Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема ценностных ориентаций личности в структуре самосознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость работы, область применения её результатов. Выводы и конкретные положения, полученные в настоящем, исследовании, могут найти применение в изучении социально-философских аспектов проблем развития современного человека, при разработке учебных курсов, содержащих разделы, посвященные вопросам формирования и развития личности. Результаты исследования также могут… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. САМОСОЗНАНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ. И
    • 1. 1. Сознание, самосознание и духовная сфера личности
    • 1. 2. Проблема структуризации самосознания в философских концепциях и научных теориях
  • Глава II. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ
    • 2. 1. Взаимодействие ценностных ориентаций и личностных качеств человека
    • 2. 2. Ценностные ориентации как детерминанты формирования самосознания и организации поведенческих актов

Проблема ценностных ориентаций личности в структуре самосознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный мир захвачен волнами различных реформ, политических и военных противостояний. Общество не успевает обрести стабильность ценностей и долгосрочный вектор развития личности. В связи с этим особенно остро встает вопрос духовной детерминации жизнедеятельности, формирования адекватных реальности мировоззренческих установок.

В этой связи в работе рассматриваются проблемы ценностных ориентаций личности, от которых напрямую зависит регулятивная активность поведения человека в обществе.

Актуальность темы

исследования. Проблема теоретического анализа ценностных ориентаций, входящих в структурно организованную систему детерминации поведения является предметом пристального интереса социальной философии, психологии и социологии.

Проблема самосознания как объекта научного интереса обретает особый смысл с точки зрения выявления природы его аксиологических составляющих. Ценностные ориентации служат параметрами и координатами, позволяющими заглянуть в тайны феномена самосознания. Здесь ставятся теоретико-методологические вопросы о связи самосознания с фундаментальными сферами-духовно-практической деятельности человека.

Ценности, рассмотренные в контексте проблематики формирования и структуризации самосознания личности, являются одной из мало разработанных проблем современной социально-философской теории, а ценностные ориентации являются одной из интересных характеристик, определяющие относительно устойчивое и избирательное отношение субъекта к окружающей действительности. Поскольку ценности являются основой выбора целей и средств деятельности субъекта, то особый интерес приобретает проблема поиска и выбора базовых ценностей, адекватных и значимых в данной ситуации поведенческого акта.

Ценностные представления формируются в сознании человека через мотивацию и устремления, продиктованные значимостью той объективной реальности, в которой действует человек. Последние служат определяющими факторами развития самосознания личности и регулируются бинарными ценностями типа добро или зло, истина или ложь. и т. д. Усиление динамики социальных противоречий обостряет вопросы ценностно-смыслового самоопределения современного поколения граждан и актуализирует социально-философское исследование, направленное на разрешение противоречий между объективным и субъективным в поведении человека в конкретной ситуации.

Выбор темы диссертации обусловлен необходимостью осмысления ценностей, необходимых для выяснения социально-философской сущности самосознания. В эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта, когда многократно возрастает роль интеллектуального труда, феноменология самосознания представляет собой большой научный интерес, как для узких специалистов, скажем в области психологии, социологии и медицины, так и для философии науки в целом. Это связано с тем, что любое научное исследование невозможно без присутствия и без задействования, сознания и самосознания. Научное основание выбранной проблемы в диссертационной работе базируется на философском осмыслении природы, самосознания личности, исходящей из идеи взаимосвязи и взаимообусловленности ценностных ориентаций и самосознания. Всестороннее раскрытие обширного многообразия имеющихся аспектов научной картины рассматриваемой проблемы закономерно предполагает применение различных методологических подходов и философских концепций. Ключевая проблема — аксиологическая природа личности и её роль в структуризации сущности самосознания.

Практическая актуальность выбора данного аспекта исследуемой проблемы заключается в том, что в современную эпоху неявной трансформации ценностей формирование личности становится актуальной проблемой, требующей разрешения как с теоретической, так и с практической точки зрения. Установка на изучение многообразных связей ценностных ориентаций и сущностной характеристики личности в виде его самосознания позволяет диссертанту обратить внимание научного сообщества и общественности к современным образовательным технологиям и механизмам формирования конкретных качественных характеристик личности современного человека.

