Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование экологических и топливо экономических показателей работы двигателя с принудительным зажиганием применением предварительной термохимической конверсии метанола

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате эндотермического преобразования химическая энергия конвертированного топлива возрастает по отношению к энергии исходного топлива на величину, равную количеству утилизированной теплоты выпускных газов. Регенерированная часть отходящей теплоты с конвертированным топливом вводится в двигатель для повторного участия в организации рабочего цикла. Такой способ утилизации отводимой из цикла… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • Глава 1. ТЕРМОХИМИЧЕСКАЯ КОНВЕРСИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
    • 1. 1. Проблемы экологии и энергетики автотранспорта
    • 1. 2. Нормирование экологических и энергетических показателей автотранспортных средств и пути их улучшения
    • 1. 3. Организация процесса предварительного термохимического преобразования топлива в составе системы питания двигателя
    • 1. 4. Выводы, постановка цели и задач диссертационной работы
  • Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ТЕРМОХИМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТОПЛИВ В СОСТАВЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
    • 2. 1. Эффект термохимической регенерации тепловой энергии отводимой в рабочем цикле комбинированной энергетической установки, включающей систему предварительной конверсии топлива
    • 2. 2. Особенности показателей рабочего цикла двигателя с термохимической регенерацией отводимой теплоты
    • 2. 3. Вопросы математического моделирования явлений переноса теплоты в системе выпуска двигателя с системой термохимического преобразования топлива. Тепловой расчет реактора
    • 2. 4. Согласование энергетических потоков при термохимическом преобразовании топлива в составе системы питания двигателя с принудительным воспламенением
    • 2. 5. Анализ влияния продуктов конверсии метанола на топливо экономические и экологические показатели двигателя с искровым зажиганием
  • ГЛАВА 3. ОБЪЕКТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЙ
    • 3. 1. Задачи экспериментальных исследований
    • 3. 2. Экспериментальная установка и оборудование
    • 3. 3. Методика проведения исследований на моторном стенде
    • 3. 4. Оборудование, аппаратура и методы проведения исследований двигателя в составе автомобиля на стенде с беговыми барабанами
    • 3. 5. Оценка погрешностей измерений
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Результаты термометрирования выпускного тракта двигателя при его работе на метаноле
    • 4. 2. Результаты исследования по оценке аэродинамического сопротивления реактора конверсии метанола
    • 4. 3. Результаты исследования влияния режимных параметров двигателя с опытной системой конверсии метанола на эффективность термохимической регенерации теплоты ОГ
    • 4. 4. Исследования топливо экономических показателей двигателя с термохимической регенерацией теплоты ОГ
    • 4. 5. Исследования экологических показателей двигателя с системой питания с термохимическим реактором конверсии метанола

Совершенствование экологических и топливо экономических показателей работы двигателя с принудительным зажиганием применением предварительной термохимической конверсии метанола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Использование автомобильного транспорта в жизнедеятельности человека стало неотъемлемой частью общественного развития. Однако моторизация общества выдвигает ряд серьезных социальных проблем, среди которых экология и сохранение природных ресурсов. Автомобилиосновные потребители энергии и одни из главных источников загрязнения атмосферы. Наиболее энергоемким и экологически опасным компонентом автомобиля является его энергетическая установка. Главные направления совершенствования автомобильных энергоустановок в настоящее время определяются двумя важнейшими социально-экономическими проблемами:

— рациональное использование топлива нефтяного происхождения, в том числе замена его альтернативными энергоносителями;

— снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду.

Постоянно ужесточающиеся международные требования по ограничению выброса вредных веществ автотранспортными средствами (АТС) и экономии энергоресурсов требуют от производителей разработки принципиально новых энергетических установок, работающих на новых экологически чистых видах топлив ненефтяного происхождения. Особое место среди альтернативных топлив, используемых в двигателях с принудительным воспламенением, занимает водород и водосодержащие газовые смеси (синтез — газы).

Водород интересен в данном случае, во-первых, как реагент с собственными, весьма высокими характеристиками сгорания (его нормальная скорость горения равна 250 см/с, в то время как скорость горения отдельных групп углеводородов бензина не превышает 40 см/с) [1,22], во-вторых, как химически реакционно-активный компонент, оказывающий эффективное воздействие на процессы образования вредных веществ.

Применение водорода в автомобиле сразу упирается в проблему энерговооруженности (или, проще говоря, запаса хода) автомобиля. Существующие системы хранения водорода неприемлемы для автотранспорта либо вследствие малой емкости, либо вследствие технической сложности и недостаточной безопасности в эксплуатации и аварийных ситуациях [50,53,77]. Даже наилучший из них по энергоплотности — криогенный — уступает по этому показателю нефтяным топливам в несколько раз, не говоря уже о том, что в техническом отношении он неизмеримо сложнее систем хранения и транспортирования жидких топлив.

Снижение расхода топлива, как нефтяного, так и альтернативного, транспортными двигателями является одним из решений уменьшения выбросов вредных веществ. Топливо экономические характеристики ДВС в основном обусловлены эффективностью использования теплоты подводимой в его рабочем цикле.

По данным внешнего теплового баланса поршневого двигателя существенная часть энергии топлива, вводимого в цилиндр, не реализуется в виде работы, а выводится из цикла, в том числе и с выпускными газами, обуславливая тем самым соответствующие необратимые потери цикла.

В двигателях с искровым зажиганием доля потерь энергии топлива, уносимой из рабочего пространства с отработавшими газами, составляет 30.55%, что соответствует 12 000.23000 кДж на каждый килограмм израсходованного топлива [22].

Традиционные способы регенерации теплоты, направленные на снижение тепловых потерь с отработавшими газами, используются в крупных судовых и стационарных силовых установках, в частности на основе применения котлов-утилизаторов для получения пара или горячей воды. На двигателях меньшей размерности, например, автотракторного типа реализация подобных способов утилизации тепловой энергии отработавших газов практически трудно осуществима.

В двигателях такого типа располагаемая энергия газового потока на выходе частично может быть преобразована в работу в волновых обменниках давления или в газовых турбинах. В последнее время получают также развитие исследования по разработке для транспортных силовых установок утилизационных контуров, работающих по циклу Ренкина [21,103].

Отдельной и ещё малоисследованной проблемой является поиск возможности утилизации располагаемой тепловой энергии отработавших газов на основе использования предварительного термохимического преобразования исходного вида топлива в другой вид топлива (названным [51,82,88,110] конвертированным топливом) с более высокими энергетическими возможностями. Сущность данного способа регенерации заключается в том, что процесс химического преобразования исходного топлива сопровождается поглощением теплоты, отбираемой от выпускных газов двигателя, в термохимическом реакторе, выполняющего в данном случае роль утилизационного устройства.

В результате эндотермического преобразования химическая энергия конвертированного топлива возрастает по отношению к энергии исходного топлива на величину, равную количеству утилизированной теплоты выпускных газов. Регенерированная часть отходящей теплоты с конвертированным топливом вводится в двигатель для повторного участия в организации рабочего цикла. Такой способ утилизации отводимой из цикла двигателя тепловой энергии назван термохимической регенерацией теплоты отработавших газов, так как в его основу положен принцип термохимического преобразования энергии исходного топлива на более высокий энергетический уровень с использованием теплоты ОГ.

Реализация данного способа утилизации тепловой энергии отработавших газов двигателей позволяет комплексно решать проблемы повышения их топливной экономичности и снижения токсичных выбросов в атмосферу, так как газообразные продукты конверсии исходного жидкого топлива содержат в своем составе в основном оксид углерода и водород и химически активные продукты переходных реакций — альдегиды, переоксиды и др.- участие которых в организации рабочего цикла двигателя, как было отмечено выше, способствует совершенствованию процесса сгорания.

Принципиальная возможность осуществления термохимической регенерации теплоты отработавших газов в поршневом двигателе обусловлена, главным образом, благодаря наличию двух обстоятельств. Первое заключается в том, что отдельные виды углеводородов обладают способностью под воздействием теплоты вступать в реакции конверсии с эндотермическим эффектом. Второе — температурный уровень теплоты отработавших газов двигателя является достаточным для эффективной организации конверсионного процесса этих углеводородов, в частности, при соответствующем выборе активирующей каталитической среды.

Впервые термохимические превращения топлива, сопровождающиеся эндотермическим эффектом, предложили использовать в теплоэнергетических установках И. И. Перелетов (паровая конверсия) и В. Г. Носач (смешанная конверсия) в 1964 г. [82]. По схеме, предложенной В. Г. Носачем, природное топливо, используемое для питания теплосиловой промышленной установки, перед сжиганием конвертировалось в среде со своими продуктами сгорания, содержащими в своем составе диоксид углерода и пары воды — реагенты реакции конверсии.

