Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические основы использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тому есть ряд причин вполне объективного характера. До настоящего времени в вузах отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, а вопросы использования ЭВМ слабо связаны с учебными планами и программами. Недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты создания и внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий обучения (ИТО… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИНТЕРНЕТ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
  • СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
    • 1. 1. Теоретико-понятийные основы создания и развития службы Интернет как информационного центра. современного образовательного пространства
    • 1. 2. Возможности Интернет-технологий. в обучении иностранному языку в неязыковом вузе
    • 1. 3. Формирование информационной культуры будущих специалистов как педагогическая проблема
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
  • ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
  • ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
    • 2. 1. Модель обучения иностранному языку студентов экономических специальностей на основе использования Интернет
    • 2. 2. Тестирование как способ измерения иноязычной. компетенции при обучении иностранному языку
    • 2. 3. Экспериментальное выявление педагогической. эффективности использования Интернет — технологий. в обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе
  • Выводы по второй главе

Дидактические основы использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам студентов неязыкового вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исторический опыт развития образования в той или иной стране и мировом сообществе в целом свидетельствует о том, что его характерные особенности в значительной мере определяются процессами, происходящими в государственно-политическом обустройстве стран, уровнем их научного и технического потенциала, особенностями социального и экономического развития. Именно эти процессы формируют те движущиеся силы, которые приводят либо к позитивным, либо негативным последствиям в системе образования, и определяют те изменения, которые становятся необходимыми для того, чтобы люди могли адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии, основанные на Интернет, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед новыми поколениями захватывающие, доселе не существовавшие возможности свободного распространения знаний и информации во всем мире. Это свидетельствует о существовании глобальной системы знаний, выходящей за пределы локальных, узконациональных контекстов. Такие знания объединяют культуры разных народов, характеризуются разнообразием источников, строятся на базе глобальной информационной инфраструктуры и охватывают такие сферы человеческой деятельности, как наука и техника, политика и экономика, культура и образование [184, с. 13−15].

Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно их применять и совершенствовать. Американский футуролог А. Тоффлер еще в 50-е годы прошлого века предупреждал о быстром устаревании знаний и необходимости пожизненного образовательного процесса, строящегося по типу «включение-выключение». Традиционные лекции должны уступить место множеству интерактивных обучающих методик, начиная от ролевых игр и заканчивая компьютеризированными семинарами [220].

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства и ведет к овладению ценностями культуры и основами нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности. Все это сохраняет духовные и материальные достижения человечества. Другими словами, человечеству необходимо усвоить и всячески развивать культуру непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование или образование через всю жизнь — это способ существования человека в информационном обществе и процесс, в котором он ныне участвует, чуть ли не от рождения до глубокой старости. Помочь ему в этом перманентном процессе, мы уверены, в будущем сможет сеть Интернет — одно из наиболее значительных человеческих изобретений XX века. Как самый современный и мощный носитель оперативной информации, «всемирная паутина» быстро и агрессивно проявила себя, особенно в последнее десятилетие, во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере образования [8, с. 3].

Новые информационные и коммуникационные достижения разрушают рамки традиционного образовательного процесса. Образование нельзя больше считать ритуалом, характерным только для раннего периода жизни человека. Использование информационных и коммуникационных технологий ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров и несет каждому возможность учиться в течение всей жизни [184, с. 15].

Глобальные изменения, которые неразрывно связаны с процессом информатизации, диктуют новые задачи и предъявляют новые требования к современному человеку. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в системе образования, в значительной степени характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обучению (В.П. Беспалько, В. М. Кларин, J1.C. Подымова, В. А. Сластенин, А. Ю. Уваров и др.).

Возможности использования новых информационных технологий в образовательном процессе исследованы в работах С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, Б. С. Гершунского, С. Г. Григорьева, А. А. Кузнецова, А. С. Лесневского, С. В. Панюковой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Н. Тихонова, А. Ю. Уварова и др.

Вопросы по использованию Интернет-технологий нашли отражение, главным образом, в справочных руководствах. В исследованиях В. Д. Байкова, Е. Н. Кареловой, А. С. Лесневского, А. В. Могилева, А. Н. Тихонова и других показано, что Интернет-технологии могут быть применены в качестве наглядного, доступного средства обучения.

Результатом происходящих в нашем обществе социальных и экономических реформ стал резко возросший уровень потребности в овладении иностранными языками [182, с. 8]. Практическое владение иностранным языком — одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Россия становится надежным партнером на международной арене. В системе отношений особое значение имеют связи между российскими университетами и вузами зарубежных стран. В Майкопском государственном технологическом университете стало традицией ежегодное проведение международных научно-практических конференций, в которых активное участие принимают и студенты университета. Возникают различного рода совместные проекты, программы, в процессе осуществления которых приобретаются новые теоретические знания и практический опыт.

Осуществленный анализ научно-педагогической литературы, изучение практики обучения иностранным языкам в вузе выявили, что преподаватели на протяжении многих лет используют в своей работе элементы различных методических концепций, таких как, методика интенсивного обучения (А.Л. Алхазишвили, Н. М. Елухина, И. А. Зимняя, Т. Н. Игнатова, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Г. Лозанов и др.), коммуникативного обучения (В.П. Кузовлев, Е. И. Пассов и др.), технология обучения в сотрудничестве с помощью метода проектов (Д. Джонсон, Р. Джонсон, Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, Е. С. Полат, Р. Славин и др.

Поиск новых технологий обучения иностранному языку обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, эффективность обучения иностранному языку по традиционной системе в значительной степени не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню знания языка. В то же время применение новых методик без использования традиционных методов создает ряд трудностей. Отсутствие необходимого объема автоматизации навыков лишает учащихся той учебной базы, которую они должны применить для продуктивной творческой работы. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика технологических основ обучения иностранным языкам.

Использовать Интернет для обучения иностранным языкам очень удобно, плодотворно и перспективно. На занятиях процесс обучения становится более привлекательным для учащихся, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, выгодно отличающимся от статичных устаревших текстов в учебнике. Наконец, благодаря Интернету, мы имеем доступ к неограниченному количеству аутентичной информации на иностранном языке, чего раньше явно не хватало, так как не у всех был доступ даже к зарубежным газетам и журналам. Кроме того, Интернет — это разнообразные коммуникации: электронная почта, всевозможные конференции, форумы, чаты, аудио-чаты и прочее. Все это можно и необходимо использовать, так как Интернет создает сильную мотивацию к изучению иностранных языков [37, с. 39−41].

Однако нужно подчеркнуть, что печатные материалы, в первую очередь учебники, никогда не «устареют» и не утратят своей важной роли в педагогическом процессе. Но в связи с дальнейшим развитием науки и техники, с появлением информационных технологий было бы непростительно не использовать возможности этих средств обучения.

Компьютер, обеспечивая индивидуальный подход к учащимся, одновременно является стимулом для коллективного творчества. Участие в совместных проектах по созданию тематических публикаций, баз данных, веб-сайтов на изучаемом языке учит принятию совместных решений, консолидирует учебный коллектив. Кроме того, компьютерные технологии эффективны в создании межпредметных связей, что особенно важно для студентов, готовящихся использовать иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации [89, с. 64].

