Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философский и политический аспекты взаимоотношения христианства и социализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим представляется полезным обратиться к тем шагам на пути к либеральному обществу, которые в XIX веке были сделаны предста4 вителями западноевропейского социального движения, называвшими себя христианскими социалистами. В XX веке идеи христианского социализма нашли социально-философскую основу в персонализме, и, придя в политику, получили название христианской демократии. Христианской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Категории индивидуального и социального в христианской мировоззренческой традиции
    • 1. 1. Индивидуализм и социоцентризм как базисные характеристики социально-философского содержания христианства
    • 1. 2. Диалектика социального и индивидуального в русском мировоззрении
  • Глава 2. Проблема взаимоотношения христианства и социализма. 2.1. Социоцентрическая доминанта христианства в средневековых коммунистических сектах
    • 2. 3. Социализм христианский и социализм атеистический как развитие противоположных начал в христианстве
    • 2. 3. Идеи христианского социализма в России
  • Глава 3. Политическое утверждение христианских ценностей
    • 3. 1. Социально-философские принципы христианской демократии
    • 3. 2. Соединение марксистской идеологии с социоцентрическим компонентом христианства в левом христианском социализме. «Теология революции» и «теология» освобождения"
    • 3. 3. Христианские ценности в России и политическая реальность

Социально-философский и политический аспекты взаимоотношения христианства и социализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена происходящими в социальной жизни России изменениями, связанными с переходом к либеральному открытому обществу. Современная либеральная цивилизация основана на приоритете личности. Важнейшим элементом фундамента открытого общества стали христианские ценности, принципы и идеалы. Идея самоценности личности, идущая от греко-римской цивилизации, была самой индивидуалистической из всех, существовавших до христианства. Христианство же устанавливает подлинную цену индивидуальности. Духовное начало есть решающий фактор ценности человеческой личности. Божественная природа этого начала делает каждого человека абсолютно свободным и абсолютно суверенным. Россия страна христианская, страна христианских традиций и христианской культуры, а, следовательно, имеет общие с европейской христианской цивилизацией предпосылки. «Обе культуры, как западноевропейская, так и русская, чувствуют свое внутреннее родство, которое зиждется на общем происхождении: обе культуры происходят от сплава христианства с духом античности и являются лишь различными ответвлениями этого общего ствола» (144,с.499). Эта мысль, ясно сформулированная С. Франком, явилась краеугольным камнем в концепции христианского социализма, разработанной философами русского зарубежья. Однако, в силу особенностей православного варианта христианства и социально-исторического развития, обеспечивших высокий удельный вес традиционализма в сознании русского человека, либеральные ценности в России приживаются с большим трудом. Либеральные идеи как таковые российское общество понимает поверхностно, часто принимая за либерализм лишь отдельные его стороны.

В связи с этим представляется полезным обратиться к тем шагам на пути к либеральному обществу, которые в XIX веке были сделаны предста4 вителями западноевропейского социального движения, называвшими себя христианскими социалистами. В XX веке идеи христианского социализма нашли социально-философскую основу в персонализме, и, придя в политику, получили название христианской демократии. Христианской демократии удалось сформировать успешную технологию перехода к либеральной цивилизации. Моральные ценности христианства стали основной опорой для свободного законопослушного общества, социально ориентированной рыночной экономики. Христианско-демократический опыт стран Европы и Латинской Америки, вышедших и выходящих из авторитарных режимов, представляется возможным усвоить и применить в России с учетом нашей специфики. Идеи христианской демократии смогли бы оказать благотворное влияние на создание духовного согласия в России, на разрешение любых конфликтов, на диалог со странами ислама и буддизма.

Степень разработанности проблемы. В российской социально-философской науке проблема взаимоотношения христианства и социализма не имеет целостной концептуальной проработки. В значительной степени это объясняется тем, что работы как зарубежных, так и русских философов, общественно-политических деятелей, развивавших идеи христианского социализма и христианской демократии, в большинстве своем стали доступны только в последнее десятилетие. Кроме того, подобная ситуация связана с недостаточным пониманием роли христианских ценностей в становлении современной либеральной цивилизации.

При построении концепции диссертационной работы автор опирался на теоретические положения зарубежных мыслителей (К.Юнг, М. Бубер, М. Вебер, К. Поппер, Ж. Маритен, Э. Мунье), русских представителей социально-философской мысли (J1. Шестов, Н. Бердяев, Г. Федотов, С. Булгаков, И. Ильин, С Франк, П. Струве), современных российских исследователей социальной философии и истории (А. Ахиезер, И. Шафаревич, А. Аверинцев и.

ДР-)5.

Мысль о двух составляющих христианства, античной и иудаистской, приведших к парадоксальному сочетанию социального и индивидуального начала в христианском религиозном сознании, разрабатывалась в работах JI. Шестова (159, 160), Н. Бердяева (15, 18, 20, 22), Г. Федотова (128, 132,133, 134), М. Бубера (27).

Культурологическое содержание православия, выявление глубинных причин трудностей, с которыми сталкивается утверждение христианских индивидуалистических ценностей в сознании русского человека, раскрывалось на основе концепции К. Юнга (163, 164), а так же идей С. Аверинцева (1,2), В. Топорова (126), И. Ионова (68,69) — определенное значение в этом плане имели работы Н. Бердяева (18, 20) и Г. Федотова (132, 134).

Важнейшую роль при написании работы сыграла концепция российского философа истории А. Ахиезера (7−12), исследующего социокультурный кризис, переживаемый историей России. Сущностью этого кризиса является понятие раскола, к которому ведет противостояние ценностей традиционализма и либерализма в сознании русского человека.

Оценку соотношения социального компонента в сознании людей, определяющего традиционные установки и компонента индивидуалистического, свойственного людям открытого общества, дают такие современные российские исследователи, как Б. Марков (90), Л. Ионин (67), Л. Баткин (14). Б. Марков объясняет социокультурный раскол российского общества тем, что, в отличие от Запада, у нас не произошло соединения ценностей храма и рынка. Л. Ионин определяет традиционное общество как противоположность модерну, обществу современному, и рассматривает переплетение социальных и индивидуальных ценностей в общественном сознании. Л. Баткин разрабатывает проблему становления современной личности, отдавая приоритет в этом плане эпохе Возрождения.

Помимо работы Л. Баткина, для выяснения содержания терминов «личность», «индивидуальность», «либерализм», «либеральное общество» и т. п. 6 привлечены работы других зарубежных и российских авторов. Р. Гвардини (50) противопоставляет «личность» «человеку массы» и, проводя различие между понятиями «личность» и «лицо», размышляет о возможности для человека массы быть ответственным лицом. Ф. Хайек в своей статье (147) критикует индивидуализм рационалистический: разум не способен решать глобальные социальные проблемы, а рациональное вмешательство в спонтанную жизнь общества уменьшает свободу его членов, и, следовательно, экономическую эффективность. Ф. Нэмо (96) предлагает две трактовки либерализма: как идеи признания государством и правом свободы личности и как интеллектуального отношения, заключающегося в отвержении предрассудков. В. Чаликова (152) считает главным в либерализме представление о месте свободы в иерархии ценностей и условиях ее существованиярассматривает основные интерпретации истории либерализма. Неотъемлемую часть современной либеральной цивилизации — гражданское общество А. Кочетков (78) определяет в качестве системы внегосударственных отношений и институтов, имеющей свои основополагающие принципы.

Анализ социализма как противоречивой социально-философской концепции и несостоятельной практической программы, ведущей общество в исторический тупик, содержится в работах К. Форлендера, К. Поппера, И. Шафаревича. К. Форлендер показывает отрицание социализмом Маркса общечеловеческой этики, имеющей христианскую основу (141). И. Шафаревич (154) рассматривает, как идеи христианства переориентируются в социалистической идеологии до полного отрицаниясоциализм он считает параллельным истории человечества. Если термины «коммунизм» и «социализм» считать сходными по содержанию, то противоположной точки зрения придерживается А. Зиновьев (53), называя коммунизмом тип общественного устройства, впервые возникший в Советском Союзе. К. Поппер исследует современное открытое общество, основанное на приоритете личностиисточником этого приоритета была античность (101). Антипод открытого общества, за7 крытое общество тоталитарного типа, изучает Х. Арендт (6), раскрывая истоки и сущность тоталитаризма, методы уничтожения личностного начала в человеке, использованные тоталитарными режимами гитлеровской Германии и сталинской России.

К социально-историческому аспекту социализма обращаются К. Каутский (75,76), П. Лафарг (81), Л. Брентано (25), И. Восторгов (45), М. Шейнман (156). В работах этих авторов излагаются социально-философские идеи и история первохристианства, коммунистического движения средних веков, христианско-социального движения нового времени в Европе.

Социально-философское содержание концепции христианского социализма в России раскрывается на основе трудов крупнейших представителей русской мысли — Г. Федотова (129,131−136), С. Булгакова (28−41), Н. Бердяева (16,17,20−21), С. Франка (144−145), П. Струве (120−125).

В 90-х годах двадцатого века, когда в России впервые были опубликованы многие работы философов русского зарубежья, появилось более десятка критических статей, авторы которых так или иначе затрагивали проблему христианского социализма в творчестве С. Булгакова, Г. Федотова, Н. Бердяева, П.Струве. Более всего в этом отношении повезло С. Булгакову (работы Е. Селезневой (112), Н. Портнягиной (102), В. Сапова (109) и др.) и Г. Федотову (работы Ф. Гиренка (46), А. Замалеева (53,54), К. Исупова (71), др. авторов). Авторы статей, как правило, отмечают сложность и неоднозначность мировоззренческого феномена христианского социализма, исследуют либеральные идеи русских философов. Однако христианский социализм они рассматривают как попытку синтеза христианских идей с социализмом в марксистском понимании и видят в нем идейные последствия марксистской юности русских философов.

