Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы трудовой адаптации и текучесть молодых кадров органов внутренних дел в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность постановки проблемы. Высокая социальная значимость функций органов внутренних дел предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности, уровню подготовки и компетентности сотрудников милиции, развитию мотивационной готовности к службе. В то же время, проблема оптимизации подготовки специалистов-профессионалов для ОВД не может быть решена в полной мере без анализа и учета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа трудовой адаптации и текучести кадров
    • 1. Трудовая адаптация: понятие, структура, функции, основные виды
    • 2. Текучесть кадров как социально-экономическая проблема
  • Глава 2. Текучесть молодых кадров ОВД и трудовая адаптация как предмет эмпирического социологического анализа
    • 1. Фактическая текучесть молодых кадров МВД России как показатель трудовой дезадаптации
    • 2. Влияние условий и факторов профессиональной деятельности на трудовую адаптацию и потенциальную текучесть молодых кадров ОВД
  • Глава 3. Оптимизация трудовой адаптации и профилактики текучести молодых кадров ОВД
    • 1. Социальные аспекты организации процесса трудовой адаптации молодых специалистов ОВД
    • 2. Приоритетные направления трудовой адаптации и профилактики текучести кадров

Проблемы трудовой адаптации и текучесть молодых кадров органов внутренних дел в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность постановки проблемы. Высокая социальная значимость функций органов внутренних дел предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности, уровню подготовки и компетентности сотрудников милиции, развитию мотивационной готовности к службе. В то же время, проблема оптимизации подготовки специалистов-профессионалов для ОВД не может быть решена в полной мере без анализа и учета причин, оказывающих влияние на закрепление в подразделениях ОВД вновь принятых сотрудников, в первую очередь, выпускников образовательных учреждений МВД России, так как именно они, на настоящий момент, остаются «основным резервом комплектования территориальных органов внутренних дел профессионально подготовленными кадрами"1.

Следует отметить, что по данным Департамента кадрового обеспечения Министерства внутренних дел России (ДКО МВД России) в период с 1996 по 2001 гг. в ряде МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации уровень текучести молодых специалистов — выпускников высших образовательных учреждений МВД России, проработавших в органах внутренних дел менее 1 года, составлял 14,6%- проработавших в ОВД от 1 до 3 лет — до 40%2. Другими словами, в течение трех лет из ряда практических подразделений органов внутренних дел уволилась почти половина молодых специалистов, на подготовку которых ушли годы. Если принять во внимание тот факт, что степень востребованности профессионально подготовленных сотрудников органов внутренних дел приближается к максимуму, а уровень текучести кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России представлен приведенными выше цифрами, то можно предположить, что результатом данного процесса, при отсутствии упреждающих мер, станет снижение результативности деятельности органов внутренних дел. Соответственно, снизится эффективность функционирования со.

1 Основы управления персоналом (кадрами) в органах внутренних дел Учебно-методическое пособие. Издание 2-ое перераб. и доп. / Под общ Ред 3 3. Абубакирова М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С. 97.

2 Текучесть кадров в органах внутренних дел: аналитический обзор. М: ЦИиНМОКП МВД РФ 2002. С 4 рованию условий для оптимизации и повышения эффективности воспитательной и образовательной деятельности в этих учебных заведениях.

Таким образом, проблема трудовой адаптации молодых специалистов органов внутренних дел является одной из приоритетных в комплексе проблем кадрового обеспечения, стоящих перед МВД России, так как от ее решения во многом зависит эффективность решения всего комплекса задач, возложенных на ОВД по обеспечению правопорядка и безопасности в Российской Федерации.

Масштабность изучаемого социального процесса и значимость его последствий, в том числе и высокого уровня текучести кадров, требуют усиления внимания к его всестороннему исследованию, главным образом, со стороны социологии, как интегративной науки, способной осуществить комплексный анализ особенностей трудовой адаптации молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России с целью разработки мер по профилактике кадровой текучести.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические проблемы социологического анализа стабилизации трудовых коллективов и повышения эффективности их деятельности достаточно давно привлекают внимание отечественных и зарубежных исследователей. Вопросы влияния различных условий и факторов на повышение производительности труда, роль человеческого и группового факторов в рамках трудовой деятельности, межличностные отношения в трудовых коллективах, роль стимулов рассматривались классиками социологии (Т. Парсонс, Ф. У. Тейлор, П. Ф. Друкер, Э. Мэйо и др.).

В отечественной социологии эта тема начала глубоко разрабатываться в 60 — 80-х гг. XX века. В указанный период широко развернулись конкретные исследования социальных проблем труда в различных регионах страны. В 1957 — 1960 гг. группа уральских социологов (М.Т. Иовчук, Л. Н. Коган, Ю.Е. Волков) изучали культурно-технический уровень рабочего класса. В 1960 — 1964 гг. Г. В. Осипов, В. В. Колбановский, С. Ф. Фролов и другие на промышленных предприятиях Горьковской области выявили изменения в содержании и характере труда рабочих автоматизированного производства, а в 1961 — 1965 гг. ленинградские ученые во главе с А. Г. Здравомысловым и В. А. Ядовым исследовали отношение к труду молодых рабочих.

Таким образом, в середине 60-х годов социологические исследования в промышленности достигли определенного уровня зрелости и отличались широтой охвата социальных процессов. Были изучены или находились на стадии экспериментального исследования вопросы профессиональной мобильности и текучести кадров на предприятии, адаптации молодежи и отношения к труду, повышения сплоченности коллектива и структуры межличностных отношений, профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Определилась специализация ученых и научных центров, например, в Новосибирске и Уфе исследовались текучесть кадров (H.A. Аитов, Н.С. Ан-тосенков), социальные резервы повышения производительности труда (В.Г. Васильев, Ж.Т. Тощенко), профессиональный отбор (В.Н. Шубкин, М.Х. Титма). В Москве и Ленинграде разрабатывались теоретические вопросы мотивации труда (Н.Ф. Наумова, B.C. Магун, В.А. Ядов), проблемы социальной организации (Д.М. Гвишиани, Н. И. Лапин, А.И. Пригожин), развития трудового коллектива (Е.С. Кузьмин, В.Г. Подмарков).

Некоторые аспекты создания постоянных кадров на промышленных предприятиях рассматривались В. Г. Асеевым, A.A. Вейхером, С. М. Розет, Ю. А. Щегловым, Л. А. Шишкиной, Г. С. Савосиным. Ряд теоретических вопросов, посвященных представлениям о природе текучести кадров, функциям и механизмам данного процесса рассматривался Е. Г. Антосенковым, Т. Н. Заславской, С. Г. Струмилиным, Р. В. Рыбкиной, В. А. Калмык, А. Г. Здравомысловым, В. Т. Мищенко и другими. Условия и факторы, оказывающие влияние на формирование, уровень и динамику текучести кадров были также проанализированы в работах М. В. Курмана, Т. А. Сильченко, Л. С. Коровина.

