Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическая культура работника: Социально-философский аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем самым, экономическая культура из объекта собственно культурологического исследования во все большей мере превращается в предмет социально-философского анализа, а проблема ее формирования и развития становится проблемой конкретно-практической, требующей серьезных усилий не только по выявлению места и роли экономической культуры в структуре всей социальной культуры в целом, но и в области… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ Ь ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАБОТНИКА
    • 1. 1. Экономическая культура как духовное самовоспроизводство человека
    • 1. 2. Духовность хозяйствования как основа экономической культуры работника
    • 1. 3. Гуманизация и социализация экономической культуры современного работника
  • Глава 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАБОТНИКА
    • 2. 1. Мотивационные основания культуры труда
    • 2. 2. Социальные основания организационной культуры
    • 3. 1. Современные тенденции в развитии деловой культуры

Экономическая культура работника: Социально-философский аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема формирования и совершенствования экономической культуры относится к числу наиболее значимых проблем в современной гуманитарной науке. Переход России к рыночной экономике высветил серьезные препятствия и трудности, связанные с дегуманизацией социально-экономических отношений в обществе, ростом таких негативных явлений, как цинизм, стяжательство, коррупция, безработица, обнищание значительной части нашего населения. В этой связи встает актуальная задача осмысления всей системы ценностных ориентаций хозяйствующих субъектов, всего аксиологического поля современного хозяйствования. Выступая важной формой человеческой деятельности, предпринимательство должно развиваться в поле подлинно духовных, нравственных координат. Неслучайно, еще в 1973 г. на III Европейском симпозиуме менеджеров в Давосе (Швейцария) был принят специальный Манифест, в котором на первое место в системе ценностных ориентаций был поставлен не принцип максимизации прибыли, а принцип социальной ответственности предпринимателя перед обществом. Прибыль в этой концепции выступает уже не конечной целью человеческой деятельности, а средством достижения цели, в качестве каковой провозглашается создание и развитие системы социального партнерства.

В Российской Федерации также на протяжении последних лет предпринимаются попытки создания системы социального партнерства. Однако этому мешает отсутствие эффективной экономической культуры хозяйствующих субъектов, и прежде всего, самих работников. Именно с отI сутствием такой культуры мы связываем и современные социально-экономические деформации в обществе, когда почти четверть россиян живет за чертой бедности, а между доходами «бедных» и «богатых» групп населения, по официальным данным, существует четырнадцатикратный разрыв. Углубляющаяся социальная дифференциация в обществе предполагает поиск путей формирования эффективной, современной и гуманной экономической культуры, в основе которой лежали бы базовые, общечеловеческие принципы социальной справедливости, равноправия всех перед законом, гарантированного права на труд, свободы выбора рода деятельности, отказа от насилия и принуждения в сфере хозяйственных отношений. Только на базе соблюдения этих принципов можно реализовать идеалы социальной гармонии, соработничества, существенно повысить эффективность и качество труда человека в сфере экономики, сформировать социально-ориентированное рыночное хозяйство, гражданское общество и правовое государство. Вне экономической культуры эти цели осуществить нельзя.

Актуальность социально-философского анализа экономической культуры современного работника в российском обществе обусловлена также важными экзогенными и эндогенными процессами, происходящими в самой структуре общества: с одной стороны, наблюдаются глобализация, интернационализация, конвергенция различных социально-экономических систем, диверсификация производства, нарастание международной конкуренции, рост социальных и экономических рисков в сфере хозяйствования, недооценка собственного исторического опыта в сфере хозяйственных взаимоотношений. А с другой стороны, мы видим нарастание потребности вернуться к этому опыту, к традиции, нарастающее понимание тщетности надежд на то, что «Запад нам поможет», понимание того, что вестернизация или евразийство неспособны восполнить тот огромный потенциал, который мы унаследовали от предков и которым столь нерачительно до сих пор распоряжались. Таким образом, встает проблема социальной ответственности, социальной компетентности, формирования адекватного реалиям времени самосознания личности в контексте современной хозяйственной практики.

Тем самым, экономическая культура из объекта собственно культурологического исследования во все большей мере превращается в предмет социально-философского анализа, а проблема ее формирования и развития становится проблемой конкретно-практической, требующей серьезных усилий не только по выявлению места и роли экономической культуры в структуре всей социальной культуры в целом, но и в области разработки целостной концепции самой экономической культуры современного работника, понимания современной динамики и структурно-содержательных аспектов современной экономической культуры. Поскольку носителями экономической культуры выступают все члены общества (заказчики, инвесторы, работники, иждивенцы, потребители и т. п.), постольку данная проблема носит общесоциальный характер. В нашем исследовании мы сознательно сконцентрировались на анализе экономической культуры современного работника, поскольку именно работник (человек труда, трудящийся) является ключевым звеном в системе социокультурных взаимоотношений в сфере хозяйства. В условиях становления нового типа общества (которое одни авторы называют «информационным», другие — «постиндустриальным», третьи — «нетрадиционным», четвертые — «открытым» и т. п.) роль работника существенно изменяется. Это определяет изменение содержания, структуры (иерархии), динамики, функций самой экономической культуры. Представляется необходимым работать на опережение, формировать новый тип экономической культуры современного работника не на производстве, а уже на предварительной стадии — в сфере образования. Именно здесь закладываются основные культурообразующие характеристики будущего работника. И от того, насколько своевременно, правильно и эффективно они будут сформулированы и заложены в сознание и поведение будущих субъектов хозяйственной практики, зависит то, как скоро наше общество сможет выйти из системного кризиса и вступить в фазу устойчивого социально-экономического развития.

