Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идеологические практики в контексте советской модернизации: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую эпоху в развитии теории идеологии составил период острой идеологической и теоретической борьбы коммунистической и капиталистической социальных систем. При этом политическая значимость данной проблемы предопределила акцентуацию работ представителей антикоммунистического (антисоветского) лагеря на изучении именно советской идеологии, которая до середины 60-х годов ХХ века рассматривалась… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Идеология как предмет социально-философского анализа
    • 1. 1. Роль идеологии в обществах «модерна». Идеология и модернизация
    • 1. 2. Философские интерпретации понятия идеологии: классические и неклассические (постнеклассические) подходы
    • 1. 3. Необходимость разработки антропологического аспекта проблемы идеологии как фактора процесса модернизации
  • Глава 2. Советская идеология: духовный аспект процесса массовой модернизации в фокусе повседневных практик
    • 2. 1. Советская идеология как вариация дискурса модерна": общее и особенное
    • 2. 2. Борьба за монополию символической репрезентации социального порядка. Структурирование пространств и групп советского социально-идеологического взаимодействия
    • 2. 3. Идеология и становление жизненного мира советского человека
    • 2. 4. Идеология как средство социальной ориентации

Идеологические практики в контексте советской модернизации: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема идеологии и разработка адекватных теоретических и практических вопросов данной проблемы имеет свои традиции в отечественной научной литературе. В силу той особой роли, которую идеология играла, да и продолжает играть в жизни российского общества, эта тема всегда находилась в фокусе актуальных проблем социально-политического и культурного развития.1.

Однако зачастую феномен идеологии представал, а порой и до сих пор предстает в российской социальной науке как «знакомый незнакомец», поскольку при более глубоком осмыслении оказывается своеобразной «вещью-в-себе», труднодоступной для социального анализа. И действительно, все рассуждения об идеологии, практически до самого последнего времени, вязли в идеологической риторике: вся «теория» очень часто сводилась к контридеологическим пассажам, обличению «буржуазного характера и буржуазной ограниченности» иных идеологических систем и форм теоретического осмысления идеологии как социального феномена и к пению дифирамбов «научно-партийной идеологии» .

Смена исторической эпохи в нашей стране ознаменовала начало решительного пересмотра постулатов марксистско-ленинской теории идеологии. Вместе с тем, использование в работе прежней системы понятий, старых теоретических подходов и методологических принципов, сосредоточение в основном на критике теории и практики марксизма-ленинизма делало научное осмысление идеологического феномена малоэффективным. По-видимому, эти негативные процессы вызвали реакцию отторжения на уровне государственной политики, что выразилось в.

1 Здесь необходимо назвать следующие коллективные исследования: [Марксистско-ленинская теория исторического процесса: первичное и вторичное, 1981]- [Творческая природа социалистического общественного сознания, 1980]- [Теория исторического процесса и современность, 1982]- [Общественное сознание и его формы, 1986]. официальном отказе от идеологического обозначения ключевых социокультурных смыслов, перспектив и приоритетов развития общества. В свою очередь, политика деидеологизации в немалой степени способствовала негативистскому восприятию идеологии в науке и в обществе.

Однако, как оказалось, природа социального бытия не терпит идеологической пустоты. Советская идеология, так и непознанная, а теперь и неузнаваемая, потеряв целостность и монументальность конструкции, никуда не исчезла. Она то и дело фрагментарно обнаруживает себя то в материальных памятниках ушедшей эпохи, то в речах современных политиков, а то и в некогда идеологически обусловленном (хотя это на первый взгляд не всегда уловимо), а ныне проявляющемся в новой ситуации социальном поведении людей.

С другой стороны, стало очевидным, что кризис теории идеологии в нашей стране был вызван не только одним лишь крахом марксистско-ленинской идеологии, а связан с общим кризисом репрезентации в социальных науках, опирающихся на классическую научную парадигму, на ее представления о характере предмета, задачах и методах социального исследования.

Между тем, кризис классической социальной теории сопровождался новыми веяниями в науках социо-гуманитарного цикла. Эти веяния предопределили появление с конца 80-х годов и в российской науке работ, стремящихся реализовать новые научно-исследовательские подходы.

Эти новые подходы отражают очевидный радикальный антропологический поворот, выраженный в стремлении обратиться к проблеме человека как определяющей основные смысловые интенции социальных исследований. При этом в качестве главной причины такого поворота следует назвать осознание «модерн» -обществом потребности проанализировать собственные социоантропологические основания.

Именно в термине «модерн» и производных от него понятиях («модернизм», «модернизация») в отличие от понятий «индустрии», «индустриального общества», «индустриализации» отражена проблематика теоретического осмысления жизни общества индустриальной современности в социокультурном и антропологическом аспекте. Речь идет о выявлении специфики социокультурных установок, норм и ценностей новоевропейского общества, характерного для него типа социальной связи между людьми, образцов человеческого поведения и форм ориентации индивидов в обществе. В связи с этим рассматриваются вопросы становления и развития социокультурного пространства общества «modernity» (т.е. системы социальных отношений, общественных институтов, культурных установлений) и соответствующих антропологических типов как продукта повседневных человеческих практик.

Следует отметить, что модернизационные процессы никогда не были предметом внимания лишь одних ученых, более того, теории модернизации довольно часто становились своеобразными идеологиями модернизационного развития тех или иных регионов мира или отдельно взятых стран. Это, в свою очередь, породило особую социальную чувствительность теоретиков к тенденциям развития модернизации в различных регионах и странах мира.

Опираясь на некоторые выводы социальной теории (содержащиеся, в.

2 3 частности, в работах А.А. Кара-Мурзы, В. Г. Федотовой, Н. М. Смирновой и Н. Н. Козловой, 4 Е. Г. Плимака и И. К. Пантина, 5 В.И.

3 [Кара-Мурза, 1994].

3 [Федотова, 1997].

4 [Смирнова, 1993]- [Смирнова, 1993а]- [Козлова, Смирнова, 1995].

5 [Плимак, Пантин, 2000].

6 7 8.

Пантина, А. С. Ахиезера и др.), можно предположить, что социально-антропологический поворот в теориях модернизации, в первую очередь, был обусловлен необходимостью детализации анализа модернизационных процессов на региональном, национально-государственном, этнокультурном, локальном уровнях.

Отправным моментом в проведении данного исследования стало осознание потребности по-новому интерпретировать ход и итоги большевистской модернизации в России. Попытки заново усвоить уроки советской истории стали знаменательным явлением современной российской социально-философской и политической мысли. Здесь достаточно назвать такие значимые исследования, как коллективные работы сотрудников Института философии АН СССР «Тоталитаризм как исторический феномен» 9 и «Теория и жизненный мир человека» 10- монография А.А. Кара-Мурзы «Новое варварство» как проблема.

11 12 российской цивилизации", исследования Л.В. Полякова/ В.Г.

Федотовой. В этих исследованиях впервые в современной отечественной науке отчетливо прозвучала мысль о необходимости социально-философского переосмысления процесса модернизационного развития страны в ХХ веке.

Сегодня отечественной социальной наукой во все возрастающей степени осознается необходимость экспертизы советской истории и советской идеологии именно как идеологии модернизационной. Поэтому определяющее значение для социального анализа приобретает в.

6 [Пантин, 1998].

7 [Ахиезер, 1991].

8 См., например, коллективные работы: [Модернизация и национальная культура, 1995]- [Цивилизация, 1989].

9 [Тоталитаризм как исторический феномен, 1989].

10 [Теория и жизненный мир человека, 1995].

11 [Кара-Мурза, 1995].

12 [Поляков, 1994].

13 [Федотова, 1988] данном случае не политико-доктринальное содержание последней, а ее социально-конструирующие ресурсы. Иначе говоря, основным для ученых-обществоведов становится вопрос о том, каковыми были позитивные (с точки зрения модернизационного развития) социальные и, прежде всего, человеческие смыслы советской идеологии. И, что самое главное, необходимо понять, как, какими конкретно способами и в каких конкретных формах эти смыслы реализовались в обществе, в повседневном человеческом существовании. Другими словами, как, каким образом идеология «конструировала» и новое общество, и нового человека.

