Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но и право и правовая культура не всесильны сами по себе. Они не могут успешно выполнять своё предназначение без соответствующего уровня развития многих других совокупностей социальных факторов. В частности, это относится к философскому мировоззрению и политическим теориям. Все идеи демократических прав и политических свобод прежде, чем получат законодательное закрепление, должны быть обоснованы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Политическая культура как социально-философский феномен
    • 1. 1. Политическая культура как социально-философская категория
    • 1. 2. Сущность и структура политической культуры
    • 1. 3. Особенности традиционной политической культуры таджикского народа
  • Глава 2. Политическая культура как фактор становления правового государства
    • 2. 1. Политико-культурная реформа в Таджикистане и строительство правового демократического государства
    • 2. 2. Взаимосвязь политической и правовой культуры. Политическая деятельность в рамках правового пространства
    • 2. 3. Философские и политико-правовые аспекты проблем прав человека и демократических свобод

Становление и развитие политической культуры в процессе строительства правового и демократического государства в Таджикистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вместе с тем, актуальность рассмотрения проблем становления и развития политической культуры в ходе создания демократического и правового государства диктуется задачами коренного реформирования политической системы таджикистанского общества, дальнейшее функционирование которой самым тесным образом связано с повышением политической компетентности и ответственности субъекта политического процесса, с его творческой активностью и социальной позицией. Разумеется, без этих качеств немыслимо развёртывание демократического управления, народного самоуправления, расширения и углубления, демократических начал в обществе.

Таким образом, успехи и недостатки процесса политического преобразования и правового реформирования напрямую связаны с многочисленными факторами и категориями политической культуры или их отсутствием.

Перечисленные выше проблемы являются, прежде всего, социальнофилософскими, политико-правовыми и культурологическими, которые выступают на стыке двух и более родственных форм общественного сознания. Отсюда необходимость их исследования с позиции социальной философии и философской проблемы политологии. Это проблема приобретает еще большую остроту в связи с тем, что процессы преобразования за последнее десятилетие в регионе Центральной Азии идут полным ходом. Однако, первые итоги социально-политических преобразований и их результаты до сих пор не обобщенны с научной точки зрения.

В то же время возрастающая актуальность исследования политической культуры в большей мере обуславливается важнейшими социально-политическими процессами современного переломного этапа развития, обострившего проблемы прав и свобод человека, развития его политической культуры, активизации молодёжных и массовых политических движений, которые в конечном итоге привели к бархатной, оранжевой, тюльпановой революций в странах постсоветского пространства. Всё это свидетельствует о том, что политическая культура, связанная с реализацией и выражением интересов, проявляет себя во всех сферах человеческой деятельности. Именно с её недостатком связаны негативные явления в прошлом, а с её высоким уровнем — надежда на лучшее будущее.

Наряду с этим происходят значительные изменения в духовной сфере общества с сопутствующими им проблемами. Наш мир меняется, и вместе с ним меняемся и мы, привыкая к качественно иной системе ценностей и новому типу человеческих отношений. Естественно возникает комплекс проблем в определении и осознании частно-индивидуалистического мировоззрения и ее отличия от традиционных (коллективных) социокультурных ценностей. Среди них можно отметить проблему конвергенции в нашем обществе западных стандартов прав человека и политических свобод, постулатов демократии, правового государства и гражданского общества.

Таким образом, актуальность разработки философских проблем политики вообще и её культурологических аспектов, в частности, сегодня остро ощущается не только в Таджикистане, но и во всех странах бывшего Советского Союза.

Степень разработанности проблемы. Сегодня в исследованиях политической культуры наметились различные подходы и уровни. Политическая культура рассматривалась как общественное явление, а также как качественная характеристика субъектов политических отношений и политической деятельности.

С древних времён одним из распространенных определений политики является признание ее искусством возможностей, искусством управления государством. Так как это определение не подвергалось сомнению, то политика, как определённый вид искусства, была отнесена к сфере культуры. Тоже самое можно сказать и о второй части определения -«наука управления», в которой наряду с формированием аспектов цивилизации, содержится определённый культурный потенциал.

Следует отметить двойной стандарт при определении политики в сознании общества. С одной стороны, её воспринимают как искусство, а с другой — как манипуляция сознанием, «грязное дело». Последнее определение иллюстрирует то положение, что не всё политическое искусство может быть отнесено к политической культуре, поскольку культура, в отличие от бескультурья, имеет только позитивно-ценностное содержание.

Политическая наука ведёт свой отсчёт со времён Конфуция и Аристотеля. Углубление в историю даёт нам временной отсчёт политической науки с периода образования первых государств-империй Малой Азии и Ближнего Востока. Свидетельство тому — появление Шумерских, Вавилонских, Аккадских, Хеттских и Эламских государств на указанных территориях. Философские размышления о политике не менее древние, чем сама политика. Она возникла как стройное здание, чей рост сопровождался усложнением и насыщением конструкции, а со временем порождением, как и у всяких других дисциплин, все новых и новых проблем. По-видимому, в законах Хаммурапи встречаются первые социально-философские размышления о политике, в средние века некоторые вопросы политики рассматривались в социальной философии Фараби, Авиценны, Ибн Халдуна и др. Столь же глубоко в историю уходят корни культурологического описания отдельных политических явлений. По словам профессора университета Род-Айленд (США) H.H. Перро «хотя выявление специфических культурных признаков тех или иных политических систем старо, как сама политическая наука, современному употреблению термина «политическая культура» около сорока лет. Впервые он был предложен Г. Алмондом в статье «Сравнительные политические системы», где автор определил политическую культуру как «специфический образец ориентации к политическому действию"1.