Состояние научной разработанности темы. Проблематика экономической культуры отнюдь не является новой для философии. В работах Д. Юма, А. Смита, Д. Локка, И. Т. Посошкова и других мыслителей «мануфактурного» периода, написанных еще в XVIII вв., в той или иной степени затрагивались конкретные вопросы, связанные с формированием экономической культуры. Достаточно вспомнить, что первая книга шотландского философа и политэконома А. Смита называлась «Теория нравственных чувств» (1759) и была посвящена целиком исследованию различных «страстей», которые проявляются в экономической сфере жизнедеятельности людей: тщеславию, корысти, эгоизму, стремлению к наживе и т. п. Не проводя строгой разницы между моралью и правом, А. Смит тем не менее обратил внимание на то, что многие из рассматриваемых им «страстей» мешают эффективной хозяйственной практике. Поэтому вполне логично звучал его призыв «поступать постоянно благоразумно, великодушно, человеколюбиво"1. Проблематика экономической культуры нашла свое продолжение в труда исследователей XIX в. (Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт, М. Вебер, Г. Зиммель, Й. Шумпетер, B.C. Соловьев, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков, А. А. Богданов, Н. Я. Данилевский, Г. П. Федотов, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, Н. К. Михайловский, П.А. Флоренский). Можно, в частности, отметить основной вывод социологии Н. К. Михайловского, который ставил во главу угла «человеческую личность, ее судьбы, ее интересы», а именно его идею об антагонизме физиологического и общественного разделения труда и о том, что органичный прогресс общества и личности прямо противоположны. Там, где происходит углубление общественного разделения труда, общество прогрессирует, а личность утрачивает свою цельность и индивидуальность2. Вместе с тем, в исследованиях этих мыслителей можно выделить определенную конраверзу: одни из них считали, что гедонизм и прагматизм нисколько не противоречит духовности, нравственности и справедливости, а культура хозяйства есть культура синтеза таких, казалось бы, несочетаемых элементов, как прагматизм и расчет, великодушие и гуманность. Другие исследователи наоборот полагали, что нельзя одновременно служить и Богу и Маммоне, и в качестве разрешения указанной дихотомии предлагали руководствовать идеалами высшего духовного порядка, абсолютными ценностями. Очевидно, что в основе первой версии в развитии хозяйственной практики и экономической культуры лежала протестантская этика и дух индивидуализма, тогда как в основе второй версии — православная традиция, идея соборности, всеединства, софийности, сизигии,.

1 Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. С. 177.

2 См.: Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв. СПб., 1989. С. 677, 684. артельности. В начале XX в. расхождения между двумя философскими направлениями в осмыслении культуры хозяйства еще более углубились в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией, переходом мировой экономики из стадии раннеиндустриальной в фазу зрелого индустриализма, усилившейся неравномерностью социально-экономического развития различных стран. Следует признать, что весь XX в. прошел под знаком колоссального ускорения в развитии производительных сил и социально-экономических отношений. Существенную трансформацию пережили отношения собственности, обмена, накопления, распределения, управленческие отношения. Философская рефлексия в контексте такой трансформации выявила нарастание сложности в самой организации данных отношений, ускорение их динамики, разнообразные тенденции и направления в их развитии. В связи с этим возрастает и степень разработанности проблематики экономической культуры, вопросов, связанных с осмыслением ценностных оснований самой экономической практики и способов ее социальной организации. Среди наиболее известных зарубежных исследователей, посвятивших свои работы изучению данного круга вопросов, были Т. Веблен, Дж.К. Гэлбрейт, Ф. Хайек, Я. Карнап, Р. Рют-тинген, В. Хойер, Р. Хизрич, М. Питере, Ж. Серваншрейбер, М. Хайдеггер, 3. Фрейд, К. Ясперс, Д. Судзуки. В их работах рассматривались вопросы, связанные со спецификой экономической (хозяйственной) культуры, поиском путей ее совершенствования и развития. В то же время более конкретно данные авторы проблематикой экономической культуры, естественно, не занимались. Вместе с тем можно выделить определенные направления в развитии представлений философов в области экономической культуры. Так, анализ философских аспектов предпринимательской культуры можно обнаружить в сочинениях К. Поппера, Х. Г. Гадамера, М. Фуко, а также отечественных исследователей Г. П. Черникова, С.И. Кре-това, T.B. Кашиной, Л. С. Гребнева и др. Направление, связанное с философским осмыслением культуры труда представлено в сочинениях А. П. Ветошкина, К. П. Стожко, Н. В. Каменских, О. Платонова, М.Г. Колосни-цина, А. С. Симакова, Т. Н. Сосниной, С. С. Тавмасяна, Э. Фетисова, И. И. Чангли, Л. М. Марцевой и др. Культуре производства посвящены отдельные фрагменты работ Х. З. Бадама, В. Г. Еропкина, X. Ионга, Э. Тоф-флерапроблематика бизнес-этики присутствует в работах таких исследователей, как Дж. Ягер, В. Н. Бакшановского, Ю. В. Согомонова, Э. Я. Соловьевавопросы деловой культуры затрагиваются в сочинениях таких авторов, как Т. Питтерса, Р. Уотермена, Л. Планкетта, Г. Хейла, Л. фон Мизеса, Й. Кхола, Н. Вудкока, Д. Фрэнсиса, А. Файоля, Э. Г. Абрамяна и др.- ряд авторов много внимания уделяет проблемам потребительской культуры (Ю.М. Мариничев, В. Г. Щукин, Д. Ф. Эндисел, П. У. Минчард, Р.Д. Блэ-куэлл). Наконец, в последние десятилетия XX в. актуальной становится проблематика организационной культуры (А. Печчеи, Т. Парсонс, Ф. К. Беа, Э. Дихтл, М. Швейцер, А. А. Агеев, А. А. Радугин, Э. А. Уткин, А. В. Филиппов, В. А. Спивак, И. Н. Ткаченко и др.). При этом следует отметить, что целостной концепции экономической культуры, раскрывающей ее внутреннюю структуру, содержательные аспекты и социальную природу в современной гуманитарной науке до сих пор пока не сформулировано.

Важной особенностью в изучении экономической культуры во второй половине XX в. на Западе стал феноменологический подход, при котором исследовались лишь внешние характеристики самой экономической культуры: ее конкретные формы, ее динамика, ее организационное оформление, представленное в разнообразных процедурах, ритуалах, обычаях и т. п. Так, проблематике социокультурной динамики посвящены исследования А. Моля, проблемам лидерства — работы Р. Манна, Ф. Э. Фидлера, С. К. Шифлетт, С. Кови. Вопросы институционализации экономической культуры выявлены в сочинениях Д. Норта, М. Олсона, Р. Познера, О. Уильямсона, Р. Нельсона и др. Психологические аспекты экономической культуры затронуты в работах К. Эйрсома, Г. Мюрдаля, Я. Корнай, Т. Лоусона, Дж. Ходжонсона и др.

Однако, несмотря на довольно представительный круг исследователей на Западе, проблематика экономической культуры остается все еще слабо изученной именно в силу феноменологизма самих исследований. В России (СССР) также определенное внимание уделялось и продолжает уделяться феноменологии экономической культуры (А.А. Погорадзе, В. Д. Парыгин и др.). Но особенностью российских авторов является традиционно более пристальное внимание к организационным вопросам экономической культуры в целом, хозяйственного поведения в частности. Эта традиция берет свое начало от фундаментальной работы русского философа и экономиста А. А. Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука», (1913;1927), оказавшей исключительное влияние на советских исследователей. Если за рубежом ученых, занимавшихся изучением проблематики экономической культуры, в первую очередь, интересовала проблема мотивации экономической деятельности (Д. Макгре-гор, X. Иосихара, Ф. Херцберг, А. Маслоу и др.), то в нашей стране в советское время центральное место отводилось не только изучению мотивации, хозяйственной деятельности, но и организации самого труда (трудовой культуре). Кроме того, в основе изучения экономической культуры у нас лежала богдановская «философия сотрудничества», а не веберов-ская «философия конкуренции». А. А. Богданов писал, что сотрудничество необходимо рассматривать как «первый основной ряд социально-трудовых отношений"1. Большое влияние на разработку данной проблематики оказала и марксистско-ленинская идея о превращении труда из источника существования в первую жизненную потребность.

В общем и целом, однако, следует отметить, что возобладание сугубо феноменологического подхода в исследовании проблематики экономической культуры как в нашей, так и в зарубежной философской литературе привело к определенной дискретности в понимании самой экономической культуры как целостной системы ценностных ориентаций человека в хозяйственной сфере его жизнедеятельности. Ряд исследователей стали вообще «разводить» культуру и «ценности» (Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн, Р. Мертон, К. Поппер и др.), либо отождествлять культуру с цивилизацией (А. Тойнби, П. Фейерабент, X. Г. Гадамер, В. Виндельбанд и др.). В связи с этим сегодня встает актуальная задача выработки целостной социально-философской концепции экономической культуры и раз.

1 См.: Богданов А. А., Степанов И. Курс политической экономии. М., 1925. Т. 1. С. 1. работки методологических проблем, стоящих в области формирования и развития экономической культуры современного работника в контексте происходящих в нашем обществе и в мире в целом существенных изменений.

Объект исследования — феномен экономической культуры в системе социальной культуры общества.

Предмет исследования — экономическая культура современного работника как важнейшего субъекта социально-экономических отношений в сфере хозяйственной жизнедеятельности обществаее место и роль в развитии личности самого работника и системы социальной культуры общества в целом.

Цели и задачи исследования. Главная цель настоящего диссертационного исследования состоит в разработке комплексной, целостной, системной концепции экономической культуры современного работника в аспекте ее духовного и материально-предметного бытия. Социально-философский подход к данной проблеме предполагает раскрытие сущности экономической культуры современного работника как определенного способа его воспроизводства, прежде всего как его духовного самовоспроизводства, а также выявление соотношения духовного и материального аспектов в системе экономической культуры работника. В связи с этим в диссертационном исследовании рассматриваются аксиологические, феноменологические, праксиологические и морфологические аспекты экономической культуры современного работника на стадии ее формирования в системе гуманитарного образования.

Для реализации поставленной цели в работе формулируются следующие задачи диссертационного исследования:

— выработать логическую схему, раскрывающую саму внутреннюю структуру экономической культуры;

— проанализировать различные уровни в системе экономической культуры современного работника;

— выявить духовную определенность экономической культуры и смысл хозяйственной духовности современного работника;

— рассмотреть мотивационные предикаты культуры труда, организационной культуры и деловой культуры в структуре экономической культуры современного работника;

— раскрыть социальные основания современной экономической культуры работника в аспекте их более конкретного и эффективного использования в системе гуманитарного образования;

— выделить основные тенденции в развитии современной экономической культуры современного работника в контексте крупномасштабных трансформаций современного общества.

— обосновать необходимость актуализации в системе гуманитарного образования формирования организаторских способностей личности и ее деловых свойств в качестве условия перехода от начальной фазы в формировании экономически культурного работника (культура труда) к фазе зрелой экономически культурной личности (организационная и деловая культура).

Методологическая основа исследования.

Особенности экономической культуры современного работника и поставленная в диссертационной работе цель диктовали и своеобразие методологии как междисциплинарного исследования. Экономическая культура — это система ценностей, которыми руководствуется хозяйствующий субъект в процессе своей социальной деятельности. Специфика самой деятельности хозяйствующего субъекта, проявляющаяся в труде, предпринимательстве, в управлении и других направлениях его экономического поведения, накладывает определенный отпечаток на систему его ценностных ориентаций. Вместе с тем, следует отметить, что личность работника есть продукт социальной среды и ее поведение детерминировано не только экономическими, но и многими другими коррелянтами, определяющими ее деятельность в сфере хозяйства. В то время, как экономика диктует необходимость строго рационального, прагматического, юрой даже эгоистического поведения, система образования и воспита-)ия, оказывающая свое воздействие на личность в процессе ее, лично-.ти, формирования может существенно скорректировать ценностные 'риентации (приоритеты) работника в сторону большей гуманистичности, социальности, справедливости. Учитывая данную дихотомию, проявляющуюся в сфере хозяйственного бытия человека, необходимо рассматривать саму экономическую культуру современного работника как живой, разворачивающийся в контексте определенного социального пространства и времени процесс личностного самоопределения человека, его культурного самостроительства. Для этого представляется необходимым использование рефлексивно-феноменологического метода исследования, представляющего собой философскую рефлексию по поводу конкретного феномена — экономической культуры. Наряду с данным методом важное значение имеет метод диалектического анализа предмета исследования, позволяющий рассматривать экономическую культуру не в статике, а в динамике, в процессе ее развития и в аспекте социальной природы личности. Феноменологический компонент первого метода состоит в идеально-объективных характеристиках экономической культуры, в системе тех идеалов, приоритетов, образцов, норм, которые определяют само содержание духовного аспекта экономической культуры. Рефлексивная составляющая представляет собой самооценку данных идеальных характеристик экономической культуры с учетом конкретного места и времени, состояния самого общества, тех процессов его трансформации (глобализация, интеграция, диверсификация, социальная дифференциация, социальная ротация и т. п.), свидетелями которых мы являемся сегодня.

В исследовании феномена экономической культуры мы шли прежде всего от осмысления целостности самой человеческой личности и ее современного уровня развития. Реконструируя экономическую культуру в категориях философии и культурологи, мы рассматривали сам предмет исследования как важнейшую социальную характеристику современной личности, которой приходится жить в принципиально иных, чем прежде, условиях, в условиях рыночных отношений, отсутствия многих социальных гарантий и нарастающей социальной конкуренции.

Вместе с тем, использование вышеназванных методов не исчерпывает методологической базы настоящего исследования. Рассматривая экономическую культуру как систему социокультурной коммуникации и в контексте взаимодействия различных структурно-содержательных элементов культуры, мы пытались применять также герменевтический метод, позволяющий дать интерпретацию сложного социокультурного феномена не в отвлеченно-абстрактной, а в конкретно-исторической форме. Экономическая культура представляется в аспекте герменевтики как совершенно особое, определенное духовное смыслообразование, выступающее доминантой материально-предметной хозяйственной практики человека. Использование герменевтического подхода позволяет, на наш взгляд, выявить сочетаемость, имманентность или наоборот несочетаемость, чужеродность многих современных компонентов мировой экономической культуры в отношении к современной российской хозяйственной практике и национальной ментальности.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

Настоящая работа представляет собой попытку дать целостный социально-философский анализ феномена экономической культуры современного работника с позиций актуальных задач развития системы российского гуманитарного образования. Разработка структурно-логической концепции современной экономической культуры предполагает необходимость ее целенаправленного и осмысленного формирования в системе непрерывного гуманитарного образования, на всех этапах жизненного пути человека. Однако основное содержание всей системы экономической культуры работника должно закладываться уже в системе профессионального и гуманитарного образования, в образовательных учреждениях, готовящих будущих специалистов. В связи с этим диссертант выносит на защиту следующие положения.

Во-первых, положение о том, что экономическая культура есть не просто набор правил, норм, идей, мотивов, ценностных ориентаций, которыми руководствуется современный работник (статический аспект), но и определенная системность, направленность их постоянного воспроизводства, определенное духовное самовоспроизводство хозяйствующей личности как полноценной личности (динамический аспект);

Во-вторых, экономическая культура современного работника, как его, работника, духовное воспроизводство, выступает в качестве процесса личностной идентификации, самоопределения и самореализации, как расширенное воспроизводство, связанное с совершенствованием духовных и материальных аспектов в системе культуры. Духовное самовоспроизводство позволяет наряду с воспроизводством экономических артефактов (средств производства, готовых товаров, технологий и т. п.) решать вопросы совершенствования качества самой хозяйственной деятельности человека, выступая как способ его, человека, социокультурного саморазвития;

В-третьих, в системе экономической культуры современного работника доминирующее значение приобретает духовная составляющая. Именно «духовная практика», как «работа со смыслами» (B.C. Соловьев), «как духовное делание» (И.А. Ильин), как стремление «жить не по лжи» (Л.Н. Толстой) оказывает сегодня существенное воздействие на социальное качество личности, определяя такие ее признаки как солидарность (П.А. Кропоткин), братство (Г.П. Федотов), соборность (А.С. Хомяков). В российской истории в качестве духовной доминанты в хозяйственной практике человека традиционно выступали идеалы державности, православия, патриотизма, народности. В западноевропейском обществе в качестве духовной доминанты и прежде, и теперь необходимо отметить идеи протестантизма, индивидуализма, которые формировали принципиально иные социальные свойства хозяйствующей личности: рационализм, прагматизм, эгоизм, конкретность;

В-четвертых, в условиях современной конвергенции и интернационализации национальных культур происходит определенное вымывание, выветривание строго национальных характеристик российской экономической культуры и определенная подмена их инокультурными и далеко не всегда и во всем эффективными компонентами. Поэтому представляется необходимым формирование здорового консервативно-бережного отношения к тем достижениям российской экономической культуры, которые накоплены отечественной хозяйственной практикой и наиболее эффективны и традиционны для нашего общества;

В-пятых, духовность экономической культуры не сводится и не может сводиться исключительно к религиозной или светской характеристике. На наш взгляд, духовная доминанта в российской экономической культуре есть удачный синтез секулярного и сакрального, синтез правдолюбия, правдоискательства, служения, жертвенности и одновременно хозяйственности, прагматизма, рачительности, бережливости. Смысл хозяйственной духовности, духовности как основы экономической (обращенной на хозяйство) культуры мы усматриваем не в отвлеченно-отстраненном, а в любовно-радетельном отношении русского (российского) работника к своему делу, не в бессмысленном альтруизме и тем более не в «здоровом» эгоизме, а в социально-ориентированном, человечном отношении к хозяйству.

В-шестых, в работе выявлены основные направления гуманизации и социализации экономической культуры в системе современного гуманитарного образования. Среди наиболее важных из них выступают: демократизация отношений собственности, ликвидация остаточных проявлений дискриминации в сфере экономики в отношении к женщине, возврат к соблюдению и использованию отечественных традиций в сфере хозяйствования, развитие и поощрение творческой, креативной активности учащихся — будущих специалистов.

В-седьмых, на основе анализа современных концепций мотивации исполнительского и управленческого труда, предпринимательства эволюции организационных отношений предложена авторская концепция современной экономической культуры работника. Смысл данной концепции состоит в триедином подходе к исследованию феномена экономической культуры и выделению трех основных ее уровней: культуры труда, организационной культуры и деловой культуры. Очевидно, что в учебных заведениях традиционно много внимания уделяется формированию у учащихся трудовой культуры, тогда как развитию их организаторских способностей, а тем более деловых качеств, умению стратегически мыслить, ставить и решать общие задачи внимания практически не уделяется. В то же время в зарубежных вузах профессиональное и гуманитарное образование изначально неразрывно связано как раз с формирование у будущего работника организаторской и деловой культуры, для чего используются различные как общие так и специальные учебные курсы («Деловое администрирование», «Комуникейшн», «Психология» и т. п.). Именно благодаря такому приоритету складываются столь важные в современных условиях свойства личности, как стремление к лидерству, социальная ответственность, упорство, мобильность, коммуникабельность, стойкость в решении сложных и высокорисковых хозяйственных задач.

Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит прежде всего в выработке структурно-логической концепции экономической культуры современного работника, которая, будучи заложена в учебные планы и программы образовательных заведений, позволит, на наш взгляд, существенно продвинуться в деле скорейшего формирования экономически грамотных, компетентных и социально ответственных работников. Теоретико-методологическое значение основных идей, сформулированных в настоящей работе, состоит в том, что экономическая культура современного российского работника (предпринимателя, рабочего, управленца и т. д.), должна строиться на основе тех духовно-нравственных ценностей, которые выработаны нашей собственной историей, являются для нашего общества традиционными и проверены временем и практикой. Отказ от скороспелого подражательства, начетнического отношения ко многим соблазнам мировой экономической культуры, необходимость крайне осторожного восприятия и использования всего того, что предлагает нам сегодня зарубежная наука и практика обусловлены необходимостью самосохранения корневых основ отечественной хозяйственной культуры в целом, а также необходимостью адаптирования зарубежных новаций к реальным условиям места и времени, к конкретно-историческим и социально-экономическим особенностям нашего общества.

Полученные в нашей работе результаты могут быть использованы:

— при формировании долгосрочной политики в области современного гуманитарного образования и осуществлении эффективного реформирования всей системы отечественного образования;

— при разработке региональных аспектов современной образовательной политики с учетом конкретно-исторической, социально-экономической и культурной специфики каждого конкретного региона (территории);

— при формировании федеральной концепции непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров для отечественной экономики, послевузовского образования, которая до сих пор отсутствует;

— для преподавания специальных учебных курсов по основам современной экономической культуры, в том числе культуры производства, культуры управления, культуры потребления и т. д.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в монографии «Экономическая культура в структуре гуманитарного образования» объемом 7,1 п.л., опубликованной в издательстве Уральского государственного университета им. A.M. Горького в 2002 г., а также в выступлениях автора на двух Всероссийских (Екатеринбург, 2000, 2002) и региональных (Екатеринбург, 2001, Тюмень, 2001) научно-практических конференциях.

Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедр философии и экономики и права в ИППК при Уральском государственном университете им. A.M. Горького. Выводы, полученные на основе диссертационного исследования, используются автором при чтении учебных курсов по социальной философии и основам предпринимательства в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (г. Екатеринбург, филиал — в г. Советский, Тюменской обл.). Всего по теме диссертации опубликовано работ общим объемом 10,6 п л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблематика экономической культуры и ее осмысление позволяют сделать следующие выводы:

Во-первых, преодоление социально-экономического кризиса в нашем обществе неразрывно связано с формированием и развитием экономической культуры, представляющей собой системный синтез духовных и материальных ценностей и выступающей как духовная социальность хозяйствующей личности.

Выработка наиболее отвечающей интересам нашего общества иерархии этих ценностей и их актуализация в сфере хозяйственного жизне-творчества возможна лишь на основе сохранения и использования исторического и национального самосознания, традиции, опыта всей национальной и мировой культуры и цивилизации.

Во-вторых, культура в общем и целом нетождественна цивилизации. Последняя выступает лишь в качестве технолого-детерминирующих аспектов человеческой самости и служит обеспечению комфортных условий и созданию материальных факторов для нормальной жизнедеятельности личности. Тогда как культура есть в первую очередь духовное самовоспроизводство человека, его онто-, социои антропогенез, взятые в контексте духовной, сакральной доминанты.

В-третьих экономическая культура как базовая составляющая общей культуры человека выступает в единстве трех своих фундаментальных проявлений: трудовой культуры, организационной культуры и деловой культуры. Будучи системой ценностных оснований человеческого бытия в сфере хозяйствования, экономическая культура указанными основаниями пронизывает все сферы экономики (производство, обмен, распределение и потребление), все экономические социальные институты (корпорации, коллективы, государственные структуры), все направления (репродуктивные и творческие) в самой хозяйственной деятельности людей;

В-четвертых, первичным основанием системы экономической культуры выступает трудовая культура (культура труда), поскольку именно труд является универсальным условием существования и развития самой экономики. Значимость трудовой культуры обусловлена онтологической и социальной природой труда, который одновременно является универсальным способом создания необходимых для человека благ (ценностей), а с другой стороны, сам является фундаментальной ценностью человеческого бытия, посредством которой человек духовно самосовершенствуется и обретает свою подлинно человеческую сущность.

В-пятых, коэволюция трудовой культуры и технологий приводит к необходимости формирования и развития организационной культуры как прямому способу реализации и актуализации культуры труда. Трудовая культура из доминантной становится субдоминантной в связи со своей детерминированностью от фактора организации (организованности), тем самым становится элементом совместного развития в системе экономической культуры. Сохраняя свое базовое значение и фундаментальную ценность в этой системе общей экономической культуры, трудовая культура из исторического предиката организационной культуры постепенно превращается в ее родоисторический продукт. Умение эффективно организовать труд выступает в качестве генерального условия существования, развития и совершенствования самого труда как целесообразной, целенаправленной и общественно-полезной деятельности людей.

В-шестых, в условиях крупномасштабных социально-экономических перемен, в переходные периоды хозяйственной истории, в условиях переходных экономик существенно видоизменяются глубинные социально-мотивационные основания в структуре и содержании трудовой культуры, которые, собственно говоря, и позволяют рассматривать трудовую культуру как родоисторический продукт развития организационной культуры.

В структуре этих мотиваЦионных оснований происходит перекомбиниро вание разных элементов, относящихся к духовным и секулярным классификациям. Но даже в такие напряженные моменты экономического развития духовные основания в мотивации трудовой культуры не утрачивают своего значения. Скорее наоборот, роль духовных оснований труда существенно актуализируется. Девальвирование же труда как ценности в общественном и индивидуальном сознании выступает в качестве деформации всей мотивационной основы трудовой культуры. Но такая деформация обусловлена феноменологическим отношением к миру хозяйства и не имеет ничего общего с глубинным, сущностным, онтологическим мировосприятием и мироотношением личности и общества к хозяйству. Это лишь исторически конъюнктурное упрощенчество, которое, как соблазн, встает перед человеком, но который неизбежно должен быть человеком преодолен.

В-седьмых, единственным направлением и способом такого преодоления феноменологизма, формализации и дизъюнкции нашего отношения к экономике выступает гуманизация и социализация экономической культуры, возвращение человека в качестве цели, а не средства в реальную экономику, демократизация отношений собственности, управления, распределения, повышение образованности и грамотности людей, сохранение и развитие народного характера самой экономической культуры.

В-восьмых, решение этих задач лежит в плоскости социализации самой человеческой личности, которая должна не только трудиться или уметь организовывать распоряжение, управление, обмен материальными ресурсами, но и выстраивать коммуникативные связи с другими личностями, уметь общаться, оказывать позитивное воздействие на других людей. Экономическая культура, взятая вне своего узко-экономического контекста, шире, в плане социального контекста выступает как деловая культура человека, способного решать не частные задачи, а брать на себя социальную ответственность в решении общих социально-экономических проблем. Для этого человеку приходится осваивать инновационный подход к хозяйству, становиться лидером в социуме, генератором новых идей. Деловая культура есть таким образом экономическая культура в наиболее зрелой форме, есть своеобразный прогресс экономической культуры в целом, ее желательный и совершенный итог.

В-девятых, формирование всех трех модулей или оснований системы экономической культуры должно начинаться в период максимальной обучаемости и экстравертности личности, т. е. в системе гуманитарного образования. Именно в сфере образования человек осваивает начала экономической культуры. И необходимо стремиться к тому, чтобы эти начала оказались правильными. Переобучение, переобразование, переквалификация есть уже более затратный и менее эффективный процесс ликвидации образовательного «брака», который обладает несоизмеримо меньшим коэффициентом полезного действия по сравнению с базовым образованием.

В-десятых, конкретными способами и инструментами в области формирования у учащихся экономической культуры могут и должны стать принципиально новые учебные курсы: «Культура труда», «Организационная культура», «Деловая культура», «Культура потребления», «Культура делового общения и администрирования» и т. д.

Разработанные в качестве факультативных курсов и спецкурсов и дополняя курсы «Культурологии», «Философии экономики», «Теории и истории мировой культуры», «Теории и истории отечественной культуры», «Философии культуры», эти курсы могут оказать учащейся молодежи неоценимую помощь в системном и научном восприятии и понимании тех социально-экономических процессов, тенденций, реформ, которые разворачиваются в нашем обществе в начале нового XXI в.

Представляется необходимым существенно пересмотреть российские образовательные стандарты и насытить их «культурологическими основаниями» не только в сфере подготовки экономистов, финансистов, бухгалтеров или менеджеров, но и других специалистов.

