Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние использования рабочей тетради с дифференцированными заданиями на развитие самостоятельности учащихся при индивидуализации обучения химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание изучаемого материала является важным элементом урока. Изменение организации урока предполагает не только изменение методов, но и некоторое изменение отдельных сторон содержания изучаемого. Усвоение знаний детьми происходит по-разному. За одно и то же время, отведенное на самостоятельную работу, одни ученики усвоят значительно больше, чем остальные. Поэтому задания для слабого ученика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема использования тетрадей на печатной основе для развития самостоятельности учащихся в психолого-педагогической литера
    • 1. 1. Проблема использования рабочих тетрадей на печатной основе
    • 1. 2. Развитие самостоятельности учащихся как условие успешности обучения
    • 1. 3. Сущность и методы организации самостоятельной работы учащихся на уроках химии
  • Глава II. Психолого-педагогические основы индивидуализации обучения как средства развития самостоятельности учащихся
    • 2. 1. Понятие «индивидуализация» в современной школе
    • 2. 2. Цель индивидуализации в обучении
    • 2. 3. Проблема внутриклассной индивидуализации учебной работы в отечественной и зарубежной педагогике
    • 2. 4. Формы индивидуализации обучения
    • 2. 5. Виды и сущность индивидуализированных заданий и их влияние на развитие самостоятельности
    • 2. 6. Особенности форм работы при внутриклассной индивидуализации учебной работы на развитие самостоятельности учащихся
  • Глава III. Методика использования рабочей тетради с дифференцированными заданиями на печатной основе при индивидуализации обучения
    • 3. 1. Разработка методической системы использования дифференцированной рабочей тетради на печатной основе
    • 3. 2. Структура рабочей тетради с дифференцированными заданиями
    • 3. 3. Методика работы учащихся с рабочей тетрадью с дифференцированными заданиями на уроке
    • 3. 4. Индивидуальные особенности учащихся, влияющие на развитие их самостоятельности
  • Глава IV. Экспериментальная проверка эффективности обучения с помощью тетради с дифференцированными заданиями
    • 4. 1. Диагностика подготовленности учащихся с тетрадью на печатной основе (констатирующее исследование)
    • 4. 2. Анализ работы учителей по использованию индивидуализации в ходе уроков
    • 4. 3. Организация, проведение и анализ уроков по теме: «Основные классы неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации»
    • 4. 4. Анализ и обработка полученных результатов экспериментального исследования

Влияние использования рабочей тетради с дифференцированными заданиями на развитие самостоятельности учащихся при индивидуализации обучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время идет дискуссия о том, каким должен быть современный урок, а также определяются пути его совершенствования. И данная проблема является едва ли не самой важной проблемой учебно-воспитательного процесса в школе. Но, несомненно, деятельность любого педагога должна быть направлена на развитие самостоятельности детей.

Известно, что школьники отличаются друг от друга по физическому, интеллектуальному, эмоциональному развитию, по темпу восприятия учебного материала. Есть дети с нестандартным мышлением, а также и те, чьи способности и задатки еще не проявились. Наконец, есть ученики, способности и интересы которых лежат вне традиционных школьных предметов и программ. Это указывает на необходимость того, чтобы создать условия для индивидуализации обучения — темпы, ритм усвоения с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка — в то время как учебный процесс в целом носит групповой характер.

На уроке учитель работает с целым классом. Усвоение же знаний происходит строго индивидуально. Возникает противоречие между коллективной формой учебной работы и индивидуальным характером усвоения знаний.

Одним из путей разрешения этого противоречия является организация самостоятельной деятельности учащихся. Одним из средств для организации такой деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, разработанная с таким расчетом, чтобы каждый учитель мог в известной мере учесть индивидуальные особенности своих учеников.

Цель исследования — разработать методику использования рабочей тетради по химии с дифференцированными заданиями для развития познавательной самостоятельности учащихся.

Объект исследования — обучение химии учащихся 8-го и 9-го классов.

Предмет исследования — организация самостоятельной деятельности учащихся с рабочими тетрадями на печатной основе с дифференцированными заданиями на уроках химии при индивидуализации обучения.

Цель и предмет исследования позволили определить рабочую гипотезу.