Что касается степени изученности темы, то можно отметить большое количество литературы, изданной за последние 10−15 лет в странах СНГ. Следует подчеркнуть, что во многих из них политическую культуру и политическую философию, как сравнительно новые отрасли знания, подвергли поверхностному анализу, без определения объекта политической философии и политической науки. Политическая культура в них не рассматривается на уровне социальной философской проблемы, отсутствует гуманитарное измерение политики (политические знания, чувства, ценности и идеалы).

Из числа зарубежных авторов по рассматриваемой нами теме можно отметить фундаментальные труды Арнольда Тойнби «Хулосаи давраи дувоздах чилди баррасии таърихи тамадцун" — тарчумаи Мухаммад Хусайни Ориё. — Техрон: Амир Кабир, 1376- Постижение исторйи. — М., 1991. Вилла Политическая культура: Теория и национальные модели/автор.колл. — М.: Интерпракс., 1994 с. 35 — 41.

Дуранта «Таърихи тамаддун"/тарчумаи Ахмад Ором. — Техрон: 1369.

В них, рассматриваются локальные древние и средневековые цивилизации, а также вопросы государственной власти и на их основе анализируются многие аспекты философии политики и политической культуры в целом. Эти труды в дальнейшем стали базой для разработки зарубежными учеными проблем культурологического характера в политической сфере.

Среди них можно назвать Ж.М.Денкена1, Р. Арона2, А. Кребера, А. Моля и ряда других авторов3.

В советской науке основой для разработок духовных проблем политической жизни стали высказывания Ленина на первом Всероссийском совещании работников политпросвета: «.Цель политической культуры, политического образования — воспитать истинных коммунистов».4 В соответствии с этим все содержание политической культуры было наполнено марксистско-ленинской теорией, коммунистической идеологией, которым была подчинена деятельность всех организаций, в том числе политических. В теоретических работах «перестроечного периода» несколько смягчается традиционная конфронтация «непримиримости буржуазной и социалистической идеологии», начинает звучать самокритика «отдельных недостатков» и «временных трудностей», но продолжают доминировать лозунги «больше социализма» и руководящей роли партии, а общечеловеческие политические ценности в большинстве работ еще не потеряли прежних характеристик. Этот период можно обозначить началом разворачивающихся политических проектов на постсоветском пространстве.

В последние перестроечные годы в СССР выходят ряд переводных и оригинальных исследований, где уже более смело раздвигаются рамки.

1 Денкен Ж. М. Политическая наука/перевод с франц. — М.: МНЭПУД, 1993.

2 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М.: Логос, 1994.

3 См. подр.: Ю В. Ирхин. Социология культуры. — М.: Экзамен, 2006.

4 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 23. — М.: Госполитэдат, 1961, с. 191. изучения различных аспектов проблемы политической культуры1. Однако политическая атмосфера стала постепенно меняться после вынужденного отказа КПСС от монополии на руководство обществом в феврале 1990 г. и отмены Съездом народных депутатов шестой статьи Конституции СССР «О руководящей роли КПСС» в марте того же года. Но полностью политико-идеологические оковы с общественных наук были сняты после крушения КПСС и развала СССР.

Вслед за этим сравнительно быстро появляются новые публикации по многим проблемам обществознания, в том числе по вопросам политической культуры. Некоторые из них посвящены непосредственно философским проблемам политологии и политики. Например: Философия власти/под ред. проф. В. В. Ильина.- М.: МГУ, 1993; Философия политики. Кн. 1. — М., 1993; Теоретико-методологические проблемы изучения политики. — М/. Луч, 1994; Закономерности и законы политического процесса//Философия политики. Кн. 11. — М.: Луч, 1993; Ерасов В. Социальная культурология. — М.: Аспект Пресс, 1997; Философия культуры (становление и развитие)/Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. — Спб, 1998; Введение в философию/Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. -3-е изд. — М., 2003; Панарин A.C. Философия политики. — М., 1996; Введение в культурологию/ под ред. Е. В. Попов. — М., 1996; Философия. Под ред. В. Л. Калашникова. — М., 1999; Розин В. М.

Введение

в культурологию. — М., 1998; а так же другие работы и отдельные публикации. В этих работах эмоциональное восприятие творческой свободы приводит к постановке многих новых проблем, где намечаются их контуры, а так же ориентиры для дальнейших исследований.

Были выпущены ряд работ общего характера, которые косвенно.

1 См. подробнее: Бурлацкий Ф. М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. — М.: Политиздат, 1988. В человеческом измерении/под ред. Вишнёвского А. Г. — М.: Прогресс 1989; Решетников В. А. Духовные основы Современной политической культуры. — Иркутск: изд-во Иркутского. ун-та, 1991; Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть.- М.: Мысль, 1985; Проблемы национального и интернационального в развитии культуры советского Востока, — Душанбе: Ирфон, 1990; Бакунин М. Философия. Социология. Политика. — М.: Правда, 1989; и др. касались исследуемой нами темы. К ним можно отнести почти все учебники по политологии, философии и культурологии для ВУЗов', где на нескольких страницах даются определения и структура политической культуры, ее типы и функции. В учебнике по политологии под редакцией Перевалова В. Д. (Политология. — М., изд-во Норма, 2001) на двух страницах приводятся примеры особенностей российской политической культуры.

