Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личность в условиях общественного кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из показателей общественного кризиса России является разрушение привычных, «советских» механизмов взаимодействия общества и личности. Замена тоталитарной общественной системы на демократическую представляет собой сложный и противоречивый социальный процесс, длительность которого определяется множеством разнообразных факторов. В таком временном «межсистемном» промежутке, называющимся… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Раздел 1. Теоретико — методологические подходы к исследованию личности
  • 3. Раздел 2. Общественный кризис и изменение личности
  • 4. Раздел 3. Преодоление кризисного состояния личности

Личность в условиях общественного кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское общество характеризуется противоречивостью процесса реформирования всех сторон жизни и кризисным состоянием.

Одним из показателей общественного кризиса России является разрушение привычных, «советских» механизмов взаимодействия общества и личности. Замена тоталитарной общественной системы на демократическую представляет собой сложный и противоречивый социальный процесс, длительность которого определяется множеством разнообразных факторов. В таком временном «межсистемном» промежутке, называющимся переходным, когда старая система разрушается, а новая система еще только складывается, общество как бы впадает в «социальную шизофрению», а в системе ценностных ориентаций и норм поведения человека возникает «динамический хаос». Такое кризисное состояние общества и кризис сознания человека делают взаимодействие человека и общества особенно напряженным, конфликтным и крайне неопределенным по своим социальным последствиям.

В такой период наиболее важно как и насколько успешно происходит адаптация человека к новым условиям, новым ценностям, моделям социального действия, что и представляет вероятность оценки успеха (или неуспеха) проводимых реформ.

Как показывает практика, изменения в социальной реальности в полной мере отражаются в сознании и поведении личности, с одной стороны, но личность одновременно и преобразует действительность, с другой стороны. Это и обуславливает рассмотрение личности как объекта и субъекта общественной деятельности. В настоящем кризисном социуме личность поставлена в экстремальные условия, когда «старое» сломлено, а «новое» не всегда адекватно соответствует провозглашенным целям реформирования общества. И, как следствие, под воздействием кризиса в обществе происходит перестройка, деформация сознания и поведения человека. Данное обстоятельство ставит личность перед выбором различных форм адаптации к новым условиям жизнедеятельности, служит оценкой жизнестойкости. Следовательно, развитие личности в переходный период идет либо по пути раскрытия новых возможностей, либо по пути деградации, что и реализуется в различных поведенческих типах.

Типология дает возможность показать, что в условиях общественного кризиса идет формирование нового социального типа личности, в основу которого заложена определенная система ценностей и норм, а также осознание себя и своей социальной группы, что особенно важно в реальных условиях общественного развития.

Кроме того Абульханова — Славская К. А. считает, что влияние общественного кризиса в современных условиях на сознание и поведение личности неоднозначно. А это требует научного анализа общественного кризиса как социокультурного фактора изменения направленности развития личности. Данный подход дает представление о том, каково развитие личности в условиях общественного кризиса России, что позволит раскрыть способ включения человека в различные сферы жизнедеятельности и способ разрешения противоречий.

Все вышеизложенное и определило выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В современной отечественной философской науке последних лет проблема развития личности в условиях общественного кризиса специально не изучалась. Однако существует значительное число работ, рассматривающих общество как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, механизмы общественного развития. К ним прежде всего относятся работы Платона, Аристотеля, Гоббса, Локка.

Общественное состояние", с одной стороны, как выражение необходимости, заставляющей людей объединяться, с другой стороны, как свободы, побуждающей их стремиться к этому, представленное в трудах Э. К. Шефстбери, Б. Мандевиля, Д. Юма, А. Смита. Проблемы связи между «этическим» и «механическим» аспектами развития общества исследовал И. Кант.

Аспекты становления и развития общества как органического, можно найти в исследованиях Ж.-Ж. Руссо, Э. Берка, Ж. Де Местра, К.А. де СенСимона, Г. Спенсера, П. Ф. Лилиенфельда. Подвел итог социальнофилософского развития общества от Юма до Сен-Симона в своей социологии О. Конт, который «синтезировал» понятия и методологические подходы психологии, политэкономии, этики и философии истории.

Общественное развитие посредством изучения социальной структуры рассмотрены Арутюняном Ю. В., Восленским М. С.,.

