Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В эмпирической части исследования с помощью данной диагностической модели осуществлялось выявление степени адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов посредством психологической диагностики соответствующих каждому фактору адаптации социально-психологических качеств испытуемых из различных экспериментальных групп. С этой целью использовались следующие психодиагностические методики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты изучения социальнопсихологической адаптации личности
    • 1. Проблема диагностики социально-психологической адаптации при профессионально-психологическом отборе в ОВД
    • 2. Сравнительный анализ понятий «социально-психологическая адаптация», «социальная адаптация», «психическая адаптация»
    • 3. Структурно-функциональная модель социально-психологической адаптации как самоорганизующейся системы: системообразующий фактор, ядро и основные элементы

    Глава 2. Эмпирическое исследование факторов социальнопсихологической адаптации и диагностических критериев адаптированности личности в ходе психологического обследования сотрудников ОВД и кандидатов на службу.

    § 1. Организация и методика проведения эмпирического исследования

    § 2. Анализ результатов психодиагностических методов, использованных в эмпирическом исследовании.

Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Эффективность профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел во многом определяет успешность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в целом, способствует повышению дисциплины среди сотрудников и снижению таких негативных явлений, как текучесть кадров, профессиональная деформация личности, развитие нервно-психических расстройств и случаев суицидального поведения.

В настоящее время в практике профотбора в системе МВД совершенно отчетливо прослеживается ориентация на критерии социально-психологической адаптированности личности кандидата на службу в ОВД (Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях МВД России. М.: ГУК МВД России, 1995). Однако на сегодняшний день в практике профессионально-психологического отбора в системе МВД отсутствует единое представление о сущности социально-психологической адаптации, а также четкие диагностические критерии социально-психологической адаптированности личности с точки зрения ее адаптационных ресурсов и эффективности профессиональной адаптации в будущем, ее уровня и устойчивости. В связи с этим в упомянутых выше методических рекомендациях по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях МВД России (М.: ГУК МВД России, 1995) совершенно обоснованно отмечается необходимость изучения сущности и содержания процесса адаптации, специфики этапов его протекания, а также выявления надежных критериев оценки психологической адаптированности личности на основе научной разработки специальных методов диагностики личности кандидатов на службу в ОВД (с. 13, 16).

Отдельно следует отметить, что диагностика уровня социально-психологической адаптации и адаптационных ресурсов кандидатов на службу в органы внутренних дел осуществляется в условиях экспертизы. Установочное отношение к обследованию кандидатов на службу, их стремление произвести благоприятное впечатление на эксперта сопровождается дисси-мулятивными тенденциями, значительно затрудняющими диагностику психологических особенностей испытуемых. В связи с этим возникает необходимость теоретического обоснования и разработки надежных диагностических критериев социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов в условиях экспертизы.

Степень разработанности проблемы. В степени разработанности проблемы диагностики социально-психологической адаптированности личности при профотборе в ОВД можно выделить три аспекта: 1) разработанность теоретической модели, концепции социально-психологической адаптации (в академической науке и в практике профотбора) — 2) разработанность диагностической модели социально-психологической адаптированностидиагностических критериев оценки данного феномена и адекватного психодиагностического инструментария- 3) состояние диагностики социально-психологической адаптированности личности в современной практике профотбора в ОВД. Остановимся на каждом из этих трех аспектов.

1. Несмотря на то, что проблема социально-психологической адаптации имеет широкое освещение в научной литературе, необходимо отметить отсутствие единой концепции социально-психологической адаптации личности и ее теоретической модели. Единственным и довольно значительным теоретическим исследованием в этой области, на наш взгляд, является монография Налчаджяна А. А. (1988) «Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии)». Следует также упомянуть попытку создания теоретической модели социальной адаптации А. А. Реаном (1999). Остальные авторы ограничиваются, как правило, анализом содержания данного понятия и его соотношения с понятием «социализация».

2. Закономерным результатом отсутствия единой теоретической модели дезадаптации является отсутствие адекватных диагностических критериев оценки социально-психологической адаптированности личности, а также психодиагностического инструментария. При отсутствии разработанного оптимального комплекса психодиагностических методик по изучению социально-психологической адаптированности личности, в современной науке накоплен богатый эмпирический опыт по диагностике отдельных социально-психологических характеристик личности.

3. И, наконец, что касается третьего момента степени разработанности проблемы — состояния сегодняшней практики профотбора в ОВД с точки зрения диагностики социально-психологической адаптированности личности, то наиболее полный анализ названной проблемы (по отечественным и зарубежным источникам) представлен в исследовании Большаковой О. В. (159). В своей работе автор показывает степень разработанности проблемы профессионально-психологического отбора лиц, связанных с деятельностью в экстремальных условиях и предлагает свои рекомендации по совершенствованию процедуры отбора, основанные на выявлении личностных качеств кандидатов на службу в спецподразделения.

Мы полностью согласны с выводом Большаковой О. В., что «в современной практике профотбора слабо учитываются социально-психологические признакипродолжает осуществляться профессиональный отбор преимущественно на основе функционально-психологического подхода, который позволяет выявлять лишь психофизиологические и функционально-психологические качества человека.- среди критериев пригодности личности к деятельности кадров специальных подразделений отсутствует ряд основных социально-психологических признаков» (159).

Нельзя не согласиться и с еще одним крайне важным моментом, который подчеркивает автор: «В современной практике профотбора специалистов в системе „человек — человек“, „человек — социум“, в том числе и в МВД, отсутствует, к примеру, один из основных признаков (критериев) профессиональной пригодности — социальная благонадежность и ценностные ориентации. Таких критериев профотбора для многих особо социально-значимых специальностей не удается обнаружить. ни в научных разработках, ни в самих методиках диагностики профотбора. В то время как в цивилизованных странах (США, Япония и др.) преданность стране, социально-политическая благонадежность выступает в процессе кадрового профессионального отбора одним из важнейших признаков» (159).

Однако, при правильной общей постановке проблемы оптимизации профотбора посредством изучения личностных, социально-психологических характеристик кандидатов на службу, Большакова О. В. выделяет и рассматривает лишь некоторую часть социально-психологических качеств личности из тех, которые необходимо оценивать при профессионально-психологическом отборе.

Создание адекватной психодиагностической технологии изучения социально-психологических качеств личности возможно, по нашему мнению, лишь на основе комплексного подхода к оценке социально-психологической адаптированности личности (ее адаптационных ресурсов и эффективности адаптации), что и легло в основу нашего исследования.

Объект исследования — сотрудники и кандидаты на службу в органы внутренних дел, проходящие обследование в ЦПД.

Предмет исследования — психологические факторы, определяющие различный уровень социально-психологической адаптированности личности к условиям службы в ОВД.

Гипотезы исследования:

Общей гипотезой исследования выступало следующее предположение:

Эффективность профессиональной деятельности в ОВД зависит от степени социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов, в связи с чем профессионально-психологический отбор в.

ОВД целесообразно осуществлять на основе диагностики соответствующих социально-психологических качеств личности.

Частные гипотезы:

1. Адаптационные ресурсы — это «необходимый минимум» социально-психологических качеств личности, обусловливающих достаточную степень ее социально-психологической адаптированности и представляющих собой основные факторы социально-психологической адаптации.

2. Снижение адаптационных ресурсов личности ухудшает прогноз эффективности профессиональной деятельности в ОВД вследствие повышенного риска адаптационных нарушений в определенных социальных ситуациях, несмотря на относительную адаптированность личности к привычной социальной среде.

3. Определенные социально-психологические качества личности, препятствующие эффективной социально-психологической адаптации, должны рассматриваться как противопоказание к приему на службу в ОВД.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование концептуальной модели социально-психологической адаптации личности и разработка диагностических критериев оценки социально-психологической адаптированности и адаптационных ресурсов при профессионально-психологическом отборе на службу в ОВД.

