Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование иноязычной лингвистической компетенции студентов вуза с применением средств компьютерных технологий: английский язык как вторая специальность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения в экономической, политической, культурной жизни нашей страны в последние десятилетия стали причиной фундаментальных преобразований в системе отечественного образования и коренным образом изменили парадигму отношений «государство-личность». Исходным во взаимоотношениях между государством и личностью становится понимание личности как субъекта, активного деятеля. Общество конституционно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
    • 1. 1. Личностно ориентированная парадигма образования как основа обучения и всестороннего развития личности изучающего иностранный язык
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы организации самостоятельной учебной деятельности студентов как ее субъектов
    • 1. 3. Основные закономерности формирования базовых компонентов иноязычной лингвистической компетенции субъекта учебной деятельности, овладевающего иностранным языком
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ОВЛАДЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    • 2. 1. Информатизация и компьютеризация — обязательные направления реформирования современной образовательной системы
    • 2. 2. Компьютерные программы учебного назначения как средство организации учебной деятельности по обучению иностранному языку
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 3. 1. Комплекс упражнений как средство формирования базовых компонентов иноязычной лингвистической компетенции
    • 3. 2. Описание моделей компьютерных программ учебного назначения для формирования и развития базовых компонентов иноязычной лингвистической компетенции
    • 3. 3. Ход и результаты экспериментального обучения
  • Выводы по главе III

Формирование иноязычной лингвистической компетенции студентов вуза с применением средств компьютерных технологий: английский язык как вторая специальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения в экономической, политической, культурной жизни нашей страны в последние десятилетия стали причиной фундаментальных преобразований в системе отечественного образования и коренным образом изменили парадигму отношений «государство-личность». Исходным во взаимоотношениях между государством и личностью становится понимание личности как субъекта, активного деятеля. Общество конституционно провозгласило приоритетность своих граждан как субъектов социальной жизнедеятельности. Новая парадигма отношений между государством и личностью обусловливает внедрение новой философии образования, требующей проведения новой образовательной политики. По словам В. Гузеева, мы вступили в эпоху «деятельностно-ценностной парадигмы образования» [54]. На смену науке о целенаправленном воздействии обучающего на обучаемого с целью обучения и воспитания последнего постепенно пришла новая, личгостно ориентированная концепция образования, в соответствии с которой образование рассматривается как ведущее стратегическое направление педагогических исследований XXI века, обеспечивающее потребности общества и каждого ее члена.

Личностно ориентированное образование базируется на личностно ориентированном подходе, центральным системообразующим фактором которого является человеческая личность, обладающая не только достаточными знаниями в области различных наук, но и способная к непрерывному самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию, саморегуляции, что становится непременным условием и необходимой потребностью ее формирования и жизнедеятельности. Личностно ориентированный подход создает личностно образующие условия, в которых обучающийся проявляет собственную универсальную сущность, свои способности, реализует свой личностный потенциал. Осуществление личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе основано на таких ключевых составляющих как: наделение знаний и учебно-познавательной деятельности обучающегося личностным смысломсоздание обучающей и развивающей образовательной среды, оптимальной для учета его психолого-возрастных особенностей, личностного опыта и уровня развития. Изменяется логика и механизмы воздействия на личность обучающегося через содержание учебной деятельности, через постепенное «принятие» обучающимся позиции субъекта своей деятельности. Приоритет при таком подходе отдается самостоятельной развивающей учебно-познавательной деятельности обучающегося.

По мере реформирования, отечественную образовательную систему все более характеризуют такие процессы как: гуманизация и гуманитаризация, вариативность, непрерывность, информатизация, технологизация, индивидуализация и дифференциация, интегративность, стандартизация. В стандартизации образования выражается социальный заказ, требования и ожидания общества по отношению к уровню образованности его членов. И эти требования чрезвычайно высоки. В квалификационной характеристике выпускника педагогического вуза, взятой из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, обозначены следующие требования: он «должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предметаспособствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программиспользовать разнообразные приёмы, методы и средства обученияобеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.» [52]. Далее называются виды профессиональной деятельности специалиста, которыми студент должен овладеть в стенах педвуза: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская и др., что позволит считать его профессионально компетентным человеком в конкретном виде деятельности.

Вместе с тем, стандартизация образования предусматривает обеспечение выбора образовательных программ, путей овладения определенными компетенциями, соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся (в соответствии с принципом природосообразности), и является одним из первых условий формирования новой образовательной парадигмы. Вариативность в образовательной системе как раз и позволяет учитывать психические, физические данные, познавательные интересы (личностная индивидуализация — В.П.Кузовлев), их мотивы, способы учебной деятельности (субъектная индивидуализация — В.П.Кузовлев). Это даёт возможность оптимально выстраивать учебную деятельность обучаемых, определять степень участия преподавателя в этом процессе, выбирать формы сотрудничества, вспомогательные средства и т. д.

Исследователи процессов, протекающих в современном профессиональном образовании, констатируют смену знаниево-ориентированного подхода на личностно ориентированный, конструктивно-деятельностный, как более соответствующие установкам гуманистического мышления. В связи с этим ключевым аспектом содержания образования предлагается считать саму учебную деятельность (УД), умение и способность учиться и развитие/саморазвитие обучающегося как субъекта учения, как личности.

Характерной чертой обучения является двусторонность, на которую указывают Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. А. Гальперин, И. А. Зкмняя, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый и др., отмечающие, что протекание этого процесса немыслимо без равноактивного взаимодействия обоих субъектов. Основу этого взаимодействия составляет организация учебно-познавательной деятельности субъектов, ее активизация и стимулирование, в каких бы формах она не протекала, но осуществляемая по схеме «субъект (обучающий) — субъект (обучаемый)», в результате чего образуется коллективный субъект УД.

Обучение и учение/самообучение, воспитание/самовоспитание и развитие/саморазвитие следует рассматривать как виды деятельности субъектов (со своими мотивами, условиями, структурными особенностями и т. д.), направленные на реализацию их индивидуальных и коллективных устремлений, осуществляемые в соответствии с принятыми правилами и законами УД и нацеленные на получение определенного результата. В современных системах образования существует тенденция оценивать результат по выходу, который представлен унифицированными вне зависимости от формы обучения требованиями или стандартами. В то же время куда более значимыми представляются «личностные образовательные приращения ученика.» [218], которые находят выражение в ключевых и предметных компетенциях. Понятие «компетенция» в самом общем виде будем понимать как совокупность взаимосвязанных качеств личности, смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности, т. е. так, как предлагают отечественные ученые В. В. Краевский, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, В. В. Сафонова, И. Л. Бим, Р. П. Мильруд и другие исследователи.

Применительно к образовательной области «Иностранный язык», главной целью которой провозглашено формирование коммуникативной компетенции (КК), КК рассматривается как комплексное явление, состоящее из различных компонентов: лингвистической, социокультурной, интерактивной, дискурсивной, стратегической и др. — разные авторы (Н.В.Баграмова, И. Л. Бим, Р. П. Мильруд, В. В. Сафонова и др.) предлагают свои классификации компонентов КК. С позиций компетентностного подхода, с учетом других действующих подходов и их принципов, определены цели профессионального обучения ИЯ, содержание, подходы, методы, принципы и средства обучения.

