Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философские идеи в трактатах отечественных просветителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимание человека расширяется через рассмотрение его онтогенеза (индивидуального развития), который представляется А. Н. Радищеву как эпигенез (цепь последовательных новообразований). Органическая жизнь, психика, мышление являются неотъемлемыми частями сущности человека, они не могут быть поняты лишь механически. Человек рождается и живет как борьба противоположных начал. Это подтверждается… Читать ещё >

Философские идеи в трактатах отечественных просветителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вторая половина XVIII в. знаменуется развитием в России идей европейского Просвещения.

Александр Николаевич Радищев (1749−1802 гг.) учился в Пажеском корпусе в Петербурге, позже был направлен в Лейпцигский университет с целью изучения юриспруденции. После возвращения он служил в различных государственных учреждениях, занимался литературной деятельностью.

Им опубликован перевод книги Г. Манбли «Размышление о греческой истории» (со своим предисловием), созданы произведения «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», ода «Вольность», «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Путешествие из Петербурга в Москву». За последнее сочинение А. Н. Радищев был осужден и сослан. В ссылке он написал трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Письмо о Китайском торге», «Записки путешествия в Сибирь». После возвращения из ссылки участвовал в создании «Проекта Гражданского уложения».

В соответствии с установками Просвещения А. Н. Радищев верил во всесилие человека, в силу его разума, в способность найти истоки зла и несправедливости в мире и устранить их. В основе общественного объединения (любого) лежит универсальный критерий — естественная природа человека. Из нее следует система прав, ценностей, которые и должны быть реализованы в общественной жизни: право на личную безопасность, свободу, труд, равенство, собственность, семью и т. д. Соглашаясь с договорной теорией государства, Радищев считал, что изначальная полнота прав и свобод не может сохраняться вечно, поскольку человек, являясь существом общественным и стремящимся к «гарантированным выгодам», вступает в общение с себе подобными. При этом он жертвует часть своей свободы, но не становится абсолютно зависимым. Это есть гармоничное продолжение в социальном мире мира природного. Если естественный ход вещей нарушается, если реформы сверху не осуществляются, то возможна «месть природы». В определенном смысле Радищев оправдывает революционные действия, хотя и понимает, что революция чревата печальными последствиями, и ему более близка идея постепенного реформирования государства.

Центральной проблемой размышлений А. Н. Радищева является человек, что отразилось в наиболее ярком философском трактате просветителя — «О человеке, о его смертности и бессмертии». Онтология, гносеология, этика, эстетика и т. д. концентрируются вокруг одной темы — темы человека. Данное сочинение принципиально адогматично. По сути своей это диалог между автором и современными ему философскими школами. В первой и второй книге отдается дань материалистическим и деистическим тенденциям, доказывается естественное происхождение сознания, зависимость души от «органов тела», рассматриваются идеи сенсуалистов и тезис о смерти души вместе со смертью тела. В третьей и четвертой книге освещены концепции идеализма и рационализма, которые приводят к выводу о бессмертии души. Радищев предлагает путь синтеза самых плодотворных идей современной философии на почве реализма, опыта и здравого смысла.

Просветитель А. Н. Радищев стремится обосновать тезис о несотворенности материи, вечности и многообразной творческой силе природы, которой присущи различные формы движения в пространстве и времени. Но при этом он допускает деистические и пантеистические интерпретации, когда рассуждает о творческой силе Бога, о первотолчке.

Бытие является, по мнению А. Н. Радищева, «общайшим из общих понятий». Данное понятие объединяет все, что присуще всему, без чего не может быть никакого существования. Формы или «ступени» мира позволяют видеть развитие бытия. Радищев развивает идею о сложности процесса становления и эволюции многообразных форм бытия: «первичный хаос»; Вселенная, мировой Космос; земная природа, человек и человечество.

Единство человека с окружающей средой выражается в том, что он, подобно животным и растениям, представляет собой некую совокупность частей, он — результат, «венец сложений вещественных» и поэтому «единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему».

А. Н. Радищев выступает за целостное изучение человека, выделяя три способа постижения его сущности: 1) предметный — рассмотрение человека как данности, уже сформированной;

2) функциональный — исследование деятельности человека в природе и обществе; 3) историко-генетический — анализ этапов жизни человека (рождение, становление, смерть).

Понимание человека расширяется через рассмотрение его онтогенеза (индивидуального развития), который представляется А. Н. Радищеву как эпигенез (цепь последовательных новообразований). Органическая жизнь, психика, мышление являются неотъемлемыми частями сущности человека, они не могут быть поняты лишь механически. Человек рождается и живет как борьба противоположных начал. Это подтверждается и развитием его речи. Радищев подчеркивает творческую силу человека (например, в рассуждениях о музыке).

Важнейшей функцией человека является познание. А. Н. Радищев считал, что отвлеченные понятия, суждения, умозаключения происходят от первоначальных ощущений, вызванных воздействием на органы чувств предметов и явлений внешнего мира. Познание рассматривается им как сложная целостность, включающая рациональные и чувственные компоненты.

Явления природы, окружающий мир познаются в пространственно-временной последовательности, и при этом обязательно «опытным путем». «Орудия» и «силы» познавательной способности человека есть органы чувств. А. Н. Радищев выделял две формы опытного познания: чувственную и рациональную. Чувственный опыт дает человеку знание факта, единичного. Процесс познания, начатый чувственным опытом, продолжается опытом рациональным. Только синтез обеих форм познания позволяет достичь истины, которая позитивно преобразует общественное бытие и жизнь отдельного человека.

В социально-нравственных вопросах А. Н. Радищев считал себя приверженцем концепции «общего блага». Счастье человечества, его прогресс, полагал он, связаны со свободой. История трактовалась им как процесс актуализации человеческой сущности, превращения «истинно-всеобщих» свойств в реальную альтернативу существующему общественному устройству. Мерой справедливости естественно-правовых и политических форм выступает «нормальная природа человека».

Важнейшей формой регулирования отношений между людьми являются законы. «Положительный закон» должен отражаться в «положительной деятельности». Труд должен быть уважаем. И при этом — свободным.

Главная этическая категория для А. Н. Радищева — «благо». Высшее благо — то, что удовлетворяет исканиям общества. Народное понимание блага дает понимание блага для отдельной личности. Правильно организованное общество отличается развитием в нем добродетели и истинной нравственности. В таком обществе счастье всех зависит от счастья каждого и наоборот.

Подводя итоги рассмотрению развития философии в России в XVIII в., мы можем отметить следующее. Процессы европеизации и секуляризации общества и культуры ярко отразились в отечественной философской мысли, обозначив проблемы свободного человека и перспективы преобразования общества на принципах просветительских идеалов. Значимую роль играло становление традиций профессионального преподавания философии. Особое развитие получила идея синтеза науки и философии. Русская философская мысль XVIII в., осваивая наследие и новые тенденции европейской философии, активно включалась в современный философский процесс.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой