Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурная концепция формирования индивидуальной жизненной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такой подход к осознанию интегральной природы жизненной среды закономерно приводит к её трактовке как специфического локального социокультурного образования. Не могут архитекторы, дизайнеры строители, сантехники, этнографы, искусствоведы и другие специалисты в одиночку своими специфическими средствами создать интегральное образование — жизненную среду. Диалектическая связь здесь достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Субъектная детерминация жизненной среды
    • 1. 2. Объектная детерминация жизненной среды
  • ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. Альтернативные модели жизненной среды
    • 2. 2. Системный анализ жизненной среды
  • ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ
    • 3. 1. Социокультурные функции жизненной среды
    • 3. 2. Интерьер индивидуальной жизненной среды

Социокультурная концепция формирования индивидуальной жизненной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Сама по себе проблема проектирования, организации и формирования жизненной среды для социального функционирования человека представляется по самой своей природе комплексной, хотя ее стремились решать, в основном, архитектурными способами. Это было традиционно в представлении доиндустриальных эпох. Более того, предшествующие эпохи продемонстрировали способность гениально решать данную проблему. Но, вспоминая имена великих архитекторов прошлых эпох, мы не должны забывать, что все они были одновременно художниками, инженерами, дизайнерами, экологами, эргономистами, социологами и т. д., т. е. деятелями универсального, по крайней мере, синкретического характера. Терминологическое обозначение их синкретической деятельности придет позднее. Более того, оно все более в ХХ-ХХ1 вв. будет определяться как архитектоническое.

Мы убеждены, что все многообразные поиски определения сущности современного стиля в архитектуре, дизайне, прикладном искусстве, интегральном техническом конструировании и т. д., в конечном счете, приведут к осознанию не только на уровне терминологии, но и в строгом понятийном выражении, что стиль XXI века — это архитектоника. Да, были романтические, готические стили, барокко, рококо, ампиры, модерны и т. д. Все современные попытки утвердить концепцию постмодернизма с ее плюралистически-эклектической ориентацией ничего позитивного не дают. Нужен интегральный, если угодно, системный, синергетический стиль, и имя ему — архитектонический. Архитектоникастиль XXI века. Обоснованию, структурному анализу и демонстрации этой идеи и посвящена наша работа. При этом, общие абстрактные исследования проблемы социокультурного характера мы намерены конкретизировать применительно к конкретному объекту анализа: современная концепция формирования индивидуальной жизненной среды.

При этом нам важны все аспекты и постановки, и решения данной проблемы: а) имеется в виду жизненная среда, т. е. среда обеспечения всех социо-биологических функций человекаб) сама среда понимается в самом широком смысле слова с учетом всего того, что в литературе трактуется как «предметно-пространственная среда», создаваемая всеми видами архитектонической деятельности. Более того, в нашем понимании, среда включает в себя не только пространственно-предметные образования, но и социальные функции, которые в ней реализуются. Это позволяет и архитектонику среды трактовать как социокультурную систему обеспечения жизненных функций человекав) при этом, в нашей работе особое внимание уделяется проблемам индивидуализации жизненной среды, т. е. максимального учета личностных потребностей и интересов «заказчика», потребителя, а это предполагает осуществление на стадии проектирования своеобразного «архитектонического диалога» проектировщика и заказчика. Плюрализм этого общения, корректируемый закономерностями герменевтики, может быть преодолен на путях выявления основных параметров и основных типов потребителейг) означенные позиции, в конечном счете, и приводят к необходимости создания архитектонической концепции формирования индивидуальной жизненной среды.

Таковы основные ориентации автора исследования. Они задают и направления анализа означенной проблемы. Конечно, эта первичная ориентация является всего лишь авторской и постановочной, поскольку существуют и другие концепции и подходы, с которыми приходится считаться как в позитивном, так и в негативном плане.

Актуальность нашего исследования приходится уточнять в связи с каждой из означенных выше позиций.

Во-первых, общие процессы глобализации, происходящие сегодня в мире и представленные утверждением международных экономических, торговых, финансовых, технических, политических и иных связей, вплоть до реализации программ борьбы с международным терроризмом, находят закономерное отражение в социальной, гуманитарной, культурной сфере. Происходит утрата странами, народами, этносами своей специфики или в форме американизации, или в форме вестернизации всей жизни. Возникла реальная опасность утраты народами своего менталитета, глубинных социально-психологических основ этнических культур. Утрата этой специфики и приводит на Западе, прежде всего, к массовому движению «антиглобализма».

Нельзя не согласиться с теми авторами, которые истоки и детерминанты глобализации видят в общем, мировом научно-техническом, информационно-технологическом прогрессе. И это давно отражено в разных концепциях «единого индустриального общества». Более того, и развитие торгово-экономических, хозяйственно-финансовых, внешнеполитических связей тоже работает на глобализацию, на сближение стран и народов, на создание единых общественных институтов и структур. Но оправдано ли подобное движение в сфере социальной, культурной, в сфере образования, искусства, морали, религии, искусства и т. п., т. е. в сфере сугубо человеческих отношений, фундаментально связанных не столько с экономикой или политикой, сколько, прежде всего, со сферой культуры, морали, религии, искусства и т. п.

Опасность вызывает именно тенденция к утрате этно-национальной специфики. Да, по JI.H. Гумилеву, происходит историческое движение от субэтноса к этносу и суперэтносу. Но это очень длительный процесс. Не спешим ли мы потерять этническую культуру и трансформироваться в суперэтнос, да еще «глобального» характера? Здесь есть, о чем задуматься не только социологам, этнографам, политикам, но и культурологам, искусствоведам, архитекторам, дизайнерам и другим специалистам, связанным с гуманитарными основами социума.

В литературе давно отмечена тенденция к утрате исторической, национально-этнической идентичности («кризис идентичности»). Но, по аналогии с этнической самоидентификацией, можно говорить и об индивидуальной (персональной) идентификации, т. е. о самореализации индивида, об осознании им своей «самости», об утверждении им себя в реальном мире, в социуме, как персоны со своим образом чувств, мыслей, своим образом жизни. Если этно-национальная специфика сохраняется специфической социальной инфраструктурой, то и индивидуальное своеобразие личности нуждается в своей микросоциальной инфраструктуре. Мы покажем далее, что эту функцию и может реализовать «индивидуальная жизненная среда» (как антитеза не только былым унифицированным «коммуналкам», но и не менее унифицированным современным «евростилям»).

Хотелось бы отметить в связи с обсуждением проблем глобализации и необходимость дифференциации традиционной проблемы «интернационализации» и современной проблемы «глобализации». В общефилософском плане эта дифференциация находит методологические основания в концепции Г. Гегеля, который разграничивал понятия «абстрактно-всеобщего» и «абстрактно-конкретного». Если абстрактно-всеобщее схватывает только общее у единичного, у отдельного, игнорируя его особенности (это и есть глобализация), то абстрактно-конкретное удерживает в себе не только общее, но и особенное (это и есть интернационализация).

