Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гражданская религия в США: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вера в Америку как элемент общественного сознания и гражданская религия в США как элемент его самосознания — это убеждение в богоизбранности Америки и на данном основании' уникальности исторического опыта ведущей страны мира, которая, по убеждению ее правящей элиты, разделяемому большинством американцев, якобы может служить моделью развития для всего человечества. Фактически она — целое… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ В США И ЕЕ СУЩНОСТ
    • 1. 1. Содержание понятия гражданская религия в США и его интерпретации
    • 1. 2. Гражданская религия и обоснование идей национальной исключительности
    • 1. 3. Идейно-политический смысл веры в Америку
  • 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРАЖДАНСКОЙ РЕЛИГИИ И ФЕТИШИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА США
    • 2. 1. Идеологическое оформление и культовые признаки веры в Америку
    • 2. 2. Исповедание веры в Америку в публичных школах и высших учебных заведениях
    • 2. 3. Гражданская религия и армейская служба
  • 3. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ РЕЛИГИИ В
  • ИСТОРИИ США И СОВРЕМЕННОСТ
    • 3. 1. Репрезентация веры в Америку в легендах о «городе на холме», «нации-избавительнице», «явном предначертании»
    • 3. 2. Трансформация гражданской религии в США в XX веке
    • 3. 3. Кризис идеи богоизбранности в 1960-е годы
    • 3. 4. Консервативная волна и новое возрождение веры в Америку
    • 3. 5. Вера в Америку на рубеже столетий: поиск либеральной альтернативы

Гражданская религия в США: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении своей истории СШЛ были одним из первых секуляризированных обществ, однако спецификой американской идеологии всегда являлось доминирование в ней религиозного начала. Религия играла важную роль в обосновании устоев политической и духовной жизни в североамериканском обществе, постоянно благословляла существующие здесь порядки как якобы установленные Богом, а посему уникальные и образцовые для всего человечества. Кроме более чем 350 признанных вероисповеданий, это и особая, отличная от традиционных и вновь возникающих — как ни в какой другой части мира — конфессий, надстраивающаяся над ними и поэтому сдерживающая межрелигиозные столкновения. Она присуща американскому обществу," в котором превалировали установки секуляризма, и государству США, впервые провозгласившему принцип своего отделения от церкви. Основная функция Бога данной религии — покровительство американцам в силу того, что они являются американцамиона сопоставима с верой в Америку как богоизбранную страну.

С самого начала истории страны «завет» с Богом пуритан, прибывших в Америку в 1620 г., представляет собой яркий пример подобного благословения свыше. Известно, что пуританские представления об «избранном народе», «городе на холме», от которого исходит свет всехму человечеству, не потеряли своего влияния и в дальнейшемих и сейчас можно услышать, например, в речах президентов США.

После революции 1776 г. центром поклонения все интенсивнее становились не только потусторонние силы, но и посюсторонние социальные структуры. И политики, и священники утверждали миссию США как гаранта свободы и справедливости в силу покровительства над ними высших начал. В определенные периоды такие претензии провозглашались всему миру, становились едва ли не ведущим элементом политической риторики. л.

Это выявилось в ходе Испано-американской войны 1898 г. и во время вступления в Первую мировую войну, когда США стали империалистическим государством.

После 1917 г. идея богоизбранности США все чаще и теснее сопрягалась с антикоммунизмом. Особенно это характерно для 1920;х годов, а также периода возрождения религии в 1950;е. В эти времена рельефно проявлялись политические функции веры в Америку, надстраивавшейся над каждым традиционным вероисповеданием и присущей даже безразлично относящимся к религии.

Гражданская религия представляет общество США на всех стадиях его развития как уникальную, не раздираемую социальными противоречиями «единую и неделимую нацию под Богом», граждане которой едины по крайней мере в своем поклонении покровительствующее стране высшей силе. С середины 1970;х годов это многослойное и противоречивое идеологическое образование, включающее взаимопереплетение религии и политики, с особой интенсивностью выступает как средство побуждения к «консервативной революции», не прекратившейся и в начале нового века.

Указанная «революция» совпала по времени и подкреплялась возрождением «истинной» религии — евангелизма, охватившим более трети всех взрослых американцев. В ходе этой «революции» идея богоизбранности служила, да и сегодня служит, оправданием политики гегемонизма, а религиозность (безразлично к ее содержанию и направленности) представляется побуждением вражды к остальному человечеству и в первую очередь — к «безбожному коммунизму» вчера и «исламистскому фундаментализму» — сегодня.

Особенно громко звучали и звучат обращения к Богу-покровителю США в речах и заявлениях американских президентов, в которых с предельной обнаженностью выступали претензии на мировое лидерство на переломе веков, в первую очередь в речах Дж. Буша-младшего. Данные речи выдержаны в духе проповеди с проклятиями «иноверцам» и благословениями «избранным Богом». Они — проявление предельно агрессивной гражданской религии в США, а если говорить прямосвидетельство истерии богоизбранности, охватившей правящие круги США.

Создание концепции гражданской религии США пришлось на 1960;е годына фоне кризисных процессов в духовной жизни США начались активные поиски объяснения сущности и функций указанной веры в Америку. Широкое звучание термин «гражданская религия», введенный еще в XVIII в. Ж. Ж. Руссо, получил в 1967 г. в статье социального философа и культуролога Р. Беллаха, появившейся в журнале «Дедалус». Он писал: «Одни исследователи считают: национальная вера Америки — христианство, другие утверждают: религии представляют собой всего лишь обобщенный образ веры в «американский образ жизни». 1Го есть и такие, кто уяснил: в действительности наряду с уцерковленными религиями, хотя с довольно четким отличием от них, в Америке наличествует глубоко укорененная в обществе гражданская религия. Эта религия — а другого слова не найти — не противопоставляет себя христианству и имеет с ним много общего. Все же она не является ни сектантской, ни в собственном смысле этого слова христианской. В своих лучших образцах гражданская религия — это подлинное выявление универсальной и потусторонней действительности как она видится или, можно даже сказать, как она выражается в духовном опыте американского народа"1.

В настоящем исследовании термины «вера в Америку» и «гражданская религия США» употребляются как синонимы. И все же первая — это в большей степени совокупность представлений, убеждений, настроений, чувств социального характера, наличествующая у большинства американцев с самого начала истории страны. Она — элемент, и весьма существенный, общественного сознания, а во многом и общественной жизни. Вторая — в значительной мере систематизированная совокупность идей о месте и роли.

1 Белла Р. Гражданская религия (Перевод И Е Задорожнюка) // Новое время. 1994. № 11. С 56−58.

Америки в планах божественного провидения. Она в большей степени ориентирована на обоснование политической деятельности, характера духовной жизни Америки. О ней — весьма приблизительно — можно говорить как об элементе общественного самосознания.

Религия и политика в рамках веры в Америку сплелись очень тесно. Традиционные вероисповедания, согласно Конституции США, отделенные от государства, настолько глубоко вовлечены в политическую жизнь, а политики столь интенсивно используют религиозный фактор — что провести четкую демаркационную линию между ними достаточно трудно. Апеллируя к идее богоизбранности, американские политические деятели, во-первых, в какой-то степени убеждены сами в том, что такая избранность имеет место, а во-вторых, они делают ставку на комплекс идей и настроений религиозного по своему содержанию характера, присущий массовому сознанию рядовых граждан США.

Психологически американцы действительно верят, что Бог уготовил особую судьбу их стране. Они убеждены, что дьявол — иногда извне (как это было в конце XVII века, во времена войны с Англией за независимость), а иногда изнутри (как это было в XIX веке, во времена гражданской войны) -стремится свернуть страну с избранного Богом пути, но она все же следует высшим заветам. С расчетом на подобные убеждения произносятся и могут произноситься речи о «темных» и «светлых» силах в истории, об «империи зла» и т. д.

Специфическое оформление этой религии включает религиозную символику, ряд гимнов и церемонийее элементы наличествуют во многих общегражданских действиях, а также при обосновании общественных акций, причем не только реакционной направленности. Четко фиксируемая 5 культовая система веры в Америку обнаруживается с трудом, но в то же время ряд фактов — начиная от обязательных обращений всех президентов США к Богу-покровителю страны и заканчивал лозунгами религиозного < содержания на долларовых банкнотах — указывает на их наличие.

Убежденность в покровительстве Бога над народом США в течение всей истории страны надстраивается, таким образом, над любой разновидностью христианства или иной религии в США. Более того, данная «вера» может быть присуща и гражданам страны, индифферентно и даже враждебно относящимся к традиционным вероисповеданиям (пример — второй президент США Т. Джефферсон, склонный к деизму). Указанная убежденность в богоизбранности осуществляет в первую очередь функции политической идеологии, эксплуатирующей для этой цели приверженность американцев к религиозным ценностям. Именно эта функция, не являющаяся предметом исследования отечественных обществоведов, в первую очередь нуждается в социально-философском анализе.

Преимущественное внимание в диссертации уделяется тем сторонам веры в Америку, которые выражали и освящали претензии США на руководство всем миром в силу особых, якобы поддерживаемых Богом-покровителем прав и привилегий. Но в рамках данной веры наблюдались и такие устремление, которые указывали на демократические традиции американского народа.

Действительно, всем известна непримиримость многих американцев к угнетению со стороны колонизаторов в XVIII веке, их выступления против рабовладения в XIX веке, страстное неприятие ими политики ядерной войны в наши дни. Протест против всех видов угнетения проявлялся и в квазирелигиозной форме (лидеры демократических движений неоднократно вспоминают формулу «отцов-основателей» США: неповиновение тиранамобязанность перед Богом) — вера в Америку, следовательно, может быть побудителем общедемократических устремлений.

Подобные устремления и составляют альтернативу гегемонистской вере в Америку, господствовавшей в 1980;е годыне исчезли они полностью и в наши дни. Тем не менее в начале нового века в США доминируют настроения самодовольства, а руководство страны стремится поставить под контроль всех своих потенциальных противников, маскируя это стремление призывами «завоевать мир для свободы и демократии», представляя его как освященную свыше миссию своей богоизбранной страны.

Социально-философский анализ охватываемых этими терминами реалий способствует пониманию становления США как государства и гражданского обществаспецифики духовной жизни и идеологии этой страны, ставящей акцент на ее богоизбранностихарактера ее самопрезентации миру как «нации под Богом».

Степень разработанности проблемы. Анализ исторических источников показывает, что термин «гражданская религия», введенный в конце XVIII века Ж. Ж. Руссо, сразу же привлек внимание европейских социальных мыслителей, в том числе и русских. Он находился в поле зрения расходившихся в своих политических установках историков и философов, таких как Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев на переломе XVIII и XIX веков, Б. Н. Чичерин и А. И. Герцен в середине XIX векавсплеск интереса к нему наблюдался в начале XX века в трудах историка II.И. Кареева, юриста П.Н. Л.

Новгородцева, философа С. А. Котляревского. После 1917 г. этот интерес пропал, хотя отдельные стороны гражданской религии можно было достаточно легко сопоставлять с марксизмом, что и делали II.А. Бердяев, П. Б. Струве и др.

В западной литературе термин «гражданская религия» мало соотносился с идеологической жизнью США, хотя меткие замечания о наличии некой вере в Америку как сверхрелигии были сделаны такими разными социальными мыслителями как К. Маркс, А. Токвиль, М. Вебер. Социальный философ Р. Беллах4 возродил интерес к ней в 1960;е годы. Примечателен и взгляд политика, мэра Нью-Йорка Р. Джулиани вскоре после атаки в 2001 г. на небоскребы: «Мерилом принадлежности к американской.

2 Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. — М., 1969. С. 248−255.

3 Котляревский С. Гражданская религия у Руссо // Вопросы философии и психологии. — 1910. -№ 103. С. 180- 198.

4 Bellah R. Civil Religion in America // Daedalus. 1967. — № 1. P. 1−17. нации может служить сила веры в Америку"5- данное утверждение, равно как учащающееся употребление положений гражданской религии в прессе и средствах массовой информации, показывает, насколько широко оно стало известным в США. ч.

В отечественной литературе термин «гражданская религия» начал упоминаться с 1980;х годов разными специалистами: социальным.

6 7 философом JT.H. Митрохиным, религиоведом Д. М. Угриновичем, историком Д. Е. Фурманом .

В начале 1980;х гг. диссертантом был выполнен ряд работ, в которых анализировалась концепция гражданской религии в США и ряд разнородных ее интерпретаций, в первую очередь в русле либеральной и консервативной традиций9. И все же в ходе острых идеологических столкновений (репрезентуемых мифологемами «империи зла» и «империи добра», которые в немалой степени выводились из консервативного варианта гражданской религии), а в дальнейшем переформатирования идеологии в годы перестройки ей не уделялось должного внимания. Новый всплеск интереса к ней был вызван запросом на разработку «национальной идеи», спущенного сверху при президентстве Б. Н. Ельцина. К анализу данной концепции обратились в основном молодые обществоведы. Это историк В.Р. Лейгода10, ряд публикаций которого появился в Интернет-изданиях, а также в сборниках и журналах нефилософского профиля, философы С. Н. Земляной и Е.М. Мирошникова11.

5 Земляной С. «Час пик», или превратности преемства, www.Intclros.ru.

6 Митрохин Л. II. Понятие религии. — М.: Современный гуманитарный университет. 2003. С. 127.

139.

7 Угринович Д. М.

Введение

в религиоведение. — М., 1985.