Гордоном Л.А., Джиласом М., Красиным А. Н., Лапиным Н. И., Левадой Ю. А., Руткевичем М. Н., Сорокиным П., Стариковым Е.

Взаимосвязь, механизмы влияния общественного кризиса на сознание изучались Грушиным Б. А., Заславской Т. И. и Рыбкиной Р. В., Князевой Е. И. и Курдюмовым С. П., Лапиным Н. И., Мамардашвили М. К., Пригожиным И., Сулимовой Т. С., Степановым Е. И. и другими учеными.

У истоков изучения кризисного сознания, основывающегося на постулате о радикальной несостоятельности общества и культуры, стояли Р. Вагнер и Ф. Ницше с идеями «гибели богов» и «декаденса» западной индивидуалистической культуры, выразившейся в ее «рациональности». Свое развитие и популяризацию эти идеи получили в концепциях 0. Шпенглера, М. Хайдеггера, Г. Марселя, М. Хоркхаймера, Т. Адорно.

Сущность механизмов социального поведения личности представлена в работах В. Франкла, А. Г. Здравомыслова, И. С. Кона, В. Ф. Левичевой, Д. А. Леонтьева, В. Н. Мясищева, B.C. Мерлина, С. А. Рубинштейна, Б. Д. Парыгина, A.C. Прангишвили, A.A. Ручка, А. И. Шендрика, П. Н. Шихирева через исследование сознания как ценностного феномена.

Значительной для исследования личности в условиях общественного кризиса является теория социальных типов С. Вебера, а также крупные типы, которые были представлены в ходе изучения цивилизационного процесса, Г. Г. Дилигенским, А. Г. Здравомысловым, B.C. Степиным, В. А. Ядовым.

Объектом исследования выступает личность как субъект и объект общественных отношений.

Предметом исследования является исследование тенденции изменения сознания, поведения личности в условиях общественного кризиса России 90х годов XX века.

Цель исследования: проанализировать состояние и развитие личности в условиях кризиса российского общества и на этой основе предложить стратегию оптимизации поведения личности в условиях переходного процесса.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач: проанализировать теоретико-методологические подходы изучения личности в отечественной и зарубежной философской наукерассмотреть социальные детерминанты и определить их влияние на развитие сознания и поведения личности в условиях современной Россииопределить направленность изменения личности в условиях общественного кризисаразработать типологию кризисного сознания и соответствующего поведения личностивыявить особенности общественного кризиса в современной России и их отражение в сознании личности.

Гипотеза исследования. В современных условиях общественного кризиса России 90-х годов происходят изменения, выражающиеся в реформировании всех сторон жизнедеятельности общества и личности. Этот процесс отражается на направленности развития личности, в дифференциации форм сознания и выбора поведения, в кризисе ценностно-нормативной системы, в дезинтеграции социальных типов сознания.

Теоретической и методологической базой диссертации являются труды ученых отечественной и зарубежной философской, социально-психологической и социологической наук, отражающих проблемы общественного кризиса, а также сознание, интересы, ценности, нормы поведения, механизмы формирования и изменения сознания личности, неразрывно связанные с изменениями в обществе.

В качестве основы авторского подхода в данной диссертационной работе использован принцип взаимодополняемости и интегрированности подходов исследования личности в различных науках.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Определено, что российское общество 90-х годов характеризуется как переходное от тоталитарного к демократическому. При этом переход к рыночным отношениям приобретает все более неопределенный характер превращающегося затяжного системного кризиса, обусловленного, с одной стороны, социальными причинами, лежащими в господствующих структурах «прежнего» общества, с другой, революционными изменениями тоталитарной системы и достаточно быстрыми темпами строительства «нового» общества.

2. Установлено, что личность в условиях общественного кризиса находится в состоянии экстремальности. Данное обстоятельство характеризуется изменением сознания и поведения, что выражается в кризисе системы ценностей и в изменениях направленности развития личности. Это проявляется в маргинализации и кризисе сознания личности, дезинтеграции форм адаптации личности к новым условиям жизнедеятельности.

3. Выявлено, что состояние кризисного сознания современной личности определяется проявлением состояния сознания по основным стадиям развития кризиса как социального процесса, включающего предконфликтное состояние (дестабилизацию) — остроконфликтное состояниеразрешения конфликта. Формы и пути развития кризисного сознания личности в период реформирования общества могут быть различны.

4. Определена стратегия развития личности в обществе переходного периода, заключающаяся в адекватном изучении и раскрытии облика субъектов социального действия, где социальные типы понимаются нами как группы социального сознания. При этом социальный тип более точно, наглядно отражает социальный процесс в переломные периоды общественного развития. Выражение и осознание различных социальных групп происходит через социальные типы, что позволяет выявить определенный уровень и состояние сознания личности в условиях общественного кризиса.

5. На основе социальной типологии личности разработаны предложения по стабилизации способов управляемого развития, процессов оптимизации интересов личности, социальных групп общества, государства.

Практическая значимость работы состоит в том, что она открывает возможность изучения различных путей развития личности в условиях общественного кризиса.

Полученные результаты могут быть использованы политическими деятелями, специалистами, занимающимися вопросами социального управления, а также педагогами, психологами, социологами и философами. Материалы диссертации могут оказаться полезными при разработке учебных курсов по проблемам развития личности и связанных с ними интересов, ценностей, механизмов регуляции поведения личности в условиях изменения общественных отношений.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в научных публикациях, отдельные положения и выводы обсуждены на научной конференции и заседании кафедры социальной философии Института молодежи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая диссертационное исследование, подчеркиваем, что в нем изучается конкретная тема, которая в современных условиях приобретает особое значение и актуальность. Кроме того, исследуемая проблематика в реальных условиях общественного кризиса требует формирования нового научного знания о развитии личности в современной России.

Научный анализ такого сложного и многопланового объекта каким является личность, требует предварительной тщательной разработки методологии ее анализа. Сознательное выявление и обоснование методологической позиции дает возможность осуществить само исследование. Поэтому нам представилось целесообразным остановиться прежде всего на проблемах общественно-исторической детерминации всех проявлений личности как важнейшим методологическом принципе данного исследования.

В работе отмечается, что социальная детерминация личности включает ценностные ориентации, которые определяются конкретной направленностью поведения в соответствии с формированием в ее сознании целям и идеалам. При этом всесторонне и гармонично развитая личность есть результат конкретно-исторического развития, как предпосылка и результат нового способа жизнедеятельности.

С нашей точки зрения, диалектика развития личности в историческом развитии связана с изменением способа производства и воспроизводства человека. Историческая возможность, позволяющая реализовать в нашей стране новый тип личности, оказалась нереализованной в силу объективных и субъективных причин, главное — идеал нового типа личности оказался лишь идеологическим символом, атрибутом, и не стал основанием для общественных преобразований. Личность в таких условиях стала только орудием тоталитаризма, который обезличивали саму личность.

В диссертации замечено, что переход от тоталитарного общества к гражданскому, демократическому осуществляется в России в условиях общественного кризиса. В результате того, что старое сломлено, но еще продолжает оказывать свое влияние, а новое только создается и пока еще не соответствует провозглашенным реформаторским целям, личность в таком кризисном социуме поставлена в экстремальные условия. Под воздействие такого противоречия и происходит изменение сознания и поведения личности. При этом, кризис, который характеризуется в категориях катастрофы, ставит личность перед выбором различных форм адаптации к новым условиям жизнедеятельности, характеризующихся процесса ми дифференциации и дезинтеграции.

В результате проведенного исследования нами установлено, что состояние кризисного сознания определяется проявлением состояния сознания личности по основным стадиям развития кризиса как социального процесса, который включает: дестабилизацию, предконфликтное состояние сознанияостроконфликтное состояние сознанияразрешения, исходы кризиса. Вместе с тем, мы отмечаем, что пути развития кризисного сознания личности в период реформирования общества могут быть различны до противоположности.

В заключении отметим, что нами предложена стратегия развития личности в обществе переходного периода, которая представлена как авторская точка зрения, и данная позиция не является окончательной. Она заключается в раскрытии облика субъектов социального действия на основе типического подхода, в котором социальные типы понимаются как группы социального сознания. С нашей точки зрения, социальный тип более точно, наглядно индуцирует социальный процесс в переломные периоды общественного развития. При этом считаем, что выражение и осознания различных социальных групп происходит через социальные типы, что соответственно и отражает уровень и состояние сознания личности.

Полагаем, что социальная типология даст возможность разработать программу стабилизации как способа управляемого развития личности в условиях кризиса общества, отработать процесс нормализации становления личности путем достижения согласия между различными социальными типами как группами либо полярного, либо маргинального сознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аг А. Введение в теорию конфликтов // Политология вчера и сегодня. М.: АОН, 1991. Вып.З. С. 143 — 161.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально -психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
  3. Е.В. Социально трудовые конфликты: пути разрешения. М., 1993. — 281 с.
  4. Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск, 1989. 182 с.
  5. Н.В., Воронченкова Г. А. Развитие трудовых конфликтов в России в период перехода к рыночной экономике // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 24 — 31.
  6. В. Горный удар // Диалог, 1990. № 1. С. 59 — 67.
  7. Л.П. Японские секреты управления,— М.: Универсум, 1991. -118с.
  8. Э. Элементы неопределенности в переходный период // Политические исследования, 1993. № 1. С. 31 — 38.
  9. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Перевод с англ. Минск: «ПРАМЕБ», 1992. -384 с.
  10. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1989, — 190 с.
  11. X. Девять ступеней вниз или ссоры конфликты — войны // Знание — сила. 1991. № 11. — С.60 — 66.
  12. Н.В., Пахоменко Н. Б. Общественный консенсус: подходы к проблеме // Государство и право. 1992. № 9. С. З — 10.
  13. Е.И. Институализация социального конфликта: современный опыт США// Социальные конфликты. Вып.6. М., 1994. -С.128−151.
  14. Д.Д., Веснин В. Д. Поощрение, наказание и конфликты // Социально -политический журнал, 1993. № 11 12. — С.58 — 65.
  15. М. Избранные произведения. / Пер. с нем. М. Прогресс, 1990.804 с.
  16. А.Г. Политические конфликты и кризис: консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. 1993. № 6. С. З — 14.
  17. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.
  18. A.A., Давыдова Е. В. Измерение социальной напряженности. М., 1992. 87 с.
  19. Р. Современный социальный конфликт. Эссе о политике и свободе // Социальный конфликт: современные исследования. Реф. сб. -М. ИНИОН, Институт социологии РАН, 1991. С. 6 — 21.
  20. Р. Элементы теории социального конфликта II Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142 — 147.
  21. M., Шикман С. Конфликт: социально психологическая перспектива//Социальный конфликт: современные исследования. Реф. сб. — М. ИНИОН, Институт социологии РАН, 1991. — С.70 — 74.
  22. И.В. Феномен политического терроризма: концептуальный аспект // Социологические исследования, 1991, № 11. -С.47−52.
  23. A.B., Дружинин Е. С., Рукавишников В. О. Кризис, конфликт, согласие: начало социологии конфликта. М., 1992. — 247 с.
  24. A.B. Конфликт на российском распутье // Социологические исследования. 1993. № 9. С. З — 16.
  25. A.B., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев C.B. Введение в общую теорию конфликтов // Юридическая конфликтология. Часть 1. М., 1993.-212с.
  26. A.B. О социальной дезинтеграции и конфликте II Социологические исследования. 1992. № 10. С. З — 9.
  27. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М. Изд-во МГУ, 1979.- 128 с.
  28. Г. А. Куинси Райт о конфликтах и стычках в международных отношениях. II Социально политические науки, 1991. № 7. — С. 85 -97.
  29. В.В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в общую теорию конфликта. М. «Радио и связь», 1989. — 288 с.
  30. А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993. -188с.
  31. А.К. Социально трудовой конфликт — это норма II Социологические исследования. 1993. № 8. — С.12 — 21.
  32. Ю.Г. Внутри конфликта // Социологические исследования. 1993. № 7. С. 51 — 58.
  33. Ю.Г. Социальный конфликт. Политологический анализ. Ростов на — Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1992. — 328 с.
  34. А.Г. Социология конфликта. Вып.1. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. — Нижний Нов город: Изд-во Волго — Вятского кадрового центра, 1994. — 82 с.
  35. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. 2- е изд., доп. — М. Аспект Пресс, 1995. — 317с.
  36. А.Г. Фундаментальные проблемы в социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 12 — 21.
  37. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. Сокр. пер. с нем. М.: Экономика, 1990. 335 с.
  38. Т.Ю. Социально политические конфликты в сфере межнациональных отношений и пути их преодоления. — М., 1990. — 72 с.
  39. В.Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально политический журнал, 1994. N7−8.-0.50−62.
  40. В.И., Назимова А. К. Мнения о конфликте и конфликт мнений//Политические исследования. 1991. N2. С. 116 — 126.
  41. П.Е. Социальный конфликт в монистической системе. (Опыт теоритического анализа) // Рабочий класс и современный мир. 1990. N6. С. 77 87.
  42. Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1993. — 352с.
  43. А.Г. Азбука дипломатии. -5-ое изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1988. — 288 с.
  44. П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликта. М.: Институт психологии РАН, 1994. — 54 с.
  45. Л.А. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Реф. сб. М.: ИНИОН, Институт социологии РАН, 1991. С. 27 — 35.
  46. Л.А. Функции социального конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Реф. сб. М.: ИНИОН, Институт социологии РАН, 1991. — С.22 — 26.
  47. О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 25 — 29.
  48. Конфликты: Многообразие, пути и способы преодоления // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 153 — 156.
  49. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый / Перевод с англ. П. Е. Патрушева. М. Стрингер, 1992. — 216 с.
  50. А.И. Забастовки в СССР: новая социальная реальность II Социологические исследования. М., 1989. № 1. — С.21 — 36.
  51. К. А. Исследование организации за рубежом: Аналитический обзор II Социологические исследования, 1994. № 8 9. -С. 198 — 205.
  52. Ю.А. Уметь жить с конфликтами // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. М. Институт социологии РАН, 1994. С. 94 — 99.
  53. .И. Конфликты в обществе // Социально политический журнал. 1992. № 6 — 7.-С.14 — 22.
  54. Краткая философская энциклопедия. М. Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  55. Краткий политический словарь. / Сост. и общ. ред. J1.A. Оникова, Н. В. Шишлина. 6-е изд., доп. М. 0 Политиздат, 1983. — 623 с.
  56. Краткий словарь по социологии. / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани и Н. И. Лапина. М. Политиздат, 1989. — 479 с.
  57. Л. Миросозерциние, миросохранение и разрешение конфликтов//Социологические исследования. 1990. № 11. С. 28 — 32.
  58. К. Политический конфликт // Политология вчера и сегодня. -М.
  59. АОН ЦК КПСС. 1991. Вып. 3. С. 162- 180.
  60. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России II Социологические исследования. 1993. № 9. С. 17 — 27.
  61. В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. (Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта) //Иностранная психология, Том 1, № 2, 1993. -С. 87 92.
  62. М. Конфликт? Это нормально // Диалог. 1991. № 11.- С. 56 -61.
  63. И., Кэмпбелл Р. Е. Межнациональные конфликты в Советской Армии //Социологические исследования. 1992. № 1.
  64. Д. Забастовка шахтеров: впечатления, комментарии, анализ // Социологические исследования, 1990. № 6. С. 8 — 11.
  65. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. Л. И. Евенко. М.- 1993. — 585 с.
  66. В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта II Социологические исследования. 1993. № 5. С. 57 -63.
  67. К. Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление//Политические исследования. 1991. № 3. С. 3 -26.
  68. Л.И. Социалистические теории конфликтов и их разрешение//Социально политический журнал, 1994. № 1 — 2. — С.79 -86.
  69. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты) РАУ Корпорация, — М.: Агенство «Обозреватель», 1994. — 501 с.
  70. Л.А. Феномен социального конфликта в условиях социализма//Драма обновления. -М.: Прогресс, 1990. С. 455 — 480.
  71. Л.А. Буржуазная «социология конфликта». М.: Политиздат, 1992. — С. 142.