В принципе идея интернационализма никогда не отрицала национально-этнических особенностей стран и народов, что и находило отражение в известной формуле единства «национального и интернационального», «советского патриотизма и пролетарского интернационализма». Дело не в прилагательных, а в сути — единство общего и отдельного, общего и особенного. Это и есть демонстрация диалектической постановки проблемы.

Нами будет показано ниже, что традиционные философские категории «общее-особенное-отдельное» очень хорошо работают по отношению к исследуемой нами проблеме, потому что: а) глобальные процессы постиндустриального общества захватывают все регионы, все страны, все народы в связи с закономерными явлениями информационного, технического и технологического характера, а значит, все они находят отражение в организации индивидуального жизненного пространства (общее) — б) в то же время разные страны и народы, стремясь сохранить свою самобытность, особенности своей традиционной этнической культуры, стремятся внести разнообразие в организацию не только общественной, но и индивидуальной жизненной среды (особенное) — в) наконец, каждый индивид, как представитель человечества и своего этноса, обладает и своими индивидуальными особенностями, которые выражаются, прежде всего, в его потребностях, а они отражают систему его социо-биологических функций.

В итоге индивидуальная жизненная среда как социокультурное образование представляет из себя, по крайней мере, симбиоз трех подходов: глобального (общее), этнического (особенное), индивидуального (отдельное). Талант проектировщика в его диалоге с заказчиком и заключается в том, чтобы суметь интегрировать эти три ориентации: «хочу жить, как все», «хочу жить, как мой народ», «хочу жить, как я».

Разумеется, в каждом индивидуальном случае акцент может быть сделан или на общее, или на особенное, или на отдельное. Проектировщик волен навязывать свое решение, или идти на поводу у заказчика, или в оптимальном варианте находить паллиативное решение.

Во-вторых, в современных условиях приходится особое внимание уделять проблеме комплексной (системной, синергетической) организации индивидуальной жизненной среды.

По сути, проблема достаточно проста: жилая или жизненная среда создаётся усилиями множества специалистов: строителей, сантехников, архитекторов, дизайнеров, художников и т. д., и т. д. Самый простой способ соединения их усилий — суммативный, т. е. механическое соединение в едином пространстве разнородных по функции, композиции, цвету, структуре и пр. элементов. Этот подход может быть назван агрегатиеным. Здесь нет гармонии, согласования элементов, их структурирования в целое, которое называется системой. В системе элементы существуют не как самостоятельные блоки, а как подчинённые единому замыслу. Тогда они и превращаются в компоненты системы. Но для этого, для интеграции, и должен существовать режиссер, дирижер. Если раньше эту функцию выполнял архитектор, то сегодня, в постиндустриальную эпоху, он уже не может объективно охватить своим творческим мышлением все аспекты организации жизненного пространства. Здесь две альтернативы: а) или организация творческого содружества разнородных специалистовб) или формирование интегрального специалиста нового типа — архитектоника (С.В. Норенков).

В первом случае конгломерат специалистов (архитекторов, дизайнеров, строителей, художников и т. д.) будет нуждаться в едином генеральном, главном проектировщике (Архитектоник) — во втором случае функции и специалистов, и интегратора будет выполнять тот же архитектоник. Мы склонны видеть перспективы именно на втором пути решения проблемы комплексной организации жизненной среды. Нужны эксперименты.

В теоретическом отношении эта проблема основательно осмыслена в серии монографий и в докторской диссертации С. В. Норенкова, а в практическом плане продемонстрирована и исследована автором данной работы.

Общий итог анализа данного аспекта проблемы уже обозначен выше: нужен интегральный стиль организации жизненной среды или жизненного пространства. Имя ему — архитектон.

В-третьих, оказалась не менее важной с точки зрения именно социокультурного подхода и проблема разграничения бытующих в литературе понятий «жилая среда» и «жизненная среда». Мы уходим от более упрощенных представлений о жилом и жизненном пространстве, о предметной среде, о пространственно-предметной среде, о социальной среде, об образовательном пространстве и пр.

Строгость понятий нужна и в этом случае. Если идти по пути использования термина «пространство» во всех случаях, то исчезает вся проблематика предметного насыщения пространства, а значит, и вся деятельность дизайнеров, прикладников и других специалистов, которые оснащают пространство предметами. Они выполняют очень важные бытовые и социальные функции, а значит, существенно влияют на организацию сначала жилой, а потом и жизненной среды.

Логика здесь тоже достаточно проста, но необходимо «схватить» ее в понятиях, как говорил Гегель.

1. Первая и вполне материалистически понимаемая задача — создание некоторого физического, геометрического пространства для жизнедеятельности человека. Эту задачу вполне способен решить строитель или архитектор. Особенность их деятельности заключается в том, что строитель решает задачу, исходя из мировых (с учетом национальных традиций) достижений в области строительного производства, достижений техники, технологий, новейших материалов и т. п. То есть, он решает эту задачу как чисто техническую. И он прав, его этому учили, для этого существует комплекс специальных дисциплин, в которых обобщен многовековой опыт человечества (сопротивление материалов, строительная механика, техническая и теоретическая механика, и пр.). Не это ли и создает иллюзию всеобщей глобализации?

Но есть исторические, национально-этнические особенности организации жилого пространства и в архитектурном, и в предметно-вещном отношении. Это не проблематика научно-технического комплекса наук, это не технико-технологическая, а именно социо-культурологическая проблема. Здесь важны уже не сами по себе технические, информационные, технологические и пр. достижения, а учет особенностей исторического бытия народа в целом и индивидов, включенных в этот этнос. Здесь и начинают работать теоретические и фактологические материалы археологии, этнографии, истории, культурологии, религиоведения, этики, эстетики, социальной психологии, этнопедагогики, этнопсихологии и пр.

Важно подчеркнуть при этом, что общефилософские рекомендации в данном случае не выполняют конструктивной задачи, а частно-научные исследования не дают возможности выходить на общие рекомендации. Вывод один: настало время создания системы теории среднего уровня. Классический пример — построение Социальной конфликтологии (Е.И. Степанов и др.).

Мы считаем, что наша работа включается в этот общий процесс построения теорий среднего уровня, т. е. тех теорий, которые базируются на общефилософских положениях с их мировоззренческим и методологическим потенциалом, но при этом и максимально используют достижения современных частно-научных концепций.

В этом плане само понятие «архитектоническая деятельность» и на его базе формируемое понятие архитектонического стиля является конкретной демонстрацией построения специальной теории среднего уровня, что на современном этапе вполне вписывается в проблематику теории и истории культуры.

Особое значение имеет социокультурный анализ самого понятия «жизненная среда». Как известно, сегодня в литературе используются различные понятия для обозначения локальной предметно-пространственной сферы социобиологического функционирования человека: жилая среда, жизненное пространство, физическое пространство, архитектурная среда и др.