Индивидуальные возможности, способности, имеющийся опыт УД и личностный потенциал обучающихся в большей степени проявляются в процессе организации и осуществления самостоятельной деятельности (СД) учения вообще и овладения ИЯ в частности. Отечественные и зарубежные ученые-педагоги, методисты убеждают, что полученные знания, умения, навыки, опыт их использования становятся истинными, личностно значимыми для индивида, если они «прошли обработку» в режиме СД (И.Л.Бим, Н. Д. Гальскова, Л. В. Жарова, П. И. Пидкасистый, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, А. А. Миролюбов, Б. Ф. Райский, М. Н. Скткин, Л.З.Якунина). Место и время, эффективность применения СД определяется психолого-возрастными особенностями обучаемых, характером учебного материала, видом речевой деятельности, наличием специально ориентированных материалов, умелого продумывания сочетания СД с другими формами обучения на занятии и вне его и управления ею. СД создает предпосылки непрерывного образования, развития и саморазвития личности.

Успешность СД определяется не только осознанием обучающимся целей и задач конкретного этапа, личностной значимости процесса и результата УД, но и учетом степени готовности обучаемого к этому виду деятельности. Психологическая готовность характеризуется наличием потребности в знаниях, осознании целей их применения, ответственности за результаты своей деятельности, а практическая — наличием суммы умений и навыков самостоятельно осуществлять поиск информации и применять ее с целью удовлетворения своих потребностей. Органичное включение СД как формы УД в профессиональную подготовку будущих специалистов является непременным условием достижения практических целей, способствует развитию интеллектуальных возможностей/познавательных потребностей субъектов УД.

Специфика предмета «Иностранный язык», которая заключается ?1 его деятельностной основе, указывает на необходимость организации СД, предоставляющей каждому обучающемуся достаточную практику в соответствующем виде речевой деятельности, направленную на овладение предметными компетенциями. Вместе с тем, очевидным является тот факт, что в реальных условиях обучения ИЯ в вузе, особенно на неязыковых факультетах, у студентов фактически отсутствует возможность полноценно практиковаться в иноязычной речевой деятельности (большая наполняемость учебных групп, ограниченное количество часов на аудиторные занятия, слабая базовая подготовка студентов и т. д.). Все это заставляет преподавателя искать оптимальные пути организации УД и особенно СД.

Активная самостоятельная практика по овладению ИРД является одним из главных условий достижения необходимо достаточного уровня языковой грамотности студентов, изучающих ИЯ как вторую специальность, и в этом процессе большую помощь способны оказать различные вспомогательные средства обучения, в том числе и средства компьютерных технологий (СКТ).

Идея использовать компьютер и его программное обеспечение в качестве вспомогательного средства сводится, в самом общем виде, к передаче части функций преподавателя техническому устройству (организационно-стимулирующей, информативной, тренировочной, управляющей, контролирующе-коррегирующей), однако это требует критического пересмотра целого ряда положений педагогической и психологической теории обучения и обязательного выполнения ряда психолого-педагогических, эргономических, методических требований.

Изначально создаваемые как средства индивидуальной деятельности, СКТ способны «ответить» учебно-познавательным потребностям широкого круга пользователей-обучающихся, благодаря заложенным в них техническим возможностям. Изучение доступных нам теоретических и практических исследований применения компьютерной техники в образовательной деятельности (работы Е. И. Машбица, Е. С. Полат, М. А. Бовтенко и других ученых) позволило нам предположить, что обучение/изучение ИЯ может осуществляться достаточно эффективно и в определенной степени преодолеть общеизвестные недостатки традиционного обучения ИЯ, если на этапах формирования некоторых аспектов иноязычной КК (главным образом на этапе формирования базовых компонентов иноязычной лингвистической компетенции (БКИЛК) будут применяться специально подготовленные компьютерные программы и различные дидактические материалы на компьютерных носителях, отвечающих принципам основных действующих в языковом профессиональном образовании подходов (личностно ориентированного, когнитивно-коммуниативного, компетентна стно-деятельностного), ориентированных на обучение, развитие субъектов УД, удовлетворение индивидуальных потребностей и возможностей каждого изучающего ИЯ, основываясь на их активной, продуктивной СД.

Исходя из вышеизложенных фактов, актуальность нашего исследования определяется следующими факторами: противоречиями между требованиями государственного образовательного стандарта к выпускнику вуза, личными образовательными потребностями овладевающих ИЯ как второй специальностью, содержанием и реальным условиями обучения ИЯ в вузенедостаточной разработанностью проблемы развития ИЛК с учетом новых подходов к обучению ИЯнеобходимостью разработки моделей обучения, объединяющих возможности традиционных средств и средств компьютерных технологий, в целях удовлетворения образовательных, познавательных и профессиональных потребностей всех субъектов УДнеобходимостью создания широкого спектра компьютеризированных дидактических материалов для педагогически, психологически, методически и экономически обоснованного использования в профессиональной УД по ИЯ.

Объектом исследования является использование средств компьютерных технологий в процессе развития иноязычной лингвистической компетенции студентов, изучающих ИЯ профессионально на неязыковых факультетах вуза.

Предметом исследования является определение условий эффективного использования компьютерных программ в процессе формирования и развития базовых компонентов ИЛК студентов, овладевающих ИЯ как специальностью (уровень профессионального образование).

Целью исследования является: выявить, обосновать и описать условия использования средств компьютерных технологий и их комбинирования с традиционными средствами при формировании базовых компонентов ИЛК студентовразработать модели КПУН и описать алгоритм их использования в учебной практике в вузе и самостоятельной деятельности учения субъектов, овладевающих ИЯ профессионально.

В соответствии с поставленной целью выдвигается следующая гипотеза исследования: процесс развития иноязычной лингвистической компетенции, являющейся аспектом коммуникативной компетенции, с применением компьютерных программ в условиях профессионального обучения ИЯ будет более эффективным, если:

— учебная деятельность по формированию и коррекции базовых компонентов ИЛК будет осуществляться с учетом принципов личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, компетентностного подходов, закономерностей и механизмов формирования ИРД;

— обучение будет реализовываться через активную самостоятельную деятельность обучающегося, постепенно принимающего позицию субъекта учебной деятельностив качестве средства обучения/учения будут использованы специально разработанные учебные компьютерные программы, подготовленные с учетом психолого-педагогических и методических принципов развития ИЛК: принципа психологической/методической обоснованности, контролируемости, сознательности, наглядности, положительного эмоционального фона, индивидуализации и дифференциации, принципа следования индивидуальной образовательной траектории и ряда других.

Выдвинутые цель и гипотеза исследования требуют решения следующих задач:

1. рассмотреть основные направления реформирования, подходы, цели, содержание современного профессионального иноязычного образования;

2. проанализировать существующие условия обучения иностранным языкам как второй специальности в вузе;

3. выявить закономерности развития ИЖ и условия формирования ее базовых компонентов;

4. исследовать научно-теоретические аспекты применения средств компьютерных технологий в системе обучения иностранным языкам и в организации самостоятельной деятельности;

5. определить условия эффективного включения средств компьютерных технологий в процесс формирования и коррекции БКИЛК, и разработать соответствующие дидактические материалы в печат ной и компьютерной версиях с описанием алгоритма учебных действий субъектов УД;

6. выявить условия, обеспечивающие принятие студентом позиции субъекта учебной деятельности;

7. осуществить экспериментальную проверку выдвинутых положений с целью определения эффективности разработанной модели УД.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по дидактике, педагогической психологии, психолингвистике, общей методике обучения иностранным языкам, компьютерной лингводидактике;

2. анкетирование и языковое тестирование студентов (и школьников) с целью выявления уровня сформированности языковых навыков ИРД, готовности студентов (и преподавателей) к использованию средств компьютерных технологий в своей УД, а также возможности применения разработанных КПУН в практике обучения ИЯ в школе и вузе;

3. наблюдение за практикой обучения студентов, овладевающих ИЯ как • второй специальностью в традиционных условиях классно-урочной системы, беседы с преподавателями ИЯ с целью обобщения их и собственного опыта автора исследования по формированию основ ИЛК/КК;

4. экспериментальная проверка рабочей гипотезы.

