Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Законотворческий процесс и источники права в российском государстве: вопросы теории и практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он сможет на основании данного документа выработать стратегию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В КАТЕГОРИАЛЬНОМ РЯДУ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • §-1.Общетеоретические и методологические аспекты исследования форм (источников) права
  • §-2.Правотворческий процесс: природа, сущность, содержание, виды
  • З.Система нормативно-правового регулирования общественных отношений и источники права
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ 107 ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
    • 1. Лоббизм в законотворчестве России
    • 2. Развитие парламентаризма и повышение эффективности Ь законотворчества

Законотворческий процесс и источники права в российском государстве: вопросы теории и практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Сегодня Россия несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования. С чем это связано, почему так происходит и что ждет нас впереди — вопросы, которые требуют глубокого анализа и честного ответа.

Рассматривая данную тему в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта возможно высветить основные закономерности законотворческого процесса.

Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность обществагарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности — основная цель государства. Как отмечал еще Томасс Гоббс: «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков, таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства» 1.

Известно, что кризисные периоды в жизни общества чреваты переоценкой прежних и бурным расцветом новых идей. Кризисы особенно болезненны для тех областей знаний, которые изучают стабильные, устойчивые явления и процессы. К ним относится и юриспруденция.

Правовые системы по своей природе малоподвижны, они меняются «скачками», порой опережая события, но большей частью отставая от текущей жизни. Такие периоды «правового безвластия» крайне болезнены для общества и государства. Наглядным примером является ситуация, сложившаяся на правовой арене в нашей стране. Попытки стабилизировать.

1 Гоббс Т., Левиафан Н. Мир философии: Книга для чтения. — Ч.2.:Человек. Общество. Культура. -М., 1991 — С. 175. крайне опасную ситуацию путем провозглашения правового государства, волной нового законодательства, затыкающего образовавшиеся правовые бреши, оказались бесплодными. Создалась крайне парадоксальная ситуация: провозгласив построение правового государства, мы не создали условия для стабильного развития общественных процессов, установления режима законности. А, ведь, правовое государство — это такой тип государства, в котором функционирует наличие реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти.

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Конституции Российского государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

Соответственно сам законотворческий процесс — это не только особая форма государственной деятельности по разработке и установлению правовых норм, но и творческий процесс, строящийся на основополагающих принципах, к которым принято относить принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностейпринцип понятийной определенностипринцип модальной сбалансированностипринцип ретребутивной обеспеченности.

Произошедшие в начале последующего десятилетия прошлого столетия изменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы общественных отношений, содержащихся в правовой системе.

В связи с этим, теоретическая разработка концепции современной российской правовой системы применительно к процессу повышения эффективности регулирования общественных отношений, составляет одну из первоочередных задач, от решения которой зависят многие другие правовые проблемы, в частности, вопросы, связанные с совершенствованием права в целом, определением его места и роли среди других юридических явлений и социальных регуляторов. Это становится актуальным в условиях построения демократического правового государства, где право приобретает ведущее значение, а правовая наука нуждается в обобщающей категории, позволяющей оперировать ею при научном анализе всей правовой действительности.

Степень научной разработанности проблемы диссертационного исследования. Проблемы, связанные с зарождением, становлением и развитием законотворчества всегда были в центре внимания исследователей общей теории права и государства.

Данной тематике, имеющей методологическое значение, посвятили свои труды: С. А. Авакьян, А. И. Александров, С. С. Алексеев, М. В. Баглай, Н. И. Барциц, Д. Н. Бахрах, А. Бланкенагель, И. Ю. Богдановская, А. Б. Венгеров, Н. В. Витрук, К. С. Гаджиев, В. Г. Графский, А. И. Денисов, Б. Л. Железнов, А. В. Зиновьев, В. Д. Зорькин, Г. В. Игнатенко, Д. А. Керимов, О. Е. Кутафин, В. В. Лазарев, О. Э. Лейст, В. О. Лучин, В. Н. Лысенко,.

A.А.Максимов, А. В. Малько, Г. В. Мальцев, М. Н. Марченко, Л. А. Морозова, Т. А. Морщакова, И. Ш. Муксинов, В. С. Нерсесянц, Ж. И. Овсепян,.

B.И.Олейник, Ю. С. Решетов, А. Х. Саидов, В. П. Сальников, Н. В. Селезнев, В. Д. Сорокин, С. В. Степашин, Б. А. Страшун, И. Е. Тарханов, Ю. А. Тихомиров, О. И. Тиунов, Л. Б. Тиунова, В. А. Туманов, М. Х. Фарукшин, А. Г. Хабибулин, Т. Я. Хабриева, С. М. Шахрай, В. А. Четвернин, О. И. Чистяков, Б. С. Эбзеев, Ю. А. Юдин, И. С. Яценко и др.