Прежде всего, стоит критически отнестись к использованию понятия «пространство», как в данном случае, так и в других («образовательное пространство», например), ибо человек, конечно, функционирует и во времени, и в пространстве, в пространственно-временном континууме. К тому же, человек осуществляет свои жизненные функции не в пустом пространстве, а в пространстве (город, дом, здание, квартира, комната), насыщенном и организованном предметно-вещными образованиями. Уже первичное разграничение двух функций архитектора и дизайнера, например, фиксирует это: архитектор создает пространственный комплекс, а дизайнер — предметный комплекс. Понятие «среда» представляется удачным для «схватывания» единства пространственной и предметной организации жизнедеятельности человека.

При этом и понятие «предметно-пространственная среда» (1111С) является недостаточным, ибо оно фиксирует лишь физический, геометрический аспект среды. Здесь уместно было бы использование понятия «жилая среда»: жизненные функции социального или биологического характера могут еще и не осуществляться, а среда, жилая среда, для них уже создана. Именно человек своими социобиологическими функциями, своей реальной деятельностью трансформирует жилую среду в жизненную среду. Здесь уместно вспомнить известные слова К. Маркса о том, что дом, в котором не живут, не является домомчто железная дорога, по которой не ездят, не является железной дорогойчто книга, которую не читают, не является книгой и т. д.

Конечно, и дом, и железная дорога, и книга как физические, материальные образования существуют, но именно человеческая деятельность, в данном случае процесс потребления, делает их социальными объектами: производство ориентировано на потреблениепродукт производства становится таковым, когда он реально является предметом потребления.

Проектирование, производство создает жилую среду, а потребление ее социобиологическими функциями человека превращает ее в жизненную среду. Кстати, именно такое разграничение и позволяет понять проблему индивидуализации жилой среды. Жилая среда, создаваемая архитектором или дизайнером, а в перспективе — архитектоником, может быть абстрактно-неопределенной, не ориентированной на конкретного потребителя, что характерно для массового индустриального строительства жилья. Именно новосел своими функциями превращает абстрактную жилую среду (квартиру) в конкретную, индивидуальную жизненную среду, хотя сделать это подчас достаточно сложно, ибо «стандарт задан». Приходится с учетом своих потребностей, интересов, способностей, функций, перестраивать, реконструировать, достраивать эту среду и т. д.

Преодолеть это противоречие между необходимой стандартизацией строительства жилья и индивидуальным своеобразием потребителей, жильцов можно двумя способами: а) проектирование и строительство индивидуальной жилой среды (свой дом, коттедж, вилла и пр.) — б) коррекция стандартного проекта с учетом потребностей будущих (конкретных) жильцов в форме своеобразного архитектонического соавторства, сотворчества (коррекция пространственной и предметной организации).

Нами накоплен практический опыт по обеим позициям на протяжении 10 лет.

Важно заметить, что проектирование индивидуальной жизненной среды («персонифицированная архитектура») осуществляется с учетом не только архитектурно-композизионных закономерностей, но системы факторов социокультурного характера: демографических, этно-национальных, профессиональных, географических, финансово-экономических, социально-психологических и т. д.

Степень разработанности проблемы. Сам комплексный характер проблемы исследования предполагает обращение к работам самого разного научного характера. Важно в самом начале подчеркнуть, что вся проблематика культурологического анализа любой проблемы является практически универсальной, поскольку культура охватывает своей ценностной ориентацией все сферы общественной жизни и все аспекты этих сфер. Проблема социокультурной организации индивидуальной жизненной среды является, в силу сказанного, универсальной.

Тем не менее, важно определить исследовательский поиск автора в потенциальном море проблем. Здесь мы можем назвать те направления исследований, которые наиболее непосредственно относятся к нашей проблематике.

Прежде всего, мы использовали материал, представленный в работах архитектурного характера. Как известно, архитектура, как важная область культуры общества, занималась и занимается не только промышленным или гражданским строительством, но и жилищным. А это жилищное строительство предполагало ориентации как на коллективную, так и на индивидуальную среду. В серии этих работ для нас специфический интерес представляли исследования Рябушина А. В., Норенкова С. В., Алексеевой Т. И., Карташовой К. К., Дурманова В. Ю., Хачатрянц К. Е., Танакова В. В., Гропиус В., Гегелло А., Зэлдина Т., Корбюзье Л. и др.

В этих работах, в основном, обсуждаются две группы проблем: специфика архитектурно-планировочного решения жилой среды и типология её функционального зонирования. Выдвигаются различные подходы, формулируются разные основания типологизации.

Учитывая, что жизненная сила деятельности человека формируется не только за счёт её архитектурного решения, но и с привлечением множества всех видов искусства, вполне закономерно включение в исследование данной проблемы специалистов из области искусствоведения. В этом отношении нам представлялись интересными работы Гинзбурга М., Хазановой В. Э., Садовского С. А., Щукина В. Г., Карамзиной Т. П., Шепетис Л. К., Кагана М. С. и др.

В работах данного характера основное внимание обращается на необходимость включения всех видов искусства (живопись, графика, скульптура, художественные промыслы, декоративно-орнаментальное искусство, фотоискусство, садово-паркововая культура и др.) в организацию жизненной среды индивидуального или коллективного пользования. Рассматриваются вопросы гармонизации этих разных видов искусства в едином предметно-пространственном комплексе.

Исследования жизненной среды в архитектурном и искусствоведческом аспектах в современных условиях показали ограниченность названных подходов, поэтому с конца XX века активно исследуются проблемы дизайна как нового интегрального метода проектирования и формирования жизненной среды. Дизайн вырос исторически из архитектуры, но он вобрал в себя с 20-х годов XX века достижения искусства и техники. Начиная с художественного конструирования промышленных изделий, дизайн сегодня занимается и художественным проектированием среды, интерьера. В этом плане для нас представляли интерес работы В. Глазычева, Н. Воронова, А. Казарина, Л. Зеленова, О. Фролова, К. Кантора, Н. Оноприенко, С. Норенкова, Лучковой И. В., Сикачёва А. В. и др.

В этих работах на основе исследования сущности и специфики дизайна как проектной методологии нового времени рассматриваются, прежде всего, основные принципы дизайн-деятельности. Скажем, если традиционная архитектура исходила из известной тройки Витрувия («польза, прочность, красота»), то дизайн добавил сюда ещё три принципа организации предметно-пространственной среды: эргономический (удобство), экономический (рентабельность), экологический (природосохранность). На основе этой концепции шести принципов дизайна и можно рассматривать перспективы проектирования индивидуальной жизненной среды.

Уже названные выше подходы (архитектурный, искусствоведческий, дизайнерский) закономерно требуют более широкого культурологического исследования данной проблемы. Конечно, современная культурология ещё не определилась со своим предметом, и даже её базовое понятие — «культура» насчитывает более 450 определений. Нам, тем не менее, при рассмотрении жизненной среды именно в культурологическом аспекте пришлось исследовать и работы подобной ориентации. Здесь мы, прежде всего, назовём исследования таких авторов, как Бронский М. В., Столович Л. Н., Коган Л. Н., Рассказова Л. В., Бродель.

