Формирование и проявление отношения военнослужащих к физической рекреации
![Диссертация: Формирование и проявление отношения военнослужащих к физической рекреации](https://gugn.ru/work/5048066/cover.png)
Задачи исследования: обоснование признаков отражающих отношение личности к деятельности, постановку вопроса и подготовку программы исследованияизучение уровня специальной физической активности, потребностей и мотивов у различных статусных групп военнослужащих (курсантов, солдат срочной службы и офицеров) — определение роли некоторых социальных условий в формировании отношения военнослужащих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Показатели отношения к физической рекреации
- 1. 2. Отношение к физической рекреации
- 1. 3. Потребности в физической рекреации
- 1. 4. Мотивы занятий физической рекреацией
- Резюме
- ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Определение рабочих понятий
- 2. 2. Цель и задачи исследования
- 2. 3. Организация и процедуры исследования
- 2. 4. Методы и методики исследования
- 2. 5. Поэтапный план исследования
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
- ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Отношение курсантов к физической рекреации
- 3. 2. Отношение солдат срочной службы к физической рекреации
- 3. 3. Отношение офицеров к физической рекреации
- 3. 4. Психолого-педагогический анализ и обсуждение результатов Исследования
- ГЛАВА 4. АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ * ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ КУРСАНТОВ,
- 4. I Общие положения для разработки экспериментальных программ
- 4. 2 Эффективность программы физической рекреации по показателям врачебного контроля
- 4. 4 3 Эффективность программы физической рекреации по показателям физических качеств курсантов
- 4. 4 Эффективность программы физической рекреации поданным психологических и психофизиологических показателей
- ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Формирование и проявление отношения военнослужащих к физической рекреации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью исследования отношения военнослужащих к занятиям различными видами физической рекреации в новых условиях несения воинской службы в Российской Армии и на флоте. Признаками отношения к деятельности (в данном случае — к рекреационной) являются: реальная активность личности по отношению к этой деятельности, ее потребности и мотивы. Невозможно эффективно осуществлять физическую подготовку курсантов, солдат-новобранцев и офицеров без учета их потребностей и мотивов к деятельности по физической рекреации.
Доминирующие потребности и мотивы являются важнейшими характеристиками личности, затрагивающими ее основные структурные образования. В то же время, в научной литературе нет единства взглядов в отношении проблемы мотивации. Несмотря на то, что исследованию потребностей и мотивов посвящен целый ряд работ российских и зарубежных авторов, в них затрагиваются лишь отдельные аспекты этой проблемы. Недостаточно разработаны и методы экспериментального психологического изучения мотивов. Изучение мотивационной сферы военнослужащих в педагогическом аспекте требует не ограничиваться классификацией и перечислением основных мотивов занятий той или иной деятельностью связанной со специально организованной физической активностью. Не изученным представляется и вопрос о специфических особенностях потребностей и мотивов военнослужащих, желающих заниматься различными., видами физической культуры и спорта в режиме рекреационной деятельности. Поэтому попытка изучения структуры и динамики мотивационной сферы военнослужащих, занимающихся различными видами физической рекреации в тесной связи с характеристиками их деятельности является актуальной для современной педагогической психологии воинской деятельности.
Научная новизна. В данной работе впервые теоретически разработаны вопросы, связанные с выяснением иерархии ведущих мотивов различных статусных групп военнослужащих, влияющих на формирование их потребностей в занятиях физической рекреацией и на их реальную активность в таких занятиях. Выявлены новые данные о соотношении потребностей и мотивов различных групп военнослужащих и их реальной двигательной активностью в области физкультурной и спортивной деятельности. Впервые выявлены мотивы, выступающие в качестве помех проявления такой активности. Изучен вопрос о влиянии отдельных социальных условий жизни военнослужащих на их отношения к занятиям физической рекреацией в современных условиях срочной воинской службы.