Нельзя обойти вниманием и тот теоретико-методологический опыт, который был накоплен отечественной наукой XIX — начала XX столетий. Указанные проблемы были предметом исследования в работах виднейших российских ученых и государственных деятелей: Н. Н. Алексеева, М. А. Бакунина, Н. А. Бердяева, А. В. Васильева, Б. П. Вышеславцева, А. Д. Градовского, В. М. Гессена, Н. Я. Данилевского, Н. А. Зверева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова, П. А. Кропоткина, С. А. Котляровского, К. Н. Леонтьева, С. А. Муромцева, П. И. Новгородцева, Г. В. Плеханова, В. В. Розанова, В. В. Соловьева, М. М. Сперанского, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, П. Я. Чаадаева, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича, А. С. Ященко и др.

Среди зарубежных авторов, внесших вклад в изучение источников права, можно назвать труды: П. Арчера, Г. Дж.Бермана, Д. Бридли, П. Бромхеда, М. Вебера, М. Гравитца, Р. Давида, Э. Дженкса, Д. Елазара, Х. Кетца, Р. Кросса, Д. Мэдисона, Н. Нэновски, В. Острома, К. Поппера, Р. Пэнто, Р. Саватье, М. Сербана, А. Страуса, Г. Таллока, Р. Уолкера, К. Хессе, К. Цвайгерта и др.

Актуальность проблемы, недостаточная разработанность в современной литературе обусловили выбор темы и предопределили ее комплексный, междисциплинарный характер.

Объектом диссертационного исследования выступают теоретические и практические проблемы функционирования законотворчества в современной Российской Федерации.

Предметом исследования является выявление и изучение места и роли источников права в системе нормативно-правового регулирования общественных отношений, а также анализ проблем законотворчества в условиях переходного периода.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе с позиций общей теории права и государства и на основе новых достижений правовой науки природы законотворческого процесса во взаимосвязи с источниками права в современном Российском государстве и выработке концептуальных направлений дальнейшего совершенствования законодательства и правовой политики государства.

Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

• обобщить достижения современной науки в разработке проблем законотворчества, привлекая комплексные исследования, сосредоточив внимание на нерешенных и дискуссионных вопросах, поиска ответа на них;

• проанализировать понятие, природу и сущность категорий «источник права», «правовая система», «законотворчество», изучить их функциональные характеристики;

• сформулировать тенденции, сложившиеся в процессе исторического развития правовой системы общества и государства как России, так и других государственно-правовых образований, показать их диалектическую взаимообусловленность и взаимопроникновение в структуре юридического познания;

• выявить существенность исследования проблем места и роли законотворчества в правовой системе России, в условиях формирования, становления и функционирования правовой государственности.

Методологическая основа исследования. При решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные современной наукой и апробированные практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы, законы и категории диалектики (единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, общего и особенного, единичного и уникального) и методологические приемы (анализ и синтез, сравнение и обобщение, индукция и дедукция).

Научная новизна состоит в том, что в диссертационной работе при современном научном подходе проведено исследование трансформации принципов и социальной значимости законотворческого процесса применительно к современным условиям развития правовой системы, а также анализ соотношения источников права в переходной модели российской государственности.

Результатом научного анализа данной проблематики являются следующие положения, выносимые на защиту:

• При рассмотрении структурированности права основным вопросом является ее обусловленность определенными факторами, изначально лежащими вне пределов права. Эти факторы, находясь в системе общественных отношений, обусловливают как само возникновение и существование права, так и его системность. И уже после становления права как социального регулятора общественной жизни указанные факторы, будучи вплетены в правовую ткань посредством выражения в конкретных правилах поведения, становятся доступными для изучения с точки зрения их реального воздействия на состояние правовой системы. Поэтому особенно важно при рассмотрении права учитывать не только реально существующие правовые явления, но также априори их возникновения, которые в зависимости от своей развитости в системе общественных отношений могут коренным образом менять его структуру и содержание.