Ф., Кутырёв В. А., Дахин А. В., Реймерс Н. Ф., Храменков Н. Н., Филиппов Ю. В., Лапина Т. С., Каган М. С., Субетто А. И. и др.

В работах этого направления рассматриваются общие проблемы культурологии, но нас, прежде всего, интересовали именно те аспекты теории и истории культуры, которые обращены на жилую среду, на жизненную среду, на её культурологическое понимание. Культуру мырассматриваем как совокупность позитивных социальных образований, т. е. как совокупность ценностей.

Поскольку жизненная среда, как социокультурное образование1, является общественным явлением (в ней отражаются социальные функции человека, она фиксирует в себе социальную статику и социальную динамику общества, эпохи), постольку анализ данной проблемы исходил и из общесоциологического подхода. Мы имеем в виду исследования по проблеме человека, его потенциала, его потребностей и способностей, деятельностей и отношений. Всё это определяется аксиоматическим положением: жилая среда создаётся для человека, а человек своими функциями превращает её в жизненную среду.

В этом плане мы анализируем работы Е. И. Степанова, С. В. Соколова, Л. П. Буевой, Г. Д. Гачева, В. Л. Ружже, П. М. Ершова, Р. В. Гребенникова, О. Л. Краевой, Г. Л. Воронина, В. В. Корнева, Л. Н. Когана, Л. В. Филипповой, Ю. А. Лебедева, С. И. Курило, В. И. Столярова, Ю. Ф. Панасенко, А. А. Шамаро, Н. В. Лебина, Ю. Круусвалла, Б. С. Воинова.

В этих работах исследована социо-психо-биологическая природа человека, выявлены его базовые характеристики (потребности и способности), рассмотрены основные виды деятельности и социокоммуникативные средства регуляции функционального поведения человека.

1 Сравни: Рассказова JT.B. Русская провинциальная среднедворянская усадьба как социокультурный феномен. Автореф. канд.дисс. — Н. Новгород: ННГАСУ, 1999.

Наконец, нам пришлось обратиться и к специальным исследованиям психо-биологического поведения человека в жизненной среде. Здесь важны работы в области анатомии, физиологии, психологии, инженерной психологии, антропометрии, эргономики. Отечественная эргономика является пионером в данном отношении, поскольку данные исследования начались в России с 20-х годов XX века (работы Мясищева В. Н., Бернштейна Э., Ананьева Б., Зинченко В. П., Мунипова В., Венды В., Леонтьева А. Н. и др.). Сама эргономика как комплексная наука о функциональных (анатомических, физиологических, психологических) особенностях поведения человека в системах «человек-среда-техника» сложилась именно в России. Итогом явилась переведённая на все языки монография Б. Ф. Ломова «Человек и техника"1.

Это многоплановое рассмотрение частной проблемы обусловлено самим её объективным статусом. Многогранность объекта определяет многоаспектность его рассмотрения.

Предмет и объект исследования. Вне сомнения, предметом нашего исследования является индивидуальная жизненная среда. Этот предмет интегрален, поскольку он входит в поле интересов архитекторов, искусствоведов, дизайнеров, социологов, демографов. В то же время в этом предмете исследователь, как субъект, может выделить тот ракурс, аспект, грань проблемы, которые и превращаются в объект исследования. Мы уходим от обсуждения в современной философской литературе проблемы соотношения предмета и объекта исследования, придерживаясь традиционной поляризации «объект-субъект», «объективное-субъективное» и т. п.

Иначе говоря, если предметом нашего исследования является индивидуальная жизненная среда, то в этом общем предмете мы выделяем.

1 Ломов, Б. Ф. Человек и техника /Б.Ф.Ломов. — М.: Радио, 1966. — 366с. тот аспект, который для нас выступает в качестве объекта исследования: это социокультурная концепция организации жизненной среды.

Именно такая ориентация работы и определяет цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

вытекают из изложенных выше актуальности, степени разработанности исследования и обозначенных предмета и объекта изучения.

Цель работы — социокультурный анализ проектирования и формирования индивидуальной жизненной среды.

Эта цель не вписывается в проблематику частных исследований (архитектурных, дизайнерских, искусствоведческих, социологических и т. п.). Наш опыт работы в данном направлении приводит к выводу о необходимости интегрального, системного подхода к этому вопросу. Сегодня именно этот подход и может быть реализован в рамках культурологического анализа проблемы.

Именно в теории и истории культуры с её обращённостью на все сферы общества и на все аспекты этих сфер накоплен тот опыт, который заслуживает анализа и обобщения.

Задачи исследования в понимании автора можно сформулировать в серии позиций:

— понятийный анализ концепций трактовки сущности и специфики терминов «жильё», «жилище», «жилая среда» и т. п. и обоснование необходимости интегрального подхода к пониманию системы «жизненная среда»;

— анализ структуры «жизненная среда»;

— компонентный анализ жизненной среды;

— анализ альтернативных моделей организации индивидуальной жизненной среды;

— выявление субъектных и объектных факторов, определяющих формирование жизненной среды;

— исследование социокультурных функций жизненной среды;

— анализ базовых проблем проектирования интерьера индивидуальной жизненной среды.

Методологические и теоретические основы исследования. В основу методологии исследования положены основные принципы диалектики. Мы убеждены, что богатый потенциал диалектического метода ещё не исчерпан, что выражается в постоянной экспликации его внутреннего содержания. Эта экспликация отражена сегодня в серии принципов диалектического анализа любой проблемы: принцип поляризации, принцип системности, принцип всесторонности, принцип развития, принцип мерности и др. В нашей работе исходным является принцип гуманизма, поскольку жизненная среда проектируется и создаётся для человека. Следовательно, разносторонние исследования потребностей и способностей человека, его социобиологических функций и деятельностей, его микрои макроотношений в предметно-пространственной среде жизнедеятельности должны выполнять и теоретические и методологические функции в работах, посвящённых социокультурной проблематике.

В связи со сказанным, в работе использованы материалы не только философии и теории культуры, но и последние достижения в области философской антропологии, общей и социальной психологии, эргономики, теории дизайна, теории архитектуры и искусствоведения.

В обзоре степени разработанности проблемы нами уже указаны авторы соответствующих исследований.

Научная новизна исследования может быть представлена рядом основных позиций:

1).Обоснован интегральный подход к проектированию и формированию индивидуальной жизненной среды на основе её комплексного социокультурного понимания.

2).Впервые введено интегральное понятие «жизненная среда», которое отличается от традиционных понятий «жилище», «жилая среда», «жилое пространство» и т. п.

3).Рассмотрены основания функционального зонирования жизненной среды.

Проанализированы в типологическом аспекте субъектные и объектные факторы детерминации жизненной среды.

5).Критически рассмотрены основные альтернативные концепции моделирования жизненной среды.

6).В работе дан системный анализ жизненной среды с выявлением её базовых компонентов и их отношений.

7).Дан многоплановый анализ социокультурных функций жизненной среды человека.

8).Выявлены основные принципы формирования интерьера индивидуальной жизненной среды на основе современных социокультурных представлений и достижений.

Положения, выносимые на защиту. В качестве основных положений, защищаемых автором, можно отметить те, которые вытекают из научной новизны работы:

1. Вводится понятие жизненной среды, в которой находят отражение глобальные (общее), этнические (особенное) и индивидуальные (единичное) характеристики проектной деятельности. Если жилая средаэто всего лишь некоторое локальное пространственное образование, то жизненная среда включает в себя а) архитектурное пространство, б) дизайнерскую предметность, в) социобиологические функции человека и г)"духовный климат" дома, духовно-нравственные и социально-психологические отношения людей.

2. Такое интегральное понимание жизненной среды приводит к пониманию её как комплексного социокультурного образования. Жизненная среда впитывает в себя все многоаспектные достижения культуры: архитектурной и художественной, дизайнерской и технической, научной и бытовой, традиционной и новаторской, обрядовой и символической и т. д.

3. На основе анализа функционального зонирования жизненной среды исследованы субъектные и объектные факторы детерминации её предметно-пространственной организации. Эти факторы определяются логикой построения четырёхслойной структуры жизненной среды (архитектурной, дизайнерской, социобиологической и духовно-психологической). В связи с этим, осуществляется выход на определение нового интегрального стиля в организации жизненной среды, который обозначен как архитектонический.

4. Дано критическое рассмотрение альтернативных концепций проектирования и формирования жизненной среды, поскольку эти концепции обусловливают и соответствующие им модели. Учтён как отечественный, так и зарубежный опыт. На основе анализа системообразующих факторов (пространственный, предметный, общественный и индивидуальный) построена восьмиклеточная матрица типов проектирования жизненной среды с рассмотрением их конкретного содержания.

5. В работе дан многоаспектный анализ социокультурных функций жизненной среды человека с выявлением оснований их типологии. На основе этого выявлены основные принципы формирования интерьера индивидуальной жизненной среды с учётом современных социокультурных достижений и представлений, а также личного проектного опыта автора.

Практическое и теоретическое значение исследования, с точки зрения автора, состоит в том, что полученные результаты могут быть полезными для современных отечественных проектировщиков жизненной среды, особенно, индивидуального характера. Эти результаты, носящие системно-типологический характер, создают хорошую базу для осуществления творческого диалога проектировщика и заказчика. Разумеется, результаты социокультурного анализа жизненной среды могут быть положены в основу специальных курсов для архитекторов, дизайнеров и культурологов. Наше исследование показывает, что жизненную среду необходимо понимать интегрально и с точки зрения её внутренней структуры, и с точки зрения социобиологических функций, и с точки зрения социокультурной детерминации.

Апробация работы. Исследовательская концепция автора была представлена в монографии «Социокультурная детерминация жизненной среды"1 и 6 статьях. По теме диссертации сделаны доклады на трёх региональных конференциях. Излагаемая концепция послужила методологическим основанием для авторской проектной деятельности (более 30 реализованных проектов).

Работа обсуждена на кафедре культурологии Гуманитарно-художественного института ННГАСУ и рекомендована к защите по специальности 24.00.01 — теория и история культуры.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, 3-х глав по 2 параграфа в каждой, Заключения и Списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование социокультурной детерминации жизненной среды позволяет, прежде всего, сделать некоторые выводы теоретического характера.

1 .В современной архитектурной и строительной практике в основном используются, применительно к локальной пространственной организации жизнедеятельности человека, такие понятия как «жильё», «жилище», «жилая среда», «жилое пространство» и т. п. Все они не охватывают реального содержания той локальной среды, которая не только задаётся проектировщиком и строителем, но и самоорганизуется потребителем, человеком. В жилое пространство включается реальный человек с его индивидуальными особенностями. Стандартизированное пространство в ходе его заселения, организации, социального насыщения функциями начинает приобретать новое интегральное качество — оно превращается в жизненное пространство, т. е. в пространство жизнедеятельности человека. Более того, это пространство насыщается индивидуально значимой предметностью, что определяется социобиологическими функциями жильцов. И если продолжить эту логику становления жизненной среды, то приходится учитывать и метасоциальную среду обитания, создающую «духовный климат» дома, жилья. Констатация этой логики развития жилой среды до жизненной среды и приводит к фиксации в ней, как системе, четырёх уровней формирования: а) создание архитектурного пространства, б) насыщение его специфической предметной атрибутикой, в) формирование системы социобиологических функций в данной среде и г) образование метасоциальной атмосферы, своеобразного духовно-психологического климата этой жизненной среды. Эти четыре аспекта мы и учитываем при понимании сущности и структуры жизненной среды.

2. Такой подход к осознанию интегральной природы жизненной среды закономерно приводит к её трактовке как специфического локального социокультурного образования. Не могут архитекторы, дизайнеры строители, сантехники, этнографы, искусствоведы и другие специалисты в одиночку своими специфическими средствами создать интегральное образование — жизненную среду. Диалектическая связь здесь достаточно проста: интегральный объект требует и интегрального его проектирования. Постепенно появляется и новый специалист «архитектоник» (С.Н.Норенков). Но он может комплексно решать лишь предметно-пространственные задачи, объединяя усилия архитекторов, дизайнеров, живописцев, скульпторов, графиков, декораторов и т. п. Всё это имеет принципиальное значение для гармоничного проектирования интерьера. Но этот совершенно построенный интерьер, в свою очередь, начинает насыщаться системой социальных и биологических функций человека-потребителя. А этот человек за порогами квартиры, дома, коттеджа не оставляет свои эстетические, этнические, профессиональные, семейные, бытовые, идеологические и иные социогуманитарные качества, потребности и способности. Они «приходят» с ними в дом и формируют соответствующую им предметно-пространственную среду, делая её не жилой, а жизненной. Более того, в ходе функционирования эта жизненная среда обретает и своё духовно-нравственное насыщение, создаёт социально-психологический климат, который отличает её от аналогичных сред.

3. Жизненная среда как функционирующее социокультурное образование по своей архитектонике, по пространственной организации, по предметному насыщению, по образу жизни и поведению жильцов закономерно обретает индивидуальную специфику. Эта специфика определяется как субъектными, так и объектными факторами, которые исследованы в работе. Мы прекрасно понимаем, что наиболее широкие возможности открываются и у проектировщиков, и у заказчиков в связи с перспективами индивидуального строительства. Но даже при типовом строительстве открываются перспективы трансформации, перестройки, достройки и т. д. стандартного пространства. Отсюда и возрастающая роль архитектора, дизайнера. Архитектоника!

4. В основу классификации социокультурных функций в жизненной среде нами принята разработанная в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете концепция восьми базовых, константных родов деятельности человека (хозяйственно-экономической, экологической, педагогической, оздоровительной, научно-исследовательской, физкультурно-спортивной, организационно-управленческой, художественной). Это базовые функции, которые дифференцируются каждым отдельным человеком в соответствии с его склонностями. Важно, что все они требуют своей пространственно-предметной организации. Об этом говорит опыт проектирования современных коттеджей и других объектов индивидуальной жизненной среды. При анализе интерьерной организации жизненной среды мы опирались на разработки в области системы принципов дизайна (социологический, инженерный, эргономический, экономический, экологический и эстетический).

В качестве рекомендаций на основе осуществлённого исследования можно сформулировать ряд предложений: проектирование индивидуальной жизненной среды должно базироваться на учёте не только архитектурных, но и всего комплекса социокультурных требованийпри этом необходимо учитывать как глобальные, так и этнические и индивидуальные особенности данного региона и конкретного заказчикапри проектировании жизненной среды важно учесть весь комплекс субъектных и объектных факторов социокультурной детерминации жизненной средыпространственно-предметная организация жизненной среды должна базироваться на системе социокультурных функций, которые в ней будут осуществляться. При этом необходимо иметь в виду не только константный аспект, но и возможные трансформации и модификации жизненной среды, что позволяет рассматривать её как «виртуальное предметно-пространственное образование».

Наш анализ названной проблемы приводит и к выводам перспективного характера: а) предстоит осуществить категориально-терминологическую классификацию ряда базовых понятий: «жильё», «жилище»,"жилое пространство", «жилая среда», «жизненная среда» и др.- б) вероятно, целесообразно в современных условиях кризиса модернизма и постмодернизма в культуре всё большее внимание уделять утверждению стилевой концепции архитектоники как интегральной концепции к формированию предметно-пространственной организации среды жизнедеятельности человекав) становление и развитие системы дизайн-методологии имеет отношение не только к промышленной продукции (художественное конструирование), но и к интерьеру (художественное проектирование). Смыкание этих двух процессов и обеспечит создание гармоничной и в пространственном (проектирование) и в предметном (конструирование) отношении среды жизнедеятельности человека на базовых принципах дизайна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Н. Создать художественный облик города /Н.Н.Александров //Техническая эстетика. 1988. — № 2. — С. 18−20.
  2. , Н.Н. Эволюция ментального хронотопа /Н.Н.Александров. Кострома: КГУ, 2000. — 434с.
  3. , Е.Я., Быховская, И.М. Апология культурологии: Опыт рефлексии становления научной дисциплины /Е.Я.Александрова, И. М. Быховская //Общественные науки и современность. 1997. — № 3.
  4. , Т.И. Региональные особенности градостроительства в Сибири и на Севере /Т.И.Алексеева. Л.: Стройиздат, 1987. — С.208.
  5. , Г. С. Связи села и города: вопросы методологии /Г.С.Антипина //Строительство и архитектура Ленинграда. 1967. — № 6. -С.15−16.
  6. Антропономия. Общая теория человека. Н. Новгород: НАСИ, 1991. -172с.
  7. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1993. — 295с.
  8. , В.Н. Интеллектуальная собственность. Дисс. канд.филос.наук /В.Н.Барякин.-Н.Новгород: ННГАСУ, 1999.
  9. , З.Г. Функция, форма, качество /З.Г.Бегенау. М.: Мир, 1969. -168с.
  10. Ю.Безмоздин, Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека /Л.Н.Безмоздин. Ташкент: ФАН, 1975. — 244с.11 .Бестужев-Лада, И. В. Окно в будущее /И.В.Бестужев-Лада. -М.: Мысль, 1970.
  11. , А. А. Психология общения /А.А.Бодалёв. М.: Ин-т практической психологии, 1996. — 256с.
  12. И.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХУ-XVIII. /Ф.Бродель. Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. — М.: Прогресс, 1986. — С.287.
  13. , М.В. Философский анализ научного статуса аксиологии /М.В.Бронский. Н. Новгород: МИЭМП, 2001. — 140 с.
  14. , Л.П. Социальная среда и сознание личности /Л.П.Буева. М.: МГУ, 1968.
  15. , В.А. Эффективный менеджмент /В.А.Бусыгин. -М.:Финпресс, 2000. 1056с.
  16. , И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных /И.А.Бутенко //Социс. 1998. — 37. — С.82−89.
  17. , Б.С. Информационные технологии и системы. Монография /Б.С.Воинов. Кн.1: Методология синтеза новых решений. — Н. Новгород: ННГУ, 2001. — 404 с.
  18. , Б.С. Информационные технологии и системы. Монография /Б.С.Воинов. Кн.2: Прикладные системные исследования. — Н. Новгород: ННГУ, 2001. — 272 с.
  19. , И.Ф. Творческие методы и художественные системы /И.Ф.Волков. М.: Искусство, 1989. — 253с.
  20. , Г. Л. Социологический анализ духовной составляющей социального взаимодействия. Автореф. д-ра социол. наук /Г.Л.Воронин. Н. Новгород: ННГУ, 2002. — 50 с.
  21. , Н.В., Шестопал, Я.Е. Эстетика техники /Н.В.Воронов, Я. Е. Шестопал. М.: Советская Россия, 1972.
  22. , Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский. М.: Искусство, 1986. — 573с.
  23. , Г. П. Аксиология культуры /Г.П.Выжлецов. СПб: СпбУ, 1996.
  24. , Б.М. Содружество чувств и синтез искусств /Б.М.Галеев. М.: Знание, 1982.-64с.
  25. , Г. Д. Наука и национальные культуры /Г.Д.Гачев. Ростов н/Д: РГУ, 1992.
  26. , А. Из творческого опыта /А.Гегелло. JL, 1962. — С.62.
  27. , М. Жилище /М.Гинзбург. -М.: Госстройиздат, 1934.
  28. , B.JI. О дизайне /В.Л.Глазычев. М.: Искусство, 1970. — 192с.
  29. , В.Л. Организация архитектурного проектирования /В.Л.Глазычев. М.: Стройиздат, 1977. — 171с.
  30. , B.C., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. /В.С.Горюнов, М. П. Тубли. СПб: Стройиздат, 1992. — 360с.
  31. , Г. А. Город и быт /Г.А.Градов. М.: Стройиздат, 1967.
  32. , Р.В. Потребности личности /Р.В.Гребенников. Минск: Беларусь, 1978. — 223 с.
  33. , В. Границы архитектуры /В.Гропиус. М.: Прогресс, 1970. -127 с.
  34. , П. Культура и контркультура /П.Гуревич //Свободная мысль.1994.-№ 11.
  35. , П.С. Философия культуры /П.С.Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1995.
  36. , B.C., Рябушин, А.В. Жилище должно быть удобным /В.С.Дёмина, А. В .Рябушин //Строительство и архитектура. 1969. -Киев. — № 2.
  37. Джонс, Дж Инженерное и художественное проектирование: современные методы проектного анализа /Дж.Джонс. М.: Мир, 1977. -375с.
  38. , С.В. От технократической биомеханики к социокультурной теории двигательных действий /С.В.Дмитриев. Н. Новгород-СПб: АФК, 1999. — 246 с.
  39. , В.Ю. Социальная основа планировочного развития жилища. Автореф. .д-ра архит. /В.Ю.Дурманов. М., 1992. — 41с.
  40. , А.Ф. Границы искусства /А.Ф.Еремеев. М.: Искусство, 1987. -319с.
  41. , П.М. Потребности человека /П.М.Ершов. М.: Мысль, 1990. -365с.
  42. Жилая ячейка в будущем. М.: Стройиздат, 1982. — С.66−74. 44.3еленов, Л. А. Процесс эстетического отражения /Л.А.Зеленов. — М.:
  43. Искусство, 1969. 168с. 45.3еленов, Л. А. История и теория дизайна /Л.А.Зеленов. — Н. Новгород:
  44. ННГАСУ, 2000. 86 с. 46.3еленов, Л. А. Социология города /Л.А.Зеленов. — М.: Владос, 2001. -196с.47.3еленов, Л. А. Историческая логика эстетики /Л.А.Зеленов.
  45. Н.Новгород: ННГАСУ, 2002. 130 с. 48.3еленов, Л. А. Введение в общую методологию /Л.А.Зеленов. — Н.
  46. Новгород: ОАЧ, 2002. 155 с. 49.3еленов, Л. А., Фролов, О. П. Принципы дизайна /Л.А.Зеленов,
  47. О.П.Фролов. Горький: ГИСИ, 1978. — 76 с. 50. Зеленое, Л.А., Куликов, Г. И. Методологические проблемы эстетики
  48. Л.А.Зеленов, Г. И. Куликов. М.: Высшая школа, 1982. — 176с. 51.3еленов, Л.А., Владимиров А. А. Региональные элективы /Л.А.Зеленов,
  49. , А.В. Художественный язык архитектуры /А.В.Иконников. -М.: Искусство, 1985. 175с.
  50. , А.В. Функция, форма, образ в архитектуре /А.В.Иконников. М.: Стройиздат, 1986. — 268с.
  51. , М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства /М.С.Каган. JL: Искусство, 1972. — 440 с.
  52. , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование /В.П.Казначеев. М.: МГПУ, 1996. — 248 с.
  53. , Н.В., Дорофеева, Л.П., Михайлов, Г. В. Дворец Меньшикова /Н.В.Калязина, Л. П. Дорофеева, Г. В. Михайлов. М.: Советский художник, 1986. — 219с.
  54. , К.М. Красота и польза /К.М.Кантор. М.: Искусство, 1967. -278с.
  55. , Т.П. Человек среди вещей /Т.П.Карамзина. Минск: Наука и техника, 1987. — 17с.
  56. , К.К. Формирование архитектурно-планировочной структуры городского жилища на социально-демографической основе. Автореф. .д-ра архит. /К.К.Карташова. М., 1985. — 43с.
  57. , Л.Н. Цель и смысл жизни человека /Л.Н.Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  58. Кон, И. С. Социология личности /И.С.Кон. М.: Политиздат, 1967.
  59. , Л. Архитектура XX века /Л.Корбюзье. М.: Прогресс, 1977.
  60. , В.В. Социодинамика интеллектуального потенциала общества /В.В.Корнев. Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. — 99 с.
  61. , О.Л. Диалектика потенциала человека /О.Л.Краева. М.: Минобр. РФ, 1999. — 251 с.
  62. , Ю. Занятость и организация /Ю.Круусвалл //Человек в социальной и физической среде. Таллинн: ТПИ, 1983. — С.69−96.
  63. , С.И. Философские основы теории и практики международного спорта /С.И.Курило. М.: РГАФК, 2000. — 250 с.
  64. , В.А. Естественное и искусственное: борьба миров /В.А.Кутырёв. Н. Новгород: ННГУ, 1994. — 199 с.
  65. , В.А. Культура и технология: Борьба миров /В.А.Кутырёв. -М.: Прогресс-Традиция. 2001.