Среди критических статей совершенно особое место занимают работы современников о Г. Федотове — Ю. Иваска (58,59) и П. Бицилли (23), чутко воспринявших мысль философа о том, что русская духовная культура обязана 8 своим возникновением струе индивидуализма, присутствовавшей в русском православии и погибшей в конечном итоге под давлением социально-государственного начала. Именно эта точка зрения является отправной в анализе концепции христианского социализма в России, предлагаемого автором диссертационной работы. Отзвук подобного подхода можно уловить в творчестве лишь очень немногих современных авторов — Г. Померанца (100) и В. Сербиненко (113−114). В. Акулинин (5) отмечает влияние патриархальной «идеи сыновства» на социальную философию С. Булгакова.

К проблеме правопонимания в русской социальной философии и русском мировоззрении обращаются в своих статьях Э Соловьев (117) и В. Тульчин-ский (127). Они рассматривают обусловленность низкого уровня развития личностного начала в России отношением к праву как к этической категории.

В советский период христианскому социализму были посвящены единичные публикации, на основе марксистского подхода трактующие этот мировоззренческий феномен как антисоветское идеологическое течение. В 1924 г. это редакционная статья в журнале «Революция и церковь», в 60-е годы — статья Д. Голинкова (49) и книга М. Шейнмана (156). В конце 80-х появилась работы Ф. Овсиенко (97) и И. Ястребова (166). Ф. Овсиенко характеризует социальную доктрину католической церкви и ее истоки, идущие от движения христианского социализма нового времени. И. Ястребов с марксистских позиций дает социально-исторический анализ левого христианского социализма.

Идеология и история христианских политических организаций в России XX века раскрывается в публикациях В. Свенцицкого (110, 111), статье Е. Ивановой (56). В этом вопросе интересна критика А. Янова (164), рассмотревшего деятельность диссидентской организации христианской направленности (60-е годы XX в.) в плане трансформации «русской идеи». 9.

Анализ проблемы христианского социализма связан с прояснением места христианского социализма в традиции европейской философии. Для решения этой задачи было необходимо обратиться к фундаментальным трудам представителей французского персонализма Ж. Маритена (89) и Э. Мунье (94,95). Персоналистическая философия стала социально-философской доктриной христианского социализмав XX веке на этой основе возникло мощное политическое движение — христианская демократия.

Два различных подхода к соотношению христианской мысли и политики формулирует С. Лезов (84). Проблему христианской свободы и роли христианина в обществе на фоне тоталитарного режима в Германии рассматривает крупнейший протестантский теолог XX в. К. Барт (13).

Современная социально-философская концепция христианской демократии, основанная на индивидуалистической составляющей христианства, раскрыта в работах деятелей мирового христианско-демократического движения — Р. Кальдеры (73,74), Ж. Борнара (24), П. Летамендиа (83), А. Луи (85), А. Мееса (92), а так же итальянских исследователей Р. Папини (98) и В. Поссенти (103).

Проблемам преодоления традиционализма в сознании латиноамериканцев и успехам христианской демократии на этом пути посвящены статьи Я. Шемякина (157,158), А. Стеценко (118), М. Лопес Майя (86). С. Мамонтов проводит социокультурные параллели между латиноамериканцами и русскими, религиозное сознание которых содержит большой удельный вес традиционных ценностей (87).

Социально-философские и идеологические основы христианско-демократического движения в постсоветской России прослеживаются на основе большой группы источников, представляющих собой партийные документы — программы, уставы, манифесты. В этом вопросе особенно важны публикации современных политиков как общероссийского уровня (В.Аксючиц (3,4)), так и местного (Г.Хороших (150,151)), журналистские.

10 статьи (149). В. Аксючиц представляет свою версию «русской идеи», адаптированную к нынешней политической ситуации. Г. Хороших — сторонник либеральной тенденции в современном российском христианско-демократическом движении.

Целью работы является исследование диалектики социоцентризма и индивидуализма в христианском мировоззрении вообще и в русском православии в частности, а так же и изучение точек соприкосновения этих составляющих с идеями социализма.

В связи с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

— анализ набора системообразующих ценностей, составляющих со-циоцентрический и индивидуалистический компонент христианского мировоззрения;

— изучение парадоксальности сочетания социоцентризма и индивидуализма в христианском религиозном сознании;

— изучение роли индивидуалистической составляющей христианства в социально-философских концепциях христианского социализма и христианской демократии;

— анализ причин непопулярности идей социального христианства в современной России.

