воспитание) — «кумир семьи" — «тревожно-мнительный» тип или «воспитание в атмосфере культа болезни" — «жестокое обращение» (варианты: физическая жестокость, систематическое психическое истязание) — «демократический» тип или сотрудничество (гармоничный тип воспитания). Эмпирическое исследование типов родительского отношения выявило значение для проявления черт личности ребёнка таких типов родительского отношения, как явное и скрытое «эмоциональное отвержение», «маленький неудачник» (или «отвергающий с социальной инвалидизацией и инфантилизацией»), «авторитарный» тип, «маятникообразное» отношение к ребёнку, «опекающий» тип родительского отношения, «симбиоз» и «мирное сосуществование» как варианты родительской опеки.

Апробация результатов исследования:

Материал исследований использовался в консультативной работе с родителями и детьми в средней общеобразовательной школе № 84 г. Москвы. Основные положения и результаты исследований докладывались на кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2003 год), а также на VIII, IX, X, XI, XII психолого-педагогических чтениях МГСА.

Москва, 1997,1998,1999,2000,2001,2002,2003). Материалы исследования отражены в 9 публикациях, из которых 2 в печати.

Структура диссертации включает введение, две главы, выводы и заключение, список используемой литературы и приложения. Основной текст диссертации изложен на 236 страницах, содержит 11 рисунков, 10 таблиц, 10 приложений.

Выводы исследования строились на основе статистической обработки количественных данных и обобщения полученных результатов.

ЗАЛЮЧЕНИЕ.

В исследовании был проведен обзор представлений о личности и характере человека и условиях её развития и формирования. На основе концепций ^ акцентуаций личности человека строилось эмпирическое исследование. Так как важным условием в развитии личности человека является семья и родительское отношение к нему, было важно рассмотреть обзор исследований посвященных изучению семьи и понятий о типах воспитания и родительском отношении, а также о том, как проявляются личностные и характерологические свойства родителя в его родительском отношении.

Эмпирическое исследование проводилось с помощью комплекса методик и тестов, а также беседы с родителем и наблюдений за поведением родителя и ребёнка. На основе литературного обзора были сформулированы категории, по которым оценивались изучаемые семьи, что позволило на научной основе дать * характеристику семьям и выделить типы семей.