При организации эндотермического процесса конверсии в условиях работы двигателя внутреннего сгорания важным вопросом является выбор исходного углеводородного соединения, способного при относительно невысоком среднем уровне отработавших газов (теплоносителя) конвертировать в целевые газообразные продукты заданного химического состава (монооксид углерода и водород).

Накопленный в исследовательской практике опыт показывает, что продукты конверсии традиционных нефтяных топлив, в частности, бензина, полученные в высокотемпературном реакторе [8,95] на основе механизма экзотермических реакций неполного окисления углеводородов, имеют по сравнению с исходным продуктом более низкую теплоту сгорания, что исключает в принципе возможность реализации эффекта регенерации. В то же время организация эндотермического цикла конверсии углеводородов нефтяного топлива, в частности бензина, на основе высокотемпературных реакций их диссоциации с использованием теплоты отработавших газов представляется трудно осуществимой вследствие дефицита по температуре.

Наиболее целесообразным вариантом использования в качестве исходного продукта для конверсии являются химические соединения, имеющие температуру диссоциации (в соответствующей каталитической среде) ниже среднего температурного уровня отработавших газов двигателя, что обеспечивает принципиальную возможность утилизации их тепловой энергии для организации эндотермического цикла конверсии. К числу таких соединений относятся спирты (метиловый, этиловый и другие), простейшие эфиры (диметиловый, диэтиловый) и другие соединения.

Очевидный практический интерес среди перечисленных углеводородных соединений представляет метанол, который в мировом двигателестроении уже сам по себе (в недиссоциированном виде) рассматривается как одно из наиболее перспективных альтернативных топлив.

В настоящее время основным потребителем метанола является химическая промышленность, однако имеется обширная сырьевая база для увеличения его производства и более широкого использования в качестве моторного топлива. Кроме того, метанол, как и все другие перечисленные выше соединения, относятся к разряду возобновляемых источников энергии, синтезируемых из продуктов растительного происхождения (например, из отходов пищевой и деревоперерабатывающей промышленности), сырьевая база которых практически неисчерпаема.

Следует отметить также, что использование в энергетических установках топлив, получаемых из биомассы, обеспечивает поддержание баланса в атмосфере диоксида углерода СОг, так как его выбросы с продуктами сгорания практически полностью компенсируются в процессах фотосинтеза при выращивании биологического сырьевого продукта. Это способствует решению одной из важнейших мировых проблем — уменьшение парникового эффекта в биосфере.

Как уже отмечалось выше, по комплексу эффектов воздействия на показатели работы двигателя рассматриваемый способ отличается многофункциональностью. Направленный на повышение эффективности использования химической энергии топлива за счет снижения уровня необратимых потерь в цикле, он позволяет одновременно решать задачи экологического совершенствования рабочего процесса двигателя благодаря тому, что в состав конвертированного топлива входит водород, а также ресурсосбережения топлив нефтяного происхождения.

Настоящая работа посвящена совершенствованию экологических и топливо экономических показателей работы двигателя с принудительным зажиганием путём использования теплоты отработавших газов (её регенерации) для термокаталитического преобразования (конверсии) метанола в новый вид топлива — водородный синтез-газ с более высокими энергетическими показателями.

На защиту выносятся:

• Механизм воздействия продуктов конверсии метанола на процессы смесеобразования и сгорания в ДВС с искровым зажиганием (в рамках научной гипотезы).

• Способ утилизации теплоты отработавших газов двигателя с принудительным воспламенением на основе предварительного термохимического преобразования спиртового топлива.

• Зависимости по оценке эффективности термодинамического цикла поршневого двигателя с термохимической регенерацией энергии отработавших газов.

• Физико-математическое моделирование явлений переноса теплоты в системе выпуска двигателя с искровым зажиганием, оборудованного системой термохимического преобразования топлива. Метод теплового расчёта термохимического реактора преобразования метилового спирта.

• Условия согласования уровней располагаемой энергии греющего теплоносителя (потока ОГ в выпускной системе двигателя) и энергетических затрат на реализацию эндотермического процесса преобразования исходного топлива в конвертированное топливо с более высокими энергетическими качествами.

• Выявленный рабочий диапазон изменения скоростных и нагрузочных режимов ДВС с принудительным воспламенением, при которых располагаемый температурно-энергетический потенциал отработавших газов обеспечивает наибольшую эффективность регенерации их теплоты с использованием системы конверсии метанола.