Объектом исследования служат социально-философские концепции русских и зарубежных философов, общественно-политических деятелей, предложивших свое видение теории и практики христианского социализма и христианской демократии.

Предметом исследования является социально-философское содержание христианского социализма как течения мысли, в котором нашли отражение две составляющие христианского мировоззрения — социоцентризм и.

11 антропоцентризм, а также как социально-политического течения, имеющего в современном мире форму христианской демократии.

Методологической основой диссертационной работы являются теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей в области социальной философии, культурологии, истории философии.

В данном исследовании используются методы научного анализа и синтеза, абстрагирования, сравнения и обобщения.

Основными методологическими принципами являются принцип системности и принцип историзма. Феномен «христианского социализма» рассматривается в диссертации не как явление «само по себе», а в контексте христианской мировоззренческой традиции. При этом предпринимается попытка провести исследование с опорой на оценочные категории. Принцип системности позволил получить представление о целостности исследуемого феномена и ориентировал автора на его всесторонний анализ. Принцип историзма позволил рассмотреть христианский социализм в ретроспективе и в динамике исторического развития, что значительно расширило и углубило представление об исследуемом явлении.

Важным аспектом методологического базиса являются достижения зарубежной и российской философии истории, социологии, политологии. Их переосмысление в данном случае служит и формой их освоения. Использование теоретических результатов, исследовательского инструментария, конкретных фактов открывает возможности углубления собственных представлений автора об изучаемом предмете.

Научная новизна работы состоит в том, что.

— христианский социализм рассмотрен как течение философской мысли, в котором нашла отражение диалектика социального и индивидуального начал христианского мировоззрения;

— рассмотрены социально-философские и политические течения, сформировавшиеся на основе как индивидуалистического, так и со-циоцентрического компонентов христианства;

— определен индивидуалистический элемент в православном варианте христианства, проанализирован потенциал свободы, имеющийся в русском духовном опыте и его соотношение с либеральной основой современного открытого общества.

— рассмотрены особенности перехода к открытой либеральной цивилизации в странах с большим удельным весом ценностей традиционализма в сознании населения.

— определены причины трудностей, с которыми сталкивается политическое утверждение христианских ценностей в российском обществе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и систематизированный в диссертации материал может быть использован при разработке курсов социальной философии, культурологии, политологии, социологии, религиоведения. Диссертация представляет интерес для политической практики христианско-демократического движения в России, а так же для деятельности других политических партий, идеология которых строится на основе либеральных ценностей.

Апробация работы. Содержание диссертации отражено в выступлениях на конференции (ИрГТУ, апрель 2001 г.), а также при подготовке и чтении курсов «Культурология», «Философия» (ИрГТУ, представительство в г. Ангарске), «Религиоведение» (ИГУ, географический и филологический факультеты), «Социология» (Ангарская государственная Технологическая Академия). По теме диссертации опубликовано шесть статей.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приведенный в диссертации анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Проблема взаимоотношения христианства и социализма существует с XIX в., хотя предпосылки ее стали формироваться более двух тысяч лет назад. Для изучения этой проблемы нужно выделить две составляющие христианства, сочетающиеся парадоксальным образом. Это ветхозаветная библейская традиция, определившая социоцентрический аспект христианства и традиция античности, с которой связаны индивидуализм и антропоцентризм в христианском мировоззрении.

2. Взаимодействие социоцентрического и антропоцентрического начал породило спектр идей, меняющихся от христианского коммунизма через христианский социализм к христианской демократии. Акцентуация социального начала была характерна для Иерусалимской общины первохристи-ан. Средневековое общество принесло, с одной стороны, усиление социального начала в сектантстве вплоть до возникновения христианского коммунизма, а с другой стороны — становление индивидуализма в городах, развившегося в эпоху Возрождения и окончательно оформившегося в протестантизме периода Реформации.

3. Христианский социализм как социальное движение начинает формироваться в Западной Европе в 30-е гг. XIX в. Возникнув как противовес социализму атеистическому, христианский социализм скоро обретает собственный предмет, активно развивается до конца XIX столетия и становится одним из основных участников становления фундамента гражданского общества. Термин «христианский социализм», который приняли сторонники этого движения, противоположен социализму в марксистском понимании. Выбран он был потому, что собственно социалисты, сторонники марксизма, первыми.