Была выявлена совокупность факторов, влияющих на тип РО. Были установлены статистически значимые сочетания между характерологическими свойствами родителя и типом его отношения к ребёнку. Внешние условия, имеющие значение для РО преимущественно определялись и обобщались качественным путем исходя из материала беседы и наблюдений. Родительское отношение часто трудно было объяснить только ролью его личности и характера, так как личностные и характерологические свойства родителя и тип его РО было .бы неверно рассматривать как причину и следствие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Понять природу человека/ Пер. Е. А. Цыпина. -СПБ.: Академический проект, 1997. -256с.
  2. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. -М, 1987.
  3. М.В., Трубников В. И. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии, 2000, № 2, с128−139.
  4. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. -М.: КСП, 1997.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания . -Спб.: Питер, 2001. -272с.
  6. А.И., Медков В. М. Второй ребёнок. -М., 1987.
  7. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
  8. Бах О. Значение адаптации в семье при реабилитации психически больных// Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. -Л., 1978.
  9. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация. Л.: Наука, 1988.
  10. Ю.Бернс Г. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986.
  11. П.Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности в двух томах. -Санкт-Петербург.: Издательство Алетейя, 1999.
  12. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков. Межвузовский сборник научных трудов. -Ленинград., 1989.
  13. В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  14. А.А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи// Психологический журнал, 1983, № 4, с. 91−98.
  15. В.В. Малодетная семья. Социально-психологический аспект. -М.: Мысль, 1988.
  16. Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины.: Дис. канд. психол. наук. -М., 1998. -200с.
  17. П.Братусь Б. С. Анималии личности. -М.: Мысль, 1988.
  18. А.В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека// Проблемы генетической психофизиологии/Отв. ред. Б. Ф. Ломов, И.В.Равич-Щербо. -М.: Наука, 1978.-С.11−21.
  19. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. -М.: Просвещение, 1988.
  20. А.Я. Варианты материнского поведения: успехи и просчеты в воспитании// Популярная психология для родителей/ Под. Ред. А. С. Спиваковской. -Санкт-Петербург.: Союз, 1997.
  21. А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. канд. психол. наук. -М., 1986.
  22. А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб.: Речь, 2001.
  23. А.В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин// Вопросы психологии, 2001, № 3, с.91−100.
  24. Е. Трудные дети или трудные родители? -М.: Профиздат, 1992.
  25. В.М., Костерова В. Я., Шейнина Н. С. К вопросу о сознании болезни у больных шизофренией/ Проблемы медицинской психологии. -Л., Медицина, 1976.
  26. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. -М.: Педагогика, 1984.
  27. Л.Б. Неврозы детского возраста/ Многотомное руководство по неврологии. Том 6. Отв. Ред. С. Н. Давиденков. -М., 1965.
  28. П.Я. Психология как объективная наука/ Под ред. А. И. По дольского. -М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
  29. П.Б. Избранные труды/ Под редакцией проф. О. В. Кербикова. -Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1998.
  30. В.И. Механизмы развития невротических состояний и невроза навязчивых состояний у детей-олигофренов/ Проблемы общего психического недоразвития. Сб. науч. тр., -J1., 1976, с.68−71.
  31. В.И. Нервные дети. -Ленинград.: Медицина, 1990.
  32. В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребёнком, страдающим неврозом// Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/ Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. -Л., 1978.
  33. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство. Спб.: Сфера, 1994.
  34. В.Я. Ранняя диагностика психических заболеваний. -Киев, 1989.
  35. Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? -М.: МАСС МЕДИА, 1995.
  36. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ. Л. И. Хайрусовой. Общ. ред. Ю. П. Адлера. -М.: Прогресс, 1976.
  37. Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи// Вопросы * психологии, 1985, № 2, с. 186−187.
  38. В.В., Иванников В. А. Особенности формирования и использования прошлого опыта у психопатических личностей // Журнал невропатологии и психиатрии, 1974, № 12, с.1830−1835.
  39. К.М. Проблема социального и биологического в дифферениальной психофизиологии// Соотношение биологического и социального в человеке. Материалы симпозиума в г. Москве сентябрь 1975/ Под ред. Б. М. Банщикова и Б. Ф. Ломова. -М.: 1975.
  40. В. Психогенные расстройства у детей и подростков. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
  41. В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. -М.: Медицина, 1980.
  42. А.Б. Кто в семье психотерапевт? -М., 1985.
  43. В.Н. Психология семьи. -М.: КСП, 1996.
  44. А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями вситуации родителъско-юношеских конфликтов// Вопросы психологии, 1995, № 3, с.38−43
  45. Д.И. Психосоматическая медицина детского возраста. -Санкт-Петербург, 1996.