Работы В. Е. Давыдовича и Ю. А. Жданова, Е. М. Скворцовой, М. Х. Балтабаева и других авторов касаются некоторых аспектов нашей темы. В некоторых исследованиях отдельные главы и параграфы были посвящены вопросам политической культуры. К ним можно отнести работы К. С. Гаджиева, Г. Зиммеля и другие .

Наибольший интерес представляет книга «Философия культуры», выпущенная издательством «Лань». Значимость данной книги заключается, прежде всего в том, что в ней философия культуры рассматривается как теоретическая дисциплина. Произведенный авторским коллективом экскурс в историю позволяет рассмотреть предысторию и историю культуры античности, средневековья, Возрождении, а также становления теории и философии культуры в странах Запада и России. Использованный богатый материал дает возможность исследователю культуры ориентироваться по.

1 Политическая культура социализма. — Фрунзе, 1984; Савельев В. Л., Фарукшнн М. Х. Несостоятельность буржуазных концепции политической культуры социализма. — Киев, 1986; Категории политики в истории философииМ., 1984; Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. — Л., 1985; Михальченко H.H. Политическая идеология как форма общественного сознания. — Киев, 1981; Корбун B.M. Формирование политической культуры трудящихся. — Кишинев, 1988; Политика и управление. -Казань, 1988; Формирование политической культуры личности//Сб. статей. — Днепропетровск, 1990; Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. -М., 1989; Сергиенко П. А. Массовое политическое сознание: проблема формирования и развития. — Киев, 1991; Бабов Е. Политическая культура советского человека//Сбстатей: Вопросы теории и жизнь. — М., 1987; Житенёв В. А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. — М., 1990; Демидов А. И. Политическая деятельность: философский анализ факторов детерминации. — Саратов, 1987; Грачев A.C. Политический экстремизм. — М., 1986; Трухин А. Н., Алексеев A.C. Проблемы общечеловеческого в политике (история и современность). — Иркутск, 1990; Савельева И. М. Альтернативный мир: модели и идеалы. — М., 1990; Ретроспективная и сравнительная политология. -М., 1991; Власть. Очерки современной политической философии Запада. — М., 1989; Западная демократия: основы стабильности. — М., 1990; Абсатгаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. — Алма-Ата, 1995; Философия политики. Кн. 1: Теоретико-методологические проблемы изучения политики. — М., 1994; Закономерности и законы политического процесса//Философия политики: Кн.2. — М., 1993; Философия власти/под ред. Ильина. B.B. — М., 1993; Культура в странах Азии и Африки: вопросы теории и практики/под ред. Б. С. Ерасов. — М., 1989; Бердяев H.A. О России и русской философской культуре. — М., 1990; Социальная и духовная безопасность России/под ред. В. И. Добренкова, Г. H. Бутырина. — М., 1985; Федорова. М. Классическая политическая философия. — М., 2001.

2Гаджиева К. С. Политическая наука. — М.: Международные Отношения, 1996; Зиммель Г. Философия культуры. В.

2 т. — М.: Юрист, 1996; Философия культуры. — М.: Лань, Философия культуры, 2003. многим вопросам философского и культурологического характера.

Элементам структуры культуры посвящена работа М. М. Петрова «Теория культуры». — СПб: издатель Михайлова. — 2000, в которой также рассматриваются сферы, функции, динамика культуры и основные культурологические концепции. Но она рассчитана на студентов в качестве лекционного курса. В последней работе А. Г. Спиркина «Философия» специальный раздел посвящен политической философии, где в интересующем нас аспекте рассмотрены вопросы политической власти и ее разделение на институты, политики и нравственности, либеральной демократии, права человека и достоинство личности, политическое изменение, правосознание, его культура и т. д.

В книге К.С.Гаджиева1 специальная глава посвящена «этике и политике», в которой анализируются такие этические проблемы, как профессионализация политики и механизм управления, противоречие между равенством и свободой, реальным и идеальным, достижение морального «компромисса». В главе «политическая культура» приводится довольно солидный материал по формированию концепции политической культуры, даются основные ее характеристики с предписанием норм поведения и правил игры в политике, рассматривается религиозный аспект политической культуры, модели политической культуры и т. д.

Однако эти исследования носят теоретический характер, внимание сфокусировано на истории проблемы, и не уделяется должное внимания практике политической культуры и подтверждению теории примерами происходящих преобразований в России.

За последние годы повысился интерес таджикских учёных к исследованию политической культуры. В работах Г. Н. Зокирова, А. Н. Махмадова, С. И. Шарипова, Т. Р. Рахмонова, А. М. Мухаббатова, З. М. Диноршоевой и других рассматриваются политические процессы, происходящие в республике. В имеющихся изысканиях даются общие.

1 Гаджиева К. С. Политическая наука. — М.: Международные отношения, 1996.-С.111. сведения о политической культуре, но пока нет работы непосредственно по исследуемой нами теме. В рассматриваемом нами аспекте следует отметить работы М. К. Гаффаровой., И. Ш. Шарипова, А. Х. Самиева, Т. Р. Рахмонова.

Тем не менее, проблема становления и формирования политической культуры и её роли в процессе построения правового демократического государства остается неисследованной. В отечественной науке данная проблема ещё даже не сформулирована должным образом.

Цель диссертации заключается: в выработке целостного научного подхода к политической культуре как феномена политической жизни общества- ^ в выявлении механизма её формирования и развития в процессе социально-экономических, политико-правовых и духовно-культурных преобразований в обществе и строительства правового демократического государства.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:

• показать роль и место политической культуры в общем процессе социальных преобразований в современном Таджикистане в условиях переходного периода;

• проанализировать сущность и структуру политической культуры и её значение для политической системы общества;

• рассмотреть особенности политической культуры таджикского общества и государства в связи со становлением правового демократического государства;

• раскрыть тесную взаимосвязь и взаимодействие политической и правовой культуры, культуры политических отношений и политического поведения;

• выявить культуру функционирования и взаимоотношения политических партий и общественных движений в правовом демократическом государстве.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования выступает диалектический метод как взаимосвязь явлений, их взаимодействие, функционирование и развитиеполитеоретический подход к изучению социальных явлений и процессов, объединяющих в себе макро и микро уровни анализа общества.

Научная новизна диссертационной работы, прежде всего, заключается в самой постановке проблемы и социально-философском анализе. Представленная работа является одной из первых в отечественной научной литературе, посвященной исследованию данной проблемы. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к проблеме формирования политической культуры в процессе построения правового демократического государства. Диссертационное исследование позволило углубить положения, исследованные ранее и выявить новые, свойственные политической культуре Таджикистанского общества, определить особенности, характерные для периода коренной трансформации:

Впервые подвергается научному анализу становление и формирование политической культуры в процессе строительства правового демократического государства в Таджикистане;

Систематизация и анализ теоретического наследия мыслителей Востока по проблемам политической культуры выявляет положения, созвучные во многом с современными постулатами представительской демократии, правового государства и гражданского общества;

Даётся авторская трактовка политической культуры, заключающаяся в том, что её формирование должно осуществляться в правовом пространстве на основе не только права, но и традиций и обычаев таджикского народа;

Применение аналитического подхода позволило выявить, что многие стороны формирующиеся политической культуры носят инсценированный характер: многопартийность без существенных отличий программных положений политических партийразделение ветвей власти при доминирующей роли исполнительной властимногообразие собственности при диктате власти;

По-новому в диссертации проанализированы познавательные, коммуникативные и регулятивные функции политической культуры в процессе строительства правового демократического государства в Таджикистане.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Политическая культура является категорией социальной философии, поскольку содержит в себе устойчивые ценности, установки, убеждения, представления, модели поведения, проявляющиеся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающие воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности;

2. Политическую культуру как составной элемент социальной и духовной сфер общественной жизни, нельзя рассматривать как вторичную по отношению к другим социально-политическим явлениям. Она самодостаточна и автономна, выступает неотъемлемой частью культуры в целом. В политической культуре органически выражается единство политики и политического сознания;

3. В теоретическом наследии мыслителей Ближнего и Среднего Востока содержится еще много значительного и нераскрытого творческого потенциала, посвящённого проблемам правового государства, гражданского общества и политико-правовой культуры, которые необходимо учесть в политической культуре для становления и формирования правового демократического государства Таджикистан;

4. Особенности формирования политической культуры в таджикистанском обществе, прежде всего, заключаются в естественном историческом развитии общества, с характерными особенностями политического сознания и политического поведения основной массы населения.

5. Традиционное государственно-политическое устройство таджикского и других народов Центральной Азии имело немало позитивного опыта политико-правовых институтов, который необходимо учесть в ходе реформирования общества. Применение Западного опыта представительской демократии, плюрализма и западных ценностей вообще должно проходить с учётом национальных особенностей и менталитета.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выдвинутые и сформулированные в диссертационном исследовании положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании, происходящих в таджикском обществе общественно-политических процессов.

Некоторые результаты диссертации можно использовать в исследовании проблем формирования правового государства и гражданского общества.

Практическая значимость диссертации определяется, прежде всего, тем, что основные её положения могут быть включены в лекционные курсы и семинарские занятия по социальной философии, культурологи и политологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры философии и социологии философского факультета ТГНУ, на совместном заседании отдела социальной философии и социологии института философии им. академика А. М. Багоутдинова АН РТ. По ним диссертантом сделаны доклады на научно-теоретических конференциях: История и культура Центральной Азии и Казахстана. — Алма-ата, 1998; научно-теоретическая конференция профессорско-преподавательского состава ТГНУ, посвященная 10-летию 16-й Сессии РТ. — Душанбе, 2002.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Все более утверждающийся постулат «культура спасет мир» имеет немалое отношение к политической культуре, как и к культуре экономической, экологической, нравственной, правовой и др. По нашему мнению, политическую культуру можно определить как меру осознания человеком и обществом своего политического состояния, меру определения своих политических ориентиров, уровень реализации в политической сфере сущностных сил человека, представляющих в совокупности качественное состояние политических явлений и процессов.

В структуре политической культуры так же, как и в политике в целом необходимо различать многообразные элементы с культурным содержанием. Это — политическое сознание, политические нормы и ценности, политическая деятельность, политические отношения и др. Среди них следует особо выделить политическую культуру власти как значительный фактор общественного развития.

Политическое сознание необходимо анализировать с точки зрения двух основных критериев его структуры — уровня отражения действительности и особых его состояний.

По уровню отражения, по степени формирования и форме реализации следует различать две большие сферы политического сознания — обыденное и теоретическое.

Обыденное политическое сознание в свою очередь включает в себяэмпирические политические знания, политическую психологию, политические обычаи и традиции.

Теоретическое политическое сознание состоит из политической идеологии и политической науки. Причём, идеология бывает как научной, так и ненаучной, спекулятивной, ложной, узкоклассовой, сословной и т. д. Между обыденным и теоретическим сознанием, вбирая в себя отдельные элементы того и другого, особо выделяются политическая психология, обычаи и традиции. Самостоятельными элементами политического мировоззрения являются политические идеалы и вера. Мировоззренческий характер носят такие структурные части политической культуры, как политические ценности и особый феномен — политическая воля, которая, по всей вероятности имеет и объективные измерения.

Вторым важным критерием анализа политического сознания является его состояние, выражающее определенную совокупность, своеобразную целостность. С этой точки зрения выделяются политическое мнение и настроение социальных общностей и политических субъектов, а также такие явления, как политический климат, политическая атмосфера, политическая конъюнктура, популизм и «говорливое молчание», состояние сверх политизации общественной жизни или аполитичности и т. д.

Проблема политических ценностей имеет своей предпосылкой решение вопроса о ценности самой политики как многообразного явления. В политической культуре принципиально необходимо выявление общечеловеческих ценностей Востока и Запада, традиционных и модернистских, не замыкаясь только на нормативах современной западной представительской демократии и крайнего индивидуализма.

В политико-культурном плане важно не слепое копирование стандартов и постулатов западных моделей правового государства и гражданского общества, а их творческое заимствование с учётом богатых традиций национальной государственности, ценностей политики, культуры и истории, учёта собственного менталитета, который на протяжении нескольких тысячелетий подтвердил свою жизнеспособность и способность к продуцированию многообразных социально-экономических и культурных ценностей.

Государственно-политическая культура и политико-правовые ценности таджикского народа восходят из глубокой древности. Многосторонне развитые нормы гражданского права и гражданского судопроизводства свидетельствуют о наличии в традициях Центральной Азии в том числе Таджикистана широких самоуправленческих начал гражданского общества, достижения которых ныне Запад приписывает только себе.

Приоткрывается завеса над дипломатическом искусством персо-таджикских эмиров. Высокий уровень традиционной политической культуры основывался на соответствующем развитии всей духовной жизни и, прежде всего на философской, мировоззренческой культуре великих мыслителей. В их философском и историческом наследии содержатся богатые идеи философии политики и государственного управления, общей и политической культуры, вполне созвучные с современными реалиями и потребностями.

Достойное социо-культурное прошлое может и должно стать основой формирования политической культуры таджикского народа, имеющего для своего возрождения большие исторические и культурные ресурсы. А что касается современных достижений Запада, то таджикский народ никогда не отгораживался от культур других народов и государств.

Категории «политика», «государства», «право» настолько между собой взаимосвязаны, что нередко предстают в слитном виде. Функционирование государства — это, как правило, политическая деятельность на правовой основе. Правовое регулирование — это в значительной мере проведение политики государства. Государствоодновременно и политический и правовой институт. Право во многом есть инструмент политики и государства.

В подобных же отношениях находятся политическая и правовая культура и их структурные элементы — политическое и правовое сознание, политические и правовые нормы, ценности, эталоны, стандарты и др.

Различные особенности политических и правовых явлений взаимодополняют друг друга, служат как бы противовесами. Зачастую безудержное стремление политических институтов к перманентным преобразованиям сдерживается правовыми императивами. И, наоборот, устойчивость, некоторая медлительность и даже нередкий консерватизм в развитии правовых явлений стимулируются к обновлению политическими импульсами.

В правовом государстве и гражданском обществе их место и роль в государственной деятельности уравновешено. В гражданском обществе усиливается значение правовых механизмов регулирования, прежде всего гражданского права, именуемого конституцией рыночных отношений, и гражданского судопроизводства для защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий.

Но и право и правовая культура не всесильны сами по себе. Они не могут успешно выполнять своё предназначение без соответствующего уровня развития многих других совокупностей социальных факторов. В частности, это относится к философскому мировоззрению и политическим теориям. Все идеи демократических прав и политических свобод прежде, чем получат законодательное закрепление, должны быть обоснованы философски и научно. Поэтому философская и политическая культура в обществе имеет значение не меньшее, чем правовая культура. Хотя в оценке социальных, духовных, политико-правовых явлений нельзя использовать измерения «больше-меньше», «лучше-хуже», «выше-ниже». Каждое явление в обществе занимает то место и выполняет ту роль, которые не могут быть заменены или выполнены чем-нибудь иным.

Сферы политики и права относительно автономны и самостоятельны и находятся в состоянии конфликтного напряжения. В таких случаях заслоном политическому волюнтаризму и правовому нигилизму могут стать только нормативы политической и правовой культуры. Но как бы то ни было, формальная определённость права, по общепринятым правилам, должна быть приоритетнее сиюминутной политической выгоды. Но на эту политическую выгоду правовая наука и политическая культура должны оперативно отреагировать и решить вопросы о мерах ее правовой целесообразности.

Политические свободы и права человека — проблемы, прежде всего социальной философии, связанные с определённым пониманием человека, его свободы, прав и ответственности.

На современном Западе проблемы демократии и прав человека оценивают лишь как феномены европейского Нового времени в отличие от традиционного общества. Между тем, в науке уже пробивает себе дорогу мысль о том, что демократия — это межформационное явление, сопутствующее человечеству на разных этапах его развития. Поэтому проблемы человека, его интересов и потребностей, свобод и прав, долга и ответственности необходимо измерять не только и не столько критериями научнотехнического прогресса и экономическими показателями общества потребления.

Демократия свободы порождает человека — крайнего индивидуалиста, общество потребления, способности которых к разумным самоограничениям сомнительны, что приближает человечество, по мнению многих исследователей, к экологической катастрофе. Демократия же равенства порождает тоталитарный режим, уравнительное распределение и «человека — винтика».

Развитие на Западе через крайности антиномии свободы и равенства является следствием общих мировоззренческих, социальных, политических и других крайностей — религии и атеизма, материализма и идеализма, природы и общества, разделения общества на антагонистические классы, культуры — на элитарную и массовую и др.

Всё это свидетельствует о широких началах самоуправляющегося гражданского общества, к которым нельзя механически применять постулаты современной западной демократии и прав человека, а необходимо использовать творческий подход, сочетая традиционные и современные политические ценности.

Политические партии, общественные движения и объединения, оппозиционные силы являются в числе других субъектами политического процесса. Поэтому исходным пунктом анализа их деятельности должна стать философская проблема соотношения субъекта и объекта. В качестве последнего в данном случае выступают государство и общество в целом.

Небесспорными являются стремления вывести политические процессы из-под влияния традиционных пластов культуры. На Западе возобладало убеждение, что демократическая политическая культура должна носить светский характер с секуляризацией нравов. То есть, политические субъекты должны вести себя как в рыночной экономике с частной собственностью, как экономические партнёры, ведущие себя расчетливо, хладнокровно, с деловым чувством компромисса.

Не отрицая необходимость материального благополучия «разумного эгоизма», следует отметить, что эгоизм редко бывает разумным, а общество потребления привело к кануну экологической катастрофы. Тем более, что и на самом Западе задаются вопросом: способна ли западная демократия на длительное историческое существование, основанное только лишь на модернистском подходе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин. Исповедь. Гл. Х1//Антология мировой философии. Т.1., ч.2. -М.: Мысль, 1969. 934с.
  2. Ф. Сумма теологии//Антология мировой философии. Т.1., ч.2. М.: Мысль, 1969. — 934с.
  3. С.С. Правовое государство судьба социализма. — М.: Юридическая лтература, 1988.-175с.
  4. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1985, — 46 с.
  5. М.С. Эмоциональная составляющая политической культуры.-М.-Полис.-1997.-№ 2.
  6. И.К. Новые категории философии и философия политики. -Душанбе: Дониш, 2006. 380с.
  7. И. К вопросу о новых категориях философии. Душанбе, 2005.
  8. Р. Демократия и тоталитаризм. /Пер. с франц. М: Прогресс, 1993.
  9. Ахмад Махдум Дониш. Трактат об упорядочении цивилизации и взаимопомощи (Дар назми тамадцун ва таовун) //Наводир ул-вакоеъ. -Душанбе, 1988, Т.2. -467с.
  10. Ю.Ашуров Г. Философия эпохи Саманидов. Душанбе: Ирфон, 20 067. -220с.
  11. П.Бабов Е. Политическая культура советского человека//Сб. статей: Вопросы теории и жизнь. М., 1987.
  12. М. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.
  13. З.Бердяев H.A. О России и русской философской культуре. М., 1990.
  14. Н.Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175с.
  15. М. Я и ТЫ// Квинтэссенция/Философский альманах. М.: Мысль, 1991.-477с.
  16. Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения отехнологической революции и наших реформах. М.: Политиздат, 1988.
  17. В человеческом измерении /под ред. А. Г. Вишневского М.: Прогресс, 1989.
  18. М. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1990. — 646 с.
  19. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
  20. Выступление Президента РТ Э. Рахмонова//Народная газета, № 7 (112). -Душанбе. 2005, И апреля.
  21. Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979.-462с.
  22. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 366с.
  23. К.С. Политическая культура современного Запада// Политология/под ред. М. Л. Марченко. М.: изд-во МГУ, 1993.
  24. К.С. Политическая наука. М.: изд-во МО, 1993. — 397 с.
  25. М.К., Фомина В. А. Общественное сознание. Душанбе: Ирфон, 2001.-142 с.
  26. Г. В. Энциклопедия философских наук. М: Мысль, 1974, Т.1.
  27. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 524с.
  28. А.И. О развитии революционных идей в России.- М.: ГИХЛ, 1958. 78 с.
  29. А. Моя борьба//Эл.версия.
  30. A.C. Политический экстремизм. М., 1986.
  31. A.A. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 1974. -157с.
  32. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры.- Ростов-на-Дону: изд. Ростовского ун-та, 1979.
  33. А.И. Политическая деятельность: философский анализ факторов детерминации. Саратов, 1987. 270с.
  34. Н.М. Основы социологии и политологии. М.: АКАДЕМА, 2004.-208с.
  35. Денкен Ж.-М. Политическая наука/Пер. с франц. М.: МНЭПУ, 1993.
  36. Диноршоева 3. Гражданская философия Аль-Фараби. Душанбе: Ирфон, 2006.-336с.
  37. М. Зажегший свет разума и посеявший семена знания//Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Сочинения. Т.1. Душанбе: Дониш, 2005. -435с.
  38. X. Культура и цивилизация. Истины и парадоксы традиций. Т. 1. Кн. 1Душанбе, 2006. 356 с.
  39. K.M. От Кьеркегора до Камю. М.: Искусство, 1991. — 397с.
  40. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1977. — 332с.
  41. А.Г. Философия политики. М.: Арктогея, 2004. — 616 с.
  42. П.М. К проблемам тождества бытия и мышления//Философские науки. 1968, № 4.
  43. Г. В каком обществе мы живем?. Мысль. — 1998. — № 1.
  44. В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. -М., 1990.
  45. Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией//Антология мировой философии. Т.1., ч.2. М.: Мысль, 1969. — 934с.
  46. Ибн Халдун. Пролегомены// Ибн Халдун /Фрагменты работы в пер. А.Игнатенко. М.: Мысль, 1980. — С. 126−147.
  47. X. У. Традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2006 — 120с.
  48. Ирхин Социология культуры. М.: «Экзамен», 2006.-525с.
  49. История политических и правовых учений. М.: Юридическая наука, 1983.-717с.
  50. Ю.В. Политология. М.: изд-во РУДН, 1996.
  51. М. Зеленая книга. М.: Международные отношения, 1989. — 159с.
  52. Категории политики в истории философии М., 1984.
  53. A.A. Политика, право, демократия (методологические проблемы соотношения) // Политология / Ответ, ред. Марченко. М.: изд-во МГУ, 1993.
  54. Кертман J1.E. История культуры стран Европы и Америки. М.: Высшая школа, 1987.
  55. Г. Сила слова. М.: Прогресс, 1967. — 215 с.
  56. В.П. Этическое сознание. Л.: ЛГУ, 1979. — 222с.
  57. Л.Н. Научно-техническая революция и духовная культура //Философские науки. 1974.
  58. С.Ю., Капышев А. Б. Человек и мир: кризис традиционной онтологии //Казахстанская философия в канун XXI века. Алма-Ата.: Акылкггабы, 1998. — 205с.
  59. Р. Фалсафаи хукук. Душанбе: Ирфон, 2005.-544с.
  60. В.М. Формирование политической культуры трудящихся. -Кишинев, 1988.
  61. В.И. Духовность как экзистенциальная проблема//Философские науки. М., 1991. — N 12. — С.51.
  62. Культура в странах Азии и Африки: вопросы теории и практики /под ред. Б. С. Ерасова. М., 1989.
  63. Культура, творчество, человек//сборник. М: Молодая Гвардия.- 1970.-272с.
  64. С. Болезнь к смерти// Этическая мысль. М.: ИПЛ., 1990. — 477с.
  65. Дж. Свобода и сообщество//Вопросы философии. М., 1992. -14 с.
  66. В.И. Государство и революция.//Полн.собр.соч., Т.ЗЗ. М.:
  67. В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации».- Полн. собр. соч. Т.45.
  68. В.И. План статьи «К вопросу о роли государства».- Полн. собр.соч., Т.ЗЗ.
  69. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920г.-Полн. собр.соч. Т.41.
  70. Дж. Избранные произведения в 3-х т. Т.З. М., 1985. — 668с.
  71. Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985.
  72. Г. Правовая реформа: проблемы и перспективы//Мысль. 1994.-№ 11.-27 с.
  73. Н. Государь. М.: Прогресс, 1990.81 .Максименко Н. В. Западная политическая наука: история и современность. Алма-Ата, 1999.
  74. Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.- 122с.
  75. К. Положение Англии, Английская конституция. Сочинения. В 3-х т., Т. 1.
  76. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Сочинения. Т.З.
  77. К. Человек и общество в век образования. М., 1991. — 75 с.