8 Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. — М., 1981.

9 Задорожнюк И. Е. Об идейном содержании концепции «гражданской религии"// Социологические исследования. 1983. №-г4- Он же. Гражданская религия в США: крах либеральных чаяний и триумфы консерваторов // Вопросы философии. 1984. № 1- Он же. Гражданская религия в США // Религии мира. 1986. — M., 1987; Он же. «Гражданская религия» в США: концепции Р. Беллаха и реальность // Вопросы научного атеизма. — М., 1987.

10 Легойда В. Гражданская религия США: генезис и основные характеристики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001. — № 4. С. 88 — 100.

11 Мирошникова Е. Гражданская религия: возможна ли она в России // Религия и право. 2004. № 1.

I о.

Наиболее глубокие ее интерпретации дала философ А. Митрофанова, которая обосновывала допустимость аналога данной религии в современной России. К анализу данной идеологии прибегают и обществоведы стран СНГ, в первую очередь Украины.

Однако целостного исследования феномена гражданской религии с позиций социальной философии, с наибольшей полнотой выявившегося в США, в отечественной литературе нет. Потребность в нем существенно актуализировалась в связи с тем, что США, став единственной сверхдержавой, стремятся навязать образцы такой религии остальному миру. Эта тенденция наметилась после празднования 200-летия страны, усилилась при Р. Рейгане и выявила свой потенциал в ходе президентства Дж. Буша-младшего.

Социально-философский анализ феномена веры в Америку — способствует объяснению многих особенностей и характеристик идеологических кампаний, осуществляемых США в начале нового века, и позволяет правильно оценить возможные их результаты.

Цель исследования — всесторонний социально-философский анализ гражданской религии в США и выявление ее специфики, преломляющейся в совокупности социально-политических признаков и функций.

Объект исследования — гражданская религия в США, становление и функционирование ее механизмов, их место в обеспечении политической жизни ведущей страны мира.

Предмет исследования — сущностные характеристики и смысловая наполненность гражданской религии в США (веры в Америку), ее эволюция и проявления в различных сферах социальной жизни.

Решаемая проблема — обоснование и разработка социально-философского подхода к анализу соотношения религии и государства, его специфики в условиях США.

12Митрофанова А. Политизация «православного мира». — М.: Наука. 2004.

Основные задачи исследования:

1. Выявить статус гражданской религии в США и показать, что она важна для общества, стоящего на позициях секуляризма, связанного с отсутствием доминирования определенного вероисповедания.

2. Дать сущностные характеристики указанного феномена как через анализ его гносеологических и аксиологических составляющих, так и через описание интегрирующих социальных функций гражданской религии в США (веры в Америку).

3. Охарактеризовать гносеологические и аксиологические предпосылки гражданской религии, а также формы ее проявления в различных сферах американского социума.

4. Проанализировать этапы эволюции основных форм веры в Америку, а также сопутствующих им идей гражданской религии.

5. Выявить сущностную связь новых форм гражданской религии в США с современным протестантским фундаментализмом.

6. Дать характеристику новых внешнеполитических инициатив, освящаемых гегемонистской верой в Америку.

7. Определить перспективы дальнейшей эволюции гражданской религии в США и ее возможного влияния на «всемирную» гражданскую религию.

Гипотеза исследования: гражданская религия в США является условием и результатом секуляризационных процессов и отделения церкви от государства при отсутствии доминирующей религии.

Методологической основой исследования являются как общенаучные методы (анализ и синтез и др.), так и разработанные в рамках социальной философии подходы, способы и средства. В их числе анализ сущностных характеристик религиозных верований, сравнительно-исторический подход, метод комплексного исследования сложных социальных явлений, специальные социологические методы анализа духовной жизни. Изучая процессы и закономерности развития не только материальной, но и духовной жизни, социальная философия постоянно в качестве своего объекта исследования выбирала религию: или какодну из форм общественного сознания, пересекающуюся по своим содержательным характеристикам с другими формами и влияющую на общественное бытиеили как коллективное представление (Э.Дюркгейм) — или как элемент, организующий институциональные параметры того или иного общества (М.Вебер). Используются методы и других наук: социологии духовной жизни, политической психологии, истории идей и др. Применяемые в исследовании подходы с указанных позиций дополняются инструментарием структурно-функциональных анализа, контент-анализа, истолкования источников, рассмотрения документов и т. д.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в пей осуществлен комплексный анализ феномена веры в Америку и концепций гражданской религии в США с исходных позиций социальной философии. В связи с этим можно считать, что обоснованные в процессе исследования и введенные в научный оборот понятия, могут быть использованы для комплексного изучения многих реалий духовной жизни и идеологии США. Обоснован взгляд на них с позиций гносеологии и аксиологии, что позволяет по-новому рассмотреть сущность, смысловую наполненность и основные функции феномена веры в Америку, осуществлять дальнейший анализ объясняющих ее концепций с позиций не только философской, но и других социальных наук. Предложенные подходы могут быть применены для анализа ситуаций с различными национальными аналогами гражданской религии.

Практическая значимость работы сводится к тому, что ее результаты релевантны для задач рассмотрения специфики соотношения религии и государства не только в США, но и в других странах мира, включая современную Россию. Работа способствует выявлению специфики идеологического обоснования внешнеполитического курса США на фоне сущностных особенностей духовной жизни и особенностей идеологии этой страны. В целом она может в этом плане служить задачам налаживания продуктивного диалога с американцами по ряду жизненно важных проблем, учитывая расхождения с ними по мировоззренческим позициям. Положения работы могут быть включены в учебные курсы по социальной философии, политологии, религиоведческим дисциплинам.

Научная новизна результатов исследования:

1. Проведен комплексный социально-философский анализ феномена веры в Америку и основных концепций гражданской религии в США, который предпринимается в отечественной научной литературе впервые.

2. Выделены гносеологические и аксиологические основания, а также социально-исторические условия и политические предпосылки сакрализации мирских ценностей в рамках гражданской религии в США.

3. Поскольку гражданская религия является неизбежным продуктом секуляризованного общества в Америке, в котором нет доминирования какого-либо одного вероисповедания или даже религиозного направления, она определяет многие стороны не только духовной жизни, но также политического курса США.

4. Ценностные детерминанты веры в Америку, которые характеризуются убеждением в богоизбранности этой страны и на этом основании уникальности ее национального опыта — вплоть до его фетишизации.

5. Для объяснения специфики воздействия установок гражданской религии в США привлечен потенциал различных психологических механизмов («мышление о желательном», феномен «фигура — фон» и др.).

Положения, выпосимыс на защиту:

1. Специфика гражданской религии в качестве неустранимого компонента жизни США заключается в том, что она с начала зарождения американского общества, придерживающегося устоев секуляризма, выполняет социально интегрирующие функции в немэтим определяется и ее статус: вера в Америку надстраивается над всеми конфессиями (более.