Согласно основной гипотезе исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Включение средств компьютерных технологий в процесс формирования основ ИЛК в вузе целесообразно в силу возможностей современной компьютерной техники и ее программного обеспечения, что создает условия для реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного, компетентностного обучения/овладения ИЯ.

2. Важнейшим условием развития ИЛК на начальном этапе обучения в вузе является специально организованная учебная деятельность (прежде всего — самостоятельная) каждого обучающегося с применением средств компьютерных технологий, что позволяет обучающемуся: а) следовать личной образовательной траекторииб) постепенно принимать позиции субъекта ученияв) действовать в ситуации успеха, что повышает мотивацию учения;

3. Учитывая сложность/комплексность цели (ИЖ имеет сложный компонентный состав и является одним из компонентов ИКК), необходимо: а) использовать различные виды средств компьютерных технологий: от компьютеризированных дидактических материалов (отдельных заданий, комплексов тренировочных упражнений, адаптированных к компьютерной форме) специализированных (направленных на осознание правил, форм, коррекцию ориентировочной основы действий и их автоматизацию) и комплексных программ, обеспечивающих вывод основ ИЛК на уровень речевой компетенции в деятельности чтения и письма, развитие способности и готовности к ИРД, механизмов контроля, самоконтроляб) сочетать использование компьютеризированных материалов и КПУН с традиционными (печатными) дидактическими средствами для выполнения заданий под непосредственным контролем преподавателя/самостоятельно. Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается:

— в анализе ИЛК как «стержневого» аспекта ИКК (В.В.Сафонова) и условий ее развития;

— в обосновании эффективности комплексного применения традиционных и компьютерных средств для организации СД студентов и создания условий для принятия каждым обучаемым позиции субъекта УД, позволяющей выстраивать индивидуальную образовательную траекториюв выявлении условий активизации учебной деятельности студентов в решении частнометодической задачи — развитие ИЛК студентов через формирование и коррекцию ее базовых компонентов, а также развитие индивидуальных способностей и готовности будущих специалистов, владеющих ИЯ как второй специальностью, к дальнейшей автономной деятельности, самообучению и саморазвитию. Теоретическая значимость работы состоит:

• в уточнении теоретических положений личностно ориентированного, деятельностного, когнитивного, компетентностного подходов применительно к развитию ИЛК в условиях профессионального образования;

• в теоретическом анализе понятия «иноязычная лингвистическая компетенция», определении ее структуры и условий развития;

• описании характеристик средств компьютерных технологий и теоретическом обосновании возможности их применения в процессе формирования основ ИЛК в условиях профессионального обучения;

• в теоретическом обосновании условий создания и вариатиррости применения разработанных моделей компьютерных программ для формирования основ ИЛК изучающих ИЯ .

Практическая значимость исследования заключается:

• в подтверждении адекватности СКТ требованиям личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного, компетентностного обучения ИЯ;

• в создании и экспериментальной проверке методических условий, сочетающих традиционное обучение ИЯ с применением средств компьютерных технологий на этапе формирования и коррекции базовых компонентов ИЛК;

• в создании пакета печатных дидактических материалов, серии специализированных и комплексных программ для изучающих ИЯ (23 наименования) широкого спектра использования;

• в описании алгоритма учебных действий субъектов УД в процессе формирования и коррекции БКИЛК на основе интегрированного использования традиционных учебных средств и СКТ;

• в подтверждении на практике эффективности использования созданных и прошедших апробацию КПУН;

• во внедрении созданных КПУН в качестве компонентов действующих УМК следующих учебных курсов: «Практический курс иностранного языка» (1, 2 курсы неязыковых факультетов), «Страноведение», «Краеведение» (ф-т иностранных языков), факультативных курсов: «Практическая грамматика английского языка», «НИТ в обучении ИЯ» в практику обучения студентов КамГУ им. Витуса Беринга, школы-лицея № 46 г. Петропавловска-Камчатского.

Структура и объем диссертационного исследования. Цели, задачи и методы данного диссертационного исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав с выводами, заключения, библиографического списка, включающего 248 наименований, 9 Интернет-источников и приложений (1−10). Объем основного текста составляет 165 стр.

Выводы по Главе 3.

Условиями, обеспечившими успешное проведение ЭО по включению средств компьютерных технологий в процесс формирования основ ИЛК являются:

1. наличие специально разработанной модели применения СКТ в процессе формирования, коррекции, контроля БКИЛК;

2. соответствие разработанной модели обучения принципам основных действующих подходов (личностно ориентированного, деятельностного и др);

3. учет целей обучения, закономерностей формирования БКИЛК, условий приобретения знаний, формирования языковых навыков, совершенствования речевых умений и способностей студентов, наращивания ими индивидуального языкового опыта;

4. технологическая/методическая корректность компьютеризированных дидактических материалов;

5. наличие четко прописанного алгоритма учебных действий субъектов УД, включающего вводный инструктаж (по использованию СКТ, ознакомление с целями и содержанием учебного курса, особенностями КПУН и т. д.) и введение пропедевтического курса/блока;

7. определение психологической/операционной готовности субъектов к использованию СКТ в учебной (самостоятельной) деятельности;

8. собственная активность студентов как субъектов УД (повышается за счет осознания закономерностей и этапов формирования БКИЛК, приобретения ориентировочной основы действий с языковым материалом, овладения алгоритмом применения СКТ в СДумения ставить цели и выбирать адекватные, оптимальные индивидуальные пути их достижения и т. д.);

9. экономическая оправданность разработки и применения компьютеризированных дидактических материалов и КПУН.

Положительный результат комбинированного использования традиционных средств обучения ИЯ и СКТ возможен, так как: а) процесс применения СКТ на этапе формирования БКИЛК изучающих ИЯ с преподавателем и самостоятельно поддается алгоритмизацииб) широкая вариативность упражнений (некоммуникативных, частично и условно-коммуникативных) позволяет создать рабочий комплекс тренировочных упражнений, пригодный для работы в печатной и компьютерной формахв) возможно сконструировать модель многофункционального компьютерного дидактического средства, способного создать сложную учебно-развивающую систему (среду), оказывающую комплексное воздействие и обеспечивающую не только взаимосвязанное формирование базовых компонентов ИЛК, развитие ИЛК как личностного образования, но и становление обучающегося как субъекта, уровень компетентности которого позволит автономно осуществлять учебное, а затем и реальное коммуникативное взаимодействие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

ИЛК является неотъемлемым компонентом иноязычной коммуникативной компетенции, формирование которой представляет собой главную цель иноязычного профессионального образования. ИЛК рассматривается как комплексный персонифицированный продукт специально организованной учебной деятельности по овладению ИЯ. Степень развития ИЖ непосредственно зависит от сформированности ее базовых компонентовлингвистических знаний, качества языковых навыков, способности осуществлять собственно речевую деятельность на ИЯ адекватно условиям реального иноязычного общения.