  72. Нэх В. Ф. Политические переговоры: организация и процедура проведения.// Вестник Московского Университета. Сер. 12. Политические науки, 1995. № 4. С. 59 — 75.
  73. B.C. Политические конфликты и кризисные ситуации //Социально политические науки. 1990. № 10. — С.54 — 59.
  74. В.В. Россия: подходы и прогнозы II Социально -политический журнал, 1994. № 3 6. — С. З — 9.
  75. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Часть 1- М.: Общество «Знание» России, 1993. 224 с.
  76. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М.: Общество «Знание» России. 1993. — 168 с.
  77. Основы социально психологической теории. / Под общей ред. А. А. Бодалева и А. И. Сухова. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. -421 с.
  78. .П. Конфликты и общественное мнение. Новая попытка объединить социологов и математиков. II Социологические исследования. 1991. № 7. С. 107 — 115.
  79. JI.A. О понятийной схеме социально психологического анализа конфликта II Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — С. 126 — 143.
  80. Ю.В. Социальные конфликты на производстве II Социологические исследования. 1991. № 11- С. 20 25.
  81. Политология на российском фоне. М.: Луч, 1992. — 296 с.
  82. Политология: Энциклопедический словарь. / Общ. ред. и сост. О. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. — 431с.
  83. Р. Теория конфликта // Политические исследования. 1991. № 5. С.139 142.
  84. А.И. Современная социология организации. -М.: Учебник. 1995. -296 с.
  85. А.И. Социология организаций. М.: Наука. 1980.-257 с.
  86. Проблемы конфликтологии (круглый стол) II Социологические исследования. 1993. № 9. с. 37 — 58.
  87. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. М. Школа — Пресс, 1992. — 112 с.
  88. JI.M. Социальные конфликты в современной России в аспекте формирования гражданского общества II Социальные конфликты. М. Институт социологии РАН. Вып. 6. 1994. — С.22 — 30.
  89. Российский социум в 1994: Конфликтологическая экспертиза (круглый стол) IIСоциологические исследования. 1995. № 2. С. З -11.
  90. В.О. Пик напряженности под знаком белого коня II Социологические исследования. 1990. № 10. С. 12 — 25.
  91. В.О. Социальная динамика и политические конфликты в России: весна 1993 года адаптация к кризису II Социологические исследования. 1993. № 9. — С.28 — 42.
  92. В.О. Социальная напряженность. // Диалог. 1990. № 8. С. 7 — 10.
  93. JI.C. Основы политической науки / Пер. с испанского В. А. Заболотного. М. М.П. «Владон», 1992. — 123 с.
  94. В.Б. Мир социальных конфликтов // Раб" чий класс и современный мир. 1990. № 5. С. 116 — 121.
  95. B.C., Степанян Ц. А. От конфликта к согласию: пути перехода II Социологические исследования. 1994. № 12. С. 21 — 25.
  96. B.C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием IIСоциологические исследования. 1993. № 7. С. 73 — 76.
  97. Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления / Пер. с англ. М. Чобаняна, Киев.: Внешторгиздат, 1991. 192 с.
  98. H. Социология / Пер. с англ. М. Феникс, 1994. — 688 с.
  99. В.В. Политический конфликт: динамика, возможности контроля //Социальные конфликты. М. Институт социологии РАН. Вып. 6. 1994.-С.31 -38.
  100. Современные западные исследования социологической классики Георг
  101. Зиммель. Вып. 1. Реф. сб. -М., 1992. 100 с.
  102. Современная западная социология. Словарь. М. Политиздат, 1990: -432 с.
  103. В. А. Переговорный процесс: теоретические и практические проблемы преодоления конфликтных ситуаций II Анализ и прогноз межрегиональных конфликтов в России и СНГ. М., 1994. -202 с.
  104. В.А. Переговоры по урегулированию этнополитического регионального конфликта IIПсихологический журнал. 1993. № 6. С. 19 -25.
  105. В. А. Теоретические и практические подходы к урегулированию конфликтных ситуаций в зарубежной конфликтологии II Социальные конфликты. M. Институт социологии РАН. Вып.6. -С.115−127.
  106. Социальный конфликт: современные исследования / Реф. сб. Институт социологии РАН, — М., 1991.-115 с.