Однако, с учетом социально-философской и антропологической ориентации предпринимаемого анализа, этот же вопрос можно сформулировать и иначе: каким образом человек в его повседневном идеологически обусловленном практическом взаимодействии с другими людьми конструирует свою социальностькак люди при помощи идеологии в совокупности своих повседневных практик воспроизводят и самих себя, и общество, и систему социальных смыслов (т.е. идеологию).

Поэтому взгляд ряда исследователей на идеологию как на важную духовную составляющую вектора модернизационного развития, как на средство символической борьбы за социальное господство (А.

Грамши, 14 Д. Лукач, 15 П. Бурдье16) и инструмент социальной.

17 ориентации индивидов (Н. Элиас), по-видимому, должен быть дополнен новым, актуализирующим социально-антропологические аспекты этой проблемы подходом. Специфика данного подхода.

14 [Грамши, 1960]- [Грамши, 1991].

15 [Лукач, 1991].

16 [Бурдье, 1993].

17 [Elias, 1978а]- [Elias, 1982] обусловлена характером основной научной установки исследователя: человек в ситуации повседневного существования — реальности, обладающей множеством различных измерений — социально-историческим, психологическим, культурным.

Этой исследовательской интенцией, в данном случае, и определяется актуальность темы исследования, пытающегося осмыслить феномен идеологии в контексте советской модернизации под новым антропологическим углом социально-философского зрения. В пользу своевременности появления работы, реализующей новые подходы к изучению идеологии, свидетельствует неослабевающая острота продолжающегося социального и духовного кризиса российского общества. Тема модернизации России (экономической, социальной, политической, духовной) на новом этапе исторического развития, преемственности разных эпох российской истории не сходит со страниц газет и журналов, нередко выносится в заглавие научных работ.

18 и диссертаций. До сих пор не теряет своей значимости проблема формирования новой российской идентичности. И это при том, что российское общество ныне не испытывает недостатка в различных вариантах «российской национальной идеи», в рецептах того, «как нам обустроить Россию» 19. Социально-антропологический взгляд на прошлое и настоящее политико-идеологической сферы российского общества позволяет не только более адекватно оценить современную ситуацию в области самой политики, но и провести более точную диагностику социальных и общекультурных изменений, которые сегодня происходят в повседневном бытии каждого из россиян, проживающих на разных «этажах» общественного здания. Он помогает обнаружить связь и.

18 См., например: [Беляева, 1997]- [Филиппов, 1999].

19 Наиболее интенсивно дисскусия по проблеме формирования новой национальной идеи шла в 19 961 997 г. г. различие нынешних процессов с историческим прошлым страны. Антропологическая парадигма социального анализа духовной жизни общества становится эффективным инструментом переоценки общественных ценностей и мировоззренческих приоритетов, значимым средством формирования новых социальных ориентиров.

Степень разработанности проблемы.

На протяжении практически всей истории развития теории идеологии предметом активного исследовательского внимания ученых в первую очередь были социальные и гносеологические функции идеологического феномена.

Социальные функции идеологии рассматривались рядом зарубежных и отечественных исследователей в русле основанной К. Марксом традиции анализа форм общественного сознания в связи с ролью последнего в процессе общественного воспроизводства. Здесь следует назвать имена таких видных теоретиков-марксистов, как А.

20 21 22 23.

Грамши, Д. Лукач, А. Гоулднер, Л. Альтюссер. Среди множества работ в отечественной социальной науке, реализующих данный подход, назовем лишь две из них, имеющих обобщающий характер. Это созданные коллективом авторов сборники статей «Духовное.

24 25 производство." и «Общественное производство.». Характерное для марксистской традиции критическое отношение к идеологии как к «ложному сознанию» разделяли и представители Франкфуртской школы: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, 26 Г. Маркузе27 и др.

20 [Грамши, 1960]- [Грамши, 1991].

21 [Лукач, 1991].

22 [Gouldner, 1976].

24 [Althusser, 1971]- [Althusser, 1984].

24 [Духовное производство, 1981].

25 [Общественное производство, 1982].

26 [Horkheimer, Adorno, 1969].

Сторонников структурно-функционального подхода к проблеме.

28 29 идеологии (Т. Парсонс, Э. Олден и Ф. Шурман) характеризует отказ от оппозиции «ложное-истинное». Функционалисты, сделав в своих исследованиях акцент на социальной значимости идеологии как источнике политических ценностей и идеалов, перевели анализ идеологического феномена в аксиологическую плоскость.

Приоритет в разработке гносеологических аспектов анализа идеологии принадлежит теоретическому направлению, которое получило название «социологии знания». Наиболее ярким представителем «социологии знания» первой половины ХХ века был выдающийся австрийский ученый К. Мангейм. Анализ его концепции идеологии проведен в первой главе данного исследования. Феноменологический подход к исследованию идеологии в рамках «социологии знания» реализован П. Бергером и Т. Лукманом, в частности, в их ставшей знаменитой книге «Социальное конструирование реальности» .30.

Структуралистскую интерпретацию идеологии (например, К. Леви.

31 32.

Стросс, Р. Барт, ранний М. Фуко) отличает предельно широкое понимание смысла понятия «идеология». Например, по мнению представителя структурализма К. Леви-Стросса, политическая идеология весьма напоминает мифологию, она просто заменила последнюю в нашем современном обществе.33 О мифологическом характере политического идеологического сознания в разное время писали Ж. Сорель, 34 В. Парето, 35 К. Хюбнер.36 На иррационализм массового.

27 [Marcuse, 1991].

29 [Парсонс, 1994].

29 [Alden, Schumann, 1990].

30 [Бергер, Лукман, 1995].

31 [Барт, 1996].

32 См.: [Фуко, 1994].

33 [Леви-Стросс, 1983, с. 186].

34 См.: [Сорель, 1907].

35 Об этом см.: [Осипова, 1999] политического сознания указывал С. Московичи. В отечественной науке взгляд на идеологию как на современный миф сегодня разделяют В.С.

38 39.

Полосин, А. Н. Савельев. О диалектике рационального и иррационального в текущей политике писали В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. В. Рябов.40.

Особую эпоху в развитии теории идеологии составил период острой идеологической и теоретической борьбы коммунистической и капиталистической социальных систем. При этом политическая значимость данной проблемы предопределила акцентуацию работ представителей антикоммунистического (антисоветского) лагеря на изучении именно советской идеологии, которая до середины 60-х годов ХХ века рассматривалась в качестве определяющей все происходящие в советском обществе политические процессы (Б. Вольф, 41 Б. Мур, 42 Р. Шлезингер43 и др.). Более глубокое понимание феномена советской идеологии стало возможным лишь с развитием в западной социальной науке теории политической культуры и связано с именами таких ученых, как С. Уайт, 44 З. Бжезинский, 45 М. Ипстайн 46.

С другой стороны, нельзя обойти вниманием попытки рационального осмысления содержания и путей развития советской идеологии «изнутри».

36 [Хюбнер, 1996].

37 [Московичи, 1998].

38 [Полосин, 1999].

39 [Савельев, 2000].

40 [Ильин, Панарин, Рябов, 1994].

41 [Wolfe, 1969].

42 [Moore, 1950].

43 [Schlesinger, 1947].

44 [White, 1979].

45 [Brzezinski, 1967].

46 [Epstein, 1991].

47 48 самой системы, которые делались Х. Н. Момджяном, Н. Б. Биккенинным, В. И. Толстых49, и др.

Характеризуя современные тенденции развития теории идеологии, следует сказать, что сегодня все большее число сторонников завоевывает «информационная» концепция идеологии (У. Бек50, М. Кастельс51, Г.