• Данные по топливо экономическим и экологическим показателям двигателя с принудительным воспламенением, система питания которого оснащена термокаталитическим преобразователем метилового спирта.

• Данные по топливо экономическим и экологическим показателям автомобиля с искровым двигателем, оборудованным системой предварительного термохимического преобразования метанола.

• Рекомендации по совершенствованию показателей работы двигателя с искровым зажиганием, работающего по циклу с термохимической регенерацией теплоты ОГ.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Теоретически обоснован механизм воздействия продуктов конверсии метанола на процессы смесеобразования и сгорания в ДВС с искровым зажиганием.

2. Сформулирован и теоретически обоснован способ утилизации теплоты отработавших газов двигателя с принудительным воспламенением на основе предварительного термохимического преобразования спиртового топлива.

3. Проведено аналитическое исследование эффективности термодинамического цикла поршневого двигателя с термохимической регенерацией энергии отработавших газов.

4. Сформулировано и теоретически обосновано положение о совокупной утилизации как тепловой, так и химической составляющих энергетического потенциала отработавших газов двигателя, обуславливающее возможность повышения эффекта регенерации и его реализации в более широком диапазоне изменения нагрузочных и скоростных режимов работы двигателя. Это положение позволяет расширить представление о сущности способа термохимической регенерации, определив его не только, как утилизацию тепловой энергии выпускных газов, но и как регенерацию суммарной их энергии, имея в виду при этом и химическую компоненту.

5. С учетом параметров исследуемого искрового двигателя разработан опытный образец реактора конверсии метанола, работающего в составе его системы питания, который конструктивно и функционально объединен с каталитическим дожигателем продуктов неполного сгорания (СН и СО) топливовоздушной смеси, что позволяет одновременно совершенствовать его экологические показатели.

6. Выявлен рабочий диапазон изменения скоростных и нагрузочных режимов ДВС с принудительным воспламенением, при которых располагаемый температурно-энергетический потенциал отработавших газов обеспечивает наибольшую эффективность регенерации их теплоты с использованием системы конверсии метанола.

7. На основе результатов исследования разработаны рекомендации по совершенствованию показателей работы двигателя с искровым зажиганием Vh=l, 478 л (D=82 мм, S=70 мм), реализация которых позволила на номинальном режиме работы снизить удельный эффективный расход теплоты на 15,5% и 10,2 по сравнению с его работой на бензине марки «Регуляр-91» (ГОСТ Р 51 105−97) и метаноле, соответственно.

8. Экспериментальные исследования автомобиля A3JIK-2141 с искровым двигателем Vh=l, 478 л (D=82 мм, S=70 мм), оборудованным системой предварительного термохимического преобразования метанола, установили улучшение его топливной экономичности, оцениваемое расходом энергии на 100 км его пробега при испытаниях по ездовому циклу ГОСТ 20 306–85, на 15,1 и 9% по сравнению с бензиновым и метанольным вариантами, соответственно. Испытания этого же автомобиля по ездовому Правил № 83 ЕЭК ООН позволили определить улучшение его экологических характеристик, определяемых выбросами нормируемых вредных компонентов с отработавшими газами двигателя при его работе на ПКМ по сравнению бензиновым и метанольным питанием: выбросы СО снизились на 88 и 55%, СН — на 71 и 25%, NOx — на 60 и 8%, соответственно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильный справочник. Пер. с англ. — М.: Изд. «За рулём», 1999. — 896 с.
  2. Е.Е., Сабиров Ж. М., Смаль Ф. В. Синтетические топлива и перспективы их применения на автомобильном транспорте. М.: НИИАТ, 1979.-43 с.
  3. Н.С. Общая и неорганическая химия. — М.: Высш. шк., Изд. Центр «Академия», 2001. 743 с.
  4. И.В., Куров Б. А., Лаптев С. А. Испытания автомобилей. — М.: Машиностроение, 1988. 192 с.
  5. Н.М. Основы теплопередачи. Киев: Высшая школа, 1989. — 343 с.
  6. Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. — М.: Наука, 1972. — 720 с.
  7. В.М. Основы численных методов. М.: Высш. шк., 2002. — 840 с.
  8. Веселов В. В, Рафал А. Н. Состав газа конверсии углеводородов. Киев: Наукова думка, 1986. — 188 с.
  9. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. Москва -Свердловск: Машгиз., 1962.-270 с.
  10. Ю.Воинов А. Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях.- М.: Машиностроение, 1977. 277 с. 11 .Выбросы парниковых газов энергетическим комплексом России на период до 2020 года. М.: Энергоиздат, 2001. — 53 с.
  11. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высш. шк., 2003. 479 с.
  12. Л.И. Двигатели внутреннего сгорания: Физические основы технической диагностики и оптимизации управления. — Минск: Наука и техника, 1995.-270 с.
  13. Г. Р., Брусиловский А. И. Справочное пособие по расчету фазового состояния и свойств газоконденсатных смесей. М.: Недра, 1994. -284 с.
  14. А.А. Применение автомобильных бензинов. — М.: Химия, 1972. — 368 с.
  15. А.А., Кампфер Г. М. Испаряемость топлив поршневых двигателей.-М.: Химия, 1982.-264 с.
  16. Р.С., Овчинский Б. В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. М.: Наука, 1970. — 215 с.
  17. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. ГОСТ 1 484 681. -Введ. 01.01.82. -М., 1981.
  18. Двигатели автомобильные. Основные термины и определения. ОСТ 37.001.295 84. -Введ. 01.01.85. -М., 1984.
  19. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Учеб./ В. Н. Луканин, М. Г. Шатров, А. Ю. Труш и др.- Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высш. шк., 1995. -256 с.
  20. Двигатели внутреннего сгорания. В 4 т. Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1980 — 85 гг.
  21. В.П., Колчин А. И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М.: Высш. шк., 2002. — 496 с.
  22. А.В., Шатров Е. В. Топливная экономичность бензиновых двигателей. — М.: Машиностроение, 1985. 208 с.
  23. А.В., Васильев А. В., Мищенко А. И. Использование метанола в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением. Харьков: ИПМаш АН УССР, 1984. — 42 с.
  24. ЗО.Звонов В. А. Образование загрязнений в процессах сгорания. Луганск: ВУГУ, 1998.-126 с.
  25. ЗЗ.Звонов В. А., Козлов А. В., Кутенёв В. Ф. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле. М.: НАМИ, 2001. — 248 с. 34.3вонов В.А., Черных В. И., Балакин В. К. Метанол как топливо для транспортных двигателей. Харьков: Основа, 1990. — 150 с.
  26. В.А., Черных В. И., Заиграев Л. С. Технико-экономические и экологические показатели применения метанола как топлива для двигателей внутреннего сгорания//Экотехнология и ресурсосбережение, 1995,№ 4.-с. 11−18.
  27. Н.А., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса ДВС. М., 1997.
  28. И.Е. Гидравлические сопротивления. — М., J1.: Госэнергоиздат, 1954.-316 с.