2. Гражданская религия в США обладает некоторыми особенностями традиционных вероисповеданий, но выступает как пограничное между национальной культурой, политической идеологией и собственно религией образованиев связи с этим ей присущи уникальные гносеологические и аксиологические характеристиками.

3. Ценности гражданской религии — неустранимый компонент социализации подрастающих граждан США в системе образования, идеологического сопровождения многих проявлений общественно-политической их активности, например, службы в армии, освящения ряда политических процедур, особенно внешнеполитических инициатив.

4. Гражданская религия в США имеет свои аналоги в странах с высокой степенью конфликтности — ЮАР и Израиля, ее ценности не приживаются в странах с укорененностью традиционных религийпопытки конструирования «всемирной» гражданской религии не находят достаточной поддержки.

5. Развитие веры в Америку прошло несколько этапов, а в рамках истолкований гражданской религии в США выделяются две тенденции: либеральная и консервативнаяпоследняя с 1976 г. тесно связана с протестантским фундаментализмом.

6. Основные положения гражданской религии в США ориентированы на трактовку уникальности американского социально-исторического опыта, на фетишизацию политических структур США, на оправдание статуса Америки как «богоизбранной» страны, а на этой основе — ее превосходства над другими.

7. В гражданской религии в США по-особому соотносятся мирские и сакральные ценности, выражая специфику мировоззрения американцев и особенно восприятие ими окружающего мира.

Достоверность полученных результатов определяется обоснованностью интерпретаций особенностей идеологической жизни и исторических форм проявлений гражданской религии в США с позиций социальной философии. Данные интерпретации проверяются с привлечением методов ряда обществоведческих дисциплин, в первую очередь религиоведения, политической психологии, истории идей, а также конкретных методов научного исследования. Привлекается богатый историографический и статистический материал, используются новые приемы анализа источников и количественных данных.

Апробация положений работы проходила в выступлениях автора в ряде институтов РАН (Институт, философии, ежегодные симпозиумы «Рефлексивные процессы и управление», Институт психологии, Институт славяноведения и др.), Современной гуманитарной академии (ноябрь 2006 г., декабрь 2007 г.), в Дипломатической академии (декабрь, 2006 г.), в общественных организациях Федерация мира и согласия (март, июнь, сентябрь, декабрь 2006 г., март, май, июнь, декабрь 2007 г., март 2008 г.) и.

Горбачев-фонд (февраль 2007 г.), на региональных научных конференциях (Владимир, июнь 2005, май 2006 г., Ижевск, январь, 2007 г., Котлас, июнь 2007 г., Тверь, август., 2005 г., август 2007 г., Саратов, ноябрь 2007 г.). Соответствующая проблематика рассматривалась в рамках работы с участием автора по гранту РФФИ 04 06 80 456 «Приоритеты развития человеческого потенциала в современных условиях» (2004 — 2006). Непосредственно по теме работы выпущено более 20 публикаций, ее проблематика затрагивается и в других авторских работах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вера в Америку как элемент общественного сознания и гражданская религия в США как элемент его самосознания — это убеждение в богоизбранности Америки и на данном основании' уникальности исторического опыта ведущей страны мира, которая, по убеждению ее правящей элиты, разделяемому большинством американцев, якобы может служить моделью развития для всего человечества. Фактически она — целое идеологическое измерение истории, а также современного состояния, политической и духовной жизни США как «нации под Богом». Вера в Америку санкционировала становление и функционирование «священных» ценностей американского образа жизни с его разнородными характеристиками с опорой на идею богоизбранности. Ее сущностные характеристики можно определить на протяжении всей истории страныони же на современном этапе принимают новые модификации, которые и были подвергнуты всестороннему рассмотрению.

Этим и обусловлено проведение комплексного социально-философского анализа данного феномена, предпринятого в отечественной научной литературе впервые. Даже общий взгляд на историю и основные проявления веры в Америку, особенно в периоды ее оживления, говорит о значимости такого анализа для понимания специфики национального самосознания американцев, характеристики существенных особенностей идеологии этой страны в целом.

Обоснован тезис, что гражданская религия является неизбежным продуктом секуляризованного общества в США, в котором нет доминирования какого-либо одного вероисповедания или даже религиозного направления. Разработана идея о гносеологических и ценностных детерминантах веры в Америку, которые характеризуются убеждением в богоизбранности этой страны и на этом основании уникальности ее национального опыта — вплоть до его фетишизации. Для объяснения специфики воздействия установок гражданской религии в США привлекается потенциал различных психологических механизмов («мышление о желательном», феномен «фигура — фон» и др.).

В связи с этим гипотезу о том, что вера в Америку и истолковывающая ее гражданская религия в США являются условием и результатом секуляризационных процессов и отделения церкви от государства при отсутствии доминирующей религии, можно считать релевантной.

Интерес к указанному феномену автор проявил еще в середине 1980;х годов346. Казалось бы, после победы США в холодной войне эта тема потеряла актуальность. Однако так не случилось. Поэтому и в диссертационной работе, как и в указанных статьях, преимущественное j внимание уделялось гегемонистским сторонам веры в Америку, которые выражали и освящали крепнущую и всеподавляющую силу США.

В начале нового века Америка выступила как страна-лидер в осуществлении процессов глобализации в своих интересах. Идеологическим прикрытием этого курса и является поворот в рамках веры в Америку, связанный с тем, что ее ценности преподносятся в качестве безальтернативных всему человечеству. Это порождает принципиально новые конфликты, которые и призвана анализировать социальная философия.

Сегодня лидеры США претендуют — и делают все возможное, чтобы внедрить эти претензии в сознание масс американцев, — в силу особых, якобы поддерживаемых Богом-покровителем Америки прав и привилегий, на контроль за процессами глобализации, и это им удается. Данные претензии во многом влияют на внутрии внешнеполитический курс США, пренебрегающих интересами государств остального мира и даже делающих.

346 Задорожшок И. Е. Об идейном содержании концепции «гражданской религии // Социологические исследования. 1983. № 4- Задорожшок И. Е. Гражданская религия в США: крах либеральных чаяний и триумфы консерваторов // Вопросы философии. 1984. № 1- Задорожшок И. Е. Гражданская религия в США // Религии мира. 1986. М., 1987. С. 48−67- Задорожшок И. Е. «Гражданская религия» в США: концепции Р. Беллаха и реальность // Вопросы научного атеизма. М., 1987. ставку на «голую силу». Гегемонистская вера в Америку служит камуфляжем подобной политики.