Степень разработанности проблемы. В виду того, что любое научное исследование всегда включает в себя мировоззренческий аспект самого исследователя, интерес к проблеме самосознания проявился уже на начальном этапе развития науки, в Античности (Сократ, Платон, Аристотель [9]). Средневековое богословие раскрывало проблему в контексте положения человека относительно общего мироустройства как учения о внутреннем опыте души (Блаженный Августин [90], Ф. Аквинский). В Новое время проблема самосознания разрабатывалась уже в рамках интроспективной концепции сознания (Р. Декарт [39], Дж. Локк [71], Г. Лейбниц, Д. Юм). В качестве самостоятельного феномена самосознание в полной мере было исследовано в немецкой классической философии (И. Кант [56], И. Г. Фихте [130], Ф.В. Й. Шеллинг [141]) результатом чего стала разработанная Г. В. Ф. Гегелем [35] концепция самосознания.

Интерес к проблеме самосознания остается актуальным на протяжении многих лет, что отражено в достижениях социально-философского знания, связанного с разработками как отечественных (С.Л. Рубинштейн [106],.

A.Н. Леонтьев [66], А. Г. Спиркин [116], Б. Г. Ананьев [6], Л. С. Выготский [30],.

B.В. Столин [120], Э. З. Феизов [126], В. М. Ермаков [44] и др.), так и зарубежных авторов (Э. Гуссерль [38], Э. Фромм [134], К. Г. Юнг [149], В. Франкл [140] и др.).

В период первой половины двадцатого столетия различные темы философии сознания были тесно связаны с такими проблемами когнитивной науки как модулярность сознания и врожденность ментальных способностей. Следует отметить, что в теориях подобного рода теряется личностный компонент сознания, но позиционируется он как успех преодоления субъективности исследования. В последние годы внимание зарубежных исследователей в философии сознания было приковано к «осознающему» сознанию (гетерофеноменология Д. Деннета [40], репрезентационализм Ф. Дретске и М. Тая).

Отечественные исследователи уделяют внимание изучению как Я-образа (И.С. Кон [59], A.A. Налчаджян [87], В. Н. Козиев, A.A. Бодалев [16] и др.), так и проблемы семантического самоотношения и его субъективного строения (В.В. Столин [120], С. Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе). Есть исследования структуры Я с позиции личностной идентификации (А.Б. Орлов [93]). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И.И. Чеснокова [139], B.C. Мерлин). Согласно концепции B.C. Мухиной [84], структурными единицами самосознания являются ценностные ориентации, которые формируются на различных этапах онтогенеза и наполняют структурные звенья самопознания.

Философская систематизация разрозненных знаний феномена человеческого самосознания по всему комплексу связанных с ним проблем позволит углубить понимание природы человека.

В современной социально-философской теории не существует единого теоретико-методологического подхода к анализу ценностных ориентаций, ответственных за формирование аксиологических качеств личности в структуре самосознания. Требуется дальнейшее осмысления и выработка качественных характеристик личностных ценностей современного человека.

Таким образом, на повестке данного исследования рассматривается проблема социально-философского анализа содержания и структуры ценностных ориентаций, личностные формы их проявления, необходимые для осмысления сущности и структуры самосознания.

Объект исследованиях проблема самосознания.

Предмет исследования: ценностные ориентации как факторы, отражающие структуру самосознания личности.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является выявление личностных форм ценностных ориентаций: иопределение их связи со структурой самосознания.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

1) выявить структурные компоненты феномена самосознания личности в различных философских концепциях;

2) определить социально-философские аспекты анализа ценностных ориентаций личности;

3) показать механизм взаимосвязи ценностных ориентаций и структуры самосознания личности.

Методологические основания исследования. Автор в своём исследовании воспользовался следующими методологическими: принципами: объективности, системности,. структурности, конкретности истины, единства эмпирического и теоретического, восхождения от абстрактного к конкретному. В теоретическом отношении данное исследование можно охарактеризовать как анализ различных выработанных социально-философской теорией методов, направленных на осмысление ценностей и ценностных ориентаций, имеющих прямое отношение к механизму. формирования и развития самосознания личности.

Для исследования структуры самосознания и роли ценностных ориентаций в качестве теоретико-методологической его основы использована диалектическая философия Г. В. Ф. Гегеля, в которой реализовался принцип восхождения от абстрактного к конкретному, что позволило систематизировать понятие самосознания и постичь предмет в его сущностных характеристиках. Воспользовавшись объективным методом И. М. Сеченова в наблюдении за генезисом и эволюцией индивидуального, личность рассмотрена как система, неотделимая от среды и активно адаптирующаяся к ней. Системный подход А. Г. Спиркина обосновывает идею целостности сознания и единства эмпирического и теоретического в духовной сфере личности. Культурно-исторический подход Л. С. Выготского раскрывает сознание как динамическую смысловую систему, находящуюся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов, модель опосредованной активности ставит вопрос формирования и развития личности в зависимость от средства разрешения проблемной ситуации выбора. Теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна раскрывает принцип единства сознания и деятельности, в которой они не две разные стороны обращенных аспектов, а органическое нетождественное единство. Уровневая концепция В. В. Столина позволяет структурировать компоненты самосознания.

