Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трансфертные механизмы обеспечения устойчивого развития регионов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В региональных исследованиях, обосновывающих механизмы решения социально-экономических задач, основой типологизации регионов становится фактически сложившаяся дифференциация. Составленные на этой основе типологические группировки служат основой для идентификации регионов-доноров и регионов-реципиентов. В данном контексте задача повышения эффективности трансфертов может быть представлена частью… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования трансфертной полити
    • 1. 1. Содержательные характеристики и виды трансфертов в рыночной экономике
    • 1. 2. Экономическая природа федеральных трансфертов
    • 1. 3. Государственное регулирование движения трансфертных потоков
  • 2. Анализ влияния трансфертной политики на развитие регионов
    • 2. 1. Регионализация как признак современной экономики
    • 2. 2. Анализ экономического состояния регионов-доноров (на примере Тюменской области)
    • 2. 3. Характер воздействия трансфертных потоков на экономическое и социальное развитие регионов
  • 3. Механизмы повышения эффективности использования трансфертов
    • 3. 1. Моделирование процессов распределения и перераспределения трансфертных потоков
    • 3. 2. Зарубежный опыт разработки региональных инвестиционных прог рамм и возможность его адаптации к отечественным условиям
    • 3. 3. Роль трансфертов в формировании и реализации региональных инвестиционных программ

Трансфертные механизмы обеспечения устойчивого развития регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют все основания полагать, что Россия сегодня вступила в качественно новый период оптимизации структуры и функций государственных институтов. Это дает возможность констатировать все возрастающую роль государственного регулирования национальной экономики, приоритетным направлением которого выступает сглаживание пространственной экономической поляризации на трансфертной основе. В этих условиях требования к трансфертной политики повышаются, поскольку она становится главной предпосылкой эффективности государственного управления, как в масштабах каждого региона, так и страны в целом.

Современное отношение к трансфертной политике в РФ характеризуется, по крайней мере, тремя чертами.

Во-первых, в настоящее время межрегиональные контрасты достигли своего предельного с позиции обеспечения национальной экономической безопасности уровня. Вследствие этого сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов России является стратегически важной государственной задачей, решение которой требует преобразования системы управления трансфертными потоками. Актуальность этого аспекта обостряет то обстоятельство, что ряд вопросов, касающихся межбюджетных отношений, до сих пор остается открытым. Аргументом в пользу данного утверждения служит продолжающаяся в обществе дискуссия о том, по какому пути, преимущественно централизации или децентрализации, должны строиться взаимоотношения между центром и регионами, хотя в Программе развития бюджетного федерализма на период 2005 года концепция дальнейших шагов в рассматриваемом направлении излагается достаточно четко.

Во-вторых, бюджет России сегодня является важнейшим источником финансирования социально-экономических программ развития регионов. Отчетливая тенденция централизации бюджетных средств, сокращения налоговых прав органов власти субъектов РФ и местного самоуправления при имеющейся практике не финансируемых федеральных мандатов усугубляет зависимость темпов экономических преобразований в регионах от государственной финансовой помощи. Первоочередной задачей последней является выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. При этом декларируется принцип приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов, что подчеркивает направленность трансфертной политики. Однако этот подход не в полной мере отвечает экономической ситуации в стране, так как новые реалии диктуют потребность в придании трансфертной политике производственной направленности. Предметное наполнение такой направленности определяется необходимостью опережающей постиндустриализации национальной экономики.

В-третьих, закрепленные за регионами и все сжимающиеся источники налоговых поступлений в значительной части субъектов РФ не дают достаточно средств для выполнения бюджетных обязательств. Усовершенствование налогообложения нефтегазовой промышленности на фоне достижения предела в контексте наращивания внешнего спроса на сырьевые ресурсы, в частности, существенно меняет сложившийся расклад бюджетных возможностей на региональном уровне. Вследствие этого не только остро депрессивные, но и жизнеспособные регионы попадают в зависимость от трансфертов по линии бюджетного выравнивания.

Новый импульс потребности в научном обосновании трансфертной политики придает, несомненно, послание Президента РФ «О бюджетной политике на 2004 год», в котором особо подчеркивается сохранение социальной направленности бюджетной политики в 2004 году и ставится задача удвоить ВВП к 2010 года. Выполнение этих задач требует переосмысления существующих подходов в области предоставления государственной финансовой помощи, а также критической оценки соответствующего опыта стран с развитой рыночной экономикой.

