Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка народнохозяйственной значимости прямых иностранных инвестиций и их влияния на экономическую безопасность России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, ПИК предъявляют повышенные требования не только к качеству местного сырья и материалов, но и к рабочей силев регионе повышается уровень образования и профессионального мастерства, появляются новые рабочие места. Следует ожидать, что чем больше в страну поступает иностранных инвестиций, тем динамичнее она будет развиваться. Однако ПИИ обладают, в отличие от национальных инвестиций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Влияние прямых иностранных инвестиций на экономику принимающей страны
    • 1. 1. Общее влияние ГШИ на экономику принимающей страны
    • 1. 2. Положительное влияние ПИИ
    • 1. 3. Отрицательное влияние ПИИ
    • 1. 4. Влияние ПИИ на структурные изменения в экономике
    • 1. 5. Влияние ПИИ на курсы валют и платежный баланс
    • 1. 6. Влияние ПИИ на конкуренцию <
    • 1. 7. Влияние ПИИ на рынок труда
    • 1. 8. Влияние ПИИ на экономический рост
  • Глава 2. Система моделей влияния иностранного капитала на экономический рост принимающей экономики
    • 2. 1. Эмпирическая модель первого уровня
    • 2. 2. Производственная модель второго уровня 42 2.2.1. Роль иностранных инвестиций в инновационном развитии экономики
      • 2. 2. 2. Расчет производственной модели
  • Глава 3. Разработка инвестиционной стратегии страны на основе GAP — анализа
    • 3. 1. Анализ региональной структуры экономики России
    • 3. 2. Анализ отраслевой структуры экономики России
    • 3. 3. Модель разрыва (GAP)
    • 3. 4. Анализ разрыва (GAP)
    • 3. 5. Алгоритм разработки инвестиционной стратегии
  • Глава 4. Анализ правовой базы деятельности иностранного инветора
    • 4. 1. Закон об иностранных инвестициях
    • 4. 2. Закон о соглашениях о разделе продукции
    • 4. 3. Инвестиционный налоговый кредит
    • 4. 4. Международные договоры и соглашения
    • 4. 5. Межгосударственные договоры об избежании двойного налогообложения
    • 4. 6. Ограничение иностранных инвестиций в ключевые секторы экономики
    • 4. 7. Ограничение прямых иностранных инвестицй
  • Заключение 130 Библиографический
  • список литературы
  • Приложение

Оценка народнохозяйственной значимости прямых иностранных инвестиций и их влияния на экономическую безопасность России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международное движение капитала, осуществляемое в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ), оказывает существенное влияние на развитие всех государств, однако особенно в нем нуждаются страны с переходной экономикой, пострадавшей во время проведения реформ. В связи с этим правительства этих стран пытаются привлечь как можно больше иностранных инвестиций, не обращая внимания на то, что их влияние на социально-экономическое развитие не однозначно.

Основу социально-экономического развития общества составляет рост валового внутреннего продукта, на который, наряду со многими другими факторами, большое влияние оказывает инвестиционный процесс. Механизм взаимодействия экономического роста и инвестиций, сформулированный лауреатом Нобелевской премии П. Самуэльсоном [25] в виде «принципа акселератора» звучит так: рост реального ВВП влечет за собой рост реальных инвестиций. В свою очередь, подъем реальных инвестиций вызывает ответный рост ВВП.

В экономической науке существует несколько определений понятия инвестиции. Следует отметить, что в России этот термин появился относительно недавно. До начала 90-х годов в экономике социализма использовался термин капитальные вложения, под которым понимались, в общем, те же экономические процессы, однако в экономический смысл инвестиций мы вкладываем гораздо более широкое понятие, чем капитальные вложения. В качестве инвестиций могут выступать как денежные средства, ценные бумаги, так и имущество в виде зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, права на пользование имуществом (аренда), землей, природными ресурсами, объекты авторского права [7]. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. [61] считают, что инвестиции — это долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, которые дают отдачу через значительный срок после вложения. Однако, в некоторых случаях, в зависимости от поставленных целей, отдача наступает моментально, например, строительство объектов социальной сферы или инфраструктуры (например строительство школы, открытие больницы и т. п.) или не планируется вовсе — например запуск космических аппаратов для исследования нашей Галактики или Солнечной системы., изучение льда Антарктиды, дна Мирового океана, и т. п. Т. е. могут появляться результаты, не имеющие коммерческого, социального или бюджетного эффекта, вместе с тем, существуют методики оценки эффективности и проектов, имеющих социальную и бюджетную эффективность [24].

