Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы государственной поддержки и инфраструктурного обеспечения субъектов малого предпринимательства в регионе: На материалах Карачаево-Черкесской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятостиулучшение жизненных стандартов широких слоев населениястабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективным развитием конкурентоспособного малого предпринимательства. При этом… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и проблемы развития малого предпринимательства, его государственная поддержка
    • 1. 1. Сущность малого предпринимательства и критерии его определения
    • 1. 2. Роль малого предпринимательства и проблемы его развития в современной России
    • 1. 3. Направления государственной поддержки малого предпринимательства и развитие его инфраструктурного обеспечения
  • 2. Социально-экономическая характеристика малого бизнеса, проблемы развития и формы государственной поддержки
    • 2. 1. Состояние и развитие малого предпринимательства в регионе
    • 2. 2. Идентификация проблем развития и государственная поддержка малого предпринимательства в регионе
  • 3. Организация бизнес-инкубаторов как условие повышения эффективности механизма реализации, государственной поддержки малого предпринимательства в регионе
    • 3. 1. Инкубаторы малого бизнеса как инфраструктурный механизм поддержки малого предпринимательства
    • 3. 2. Построение функционально-структурной модели бизнес-инкубаторов в регионе
    • 3. 3. Экономический эффект от внедрения бизнес-инкубаторов в регионе

Формирование системы государственной поддержки и инфраструктурного обеспечения субъектов малого предпринимательства в регионе: На материалах Карачаево-Черкесской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

•.

Актуальность темы

исследования. Реформирование отечественной экономики, требующее быстрого хозяйственного маневрирования, ставит крупные предприятия и организации в трудное положение. Поэтому возрождение малого предпринимательства становится обязательным условием экономической и политической стабилизации в стране.

Сегодня уже не вызывает сомнения, что малые предприятия (МП), не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Эффективность развития малого бизнеса измеряется, прежде всего, ростом жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью. Малое предпринимательство не только обеспечивает занятость населения, динамично создавая новые рабочие места, но и смягчает социальную нагрузку на бюджет.

Между тем, исследования многих экономистов показали, что предпринимательский потенциал страны по-прежнему используется не полностью. Количество субъектов малого предпринимательства, особенно малых предприятий, не растет, а во многих регионах даже снижается. Медленно решаются ключевые проблемы, препятствующие созданию новых и развитию действующих предприятий. В то же время происходит смещение «центра тяжести» мер поддержки малого предпринимательства с федерального уровня на уровень региональный и муниципальный, в связи с чем особую роль в совершенствовании системы государственной поддержки малого предпринимательства начинают играть объекты инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства.

Все вышеизложенное характеризует особую актуальность и практическую значимость исследования ключевых проблем развития малого предпринимательства и формирование системы государственной поддержки и инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства как в регионе, так и в России.

Степень разработанности проблемы. Фундаментальный анализ ряда проблем и факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства в России, и необходимости государственной поддержки малого предпринимательства представлены в трудах Ю. В. Кузнецова, Н. Б. Багрова, Е. Г. Ясина, А. Ю. Буева, В. В. Чепуренко, А. В. Орлова, JI.A. Колесникова, X. Берра, Н. Александровой, Т. В. Ломоносова, Э. Я. Шенина, М. Г. Лапуста, В.В. Высо-кова, О. М. Шестопёрова, Н. Н. Злобина, Д. В. Скрипичникова, Н. В. Смирнова, А. В. Терентьева и других экономистов-исследователей.

Однако, несмотря на значительное количество научных публикаций, содержащих предложения по развитию государственной и инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, определение путей повышения действенной поддержки субъектов малого предпринимательства (СМП) в регионах требует проведения более глубокого анализа и разработки завершенных концептуальных положений.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство и соответствует п. 10.7 — «Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности», п. 10.8 — «Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности (сущность, принципы, формы, методы) — основные направления формирования и развития системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства». •.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей диссертационной работы состоит в определении основных путей повышения эффективности инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионе.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

— изучить в теоретическом аспекте экономическую сущность малого предпринимательства и критерии его определения в России, странах ЕС и США;

— провести анализ и выявить сложившиеся тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в России и регионе, дать оценку регулированию и поддержке малого бизнеса в Карачаево-Черкесской Республике;

— обосновать необходимость и основные направления государственной поддержки малого предпринимательства на этапе рыночных преобразований как в регионе, так и в России;

— рассмотреть бизнес-инкубаторы (БИ) как инфраструктуру механизма поддержки малого предпринимательства, разработать проект по созданию сети межрайонных бизнес-инкубаторов, обосновать и предложить функционально-структурную модель внедрения проекта.

Предметом исследования выступают экономические процессы, определяющие роль и перспективы функционирования субъектов малого предпринимательства в рамках экономики муниципальных районов в Карачаево-Черкесии.

Объектом исследования являются субъекты малого предпринимательства в муниципальных районах Карачаево-Черкесии.

Теоретической и методологической базой исследования служат научные труды ученых-экономистов по проблемам развития и государственной поддержки малого предпринимательства. В качестве исходных источников информации использовались данные государственных статистических органов, материалы научно-практических конференций и региональная статистика. Особое внимание уделялось изучению нормативных документов: федеральным законам, постановлениям Правительств РФ и Карачаево-Черкесии, федеральным и региональным программам государственной поддержки, определяющим перспективы развития малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе использовались следующие методы: монографический, восхождения от абстрактного к конкретному, социологического опроса, системного и сопоставительного анализа, статистической оценки и расчетно-конструктивный метод.

Положения, выносимые на защиту:

1. Становление малого предпринимательства является обязательным условием экономической и политической стабилизации в Карачаево-Черкесии.

2. Эффективность региональной и муниципальной поддержки малого предпринимательства проявляется в обеспечении действенной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

3. Эффективным средством снижения неудач в бизнесе являются бизнес-инкубаторы как один из механизмов специализированной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку малого предпринимательства, причем на базе регионального фонда поддержки малого предпринимательства.

4. Наиболее эффективным способом развития муниципальных образований в регионе является передача на безвозмездной основе под БИ простаивающих производственных площадей как более дешевый вариант реализации проекта по созданию сети межрайонных бизнес-инкубаторов;

5. Система обслуживания клиентов в БИ должна быть построена с учетом потребностей малых предприятий (МП) и организационно-экономических особенностей реализации основных видов предоставляемых услуг. Для решения этой задачи разработан порядок формирования системы обслуживания клиентов в БИ.

Научная новизна исследования состоит в определении путей повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, а также в разработке методических подходов к решению вопросов рационализации их функционирования в условиях переходной экономики. По мнению автора, конкретно элементы новизны заключаются в следующем:

• выявлены сложившиеся особенности, факторы и условия, определяющие авторскоё видение функционирования субъектов малого предпринимательства в регионе, на основе проведенного анализа состояния региональной поддержки малого бизнеса в Карачаево-Черкесской республике;

• сформулирована концепция функционирования бизнес-инкубатора и обоснована организационно-структурная модель формирования сети межрайонных бизнес-инкубаторов в Карачаево-Черкесии;

• разработана функциональная модель бизнес-инкубатора применительно к условиям региона и сформулированы основные задачи, которые необходимо решить при определении стратегии и тактики функционирования бизнес-инкубаторов в Карачаево-Черкесии;

• выделены основные этапы формирования бизнес-инкубаторов и обоснованы предложения по обеспечению эффективного внедрения сети межрайонных бизнес-инкубаторов в регионе с учетом необходимости создания благоприятной предпринимательской среды.

Практическая значимость работы. Диссертация является комплексным исследованием недостаточно изученных аспектов функционирования малого предпринимательства в экономике муниципальных районов на фоне общих процессов реформирования экономической системы России с учетом отечественной практики и региональной специфики. Рекомендации, сформулированные и обоснованные в диссертации, адресованы региональным органам государственной власти.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены на научно-практических конференциях, получили одобрение и опубликованы в сборнике научных трудов по материалам 68-й научно-практической конференции «Современный финансово-экономический механизм и пути его совершенствования» (Ставрополь, 2004), в сборнике научных трудов «Проблемы развития предпринимательства в регионе» (Ставрополь, 2004), в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития финансовых отношений региона» (Ставрополь, 2005).

По результатам третьей главы диссертационного исследования (по предложенному проекту сети межрайонных бизнес-инкубаторов) при поддержке РФПМП в 2005 году КЧР выиграла конкурс «Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов)», проводимый Министерством экономического развития и торговли РФ.

Публикации. По материалам диссертации опубликованы 4 научные работы общим объемом 1,36 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и 4 приложений. Работа изложена на 148 страницах машинописного текста, содержит 30 таблиц и 18 рисунков.

Заключение

.

Основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятостиулучшение жизненных стандартов широких слоев населениястабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективным развитием конкурентоспособного малого предпринимательства. При этом развитие малого бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может стать значительным фактором развития. Несмотря на то что за прошедшие десятилетия было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития.

На основе выполненных в работе исследований по проблемам развития малого предпринимательства в регионе и разработанных теоретических и практических положений по формированию инфраструктуры поддержки малого бизнеса на региональном и местном уровнях можно сделать следующие выводы:

1. Любые попытки ограничить масштабы оборота малого предприятия ведут к стагнации малого бизнеса. Предприниматель, нашедший «золотую жилу», вынужден ограничивать свою деятельность или переходить в теневую экономику, причем вряд ли можно рассчитывать на то, что законодатели ставили какую-либо цель регулирования. Введенные критерии уже стали привычными и в условиях общего кризиса малого предпринимательства.

2. Основным противоречием сегодняшней политики является попытка обеспечить перевод к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» — от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры обслуживающей и реализующей этот интерес.

3. Российская и международная практика свидетельствуют, что при любых законодательных ограничениях на развитие малого бизнеса всегда найдутся предприниматели, стремящиеся обойти эти ограничения. Подобные инициативы следует внимательно отслеживать, поскольку они свидетельствуют об объективных изменениях в условиях, масштабах и направлениях деловой активности и, зачастую, вместо борьбы с нарушителями действующего законодательства легче бывает внести изменения в законодательство, причем такая возможность должна принадлежать органам, осуществляющим поддержку малого предпринимательства.

4. Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод о том, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения насущных проблем в экономике страны и региона.

5. С учетом поставленной задачи по удвоению ВВП к 2010 году можно провести приблизительные оценки по оптимальному числу малых предприятий, которое должно стать целевым показателем роста. В результате структурных преобразований и необходимости увеличения доли малых предприятий в ВВП до 35−40%, что соответствует минимальным значениям промышленно развитых государств, оптимальная численность малых предприятий для России может быть оценена в 5−7 млн единиц при одновременном увеличении общего числа индивидуальных предпринимателей до 10 млн человек.

6. Дефицит не только артикулированной, но и сколько-нибудь осмысленной политики в отношении субъектов малого предпринимательства выступает в качестве важнейшей причины, отсутствия ощутимых результатов.

7. Если не решить проблему доступа к кредитным и имущественным ресурсам, в ближайшее время может быть исчерпан внутренний «резерв прочности» субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, в отдельных отраслях и регионах России. Потенциальная потребность малого бизнеса в кредитах на нынешнем этапе его развития оценивается в $ 20−25 млрд При этом кредитно-финансовые организации в настоящее время обеспечивают данную потребность в размере не более 30% от этой суммы.

8. Все проблемы, которые препятствуют развитию МБ, могут быть эффективно решены, при одном условии — наличии действенной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, причем это позволит повысить роль малого предпринимательства в стране. Приняв за аксиому необходимость развития такой инфраструктуры, государству следует в самые кратчайшие сроки определить пути повышения качества и эффективности ее деятельности.

9. Как показали наши исследования, численность экономически активного населения в республике резко снизилась, при этом количество официально зарегистрированных безработных составило 5,8 тыс. человек. Удельный вес среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) увеличился за пять лет всего лишь на 0,7%, а выпуск товаров и рыночных услуг — на 29,3%, при этом удельный вес инвестиций в основной капитал снизился на 2,8%). Наибольшее количество субъектов (около 80,3%) сосредоточено в трех отраслях: торговле — 42,5%, промышленности — 19,4%), строительстве -18,4%.

10. Состояние малого бизнеса к настоящему времени заставляет подвергнуть критическому анализу политику региональной власти в этой сфере. Согласно Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике», объем обязательных ежегодно выделяемых средств должен составлять не менее 0,5 процента от годового дохода республиканского бюджета, между тем на развитие малого предпринимательства из регионального бюджета в 2004 году было выделено всего 500 тыс. руб.

11. Практически за все последние пять лет, разрабатывались региональные программы поддержки малого предпринимательства, реализация которых должна была способствовать созданию благоприятных организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. Однако полностью реализовать эти программы не удавалосьне по вине руководства регионального фонда поддержки малого предпринимательства, а, как правило, из-за отсутствия достаточного финансирования. В основном осуществлялись мероприятия по таким направлениям, как совершенствование нормативно-правовой базы, подготовка кадров.

12. Реализация инвестиционных проектов, создание объектов инфраструктуры выполняются менее чем на треть. Слабая инвестиционная активность малых предприятий объясняется их тяжелым финансовым положением, и прежде всего недостатком собственных оборотных средств, а также сложностями с получением банковских кредитов, о чем мы подробно говорили.

13. Наиболее актуальными проблемами предпринимательской деятельности в Карачаево-Черкесии стали за последние годы административные барьеры (30,3% опрошенных), трудности доступа к кредитным ресурсам (26,4%), налогообложение малого бизнеса (17,3), отсутствие имущественных ресурсов (15,3%) и т. д.

14. Очевидно, что в регионе в области малого предпринимательства государственного регулирования слишкоммного и обходится оно СМП слишком недешево (трансакционные издержки), причем трудности, которые возникают с контролирующими органами, чиновниками различного уровня, выступают, как важный коррупциогенный фактор. При проверках с нарушениями сталкиваются 66% малых предприятий. Между тем снижение тран-сакционных издержек малых предприятий позволило бы повысить рентабельность бизнеса, что помимо прочих плюсов влечет создание новых рабочих мест, рост инвестиций в основной капитал и, как следствие, — увеличение налоговой базы.

15. Эффективным средством снижения неудач СМП в регионе должны стать бизнес-инкубаторы как один из механизмов специализированной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку малого предпринимательства, причем на базе регионального фонда поддержки малого предпринимательства. На наш взгляд, целесообразно в кратчайшие сроки создать сеть межрайонных бизнес-инкубаторов, для решения тех актуальных проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия региона. Причем совершенно очевидно, что без поддержки федерального центра и правительства Карачаево-Черкесии с этой задачей в одиночку РФПМП справиться не в силах.

16. Для обеспечения эффективного развития малого предпринимательства целесообразно создать действенную инфраструктуру его поддержки. При этом необходимо обеспечить разграничение функций между федеральным центром и регионом, направленных на формирование целостной системы бизнес-инкубаторов в республике. Реализация данного проекта, одобренного Министерством экономического развития и торговли РФ, позволит к 2009 году создать до 400 малых предприятий при среднем варианте развития и до 549 — при оптимистичном. Это обеспечит создание до 3592 рабочих мест при среднем варианте развития, и до 4945 при оптимистичном. При этом поступления налогов в региональный и местные бюджеты и во внебюджетные фонды увеличатся в 2,4 раза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. М.: Экзамен, 2001. — 304 с.
  3. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14.06.1995.
  4. Федеральный закон «О монетизации социальных льгот» от 22.08.2004 № 122.
  5. Закон КЧР «О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике» от 3 мая 1996 г. № 83-XXII.
  6. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995.
  7. Закон КЧР «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике» от 19.05.1997 № 269-XXII.
  8. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства 1996−1997 гг.
  9. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства 1998−1999 гг.
  10. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства 2000−2001 гг.
  11. Проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2003−2005 гг.
  12. Региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 1999 г.
  13. Региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в республике на 2001−2002 гг.
  14. Региональная программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в КЧР на 2003−2005 гг.
  15. Постановление Правительства КЧР от 25.04.2000 г. № 59 «О создании
  16. Экспертного совета фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции».
  17. Постановление «Об Экспертном совете фонда поддержки малого предпринимательства КЧР» от 26.01.01 г. № 18.
  18. Постановление «О Совете по предпринимательству при Правительстве КЧР» от 25.09.01 г. № 154.
  19. Постановление «Об Экспертном совете по инвестиционной деятельно* сти при Правительстве КЧР» от 27.02.02 г. № 26.
  20. Постановление «О Совете по предпринимательству при Правительстве КЧР» от 25.09.01 г. № 154.
  21. Постановление «О создании районных Фондов поддержки малого предпринимательства» от 27.03.02 г. № 36.
  22. Постановление Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики № 84-XXII от 18 апреля 1996 г. О республиканском Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике».
  23. , Н. Малый промышленный бизнес в Самарской области / Н. Авдошина // СОЦИС. 2001. — № 7. — С. 57−59.
  24. , С. Союзы предпринимателей и их взаимодействие с государством (опыт Швейцарии) / С. Авраменко // Экономист. 2001. — № 10. — С. 91.
  25. , Е., Овчаровав, JI. Финансовый кризис августа 1998 г.: выдержал ли удар средний класс / Е. Аврамова, J1. Овчаровав // Вопросы экономики. 2000. — № 2. — С. 54−66.
  26. , B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1996.
  27. , О.В. Основы построения бизнес-инкубаторов / О. В. Айгистова, B.JI. Горбунов, В. Ш. Каганов. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 124 с.
  28. , А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов / А. Айказян // РЭЖ. -1998. № 3. — С. 55.
  29. , В.А., Дьяконов, JI. Безопасность предпринимательской деятельности в регионе / В. А. Алешин, JI. Дьяконов // Социально-политический журнал.- 1998.-№ 2.-С. 179−186.
  30. , Дж. Основы свободного предпринимательства / Дж. Ален М., 1992.
  31. Альтернативы модернизации российской экономики / Под ред. А. Буз-галина и др. М.: Таурус, 1997.
  32. , А. Фактор предпринимательства в экономике / А. Апишев -М.: Луч, 1995.
  33. Арбитражная практика. Материалы: Наши комментарии // Бухгалтерский ежемесячник БУХ. 1С. 2004. — № 6.
  34. , С. Шесть малых предприятий на тысячу жителей / С. Аруха-нов // Малое предприятие. 2003. — № 2. — С. 18.
  35. , А. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение / А. Архипов // Малое предприятие 1997. — № 9. — С. 9−11.
  36. Афанасьев, В. ."Анатомия" отечественного малого бизнеса / В. Афанасьев // РЭЖ. 1994. — № 2.
  37. , Т.П. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России (на примере шести пилотных регионов) / Т. П. Афанасьева, В. В. Буев, Т. И. Пуденко. М.: АНО ИКЦ «БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС», 2005.- 167 с.
  38. , Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е. Балацкий // Экономист. 2001. — № 4. — С. 45.
  39. , А.П. Государство и частное предпринимательство / А. П. Белов // Право и экономика., — 1998. — № 2. — С. 12.
  40. Бизнес-инкубаторы как инструмент содействия развитию экономики на муниципальном уровне / Под ред. X. Берра и Н. Александровой. СПб., 2000. — 51 с. ^ 43. Бизнес-обзор/http://www.nisse.ru/reviews.html?id=143.
  41. , Ю. Малое предпринимательство в Республике Мордовия / Ю. Битяков // Экономист. 2002. — № 11. — С. 76.
  42. , А. Условия регулирования малого бизнеса / А. Блинов // Экономист. 1999. — № 2. — С.75.
  43. , А., Голаенко, Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра учеб-% но-методическое пособие / А. Блинов, Н. Голаенко. Краснодар, 1996. — 460 с.
  44. , А., Никитов, А. Немалые трудности малого бизнеса / А. Блинов, А. Никитов // РЭЖ. 1994. — № 2.
  45. , А., Шапкин, И. Малое предпринимательство: Учебник / А. Блинов, И. Шапкин. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  46. , В., Кабаков, В. Стратегия малого предпринимательства / В. Бо-гачев, В. Кабаков, А. Ходачек- СПб., 1995.
  47. , В.Н. Проблемы обеспечения экономической безопасности малого предпринимательства от криминальных посягательств / В. Н. Болдырев // Вестник МГУ. 2001. — № 1. — С. 83−39.
  48. , К. Система поддержки малого и среднего бизнеса в Германии / К. Брюмер // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 2. — С. 58.
  49. , Ю. Малые и средние предприятия: политика и управление / Ю.
  50. Бусек // Проблемы теории и практики управления. — 2002. № 2. — С. 64.
  51. , Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 109−118.
  52. Власов, B.C. Проблемы развития малого предпринимательства в России
  53. Механизмы развития малого предпринимательства в России // Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002. — 328 с.
  54. , В. Капитал уходит, инвестиции не приходят / http ://www.nisse.ru/reviews.html?id= 146.
  55. , В.В. Малый бизнес: научно-практическое пособие / В.В. Вы-соков. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 1999. — С. 18.
  56. , А.В. Предпринимательство: государственное регулирование, финансовая поддержка, налогообложение / А. В. Гвоздиков, А. В. Дурнев, Е. А. Радюков. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2004. 167 с.
  57. , Р. Большие трудности малого бизнеса / Р. Гладких // Российское предпринимательство. 2002. — № 2. — С. 9.
  58. , О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике / http://www.mstu.edu.ru/publish/conCl 1 ntk/section8/section824.html.
  59. , А., Павленко, Ю. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике / А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель // Вопросы экономики. 1995. — № 11. — С. 48−57.
  60. , Т., Шаповалова, Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве / Т. Горькова, Г. Шаповалова // Экономист. 1999. -№ 6. — С. 66−73.
  61. , Ю. Государство нуждается в предпринимателях / Ю. Гумба / Абхазия: Гражданское Общество. 2002. — № 15. — С. 5−6.
  62. , А., Гловацкая, Н. Эффективность поддержки малого предпринимательства / А. Дадашев, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 140−146.
  63. , А. Регулирование предпринимательской деятельности и присоединение РФ к ВТО / А. Данильцев, М. Глазатова // Маркетинг. -2002.-№ 6.-С. 3−11.
  64. , А. Результаты обследования субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в Сахалинской области / А. Деркач // Вопросы статистики. 2000. — № 6. — С.37.
  65. , А. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение предпринимательской деятельности (причины падения результативности производства в России) / А. Доронин // Мир безопасности. 1999. — № 6. — С. 16 — 22.
  66. П. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы / П. Друкер. -М., 1992.
  67. , Э. Мелкое предпринимательство и его специфика в Российской Федерации / Э. Дунаев // Российский журнал экономики. — 1998. — № 3. — С.30−33.
  68. , М. Региональное преломление общих проблем развитие малого предпринимательства в России. / М. Еваленко // Российский журнал экономики. 2003.-№ 2. — С. 60.
  69. , Г. А. Анализ развития микрофинансирования в России часть I. Оценка спроса / Г. А. Ермилова, О. В. Петухова // М.: Аналитические материалы, 2003. — 31. с.
  70. Малое предпринимательство и его государственная поддержка в России: Монография / В. Г. Игнатов, О. Ю. Бородина. Ростов н/Д: Ростиздат, 1997.-С. 168.
  71. , В.Г., Бородина, О.Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса / В. Г. Игнатов, О. Ю. Бородина. М.: Приор, 1998. — С. 3.
  72. , Н.А. О государственной поддержке малого бизнеса / Н. А. Калина // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2000. — № 1. — С. 50.
  73. , В.Г. Налоги в механизме стимулирования малого предпринимательства / В. Г. Князев // Финансы. 1997. — № 8. — С. 19−24.
  74. , А. Особенности предпринимательства в переходной экономике / А. Колганов // Экономист. 1999. — № 1. — С. 76.
  75. , А., Колесникова, JI.A. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения / А. Колесников, JI.A. Колесникова // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 46.
  76. , JI.A. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. / JT.A. Колесникова. М.: Новый1. Логос, 2000. 269 с.
  77. Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, утвержденной Госсоветом в 2001 г. -31 с.
  78. Кредитование малого бизнеса в России и Германии / Под общ. ред. Э. Маркварта и И. Путинцевой // М., Материалы совместного российско-германского проекта, 2005. 258 с.
  79. Критерии отнесения предприятий к категориям микро, малых и средних (Подходы к определению, предлагаемые РЦМП для дальнейшего обсуждения)/ http://www.rcsme.ru/lib Art. asp?id=3 923.
  80. , Н. Альтернативные механизмы финансирования малого предпринимательства / Н. Ксенофонтова, А. Шуткин // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2001.-№ 12.-С. 11.
  81. , Ю. В. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне / Ю. В. Кузнецов, Н. Б. Багрова. СПб.: Издатель-ско-полиграфический комплекс «Вести», 1997. — 95 с.
  82. , Т.В. Основы создания бизнес-инкубаторов для поддержки малого предпринимательства в России / Т. В. Ломоносова. М., Институт предпринимательства и инвестиций, 1999. 108 с.
  83. , К., Брю, С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Макконелл, С. Брю. М.: Инфра-М, 2004. — 272 с.
  84. , Т. Взаимодействие предпринимательства и государства в условиях переходной экономики / Т. Малова // Финансовый бизнес. 2000. — № 9. — 10.
  85. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. / М., Росстат. — М., 2004.- 158 с.
  86. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. — 220 с.
  87. Малый бизнес в России. Серия Бизнес-Тезаурус / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. М.: КОНСЭКО, 1998.
  88. Малый бизнес России: есть ли сдвиги? /http://www.nisse.ru/news.html?id=n5007.
  89. Малый бизнес Юга России: инвестиционный потенциал. Ростов н/Д: Центр — лизинг, 2002.
  90. Методические рекомендации по организации государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне. — Иркутск: Изд-во «ИП Макаров С.Е.», 1999. 248 с.
  91. Механизмы развития малого предпринимательства в России / Аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002. — 328 с.
  92. , Н.К., Анискин, Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, обновление, маркетинг / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. — М.: Внешторгиздат, 1993. 505 с.
  93. , В. Большая забота о малом бизнесе / В. Морозов // Российское предпринимательство. 2002. — № 10. — С. 99.
  94. , В. Большая забота о малом бизнесе / В. Морозов // Российское предпринимательство. 2003. — № 8. — С. 81.
  95. , В. Малые формы с большим будущим / В. Морозов // Российское предпринимательство. 2002. — № 7. — С. 27.
  96. , В. Средний друг малого бизнеса / В. Морозов // Российское предпринимательство. 2003. — № 2. — С. 30.
  97. Огонян, 0. О государственной поддержке малого бизнеса в России. /О. Огонян // Экономист. 2002. — № 8. — С. 45−51.
  98. , А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы / А. Орлов //Малое предприятие. 1997. — № 8. — С. 12−14.
  99. , А. Перспективы развития малого предпринимательства в России. / А. Орлов // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 124- 125.
  100. , А.В. Надежда: О малом бизнесе в России: Учебное пособие / А. В. Орлов. М.: Международный университет, 2003. — 160 с. Ю2. Пезенти, А. Очерки политической экономии капитализма / А. Пезенти. М.: Прогресс, 1976. — 111 с.
  101. , В. Конкурентоспособность: Анализ факторов, показателей икритериев, определяющих успех субъектов рынка в конкурентной борьбе на различных уровнях экономической деятельности / В. Петров // Риск. 1999. -№ 4. — С. 4−11.
  102. , А. Бизнесмену поможет Фонд / Экономика и мы. Челябинск, 1997. -С.З.
  103. , X. Значение «человеческого фактора» для малых и средних предприятий. / X. Плайтнер // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 2. — С. 71.
  104. , Е. Опыт проведения обследования малых предприятий в Госкомстате России. / Е. Поповская // Вопросы статистики. 2000. — № 6. — С. 22.
  105. , С. Оценка монополизации российской экономики / С. Поповская // Проблемы прогнозирования. 1999. — № 2. — С. 85−90.
  106. Предпринимательство: Учебник / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  107. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты.-З-е изд., и доп. М.:ИНФРА-М, 2004. — 534 с.
  108. , В.А. Большие проблемы малого предпринимательства // Предприниматель. 1997. — № 3. — С. 27.1П.Пэрн,.А. Л. Федеральная программа как инструмент поддержки предпринимательства // Предприниматель. 1997. — № 3. — С. 17.
  109. С.Н. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России / С. Н. Рагимов, Б. В. Петров // Финансы. 2001. -№ 11. — С. 46−48.
  110. , И. Семейный и надомный бизнес: опыт США / И. Разумнова // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. 2001. -№ 1. — С. 105.
  111. , М.Н. Организационно-экономические условия формирования конкурентоспособного малого предпринимательства /М.Н. Рыбина // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 4. — С. 45−61.
  112. , А. Развитие конкуренции на.рынке товаров и услуг в сфере малого предпринимательства // Маркетинг. 2001. — № 5. — С. 81.
  113. , А.Ф. Проблемы и перспективы малого производственного бизнеса в России / А. Ф. Свиридов // Философия хозяйства. 2000. -№ 3. — С. 259.
  114. , А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. 2001 — № 10. — С. 75−81.
  115. , И. К. Классификации форм государственной поддержки малого предпринимательства / И. Семенушкин // РЭЖ. 2000. — № 11- 12. — С. 80.
  116. , JI. Семейный бизнес в системе трудовых отношений переходной экономики / J1. Слуцкий // Общество и экономика. 2000. — № 9 — 10. — С. 201.
  117. , С. Власть и малый бизнес пока далеки друг от друга / С. Смирнов //Торговая газета. 1999. — 7 июля.
  118. , С. Поддержка российского предпринимательства / С. Смирнов, // Вопросы экономики. 1999. — № 2. — С. 29- 39.
  119. , Е., Руднев, К., Налоговые радости от малых фирм // Российское предпринимательство / Е. Соколов, К. Руднев, Т. Волохова. 2002. -№ 2. — с. 70.
  120. Социально-экономическое положение Карачаево-Черкесской Республики в 2004 году: Докл.-Черкесск, 2005 /http://www.autoclub.ru/5/18/i306077p0.htm.
  121. , Е.А. Анализ направлений упрощения системы учета для малых предприятий / http://www.nisse.ru/analitics. html? id=anaprusudmp.
  122. , Е.В. Что мешает развитию малого бизнеса в России / http://www.mstu.edu.ru/publish/confyi lntk/sectionl 1/sectionl l17.html.
  123. Субъекты малого предпринимательства остаются, а гарантии и льготы для них отменяются / Материалы: Наши комментарии // Бухгалтерский ежемесячник БУХ. 1С. 2004. — № 12.
  124. , В. США: кризис корпоративного управления / В. Супян, Г. Кочетков // Человек и труд. 2003. — № 10. — С. 43−45.
  125. , В. Предпринимательство на трех этапах российской модернизации (вторая половина XIX XX вв.) / В. Сущенко — Ростов н/Д: Издательство РГУ, 2000. — 160 с.
  126. США: критерии отнесения предприятия к категории малого / http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=90 588.
  127. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах
  128. РФ" / Отчет по результатам общероссийского исследования //ОПОРА РОССИИ ВЦИОМ. — Москва, 2005. — 186 с.
  129. Ш. Хубиев, В.И. КЧР годы реформ / В. И. Хубиев // День республики. -1996.- 12 мая.-С. 2.
  130. , Д. Оффшорные компании / Д. Чернявский // Банковское дело в Москве. 2001: — № 7. — С. 4617.
  131. , А., Куашев, А. О роли лизинга в развитии малого предпринимательства / А. Чеченов, А. Куашев // Финансы. 2002. — № 7. — С. 30.
  132. Что такое государственный заказ / http://www.sgtpp.renet.ru/books/fedotov/53.
  133. , Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России / Ф. Шамхалов // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 2. — С. 94.
  134. , Ф. Роль предпринимательства в рыночной экономической системе / Ф. Шамхалов // Маркетинг. 1997. — № 2. — С. 94.
  135. , Ф., Котилко, В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект / Ф. Шамхалов., В. Котилко. М.: Экономика, 1997. — 352 с.
  136. , Ф., Нечипоренко, В. Государственная поддержка предпринимательства в России: учебное пособие / Ф. Шамхалов М.: Экономика, 1997. — 158 с.
  137. , Э.Я. Предпринимательство и бизнес: Учебное пособие / Э. Я. Шенин. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.
  138. , О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. Шестоперов // Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С. 65.
  139. , О.М., Шестоперов, A.M. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2003 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад / О.М. Шестоперов, A.M. Шестоперов. — М.:
  140. НИСИПП и Рабочий центр экономических реформ, 2004.
  141. , А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах. / А. Шеховцев // Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С. 84.
  142. , А. Основные проблемы, возникающие у малых предприятий в процессе получения и реализации государственных и субподрядных заказов / http://www.sme-news.ru/libArt.asp?id=3874&rid=164&lid=l.
  143. , А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России / А. Шулус // РЭЖ. 1997. — № 5−6-7. — С.84.
  144. , А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки / А. Шулус // РЭЖ. 1996. — № 5.
  145. , А., Быченко, Н. Франчайзинговые формы предпринимательства (объективные основы, противоречия, принципы господдержки) / А. Шулус, Н. Быченко // РЭЖ. 1998. — № 1. — С. 44
  146. , Й. Теория экономического развития / И. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. — с. 169 — 170.
  147. , А.С. Единый налог с малого предприятия: иллюзия или реальность / А. С. Шуткин // Финансы. 1997. — № 6. — С.42−45.
  148. , И. Олигархи тоже начинали с малого / И. Южанов // Д.-Пресс. 1999.-№ И.
Заполнить форму текущей работой