Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кризис в развитии общества: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мероприятия по переходу к оптимальной структуре производства, предусматривающей следующие приоритеты в развитии отдельных отраслей: а) развитие отраслей, обеспечивающих создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека, поскольку сегодня вложения в человека обеспечивают две трети прироста производительности трудакачество рабочей силы является самым «узким местом» для выхода… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел «1 Характер социального кризиса 9 Раздел 2 Социальные технологии преодоления кризисных явлений

Кризис в развитии общества: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Значимость обращения к сюжету социальных кризисов обусловлена рядом сопряженных моментов.

Первое. У китайцев есть пословица — «пожелай, Боже, врагам нашим жить сто лет в эпоху перемен». Россия живет в подобную эпоху последние 15 лет, результаты чего сказываются непосредственно, — расстроенность существования мы чувствуем в полной мере.

Второе. Социально-психологическая стабильность социума. Переживаемая постсоветскими державами ситуация описывается тропом «от одного берега отстали, к другому не пристали». Как и во все переломные эпохи, когда общее ощущение катастрофичности сопровождается чувством тусклого и тяжкого безвременья, нравственная определенность которого не поддается регуляризации, — важно не допустить раскол, сохранить единство народа.

Третье. Проблема концептуализации кризисных явлений. Суть в том, что не существует и не может существовать доктрины фронтальных социальных потрясений. Ситуации чистой турбуленции модельно-аналоговой реконструкции не подлежат. Это потому, что теория развертывается на введении универсалий, типажей, родовых форм, тогда как кризисные состояния локальны, контекстуальны, уникальны. Их фигуры, подробности, как правило, не подлежат осреднению, экстраполяции.

Однако, невзирая на сказанное, условия не отмечены печатью безысходности. В той мере, в какой модернизация стран постсоциалистического пространства сталкивается со стандартными трудностями, возрастает необходимость рефлексии факторов, тормозящих преобразования. Без подобной рефлексии невозможно наметить эффективные линии купирования социальной деструкции.

Степень разработанности проблемы. Изучение природы кризисных явлений в обществе с целью выработать алгоритмы их преодоления составляет важное и ответственное направление разработческой деятельности социальных философов, политиков, экономистов, макросоциологов. О том, насколько сложна, противоречива предметная область, свидетельствует характер заинтересованных изысканий, массив публикаций, выражающий ценные идеи, стратегию, тактику поиска.

На протяжении XX в. к теме кризиса культуры обращались представители западноевропейской философии — Э. Гуссерль, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини, К. Ясперс и др. Особое место анализ кризисного мироощущения занимает в творчестве представителей русской религиозной философии: Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова и др. Можно говорить о том, что в XX столетии складывается философия кризиса, представляя особое направление исследований.

Каждому историческому периоду в развитии науки свойственны специфические идеалы научного знания, методологические подходы к осмыслению действительности. В науке Нового времени — классической науке — идеалами научного знания служили простота, линейность, исключение неопределенности. Классический подход к управлению сложно-организованными системами основывается на линеаризации.

В конце XX в. стало ясно, что не только общественным процессам, но и областям, традиционно относимым к физике и математике, свойственны процессы, демонстрирующие непредсказуемое поведение. Данному пониманию способствовали исследования по неравновесной термодинамике, нелинейным системам, теории «детерминированного» хаоса, теории катастроф, фракталам и др.

Усиливающиеся в мире процессы глобализации стали одним из существенных стимулов интеграционных поисков. Пик подобных поисков приходится на 1980;е гг., отмечен работами Дж. Александера, Р. Будона,.

Э.Гидденса, Дж. Ритцера, Н. Смелзера, Дж. Тернера, Г. Уотсона, Ю.Хабермаса. Вопросы, которые при этом находятся в фокусе рассмотрения, — с одной стороны, «как возможен социальный порядок», с другой стороны, «каким образом множество социальных действий складывается в социальный порядок», как примирить перспективы — коллективистскую и индивидуалистскую.

Объект исследования — кризисные явления в социальном развитии.

Предмет исследования — социальные технологии преодоления кризисных явлений.

Цель исследования — на основе прослеживания кризисных тенденций социальных организмов наметить адекватные способы их блокирования.

Реализации данной цели способствовало решение блока взаимосвязанных задач:

— выявить природу кризисных явлений в социальной динамикеуточнить технологии преодоления социальных кризисов.

Теоретико-методологическая основа поиска. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной материи, методологический остов исследования составили принципы единства анализа и синтеза, индукции и дедукции, конкретности, объективности, целостности рассмотрения. Особое внимание уделялось критике абстрактно-умозрительных построений (скажем, о якобы неантагонистичном характере социального прогресса в условиях социализма), дезориентирующих поиск, искажающих трезвый взгляд на предметную сферу, правила ее концептуального освоения. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, социологической, политической мысли, использовал труды российских, немецких, американских, французских ученых. Эмпирический базис рефлексии составил богатый фактический материал европейской, отечественной, мировой истории, начиная с Великой французской революции и кончая современностью.

Результаты, выносимые на защиту, и их научная новизна.

Социальные кризисы обычно вызываются разбалансированием жизневоспроизводительных укладов, технологий устроения, способов обмена деятельностью, обеспечения выживания. Имеется в виду.

Щ государственное банкротство, неурожаи, торгово-промышленные сбои, бедствия, обусловливающие резкое усиление гражданской активности народа, пытающегося получить гарантии жизнеобеспечения. Форма заявления народной воли — стихийный протест, голодный бунт, демонстрация, предполагающие привлечь внимание властей к бедственному положению демоса. Если власть оперативно и удовлетворительно реагирует на нужды населения, народ улучшает существование, протестная активность снижается, жизнь входит в ламинарное состояние. В противном случае, в случае игнорирования властями требований масс или вмешательства отягощающих, дестабилизирующих факторов (подрывная работа политических оппонентов) — турбуленция нарастает. Социальный кризис перерастает в политический. Неудовлетворенный протест народа входит в фазу антиправительственных выступлений с требованиями отставки властей, изменения политического строя, смены режима. Воля народа заявляется здесь как в легитимной (наличие политической трибуны), так и не легитимной (восстание, мятеж) форме.

Щ 2 Уточнены, технологии преодоления социальных кризисов.

Разрешение гражданского кризиса: политическая трансформация с последующей социальной модернизацией. Ситуация сама по себе поливариантна, реализуется в диапазоне: реставрация — эволюция (ненасильственная реформация) — революция (насильственная инновация). Такова общая схема. Оценка эмпирического массива приводит к выводу: социальным технологиям противопоказан радикализмне насилующая революция, а щадящая революция — предмет желаемого. Революции истинны как цели и ложны как воплощения: революции не способны созидать, они лишены социально ответственного, продуктивного потенциалани одна из прокламируемых целей революции, как показано, не находит воплощения. Взять Великую Французскую революцию, интенция которой тенденция на свободу — равенство — братство подменилась имперской диктатурой. Взять Октябрьскую революцию, интенция которой на мир — хлеб — землю подменилась большевистской диктатурой. Революции не озабочиваются решением народного вопроса, они погрязают в решении вопроса властного. Откуда вытекает, что революция заменима здоровой реформой.

Революция протекает по сценарию: а) Предреволюционая ситуация (социальный кризис — неурожаи, обнищание населения, разорение собственников, банкротство казны) — б) Революционная ситуация (гражданский кризис, пропагандистская инициация доведенного до отчаяния народа) — в) Постреволюционная ситуация (социальный кризис) -трансформация политической элиты, реставрация бедствий народа. Тупик обходится тем, что в начальной стадии (а) рядом проникающих решительных мер возможно остановить развертывание революции. Использованный материал мировой истории свидетельствует о необходимости своевременного социально-политического реформирования, исключающего псевдоморфизм радикальных насильственных трансформаций.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и эвристическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса кризисных явлений в социальном развитии, уяснять векторы оптимальной трансформации общества в сторону эффективного гарантийного развития.

Практическая значимость работы. Данные исследования могут быть использованы при составлении учебных программ, подготовке, чтении общих и специальных курсов по социальной философии, политологии, макросоциологии (разделы: «Социальный прогресс», «Социальная трансформация», «Социальная динамика» и др.).