  29. С.И. Курс химической термодинамики. М.: Высшая школа, 1986. -268 с.
  30. С.И. Термодинамика: Учеб. для вузов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.-416 с.
  31. А.С. Основы сжигания газового топлива. Справочное пособие. — Л.: Недра, 1987. 336 с.
  32. Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 592 с.
  33. В.П. Техническая термодинамика. М.: Изд. ВАБВ, 1954. — 708 с.
  34. В.Ф. Метод оценки эффективности рабочего процесса на режимах малых нагрузок и глубокого дросселирования. // Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз. сб. научн. тр. МАМИ. М., 1995. — с. 189−195.
  35. В.Ф., Корнилов Г. С., Фомин В. М., Хрипач Н. А. Регенерация теплоты отработавших газов ДВС путем термохимического преобразования спиртового топлива / Автомобили и двигатели: Сб. научн. тр. /НАМИ.-М., 2003.-Вып. 231.-е. 135 145.
  36. В.Ф., Куров Б. А. Российское и международное нормирование вредных выбросов автотранспортных средств. // Автомобильная промышленность, 1993, № 12.-е. 30−33.
  37. В.Ф., Кутенёв В. Ф. Водород экологически чистое топливо для автомобилей // Международный симпозиум «Альтернативная энергетика для автотранспортных средств, 1995. — с. 47 — 52.
  38. В., Кузнецов В., Никитин И. Автомобиль на водороде: новый взгляд на старую проблему / AutoShop Magazine, 1994, № 6. с. 90 — 92.
  39. В.Ф., Фомин В. М., Хрипач Н. А. Энергетический баланс процесса термохимической диссоциации метанола / Автомобили и двигатели: Сб. научн. тр. / НАМИ. М., 2003. — Вып. 231. — с. 86−102.
  40. В.Ф., Хрипач Н. А. Конструкции «водородных» ДВС. Поиски и решения / Автомобильная промышленность, 2003, № 11. с. 20 — 22.
  41. . В. Основы теории горения и газификации топлив. — М.: Изд. АН СССР, 1958. 380 с.
  42. Э.М. Аналитические методы в теории теплопроводности твердых тел. М.: Высш. шк., 2001. — 550 с.
  43. А.К., Лапин Ю. Д., Симонов В. П. Теплофизика. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 108 с.
  44. О.Н., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдения. М.: Наука, 1970. — 104 с.
  45. Д.К. Газоанализаторы. Проблемы практической метрологии. — М.: Изд-во стандартов, 1980. — 176 с.
  46. Г. А., Корн Т. М. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1968. — 720 с.
  47. Ю.С., Кузнецов В. В., Родькин К. П. Тепловой расчёт реактора для получения водородного топлива для газотурбинных двигателей // Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз. сб. научн. тр. МАМИ. — М., 1995.-с. 47−52.
  48. В.Ф., Игнатович И. В., Топунов В. Н. Теория и практика оценки токсичности двигателей суммарным показателем// Автомобильная промышленность, 1981, № 3. с. 8 — 9.
  49. В.Ф., Каменев В. Ф. Вредные выбросы автомобильных двигателей, нормирование и методы измерений. — М.: МАМИ, 1999. — 68 с.
  50. В.Ф., Свиридов Ю. Б. Экологические проблемы автомобильного двигателя и путь оптимального их решения // Двигателестроение, 1990, № 10.-с. 55−62.
  51. Н.В., Щурыгин А. П. Введение в теорию горения и газификации топлива//Изв. АН СССР. 1982. — с.81−92.
  52. А.И., Иванов В. Л., Манушин Э. А., Осипов М. И. Теплообменные аппараты и системы охлаждения газотурбинных и комбинированных установок. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 592 с.
  53. М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. — М.: Химия, 1979.-224 с.
  54. В.П. Топливо и его сжигание. М.: Металлургиздат, 1959 -598 с.
  55. В.Н., Буслаев А. П., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда 2. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 646 с.
  56. В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология. / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001. — 273 с.
  57. В.А., Шатров Е. В., Соколов В. В., Шифрин Г. Г. Бензо-метанольные смеси топливо для карбюраторных двигателей// Автомобильная промышленность. — 1980. — № 6. — с. 32 — 35.
  58. B.C., Стеженский А. И. Паровая конверсия метанола. Киев: Наукова думка, 1972. — 287 с.
  59. А. И. Основы химической термодинамики и кинетики химических реакций. М.: Машиностроение, 1981. — 240 с.
  60. В., Луканин В. Н., Хачиян А. С. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания. М.: МАДИ (ТУ), 2000. — 311 с.