Гипотеза — индивидуализация обучения химии при помощи тетради с дифференцированными заданиями будет способствовать познавательной самостоятельности каждого ученика.

Задачи:

— проанализировать состояние проблемы использования технологий индивидуализированного обучения и разнообразных рабочих тетрадей на печатной основе с разноуровневыми заданиями, в том числе и содержащих задания, дифференцированные по уровню трудности;

— определить конструктивные особенности рабочей тетради с дифференцированными заданиями, сформировать рабочую тетрадь как пособие для учащихся;

— разработать методическую систему использования рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями по теме: «Основные классы неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации» ;

— экспериментально проверить влияние использования разработанной тетради по химии на развитие самостоятельности обучаемых.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: деятельностный и системно структурный подходы, изучение и анализ психолого-педагогической, методической, химической литературы и нормативных документов по проблеме исследованияизучение передового педагогического опыта по использованию индивидуализации обучения и дифференцированных рабочих тетрадей на печатной основе на уроках химии некоторыми учителями школ г. Мичуринскамоделирование и проектирование педагогического экспериментаанализ результатов теоретического и экспериментального исследованийнаблюдениесравнениеобобщениеанкетированиекачественный и количественный анализ ответов учащихсяпедагогический экспериментматематическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

1 этап — констатирующее исследование. Определение состояния проблемы использования рабочих тетрадей на печатной основе, а также изучения опыта индивидуализации обучения по химии.

2 этап — теоретический. Разработка концептуальной модели рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями в условиях индивидуализации обученияразработка методики и технологии педагогического исследования.

3 этап — поисковый эксперимент. Проверка пригодности для обучения рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями и внесение корректив в разработанную нами тетрадь и модель учебного процесса.

4 этап — проведение формирующего педагогического эксперимента в соответствии с разработанной моделью в школах № 1, 2, 4, 18, 21, 23, 24 г. Мичуринска.

5 этап — заключительный. Анализ и интерпретация полученных результатов всего исследования, обобщение результатов, формулирование выводов.

Новизна работы состоит: В разработке особого вида рабочей тетради по химии на основе уровневой дифференциации для индивидуализации обучения, направленной на развитие самостоятельности учащихся. Во-вторых, в научном обосновании влияния использования рабочих тетрадей на печатной основой с дифференцированным подходом на развитие самостоятельности при обучении учащихся 8 или 9 класса.

Теоретическая значимость состоит в разработке концептуальной модели рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями.

Практическая значимость состоит в разработке и предоставлении в распоряжение школ рабочих тетрадей на печатной основе с дифференцированными заданиямив разработке методического пособия для учителей, в котором предложена методика организации учебной работы школьников, система рейтинговой оценки знаний учащихся, соотношение числа рейтинговых баллов с пятибалльной системой оценивания, а также схемы для поэлементного анализа работ учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Рабочая тетрадь по химии как средство индивидуализации обучения может способствовать развитию самостоятельности учащихся, если она содержит дифференцированные задания и обратную связь.

2. Методика работы с тетрадью базируется на постоянном уменьшении помощи учителя и переходе через задания нарастающей степени трудности от репродуктивного к продуктивному типу мышления.

Апробация и внедрение результатов. Результаты работы обсуждались: на научно практической конференции: «Современные системы и технологии обучения», г. Тамбов (2000 год) — на I Международной научно-практической конференции: «Проблема реализации творческого потенциала педагога в современной школе и вузе», Мичуринск (26−27 марта 2001 год) — на научно — методическом семинаре директоров школ Тамбовской области (2002 год) — на II Международной научно-практической конференции: «Проблемы преемственности в системе непрерывного педагогического образования», Мичуринск (2829 мая 2002 год) — на III Международной научно-практической конференции, Мичуринск (2003 год) — на Московском педагогическом марафоне школьных предметов, Москва (2004 год) — на заседаниях научно-методического семинара Mill У, Москва (2003, 2004 гг) — на заседаниях кафедры неорганической химии и методики преподавания химии химического факультета МПГУна заседаниях ГПОУ химии г. Мичуринска, Тамбовской области (2002, 2004 гг.) Проведена серия открытых уроков для учителей Тамбовской области с последующим их обсуждением.

По материалам диссертации опубликовано 9 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложенияиллюстрирована рисунками и таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной педагогике возникла необходимость использования индивидуализации обучения учащихся, так как социальные условия и политическая обстановка требует развития у детей их индивидуальности, личных качеств и особенностей.

Индивидуализация обучения это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Существует большое многообразие видов индивидуализированных заданий. Одним из них является рабочая тетрадь на печатной основе.

Изучение организационной стороны урока влияет на работу учителя и учащихся, на их взаимодействие. Эти изменения невозможны без учета и выбора методов преподавания. В работе использовались методы, в основу которых была положена самостоятельная работа учащихся: работа с печатным материалом (учебник, рабочая тетрадь на печатной основе и т. д.), дифференцированный ученический эксперимент.

Если возрастает степень самостоятельности при изучении нового материала или в процессе совершенствования знаний и умений учащихся, то учитель получает возможность активнее управлять процессом усвоения нового материала. Обратная связь действует постоянно и позволяет регулировать усвоение знаний в соответствии с индивидуальными особенностями. В связи с изменением организационной стороны урока, одни и те же методы несколько видоизменяются, по сущность их остается прежней. Изменяется доля учителя в передаче знаний и доля учащихся в их восприятии.

Содержание изучаемого материала является важным элементом урока. Изменение организации урока предполагает не только изменение методов, но и некоторое изменение отдельных сторон содержания изучаемого. Усвоение знаний детьми происходит по-разному. За одно и то же время, отведенное на самостоятельную работу, одни ученики усвоят значительно больше, чем остальные. Поэтому задания для слабого ученика предполагают усвоение основного материала, необходимого для общего понимания темы. В связи с развивающим характером обучения ученик, вчера усваивавший только основное, завтра, овладев приемами самостоятельной работы и основными умственными операциями, научившись думать, будут заглядывать глубже в изучаемое. Возможности учащихся других временных групп также должны возрастать, ставя учебный процесс на качественно иную ступень.

Результаты экспериментального исследования полностью подтвердили рабочую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В результате анализа проблемы исследования в психолого-педагогической литературе установлено, что в настоящее время недостаточен учет индивидуальных особенностей учащихся. Для этого нужны специальные пособия, например рабочая тетрадь на печатной основе с дифференцированными заданиями.

2. Определены конструктивные особенности рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями, на основании которых она была составлена. Эти особенности включают деятельность учащихся (репродуктивная, частично-поисковая, исследовательская), принцип последовательности, принцип наглядности, принцип научной организации труда.

3. Разработана методика использования рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями по теме: «Основные классы неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации». К ней относятся:

— форма организации обучения в виде самостоятельной работы индивидуализированного и дифференцированного характера;

— диагностика степени самостоятельности учащихся (уровень усвоения учебного материала, самооценка, степень руководства учителем деятельности учащихся, характер познавательной деятельности, организованность).

4. Доказано, что разработанная нами методика использования рабочей тетради на печатной основе с дифференцированными заданиями при индивидуализации обучения способствует развитию самостоятельности учащихся. Это выражается в следующем:

— в повышении уровня усвоения учебного материала;

— в формировании адекватной самооценки;

— в увеличении числа учащихся, работающих без помощи учителя;

— в развитии организованности учащихся;

— в переходе учащихся от более низкого уровня к более высокому.

6. Разработанная нами тетрадь внедрена в учебный процесс ряда школ городов Мичуринска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Педагогика, 1980. — 335 с.
  2. Н.Е. Неорганическая химия. Рабочая тетрадь для учащихся 9 кл., ч.1. Саратов: «Лицей», 1999. — 64 с.
  3. Н.Е. Неорганическая химия. Рабочая тетрадь для учащихся 9 кл., ч.2. Саратов: «Лицей», 1999. — 64 с.
  4. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  5. Х.Г. Из опыта дифференциации обучения физике//Физика в школе. 1993. -№ 2. — С.34−37
  6. Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения//Завуч. -1999.-№ 3.-С. 113−117
  7. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968. -139 с.
  8. Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук. Казань, 1963. — 54 с.
  9. Н.С. Рабочая тетрадь 8−9 кл. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
  10. Н.С. Рабочая тетрадь. 10−11 кл. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1999. — 80 с.
  11. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.13
Заполнить форму текущей работой