138 во весь голос заговорили о тяжелом положении низших социальных слоев, обеспечив тем самым стойкую популярность в их среде. Социальная философия христианских социалистов основывалась на принципе личности, взывающем к иррациональному, духовному в человеке, к образу Божию в нем. Христианский социализм противостоял социализму атеистическому, марксистскому. Индивидуалистические принципы христианского социализма требовали непрерывного совершенствования гражданской жизни, ее постоянного соответствия христианской этике. Результатом практической деятельности христианских социалистов стало утверждение ценностей христианства в сознании людей из разных слоев общества, что способствовало социальной стабильности в целом. Выдвигая мораль христианства против марксистского учения, христианские социалисты противостояли наступлению марксизма в Европе. Христианский социализм внес значительный вклад в борьбу против экономического либерализма. Государство было вынуждено взять на себя такие функции, как законодательное регулирование социально-экономических процессов, перераспределение доходов, установление минимума зарплаты и максимума рабочего дня. Христианские социалисты шаг за шагом вели западноевропейское общество к тому, чтобы стать социально ориентированным. Христианские рабочие ассоциации в последующие десятилетия сложились в социальные структуры, ставшие серьезным противовесом государственной власти. Деятельность католических христианских социалистов подготовила почву для изменения социального учения католической церкви.

4. В социальной философии христианской демократии индивидуалистическая составляющая христианства достигла максимума. Идеология тех, кто называл себя христианскими социалистами в девятнадцатом, в двадцатом столетии были развита вширь и вглубь христианско-демократическим движением. Практическая деятельность христианских демократов показала, что социальная идея, выражающая представления о справедливости, долге, является одним из фундаментальных направлений развития европейской цивили.

139 зации. В то же время индивидуализм христианства, усилившийся в христианской демократии, парадоксальным образом оказался востребован в обществах с большим удельным весом ценностей традиционализма в сознании населения (сначала в Германии, позднее — в странах Латинской Америки), обеспечив преодоление закрытости их социумов. После второй мировой войны христианская демократия сумела стать мощной политической силой на планете.

5. Особенностью христианского социализма в России, разработанного в первой половине XX в. Г. Федотовым, С. Булгаковым, Н. Бердяевым, С. Франком, П. Струве, был социальный контекст, свойственный русскому религиозному сознанию вообще. Идеи христианского социализма в России имели серьезную социально-философскую проработку. Русские религиозные мыслители обратили свои устремления к моментам личностного начала, содержащимся в восточной версии христианства, но подавляемых в течение многих столетий. В отличие от западноевропейского, русский христианский социализм не был связан с официальной церковью. Христианский социализм не получил ни социальной реализации, ни политического воплощения в дореволюционном российском обществе. Не могли его идеи реализоваться, в силу атеистической природы государственного и общественного устройства, и в советском социальном пространстве.

6. Российский духовный опыт, несомненно, содержит тот потенциал свободы, который соотносится с общечеловеческим достоянием либерализма. Пореформенное последнее десятилетие XX в. принесло новую попытку политического утверждения христианских ценностей в России. Казалось бы, социальное христианство вполне способно стать идейным обоснованием социальных и экономических преобразований. В основе современного открытого общества лежит конституционализм. Сторонники конституциализма не ожидают нравственного возрождения человека и чудесного его превращения в образец добродетели, не верят, что добродетель способна когда-либо ней.

140 трализовать порок, и вместо этого используют закон. Идея правового госу дарства оказалась наиболее практичной в политике, а исходит она, как видим, из христианской трактовки человеческой природы. Христианские ценности являются важнейшим элементом фундамента современной либеральной цивилизациипонимание этого представляется крайне важным для России, страны христианской и стремящейся к открытому обществу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, с. 211−236
  2. С.С. Мифы народов мира, Т.2. М., 1998. с.598
  3. В.В. Идеократия в России. М.:Выбор, 1995. 175 с.
  4. В.В. Русская идея. // Мироправители тьмы века сего. М.: Выбор, 1994. с.5−34
  5. В. С.Булгаков: вехи жизни и творчества // Христианский социализм (С.Н. Булгаков): споры о судьбах России. Новосибирск, 1991. -с.5−24
  6. X. Истоки тоталитаризма. Пер с нем. М.: ЦентрКом, 1996.- 670 с
  7. А.С. Новый кризис либерализма // Господин народ, 1992, № 10. с.9
  8. А.С. Как «открыть» закрытое общество.М.Магистр, 1997.-39 с.
  9. А.С. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.'.ИФРАН, 1993. 250 с.
  10. А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 804 с.
  11. А.С. Социокультурный ракурс российских реформ // Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России. М.: Изд-во МГУ, 1996. с. 319−358
  12. А.С. Россия как большое сообщество // Вопросы философии. 1993. № 1, с. 41−49
  13. З.Барт К. Христианин в обществе. Познаваемость Бога. Барменская декларация. Пер. с нем. // Путь. 1992, № 1, с. 8−21
  14. Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.-272 с.
  15. Н. А. Христианство и антисеммитизм // Путь. 1938. № 56 142
  16. Н. А. Христианская совесть и социальный строй // Путь. 1939 № 60, с. 18−20
  17. Н.А. Новое средневековье. М.: Феникс-ХДС-пресс, 1991. 84 с.
  18. Н.А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. СПб.: Наука, 1992, — с.37−60
  19. Н.А. Смысл творчества // Н. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. с.293
  20. Н.А. Судьба России // Николай Бердяев. Избр. произв., Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. с.8−19 721 .Бердяев Н. А. Самопознание // Николай Бердяев. Избр. произв., Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. с.308−518.
  21. Н.А. Христианство и социализм // Сборник, посвященный П. Б. Струве. Прага, 1925. с.343−352
  22. . Богатство и актуальность общественных принципов христианства // Христианская демократия сегодня. Сборник документов. СПб., 1992. с.20−35
  23. JI. Христианско-социальное движение в Англии. М., 1906.139 с.
  24. Библия. Современный перевод. М.: Всемирный Библейский Переводческий Центр. 1993. 1142 с.
  25. М. Два образа веры // М.Бубер. Два образа веры. М.: ACT, 1999. -с.301−339
  26. С. Н. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // С.Булгаков. Соч. в 2-х т. Т.2. М.:Наука, 1994 -с.162−221
  27. С.Н. Апокалиптика и социализм // С.Булгаков. Соч. в 2-х т. Т.2. М.:Наука, 1994 с. 368−434 143
  28. С.Н. Героизм и подвижничество // С.Булгаков. Соч. в 2-х т. Т.2. М.:Наука, 1994 с.302−342
  29. С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // С.Булгаков. Соч. в 2-х т. Т.2. М.:Наука, 1994 с.240−272
  30. С.Н. Очерки по истории экономических учений. М., 1918.
  31. С.Н. О первохристианстве // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Т. 1. М., 1911. с.
  32. С.Н. Первохристианство и новейший социализм // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. T.l. М., 1911. с 150.
  33. С.Н. Христианство и социализм // Христианский социализм (С.Н. Булгаков): споры о судьбах России. Новосибирск, 1991. с. 205 233
  34. С.Н. Неотложная задача (О Союзе христианской политики) // Христианский социализм (С.Н. Булгаков): споры о судьбах России. Новосибирск, 1991.- с. 25−60
  35. С.Н. Религия и политика // Христианский социализм (С.Н. Булгаков): споры о судьбах России. Новосибирск, 1991. с.60−67
  36. С.Н. Церковь и социальный вопрос // Христианский социализм (С.Н. Булгаков): споры о судьбах России. Новосибирск, 1991. -с.79−104
  37. С. Н Церковь и культура // Христианский социализм (С.Н. Булгаков): споры о судьбах России. Новосибирск, 1991. с. 68−78
  38. С.Н. Предисловие к русскому изданию. // Брентано JI. Хри-стианско-социальное движение в Англии. М., 1911. с. 3−7
  39. Э. Очерки из истории и теории социализма. Пер. с нем. СПб., 1902. -400 с.
  40. М. Протестантская этика и дух капитализма. Пер. с нем. // Вебер М. Избранные труды. М.: Прогресс, 1990. с. 61−207 144
  41. П. М. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. Пер. с нем. Минск: Эридан. 1992. -59 с.
  42. Возрождение России. Христианская демократия и просвещенный патриотизм. Сборник материалов и документов РХДД. М.: Выбор. 1993. -130 с.
  43. И. Социализм при свете христианства // Полн. собр. соч. Т.5, М., 1913. 4.1.-328 с. 4.2. 560 с.
  44. Ф. Своевременный мыслитель // Свободная мысль. 1992. № 5, с.101−112
  45. О.Л. П.Б. Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998.-374 с.
  46. Л.Т. Либерализм. Пер. с англ. // О свободе. Анталогия мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс Традиция. -с. 385−411
  47. Д.Л. Как появилась и как исчезла «христианская социальная и рабочая партия» // Вопросы истории. 1965. № 6, с. 40−54
  48. Р. Конец нового времени // Вопросы философии, 1990, № 4, с. 127−163
  49. Дело о «христианско-социальной рабоче-крестьянской партии» // Революция и церковь. 1919. № 2, с.6
  50. А. А. Посткоммунистическая Россия. М.: Республика, 1996. -366 с.
  51. Е.В. Флоренский и «Христианское Братство Борьбы» // Вопросы философии. 1993. № 6, с. 159−166
  52. Ю. Молчание (Памяти Георгия Петровича Федотова) // Наше наследие. 1988. № 4, с. 53
  53. Ю. Эсхатология и культура. Памяти Г. П. Федотова (1886−1951) // Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М.: МП"Стрижев центр", 1991.- с. 120 -126.
  54. И.А. О православии и католичестве // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954 гг. В 2-х т. М.: Рарог, 1992. Т.1-с.296−304
  55. И.А. Об органическом понимании государства и демократии // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 19 481 954 гг. В 2-х т. М.: Рарог, 1992. Т.1 с.293−296
  56. И.А. Родина. Русская философия. Православная культура // Под ред. Троицкого И. С. М., 1992. 158 с.
  57. И.А. О России. М.: Российский архив, 1991. 32 с.
  58. Идейно-философское наследие Илариона Киевского. 4.1. М.: АН СССР. Институт философии, 1986. 171 с.146
  59. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000. 430 с.
  60. И.Н. Россия и мировая цивилизация //Отечественная история. 1992. № 4, с.67−68
  61. И.Н. Российская цивилизация IX н. XX в. М.: Просвещение, 1995.-320 с.
  62. История создания ИрХДС // Вестник ИрХДС. 1996. № 5−6
  63. К. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. 1991. № 3
  64. К 110-летию Георгия Федотова (документы из архива Федотова в Нью-Йорке). Под ред Д. Бон // Звезда. 1996. № 10, с. 119−151
  65. Р. Специфика христианской демократии. СПб., 1992. 61 с.
  66. Р. Альтернативы у нас нет. Послание президента Венесуэлы национальному конгрессу // Латинская Америка. 1997. № 1, с.6−13
  67. К. Происхождение христианства. Петроград, 1919.
  68. К. Из истории общественных течений. История социализма. Т. 1 СПб., 1906.-471 с
  69. С. Н.Булгаков и религиозно-философская печать. // Вопросы философии. 1993. № 11, с. 107
  70. А.П. Россия на пороге XX века. М.: Христианское издательство, 1998, — 188 с.
  71. Культурология. XX век. Словарь. СПб.:Университетская книга, 1997, с. 104
  72. Культурология //Под ред. Багдасарьян Н. Г. М.:Высшая школа, 1998. с. 71.
  73. П. Поселения иезуитов в Парагвае// Из истории общественных течений. История социализма. Т. 2. СПб., 1907. с. 331−365
  74. К.Н. Восток, Россия и славянство // Собр. соч. Т.5. М., 1912, с. 387 147
  75. БЗ.Летамендиа П. Течения в христианской демократии // Христианская демократия сегодня. Сборник документов. СПб., 1992. с.13−19
  76. С. Христианство и политическая позиция: Карл Барт // Путь, 1992, № 1, с. 14−20
  77. Луи А. Христианская демократия в мире: организации и перспективы // Христианская демократия сегодня. Сборник документов.СПб., 1992.-с.9−12
  78. Лопес Майя М. Роль партий в истории Венесуэлы // Латинская Америка. 1997. № 1, с.59−66
  79. С.П. Ибероамерика и Евразия: цивилизационные параллели // Латинская Америка. 1998. № 4, с. 41−46
  80. Манифест российской христианской демократии. Спб. Д996. 26 с.
  81. . Интегральный гуманизм // Жак Маритен. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. с. 52−134
  82. .В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. 384
  83. Э. Персонализм II Э. Мунье. Манифест персонализма. Пер. с франц. М.: Республика, 1999. с. 459−53
  84. Э. Манифест персонализма// Э.Мунье. Манифест персонализма. Пер. с франц. М.: Республика, 1999. с.267−410 148
  85. Ф. Либерализм // Опыт словаря нового мышления. Под ред. Афанасьева Ю., Ферро М. М.: Прогресс Пайо, 1989, с. 261−274
  86. Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М.: 1987.-246 с.
  87. Р. Интернационал христианской демократии. Пер. с итал. СПб.: Невское время, 1992. 253 с.
  88. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.: Наука, 1993.- 429 с.
  89. ПомеранцГ. Г. Федотов философ свободы и святыни//Человек. 1991. № 1, с. 34−37
  90. К. Открытое общество и его враги. Пер. с нем. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т.1 446 с. Т. 2 — 524 с.
  91. Н. А. Рецензия на сборник «Христианский социализм (С.Н. Булгаков): споры о судьбах России» // Вопросы философии, 1994, № 2
  92. В. Демократия и христианство. Пер. с итал. // Вопросы философии. 1996. № 7, с. 92−112
  93. Права человека. История, теория и практика // Под ред. Назарова Б. М.: РУСС ЛИТ, 1995.-307 с.
  94. В. Ложка христианской демократии в бочке «Единства» // Полит.ру 17.11.1999 Документ: htth://www.polit.ru/documents/l 18 161. html
  95. Принципиальная программа Российского христианско-демократического союза. СПб., 1992. 20 с.
