Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Автоматизация управления образовательными траекториями студентов на основе результатов освоения компетенций ФГОС ВПО

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сутью образовательной реформы в рамках Болонского процесса стало изменение общего подхода к обучению: ориентация на студента вместо преподавателязамена традиционной знаниевой модели компетентностной, сутью которой является обучение практическим формам профессиональной деятельности в различных потенциально возможных ситуациях. Одной из важнейших задач реализации данной реформы является… Читать ещё >

Содержание

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С АВТОМАТИЗАЦИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ВПО
    • 1. 1. Понятие образовательной траектории
    • 1. 2. Анализ
  • ФГОС ВПО и новых ООП для их реализации.1В
    • 1. 2. 1. Методика разработки компетентностных моделей выпускников основной образовательной программы, реализующей
  • ФГОС ВПО
    • 1. 2. 2. Анализ подходов к дифференциации компонентов компетенций
    • 1. 2. 3. Методика разработки результатов освоения компетенций
  • ФГОС ВПО в ООП
    • 1. 3. Подходы к управлению образовательными траекториями студентов
    • 1. 4. Анализ автоматизированных балльно-рейтинговых систем для планирования и оценивания результатов обучения студентов
    • 1. 5. Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Модель иерархии результатов освоения компетенций
  • ФГОС ВПО
    • 2. 2. Модель логики компетенций
  • ФГОС ВПО и результатов их освоения
    • 2. 3. Компетентностная модель выпускника ООП и ее свойства
    • 2. А-Модель образоватепьногол1роцес? аввиде план-графа
      • 2. 5. Моделирование образовательных траекторий студентов для освоения компетенций
  • ФГОС ВПО
    • 2. 6. Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТРЛЕКТОРИЯМИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ФГОС ВПО
    • 3. 1. Методика для автоматизации оценивания запланированных результатов освоения компетенций
  • ФГОС ВПО
    • 3. 1. 2. Шкалы и подходы к описанию измерений
    • 3. 1. 2. Принципы оценивания результатов освоения компетенций
  • ФГОС ВПО
    • 3. 1. 3. Методика для автоматизации оценивания результатов освоения компетенций
  • ФГОС ВПО в ходе реализации ООП
    • 3. 1. 4. Методика для автоматизации оценивания результатов освоения компетенций
  • ФГОС ВПО в дисциплинах ООП
    • 3. 2. Методика для автоматизации управления образовательными траекториями студентов
    • 3. 2. 1. Прогнозирование тенденций процесса освоения компетенций
  • ФГОС ВПО в ходе реализации ООП
    • 3. 2. 2. Методика для автоматизации управления образовательными траекториями студентов, обеспечивающая достижение оценки запланированных в ООП результатов освоения компетенций
  • ФГОС ВПО
    • 3. 3. Алгоритмы автоматизации планирования результатов освоения компетенций
  • ФГОС ВПО в дисциплинах (модулях) ООП
    • 3. 4. Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. Модель управления проектами компетентностно-ориентированных ООП вуза
    • 4. 1. Модель управления проектами компетентностно-ориентированных
    • 4. 2. Принципы сетевого взаимодействия разработчиков проектов модульных компетентностно-ориентированных ООП, реализующих
  • ФГОС ВПО
    • 4. 3. Возможности системы управления проектами компетентностно-ориентированных ООП
    • 4. 4. Описание архитектуры системы управления проектами ООП
    • 4. 5. Методика развертывания системы управления проектами компетентностно-ориентированных ООП
    • 4. 6. Описание работы системы управления проектами компетентностно-ориентированных ООП вуза
    • 4. 7. Выводы
  • ГЛАВА 5. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НИУ ИТМО
    • 5. 1. Результаты использования системы управления проектами ООП при разработке КМВ ООП «Автоматизация и управление в образовательных системах», реализующей
  • ФГОС ВПО 230 400 — «Информационные системы и технологии» на уровне бакалавра

5.2. Результаты использования системы управления проектами ООП в рамках выполнения работы «Подготовка и переподготовка профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий в Северо-Западном федеральном округе».

5.3. Выводы по главе 5.

Автоматизация управления образовательными траекториями студентов на основе результатов освоения компетенций ФГОС ВПО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальной задачей отечественной высшей школы является повышение качества и глобальной конкурентоспособности российского образования, обеспечение соответствия образовательных программ, реализуемых в вузах страны, международным критериям качества единого Европейского пространства высшего образования. Соответствие международным стандартам необходимо для интеграции России с мировым сообществом, адекватного позиционирования системы отечественного образования на международном рынке образовательных услуг, обеспечения мобильности студентов и выпускников.

Традиционно качество образовательных услуг оценивалось с позиции студентов, выпускников, преподавателей, представителей промышленности, науки, исходя из статуса, репутации и рейтинга высших учебных заведений. Национальные стандарты и требования к образовательным программам [1−24] определялись жестким набором дисциплин, определением содержания образования, объема часов, отводимого на их изучение, а также требованиями к оценке их освоения. Компетентностный подход [25−39] стал ключевой идеей реформирования национальных систем высшего образования с начала 90-х годов двадцатого века. Вместе с глобальными процессами интернационализации, диверсификации и коммерциализации системы высшего образования, компетентностный подход оказал существенное влияние на реформирование сферы высшего образования и систем обеспечения его качества, а также прозрачности и измеримости достигаемых результатов, и как результата — создания единого Европейского пространства высшего профессионального образования (ЕПВО).

Компетентностный подход в образовании предполагает постоянную обратную связь с требованиями рынка труда, который, в свою очередь, связан с индустрией и бизнесом, а также отражает текущую экономическую ситуацию. Постепенно в нашей стране формируются отдельные компоненты 5 такой системы: профессиональная рамка квалификаций, методики оценки качества образования, принимающие во внимание разработанные профессиональные стандарты, а также различные формы общественно-профессионального признания уровня квалификаций.

Основным этапом модернизации системы профессионального образования стало законодательное введение нового понятия и структуры государственного образовательного стандарта (309-ФЭ от 1 декабря 2007 года), а также уровней высшего профессионального образования (232-ФЭ от 29 октября 2007 года), обозначенных в программном документе правительства Российской федерации: «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (одобрен 9 декабря 2004 года). Переход к стандартам третьего поколения открывает возможность для разработки образовательных программ, соответствующих требованиям как национальных, так и европейских стандартов, расширяя свободы образовательных учреждений при формировании основных образовательных программ.

Согласно стратегии образования и обучения Европы, единая цель всех реформ образования — создание гибкой системы непрерывного профессионального образования, куда бы вошли все формы обучения (формальные, неформальные и информальные), что поможет создать гибкую и индивидуальную систему повышения квалификации, признающую профессиональные компетенции независимо от пути их приобретения. Развитие системы квалификаций позволяет соединить потребности рынка труда с системой образования и обществом.

Сутью образовательной реформы в рамках Болонского процесса стало изменение общего подхода к обучению: ориентация на студента вместо преподавателязамена традиционной знаниевой модели компетентностной, сутью которой является обучение практическим формам профессиональной деятельности в различных потенциально возможных ситуациях. Одной из важнейших задач реализации данной реформы является индивидуализация 6 образовательных траекторий обучающихся и наличие в вузе соответствующих механизмов для успешного использования технологии асинхронного обучения. Необходимым является прежде всего введение системы зачетных единиц как инновационной формы организации учебного процесса, главными функциональными элементами которого являются модульные учебные планы и индивидуально-ориентированная организация учебного процесса. При этой форме реализации учебного процесса объектом планирования является не учебная группа, а каждый отдельный студент, и, соответственно, индивидуальные учебные планы и расписания учебных занятий могут иметь 100% студентов университета. Решение данной задачи не представляется возможным без разработки соответствующего математического, методического, алгоритмического, информационного и программного обеспечения для автоматизации синтеза и управления образовательными траекториями студентов в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

В диссертации обобщены материалы зарубежных, российских ученых, а также результаты исследований автора в таких научных областях, как теория управления в технических, социальных и экономических системах, теория графов и гиперграфов, теория вероятности и математической статистики, теория систем, теория баз данных, методы проектирования и разработки баз данных и информационных систем, технологии объектно-ориентированного программирования и т. д. научные исследования и результаты, изложенные в диссертации, основаны на работах A.B. Байденко, В. А. Богословского, В. А. Болотова, Н. Ф. Ефремовой, И. А. Зимней, A.A. Зыкова, Е. В. Караваевой, JI.C. Лисицыной, H.A. Селезневой, А. И. Субетто, A.A. Шехонина, Р. Эшби и других ученых. Автор выражает особую благодарность своему научному руководителю, доценту, доктору технических наук, Лисицыной Любови Сергеевне за ее неоценимую помощь в подготовке диссертации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы

исследования. Проблема разработки образовательных траекторий студентов связана, прежде всего, с отбором и структурированием содержания основных образовательных программ (ООП), с созданием учебных планов, определяющих порядок и трудоемкость изучения дисциплин ООП, в том числе вариативных. С 2011 года все университеты России перешли на новые ООП, реализующие федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для уровневой подготовки выпускников. Характерной особенностью ФГОС ВПО (далее — стандартов), построенных на основе компетентностного подхода к образованию, является требование к формированию результатов освоения перечисленных в стандарте компетенций. Поэтому для разработки образовательных траекторий студентов необходимы новые концептуальные модели для извлечения конкретных результатов освоения компетенций стандартов из избыточного содержания образования (для извлечения сверху вниз). В качестве такой концептуальной модели в данной работе взята за основу модель, разработанная в НИУ ИТМО [40] незадолго до ввода новых стандартов. Данная модель предназначена для извлечения результатов обучения (РО) и их компетенций из избыточного содержания образования снизу вверх. Ее применение для автоматизации управления образовательными траекториями студентов требует нового подхода к планированию и оцениванию результатов освоения компетенций стандартов в ООП. На который прошел в МГУ 16−18 мая 2012 г., были доложены основные результаты мониторинга новых ООП ряда ведущих университетов России, проведенных АКУР по заданию Минобрнауки РФ в период с октября 2011 г. по март 2012 г. Основная проблема, выявленная в этом исследовании — отсутствие логики между компетенциями ФГОС ВПО и результатами их освоения в дисциплинах ООП. Важным принципом современного образования является принцип междисциплинарности обучения, направленный в контексте новых стандартов на формирование результатов освоения различных по природе компетенций стандарта на едином содержании в дисциплинах ООП. Поэтому разработка новых моделей и методов для планирования результатов освоения компетенций стандартов, обеспечивающих логику связей между компетенциями стандартов и их конкретными результатами освоения на основе принципа междисциплинарности обучения, и их использование для автоматизации управления образовательными траекториями студентов на основе оценок фактически достигнутых ими результатов освоения компетенций стандарта в процессе реализации ООП является весьма актуальной темой.

Целью диссертационной работы является разработка математического, методического, алгоритмического, информационного и программного обеспечения для автоматизации управления образовательными траекториями студентов на основе результатов освоения компетенций ФГОС ВПО.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие основные задачи: а) анализ ФГОС ВПО и доработка концептуальной модели для извлечения результатов освоения компетенций стандарта из избыточного содержания образованияб) разработка математической модели, устанавливающей связь между компетенциями стандарта и конкретными результатами их освоения в дисциплинах (модулях) ООП на основе принципа междисциплинарности обученияв) анализ имеющегося опыта оценивания результатов обучения студентов и разработка новой методики для автоматизации оценивания запланированных результатов освоения компетенций ФГОС ВПО в ООПг) анализ имеющегося опыта управления образовательными траекториями студентов и разработка новой методики для автоматизации управления образовательными траекториями студентов, обеспечивающей достижение о ПОП пезультатов освоения компетенций оценки запланированных в ООН результат.

ФГОС ВПО не ниже, чем установленный вузом минимальный уровеньд) разработка алгоритмов автоматизации планирования результатов освоения компетенций ФГОС ВПО в дисциплинах (модулях) различных ООП вуза на основе принципа междисциплинарное&tradeобученияе) разработка модели управления проектами компетентностноориентированных ООП, реализующих ФГОСВПО или собственный Образовательный стандарт (ОС) вуза, и создание информационной системы (ИС) для сетевого взаимодействия разработчиков компетентность" моделей выпускников вуза;

Ж) апробация результатов диссертационного исследования на практике.

Методь, исследования. Методы теории множеств, теории графов и гиперграфов, теории вероятности и математической статистики, меТОды проектирования и разработки баз данных и информационных систем, технологии объектно-ориентированного программирования.

Предметом исследования являются процессы разработки.

ППП пеализующих ФГОСВПО или компетентностно-ориентированных ООП, реализующ собственный ОС вуза.

Объектами исследования является математическое, методическое, алгоритмическое, информационное и программное обеспечение для автоматизации управления образовательными траекториями студентов на основе результатов освоения компетенций ФГОС ВПО или ОС вуза в ООП.

Научная новизна. На запилу &bdquo-выносятся следующие результаты, обладающие научной новизной: а) Математическая модель иерархии результатов освоения компетенции.

ФГОСВПО для структуризации содержания образования ООП на основе принципа междисциплинарности обучения, обеспечивающая связь компетенций ФГОСВПО с конкр— результатами их освоения через составные и составляющие компетенции ФГОСВПО, дескрипторы уровнен знаниевых, функциональных и мотивационно-личностных компонентов компетенций. б) Методика автоматизации управления образовательными траекториями студентов, обеспечивающей достижение оценки запланированных в ООП результатов освоения компетенций ФГОС ВПО не ниже, чем установленный вузом минимальный уровень. в) Модель управления проектами компетентностно-ориентированных ООП, реализующих ФГОС ВПО или собственный ОС вуза, которая обеспечивает формирование и систематическую модернизацию компетентностных моделей выпускников вуза.

Практическая значимость работы подтверждается результатами создания сетевой многопользовательской ИС для управления проектами компетентностно-ориентированных ООП, реализующих ФГОС ВПО или собственный ОС вуза, и ее использования на практике для разработки компетентностных моделей выпускников ряда новых ООП в НИУ ИТМО.

Первая глава диссертации посвящена обзору и анализу состояния проблемы автоматизации управления образовательными траекториями студентов в условиях перехода на новые ООП, реализующие ФГОС ВПО. Анализ показал, что формулировки общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК) в стандартах являются рамочными, что дает большую свободу в разработке результатов их освоения в ООП. Показано, что с точки зрения автоматизации процесса извлечения конкретных результатов освоения компетенции стандарта наиболее перспективным является подход, в котором разработчики ООП вначале выделяют составные компетенции стандарта, устанавливают для них минимальные (ожидаемые) уровни формирования результатов их освоения, а затем определяют на основе принципа междисциплинарности составляющие компетенции стандарта в дисциплинах ч модулях) ООП. Требования к ожидаемым уровням формирования составных компетенций стандарта задаются в виде дескрипторов знаний, умений и личностных качеств, определяющих дифференциацию понятий «должен знать»,.

11 должен уметь делать" и «должен относиться к осуществляемой деятельности» соответственно. В работе проводится анализ известных подходов к дифференциации знаний, умений и навыков в профессиональных стандартах, в европейских рамках квалификаций, а также в международных стандартах ABET, CDIO, EUR-ACE и т. д. Показано, что действующий в НИУ ИТМО тарификатор результатов обучения (компетенций) хорошо согласуется с требованиями к уровням формирования компетенций и может быть взят за основу в данном исследовании.

Проведен анализ существующих автоматизированных балльно-рейтинговых систем вузов для планирования и оценивания результатов обучения студентов. Анализ выявил основной недостаток систем: на текущий момент в системах оценивается лишь результативность студентов по дисциплине (модулю) в целом, без привязки этих оценок к компетенциям стандарта. Поэтому ближайшей задачей модернизации таких систем станет доработка технологии, обеспечивающей накопление и обработку оценок не только по дисциплине (модулю), но и по компетенциям стандарта по всем дисциплинам (модулям) ООП. Это позволит в дальнейшем решить задачу автоматизации управления образовательными траекториями студентов в новой постановке. Управляющее воздействие в системе должно быть направлено на достижение оценок результатов освоения компетенций стандарта в ходе обучения и к моменту завершения ООП должно быть не ниже, чем установленный вузом минимальный уровень.

Вторая глава посвящена разработке математических моделей управления образовательными траекториями студентов. Доработана концептуальная модель для извлечения результатов освоения компетенций стандарта. Модель иерархии результатов освоения компетенции ФГОС представлена в виде корневого дерева высотой равной 3. Корень дерева моделирует совокупный результат освоения компетенции стандарта по завершении ООП. Подмножество вершин первого уровня дерева моделирует результаты освоения составных компетенций стандарта, подмножество вершин.

12 второго уровня — результаты освоения составляющих компетенций стандарта в дисциплинах ООП, а подмножество вершин третьего уровня (листья дерева) -результаты освоения, ожидаемые после завершения ООП, сформулированные в виде дескрипторов знаний, умений и личностных качеств. Разработана математическая модель, устанавливающая связь между компетенциями стандарта и конкретными результатами их освоения в дисциплинах (модулях) ООП на основе принципа междисциплинарности обучения. Модель представляет собой орграф, полученный в результате композиции моделей иерархии пакета компетенций стандарта. В соответствии с принципом междисциплинарности в модели присутствуют общие составляющие для различных компетенций стандарта, моделирующие различные результаты освоения этих компетенций, а соответствующие им состояния в образовательном пространстве предложено соединять в модели образовательного процесса бинарной дугой с нулевым весом, что обеспечит в дальнейшем при синтезе образовательной траектории по план-графу включение всех соответствующих состояний для формирования результатов освоения общей составляющей компетенции. При разработке модели образовательного процесса ООП в виде план-графа была установлена новая особенность: множество вершин истока гиперребра может содержать подмножества альтернативных вершин. Для управления образовательной траекторией студента требуется установить в качестве критерия отбора набор тех навыков в результатах компетенций стандарта, которые отражают предпочтения потенциальных работодателей выпускников ООП.

Третья глава посвящена разработке методик и алгоритмов для управления образовательными траекториями студентов на основе результатов освоения компетенций ФГОС ВПО. В главе описывается методика для автоматизации оценивания запланированных результатов освоения компетенций стандарта в ходе реализации ООП. Методика может быть положена в основу технологии модернизации автоматизированных балльнорейтинговых систем университета, поскольку учитывает связь компетенций.

13 т стандарта и конкретных результатов их освоения в ходе изучения дисциплины (модуля). Сформулирован критерий управления образовательными траекториями студентов: формирование результатов освоения компетенций стандарта на ожидаемом (минимальном) уровне и выше. Разработана методика автоматизации управления образовательными траекториями студентов на основе прогнозирования тенденций процесса накопления фактических оценок и результатов освоения компетенции стандарта и устранении угрозы недостижения их минимальных (пороговых) оценок на момент завершения ООП. Разработаны алгоритмы планирования и оценивания результатов освоения компетенций стандарта с учетом принципа междисциплинарности обучения.

Четвертая глава посвящена созданию сетевой многопользовательской ИС для управления проектами компетентностно-ориентированных ООП вуза. Система разработана на основе базовых Интернет-технологий и доступна по адресу http://competenceoop.dce.ifmo.ru. Размещение системы в сети Интернет обеспечивает прозрачность и доступность для обсуждения результатов обучения ООП, отвечая требованиям построения единого общеевропейского образовательного пространства.

Система позволяет создавать новые учетные записи пользователей и управлять правами их доступа к ресурсам системы, создавать новые и модифицировать существующие проекты ООП, управлять версиями проекта ООП, диагностировать текущую версию проекта ООП на непротиворечивость, документировать проект ООП на различных уровнях представления КМВ.

В системе реализована многоуровневая модель управления проектом.

ООП вуза, обеспечивающая систематический пересмотр конкретных результатов освоения компетенций соответствующего ФГОС ВПО. В системе предусмотрены следующие роли пользователей: администратор системы, главный разработчик ООП, разработчик рабочей программы дисциплины, работодатель, выпускник, гость. В диссертации описаны права доступа и основные функции данных ролей пользователей. Реализованный в системе.

14 сценарий взаимодействия различных ролей пользователей обеспечивает функционирование данной модели управления проектами различных ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО или ОС вуза.

В диссертации разработана методика развертывания системы в информационно-образовательной среде вуза.

Пятая глава посвящена использованию на практике результатов диссертационного исследования. Сетевая многопользовательская ИС для управления проектами компетентностно-ориентированных ООП вуза была использована на курсах повышения квалификации преподавателей вузов Санкт-Петербурга в 2011 году в рамках выполнения проекта «Подготовка и переподготовка профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий в Северо-Западном федеральном округе». В настоящее время каталог ФГОС ВПО в системе содержит 26 наименований. В системе имеются также два ОС НИУ ИТМО по подготовке магистров, установлено соответствие между их компетенциями и компетенциями соответствующих ФГОС ВПО. Количество различных проектов ООП в системе — 69, количество проектов различных рабочих программ дисциплин — 189. В диссертации приведены сведения об использовании результатов исследования в учебном процессе НИУ ИТМО по подготовке специалистов и магистров направления «Информационные системы».

5.3. Выводы по главе 5.

1. Использование сетевой многопользовательско й системы управления проектами компетентностно-ориентированных ООП обеспечивает возможность профессиональному сообществу вести разработку КМВ ООП, отслеживать состояние ООП, выдавать задания на разработку РПД и разрабатывать их проекты. Включение проекта РПД в КМВ ООП в системе автоматически устанавливает связь между компетенциями стандарта и результатами их освоения в дисциплине в соответствии с разработанной математической моделью иерархии результатов освоения компетенций ФГОС ВПО. Механизмы контроля, реализованные в системе, обеспечивают соответствие проекта ООП требованиям нормативно-правовой базы и требованиям, налагаемым на ООП компетентностным подходом.

2. Сетевая многопользовательская система управления проектами компетентностно-ориентированных ООП была использована для разработки КМВ ряда новых ООП, реализующих ФГОС ВПО в рамках курсов повышения квалификации преподавателей вузов Санкт-Петербурга в 2011 году, для обучения магистрантов и специалистов в дисциплинах аналогичного содержания.

3. В настоящее время каталог ФГОС ВПО в системе содержит 26 наименований.

4. В системе имеются также два ОС НИУ ИТМО по подготовке магистров, установлено соответствие между их компетенциями и компетенциями соответствующих ФГОС ВПО.

5. Количество различных проектов ООП в системе — 69, количество проектов различных рабочих программ дисциплин — 189.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках проведенного диссертационного исследования были получены следующие результаты, обладающие научной и практической значимостью.

1. Разработана математическая модель иерархии результатов освоения компетенций ФГОС ВПО для структуризации содержания образования ООП на основе принципа междисциплинарности обучения, обеспечивающая связь компетенций ФГОС ВПО с конкретными результатами их освоения через составные и составляющие компетенции ФГОС ВПО, дескрипторы уровней знаниевых, функциональных и мотивационно-личностных компонентов компетенций.

2. Разработана методика автоматизации управления образовательными траекториями студентов, обеспечивающая достижение оценки запланированных в ООП результатов освоения компетенций ФГОС ВПО не ниже, чем установленный вузом минимальный уровень.

3. Разработана модель управления проектами компетентностно-ориентированных ООП, реализующих ФГОС ВПО или собственный ОС вуза, которая обеспечивает формирование и систематическую модернизацию компетентностных моделей выпускников вуза.

4. Создана сетевая многопользовательская информационная система для управления проектами компетентностно-ориентированных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО или собственный ОС вуза.

5. Созданная система использована в 2011 году на курсах повышения квалификации преподавателей вузов Санкт-Петербургав ее среде разработаны 69 проектов ООП, реализующих ФГОС ВПО или ОС НИУ ИТМО.

6. Разработана методика развертывания системы в информационно-образовательной среде вуза.

7. Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе кафедры «Компьютерные образовательные технологии» НИУ ИТМО при подготовке специалистов и магистров направления «Информационные системы».