Попков В. П., Семенов В. П. в книге «Организация и финансирование инвестиций» [59] полагают, что инвестиции представляют собой вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения и получения экономического эффекта либо иного запланированного результата (социального, экологического и других эффектов) и должны осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности. Такое определение инвестиций справедливо, на наш взгляд, для долгосрочных кредитов, ипортфельных инвестиций. На практике при строительстве инвестором новых предприятий, их расширении, реконструкции и техперевооружении, когда финансирование осуществляется из привлеченных или собственных средств принцип возвратности не всегда соблюдается. Так, процесс замены морально или физически устаревшего оборудования на действующем предприятии будет представлять собой инве стицию, призванную обеспечить непрерывность производственного процесса, и не подразумевает возвратности, если, конечно для этого не использовались заемные средства.

Синельников С.М., Соломоник Т. Г., Биржаков М. Б. в книге «Энциклопедия предпринимателя» [19] считают, что инвестиции — это капитал, помещаемый в юридически самостоятельные предприятия на длительный срок (более года) либо с целью получения дополнительной прибыли, либо с целью приобретения влияния, либо в связи с тем, что такое вложение средств является более выгодным по сравнению с организацией собственных операций в этой области, а также вложения в ценные бумаги. Это определение является наиболее подходящим для коммерческих инвестиций, но не учитывает социальные эффекты от вложения капитала. Как видим, если рассматривать различные определения инвестиций, мы можем найти в каждом из них определенные недостатки, которые можно устранить, объединив наиболее характерные черты. Для целей данной работы следует принять следующее определение: инвестиции — это вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения или получения прибыли либо приобретения влияния или иного запланированного результата (социального, экологического, научного и иных эффектов). В данном определении^ учтены все, на наш взгляд, основные моменты, определяющие цели инвестора и принимающей инвестиции стороны.

В инвестиционном процессе участвуют две стороны — инвесторвкладывающий ресурсы в определенный проект, и сторона, — принимающая инвестиции [8]. В) некоторых случаях их цели совпадают (например, 1 все стороны заинтересованы! в получении прибыли), в других случаях цели могут не совпадать. Так, инвестор может быть заинтересован в прибыли или установлении своего влияния на рынке, а принимающая капитал сторона заинтересована в сохранении предприятия, улучшении условий труда, снижении уровня вредных выбросов и т. д. В масштабах региона, государства интересы принимающей стороны будут представлены проблемами экономического роста, безработицы, устранения диспропорций в развитии отраслей и регионов, повышения уровня национальной экономической безопасности, улучшения платежного баланса страны и др. Правительство, используя имеющиеся у него инструменты, может стимулировать или сдерживать инвестиции в приоритетные отрасли промышленности или регионы.

С макроэкономической точки зрения [28] в закрытой экономике источником инвестиций являются сбережения или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на развитие производства, и фонд возмещения, предназначенный для замены изношенных средств производства в форме амортизационных отчислений.

Таким образом, общий объем инвестиций (валовые инвестиции) в экономике можно представить в виде суммы амортизационных отчислений и чистых инвестиций. Чистые инвестиции будут представлять собой вложения средств в реконструкцию и расширение действующих предприятий, строительство новых производств, амортизационные инвестиции направляются на техническое перевооружение предприятий. Если валовые инвестиции равны амортизационным, то никакого роста не происходит и страна, на фоне других динамично развивающихся государств, будет рано или поздно вытеснена с мирового рынка товаров и услуг [41]. Проблема стран с переходной экономикой состоит в том, что в ходе экономических реформ, у предприятий были изъяты амортизационные фонды и оборотные средства. Собственные сбережения, источник чистых инвестиций, были так же в ходе перестройки экономики уничтожены гиперинфляцией, а оставшиеся средства были переориентированы из промышленного сектора в торговлю. Финансовый сектор экономики кредитовал, в основном, краткосрочные торговые операции, как наиболее прибыльные в условиях инфляции. Отсутствие инвестиций привело к тому, что основные фонды промышленности устаревали морально и физически, предприятия закрывались на фоне процветающих финансовых и торговых компаний, нарушалась сбалансированная отраслевая и региональная структура хозяйства, конкурентоспособность страны падала.

Основой экономического роста служат потребительские расходы домо-хозяйств и инвестиции, обеспечивающие увеличение запаса капитала [32]. С одной стороны, увеличение инвестиций в производство инвестиционных товаров (оборудования, зданий, сооружений), обусловливающих экономический рост и повышение благосостояния населения, ведет к сокращению ресурсов, направляемых на производство товаров и услуг, используемых для текущего потребления. С другой стороны, основу инвестиций составляют сбережения, которые является частью располагаемого дохода. Увеличение сбережений для обеспечения роста инвестиций и, следовательно, повышения потребления в будущем требует сокращения потребления в настоящем.

Кроме того, экономический рост, основанный на потребительском спросе, в силу ряда причин не может считаться устойчивым и основное внимание при долгосрочном планировании следует уделять инвестициям, для роста которых необходимы внутренние сбережения, которых в странах с переходной экономикой, как правило, не хватает.

Иностранные инвестиции поступают в страну в виде новых технологий, оборудования, которое отличается от отечественного более высокой произво дительностью и поэтому оказывают на развитие национальной экономики более существенное влияние, чем внутренние инвестиции.

ПИИ, направляемые в основной капитал, приносят в принимающую страну новые технологии и методы управления, открываются новые рынки, ранее недоступные в силу невысокой конкурентоспособности отечественной продукции [16]. Кроме прямых эффектов, положительные результаты иностранного инвестирования наблюдаются на местных рынках: предприятие с иностранным капиталом (ПИК) заставляет подтянуться до мировых стандартов национальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих и местных производителей, пытающихся-выдержать конкуренцию.

Кроме того, ПИК предъявляют повышенные требования не только к качеству местного сырья и материалов, но и к рабочей силев регионе повышается уровень образования и профессионального мастерства, появляются новые рабочие места. Следует ожидать, что чем больше в страну поступает иностранных инвестиций, тем динамичнее она будет развиваться. Однако ПИИ обладают, в отличие от национальных инвестиций, рядом существенных качеств и преимуществ, которые делают конкуренцию с местными компаниями несовершенной. Это неизбежно приведет к разорению отечественных производителей и поставщиков, и, как следствие, к вытеснению национального инвестора, ухудшению торгового баланса, росту уровня безработицы и другим негативным эффектам. Отрицательное воздействие иностранного инвестирования испытали в недавнем прошлом страны Центральной и Восточной Европы (ДВЕ), которые сняли все ограничения на пути международного движения капитала. Хотя доля иностранного капитала в экономике России на текущий момент незначительна, но уже ощущается его растущее влияние на развитие страны. С учетом того, что темпы иностранного инвестирования в течение последних лет (2005 — 2007 г. г.) удваиваются [64], воздействие иностранного капитала может оказать решающее влияние на развитие страны. Какое это будет воздействие — положительное или отрицательное, зависит от многих факторов и пропорций. Исследованию проблем, связанных с иностранным инвестированием, посвящена данная работа.

Влияние инвестиций на экономический рост хорошо изучено, первые исследования международного движения капиталов опубликованы еще в середине XIX века Дж. Миллем и К. Марксом. Проблеме иностранного инвестирования посвящены труды отечественных экономистов Л. И. Абалкина, Е.Ф. Авдо-кушина, А. Г. Аганбегяна, М. М. Богуславского, A.C. Булатова, А. В. Денисова, Б. Г. Дякина, С. Ю. Глазьева, A.JI. Киреева, JI.B. Клочковского, A.A. Ковалева, Д. С. Львова, А. Д. Некипелова, Е. Р. Орловой, В. Д. Поспелова, В. К. Сенчагова, В. А. Соловьева, А. К. Субботина, Н. П. Шмелева, Р. И. Хасбулатова и зарубежных ученых, среди которых Дне. Даннинг, Д. Кейнс, С. Кузнец, Г. Майер, П. Самуэльсон, Р. Солоу, П. Фишер, Г. Хабернер, С. Хаймер.

Моделированию инвестиционных процессов и развитию математических методов в экономике посвящены труды Е. В. Балацкого, П. Вельфенсона, П. Джесикски, П. Дугласа, В. К. Дмитриева, С. М. Кадочникова, Л. В. Канторовича, К. В. Кетовой, Г. Б. Клейнера, В. В. Леонтьева, В. Н. Лившица, В. Л. Макарова, В. Д. Матвеенко, В. С. Немчинова В. В., Новожилова, Р. В. Павличенко, В. М. Полтеровича, А. М. Рубинова и других ученых. Вместе с тем, анализ результатов исследований, содержащийся в трудах указанных авторов, показал, что они не в полной мере учитывают особенности прямого иностранного инвестирования в странах с переходной экономикой. В частности, модели не дают представления о двойственности ПИИ, их негативном влиянии на экономику принимающей страны. Кроме того, для принятия решения о регулировании ПИИ на федеральном и региональном уровнях необходимо провести сложные экономические расчеты, требующие значительных затрат времени.

В' связи с вышеизложенным появляется необходимость в разработке математической модели процессов прямого иностранного инвестирования, учитывающей особенности России и позволяющей определять критические уровни и пропорции присутствия иностранного капитала в экономике страны.

Целью данной работы является разработка математических моделей процессов прямого иностранного инвестирования > в странах с переходной экономикой на основе обобщения и анализа опыта стран ЦВЕ, математического аппарата, повышающего обоснованность управленческих решений в части регулирования прямых иностранных инвестиций в современной экономике России на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с указанной целью в работе требовалось решить следующие задачи:

— изучить и обобщить опыт стран ЦВЕ в части привлечения прямых иностранных инвестиций;

— определить наличие зависимости между темпами экономического роста и масштабами иностранного инвестирования на основе анализа развития стран ЦВЕ;

— разработать математическую модель оценки влияния ПИИ на экономическое развитие принимающей страны;

— дать анализ российской инвестиционной политики в части привлечения ПИИ с учетом их отраслевой и региональной направленности;

— определить приоритетные экономические интересы России в инвестиционной сфере, исходя из возможных путей экономического развития страны;

— определить возможность выправить отраслевой и региональный дисбаланс развития России с помощью регулирования иностранных инвестиционных потоков;

— разработать математический аппарат для обоснования принятия решений по регулированию прямых иностранных инвестиций.