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ИППК МГУ и рекомендована к защите. Основные результаты работы представлены на конференции «Шаг в будущее» (МГТУ, 2005) — по теме диссертации опубликованы 2 работы, общим объемом 1,2 п.л.

Структура работы. Композиция исследования определена целями, задачами, принятым способом поиска. Работа содержит введение, два раздела, заключение, список литературы.

Заключение

.

Основа поиска оптимизационного механизма — понимание сущностных начал социального кризиса.

Суть кризиса выражается в разбалансе жихнеподцержания. Назревание гражданского кризиса выражается в наличии социального кризиса, вызванного разбалансированием жизневоспроизводительных укладов, технологий устроения, способов обмена деятельностью, обеспечения выживания.

Стратегиями выхода из кризиса являются два противоположных типа жизнестроительства: революция и эволюция.

Революция являет собой вариант «обратного» социального оптимизма, где существование обесценено. Революцию, как демонстрирует история, нельзя понимать как ресурс созидания.

Народ в революции руководствуется не отрешенными принципами, символическими программами, но реальными запросами бытия насущного, укладывающимися в логику гарантийного жизнеобеспечения. Народу необходимы жизненные гарантии во имя, на благо гарантийной жизни. Нужда народа реализуется через решение социальных, а не политических вопросов.

Так, на начальной стадии социального обострения во Франции не существовало необходимости в политической революции. На рубеже 90-х гг. XVIII в. в стране разложилась, дереализовалась власть. Ее гражданские противники стали раскачивать народ, с целью решения не народного, а властного вопроса. Фикс-пункт революций — решение не народного, а властного вопроса. Поэтому решение социальных, народных вопросов уходит на второй план, на первый выдвигаются вопросы политические. Решение последних идет за счет народа.

Революции носят конъюнктурный характер, обслуживают интересы борющихся политических элит. Если старая элита находит возможности реабилитации у народа, она пролонгирует властьесли нет — ей на смену приходит оппозиционная власть, являющаяся ставленницей новой элиты. В деле политических элит народ предстает непременно разменной, копеечной, жертвенной монетой.

В итоге природа свершенных революций всегда носит антинародный характер. Выделим предпосылки, на основании которых разворачивалась якобинская платформа. Это: идея народа как аморфной толпыидея деспотического правленияидея всеобщего насилияидея террораидея произволаидея бесправияидея авторитарного вождизма. В итоге главной жертвой народной борьбы предстает народ.

Следующая фаза революции — разрешение гражданского, вместе с ним социального кризиса. После того, как властный вопрос оказывается разрешенным, политическая элита трансформирована, власть вопрос «народа» снимает.

Эволюционный механизм, обратно, представляет собой процесс постепенного взращивания социального потенциала, исключающего радикализм преобразований. Эволюционная платформа социальных трансформаций предполагает политическое разрешение в центризме.

Сегодня России предстоит преодолеть комплексный кризис, глубоко пронизывающий политическую, экономическую, социальную, духовную жизнь. Это объективная реальность, с которой придется считаться каждой политической организации, любому политическому деятелю.

При всех данных кризисных ситуациях Россия способна существовать и развиваться автономно. Проблема в том, что налицо в историческом прошлом страны разрыв между правительством и народом. Преодоление кризиса государственности в России всегда идет за счет народа с перекрытием пределов его возможностей. России же необходимо реализовывать принципы народной жизни — императивы повседневного. Необходима оптимизация антикризисной программы.

Необходимо расширять внутренний рынок, обеспечить свободу производителей, внедрять прогрессивный налог, давать кредиты, налаживать протекционизм. Для народа значима демократизация вовлечения и участия. Требуется уничтожение социальных, должностных, политических привилегий, бонусов, раздробление полномочий, пересмотр прерогатив, обновление регламента представительства.