Практическая значимость работы заключается в разработке психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию программ физической подготовки военнослужащих, направленных на повышение эффективности воинской службы. Полученные выводы позволяют повысить уровень педагогической подготовки специалистов — заместителей командиров подразделений по физической подготовке.
Целью исследования является изучение и сравнительный психолого-педагогический анализ отношения военнослужащих к физкультурной и спортивной деятельности осуществляемой в рекреационном режиме по его признакам: по потребностям, мотивам и реальной активности различных групп военнослужащих.
Предмет исследования — соотношение реальных занятий физической рекреацией с потребностью и мотивами по отношению к ней у различных статусных групп военнослужащих.
Гипотеза. Предполагалось, что существуют значительные расхождения между реальными занятиями физической рекреацией военнослужащих и потребностями в них. Предполагалось также, что ведущими мотивами в формировании потребности заниматься физкультурной и спортивной деятельностью являются мотивы рекреационного характера — улучшение самочувствия и здоровья, отдых, развлечение, знание которых является необходимым для организации военной службы.
Задачи исследования: обоснование признаков отражающих отношение личности к деятельности, постановку вопроса и подготовку программы исследованияизучение уровня специальной физической активности, потребностей и мотивов у различных статусных групп военнослужащих (курсантов, солдат срочной службы и офицеров) — определение роли некоторых социальных условий в формировании отношения военнослужащих к физической рекреациипсихолого-педагогический анализ возможностей формирования позитивного отношения к физической рекреации I военнослужащих (на основе их реального отношения), разработку и апробирование авторской программы их физической рекреации.
В качестве объекта исследования рассматривалась показатели потребностей, мотивов и деятельности военнослужащих (курсантов, солдат срочной службы и офицеров) в сфере физической культуры и спорта. Контингент испытуемых состоял из курсантов (17 — 23 лет), солдат срочной службы (18 — 22 лет) и офицеров (23 — 53 лет) Пушкинского высшего училища радиоэлектроники войск ПВО им. Е. Я. Савицкого.
Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается адекватностью применяемых в исследовании методов сбора и статистической обработки данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении.
Апробация результатов исследования. Основной теоретический материал и результаты экспериментального исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта и научных конференциях кафедры, а также на заседании Ученого совета Пушкинского высшего училища радио — электроники войск ПВО им. Е. Я. Савицкого. Полученные данные внедрены в практическую педагогическую работу по организации рекреационной деятельности и спортивной работы курсантов данного училища в свободное от учебы время.
Положения, выносимые на защиту: 1. Отношение курсантов, солдат сочной службы и офицеров к средствам физической рекреации проявляются в различиях их реальных занятий физической культурой и спортом, а также их потребностей и мотивов в этих занятиях.
2.Ведущими мотивами в' формировании и реализации потребностей в занятиях физкультурной и спортивной деятельностью у военнослужащих являются мотивы рекреационного характераулучшение самочувствия и здоровья, отдых, развлечение.
3.На формирование отношения военнослужащих к занятиям физкультурной и спортивной деятельностью существенное воздей1 ствие оказывает организация свободного времени, социальные условия, материальная и информационная обеспеченность. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, выводов, психолого-педагогических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основной материал диссертации изложен на 176 страницах. Материал представлен в 41 таблице. Библиография включает 157 наименований, в том числе 17 на иностранном языке.
ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ:
Уровень физической активности в самостоятельных занятиях среди всех статусных групп военнослужащих относительно небольшой. Наиболее активными в занятиях физической культурой и спортом являются офицеры. При этом, самыми распространенными у офицеров являются: утренняя гимнастика, закаливание и атлетическая гимнастика. Среди курсантов — утренняя гимнастика и легкая атлетика. Среди солдат срочной службы — атлетическая гимнастика и настольный теннис.
2.У всех обследованных групп военнослужащих наблюдается высокий уровень потребностей в самостоятельных занятиях различными средствами и видами физической рекреации. Офицеры испытывают наибольшую потребность в массаже и в занятиях спортивными играми (особенно футболом и волейболом). Солдаты — в самостоятельных занятиях теннисом, плаванием и атлетической гимнастикой. Курсанты — в закаливании, в легкой атлетике и в стрельбе. Офицеры в гораздо меньшей степени, чем курсанты и солдаты, хотели бы заниматься единоборствами.
3.В области обязательных занятий физической подготовкой высокую активность проявляют курсанты и низкую — офицеры и солдаты срочной службы, что объясняется их отношением к этому виду физической активности.
4.Самый высокий уровень потребностей в обязательных занятиях физической подготовкой наблюдается у курсантов. Они желали бы заниматься обязательными видами физической культуры и спорта чаще, чем самостоятельными. Потребности офицеров и солдат в обязательных занятиях не высокая. Офицеры более всего испытывают потребность в занятиях общей физической подготовкой и гимнастическими упражнениями (подтягиванием на перекладине). Курсанты и солдаты срочной службы — в поднимании гири и в рукопашном бое.
5.Потребности в занятиях физической культурой и спортом у всех трех групп испытуемых определены одинаковыми мотивами. Это мотивы рекреационного характера: улучшение самочувствия и здоровья, отдых, развлечение. Исключение составил мотив «стремление к лидерству, авторитету». Самые высокие его пока- - затели в группе солдат срочной службы. Для курсантов и офицеров данный мотив практически не выражен. |.
6.В исследовании выявлено совпадение у всех групп военнослужащих основных причин, мешающих им заниматься физической культурой и спортом. Материальные трудности являются ! основной помехой больше для офицеров, чем для курсантов и солдат. {.
7.Социальные условия воинской службы имеют важное значение в формировании личного отношения военнослужащих к I физической культуре и спорту как формам рекреации. Информационно обеспеченные испытуемые (читающие литературу по физической культуре и спорту, смотрящие спортивные передачи по | телевизору и посещающие соревнования) в рекреационном отношении значительно активнее тех, кто не следит за спортивными | событиями в средствах массовой информации. Такой фактор, как материальное положение испытуемых не имеет определяющего значения на формирование общего отношения к физической культуре и спорту, но имеет значение при выборе средств физической рекреации. .
8.На основании полученных данных можно выделить две наиболее активные в рекреационном отношении группы военнослужащих. Первая группа — офицеры старшей возрастной группы не обеспеченные материально, но информационно обеспеченные. Вторая группа — это курсанты младших курсов, чьи родители занимались физической культурой и спортом, материально и информационно обеспеченные.
9.Степень удовлетворенности потребности военнослужащих в рекреационной активности зависит от уровня напряжения их потребности в обязательных занятиях физической подготовкой и степени реальной вовлеченности в эту подготовку.
10. Разработанная и апробированная автором программа рекреационной деятельности в условиях военного училища показала ее психолого-педагогическою эффективность и научно-практическую обоснованность.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Для повышения эффективности воинской службы в современных условиях реформирования Вооруженных Сил РФ необходимо учитывать отношения, потребности и мотивы занятий физической культурой и спортом у различных статусных групп военнослужащих.
2. Важнейшим резервом повышения морального состояния и физической активности военнослужащих является правильная и профессионально грамотная организация обязательных норм физической подготовки в соотношении с избранными видами рекреационных занятий с учетом предпочтений военнослужащих и структурой их свободного времени.
3. Для обеспечения рациональной организации свободного времени солдат срочной службы командному составу важно учитывать потребность в реальной активности подчиненных, а также уровень материальной и информационной обеспеченности солдат для полноценной организации отдыха в свободное время.
4. В качестве повышения психолого-педагогических знаний офицерского состава, работающего с курсантами и солдатами срочной службы можно рекомендовать теоретические и практические занятия по следующим темам педагогической психологии:
1). Факторы и условия психологической адаптации солдат срочной службы.
2). Психологические особенности личности курсанта в учебном процессе.
3). Воинский коллектив, его психологическая структура и формирование.
4). Роль и значение физической рекреации в формировании и воспитании личности военнослужащего Вооруженных Сил РФ.
5). Психолого-педагогические факторы авторитета командира в глазах подчиненных.
6). Взаимоотношения и психологический климат курсантской учебной группы.
Список литературы
- Адамсон К. В., Титма М. X., Арвисто М. А., Чесноков А. С., Физическая культура и советский образ жизни. М.: ФиС, 1982, с. 32−33.
- Акимов А. Б., Физическая культура в структуре свободного, времени шахтеров. // ТиПФК, 1971, № 12, с. 45−47.
- Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1986.
- Анастази А. А., Психологическое тестирование, кн. 1,2 / Пер. с англ./, Под редакцией Гуревича К. М., Лубовского В. И. М.: Педагогика, 1982. — 318 с.
- Анциферова Л. И., Методические принципы и проблемы психологии : Психологический журнал т. З, № 2, 1982, с. 3−17.
- Арсланян М. Г., Исследование факторов, влияющих на отсев учащихся из ДЮСШ. // ТиПФК. 1976, № 11, с. 42.
- Артемов В. А., Подалко Э. П., Физкультурно спортивная деятельность в образе жизни научных работников// 2 Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе». 1 направление. — М., 1980, с. 20.
- Асеев В. Г., Проблема мотивации и личность. В кн.: Теоретические проблемы теории личности. — М.: Наука, 1974, с. 122 144.
- Асеев В. Г., Мотивация поведения личности. М., Мысль, 1976, с. 157.
- Богданова Д. Я., Брянц Е. М., Занимательная психология спорта., т.2., С.- Петербург, 1994, с.23−67.
- Божович Л. И., Отношение школьников к учению как психологическая проблема. Известия АПН РСФСР, № 36, 1951, с. 9.
- Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968, с.410−411.
- Божович Л. И., Проблема развития мотивационной сферы личности. В кн.: Изучение мотивации детей и подростков. -М., 1972, с.7−44.
- Божович Л.И., Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., Просвещение, 1972, с. 79.
- Борисов Ю. В., Отношение к физической культуре на селе // ТиПФК, 1972, № 7, с.32−37.
- Брянский С. В., Константинов А. Т., Организация отбора в современном спорте.: Учебное пособие. М., 1982, с. 141−145.
- Булавкина Т. А., Никитина Е. Д., Попов А. Л., Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания. // ТиПФК, 1997, № 6, с.41−45.
- Вайсман Р. С., Развитие мотивационной сферы человека в старшем студенческом возрасте. Автореф. канд. дисс. — М., МГУ, 1973.- 27 с.
- Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш., Мотивация и контроль за действием. М., Мысль, 1991, 120 с.
- Вилюнас В. К., Психология эмоциональных явлений. М., МГУ, 1976, 63 с.
- Виноградов Г. П. Теоретические и методические основы физической рекреации // Автореф. дисс. докт. пед. наук СПб ГАФК, 1998. 51 с.
- Вилюнас В. К., Психологические механизмы мотивации человека., М., МГУ, 130 с.
- Воль А. В., Спорт для всех- фундаментальная цель социальной физической культуры.// 2 Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе». 1 направление. М., 1980, с. 22.
- Вяткин Б. А., Роль темперамента в спортивной деятельности. М., ФиС, 1978, с.39−42.
- Габлер Х.К., Мотивация в спорте высших достижений: В кн. Бюллетень отдела зарубежного спорта. М., ВНИИФК, 1977, с. 45.
- Гончаров В. Д., Человек в мире спорта(социальные и психологические аспекты). М., ФиС, 1978, с.48−66.
- Горбунов Ю. Г., Социологические исследования вопросов физического воспитания студентов.//ТиПФК, 1974, № 2, с.47−49.
- Гошек В., Ванек М., Свобода Б., Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности. В кн.: Психология и современный спорт. — М., ФиС, 1973, с. 100−121.
- Грин А. У, Активный отдых, досуг и политика. Нью-Йорк, 1967, с. 1−37.
- Дашкевич О. В., Личностные факторы психологической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности. М., ГЦОЛИФК, 1982, с. 3.
- Джидарьян И. А., О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. — М., Наука, 1974, с. 145−169.
- Дмитриенкова Л. П., Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта. В кн.: Психологические аспекты подготовки спортсменов. — Смоленск, 1980, с. 81.
- Днепров Э. Д., В кн.: Новое педагогическое мышление. М., Просвещение, 1989, с. 46.
- Добрынин Н. Ф., Активность личности и принцип значимости.: Всесоюзный симпозиум, посвященный 100- летию со дня рождения В. И. Ленина. Пермь, 1971, с.42−57.
- Додонов Б. И., Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. — М., Наука, 1981, с.291−364.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск., 1976, с.35−70.
- Жолдак В. И., Место физической культуры в общей структуре времени трудящихся.//ТиПФК, 1969, № 7, с.43−47.
- Жолдак В. И., Физическая культура в системе НОТ.// Физическая культура и спорт в системе НОТ. Вып.2, Свердловск, 1971, с.3−7.
- Жолдак В. И., Об экономической эффективности физической культуры в производственном коллективе.//ТиПФК, 1979, № 8, с.36−38.
- Жолдак В. И., Магистральный курс- здоровый образ жизни.// ТиПФК, 1983, № 8, с. 28−29.
- Зайцев Г. К., Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов.// ТиПФК, 1993, № 7, с. 21−24.
- Защепин В. И., О социальной функции духовных потребностей личности. В кн.: Проблемы формирования социальных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 17−28.
- Знаменская Е. Г., Некоторые социальные мотивации, воздействующие на результаты деятельности. М., ВНИИФК, 1980, 142 с.
- Знаменская Е.Г., Мотивация как средство регуляции спортивного результата. М., ВНИИФК, 1988, 231 с.
- Ильин Е. П., Психофизиология физического воспитания. -М., Просвещение, 1980, 212 с.
- Ильин Е. П., Сущность и структура мотива.// Психологический журнал, 1995, том 16, № 2, с. 27−41.
- Ильин Е. П., О сущности и структуре мотива.// Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности.: Тез. докл. научно-практической конференции., Новосибирск, 1985, с.25−26.
- Имедадзе И. В., К проблеме побуждения деятельности.// Вопросы психологии, 1986, № 5, с. 124−131.
- Имедадзе И. В., О задачах описания поведения.// Психологический журнал, 1989, № 5, с. 14−24.
- Калашникова Л. В., Интерес к спорту' как метод выбора профессии учителя физической культуры.// Тезисы доклада конференции по итогам научно-исследовательской работы за 1967 г., Минск, БГОИФК, 1968, с. 45−53.
- Калинин Е. А., Кирюшин Ю. Я., Исследование особенности мотивации достижения у высококвалифицированных спортсменов. В кн.: Вопросы спортивной психогигиены.-М., 1975, вып. 3, с. 23−30.
- Келищев И. Г., Спортивная направленность личности. В кн.: Личность и спорт. — М., ФиС, 1975, с. 105−127.
- Ковалев А. Г., Психология личности, 3-е изд. переработ, и доп. М., Просвещение, 1970, с. 391.
- Ковалев В. И., К проблеме мотивов.// Психологический журнал, 1981, том 2, № 1, с.29−42.
- Ковалев В.И., Мотивы поведения и деятельности. М., 1988, 243 с.
- Комаров И. И., Малова В. А., Факторы, формирующие отношение рабочих-кузнецов к физической культуре. // ТиПФК, 1975, № 1, с.46−48.
- Костюков В. В., Родионов В. И., Эволюция мотивов и потребностей людей 4−80 лет в занятиях спортивными и подвижными играми.// ТиПФК, 1994, № 7, с.2−4.
- Кретти Б. Дж., Психология в современном спорте. М., ФиС, 1978, с. 224.
- Курамшин Ю. Ф., Роль первоначальных мотивов занятий лыжным двоеборьем.// ТиПФК, 1975, № 2, с. 39.
- Лазаревич Л. А., Хавелка Н. Н., Параносич В. А., Мотив достижения успеха у высококвалифицированных спортсменов. В кн.: Спорт в современном обществе. Тезисы Всесоюзной научной конференции. — М., ФиС, 1980, с. 86−105.
- Леевик Г. Е., Исследование личностных особенностей спортсменов методом моделирования. Автореф.дисс. — Л., ЛГУ, 1981, с. 14.
- Леевик Г. Е., Личность и деятельность спортсмена-парашютиста. М., ДОСААФ, 1986, с. 152.
- Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М., МГУ, с. 13.
- Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики. М., Наука, 1972, с. 68.
- Леонтьев А. Н., Деятельность и личность.// Вопросы философии, 1974, № 4, с. 97.
- Леонтьев А. Н., Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975, с. 204.
- Леонтьев Д. А., Жизненный мир человека и проблема потребностей.//Психологический журнал, 1992, № 2, с. 107−117.
- Ломов Б. Ф., Личность в системе общественных отношений.// Психологический журнал, 1981, т.2, № 1, с. 3−18.
- Ломов Б. Ф., К проблеме мотивации личности в психологии.//Психологический журнал, 1981, т.2,№ 5, с. 11.
- Ломов Б. Ф., Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984, с. 125−130.
- Лук А. Н., Эмоции и личность. М., Знание, 1982, с. 25−42.
- Магун В. С., Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., ЛГУ, 1983, с. 64.
- Манукян С. П., Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения.// Вопросы психологии, 1984, № 4, с. 130−133.
- Марщук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К., Методики психодиагностики в спорте. М., Наука, 1990, с. 24 -60.
- Мерлин B.C., Лекции по психологии мотивов человека. -Учебное пособие для спецкурса, Пермь, 1971, с. 10 13.
- Михеев А.И., Формирование интереса к спорту у подростков. // ТиПФК, 1974, № 2, с. 41.
- Москвичев С.Г., Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, Наукова думка, 1975, с. 143.
- Мухин Н. Н., Самостоятельные занятия физическими упражнениями.// ТиПФК, 1972, № 7, с.32−36.
- Мясищев В. Н., Структура личности и отношения человека к действительности.: Доклад на совещании по вопросам психологии личности. М., АПН РСФСР, 1956, с. 10.
- Мясищев В. Н., Личность и отношения человека. В кн.: Проблемы личности. — М., Наука, 1969, с. 34−44.
- Надирашвили Ш. А., Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974, с. 56−89.
- Направленность личности спортсмена и методы ее изучения. Пермь, 1983, с. 20.
- Нюттен Ж., Мотивация. В кн.: Эксперементальная психология.//Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже., 1975, вып.№ 5,глава № 15.
- Омельченко Е. И., Структура спортивных интересов молодежи промышленных предприятий.// ТиПФК, 1971, № 8, с. 29−30.
- Орлов А. Б., Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации.// Вопросы психологии, 1989, № 5, с. 27−34.
- Палайма Ю. Ю., Мотив спортивной деятельности.// ТиПФК, 1966, № 8, с. 25−28.
- Палайма Ю. Ю., Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсменов. В кн.: Психология и современный спорт. — М., ФиС, 1973, с. 86−99.
- Пейсахов Н. М., Психологические и психофизиологические особенности студентов., Казань, 1977, с. 57.
- Пилоян Р. А., Структура мотива деятельности борцов как критерий достижения высоких спортивных результатов. В кн.: Спортивная борьба, ежегодник, 1978, с. 26−38.
- Пилоян Р. А., Мотивация спортивной деятельности. М., ФиС, 1984, с. 10−33.
- Платонов К. К., О системе психологии. М., Мысль, 1972, с. 133.
- Платонов К. К., Структура и развитие личности. М., Мысль, 1986, с. 23−45.
- Платонов К. А., Система психологии и теория отражения. -М., Наука, 1982, с. 215.
- Пономарев Н. И., Социальные функции физической культуры и спорта в СССР. М., ФиС, 1974, с. 184.
- Психологический словарь. М., Наука, 1983, с. 198.
- Психология. Учебник для институтов физической культуры.// Под ред. П. А. Рудика. М., ФиС, 1974, с. 381.
- Рейнвальд Н. И., Личность как предмет психологического анализа. Харьков, Вища школа, 1974, с. 164.
- Рипа М. Д., Исследование физкультурных и спортивных интересов различных возрастных и социальных категорий трудящихся Баку и Сумгаита.// ТиПФК, 1968, № 8, с. 42−53.
- Рипа М. Д., Распространенность физической культуры и спорта среди школьников городов Баку и Сумгаита.// ТиПФК, 1971, № 1, с. 48−51.
- Родионов А. В., Влияние психологических факторов на спортивный результат. М., ФиС, 1983, с. 112.
- Розен Т.Я., О месте социогенных потребностей в структуре личности. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей., Тбилиси, 1974.
- Ротенберг B.C., Армавская В. В., Поисковая активность и адаптация. М., Наука, 1984, с. 20−58.
- Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946, с. 518.
- Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание. М., Наука, 1957, с. 244.
- Рубинштейн С. Л., Человек и мир. В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., Наука, 1969, с. 370.
- Румянцева В. И., Леевик Г. Е., Ценностные ориентации спортсменов коллективных и индивидуальных видов спорта.// ТиПФК, 1985, № 1, с. 9−11.
- Рыбалко Е. Ф., Возрастная и дифференциальная психология.: Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1990, с. 3−221.
- Савицкий П. Ф., Некоторые формы активного отдыха трудящихся на Украине.// ТиПФК, 1971, № 2, с. 43−46.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.// Под ред. В. А. Ядова. Л., Наука, 1979, с. 19−25.
- Сингер Роберт Н., Мифы и реальность в психологии спорта. М., Мысль, 1980, с. 69.
- Словарь социально-психологических понятий. JL, Наука, 1987, с. 47.
- Соколова Е. Т., Проективные методы исследования личности. М., МГУ, 1980, с. 173.
- Суходольский Г. В., Математическая статистика для психологов. Л., ЛГУ, 1972, с. 428.
- Сысоев Ю. В., Мотивы занятий оздоровительным бегом.// ТиПФК, 1997, № 6, с. 41−45.
- Тарасов В. К., Технология жизни. С. Петербург, Наука, 1992, с. 14−15.
- Тропников В. И., Структура и динамика мотивов спортивной деятельности.: Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1989, с.12−22.
- Трусов В. П., Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., ЛГУ, 1980, с. 144.
- Узнадзе Д. Н., Психологические исследования. М., Наука, 1966, с. 366, с. 404 — 405.
- Уотсон Дж. Б., Бихевиоризм. В кн.: Хрестоматия по истории психологии // Под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан — М., МГУ, 1980, с. 34 — 44.
- Утехина Ю. Г., Исследование социально-психологических структур личности спортсменов и спортивных коллективов. -Автореф.дисс.канд.пед.наук, М., 1973, с. 16.
- Файзуллаев А. А., Принятие мотива личностью. // Психологический журнал, 1985, № 4, с. 87 96.
- Файзуллаев А. А., Мотивационная саморегуляция личности., Ташкент, 1987.
- Файзуллаев А. А., Мотивационные кризисы личности. // Психологический журнал, 1989, № 3, с. 23 31.
- Фаткуллин X. А., Методические указания по планированию развития физической культуры и спорта. Донецк, 1972, 72с.
- Фаткуллин X. А., Организация массовой работы по физической культуре и спорту в промышленном городе. Авто-реф.канд.дисс., М., 1969.
- Физическая культура и советский образ жизни. М., ФиС, 1982, с. 237.
- Филин В. П., Фомин Н. А., Основы юношеского спорта. -М., ФиС, 1980, с. 62.
- Филиппов М. М., Нужда и потребность. // Учебные зап. Томского Университета., 1968,№ 70, с. 76.
- Ханин Ю. А., Психологические проблемы спорта В кн.: Спорт в современном обществе. — М., ФиС, 1980, с. 124 — 173.
- Хекхаузен X., Мотивация и деятельность. т. 2, М., Педагогика, !986, с. 392.
- Цветков А. А., Взаимосвязь возраста машиностроителей и их интереса к физической культуре и спорту.// ТиПФК, 1974, № 10, с. 44−46.
- Чхартишвили Ш. Н., Потребность, движущая развитием и социальная среда. В кн.: Некоторые вопросы педагогики и психологии социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с.75−88.
- Шихирев П. Н., Современная социальная психология США. М., Наука, 1979, с. 229.
- Шорохова Е. В., Психологический аспект проблемы личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. -М., Наука, 1974, с. 3−33.
- Щербаков И. И., Особенности формирования интереса к занятиям физической культурой у трудящихся некоторых социально-демографических групп.// ТиПФК, 1987, № 3, с.5−6.
- Щербаков И. И., Реальным физкультурникам реальные стимулы.// ТиПФК, 1989, № 10, с. 4−6.
- Энциклопедический словарь.// Под ред. И. Е. Андреевского.- С.-Петербург, 1897, т. 39, с. 123.
- Ядов В. А., О диспозиционной регуляции социального поведения личности. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М., Мысль, 1975, с. 89−105.
- Якобсон П. М., Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., Просвещение, 1969, с. 316.
- Allport G. W., Personality. A psychological interpretation. -New York, 1937.
- Asch S. E., Effects of group pressure up on the modification and distortion of judgements. «Basis Studies in Social Psychologi «. New York, 1965.
- Cattel R. В., Personality and Motivation.- Jn.-Structire and Measurement., New York, 1958.
- Heckhausen H., Die Problematik des Projektionsbegriffs und Ggundlagen und Grundannahmen des Thematischen Auffasungstes Psychologische Beitrage., 1960. 5.
- Heider F., The Psychology of interpersonal Relations., New York, 1958.
- Hoppe F., Erfolg und Misserfolg.// Psyhol.Forsch., 1930, Bd. 14,1−2 Heft., S. 1−62.
- Hull C. L., Principles of Behavior., New York, 1949.
- Hull C. L., A Behavior Systems An Introduction to Behavior Theory Concerning the Individual Organism., New Haven, Yale, 1952.
- Lewin K., Vorsatz, Wille, Bedurfnis.// Psyhol.Forsch., Bd. 7, 1926.
- Lewin K., A dynamic Theory of personality., New York, 1935.
- Lewin K., Principles of Topological Psychology., New York, 1936.
- Lewin K., Field Theory and Experiment in Social Psychology.// Am. J. Sociology., 1939, v.44.
- Maslow A. H., Motivation and Personality., New York, 1954.
- Maslow A. H., Toward a psychology of bung., Princeton, 1968.
- Maslow A. H., Motivation and Personality. -(2 nd.ed.)., New York, Harper and Row Publispers., Inc., 1970!
- WeinerB., Theories of motivation., Chicago, 1972.
- Weiner B., Russell D., Lerman D., The cognitionemotion process in achievoment. related contexts. — Journal of Personality and Social Psychology., 1979, 37.