Исследования адаптационного потенциала и адаптационных ресурсов работника, трудовой адаптации, ее структуры и направлений, условий и факторов, оказывающих влияние на данный процесс представлены работами А. В. Филиппова, В. И. Брудного, З. И. Прутца, М. И. Талалая, Т. А. Кухаревой, Н. И. Шаталовой, Н. Б. Отрадновой, П. П. Носова, М. А. Дмитриевой, В. Г. Попова, A.A. Крылова и т. д.

Анализу уровня и динамики фактической текучести кадров, условий и факторов, определяющих данный процесс в органах внутренних дел, посвящены работы В. П. Брыгеева, A.B. Дулова, Е. В. Лапшина, Е. В. Ушаковой. Большое значение уделяется исследованиям мотивационной готовности выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел. Анализ этой проблемы представлен в работах Е. В. Авдеевой, Т. В. Мальцева, В. В. Вахниной, А. Т. Иваницкого. В связи с этим актуальными представляются исследования в области совместной профориента-ционной деятельности вузов системы МВД России и общеобразовательных учебных заведений, проведенные М. В. Воронцовым, И. В. Горлинским.

Особенности процесса адаптации молодых специалистов в службах и подразделениях органов внутренних дел рассматривались Ю. В. Драчевой, Ф. Б. Березиным, И. А. Георгиевой, Л. Д. Деминой, А. И. Коноваловым. Большого внимания заслуживают работы, посвященные изучению особенностей профессионального становления молодых специалистов ОВД. Данная проблема стала предметом изучения Л. Н. Антилоговой, Г. С. Абрамовой, Е. В. Ермолаева, Т. П. Скляровой.

Значительное внимание исследователей, на современном этапе, привлекла проблема проявившихся «проблемных зон» в сфере социально-правовой защищенности как сотрудников органов внутренних дел, в целом, так и категории молодых специалистов. В этой связи необходимо отметить работы Л. А. Бардымовой, Л. М. Колодкина, С. А. Порощук, И.А. Двойменно-го, Б. Н. Орлова.

Основные, в настоящее время, направления и приоритетные задачи МВД России (в т.ч. необходимость профилактики высокого уровня фактической текучести кадров) отражены в работах Г. М. Мякишева. В. М. Федорова, Ю. А. Алферова, В. В. Гордеева, Ю. Г. Стрельникова, В. И. Колесникова, А. К. Никитина и др.

Таким образом, отдельные моменты в изучении текучести кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России: мотивация увольнений, динамика данного процесса, условия и факторы, оказывающие влияние на текучесть кадров, нашли свое отражение в социологической литературе. В то же время, основное внимание в рамках исследований текучести кадров в органах внутренних дел, уделяется анализу фактической текучести, в то время как процесс принятия решения об увольнении проходит несколько стадий и, анализируя только сам факт увольнения и его мотивировку, исследуя только фактическую текучесть можно прийти к неправильным выводам1. Довольно часто к принятию решения об увольнении подталкивает какой-нибудь незначительный факт, «последняя капля», который и фигурирует в материалах исследования как основной мотив увольнения. Соответственно, назрела необходимость перехода от поверхностного описания показателей текучести кадров к углубленному и комплексному анализу адаптационного процесса — познанию его сущности, раскрытию его стадий и закономерностей, механизма диагностики и прогнозирования, и на этой базе — внесения корректив в существующую кадровую политику.

Цель и задачи исследования

Основная цель представленной диссертационной работы заключается в осуществлении теоретического и эмпирического социологического анализа тенденций, условий и факторов, определяющих характер трудовой адаптации и уровень текучести кадров среди молодых специалистов-выпускников образовательных учреждений МВД России.

1 Антосснков Е. Г. Движение рабочих кадров на промышленных предприятиях (теоретические и методические вопросы аналига текучести) М • «Экономика», 1974, С. 34.

Работа по реализации поставленной цели развертывается в систему следующих задач:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ понятия, структуры и функций трудовой адаптации, применительно к деятельности по стабилизации профессионально-квалификационной группы молодых специалистов.

2. Проанализировать текучесть кадров как элемент движения трудовых ресурсов, показатель процесса трудовой дезадаптации. Рассмотреть виды текучести и проследить трансформацию понимания определения данного процесса.

3. Рассмотреть тенденции в изменении содержания функций текучести кадров в системе отношений «работник — организация — общество». Осуществить анализ видов функций текучести кадров как особого социального процесса, оказывающего воздействие на организацию и управление деятельностью органов внутренних дел.

4. Проанализировать показатели фактической (реальной) текучести молодых кадров ОВД в различных субъектах Российской Федерации.

5. На основании статистического и конкретного социологического исследования уровня потенциальной текучести кадров выпускников вузов МВД России, определить условия и факторы, влияющие на характер трудовой адаптации данной категории сотрудников органов внутренних дел.

6. Рассмотреть социальные аспекты деятельности по рациональной и эффективной организации процесса трудовой адаптации выпускников вузов МВД России.

7. Разработать приоритетные направления деятельности по оптимизации процесса трудовой адаптации изучаемой категории сотрудников с целью профилактики и снижения уровня текучести кадров в подразделениях органов внутренних дел.

Объект и предмет исследования. В рамках диссертационной работы в качестве объекта исследования выступают молодые специалисты органов внутренних дел — выпускники высших учебных заведений МВД России, срок службы которых составляет до 3-х лет. В качестве дополнительного объекта исследования выступают курсанты предполагаемого (на момент исследования) выпуска Уральского юридического института МВД РФ 2005 года. Предметом исследования является текучесть кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших ведомственных учебных заведений, как индикатор процесса трудовой дезадаптации данной категории сотрудников к различным аспектам профессиональной деятельности.

Методологические и теоретические основания исследования.

Фундаментальные методологические и теоретические основания, из которых исходит автор, содержатся в работах основоположников ряда направлений и «школ» мировой социологии: структурный функционализм Т. Парсонса, теория социального обмена П. Блауразличные направления индустриальной социологии и теории менеджмента (Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. Гилбретт, С. Томпсон, Г. Эмерсон, А. Маслоу, П. Ф. Друкер, Д. Макгрегор, Ф. Херцберг, Р. Лайкет, Э. Мэйо).

В диссертационном исследовании автор опирался, прежде всего, на структурно-функциональный подход как принцип системного исследования социальных явлений и процессов в качестве структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. Деятельностный подход позволил рассмотреть трудовую адаптацию в качестве особого рода адаптивно-адаптирующей деятельности, в ходе которой происходит взаимное приспособление работника и организации.

Кроме того, поставленная задача потребовала обращения к исследовательским подходам отечественных социологов (Е.Г. Антосенков, В. А. Калмык, В. Г. Подмарков, В. Т. Мищенко, В. Г. Попов, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, Н. И. Шаталова и др.) в вопросах изучения адаптационных и мотиваци-онных процессов в сфере трудовых отношений.