Программа выхода из кризиса содержит:

— мероприятия по устранению причин возникновения социально-экономического кризиса, о которых говорилось выше;

— демографическое состояние населения, его занятость, потребности в материальных благах и услугах, развитие общего и профессионального образования, исходя из ожидаемых изменений в производстве, совершенствование системы расселения:

— мероприятия по переходу к оптимальной структуре производства, предусматривающей следующие приоритеты в развитии отдельных отраслей: а) развитие отраслей, обеспечивающих создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека, поскольку сегодня вложения в человека обеспечивают две трети прироста производительности трудакачество рабочей силы является самым «узким местом» для выхода из кризиса (речь идет о таких отраслях, как образование и здравоохранение, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, жилищное строительство, связь, пассажирский транспорт) — б) обеспечение развития перечисленных отраслей (наука, сельскохозяйственное машиностроение, промышленность строительных материалов, строительной индустрии, машиностроения для отраслей группы «а» и «б») — в) развитие остальных отраслей, входящих в 1 подразделение общественного производства (грузовой транспорт, машиностроение и приборостроение, энергетика, химическая промышленность и др.) — г) развитие сырьевых отраслей, которые должны обеспечивать внутренние потребности страны и экспорт в размерах, позволяющих получить средства в виде новых технологий для развития отраслей групп «а», «б», «в».

При разработке программы следует учитывать, что природные ресурсы принадлежат не только нынешнему поколению, но и будущим поколениям (поэтому и необходимо сохранение государственной собственности на землю и ее недра). Мы не имеем права брать от природы больше, чем ей возвращаем, должны оставлять потомкам ее в таком виде, в каком получили от предков (отсюда — часть ВНП должна направляться на сохранение природы, даже если придется сдерживать и даже сокращать уровень потребления нынешнего поколения!).

Для решения поставленных проблем, помимо разработки долгосрочной программы выхода из кризиса, трубуется:

— создать экономический механизм, предусматривающий активное использование для регулирования экономики таких рыночных инструментов, как налоги, кредиты, цены, деньги;

— привести в систему законодательные акты, регулирующие экономические отношения в обществе;

— разработать и принять управленческие решения на всех уровнях, обеспечивающие решение указанных проблемлоббирование в управлении экономикой отдельных отраслей со стороны правительственных чиновников и депутатов лишь ухудшит экономическое положение страны;

— организовать переподготовку управленческих кадров, а также воспитательный процесс населения всех возрастов.