Соблюдение принципов основных действующих в иноязычном образовании подходов (личностно ориентированного, деятельностного, когнитивно-коммуникативного, компетентностного) позволяет создать условия для активной учебно-познавательной деятельности, развития и совершенствования личности и профессиональных качеств взаимодействующих субъектов УД.

Преподаватель вуза, учитывающий особую значимость начального этапа для всего процесса овладения ИЯ как второй специальностью, главное внимание уделяет созданию такой модели УД, которая позволяет студенту стать субъектом своей деятельности, для чего — обучает постановке целей, выстраиванию алгоритма учебно-контролирующих действий, основным приемам коррекции образовательного процесса, применению вспомогательных средств и т. д., т. е. его деятельность направлена на создание ориентировочной основы действий, овладеть которыми необходимо студентам младших курсов для дальнейшего профессионального обучения в вузе, а также послевузовского самообразования, самосовершенствования и саморазвития.

Применение в профессиональном обучении ИЯ описанной в данном исследовании модели использования традиционных и средств компьютерных технологий в формировании основ ИЛК создает равные возможности всем студентам учебной группы для приобретения новых знаний, формирования и коррекции уровня языковых навыков, активного развития иноязычных речевых умений чтения, совершенствования навыков письма, самоконтроля учебных действийспособствует формированию навыков, умений СДнаращиванию индивидуального опыта учебной и речевой деятельностиповышает мотивацию к учению и готовность к дальнейшей профессиональной деятельности по избранной специальности, что в значительной степени нивелирует известные противоречия между:

— требованиями Государственного образовательного стандарта, реальными условиями подготовки специалистов широкого профиля в вузе и различным уровнем базовой подготовки студентов вуза;

— имеющейся потребностью общества в компетентных специалистах, способных к автономной профессиональной деятельности, самообучению и самосовершенствованию, и отсутствием достаточной готовности студентов к такой деятельности;

— быстрым развитием компьютерных и информационных технологий и значительным запаздыванием подготовки компьютерных программ и учебно-методического сопровождения конкретных учебных дисциплин/курсовнеобходимостью поиска оптимальных путей по формированию лингвистически грамотных специалистов, владеющих СКТ и недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы включения СКТ в учебную практику подготовки специалистов, профессионально владеющих ИЯ и компьютером.

Таким образом, в результате теоретического и экспериментального исследовано было установлено, что:

1. Главными условиями успешного обучения студентов вуза на начальном этапе овладения ИЯ как второй специальностью по предлагаемой модели являются:

— соответствие разработанной модели формирования основ ИЛК принципам основных действующих в обучении ИЯ подходов, учет этих принципов в процессе разработки и применения вспомогательных средств и дидактических материалов;

— учет целей, задач обучения, закономерностей развиваемой ИЛК, условий приобретения лингвистических знаний, развития языковых навыков, способностей осуществлять ИРД, моделирование ситуации успеха для каждого студента учебной группытехническая/методическая корректность компьютеризированных дидактических материалов и компьютерных программналичие четко прописанного алгоритма учебных действий субъектов УД/СД и введение пропедевтического курса/блокаопределение психологической/операционной готовности субъектов к использованию СКТ в УД/СД;

— самостоятельная деятельность каждого обучающегося в процессе овладения основами ИЛК и постепенное принятие студентом позиции субъекта своей деятельности, что проявляется в способности выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, самостоятельно определять количество и характер заданий, время и место их выполнения, необходимость повторного выполнения в зависимости от результатов самоконтроля, осуществлять коррекцию учебных действий, оценивать результаты, определять уровень и качество овладения основами ИЛК, собственную готовность перехода к непосредственно речевой практике. Совокупность этих решений и составляет индивидуальную образовательную траекторию каждого студента, направленную на формирование и коррекцию ИЛК как «стержня иноязычной коммуникативной компетенции" — адаптированность/адекватность специально разработанных компьютеризированных дидактических материалов и КПУН действующим стандартам, программам, УМК изучаемых дисциплинэкономическая целесообразность и возможность массового обучения по предлагаемой модели в школе, вузе.

2. В ходе экспериментального обучения была подтверждена эффективность разработанной модели применения средств компьютерных технологий в процессе формирования основ иноязычной лингвистической компетенции студентов, изучающих ИЯ как вторую специальность. На последнем этапе экспериментального обучения 75% студентов показали повышение уровня сформированности базовых компонентов иноязычной линвистической компетенции, рост индивидуальных показателей составляет в среднем 9%.

3. Важным итогом экспериментального обучения стал факт повышения мотивации к учению, самостоятельной учебно-познавательной деятельности, готовность к целенаправленной деятельности по углубленному изучению ИЯ, а также осознание студентами реальных перспектив комплексного использования иностранного языка и средств компьютерных технологий в профессиональной деятельности, самообучении и саморазвитии.

Полученные результаты дают основания сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, поставленные задачи решены. Перспективы данного исследования состоят в усовершенствовании содержания и технологии применения моделей предложенных компьютеризированных дидактических материалов и КПУН, организации УД по формированию основ ИЛК изучающих ИЯ, что позволит расширить спектр их целевого использования, например, в системе ДО, довузовской подготовке, проведении элективных курсов и т. д., а также окажет существенную помощь в создании подобных материалов педагогам, активно внедряющим элементы компьютеризированного обучения в учебную практику вуза и школы.

Апробация результатов исследования осуществлялась при проведении факультативного курса «Практическая грамматика английского языка. Базовый курс» (2001;2006 г. г.) с участием четырех ЭГ (всего более 60 студентов Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга) — контрольного тестирования школьников (сш № 1 г. Петропавловска-Камчатского) и слушателей подготовительных курсов при КамГУ им. Еитуса Беринга (учащихся школы-лицея № 1 г. Петропавловска-Камчатского) — в ходе административного тестирования (2005г.), когда обследовалось шесть учебных групп. КПУН внедрены в практику преподавания следующих дисциплин: «Практический курс иностранного языка», «Страноведение», «Краеведение», «Практическая грамматика английского языка», «НИТ в обучении ИЯ», «Компьютерные программы в обучении ИЯ». Результаты исследования были отмечены в выступлениях на межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях в г. Петропавловске-Камчатском в период 19 992 007гг., в публикациях (всего 13 наименований, в т. ч. учебное пособие «Ваш помощник компьютер» (5,5 п.л.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.В. Формирование перцептивной компетенции аудирования как компонента межличностного общения у студентов 1−2 курсов языкового факультета (на примере англ.яз.): дис.канд. пед. наук / Д. В. Агапова. — СПб, 2004.- 190 с.
  2. Э.Г. Компьютерные тестовые редакторы на уроке иностранного языка / Э. Г. Азимов // Иностр. языки в школе.- 1997.- № 1.- С.54−57.
  3. Э.Г. Словарь методических терминов : (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. С. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
  4. Актуальные проблемы возрастной психологии: материалы к курсу лекций / под ред. П. Я. Гальперина, A.B.Запорожца, С. Н. Карпова. М.: Изд — во МГУ, 1978.- 118 с.
  5. В.Н. Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов : дис.канд. пед. наук / В. Н. Алдушонков. Брянск, 2001. — 191с.
  6. А.П. Психологическое тестирование. В 2 кн. Кн. 2 / А. П. Анастази. М.: Педагогика, 1982. — 295с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития : инновац. курс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун — та, 1996. — 567с.
  8. A.A. Технология дистанционного обучения / А. А. Андреев // Школьные технологии.-2001. № 5.-С. 188−196.
  9. Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. 1998. — № 1. — С. 89 — 100.
  10. О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. И. Барменкова // Иностр. языки в школе. 1999. — № 3. — С.20 — 25.
  11. H.B. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н. В. Барышников // Иностр. языки в школе. 2002. — № 2. — С. 28−32.
  12. Белкина Н. В, Разработка технологии компьютерной поддержки при обучении чтению аутентичных текстов студентов неязыковых вузов (на материале финского языка): автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. В. Белкина. -СПб., 2004.- 17с.
  13. A.JI. Языковая политика и методика преподавания иностранных языков в странах Европы / А. Л. Бердичевский // Иностр. языки в школе.- 2002. № 5. — С. 16−22.
  14. М.Е. Когнитивная технология обучения : последовательность процедур проектирования учебного процесса / М. Е. Бершадский // Пед. технологии. 2006. — № 2. — С.58 — 75.
  15. В.П. Персонифицированное образование / В. П. Беспалько // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 12−17.
  16. Бим И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса / И. Л. Бим // Иностр. языки в школе. 1996. — № 1. — С.48−52
  17. Бим И. Л. Новый УМК по немецкому языку для X класса / И. Л. Бим // Иностр. языки в школе. -2005. № 2. — С. 16−25.
  18. Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного образования / И. Л. Бим // Иностр. языки в школе. 2005. — № 8. — С.5.
  19. Бим И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам / И. Л. Бим // Иностр. языки в школе. 2007. — № 4. — С.2−6.
  20. М.А. Компьютерная лингводидактика : учеб. пособие / М. А. Бовтенко. Новосибирск: Изд — во НГТУ, 2000. — 57с.
  21. М.А. К проблеме выделения уровней профессионального владения иностранным языком : (по материалам Совета Европы) / М. А. Богатырева // Иностр. языки в школе. 1997. — № 2. — С.28−33.
  22. В.Н. Обучение английскому языку в 4 классе общеобразовательных учреждений / В. Н. Богородицкая // Иностр. языки в школе. 2005. — № 4. — С. 23 — 32.
  23. С. Взаимодействие человека с компьютером с позиций теории деятельности / С. Бодкер // Психологический журнал. 1993. — № 4. — С. 71 -81.
  24. H.H. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранным языкам / Н. Н. Болдырев // Иностр. языки в школе. -1998. -№ 3.- С. 12−15.
  25. H.H. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку / Н. Н. Болдырев // Иностр. языки в школе. 1998. -№ 4.-С. 16−20.
  26. Е.В. Повторение на старшей ступени обучения иностранным языкам /Е.В.Борзова//Иностр. языки в школе. -2003. № 1. — С. 19−25.
  27. Е.В. Урок иностранного языка в старших классах средней школы : учеб. пособие / Е. В. Борзова — Федерал, агентство по образованию, Карел, гос. пед. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2004. -188с.
  28. В.А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — СЛ — 14.
  29. М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку / М. Е. Брейгина // Иностр. языки в школе. 2000. — № 1. — С.23−28.
  30. М.Ю. Мультимедийный учебник : что это? / М. Ю. Бухаркина // Иностр. языки в школе. 2001. — № 4. — С. 29−32.
  31. А.П. Российское образование : модернизация и свободное развитие / А. П. Валицкая. // Педагогика. 2001. — № 7. — С.3−7.
  32. М.Л. Методы обучения. Выбор за вами / М. Л. Вайсбурд // Иностр. языки в школе. 2000. — № 2. — С. 29−34.
  33. Р.Б. Тесты в американской системе образования / Р. Б. Вендровская // Педагогика. -2001. № 2. — С.96−102.
  34. A.A. Самостоятельная работа студентов : проблемы и опыт / А. А. Вербицкий // Высш. образование в России. 1995. — № 2. — С.31
  35. И.Г. «Whole Language» («Язык как целое») современная гуманистическая философия образования и обучения английскому языку / И. Г. Винокурцева // Иностр. языки в школе. — 2005. — № 1. — С. 61−65.
  36. .Л. Проблемы навыков и умений / Ж. Л. Витлин // Иностр. языки в школе. 1999.-№ 1.-С. 23−28.
  37. .Л. Общие проблемы установления уровней подготовки и способов итогового контроля при аттестации обучающихся / Ж. Л. Витлин // Иностр. языки в школе. 1997. — № 2. — С. 15−20.
  38. .Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам / Ж. Л. Витлин // Иностр. языки в школе. 1999. — № 1. — С.21−26.
  39. .Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке / Ж. Л. Витлин // Иностр. языки в школе. 2001. — № 2. — С.23 — 29.
  40. Л.П. Интернет не уроках иностранного языка / Л. П. Владимирова // Иностр. языки в школе. 2002. — № 3. — С. 39−41.
  41. К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков — под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128с.
  42. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: метод, пособие / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 1999.- 112с.
  43. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — 478 с.
  44. JT.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479с.
  45. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999.-351 с.
  46. Н.Д. Обучение на билингвальной основе как компонент углубленного языкового образования / Н. Д. Гальскова, Н. Ф. Коряковцева, Е. В. Мусницкая // Иностр. языки в школе. 2003. — № 2.- С.12−16.
  47. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.- 189с.
  48. A.B. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков / А. В. Гвоздева, Г. В. Сороковых // Иностр. языки в школе. 1999. — № 5. — С. 73 — 79.
  49. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. М.: Высш. школа, 1982.- 373с.
  50. H.A. Методика обучения иностранному языку дошкольников как система, реализующая личностный подход / Н. А. Горлова // Иностр. языки в школе. 2001. — № 3. — С.24−33.
  51. Е.И. Вариативность в определении понятий «уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции» / Е. И. Гром // Культуроведческие аспекты языкового образования: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Сафоновой.-М., 1998.-С.141- 151.
  52. В. Гуманитарный прорыв в образовании возможен / В. Гузеев // Народное образование. 2006. — № 2. — С. 123 — 128.
  53. П.Б. О пяти блоках норм и рекомендаций методики обучения иностранным языкам / П. Б. Гурвич // Иностр. языки в школе. 2005. — № 5. — С. 37−42- № 6. — С. 34−40.
  54. В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  55. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996.-541с.
  56. Ю.Г. Совершенствование лексических навыков студентов третьего курса языкового вуза на основе семантических полей : дис. .канд. пед. наук / Ю. Г. Давыдова. СПб., 2003. — 355с.
  57. А.Н. Модели открытой образовательной системы / А. Н. Дахин // Школьные технологии. 1999. — № 1.-С. 105−112.
  58. В. Психолого-педагогические особенности ДО / В. Демкин, Т. Руденко, Н. Серкова // Высш. образование в России. -2000. № 3. — С.124−128
  59. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998.-191 с.
  60. Е.И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей / Е. И. Дмитриева // Иностр. языки в школе. 1997. — № 2. — С. 11−15.
  61. Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранному языку через компьютерные телекоммуникационные сети Internet / Е.И.Дмитриева//Иностр. языки в школе. 1998. — № 1. — С. 6−11.
  62. Е.И. Технологичность как основной методический подход к созданию курсов дистанционного обучения через Internet / Е. И. Дмитриева // Иностр. языки в школе. 1998. — № 4, — С. 10−16.
  63. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие /В.К.Дьяченко. М.: Педагогика, 1989.- 159 с.
  64. А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования / А. П. Егоршин // Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 178 180
  65. А.П. Компетенция и самообразование / А. П. Егоршин // Иностр. языки в школе. 2003. — № 3. — С.20 — 25.
  66. Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся : учеб. пособие к спецкурсу / Л. В. Жарова. Л.: Изд -во ЛГПИ. — 1986.-79с.
  67. В.И. Теория обучения : современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001.- 192 с.
  68. Закон «Об образовании «Российской Федерации: в ред. Федер. законов от 13.01.96 N 12-ФЗ и др. М.: Про — пресс, 2004.- 62 с.
  69. И.Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2003. — 187с.
  70. Г. В. К вопросу об истории развития коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам в Германии / Г. В. Захарова // Иностр. языки в школе. 2006.-№ 1.-С.53−60.
  71. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. — 159с.
  72. И.А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
  73. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  74. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001.-428 с.
  75. И.А. Педагогическая психология : учебник / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384с.
  76. Н.В. Иерархия ЗУНов в контексте перегрузок и усталости ребенка / Н. В. Иванчук, Н. А. Резник // Пед. технологии. 2005. — № 4. — С. 50 — 67.
  77. О.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощью компьютерных технологий : дис. .канд. пед. наук / О. В. Ильина. Смоленск, 2002. — 166 с.
  78. М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку / М. С. Ильин — под ред. В. С. Цетлин. М.: Педагогика, 1975. — 152с.
  79. А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам / А. Е. Капаева // Иностр. языки в школе. 2001. — № 3. -С.12−17.
  80. А.Е. Генеративная лингвистика Н.Хомского / А. Е. Капишин // Иностр. языки в школе. 2002. — № 2. — С.81−86.
  81. Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера / Т. В. Карамышева. СПб.: Союз, 2001. — 191с.
  82. Г. П. Технические средства обучения и методика их использования / Г. П. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Академия, 2001. — 256с.
  83. И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. -СПб.: БЛИЦ, 2001.- 223с.
  84. Я.М. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова // Иностр. языки в школе. 2000. — № 1.- С.28−33.
  85. Я.М. Речевые способности: как их формировать? / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова // Иностр. языки в школе. 2000. — № 4. — С.30−33.
  86. Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М.: Академия, 2001.- 264 с.
  87. Н.М. Дифференциация обучения: теория и практика / Н. М. Конжиев, Ю. А. Шабанов, Э. Э. Слабунова. Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1999.-42с.
  88. А.В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. 3-е изд. — Минск: Тетра Системе, 2005.- 176 с.
  89. B.B. К проблеме модернизации содержания общего образования / В. В. Копылова // Иностр. языки в школе. 2002. — № 5. — С.4−6.
  90. Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель / Н. Ф. Коряковцева // Иностр. языки в школе. -2001.- № 1. С. 9−11.
  91. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
  92. A.B. Время разобраться с временами, или Как усвоить систему английских времён / А. В. Кравченко // Иностр. языки в школе. 2002. — № 5. — С. 69−71.
  93. Красовицкий М. Ю. Непреходящее в педагогическом наследии
  94. A.С.Макаренко / М. Ю. Красовицкий // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 67−77.
  95. Краткий словарь системы психологических понятий / под ред. К. К. Платонов. 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1984. — 175 с.
  96. А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ / А. О. Кривошеев // Высш. образование в России. 1994. — № 3. — С. 13 — 20.
  97. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. школа, 1989.- 166с.
  98. Кэй С. Э. Преподавание иностранных языков в Великобритании: методические и политические дебаты / С. Э. Кэй // Иностр. языки в школе. -1996.- № 2.-С. 61−65.
  99. О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде / О. П. Крюкова. М.: Логос, 1998. — 128с.
  100. Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  101. В.В. К рефлексии психологической теории мышления /
  102. B.В.Лазарев // Вопр. психологии, — 2005. № 4. — С. 41−51.
  103. .А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений / Б. А. Лапидус // Методическая мозаика: прил. к журналу «Иностр. в школе». 2006. — № 4. — С. 2−15.
  104. .А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки) / Б. А. Лапидус. М.: Изд-во МГУ, 1970, — 88с.
  105. .А. Обучение второму иностранному языку как специальности / Б.А.Лапидус-М.: Высш. школа, 1980.- 175с.
  106. Д.Г. Практика обучения : современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. М.: Изд-во Ин — та практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998.-286с.
  107. A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному : (психолингвистические очерки) / А. А. Леонтьев. М.: Изд — во МГУ, 1970.- 88 с.
  108. А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.-380с.
  109. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.2. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  110. Д.А. Личностный смысл и трансформации психологического образа / Д. А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун -та. Сер. 14. Психология. 1988. -№ 2. — С.3−14.
  111. Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1996. — Т. 17,№ 5. — С. 19−30.
  112. Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. 2-е изд. -, М.: Смысл, 1997.- 64 с.
  113. Д.А. Динамика смысловых процессов психологических структур / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1997. — Т.18,№ 6.- С.13−27.
  114. Т.Б. Обучение русскому (родному) языку в системе языкового образования студентов не филологов: проблемы становления и перспективы развития / Т. Б. Лесохина. — М.: Билингва, 2001. — 230 с.
  115. Т.Б. О преемственности между средней школой и вузом в контексте современной письменной коммуникации / Т. Б. Лесохина, Е. Ю. Симахина // Иностр. языки в школе. 2002. — № 5. — С. 62−68.
  116. С.А. Обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов факультета управления (немецкий язык): дис. .канд. пед. наук / С. А. Львова. СПб., 2006. — 140с.
  117. М.В. Методика обучения иностранным языкам / М. В. Ляховицкий. М.: Высш. школа, 1981.- 159 с.
  118. Н.В. О взаимосвязанности практических и общеобразовательных целей обучения иностранным языкам / Н. В. Матвеева // Иностр. языки в школе. 2002. — № 6. — С.54−59.
  119. Материалы семинара «Образовательный стандарт основной школы», Днепропетровск, 3−5 апреля, 2002. Днепропетровск, 2002. — 180 с.
  120. Л. Образовательно-воспитательные системы : моделирование и типология / Л. Матылёнок, А. Широков // Народное образование. 2003. — № 2 -С.65 — 78.
  121. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  122. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: пособие для учителей, аспирантов и студентов / отв. ред. М. К. Колкова. СПб.: КАРО, 2005. -224с.
  123. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие / под ред. В. А. Бухбиндера, Г. А. Китайгородской. Киев: Вища школа, 1988. -344с.
  124. Р.Г. Контроль уровня сформированности у обучаемых коммуникативных навыков / Р. Г. Мильман // Иностр. языки в школе. 1998. — № 5.-С.61−66.
  125. Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи / Р. П. Мильруд // Иностр. языки в школе. 1997. — № 2. — С.5−11.
  126. Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению / Р. П. Мильруд // Иностр. языки в школе. 1999. — № 1. — С. 26−34.
  127. Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностр. языки в школе. 2004. — № 7. — С. 30−36.
  128. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика? / Р. К. Миньяр Белоручев // Иностр. языки в школе. — 1996. -№ 1. — С.2−5.
  129. Миньяр-Белоручев Р.К. «Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык / Р. К. Миньяр Белоручев // Иностр. языки в школе. — 2000. -№ 4. — С.27−29.
  130. A.A. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. А. Миролюбов, И. В. Рахманов, В. С. Цетлин. М.: Просвещение, 1967.-504с.
  131. A.A. Метод Пальмера / А. А. Миролюбов // Иностр. языки в школе. 2003. — № 1. — С.47−49.
  132. С.И. Активизация формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности : автореф. дис. .канд. пед. наук / С. И. Михаэлис. Улан-Удэ, 2006. — 26с.
  133. И.С. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка / И. С. Москалева, С. Л. Голубева // Иностр. языки в школе. 2005. — № 1. — С. 83−89.
  134. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / под ред. Е. А. Маслыко.- 4-е изд. Минск: Вышейш. школа, 1998.-522с.
  135. P.C. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Психология образования / Р. С. Немов. -4-е изд. М.: Владос, 2000. — 606 с.
  136. H.H. А.Н.Леонтьев и П. Я. Гальперин: диалог во времени / Н. Н. Нечаев // Вопр. психологии. 2003. — № 2. — С.50 — 69.
  137. А. Методологические характеристики учебной деятельности. / А. Новиков // Народное образование. -2005. № 8. — С.93 — 100.
  138. Э.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе / Э. Л. Носенко. М.: Высш. школа, 1988. — 94с.
  139. Е.В. Параметры аутентичного учебного текста. / Е. В. Носович, Р. П. Мильруд // Иностр. языки в школе. 1999. — № 1. — С. 11 -18.
  140. М.А. К вопросу управления процессом порождения речевого произведения на основе текста / М. А. Нуждина // Иностр. языки в школе. ¦ 2002. № 2. — С.21−25.
  141. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев.- М.: Русский язык, 1991. 360с.
  142. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 1999. — 944с.
  143. В.А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1986. — 158 с.
  144. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Учительская газета. 2002. — № 36.- с.2−3.
  145. Пак Н. И. Методика составления тестовых заданий / Н. И. Пак, А. Л. Симонова // Инфо. 1998. — № 5. — С.27.
  146. Пак Н. И. Компьютерная диагностика знаний в системах дистанционного образования / Н. И. Пак, А. Л. Симонова // Дистанционное образование. 2000. -№ 2.-С. 17−21.
  147. В.И. Одаренные дети: выявление обучение — развитие / В. И. Панов // Педагогика. -2001. — № 4. — С.30−44.
  148. В.И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития / В. И. Панов // Мир психологии. 2004.-№ 1.-С. 33−44.
  149. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. М.: Русский мир, 1977. -216с.
  150. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. -Минск: Народная асвета, 1988. 142 с.
  151. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1989. — 282с.
  152. Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования : концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 2000. — 120с.
  153. Е.И. Мастерство и личность учителя : на примере преподавания иностр. языка / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Н. Е. Кузовлева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 240с.
  154. Педагогика / под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о — во России, 1998. -640с.
  155. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Пед. о во России, 2002. — 608 с.
  156. Педагогика: новый курс: учебник для высш. учеб. заведений: в 2 кн. -М.: ВЛАДОС, 2002. 832с.
  157. Л.М. Информационный подход к анализу целей допрофессионального образования / Л. М. Перминова, Б. И. Федоров // Педагогика. -2001. № 1. — С.91−96.
  158. Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в Интернет-обучении : автореф. дис. .канд. пед. наук / Л. А. Пескова.- Улан-Удэ, 2006. 23с.
  159. В.А. Личность : феномен субъектности / В. А. Петровский. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. 93 с.
  160. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  161. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов.- М.: Прогресс, 1986.-301с.
  162. И.П. Учитель, рынок, технология / И. П. Подласый // Школьные технологии. -2003. № 2. — С. 3−10.
  163. И.П. Педагогика : учеб. пособие: в 2 кн / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2001.-576с.
  164. Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е. С. Полат // Иностр. языки в школе. 1998. — № 6. — С. 1824.
  165. Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностр. языки в школе. 2001. -№ 2. — С. 14−19 — № 3. — С.5−12.
  166. Т.И. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков / Т. И. Полилова, В. В. Пономарева // Иностр. языки в школе. 1996.-№ 6.-С. 22−27.
  167. Политика в области образования и новые информационные технологии: нац. докл. Российской Федерации на втором междунар. конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатизация» // Информатика и образование. 1996. — № 5. -С.4−9.
  168. О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обученности школьников по иностранному языку / О. Г. Поляков // Иностр. языки в школе. 1994. — № 2. — С. 15 -18.
  169. М.В. Гуманитаризация образования и концепция интегративного курса по страноведению / М. В. Пономарев // Иностр. языки в школе. 1996. — № 2. — С. 19−22.
  170. Психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко — под ред. А. В. Петровского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 351с.
  171. A.A. Философия : курс лекций / А. А. Радугин. М.: Центр, 1997. — 269с.
  172. И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе / И. В. Рахманов // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев М., 1991.-С.9−20.
  173. И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе / И. В. Рахманов // Методическая мозаика: прил. к журналу «Иностр. языки в школе». 2004. — № 7. — С.3−10.
  174. И.И. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в 19 20 вв / И. И. Рахманов. — М.: Педагогика, 1972. -318с.
  175. Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. М.: Просвещение, 1988, — 169 с.
  176. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.1. / С. Л. Рубинштейн.-М.: Педагогика, 1989. -485с.
  177. Н.Г. Непрерывное образование личности. Проблемы, перспективы, решения / Н. Г. Рябкова // Культурно-образовательная среда вуза: сб. ст. межрегион, науч.- практ. конф. Петропавловск-Камчатский, 2002.- С. З-14.
  178. Г. И. Формы обучения в средней школе / Г. И. Саранцева // Педагогика. 2000. — № 2. — С.34 — 40.
  179. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. -237с.
  180. В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В. В. Сафонова. 3-е изд.-М.: Еврошкола, 2001.-271с.
  181. В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. М.: Еврошкола, 2004. — 236с.
  182. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования / Н. Г. Свинина // Педагогика. 2001. — № 7, — С. 27−32.
  183. Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256с.
  184. Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001.- 272 с.
  185. Л.К. К вопросу о принципах технологий / Л. К. Серафимов // Высш. образование в России. 1996. — № 2. — С. 38−43.
  186. В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. -1994. № 5. — С. 12−21.
  187. С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах / С.Н.Силина//Педагогика.-2001. № 7. — С.47−53.
  188. В.Н. О результатах ЕГЭ по английскому языку в 2004г. и подготовке к экзамену 2005 г. / В. Н. Симкин // Иностр. языки в школе. 2005. -№ 3. — С.97−101.
  189. Ю.А. Грамматические знания, навыки и умения в свете теории когнитивизма / Ю. А. Ситнов // Иностр. языки в школе. 2005. — № 7. — С. 42−48.
  190. М.Н. Совершенствование процесса обучения : проблемы и суждения / М. Н. Скаткин. M .: Педагогика, 1971.- 208с.
  191. В.Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению / В. Л. Скалкин // Иностр. языки в школе. 1979. — № 2. — С. 12 -17.