Теоретическую основу исследования составили работы по социологии труда, социальной психологии и психологии управления, относящиеся к рассматриваемой проблеме. Нормативно-законодательной базой исследования являются: Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026−1 «О милиции», «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», «Положение о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденное приказом МВД России от 30.06.1994 г. № 221, Приказ МВД РФ № 829 от 06.11. 2003 г. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации и иные федеральные законы и нормативно-правовые акты и документы МВД России.

Эмпирическая база исследования. Теоретико-методологический анализ проблемы был сопряжен с конкретным социологическим исследованием уровня потенциальной текучести данной категории сотрудников ОВД как индикатора характера трудовой адаптации, а также с анализом условий и факторов, влияющих на формирование и развитие данного процесса.

В рамках данного исследования использовался метод сплошного опроса респондентов1.

В процессе работы использовались такие методы сбора первичной информации, как: анкетирование, опрос экспертов (в качестве которых выступали сотрудники кадрово-воспитательных и психологических служб подразделений ОВД), анализ информационных материалов (отчеты об уровне укомплектованности подразделений личным составом, информационные материалы ДКО МВД России по различным аспектам изучаемой проблемы), сравнительный анализ позитивного опыта деятельности, направленной на профилактику текучести кадров и оптимизации уровня адаптации молодых специалистов.

В качестве дополнительных источников в работе использовались данные ДКО МВД России об уровне фактической текучести кадров среди выпускников образовательных учреждений МВД России из территориальных ор

1 В исследовании приняли участие 450 человек: 300 молодых специалистов ОВД — выпускников разтичных вузов МВД России, проходящих службу в подразделениях органов внутренних дел г. Екатеринбурга- 150 курсантов планируемого выпуска 2006 года Уральского юридического института МВД России ганов внутренних дел1- статистические данные об уровне и динамике текучести выпускников Уральского юридического института МВД Россииинформация, полученная в результате целевых выездов для изучения состояния работы по адаптации выпускников образовательных учреждений МВД России к условиям служебной деятельности, осуществленных специалистами ДКО МВД России в 2003 году2,.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1. Обоснована необходимость методологического синтеза структурно-функционального и деятельностного подходов к рассмотрению процессов трудовой адаптации и текучести молодых кадров органов внутренних дел в современном российском обществе. В рамках этого синтеза, понятие и особенности развития данных социальных процессов рассмотрены с учетом активной роли его участников.

2. Впервые осуществлен комплексный статистический и социологический анализ потенциальной и фактической форм текучести кадров как показателя трудовой дезадаптации молодых сотрудников органов внутренних дел в условиях общественных трансформаций.

3. Проведено сравнительное исследование уровня фактической текучести кадров выпускников высших ведомственных образовательных учреждений в различных субъектах Российской Федерации.

4. Разработана и эмпирически апробирована методика социологического исследования, с использованием которой проведено исследование уровня потенциальной текучести кадров молодых специалистов — выпускников вузов МВД России, что позволило определить совокупность субъективных и объективных условий и факторов, влияющих на данный процесс.

5. Разработана примерная программа взаимодействия высшего ведомственного образовательного учреждения системы МВД России с общеобразова.

1 Текучесть кадров в органах внутренних дел Аналитический обзор. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 1999. С 4.

2 О текучести кадров молодых специалистов ГУК МВД РФ. Исх. № 21/1 618 138 от 24.12 2003 г. тельными учреждениями в рамках оптимизации процесса профориентации и профотбора потенциальных абитуриентов.

6. На основании обобщения теоретических материалов и практических рекомендации разработана программа трудовой адаптации, включающая этапы профессиональной ориентации, вхождения в трудовую деятельность и самостоятельное профессиональное развитие молодых специалистов. Определены функции субъектов управления адаптационным процессом (формальных адапторов).

Положения, выносимые на защиту.

1. Применение структурно-функционального и деятельностного подходов к анализу трудовой адаптации и текучести молодых кадров ОВД дает возможность изучения влияния данных социальных процессов на функционирование органов внутренних дел.

2. В настоящее время, необходимость изучения процесса трудовой адаптации выпускников вузов МВД России обусловлена актуализацией текучести кадров среди данной категории сотрудников органов внутренних дел, являющейся основным источником кадрового обеспечения территориальных подразделений ОВД профессионально подготовленными кадрами.

3. Повышенный уровень текучести кадров выпускников вузов МВД России оказывает непосредственное негативное воздействие на функционирование органов внутренних дел, как основы социального института правоохранительной деятельности, а также на сферу безопасности и правопорядка в российском обществе.

4. Текучесть кадров выпускников высших ведомственных образовательных учреждений, в ее активной форме, выступает одним из неорганизованных каналов движения трудовых ресурсов и заключается в индивидуальных перемещениях представителей указанной категории сотрудников между сферами трудовой занятости. Данный процесс осуществляется самими сотрудниками и по их инициативе в силу влияния дезадаптирующих факторов, определяющих несоответствие места работы их потребностям и запросам.

5. В ряду факторов, определяющих неудовлетворенность работников какими-либо аспектами трудовой деятельности, основных мотивов увольнений, характеризующих потенциальную и фактическую текучесть кадров выпускников вузов МВД России, наиболее значимыми являются не только объективные условия, связанные с экономическим развитием регионов и рынка труда в них, социальной и бытовой неустроенностью, но и субъективные, связанные с оценкой возможностей для самореализации, самоутверждения, признания в избранной области, в коллективе, в системе социально-психологических отношений.

6. Текучесть кадров предстает в качестве индикатора характера трудовой адаптации молодых специалистов — выпускников вузов МВД России, понимаемой как процесс активного взаимного приспособления сотрудников указанной профессионально-квалификационной категории и организации, в качестве которой выступает подразделение ОВД. Данный процесс основывается на постепенной врабатываемости сотрудников в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

7. Быстрота протекания и результаты адаптационного периода определяются, с одной стороны — субъективными особенностями адаптанта (адаптационный потенциал, наличие и качество адаптационных ресурсов), с другой стороныуровнем организации, управления и контроля за деятельностью по адаптации молодых специалистов, согласованных и скоординированных действий всех субъектов управления адаптационным процессом.

8. В рамках деятельности по оптимизации процесса трудовой адаптации, должно осуществляться непрерывное, контролируемое и, при необходимости, корректируемое воздействие на все выявленные факторы, влияющие на указанный процесс. В основу программы трудовой адаптации выпускников вузов МВД России должны быть положены принципы системности и непрерывности, так как кратковременное воздействие на отдельные условия и факторы, стимулирует лишь неустойчивые положительные тенденции.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение диссертации заключается в анализе текучести кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России как социального процесса, актуализировавшегося в рамках социального института правоохранительной деятельности, оказывающего непосредственное влияние на эффективность его функционирования, на состояние правопорядка в Российской Федерации и, соответственно, на жизнь общества в целомв определении базовых понятий текучести и трудовой адаптации молодых специалистов ОВДанализе взаимодействия и взаимозависимости данных социальных процессов.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется новизной полученных результатов. Проведенное исследование позволило выделить совокупность социальных факторов и условий, оказывающих влияние на уровень реальной и потенциальной текучести кадров как индикаторов характера процесса адаптации молодых специалистов ОВД, сформулировать ряд выводов и рекомендаций, которые могут быть использованы в практике деятельности кадрово-воспитательных аппаратов, направленной на оптимизации процесса адаптации данной категории сотрудников подразделениях ОВД.

Материалы исследования и теоретические выводы могут использоваться в лекционных курсах «Социология», «Социология труда», «Социология управления», в спецкурсах, читаемых в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях юридического профиля, для слушателей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов внутренних дел.

Апробация результатов исследования. Материалы, представленные в диссертационной работе, нашли свое воплощение в публикациях и выступлениях автора на научно-практических конференциях и семинарах: «Проблемы психологического обеспечения в деятельности ОВД» (г. Екатеринбург, 2004 год) — «Актуальные проблемы формирования и совершенствования региональной программы профессиональной подготовки кадров в системе МВД России в 2004 — 2010 годах» (г. Екатеринбург 2004 год) — «Психология и право: грани взаимодействия» — (г. Екатеринбург 2005 год) и в рамках ежегодных учебно-методических сборов профессорско-преподавательского состава Уральского юридического института МВД России в 2004 — 2006 гг.

Основные положения диссертационной работы, в т. ч. система комплексных мероприятий, направленная на профилактику высокого уровня текучести, диагностику уровня социально-психологической напряженности в подразделениях ОВД, оптимизацию процесса адаптации молодых специалистов в органах внутренних дел прошли экспертную оценку Департамента кадрового обеспечения МВД России и внедрены в практическую кадрово-воспитательных служб МВД России. По теме диссертации автором опубликовано 7 работ общим объемом 1,6 п.л.

Структура и объем диссертации

определены ее целями и задачами. Работа объемом 198 страниц состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего в себя 196 источников, и 3-х приложений.

Заключение

.

Осуществление поставленных в диссертационной работе задач, позволило сформулировать следующие основные выводы:

1. Эффективная профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и безопасности в рамках функционирования социального института правоохранительной деятельности способствует стабильности во всех сферах жизни и деятельности современного российского общества. Вместе с тем, в настоящее время актуализировался процесс текучести кадров (как индикатор дезадаптации) среди молодых специалистов ОВДвыпускников высших образовательных учреждений МВД России, являющихся основным источником пополнения кадрового состава органов внутренних дел профессионально подготовленными кадрами.

2. Проблема текучести кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России до сих пор рассматривалась как ведомственная, узкопрофессиональная, закрытая от внимания большинства исследователей. Исследование текучести кадров в органах внутренних дел ограничивалось ведением статистики увольнений и фиксированием мотивов фактической текучести, в то время как целостное представление о данном процессе возможно лишь при комплексном анализе фактической и потенциальной текучести;

3. Применение методологического синтеза структурно-функционального и деятельностного подходов в рамках рассмотрения процессов трудовой адаптации и текучести молодых кадров органов внутренних дел в современном российском обществе позволиляет осуществить анализ понятий и особенностей развития и взаимосвязи данных социальных процессов с учетом активной роли его участников.

4. Текучесть кадров рассматривается как социальный процесс, характеризующийся последовательной сменой состояний социального объекта, совершаемой под воздействием внешних и внутренних условий и факторов, продолжительностью во времени и направленностью к тому или иному состоянию социального объекта.

5. Текучесть кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России определяется нами как движение трудовых ресурсов, состоящее из индивидуальных, неорганизованных перемещений представителей указанной категории сотрудников между отраслями и сферами профессиональной занятости, осуществляемое самими сотрудниками и по их инициативе в силу несоответствия места работы их запросам и потребностям.

6. Социальные процессы не протекают сами по себе, не существуют обособленно, а находятся во взаимосвязи с другими социальными процессами, причем некоторые из них могут выступать в качестве условий, факторов, в той или иной мере, обуславливающих данные процессы. В подобной взаимосвязи процесс текучести кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России находится с процессом трудовой адаптации, понимаемой как процесс активного, взаимного приспособления работника и организации, основывающийся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Успешный результат трудовой адаптации является одним из наиболее значимых условий закрепления молодых специалистов ОВД в подразделениях органов внутренних дел.

7. Успешность протекания и результаты адаптационного периода определяются с одной стороны субъективными особенностями адаптанта (адаптационный потенциал, наличие и качество адаптационных ресурсов), с другой стороны — уровнем организации, управления и контроля за деятельностью по адаптации указанной категории сотрудников, согласованных и скоординированных действий всех субъектов управления адаптационным процессом.

8. На процесс текучести кадров среди молодых специалистов ОВД оказывает влияние совокупность особенностей социальных, социально-экономических, материально-бытовых, демографических, нравственных и психологических условий и факторов, стимулирующих или наоборот, затрудняющих процесс профессиональной деятельности.

9. Количество и значимость данных условий и факторов могут не совпадать у различных социальных групп, однако все они, в той или иной мере, в зависимости от собственного содержания и степени интенсивности, оказывают влияние на исследуемый процесс.

10. В ряду основных мотивов увольнений, характеризующих фактическую текучесть кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России наиболее значимыми являются: недостаточный уровень материального обеспечения, ненормированный рабочий день, непрестижность службы в органах внутренних дел, нерешенность жилищной проблемы, неудовлетворительный моральный климат в коллективе, отсутствие необходимой социальной защищенности. Таким образом, уровень фактической текучести исследуемой категории сотрудников определяется как объективными факторами, связанными с социально-экономическим развитием регионов и рынка труда, так и субъективными, связанными с оценкой сотрудниками особенностей профессиональной деятельности в конкретных подразделениях;

11. Учитывая тот факт, что в подразделениях и службах органов внутренних дел с высокими показателями текучести кадров среди молодых специалистов, организация работы, направленной на успешную трудовую адаптацию данной категории сотрудников, как правило, не контролируется со стороны кадрово-воспитательного аппарата, оказание содействия молодым специалистам в их профессиональном становлении и усвоении специфики трудовых и социальных отношений произвольно переносится на первичный трудовой коллектив.

12. Изучение потенциальной текучести кадров, как необходимое условие для представления целостной картины текучести кадров, не должно ограничиваться выявлением количества сотрудников, желающих сменить сферу трудовой деятельности. Данная задача предопределяет необходимость выявления отношения сотрудников к приоритетным сторонам жизни и профессиональной деятельности организации.