  46. З.Каменева Е. Т. Теоретические вопросы психопатологии и патогенеза шизофрении. -М.: Изд-во Медицина, 1970.
  47. Г. И. Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. Из синопсиса по психиатрии. В 2 томах. Том1./ Пер. с англ. В. Б. Стрелец. -М.: Медицина, 1994.
  48. Л.Р. К вопросу о влиянии семейно-бытовой обстановки и фармакологического лечения на устойчивость ремиссий у больных шизофренией// Вопросы реабилитации в психиатрии и невропатологии. -Л., 1969.
  49. А. Познание больного/ Пер. с польского Р. М. Матвеевой. -Мн.: Высш. Шк., 1998.
  50. О.В. Избранные труды. -М.: Медицина, 1971.
  51. Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс. Учеб. Пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-Д АН, А, 1999.
  52. Е.А. Психология: воспитание, обучение: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  53. А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1969.
  54. В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1995.
  55. С.В. Психология современной семьи. -М.: Просвещение, 1988.
  56. В.П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков// Психогигиена и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. -Л., 1978.
  57. Кон И. С. Психология половых различий// Вопросы психологии, 1981, № 2, с.
  58. Краткий психологический словарь/ Сост. Л. А. Карпенко: Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
  59. Э. Строение тела и характер/ Пер. с нем. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-ПрессДООО.
  60. Р. Как на самом деле любить детей. -М., 1992.
  61. Н.Д. Вопросы психологии характера. -М.: Изд-во академии пед. Наук РСФСР, 1951.
  62. Н.Д. Проблема характера в современной психологии// Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -с.69−73.
  63. Н.С. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей // Биологические и физиологические проблемы психологии. Тезисы сообщений XVIII Международного психологического конгресса. -М.: Наука, 1966.
  64. Леннер-Аксельсон Б. Голоса мужчин. -Барнаул, 1993.
  65. К. Акцентуированные личности/ Пер. с нем. -Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1997.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304с.
  67. А.Н. К теории развития психики ребёнка / Избр. психол. произведения: В 2 т. Т. 1.-М., 1983.
  68. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. -Л.: Медицина, Ленин, отделение, 1989.
  69. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  70. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  71. А. Язык тела/ Пер. с англ. Н. Б. Буравой. -СПб.: Академический проект, 1997.
  72. Г. А. Семейная жизнь и дети. -Волгоград, 1987.
  73. Матейчек 3. Родители и дети. -М.: Просвещение, 1992.
  74. А.А. Теоретические проблемы психопатологии. -Ереван.: Изд-во Айастан, 1967.
  75. Меркле Рольф Депрессия? Больше никогда! -М.: Авицена, ЮНИТИ, 1996.
  76. О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США)// Вопросы психологии, 2000, № 1, с.68−86.
  77. В.Н. Психология отношений/ Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
  78. В.Д. Темперамент/ Педагогическая энциклопедия. Т.4. М., 1962, с.153−159.
  79. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов/ Под общей редакцией А. Г. Шмелёва.- Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  80. Павлов И. П Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека// Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -с.21−23.
  81. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. -М.: Смысл, 1993.
  82. ГХетровский А. В. Психология о каждом из нас. -М., 1992.
  83. В. А. Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений// Вопросы психологии, 2001, № 1, с. 19−26.
  84. В.П., Таран JI.H. Нервные дети и их воспитание. -М.: Изд-во Знание, 1971.
  85. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986.
  86. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. -М.: Высшая школа, 1966.
  87. А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности. -Рига.: Знание, 1981.
  88. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. С. Спиваковской. -Санкт-Петербург.: Союз, 1997.
  89. Проблемы генетической психофизиологии/Отв. ред. Б. Ф. Ломов, И.В.Равич-Щербо.-М.: Наука, 1978.
  90. Психология семьи. Хрестоматия/ Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. -Самара.: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2002.
  91. .Ф. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. -Волгоград, 1986.
  92. В. Анализ личности. -М.: КСП± Спб.: Ювента, 1999.
  93. М. Помощь трудным детям. -М., 1987.
  94. Юб.Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. -СПб.: ЗАО Издательство Питер, 1999.
  95. В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности/ Психология личности в социалистическом обществе. Личность и её жизненный путь/ Ред. Б. Ф. Ломов, К.А.Абульханова-Славская.-М., 1990, с. 18−33.
  96. Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. -М.: Независимая фирма Класс, 1996.
  97. ПО.Сатир В. Как строить себя и свою семью. -М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  98. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/ Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. -Л., 1978.
  99. ПЗ.Семичов С. Б. К критике концепции «больной семьи"// Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. -Л., 1978. -с.9−13.
  100. И.Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.:Педагогика, 1989.