  192. Н.Ю. Мотивация к учению: как управлять ее развитием / Н. Ю. Скороходова // Народное образование. 2006. — № 4. — С. 193−203.
  193. В.А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко.- М .: Школа-Пресс, 2000.- 510с.
  194. E.H. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002. — 239с.
  195. E.H. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании / Е. Н. Соловова // Иностр. языки в школе. 2004. — № 7. — С.8−12.
  196. Э.И. Совершенствование профессиональных качеств специалиста / Э. И. Соловцова // Иноср. языки в школе. 2002. — № 6. — С.9 — 14.
  197. Словарь иностранных слов 11-е изд. — М.: Русский мир, 1984 — 608с.
  198. Л.Д. Педагогическая психология : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. 2-е изд. перераб., дополн. — Ростов на Дону: Феникс, 2003. -544с.
  199. П.В. Языковое поликультурное образование / П. В. Сысоев // Иностр. языки в школе. 2006. — № 4, — С.2−14.
  200. Т.Ю. К проблеме автономии обучающихся иностранному языку в педвузе / Т. Ю. Тамбовкина // Иностр. языки в школе. 1998. — Nk 4. -С.84−88.
  201. Т.Ю. Самообучение иностранному языку как основная составляющая языкового самообразования / Т. Ю. Тамбовкина // Иностр. языки в школе. 2005. — № 5. — С. 76−80.
  202. В.А. Предметные педагогические технологии (информатика): учеб. пособие / В. А. Тарасов. Петрозаводск: Изд — во КГПУ, 1999. — 74с.
  203. Л.П. Обучение студентов 5-го курса языкового педагогического вуза письменной речи в контексте диалога культур : автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Тарнаева. СПб., 2000. — 16с.
  204. Тен Э. Г. Организация контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения / Э. Г. Тен // Иностр. языки в школе. 2002. — № 4. — С.23−26.
  205. В.Ю. Русская школа и современное состояние образования / В. Ю. Троицкий // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 22−27.
  206. О.Б. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении : дис. .канд. пед. наук / О. Б. Тыщенко. М., 2003. -175с.
  207. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования /А.Ю.Уваров // Высш. образование в России. 1994. — № 3. — С. 13−20
  208. В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе : автореф. дис. .канд. пед. наук / В. В. Уголйков. -М., 2004.-201с.
  209. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192с.
  210. Е.М. Компьютерные технологии в самостоятельной работе иностранных студентов на начальном этапе высшего профессионального обучения : дис. .канд. пед. наук / Е. М. Филиппова. СПб., 2006. — 242с.
  211. С.К. Методика рецептивного и репродуктивного овладения иностранным языком / С. К. Фоломкина // Методическая мозаика: прил. к журналу «Иностр. языки в школе». 2004. — № 7. — С.24−32.
  212. Формирование интереса к учению у школьников: учеб. пособие / под. ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 192с.
  213. И.И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам / И. И. Халеев // Изв. Рос. акад. образования. 2000. — № 1. — С.11 -17.
  214. И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. -М.: Юристъ, 1997. 512с
  215. И.Ф. Педагогика и психология высшей школы / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2000. — 590с.
  216. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В .Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  217. A.B. Ключевые компетенции : технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С.55 — 61.
  218. A.B. Методика личностно-ориентированного обучения : как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Владос-Пресс, 2005.- 383с.
  219. Цветкова J1.A. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе / Л. А. Цветкова // Иностр. языки в школе. 2002. — № 3. — С.11 -15.
  220. B.C. Принципы обучения грамматическим механизмам речи в методике 60-х годов / B.C.Цетлин // Иностр. языки в школе. 1996. — № 1. — С. 24−27.
  221. Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. -М.: Интерпракс, 1995.- 228с.
  222. Г. А., Ермакова И. В. Развивающие эффекты системы Д.Б.Эльконина В. В. Давыдова / Г. А. Цукерман, И. В. Ермаков // Психологическая наука. — 2003. — № 4.- С. 56 — 70.
  223. Н.И. Психология умственного развития : принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. М.: Столетие, 1997. -480с.
  224. Т.Л. Научно-методические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза : дис.. д-ра пед. наук / Т. Л. Шапошникова. Ставрополь, 2001. -332с.
  225. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С. Ф. Шатилов. М.: Просвещение, 1986. — 223с.
  226. С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку / С. Ф. Шатилов // Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. JL, 1978.-С.3−12.
  227. В.Д. Педагогические коммуникации : теория, опыт, проблемы / В. Д. Ширшов. Екатеринбург: Центр, 1994. — 128 с.
  228. В.А. Взгляд на информатизацию обучения / В. А. Шлык // Инфо. -1994. № 3. — С.4 — 7.
  229. Г. М. Диагностическое тестирование предметных знаний первокурсников / Г. М. Щевелева // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 53−58.
  230. JI.B. Преподавание языков в школе : общ. вопросы методики: учеб. пособие / Л. В. Щерба. М.: Академия, 2002. — 151с.
  231. А.В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании / А. В. Щепилова // Иностр. языки в школе. 2003. — № 2. — С.4−12.
  232. А.Н. Новый интенсивный метод обучения / А. Н. Щукин // Иностр. языки в школе. 2005. — № 2. — С. 106−108.
  233. Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р.Эммос. М.: СМЫСЛ, 2004. — 414с.
  234. Языковое образование в вузе: метод, пособие для преподавателей высш. школы, аспирантов и студентов / под общ. ред. М. К. Колковой. СПб.: КАРО, 2005.- 160с.
  235. И.С. Личностно-ориентированное обучение в школе / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 1996.-96с.
  236. Chiu C. Towards an integrative model of personality and intelligence: a general framework and some preliminary steps: in R.J. / C. Chiu, Y. Hong, C.S. Dwec. -Sternberg, 1994. 176 p.
  237. Ek J. van. Introduction to the Theme «Language Learning Objectives for Multilingual and Multicultural Europe"/ J. Ek van.- Portugal: Sintra Simposium, 1989.-234 p.
  238. Green R. Getting Through to the Weak EFL Learner / R. Green // Иностр. языки в школе. 1999. — № 5. — С. 11 — 14.
  239. Hurman J. Performance in the A Level Speaking Test by Candidates with GCSE Training: Oral Examiners Views / J. Hurman // Language Learning Journal. 1992. -No.5.- P. 14−21.
  240. Pinker S. How the mind works / S.Pinker. New York: Norton, 1997. — 270 p.
  241. Ruzgis P. Personality and intelligence / P. Ruzgis. New York: Cambridge University Press, 1986. — 254 p.
  242. Sharp M. Children learning: an introduction to Educational Psychology / M.Sharp. London: University of London Press Ltd., 1975. — 198 p.
  243. Taylor R. The Computer in the School: Tutor, Tool, Tutee / R. Taylor. -Columbia: Teachers College Press: Columbia University, 1981.-235 p.
  244. Villiers S. Sharing Our Understandings of the «Communicative Method» / S. Villiers // Инострю языки в школе. 2000. — № 3. — С.21−23.
  245. A.B. Компьютер в классе не только для информатики Электронный ресурс. // В помощь руководителю образовательной, муниципальной и региональной системы [сайт]. — URL: http://www.http://manager.fio.ru/getblob.asp7idH0004473
  246. В.Ю. Авторская мультимедиа программа, как средство обучения иностранному языку Электронный ресурс. // Лингвист [сайт]. -URL:http://www.lang-complex.narod.ru/article5.html (10.03.2006)
  247. Современные технологии в преподавании иностранного языка Электронный ресурс. // Федерация Интернет образования [сайт] URL: http://iuu.eao.fio.ru/inyaz/Sovtehn.htm.
  248. Е.С. Курсы дистанционного обучения для преподавателей, студентов и школьников Электронный ресурс. // Лаборатория дистанционного обучения [сайт]. URL: http://www.ioso.ru/distant/library/publication/report.htm
  249. Е.С. Основные направления развития современных систем образования Электронный ресурс. // Лаборатория дистанционного обучения [сайт]. -URL:http://www¦ioso.ru/distant/library/publication/polat.html
  250. ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет"1. На правах рукописи1. Аршинова Наталья Ивановна
  251. ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (английский язык как вторая специальность)1300.08 теория и методика профессионального образования
Заполнить форму текущей работой