Дебор). Суть данной концепции состоит в констатации факта маргинализации (в условиях быстрого распространения влияния на жизнь общества электронных СМИ) института идеологии как инструмента публичной рефлексивной политики эпохи «модерна» — превращения коммуникации государства с человеком из техники в саму суть политики. Иначе говоря, речь идет о появлении принципиально новой формы организации власти — инфократии.53.

Даже беглый взгляд на основные концепции идеологии позволяет сделать вывод о возрастании, в ходе исторического развития теории идеологии, значимости социально-антропологических аспектов исследования проблемы. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что дальнейшее продуктивное развитие анализа идеологического феномена в социальной теории невозможно без прояснения того, как в действительности, реально существующие люди участвуют в процессе духовного производства, как и какие конкретные социально-практические действия индивидов опосредуют возобновление и изменение процесса общественного функционирования института идеологии. С другой стороны, концептуально важным становится вопрос о том, каким образом идеи помогают людям конструировать пространство их.

47 [Момджян, 1981].

48 [Биккенин, 1983].

49 [Толстых, 1975].

50 [Бек, 2000].

51 [Кастельс, 2000].

52 [Дебор, 2000].

53 [Соловьев, 2001а, с. 81] повседневного социального существования, как индивиды используют идеологию для ориентации в обществе.

И тем не менее, можно утверждать, что большинство анализируемых идеологических концепций было разработано в рамках классической социально-теоретической парадигмы, ориентирующей ученых на проведение макросоциальных исследований.

Между тем парадигмальные основания социальной науки за последние десятилетия претерпели значительные изменения. Суть этих изменений состоит в отказе от приоритетности работ, связанных с изучением макросоциальных структур и институтов, в ориентации на выбор «человекосоразмерных» объектов анализа, на проведение социально-антропологических исследований. Изменению общетеоретических установок сопутствовало появление новых (неклассических и постнеклассических) концептуальных подходов и.

54 исследовательских методов .

Характеризуя состояние анализа идеологии в современной отечественной социальной науке в целом, к сожалению, приходится подчеркнуть, что эффективное развитие теории идеологии и сегодня еще иногда продолжает сдерживаться, по крайней мере, двумя группами факторов.

Во-первых, теоретическая оценка идеологии в отечественной литературе, в силу ее непреходящей политической значимости, еще до сих пор в большинстве случаях проводится с партийно-классовых (а зачастую и с националистических) позиций, что делает саму теорию.

54 Хочется особо отметить, что несмотря на жесткий идеологический контроль, новые концептуальные веяния проникали и в советскую социальную науку. Так, например, одним из пионеров в деле разработки и реализации новых принципов анализа духовной сферы общества был выдающийся советский философ М. К. Мамардашвили (здесь достаточно упомянуть о двух его статьях: «Анализ сознания в работах Маркса» [Мамардашвили, 1992, с. 249−268] и «Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений)» [Там же, с. 269−282], составивших эпоху в развитии советской философской мысли.) идеологии крайне идеологизированной. Это обстоятельство не может не сказаться на научной продуктивности исследований идеологии.

Во-вторых, до самого последнего времени господствовавшая в нашей науке классическая научно-исследовательская парадигма (т.е. комплекс основных теоретических постулатов, эвристических установок и методов исследования) и по сей день является определяющей для целого ряда исследователей. Приверженность классической традиции не позволяет таким ученым адекватно отразить роль и механизмы действия идеологии в современном российском обществе.

Эти же особенности характеризуют, к сожалению, и проблемы научного анализа советской идеологии как феномена эпохи «модерна». Приходится констатировать, что в отечественной науке до сих пор не появилось ни одной специальной теоретически значимой работы, в которой бы в достаточной мере были реализованы новые подходы к этой теме.

Вместе с тем, в силу специфичности роли идеологии в жизни советских людей, эта тема, так или иначе, затрагивается во множестве реализующих новые концептуальные идеи работ. (Речь, прежде всего, идет об исследованиях, посвященных изучению советской повседневности.) В качестве примера следует упомянуть работы Н. Н. Козловой, 55 И. И. Сандомирской, 56 А. В. Захарова, 57 В. В. Глебкина, 58 В. С. Барулина, 59 И. Утехина, 60 И. Б. Орлова, 61 А. В. Квашонкина и А. Я. Лившина, 62 Л. Г. Ионина, 63 Ю. А. Левады.64.

55 [Козлова, 1992]- [Козлова, 1992а]- [Козлова, 1996]- [Козлова, 1994]- [Козлова, 1995]- [Козлова, 1998]- [Козлова, 1998а]- [Козлова, 1999]- [Козлова, 1999а]- [Козлова, 1999б].

56 [Козлова, Сандомирская, 1996].

57 [Захаров, Козлова, 1993]- [Захаров, 1989]- [Захаров, 1989а]- [Захаров, 1998].

58 [Глебкин, 1998].

59 [Барулин, 2000].

60 [Утехин, 2001].

62 [Орлов, 1999].

62 [Квашонкин, Лившин, 2000].

В ситуации дефицита специальных работ, реализующих новые теоретико-методологические подходы к данной проблеме, огромное значение приобретает тщательный отбор тех имеющихся на сегодняшний день идей, эвристических установок и методов, использование которых позволило бы исследователю успешно справиться с поставленной исследовательской проблемой. В свете этого принципиальный характер приобретает вопрос о том, каковой должна быть теоретическая и методологическая основа исследования. Речь, прежде всего, идет о теоретических источниках диссертации.

В работе проведен анализ таких вошедших в историю социальной мысли работ, как «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, их книга «Немецкая идеология» — труд К. Мангейма «Идеология и утопия». В диссертации проанализированы идеи, содержащиеся в статьях К. Леви-Стросса, 65 М. де Серто, 66 К. Гирца67 и М. К. Мамардашвили, 68 в книгах и статьях М. Фуко69 и П. Бурдье.70 В исследовании используются некоторые положения и выводы, сделанные.

71 72 73 в работах Ж.-Ф. Лиотара, А. Турена, в монографиях Ю. Н. Давыдова,.

74 75 76.

И.В. Мостовой, В. В. Глебкина, Н. Н. Козловой и И. И. Сандомирской, Н. М. Смирновой, 77 С. В. Ярова, 78 Ю. К. Щеглова, 79 А. М. Селищева, 80 в.

63 [Ионин, 2000].

64 см.: [Советский простой человек, 1993].

65 [Леви-Стросс, 1983].

66 [Серто, 1997].

67 [Гирц, 1998].

68 см. указанные выше статьи.

69 см. указанные работы.

70 см. вышеуказанные произведения.

71 [Лиотар, 1998].

72 [Турен, 1998].

73 [Давыдов, 1977].

74 [Мостовая, 1996].

75 [Глебкин, 1998].

76 [Козлова, Сандомирская, 1996].

77 См.: [Теория и жизненный мир человека, 1995].

78 [Яров, 1999 ]- [Яров, 1999а] коллективном труде «Тоталитаризм как исторический феномен» — в.

82 83 84 публикациях В. Г. Федотовой, Е. А. Осокиной, М. Ямпольского, А.И. Соловьева85 и др.

Цель и задачи исследования

.

Главная цель исследования состоит в проведении социально-антропологического анализа феномена идеологии как комплекса идеологических практик, т. е. конкретных, идеологически обусловленных, повседневных человеческих взаимодействий, продуцирующих комплекс тех связей и отношений, которые определили жизнь человека в становящемся советском обществе.

В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие исследовательские задачи:

1. С целью отбора необходимых для проведения исследования теоретических установок, концептов и методологических подходов рассмотреть интерпретации феномена идеологии в некоторых известных социальных теориях: марксизме, социологии знания К. Мангейма, в структурно-функциональном анализе и др.

2. Проанализировать роль советской идеологии в процессе модернизации российского общества в первой половине ХХ века.

80 [Селищев, 1928].

81 [Тоталитаризм как исторический феномен, 1989].

82 [Федотова, 1992]- [Федотова, 1997].

83 [Осокина, 1997].

84 [Ямпольский, 1997].

85 [Соловьев, 2001а].

3. Провести анализ становления «советского человека», рассматривая его в качестве объекта и субъекта идеологических практикпроцесса обретения им рациональностии, соответствующей нормам и требованиям советской модели общества «модерна» .

4. Исследовать ресурсы трансформации советского идеологического дискурса и тенденцию его влияния на систему социальных отношений.

Источники исследования составили различные документы советской эпохи: некоторые декреты и постановления Советского Правительства, 86 работы и высказывания видных советских политических.

87 деятелей. Так как одной из значимых целей исследования является реконструкция советской идеологии на уровне повседневных практик, раскрывающих ее социально-антропологическое содержание, в данной работе использованы публикации в местных и заводских газетах, 88 а.

89 также документы личного характера (письма), образцы «низовой» политической культуры (примеры идеологизированного фольклора90 и политизированные слова и выражения арготического словаря91).

Научная новизна исследования заключается в попытке провести комплексный анализ идеологии «снизу», т. е. рассмотреть ее в качестве средства социальной модификации и, одновременно, продукта.

86 [Декреты Советской власти. Т. I. 1957]- [Декреты Советской власти. Т. II. 1959]- [Декреты Советской власти. Т. III. 1964]- [Декреты Советской власти. Т. IV. 1968].

87 см. например: [Ленин, 1979], [Ленин, 1979а], [Ленин, 1979б], [Ленин, 1979в].

88 Газеты из Отдела периодики Государственного архива Астраханской области (ГААО), из фондов Астраханской Областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской (АОНБ).

89 А именно переписка семьи Ауэров (см.: [Переписка]).

90 См.: [Заветные частушки Т. 2, 1999].

91 См.: [Елистратов, 1994] повседневной человеческой деятельностикак системы социальных смыслов, ценностей и норм, воспроизводимой совокупностью социально-духовных практик индивидов. Реализация данного подхода позволяет исследователю взглянуть на идеологию как на предмет социальной теории в новой проблемной плоскости, а именно:

1. проанализировать корпус исследовательских текстов, посвященных проблеме идеологии в аспекте социально-антропологической ориентированности их концептуального и методологического содержания;

2. рассматривать феномен идеологии в системе повседневных социально-практических взаимодействий людей;

3. показать на конкретном материале, относящемся к советской эпохе активную роль отдельно взятого индивида в конструировании и трансформировании идеологических отношений;

4. соотнести процесс эволюции идеологических отношений с изменениями, происходящими в повседневной социальной жизни людей, проследить, как меняется роль идеологии в обществе, трансформируется ее содержание и формы.

Научно-практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут способствовать углублению и, одновременно, постановке новых проблем понимания роли советской идеологии в процессе советского «антропосоциогенеза». Представленный материал может быть использован при составлении лекционного курса по социальной философии и социально-исторической антропологии.

Апробация исследования.

Основные положения диссертации прошли апробацию в выступлениях на конференции «Социальная антропология на пороге ХХ1 века» (20−21 ноября 1997 г., г. Москва) и на общественных чтениях «От тоталитарного мышления к гражданскому самосознанию астраханцев» (30 марта 2000 г., г. Астрахань).

Ряд вопросов, разрабатываемых в исследовании, нашел свое отражение в опубликованных тезисах и статьях:

1. О роли идеологии в процессе советского антропосоциогенеза // Социологический сборник. Выпуск 3. -Институт молодежи. Москва, 1997, С.121−123.

2. Социально-антропологический анализ идеологических практик // Социальная антропология на пороге ХХ1 века. Тезисы и материалы конференции 20−21 ноября 1997 года. — Москва, 1998, С. 237−239.

3. О роли идеологии в процессе становления советского общества и советского человека. // От тоталитарного мышления к гражданскому самосознанию астраханцев: Мат. обществ. чтений, 30 марта 2000 г., г. Астрахань. — Астрахань, 2000. — С. 4−6.

4. О некоторых аспектах социально-антропологического анализа феномена советской идеологии. // Россия и Восток.

Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже III тысячелетия: Материалы научной конференции. 19−20 апреля 2001 года. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. — С. 139−141.

1. Alden, Schumann, 1990 — Alden EH., Schumann FH. Why we need ideologies in American foreign policy: Dem. politics and world order. — Berkeley: 1. stitute of intern studies (IIS) University of California, Cop. 1990. — VII, 92 p.

2. Alexander, 1987 Alexander Jeffrey C. Sociological theory since 1945 / Jeffrey C. Alexander — London etc.: Hutchinson, 1987 — X, 393 p.

3. Althusser, 1971 Althusser L. Lenin and philosophy and other essays. — N.Y.- L.: Monthly Review Press, 1971. — 253 p.

4. Althusser, 1984 — Althusser L. Ideology and the State // Essays on Ideology. London: Verso, 1984. — 179 p.

5. Baudrillard J. For a critic of the political economy of the sign. St. Louis (Ma): Telos press, Cop. 1981 — 214 p.

6. Bauman, 1991 — Bauman Z. Modernity and ambivalence/ Ithaca (N.Y.): Cornell. university press, Cop. 1991. — VII, 285 p.

7. Bauman, 1992 Bauman Z. Morality, immorality and other live strategies — Stanford (Cal.): Stanford university press, 1992. — 215 p.

8. Bourdieu, 1979 Bourdieu P. La Distinction. Critique sociale du jugement. — P.: Ed. de Minuit, 1979. — 670 p.

9. Brzezinski, 1967 Brzezinski Z. Ideology and Power in Soviet Politics. N.Y.: FA. Praeger Publishers, 1967.

10. Certeau, 1988 Certeau M. de. The writing of history. — New York: Columbia university press, 1988. — XXVIII, 368 р.

11. Elias, 1978 Elias N. What is Sociology? — N.Y.: Columbia university press, 1978 — 187 p.

12. Elias, 1978 а Elias N. The Civilizing Process. V.I.: The History of Manners. — Oxford: Blackwell, 1978. — XVIII, 314 р.

13. Elias, 1982 Elias N. The Civilizing Process. V.II.: State Formation and Civilization. -Oxford: Blackwell, 1982. — VIII, 376 p.

14. Elias, Dunning, 1986 Elias N., Dunning E. Quest for excitement: Sport and leisure in the civilizing process. — OxfordNew York: Blackwell, 1986. — X, 313 p.

15. Elias, Scotson, 1994 — Elias N., Scotson JL. The established and the outsiders: a sociological enquiry into community problems. 2nd ed. — L. etc.: SAGE, 1994. — LII, 199 p.

16. Epstein, 1991 Epstein M. Relativistic Patterns in Totalitarian Thinking: an Inquiry into the language ofSoviet Ideology. Washington, 1991.

17. Foucault, 1975 — Foucault M. Surveiller et punir: Naissance de la prison. P.: Gallimard, 1975. 318 p.

18. Foucault, 1976, Vol. 1 — Foucault M. Histoire de la sexualite P.: Gallimard, 1976. — Vol. 1: — La volonte' de savoir. — 211 p.

19. Foucault, 1976, Vol. 2 — Foucault M. Histoire de la sexualite P.: Gallimard, 1976. — Vol. 2: L’usage des plaisirs — 285 p.

20. Foucault, 1976, Vol. 3 — Foucault M. Histoire de la sexualite P.: Gallimard, 1976. — Vol. 3: Le souci de soi — 286 p.

21. Giddens, 1990 Giddens A. Consequences of Modernity. Stanford (Cal.): Stanford university press, 1990. -IX, 186 p.

22. Giddens, 1991 Giddens A. Modernity and self-identity: Self and society in the late modern age. — Stanford (Cal.): Stanford university press, 1991 VII, 256 р.

23. Goffman, 1963 Goffman, Irving. Behavior or in public places. Notes on the social organization of gatherings. New York, Free press of GlencoeLondon, Collier-Macmillan, 1963. VIII, 248 p.

24. Gouldner, 1976 — Gouldner A. Dialectics of Ideology and Technology. The origins, grammar, and future of ideology. New York, The Seabury press, 1976 — XVI, 304 p.