Методологический прием органицизма, сформулированный в работах Г. П. Кузьминой, позволил рассматривать проблему самосознания как часть целого. Кроме того, органицизм разрабатывает проблему исследования исходя из концепции уровней организации и анализа некоторых аспектов диалектики части и целого. Опираясь на методологический прием, основанный на принципе корреляционных связей и интегративных факторов, раскрытый в работах Г. М. Пономаревой, самосознание можно представить как результат духовной деятельности определенного типа, как феномен, имеющий изоморфную структуру, обладающий поливалентными, сложными взаимосвязями входящих в него компонентов.

Научная новизна исследования.

1. Феномен самосознания в различных философских концепциях представляется как аксиологически детерминированная структура личности, проявляющая себя на трех уровнях (органическом, индивидуальном и личностном) в когнитивном и эмоционально-волевом компонентах.

2. Определены социально-философские аспекты анализа ценностных ориентаций формирующейся личности, которые заключаются в их расположении на пересечении мотивационной сферы и мировоззренческих ориентаций личности, что определяет общий вектор ее развития.

3. Механизм взаимосвязи ценностных ориентаций и структуры самосознания личности выражается в их диалектической взаимосвязи, как в развитии, так и в функционировании. Это отражается в процессах адаптации, социализации и индивидуализации, которые опосредуют адаптивную, регулирующую, целеполагающую и интегрирующую роль ценностных ориентаций в развитии самосознания и отдельных ее структурных компонентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Структура самосознания, определенная в компонентах «внутреннего Я» как интегрирование когнитивного и эмоционально-волевого актов, входит в состав ментальной саморегуляции личности. Структура содержит в себе механизм осознания противопоставления себя как объективному миру, так и самому себе, что приводит к обоснованию детерминированности самосознания обществом. Неизменным связующим звеном между духовным миром личности и социумом являются ценностные ориентации, которые задают вектор развития обоим реальностям.

2. Ценностные ориентации личности репрезентируют «границы» её самосознания, а также вектор будущего преобразования и развития самой личности.

3. Взаимосвязь компонентов структуры самосознания определяется механизмами адаптации, социализации" и индивидуализации. Ценностные ориентации детерминируют регулирующую, целеполагающую и интегрирующую функцию сознания. Самосознание личности развивается с его компонентами ценностных ориентаций одновременно и взаимозависимо, исходя из принципа обратной связи. В практической жизни личности, определяя иерархию ценностных ориентаций, можно проследить развитие структурных компонентов самосознания на различных его уровнях.

Теоретическая и практическая значимость работы, область применения её результатов. Выводы и конкретные положения, полученные в настоящем, исследовании, могут найти применение в изучении социально-философских аспектов проблем развития современного человека, при разработке учебных курсов, содержащих разделы, посвященные вопросам формирования и развития личности. Результаты исследования также могут быть использованы в качестве теоретических ориентиров для дальнейшего структурного исследования феномена самосознания. Основные положения исследования могут дать полезные результаты в сфере высшего профессионального образования, в вузовских курсах философии по темам: «Сознание и самосознание», «Ценности и ценностные ориентации личности». Содержание диссертации может быть использовано для составления учебных планов в сфере высшего профессионального образования и в практике учебно-воспитательной работы университетов.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты диссертационного исследования получили отражение в опубликованных автором научных статьях, в т. ч. в издании, включенном ВАК Минобразования и науки РФ в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, а также представлены в ходе выступлений и докладов на научных и научно-практических конференциях регионального и Всероссийского уровня.

В частности, в рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ журнале «Социально-гуманитарные знания», 2010, № 5 и на международной научно-практической конференции «Методологические проблемы этнофилософии» 25−26 октября 2010 г., г. Чебоксары.

Структура и объем диссертации

Структура диссертации определяется логикой изложения и целью исследования. Состоит из введения, заключения, двух глав исследования и списка использованных источников и литературы. Общий объем диссертации составляет 114 страниц. Список источников и цитированной литературы включает 153 наименования.