  96. М. Евразийство: образ России. СПб.: 1999. 150 с.
  97. П. Евразийство // Наш современник. 1992. № 2, с. 145−151
  98. В. От марксизма к христианской социологии (путь Булгакова). // Социологические исследования. 1990. № 4
  99. В. Христианское отношение к власти и к насилию // Вопросы религии. 1906. вып. 1149
  100. В. Христианское Братство Борьбы и его программа. М., 1906.-30 с.
  101. Е. Христианский социализм С.Н. Булгакова. // Социально-политический журнал. 1995. № 2, с. 183−184
  102. В. Оправдание культуры // Вопросы философии. 1991. № 4, с. 41−54
  103. В. Опыт метафизического оправдания культуры в историософии Г.Федотова//Философия.М., 1996.-е. 127−132
  104. И. От марксизма к идеализму. М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1995. 285с.
  105. B.C. История и будущность теократии // Собрание сочинений в 8 т. СПб, 1904. Т.4,. с.214−519
  106. А.К. Христианская демократия в политических системах // Латинская Америка. Политические партии и социалистические движения М.: ИЛА РАН, 1993. с.126−152
  107. П.Б. Религия и социализм // П. Б. CTpyBe. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. с. 325 — 333
  108. П.Б. Индивидуализм и социализм // П. Б. CTpyBe. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.:Республика, 1997.- с.308−314
  109. П.Б. Интеллигенция и революция // П. Б. CTpyBe. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.:Республика, 1997.- с. 190−201
  110. П.Б. Социализм. Критический опыт // П. Б. CTpyBe. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.:Республика, 1997.- с.420−435
  111. Струве П.Б. Fades Hippocratica. К характеристике современного социализма // П.Б. CTpyBe. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. с.314−325 150
  112. П.Б. Христианство и славянство // П. Б. CTpyBe. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.:Республика, 1997.- с.460−463
  113. П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен и до нашего, в связи с развитием культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952. с. 7
  114. В. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге // Наше наследие. 1988. № 4, с. 50−52
  115. Г. JI. Об одной ошибке русской философии // Звезда. 1994. № 4, с. 152−162
  116. Г. П. Социальное значение христианства // Философские науки. 1991. № 3. с.76−77.
  117. Г. П. Судьба нашей духовной культуры // Диалог. 1991. № 18, с. 18−43
  118. Г. П. Встреча с англичанами // Континент. 1997. № 4, с.28−29
  119. Г. П. Социальный вопрос и свобода // Новое время. 1990. № 23, с. 40−42
  120. Г. П. Святые древней Руси. Париж: УМКА-РКЕ88.1994.-241 с.
  121. Г. П. Трагедия древнерусской святости // Г. Федотов. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб: С.-Петербургский университет, 1994. с. 35−51
  122. Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. М.:МП «Стрижев -центр», 1991. 128 с.
  123. Г. П. Основы христианской демократии // Тяжба о России. Париж: YMKA-PRESS. с. 131−146
  124. Г. П. Национальное и вселенское. Будет ли существовать Россия? //Кодры. 1991. № 2, с. 151−154
  125. Г. П. Судьба империй // Свободная мысль. 1992. № 5, с. 112−120
  126. Г. П. Что такое социализм // Мыслители русского зарубежья.
  127. Бердяев. Федотов. СПб.: Наука, 1992.- с. 329−340 151
  128. B.C. Антропологический подход в социально-философской традиции России. На правах рукописи. Иркутск. 1999. 313 с.
  129. В. Христиане России готовятся к выборам // Усольские новости. 1995. 3 марта
  130. К. Философско-этическая позиция современного социализма // Форлендер К. Кант и Маркс. Очерки этического социализма. Пер. с нем. СПб., 1909.-с. 195−226
  131. К. Неокантиантство в социализме // Форлендер К. Кант и Маркс. Очерки этического социализма. Пер. с нем. СПб., 1909. с. 117−191
  132. К. История социалистических идей. Пер. с нем. Л., 1925.- 155 с.
  133. С.Л. Русское мировоззрение. // Духовные основы общества. М.: Республика. 1992. с. 471−500
  134. С.Л. Проблема «христианского социализма» // По ту сторону правого и левого. Репринт. Париж: YMKA-PRESS, 1992, с. 63−88
  135. С. Л. Умственный склад, личность и воззрения П.Б. Струве. // П. Б. CTpyBe. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика. 1997. с.476−493
  136. Ф. Индивидуализм истинный и ложный. Пер. с англ. // О свободе. Анталогия мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс Традиция. — с. 385−411
  137. Христианство. Словарь // Под ред. Митрохина Л. Н. М.: Республика, 1994.
  138. А. Христиане и выборы // Говорит и показывает Иркутск. 1995. 10 ноября
  139. Г. К. Поиск согласия // Советская молодежь. 1994. 5 июля
  140. Г. К. Памяти Савицкого // Советская молодежь. 1995. 14 ноября
  141. В. Либерализм // Опыт словаря нового мышления. Под ред. Афанасьева Ю. И Ферро М. М.: Прогресс Пайо, 1989. с. 274−279
  142. П. Я. Философические письма // П. Чаадаев. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991.-е. 22−140
Заполнить форму текущей работой