  61. Р.З. Механизм и кинетика гомогенных термических превращений углеводородов. М.: Химия, 1980. — 224 с.
  62. Р.В., Ерохов В. И., Беляев В. Б. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1982. — 200 с.
  63. М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1977. -344 с.
  64. А.И. Применение водорода для автомобильных двигателей. — Киев: Наук, думка, 1984. 143 с.
  65. А.И., Ерохов В. И., Бекетов Б. А. Газобаллонные автомобили: Справочник. М.: Транспорт, 1992. — 175 с.
  66. К.А., Черняк Б. Я., Синельников Н. И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей. — М.: Машиностроение, 1971. 100 с.
  67. В.В. Теория эксперимента. М.: Наука. — 1965. — 175 с.
  68. В.В. Техническая термодинамика и теплопередача. — М.: Машиностроение, 1989. 559 с.
  69. В.Г. Методы повышения эффективности использования топлива в технологических процессах//Теплофизика и теплотехника, 1977, № 37. -с.44−47.
  70. В.Г., Кривоконь А. А. Повышение экономичности двигателя внутреннего сгорания путем конверсии топлива в продуктах сгорания//Промышленная теплотехника, 1985, т.7, № 5. с.88−92.
  71. В.Г., Кривоконь А. А. Совершенствование превращения топливной энергии в двигателях внутреннего сгорание//Вестник УкрАН, 1985, № 2. -с.63−67.
  72. М.К., Орлова Е. Г., Емельянов П. С. Основы гидромеханики. — М.: РКонсульт, 2003. 160 с.
  73. А.Н. Измерение расхода и количества жидкостей, газов и паров. -М: Наука, 1951. 107 с.
  74. Е.В., Белоусов А. Р., Кузнецов Б. В., Пахомов Д. Л. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы. — М.: Альпина Паблишер, 2002. 252 с.
  75. Правила ЕЭК ООН № 83.04. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ.
  76. И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 1975. — 320 с.
  77. И.Я., Рытвинский Г. Н. Конструкция автомобильных и тракторных двигателей. — М.: Высш. шк., 1986. 352 с.
  78. Н.У. Газогенераторы. М.: ГОНТИД, 1959. — 422 с.
  79. А. Я. Теоретические основы процесса синтеза метанола. М.: Химия, 1990. — 272 с.
  80. Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. -М.: Наука. 1971.- 192 с.
  81. .М. Газификация и конверсия автомобильных топлив. -Ташкент: «Фан» УзССР, 1984.-96 с.
  82. Н.Н. Цепные реакции. 2-е изд., исправл. и дополн.- М.: Наука, 1986.- 536 с.
  83. Н.Н. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности. М.: Наука, 1980. — 207 с.
  84. В.Г., Мартынов Ю. В. Принципы повышения эффективности тепломассообменных процессов. Калуга: Изд. Н. Бочкаревой, 1998.-508 с.
  85. Снижение токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Доклады участников симпозиума специалистов стран-членов СЭВ в декабре 1978 г. в Суздале. -М., 1981.-354 с.
  86. А.С. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах. М.: АН СССР, 1980.-427 с.
  87. .С., Скобцов Е. А., Кореи Е. К. и др. Испытания двигателей внутреннего сгорания. — М.: Машиностроение, 1972. — 368 с.
  88. В.Н. Газобаллонная аппаратура на легковом автомобиле. — М.: Транспорт, 2001. 43 с.
  89. Теплотехника: Учеб. для вузов/ В. Н. Луканин, М. Г. Шатров, Г. М. Камфер и др.- Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высш. шк., 2000. — 671 с.
  90. Г. А., Тюков В. М., Смаль Ф. В. Моторные топлива из альтернативных сырьевых ресурсов. — М.: Химия, 1989. 272 с.
  91. B.C., Серафимов Л. А. Принципы технологии основного органического и нефтехимического синтеза. — М.: Высш. шк., 2003. — 536 с.
  92. Топливная экономичность автотранспортных средств. Номенклатура показателей и методы испытаний. ГОСТ 20 306–85. Введ. 01.01.86. — М., 1985.
  93. Устройство для обработки топлива в двигателе внутреннего сгорания//Патент ФРГ № 491 258, МКИ Р.02 М 27/02. Сименс. -Опубл.06.02.91.
  94. X. Введение в измерительную технику: Пер. с нем. М.: Мир, 1999.-391 с.
  95. Н.А. Синтез-газ — новое альтернативное топливо для транспортных двигателей / Международный научно-технический журнал «Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо», 2003, № 5. — с. 54−56.
  96. B.C. Краткий справочник по теплотехническим измерениям. М.: Энергоатомиздат, 1990. — 320 с.
  97. Д.Д. Способ работы двигателя внутреннего сгорания//А.с.№ 1 275 100 СССР, МКИ Р.02 В 45/08. Заявлено 19.05.81. Опубликовано 07.12.86.