Выводы по 2 главе:

Должное и желаемое как неизменные атрибуты ценностного мира, начиная с античности, будоражили умы величайших мыслителей, которые увязывали ценности с принципом целесообразности, разумом и сознанием.

Ценности связаны с такими понятиями как нормазначимость, должное, идеал, цель. Различные подходы ' философской, социологической, психологической, экономической и политической мысли раскрывают понятие ценности исходя из этих связей. Ценности при этом выступают одной из главных движущих сил развития общества, как средство выявления и описания социальных отношений и институтова также как критерий, психического здоровья личности, исходя из ее социализации.

Ценности становятся личностными и занимают место на пересечении мотивационной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, являясь одновременно источниками и носителями смыслов, выполняя познавательную и реглятивно-целевую функцию в активности человека. В этой связи ценностные ориентации выступают синонимом направленности и являются системообразующим свойством личности. Сознание и самосознание выступают как система линз, которые пропускают свет ценностей как в личность и социальные общности, так и во вне, на сферы человеческой жизни.

Система ценностных ориентаций изменчива как на уровне личности, так и на уровне всего общества. При этом типы ценностей различными исследователями выделяются по разным основаниям, но основным является деление ценностей на цели, абсолютные ценности, и средства, ценностиутилитарные, инструментальные. Типы ценностной направленности могут выступать в качестве стадий развития ценностных ориентаций личности. Чаще всего этапность формирования ценностных ориентаций соответствует общей периодизации индивидуального развития. Развитие ценностной системы рассматриваетсянами, в целом как развитие не по лестнице развития, а по спирали. Взаимообусловленность развития личности, сознания и ценностных ориентаций наводит на мысль о переплетающихся спиралях, которые вступают в некий «резонанс» на определенных стадиях развития.

Механизмами развития ценностной системы личности выступают параллельно протекающие процессы адаптации, социализации и индивидуализации, которые при этом в филогенезе отдельной личности возникают последовательно в. указанном порядке. Факторы, оказывающие влияние на развитие ценностных ориентаций, следует разделить на внешние и внутренниеисходя, из двойственного характера происхождения личности.

К внутренним факторам отнесены все психические качества индивидуальности, к внешним — относятся определенные слои взаимодействия личности и общества, отражающие степень освоения человеком жизненных сред.

Структурный характер системы ценностных ориентаций личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций, начиная от регуляции деятельности и саморегуляции до источника личностного роста и саморазвития, определяющего «поле» сознания, и намечающего границы многомерной системы «человек».

Отдельные этапы развития личности раскрывают взаимосвязь и взаимообусловленность становления системы ценностных ориентаций и структуры самосознания, при этом они выступают механизмом обратной связи друг относительно друга и направляются общим вектором и процессами развития личности.

Использование системного подхода к разнообразным механизмам социального воплощения самосознания заключается в том, что ценностные ориентации играют важную адаптивную, регулирующую, целеполагающую и интегрирующую роль в развитии самосознания и отдельных ее структурных компонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный цивилизованный мир характеризуется высоким темпом развития, динамичными изменениями во. всех сферах жизнедеятельности. В связи с этим становитсянеобходимым определить позицию рационального выбора того, что необходимо осознать и понимать эту необходимость, выстраивать научную систему духовных ценностей способных формировать достойных обществу личностей. Личность немыслима без самосознания, впитавшего в себя лучших ориентиров в самом себе и обществе.

В работе рассматриваются вопросы самосознания и ценностных ориентаций, необходимых для организации поведения, адекватного реальности.

Теоретический анализ результатов психологических и социологических исследований в области формирования личности показывает, что направленность является системообразующим свойством личности, определяющим весь ее психический склад. Сюда в первую очередь, относится направленность, данная в аксиологической терминологии^ что обозначает как «ценностные ориентации». Осмысливая понятиенаправленности как доминирующее отношение к той-или иной ценности, мы тем самым выражаем^ субъективно переживаемые ценностные* отношения личности к другим или обществу в целом. Более того, ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, характер и склонности человека.

Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя-идентифицирует личность. Личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Ценностные ориентации представляют собой особые образования, составляющие иерархическую систему в структуре самосознания личности. Сами ценности, на чём строятся личностные ориентации, существуют и функционируют объективно в реалиях социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как категории, нормы, цели и идеалы, которые оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни.