25. Horkheimer, Adorno, 1969 — Horkheimer M. und Adorno Theodor W. Dialektik der Aufklarung. Philosophische Fragmente. Frankfurt am Main: Fischer, 1969/ — 142 s.

26. Marcus, Fisher, 1986 Marcus GE., Fisher MJ. Anthropology as Cultural Critique. An experimental moment in the human sciences. ChicagoLondon: University of Chicago press, 1986. — ХШ, 205 p.

27. Marcuse, 1991 Marcuse H. One-dimensional man. Studies in the ideology of advanced industrial society — 2nd ed — London: Routledge, 1991. — XLIX, 260 p.

28. Mennel, Elias, 1989 Mennel St., Elias N. Civilization and the Human Self-Image. — N.Y.: Blackwell, 1989 — XI, 319 p.

29. Moore, 1950 Moore B. Soviet Politics. The Dilemma of Power. Camb. Mass: Harvard University Press, 1950.

30. Parsons T. Sociological theory and modern society. New York, 1967.

31. Schlesinger, 1947 Schlesinger R. The Spirit of Post-War Russia. Soviet Ideology 19 171 946. London: Dennis Dobson, 1947.

32. White H., 1979 White, H.V. Metahistory: The historical imagination in nineteenth century Europe. — BaltimoreLondon: The John Hopkins University Press, 1979 — ХШ, 448 p.

33. White, 1979 White S. Political Culture and Soviet Politics. London: Macmillan, 1979.

34. Wolfe, 1969 — Wolfe B. An Ideology in Power: Reflections on the Russian Revolution. London: Allen and Unwin, 1969.

35. Автономова, 1977 Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (критический очерк концепций французского структурализма). — М.: Наука, 1977. — 271 с.

36. Автономова, 1991 Автономова Н. С. Фуко // Современная западная философия. Словарь/Сост.: Малахов В. С., Филатов В П. — М.: Политиздат, 1991. — С. 361−363.

37. Автономова, 1993 Автономова Н. С. Возвращаясь к азам // Вопросы философии. -1993. № 3. — С. 17−22.

38. Авторханов, 1991 Авторханов А. Империя Кремля: (журн. вариант). — Минск: ПолифактМ: Дружба народов, 1991 г. — 112 с.

39. Авторханов, 1991а Авторханов А. Технология власти. — М: «Слово»: Центр «Новый мир», 1991, — 638 с.

40. Алексеева, 1992 Алексеева ЛМ История инакомыслия в СССР. Новейший период. — Вильнюс: VIMOМосква: «Весть», 1992. — 348 c.

41. АОНБ/Коммунист, 1918 (октябрь) Из фондов Астраханской Областной научной библиотеки им. НК. Крупской: Коммунист. — 1918. — 12 октября.

42. АОНБ/Коммунист, 1918 г. (сентябрь) Из фондов Астраханской Областной научной библиотеки им. НК. Крупской: Коммунист. — 1918. — 24 сентября.

43. Арендт, 1996 Арендт Х. Истоки тоталитаризма/Пер. с англ. Борисовой ИВ. и др.- Послесл. Давыдова ЮН.- Под ред. Ковалевой М. С., Носова ДМ — М: Центр Ком, 1996. — 672 с.

44. Арендт, 2000 Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни./Пер. с нем. и англ. Бибихина ВВ.- под ред. Носова ДМ — СПб.: Алетейя, 2000 г. — 437 с.

45. Арон, 1992 — Арон Р. Этапы развития социальной мысли М: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993 606 с.

46. Ахиезер, 1991, Т.т. IIIШ Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т.т. М, Философское общество, 1991, Т. I — 319 с.- Т. II — 378 с.- Т. Ш — 470 с.

47. Барт, 1996 Барт Р. Мифологии./Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Зенкина СН. — М: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 314 с.

48. Бауман, 1995 Бауман З. От паломника к туристу//Социологический журнал. 1995. № 4. — С. 133−154.

49. Бек, 2000 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну ./Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 365 с.

50. Белади, Краус, 1989 — Белади Л., Краус Т. Сталин. М.: Политиздат, 1989. — 318 с.

51. Беляева, 1997 Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце ХХ века. -М: ИФ РАН, 1997. — 173 с.

52. Бергер, 1994 Бергер П. Капиталистическая революция: 50 тез. о процветании, равенстве и свободе. — М: Изд. группа «Прогресс»: Универс, 1994. — 316 с.

53. Бергер, 1996 Бергер ПЛ. Приглашение в социологию: Гуманист. перспектива/Пер. с англ. под ред. Батыгина Г. С. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 168 с.

54. Бергер, Лукман, 1995 — Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знания/Пер. с англ. Руткевич Е.- Моск. филос. фонд. М.: Academia-Центр: Медиум, 1995. — 323 с.

55. Биккенин, 1983 Биккенин Н. Б. Социалистическая идеология. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. — 414 с.

56. Биографический метод в социологии., 1994 — Биографический метод в социологии: история, методология и практика Сб. ст/Редкол.: Мещеркина ЕЮ., Семенова ВВ. -М.: Ин-т социол., Б.г. (1994). 147 с.

57. Бодрийяр Ж. Соблазн./Пер. с фр. Гараджи А. М.: Ad Marginem, 2000. — 317 с.

58. Бодрийяр, 1995 Бодрийяр Ж. Система вещей. — М.: Рудомино, 1995. — 168 с.

59. Бродель, 1886 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. / Пер. с фр. Куббеля Л.Е.- Вступ. ст. и ред. Афанасьева ЮН. — М.: Прогресс, 1986. Т. 1. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. — 622 с.

60. Бродель, 1988 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. .в. — М.: Прогресс, 1988. Т. 2. Игры обмена. — 632 с.

61. Бурдье, 1993 Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр/Сост., общ. ред. и предисл. Н. А Шматко./ - М.: Socio-Logos, 1993. — 336с.

62. Бурдье, 1994 — Бурдье П. Начала: Choses dites/Пер. с фр. Шматко НА. М.: Socio-Logos, 1994. — 285 с.

63. Бурдье, 2001 Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, СН. Зенкин, Н. А ШматкоОтв. ред. пер. и послесл. Н. А Шматко. -СПб.: Алетейя, 2001 г. — 562 с.

64. Бхаскар, 1991 Бхаскар Р. Общества // Socio-Logos: Пер. с англ., нем., франц/Сосг., общ. ред и предисл. Винокурова ВВ., Филиппова А. Ф. — М.: Прогресс, 1991. — С. 219−240.

65. Волкогонов, 1998 — Волкогонов ДА. Сталин. В 2-х книгах. — М.: АСТНовости, 1998. Книга 1-ая 620 с.- Книга 2-ая — 699 с.

66. ГААО/Астраханский путеец, 1933 г. (октябрь) Государственный архив Астраханской области. Отдел периодических изданий: Астраханский путеец. — 1933 г. — 5 октября.

67. ГААО/Бондарь-сталинец, 1934 г. (апрель) Государственный архив Астраханской области. Отдел периодических изданий: Бондарь-сталинец. — 1934. — 4 апреля.

68. ГААО/Колхозник Каспия, 1930 г. (август) Государственный архив Астраханской области. Отдел периодических изданий: Колхозник Каспия. — 1930. — 5 августа.

69. ГААО/Колхозник Каспия, 1930 г. (октябрь) Государственный архив Астраханской области. Отдел периодических изданий: Колхозник Каспия. — 1930. — 10 октября.

70. ГААО/Колхозник Каспия, 1930(а) г. (август) Государственный архив Астраханской области. Отдел периодических изданий: Колхозник Каспия. — 1930. — 20 августа.

71. ГААО/Колхозник Каспия, 1931 (январь) Государственный архив Астраханской области. Отдел периодических изданий: Колхозник Каспия. — 1931. — 10 января.

72. ГААО/Колхозник Каспия, 1931 г. (февраль) Государственный архив Астраханской области. Отдел периодических изданий: Колхозник Каспия. — 1931. — 28 февраля.