  78. Н.И. Политическая идеология как форма общественного сознания. Киев, 1981.
  79. Н. Человек и ноосфера. М.: Мысль, 1990. — 354с.
  80. А. Социодинамика культуры./ Пер с франц.- М.: Прогресс, 1973.
  81. С. Политики должны иметь чистые руки.//Мысль. 1997. -№ 4.
  82. И. Новая номенклатурная болезнь. Мысль.- 1997. — № 6.
  83. Неоконсерватизм в странах Запада. Часть 2.- М., 1982. 96 с.
  84. B.C. Продолжение истории: от социализма к цивилизму в контексте свободы и права//Вопросы философии. 1990.- N4. — С. 7.
  85. B.C. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998. — 352 с.
  86. Назам ал-Мульк. Сиясат-намэ. (Книга об управлении государством). -Душанбе: Шарки Озод, 1998. 286с.
  87. Ф. К генеалогии морали. Сочинения в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. — 829с.
  88. Ф. После смерти Бога//Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. -829с.
  89. Новиков-Прибой A.C. Цусима. Фрунзе: Кыргызстан, 1984. — 524 с.
  90. Н. Личность. Политика. Мораль. Мысль.- 1995.- № 3.
  91. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Сб. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. — 5 86с.
  92. A.C. Политология.-М.: Проспект, 1997.
  93. A.C. Политология на рубеже культур//Вопросы философии.-1993. № 8.
  94. A.C. Философия политики,— М.: Новая школа, 1996. 434с.
  95. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. — 310с.
  96. Д.В. Религия: Сущность и обновление //Философские науки. М. — 1992. -Ы N2. — 32 с.
  97. Питирим Сорокин. Нормативна ли наука этика и может ли она ею быть?//Этическая мысль. М.: ИПЛ, 1990. — 477с.
  98. А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и Сасанидский периоды. М., 1983. -381с.
  99. М., Хейнсворт Ф. Вера бахай. Алма-Аты: МГП Верен, 1992. — 76с.
  100. H.H. О концепции политической культуры, или основная ошибка советологии/ЯТолис.- 1998. № 3.
  101. Платон. Федон //Сочинения в 3-х т. Т.2. М., 1970. — 81 с.
  102. Политика и управление. Казань, 1988.
  103. Политическая культура: Теория и национальные модели. М.: Интерпракс, 1994. — 350с.
  104. М.М. Дневники.- М.: Правда, 1983.
  105. М.М. Зелёный шум.- М.: Правда, 1983. 431 с.
  106. Политическая культура социализма. Фрунзе, 1984.
  107. К. Открытое общество и его враги.//Политическая философия XX века. Тексты, фрагменты (ридер.Ч.1) Алма-Ата: ReSet Political Philosophy, 2003. — с.40−75.
  108. Проблемы национального и интернационального в развитии культуры советского Востока, Душанбе: Ирфон, 1990.
  109. Э. Наша цель национальное единство. — Душанбе: Ирфон, 1997.-72с.
  110. Э. От арийцев до Саманидов//Таджики в зеркале истории. Кн.1. Душанбе. — 240 с.
  111. Э. Ш. Таджикистан: десят лет независимости, национального единства и созидание, в 4 томах, том-2.- Душанбе: ирфон, 2002 -380с.
  112. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков и до наших дней//Средневековье. Кн. 2. СПб.: Петрополис, 1994. — 354с.
  113. Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы (материалы международной конференции). Душанбе: Ирфон, 2006. -148с.
  114. Н.К. Живая этика. М.: Республика, 1992. — 414с.
  115. Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991.
  116. В. А. Духовные основы современной политической культуры. Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1991.- 232с.
  117. В.Л., Фарукшин М. Х. Несостоятельность буржуазных концепций политической культуры социализма. Киев, 1986. -192с.
  118. И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы. М., 1990.
  119. Р.Ш. Теория и практика правового государства // Государство и право- Душанбе, 2000.-№ 2, — С. 1−8.
  120. И. Правовая система государства Саманидов (1Х-Х вв.). -Душанбе: Ирфон, 1999. с.
  121. П. А. Массовое политическое сознание: проблема формирования и развития. Киев, 1991.
  122. А. Национальные традиции и право//Мысль.-1998. № 2.
  123. Социальная и духовная безопасность России /под ред. В. И. Добренкова, Г. Н. Бутырина. М., 1985.
  124. Э.Б. Первобытная культура. М.: ИПЛ, 1989. — 573с.
  125. Теяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 239с.
  126. А.И. Мораль и политика. М.: Политиздат, 1969. — 16 с.
  127. А. Старый порядок и революция, — М., 1911. — 74 с.
  128. Тоталитаризм как исторический феномен//Материалы симпозиума. М.: ФО СССР, 1989. -395с.
  129. А.Н., Алексеев A.C. Проблемы общечеловеческого в политике (история и современность). Иркутск, 1990.
  130. Философия и политика /Материалы Круглого стола //Вопросы философии. М. — 1996. — № 1.
  131. Чучин-Русов А. Е. Политика как макрофеномен культуры // Полис М.: 1997, N4.
  132. П. Сравнительная политология/Пер. с англ. Часть 1.- М., 1992.
  133. . М. Классическая политическая философия. М., 2001.
  134. Флипп Ожье Суверенный гражданин Обучение демократии (пер. с. французского). М: Памятники истор. мысли 1994.-127с.
  135. Г. Г. Социальная организация и политическая власть.- М. Мысль, 1985.
  136. Философия власти// под ред. проф. В. В. Ильина.- М.: МГУ, 1993.
  137. Философия культуры. M.: Луч, 2003.
  138. Философия политики/ЛГеоретико-методологические проблемы изучения политики. Кн. 1. М.: Луч, 1994.
  139. Философия политики//Закономерности и законы политического процесса. Кн. 11.- М.: Луч, 1993.
  140. П.А. У водоворотов мысли. Т.2. М.: Мысль, 1990. — 345 с.
  141. Формирование политической культуры личности//Сб. статей. -Днепропетровск, 1990.
  142. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366с.
  143. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 522с.
  144. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 330с.
  145. В.О. Политология как феномен политической культуры// Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. -Киев, 1992.
  146. А. Нормы конституционного права//Мысль.- 1997. № 6.
  147. Чистое учение о праве Ганса Кельзена/Сб. переводов.- М.: АН СССР, 1988.- 212с.
  148. H.A. Без права нет свободы//Сб.Фемида.-1996.- № 1 С4−9.
  149. H.A. Правовое обеспечение интересов личности. -Свердловск: изд-во Урал, ун-та, 1990, — 86 с.
  150. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. — 572с.
  151. Ф.В. Система трансцендентального идеализма//Сочинения в 2-х т., т.1. М.: Мысль, 1987. — 637с.
  152. А. Понятие воли//Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. — 477с.
  153. О. Закат Европы//В кн.: Самосознание Европейской культуры XX века. М.: Мысль, 1991. — 336с.
  154. К. Смысл и назначение истории. М.: ИПЛ., 1991. — 523с.
  155. Adeeb Khalid. The Politics of Muslim Cultural Reforms. Jadidism in Central
  156. Asia. University of California Press, Berkley. Los Angeles: London, 1998. 166. Pai L. Political culture // Internal Enciclopedia of Political science. — 1969. Vol. 12.
Заполнить форму текущей работой