Ценностные ориентации следует понимать как систему субъективных детерминантов поведения. Она имеет иерархическую многоуровневую структуру, занимающую место не только в самосознании, но и на пересечении мотивационной сферы личности, подчинённом мировоззренческим структурам сознания.

Процессы адаптации, социализации и индивидуализации, ответственные за формирование всех свойств личности, реализовываются посредством действия диалектических парных механизмов: ассимиляции и аккомодации, идентификации и отчуждения, интернализации и экстернализации.

Принятие и освоение личностью тех или иных ценностных ориентаций детерминированы множеством, факторов, в том числе, самооценки, черты характера и волевых качеств, типа высшей нервной деятельности. Кроме того, в формировании ценностных ориентаций наряду с когнитивными компонентами значительное место занимают эмоциональное подкрепление, ценности социального окружения и СМИ.

Результаты экспериментальных психологических и социальных исследований показывают, что духовные аспекты ценностных ориентаций личности находятся в прямой функциональной зависимости от её субъективно-экономического статуса. Системность ценностных ориентаций во многом зависит от статуса семьи, в которой воспитывается личность, от образовательной среды, где она получает необходимые знания, и от социальной среды в целом, где складывается тип её мировоззрения, определяется принадлежность к той или иной социальной группе.

Становление личности включает такие основные виды деятельности как игровую, учебную и трудовую. Личность, усваивая значимые смыслы в профессиональной деятельности, становится реальным субъектом своих выборов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. -М.: Психотерапевтический колледж, 1999. -487 с.
  2. , П.В. Философия. 3-е издание / П. В. Алексеев, A.B. Панин. — М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — 608 с.
  3. , В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психол. журн. 1984. — Т. 5. — № 5. -С. 63−70.
  4. , Ш. Н. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальн. пед. исслед. / Ш. Н. Амонашвили. -М.: Педагогика, 1984.-427 с.
  5. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-344 с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  7. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1997.-376 с.
  8. , Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Л. Н. Антилогова. Омск, 1999. — 184 с.
  9. Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Аристотель. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. -830 с.
  10. , Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис. — Перераб. изд. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 — 3 84 с.
  11. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  12. , A.C. Критика исторического опыта. Соч. в 3 т. / A.C. Ахиезер. -М.: ФО СССР, 1991. Т. З (Социокультурный словарь). — 471 с.
  13. , H.A. Самопознание: (Опыт философской автобиографии)
  14. H.A. Бердяев. -М.: Книга, 1991.-446 с.
  15. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне- пер. с англ. М.: «Прогресс», 1989.-169 с.
  16. , В. Критико-исторический очерк теории ценности / В. Богров. -СПб., 1911.-209 с.
  17. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком /A.A. Бодалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  18. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  19. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008.-400 с.
  20. , Б.С. Аномалии личности /Б.С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -301 с.
  21. , У. Два мира детства. Дети в США и СССР /У. Бронфенбреннер- пер. с англ. -М.: Прогресс, 1976. 165 с.
  22. , М. Я и Ты / М.Бубер.- пер. В. Рынкевич // Два образа веры. М.: ACT, 1999. — С. 24−121.
  23. , С.Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. М.: Терра-Книжный клуб, 2008. — с. 352. — (Социо-логос).
  24. , Г. В. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка / Г. В. Бурменская // Вопросы психологии. — 1976. № 4. -С. 103−113.
  25. Бух, Л. Теория ценностей / Л. Бух. СПб., 1889. — 24 с.
  26. , Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  27. , В.В. Трудная проблема сознания / В. В. Васильев. М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с.
  28. , В.В. Философская психология И.Н. Тетенса и современные мифы о сознании / В. В. Васильев. М.: Современные тетради, 2004. — с.
  29. , М. Избранные произведения / М. Вебер- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.-808 с.
  30. , JI.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  31. , Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. / Л.С. Выготский- под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — Детская психология. — 432 с.
  32. , Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб.:, 1996. -152 с.
  33. , М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.
  34. , М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. (От Аристотеля до Декарта) / М. А. Гарнцев. М.: Издательство МГУ, 1987. -216 с.
  35. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа (Репринтное воспроизведение издания 1959 г. Вступ. статья К. А. Сергеева и Я.А. Слинина) / Г. В. Ф. Гегель. -СПб.: Наука, 2006. 2-е изд. — 443 с. — (Слово о сущем).
  36. Гегель, Г. В. Ф. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук М.: Мысль, 1977. — Т. 3. — 472 с.
  37. , C.B. Природа и дуализм самосознания в аксиологическом измерении / C.B. Гринева // Известия вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2004. № 4. — С. 9−13.
  38. , Я. Ценностная ориентация личности / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989.-С. 102−109.
  39. , Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, 2006.-316 с.
  40. , Р. Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. Т. 1. М.: Мысль, 1989. — 654 с. -(Филос. наследие). — С. 154−178.
  41. , Д. Онтологическая проблема сознания / Д. Деннет- пер. с англ. А. Л. Блинова, сост. Грязнов А. Ф. // Аналитическая философия:
  42. Становление и развитие (антология). М.: ДИК «Прогресс-Традиция», 1998.-С. 361−375.
  43. , З.В. Самосознание личности. Учеб. пособ. / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. Иркутск: ИГУ, 1993. — 56 с.
  44. , А.И. О ценностных отношениях личности / А. И. Донцов // Советская педагогика, 1974. -№ 5. С. 67−76.
  45. , О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей /О.Г. Дробницкий- под ред. А. Г. Харчева // Проблема ценности в философии: Сб. ст. -М.: Наука, 1987. С. 35−41.
  46. , В.М. Диалектика возникновения самосознания и предметного сознания / В. М. Ермаков. Чебоксары, 1996. — 160 с.
  47. , А.Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности / А. Л. Журавлев, А. Б Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. — 436 с.
  48. , H.A. Влияние семейного статуса на структуру ценностных ориентаций личности / H.A. Журавлева // Психология созидания. Казань: Мастер Лайн, 2000: — Т. 7. — С. 81−83.
  49. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности /А.Г. Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986. 221 с.
  50. , Ф. Исходные данные социологии / Ф. Знанецкий- пер. С. Татарниковой, под ред. В. И. Добренькова // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 33−40.
  51. , В.В. Общие вопросы самосознания личности / В. В. Иванова. — М.: б/и, 1999.-с. 312.
  52. , Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Полис (Политические исследования) — 1997. № 4. С. 6−32.
  53. , В.В. Аксиология / В. В. Ильин. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с.
  54. , И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1964. — Т. 3. -780 с.
  55. , И. Сочинения / И. Кант- пер. с нем. М.: Мысль, 1965. — Т. 4. — Ч. 1. -544 с.
  56. , Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профес-сиоведа / Е. А. Климов // Психол. журн. 1993. — Т. 14. — № 4. — С. 130−136.
  57. , В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики / В. Е. Клочко // Образование и социальное развитие региона. — Барнаул, 1995. № 3−4. — С. 104−113.
  58. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980.-192 с.
  59. , Г. Психология развития / Г. Крайг- пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  60. , О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов / О. М. Краснорядцева // Сибирский психол. журн. -Томск, 1998. № 7. — С. 25−29.
  61. , B.C. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника / Б. С. Круглое // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1988. — С. 4−11.
  62. , В. Т. Памяти Ф.Т. Михайлова / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С.186 — 188.
  63. , Г. П. Органическое направление в русской социальной философии / Г. П. Кузьмина. Чуваш, гос. пед. ун-т им. И .Я. Яковлева. — Чебоксары: б. и., 1998.-211 с.
  64. , Э. Избранное: Трудная свобода / Э. Левинас- пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 752 с. -(Серия «Книга света»).
  65. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  66. , В.Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев // НГПИ. Новосибирск, 1992. — 216 с.
  67. , Д.А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. -С. 372−377.
  68. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев. // Вопросы философии. — 1996.-№ 5.-С. 15−26.
  69. , Й. Процесс и структура человеческого учения / Й. Лингарт. — М.: Прогресс, 1970. -685 с.
  70. , Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк. — М.: Мысль, 1985. -Т. 1.-621 с.
  71. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984.-446 с.
  72. , Р.Г. Микрокосм / Р. Г. Лотце. М., 1866−67. — 544 с.
  73. , И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности / И. Ю. Малисова // Психол. журн. —1994.-Т. 14.-№ 4.-С. 94−102.
  74. , М. Анализ сознания в работах К.Маркса / М. Мамардашвили // Вопросы философии. 1968. — № 6. — С. 14−25.
  75. , Х.Э. Национальное самосознание в эпоху глобализации / Х. Э. Мариносян // Философские науки. 2008. — № 7. — С. 9−23.
  76. , Т.Н., Особенности системы ценностных ориентации- студентов с различной мотивацией выбора исследования / Т. Н. Мартынова // Социс. 2004. — № 3. — с. 27−31.
  77. , А. Психология бытия / А. Маслоу- пер. с англ. М.: Рефл-бук- Киев: Вак-лер, 1997. — 304 с.
  78. , А. Самоактуализация / А. Маслоу / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея А. А // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. -С. 108−117.
  79. , П. Развитие личности ребенка / П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган- пер. с англ. -М.: Прогресс, 1987. 272 с.
  80. , К. Основания политической экономии / К. Менгер, сост.
  81. B.С.Автономова // Австрийская школа в политической экономии М.: Экономика, 1992. — 492 с.
  82. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. — СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. -605с.
  83. , Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф. Т. Михайлов. -М.: Наука, 1990. 222 с.
  84. , B.C. Детская психология / B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1985. -272 с.
  85. , B.C. Предисловие / В. С. Мухина //Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1985. —1. C. 4−7.
  86. , Ш. А. Установка и деятельность / Ш. А. Надирашвили. — Тбилиси, 1987.-361 с.
  87. , A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) /A.A. Налчаджян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988.-263 с.
  88. Новейший философский словарь / под ред. A.A. Грицанова. М.: Книжный Дом, 2003. — 3-е изд., исправл. — 1280 с. — (Мир энциклопедий).
  89. Об истинной религии. Теологический трактат / Августин Блаженный. — Мн.: Харвест, 1999. С. 517−805. — (Классическая философская мысль).
  90. , Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы /Л.Ф. Обухова. -М.: Тривола, 1998.-е. 351.
  91. , Д.В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. -Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.
  92. , А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии, 1995. № 2. — С. 5−19.
  93. , Ф.С. Внутри и вне помойного ведра / Перлз Ф. С, Гудмен П. // Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии- пер. с англ. — СПб.: Петербург-XXI век, 1995. 448 с.
  94. , Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2003. -192 с.
  95. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-254 с.
  96. , Г. М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX начала XX века : Дис.. д-ра филос. наук: 09.00.03 Москва, 1996. — 219 с. РГБ ОД, 71:97−9/15-Х.
  97. Психология развивающейся личности / под ред. Петровского A.B. — М., 1987.-240 с.
  98. Психология сознания / сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. 480 е.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  99. , П. Введение в феноменологию Гуссерля / П. Прехтль. Томск: Водолей, 1999.-96 с.
  100. , С. Теории сознания / С. Прист- пер. с англ. А. Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 286 с.
  101. , Д. Психология самосознания. Хрестоматия / Д. Райгородский. М.: Бахрах-М, 2007. — 672 с.
  102. , Б. История западной философии / Б. Рассел. М.: Миф, 1993. — Т. 2. — 445 с.
  103. , Г. Философия жизни / Г. Риккерт. — Киев: Ника-Центр. -1998. — 512 с.
  104. , К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс- пер. с англ. — М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. 320 с.
  105. , C.JI. Бытие и сознание / C.JI. Рубинштейн. М.: Директ-Медиа, 2008. — 695 с.
  106. , Н.Г. Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза / Н. Г. Рукавишникова, Е. Г. Зверткина. // Ярославский педагогический вестник, 2005. -№ 3. 360 с.
  107. , Е.А. Становление личности / Е. А. Рыбалко //Социальная психология личности. Д., 1974. — С. 20−31.
  108. Самосознание: мое и наше: К постановке проблемы / под. ред. Ф. Т. Михайлова. М.: ИФ РАН, 1997. — 249 с.
  109. , В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В. Ф. Сержантов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та,. 1990. — 360 с.
  110. , A.B. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида / A.B. Серый // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.-С. 354−360.
  111. , И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-С. 100.
  112. , Е. Очерк теории ценностей / Е. Смирнов. СПб., 1904. — 144 с.
  113. , B.C. Оправдание добра. Нравственная философия /B.C. Соловьев-М.: Республика, 1996.-479 с.
  114. , Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н. Д. Сорокина // Социологические исследования, 2003.-№ 10. -С. 55−60.
  115. , А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-С.303.
  116. , А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. 2-ое изд. — М.: Гардарики, 2006. — С. 736.
  117. , В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции / В. В. Столин. // Психологический журнал.-М: 1981.-№ 3. -С. 104−107.
  118. , В.В. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании /В.В. Столин, М. Кальвиньо. Вестн. Моск. ун-та, 1982. — Сер. XIV, Психология. — № 3. — С. 38−47.
  119. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М: Изд-во Моск. ун-та., 1983.
  120. , У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий- пер. С. Татарниковой, под ред. В. И. Добренькова // Американская социологическая мысль: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 182.
  121. , С.Н. Концепция самосознания в философской системе Г.В. Ф. Гегеля: автореф. дисс. к. философ. наук: 09.00.03 / С. Н. Труфанов. -Самара, 2007. 20 с.
  122. Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации / Д. Н. Узнадзе // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. С. 87−91.
  123. , Д.Н. Общее учение об установке / Д. Н. Узнадзе, сост. В. В. Мироненко, под ред. A.B. Петровского // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов. — М.: Просвещение. — 1978. С.101−108.
  124. , Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях / Э. Н. Фаустова. М., 1995. — 40 с. (Системавоспитания в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 1).
  125. , Э.З. Мозг, психика, физика / Э. З. Феизов. Москва-Чебоксары, 2007.-513 с.
  126. Философия: проблемный курс. Учебник / под общ. ред. проф. Лебедева С. А. М., 2002. — 480 с.
  127. Философский словарь / под ред. Фролова И. Т. 7-изд. — М.: Республика, 2001.-719 с.
  128. , И.Г. Второе введение в наукоучение / И. Г. Фихте // Собр. соч.: в 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. — Т. 1. — С. 477−546.
  129. , И.Г. Факты сознания / И. Г. Фихте // Собр. соч.: в 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. —Т.2. — 798 с.
  130. , С.Л. Теория ценности Маркса и ее значение: Критический этюд /С.Л. Франк. -СПб., 1900.-250 с.
  131. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл- пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  132. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я"' / 3. Фрейд. М.: Азбука-Классика, 2009. — 192 с.
  133. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: ACT, 2009. — 288 с.
  134. , П. Воспитание ценностных ориентаций / П. Хайду, под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева // Моральные ценности и личность. — М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 155−164.
  135. , Г. Т. О природе сознания: с когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Г. Т. Хант- пер. с англ. А.Киселева. М.: ООО &bdquo-Издательство ACT», 2004. — 555 с.
  136. , Л.М. Роль ценностных ориентаций в формировании профессиональной направленности у студентов ВУЗа / Л. М. Хабаева // Бюллетень ВИУ, 2002. № 2(8). — С. 34−37.
  137. , И.В. Основные тенденции развития медиаобразования в постсоветском пространстве / И. В. Челышева, отв. ред. А. П. Короченский // Журналистика и медиаобразование в XXI веке. Белгород: Изд-во
  138. Белгород, гос. ун-та, 2006. С. 208−214.
  139. , И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. -М.: Наука, 1977.-144 с.
  140. , А. Культура и этика / А. Швейцер- пер. с немецкого Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского М.: Прогресс, 1973. — 344 с.
  141. Шеллинг, Ф.В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф.В. И. Шеллинг. Соч. в 2 т. — М.: Мысль, 1987. — Т. 1. — 637 с.
  142. , Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы / Ю. А. Шерковин // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 5. — С. 135−145.
  143. , Н.Д. Проблемы российского самосознания в контексте межкультурного взаимодействия / Н. Д. Шмелева, Ю. Г. Россиус // Философские науки. -2008. № 7. — С. 143−159.
  144. , Д.Б. Детская психология. 3-е изд. / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. — 384 с. — (Классическая учебная книга).
  145. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  146. , A.B. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе / A.B. Юпитов // Вопросы психологии. — 1995. -М. № 4. — С. 50−56.
  147. Юнг, К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. М.: Канон, 1994. -238 с.
  148. Юнг, К.Г. Aion. Исследование феноменологии Самости / К. Г. Юнг. — М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
  149. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени: / К. Г. Юнг, предисл. A.B. Брушлинского: пер. с нем. — М.: Прогресс, 1993. — 336 с.
  150. , В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В. А. Ядов // Социологический журнал. — 1994. -№ 1. — С. 35−52.
  151. , М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система (монография) / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.-204 с.
  152. , JI.P. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений / JI.P. Яруллина // Прикладная психология. -2002. -№ 5−6. -С. 25−28.
  153. Chalmers, D. J. Facing up to the problem of consciousness / D. J. Chalmers // Journal of Consciousness Studies, 1995. № 2. -200−219 p.
Заполнить форму текущей работой