• Содержание понятия «источник права» изменяется в зависимости от типа правопонимания, являющегося преобладающим в определенном государстве в конкретный исторический период. В рамках нормативного направления в правопонимании наибольшее распространение получило понятие формального источника права, а в русле интегративного направления в правопонимании должна получить должное развитие концепция социальных и политических источников. Наиболее актуальным является системный подход к изучению источников права, позволяющий смоделировать идеальную многоуровневую систему источников права, выделить элементы этой системы, проанализировать каждый из них в отдельности, выявить объективно существующие связи между элементами предлагаемой системы. С позиций данного подхода основными элементами системы источников права можно назвать: способ бытия людей, обусловленный двуединой биосоциальной природой человека как генетический источник права (его онтологическая основа) — государство как политический источник права (источник его конкретно-исторического содержания и юридической силы) — формальные источники права (информационно-документальный уровень).

• Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового опосредствования соответствующих общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью: исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношенийвыявления и тщательного учета при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традицийиспользования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культурыпроведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельностипостановки в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения, определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего Конституциейсовершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т. д. Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.

• Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации. Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит прежде всего от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.

• В российском парламенте комитеты и комиссии являются основным местом подготовки законодательных актов, поправок к законам и постановлений. В силу этого они представляют большой интерес для лоббирующих структур. Именно в комитете лоббисту легче всего добиться принятия необходимого решения, так как там главной ценностью является суть вносимого закона, а не только красноречие и партийная принадлежность депутата. На пленарных заседаниях Государственной Думы мнение комитета оказывается решающим в вопросе о принятии или отклонении закона. Основным направлением работы лоббирующих структур является социально-психологическое воздействие, в первую очередь на председателя комитета и его заместителей, а также на неформального лидера в комитете. При большинстве комитетов активно действуют экспертно-консультативные советы, тематические группы, межведомственные комиссии, созданные из депутатов, сотрудников аппаратов и внешних экспертов, которые, как показывают исследования, также являются прекрасными точками доступа для лоббистов. Таким образом можно сделать вывод о том, что множественность лоббирующих организаций, отражающих в своей совокупности социально-политическую и экономическую структуру общества, демократизируют это сложное социально-политическое и психологическое явление, делают его важнейшим атрибутом представительства интересов. Лоббизм выполняет роль своеобразного политического института, обеспечивающего более полное участие интересов заинтересованных групп населения в государственном управлении. По сути, лоббизм есть процесс преодоления противоречий между актуальной потребностью в представительстве корпоративного интереса в парламенте и отсутствием легитимного механизма его учета в законотворческом процессе.

Научно-практическая значимость исследования состоит в использовании теоретических положений и выводов, содержащихся в диссертации, в процессе преподавания курсов: «Теория государства и права» и «Актуальные проблемы теории государства и права», «Конституционное право Российской Федерации и зарубежных стран», а также в повседневной деятельности представителей государственных органов и общественных организаций. Сформулированные рекомендации могут найти практическое применение в нормотворческой деятельности институтов государственной власти и правоприменительной практике.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования излагались автором на российских и региональных научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах, а также получили отражение в опубликованных статьях.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс законотворчества — это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных, выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законовпопытка проделать эту работу была сделана в данном исследовании. Подытожив все изложенное, хотелось бы выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

На наш взгляд, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Серьезной проблемой является неоправданная федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего — вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемым законопроектам. В результате их применения обнаруживается множество «дыр», которые приходится немедленно «штопать» .

Другой блок проблем связан с вопросами качества самого закона, представляющего адекватное отражение законодателем нормативно-правовых потребностей, что возможно лишь при строго научной основе законотворческого процесса. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам. Только научно обоснованный норматив может быть облечен в официально-правовые формы, и это, следует закрепить конституционно.

Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

Другая проблема — это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также законов и подзаконных нормативных актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствования.

Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.

Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка на его основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

Наша обновленная Россия должна творчески воспринять значительную часть юридической техники и правового опыта, накопленного за тысячилетия в демократических странах мира. Будущее российского общества должно базироваться на гражданском, а не только административном праве, как это было в России в царские и советские времена.

Важнейшим рычагом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.

Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он сможет на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед. К сожалению, в настоящее время целостной общегосударственной программы законотворчества нет. Очевидно, что ни Президенту, ни Правительству, ни палатам Федерального Собрания, ни субъектам Российской Федерации, ни объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу. Она может быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов. При нынешнем состоянии это сотрудничество ветвей власти представляется проблематичным. Видимо, в ближайшее время общегосударственный план законопроектных работ разработан не будет, и субъекты законотворчества будут по-прежнему ограничиваться частыми случайными инициативами и решать свои проблемы методом проб и ошибок.

Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.-М.: Юрид. лит., 1999.
  2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2004, — № 27.- Ст. 2710.
  3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.-№ 10.- Ст. 1146.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 24 «Об Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации.1998.- № 3. Ст. 310.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 264 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности"//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2004.-№ 23.- Ст. 2317.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13января 2004 г. № 33-р «Об утверждении Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 3. Ст. 217.
  7. Монографии, сборники, статьи
  8. А.И. Участие регионов в федеральном законотворчестве: процессуальные вопросы / Абрамова А. И. // Журнал российского права. -1997.-№ 8.
  9. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С. А. Авакьян. М., 2000.
  10. С.А. Нормативное значение решений конституционных судов / С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия11 Право. -2004.-№ 4.
  11. A.C. У истоков гражданского общества и местного самоуправления / A.C. Автономов. -М.: Проспект, 1998.
  12. JI.C. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы / Адарчева JI.C. // Журнал российского права. -2000. -№ 3.
  13. С.С. Как готовить закон? / С. С. Алексеев // Известия. -1992. -14 декабря.
  14. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. — М.: Статут, 1999.
  15. С.С. Философия права / С. С. Алексеев. М.: Статут, 1999. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов / М. В. Баглай. — М., 1998.
  16. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай, Б. Н. Габричадзе. М.: Бек, 1996.
  17. И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве / И. Л. Бачило // Журнал российского права. 2000. — № 8.
  18. Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода / Д. Баялджиев // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. — № 6.
  19. A.A. Обычаи и обыкновения в государственном праве / A.A. Белкин//Правоведение. 1998.- № 1.
  20. A.A. Оглашение законов (новое и старое в законодательстве) / A.A. Белкин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 1995.- № 2.
  21. C.B. Введение в правовую систему США / С. В. Боботов. -М.: НОРМА, 1997.
  22. C.B. Законодательный процесс в Соединенных Штатах Америки / Боботов C.B. // Журнал российского права. 1997. — № 5.
  23. С.Л. Законодательный процесс в Великобритании / С. Л. Боботов // Журнал российского права. 1998. -№ 4.
  24. H.A. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации / H.A. Боброва // Государство и право. -1995.-№ 11.
  25. Р.В. Президента РФ тревожит состояние законотворчества / Р. В. Бородин // Российская юстиция. 1997. — № 7.
  26. С. В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов / С. В. Бошно // Журнал российского права. 2004. — № 12.
  27. C.B. Доктрина как формы и источник права / C.B. Бошно // Журнал российского права. 2003. — № 12.
  28. C.B. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права / C.B. Бошно // Журнал российского права. 2003. — № 1.
  29. О. Н. Особенности реализации законодательной функции Советом Федерации и верхними палатами европейских государств / О. Н. Булаков // Государство и право. 2004. — № 7.
  30. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А. Б. Венгеров. М.: Норма, 2000.
  31. К. Лоббизм. Поддастся ли он контролю? / К. Вяткин // Российская газета. 1993. — 14 января.
  32. Г. В. Элиты, общероссийские партии, местные избирательные системы (О причинах развития политических партий в регионах России) // Общественные науки и современность. 2000. — № 3.
  33. Ю. А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации / Ю. А. Горбуль // Журнал российского права. -2004. № 6.
  34. . В. Выступление / Б. В. Грызлов // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2005. — № 1.
  35. И. Эксперты о лоббизме в России / И. Гульченко // Российская газета. — 1993. — 27 мая.
  36. Гумплович J1. Общее учение о государстве / J1. Гумплович. СПб., 1910.
  37. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1999.
  38. К. Основы государственного права Англии / К. Дайси. СПб., 1891.
  39. . Д. Национальное Собрание (парламент) Республики Армения в системе органов государственной власти / Ж. Д. Джангирян // Государство и право. 2004. — № 7.
  40. В.В. Источники гражданского права / В. В. Долинская. -М.: МГИМО (У) МИД России, 2005.
  41. Ф.М. Латинско-русский словарь к источникам римского права / Ф. М. Дыдынский. По изд. 1896 года. — М.: Спарк, 1997.