73. ГААО/Путина, 1952 г. (апрель) Государственный архив Астраханской области. Отдел периодических изданий: Путина. — 1952. — 13 апреля.

74. Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период, 1996 — Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. науч. ст./Под ред. Здравомысловой Е., Темкиной А. М., 1996. — 96 с.

75. Гидденс, 1999 Гидденс Э. Социология: Пер. с англ/Науч ред. Ядов В А.- Общ. ред. Гурьевой Л. С., Иосилевича ЛН. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.

76. Гирц, 1998 Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. — 1998. № 29. — С. 7−38.

77. Глебкин, 1998 Глебкин ВВ. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К, 1998. — 167 с.

78. Гофман, 2000 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни./Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», Кучково поле", 2000. — 304 с.

79. Грамши, 1960 Грамши А. Статьи из «Ордине нуово». Проблемы революции. Проблемы культурной жизни. М., Госполитиздат, 1960. — 126 с.

80. Грамши, 1991 — Грамши А. Тюремные тетради: в 3-х частях/Под общей ред. Грецкого М. Н., Никитина ЛН.- Вступит. Ст. Грецкого МН.- Пер. с ит.: Смирнова ГП. и др. — М.: Политиздат, 1991. Ч.1. — 560 с.

81. Давыдов, 1977 Давыдов ЮН. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. — М.: Наука, 1977 — 319 с.

82. Давыдов, 1980 — Давыдов ЮН. «Неомарксизм»: возникновение и основные этапы его эволюции //Давыдов ЮН., Ли О. С., Митина СМ., Чупрынин АМ. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. — М.: Наука, 1980 352 с.

83. Дебор, 2000 Дебор Г. Общество спектакля/Пер. с фр. О. Офертаса и М ЯкубовичПослесл. А. Кефал. — М.: Логос (Радек), 2000. — 183 с.

84. Декреты Советской власти. Т. I. 1957 Декреты Советской власти Подгот к печати д-р ист. наук Валк СН. и др. — М., Госполитиздат. Т. I. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. 1957. — 626 с.

85. Декреты Советской власти. Т. Ш. 1964 Декреты Советской власти Подгот. к печати д-р ист. наук Валк СН. и др. — М., Госполитиздат. Т.Ш. 11 июля — 9 ноября 1918 г. 1964. — 664 с.

86. Декреты Советской власти. Т. IV. 1968 Декреты Советской власти Подгот. к печати д-р ист. наук Валк СН. и др. — М., Госполитиздат. Т. IV. 10 ноября 1918 г. -31 марта 1919 г. 1968. — 730 с.

87. Декреты Советской власти. Т. II. 1959 Декреты Советской власти Подгот к печати д-р ист. наук Валк СН. и др. — М., Госполитиздат. Т. II. 17 марта — 10 июля 1918 г. 1959 — 686 с.

88. Джрназян, 1989 Джрназян ЛН. Сталинизм: преемственность общественной психологии // Психологический журнал. — 1989. Т. 10. № 6. — С. 110−116.

89. Духовное производство, 1981 Духовное производство: Социально-философский аспект проблем духовной деятельности/Толстых В.И., Козлова Н. Н., Межуев В. М. и др.- Отв. ред. В И. ТолстыхАН СССР. Ин-т философии. — М.: Наука, 1981. — 352 с.

90. Елистратов, 1994 Елистратов Е. С. Словарь московского арго: Материалы 19 801 994 г. г.: Около 8000 слов, 3000 идиоматических выражений. — М.: Русские словари, 1994. 700 с.

91. Жизненный мир (Lebenswelt) Жизненный мир (Lebenswelt) // Современная западная философия: Словарь/Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П. — М.: Политиздат, 1991. — С. 103.

92. Жизнь и власть в работах Мишеля Фуко, 1997 Жизнь и власть в работах Мишеля Фуко. Рефер. сборник/ Сост., авт. реф. и научн. ред. Сокулер ЗА.- Отв. ред. Панченко АИ. РАН. ИНИОН- - М.: ИНИОН, 1997. — 134 с.

93. Заветные частушки Т. 2, 1999 Заветные частушки из собрания А. Д. Волкова. В двух томах. Том 2. Политические частушки. — М.: Ладомир, 1999. — 499 с.

94. Захаров, 1989а — Захаров АВ. Тоталитаризм «маска толпы» // Тоталитаризм как исторический феномен/Редкол.: Кара-Мурза АА., Воскресенский А. К. (отв. ред.) и др.- Филос. о-во СССР. Всесоюзн. ассоц молодых философов. — М: ИФ АН СССР, 1989. — С. 91−93.

95. Захаров, 1998 Захаров АВ. Народные образы власти // Политические исследования. — 1998. № 1.

96. Захаров, Козлова, 1993 Захаров АВ., Козлова Н. Н. Российские реформы глазами «маленького» человека // Российский монитор. Архив современной политики. М: Центр’Индем", 1993. Вып. 2.— C. 89−114.

97. Ильин, Панарин, Рябов, 1994 Ильин ВВ., Панарин А. С., Рябов АВ. Россия: опыт национально-государственной идеологии/Под редакцией В. В. Ильина. — М.: Издательство МГУ, 1994. — 229 с.

98. Ионин, 2000 Ионин Л. Г. Логика и история повседневности // Социология культуры: путь в новое тысячелетие. Учеб. пособие. Изд-е 3-е, перераб. и доп. — М: Издательская корпорация «Логос», 2000. — С. 57−122.

99. Кара-Мурза, 1994 Кара-Мурза АА. Социальная деградация как феномен исторического процесса: Дис.. доктора философских наук. М., 1994. — 325 с.

100. Кара-Мурза, 1995 Кара-Мурза АА. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М.: ИФ РАН, 1995. — 211с.

101. Кастельс, 2000 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/Пер, с англ. Б. Верпаховский и др. под науч. ред. проф. Шкаратана О. И. -М.: ГУВШЭ, 2000.— 606 с.

102. Качанов, 1996 Качанов ЮЛ. О проблемах реальности в социологии // SA/97, С. 57−81.

103. Квашонкин, Лившин, 2000 Квашонкин АВ., Лившин АЯ. Послереволюционная Россия (проблемы социально-политической истории, 1917;1927 г. г.) — М.: МГУ им. МВ. Ломоносова. Унив. гуманит. лицей, 2000. — 336 с.

104. Книга о вкусной и здоровой пище, 1952 Книга о вкусной и здоровой пище /Ред.: проф. ОП. Молчанова, проф. ДИ. Лобанов и др. — М: Пищепромиздат. — 1952 г. -400 с.

105. Козлова, 1992 Козлова НН. Повседневность и социальное изменение: Дис.. доктора филос. наук. — М, 1992. — 298 с.

106. Козлова, 1993 Козлова НН. Волны российского Просвещения или зачем люди играют в слова? // Общественные науки и современность, 1993, № 6.

107. Козлова, 1994 Козлова НН. Крестьянский сын: Опыт анализа биографии // Социологические исследования. — 1994. № 6.

108. Козлова, 1995 Козлова НН. Заложники слова? // Социологические исследования -1995.

109. Козлова, 1996 Козлова НН. Горизонты повседневности советской эпохи: Голоса из хора. М.: Институт философии РАН, 1996. — 215 с.

110. Козлова, 1998 — Козлова НН. Сцены из жизни «освобожденного работника» // Социологические исследования. 1998. № 2 — С. 108−118.

111. Козлова, 1998а — Козлова Н. Н. Витальность как социально-философская проблема // Общественные науки и современность. 1998. № 2. — С. 95−106.

112. Козлова, 1998б Козлова НН. Социально-историческая антропология. Учебник. -М, Ключ-С, 1998. — 192 с.

113. Козлова, 1999 — Козлова Н. Н. «Моя жизнь с Алешей Паустовским»: социологическое переписывание // Социологические исследования. — 1999. № 5.

114. Козлова, 1999а Козлова НН. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1999. Т. 2. № 3(7).