Показать весь текст

Список литературы

  1. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 220 с.
  2. Структура квалификаций высшего образования от Агентства обеспечения качества Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.qaa.ac.uk/crntwork/nqf/nqf.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  3. Ирландская национальная структура квалификаций Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nqai.ie, свободный. — Загл. с экрана.
  4. Датская структура квалификаций Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vtu.dk/fsk/div/bologna/DanishOFReport.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  5. А Framework for Qualifications for the European Higher Education Area, 2005. Электронный ресурс. Режим доступа: http. V/www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main doc/50 218 OF EHEA. pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  6. European Parliament Council, April 2008, Recommendation on the establishment of the European Qualifications Framework on lifelong learning
  7. ABET, 2010−2011 Criteria for Accrediting Engineering Programmes, стр. 3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.abet.org/Linked%20Documents
  8. UPD ATE/Criteria%20and%20PP/E001%2010−11%20EAC%20Criteria%2011−03−09.pdf, свободный. Загл. с экрана.
  9. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.:АП КИТ, 2008. — 616 с.
  10. Требования IEA к компетенциям профессиональных инженеров и атрибутам выпускников Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.washingtonaccord.org/IEA-Grad- Attr-Prof-Competencies-v2.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  11. Позиция SEFI по аккредитации инженерного образования в Европе Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sefi.be/wp-content/uploads/SEFI%20Position%20Paper%20on%20Accreditation%202 012.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  12. Требования FEANI: звание EUR ING Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.engc.org.uk/ecukdocuments/internet/document%201ibrary/UK-SPEC.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  13. Требования UK-SPEC Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.engineerscanada.ca/e/files/guideline admission with. pdf, свободный. -Загл. с экрана.
  14. Требования IEA к компетенциям профессиональных инженеров и атрибутам выпускников Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.washingtonaccord.orgAEA-Grad-Attr-Prof-Competencies-v2.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  15. Н.С. Европейский опыт реализации политики развития ИКТ-компетенциий. Европейская рамка ИКТ-компетенций. — М.: Softline, 2011. — 118 с.: ил.
  16. Н.С. Адаптация и внедрение европейской рамки ИКТ-компетенций в России // Качество образования, сентябрь 2011 С. 36−39.
  17. Критерии ABET аккредитации инженерных программ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.abet.org/uploadedFiles/Accreditation/Accreditation Process/Accreditation Documents/Current/eac-criteria-2012−2013.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  18. Стандарты EUR-АСЕ для аккредитации инженерных программ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.enaee.eu/wp-content/uploads/2012/01 /EUR-АСЕ Framework-Standards 2008-ll-0511.pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  19. Критерии АИОР аккредитации образовательных программ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ac-raee.ru/files/criteria/criteria b 2011. doc, свободный. — Загл. с экрана.
  20. Стандарты CDIO Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cdio.org/files/u6/cdio standards. doc, свободный. — Загл. с экрана.
  21. Стандарты и руководства ESG Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.enqa.eu/files/ESG 3edition%20(2).pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  22. Планируемые результаты обучения CDIO Syllabus Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.cdio.org/files/project/file/cdio syllabus v2. pdf, свободный. — Загл. с экрана.
  23. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ac-raee.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  24. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М.: изд. дом ГУ ВШЭ/ - 2004 г.
  25. В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. И доп. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 111 с.
  26. И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20−26.
  27. А.И. «Американская» и «болонская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. 2007. — № 1. С. 8494.
  28. В. А., Мкртчян С. С., Савельев, А .Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 392 с.
  29. В.А., Мкртчян С. С., Савельев А. Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 392 с.
  30. .Е., Сидорик Е. В. Изучение мнения работодателей о качестве подготовки выпускников вузов // Современные проблемы науки и образования, 2008. № 6 (приложение «Педагогические науки»). С. 4.
  31. В.И. Многоплановый и системный характер Болонского процесса // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 120−131.
  32. Ю.А. Формирование инновационных компетенций студентов технических вузов / Управление интеллектуальной собственнойстью ИнВестРегион № 3 / 2009 С. 23−29.
  33. О.Н., Муравьева A.A., Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда.- М.: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. 115 с.161
  34. H.A. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования в высшей школе. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
  35. A.A. Международный опыт формирования национальной системы квалификаций // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 62−69.
  36. А.Н. Об информационной модели компетенций образовательных стандартов 3-го поколения // НОТВ 2011. С. 484−488
  37. IEA GraduateAttributes And Professional Competences Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.washingtonaccord.org, свободный- Загл. с экрана.
  38. Закон «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266−1, в редакции 2009 г.)
  39. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года, в редакции 2009 г.)
  40. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71
  41. Федеральные государственные образовательные стандарты по соответствующим направлениям подготовки ВПО
  42. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства образования и науки РФ от 25.03.03 № 1155
  43. Письмо Департамента профессионального образования Минобрнауки России № 12−532 от 31.03.2011мг. «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования» с приложением
  44. A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
  45. H.H. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. М. — Омск. 1974. 22 с.
  46. Г. К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. М.: Народное образование, 1998. — с.130−193.
  47. С.Г., Комаков В. В. Психодиагностический принцип формирования индивидуальной образовательной траектории студента вуза // Экспериментальная психология, 2012, том 5, № 2, с. 96−101
  48. В.А. Автоматизация процесса адаптивного электронного обучения с учетом функционального состояния обучающегося: автореф. дис.. канд. техн. наук: 05.13.06/Разыграева Вероника Александровна. СПб., 2011. -19с.
  49. Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем. СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. — 147 с.
  50. Л.С., Пирская A.C., Щербакова И.Ю. Управление образовательными траекториями по формированию универсальных компетенций
  51. Открытое и дистанционное образование. Томск, 2009. № 3 (35). С.25−34.163
  52. Л.С., Пирская A.C. Разработка универсальных компетенций и управление образовательными траекториями// Информатизация образования и науки. М., 2010. № 1(15). С. 102−114.
  53. Д. написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Университет Корк (Ирландия), 2007 г. (пер. Карачаровой E.H.).
  54. Л.С. Методология проектирования модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ. Методическое пособие. Спб.: СПбГУ ИТМО. 2009. — 50 с.
  55. Л.С., Лямин A.B., Шехонин A.A. Разработка рабочихпрограмм дисциплин (модулей) в составе основных образовательных программ, 164реализующих ФГОС ВПО. Методическое пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. — 63 с.
  56. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О. Н. Олейникова, A.A. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. Изд. 2-е, перераб. И доп. М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2010. 256 с.
  57. А.И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России, 2008. № 12. С. 10−19.
  58. А., Турилин А. Система интеграции образовательных ресурсов ИКТ-вендоров в основные и дополнительные образовательные программы вузов // Качество образования, май 2011 С. 16−20.
  59. А.Ю., Паршина Д. А. Методика разработки учебных программ в сфере ИКТ // Качество образования, Сентябрь 2010 С. 18−22.
  60. Н.С. Матрицы компетенций ИКТ-специалистов и системы сертификаций // Качество образования, май 2010, С. 29−33.
  61. Н.С., Литвин О. Ф. Авторизованное обучение и академическое образование Параллельные университеты // Качество образования, апрель 2010, С. 26−31.
  62. Об организации процесса оценивания учебных достиженийстудентов (начиная с 2011/2012 уч. года) Электронный ресурс. Режим доступа:166http://portal.tpu.rU/departments/head/methodic/documents/rating/Tabl/4.pdf, свободный- Загл. с экрана.
  63. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов на ЭФ Новосибирского государственного университета Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.nsu.rU/exp/ref/Media:bd7fle4ec03cb82cfe010000rating.pdf, свободный-Загл. с экрана.
  64. Порядок определения рейтинга студентов юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.law.msu.ru/teaching/ratings/pologhenie, свободный- Загл. с экрана.
  65. А.В., Чежин М. С. Обработка и интерпретация результатов обучения при балльно-рейтинговой системе оценивания / Под общ. ред. проф. А. А. Шехонина // Сборник трудов конференции «Оптика и образование 2010». -СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. — С. 23−24.
  66. , В.П. Теоретические основы САПР: Учебник для вузов / Корячко В. П., Курейчик В. М., Норенков И. П. М.: Энергоатомиздат, 1987, 400 сю
  67. Оре, О. Графы и их применение / О. Оре М.: Мир, 1965, 176 с.
  68. , Р. Введение в теорию графов / Р. Уилсон М.: Мир, 1977, 208с.
  69. A.A. Основы теории графов М.: Вузовская книга, 2004. 664 с.
  70. В.А., Мельников О. И. и др. Лекции по теории графов М.: Наука, 1990 384 с.
  71. Д. Дискретная математика и комбинаторика. М.: Вильяме, 2004. — 960 с.
  72. A.C. Электронный практикум для освоения универсальных инструментальных компетенций в области информационных технологий //Сб. трудов конференции молодых ученых. Выпуск 6. Информационные технологии. СПб, 2009. С.400−406.
  73. И.В. Антонов Модель онтологии предметной области для систем семантически-ориентированного доступа Электронный ресурс. Режим доступа: http://pskgu.ru/proiects/pgu/storage/wt/wtl43/wtl43 15. pdf, свободный-Загл. с экрана.
  74. A.C. Автоматизация управления образовательнымитраекториями для моделирования образовательного процесса с альтернативнымирезультатами обучения// Тр. XVII Всерос. научно-метод. конференции