Но следует помнить и о тех устремлениях в ее рамках, которые указывают на демократический дух американского народа, его непримиримость к угнетению, как они проявились в борьбе за независимость США и против рабства, как сегодня они проявляются в неприятии политики гегемонизма. Религиозная мотивация и сегодня побуждает американцев, подлинных патриотов своей страны выступать с протестами против гонки вооружений, за социальную справедливость, за права угнетенных, обосновывая свои действия верой в лучшую, демократическую Америку.

Национальная гордость, связанная с убеждениями в своей богоизбранности, должна стать достоянием передовых, демократических сил Америки, людей, которые бескорыстно любят свою страну, даже если это чувство окрашивается в религиозные тона. Они не хотят видеть Америку в роли мирового жандарма, к чему призывают проповедники гегемонистской веры в Америку. Для них самое ценное в американской историидемократические завоевания народа США, а не гегемонизм и великодержавный шовинизм. Это еще в большей степени обязывает осуществлять социально-философский анализ данного религиозно-политического феномена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. — Абрамов М. А. Шотландская философия века Просвещения. М., 2000, — 168 с.
  2. У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.- 239 с.
  3. Г. История американского народа. М., I960.- 420 с.
  4. Л. США и Россия: отношения сквозь призму идеологий // Россия в глобальной политике. 2006. — № 3. — С. 45 — 59.
  5. Р. Гражданская религия // Новое время. 1994. № 11. Перевод И. Е. Задорожнюка. С. 56−57.
  6. Р. Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /Сост. В. И. Гараджа и Е. Д. Руткевич.- М.: Аспект Пресс, 1996. С. 677- 699.
  7. Р. Социология религии // Американская социология. М.: Прогресс. 1972. С. 265 — 278.
  8. П., Лукман П. Социальное конструирование реальности. — М., 1985.- 260 с.
  9. М. Бог любит Америку. М., 1980. — 188 с.
  10. Буш Дж., Скоукфорт Б. Мир стал другим. М., 2004, — 426 с.
  11. П. Смерть Запада. М., СПб. — 2003.
  12. Д. От Сталина и Рузвельта до Путина и Буша. М.: Терра, 2007.-448 с.
  13. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990. — С. 23 — 208.
  14. Л.Н. Современный капитализм и религия. М., 1984.- 165 с.
  15. Г. Почему нас ненавидят. Вечная война ради вечного мира. -М., 2003.-372 с.
  16. Винтер 3. Кошмары Америки. М., 1973. — 178 с.
  17. Г. В. Ф. Философия религии. В 2 тт. -М.: Мысль, 1975. 326 с.
  18. З.М. Вудро Вильсон. М., 1983.-242 с.
  19. Ч. Социология религии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. — С. 184 — 190.
  20. Т. Богово кесарево, подчинение религии государственной власти // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа и Е. Д. Руткевич.- М.: Аспект Пресс, 1996. С. 25 -29.
  21. Гор А. Атака на разум. СПб., 2008. — 321 с.
  22. Д.Ю. «Глобализация» или «вестернизация»? // Вопросы философии. 2008. — № 2. — С. 3−16.
  23. Ш. Фредерик Дуглас. М., 1959. — 252 с.
  24. О. «Своя мудрость». Национальные мифологии и «гражданская религия» в Украине. Киев, 1999. — 134 с.
  25. Г. А. Проблемы адаптации выпускников школ к демократическим преобразованиям // Педагогика. 2007. № 3. — С. 26 -35.
  26. В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. -319 с.
  27. Э. Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Т. 2. — М., 2006. — 328 с.
  28. Е. В. Религиозность военнослужащих России (состояние, структура, факторы) // Социологические исследования. -2007. №−7.-С. 130−137.
  29. О.А. Верховный суд США: право и политика. М., 1986. -196 с.
  30. И. Е. Об идейном содержании концепции «гражданской религии//Социологические исследования. 1983. — №−4.-С. 82−91.
  31. И. Е. Гражданская религия в США: крах либеральных чаяний и триумфы консерваторов // Вопросы философии. 1984. — №−1.-С. 129−135.
  32. И. Е. Гражданская религия в США // Религии мира. 1986. -М., 1987. С. 48−67.
  33. И. Е. «Гражданская религия» в США: концепции Р. Беллаха и реальность // Вопросы научного атеизма. М., 1987. — С. 5775.
  34. И. Е. Последнее «ура» новых правых // Новое время. -1988. -№ 14. С. 22−23.
  35. И. Е. Уникальный макросубъект мировой политики // Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 6. — С. 119−125.
  36. И. Е. Гражданская религия в США, или «вера в Америку»: социальные функции, история и современность. М.: Издательство СГУ. 2007. — 353 с.
  37. И. Е. Гражданская религия и патриотическое воспитание в системе образования США //Высшее образование в России. 2007. № 9. — С. 150- 156.
  38. И. Е. Судьбы идеи «гражданской религии» в России // Свободная мысль. 2007. № 12.- С. 93 — 105.
  39. И. Е. Гражданская религия и армейская служба: нарушается ли первая поправка к Конституции США? // Право и образование. № 3. 2008. — С. 83 — 94.
  40. И. Е. Социально-философские предпосылки гражданской религии в США: Дж. Локк и Г. В. Ф. Гегель// Труды СГА. № 3. 2008.-С. 53−68.
  41. И. Е. Гражданская религия в Америке: настоятельность новых интерпретаций // Вопросы философии. № 3. 2008. — С. 62−74.
  42. Запад вблизи. М., 1982. — 392 с.
  43. Л.И., Яковлев Н. Н. Новейшая история США. М., 1972. 425 с.
  44. Р. Франклин. М.: Молодая гвардия. 1972. — 322 с.
  45. Э. А. Белый дом: президенты и политика.- М., 1979.- 244 с.
  46. История США. Т. I. — М., 1983. — 346 с.
  47. И. Религия в пределах только разума. СПб., 1908. — 182 с.
  48. Н. Американская нация как народ божий // Независимая газета. 2000. 5. XI.
  49. Т.В. Человек риска. Социально-философские проблемы. М.: СГА. — 208. — 201 с.
  50. А. М. Воспитание гражданственности. М.: РАГС, 2007. — 184 с.
  51. В. Н. Религиозное образование в светской школе. М., 2005. — 196 с.
  52. Г. И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социологические исследования. 2008. — № 1. — С. 3140.
  53. С. Гражданская религия у Руссо // Вопросы философии и психологии. № 103. 1910. — С. 180 — 198.
  54. В. Америка: уязвимая и опасная // Россия в глобальной политике. 2007. — № 2. — С. 86 — 92. л
  55. В. Америка Россия: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. — М.: Европа, 2007.- 195 с.
  56. Лан В.И. США в военные и послевоенные годы. М., 1978. 368 с.