  107. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Институт социологии РАН, Центр конфликтологии, Международный центр общечеловеческих ценностей, Вып. 1 — 6. — М., 1994.
  108. Социальная напряженность: опыт измерения II Социологические исследования. 1992. № 7.
  109. Социальная напряженность и разрешение социального конфликта в трудовом коллективе //Социологические исследования. 1990. № 11. Степаненкова В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа II Социологические исследования. 1994. № 5. С. 141 -142.
  110. Е.И. Методологические ориентиры экспертизы и регулирования социальных конфликтов II Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М. Институт социологии РАН. Вып.6. 1994. — С.5 — 21.
  111. Т.С. Общественные конфликты и социальное партнерство IIСоциальные конфликты. Вып.6. М., 1994. — С.62 — 75.
  112. Т.С. Регулирование или разрешение? II Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. М. Институт социологии РАН. 1994. — С.88 — 94.
  113. Теоретические проблемы социально трудовых коллективов (круглый стол) //Социологические исследования. 1990. № 12. — С.32 -44.
  114. Дж. Структура социологической теории / Пер. с англ. М. Прогресс. 1985.-471 с.
  115. В.Б. Расстановка общественно политических сил в стране: от дилетантства к профессионализму II Социально -политические науки. 1991. № 6. — С. 13 — 23.
  116. Ю.А. Юридические конфликты: природа, виды, преодоление // Социальные конфликты. М. Институт социологии РАН. Вып.6. — С.49 — 60.
  117. Э.А. Профессия менеджер. М. Экономика, 1992. — 176 с.
  118. М.Х., Юртаев А. Н. От культуры конфронтации к культуре диалога IIПолис. 1992. № 3. С. 148 — 153.
  119. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Пер. с англ. А.Гореловой. М. Наука. 1990. — 158 с.
  120. К.Г. Специфика социальных конфликтов в России II Социальные конфликты в меняющемся российском обществе. Институт социологии РАН. М., 1994. — С.8 -15.
  121. A.A. Социальная психология первичного научного коллектива. Новосибирск: Наука. 1992, — 175 с.
  122. А.Н. Социально политический конфликт: особенности диагностики и управления. — Диссертация канд. филос. наук. — М, 1991. -147 с.
  123. А.Н. Социально политический конфликт: теоретические и прикладные аспекты. — М., Институт молодежи. 1993.
  124. Ц6. Чумиков А. Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия II Социологические иссле -дования. 1995. № 3. С. 52 — 57.127
  125. Дж. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этнических конфликтов. / Пер. с англ. О. Н. Паташевой, М. А. Корзо II Философские науки. 1990. № 11. С. 78 -83.
  126. Г. Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории, — М.Политиздат. 1974, — 334 с.
  127. . Конфликтные ситуации и процесс принятия решения в хозяйственных системах. // Политология вчера и сегодня. РАН. Вып. 4. М, 1992. С. 161 -187.
  128. Эльдер Н, Томас А., Артер Д. Условия достижения консенсуса // Политология вчера и сегодня. М.: АОН. 1990. Вып.2. — С. 154 — 163.
  129. Юридическая конфликтология. / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995.-316 с.
  130. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. / Пер. с англ. С. А. Чаковского. М.: Наука, 1993. — 127 с.
  131. А.Н. Межнациональные конфликты в Закавказье: предпосылки возникновения и тенденции развития. // Полис, М., № 2. — С. 75 — 95.
  132. Amstutz M.B. An Introduction to Political Science The Managment of Conflict. Scott Poresman and Company, 1982.
  133. Boulding K. Conflict and Defence. A General Theory. Harper and Brother’s Publ., — N.Y. 1962.
  134. Coser L. The Function of Social Conflikt. Glencoe. The Free press, 1956.
  135. Coser L. The Termination of Conflict. N.Y., 1981.
  136. Dahrendorf R. The Class and Class’s Conflict. N.Y., 1972.
  137. Dahrendorf B. The Modern Social Conflict. An Essay on the Politics of Liberty. Wiedenfeld and Nicolson, New York, 1988.
  138. Deutsch M. The Resolution of Conflict. New Hawen, 1973. — P. 17.
  139. Rapoport A. The Social Evolution and Conflict Resolution. N.Y. 1978.
  140. Schellenberg J.A. The Science of Conflict. N.Y., Oxford. Oxford University Press, 1982.
  141. Simmel O. Soziologie. Lpz., 1908.
Заполнить форму текущей работой