Политическая доктрина центризма предстает технологией купирования кризиса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В., Свирский Я. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. 1993. — № 3.
  2. В.И., Панченко А. И. Человеческое измерение постнеклассической науки (научно-аналитический обзор) // Проблемы ryMaHHTapH3a4HH математического и естественнонаучного знания: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1991. — 183 с.
  3. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. — № 4. — С.69−80
  4. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С.46−62
  5. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002
  6. П., Лукман Т. Сшоциальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia, 1995. — 250с.
  7. Л.Д. Глубинно-психологический фактор как основа самоорганизационного анализа динамики социальных систем // Философская и социологическая мысль. 1996. — № 5−6. — С.36−75
  8. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. — М., 2001
  9. Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск: ХГТУ, 1997.- 139 с.
  10. А.А. Американские консерваторы и мультикультурализм. Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата исторических наук. -Пермь, 2000. С.16−17
  11. .Е. Эпистемический выбор и социальная структура // Общественные науки и современность. 1997. -№ 6. — С.97−107
  12. А. Особенности крушения тоталитаризма коммунистических цветов // Общественные науки и современность. 1995. -№ 5. — С. 160−171
  13. Н. Пути и формы достижения ноосферной цивилизованности // Общественные науки и современность. — 1996. — № 1
  14. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Наука, 1999. — С.346−457
  15. Д.В., Даничев В. И. Социально-политический кризис в России: причины и последствия // Социально-гуманитарные знания. 1999. -№ 1. — С. 15−22
  16. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. Материалы Национального Разведывательного Совета США. -м Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 322с.
  17. Е.И., Панина Н. В. Социальное безумие. История, теория и современная практика. К.: Абрис, 1994. — 168с.
  18. И.Б. Социальный обмен как причина конфликта и как способ его разрешения // Credo. 1998. — № 8. — С.12−29
  19. П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Личность. Культура Общество. М.: Наука, 2000. — Т. II. — Вып 1 (2). — С. 4142
  20. Ю.Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: его основополагающие категории // История теоретической социологии. Т.З. -М.: Наука, 1999. — С.41−121
  21. С.И. Время искать, и время терять. Рязань: Сервис, 1998.151 с.
  22. Ю.Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: его основополагающие категории // История теоретической социологии. М.: Наука, 1999.-Т.З.-125с.
  23. Декларация глав государств — участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств // Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств. 1999. — № 1. — С.64−66
  24. К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. 1997. -№ 1. — С. 117−127
  25. К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — С. 110 123
  26. И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. К.: Л1бщь, 1990. — 324с.
  27. И.С. Нелинейное мышление // Totallogy. Постнекласичш дослщження. К., 1995. — С. 184−198
  28. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения.-М.: Политиздат, 1989.- 351 с.
  29. О., Сигарева Е. История и развитие демографического кризиса в России. М.: ИСПИ РАН, 2000. — 68 с.
  30. А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-пресс, 2001 г.- 189с.
  31. Н.П. Парадоксы глобализации вызовы и поиски ответа / Парадоксы глобализации — вызовы и поиски ответа. Материалы междисциплинарной семинара Клуб Ученых «Глобальный мир». — М., 2001.- Вып.7.
  32. В.В., Ахиезер A.C. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. -М., 1997
  33. Интервью с Дэвидом Кортеном // Забелин С., Кортен Д., Медоуз Д., Норберг-Ходж X., Шуберт К. Глобализация или устойчивое развитие. Сборник статей. Социально-экологический союз, 1998. — С. 22−25
  34. И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания // Общественные науки и современность. 1997. — № 6. — С. 118−135
  35. С.И. Время искать, и время терять. Рязань: Сервис, 1998.151 с.
  36. К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. — 656 с.
  37. Н.Ю. Без формул о синергетике. Минск: Политика, 1986. — С.27−28
  38. E.H. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.: Наука, 1995. — 225с.
  39. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.3−20
  40. E.H. Случайность, которая творит мир // Знание: философия и жизнь. 1991. — № 7. — С.3−31
  41. В.Н. Социология управления социальной сферой: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. — 240с.
  42. В., Танчер В. Новые повороты в социологической теории: неофункционализм, теория конфликта, неомарксизм, постмодернизм // Социологическая теория сегодня. — К.: Наука, 1994. С.131−139
  43. A.C. Постнеклассическое единство физики // Проблемы методологии постнеклассической науки. М.: Наука, 1992. — С.132−142
  44. С.Б. Философия как путь человечности и надежды. К.: Курс, 1999.-239с.
  45. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996. — 140с.
  46. Н.И. Тяжкие годы России (перелом истории, кризис, ценности, перспективы) // Мир России. 1992. — № 1. — С.10−11
  47. Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. — № 7. — С.3−129