  57. Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. — М., 2005. — 248 с.
  58. М. И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице // Национальная идея: история, идеология, миф. Отв. ред. Г. Ю. Семигин. М.: ИСПРАН, 2004. С. 41 — 64.
  59. В. Гражданская религия и христианство // Журнал Московской патриархии. — 2000. № 2. — С. 67 — 75.
  60. В. Гражданская религия США: генезис и основные характеристики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001. № 4. — С. 88 — 100.
  61. А.В. Религия и просвещение. М., 1985.-285 с.
  62. К. Диагноз нашего времени. М.: Республика, 1994. — 324 с.
  63. Мартин Лютер Кинг. Есть у меня мечта. Избранные труды и выступления. М., 1970.- 258 с.
  64. В. С. Политика в пределах здравого смысла // Свободная, мысль. 2007.-№−10.-С. 185- 198.
  65. Г. Моби Дик, или Белый Кит. М., 1967. 566 с.
  66. У. Р. Мартин Лютер Кинг: жизнь, страдание, величие. М.: Рудомино, 2004. 324 с.
  67. Е. Гражданская религия: возможна ли она в России // Религия и право. № 1. 2004.
  68. А. Политизация «православного мира». — М.: Наука. -2004. 279 с.
  69. Л. Н. Понятие религии. М.: Современный гуманитарный университет, 2003. 294 с.
  70. Л. Евгений Примаков. М.: Молодая гвардия, 2007. — 468 с.
  71. Наследники Джозефа Маккарти. М., 1984.- 196 с.
  72. Национальная идея: история, идеология, миф. Отв. ред. Г. 10. Семигин. М.: ИСПРАН, 2004. 600 с.
  73. А., Хардт М. Империя. М.: Праксис, 2004. 286 с.
  74. Ф., Хардт М. Множество. Война и демократия в эпоху империи. М.: Культурная революция, 2006. 354 с.
  75. Новые церкви, старые верующие старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена, Д, Фурмана. — М., СПб., 2007. — 400 с.
  76. Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984. — 186 с.
  77. О стратегии российского развития. Аналитический доклад. Москва: «Русский путь». 2003. 392 с.
  78. Общие соображения по поводу отделения церкви от государства. — М.: Посольство Франции. 2006. — 426 с.
  79. М. Религия и мировая политика. — М.: Альпина бизнес букс, 2007.-352 с.
  80. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная политика. -М., 2000.-402 с.
  81. Г. В., Тощенко Ж. Т. Современный мир и религия // Вопросы философии. 2007. № 6. -С. 3 17.
  82. И. П. Архитектура нового мира и Россия // МЭиМО. -2004. №−4.-С. 17−24.
  83. А. С. Глобальное политическое прогнозирование: учебник для студентов вузов. Москва: «Алгоритм», 2000. 352 с.
  84. А. С. Искушение глобализмом. Москва: «ЭКСМОПресс», 2002. 416 с. (Серия «История России. Современный взгляд»).
  85. А. С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке. Москва: Русский мир, 2005. 430 с.
  86. А. С. Россия в циклах мировой истории. Москва: Издательство МГУ, 1999. 288 с.
  87. Т. Избранные произведения. М., 1959. — 168 с.
  88. М. Вебера по социологии религии и идеологии. М.: ИНИОН, 1985.-236 с.
  89. Религия в политической жизни США (70-е начало 80-х годов). Под ред. Д. Е. Фурмана. — М., 1985. — 337 с.
  90. В. А. Развитие христианского учения о войне и воинском служении в русском православии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001. № 4. — С. 137 — 144.
  91. .Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права// Трактаты.- М., 1969. С. 248−255.
  92. Г. Н., Уткин Н. И. Джефферсон. М., 1983.-253 с.
  93. Е. С. Противники России в войнах XX века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М.: РОССПЭН, 2006. -288 с.
  94. JI.IO. У истоков американкой истории. Ч. 1- 2. М.: Наука, 1978- 1980.
  95. Словарь американской истории. М.: РОССПЭН, 2007. — 421 с.
  96. Н. А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета. -М.: Знак, 2006. 488 с.
  97. П. Религиозные группы и религиозные перегруппировки // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост В. И. Гараджа и Е. Д. Руткевич.- М.: Аспект Пресс, 1996. С. 259 — 266.
  98. А. Превратности «светской» теологии в современной России // Перспективы. 2004. — № 2. — С. 57 — 64.
  99. П. А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. -423 с.
  100. В. М. Гражданская религия в США и американский мессианизм // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001. -№ 4.-С. 109- 127.
  101. Г. А. Союз креста и меча (церковь и война). М., 1969. 169с.
  102. США двести лет. Вашингтон, 1976. — 323 с.
  103. США: политическая мысль и история. М., 1976. 168 с.
  104. США: консервативная волна. М., 1984. -334 с.
  105. СэндбергК. Линкольн. М., 1961.-566 с.
  106. А. О демократии в Америке. М., 1897. -424 с.
  107. В. Символ и ритуал. М.: Прогресс, 1983.- 229 с.
  108. Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.- 326 с.
  109. М. О терпимости. М., 2000. 246 с.
  110. Д. Обращение и проклятие: религиозные влияния на американские образы поздней царской, советской и постсоветской России // Российско-американские отношения в прошлом и настоящем. М., 2007. — С. 256 — 270.
  111. А. Американская защита. Государственный департамент против расчленения России // Московские новости. 2007. — ХЬ 5.
  112. У. Закат мирового капитализма. М., 1959. 542 с.
  113. Ф. Америка на распутье: Демократия, власть и неоконсервативное наследие. М.: ACT, 2007. — 331 с. 1.13. Фулбрайт У. Самонадеянность силы. М., 1967. — 262-с.' 114. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981. 242 с.'
  114. Фюстель де Куланж. Гражданская община древнего мира. М., 1867,1891.-327 с.
  115. Н. Гегемония или борьба за выживание: Стремление США к мировому господству. М.: Столица-принт, 2007. 298 с.
  116. О. О неслиянном единстве церкви и государства // Церковь и общество. 1999. — № 1 -2.- С. 57 — 73.
  117. В.П. Два облика президента: от морализма к джингоизму // США: Экономика, политика, идеология. 1980. — № 9. — С. 49−58.
  118. И. Н. Философия религии. Актуальные проблемы. -М. Изд-, во РАГС, 2007. 245 с.
  119. Н.Н. Переступившие грань. М., 1970. -259 с.
  120. Н.Н. Религия и политика в Америке. М., 1987. — 321 с.
  121. Н. И. Силуэты Вашингтона. М.: Политиздат, 1983. — 255 с.
  122. Н.Н. Франклин Рузвельт. Человек и политик. Новое прочтение. М.', 1981.- 422 с.
  123. Adams М. Fire and ice. The U.S., Canada and the myth of the converging values. Toronto, 2004.
  124. The Adventure of peace. Dag Hammarscjold and the future of UN. Macmillan, 2005. ё
  125. Ahlstrom S. A Religious history of the American people. — New Haven -L., 1972.
  126. Allow prayer in public school? // U. S. news and world report. Nov. 15, 1982.
  127. American Civil Religion. Ed. by F. Richley and R.Jones. N.Y., 1974.
  128. American religious values and the future of America. Ed. by R. Allen. -Philadelphia, 1978.
  129. Bakshian A. Candidats. N. Y., 1980.
  130. Barlett B. Impositor. L., 2006.
  131. Barnet R. The gigants: Russia and America. N.Y., 1977.
  132. Bell D. The return of the sacred. The argument on the future of religion // Socioligical journeys. Esseys 1960 1980. — L., 1980. — P. 330−353.
  133. Bell D. The Revolt against Modernity // The Public Interest. 1985. № 81. P. 42−63.
  134. Bellah R. The broken covenant. American civil religion in time of trial. N.Y., 1975.
  135. Bellah R. Civil Religion in America//Daedalus. 1967. — № 1.-p. 1- 17.
  136. Bellah R. et al. The Good society. N. Y., — 1991.
  137. Bellah R. et.al. Habits of the Heart. Individualism and Commitment in American Life. N.Y., 1986.
  138. Bellah R. Imagining Japan. Japanese tradition and its modern interpretation. Univ. of California, 2003.
  139. Bellah R. Propheting religion in democratic society // Deepening the American dreem. 2006. # 10.- Spring, 2006. -141., Bellah R. Religion, citizenship and crisis in public education I I robertbellah.com/lectures3.htm
  140. Bell ah R. Tokugava religion. The Valeus of post-industrial Japan. Free press., 1957.
  141. Bellah R., Hammond Ph. Variaties of civil religion. Harper and Row. 1980.
  142. Benson P., Wilson D. Religion on Capitol Hill. Myths and realities. San Francisco, 1982.
  143. Best loved songs of American people. N.Y., 1975.
  144. Blumenthal S. How Bush rules. Chonicles of radical regime. Princeton, 2006.
  145. Boocer Ch. Beautiful America. Reflections on lost dream. L., 1982.
  146. Boorstin D. Americans: Democratic experience. -N.Y., 1983.
  147. Bridging the Atlantic. Question of American exceptionalism in perspective Ed. By Glaser and Welenrechter. Cambridge, 2002.
  148. Boyer W. Myth America: Democracy vs. Capitalism. -N. Y.,-2005.
  149. Brzezinski Z. Choice: Dominance or leadership. Perseus books group, 2004
  150. Brogan D. The American character. N. Y., 1975.
  151. Broody W. College goes global // Foreign affairs. 2007. — March/April. -p.102- 123.
  152. Campbell C., Sherington G. Comprehensive public high school. -Macmillan, 2006.
  153. Campbell D. E. Why we vote: how schools and communities shape our civic life. -Princeton, 2006.
  154. Carter J. A Government as good as its people. N. Y., 1977.
  155. Clifton K. A Nation under God. N.Y., 2005.
  156. Сое К., Domke D. The God strategy. How religion became a political weapon in America. N. Y., 2007.
  157. Conflict in America. A History of domestic confrontation. Washington, 1976.
  158. Cook B. The Red scare, 1917 1920 // Conflict in America. -Washington, 1976.-p. 128- 144.
  159. Creation of identity. Meaning and conflict in UA history. Ed. By D. Cobb-Roberts. Macmillan, 2006.
  160. Crocket D. Focus on Watergate. An examination of the moral dilemma of Watergate in the light of the civil religion. Usher univ. Press. 1982.
  161. Deuz H. Die europaische Seele. Leben und Glauben in Europa. Wien, 2002.
  162. Drezner D. The New New World // Foreign affairs. 2007. -March/April. — p. 34 — 46.
  163. Edel W. Defenders of faith. Religion and politics from Pilgrim Fathers to Reagan.-N. Y., 1987.
  164. Encyclopedic Dictionary of Religion. Washington, 1979.
  165. Findley P. Lincoln. The crucible of Congress. N.Y., 1979.
  166. Fischer L. President and congress. Power and Policy.-N. Y., 1972.
  167. Freedom and justice for somebody. -N. Y., 1984.
  168. Geiko M.-F. America’s Battle for God: A European Christian Looks at Civil Religion. Grand Rapids, 2006.
  169. Goldberg G. Church, State and Constitution. The Religious Clauses upside down. -Washington, 1987.
  170. Greeley A., Hout M. The Truth about conservative chrisrians. What they think and what they believe. Chicago, 2006.
  171. Guggisberg H. Amercan exceptionalism as national history? // Bridging the Atlantic. Question of American exceptionalism in perspective Ed. by Glaser and Welenrechter. Cambridge, 2002. p. 265 276.
  172. Haass R. The Opprtunity. America’s moment to alter History’s course. -N. Y,? Public affairs, 2005.
  173. Hage Th. Zivilreligion. Religionwissenschaftliche Uberlegungen zu einer theoretischen Konzept um Beispiel der USA. Wurzburg, 2001.
  174. R. «We, the People». California, 1987.
  175. Harrington M. The Next Left. The History and Future. N.Y., 1987.
  176. Hart G., Lind W. America can win: The Case of military reform. N. Y., 1986.
  177. Heffley J., Plowman E. Washington: christians in corridors of power. -London, 1975.
  178. Herberg W. Protestant. Catholic. Jew. An essay on american religious sociology. N.Y., 1960.
  179. Herberg W. Religion and Education in America.-In:Religious Perspectives on American Culture. Princeton, 1961, p.23.
  180. Hill S., Owen D. The new religious and political right in America. -Nashwill, 1982.1831 ludson W. Religion in American life. N. Y., 1987.
  181. Hughey M. Civil religion and moral order. -N. Y., 1984.
  182. Hunt M. United States gained and wielded global dominance. North Carolina press, 2007.
  183. Ideals of our presidents. Ed. by L. Johnson. — N.Y., 1978.
  184. In God they trust // Newsweek. 2007. May 7. p. 33- 37.
  185. Katz M., Stern M. One nation divisible. What America was and what it is becoming.-N.Y., 2006.
  186. Kenney Ch, Turner R. Dukakis: An American Odyssey. Boston, 1988.
  187. Kosmin В., Lauchman S. J. One Nation under God. N. Y., 1993.
  188. Kristol I. Two cheers of capitalism. N.Y., 1978.
  189. La Fontaine Ch. God and Nation in selected U.S. presidential inaugural adresses // Journal of church and state. 1976. № 1.
  190. Lai D. Reviving the invisible hand. Case for classical nationalism in XXI century. Princeton, 2006.
  191. Liebman Ch., Don Yehiya E. Civil Religion in Israel. Traditional Judaism and the Jewish State. Univ. Of California, 1983.
  192. Maguaire D. The new subversives. Anti-americanism of religious right.1. N.Y., 1982.
  193. Marby M. Twicc as good. Condolcezza Rice and her path to power. -Rodale inc. 2007.
  194. Marty M. Nation of Behavers. New Haven-L., 1976.
  195. Marty M. Pilgrims in their own land. Boston, 1984.
  196. Marty M. Our religio-secular world // Daedalus. 2003. Summer. P. 39 -54.
  197. McBrien R. Caesar’s coin. Religion and politics in America. N. Y., 1987.
  198. McClay W. The Soul of the nation // Public interest. Spring 2004. p. 15 -31.
  199. Meaning of modernity. Religion, polity and self. Ed. By R. Madsen et al. Berkley, 2002.
  200. Miller W. American culture and american political attitude // Religious perspective of american culture. Princeton, 1961.
  201. Miller W. Yankee from Georgia. The emergency of Jimmy Carter. N.Y., 1978.
  202. Minkenberg M. Civil Religion and German Unification // German Studies Review. 1997, — № 1. — P. 63−82.
  203. Moody D. The rise of africancrdom. Power, apartheid and the africaner civil religion. Univ. Of California, 1980.
  204. Moore S., Lare J., Wagner K. The child"s political world. A longitudal perspective. N. Y., 1985.
  205. K. 9/11 and the american civil religion today//cismor.jp/en/research/report/mori
  206. Moynihan D. Counting our blessings. Reflections on the future of America. Boston, 1986.
  207. A Nation of Religions. The Politics of Pluralism in Multireligious America. University of Carolina Press, 2006.
  208. Neuhaus R. The Naked public square. Religion and democracy in America. Grand Rapids, 1984.
  209. Neustadt R. President power. The Politics of leadcrschip with reflections on Johnson and Nixon. N.Y. — L., 1976.
  210. A New spirit, new commitment, new America. Washington, 1977.
  211. Niebur Rich. The Kingdom of God in America. N.Y., 1937.
  212. Nielsen N. The religion of president Carter. N.Y., 1976.
  213. Novak M. The experiance of nothingness. N.Y., 1970.
  214. Novak M. The Spirit of democratic capitalism. -N. Y., 1982.
  215. Obama B. Dreams from my Father. The story of race and inheritance. N. Y.: Three rivers press, 2004.
  216. O’Brien D. God land. N.Y., 1977.
  217. Peace in search of makers. Ed. By J. Rockman. Valley Forge, 1979.
  218. Pessen A. Jacksonian America. Society, Personality and Politics. Chicago, 1985.222 223 224 225 226 225 413 677 175 579 158 707 863 122 083 840,238239,240 241,242,243,244,245,246,247,248,249
  219. Pfeffer L. God, Ceasar and Constitution. The court as the refery of church-state confrontation. -Boston, 1975. Phillips K. American theocracy. N. Y., 2006.
  220. Political Islam. Critical Concepts in Islamic Studies. Ed. by B. Rubin. L., N.Y., 2007. V. I.
  221. Pongle Th. Political philosophy on the God of Abraham. Free press, 2004.
  222. Proposed Constitutional Amendment Permit Voluntary Prayer. Wash., 1982.
  223. Readings in Third world missions. Ed. By M. Nelson. Pasadena, 1976. Religion des Burgers. Zivilreligion in Amerika und Europa. Hrsgb. H. Kleger, A. Miiller. Miinchen, 1986.
  224. Religion in America. Ed. By W. VcLoughlin and R. Bellah. -Boston, 1968.
  225. Religion in contemporary society. Ed. by Chafhant P. N.Y., 1981.
  226. Religious perspective of American culture. Princeton, 1961.
  227. Richley J. Religion in american public life. Washington, 1985.
  228. The Robert Bellah reader. Duke univ. press, 2002.
  229. The role of religion in american life. Ed. by R. Mathisen. Univ. Press of1. America. N.Y., 1982.
  230. Schlessinger A. Jr. The Imperial presidency. Boston, 1973. Sekot A. Soudobё problemy nabozenstvf // Ateizmus. — Bratislava, 1983. — № 6.
  231. Smith A. and al. Reagan: The Man, the president. -N. Y., 1980.
  232. Smith C. R. Daniel Webster and the oratory of civil religion. Boston.1989.
  233. Speeches of American presidents. Ed. By J. Podell, S. Aurovin. N.Y., 1968.
  234. Stone W. Heaven rescued land. American hymns and American destiny //
  235. Journal of popular culture. 1976. — #1. — p. 132- 146.
  236. Sullivan A. The Party faithful. N.Y.: Scribner. 2007.
  237. The Sword of the Lord: Military Chaplains from the First to Twenty First
  238. Century. Ed. by D. Bergen. Notre Dame, 2004.
  239. Tarkel S. American dreams: lost and found. Pantheon books, 1980.
  240. Toffler A., Toffler H. Revolutionary wealth. -N. Y., 2006.
  241. Trailing clowds of glory. Spiritual values in children literature. Ed. by M.
  242. Engle, A. Brooke. Philadelphia, 1995.
  243. Trefousse H. Nationalism as civil religion // Bridging the Atlantic. Question of American exceptionalism in perspective. Ed. By Glaser and Welenrechter. Cambridge, 2002. p. 103 118.
  244. Uncivil religion: Interreligions hostility in America / Ed. by R. Bellah, F.
  245. Greenspath. Crossroad, 1987.
  246. Valenti J. A Very human president. N. Y., 1974.
  247. Vitz P. Religion and traditional values in public school textbooks // Public Interest. 1986. — #84. Summer.
  248. Vogele U. Zivilreligion in dar Bundesrepublik Deutschland/ Guterloh. 1994.
  249. Wallace C. Character. Profiles in Presidential Courage. N.Y., 2004.
  250. Wainberg A. Manifest Destiny. A study of nationalistic Expansionism in American history. Chicago, 1963.
  251. Warner L. The Living and the dead. A Study of symbolic life of Americans. New Haven, 1959.
  252. Weekly compilation of Presidential documents. Washington, 1986. -November 24.
  253. White Th. Break of Faith: The fall of Richard Nixon. N.Y., 1975.
  254. White Th. The making of the president. 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980.
  255. Wilson J. Religion in American society. N. Y., 1978.
  256. Wilson J. A Historian"s approach to civil religion // American Civil Religion. Ed. by F. Richley and RJones. N.Y., 1974. -p.l 15 — 137.
  257. Wolfe A. The Transformation of american religion. Free press, 2004.
  258. Wooten D. Dasher. The Roots and rising of Jimmy Carter. N. Y., 1978.
  259. Yankelovich D. Surveing the land // Foreign Affairs. 2005. № 5.
  260. Yinger M. Scientific study of religion. L., — 1971.
  261. Young P. God"s bullies. Native reflections on preacher and politics. N.1. Y., 1982.
Заполнить форму текущей работой