Путь внедрения технологий Интернет в процесс обучения иностранному языку — это «путь создания новых методов обучения на базе синтеза основополагающих методик и реализации компьютерной грамотности преподавателя. С помощью компьютера можно решить такие учебные задачи как: овладение студентами лексико-грамматических компетенций, благодаря наглядному представлению закономерности построения высказывания, чтения и письма».

Владение преподавателями методикой применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании конкретных дисциплин является одним из ключевых факторов успешности информатизации образования. Несмотря на актуальность информатизации образования, нынешнее ее состояние является неудовлетворительным.

В высших учебных заведениях, хотя и осознали потребность формирования Интернет-знаний у специалистов, внедрение современных технологий в практику обучения оставляет желать лучшего.

Преподаватель не всегда воспринимает компьютер в качестве дидактической техники, часто не по достоинству оценивает его дидактические возможности в обучении языкам или просто «боится» использовать компьютер в практических учебных целях. Устранить этот барьер возможно лишь в том случае, если сам преподаватель знает компьютер, его возможности, если он уверен, что такая техника может быть настоящим идеальным инструментом.

Тому есть ряд причин вполне объективного характера. До настоящего времени в вузах отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, а вопросы использования ЭВМ слабо связаны с учебными планами и программами. Недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты создания и внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий обучения (ИТО). Квалифицированная компьютерная подготовка у большинства преподавателей занимает низкий уровень, так как в их перегруженном расписании очень проблематично выделить необходимое время на освоение новых технологий, а также отсутствует материальное стимулирование для полноценного внедрения Интернет-технологий в систему образования. Таким образом, реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности на базе ЭВМ встречает сильное сопротивление.

Но именно высшие учебные заведения призваны и должны в ближайшее время стать фундаментом формирования нового Интернет-ориентированного сознания молодых людей. Именно ВУЗы обязаны обеспечить этот процесс материально, преподаватель же в своей деятельности должен руководствоваться как традиционными, так и нетрадиционными методами обучения. Главное — сформировать у студента способ мышления, направленный на самостоятельное и сознательное овладение Интернетом, научить использовать информацию для самообразования, повышения квалификационного уровня.

В условиях ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса, усиления внимания к комплексу вопросов, связанных с трактовкой роли и места человеческого фактора в интенсификации общественного производства, все более актуальной является проблема прямой и непосредственной взаимосвязи педагогических и собственно технических факторов. Эта взаимосвязь находит свое отражение в процессе взаимодействия человека с компьютерной техникой высшим проявлением технизации общественно полезной человеческой деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии, основанные на Интернет, становятся в настоящее время одними из ведущих аспектов научной деятельности вузов. Их использование на совершенно новом уровне позволяет обеспечивать интерактивность обучения, создавать специальную обучающую среду. При этом необходимо применять уже новые приемы овладения иностранным языком, но они еще недостаточно изучены в методике обучения.

Анализ педагогической практики в вузе и результаты специальных исследований позволяют утверждать, что проблема использования Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе неязыкового профиля пока не нашла отражения в достаточной степени в исследованиях ученых. Несмотря на имеющиеся исследования в аспекте повышения эффективности обучения с использованием информационных и компьютерных технологий в педагогическом образовании многие проблемы, в частности, использование Интернет-технологий при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей решены слабо как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Отсутствие конкретной методики внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку и определил актуальность темы диссертационного исследования.

Изучение существующего опыта обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и результаты исследования показывают, что в настоящее время для него характерны следующие противоречия между:

— существующей в современном обществе необходимостью повышать уровень обученности граждан иностранным языкам и невысокой эффективностью удовлетворения этого требования;

— традиционными видами учебно-методического обеспечения и практической потребностью в инновационных формах применения Интернет-технологий в учебном процессе вузов;

— процессом информатизации образования и отсутствием общего подхода к использованию Интернет-технологий при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей;

— поиском и обнаружением необходимой для организации учебного процесса информации, которая позволяет применять более активные современные способы поиска, восприятия, обработки, использования и хранения полученных данных.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в глубоком осмыслении, осознании и применении Интернет-технологий как средства активизации и интенсификации процесса обучения иностранным языкам студентов неязыкового образовательного пространства.

Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка дидактических основ и возможностей использования Интернет-технологий в образовательном процессе высшей профессиональной школы.

Объект исследования — использование Интернет-технологий в педагогическом процессе вуза.

Предмет исследования — дидактические основы использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам как средства активизации и интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов неязыкового образовательного пространства.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза, основанная на том, что использование Интернет-технологий в высшем профессиональном образовании будет наиболее успешно осуществляться, если:

— конкретно определены их соответствующие роль и место в учебно-воспитательном процессе;

— в образовательном пространстве вуза создана насыщенная мультисреда, в которую вовлекаются различные каналы восприятия информации — текстовой, визуальной и аудиоинформации, что позволит готовить студента к будущей профессии;

— определены педагогические основы использования Интернеттехнологий: диагностика способностей студентов к изучению иностранного языка, технологическая организация обучения иностранному языку;

— апробирована и практически актуализирована модель обучения иностранному языку в контексте использования коммуникационных технологий.

В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические основы, позволяющие создать эффективную методику обучения иностранному языку с использованием Интернет-технологий.

2. Отобрать информацию, необходимую для организации учебного процесса (электронные библиотеки, журналы, различные справочные материалы, существующие в Интернете).

3. Спроектировать модель использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку в вузе и экспериментально проверить эффективность предложенной модели.

4. Создать и реализовать насыщенную мультисреду, в которую вовлекаются различные каналы восприятия информации — текстовой, визуальной, аудиальной, что позволит готовить студента к будущей работе в экономической сфере.

5. Сформировать у студентов культуру использования Интернет-технологий.

Общей методологической основой исследования явились положения материалистической диалектики о явлении сущности, о единстве теории и практики, о мышлении и познании, а также идеи о социальной и творческой сущности личности.

Методологическими и теоретическими ориентирами исследования служат работы: по гуманизации и гуманитаризации образования (А.А. Аминов, И. Н. Антипов, С. И. Архангельский, Ю. Н. Афанасьев, Ю. И. Бабаев, Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, В. А. Шаповалов и др.) — теории информационного моделирования (В.К. Белошапка, Ю. С. Брановский, Я. А. Ваграменко, Н. М. Власова, Л. И. Долинер, Д. А. Поспелова, И.Н. Розина) — теории формирования умственных действий и понятий (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Э. И. Герман, В. И. Каган, A.M. Малышенко, Н. Ф. Талызина, В. З. Ямпольский и др.) — концепции формирования и развития единого информационного пространства в России и соответствующих государственных информационных ресурсов (И.М. Андреева, В. Г. Афанасьев, С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, А. П. Ершов, Ю. С. Зубкова, И. И. Ильясов, А. А. Кузнецов, М. Б. Лебедева, В. Я. Лудис, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, И. Б. Новик, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Ю. Уваров, Л. Л. Федосеев и др.) — теории управления процессом обучения и использования в нем информационных технологий (Б.Л. Агранович, Н. А. Аминов, Ю. К. Бабанский, Ю. С. Брановский, С. П. Грушевский, М. Р. Кудаев, А. А. Кузнецов, Э. Г. Малиночка, Е. С. Полат, Н. Ф. Талызина и др.) — теории профессионального образования (С.А. Архангельский, В. П. Беспалько, Ю. С. Брановский, Б. К. Васильев, В. И. Горовая, А. Л. Денисова, Ю. С. Тюнников и др.) — об идее проблемного (A.M. Матюшин, М. И. Махмутов и др.) и контекстного (А.А. Вербицкий) обучения.

Методы исследования. На различных этапах исследования использовались следующие методы:

— теоретические — осмысление проблемы и предмета исследования, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования с учетом конкретных условий и новых фактов.

— эмпирические — сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент. математические — регистрация, математико-статистическая обработка полученных результатов.

Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет информационных систем в экономике и в юриспруденции Майкопского государственного технологического университета. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — поисково-констатирующий (2003;2004гг.). Проводилось изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы. Разрабатывалась общая концепция исследования, уточнялась формулировка темы, определялись цель, задачи, методология, конкретизировались объект и предмет исследования.

Второй этап — экспериментальный (2004;2006гг.). Формировалось представление о специфике и принципиальной модели обучения, осуществлялась ее практическая реализация в образовательной практике студентов экономических специальностей на основе использования Интернет-технологий при изучении иностранных языков.

Третий этап — обобщающий (2006;2007гг.). Завершены формирующий эксперимент, анализ и описание его результатов, обобщены и систематизированы результаты всего исследования, оформлена диссертация.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— в работе дается обоснование роли и места Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку;

— выделены и обоснованы принципы использования Интернета как информационной сети развития коммуникационных образовательных ресурсов;

— предложена модель использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку студентов вуза;

— выделена и обоснована совокупность педагогических условий, при которых формируются основы иноязычной коммуникативной компетенции будущих экономистов в процессе профессионального образования, включающая ее целевое, критериальное, содержательное, процессуальное и технологическое обеспечение;

— представлена и опытно-экспериментальным путем доказана значимость модели обучения иностранному языку студентов на основе использования коммуникационных технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

— теоретически осмыслены организационно-содержательные параметры реализации задач Интернет-обучения в высшей школе;

— обоснована на научном уровне возможность использования Интернет-технологий при обучении иностранным языкам;

— теоретически представлена модель обучения иностранному языку на основе использования новых информационных технологий;

Практическая значимость исследования заключается в том, что научно обоснованная и экспериментально проверенная Интернет-технология обучения иностранному языку студентов экономических специальностей помогает повысить общий и предметный уровень обученности. Составленное автором методическое пособие может быть использовано преподавателями вуза с целью повышения эффективности и качества обучения студентов иностранному языку.

Достоверность и обоснованность научных результатов нашей работы обусловлены использованием методов исследования, адекватных его предмету и задачам, а также методологической обоснованностью теоретических положений и использованием методов математической статистики высокой степени надежности для оценки результатов всего исследования.

На защиту выносятся следующие положения: <

1. Дидактические возможности применения Интернет-технологий в процессе формирования у студентов опыта учебно-познавательной деятельности реализуют следующие функции:

— сбор, хранение и обработка информации, необходимой для управления учебным процессом с помощью учебных планов, которые реализуют Госстандарт образовательно-профессиональных программ;

— создание и хранение, возможность корректировки образовательных программ базовых, смежных и дополнительных специальностей;

— формирование базы учебно-методического и научного обеспечения по иностранному языку для студентов экономических специальностей;

— создание базы по содержанию и организации самостоятельной и индивидуально-творческой деятельности студента.

2. Продуктивным подходом к исследованию сложной, по своей сути комплексной, проблемы обучения через Интернет, является подход, основанный на конечных целевых установках учебно-воспитательной деятельности, которые определены общей стратегической ориентацией системы образования. Разрешение этой проблемы приведет к формированию всесторонне развитой, гармоничной личности каждого студента.

3. Комплекс дидактических условий, способствующих формированию информационной культуры студентов, — выработка навыков применения новых информационных технологий: компьютерная осведомленность (ознакомительный уровень), компьютерная грамотность (пользовательский уровень)', формирование качеств, характеризующих индивидуальность и личность.

4. Модель обучения иностранному языку студентов вуза на основе Интернет-технологий представляет собой систему педагогических условий, при которых сохраняется единство содержательно-целевого, критериального, процессуального и методически-технологического компонентов. Их функционирование обеспечивается организацией эффективного взаимодействия субъектов обучения в системе «преподаватель-студент».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на научно-методических семинарах кафедры иностранных языков МГТУ, на научно-практических конференциях и отражены в следующих публикациях: «Внедрение новых информационных технологий в процессе изучения иностранных языков» (Майкоп, МГТУ, 2004 г.) — «Педагогические особенности и развитие понятия дистанционного образования» (Майкоп, МГТУ, 2004 г.) — <<�Дидактические функции сети Интернет для предмета «иностранный язык» (Майкоп, МГТУ, 2005 г.) — «Сущность формирования информационной культуры как педагогической цели высшей школы» (Майкоп, МГТУ, 2005 г.) — «Научно-педагогическая информация сети Интернет в подготовке будущих специалистов» (Майкоп, МГТУ, 2006 г.) — «Обучающая функция контрольных тестов» (Майкоп, МГТУ, 2006 г.) — «Новые информационные технологии в преподавании иностранного языка в вузе» (Майкоп, АГУ, 2006 г.) — «Использование инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку в вузе» (Сочи, НОЦ РАО, 2007 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в форме лекций, практических занятий в Майкопском государственном технологическом университете при обучении иностранным языкам на факультете информационных систем в экономике и в юриспруденции.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс в качестве методических пособий по иностранному языку для экономических специальностей.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список, состоящий из 275 наименований.

Выводы по второй главе.

Во второй главе «Дидактические условия использования Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза» построена модель использования Интернет-технологий в обучении студентов иностранному языку. Также рассмотрены:

• возможности использования информационно-поисковых систем, для поиска информации релевантной информационным потребностям студентов;

• возможности использования тестирования, как способа измерения иноязычной компетенции при обучении иностранному языку.

В заключение главы был проведен педагогический эксперимент с целью выявления эффективности использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей.

При этом условии отмечено повышение эффективности образовательного процесса, улучшение знаний и умений студентов. Результаты контрольных срезов свидетельствуют о существенном повышении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы: достоверно увеличилось количество обучаемых с высоким и средним уровнями, уменьшился процент студентов с низким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции. В контрольной группе достоверных изменений зафиксировано не было.

Полученные в итоговом эксперименте результаты позволяют утверждать, что разработанная модель использования Интернет-технологий в обучении студентов иностранному языку, с использованием информационно-образовательных порталов и сайтов для профессиональной подготовки студентов, повышает качество подготовки будущих специалистов, развивает продуктивную мыслительную деятельность, повышает мотивацию, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, обеспечивает готовность к использованию новейших коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

История развития образования тесно связана с историей человеческого общества и с достижениями в различных отраслях науки и техники. Началом отсчета можно считать становление речи и использование в обучении не только принципа «делай как я», но и «слова». Появление письменности стало первым поворотным пунктом и позволило более точно сохранять и воспроизводить накопленные поколениями знания. Открытие книгопечатания стало новой вехой в сохранении, приумножении и, самое главное, в распространении знаний. В XX веке бурное развитие теоретической и прикладной науки, совершенствование технологий и производства ознаменовали еще один этап в сохранении, тиражировании и использовании (в том числе и в обучении) больших объемов информации в электронном виде.

Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательной системы. С одной стороны, этот фактор обусловил новые требования к технической оснащенности образовательных учреждений, их доступу к мировым информационным ресурсам, а с другой стороны, дал мощный импульс к изменению содержания деятельности преподавателя, использованию им новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность студентов.

В представленном исследовании была поставлена цель — выявить научно-методические основы и педагогические особенности использования Интернет-технологий в преподавании иностранного языка студентам экономических специальностей вуза. В ходе работы нами были проанализированы существующие методики использования Интернет-технологий в образовательных целях, существующие информационно-образовательные сайты, порталы и методика их использования. Выделены научно-методические основы использования Интернет-технологий, как базиса для развития дистанционного обучения в рамках единого образовательного пространства при изучении иностранного языка.

На основе проведенного исследования была предложена модель обучения иностранному языку с использованием коммуникационных технологий. На наш взгляд, она может быть применена в качестве методического материала не только для обучения студентов, но и для различных категорий обучаемых.

Особенностью нашего учебного проекта является то, что в ходе работы мы доказываем: иностранный язык выступает не только как цель обучения, но и как средство общения, при этом сам процесс обучения становится насыщенным и увлекательным.

Проведенные теоретические и практические исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

Использование Интернет-технологий дает возможность непосредственно «довести» характерные черты информационного общества до каждого человека и вывести его на более высокий уровень информационной культуры и компьютерной грамотности.

— Отличительной особенностью технологий Интернет является его многофункциональность. Это не только мощное средство обучения, способное научить работать с информацией, но и особая среда общения.

— Виртуальная среда обучения представляет современную форму технологии обучения. Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации создают уникальную учебно-познавательную среду, которую можно использовать для решения дидактических задач по изучению иностранного языка (познавательных, информационных, культурных).

— Использование проектных методов обучения на основе Интернет-технологий решает проблему повышения доступности и коммуникативной направленности обучения и способствует формированию навыков исследовательской работы.

— Студенты приобретают навыки ориентироваться в информационном пространстве, осваивают методы поиска тематической информации, способы навигации по сетям с использованием различных протоколов, знакомятся с основными поисковыми системами, принципами сбора и классификации информации.

— Организационно-педагогические условия использования Интернета позволяют преобразовать процесс обучения в вузе и способствуют формированию информационной культуры молодежи. Использование Интернет-технологий в учебном процессе активизирует мотивацию учения, способствует развитию исследовательского аспекта в студенческой среде, а также может стать основой, связывающей различные учебные дисциплины.

— В процессе учения становится преобладающим индивидуально-личностное начало, ценностным основанием которого выступает сотворчество преподавателя и студента. Меняется роль преподавателя, развивается содержание его деятельности. Именно его способность отбирать подходящий и самый современный, оперативно получаемый материал определяет успешность обучения.

— Анализ проведенного эксперимента показал целесообразность применения тестов для контроля и оценки знаний по иностранному языку. Это подтверждается такими положительными сторонами, как: охват системой тестового контроля значительной части усвоенного учебного материала, экономия времени на проверку, простота обработки результатов, объективность оценки.

— Разработанные контрольные и тренировочные тесты для проведения занятий и закрепления пройденного материала, а также методическое пособие для проведения практических занятий и методики проведения учебного проекта с использованием Интернет-технологий могут быть использованы преподавателями вуза с целью повышения эффективности и качества обучения студентов иностранному языку.

— Проведенный педагогический эксперимент показал положительное влияние на качество обучения студентов, связанное с использованием Интернет-технологий. В диссертационном исследовании продемонстрировано, что при наличии методической базы использование в учебном процессе Интернет-технологий, в частности, образовательных сайтов, порталов и электронных учебников, разработанных на их основе, процесс обучения становится более динамичным, информационно емкимосновной акцент образования переносится именно на активную деятельность самого студента. Происходит замена дисциплинарно ориентированной модели обучения на модель проектно-созидательную. Студенты получают расширенный доступ к аутентичной информации, снимаются ограничения на ее объем, уменьшается время, затрачиваемое на поиск необходимых материалов. Образование становится более доступным. Интернет-технологии повышают статус ВУЗов, уровень знаний, накопленных в них, таким образом, обеспечивая выход на более широкую образовательную аудиторию, которой практически становится весь мир.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме / B.C. Аванесов. М.: Высш. шк., 1995. — 56 с.
  2. , Б.Л. Системный анализ стратегий информатизации образования / Б. Л. Агранович, Б. Н. Богатырь, В. З. Ямпольский // Проблемы информатизации высшей школы. 1997. -№ 3−4 (9−10). — С. 9−13.
  3. , Э.Г. ТСО на современном этапе развития методики преподавания русского языка как иностранного / Э. Г. Азимов, Н. И. Самуйлова, Л. Б. Шамшин // Русский язык за рубежом. 1994. — № 2.
  4. , А.А. К истории развития тестирования: от психологии к лингводидактике / А. А. Алексеев // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2001. — № 4. — С. 210−217.
  5. , А.А. Основы овладения устной иностранной речью / А. А. Алхазишвили. М.: Просвещение, 1988. — 124 с.
  6. , Н.А. Модель управления образованием и стили преподавания / Н. А. Аминов //Вопросы психологии. 1994. — С. 36−48.
  7. , Б.Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980.-288 с.
  8. , А.А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие / А. А. Андреев. М.: Логос, 2003. — 76 с.
  9. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. М.: Высш. шк., 1981.
  10. Ю.Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980.-366 с.
  11. , Ю.Н. Гуманитарное образование рубежа XX—XXI вв.еков в условиях новой информационной среды / Ю. Н. Афанасьев // Проблемы информатизации высшей школы. 1996. — № 2. — С. 90−95.
  12. , Ю.Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М.- Можайск: Терра, 2000. -432 с.
  13. , Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  14. , Ю.К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский. // Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  15. , В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов / В. Д. Байков. СПб.: БХВ-Петербург, 2000. — 288 с.
  16. , О.И. О работе над проектом по учебнику «Happy English 2» / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. 1997. — № 3.
  17. , В.Ф. Педагогическая технология: что это такое? / В.Ф. Башарин//Специалист. 1993.-№ 9.-С. 11−15.
  18. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Ч. 1 / Д. А. Белухин. -М.: Ин-т практ. пед. 1996. — 326 с.
  19. , В.П. Опыт разработки и использования критерии качества усвоения знаний / В. П. Беспалько // Советская педагогика. 1968. — № 4.-С. 12−16.
  20. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1995.-336 с.
  21. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  22. , М.Б. Формирование профессиональной компетенции будущих инженеров в среде информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Б. Бетуганова. Майкоп, 2006. — 26 с.
  23. , С.А. Новые составляющие нашего мировоззрения / С. А. Бешенков // Информация и образование. 1999. — № 10. — С. 10−12.
  24. , С.А. Информатика и информационные технологии: учеб. пособие / С. А. Бешенков, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев. Екатеринбург: Изд-во УралГПУ, 1995. — 144с.
  25. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. М., 2001. -№ 4. -С. 5−7.
  26. , М.А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. М., 2004. — 134 с.
  27. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 10 / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — 592 с.
  28. , Ю.С. Введение в педагогическую информатику: учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов / Ю. С. Брановский. Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1995. — 205с.
  29. , Ю.С. Работа в информационной среде / Ю. С. Брановский // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 81−87.
  30. , М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? / М. Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. М., 2001. — № 4. — С. 29−33.
  31. , Я.А. и др. Анализ исследования разработок в области информатизации образования / Я. А. Ваграменко. М.: ИНИНФО, 1994. -308 с.
  32. , В.Н. Интернет-технологии образованию / В. Н. Васильева, Л. С. Лисицына. СПб.: Питер, 2003. — 463 с.
  33. , С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / С. Г. Вершловский. -М.: Педагогика, 1987. 136 с.
  34. , В.А. Информационная культура, как фактор повышения информационной деятельности / В. А. Виноградов. Л.: Наука, 1990. -216 с.
  35. , В.А. Культура и информация / В. А. Виноградов, JI.B. Скворцов // Теория и практика общественно-научной информации. -1992. -№ 2. С. 25−31.
  36. , С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  37. , Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л. П. Владимирова // Иностранные языке в школе. 2002. — № 3. — С. 39−41.
  38. , В. Понятийный самоучитель работы в Windows / В. Волков. -СПб.: Питер, 2002.- 192 с.
  39. , Г. Г. Молодежь в информационном обществе / Г. Г. Воробьев. М.: Просвещение, 1990. — 204 с.
  40. Всероссийская научно-практическая конференция: «Информатизация образования 2000»: тез. докл. — Хабаровск, 2000. — 220 с.
  41. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  42. , Е.Г. Репрезентация современных концепций обучения иностранным языкам / Е. Г. Гализина, Э. П. Комарова, Т. В. Чепрасова // Известия Воронежского педагогического университета. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1999.
  43. , П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
  44. , П.Я. Современная теория поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. М., 1979. -217 с.
  45. , А. Путеводитель по глобальной компьютерной сети Internet / А. Гафин. М.: Сфера, 1995. — 269 с.
  46. , Б. Дорога в будущее: пер. с англ. / Б. Гейтс. М.: Русская редакция, 1996.-312 с.
  47. , Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  48. , Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608с.
  49. , Р.С. Основы информационной культуры / Р. С. Гиляревский // Профессиональное образование. 2001. — № 2. — С. 16.
  50. , С.В. Работа в сети Internet: учебный курс / С. В. Глушаков, Д. В. Ломотько, И. В. Мельнико. Харьков- М.: Фолио: ACT, 2000. -346 с.
  51. , В.М. Основы безбумажной информатики / В. М. Глушаков. -М.: Наука, 1982.-552 с.
  52. , В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы / В. И. Горовая. Ставрополь, 1995. — 160 с.
  53. , О.С. Педагогика индивидуальности / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 572 с.
  54. , А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения / А. А. Гречихин // Проблемы информационной культуры: сб.ст. / под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. М., 1994. — С. 15.
  55. , Н.А. Тестовый контроль знаний и умений / Н. А. Гришанова. М., 1996. — 33 с.
  56. , Г. Р. Очерки информационной технологии / Г. Р. Громов. М.: ИНФОАрт, 1993.-336 с.
  57. , В.В. Интегральная образовательная технология / В. В. Гузеев. -М.: Знание, 1999.- 158 с.
  58. , С.Р. Развитие информационной культуры преподавателя / С. Р. Гуриков // Специалист. 2004. -№ 6. — С. 11−14.
  59. , В.В. Виды обобщения в обучении: (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. М., 1972. -424 с.
  60. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1996.-С. 45−98.
  61. , Ю.Г. Информационная технология в промышленности / Ю. Г. Данилевский, И. А. Петухов, B.C. Шибанов. JL: Наука, 1990. -156 с.
  62. , Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 65−73.
  63. , А. Интернет. Самоучитель / А. Денисов, И. Вихарев, А. Белов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 368 с.
  64. , Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе / Л. Г. Денисова // Иностранные языки в школе. 1989. — № 2. -С. 67−76- № 3.-С. 58−63.
  65. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / В. В. Краевский, и др. М.: Прсвещение, 1982. — 319 с.
  66. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998.- 192 с.
  67. , Л.А. Проблемы обучения неродному языку и новые информационные технологии / Л. А. Дунаева // Вестник ЦМО МГУ.1997.-№ 1.-С. 1−8.
  68. , А.А. Изучаем Microsoft Office XP.Word ХР для начинающих / А. А. Егоренко. М.: Лист Нью, 2004. — 288 с.
  69. , Н.В. Обучение аудированию на уроках французского языка в средней школе: пособие для учителя / Н. В. Елухина. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  70. , Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. М., 1996. — № 5. — С. 25−29.
  71. , М.И. Разработка и применение тестов успешности усвоения / М. И. Ерецкий, Э. Л. Полисар. М., 1996. — 82 с.
  72. , А.П. Школьная информатика в СССР: от компьютерной грамотности к культуре / А. П. Ершов // Информатика и компьютерная грамотность. -М.: Наука, 1988. С. 6−23.
  73. , Е.В. Принципы доступности и коммуникативной направленности обучения студентов в условиях применения инфокоммуникационных технологий: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Зайцева. Ставрополь, 2004. — 24 с.
  74. , Г. Е. Профессиональная и внепрофессиональная деятельность инженера-педагога / Г. Е. Зборовский. Свердловск: СИПИ, 1987.-206 с.
  75. , В.И. Образовательная программа школы: Структура, содержание, технология разработки / В. И. Зверева. М.: Педагогический поиск, 1998. — 179 с. 76.3верева, Н. И. Педагогическая диагностика / Н. И. Зверева. М.: Новая школа, 1996.-68 с.
  76. , И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя / И. А. Зимняя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  77. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя.-М.: Просвещение, 1991.-222 с.
  78. , Б.И. Непроизвольное запоминание / Б. И. Зинченко. М., 1961.
  79. , В.Ю. Возможность использования мультимедийных технологий при самостоятельном изучении английского языка / В. Ю. Зюбанов // Сборник материалов международной методической конференции: в 2 т. Т. 1. Томск, 2003. — С. 201−207.
  80. , Т.Н. Английский язык для общения: интенсивный курс: учеб. / Т. Н. Игнатова. 2-е изд. — М.: РТ-Пресс: Высш. шк., 1997. -416с.
  81. , В.П. Вычислительная информатика: открытие науки / В. П. Ильин. Новосибирск: Наука, 1991. — 198 с.
  82. , И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: Педагогика, 1987.-212 с.
  83. , В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие / В. Иноземцев. М.: Логос, 2000.
  84. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 2001. — 272 с.
  85. , И.С. Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. С. Казаков. Майкоп, 2006. — 26 с.
  86. , В.А. Информатика: учебник / В. А. Каймин. 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2003.-285 с.
  87. , А.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с.
  88. , Т.И. Принципы применения компьютера в обучении русскому языку на подготовительном факультете для иностранных граждан / Т. И. Капитонова // Теория и практика обучения славянским языкам. -М., 1994.
  89. , Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах / Т. В. Карамышева. СПб.: Союз, 2001.-192 с.
  90. , Е.И. Учебно-методический комплекс «Интернет-технологии образованию»: основы информационных технологий для учителя: лабораторный практикум / Е. И. Карелова, Т. А. Шумихина. М.: Федерация Интернет образования, 2002. — 148 с.
  91. , А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка / А. С. Карпов // Иностранные языки в школе. 2002. — № 4. — С. 73−78.
  92. , К.Б. Применение технических средств в обучении иностранному языку / К. Б. Карпов. М.: Высш. шк, 1971.
  93. , Г. А. Французский язык. Интенсивный курс обучения. Продвинутый этап: учеб. пособие для вузов / Г. А. Китайгородская, А. А. Крашенинникова, Я. В. Гольдштейн. М.: Высш. шк., 1989. -303с.
  94. , Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. М.: Изд-во МГУ, 1986. -175 с.
  95. , М.В. Инновации в мировой педагогике / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  96. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогический поисках / М. В. Кларин. -М.: Арена, 1994. 224 с.
  97. , М.В. Педагогические технологии в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 76 с.
  98. , М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  99. , Г. С. Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS / Г. С. Ковалева. М.: ИОСО РАО, 1996.
  100. , Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. -М.: ВЛАДОС, 2003.-352 с.
  101. , В.А. Лингводидактическое тестирование / В. А. Коккота. -М, 1989.
  102. , К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство / К. К. Колин. // «Alma mater» (Вестник высшей школы). М., 2000. — № 6.
  103. , Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. — 446 с.
  104. Компьютерная технология обучения: словарь-справочник / под ред. В. И. Гриценко, A.M. Довгяло, А .Я. Савельева. Киев: Наукова думка, 1992.-652 с.
  105. , B.C. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре /B.C. Коростелев, Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. М., 1988. — № 2. — С. 27−36.
  106. , B.C. Коммуникативность и псевдокоммуникативность / B.C. Коростелев // Иностранные языки в школе.- 1991.-№ 5.-С. 17−21.
  107. , В.Г. К теоретическим основам проблемного обучения / В. Г. Костомаров // Русский язык за рубежом. 1991. — № 3.
  108. , А.Б. Самое главное о .Интернет / А. Б. Крупник. -СПб.: Питер, 2004.- 127 с.
  109. , М.Р. Методология и методика педагогических исследований: учеб. пособие / М. Р. Кудаев. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003.-144 с.
  110. , А.А. Обучающие программы и дидактика / А. А. Кузнецов, Т. Сергеева // Информатика и образование. 1986. — № 2. -С. 87−90.
  111. , В.П. Рекомендации по работе с новым УМК «Нарру English 2» / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа // Иностранные языки в школе.1994.-№ 6.
  112. , В.П. Рекомендации по работе с новым УМК «Нарру English 2» / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа // Иностранные языки в школе.1995.-№ 1.
  113. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 149 с.
  114. , B.C. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие / B.C. Кукушин. М.- Ростов н / Д: МарТ, 2003. — 368 с.
  115. , Т.В. Общение в Интернет / Т. В. Кучников. М.: Альянс-пресс, 2004. — 128 с.
  116. , М.П. Готовить учителей нового типа / М. П. Лапчик // Информатика и образование. 1987. — № 2. — С. 15−20.
  117. , Р. Интернет: к новому типу образования / Р. Латыпов // Народное образование. 1997. — № 10. — С. 13−19.
  118. , Р. Программное обеспечение процесса обучения / Р. Лаутербах, К. Фрей // Перспективы: Вопросы образования. 1988. — № 3.-С. 20−26.
  119. Левин, Дж. Internet для «чайников»: краткий справочник: пер. с англ. / Дж. Левин, А. Рейнхоулд, М. Левин-Янг. 8-е изд. — М.: Вильяме, 2004. — 272 с.
  120. , B.C. Содержание образования: учеб. пособие / B.C. Леднев. М.: Высш. шк., 1989. — 130 с.
  121. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. -204 с.
  122. , А.А. Психология общения: учеб. пособие / А. А. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  123. , А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время? / А. А. Леонтьев // Иностранные языка в школе. М., 1991. -№ 5.-С. 22−23.
  124. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  125. , И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.- 180с.
  126. , Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
  127. , В.Г. Видеозаписи в учебном процессе / В. Г. Логинова // Русский язык за рубежом. 1986. — № 3.
  128. , Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе / Л. В. Луцевич // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах: межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: НГУ, 1986. — С. 33−39.
  129. , Т.П. Развитие информационной культуры личности в образовательном процессе вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Лютикова. Пятигорск, 2006. — 22 с.
  130. , М.В. Методика преподавания иностранных языков: учеб. пособие / М. В. Ляховицкий. -М.: Высш. шк., 1981. 159 с.
  131. , А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. М.: Народное образование, 2000. — 352 с.
  132. , Э.Г. Автоматизтрованная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения / Э. Г. Малиночка. -Саратов: Изд-во СГУ, 1989. 184 с.
  133. , В.А. Метод тестового контроля / В. А. Малышева // Профессиональное образование. 2000. — № 7. — С. 7−8.
  134. , А.В. Тестовая технология контроля знаний / А. В. Мальцев. Екатеринбург, 1997.
  135. , А.И. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Марков. -Ставрополь, 2004. 20 с.
  136. , А.К. Психологические проблемы повышения квалификации / А. К. Маркова // Педагогика. 1992. — № 6. — С. 41−47.
  137. , A.M. Развитие творческой активности школьников / A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1991. 154 с.
  138. , М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1997. — 200 с.
  139. , Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы, перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 88 с.
  140. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы) / Е. И. Машбиц. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  141. , Е.И. и др., Основы компьютерной грамотности / Е. И. Машбиц, Л. П. Бабенко Л.В. Верник- под ред. А. А. Стогния. Киев: Высш. шк., 1988.-215 с.
  142. , Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. М., 2000. — № 4. — С. 9−15- № 5.-С. 17−22.
  143. , М.Г. Диагностика качества знаний и компьютерные технологии обучения / М. Г. Минин. Томск: Изд-во ТГПУ, 2000. -216 с.
  144. , Г. С. Из опыта работы с международными e-mail проектами / Г. С. Мишина // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. -С. 54−57.
  145. , А.В. Принципы системной информатизации образования / А. В. Могилев // Регинформ-99. Пермь, 1999. — С. 53−56.
  146. , В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / В. М. Монахов // Проектирование новых информационных технологий обучения: сб. науч. тр. / под ред. В. М. Монахова. М.: Педагогика, 1991. — С. 4−30.
  147. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.- 112 с.
  148. , А .Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: ГУ ПТО Адм. Челяб. области, Челяб. Фил. ИПО МО РФ, 1995. — 288 с.
  149. , А.Я. Общенаучные понятия в педагогике / А .Я. Найн // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−49.
  150. , А.Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления / А. Я. Найн. Челябинск: Чел. Фил. УГНОЦ РАО, 2000.-28 с.
  151. , Н.Н. Концепция непрерывного образования / Н. Н. Нечаев // Специалист. 1996. — № 4. — С. 2−3.
  152. , Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / Н. Н. Нечаев. М.: Высш. шк., 1988. -188 с.
  153. , А.П. К вопросу о комплексном подходе при интенсификации обучения иностранным языкам / А. П. Новиков // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1979.
  154. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- под ред. Е. С. Полат. 2-у изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 272 с.
  155. , Е.В. Параметры аутентичного учебного текста / Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. М., 1999. -№ 1.-С. 11−18.
  156. , Е.В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. М., 1999. — № 2. — С. 6−12.
  157. Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам / под редакцией Э. Г. Добронецкой. Казань: Изд-во КазГУ, 1981.- 176 с.
  158. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX—XX вв. / под ред. И. В. Рахманова. М.: Высш. шк., 1972. -277 с.
  159. , С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении / С. В. Панюкова. -М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. 225 с.
  160. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Е.И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  161. , Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. -М.: Рус. яз., 1977.-216 с.
  162. , Е.И. Коммуникативные упражнения: На материале немецкого языка: пособие для преподавателей / Е. И. Пассов. М.- JL: Просвещение, 1967. — 99 с.
  163. , Д.Б. Компьютер для начинающих. Завтра на работу! / Д. Б. Пашенков, B.C. Артамонов // Самоучитель. СПб.: Питер, 2004. -331 с.
  164. , Ю.А. Дети, компьютер и коммуникация / Ю. А. Первин // ИНФО. 1994. — № 1.-С. 46−51.
  165. , Ю.А. Информатика дома и в школе: кн. для учителя / Ю. А. Первин. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 144 с.
  166. , А. Компьютеры и Интернет в обучении иностранным языкам / А. Петроченков // Учитель. 2003. — № 1. — С. 65−67.
  167. , П.И. Организация деятельности ученика на уроке / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев. М., 1985. — 80 с.
  168. , П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. -М.: Пед. общество России, 1999. 354 с.
  169. , В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-метод. пособие / В. Ю. Питюков. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гном и Д, 2001. -192 с.
  170. , И.П. Педагогика. Новый курс: учебник: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999.-576 с.
  171. , И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  172. , Л.С. Введение в инновационную педагогику: учеб. пособие / Л. С. Подымова. Курск: Изд-во КГПУ, 1994. — 120 с.
  173. , Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. М., 2001. — № 5. -С. 4−10.
  174. , Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2001. — № 2. — С. 14−19- № 3. — С. 512.
  175. , Е.С. Использование информационных ресурсов и услуг Интернет в школе / Е. С. Полат // На пути к 12-летней школе. М., 2000.-С. 323−330.
  176. , Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 2. — С. 3−11- № 3. — С. 3−9.
  177. , Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. — № 1. — С. 4−10.
  178. , Е.С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей / Е. С. Полат. М., 1997.
  179. , В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник / В. М. Полонский. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  180. , В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М., 2000. — 368 с.
  181. , Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие / Р. К. Потапова. 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2004.-320 с.
  182. , Е.В. Использование Интернет-технологий при обучении студентов гуманитарных специальностей математическим дисциплинам: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Потехина. Ставрополь, 2004.-188 с.
  183. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: Высш. шк., 2003. — 792 с.
  184. , И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. Минск.: ТетраСистемс, 2002. — 544 с.
  185. , Е.П. Компьютерное обучение: за и против / Е. П. Протасеня, Ю. С. Штеменко // Иностранные языки в школе. 1997. — № З.-С. 10−13.
  186. , А.А. Педагогика: учеб. пособие / А. А. Радугин. М.: Центр, 2002. — 272 с.
  187. , А.И. Перспективы информационного общества в СССР: проблемы, концепции, социально-экономические трансформации / А. И. Ракитов // Информатизация общественного производства: тез. докл. Междунар. конф. М.: ИПИАН, 1989. — С. 17−33.
  188. , И.В. Виртуальная реальность / И. В. Роберте // Информатика и образование. 1993. — № 5. — С. 53−56.
  189. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберте. М.: Школа-Пресс, 1994. — 321 с.
  190. , И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберте // Информатика и образование. 1993. — № 2. — С. 11−15.
  191. , И.В. Информационные технологии в науке и образовании / И. В. Роберте, П. И. Самойленко. М.: МГЗОИПП, 1998. — 177 с.
  192. , К. К науке о личности. История зарубежной психологии /К. Роджерс.-М., 1995.
  193. , С.В. Комплексный подход важный путь повышения эффективности обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах / С. В. Русанова. — М., 1980.
  194. , В.Н. Компьютер для студента. Самоучитель / В. Н. Рычков, Ю. Н. Новиков, Д. Д. Солнышков. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.-320 с.
  195. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания обучения и дидактических систем / Ппод редакцией А. А. Золотарева. -М.: Изд-во МИИТА, 1988. 270 с.
  196. , Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  197. , Э.П. Научно-техническая информация и образование: поиск новых парадигм / Э. П. Семенюк // НТИ. Сер.1. 1998. — № 1. -С. 1−10.
  198. , JI. К вопросу о принципах технологии / JI. Серафимов, В. Айнштейн // Высшее образование в России. М., 1995. -№ 2.-С. 37−48.
  199. , Т.Н. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т. Н. Сергеева // Информатика и образование. 1991. — № 1. -С. 3−10.
  200. , А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / А. Ф. Сидоренко // Иностранные языки в школе. 2002. — № 2. — С. 41−43.
  201. , М.Н. Задачи и содержание общего и политехнического образования / М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер // Дидактика средней школы. -М., 1975.- 157 с.
  202. , В.А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. -2002.-576 с.
  203. , В.А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  204. , В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  205. , В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1989. — 46 с.
  206. , Б.Я. Информационная технология: учеб. для вузов / Б. Я. Советов. -М.: Высш. шк., 1994. 368 с.
  207. , А.П. Информация и прогресс / А. П. Суханов. -Новосибирск: Наука, 1988. 184 с.
  208. , В.И. Разработка дидактических материалов для информационных технологий обучения в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Сыроватская. Майкоп, 2006. — 27 с.
  209. , Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 43−45.
  210. , Н.Ф. Педагогическая психология: учебник / Н. Ф. Талызина. 3-е изд., стеоретип. — М.: Академия, 2003. — 288 с.
  211. , Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения: сб. научн. тр. М.: Изд-во АПН СССР: МГУ, 1985. — С. 1527.
  212. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 141 с.
  213. , С.А. Куда идет компьютерный мир? / С. А. Тарасов // Мир Internet. 2001. — № 6. — С. 40−43.
  214. Тер-Минасова, С.Г. «Слова, слова, слова.» Язык, культура, межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. М., 2000.
  215. , С.В. Сокровища Интернета для преподавателей иностранных языков / С. В. Титова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и международная коммуникация. — 2001. № 4. — С. 202 209.
  216. , А.Н. Единое информационное пространство высшей школы России: основные проблемы и направления развития / А. Н. Тихонов // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 2−6.
  217. , А.Н. Образование и информатика на пороге 21 века / А. Н. Тихонов // Международное сотрудничество. Образование и новые информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 5−6.
  218. , А.Н. Теленетика: интеграция телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных систем / А. Н. Тихонов, B.C. Заборовский, В. А. Лопота // Проблемы информатизации высшей школы. 1996. — № 1. — С. 212−214.
  219. , Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2001.-560 с.
  220. , О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: дис.. канд. пед. наук / О. Б. Тыщенко. -М., 2003. 175 с.
  221. , А.Ю. Вступая в век информатики / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1995. — № 2. — С. 4−6.
  222. , А.Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов / А. Ю. Уваров. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996.- 146 с.
  223. , А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. М.: ДОН, 1990. — 167 с.
  224. , С.В. Компьютер на уроках английского языка / С. В. Ушакова // Иностранные языки в школе. 1997. -№ 5. — С. 40−44.
  225. , К.Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К. Д. Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. М.- Л., 1950.
  226. , Т. Интернет как инструмент социологического исследования / Т. Филиппова // СОЦИС. 2001. — № 9. — С. 115−121.
  227. Философский словарь. М.: Изд-во полит, лит., 1991. — 560 с.
  228. , С.К. Тестирование в обучении иностранному языку / С. К. Фоломкина // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2.
  229. , Д. Культура в век электронных средств коммуникации / Д. Хамелинк // Культура диалог народов мира. — 1985. — № 4. — С. 38−47.
  230. , И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — 519 с.
  231. , Е.В. Формирование информационной культуры учителя-предметника в процессе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Хмара. Майкоп, 2006. — 19 с.
  232. , А.В. Интернет в школе / А. В. Хуторской // Практикум по дистанционному обучению. -М.: ИОСО-РАО, 2000. С. 12−122.
  233. , Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе / Л. А. Цветкова // Иностранные языки в школе. -2002.-№ 2.-С. 43−47.
  234. , М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие / М. Б. Челышкова. М.: Логос, 2002.-432 с.
  235. , Б.П. Совершенствование учебных планов и программ на базе сетевого планирования / Б. П. Черкасов. М.: Высш. шк., 1985. -77 с.
  236. , А.В. О комплексном использовании технических средств при обучении дискуссии и беседе / А. В. Шадрин // Русский язык за рубежом. 1991. -№ 3.
  237. , В.Д. Философия образования и образовательные технологии / В. Д. Шадриков. М., 1993. — 177 с.
  238. Шеллинг, Ф.В. И. Ранние философские сочинения / Ф.В. И. Шеллинг. СПб., 2000.
  239. , И.Е. Динамика культуры / И. Е. Ширшов. Минск: Изд-во БГУ, 1980.-189 с.
  240. , В.А. Моделирование и познание / В. А. Штофф. Минск: Наука и техника, 1974. — 211 с.
  241. , Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М., 1993. — С. 16−20.
  242. , А.Н. Методика использования ABC / А. Н. Щукин. М.: Рус. яз., 1981.-С. 112−114.
  243. , А.Н. Методика использования ABC— М.: Рус. яз., 1988. -С. 111−115.
  244. , Т.А. Путеводитель по компьютеру для школьника / Т. А. Юркова, Д. М. Ушаков.— СПб.: Нева, 2004. 480 с.
  245. , И.С. Личностно-ориентированный подход: концепция и технология / И. С. Якиманская. М.: Прогресс, 1996. — 39с.
  246. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1989.
  247. , А.А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода / А. А. Ярулов // Завуч. -2000.-№ 3.-С. 12−17.
  248. Brett, P. Using Multimedia: An investigation of learners' attitude / P. Brett // Computer Assisted Language Learning Journal. 1996. — N 9. — P. 191−212.
  249. Dewey, J. The Child and the Curriculum / J. Dewey. Chicago: University of Chicago Press, 1902. — P. 8−9.
  250. Galloway, I. Learning Online: Choosing the best computer-mediated communication activities / I. Galloway, D. O’Brien // The Language Teacher. 1998. -N 22. — P. 7−9.
  251. Green, A. A Beginner’s Guide to the Internet in the Foreign Language Classroom / F. Green // Foreign Language Annuals. 1997. — № 4. — P. 253−264.
  252. Johnson, D.W. Unleash the Rower of Cooperative Learning / D.W. Johnson, R.T. Johnson // The School Administrator. 1988. — № 3. — P. 2124.
  253. Johnson, R. The Learner as Course Planner/Director / R. Johnson, M. Delarche, N. Marshall // The Journal of Kanda University of International Studies.- 1995.-N7.-P. 1−44.
  254. Kern, R. Restructuring Classroom Interaction with Networked Computers: Effects on quantity and characteristics of language production / R. Kern // The Modern Language Journal. 1995. — N 4. — P. 457−476.
  255. Kilpatrick, W.H. The Project Method. Teachers College Record / W.N. Kilpatrick/ 1918.-September.-P.319−335.
  256. Oxford, R. Interaction, Collaboration and Cooperation: Three communicative strands in the language classroom / R. Oxford // The Modern Language Journal. 1997. — N 4. — P. 443−456.
  257. Robb, T. Email Keypals for Language fluency / T. Robb // Foreign Language Notes. 1996. -N 3. — P. 8−10.
  258. Slavin, R.E. A Theory of School and Classroom Organization / R.E. Slavin // Educational Psychologist. 1987. — № 7. — P. 89−108.
  259. Slavin, R.E. When Does Cooperative Learning Increase Student Achievement? / R.E. Slavin // Psychological Bulletin. 1983. — November/ - P. 429−445.
  260. Swanson, M. A View from Both Sides / M. Swanson // Theachers, Learners and Computers: Exploring relationships in CALL. N.Y., 1998. -P. 61−66.
  261. Teeler, D. How to Use the Internet in ELT / D. Teeler. London: Longman, 2000.-120 p.
  262. Tomlinson, B. Materials Development for Language Teachers / B. Tomlinson // Modern English teacher. Seattle, 1999. — P. 62−64.
  263. Wakao, A. Student-produced Multimedia Projects: Pedagogy and practice / A. Wakao, B. Nelson // The Language Teacher. 1997. — N 12. -P. 19−26.
  264. Warschauer, M. Computer-mediated Collaborative Learning: Theory and practice / M. Warschauer // The Modern Language Journal. 1997. № 3.-P. 470−481.
  265. Zhao, Y. Language Learning on the World Wide Web: Toward a framework of network-based CALL / Y. Zhao // CALICO Journal. 1996. -N14.-P. 37−51.
  266. Zimmerli W. Variety in technologiy, unity in responsibility? / W. Zimmerli // Technologiy and contemporary lite / Ed. by P.T. Durbin. -London, 1988.- 186 p.
  267. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.ita.doc.gov.
  268. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.intracen.org.
  269. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.census.gov/gov/foreign-trade
  270. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.uscit.gov.
  271. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.cia.gov/cia/publications/factbooks/geos
  272. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.mtholyoke.edu/acad/intel/globecon
  273. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.vedomosti.ru.
Заполнить форму текущей работой