  48. Ю. Динамика социального перелома возможности анализа // Статьи по социологии. — М., 1993. — 231с.
  49. А. Демократия в многосоставных обществах. М.: Наука, 1997.-329с.
  50. А.И. «Духовное ядро» как системообразующий фактор цивилизации: Европа и Россия // Общественные науки и современность. -N2.-M., 1995. -С.57−67
  51. К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Вопросы философии. 1997. — № 3. -С.48−61
  52. Г. Г. Нелинейная динамика ключ к теоретической истории? // Общественные науки и современность. — 1996. — № 4. — С. 98−99
  53. Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. — 368 с.
  54. М. Околдованность мира или божественное социальное // Социологос. М., 1991. — С.274−284
  55. Н. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. 1992. -№ 3. — С. 14−23
  56. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. -М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 362с.
  57. А.П. Агрессия, мораль и кризисы .в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса): Курс лекций. М.: Наука, 1996.-184 с.
  58. А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. -№ 3. — С.85−93
  59. И. Гуманизм демократия — глобализм // Общественные науки и современность. — 1992. -№ 5 — С. 13−24
  60. Л.Я. О «неклассичности» синергетики: К вопросу об изменении концептуальной структуры науки в современной культуре // Уч. записки Тартуского ун-та. 1983. — № 653. — С.29−43
  61. Дж. Писатели и Левиафан // Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. Пермь: КАПИК, 1992. — 320 с.
  62. Г. И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. М.: Союз, 2000 — 278с.
  63. Е., Соколова Р. Кризис цивилизации и неоконсерватизм // Общественные науки и современность. 1993. — № 3. — С.94−106
  64. Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988. — 272 с.
  65. Ю.М. Теоретическая и эмпирическая модели социальных процессов. М.: Наука, 1998. — 287с.
  66. И. Природа, наука и новая рациональность // Знание: философия и жизнь. -1991.- № 7. С.32−35
  67. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. -М., 1995. -N8. С.63−72
  68. A.M. Российская федерация и федерация в России // МЭиМо. -2002. -№ 2
  69. Сикевич 3. Национальное самоопределение как процесс // Россия в глобальной политике. № 1. — 2002. — С. 14−31
  70. Синтез цивилизации и культуры. Международный альманах. М.: Текст, 2003.-322с.
  71. Т.Ю. Философия кризиса. М.: Флинта, 2003. — 456с.
  72. М.М. К теории постсоветской этничности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. — № 3. — С. 158−164
  73. П.А. Человек, цивилизация, общество. -М.: Прогресс, 1992.-344с.
  74. П. Человек и общество в условиях бедствия. Фрагменты книги // Вопросы социологии. 1993. — № 3. — С.59−63
  75. B.C. Становление норм и идеалов постнеклассической науки // Проблемы методологии постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1992. -С.3−16
  76. К. Вечный дух предпринимательства. М.: Укринтур, 1990.204с.
  77. А.К. Духовное обновление общества. М.: Текст, 1990.233с.
  78. Э. А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 2002. — 340с.
  79. С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. -№ 1. — С.23−34
  80. А. Ф. О понятии «теоретическая социология» // Социологический журнал. 1997. — № Уг. — С. 12−31
  81. Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С.38−47
  82. С.П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. Весна 1997. — Москва. -С. 114−155
  83. М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // ОНС. 1998. — N 2. — С.129−139
  84. В.Н. Старые и новые проблемы российской социологии // Вопросы социологии. 1996. — № 6. — С.31−41
  85. П. Социология социальных изменений. М.: Наука, 1999.388с.
  86. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. — № 2. — С.33−44
  87. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. -М., 1994. С.398−491
  88. П. Мировая политика: содержание, динамика, основные тенденции // Общественные науки и современность. 1995. — № 5. — С. 130 141
  89. П. Мировая политика: содержание, динамика, основные тенденции // Общественные науки и современность. 1995. — № 5. — С.139−145
  90. Buhl L.W. Theorien sozialer Konflikte. Darmstadt, 1976
  91. Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge Polity Press, 1999.270p.
  92. Neumeyer, Martin Henry. Social problems and the changing society. -Toronto a.o.: Van Nostrand, 1953. 477 p.
  93. Przeworski A. Democracy as a Contingent Outcome of Conflicts // Constitutionalism and Democracy. Eds. Jon Elster and Rume Slagstad. -Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P.59−80
  94. Seifert J.M. Sozialer Konflikt. Eine Analyse der Entstehungsbedinungen politischer Bewegung. Fr./Main, 1978
  95. Self-organization. Portrait of a Scientific Revolution / Ed. by W. Krohn, G. Kupper and H.Novotny. — Dordrecht etc., 1990.
  96. Stegmuller W. Entscheidungs Logik. N.Y.: Press, 1973. — 312p.
  97. Stepan A., Skach C. Constitutional Frameworks and Democratic Consolidations: Parliamentarism versus Presidentialism //World Politics. N 46 (October).- 1993. -P. 1−22
  98. Streeck W., Schmitter Ph.C. Community, Market, State and Associations? The Perspective Condition of Interest Governance to Social Order //
  99. Private Interest Governance: Beyond Market and State. Eds. Wolfganf Streeck and Philippe C. Schmitter. London: Sage Publications, 1985. — P. 1−29i
Заполнить форму текущей работой