115. Козлова, Сандомирская, 1996 — Козлова НН., Сандомирская ИИ. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: Опыт лингво-социологического чтения. М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996 г. 256 с.

116. Козлова, Смирнова, 1995 — Козлова НН., Смирнова НМ. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация // Социс: Социологические исследования. 1995. № 11. — С. 12−23.

117. Козлова, 1999б Козлова НН. Согласие или Общая игра (методологические размышления о литературе и власти) // Новое литературное обозрение. — 1999. № 40 — С. 193−209.

118. Коэн, 1989 Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888−1938. — М.: ПрогрессМинск: Беларусь, 1989. — 570 с.

119. Лацис, 1990 Лацис О. Р. Перелом. Опыт прочтения несекретных документов. — М.: Политиздат, 1990. — 397 с.

120. Леви-Стросс, 1983 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. -526 с.

121. Леденева, 1995 Леденева АВ. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Учеб. пособие. — Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995. — 119 с.

122. Ленин, 1979 Ленин ВИ. Что делать? // Ленин ВИ. Полн. собр. соч., Издание 5-ое, Т.6. — М.: Издательство политической литературы, 1979. — С. 1−192.

123. Ленин, 1979а Ленин ВИ. Партийная организация и партийная литература // Ленин ВИ. Полн. собр. соч., Издание 5-ое, Т.12. — М.: Издательство политической литературы, 1979. — С. 99−105.

124. Ленин, 1979б Ленин В. И. Государство и революция // Ленин В. И. Полн. собр. соч., Издание 5-ое, Т. 33. — М.: Издательство политической литературы, 1979. — С. 1120.

125. Ленин, 1979в — Ленин В. И. Письмо к съезду // Ленин В. И. Полн. собр. соч., Издание 5-ое, Т.45 М.: Издательство политической литературы, 1979. — С. 343−348.

126. Лингвистический энциклопедический словарь, 1990 Лингвистический энциклопедический словарь/Гл. ред. ВН. Ярцева, — М.: Сов. Энциклопедия, 1990. -685 с.

127. Лиотар, 1998 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/Пер с фр. НА. Шматко — М.: Институт экспериментальной социологииСпб.: Алетейя, 1998. — 160 с. (серия «Gallicinium»).

128. Лукач, 1991 Лукач Д. К онтологии общественного бытия: Пролегомены./Пер. с нем. Буровой И. Н., Журинской М.А.- Общ. ред. и вступ. ст. Барского И. С. и Хевеши МА. — М.: Прогресс, 1991. — 412 с.

129. Луман, 1991 — Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Socio-Logos: Пер. с англ., нем., франц/Сост., общ. ред и предисл. Винокурова ВВ., Филиппова А. Ф. М.: Прогресс, 1991. — С. 194−215.

130. Луман, 1996 Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарностъ//Человек. -1996. № 3. — С. 100−107.

131. Мамардашвили, 1992 — Мамардашвили МК. Как я понимаю философию. 2-ое изд., измененное и дополненное. М., Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1992; 415 с.

132. Мандельштам, 1990 Мандельштам НЯ. Вторая книга: Воспоминания. — М: Моск. рабочий, 1990. — 559 с.

133. Манхейм, 1992. Ч. 1. — Манхейм К. Идеология и утопия. М.: РАНИНИОН, 1992. Ч. 1. — 245 с.

134. Манхейм, 1992. Ч. 2. Манхейм К. Идеология и утопия. — М.: РАНИНИОН, 1992. Ч. 2. 155 с.

135. Маркс, Энгельс. Манифест Коммунистической партии Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд-е второе. — М., Издательство политической литературы — 1955. — Т. 4, с. 419−459.

136. Маркс, Энгельс. Немецкая идеология Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд-е второе. — М., Издательство политической литературы — 1955. — Т. 3, с. 7−544.

137. Маркс. Парижская «Reforme» о положении во Франции // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд-е второе. М., Издательство политической литературы — 1956. — Т. 5, с. 484−487.

138. Маркс. Тезисы о Фейербахе Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд-е второе. — М., Издательство политической литературы -1955. — Т. 3, с. 1−4.

139. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд-е второе. — М., Издательство политической литературы — 1974. — Т. 42, с. 41−174.

140. Маркс. Экономические рукописи 1857−1859 годов Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд-е второе. — М., Издательство политической литературы — 1968. — Т.46, Ч.1, с. 3−508.

141. Марьямов, 1992 Марьямов ГБ. Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино. — М.: Конфедерация Союза кинематографистов «Киноцентр», 1992 — 127 с.

142. Мелетинский, 1998 — Мелетинский ЕМ. Избранные статьи. Воспоминания./Отв. ред. Новик Е. С. М.: Российский Государственный гуманитарный университет, 1998. — 576 с.

143. Михель, 1999 — Михель Д. В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Материалы лекц. курсов 1996;1998 г. г. -Саратов: Издательство Поволжского филиала Российского учебного центра, 1999. -136 с.

144. Модернизация и национальная культура, 1995 Модернизация и национальная культура. — М.: Апрель-85, 1995. — 127 с.

145. Момджян, 1981 Момджян ХН. Проблема: общественного прогресса в современной идеологической борьбе. — М.: Мысль, 1981. — 80 с.

146. Московичи, 1998 — Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Издательство «Центр психологии и психотерапии», 1998. 475 с.

147. Мостовая, 1996. Мостовая ИВ. Социальное расслоение: символический мир метаигры. Учебн. Пособие. — М.: Механик, 1996. — 208 с.

148. Найман, 1998 — Найман Э. В жопу прорубить окно: сексуальная патология как идеологический каламбур у Андрея Платонова // Новое литературное обозрение. -1998. № 32. С. 60−76.

149. Общественное сознание и его формы, 1986 Общественное сознание и его формы./В.И Толстых, НБ. Биккенин, Л. С. Мамут и др. Под общ. ред. В. И. Толстых. -М.: Политиздат, 1986. — 3661. с.

150. Орлов, 1999 Орлов И. Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы. — М.: Гос. ун-т гуманит. наук, Ин-т истории. — М., 1999. — 193 с.

151. Осипова, 1999 — Осипова ЕВ. Социология Вильфреда Парето: политический аспект. М.: ИСПИ РАН, 1999. — 103 с.

152. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия, 1994 Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. От М Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму. Пособие для гуманитарных вузов. — М: Наука, 1994. -379 с.

153. Панарин, 1995 Панарин А. С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) — М: ИФ РАН, 1995. -262 с.

154. Пантин, 1998 Пантин В И. Ритмы общественного развития и переход к постмодернизму // Вопросы философии. — 1998. — № 7. — С. 3−13.

155. Парсонс, 1994 — Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 448−464.

156. Перевалов, 1995 Перевалов ВП. Марксистская теория человека.// Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 19 век/Ред. кол.: И. Т. Фролов и др. М.: Республика, 1995. — С. 157−162.

157. Переписка Переписка семьи Ауэров (1937;1940 г. г.) // Фонды Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника Департамента культуры Администрации Астраханской области. Музейный номер НВ-15 460/174.

158. Плимак Пантин, 2000 Плимак ЕГ., Пантин И. К. Драма российских реформ и революций (сравнит-полит. анализ). — М.: Весь мир, 2000. — 360 с.

159. Полосин, 1999 Полосин В. С. Миф, религия, государство. Исследование политической мифологии. 2-ое изд., перераб. и дополн. — М.: Ладомир, 1999. — 440 с.

160. Поляков, 1994 Поляков ЛВ. Модернизационный процесс в России: социальные сдвиги и кризисы идентичности. Дис.. доктора филос. наук в форме научного доклада. М., ИФ РАН, 1994. — 76 с.

161. Поляков, 1998 Поляков ЛВ. Путь России в современность: модернизация как деархаизация М.: ИФ РАН, 1998. -202 с.

162. Поппер, 1992 — Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. М.: «Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т. 1. Чары Платона. — 446 с.- Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. — 525 с.

163. Романов, 1991 Романов П. С. Рассказы. — М.: Издательство «Правда», 1991 — 398 с.