Объектами исследований являются страны с переходной экономикой и регионы России.

Предметом исследования определены экономические процессы, вызванные прямым иностранным инвестированием, инвестиционная политика и система регулирования ПИИ в различных странах, в том числе в России.

Информационной базой исследования стали законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, связанные с вопросами управления ПИИ, официальные статистические издания Российской Федерации, стран Центральной и Восточной Европы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Прямые иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие всех стран. В условиях глобального финансового кризиса, вызванного безответственной политикой индустриально-развитых государств, негативные последствия в наибольшей степени проявляются в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, ослабивших государственный контроль за стратегическими секторами экономики. В экономической теории предполагалось, что наиболее ненадежными для принимающей страны являются портфельные инвестиции, однако прямые инвестиции могут представлять еще большую опасность для развивающейся экономики. Наиболее ощутимые удары получили экспортоориентированные отрасли экономики, снабжавшие ТНК сырьем, материалами, энергией.

В связи с этим возрастает необходимость контроля государства за притоком и направленностью ПИИ в экономику страны. С другой стороны, ПИИ обладают особенными свойствами, они несут не только финансовую составляющую, но и новые технологии, рынки, методы управления, их влияние на развитие принимающей экономики может быть весьма существенным.

В связи с этим Правительство, разрабатывая инвестиционную стратегию страны, обязанно учитывать эти факторы и решить две очень важные задачи. Во-первых, попытаться с помощью ПИИ выправить деформированную отраслевую структуру экономики. Во-вторых, снизить диспропорции в развитии регионов. Осуществляя мониторинг инвестиционного процесса, Правительство должно вовремя реагировать на превышение иностранным капиталом критического уровня, способного негативно повлиять на развитие страны и регионов.

Однако, здесь возникает парадоксальная ситуация. Если страны ЕС, США вводят ограничения в ключевые отрасли экономики, то Россия привлекает иностранные инвестиции прежде всего в стратегические отрасли экономики, не считаясь с угрозой для национальной экономической безопасности.

Привлечение прямых иностранных инвестиций требует иной стратегии. Причем эта стратегия должна сочетать в себе для иностранных инвесторов в конкретных регионах и отраслях четко законодательно определенные льготы и барьеры. Только так можно выправить деформированную структуру российской экономики и достигнуть оптимальных темпов экономического роста, сохраняя высокий уровень национальной экономической безопасности.

Снимая барьеры на пути международного движения капитала, государство с переходной экономикой может оказаться в следующих ситуациях:

1. Стабильное развитие, максимальный контроль над экономикой. Для этого необходимо, чтобы отечественные инвестиции превышали иностранные и компенсировали выбытие собственных основных фондов вследствие морального износа. Темпы экономического роста основаны на эффективном использовании собственных ресурсов. Финансирование науки и образования за счет бюджета должно обеспечивать высокую абсорбционную способность принимающей экономики. Государство всячески поддерживает отечественных предпринимателей, субсидирует приобретение патентов, лицензий, которые становятся основой инновационного роста экономики. Не допускается вытеснение отечественных предпринимателей иностранными инвесторами с местных рынков. Инвестиционная стратегия четко определяет отрасли, регионы и критические уровни, в которых допускается присутствие иностранного капитала. При превышении критических уровней приток иностранных инвестиций ограничивается. В стране высокий уровень национальной экономической безопасности, правительство самостоятельно в принятии решений, экономика страны может функционировать в условиях мирового финансового кризиса или экономичесих санкций.

2. Высокие темпы развития, национальный контроль над ключевыми отраслями экономики, правительство определяет стратегические секторы экономики, в которые иностранный капитал допускается после дополнительных согласований. Отечественная наука и образование частично финансируются за счет государственного бюджета и венчурных фондов с иностранным участием. Правительство поощряет наукоемкие инвестиции в основной капитал, повышающие общий технический уровень производства и абсорбционную способность экономики. Правительство поддерживает отечественного производителя в конкурентной борьбе с ПИК, стимулируя инвестиции в инновации, субсидируя приобретение высокотехнологичных лицензий и патентов. Потери от вытеснения местных производителей компенсируются ростом выпуска в контролируемых ключевых отраслях и высокоэффективным производством ПИК. Появляются определенные угрозы национальной экономической безопасности, правительство не может самостоятельно принимать решения, находясь в зависимости от обязательств перед иностранными инвесторами. Экономика подвержена изменению конъюнктуры мировых финансовых и товарных рынков, возникает опасность появления негативных явлений (нестабильность национальной валюты, инфляция, безработица и т. п.) в случае неблагоприятного развития ситуации на мировых рынках.

3. Иностранный капитал полностью контролирует экономическую и политическую систему, правительство потеряло самостоятельность в принятии решений. В этой ситуации возможно развитие по двум сценариям: оптимистический — максимально высокие темпы роста, технический уровень производства страны приближается к мировому, растет благосостояние населения, соответственно и потребление, которое стимулирует производство, в стране созданы научные и образовательные центры, исследования финансируются иностранным капиталом, в стране построены экологически чистые современные предприятия, выпускающие наукоемкую продукцию мирового технического уровня, страна интегрируется в европейские и мировые рынки, получит доступ к дешевым финансовым ресурсам, передовым технологиям, образовательным и социальным программампессимистический — экономический рост основан на экспортоориентиро-ванных производствах, добывающей промышленности, производстве продукции с низкой добавленной стоимостью и высокой экологической нагрузкой на окружающую среду, остальные отрасли деградируют, технический уровень производства низкий, иностранный капитал контролирует рынок ресурсов и поддерживает низкую цену на сырье, материалы, энергию и замораживает уровень заработной платы. Благосостояние населения поддерживается на минимально приемлемом уровне. Наука и образование финансируются на минимальном уровне за счет благотворительных взносов и бюджета. Управление в компаниях осуществляют менеджеры и специалисты, приглашенные из-за рубежа, местные трудовые ресурсы в силу отсутствия должного образования задействованы как правило на низкоквалифицированных работах. Как правило, вслед за потоком инвестиций, направляются потоки трудовой* миграции, если качество местной рабочей силы не будет устраивать ТНК, то возможно привлечение дешевой рабочей силы из азиатских государств, которая окончательно вытеснит местное население с рынков труда.

Наиболее приемлемыми являются первые две ситуации, вероятность оптимистического сценария в ситуации № 3 для России намного меньше пессимистического, учитывая климатические, культурные и другие особенности нашей страны, являющиеся неприемлемыми для стандартов индустриально развитых государств, которые вряд ли будут обустраивать инфраструктуру страны, не представляющую для них никакого интереса, кроме коммерческого.

Поэтому, учитывая вышесказанное, Правительству необходимо контролировать присутствие иностранного капитала. Предлагаемые методы оценки народнохозяйственной значимости и уровня безопасности прямых иностранных инвестиций могут быть использованы Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации для разработки инвестиционной стратегии страны, направленной на устранение диспропорций в развитии, а также Федеральной антимонопольной службой и Комиссией по контролю за иностранными инвестициями. Для выполнения этой задачи предлагается воспользоваться результатами данной работы:

1. Установлена зависимость между темпами экономического роста и прямым иностранным инвестированием в странах с переходной экономикой, на начальном этапе ПИИ оказывают стимулирующее воздействие на экономику принимающей страны, в дальнейшем наблюдаются отрицательные эффекты, связанные с вытеснением национального производителя с местных рынков.

2. С помощью разработанной математической модели определены оптимальные и критические уровни ПИИ в экономике принимающей страны. Для стран с переходной экономикой оптимальный уровень накопленных ПИИ составляет 7% от ВВП, критический — 12%, с превышением критического уровня в принимающей стране могут начаться необратимые процессы. Местные предприятия попадают в зависимость от ПИК, ограничение притока иностранного капитала чревато спадом производства. В принимающей стране может начаться ' замедление экономического роста, вызванное как разорением отечественных производителей, так и ограничением притока иностранного капитала. В настоящий момент доля накопленных ПИИ в ВВП составляет 8%, и дальнейший рост иностранного капитала в экономике страны может привести" к серьезным негативным последствиям.

3. Для устойчивого развития национальной экономики необходимо, чтобы чистые отечественные инвестиции превышали ПИИ. В настоящее время внутренние отечественные инвестиции идут на возмещение физически устаревшего выбывающего оборудования, не компенсируя моральный износ в обрабатывающей промышленности, вызванный ПИИ, что неизбежно приведет к отрицательным эффектам при наращивании присутствия иностранного капитала в экономике страны.

4. Анализ отраслевой и региональной структуры иностранных инвестиций выявил негативные тенденции, проявляющиеся в усугублении диспропрций в развитии страны, которые при дальнейшем наращивании масштабов иностранного инвестирования могут привести к замедлению экономического роста и к иным нежелательным последствиям, среди которых самое серьезное — снижение уровня экономической безопасности страны.

5. Проведенные исследования показали неэффективность и опасность политики привлечения иностранных инвестиций, основанной на абсолютных объемах без учета их качественного состава и региональной направленности. Последние законодательные акты, ограничивающие влияние иностранного капитала в стране, направлены на защиту оборонного комплекса, естественных монополий и политической системы, но не на устранение угрозы экономической безопасности страны.

6. Проведенный анализ отраслевой структуры ВВП и ПИИ показал, что существующий механизм привлечения инвестиций не обеспечивает потребностей страны в наукоемких технологиях, развитии современных производств и отсталых регионов, усиливает зависимость страны от мировых потребителей сырья, материалов, энергии, что противоречит Государственной стратегий экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 608 [1]. Для принятия решения о стимулировании или ограничении иностранных инвестиций следует руководствоваться показателями общественной эффективности и экономической безопасности. Индикаторами угрозы экономической безопасности служат следующие значения:

— доля рынка продукции обрабатывающей промышленности, находящейся под контролем предприятий с иностранным капиталом — 28%;

— доля финансового рынка, находящегося под контролем иностранных банков, страховых компаний — 25%;

— доля накопленных ПИИ в основных фондах предприятий и организаций страны — 4% ;

— доля накопленных ПИИ в ВВП страны — 12%.

Кроме того, для стабильного развития экономики необходимо, чтобы внутренние инвестиции компенсировали отрицательное воздействие иностранного капитала (выбытие основных фондов вследствие морального износа).

7. Анализ разрывов (GAP) показал необходимость стимулировать ПИИ на приоритетных направлениях и ограничивать в отраслях, имеющих стратегическое значение для государства, тем самым возможно выправить отраслевые и региональные диспропорции развития, сохраняя высокий уровень экономической безопасности. Приоритетными дляРоссии являются-малоосвоенные регионы Севера, Сибири, Дальнего Востока, здесь привлекая ПИИнеобходимо развивать обрабатывающую промышленность, производящую трудоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью, что позволит создать новые рабочие места, тем самым возможно снизить потоки трудовой миграции в < центральные районы^ страны. Необходимо привлекать ПИИ в те отрасли, котрые не могут существенно повлиять на экономический рост, но в которых отсталое местное производство заведомо не может конкурировать с мировымишидера-ми, несмотря на субсидии и всяческую поддержку государства — такие, как легкая промышленность, агропромышленный’комплекс. Особые условия: должны? быть созданы для иностранных инвесторов, финансирующих науку и образование в стране.

В настоящее время Россия находится в начальной стадии интеграции в мировые экономические структуры, и влияние иностранного капитала в стране невелико (не более 4% накопленных ПИИ в основных фондах всех предприятий и организаций страны), однако ПИК контролируют значительную часть рынка продукции обрабатывающей промышленности (36,4%). В случае неблагоприятной конъюнктуры рынка ПИК могут сократить производство, что приведет, вследствие мультипликативных эффектов, к негативным последствиям для всех отраслей экономики. Дальнейший рост ПИИ’может дестабилизировать ситуацию и вызвать негативные эффекты в отдельных отраслях экономики. Необходимо разработать государственную инвестиционную стратегию регулирования иностранных инвестиций, основанную на GAP-анализе, при соблюдении принципов экономической безопасности страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственная стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренная Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 608.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 и 2.
  3. О естественных монополиях Федеральный закон № 147-ФЗ от 17 августа 1995 г. s
  4. О защите конкуренции Федеральный закон № 135-Ф3 от 26.07. 2006 г.
  5. О соглашениях о разделе продукции Федеральный закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г.
  6. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, Закон от 10.02.99 N 32-Ф3. Москва: б.н., 1999. 32-Ф3.
  7. Об инвестиционной деятельности в РФ. Закон от 26.06.91 № 1488−1.
  8. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемлй в форме капитальных вложений. Закон от 25.02:1999 № 39-ФЗ .
  9. Об иностранных инвестициях в РФ. Закон от 09.07.99 № 160 ФЗ.
  10. Постановление Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства № 18−19 от 03.06.93 г.
  11. Порядок работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР.
  12. Утвержден постановлением Правительства РФ отОЗ.04.96 № 395
  13. Об утверждении временного положения о финансировании икредитовании капитального строительства на территории РФ. Постановление Правительства от 21.03.94 г.№ 220.
  14. О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсовна конкурсной основе. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.94 № 744.
  15. О частных инвестициях в Российской Федерации. Указ Президента РФ"от 17.09.94 № 1928
  16. Е. Ф: Международныеэкономические отношения. Москва: ИВЦ Маркетинг, 1999.
  17. М.Б., Соломоник Т.Г, Энциклопедия предпринимателя. Санкт-Петербург: Олбис, 1994'.
  18. Д. Правила игры. Комерсант. 2008 г., № 84 (3901) от 20.05.2008.
  19. Булатов. А1. С. Мировая экономика. Москва/. Экономист, 2005.
  20. К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации. Финансовый менеджмент. 2003 г., 4.
  21. А. Е., Макаров В. JI. Наука и высокие технологии. Москва: Наука, 2001.
  22. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика 4- издание переработанное и дополненное. Москва: Дело, 2008.
  23. В.М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика.
  24. Г. Я. Стратегический менеджмент. Таганрог: ТГРУ, 1995 г.
  25. Голубков>Е. П1 Основы маркетинга. Москва: Финансы, 1999.
  26. П.И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. Макроэкономика. Учебник доит вузов. Москва: Высшее образование, 2005.
  27. В.Н. Экономика Чехословакии в 80-е годы: структура и эффективность. Москва: Наука, 1988.
  28. И., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ: Пер. с англ. Москва: Финансы и статистика, 1986.
  29. И. Н. Математические основы эмпирических социально-экономических исследований. Барнаул: Алтайский университет, 2006.
  30. В.М., Романов А. Н. Экономика домашних хозяйств. Москва: ЮНИТИ, 1998.
  31. В.П. Экономическая география. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  32. О. О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике. Москва: Дело и Сервис, 2001.
  33. Э. Взаимоотношения западных и местных предпринимателей в странах Центральной и Восточной Европы. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2004 г., № 1.
  34. Г. Б. Производственные функции: теория, методы, применение. Москва: Финансы и статистика, 1986.
  35. Г. Б. Стратегия бизнеса: аналитический справочник. Москва: КОНСЭКО, 1998.
  36. П. Б. Линейная алгебра . Москва: МГИУ, 2007.
  37. П.Б., Славянов A.C. Модель оценки общественной эффективности прямых иностранных инвестиций.// Всероссийская научно-практическая конфеенция «Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика». М.: ИЭ РАН, 2008
  38. Н.Ш., Путко Б. А. Эконометрика. Москва: Юнита-Дана, 2003.
  39. О.В. Макроэкономика. Москва: Феникс, 2008.
  40. . В. Темпы долговременного экономического роста и перевод капитала из развитых в развивающиеся страны . Москва: Наука, 1990.
  41. В.Н., Лившиц C.B. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика . Москва: ЛКИ, 2008.
  42. В. Н., Косов В. В., Шахназаров В. Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная). Москва: Экономика, 2000.
  43. Е. Н. Научно-технический прогресс. Москва: Экзамен, 2004.
  44. В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  45. Е., Николаева А. Россия успокоила ЕАОЭ. Ведомости. 25. 09. 2006
  46. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — т.23. Сочинения — 2-е издание т. 23. Москва: 1976.
  47. В. Б. Курс высшей математики. Москва: МГИУ, 2000.
  48. А. И., Шимко П. Д. Международная экономика теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2008.
  49. . К. И. Структура системы управления. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2003 г., № 3.
  50. А. В. Экологические проблемы и устойчивое развитие регионов: Учебное пособие. ТИДОТ ДВГУ, Владивосток: 2002.
  51. В.М. Элементы теории реформ, Экономика, Москва: 2007.
  52. В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? Общественные науки и современность. 2004 г., № 3.
  53. В. В., Щенин Р. К. Мировая экономика и международный бизнес. КноРус, Москва: 2008.
  54. В.П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. Питер, Санкт-Петербург: 2001.
  55. О. С. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию. Ростовский государственный строительный университет, Ростов на Дону: 2000.
  56. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. ИНФРА, Москва: 1999.
  57. Россия в цифрах 2006. Росстат, Москва: 2006.
  58. Россия в цифрах 2007 г. Росстат, Москва: 2007.
  59. Россия в цифрах 2008 Росстат, г. Москва: 2008.
  60. Е.Д. Зарплаты и контракты //Российская газета (Федеральный выпуск) N3933 от 24 ноября 2005.
  61. В. Е. Международные экономические отношения.Учебное пособие. ЮНИТИ, Москва: 2006.
  62. В. К. Экономическая безопасность России. Дело, Москва: 2005.
  63. Л. Б. Стратегический менеджмент. МАУП, Киев: 2000.
  64. Статистическое обозрение. Москва: Федеральная служба государственной статистики, 2008. № 1 (64).
  65. А. А. Мировая экономикаю Международные экономические отношения. Глобалистика. КноРус, Москва: 2008.
  66. А. С. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие регионов в Чешской республике. Федерализм. 2008 г., 1.
  67. A.C. Некоторые проблемы прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Экономика и финансы. АНП, 2007 г., № 9 (134).
  68. А. С. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие стран с переходной экономикой. Инвестиции в России. Информэлектро, 2008 № 8 (168) г.
  69. А. С. Социальная сфера и иностранные инвестиции //материалы VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы 1уманитарных наук». МФЮА, Москва: 2008.
  70. A.C. Моделирование влияния прямых иностранных инвестиций на экономический рост принимающей страны // Всероссийская научно-практическая конфеенция «Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика». ИЭ РАН, М.: 2008
  71. А. С. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие стран с переходной экономикой //Сборник научных трудов по материалам конференции «Львовские чтения». ГУУ, Москва: 2008.
  72. А. С. Вопросы совершенствования планирования научнотехнического прогресса. НИИПиН, Москва: 1987.
  73. А. С. О взаимоувязке показателей научно-технического прогресса и воспроизводства основных фондов. НИИПиН, Москва: 1988.
  74. Т. Россия готова идти в международный суд. Российская газета Федеральный выпуск. 2006 г., № 4246.
  75. A. JI. Производственные функции. Статистика, Москва: 1974*.
  76. Я. Математические модели экономического роста. Наука, Москва: 1967.
  77. В. А. Управление и научно-технический прогресс. Наука, Москва: 1988.
  78. Е. Т. Режим наибольшего благоприятствования в советско-американских торговых отношениях. СГиП, Спб.: 1987 г.
  79. Т.А. Макроэкономика: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006.
  80. Е.Ю., Славянов A.C. Проблемы разработки инвестиционной статегии страны в условиях финансовой нестабильности на основе анализаразрыва (GAP) // Национальные интересы № 6, Финансы и кредит М.: 2009
  81. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций . Дело, Москва: 1998.
  82. Ю. В. Теория экономического роста. ГУ ВШЭ, Москва: 2006.
  83. Т.Н., Юрков C.B. Экономика предприятия. ГАЦМиЗ, Красноярск: 1997.
  84. Bezposrednie investycje zagraniczne w Polsce wedlug stanu na konec 2002 roku MGPPS, Warszawa: 2003
  85. Bezposrednie investycje zagraniczne w Polsce wedlug stanu na konec 2004 roku MGPPS, Warszawa: 2005
  86. Bezposrednie investycje zagraniczne w Polsce wedlug stanu na konec 2006 roku MGPPS, Warszawa: 2007
  87. CNB. Bankovni statistika. CNB, Praha: 2006.
  88. CSU. Statisticka rocenka Ceske republiky 2006. Praha: CSU, 2006.
  89. Czechinvest. Podpora investie. CZI, Praha: 2005.
  90. Dubai Co. Sets Timetable for Ports Pullout. International bussines times. 16 March 2006.
  91. Had M., Stach S., Urban L. Ceska republika v Evropske unii. Praha: 2004.
  92. Hoskova A. Stimulirovanie priamch zahranicnych investicii na ekonomoku Slovtnska. NBS, Bratislava: 1998.
  93. Klvacova E. Prohlubovani evropske integrace. Praha: Professional publishing, 2004.
  94. Levinthal, Cohen Absorptive capacity: A new perspective on learning and innovation, Administrative Science Quartery. 1, 1990 г., T. 35.
  95. Rocznik Statystyczny Rzeczypospolitej Polskiej. Warszawa: 2006.
  96. Slovenska republika v cislach, Slovensky snanisnicry urad., Bratislava: 2006
  97. Statistika fmancnich uctu. CNB, Praha: 2006.
  98. Statisticka rocenka Ceske republiky Praha: 2006.
  99. Zprava о fmancni stabilite 2006. CNB, Praha: 2006.
  100. Zpravy о situaci na ceskem kapitalovem trhu. CNB, Praha: 2006.
  101. Welfens P., Jasiski P. Privatization and Foreign Investment in Transforming
  102. Economies. Dartmouth: 1994.1. Интернет-ресурсы
  103. Индекс цен и запасы основных цветных металлов на лондонской бирже металлов (LME). Металлургический бюллетень. http://www.metaltorg.ru/cources/lmeindex.php.
  104. Платежный баланс. Центральный банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru/statistics/creditstatistics
  105. Росстат. Россия в цифрах. Федеральная служба государственной статистики. ttp://www.gks.ru/bgd/regl/B08l 1/Main.htm.
  106. Социальный атлас России. Независимый институт социальной политики. http://www.socpol.ru/atlas/overviews/household/index.shtml.
  107. Товарная структура экспорта Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики. 2007 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b08l 1/
  108. Ceska narodni banka www.cnb.cz.
  109. Cesky statisticky urad www.czso.cz.
  110. Enterprise Act 2002. Office of Public Sector Information. http://www.opsi.gov.uk/Acts/acts2002/ukpga20020040enl.
  111. Eurostat. http://epp.eurostat.ec.europa.eu
  112. Polska statistika http://www.stat.gov.pl/cps/rde/xchg/gus
  113. Science and technology. Eurostat. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal
  114. Slovensky narodny bank www.snb.sk.
  115. Slovensky statisticry urad www.statistics.sk.
  116. Smart money. http://www.smoney.ru/reference/company
Заполнить форму текущей работой