  101. О.С. Эмоциональные отношения в семье. -Кишинев.: Штиинца, 1991.
  102. Пб.Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. -СПб.: Питер, 2002.
  103. Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. -М.: Независимая фирма Класс, 1995.
  104. В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение. 1991.
  105. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.
  106. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. -М.: SvR-Аргус, 1995.
  107. C.JI. Искусство воспитания// Популярная психология для * родителей/ Под. Ред. А. С. Спиваковской. -Санкт-Петербург.: Союз, 1997.
  108. А.С. Как быть родителями (О психологии родительской любви). -М., 1986.
  109. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. -М.: Медицина, 1974.
  110. Ю.Б. Внимание: невроз! -М.: Пульс, 1992.
  111. Ю.Б. Под маской телесного недуга. -М.: Знание, 1990.
  112. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии// Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -с.32−38.
  113. В.Я. Семья и формирование личности. -М.: Мысль, 1987. > 128. Титаренко Т. М. Такие разные дети. -Киев., 1989.
  114. .А., Машкова Л. Т. Семейная драма глазами ребёнка. -Л., 1990.
  115. А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. -М.: Педагогика, 1988.
  116. Уинделл Джеймс Дисциплина. 50 надежных способов воспитания детей. -М.: Авиценна, Издательское объединение Юнити, 1996.
  117. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. -М.: Медицина, 1978.
  118. Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. -М.: Наука, 1995.
  119. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в * психологии// Вопросы психологии, 2001, № 2, с.22−36.
  120. Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.
  121. Э. Искусство любви. -Минск., 1990.
  122. Д.Л., Осьмакова Е. И. К особенностям семейной адаптации больных вялотекущей шизофренией/ Вопросы внебольничной психиатрической помощи.1. М-, 1978.
  123. Холл Зейда. Последствия сексуальных и психологических травм детстваУ/ Психологический журнал, 1992, № 5, с. 120−127.
  124. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования г внутрисемейных отношений // Вопросы психологии, 1986, № 1, с. 165−170.
  125. Г. Т. Семья глазами ребёнка. -М., 1989.
  126. К. Самоанализ/ Пер. с англ. Под ред. А.Боковикова. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  127. Хьелл.Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.: Питер, 2001.
  128. А.В. Состемная семейная психотерапия: интегративная модель диагностики -М.: Независимая фирма Класс, 2001.
  129. Э.Г. Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподобных расстройствах подросткового возраста // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. -Л., 1978.
  130. Э.Г., Юстицкий В. В. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями: Методические рекомендации. -Л., 1987.
  131. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. -Л.: Медицина, 1990.
  132. Энн У. Смит Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. -М.: Просвещение. 1991.
  133. Э. Детство и общество. -Изд. 2-е, перераб. и дополн./ Пер. с англ. -Спб.: ИТД Летний сад, 2000. * 149-Ясперс К. Общая психопатология/ Пер. с нем. -М.: Практика, 1997. -1056с.
  134. Bouissou,-Christine- Тар,-Pierre Parental education and the socialization of the child: Internality, valorization and self-positioning// European-Journal-of-Psychology-of-Education. Vol 13(4). 1998 Dec- p.475−484.
  135. Coohey,-Carol Home alone and other inadequately supervised children// Child
  136. Welfare. Vol 77(3). 1998 May-Jun- p.291−310.
  137. Cattell R.B. Personality: Asystematic, theoretical, and factual study. -New York: McGraw -Hill. 1950.
  138. Dryler,-Helen Parental role modes, gender and educational choice.// British- Journalof-Sociology. Vol 49(3). 1998 Sep- p.375−398.
  139. FrommE. The anatomy of human destructives. -N.Y., 1973.
  140. Heward,-Christine Reconstructing popular childhoods.// Childers-ahd-Society. Vol 7(3).1993. p.237−254.
  141. Hichs B.S. Imitation and retention of agressive models.// Journal of personality and social psychology.- Vol 2. 1965. p. 27−100.
  142. Kahn E. Psychopathic personalities. New Haven, Yale univ. press, 1931.
  143. Minton C., Kagan J. Maternal control and obedience in 2-year old child.// Child development.-Vol 42. 1971. p. 1873−1894.
  144. Newson S., Newson E. Seven years old in the home environment. -L., 1976.
  145. Partridge G.E. Current conceptios of psychopathic personality.// American journal ofpsychiatry. V.10(l). 1930.p.53−99.
  146. Preu P. W. The concept of psychopathic personality.// J.McV. Hunt (ed.). Personality and the behavior disorders. Vol.2. N.Y., Ronald, 1944.p.922−937.
  147. Prichard J.C. On the different forms of insanity. London, Hippolete Bailiere, 1847.
  148. Rosier,-Katherine-B.- Corsaro,-William-A. Competent parent, complex lives: Managing parenthood in poverty // Journal-of-Contemporary-Ethnography. Vol 22(2). 1993 Jul- p. 171−204.
  149. Rueedi,-Juerg «Spoiling» in the rearing of childers by parents, kindergarten and school: Educational considerations // Zeitschrift-fuer-Individualpsychologie. Vol 18(4). 1993. p.282−293.
  150. Rutter M., Herson L. Child and addescent psychiatry.- Oxford, 1976.
  151. Zigler E. Sozial class and saialicatia process./ Annual prozess in child. -L., 1971.
Заполнить форму текущей работой