  42. Дюрягин И. Л, Пиголкин A.C. Правотворчество в Советском государстве / И. Л. Дюрягин, A.C. Пиголкин. М.: Юрид. лит., 1974.
  43. В. От подготовки законов к их эффективной реализации / В. Евдокимов // Российская юстиция. 2002. — № 9.
  44. Р.Я. Дееспособность нынешнего российского парламента / Р. Я. Евзеров // Полис. 1996. — № 1.
  45. .А. О допустимости судебного правотворчества / Б. А. Едидин // Юрист. 2004. -№ 11.
  46. В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации / В. И. Зажицкий // Государство и право. 1996. — № 11.
  47. С.Е. А как было с регламентом в Первой Думе? / С. Е. Зайцев // Журнал российского права. 1998. — № 3.
  48. Законодательная деятельность Государственной Думы / Подгот. Анатолий Симонов- коммент. С. Миронова // Юридический мир. 2005. -№ 2.
  49. Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза. Эволюция полномочий Европейского парламента / Р. Ю. Зеленов // Государство и право. 2005. — № 1.
  50. Р. Ю. Федерализм и его институциональный аспект в Конституционном Договоре Европейского Союза (проблемаразграничения законодательных полномочий) / Р. Ю. Зеленов // Юрист-международник. 2004. — № 3.
  51. С.Л. Источники права / С. Л. Зивс. М.: Наука, 1981.
  52. Н. Русский язык российского права / Н. Ивакина // Российская юстиция.- 2000. № 7.
  53. И.В. Областное законотворчество ключ к решению насущных проблем региона / И. В. Иванов // Журнал российского права. -1998.-№ 8.
  54. С. А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта / С. А. Иванов // Государство и право. 2004. — № 8.
  55. М.Н. Теоретико-правовые основы законотворчества республик, входящих в состав федерации / Игнатьева М. Н. // Журнал российского права. 1997. — № 6.
  56. Л. Правительство капитулировало перед водочным лобби / Л. Илларионов // Известия. 2005. — 24 февраля.
  57. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Марченко. М.: Норма, 2005.
  58. В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве / В. Исаков // Российская юстиция -1997. № 7.
  59. В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития / В. Б. Исаков // Журнал российского права. -2000. № 3.
  60. Ю.Б. Федеральное законодательство: объем, структура, тенденции развития / Ю. Б. Исаков // Журнал российского права. -1999. -№ 10.
  61. А.Ю., Комаров С. А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права / А. Ю. Калинин, С. А. Комаров // Правоведение. 2000. — № 6.
  62. А.Д. Закон во Франции: от принятия до промульгирования / А. Д. Керимов // Государство и право. -1997. № 7.
  63. Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие / Д. А. Керимов. М.: НОРМА. Издат. группа «НОРМА -ИНФРА-М», 2000.
  64. Д.А. Философские проблемы права / Д. А. Керимов. М.: Наука, 1972.
  65. .А. Общество и индивид / Б. А. Кистяковский // Социологические исследования. 1996. — № 10.
  66. В.В. Религия, церковь, правонарушение / В. В. Клочков // Советское государство и право. -1983. № 8.
  67. Д.А. Механизм социалистического правотворчества / Д. А. Ковачев. М., Юрид. лит., 1977.
  68. А.И. Избирательные технологии: Российский и зарубежный опыт / А. И. Ковлер. -М.: Политика, 1995.
  69. И. П. Юридическая сущность правотворческого консенсуса / Кожокарь И. П. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. — № 3.
  70. А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона / А. И. Козулин // Государство и право. 2000. — № 6.
  71. А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура / А. Н. Кокотов // Известия вузов. Правоведение. 2001. — № 1.
  72. Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии: Автореф. дис. д-ра юрид. наук / Колесников Е. В- Сарат. гос. акад. права. Саратов, 2000.
  73. E.B. Постановления конституционных судов как источник россиского конституционного права / Колесников Е. В. // Известия вузов. Правоведение. 2001. — № 2.
  74. М.Ф. Взаимодействие политических партий и движений с государством как условие реформирование российского общества / М.Ф. Косых- МГУ. Дисс. канд. политолог, наук. М., 1998.
  75. Конституции буржуазных государств Европы. М.: Прогресс, 1957.
  76. И. Совместно с регионами: как обеспечить большее взаимодействие палат Федерального Собрания с субъектами РФ в процессе законодательной деятельности / И. Конюхова // Российская Федерация сегодня.-2005.-№ 12.
  77. Ю.А. Процесс создания и уровень восприятия модельных законов Межпарламентской Ассамблеи СНГ / Ю. А. Королев // Журнал российского права. 2000. — № 3.
  78. A.C., Нефедова Т. И. Президент, конгресс, законодательство / A.C. Косонкин, Т. И. Нефедова // Государство и право. -1998. -№ 1.
  79. H.A. Право и религиозно-общинные отношения в Индии / H.A. Крашенинникова // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1986. — № 2.
  80. Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению / Е. В. Крестьянинов // Государство и право. -1997.-№ 9.
  81. Кривовенко J1.T. Право законодательной инициативы // Советское государство и право. 1979. — № 3.
  82. В.Н. Правомерное поведение: норма и патология / В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1982.
  83. В. Н. Васильев A.M. Право: развитие общего понятия /
  84. B.Н. Кудрявцев, A.M. Васильев // Советское государство и право. 1985. -№ 2.
  85. А.Н. Партии как институт представительной демократии на Западе и в постсоветской России / А. Н. Кулик / Политические партии в России и на Западе: функционирование партийных систем (проблемно-тематический сборник). М.: ИНИОН РАН, 1995.
  86. М. М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе / М. М. Курманов // Государство и право. 2004. — № 10.
  87. М.М. Представительные органы государственной власти субъектов РФ в законодательном процессе / М. М. Курманов // Федерализм. -2004. -№ 1.
  88. O.E. Источники конституционного права Российской Федерации / O.E. Кутафин, — М.: Юристъ, 2002.
  89. С. Кто правит Америкой?.Лоббисты / С. Ларин // Российская газета. 1993. — 6 марта.
  90. И.В. Договорное регулирование федеративных отношений в России / И. В. Лексин. М.: Статут, 1998.
  91. М. Развитие цивилизации в Америке / М. Лернер. М.: Наука, 1992. — Т. 1.
  92. H.H. О подготовке Свода законов Российской Федерации / H.H. Литягин // Журнал российского права. 1999. — № 11.
  93. С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект /
  94. C.Н. Лопатина // Известия вузов. Правоведение. 2000. — № 2.
  95. А. Дикий лоббизм становится и России реальной властью / А. Луговская // Известия. 2005. 21 июня.
  96. Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации / Е. Г. Лукьянова // Государство и право. 2004. -№ 7.
  97. Е.А. «Жизнь первичный источник права» / Е.А. Лукьянова- беседу вел Евгений Афиногенов // Юридический мир. — 2005. -№ 2.
  98. О. В. К вопросу о необходимости возрождения доктрины источниковедения международного права / О. В. Луткова // Международное публичное и частное право. 2004. — № 5.
  99. Я.М. Общее учение о государстве / Я. М. Магазинер. -Петроград, 1922.
  100. . Распределение властных полномочий Российской Федерации в свете существующей практики федеративных государств -членов Совета Европы / Ж. Макру // Журнал российского права. 2002. -№ 9.
  101. Г. Н. Аксиомы в советской теории права / Г. Н. Манов // Советское государство и право. -1986. № 9.
  102. О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России / О. В. Мартышин // Государство и право. 1996. -№ 5.
  103. М.Н. Закон в системе источников романо-германского права / М. Н. Марченко // Вестник Московского университета. Серия 11 Право 2000. — № 3.
  104. М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права / М. Н. Марченко // Вестник Московского университета. Серия 11 Право 2000. — № 5.
  105. М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права / М. Н. Марченко // Вестник Московского университета. Серия! 1 Право. 2002. — № 3.
  106. М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права / М. Н. Марченко // Вестник Московского университета. Серия11 Право. 2001. — № 5.
  107. М.Н. Источники права: учебное пособие / М. Н. Марченко. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  108. Е.М. Законодательство субъектов РФ о нормативных правовых актах / Е. М. Марченкова // Журнал российского права. 1998. -№ 6.
  109. М.Н. Сравнительное правоведение / М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 2001.
  110. Н.И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. -Саратов: Изд. Сарат. гос ун-та, 1987.
  111. А.Н. Формирование гражданского общества: реформы и контрреформы в России / А. Н. Медушевский / Реформы и реформаторы в истории России. -М., 1996.
  112. Международное публичное право. Сборник документов. М.: Международные отношения, 1996. — Т. 1.
  113. О. В. Законодательный процесс в парламенте Украины / О. В. Мильчакова // Конституционное и муниципальное право. 2004. -№ 5.
  114. С.М. Десятилетие Конституции РФ и задачи совершенствования законодательного процесса / С. М. Миронов // Федерализм. 2004. — № 1.
  115. Г. И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиции / Г. И. Муромцев. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987.
  116. Научные основы правотворчества / Отв. ред. P.O. Халорина. М.: Юрид. лит., 1981.
  117. А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.: Прогресс, 1974.
  118. B.C. Теория права и государства / Нерсесянц B.C. М.: Норма-Инфра-М, 2001.
  119. B.C. Философия права: Учебник. М.: Норма-Инфра-М, 2003.
  120. Е.Е. Устав области (края) как источник конституционного права / Никитина Е. Е. // Журнал российского права. 1997. — № 11.
  121. О.В. Проблема нормативности актов в российском законодательстве / О. В. Николаев // Юрист. 2002. -№ 11.
  122. Общая теория права. Учебник / Отв. ред. A.C. Пиголкин. М.: Бек, 1994.
  123. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юрид. лит., 1994.
  124. А.Н. Правоположения судебной практики / А. Н. Обыденное // Журнал российского права. 2002. — № 1.
  125. С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Советская энциклопедия, 1972.
  126. Л.А. Вето Президента: Науч.-практ. пособие / Л. А. Окуньков. М.: Городец: Формула права, 1999.
  127. Р.Т. Законодательный процесс в Парламенте Республики Казахстан и вопрос о доверии Правительству: процедура и практика / Р. Т. Окушева // Журнал российского права. 2000. — № 5.
  128. Р.Т. Особенности современного законодательного процесса в Республике Казахстан / Р. Т. Окушева // Журнал российского права. -1999.-№ 2.
  129. H.H. Становление и развитие источников советского права на Украине / H. Н. Онищенко. Киев: Наукова думка, 1988.
  130. А. Президентские лоббисты готовы действовать // Независимая газета. 1994. — 3 августа.
  131. Отечественное законодательство 11−20 веков. 4.1, 11−19 века: Пособие для семинаров / Под ред. О. И. Чистякова. М.: Юрист, 1999.
  132. Отечественное законодательство 11−20 веков. 4.2, 20 век: Пособие для семинаров / Под ред. О. И. Чистякова. М.: Юрист, 1999.
  133. К. Культурные аспекты консолидации: заметки об особенностях посткоммунистической трансформации / К. Оффе // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. — № 1.
  134. A.C. Законопроекты должны проходить проверку на зрелость / A.C. Пиголкин // Журнал российского права. 1997. — № 10.
  135. A.C. Процессуальные формы правотворчества / Под ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева.- М.: Юрид. лит., 1976.
  136. A.C. Региональные программы законотворчества получают научное обоснование / А. С. Пиголкин // Журнал российского права. 1997.-№ 3.
  137. Е.А. Система российского права: структурно-сравнительный анализ: Автореф.дисс. канд. юрид. наук / Е.А. Пилипенко- Кубанский гос. ун-т. Краснодар, 2003.
  138. А. Силу закона проверяет жизнь / А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. 2005. — № 2.
  139. А. Социальная стратегия Правительства дала осечку / А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. 2005. — № 3.
  140. И.А. История римского права / И. А. Покровский. СПб., 1913.
  141. C.B. Новое в системе законодательства РФ / C.B. Поленина // Государство и право. 1994.- № 12.
  142. Политология: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1993.
  143. A.B. Общая теория права. Курс лекций / A.B. Поляков. -СПб.: Питер, 2001.
  144. Правовая система социализма. / Под ред. В. Н. Кудрявцева, A.M. Васильева. М.: Прогресс, 1986. — Т. 1 «Понятие, структура, социальные связи».
  145. H.H. Источники и форма права / H.H. Разумович // Советское государство и право. 1988. -№ 3.
  146. В.И. Президент Республики Беларусь в законодательном процессе / В. И. Реут // Журнал российского права. 1999. -№ 11.
  147. В. Хорошая политика тот же хороший бизнес / В. Рыжков // Коммерсантъ-власть. — 1998. — № 9.
  148. Сабо Имре. Основы теории права / И. Сабо. М.:Прогресс, 1974.
  149. A.JI. Альтернативные источники парламентских процедур (практика, обычай, прецедент, толкование регламента) / A.JI. Сивков // Государство и право. 2004. — № 11.
  150. A.JI. Закон или регламент? / A.JI. Сивков // Гражданин и право. 2003. — № 2.
  151. В.Н. Российская правовая система / В. Н. Синюков. -Саратов: Сарат. гос прав, акад., 1994.
  152. Советское законодательство: пути перестройки / Под ред. A.B. Мицкевича, A.C. Пиголкина.- М.: Юрид. лит., 1989.
  153. Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопедическим справочник. М.: Международные отношения, 1988.
  154. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992.
  155. Л.И. Теория государства и права. Учебник / Л. И. Спиридонов. М., 2000.
  156. Статистические данные о ходе и результатах законодательного процесса за четвертый созыв // Юридический мир. 2004. — № 11.
  157. C.B. Я последовательный сторонник демократического устройства общества. А демократическим обществом может быть тогда, когда в нем царит закон, перед которым все равны / Беседовал Виктор Романенко // Юридический мир. 2004. — № 1−2.
  158. М. «Русскому лобби» в США еще предстоит родиться / М. Стуруа // Известия. 1992. — 28 ноября.
  159. Н. Учебник церковного права / Н. Суворов. М., 1902.
  160. JI.P. Мусульманское право: вопросы теории и практики / J1.P. Сюккияйнен.-М.: Наука, 1986.
  161. А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией РФ / А. Н. Талалаев // Государство и право. 1998. — № 3.
  162. И.А. К общетеоретеческой модели источников современного права / И. А. Тальянина // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. — № 5.
  163. И.А. Тип правопонимания как детерминанта понятия «источник права» / И. А. Тальянина // История государства и права. 2003. — № 6.
  164. Теория государства и права: Учебник.- 2-е изд., преработ. и доп./Бабаев В.К., Баранов В. М., Витрук Н. В. и др.- Под ред. Бабаева В. К. -М.: Юристъ, 1999.
  165. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Байтин М. И., Борисов В. В., Григорьев Ф. А. и др- Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько — М.: Юристъ, 2001.
  166. Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права / Л. Б. Тиунова // Известия вузов. Правоведение. 1987.- № 4.
  167. Ю.А. Государство на рубеже столетия / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. 1997. — № 2.
  168. Ю. А. Диагностика в публичном праве / Ю. А. Тихомиров // Право и экономика. 2004. — № 7.
  169. Ю.А. Законопроектная деятельность федеральных органов исполнительной власти / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. 1997. — № 5.
  170. Ю.А. О правилах законодательной техники / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. -1999. -№ 11.
  171. Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. 1998. — № 4−5.
  172. В.А. Иерархия источников российского права / В. А. Толстик. Н. Новгород: Общество «Интелсервис», 2002.
  173. В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Журнал российского права. 2000. — № 8.
  174. А. Национальный вопрос: Как он решается в законодательном процессе /А. Торшин // Российская Федерация сегодня. -2003. № 3.
  175. А. Отклонение закона: право против политики / А. Торшин // Российская Федерация сегодня. 2003. — № 10.
  176. Р. Английская судебная система / Р. Уолкер. М.: Прогресс, 1980.
  177. В. Е. Проблемы становления и развития парламентского права / Усанов В. Е. // «Черные дыры» в российском законодательстве. -2005.-№ 1.
  178. A.M. Россия выстрадала право иметь полноценный парламент / A.M. Федосеев // Журнал российского права. 1998. — № 3.
  179. JI. Введение в американское право / JI. Фридмэн. М.: Прогресс, 1992.
  180. H.H. Источники советского государственного права на этапе строительства социализма: сущность, содержание, форма / Н.И.Хороший- Под ред. А. И. Кима. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986.
  181. В.Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. М.: Бек, 1994.
  182. Т.В. Стабильность закона или законодательства? (теоретические и практические аспекты) / Т. В. Худойкина // Журнал российского права. 2000. — № 9.
  183. В.И. Согласование интересов как вид современных законодательных технологий / В. И. Червонюк, И.В. Гойман-Калинский // Государство и право. 2004. — № 8.
  184. В.Е. Президентская власть / В. Е. Чиркин // Государство и право. 1997.-№ 5.
  185. А. Когда говорит политика, право молчит / А. Шаров, П. Высоцкий // Российская юстиция. 1996. — № 9.
  186. Швейцарское гражданское уложение 10 декабря 1907 г. Пг., 1915.
  187. Г. Ф. Общая теория права / Г. Ф. Шершеневич. М.: Типогр. бр. Башмаковых, 1912.- Вып. 2,3,4.
  188. И. И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации и парламента России в законотворческом процессе / И. И. Шувалов // Конституционное и муниципальное право. 2004. — № 4.
  189. И. И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законодательного процесса / И. И. Шувалов // Журнал российского права. 2004. — № 6.
  190. И. И. Законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации / И. И. Шувалов // Право и экономика. 2004. — № 6.
  191. И. И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом / И. И. Шувалов // Журнал российского права. 2005. — № 4.
  192. К. России нужна система мониторинга законодательства / К. Щеглов // Российская Федерация сегодня. 2004. — № 20.
  193. Ю. Политические партии и право в современном государстве / Ю. Юдин. М.: «ИНФРА — М», 1998.
  194. Е.А. Государственный Совет по основным законам Российской империи 1906 года: законодательные полномочия / Юртаева Е. А. // Журнал российского права. 1997. — № 6.
  195. Е.А. Законодательная техника и основы языкового оформления законодательных актов в Российской империи / Е. А. Юртаева // Журнал российского права. 2000. — № 8.
  196. Е.А. Исторический опыт создания Свода законов Российской империи / Е. А. Юртаева // Журнал российского права. 1998. -№ 1.
  197. Л.С. Общая теория права. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976.
Заполнить форму текущей работой