13. В настоящее время существует настоятельная необходимость в регулярных исследованиях динамики текучести среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России, выявлении мотивов увольнений, диагностики уровня данного социального процесса, выявлению и анализу внешних и внутренних условий и факторов, определяющих его.

14. На наш взгляд, в основе всех программ, направленных на предупреждение сверхнормативной текучести кадров среди молодых специалистов ОВД — выпускников высших образовательных учреждений МВД России, профилактику негативных последствий данного социального процесса, должны лежать принципы системности и непрерывности, так как кратковременное воздействие на отдельные условия и факторы, стимулирует лишь неустойчивые положительные тенденции. Соответственно, должно осуществляться непрерывное, контролируемое, при необходимости корректируемое воздействие на все выявленные факторы, влияющие на данный процесс.

15. Необходимо отметить тот факт, что уровень текучести кадров выпускников образовательных учреждений МВД России существенно ниже аналогичного показателя для лиц других категорий, принимаемых на службу в ОВД. Таким образом, можно предположить, что меньший уровень текучести выпускников является прямым результатом целенаправленного учебно-воспитательного процесса, проводимого коллективами образовательных учреждений МВД России, в том числе и работы по формированию профессионально важных личностных качеств у учащихся, морально-психологической подготовке курсантов и слушателей к действиям в сложных оперативно-служебных условиях.

16. Настоятельно необходимым представляется дальнейшее развитие психологической службы в системе МВД, создание кабинетов психологической поддержки, соответствующих типовому варианту с современным релаксационным оборудованием. По мнению опрошенных экспертов, такие комнаты должны создаваться в каждом подразделении ОВД. Соответственно функции специалистов службы психологического обеспечения профессиональной деятельности должны заключаться как в профилактике психосоматических заболеваний, формирующихся под воздействием стрессогенных условий и факторов службы, так и в организации и контроле трудовой адаптации вновь принятых сотрудников;

17. Применение социологических методов управления может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива. Изучение коллектива производится с помощью сбора и анализа социальной информации, которая представляет собой совокупность сведений о составе, потребностях и интересах работников, характере взаимоотношений, восприимчивости форм и методов стимулирования активности в коллективе органа (подразделения). Сбор информации может производиться с помощью регулярных социологических исследований.

Поступая на службу в органы внутренних дел, человек осуществляет кардинальное изменение своей жизни, он становится выразителем и защитником интересов общества и законов, по которым оно живет. Это накладывает не только большую ответственность за свои действия, но и предъявляет особые требования к профессионализму молодых сотрудников ОВД.

Первые годы работы в ОВД характеризуются приобщением к профессии, происходит формирование сознательного отношения к своей деятельности. Вхождение молодого специалиста в избранную им профессию является решающим еще и потому, что от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно он будет осваиваться в своей деятельности, будет зависеть, как сложится его дальнейший трудовой путь.

Следует отметить, что это время является кризисным, определяющим развитие молодого сотрудника ОВД. Он сталкивается с множеством проблем и психологических трудностей, которые затрудняют процесс вхождения в должность, приводят к ряду негативных явлений: возникновению отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда и т. п. В результате возникает проблема закрепления молодых сотрудников на своих должностях, которая разрешима лишь в случае целенаправленного изучения кризисов профессионального становления молодых сотрудников и формирования системы комплексных мер по их профилактике.

Итак, после завершения профессионального образования молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется ситуация профессионального развития: новый разновозрастный коллектив и профессиональные ценности, другие функциональные обязанности, иная социальная роль и иерархическая система производственных отношений, напряженность графика работы, принципиально новый вид деятельности — профессиональной.

Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В учебном заведении МВД России оно значительно обогатилось. Наступает время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают у выпускников большие трудности. И основная причина их возникновения является следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной действительности ожиданиям молодого специалиста вызывают кризис профессиональных экспектаций.

Переживание этого кризиса может выражаться в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями профессиональной деятельности и заработной платой.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

• конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы);

• деструктивный (увольнение, смена специальности, неактивное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).

Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологически компетентного отношения к себе. Не каждый человек может самостоятельно найти конструктивный выход из кризиса. Необходимо объединение усилий руководителя, наставника, психолога подразделения и работников кадрово-воспитательного аппарата в процессе профессионального становления молодого сотрудника, их совместное влияние на интенсивность этого процесса, совместное установление критериев и путей целенаправленного, сознательного управления. Это задача первостепенной важности для ОВД, от решения которой зависит качество службы молодого специалиста и эффективность его включения в профессиональную деятельность подразделения.

Конструктивно переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития. Это связано с тем, что кризис приводит к перестройке психологической структуры личности. Порождая социально-психологическую напряженность, кризис стимулирует профессиональное развитие. Человек, находящийся в постоянном поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, повышающий свою квалификацию, стремящийся реализовать себя в работе, имеет больше шансов на успешное преодоление кризиса профессиональных экспектаций.

Действенным средством преодоления кризисов являются тренинги личностного и профессионального роста, семинары по выработке сценариев профессионального становления. Организация работы по данным направлениям требует согласованных действий всех субъектов, участвующих в процессе профессионального становления молодых сотрудников ОВД. Только высокая ответственность, четкое планирование всех вопросов, постоянное наблюдение за ходом процесса (мониторинг) и своевременное внесение в него корректив позволяет достичь поставленной цели — пополнить ряды ОВД профессиональными кадрами, эффективно решать задачи по закреплению молодых специалистов в подразделения органов внутренних дел и уменьшить их текучесть.

Текучесть кадров — это явление, которое не возникает внезапно. Причины его формирование можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины включают в себя сложившуюся экономическую ситуацию, невостребованность специальности на рынке труда, психологически неблагоприятный климат для вновь принятых на службу сотрудников, обуславливающий психологическую напряженность и конфликты как в коллективе сотрудников, так и в отношениях между сотрудниками и руководством, отсутствие соответствующих денежных компенсаций, необходимой социальной защищенности, не предоставление времени и условий для достойного отдыха и т. д.

Отмечаемые недостатки организации служебной деятельности оказывают негативное влияние на формирование у молодого специалиста навыков по преодолению тягот и лишений по службе, приводят к утрате интереса к ней.

В качестве внутренних оснований для формирования такого явления как текучесть кадров выступают обусловленные внешними причинами субъективные установки молодых специалистов — выпускников ведомственных образовательных учреждений на нецелесообразность дальнейшей службы в органах внутренних дел.

На сегодняшний день, текучесть кадров в подразделениях органов внутренних дел. — это объективно и субъективно оправданный процесс. Этот процесс обуславливается социально — психологической напряженностью в подразделениях ОВД — осознанием большинством сотрудников противоречий между их интересами и потребностями, и мерой их фактического удовлетворения, которые, будучи на данный момент неразрешенными, приводят к накоплению неудовлетворенности и сопровождаются поиском более благоприятных условий и готовностью перейти из органов внутренних дел в другие сферы деятельности, предоставившие эти условия.

Наличие социально — психологической напряженности в подразделениях ОВД — это нормальное явление в том смысле, что она (социально — психологическая напряженность) существует всегда и везде, так как в любой системе любая взаимосвязь создает напряженность и ликвидировать ее раз и навсегда — это нереальная задача. В этом отношении следует говорить о мере, степени, норме социально — психологической напряженности (в конкретных подразделениях органов внутренних дел, в зависимости от особенностей социально-психологической, организационно-экономической и геополитической ситуации) и, соответственно, текучести кадров и необходимости профилактики их роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антилогова J1.H. Роль учебного коллектива в нравственном становлении личности курсанта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998.-С. 25−29
  2. O.A., Яськов Е. Ф. Стимулирование в ОВД: анализ существующей практики и пути ее совершенствования. Следователь. -2003 г. № 12.
  3. Академия наук СССР. Движение рабочих кадров на предприятии. Изд-во «Экономика» М.: 1974. 386 с.
  4. Г. С. Практическая психология. М.: Изд. Центр «Академия», 1997.-346 с.
  5. A.A. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах. Л.: ЛГУ, 1984. — 249 с.
  6. Ю.А. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Изд-во «Наука». 1983. 242 с.
  7. Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социол.исслед. 2000. — № 8.
  8. И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социол. исслед. М., 1989. — № 4.
  9. Ю.Андреенкова А. Материалистические и постматериалистические ценности в России // Социол. исслед. М., 1994. — № 11.
  10. Е.В. Социальная адаптация молодежи к региональному рынку труда: социологический аспект: Автореф. дис.. канд. социол. наук.-М" 2004.
  11. А.И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
  12. В.Ф. Основы социологических знаний. Курс лекций по общей социологии. Новгород: НКИ, 1998.
  13. Н.Андреева Е. Л. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов во время учебы в вузе // Человек и общество. 1973. Выпуск 8. С. 43 — 52
  14. Е.М., Логинов Д. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки // мониторинг общественного мнения. 2002. -№ 3 (59).-С. 13−17
  15. Актуальные проблемы формирования и совершенствования региональной программы профессиональной подготовки кадров в системе МВД РФ в 2004 2010 годах: материалы учеб.-метод. сбора. 4.1. — Екатеринбург: УрЮИ МВД России. 2004.- 88 с.
  16. Актуальные проблемы формирования и совершенствования региональной программы профессиональной подготовки кадров в системе МВД РФ в 2004 2010 годах: материалы учеб.-метод. сбора. 4.2. — Екатеринбург: УрЮИ МВД России. 2004.- 182 с.
  17. Американская социологическая мысль. М.: Издательство Московского университета, 1994.-496 с.
  18. Э., Шетткат Р. Занятость и производительность в промыш-ленно развитых странах // Международный обзор труда. М., 1997. — Т. 134.- № 4−6. С. 47−65
  19. .Б., Гении JI.B., Попов В. Г., Руденкин В. Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. Екатеринбург: УрГУ, 1993.
  20. Е.С. Идеологическое воспитание молодежи в США. Свердловск: УрГУ, 1989.- 115 с.
  21. Е.С. Американская социология: традиции и современность. Курс лекций. Екатеринбург- Бишкек: Деловая книга- Одиссей, 1997.-175 с.
  22. Бардымова J1.A. Организационно-правовые проблемы работы с молодыми сотрудниками по закреплению их на службе в органах внутренних дел: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.
  23. Бауман 3. Мыслить социологически: Учебное пособие/ Перевод с английского под редакцией А. Ф. Филиппова. М.: Аспект Пресс, 1996.-255 с.
  24. В.А., Сандулов Ю. А. История западной социологии. СПб.: Лань, 2002.- 284 с.
  25. В.Д. Патриотическое воспитание в ОВД // Профессионал. 2004 г. -№ 1. — С. 21 -26
  26. В.Г. Текучесть кадров в органах внутренних дел: Аналитический обзор. М., 1999.- 40 с.
  27. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. М.: Academia. 1999. — 965 с.
  28. ЗКБелянва Л. А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические. Исследования. -2001. № 6 С. 44 — 53
  29. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.-267 с.
  30. Большая Советская Энциклопедия. -М.: «Сов. энц- ия» 1970. С. 216
  31. П.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60 90-х годов). Диссертация в виде научного доклада на соискание научной степени доктора социологических наук. -Новосибирск, 1993.-69 с.
  32. В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976.-365 с.
  33. B.C. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда//Общество и экономика. 1997. № 7−8. — С. 66 — 72
  34. В.Г. Система регионального рынка труда: социально-экономические методы регулирования. Автореферат диссертации на соискание ученой степенидоктора экономических наук. СПб, 1997.-37 с.
  35. В.В. Некоторые аспекты формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе // Психология в управлении, политике и праве: Материалы межвузовской межрегиональной научной конференции. М., 2003. С. 43 — 49
  36. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1988.-274 с.
  37. Т.Н. Адаптация субъекта на рынке труда потери или приобретения? / РАН, Сибирское отделение. Институт экономики и организации промышленного производства. — Новосибирск, 1997. — 42 с.
  38. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-ое издание, дополненное и переработанное. М.: Гардарика, 1998−312 с.
  39. М.А. Эффективность организации межличностных отношений в коллективах со специальными уставными задачами. Дипл. работа накафедре социальной безопасности УГТУ-УПИ. Машинописная рукопись. Екатеринбург, 2005.
  40. A.M., Рековская И. Ф. Переход к рынку и «социальное самочувствие». (Сводный реферат)// Социологические исследования в России. Вып. 2. Реферативный сборник. — М.: ИНИОН, 1993.
  41. Ю.Р. Ценностные и социокультурные ориентации молодежи // Социологическое обозрение (информационно-аналитический сборник).- Екатеринбург, 1997.- Вып. 1.- С.35−39.
  42. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Нижн. Тагил, 1995.-311 с.
  43. Выбор молодежью жизненного пути: (Опыт межрегион, социол. исслед.)/ Т. И. Адуло, Е. М. Бабосов, Е. А. Борковская и др.- Под. ред. Е. М. Бабо-сова, М. X. Титмы- АН БССР, Ин-т философии и права, — Минск: Наука и техника, 1988.
  44. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998 г.-158 с.
  45. А.Б. Философское содержание и функции теории адаптации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. JL, 1988. — 40 с.
  46. H.A. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. Л.: ЛГУ, 1986.-324 с.
  47. Э. Конструирование общества: очерки теории структурации //Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.-С. 40−72
  48. Э. Социология: учебник 90-х годов.- Челябинск, 1991.- 276 с.
  49. В., Магун В. Уволенные на рынке труда: Новая работа и социальная мобильность // Социологический журнал. 1994. — № 1. С. 134 -149
  50. Главное управление кадров МВД России. Текучесть кадров в органах внутренних дел. М., 1999.- 43 с.
  51. Главное управление кадров МВД России. Текучесть кадров выпускников образовательных учреждений МВД России. Аналитический обзор. — М., 2003.-54 с.
  52. Е.И., Панина Н. В. Интегральный индекс социального самочувствия. Киев: Институт социологии HAH Украины, 1997. — 82 с.
  53. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994. — № 8−9. — С. 3−15
  54. H.A., Тучков А. И. Энциклопедия труда и занятости / СПб. Издательство С-Пб государственного университета экономики и финансов. 1997.-239 с.
  55. Горлинский И. В, Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М.: МЦ ГУК МВД РФ, 1997. 267 с.
  56. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи/ Е. И. Головаха- АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1988.
  57. O.A. Занятость молодежи : Состояние и механизм регулирования: Дис. канд. социол. наук.- Белгород, 1996.
  58. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), одобренная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. М., 1996.
  59. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведе-ние: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 1998.
  60. О.Г. Социальное настроение в ситуации выбора профессии: Авто-реф. дис. канд. социол. наук.- Саратов, 2002.
  61. JI. Молодежь профшколы и рынок // Молодежь: цифры. Факты. Мнения.- 1995.-№ 2−3.
  62. .М., Поликарпов В. А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии // Социол.исслед. 1990.- № 7.
  63. Х.С., Сальников В. П., Федоров В. П., Худяк А. И. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов. СПб.: СПбЮИ МВД РФ, 1996. 252 с.
  64. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд. «ЭКСМО Пресс»
  65. А.Д. Молодежь сегодня: самоутверждение через рынок (размышления над материалами социологических исследований) // Философская и социологическая мысль.- 1993.- № 2.
  66. И.А. Социальная защищенность сотрудников органов внутренних дел: Актуальные проблемы кадровой политики и управления (напримере исследования в Центрально-Черноземном регионе). Сборник Академии управления МВД России. М., 2001. 278 с.
  67. ЮЛ. Адаптация динамики, прогнозирование и информационное обеспечение системы. Куйбышев, 1974. 187 с.
  68. Л.Д. Психологические аспекты индивидуальной профессиональной адаптации. Барнаул, 1980.-236 с.
  69. Т.Г., Тарасова К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека. М., 1976.-273 с.
  70. М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда. Л., ЛГУ, 1976.-369 с.
  71. М.А., Крылов A.A. Методические указания по курсу «психология труда для студентов 030 факультета психологии ЛГУ». Л., ЛГУ, 1985.-45 с.
  72. В.И., Кравченко А. И. Социология: в 3-х Т. Т. З Социальные институты и процессы. М.: Инфра — М, 2000.
  73. В.И., Кухтевич Т. Н. и др. Общество-высшая школа-молодежь.-М., 1995.
  74. Ю.В. Психологические трудности профессионального становления выпускников высших образовательных учреждений МВД России и пути их преодоления: Автореф. канд. психол. наук. М. 2004.
  75. О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. № 6. — С. 110−119
  76. О.Н., Мытиль A.B. Две модели адаптации к социальным изменениям // Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В. А. Ядова. М.: Канон — пресс — Ц. 2001. — С 609 — 620
  77. Г. С. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров. СПб., СПбГУ, 1995.-263 с.
  78. Э. О разделении общественного труда. М., 1991. — 572 с.
  79. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Изд-во «Питер», 2002. — 273 с.
  80. .А. Рынок труда и занятость в современной России (критический анализ) СПб: Издательство С-Пб университета экономики и финансов, 1993.-76 с.
  81. С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблема его формирования в России // Общество и экономика. 1997. № 7−8. — С. 48 — 58
  82. .В. Формирование региональной системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи : Автореф. дис. канд. соци-ол. наук.- Саранск, 2004.
  83. И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. Казань, 1991. -258 с.
  84. Занятость и рынок труда: Новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.-М.6 Наука, 1998.-254 с. 99.3аславская Т. Н. Социокультурный аспект трансформацмм российского общества // Социологические исследования. 2001. № 8. — С 3 — 11
  85. Т.Н., Рывкина Р. В. Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. М., 1974
  86. Г. Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург.: Институт управления и экономики, УрГППУ, 1997. 524 с.
  87. А.Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после" М., 2003.465 с.
  88. Е.А. Жизненный успех «молодых взрослых»: Типология и детерминирующие факторы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М. — 1997. — 29 с.
  89. В.И. Риск как предмет социологического анализа // Социол. Ис-след. 1999. — № 4. — СС. 3−4
  90. А.Т. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. 4.1 5. М.: ассоциация «Профобразование», 1993.-342 с.
  91. С.Д., Журавлева В. Н., Козлова Л. Л. и др. Социальный менеджмент: Учебник для вузов / Под редакцией С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1998. 271 с.
  92. Н.В. методологическая и гносеологическая функция понятия «социальная адаптация» // Марксистско-ленинская философия и проблемы научного познания. (Сб. ст.) Кишинев: Штиинца. 1988. С. 122
  93. Э.А. Социология XX века: история и технологии: учебное пособие для вузов. Ростов-на Дону: Феникс, 1996. — 312 с.
  94. М.О., Киселева Е. А., Храмов Е. Ю. Методические рекомендации по психологическому обследованию кандидатов на службу в органы внутренних дел на этапе предварительного изучения. М., 1998. -241 с.
  95. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: Проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ, 1998 — 694 с.
  96. Е.Д. основные направления государственной политики на российском рынке труда // Общество и экономика. 1997, № 7−8. С. 8 — 14
  97. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. -348 с.
  98. A.A. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы // Вопросы психологии. 1980. № 4. — С. 24−40
  99. А.И. Психология управления, учебник М.: Академия управления МВД СССР, 1979. — 368 с.
  100. Е.В. Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел: изучение, формирование, использование (по материалам опроса руководителей ОВД) // Вестник МВД России. 1999. 1(42). С. 32 — 36
  101. Л.М. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1979.-297 с.
  102. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. -185 с.
  103. С.С. Потребность в профессиональной карьере: права, обязанности и гармоничное развитие личности // Вестник Дальневосточной государственной академии экономики и управления. 1998. — № 2. — С. 112−117
  104. И.К. К вопросу о взаимосвязи социально-психологической адаптации с развитием индивидуальной личности. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. Под ред. Бодалева A.A. М., 1980. -397 с.
  105. Ю. Варианты адаптивного поведения // Мониторинг общественного мнения. -2002. № 1 (57). — С. 7 -14
  106. Х.Х., Шамаров В. М. Основы воспитательной работы в органах внутренних дел. М., 1998. 356 с.
  107. H. Понятие риска // THESIS. 1994. Вып. 5. — СС. 135 — 136.
  108. B.C. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда // Социологические исследования. 1993. № 10. — С 73 — 83
  109. М.И., Касперович Ю. Г. Актуальные вопросы психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел. МЦ ГУК МВД РФ. 95 с.
  110. B.JI. Педагогические основы изучения личности военнослужащего, проблема профотбора и профориентации. JL, 1977. 184 с.
  111. A.JI. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста. Л., ЛГУ, 1987.-287 с.
  112. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждений МВД России. М., 2000. 74 с.
  113. Методические рекомендации по организации и проведению работы с молодыми сотрудниками в период профессиональной адаптации. Екатеринбург, 2002. 82 с.
  114. В.И. Устойчивость физиологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., Изд-во «Наука», 1982.-325 с.
  115. М.П. Выбор профессии риска и его влияние на жизненное самоопределение молодежи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ек б. 2005. — 200 с.
  116. Г. А. Промышленные рабочие в России: адаптация, дифференциация, мобильность // Социологический журнал. 1998. — № 1−2. — С. 209−223
  117. Г. М. Обязанности, права и ответственность начальника гор-райорганов внутренних дел в работе с кадрами. М., 2002. 96 с.
  118. Н.И., Колос И. В. Организация профессионально-психологического отбора в органы внутренних дел и внутренние войска МВД России. М., 1989. 165 с.
  119. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Москва. Кремль. 15 января 2000 г. Одобрена решением Всероссийского совещания работников образования, утверждена Федеральным собранием. М., 2000.
  120. Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России. М., 235 с.
  121. П.П. Проблемы профессиональной адаптации выпускников оперативно-розыскной специализации ДВЮИ МВД России // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2001, — № 1. С. 89 -92.
  122. О милиции: Закон Российской Федерации.
  123. О текучести кадров молодых специалистов. ГУ К МВД РФ. Исх. № 21/1 618 138 от 24.12.2003.
  124. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие). Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М.: МВД РФ, 1997 г. 176 с.
  125. Основы управления персоналом (кадрами) в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-ое перераб. и доп. / Под ред. 3.3. Абубакирова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 175 с.
  126. Т. О социальных системах / Под редакцией В. О. Чесноковой и С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. — 832 с.
  127. В.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений. М., Воен-издат, 1991.-78 с.
  128. Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для вузов. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. — М.: Логос, 2001.-296 с.
  129. В.Г. Социальная адаптация молодежи в начальный период перехода к рыночным отношениям. Екатеринбург, 1994. — 69 с.
  130. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Екатеринбург, 1997.-49 с.
  131. В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. На правах рукописи. Екатеринбург: УрГУ, 1997.-333 с.
  132. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в РФ».
  133. Положение о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 30.06.1994 г. № 221.
  134. Приказ МВД РФ № 829 от 06.11. 2003 г. «Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации».
  135. Приказ МВД РФ № 965 от 08.10.2002 г. «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел».
  136. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпресс, 1995.-296 с.
  137. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИДАНА, 2001 г. — 275 с.
  138. Проблемы психологии воинского коллектива. Под ред. Шеляга В. В. М., Воениздат, 1973.-293 с.
  139. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского, 2-е изд. М.: Полит. Издат., 1990 г. 362 с.
  140. Порошу к С. Д. Общетеоретические аспекты социально-правовой защиты сотрудников милиции. М., 1994. 96 с.
  141. С.Д. Социально-правовая защита сотрудников милиции: от декларативности к гарантиям. // Материалы научно-практической конференции. М., 1993.-С. 32−37
  142. Правовое государство и пробелы реформирования правоохранительных органов // Сборник трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 5. Ч. 2. СПб., 1995. С. 26−31
  143. Практика профилактики профессиональной деформации и нарушений законности среди сотрудников органов внутренних дел. М., 2000. 174 с.
  144. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1993.-287 с.
  145. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Учебное пособие / Под ред. Г. С. Никифорова СПб.: 1995. — 84 с.
  146. Проблемы психологии воинского коллектива. Учебное пособие /Под ред. Шеляга В. В. -М.: Воениздат, 1973 г. 73 с.
  147. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 1070 -р «Об улучшении профориентации населения».
  148. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» п.п. 2.1,2.2,2.3.
  149. JI.M. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Томск, 1973.-23 с.
  150. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. -М.: Изд-во «Красная площадь», 1996.-397 с.
  151. A.A. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СпбГУ. Серия психологии. 1995, № 3. С. 32−43
  152. А.И. О содержании понятия «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд. 1997. — № 3. С. 23 — 25
  153. М.В. Адаптация личности в социуме. Новосибирск: «Наука». 2002.- 173 с.
  154. А.Д. Социально-правовая защита оперативных служб органов внутренних дел. Академия МВД РФ. Обзорная информация. М., 1997.-65
  155. Сборник нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. -М.: ГУК МВД России, 2001 г.
  156. АЛ. Социальная психология управления. J1.: ЛГУ, 1986. -358 с.
  157. А.Н. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Автореф. дис. канд. философ, наук. Л.: ЛГУ 1974.
  158. Ю.В. Как прогнозировать стабильность кадров: Экспресс-информация НЦУ и С Академии МВД России. 1991 Выпуск 4. С. 46 — 58
  159. Л. Почему мы так говорим // Наука и жизнь. 1988. № 8. С. 39
  160. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин Минск.: ХАРВЕСТ, 1998 г.-345 с.
  161. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -СП-б.: Питер, 2000.-358 с.
  162. Текучесть кадров в органах внутренних дел: Аналитический обзор. М.: ЦИ и НМОКП МВД РФ. 2002. 47 с.
  163. C.B. Особенности прохождения женщинами службы в милиции (социально- психологический аспект) / C.B. Тернова, О.В. Родимуш-кина // Вестник МВД России. 1997. № 6 (35).
  164. О.В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников ОВД. М., 1999.-265 с.
  165. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибано-ва. М.: ИНФРА-М, 1997.-235 с.
  166. Управление персоналом на производстве: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.-381 с.
  167. В.И. Кадровая политика МВД России на современном этапе // Вестник МВД России 1999. № 1 (42). С. 41 — 56
  168. С.В. Управление персоналом современной организации М.: Бизнес — школа «Интел — синтез», 2000. — 389 с.
  169. Р.Х. Организации: структуры. Процессы, результаты. СП-б .: Питер, 2001 -435 с.
  170. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военного учебного заведения: Автореф. дис.канд. психол. наук. М.: ВПА, 1982.
  171. Е.Ф. Теория и практика социального управления. М., 1997. 247 с.
  172. Burke W., Hornstein Н. The Social Technology of Organisation Development. California, 1972. P. 369.
  173. Cummings Т., Huse E., Organisation Development and Change. P. 423.
  174. French W., Bell C., Zawacki R., Organisation Development. Texas, 1983.
  175. Parsons T. The Social System. N.Y.: Free Press. 1951. P. 552
Заполнить форму текущей работой