  75. Телематика'2010″. СПб, 2010. Т. 1. С. 191.168
  76. A.C. Автоматизация синтеза образовательных траекторий по формированию результатов обучения//Труды XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2011». Санкт-Петербург, 2011. Т. 1. С. 167−168.
  77. A.C. Модель для планирования и оценивания компетенций выпускника//Труды XIX Всерос. научно-метод. конференции «Телематика'2012». СПб, 2012. Т. 1.С. 139−140.
  78. O.A. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом : Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра пед. Наук. -Спб., 2009.
  79. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.-271 с.
  80. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. Изд. 2-ое. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  81. Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций вобразовании. Монография. Ростов-на-Дону, «Аркол», 2010. — 386 с.169
  82. Е.И., Мартыненко Л. Г. Педагогические технологии оценивания в университетах Франции. 2009. The Emissia. Offline Letters. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал).
  83. Г. Б., Коган Е. Я., Фишман И. С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Вопросы образования. -2008. № 2.
  84. Методические рекомендации по разработке оценочных средств для контроля подготовленности студентов Текст. / Государственный университет управления, Центр качества — [сост.: М. Б. Челышкова, В. И. Звонников, О.В. Давыдова] М.: ГУУ, 2011. — 84 с.
  85. Н.В., Князев Е. А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании. Интернет-ресурс: http:// virlb.eunnet.net/.
  86. В.И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. М.: Университетская книга- Логос, 2009. — 272 с.
  87. В.И., Челышкова М.Б.Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия». 2007. — 223 с.
  88. Н.С., Минин М. Г., Муратова Е. А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ. -Томск: Изд. ТПУ, 2008. 204 с.
  89. ИЗ. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография г. Волгоград. «Перемена». 2006.
  90. A.B. Система оценивания учебных достижений студентов как условие формирования профессионального самоопределения. 2009 г. http:// www.emissia.org/ offline/ 2009/1300.htm.
  91. Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования. / Высшее образование в России. -2010. № 5. С. 22−31.
  92. A.C. Методика оценивания компетенций выпускника // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. СПб, 2012. Вып. № 1 (77). С. 135−141.
  93. A.C. Модель для планирования и оценивания компетенций выпускника//Труды XIX Всерос. научно-метод. конференции «Телематика'2012». СПб, 2012. Т. 1.С. 139−140.
  94. В.В. статистические методы в управлении качествомпродукции / В. В. Ефимов, Т. В. Барт. М.: КНОРУС, 2006. — 240 с.171
  95. А.К., Роганов Д. А. Эконометрика: учебно-методическое пособие. Казань: Академия Управления «ТИСБИ», 2004, 2008. — 203 с.
  96. C.B., Кузина JI.JI., Зеткин A.C., Шушерин В. В. Инновационный подход к диагностированию и мониторингу результатов образования //. С. 517−522.
  97. . Дж. К. Введение в системы баз данных / Дж.К.Дейт М.: Вильяме, 2006 — 832 с.
  98. Клайн, К. SQL. Справочник / К. Клайн М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006.832 с.
  99. , А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры / А. Г. Теслинов М.: Глобус, 1998 — 242 с.
  100. Буч, Г. Объективно-ориентированное проектирование с примерами применения. / Г. Буч М.: Конкорд, 1992, 580 с.
  101. , И.П. Системы автоматизированного проектирования электронной и вычислительной аппаратуры: Учеб. пособие для вузов / И. П. Норенков, В.Б. Маничев- М.: Высшая школа, 1983, 272 с.
  102. , Д. Теория реляционных баз данных / Д. Мейер М.: Мир, 1984, 402с.
  103. Ким Вон Технология объективно-ориентированных баз данных / Ким Вон // «Открытые системы», № 4, 1994, с. З 12
  104. Дж. Информатика и вычислительная техника. 7-е изд. -СПб.: Питер, 2004. 620 с.
  105. Буч Г., Якобсон А., Рамбо Д. UML. 2-е изд. — М. и др.: Питер. — 2006. — 735 с.
  106. Н. Алгоритмы и структуры данных. 2-е изд., испр. — СПб.: Невский Диалект, 2001. — 352 с.
  107. Григин И. PHP 5.1. Руководство программиста. СПб.: Питер, 2006.496 с.
  108. Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование. М.: Мир, 1975. — 275 с.
  109. К.Дж. Введение в системы баз данных. М.: Вильяме, 2005. -1328 с.
  110. В., Громов Г. Введение в реляционные базы данных. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — 454 с.
  111. Д.Э. Искусство программирования. Т. 3. Сортировка и поиск. -M и др.: Вильяме, 2000.-832 с.
  112. Мацяшек J1.A. Анализ и проектирование информационных систем с помощью UML 2.0, 3-е изд.: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2008. — 816 с.
  113. С.А. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 528 с.
  114. Дронов В.А. JavaScript и Ajax в Web-дизайне. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
  115. В. Олифер Н. Компьютерные сети: Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов, 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. — 960 с.
  116. Никсон, Робин. Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL и JavaScript / Р. Никсон- пер. с англ. Н. Вильчинский. .— СПб. [и др.]: Питер, 2011 .— 496 с.
  117. Zend Framework: разработка веб-приложений на PHP — СПб. и др.: Питер, 2012. 432 с.
  118. Zend Framework: The Official Programmers Reference Guide Apress, 2010. — 1241 c.
  119. Keith Pope Zend Framework 1.8. PACT publishing.- 2009 380 pp.173
Заполнить форму текущей работой