  66. , Т.С. Философия культуры: вариант понимания /Т.С.Лапина. -М.: Профобразование, 2003. С. 255.
  67. , Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920−1930 гг. /Н.Б.Лебин. СПб: Летний сад, 1999. — С.320.
  68. , И.Е. Социокультурная детерминация жизненной среды. Монография /И.Е.Линевич. Н. Новгород: ННГАСУ, 2003. — 88с.
  69. , И.Е. Монолог профессионала //И.Е.Линевич. -Нижегородский проект. 2001. — № 9. — С.8−9.
  70. , И.Е. Мебель в стиле «Гранже» /И.Е.Линевич //Нижегородский проект. 2002. — № 1. — С. 14−15.
  71. , И.Е. И главный козырь ванная /И.Е.Линевич //Модный свет. -Июнь, 2001.-С.10−11.
  72. , И.Е. Под углом 60° /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры. 2002.- № 6.-С.114−122.
  73. , И.Е. По образу и подобию /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры.- 2002. № 7. — С.136−142.
  74. , И.Е. Под настроение /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры. -2002.-№ 8.-С. 120−130.
  75. , И.Е. В стиле фьюжн /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры. -2002. № 13. — С.68−78.
  76. , И.Е. И снова минимализм /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры. 2003. — № 16. — С.48−56.
  77. , И.Е. В стиле контемпорари /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры. 2003. — № 18. — С.76−84.
  78. , И.Е. Все краски лета /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры. -2003. № 19. — С.50−58.
  79. , И.Е. Ближе к природе /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры.2003.-№ 21.-С. 144−152.
  80. , И.Е. Оранжевое солнце /И.Е.Линевич //Лучшие интерьеры.2004. № 30. — С.244−250.
  81. , В.Ф. Человек и техника /В.Ф.Ломов. М.: Радио, 1966. — 368с.
  82. , А.Ф. Форма-Стиль-Выражение /А.Ф.Лосев. М.: Мысль, 1995. -944с.
  83. , И.В., Сикачёв, А.В. Жилая ячейка как объект дизайна /И.В.Лучкова, А. В. Сикачёв. Техническая эстетика. — 1969. — № 8.
  84. , А.Н. Философия ценностей /А.Н.Максимов. М.: Высшая школа, 1997.
  85. Методология и теория деятельности. Горький: НТО, 1982. — 230с.
  86. Моль, А. Социодинамика культуры /А.Моль. М.: Прогресс, 1973. -406с.
  87. , Дж. Проблемы дизайна /Дж.Нельсон. М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. — М., 1970.
  88. , Б.В., Рябушин, А.В. К проблеме комплексного оборудования жилища /Б.В.Нешумов, А. В .Рябушин //Техническая эстетика. 1970. -№ 7.
  89. , Б.В., Рябушин, А.В. Перспективы развития жилой среды /Б.В.Нешумов, А. В. Рябушин //Техническая эстетика. 1969. — № 6.
  90. , С.В. Архитектоническое искусство /С.В.Норенков. -Н.Новгород: ВВКИ, 1991. 199с
  91. , С.В. Архитектоника предметного мира /С.В.Норенков. -Н.Новгород: ННГУ, 1991. 160 с.
  92. , С.В. Введение в архитектонику: архитектурная и техническая эстетика проектной деятельности /С.В.Норенков. -Н.Новгород: ННГУ, 1991. 99 с.
  93. , С.В. Визуальная архитектоника миросозидания /С.В.Норенков. Н. Новгород: ННГУ, 1997. — 126 с.
  94. , С.В. Культурфилософия концептуального проектирования (архитектонический анализ и научные исследования) /С.В.Норенков. -Н.Новгород: ННГАСУ, 1997. 119 с.
  95. Общество и природная среда. М.: Знание, 1980. — 240с.
  96. , Н. Российский дизайн интерьера как культурная практика 1990-х годов /Н.Оноприенко. -http:/nlo.magazine.ru/artist/dudec/main 24. html
  97. Основы архитектурной композиции и проектирования. Киев: Вища школа, 1976.-256с.
  98. , Ю.Ф., Шамаро, А.А. Нартекс ЛО.Ф.Панасенко, А. А. Шамаро //Наука и религия. 1992. — № 1. — С.62−66.
  99. , Э.А. Философия культуры /Э.А.Поздняков. М.: Интурреклама, 1999.
  100. Проблемы композиции. М.: Изобразительное искусство, 2000. -291с.
  101. Рабинович, JL, Киселевич, И. Об основах формирования перспективных типов жилых домов /Л.Рабинович, И. Киселевич //Архитектура СССР. 1966. -№ 11.
  102. , Л.В. Русская провинциальная среднедворянская усадьба как социокультурный феномен. Автореф. дисс. канд. культурологии /Л.В.Рассказова. Н. Новгород: ННГАСУ, 1999. — 34 с.
  103. , Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды /Н.Ф.Реймерс. М.: Просвещение, 1992. — 320с.
  104. , Е.А. Художник в дизайне /Е.А.Розенблюм. М.: Искусство, 1974. — 176с.
  105. Россия и проблемы глобализации. Н. Новгород: НКИ, 2002. — 344с.
  106. , В.Л. Жилая ячейка и система обслуживания: функциональная взаимосвязь /В .Л. Ружже //Строительство и архитектура Ленинграда. -1971.-№ 11.- С.26−29.
  107. , А.В. Среда мера всех вещей /А.В.Рябушин //Декоративное искусство СССР. — 1973. — № 10.
  108. , А.В. Футурология жилища за рубежом. 60−70гг. /А.В.Рябушин. М.: ВНИИТЭ, 1973.
  109. А.В. Развитие жилой среды. Проблемы, закономерности, тенденции /А.В.Рябушин. М.: Стройиздат. — 1976. — 381с.
  110. , А.В., Богданов, Е.В., Паперный, В. З. Жилая среда как объект прогнозирования /А.В.Рябушин, Е. В. Богданов, В. З. Паперный. -М.: ВНИИТЭ, 1972.
  111. , С.А. Функционально-пространственная организация жилого комплекса в условиях крупного современного города /С.А.Садовский. -М.:МархИ, 1977. С.З.
  112. , И.И. Восприятие архитектурной среды /И.И.Середюк. -Львов: ЛГУ, 1979. 203с.
  113. Система культуры личности. Горький: НТО, 1985. — 242с.
  114. , С.В. Социальная конфликтология /С.В.Соколов. М.: ЮНИТИ, 2001.-327с.
  115. , Ю.С. Композиция в технике /Ю.С.Сомов. М.: Машиностроение, 1977. — 272с.
  116. Социальные отношения и социальные институты. Горький: НТО, 1983.-256с.
  117. , JI.H. Природа эстетической ценности /Л.Н.Столович. М.: Политиздат, 1972. — 271 с.
  118. , В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции /В.И.Столяров //Спорт, духовные ценности, культура. -Вып.5. М.: РГАФК, 1998. — с.101−265.
  119. , А., Хартен, Ю., Татлин, В. Ретроспектива /А.Стригалёв, Ю. Хартен, В.Татлин. Кельн: ДиМонтВиспуечлаг, 200. — 415с.
  120. , М. Культурная ценность вещи /М.Субботин //Декоративное искусство СССР. 1971. — № 3.
  121. , А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония /А.И.Субетто. -М.: Логос, 1992.-204с.
  122. , А.И. Ноосферизм /А.И.Суббето. Т. 1. — СПб: ПАНИ, 2001. -591с.
  123. , А.И. Непрошенные мысли /А.И.Субетто. Кн.1. — СПб-М.: ПАНИ, 2002. — 224с.
  124. , В.В. Сфера обслуживания: методологические основы планировочной организации /В.В.Танаков. Днепропетровск, 1984. -С.340. — Деп. в Днепропетровском ИСИ НРС 84 000 257.
  125. , В.И. Прометей или Орфей. Искусство «технического века» /В.И.Тасалов.-М.:Искусство, 1967.
  126. Теория потребностей и способностей. Горький: НТО, 1984. — 247с.
  127. Фёдоров, М. В. Эстетическая ценность предметной среды /М.В.Фёдоров //Вопросы технической эстетики. Вып.2. -М.Искусство, 1970.
  128. , Ю.В. Этнос как субъект этнической социализации: Автореф. канд. культурологии /Ю.В.Филиппов. Н. Новгород: ННГАСУ, 1999.-21с.
  129. Л.В., Лебедев, Ю.А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев. Пермь: ПГУ, 1992.-264с.
  130. , В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 19 171 925гг /В.Э.Хазанова. М.:Наука, 1970. -113с.
  131. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна /С.О.Хан-Магомедов. М.: Галарт, 1995. — 424с.
  132. , А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе /А.Г, Харчев. -Л.: Знание, 1968.
  133. , К.К. Перспективы развития социальной типологии жилища /К.К.Хачатрянц //Социальные исследования проблем города и жилища. Новосибирск, 1986. — С. 175−179.
  134. , Н.Н. Философский анализ экологической сферы общества /Н.Н.Храменков. Н. Новгород: ОАЧ, 1992. — 158с.
  135. Человек мера всех вещей. — Горький: СНИО, 1988. — 259с.
  136. , Л.К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде /Л.К.Щепетис. М.: Советский художник, 1978. -266с.
  137. , Л.К. Человек и эстетическая среда /Л.К.Шепетис. М.: Знание, 1985. 64с.
  138. , В.А. Новый технократизм /В.А.Щуров. Н. Новгород: ННГУ, 1995.-115с.
  139. , В.Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки /В.Г.Щукин //Вопросы философии. 1996. — № 1. -С.135−146.
  140. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М.: Стройиздат, 1990. — 335с.
Заполнить форму текущей работой