Таким образом, состояние российской экономики и ограничительная практика национальной трансфертной политики определяет высокую актуальность в исследовании методических подходов к государственному регулированию движения трансфертных потоков. Указанные положения и побудили автора к выбору данной темы диссертации.

Целью настоящей диссертации является совершенствование научно-методических основ управления трансфертными потоками в интересах обеспечения развития региональных социально-экономических систем.

В качестве объекта исследования рассматриваются процессы движения трансфертных потоков, направленные на сглаживание пространственной поляризации российской экономики. Предметом исследования являются трансфертные механизмы обеспечения устойчивого развития регионов. Поставленная цель, выбранные объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих основных задач:

— исследование содержательных особенностей и видов федеральных трансфертов, установление их роли в рыночной экономике и определение перспективы их эволюции;

— изучение экономической природы предельной эффективности государственного регулирования движения трансфертных потоков;

— выявление специфики трансфертной политики на современном этапе регионализации российской экономики;

— исследование региональных особенностей адаптации социально-экономических систем (на примере Тюменской области);

— разработка методического подхода к оценке последствий воздействия трансфертных потоков на социальное и экономическое развитие регионов;

— формулирование методические принципов разработки и реализации региональных программ развития;

— обобщение зарубежного опыта в части реализации региональных инвестиционных программ и раскрытие роли трансфертов в этих программах с учетом российских условий;

Полученные в исследовании результаты имеют научно-методический характер и направлены на повышение эффективности воздействий трансфертов на социальное и экономическое развитие регионов. Научная новизна результатов исследования определяется тем, что в нем:

— определены характеристики федеральных трансфертов, обоснована их роль в контексте государственного регулирования экономики и даны практические рекомендации по концептуальным положениям трансфертной политики, ориентированной на выравнивание социально-экономических различий между регионами;

— установлена конфигурация системы трансфертных потоков, определены основные тенденции в ее эволюции и обоснованы предельные границы потенциала финансового стимула обеспечения поступательного развития региональных экономик как одного из направлений государственного макроэкономического регулирования;

— выявлены особенности российской трансфертной политики, обусловленные приоритетностью финансирования минимальных государственных социальных стандартов, инвестиционными ограничениями и необходимостью придания финансовой помощи помимо социального статуса производственного, а также обоснованы стратегические функции федеральных трансфертов;

— установлены региональные особенности социально-экономического развития (на примере Тюменской области), на основе метода сдвиг-составляющих выявлены структурные изменения занятости в экономике Тюменской области и определены отрасли, нуждающиеся в трансфертной поддержке;

— разработана матрица идентификации объектов трансфертной поддержки, позволяющая осуществлять количественную оценку эффективности региональной инвестиционной программы и прогнозировать последствия воздействия трансфертных потоков на социально-экономическое развитие регионов;

— сформулированы базовые принципы региональных программ развития, отвечающие требованиям гармонизации отношений между федеральным центром и регионами и направленных на достижение прогнозируемых целей социально-экономического развития субъектов РФ;

— систематизирован опыт стран с развитой рыночной экономикой в сфере разработки региональных инвестиционных программ на трансфертной основе и определены возможности его адаптации применительно к отечественным условиям, а также использования в плане совершенствования федеральной трансфертной политики.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что применение выполненных в результате исследования теоретических обобщений и разработанных методических подходов обеспечит совершенствование управления трансфертной политикой в регионах.

Научные, научно-методические положения диссертации прошли апробацию на конференциях различных уровней. Теоретические разработки использованы в учебном процессе в Тюменском государственном нефтегазовом университете.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 8 опубликованных работах.

Структура диссертации определяется целью исследования и решаемыми задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

169 Заключение.

Выполненное исследование подчинено решению актуальной задачи формирования организационно-экономического механизма трансфертного обеспечения устойчивого развития регионов. Его ключевая идея заключается в разработке выстроенных по системному принципу мер по целенаправленному государственному регулированию движения трансфертных потоков на региональном уровне.

Полученные в исследовании результаты вносят определенный вклад в развитие теории региональной экономики и совершенствование практики использованию трансфертов в сглаживании социальных и экономических межрегиональных диспропорций.

В исследовании развивается идея о том, что научное обоснование трансфертной политики приобретает статус одной из главных предпосылок эффективности государственного управления в масштабах каждого региона и страны в целом. Следуя этой идее, в работе уточняется место и роль трансфертов в государственном регулировании экономики, а также раскрывается семантическое наполнение термина «трансферт», которое традиционно соотносится с государственной финансовой помощью. В работе приводится классификация трансфертов и дается графическая интерпретация экономических последствий их предоставления. Отдельное внимание при этом уделяется моделям поведения субнациональных властей при получении трансфертов.

Цели трансфертных решений в РФ не имеют исторических аналогов. Их содержание предопределяется задачей догоняющей постиндустриализации, которая имеет для российской экономики наивысший приоритет. Вследствие этого в работе обосновывается необходимость переноса акцента в трансфертной политике с вопроса стимулирования спонтанною проявления самоорганизации региональных социально-экономических систем на раскрытие механизмов функционального управления этими процессами.

В работе приводится типология федеральных трансфертов и каналов их перераспределения. При этом подчеркивается, что наиболее значимым каналом подобного рода выступает фонд финансовой поддержки регионов. Экономическая природа финансовой помощи выделяемой из этого фонда в работе раскрывается на фоне развернутого анализа проблемы выбора альтернативных трансфертных решений. Кроме того, в работе обосновывается существование неформализованного трансфертозамещающего канала, содержательная сущность которого проявляется в форме выдачи бюджетного кредита или ссуды. Последние, как полагается в работе, ослабляют жесткие бюджетные ограничения в части оказания финансовой помощи регионам.

В работе констатируется факт существования негативных стимулов в отечественной трансфертной практике. Однако наряду с этим отмечается, что такое положение дел в определенной мере следует считать объективным, поскольку государственный бюджет всегда представляет собой компромисс.

Существуют все основания утверждать, что в последние годы в РФ был достигнут прогресс в реформировании методологии федеральной политики трансфертов. В этой связи возникает два вопроса. Во-первых, изменились ли фактические трансфертные потоки после реформ? Во-вторых, чем предопределяется предельная эффективность федеральных трансфертов?

Прямо ответить на первый вопрос не представляется возможным, поскольку реальных шагов, направленных на повышение прозрачности территориального разреза федерального бюджета пока не сделано. Однако, основываясь на косвенных экспертных оценках можно полагать, что конфигурацию трансфертных потоков радикальным образом изменить не удалосьфактические трансферты хотя и приблизились к идеальным, но сохранили направленность 1995;1999 годов.

Ответ на вопрос о предельной эффективности федеральных трансфертов в работе основывается на результатах анализа роли федерального бюджета в макроэкономическом регулировании, поскольку он оказывает непосредственное влияние на систему взаимодействующих регионов. Императивом такого бюджета в РФ является погашение внешнего долга, поэтому в трансфертной политике превалирует финансовый подход, что отрицательно отражается на долгосрочном планировании в области принятия инвестиционных решений, способных привести к повышению ВВП. Предельная эффективность федеральных трансфертов, таким образом, в работе связывается с достижением стратегических целей развития национальной экономики.

Признание новой роли трансфертной политики требует пересмотра региональной политики. Учитывая это обстоятельство, в работе подробно рассматриваются ее теоретические основы, а также обосновываются преимущества ее адаптационной модели. Необходимо отметить, что региональная политика в области задач развития пока не закреплена в виде какого-нибудь единого нормативного акта, поэтому на данном вопросе в работе делается акцент.

В настоящее время различия в развитии субъектов РФ по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Вследствие этого стратегически важным является проведение сильной региональной политики, первоочередной задачей которой выступает улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах. Данный тезис во многом определяет предметное понимание региональной политики в настоящее время. Однако действительным ее содержанием, по нашему мнению, является территориальная организация воспроизводства ресурсов.

В работе отмечается наличие положительной тенденции в практике регионального планирования. Хотя подчеркивается, что ее усилению во многом препятствует отсутствие формализованных системных мер реализации региональных программ развития, отвечающих запросам практики. Одной из таких мер выступает инвестиционный проект. Подобные проекты способны активизировать инвестиционную деятельность в регионе, а также стимулировать их власти заниматься стратегическим планированием своих территорий.

Развитие социально-экономических процессов в РФ во многом определяется ее региональными особенностями. Их исследование способствует определению рациональных направлений федеральных трансфертных потоков и снижает неопределенность целей государственного регулирования региональной экономики. Вследствие этого в работе осуществлен анализ экономического состояния репрезентативной Тюменской области.

В соответствие с теорией конкуренции, разработанной М. Портером, характер социальных и экономических процессов в регионе определяется свойствами среды, в которой конкурируют предприятия. Протекание региональных процессов находится под влиянием детерминантов, к числу которых входят: параметры факторовусловия спросародственные (смежные) отраслистратегия предприятия, его структура и конкуренты. Данные детерминанты в работе анализируются на основе системного подхода.

В целях более точной констатации ситуации в регионе в работе предпринято исследование изменений в структуре занятости в экономике области на основе метода сдвиг-составляющих.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на положительную тенденцию развития экономики Тюменской области, ее промышленность нуждается в структурных преобразованиях. Вместе с тем такие меры нуждаются в трансфертной поддержке способной стимулировать диверсификацию региональной экономики.

Границы континуума целей развития регионов с одной стороны определяются пороговыми значениями экономической безопасности, а с другой значениям социально-экономических показателей, присущих аналогичным территориально-административным единицам стран с развитой рыночной экономикой. Достижение этих целей связывается, в том числе, с реформированием производственных комплексов и отраслей на инвестиционной основе с привлечением федеральных трансфертов.

Очевидно, что трансфертная поддержка отдельных предприятий не оказывает должного влияния на формирование конкурентоспособной региональной промышленности, поскольку ее недостаточно для изменения отраслевых структур в нужном направлении. Отсюда возникает потребность в осуществлении региональных инвестиционных программ, экономические последствия которых были бы не только положительными, но и масштабными. Дефицит инвестиций и ограниченность во временных ресурсах, обусловленная, прежде всего, необходимостью обеспечения экономической безопасностью региона, предъявляют жесткие требования к составу трансфертных объектов, поэтому проблема их идентификации становиться актуальной.

Теоретические предпосылки для определения ориентиров идентификации трансфертных объектов нами рассматриваются в контексте модульного проектирования. В работе предложена матрица идентификация объектов трансфертной поддержки, которая позволяет сформировать неиерархические организационные системы, точечное инвестирование отдельных элементов которых, обусловит системный трансфертный эффект. Наряду с этим она применима по отношению к отдельному предприятию, поскольку позволяет оценить реальные масштабы мер финансовой помощи, в которой оно нуждается.

В региональных исследованиях, обосновывающих механизмы решения социально-экономических задач, основой типологизации регионов становится фактически сложившаяся дифференциация. Составленные на этой основе типологические группировки служат основой для идентификации регионов-доноров и регионов-реципиентов. В данном контексте задача повышения эффективности трансфертов может быть представлена частью задачи развития межбюджетных отношений, и сама по себе — как задача многокритериальной оптимизации, в рамках которой должны рассматриваться, по меньшей мере, два критерия: критерий бюджетного выравнивания и критерий реализации целевых инвестиционных программ. Результатом решения задачи многокритериальной оптимизации должна, на наш взгляд, стать оптимизация структуры трансфертов по соотношению общего и специального трансфертов.

Специфика Тюменской области как региона-донора позволяет ставить вопрос о применении на уровне региона горизонтальных трансфертов, а особенности административного деления — о разработке специальных методов распределения бюджетных грантов на ее территории. Признак донорства в сочетании со статусом региона стратегических интересов России, на который претендует Тюменская область, дает основание рассчитывать на изменение интенсивности денежных потоков в направлении сокращения отчислений или увеличения поступлений в региональные бюджеты в целях финансирования инвестиционных программ. Общие принципы распределения финансовых потоков с позиции трансфертной политики в работе сформулированы.

Одна из черт современной экономики заключается в том, что большие различия между странами в целом сочетаются со значительным сходством между определенными типами регионов в разных странах. Следуя этому выводу исследование трансфертных механизмов обеспечения устойчивого развития регионов в РФ необходимо проводить с учетом мирового опыта. Подобные примеры не всегда могут быть использованы в отечественной практике, но во всех случаях они полезны.

В работе рассмотрен зарубежный опыт по двум важнейшим компонентам — реализация региональных инвестиционных программ и роль трансфертов в этих программах с выделением особенностей стран главным образом с точки зрения проведения аналогий с российскими условиями. Основными объектами для сравнения стали США, Австралия, Германия, Канада.

В результате такого исследования в работе установлено следующее:

— государственная поддержка признается необходимым условием подъема кризисных и депрессивных регионов, при этом она должна носить превентивный характер;

— в практике региональной политики следует оперировать не крупными регионами, а внутрирегиональными ареалами, агломерациями и населенными пунктами;

— приоритеты следует отдавать использованию внутренних ресурсов региона, так как развитие на базе внешних ресурсов нестабильно.

Устойчивое развитие любого региона, в том числе Тюменской области невозможно без специальных региональных инвестиционных программ.

Согласно официальным данным, к концу 1995 г. были приняты только две федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов страны. Однако с декабря 1995 г. процесс разработки региональных программ активизировался. В результате к началу 2000 г. общее их количество достигло более 40, среди которых выделяется программа «Сибирь», охватывающая 19 регионов. Учитывая величину и масштабность последней, в работе ей уделяется соответствующее внимание, также как и общеобластным программам развития Тюменской области.

Федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов выполняют, как правило, координирующую роль по отношению к другим федеральным и региональным программам, реализуемым на территории субъектов Федерации. Так, в условиях структурной перестройки экономики проводится активная государственная политика на региональных и местных рынках труда. Участие федерального бюджета в решении проблем регионов программно-целевым методом не является основным источником финансирования программных мероприятий. В большинстве программ его доля заложена в размере не более 20%, а в последних программах — 8−10% общей потребности в финансировании программных мероприятий. Финансирование программ предусматривается в основном осуществлять за счет внебюджетных источников. Доля региональных и местных бюджетов в их финансировании обычно невелика (не более 20−30%), поскольку программы осуществляются, как правило, в регионах с дотационным бюджетом.

В работе формулируются базовые методические принципами разработки и реализации региональных программ. Отмечаются недостатки существующих механизмов реализации региональных программ. Среди последних основным является отсутствие этапа независимой экспертной оценки, который, в частности, позволяет наиболее объективно оценить ресурсные и финансовые возможности самого региона и возможности получения трансфертов из федерального центра. Такая оценка, если она положительная, может служить сигналом к непосредственной разработке конкретной региональной инвестиционной программы.

Сформулированные в обобщенном виде эти положения определяют основные результаты, полученные в ходе решения выдвинутых в исследовании задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Местное самоуправление и ВУЗы // Региональное управление и кадровая политика: проблемы становления государственной и муниципальной службы Тюменской области: Сб. материалов науч.-практ. конференции. — Т.: «Вектор Бук», 1999. — 209 с.
  2. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  3. Г. Б. Из опыта определения трансфертов местным бюджетам // Финансы. 2000. — № 7. — С.23 — 25.
  4. С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. 2002. — № 5. — С. 137 — 143.
  5. О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / Под ред. М. А. Яхъяева. М.: Экзамен, 2001. — 128 с.
  6. О. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года // Вопросы экономики. 2002. — № 5. -С.144- 152.
  7. М. Уничтожить корпоративный социализм // Эксперт. -2002. -№ 14.-С.54−57.
  8. Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник / Автор-составитель Г. С. Саркисянц. Под ред. В. Г. Машенцева, А. Г. Саркисянца, Л. Д. Шарова. М.: Информпечать, 1993. — 320 с.
  9. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -175 с.
  10. Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. -М.: Наука, 1994.- 141 с.
  11. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 354 с.
  12. А.А. Реализация территориального интереса в бюджетном федерализме // Финансы. 2001. — № 9. — С.7 — 14.
  13. А., Ивантер А. Не стратегический, а оперативно-тактический // Эксперт. 2001. — № 22. — С. 15 — 17.
  14. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Кон-салтбанкир», 2002. 704 с.
  15. С.А. Новый программный документ прежнего курса // Российский экономический журнал. 2001. — № 8. — С. 10 — 16.
  16. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х томах. Т.1. -М.: МНИИПУ, 1996. — 752 с.
  17. В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. 2002. — № 4. — С.67 — 77.
  18. Города Тюменской области: Стат. сб. Т.: Тюменский областной комитет госстатистики, 2000. — 239 с.
  19. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Петрова, М. И. Кныша, 1999. 264 с.
  20. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
  21. В.Н., Демидова Л. Г. Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Часть 1: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. -112 с.
  22. . Минфину не до Козака // Ведомости. 2003. — 13 февраля.
  23. Т., Привалов А., Фадеев В. Территория обитания // Эксперт. 2003. — № 21. — С.51 — 55.
  24. Гусев и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. Учебник. СПб.: ИД «Очарованный странник», 2001. — 256 с.
  25. Э. Дж. Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. / Под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. СПб., 1992. — 496 с.
  26. Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. / Под ред. В. Лукашевича. Л., 1991. — 448 с.
  27. . С думой о грядущем // Эксперт. 2002. — № 26. -С.13- 14.
  28. З.М. Оптимизация взаимоотношений между центром и регионами // Политические исследования. 1998. — № 3. — С.204 — 207.
  29. .Л. Балансы межотраслевых финансовых связей. — М.: Наука, 1973.-278 с.
  30. П., Барнес Д. Потоковое программирование: Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1984. 392 с.
  31. П., Синельников Мурылев С., Трунин И. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение су б национальных властей // Вопросы экономики. — 2002. — № 5. -С.103 — 125.
  32. П., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Система федеральной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведение региональных властей в 1994 2000 годах // Вопросы экономики. — 2002. — № 8. -С.31 -50.
  33. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. — М.: «Прогресс Академия», 1995. — 325 с.
  34. Г., Качалов Р., Данилина Я. Управление многопрофильными корпорациями // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 5. -С.103 107.
  35. А. Автопилот не справится // Эксперт. 2003.- № 12. —1. С. 52.
  36. В.И. Экономические основания бюджетного федерализма // Регион: экономика и социология. 2001. — № 4. — С.18 — 34.
  37. JI. Есть ли жизнь после нефти // Эксперт Урал. — 2002. -№ 24. — С.20 — 27.
  38. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / М. В. Романовский и др., Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. -М.: Юрайт-Издат, 2002. 299 с.
  39. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997- № 1300.
  40. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. — 607 с.
  41. В. Охота к перемене мест // Эксперт. 2002. — № 12.1. С. 57.
  42. В. Проблемы повышения инвестиционной активности в российской экономике // Проблемы теории и практики управления. 2001. -№ 5. — С.52 — 56.
  43. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.- СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме», 1999. — 1152 с.
  44. М., Храбрый О. Зона вливания // Эксперт. 2003. — № 20. — С.68 — 73.
  45. В.А. Российские вертикально-интегрированные компании и межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 2. — С. 101 — 110.
  46. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. -№ 4. — С.46 — 66.
  47. Л.П., Краснов А. Г., Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы. М.: Гелиос, 1998. — 600 с.
  48. А. Как измерить бюджетную самостоятельность региона? // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С.23 — 35.
  49. А., Бараховский А., Дмитришина Е., Климанов В. Вопросы оптимизации расходов региональных бюджетов // Экономист. 2002. -№ 11.1. С. 59 — 66.
  50. . Изменение региональной асимметрии на примере России // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С.42−52.
  51. Н.В. Экономический анализ как элемент управления финансовыми ресурсами территории // Финансы. 2001. — № 3. — С.8 — 9.
  52. Ю.Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛА-ДОС, 1999.-400 с.
  53. Л.И. Краткий экономико-математический словарь. -М.: Наука, 1979.-358 с.
  54. Ю. «Россия в 21 веке: процветание или прозябание?» // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1. — С.9 -15.
  55. Д. Экономика России: прорыв в 21 век // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4. — С.53 — 57.
  56. И. Мировая экономика конца тысячелетия (движущие силы глобализации) // Проблемы теории и практики управления. — 2001. № 3. -С.56 — 62.
  57. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. М.: Республика, 1992. — 400 с.
  58. May В. Стратегия постиндустриального прорыва // Ведомости. -2002. 2 апреля. — С.4.
  59. Методика распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2001 г. // Финансы. 2001. — № 3. — С.74 -79.
  60. А. Активизация притока иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации // Инвестиции в России. 1998. — № 1. — С. 58.
  61. А., Либман А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 1.1. С. 54 59.
  62. В.Д. Методология систем: вербальный подход / Отд-ние экон. РАН- науч. ред. совет изд-ва «Экономика». (Системные проблемы России). — М: АОО Издательство «Экономика», 1999. -251 с.
  63. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. — 432 с.
  64. М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы экономики. — 2002. № 5.-С. 126- 136.
  65. М., Махотаева М. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопросы экономики, 1999, № 9. С.80−89.
  66. О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 — 2001: Постановление Правительства РФ 30.07.98 № 862.
  67. О порядке образования и управления средствами финансового резерва: Приказ Минфина РФ от 26.02.03 г. № 47.
  68. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584.
  69. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы): Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 г. N 910-р.
  70. О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 — 2010 годы и до 2015 года): Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 717.
  71. О федеральном бюджете на 2003 год: ФЗ от 24.12.02 г. № 176-ФЗ.
  72. Об информации руководителей нефтяных и газовых компаний, ведущих свою деятельность на территории Тюменской области, об их участии в социально-экономическом развитии региона: Постановление Тюменской
  73. Областной Думы от 07.02.2000 № 915.
  74. Об обращении к Председателю Правительства РФ Касьянову М. М. по проекту программы развития бюджетного федерализма в Росси на период до 2005 года: Постановление Тюменской областной думы от 23.05.2001 № 1784.
  75. Об утверждении подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002 2005 годах» комплексной программы развития жилищного строительства: Постановление Губернатора Тюменской области от 28.12.2001 № 481.
  76. Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из фонда реформирования региональных финансов: Постановление Правительства РФ от 08.05.2002 № 301.
  77. Обзор основных тенденций российской экономики // Вопросы экономики. 2002. — № 5. — С. 39 — 83.
  78. Т. Инвестиции хлеб экономики // Российская газета. -2003.- 17 июля. -С. 7
  79. План действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2003 г. N 252-р.
  80. В. Асимметричный федерализм // Эксперт. 2002. — № 37.1. С. 72.
  81. Е., Белова А. Когда рынок пасует // Эксперт. 2002. — № 42. -С. 48−52.
  82. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  83. Привлечение инвестиций в России / Марковский В. Д., Павлов Г. И., Мельников А. С., Иванов А. И. СПб.: Б.С.К., 1996. — 89 с.
  84. Промышленность России: 2002: Стат.сб. М.: Госкомстат России, 2002.-453 с.
  85. О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 1. -С.3−20.
  86. О.С., Минченко М. М. Как соединить в формуле для расчета трансфертов принципы выравнивания и стимулирования? // Финансы. 1998. — № 7. — С.21 — 22.
  87. .Л. Мобильность транспортной системы региона. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991. — 136 с.
  88. Разрушение системы неплатежей в России: создание условий для устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. — 2000. № 3. -С.4 — 45.
  89. Районы Тюменской области: Стат. сб. в 2-х частях. 4.1. — Т.: Тюменский областной комитет госстатистики, 2001. 353 с.
  90. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002. — 686 с.
  91. Регионы России: Стат. сб. в 2 т. Т. 1. М.: Госкомстат России, 2001.-615с.
  92. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 2001 -2002 годы // Эксперт. 2002. — № 45. — С.89 — 114.
  93. Н. Либерализм и социальные гарантии в условиях переходной экономики //Проблемы теории и практики управления. — 1999. -№ 1. С. 37 — 43.
  94. И. Сложившаяся и перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности // Инвестиции в России. 1998. — № 1. — С. 37−39.
  95. И., Шахназаров А., Гришина И. Оценка эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков // Инвестиции в России. 1998. -№ 10. — С. 13−20.
  96. Г. А. Инвестиции в экономику Тюменского региона: приоритеты и тенденции. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 104 с.
  97. Г. А. Инвестиционная привлекательность Тюменского региона. Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2000. — 20 с.
  98. Россия в цифрах: 2002: Крат, ст.сб. М.: Госкомстат России, 2002. -398 с.
  99. Ю. Система государственного управления бюджетным инвестиционным потоком // Инвестиции в России. 1998. -№ 3.-С.14−18.
  100. Д. Анамнез крупного капитала // Эксперт. 2002. — № 1−2.-С.40−43.
  101. Д. Власть большой нефти // Эксперт. 2003. — № 4. — С.29−34.
  102. Н. Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ: приоритеты, технология, методы // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6. — С.58 — 63.
  103. В.Г., Смирнов В. А. Исследование гибкости и надежности экономических систем. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. — 253 с.
  104. К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. — 168 с.
  105. Социально-экономическое положение Тюменской области за январь-декабрь 2001 года: Стат. доклад. Т.: Тюменский областной комитет госстатистики, 2002. — 158 с.
  106. Е.С., Бляхман JI.C., Кротов М. И. Экономика содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия. СПб.: Наука, 1998. -580 с.
  107. А.И., Куклин А. А., Романова О. А., Чуканов В. Н., Яковлев В. И., Козицын А. А. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. — 240 с.
  108. Техасская область России // Эксперт Урал. — 2002. — № 20. — С. 12
  109. С.В., Кузьмин М. А., Чилин Ю. Н. Оптимизация энергетических систем орбитальных пилотируемых станций. М.: Машиностроение, 1986.-232 с.
  110. Трансфертная вертикаль // Эксперт. 1998. — № 13. — С.22 — 25.
  111. Тюменская область // Эксперт. -2002. № 41. — С.111 — 118.
  112. Тюменская область в цифрах: Стат. сб. — Т.: Тюменский областной комитет госстатистики, 2001. 252 с.
  113. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол. Д. С. Львов, А.Г.Поршнев- Гос. ун-т управления, Отд-е экономики РАН. М.: ЗАО «Изд-во» Экономика, 2002. -702 с.
  114. М.Н., Данилов Г. М., Гармаев А. Б., Урзабаев Б. М. Методологические основы корпоративного управления городом // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 3. — С.21.-27.
  115. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков / Моск. Центр Ин-та «Восток-Запад». М.: Диалог-МГУ, 1999. — 235 с.
  116. Федеративные межбюджетные отношения: современные тенденции и перспективы // Вопросы экономики. 2002. — № 5. — С.84 — 102.
  117. НГ.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Прогресс-сервис, 1998.-688 с.
  118. Финансовая помощь субъектам Российской Федерации // Финансы. 2001. — № 3. — С.14- 15.
  119. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. М.: Мир, 1991. — 240 с.
  120. Ханты-Мансийский автономный округ // Эксперт. 2002. — № 13.- С. 80 86.
  121. .Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Дело, 2002. -608 с.
  122. В.Б., Лавров A.M. Новая методика распределения трансфертов // Финансы. 2001. — № 3. — С. З — 7.
  123. А.Е. Трансакционные издержки и внешние эффекты. -М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. 47 с.
  124. Е. Профицит вместо мечты // Эксперт. 2002. — № 22.1. C.15- 18.
  125. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина. Л.С. Тарасе-вича: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Питер Паблишинг», 1997. — 480 с.
  126. А. Откат // «Эксперт-Урал». 2002. — № 20. — С. 15 — 18.
  127. Break G. Financing Governmental In a Federal System. Washington.
  128. D.C.: Brookings Institution, 1980.
  129. Gramlich E. Intergovernmental Grants: A Review of the Empirical Literature. In: The Political Economy of the Fiscal Federalism. W. Oates (ed.)/ Lexington, M.A.: D.C. Heath and Company, 1977, p.219 239.
  130. Hoover E. The Location of Economic Activity. New York, 1948.
  131. King D. Fiscal Tiers: The Economics of Multi-Level Government. -London: Allen & Unwin, 1984.
  132. McLean M., Voytek. Understanding Your Economy: Using Analysis to Guide Local Strategic Planning. Planners Press, 1992.
  133. New Directions in Federal Economic Development Programs. Explorations in Economic Research, 1977, vol. 4, № 3, p.345 — 469.
  134. Oates W. Lump Sum Intergovernmental Grants Have Price Effects. In: P. Mieszkowski, W. Oakland (ed.) Fiscal Federalism and Grants-in-Aid/ Urban Institute, 1979, h. 23 30/.
  135. Romer Т., Rosenthal H. An Institutal Theory of the Effect of Intergovernmental Grants. National Journal, 1980, vol. 33, p. 451 — 458.
  136. Zampelli E. Resource Fungibility, the Flypaper Effects and the Expenditure Impacts of Grants-in-Aid. The reviewer of Economics and Statistics, 1986, vol. 68, № 1, p. 33−40.
Заполнить форму текущей работой