Полагаем, что каждый профессиональный работник, любой образованный и культурный человек должны освоить поле экономической культуры, ее ценности и инструментарий для того, чтобы успешно решать как общественные, так и личные, частные задачи в сфере труда, предпринимательства, бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г. О соотношении стереотипов и инноваций в системе культуры // Некоторые вопросы философии: Сб. Ташкент, 1976. № 506.
  2. B.C. Поиск новых решений модели человека в западной экономической теории 1900−1920-х годов // Истоки- Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли: Сб. Вып. 2. М., 1990.
  3. К.С. Опыт синонимов. Публика-народ // Хрестоматия о истории русской журналистики XIX в. / Ред. А. В. Западов. М., 1965.
  4. Ю.П. Содержание и структура общественных отношений. Саратов, 1985.
  5. А. Блеск и нищета марксизма // Крест: Литер.-худож. публицист. альманах. Пермь, 1992.
  6. Н.Г. Добро и польза // Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения / Общ. ред. А. А. Гусейнова. М., 1992.
  7. Р.А. Об основаниях «нового способа мышления» о явлениях природы // Вопросы философии. 2001. № 5.
  8. С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого работника на промышленном предприятии // Молодежь и труд: Тез. Всесоюз. науч. конф. М., 1970.
  9. В.В. Социальный детерминизм: Категориальный анализ. Томск, 1983.
  10. В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986.
  11. Г., Беитсон М. Ангелы страшатся: К эпистемологии священного: Пер. с англ. М., 1992.
  12. Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
  13. У. Возвращение к добру: Ценности, объективность и будущее // Международный журнал социологических наук. М., 1994. № 1.
  14. Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX начала XX века. Париж, 1971.
  15. Н.А. Спасение и творчество. Два понимания христианства И Русская философия. Конец XIX начало XX вв. СПб., 1993.
  16. Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. № 1.
  17. Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Русская философия собственности. XVIII XX вв. СПб., 1993.
  18. Н.А. Субъективизм и идеализм в общественной философии. СПб., 1901.
  19. В.О. Человек, его ценностные ориентации // Становление человека как субъекта социального творчества: Монограф, исследование (Материалы филос. сессии Всерос. науч.-практ. конф. «Общество. Экономика. Труд. Культура. Человек»), Омск, 1997.
  20. А.А. Методы труда и методы познания // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб., 1993.
  21. Е.М. Психологическое содержание и формирование профессиональной пригодности // Сихофизиологические вопросы становления профессионализма. М., 1984.
  22. Г. И. Проблема традиции и новаторство // Ленинизм и искусство. М., 1964.
  23. B.C. Одномерная логика российских модернистов // Общественные науки и современность. 1995. № 2.
  24. .С. Смысловая вертикаль сознания личности (К 20-летию со дня смерти А. Н. Леонтьева) // Вопр. философии. 1991 .№ 11.
  25. А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. № 2.
  26. М.П., Русалимова А. А. Некоторые вопросы социально-психологической адаптации новичков на предприятии // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973.
  27. С.Н. Героизм и подвижничество: Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции // Вехи- Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909−1910 гг. М., 1991.
  28. С.Н. Карл Маркс как религиозный тип: Из этюдов о религии человекобожество // Вопр. экономики. 1990. № 11.
  29. С.Н. Софийность твари (космодицея) // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб., 1993.
  30. А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М., 1979.
  31. В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. СПб., 1913.
  32. А. И. Что такое философский критицизм? // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб., 1993.
  33. М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М., 1990.
  34. Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск, 1986.
  35. АЛ. Культурное возрождение // Профессиональное образование. 1998. № 2.
  36. Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: Пер. с нем. М., 1988.
  37. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
  38. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия: IX XIX вв. СПб., 1989.
  39. М.О. Творческое самосознание // Вехи- Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909−1910 гг. М., 1991
  40. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.
  41. Т. О свободе и необходимости // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1.М., 1964.
  42. С.З. От технической цивилизации к культуре // Экономика и культура: Межвуз. сб. Екатеринбург, 2000.
  43. B.C., Землянский Ф. М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М., 1981.
  44. Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопросы философии. 2001. № 2.
  45. А.А. Этика и плюрализм // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Общ. ред. А. А. Гусейнова. М., 1992.
  46. А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5.
  47. Э. Кризис европейских наук и трансцедентальная философия II Вопросы философии. 1992. № 7.
  48. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. № 1.
  49. Двадцать лекций по философии / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров, К. Н. Любутин. Екатеринбург, 2001.
  50. Л.В. Догматическое основание метафизических систем. Омск, 1999.
  51. Диалектика как методология научного познания / Отв. ред. Т. Г. Сул-тангузин. Уфа, 1976.
  52. Диалектика, логика и методология науки / Отв. ред. П. П. Чупин. Свердловск, 1978.
  53. К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философ-ско-этической мысли XX в. М., 1990.
  54. И.Ф. Является ли традиция признаком нации? // Вопросы истории. 1968. № 3.
  55. Дж. Цели и средства Н Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1992.
  56. Единство онтологии, теории познания и логики / Отв. ред. А.Ф. Куд-ряшов. Уфа, 1996.
  57. Ерасов 6.С. Традиция: проблема перегрузки категории в формаци-онном анализе // Традиция и новация в социокультурном процессе. М&bdquo- 1989.
  58. А.Ф. Первобытная культура: происхождения, особенности, структура. 4.1. Саранск, 1996.
  59. С.В. Онтология правдоискательства: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Омск, 2001.
  60. С.В. Правдоискательство как феномен культуры // Культура и цивилизация: Матер. Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2001.
  61. И.Б. Современные взгляды и направления в русской истории // История и историки. Сб. ст. М., 1995.
  62. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Симферополь, 1992.
  63. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1971.
  64. В.Т. Телесный символизм «древнего благочестия» и проблема отчуждения // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Екатеринбург, 1999.
  65. И.А. Философия как духовное делание // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб., 1993.
  66. И.А. Основы христианской культуры / Ильин И. А. Собр. соч. В Ют. Т. 1.М., 1993.
  67. А. С. Славянская и российская философия // Мифы древних славян. Саратов, 1993.
  68. Н.В. Социальная самобытность хозяйственного уклада России: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Омск, 2000.
  69. Н.В., Стожко К. П. Русское хозяйство: Философский аспект анализа. Екатеринбург, 1999.
  70. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М., 1989.
  71. Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопр. философии. 1992. № 8.
  72. Л.П. Пролегомены к изучению о личности // Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология. СПб., 1993.
  73. Категории диалектики. Вып. 1−9 / Отв. ред. М. Н. Руткевич, И. Я. Лойфман. Свердловск, 1970−1984.
  74. В.М. Метафизика духа в русской философии конца XIX начала XX века. Екатеринбург, 1998.
  75. В.Д. «Домострой» как памятник средневековой культуры // Домострой. СПб., 2000.
  76. Т.Р. Структура процесса адаптации молодых специалистов //Актуальные проблемы науки. Ростов н/Д., 1970.
  77. Т.В. Внуки Даждьбога: Самоопределение человека в эт-нопедагогическом наследии Древней Руси. Екатеринбург, 2000.
  78. В.И. Русская философия истории как современная проблема // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии: Альманах. Екатеринбург, 1999.
  79. В. И. Историзм как принцип социально-философского исследования. Свердловск, 1991.
  80. Б. В. Учение К. Ясперса о шифрах трансценденции // Философская жизнь Урала. Екатеринбург, 1999.
  81. С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. М., 2000.
  82. В.П., Стожко К. П. Современные концепции исторического развития России. Екатеринбург, 2000.
  83. X. Эффект присоединения к большинству // Вехи экономической мысли: В 3 т. Т. 1. СПб., 2000.
  84. В. И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т.23.
  85. К. Византизм и славянство // Византизм и славянство: Великий спор. М., 2001.
  86. И.Я. Общенациональные приоритеты образования и будущее России // Философия и социология образования на пороге XXI века. Екатеринбург, 1996.
  87. И.Я. Основополагающие определения сущего // Философская жизнь Урала. Проблемы общей социальной онтологии: Альманах. Екатеринбург, 1999.
  88. К. Восемь смертных грехов цивилизованного человека // Вопросы философии. 1992. № 3.
  89. А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М&bdquo- 1974.
  90. К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993.
  91. Т. Р. Опыт о законе народонаселения и его воздействие на общественное благосостояние // Антология экономической классики: В 2 т. Т. 2. М&bdquo- 1993.
  92. Дж. Личность и сознание: Перспективы нередуктивного материализма: Пер. с англ. М., 1996.
  93. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983.
  94. К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. М., 1958.
  95. К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. М., 1961.
  96. Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества: Пер. с фр. М., 1991.
  97. А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. СПб., 1997.
  98. Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург, 1998.
  99. . Одиночество: Междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. М., 1989.
  100. М.Ю. Народоведение в начальной школе // Начальная школа. 1993. № 7.
  101. Дж., Дэвис К. Организационное поведение: Пер. с англ. М., 2001.
  102. Образ будущего в российской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века: Избр. произведения / Сост. Я. И. Кузьми-нов. М., 1994.
  103. Н.Ф. Знание болевой нерв философской мысли (К истории концепции знания от Платона до Поппера) // Вопр. философии. 2001. № 2.
  104. Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2001. № 2.
  105. М. Логика коллективных действий в обществах советского типа //ЭКО. 1992. № 6.
  106. Ортега-и-Гассет. Размышления о Дон Кихоте // Юность. 1996. № 1.
  107. А. В. Учение К. Ясперса о шифрах трансценденции // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии: Альманах. Екатеринбург, 1999.
  108. В.М. Семейно-школьное воспитание в древнем мире и средневековой Руси. Орехово-Зуево, 1992.
  109. М. Личностное знание. На пути к посткритической философии: Пер. с англ. М., 1985.
  110. И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.
  111. . Человеческое познание: его сфера и границы: Пер. с англ. М., 2000.
  112. Е.Б. Катарсис// Вопросы философии. 1999. № 7.
  113. В. Разум под лезвием красоты // Вопросы философии. 1999.1. Аг № 12.
  114. Русская философия. Конец XIX начало XX вв.: Антология / Ред. А. А. Ермичев. СПб., 1993.
  115. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М., 1993.
  116. ЛМ.Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.
  117. В.М. Деятельность как философская категория // Философские науки. 1978. № 2.
  118. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д., 1997.
  119. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
  120. B.C. Оправдание добра // Русская философия собственности. XVIII -XX вв. Антология. СПб., 1993.
  121. B.C. Философские начала цельного знания // Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. СПб., 1993.
  122. B.C. Спор о справедливости. М., 1999.
  123. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  124. П. Общедоступный учебник по социологии. М., 1994.
  125. А.Г. Философия. М., 2001.
  126. К.П. Экономическая диалектика человека: История. Теория. Методология. Екатеринбург, 1994.
  127. К.П. Труд. Собственность. Богатство. Кемерово, 1994.
  128. К.П. Экономический гуманизм в России. Екатеринбург, 1995.
  129. К.П., Каменских Н. В. Введение в экономический анализ. Екатеринбург. 1997.
  130. К.П. Принципы экономического гуманизма: Опыт русской истории. Екатеринбург, 1996.
  131. В. А. О воспитании. М. 1985.
  132. В.И. Принципы целостности в философии и естествознании. Новосибирск, 1992.
  133. Теория развития и социальное познание / Отв. ред. В. Н. Финогенов. Уфа, 1990.
  134. И.Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений. Екатеринбург. 2001
  135. А. Постижение истории: Пер. с англ. М., 1991.
  136. А. Цивилизация перед судом истории: Пер. с англ. М.- СПб., 1992.
  137. Л.Н. Наше жизнеописание // Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. СПб., 1993.
  138. Э. Третья волна: Пер. с англ. М., 1999.
  139. В.В. Культура предпринимательства. М., 2001.
  140. В. К. Генезис и сущность русского национального менталитета. Ижевск, 2000.
  141. АН. Школа самоопределения: Первый шаг. М., 1991.
  142. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. М., 1996.
  143. В.П. Философия сознания (современные вопросы). М., 1971.
  144. Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М., 1989.
  145. М.В. Социология управления. М., 1990.
  146. А.К. Структура общественного сознания. М. 1968.
  147. Р. Фактор обновления. Пер. с англ. М., 1988.
  148. Н. Философия общего дела. М., 1982.
  149. П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  150. Л. Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1955. 271. Филатов В. И. Социально-онтологические основания целостностичеловека. М.- Омск. 2001.
  151. А.В. Работа с кадрами. М., 1990.
  152. И.Г. О достоинстве человека // Фихте И. Г. Сочинения. В 2 т. Т. 1. СП6., 1993.
  153. П.А. Разум и диалектика // Русская философия. Конец XIX начало XX вв. Антология. СПб., 1993.
  154. П.А. У водоразделов мысли // Сочинения. В 3 т. Т. 1. Париж, 1985.
  155. С.Л. По ту сторону «правого» и «левого» // Новый мир. 1990. № 4.
  156. С.Л. Этика нигилизма // Вехи- Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909−1910. М., 1991.
  157. А.А. Феномен неоконсерватизма // Вопросы философии. 1991. № 5.
  158. И.Т. Перспективы человека. М., 1983.
  159. Э. Человек для себя: Пер. с англ. Минск, 1992.
  160. Э. Душа человека: Пер. с англ. М., 1992.
  161. Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. М., 1994.
  162. Дж. Дж. Золотая ветвь: Пер. с англ. М., 1980.
  163. Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете: Пер. с англ. М., 1989.
  164. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1900. № 3.
  165. Ш. Избранные сочинения. В 3 т. М.- Л., 1951.
  166. Ю. Демократия, разум, нравственность: Пер. с англ. М., 1995.
  167. Ф. Происхождение и действие нашей морали // ЭКО. 1991. № 12.
  168. Ф. Философия рынка: Пер. с англ. М., 1985.
  169. Ф. Дорога к рабству: Пер. с англ. М., 1992.
  170. Ф. Пагубная самонадеянность: Пер. с англ. М., 1992.
  171. М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9.
  172. М. Разговор на проселочной дороге: Пер. с нем. М., 1989.
  173. М. Время и бытие: Пер. с нем. М., 1993.
  174. М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка: Пер. с нем. М., 1993.
  175. С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. 2001. № 2.
  176. . Кто субъект истории? // Общественные науки и современность. 1996. № 2.
  177. С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. № 3.
  178. М.А. Политика и психология масс // Вопросы философии. 1999. № 12.
  179. И. В тени завтрашнего дня: Пер. с нем. М., 1992.
  180. Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная адаптация // Социс. 1990. № 1.
  181. А.С. О старом и новом // Русская идея. М., 1992.
  182. Хрестоматия по истории философии: (Западная философия): Учебное пособие. В 3 т. М., 1997.
  183. С. Похитители разума. М., 1991.
  184. В.П. Тоталитарная и посттоталитарная эволюция России: Факторный анализ. Екатеринбург, 2000.
  185. Н.А. Социально-историческая определенность понимания: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Омск, 1998.
  186. Н.А. Проблема человека в западноевропейской неклассической философии. Омск, 1995.
  187. В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века. М., 1998.
  188. Е. Утопия и традиция. М., 1990.
  189. Т. Социальная психология. М.- 1969.
  190. A.M. Циклы американской истории: Пер. с англ. М., 1992.
  191. А. Мир как воля и представление: Пер. с нем. М., 1992.
  192. А. Афоризмы житейской мудрости // Избранные произведения. М., 1992.
  193. О. Закат Европы: Пер. с нем. М., 1993.
  194. Г. Г. История как проблема логики // Историко-философский ежегодник. М., 1988.
  195. Г. Г. Философия и история // Русская философия. Конец XIX -начало XX вв. Антология. СПб., 1993.
  196. В.В. Русская мифология и культура. Екатеринбург, 1994.
  197. Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998.
  198. И. История экономического анализа: Пер. с англ. М., 1992.
  199. М.Н. История идеализма от образного мышления к разуму // Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии. Екатеринбург, 1999.
  200. Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 20.
  201. Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 20.
  202. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1973.
  203. Юм Д. Сочинения. В 2 т. М&bdquo- 1965.
  204. .В. Путь философского познания // Русская философия.
  205. Конец XIX начало XX вв. Антология. СПб., 1993.
  206. Bruno S. Fley. Inspiring Economics. Human Motivation in Political Economy. Zurich, 2001.
  207. Johanson J., Mattson L.-Y. Internatiolisation in Industrial Sys terns. A Network Approach // The Internationalisation of the Firms. London, 1993.
  208. Leland B. Yeager. Ethics as Social Science. Virginia, VS. 2001.
  209. Marcel Bolle de Bal. Participation: Its Contradictions, Paradoxesand Promises II International Handbook of Participation in Organizations For the Study of Organizational Democracy. Vol. 1. Oxford Yniversity Press Inc. N. Y. 1989.
Заполнить форму текущей работой