В соответствии с целью исследования выдвигались следующие конкретные задачи:

1. Определить соотношение понятий «социально-психологическая адаптация», «социальная адаптация» и «психическая адаптация» на основе анализа научной литературы. Разработать теоретическую модель социально-психологической адаптации. Сформулировать рабочее определение данного понятия и осуществить его эмпирическую валидизацию.

2. Выявить факторы социально-психологической адаптации: основные факторы (в т.ч. системообразующий), т. е. «необходимый минимум» психологических качеств личности, способствующих ее успешной социально-психологической адаптации к службе в ОВД, а также дополнительные, частные факторы.

3. Определить наиболее эффективные психодиагностические методы оценки социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов, учитывающие специфику ситуации экспертизы.

4. Разработать проективную методику исследования личности в моделируемой стрессовой ситуации, позволяющую определить степень социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационные ресурсы.

5. Разработать диагностические критерии оценки степени социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов на основе сравнения психологических особенностей сотрудников с различной степенью адаптированности.

6. Разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование практики профессионально-психологического отбора граждан, принимаемых на службу в ОВД, с учетом степени социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов.

Методологическая база исследования. Методология диссертационного исследования основывается на общенаучных принципах исследования, основных принципах отечественной психологической науки: принцип системности, детерминизма, единства психического, единства сознания и деятельности, единства субъективного и объективного, социального и биологического. Эмпирическая часть базируется на принципе комплексной диагностики социально-психологических качеств и индивидуальных особенностей личности.

Теоретическую основу исследования составили анализ и обобщение данных научной литературы, систематизация и дополнение имеющегося материала по проблеме социально-психологической адаптации, диагностики адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов при профотборе в ОВД. При этом изучались труды отечественных и зарубежных ученых:

— основоположников и разработчиков психологических подходов к изучению социально-психологической и психической адаптации личности: К.А. Абуль-хановой, Ю. А. Александровского, Г. М. Андреевой, С. А. Беличевой, Ф. Б. Березина, А. Н. Жмырикова, О. И. Зотовой, И. К. Кряжевой, Р. Лазаруса, Д. А. Леонтьева, А. А. Налчаджяна, А. А. Реана, Г. Селье, Э. Эриксона и другихавторов, отводящих мотивационным механизмам системообразующую роль в адаптационном процессе: В. Г. Алексеевой, А. Т. Бека, Ф. Б. Березина, Т. Веблена, Г. Витцлака, К. Гольдштейна, Л. Г. Дикой, Ю. А. Клейберга, Ю. Куля, К. А. Майса, Т. А. Марченко, А. Маслоу, Г. Меррея, Д. Нюттена, Т. Пар-сонса, П. В. Симонова, Л. Н. Собчик, О. А. Тихомандрицкой, Р. Харре, С. А. Шапкина, Ю. А. Шерковина, М. С. Яницкого и других;

— исследователей в области юридической психологии, которые рассматривают психологию личности преступника (как вариант социальной дезадаптации) с позиции ценностно-нормативного подхода: Г. Х. Ефремовой, А. Р. Ра-тинова и других;

— исследователей, в работах которых Я-концепция личности занимает центральное место: Е. П. Белинской, Р. Бернса, Ю. Н. Емельянова, Ч. Кули, Д. Майерса, Т. Ньюкома, К. Роджерса, Д. Холмса, К. Хорни и других;

— представителей коммуникативного подхода в исследовании личности: Г. Бейтсона, А. А. Бодалева, Л. Босколо, К. В. Вербовой, Д. Джексона, В.Н. Мя-сищева, Г. В. Пар, Л. А. Петровской, Е. В. Руденского, Г. С. Салливана, М. Сельвини-Палаццоли, Д. Уикленда, Д. Хейли, Т. Шибутани и других;

— специалистов в области психологии индивидуальных различий: П.Б. Ган-нушкина, О. В. Кербикова, К. Леонгарда, А. В. Либина, AJE. Личко, Л. Н. Собчик и других;

— представителей когнитивного направления: Э. Бека, А. С. Кочарян, М. А. Холодной, Ж. Пиаже, Р. Солсо, А. Стааса, J1. J1. Терстоуна, Р. Фейерштейна, У. Р. Чарслворза и других;

— авторов, занимающихся проблемами психодиагностики личности и профессионально-психологического отбора: А. Анастази, Л. Ф. Бурлачука, К. М. Гуревича, Б. В. Кулагина, А. К. Марковой, В. М. Мельникова, J1.T. Ямпольско-го и других.

Методы исследования.

Исследование состоит из теоретической и эмпирической частей. С помощью метода теоретического анализа разработана структурно-функциональная модель системы социально-психологической адаптации личности: ядро системы, основные элементы и ее системообразующий факторразработано рабочее определение понятия «социально-психологическая адаптация» личности. На основе данной теоретической модели социально-психологической адаптации личности была разработана диагностическая модель социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов, в которой каждый элемент системы адаптации был представлен одним или несколькими факторами адаптации. Всего выявлено 17 независимых факторов социально-психологической адаптации, т.н. «идеальная модель» личности с точки зрения адаптированности.

В эмпирической части исследования с помощью данной диагностической модели осуществлялось выявление степени адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов посредством психологической диагностики соответствующих каждому фактору адаптации социально-психологических качеств испытуемых из различных экспериментальных групп. С этой целью использовались следующие психодиагностические методики: Стандартизированный многофакторный метод исследования личности — модифицированный тест MMPIопросник «шестнадцать личностных факторов» Р. Кэт-телакраткий отборочный тест (КОТ) — метод цветового выбора — тест выбора цвета Люшераметод диагностики межличностных отношений — модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лиритест рисуночной фрустрации С. Розенцвейгаметодика исследования уровня субъективного контроля, а также специально разработанные для данного исследования методики — методика структурированной беседы и методика парадоксальных (абсурдных) вопросов.

Для обработки результатов исследования применялись методы качественного анализа, корреляционный и факторный анализ статистической информации.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Центра психологической диагностики УВД Белгородской области. Обследовано 180 человек. Было сформировано по 3 экспериментальных группы испытуемых по 30 чел. из числа как сотрудников ОВД, так и из кандидатов на службу (всего 6 групп). В основу эксперимента положен метод полярных групп. Испытуемые каждой из трех групп (как сотрудников, так и кандидатов) различались между собой адаптационными ресурсами личности и степенью социально-психологической адаптированности. Определение диагностических критериев социально-психологической адаптированности личности при профотборе осуществлялось путем сравнения психологических особенностей испытуемых, имеющих высокую степень адаптированности, с испытуемыми, имеющими низкие адаптационные ресурсы (с неустойчивой адаптацией) и адаптационные нарушения. Степень социально-психологической адаптированности испытуемых определялась, в первую очередь, на основании объективных социальных источников (служебных характеристик, наличия служебных взысканий, поощрений, особенностей социального взаимодействия в семейной сфере, в т. ч. наличия конфликтов в семье, разводов).

Установление корреляций между отдельными психологическими параметрами, отражающими степень адаптированности испытуемых из групп сотрудников и кандидатов, проводилось с целью рассмотрения взаимодействия основных факторов социально-психологической адаптации, в том числе их компенсаторные функции.

Научная новизна исследования. Изучение социально-психологической адаптированности как оптимального функционирования личности, как показало исследование, целесообразно проводить в рамках междисциплинарного подхода, который продиктован сложностью и многогранностью предмета исследования и может применяться в дальнейших социально-психологических исследованиях личности и механизмов ее адаптации.

Осуществлена попытка разработки структурно-функциональной модели социально-психологической адаптации как самоорганизующейся системы: ее системообразующего фактора, ядра и основных элементов. Выявлены основные факторы социально-психологической адаптации, их диагностические критерии в условиях экспертизы при профотборе в органы внутренних дел.

Выявлено, что чувство юмора и позитивное отношение к парадоксам являются важнейшей характеристикой адаптационных ресурсов личностикогнитивной предиспозицией для формирования определенных психологических особенностей, необходимых для эффективной адаптации: способности к метакоммуникацищ отсутствия преобладания неадаптивных форм психологических защит (вследствие развитого чувства юмора как самого эффективного и продуктивного вида защиты, способствующего внутриличностной интеграции) — низкой тревожности и высокой стрессоустойчивости в отношении неожиданных ситуаций вследствие наличия интереса к малоструктурированным ситуациям, в которых усматривается элемент творческой задачи.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Прогноз эффективности социально-психологической адаптации личности к службе в ОВД зависит не столько от степени адаптированности к конкретным социальным условиям (наличного уровня адаптации), сколько от ее адаптационных ресурсов — социально-психологических качеств, способствующих удовлетворению базовой социальной потребности личности в позитивном отношении (социальном одобрении) и самоотношении (самоприятии).

2. Адаптационные ресурсы личности могут выявляться с помощью диагностики социально-психологических качеств личности, соответствующих основным факторам системы социально-психологической адаптации: ценностных ориентаций, направленности личности (с точки зрения их нормативности) — уровня рефлексиистепени самоприятияуровня волевого самоконтроляприятия других (уровня эмпатии) — адаптационных свойств интеллектаэффективности психологических защит (отсутствия неадекватной выраженности и стереотипности отдельных видов защит) — наличия чувства юмора (как самого эффективного механизма защиты) и позитивного отношения к парадоксам.

3. Лица с неустойчивой социально-психологической адаптированно-стью при профотборе в ОВД должны относиться к категории «группа риска», поскольку их сниженные адаптационные ресурсы повышают вероятность возникновения состояний дезадаптации в определенных социальных условиях, несмотря на относительную адаптированность к привычной среде.

4. Необходимо рассматривать как противопоказания к приему на службу (с выводом ЦПД — «не рекомендован») следующие психологические особенности личности кандидатов: а) несформированность высших социальных мотивов, низкий уровень развития нравственных качеств личности, асоциальные тенденцииб) снижение волевого контроля над аффектом (эксплозивные черты) и над побуждениями, зависимость от внешних влияний (неустойчивые черты) — в) шизоидные чертыг) склонность к паническим реакциям, к аффективной дезорганизации деятельностид) выраженная дисгармоничность личности (мозаичные акцентуации).

5. Диагностика социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов может осуществляться с помощью диагностической модели, основанной на интегративной оценке социально-психологических качеств личности, представленных каждым фактором адаптации.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретически обоснована и раскрыта сущность понятия социально-психологической адаптации личности с привлечением научно-теоретических и практических источников по психологии личности, социальной, общей, дифференциальной, клинической психологии, а также источников из области психотерапии, психиатрии, психолингвистики (семантические аномалии текста, лингвистические приемы остроумия) и философских источников (о традиции использования коанов в практике Дзен).

Доказана необходимость изучения жизненного пути (социального анамнеза) в рамках многомерного подхода к определению уровня социально-психологической адаптации и адаптационных ресурсов (с помощью структурированной беседы и анализа объективных источников информации относительно социальных достижений личности).

Показана необходимость выявления адаптационных ресурсов личности для объективной оценки эффективности социально-психологической адаптации к службе в ОВД. Выявлены основные факторы социально-психологической адаптации, их диагностические критерии в условиях экспертизы при профотборе в органы внутренних дел.

Показана продуктивность применения феноменологического анализа и обозначена возможная перспектива дальнейшего исследования личности в социальной психологии с помощью качественных методов.

Показана отчетливая взаимосвязь между специфическими психологическими защитами и определенными видами акцентуаций характера и патохарактерологическим развитием личности (психопатиями, расстройствами личности).

Практическое значимость работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в практике профотбора при проведении психодиагностического обследования в ЦПД кандидатов на службу в ОВД.

Разработаны предложения и рекомендации по усовершенствованию профессионально-психологического отбора в ОВД с учетом критериев социально-психологической адаптированности личности.

Установлена недостаточная диагностическая ценность в ситуации экспертизы большинства личностных тестов, основанных на самооценке. Разработана методика структурированной беседы, выявляющая социально-значимые качества личности с регистрацией невербальных реакций испытуемого, с последующей экспертной оценкой по специальным критериям.

Разработан специализированный проективный метод парадоксальных вопросов, позволяющий моделировать стрессовую ситуацию и выявлять: выраженность и характер психологических защит, способность к метакоммуни-кации, адаптивные свойства интеллекта (способность абстрагироваться от негативных аспектов ситуации в сочетании с оптимальным уровнем развития логического мышления, необходимого для выявления семантических и логических несоответствий деталей, креативность, восприятие малоструктурированной ситуации как творческой задачи).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются:

— репрезентативностью эмпирического материала, необходимого для количественной и качественной характеристики предмета исследования;

— сочетанием методов различной ориентации и их взаимодополняемостью;

— применением современных методов математико-статистической обработки эмпирических данных (t-критерий Стьюдента и корреляционный анализ);

— эмпирической проверкой основных теоретических положений.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме исследования опубликовано 6 работ, результаты исследования докладывались на совещаниях практических психологов системы МВД (Центрального региона — г. Тула, 2000 г.- Северо-западного региона — г. С.-Петербург, 2000 г.), а также на Всероссийском совещании руководителей подразделений психологического обеспечения ОВД и ВВ (Москва, 2000 г.). Результаты внедрены в практику психологического обследования кандидатов на службу в ЦПД УВД Белгородской области, что позволило значительно повысить эффективность профотбора. Так, в течение последних 6-ти лет отмечается отчетливое снижение количества лиц, уволенных на первом году службы по отрицательным мотивам: 1995 г.- 58 чел., 1996 г. — 25 чел., 1997 г. — 13 чел., 1998 г. — 7 чел., 1999 г. — 1чел, 2000 г. — 2 чел. (см. приложение 10).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 192 источников, 13 приложений. Общий объем диссертации составляет 274 страницы, из которых 225 страниц основного текста.

§ 3. Основные выводы и рекомендации по повышению эффективности профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в ОВД.

1. Индивидуальные особенности личности испытуемых из экспериментальных групп сотрудников и кандидатов соответствуют друг другу в зависимости от их степени социально-психологической адаптированности и адаптационных ресурсов. Кроме того, между полярными группами испытуемых (кандидатов и сотрудников) выявлены отчетливые различия индивидуальных особенностей испытуемых, соответствующих различной степени адаптированности, — в виде наличия противоположных психологических качеств. Из этого следует, что выявленные особенности личности испытуемых различных групп могут рассматриваться как диагностические критерии степени социально-психологической адаптированности и адаптационных ресурсов.

2. Выявленная степень социально-психологической адаптированности каждого сотрудника подтверждалась объективными данными: уровнем реальных профессиональных и социальных достижений, особенностями микросоциального взаимодействия (в семейных и неформальных отношениях), социальным статусом в группе, полученными из объективных источников (сведения из личного дела, наличие поощрений и взысканий, служебные характеристики, отзывы сослуживцев). Несмотря на то, что аналогичная информация относительно испытуемых из групп кандидатов на службу отсутствовала (социальный анамнез составлялся со слов испытуемого по результатам методики структурированной беседы), выявленные индивидуальные особенности личности сотрудников разных экспериментальных групп в основном соответствовали психологическим параметрам испытуемых из групп кандидатов с аналогичными степенью адаптированности и адаптационными ресурсами.

3. В экспериментальные группы (как среди сотрудников, так и среди кандидатов) с различной степенью адаптированности, но со сниженными адаптационными ресурсами вошли испытуемые со схожими индивидуальными особенностями, снижающими их адаптационные ресурсы. Однако при этом степень их адаптированности была различной, вследствие чего они и вошли в различные экспериментальные группы. К этой категории относились как лица с преобладанием стеничных, доминантных, возбудимых черт (склонные к дезадаптации по активному типу), так и испытуемые с гипотим-ными чертами: тревожно-мнительные, сензитивные, конформные (склонные к дезадаптации по пассивному типу). Более того, у всех испытуемых с признаками дезадаптации (в отличие от испытуемых со сниженными адаптационными ресурсами, но с относительно высокой степенью адаптированности на момент обследования) отмечались проблемы микросоциального взаимодействия в семейной сфере, а в некоторых случаях и в профессиональном коллективе.

4. Особый интерес в этом контексте представляют результаты обследования некоторых испытуемых из групп с неустойчивой социально-психологической адаптацией (с низкими адаптационными ресурсами, но с относительно высокой степенью адаптированности на момент обследования), отнесенных к группе риска. Сотрудники этой категории обнаружили высокую степень эффективности микросоциального (в виде позитивного отношения со стороны непосредственного окружения), а также благоприятные отношения в семье. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что, несмотря на наличие у этих лиц определенных особенностей личности, затрудняющих адаптацию, эти испытуемые, оказавшись в благоприятной социальной «нише», позволяющей реализовывать их позитивные личностные ресурсы, имеют тем самым возможность удовлетворения базовой социальной потребности личности — потребности в позитивном отношении со стороны окружения (особенного значимого) и самоотношении (как закономерного следствия). Благодаря этому достигается самоприятие и относительный эмоциональный комфорт. Однако подобная адаптация является неустойчивой, поскольку ее эффективность слишком зависима от конкретного социального окружения.

5. Как показало проведенное исследование, параметры благоприятной социальной ниши, способствующей повышению уровня социально-психологи-ческой адаптации испытуемых с низкими адаптационными ресурсами, различны и зависят от доминирующих черт личности (которые, как правило, и препятствуют эффективной адаптации в новых условиях). Так, по полученным данным, испытуемые с преобладанием стеничных черт оказались способными к самореализации только в таком микросоциуме, в котором данные качества личности были одобряемы и востребованы. В то же время, сензитивнось, дистимические черты не являлись препятствием для адаптации в тех случаях, когда их наличие соответствовало требованиям конкретного коллектива (и профессиональной среды в целом), а также семейного окружения. Отдельно следует отметить, что наличие одновременного сочетания подобных благоприятных социальных «ниш» в профессиональной и семейно-неформальных сферах значительно повышает степень адаптированности, несмотря на ограниченность индивидуальных адаптационных ресурсов. В то же время, в случае отсутствия благоприятной социальной «ниши» низкие адаптационные резервы в виде соответствующих личностных особенностей таких индивидуумов обусловливают их адаптационные нарушения. Это подтверждается тем, что в экспериментальные группы испытуемых с признаками дезадаптации вошли испытуемые с личностными особенностями, огранивающими их адаптационные ресурсы, у которых отсутствовали сферы социальной реализации, и, следовательно, с фрустрацией базовой потребности в позитивном отношении и самоотношении.

6. Особо следует заметить, что благоприятные отношения в семейной и неформальной сферах в виде наличия эмоциональной поддержки со стороны значимых лиц значительно повышает степень адаптированности даже, несмотря на реальные трудности межличностного взаимодействия в профессиональной среде. В то же время, наличие социального одобрения в профессиональной среде не может компенсировать отсутствие эмоциональной поддержки значимых лиц в неформальных отношениях. Это подтверждает особую важность позитивного отношения со стороны близких для эффективности социально-психологической адаптации личности.

7. Испытуемые из различных экспериментальных групп по степени адаптированности и адаптационным ресурсам обнаружили различную степень удовлетворения базовой социальной потребности личности — в позитивном отношении и самоотношении:

— для групп сотрудников и кандидатов с высокими степенью адаптированности и адаптационными ресурсами характерна высокая степень удовлетворения базовой потребности личности;

— у испытуемых с неустойчивой социально-психологической адаптацией, отнесенных к группе риска (с низкими адаптационными ресурсами, но без признаков дезадаптации на момент обследования), отмечается недостаточное удовлетворение базовой потребности;

— у испытуемых с признаками социально-психологической дезадаптации имело место блокирование базовой потребности, а также неспособность к ее удовлетворению.

8. В результате экспериментального исследования выявлены главные факторы дезадаптации. Возникновение психической патологии (преимущественно психогенной), на наш взгляд, обусловлено наличием одновременно двух факторов: а) неспецифического — блокирования базовой социальной потребности личности в позитивном отношении и самоотношенииб) специфического — выраженного преобладания определенных видов дезадаптивных психологических защит, которые при наличии первого фактора обусловливают специфический характер психических расстройств (см. приложение 1).

Причем оба эти факторы находятся в неразрывной связи: генерализация дезадаптивных защитных механизмов снижает вероятность удовлетворения базовой социальной потребности личности, а блокирование базовой потребности, в свою очередь, заостряет патологические механизмы интрапсихической адаптации, — что неизбежно приводит личность к социальной дезадаптации.

Таким образом, возникновение дезадаптации и психической патологии (психогенного характера) происходит в случае блокирования базовой социальной потребности в позитивном отношении и самоотношении. При этом разнообразие психических расстройств определяется индивидуальными различиями и, прежде всего, вариабельностью преобладающих генерализованных механизмов интрапсихической адаптации (дезадаптивных психологических защит).

9. Результаты психологического обследования испытуемых, принадлежащих разным экспериментальным группам по степени адаптированности и адаптационным ресурсам, свидетельствуют о наличии у них сходных психологических проблем, вызванных аналогичными негативными личностными особенностями. Однако, несмотря на равные адаптационные ресурсы, степень социально-психологической адаптированности личности этих лиц находился в прямой зависимости от наличия позитивного отношения со стороны значимого окружения, степени эмоционального принятия. Итак, степень социально-психологической адаптированности личности зависит как от определенных ее индивидуальных особенностей, так и от наличия конгруэнтных этим особенностям микросоциума (социальной «ниши»). Причем смена микросоциума, способствующего компенсации негативных черт и реализации позитивных ресурсов личности, значительно повышает риск адаптационных нарушений у индивидов с низкими ресурсами. В связи с этим профотбор должен осуществляться с учетом данного обстоятельства, поскольку наличие оптимальной социальной «ниши» является фактором социально-психологической адаптации случайного порядка.

10. Испытуемые с высокой степенью адаптированности на момент обследования, но с ограниченными (сниженными) адаптационными ресурсами на момент обследования, должны относиться к группе риска при профотборе, поскольку профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам. Наличие акцентуации характера, независимо от уровня адаптации на момент обследования, снижает адаптационные ресурсы личности. При этом наличие акцентуаций характера определенных видов является абсолютным противопоказанием к приему на службу в ОВД. Все сотрудники с данными видами акцентуаций обнаружили отчетливые признаки социально-психологической дезадаптации, препятствующие успешному выполнению профессиональной деятельности.

Психодиагностические параметры испытуемых с высокой степенью адаптированности и высокими адаптационными ресурсами из групп сотрудников и кандидатов во многом совпадали. Корреляционный анализ психологических особенностей испытуемых из полярных групп показал, что испытуемые с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации различаются преимущественно по семнадцати параметрам, которые можно рассматривать как факторы адаптации:

1) Ценностные ориентации, направленность личности (с точки зрения их нормативности).

2) Устойчивость и адекватность самооценки, самокритичность.

3) Высокий уровень рефлексии.

4) Высокая степень самоприятия (отсутствие большого расхождения между Я-реальным и Я-идеальным).

5) Низкий уровень тревоги, относительный эмоциональный комфорт, оптимизм.

6) Высокая стрессоустойчивость.

7) Коммуникативная компетентность, развитость навыков общения.

8) Принятие других (высокий уровень эмпатии, доброжелательность).

9) Развитый волевой самоконтроль, независимость поведения от собственных: а) эмоциональных импульсов (контроль над аффектом) — б) побуждений (контроль над влечениями).

10) Активность, некоторая доминантностьраскованность и непосредственность в поведениикоммуникативная активность.

11) Интернальный локус субъективного контроля.

12) Адаптационные свойства интеллекта.

13) Автономность и независимость поведения от внешних социальных воздействий (неконформность).

14) Эффективность психологических защит (отсутствие неадекватной выраженности и стереотипности отдельных видов защит).

15) Наличие чувства юмора (как самого эффективного механизма защиты) и позитивное отношение к парадоксам.

16) Отсутствие дисгармоничного сочетания акцентуированных черт.

17) Коммуникативная потребность.

Наличие высоких показателей одновременно по всем семнадцати факторам соответствует идеальной модели социально-адаптированной личности. Однако в реальной жизни индивиды с такими высокими показателями встречаются крайне редко (по нашим данным не более 1%). То обстоятельство, что большинство испытуемых с эффективной адаптацией обнаружили невысокие показатели по некоторым из этих факторов, свидетельствует о компенсаторной роли самих факторов в общем адаптационном процессе.

Отдельно следует заметить, что, несмотря на существенные индивидуальные различия, у всех испытуемых с высокой степенью адаптированности (в отличие от полярной группы) отмечаются высокие показатели по восьми факторам, которые мы назвали «основными факторами социально-психологической адаптации». К ним относятся следующие:

1. Ценностные ориентации, направленность личности (с точки зрения их нормативности) — 1-й фактор;

2. Высокий уровень рефлексии — 3-й фактор;

3. Высокая степень самоприятия (отсутствие большого расхождения между Я-реальным и Я-идеальным) — 4-й фактор;

4. Принятие других (высокий уровень эмпатии, доброжелательность) -8-й фактор;

5. Развитый волевой самоконтроль, независимость поведения от собственных: а) эмоциональных импульсов (контроль над аффектом) — б) побуждений (контроль над влечениями) — 9-й фактор;

6. Адаптационные свойства интеллекта. (Достаточно высокий уровень развития определенных свойств интеллекта — стилевые свойства интеллекта, высокие репрезентационные способности, которые не определяются традиционными психометрическими методами) — 12-й фактор;

7. Эффективность психологических защит (отсутствие неадекватной выраженности и стереотипности отдельных видов защит) — 14-й фактор;

8. Наличие чувства юмора, как самого эффективного механизма защиты, и позитивное отношение к парадоксам — 15-й фактор. (Данный фактор является интегральным, высокий показатель по нему возможен лишь при высоких показателях по двум предыдущим: 12-му и 14-му).

Показатели по данным факторам определяют адаптационные ресурсы личности и рассматриваются нами как необходимый «минимум» ее психологических качеств для эффективной социально-психологической адаптации.

Наибольшим препятствием для эффективной социально-психологической адаптации, по данным нашего исследования (с учетом специфики профессиональной деятельности сотрудника ОВД), являются следующие особенности личности:

1). Несформированность высших социальных мотивов, низкий уровень развития нравственных качеств личности, асоциальные тенденции (снижение по 1 -му фактору).

2). Снижение волевого контроля: а) над аффектом: склонность к паническим реакциям, к аффективной дезорганизации деятельности или наличие возбудимых (эксплозивных) черт (снижение по 9-му фактору) — б) над побуждениями (влечениями), в сочетании с зависимостью от внешних влияний (неустойчивые черты — снижение по 9-му, 13-му, 11-му и 3-му факторам).

3) Шизоидные черты — обязательное одновременное снижение по следующим факторам: коммуникативная потребность — 17-й фактор, коммуникативная компетентность — 7-й фактор, эмпатия — 8-й фактор, активность и непосредственность — 10-й фактор, адекватность самооценки — 2-й фактор, рефлексия — 3-й фактор, индифферентное отношение к абсурду, «невосприимчивость» к нему — 15 фактор, эффективность защит — 14-й фактор.

4) Выраженная дисгармоничность личности (мозаичные акцентуации) — снижение по 16-му фактору.

Данные особенности личности выявлены в группе испытуемых (сотрудников и кандидатов) с признаками социально-психологической дезадаптации и могут рассматриваться, на наш взгляд, как факторы социально-психо-логической дезадаптации.

Предложения по совершенствованию профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в ОВД.

1. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в.

ОВД целесообразно осуществлять не только на основе определения наличной степени социально-психологической адаптированности личности, но и с учетом ее адаптационных ресурсов.

2. При вынесении рекомендательного вывода ЦПД о целесообразности приема кандидата на службу необходимо относить лиц с достаточно высокой степенью социально-психологической адаптированности (на момент обследования), но со сниженными адаптационными ресурсами к категории «группа риска» (поскольку профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам его личности).

3. С целью определения адаптационных ресурсов личности кандидата целесообразно дополнить традиционную процедуру (на сегодняшний день) психодиагностического обследования кандидатов на службу в ЦПД путем включения в нее следующих методик: методику структурированной беседы, модифицированный вариант теста Розенцвейга, тест «Диагностика межличностных отношений» (модифицированный вариант теста Т. Лири), методику «парадоксальные вопросы».

4. Диагностику адаптационных ресурсов личности кандидатов на службу в ОВД целесообразно осуществлять на основе оценки следующих психологических особенностей: ценностных ориентаций, направленности личности (наличия положительных социальных установок) — уровня рефлексиистепени самоприятияуровня эмпатии, доброжелательностиволевого контроля над импульсами, аффектом, побужденияминаличия достаточно высокого уровня развития адаптивных свойств интеллекта (стилевых свойств интеллекта, высоких репрезентационных способностей), которые не определяются традиционными психометрическими методамиэффективности психологических защит (отсутствия неадекватной выраженности и стереотипности отдельных видов защит) — наличия чувства юмора, позитивного отношения к парадоксам.

5. Необходимо рассматривать как противопоказания к приему на службу (с выводом ЦПД — «не рекомендован») следующие психологические особенности личности кандидатов: а) несформированность высших социальных мотивов, низкий уровень развития нравственных качеств личности, асоциальные тенденцииб) снижение волевого контроля над аффектом (эксплозивные черты) и над побуждениями, зависимость от внешних влияний (неустойчивые черты) — в) шизоидные чертыг) склонность к паническим реакциям, к аффективной дезорганизации деятельностид) выраженная дисгармоничность личности (мозаичные акцентуации).

6. В связи с ограниченными диагностическими возможностями в ситуации экспертизы теста Кэттела, целесообразно при психологическом обследовании кандидатов на службу в ЦПД использовать данный метод в качестве вспомогательного, а не основного.

7. В случаях расхождения полученных результатов обследования с помощью различных использованных психодиагностических методик, экспертное решение ЦПД о целесообразности приема кандидата на службу необходимо выносить на основании качественных методов обследования, позволяющих сделать вывод о социально-психологических характеристиках личности кандидата (прежде всего методики структурированной беседы), поскольку психодиагностические методики, основанные на самооценке, подвержены большим мотивационным искажениям.

8. С целью повышения объективности экспертных решений ЦПД и верификации полученных данных психологического обследования кандидатов на службу в ОВД целесообразно включать в протокол обследования подробную запись ответов испытуемых, полученных с помощью методики структурированной беседы.

9. При интерпретации профиля СМИЛ испытуемых с акцентуированными чертами характера с выраженным мотивом экспертизы в сочетании с достаточно высоким уровнем интеллекта необходимо проводить коррекцию ведущих пиков не менее чем на 10−15 баллов в сторону повышения по шкале Т.

10. Использование методики структурированной беседы, позволяющей выявить основные социально-психологические характеристики личности, можно рекомендовать на первом этапе профотбора кандидатов на службу. Простота применения данного метода делает возможным его применение сотрудниками кадрового аппарата, не имеющими психологического образования.

Заключение

.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Социально-психологическая адаптация — это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности требованиям социумапредставляет собой самоорганизующуюся систему, где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой. Системообразующим фактором системы социально-психологической адаптации является базовая социальная потребность личности в позитивном отношении (социальном одобрении) и самоотношении (самоприятии) — ядром системы — ее центральным элементом являются ценностные ориентации, направленность личностиинтегративным фактором системы выступает Я-концепция личности.

2. Социально-психологическая адаптированность личности — это результирующая характеристика процесса адаптации, она обусловлена двумя моментами: адаптационными ресурсами личности и параметрами конкретной социальной среды. Степень социально-психологической адаптированности личности отражает эффективность социального взаимодействия личности в группе.

Степень социально-психологической адаптированности определяется адаптационными ресурсами личности и особенностями конкретной среды, в условиях которой происходит удовлетворение базовой потребности личности в позитивном отношении, что представляется возможным лишь в случае соответствия результатов деятельности личности конкретным требованиям социума.

3. Адаптационные ресурсы личности — это ряд ее социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень социально-психологической адаптированности личности в конкретных социальных условиях.

Адаптационные ресурсы личности составляют ее определенные психологические особенности (основные факторы социально-психологической адаптации): ценностные ориентации, направленность личности (положительные социальные установки) — высокая степень самоприятия (отсутствие большого расхождения между Я-реальным и Я-идеальным) — высокий уровень рефлексиивысокий уровень эмпатии, доброжелательностьразвитый волевой контроль над импульсами, аффектом, побуждениямидостаточно высокий уровень развития адаптивных свойств интеллекта (стилевые свойства интеллекта, высокие репрезентационные способности), которые не определяются традиционными психометрическими методамиэффективность психологических защит (отсутствие неадекватной выраженности и стереотипности отдельных видов защит) — наличие чувства юмора, позитивное отношение к парадоксам.

4. При сниженных адаптационных ресурсах эффективность социально-психологической адаптации личности зависит от наличия микросоциума (оптимальной социальной «ниши»), конгруэнтного ее индивидуальным особенностям. Причем, смена непосредственного социального окружения, способствующего компенсации негативных черт и реализации позитивных ресурсов личности, значительно повышает риск адаптационных нарушений у индивидов с низкими адаптационными резервами. В связи с этим профотбор должен осуществляться с учетом данного обстоятельства, поскольку наличие оптимальной социальной «ниши» (микросоциальной среды) является фактором социально-психологической адаптации случайного порядка. Испытуемые с высокой степенью адаптированности на момент обследования, но с ограниченными (сниженными) адаптационными ресурсами должны относиться к группе риска при профотборе, поскольку профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам.

5. Диагностика социально-психологической адаптированности личности при профотборе, осуществляемая в условиях экспертизы, должна базироваться на изучении социальных установок и социальных представлений в процессе обсуждения с испытуемым его личной истории жизненного пути, феноменологическом анализе субъективного пространства личности в виде индивидуальных аттрибуций (в виду ограниченной достоверности в ситуации экспертизы результатов личностных тестов, основанных на самооценке).

6. Использование методики парадоксальных вопросов при диагностике социально-психологической адаптированности личности позволяет определить наличие чувства юмора и отношения к парадоксам (абсурду), которые являются важнейшей характеристикой адаптационных ресурсов личности — когнитивной предиспозицией для формирования определенных психологических особенностей, необходимых для эффективной адаптации: способности к метакоммуникацищ отсутствия преобладания неадаптивных форм психологических защит (вследствие развитого чувства юмора как самого эффективного и продуктивного вида защиты, способствующего внутрилично-стной интеграции) — низкой тревожности и высокой стрессоустойчивости в отношении неожиданных ситуаций вследствие наличия интереса к малоструктурированным ситуациям, в которых усматривается элемент творческой задачи.

7. В работе показана целесообразность дальнейшего социально-психологического исследования психологических защит (в т.ч. разработки методов диагностики), изучения их роли в возникновении и профилактики состояний дезадаптации.

8. Экспериментальное исследование показало необходимость выявления адаптационных ресурсов личности для объективной оценки эффективности ее социально-психологической адаптированности. Прогноз успешности социально-психологической адаптации личности к службе в ОВД зависит не столько от наличного уровня адаптации, сколько от ее адаптационных ресурсов.

Подводя итог, следует отметить следующее.

— На основе проведенного теоретического анализа разработана структурно-функциональная модель социально-психологической адаптации как системы, элементами которой являются основные структурные компоненты личности, а также сформулировано рабочее определение понятия «социально-психологическая адаптация».

— На основе теоретической модели социально-психологической адаптации была создана ее диагностическая модель, в которой каждый элемент системы адаптации представлен одним или несколькими факторами. Разработанная факторная модель диагностики социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов представляет собой систему оценок социально-психологических качеств личности по каждому фактору адаптации.

— Необходимо подчеркнуть, что отличительной чертой разработанной факторной диагностической модели является ее гибкость, обусловленная возможностью применения различных методов диагностики при оценке психологических качеств по каждому фактору (а не только используемых в данном исследовании). Это объясняется главным принципом, лежащим в основе данной модели — оценки социально-психологических качеств личности по каждому фактору в виде интегративной (экспертной) оценки результатов нескольких психодиагностических методов, в т. ч. качественных. Причем, оценка психологических качеств по каждому фактору осуществляется на основе лишь определенной части общего комплекса психодиагностических методов и тестов.

Данная модель является рабочей, поскольку возможно ее уточнение с помощью дальнейших эмпирических исследований.

В эмпирической части исследования были изучены диагностические возможности ряда психодиагностических методов, в т. ч. специально нами разработанных. Данная модель основана на выявленных эмпирическим путем диагностических критериях степени социально-психологической адаптированности личности и ее адаптационных ресурсов.

— Поскольку элементами системы социально-психологической адаптации являются основные структурные компоненты личности, можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптированность личности — это ее оптимальное функционирование. В связи с этим, на наш взгляд, изучение личности с позиции ее социально-психологической адаптации является перспективным направлением (в теоретических и прикладных исследованиях) как в социальной психологии, так и в психологии личности.

Результаты диссертационной работы позволяют отметить некоторые возможные направления будущих исследований:

— изучение социально-психологической адаптированности как оптимального функционирования личности в рамках междисциплинарного подхода;

— дальнейшая разработка адаптационной теории личности на стыке социально-психологических исследований личности и персонологии;

— исследование механизмов возникновения психопатологии с позиции феноменологического анализа с помощью адаптационной модели (прежде всего, роли системообразующего фактора — базовой потребности личности в позитивном отношении и самоотношении, а также остальных факторов социально-психологической адаптации);

— дальнейшие социально-психологические исследования психологических защит (в т.ч. разработка методов диагностики) — изучение их роли в возникновении и профилактике состояний дезадаптации;

— разработка новых качественных методов диагностики социально-психологической адаптированности и, прежде всего, адаптационных ресурсов личности;

— дальнейшее изучение адаптационных свойств интеллекта и разработка новых когнитивных психодиагностических методик, поскольку традиционные психометрические тесты интеллекта не выявляют адаптационные ресурсы личности. Следует отметить целесообразность научной разработки специальных тестов, стимульный материал которых, например, мог бы содержать проблемные социальные ситуации, требующие разрешения от испытуемого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях МВД России. М.: ГУ К МВД России, 1995. 22 с.
  2. Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России (Методические указания). ГУК и КП МВД, МУ МВД России, 1999. 55 с.
  3. Психолого-педагогическое обеспечение работы с молодыми сотрудниками ОВД в период их профессиональной адаптации. Методические рекомендации. М.: УРЛС ГУК МВД России, 1998. 24 с.
  4. Н.В. Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989. 272 с.
  5. X. Интеракция, идентификация, презентация (введение в интерпретативную социологию). СПб., 1999. 301 с.
  6. К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 287 с.
  7. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. 438 с.
  8. Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов н/Д., 1997. 576 с.
  9. Ю.Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. // Психологии, журн. 1984. Т. 5, N 5. с. 63−70.
  10. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 368 с.
  11. Г. М. Психология социального познания М., 2000. 287 с.
  12. Д.А. О понятии «адаптация». Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество. Вып. 13., ЛГУ, 1973, с. 62−69.
  13. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования субъективного контроля. // Психологии, журн. 1984. Т. 5, N 3, с. 152−162.
  14. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. № 1, 1989, с. 92−99.
  15. Ф.Б. О силе «Я» и психологической защите. // Журн. «Вопросы философии». 1969. N 2, с. 118−125.
  16. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии. // Психология личности и образ жизни. / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1987, с. 10−14.
  17. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления. // Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М., 1986, с. 98−130.
  18. B.C., Базаров Т. И., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М., 1986. 94 с.
  19. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001. 301 с.
  20. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 276 с.
  21. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 342 с.
  22. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976. 174 с.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 421 с.
  24. .Г., Киселева Е. А., Калашников М. О. Профессионально-личностные качества сотрудников ОВД. // Известия МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, 1996, N2, с. 112−129.
  25. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991. 201с.
  26. В.Н. Защитные механизмы. // Пути обновления психиатрии. Материалы I I 1-го съезда НПА. / Под ред. Ю. С. Савенко. М., 1991. с. 183 191.
  27. Т.В., Шмелев А. Д. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации. / Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. // Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М., 1990, 3-й вып. с. 94−106.
  28. Ван ОихР. Психологические отмычки. СПб., 1997. 109 с.
  29. В.П. Уточнение понятий психической адаптации и дезадаптации в условиях регулярной активной психопрофилактики // Российск. психиатрич. журн., 1997, N 1, с. 32−35.
  30. Вендлер 3. Иллокутивное самоубийство. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16: Лингвистическая прагматика. М., 1985.
  31. Г. Наука логики. Соч. в 14-ти т.т. Т. 1. М.-Л., 1929. 568 с.
  32. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1994. 217 с.
  33. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997. 228 с.
  34. А.В. Социология юмора. М., 1996. 214с.
  35. Г. История Дзэн-Буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994. 336 с.
  36. М.О. Психологическая коррекция процесса профессиональной адаптации у курсантов высших школ МВД. // Вестник МЦПОиКНИ при ГУК МВД России, 1996, N 2.
  37. Л.В. Феноменология смеха. Журн. «Человек» 1990, N 2, с. 53−67.
  38. Л.В. Смех и зло. Журн. «Человек» 1992, N 3, с. 14−27
  39. Л.В. Опыт несмеяния. Журн. «Человек» 1992, N 5, с. 42−49.
  40. Л.В. Антитеза смеха. Журн. «Человек» 1993, N 2, с. 12−31.
  41. Л.В. Лики смеха. Журн. «Человек» 1993, N 4, N 5, с. 144−158.
  42. .Д. Неврозы. М., 1980. 436 с.
  43. Ю.А. Социальные нормы и отношения. М., 1997. 148 с.
  44. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. 269 с.
  45. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 178 с.
  46. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 211 с.
  47. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1987. 165 с.
  48. И.М., Лауфер Н. И. Интерпретация сообщения партнера как мыслительный и речевой акт. / Логический анализ языка. Язык речевых действий. // Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. М., 1994, 7-й вып. с. 63−71.
  49. А. Значение интуиции для психиатрической диагностики и классификации. // Независимый психиатрический журнал. М., 1997, N 1, с. 10−15.
  50. Э. Строение тела и характер. М., 1995, 608с.
  51. И.А., Морозова Г. Б., Потнин А. С., Корзякова А. Д., Семенова О. Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков. Психол. журн., 1996, Т. 17, N 5, с. 76−89.
  52. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991. 358 с.
  53. В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994. 64 с.
  54. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984. 329 с.
  55. С.А. Методика «Парадоксальные вопросы» и ее применение в экспериментально-психологическом исследовании личности. Независимый психиатрический журнал. М., 1997, N 4, с. 32−37.
  56. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. 195 с.
  57. К. Акцентуированные личности. Киев, 1989. 487 с.
  58. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологич. журнал. Т. 13, N 2, 1992.
  59. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996, N 4- 1997, N 1. с. 20−27.
  60. А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. 549 с.
  61. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л., 1983.223с.
  62. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976. 125 с.
  63. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968. 98 с.
  64. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. 113 с.
  65. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. М., 1979. 89 с.
  66. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. 117 с.
  67. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982. 148 с.
  68. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977. 136 с.
  69. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
  70. Т.А. Потребность как социальное явление. М., 1990. 264 с.
  71. В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
  72. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 347 с.
  73. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. 263 с.
  74. К. Психология влечений человека. М., 1971. 247 с.
  75. Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. Белгород, 1999. 352 с.
  76. Н.В. Проблема личности и индивидуальности с точки зрения синергетики // Синергетика в современном мире: Материалы первой международной научной конференции.- Белгород: БГТАСМ, 2000.
  77. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976, 416 с.
  78. РужичкаИ. Некоторые проблемы социальной психологии. М., 1981. 214с.
  79. Н.К. Коммуникативный модус и метаречь. / Логический анализ языка. Язык речевых действий. // Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. М., 1994, 7-й вып. с. 82−92.
  80. Ю.С. Феноменология как преодоление дилеммы сциентизма -антисциентизма (значение и судьба феноменологии в психиатрии). // Пути обновления психиатрии. Материалы IV-ro съезда НПА. / Под ред. Ю. С. Савенко. М., 1992. с. 122−129.
  81. Н.В. Междисциплинарная концепция человека. М., 1989. 365 с.
  82. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1997. 480 с.
  83. Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. 600 с.
  84. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. 318с.
  85. К. Концентрация и медитация. Киев, 1994. 288 с.
  86. К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 720 с.
  87. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. 608 с.
  88. М.А. психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997. 392 с.
  89. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал. Т. 17, N 1, 1996, с. 19−34.
  90. Ю.А. Проблемы ценностных ориентаций и массовые информационные процессы. //Психологич. журн. 1982. Т. 3, N 3. с. 135−145.
  91. Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1998. 544 с.
  92. П.Н. Современная социальная психология. М., 2000. 448 с.
  93. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д., 1994. 252 с.
  94. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. 158 с.
  95. К. Общая психопатология. М. 1997. 1056 с.
  96. К. Феноменологическое направление исследования в психопатологии. Журн. «Логос». 1994 N5. с. 25−41.
  97. I. Учебники, учебные пособия, лекции, сборники, авторефераты и диссертации
  98. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995. 601 с.
  99. В.Н. Краткий отборочный тест. М., 1995. 59 с.
  100. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. СПб., 1999. 528 с.
  101. А.О. и др. Общая психопатология: пособие для врачей. Ростов н/Д., 1998. 416 с.
  102. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровский, О. В. Соловьевой. М., 1999, 377с.
  103. Г. Теория личности как основа психодиагностики // Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Талызиной Н. Ф., М., 1986, с. 88−102.
  104. В.И. Научно-техническая революция и проблема социализации личности в социалистическом обществе. // Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса. Киев, 1975, с. 3−9.
  105. . Что такое психология. В 2-х т.т., Т. 2. М., 1992, 440 с.
  106. А. Остроумие или искусство ума. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2, 1964.
  107. В.М. Статистика. М., 2001. 463 с.
  108. Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн. Бишкек, 1993. 672 с.
  109. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994, 304 с.
  110. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. 203 с.
  111. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. // Психологические механизмырегуляции социального поведения. / Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е.В.М., 1979, с. 219−232.
  112. Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х Т. М., 1994, т.1. 544 с.
  113. JI.H. Профессиональная психология личности. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.
  114. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. // Психология личности и образ жизни. / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1987, с. 149−152.
  115. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. 448 с.
  116. Личность преступника как объект психологического исследования. (Сборник научных трудов) / Под ред. А. Р. Ратинова. М., 1979. 178 с.
  117. Д. Социальная психология. СПб., 1997. 688 с.
  118. С.И. Отбор и профессиональная подготовка менеджеров. // Психология менеджмента. / Род ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1997. с. 46−79.
  119. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (Клинические описания и указания по диагностике). Пер. под ред. Нуллер Ю. Л., Циркин С. Ю. СПб., 1994.
  120. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987. 304 с.
  121. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 1996. 128 с.
  122. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (Справочное пособие). / Под ред. Бовика, Б.Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. М., НИЦПМО МВД России, 1997. 344 с.
  123. Основы социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева А. А., Сухова А. Н. М., 1995. 396 с.
  124. Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М., 1997. 496 с.
  125. Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Дергача. М, — Воронеж, 1998. 688 с.
  126. Профилактика суицидального поведения у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие. М., МВД РФ, Лаборатория медицинских проблем, 1994. 44 с.
  127. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. / Под ред. Л. И. Вассермана. СПб., НИИ им. В. М. Бехтерева, 1999. 48 с.
  128. Психологическая диагностика. / Под ред. К. М. Гуревича. М., Бийск, 1993.
  129. Психологические механизмы регуляции социального поведения. / Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е. В. М., 1979. 289 с.
  130. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. М., 1997. 440 с.
  131. Психология личности и образ жизни. / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1987, 220с.
  132. Психология менеджмента. / Род ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1997. 272 с.
  133. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. 672 с.
  134. Психология. Словарь. / Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990. 452 с.
  135. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1998. 752 с.
  136. Психофизиологические вопросы становления профессионала. / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1974. 251 с.
  137. Рабочая книга социолога. / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1983. 477 с.
  138. Ч. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995. 288 с.
  139. A.M. К вопросу о содержании понятия «социальная адаптация». // Труды Алтайского политехи, ин-та. Вып. 20. Барнаул, 1972, с. 348−356.
  140. A.M. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности. // Труды Алтайского политехи, ин-та. Вып. 37. Барнаул, 1974.
  141. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.-Новосибирск, 1997. 224 с.
  142. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2000. 656 с.
  143. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987. 184с.
  144. Словарь практического психолога. / Сост. Головин С. Ю. Минск, 1997. 800 с.
  145. Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. 46 с.
  146. И.В. Психологическое обеспечение адаптации военнослужащих к условиям службы по призыву во внутренних войсках МВД РФ. / Рабочая книга психолога внутренних войск // Под ред. Кавуна С. Ф. М., 1995. 39 с.
  147. Н.М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе органа внутренних дел. М.: Ассоциация «Проф. Образования», 1993, вып. N5.
  148. Философские проблемы теории адаптации. / Под ред. Царегородцева Г. И. М., 1975. 403 с.
  149. Что такое Дзен? / Э. Фромм, К. Г. Юнг, А. Уотс, Р. Х. Блис. Львов, 1994. 188 с.
  150. С.А. Использование методики мотивационной индукции в целях профессиональной диагностики. // Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. Под ред. Л. Г. Дикой. М., ИП РАН, 1992, с. 195−205.
  151. Е.В. Некоторые аспекты сольно-психологического изучения личности. // Психология личности и образ жизни. / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1987, с. 6−10.
  152. А.Ж., Аверьянов B.C., Виноградова О. В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности. // Физиология трудовой деятельности. Под ред. В. И. Медведева. СПб., 1993, с. 209−283.
  153. А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999, 288 с.
  154. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций (Методические рекомендации). Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1984. 22 с.
  155. О.В. Оптимизация профессионально-психологического отбора в спецподразделения ОВД. Дисс. канд. психол. наук. Тверь, 1998.
  156. Е.А. Регулятивная роль ценностных ориентации личности в ее жизнедеятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Минск, 1988.
  157. А.С. Преодоление эмоционально-трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции. Дисс. канд. Психол. наук. ЛГУ, 1986.
  158. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Дисс. канд. психол. наук. М., 1980.
  159. Н.В. Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты. Автореф. дисс. докт. философ, наук. Ростов-н/Д., 2000.
  160. Мамлеев Ю.В." Шатуны. Роман. М., 1996. 232 с.
  161. . Дневник. М., 1965. 307 с.
  162. Театр парадокса (Ионеско, Беккет и другие). М., 1991. 300 с.
  163. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 1982, p.p. 122−147.
  164. Boor M. Relationship of internal-external control and national suicide rates. Journal of Social Psychology, 100. New York, 1976, p. 143−144.
  165. Cameron N. The Psychology of Behavior Disorders. Cambridge, 1947.
  166. Davis G.A., Peterson J.M., Pharley F.H. Attitudes, motivation, sensation seeking and belief in ESP as predictors of real creative behavior. Ibid., 1974, vol. 8, Nl., p. 31−39, p.38).
  167. Fadiman C. Humor as the weapon.-«Journal of creative behavior», 1972, vol. 6, N2, p. 87−92).
  168. Gergen К. Realities and relationships. Soundings in social construction. ¦ Harvard University Press, 1994.
  169. Goldstein K. The Organism. New York, 1939.
  170. Harre R. The ethogenic approach: Theory and practice. In: Advances in experimental social psychology / Ed. L. Berkowitz. N.Y.: Acad, press, 1977. V. 10, p. 284−314.
  171. Harre R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979.
  172. Helm J. Uber den Gegenstand psychodiagnostischer Methoden. Psychiatr. Neurol, med Psychol. 1964, 7, s. 273.
  173. Karlins M. A note on a new test of creativity. J. of creative behavior, Buffalo (N. Y.), 1972, vol. 5 № 2, p. 95−101).
  174. Koestler A. Act of creation. L.: Hutchinson, 1964. 751 p. — Bibliog. p. 717 728.
  175. Kuhl J. Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle. Berlin: Springer, 1983.
  176. Mace C.A. Homeostasis, needs and values. // Brit. J. Psychol., 1953. Vol. 44, p. 27−32.
  177. MacKinnon D.W. Motivation. // Boring E.G. (ed.) Foundations of psychology. New York, 1948.
  178. Nuttin J. Uber den dynamischen Aspekt der Personlichkeit.- In: Bracken H. von und David H.P. (Hrsg.), Perspektiven der Personlichkeitstheorie, Bern/Stuttgart, 1959.
  179. Ouvrage collectif. La nouvelle communication. Paris, Seuil, 1972. p. 218−220.
  180. Parkes K.R. Locus of control, cognitive appraisal and coping in stressful ^ episodes. Journal of Personality and Social Psychology. New York, N 46, 1984, p.655.668.
  181. Phares E.J. Internal-external control as a determinant of amount of social influence exterted. Journal of Personality and Social Psychology. New York, N 2, 1965, p. 642−647.
  182. Phares E.J. Locus of control in personality. Morristown, NJ: General Learning Press, 1976.
  183. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, New York and London, 1968.
  184. Plutchik R., Kellerman H. and Coute H. A structural theory of ego defenses and emotions. In: E. Isard. Emotions and personality and psychopathology. New York, 1979, p. 229−257.
  185. Sullivan H.S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. New York, W.W. Norton and Co., 1953.
  186. The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder- Fourth Edition, Washington, DC, American Psychiatric Association, 1994.
  187. Подавление Более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов. Неспецифичный механизм
  188. Блокирование Задержка, торможение (обычно временное) эмоций, мыслей или действий, вызывающих тревогу. Неспецифичный механизм
Заполнить форму текущей работой