  98. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС. Алгоритмы прикладных программ / Р. М. Петриченко, С. А Батурин и др. -Л.: Машиностроение, 1990. 328 с.
  99. В.М. Математическая обработка результатов исследования. -М.: Физматиздат, 1988. 480 с.
  100. А.с. 1 184 935 СССР, МКИ F02 В43/08. Двигатель внутреннего сгорания/ В. А. Звонов, В. И. Черных, В. К. Балакин, В. Е. Леонов (СССР). -№ 3 698 613/25−06- заявлено 26.01.84.- опубл. 15.10.85, бюл. № 38.
  101. А.с. 954 592 СССР, МКИ F02 М 27/00. Автомобильный газификатор/ Ф. В. Смаль, Н. М. Пушкин, В. М. Городовицин, Е. Е. Аринов (СССР), № 2 993 924/25.06- заявлено 30.09.80- опубл. 30.08.82.
  102. А.с. № 1 071 790А /СССР/ Двигатель внутреннего сгорания. /Орлов В.В., Лигай С. А., Дмитренко В.И./ опубл. в Б.И., 1984, № 5.
  103. Заявка 54−23 683 Япония, МКИ С104 31/00. Установка для риформинга метанола Ниссан дзидося К.К. (Япония). № 51−46 096- заявлено 24.04.75, опубл. 15.08.79.
  104. Заявка 57−8308 Япония, МКИ F02 М27 702. Устройство для преобразования жидкого моторного топлива в газообразное//Ниссан дзидося К.К. (Япония). № 51−33 166- заявлено 26.03.76.- опубл. 16.02.82.
  105. Заявка 58−60 602 Япония, МКИ F02 М 27/02. Устройство для конверсии спирта. Ниссан дзидося К.К. (Япония). № 56−159 413, заявлено 03.10.81, опубл. 11.04.83.
  106. Пат. 2 717 993 ФРГ, МКИ F02 М26/02. Zueno, Nissan motor Co. заявлено 03.06.77, опубл. 24.11.77.
  107. Пат. 4 088 450, США, МКИ F02 J 81/02 HYDROGEN GENERATORAL KATUAKI KASAKA ETAL (ЯПОНИЯ) Nissan motor со. № 721 047- заявлено
  108. Пат. 4 318 369 США, МКИ F02 В43/03. Заявлено 06.06.79- опубл. 09.03.82, НКИ 123−3.
  109. Пат. 4 378 336 США, МКИ F02 U8/02, Monolith reactor/ Heeyoung Yoonetal (США), № 341 946- заявлено 22.01.82., опубл. 29.03.83, НКИ 422 201.
  110. Пат. 45 073&7 США, МКИ F02 В 43/08, Combustion engine system/ John Houseman etal. Пат 34 685- заявлено 12,05.83- опубл. 02.04.86, НКИ 123−3.
  111. Пат. США, Кл. F 026 43/08, № 3 635 200, опубл. 18.01.72.
  112. Benson R.S., et al. The thermodynamics and Gas dynamics of Internal Combustion Engines.- Oxford: Clarendon Press, 1982 -86.
  113. Bird, R.B., W.E. Stewart, E. N Lightfoot. (1960). Transport phenomena. New York, John Wiley & Sons.
  114. Blizard N.C., and Keck J.C. «Experimental and Theoretical Investigation of Turbulent Burning Model for Internal Combustion Engines», SAE paper 740 191 (1974).
  115. Churchill, S. W. and Chu, H. H. S. (1975). Correlating Equations for Laminar and Turbulent Free Convection from a Horizontal Cylinder. Int. J. Heat Mass Transfer, 1975, Vol. 18, ppl049−1053.
  116. Collier John G. (1972). Convective boiling and condensation. New York: McGraw-Hill Book Company.
  117. Daniel W.A. Engine Variable Effects on Exhaust Hydrocarbon Composition. SAE Paper 670 124, 1967, 22 p.
  118. , V. (1976). New equations for heat and mass transfer in turbulent pipe and channel flow. Int. Chem. Eng., Vol. 16, 1976, pp359−368.
  119. Greening, P.: The Future Of European Emission Regulations. Conference. Engine and Environment, Graz, 1997.
  120. Hauman D.J. et al. A Multi-step overall kinetic mechanism for the oxidation of hydrocarbons .//Combust. Sci. Technol. 1981. -25. P. 219−235.
  121. , H. (1983). Heat Transfer in Counter Flow, Parallel Flow and Cross Flow. McGraw-Hill, New York.
  122. Hirota T. Study of the methanol reformed gas engine // ISAE Review /1981-N4.-p.7−13.
  123. Hoseman G., Cerini W.G. On-board generator supplies hydrogen for i-c engine. — Automotive Engineering, 1974, № 8.
  124. Ilya Prigogine, Dilip Kondepudi Modern thermodynamics. From heat engines to dissipative structures. New York: John Wiley & Sons, 2002. — 462 P
  125. Incropera, F. P. and Dewitt, D. P. (1990). Fundamentals of Heat and Mass Transfer. Third Edition, John Willey & Sons.
  126. Iric W., Henkel H.I., Kostra H Research and Development Reports Compact Gas Generator for fuel Gasification aboard Motor vehicles, Siemens jern, 1978, № 2.
  127. Paul B. Analog Measuring and Control System for Jest Bench Experiments with a Gas Generator. -. Combustion Engine Combination, 1978, № 3.
Заполнить форму текущей работой