164. Рорти, 1997 Рорти Р. Философия и зеркало природы./Науч. ред. Целищев В. В. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997 — 296 с.

165. Савельев, 2000 — Савельев АН. Механизмы духовно-нравственного измерения политических процессов: Политическая мифология: Дис.. доктора политол. наук. М., 2000. 331 с.

166. Селищев, 1928 Селищев АМ. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917;1926). Изд. 2-е. М.: Работник просвещения, 1928. -248 с.

167. Серто, 1997 Серто М. де. Хозяйство письма // Новое литературное обозрение. -1997. № 28. — С. 29−46.

168. Смелзер, 1994 Смелзер Н. Социология: Пер. с англ./Науч. ред. Ядов В. А — М.: Феникс, 1994. — 678 с.

169. Смирнова, 1993 Смирнова Н. М Проблемы послеавгустовской России в зеркале социальной методологии // Россия после августа 1991: цивилизационные, политические и культурные дилеммы. / Отв. ред. Панарин А.С.- РАН, Ин-т философии. — М., 1993. — С. 58−62.

170. Смирнова, 1993а Смирнова НМ. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // Общественные науки и современность. — 1993. № 1. — С. 78−87.

171. Смирнова, 1995 Смирнова НМ. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. -1995. № 1. — С. 127−137.

172. Советский простой человек, 1993 Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х./Голов АА. и др. Под ред. Левады Ю. А — М., 1993. -299 с.

173. Сокулер, 1997 Сокулер ЗА. Мишель Фуко и его концепция «власти-знания» // Жизнь и власть в работах Мишеля Фуко. Реферативный сборник. — М.: ИНИОН РАН, 1997. — с. 5−13.

174. Соловьев, 2001 Соловьев АИ. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. — 2001. № 2. — С. 5−22.

175. Соловьев, 2001а Соловьев АИ. Политический облик постсовременности: очевидность явления // Общественные науки и современность. — 2001. № 5. — С. 66−81.

176. Сорель, 1907 Сорель Ж. Размышления о насилии. — М., 1907 г.

177. Такер, 1991 Такер Р. Сталин: Путь к власти, 1879 -1929. История и личность. /пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991. -478 с.

178. Такер, 1997 Сталин у власти, 1928;1941: История и личность: Пер. с англ. -М.: Весь мир, 1997. — 646 с.

179. Танатография эроса., 1994 Танатография эроса: Ж. Батай и французская мысль середины ХХ века/Тексты Ж. Батая, Р. Барта, М Бланшо и др.- Сост., пер. с фр., коммент. Фокина СЛ. — СПб.: Мифрил, 1994. — VI, 346 с.

180. Творческая природа социалистического общественного сознания, 1980 Творческая природа социалистического общественного сознания/ХН. Момджян, Б .А. Воронович, ЛН. Москвичев и др Редкол. ХН. Момджян (отв. ред.) и др. — М.: мысль, 1980. -279 с.

181. Теория и жизненный мир человека, 1995 Теория и жизненный мир человека/РАН. Институт философииОтв. ред. Федотова ВГ. — М., 1995. — 206 с.

182. Толстых, 1975 — Толстых ВИ. Образ жизни: паонятие, реальность, проблемы. М.: Политиздат, 1975. — 184 с.

183. Тоталитаризм как исторический феномен, 1989 Тоталитаризм как исторический феномен./Редкол.: Кара-Мурза АА., Воскресенский А. К. (отв. ред.) и др.- Филос. о-во СССР. Всесоюзн. ассоц молодых философов. — М.: ИФ АН СССР, 1989. — 395 с.

184. Трубина, 1995 Трубина Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности / Рос. АН, Урал. отделение. -Екатеринбург: Ин-т философии и права. 1995 -150, 1. С.

185. Турен, 1998 Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998. — 204 с.

186. Федотова, 1988 Федотова В. Г. Цена прогресса (философско-полемические размышления). — М.: Знание, 1988. — 64 с.

187. Федотова, 1992 Федотова В. Г. Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. — 1992. № 4. — С. 45−54.

188. Федотова, 1997 Федотова ВГ. Модернизация «другой» Европы. — М., ИФ РАН, 1997. — 255 с.

189. Филиппов, 1999 Филиппов ПВ. Мировой опыт модернизации и возможности его адаптации к условиям России: Дис.. кандидата политол. наук. М., 1999. — 169 с.

190. Фуко, 1994 Фуко М Слова и вещи. Археология гуманитарных наук/Пер. с фр. Визгин ВП., Автономова Н. С. — СПб.: A — cad, 1994. — 405 c.

191. Фуко, 1996 — Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности./Сост., пер. с фр., коммент, и послесл. С. Табачниковой. — М.: Магистериум. Изд. дом «Касталь», 1996. 446 с.

192. Фуко, 1997 Фуко М История безумия в классическую эпоху. — СПб.: Университетская кн.- Рудомино, 1997. — 575 с.

193. Фуко, 1998 Фуко М Рождение клиники/Пер. с фр., науч. ред. и предисл. д-ра психол. наук Тхостова А. Ш. — М.: Смысл, 1998. — 307 с.

194. Фуко, 1998а Фуко М. Это не трубка/Пер с фр.: И. Кулик. — М.: Художественный журнал (ХЖ), 1999. — 142 с.

195. Фуко, 1998б — Фуко М Забота о себе: История сексуальности Ш/Пер. с фр. Титовой Т. Н. и Хомы О. И. — Киев: Дух и литераМ.: Грунт. Рефл-бук, 1998 — 282 с.

196. Фуко, 1999 Фуко М Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы/Пер. с фр. Наумова В.- Под ред. Борисовой И. — М.: Ad Marginem, 1999. — 479 c.

197. Фуко, 1999а Фуко М. Theatrum philosophicum // Делез Ж. Логика смысла. — М.: ПаритетЕкатеринбург: Деловая книга, 1998. — с. 441−472.

198. Хабермас, 1992 Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопросы философии. — 1992. № 4. — С. 40−52.

199. Хабермас, 1994 — Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие/Пер. с нем. под ред. Скляднева ЛВ. СПб.: Наука, 1994. — 380 с.

200. Хюбнер, 1996 Хюбнер К. Истина мифа./Пер. с нем. И. Касавина. — М.: Республика, 1996. — 447 с.

201. Цивилизация, 1989 Цивилизация: теория, история и современность/Отв. Ред. Л. И. Новикова. — М.: ИФ АН СССР, 1989. — 176 с.

202. Шафир, 1923 Шафир Я. М. Газета и деревня. — М., «Красная новь», 1923. — 146 с.

203. Шматко, 1993 Шматко НА.

Введение

в социоанализ Пьера Бурдье // Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. НА. Шматко./ - М.: Socio-Logos, 1993. — С. 5−26.

204. Щеглов, 1995 Щеглов Ю. К. Комментарии к роману 'Золотой теленок" // Ильф И., Петров Е. Золотой теленок: Роман. Щеглов Ю. К. Комментарии к роману «Золотой теленок». — М.: Панорама, 1995. — С. 329−605.

205. Эко, 1994 Эко У. Средние века уже начались//Иностранная литература. — 1994. № 4.

206. Энгельс. Письмо К. Шмидту Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту от 27 октября 1890 года // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд-е второе. — М., Издательство политической литературы — 1965. — Т. 37, с. 414−422.

207. Яковлев, 1979 Яковлев МВ. Идеология. М., 1979.

208. Ямпольский, 1997 Ямпольский М. Ленин провозглашает Советскую власть. Заметки о дискурсе основания над массами // Новое литературное обозрение. — 1997. № 26. — С. 48−70.

209. Яров, 1999 Яров С. В. Горожанин как политик. Революция, военный коммунизм и нэп глазами петроградцев, 1917;1921 г. г. — СПб., С.-Петерб. гос. техн. ун-т, 1999. -69 с.

210. Яров, 1999а Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда в 1917;1923 г. г. — СПб., 1999 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой